автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему:
Экзистенциальные проблемы в творчестве Г. Бёлля

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Лукичева, Ирина Ивановна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Нижний Новгород
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.05
Диссертация по филологии на тему 'Экзистенциальные проблемы в творчестве Г. Бёлля'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Лукичева, Ирина Ивановна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I Художественно-эстетические принципы экзистенциализма

ГЛАВА II Типология героев Г. Бёлля.

2.1. Самоотчуждающийся герой.

2.2. Познающий герой.

ГЛАВА III Экзистенциальная направленность художественного видения Г. Белля.

3.1. Философия Дома у Бёлля.

3.2. Экзистенциальный характер проблемы «тепа» и «души».

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по филологии, Лукичева, Ирина Ивановна

В конце XX столетия человек, испытывая потребность в самоидентификации и определении своего места в жизненном процессе, все активнее обращается к экзистенциальной философии, под знаком идей которой, по сути, прошел весь XX век Экзистенциализм относится к числу тех философских направлений, которые оказали большое воздействие на развитие современной культуры и литературы.

Осмысление существования человека в пограничных ситуациях, определение подлинности выбора в таких ситуациях, формирование способности стать судьей своих поступков - эти и подобные глобальные установки экзистенциализма стали жизненными ценностями и бытийственными ориентирами для многих героев западноевропейской литературы. Немецкий исследователь X Химмель связывает экзистенциальную проблематику с переходом от эстетической стадии литературного процесса XIX века к этической, с которой начинается литература XX столетия1. Трагические события революций и мировых войн еще более обострили внимание художников к истинности, нормативной правильности своих действий и поступков, авторской аутентичности. у В конце XX столетия актуальным становится философствование как способ миропонимания. В век тотального одиночества, разобщенности и отчужденности позитивные установки экзистенциализма являются тем инструментом для познания, который .лучше всего согласуется с эмоциональным настроем человека в конце XX века. Появляется так называемое «экзистенциальное сознание», акцентирующее субъективное начало, не соотносящееся напрямую с экзистенциалистской философией .

1 Himmel Н. Wirkunges Rilkes auf den österreichischen Roman: Existentielle Probleme bei Muzil, Broh und Doderer. Köln; Wien, 1981. S. 67.

2 См. об этом: Мамардашвшщ м.К. Лекции о Прусте. М., 1995; Рорти Р. Философия и зеркало природы. Новосибирск, 1997.

Это сознание человека, более обостренно и чутко воспринимающего окружающий мир и пропускающего этот мир через призму своего внутреннего бытия, делающего затем свои субъективные переживания глобальными и общечеловеческими. |/

Особое значение проблемы экзистенциализма получили в Германии пятидесятых годов после пережитых потрясений второй мировой войны. В общественном сознании в это время усиливаются апокалипсические настроения, а в литературе становятся магистральными темы вины, ответственности за совершенные нацистами преступления. Немецкий экзистенциализм обращается не только к внутреннему Я человека, но и к внешним социально-историческим условиям, формирующим среду его обитания.

Экзистенциальная философия сопрягается с личным историческим опытом писателей, что помогает более точному и адекватному постижению себя самого и окружающего мира. «Философствование стало основой подлинного бытия человека, - пишет К. Ясперс. - Сегодня оно обретает свой характерный образ: человек, ввергнутый из субстанции стабильных условий в аппарат массового существования, пребывающий, утратив свою религию, в неверии, решительнее мыслит о собственном бытии. Из этого возникают типические, адекватные эпохе философские мысли. Первое уже не открывшееся божество, от которого все зависит - не мир, который существует; первое - человек, который никогда не может удовлетвориться самим собой как бытием, но все время стремится выйти за свои пределы»1.

1 Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. С. 376.

Трагаческий опыт и нравственное прозрение немцев сообщили литературе этой страны такую остроту видения и такое понимание экзистенциальных проблем, какого не было в странах с иным историческим опытом1.

Проблемы смерти, страха, вины, кризисных ситуаций для немцев были исполнены конкретики личных переживаний и остроты глубоких душевных ран. Отсюда та экспрессия и та философская глубина, которая появляется у немецких авторов в разработке ключевых экзистенциальных проблем. Немецкая литература, отличавшаяся склонностью многих писателей к рациональности, умозрительности и внеэмоциональносги, во второй половине XX века активно занялась поиском своего пути, ярко выраженным стремлением понять суть вещей, происходящих в Германии. В. Велыд отмечает, что вся немецкая культура второй половины XX века л отличается «дифференцированием и многомасштабностью» .

В Германии экзистенциальные идеи наиболее плодотворно воплотились в произведениях писателей, переживших военный плен, перенесших испытания и тяготы печально известного периода на своей судьбе. Поэтому такие авторы, как В. Борхерт, Г. Грасс, А Авдерш,

1 Начиная с середины 40-х годов, в Германии (ГДР и ФРГ) идет активный процесс усвоения и интерпретации идей экзистенциализма. Этапной стала работа Lukäcs G. Existentialismus oder Marxismus. Berlin, 1951. Далее отметим: Ell I. Der Existentialismus in seinem Wesen und Werden. Bonn, 1955; Mende G. Studien über die Existenzphilosophie. Berlin, 1956; Abbagnano N. Philosophie des menschlichen Konflikts. Hamburg, 1957; Holz H.H. Der französische Existentialismus; Speyer / München, 1958; Mittenzwei W. Die existentialistische Eroberung der Bühne durch Jean-Paul Sartre II Mittenzwei W. Kampf der Richtungen, Leipzig, 1978; Patent G. I. Zur Kritik der Existenzphilosophie Martin Heidegger. Berlin, 1979; Gerlach H.- M. Martin Heidegger. Denk und Irrwege eines spätbtirgerlichen Philosophen. Berlin, 1982.

2 Welsch W. Postmoderne oder Ästhetisches Denken-gegen seine Missverständnisse verteidigt II Postmoderne - Anbruch einer neuen Epoche? Wien, 1990. S. 245.

В, Кёппен разрабатывают, казалось бы, одни и те же, общие для них, проблемы войны, страха, смерти, выбора, но с позиций индивидуального художественно-эстетического осмысления. Для одних тема войны связана с проблемой вины, молчания, для других - с собственной опустошенностью, надломленностью, непониманием окружающих, но, соединяясь в одно общее онтологическое целое, литература ФРГ исследует войну и послевоенный синдром «возвращения» не только как социальный, но и как человеческий, личностный феномен.

Особое место в этом ряду принадлежит Г. Бёллю, католическое мировосприятие которого уже в ходе самой войны помогло будущему писателю увидеть искаженный войной мир сквозь призму вечных проблем человеческого бытия. Проза Г. Бёлля проникнута философскими мотивами, размышлениями об одиночестве человека, о драгоценности человеческой жизни, об особом предназначении каждого индивида.

Научная литература, посвященная творчеству Г. Бёлля, обширна и многообразна. Исследуются разные аспекты его творчества Анализируются вопросы поэтики - C.B. Рожновский, И.Б. Роднянская, А.Б. Ботникова, Л.С. Тамарченко1; рассматриваются функции рассказчика, стилевые особенности - Т.А. Остудина2; сюжетно-композиционные принципы - С.А. Джебраилова, М.Г. Рудницкий, Н.Т. Рымарь3;

1 Ботникова А.Б. Время в романе Г. Белля «Бильярд в половине десятого» II Индивидуальность писателя и литературно-художественный процесс. Воронеж, 1978; Роднянская И. Б. Мир Генриха Бёлля / Вопросы литературы, 1966, № 10; Рожновский С.В. Г. Бёлль. М., 1965; Тамарченко Л.С. Ритм в лирическом романе («Бильярд в половине десятого» Г. Бёлля II Художественное целое как предмет типологического анализа. Кемерово. 1981.

2 Остудина Т.А. О стиле Г. Белля II Вестник Ленинградского ун-та, 1969. № 8. История, языкознание, литература. Вып. 2.

3 Джебраилова С.А. Проблема единства содержания и формы в романах Г. Бёлля «Где ты был, Адам?» и «Бильярд в половине десятого» // Дис. к. фнгаол. наук. Баку, 1973; Рудницкий М.Г. Женщины на фоне речного пейзажа. Роман в монологах и внутренних диалогах // Современная художественная литература за рубежом, 1987; Рымарь Н.Т. О жанровой природе романа Г. Бёлля «Групповой портрет с дамой» /У Проблемы, истории критики и поэтики реализма. Межвузовский сборник. Куйбышев, 1980. антивоенные и антифашистские мотивы в его произведениях -И В. Млечина, П.М. Топер, Ю. Архипов1.

В широком контексте рецепции литературной традиции исследует творчество Бёлля В. А. Фортунатова2.

На философские мотивы в его произведениях обращают внимание В.Д. Днепров, Д.В. Затонский, Т.Л. Мотылева3. Следует отметить работу Э.А. Ильиной «Романы Генриха Бёлля (Вопросы поэтики)», где исследовательница отмечает непосредственное воздействие на творчество Бёлля «экзистенциализма;, этой философии «отчаяния» и «стойкости», возникшей именно в Германии . Книги Г. Бёлля, - пишет Э.А. Ильина, -свидетельствуют о том, что ему близки такие понятия экзистенциализма, как «сущность» и «существование», «подлинность» и «неподлинность» человека* проблемы коммуникации и одиночества, нивелирования и потери человеческой сущности в техницизированном мире, нравственного выбора и ответственности личности, свободы, достоинства человека, утверждающего смысл своей жизни вопреки «конечности» и «временности»4.

Сходные принципы исследования творчества Г. Бёлля обнаруживают и зарубежные литературоведы.

В монографии А Беккеля выделяются доминирующие проблемы в произведениях писателя «человек, общество, церковь, семья, хлеб»5;

1 Архипов Ю. Спектр романа: заметка о современной западноевропейской прозе // Литературное обозрение, 1982, Ks 1; Млечина И.В. Расчет с прошлым, счет настоящему (Война и фашизм в литературе ФРГ) // Вторая мировая война в литературе зарубежных стран. М.3 1985; Топер П.М. Ради жизни на земле. М., 1971.

2 См. публикации: Фортунатова В. А. Немецкая классика и функции менгатексга (Бёлль, Грасс, Носсак). Горький,1990; Литературно-художественный континуум в произведениях Генриха Бёлля. Пермь, 1991; Поэтика художественной традиции в рассказах Генриха Бёлля. Н. Новгород, 1994.

3 Днепров В.Д. С единой точки зрения. Л., 1989; Затонский Д.В. Проповедник из Кельна: Г. Бёлль - человек и писатель // Литературное обозрение, 1990, № 5; Мотылева Т.Л. Достояние современного реализма. М., 1973.

4 Ильина Э.А. Романы Генриха Бёлля (Вопросы поэтики). Н. Новгород, 1994. С. 22.

5 Becke! А. Mensch, Gesellschaft, Kirche bei Heinrich Böll. Köln, 1970. социально-политические, религиозные проблемы рассматривают Р. Шнелль, К. Линдер, Й. Borr, Г. Вирт, Т. Бент1.

Несколько более разнопланово исследуют творчество Бёлля Г.Ю. Бернхард, В. Шварц, которые, помимо социальных мотивов, составляющих неотъемлемую часть его произведений, выделяют также проблемы нравственности, туманности, соотнося их с философскими установками экзистенциализма2 Но влияние специфики экзистенциального мышления Г. Бёлля на структуру его произведений оказывается вне поля зрения исследователей.

Между тем, творчество немецкого классика современности значительно многограннее, сложнее и богаче, чем подобные оценки, суживающие его интерпретацию. Один из аспектов его наследия, не вполне оцененный критиками, - это образное постижение сущности человека в окружающем мире, его бытийетвенные проблемы, зависимость отдельной человеческой судьбы от исторических катаклизмов и потрясений. Поэтому обращение к экзистенциальным проблемам в творчестве Г. Бёлля глубоко закономерно и внутренне мотивированно.

Предметом исследования являются произведения Г. Бёлля «Поезд пришел вовремя» («Der Zug war pünktlich», 1949), «Где был ты, Адам?» («Wo warst du, Adam?», 1951), «И не сказал ни единого слова» («Und sagte kein einziges Wort», 1953), «Дом без хозяина» («Наш ohne Hüter», 1954), «Хлеб ранних лег» («Das Brot der frühen Jahre», 1955), «Бильярд в половине десятого» («BiHiard um halb zehn», 1959), «Глазами клоуна» («Ansichten eines Clowns», 1963), «Под конвоем заботы» («Die fürsorgliche Belagerung». 1979), «Групповой портрет с дамой»

1 Bendt T. Heinrich Böll den ömsinte utanaren. Stocholm, 1978; Wirth G. Engel vor Flußlandchafi Ii Sinn und Form, 40 Jg. H.2; Linder C. Heinrich Böll. Köln, 1986; ßvodt J. Heinrich Böll, München, 1978; Schell R. Die Lteratur der Bundesrepublik. Autoren, Geschichte Literaturbetrieb. Stuttgard, 1986.

2 Bemchard H. J. Die Romane Heinrich Böll Gesellschaftskritik und Gemeinschaftsutopie. Berlin, 1970; Schwarz W.J. Der Erzähler Heinrich Böll. Bern und München, 1967.

Gmppenbild mit Dame», 1971), «Женщины у берега Рейна» («Frauen vor Flußlandschaft», 1985), где, на наш взгляд, наиболее полно воплощаются философские и художественно-эстетические установки экзистенциализма

Эти произведения отражают практически весь творческий путь Г. Бёлля, эволюцию его мировоззрения, его общественную и писательскую позицию.

Актуальность настоящей диссертации определяется потребностью изучения основ художественного творчества крупнейшего писателя современности Г. Бёлля в их отношении к важнейшему течению мировой философской и эстетической мысли - экзистенциализму.

Важно понять также первостепенное значение жизненного опыта Бёлля и возникающую на его основе концепцию личности в процессе ее экзистенциальной динамики. Художественный мир Бёлля не апеллирует к экономическим условиям и проблемам, не выявляет общественную вину перед человеком, но демонстрирует, что самоотчужденность героев является исторически обусловленной реакцией на длительной период, положивший конец несбывшимся надеждам поколения немцев 40-60-х гг.

Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что творчество признанного немецкого писателя-реалиста второй половины XX столетия рассматривается в процессе взаимодействия философских и художественных аспектов, что существенно обогащает методику анализа его произведений.

Методологической и теоретической основой исследования послужили ряд работ следующих направлений научного знания: литературоведения, философии, культурологии, психоанализа, феноменологии. Комплексное взаимодействие разноплановых методик анализа способствует более точному и многогранному пониманию творчества Г. Бёлля.

Цель работы состоит в рассмотрении экзистенциальных проблем в творчестве Г. Бёлля и порождающих их истоков, а также в необходимости определить место этого художника-мыслителя в мировом историко-литературном контексте.

Поставленная цель определила задачи, решаемые в ходе исследования:

-дать аналитическую характеристику истоков возникновения и развития идей экзистенциализма в литературно-мировоззренческом контексте XX столетия. Данная проблема решается за счет обращения к фундаментальным трудам классиков экзистенциализма;

- определить специфику художественно-эстетических аспектов экзистенциализма, вычленить круг проблем, и особенности их интерпретации в творчестве писателей-экзистенциалистов, охарактеризовать специфику героя и основные компоненты экзистенциального художественного видения автора;

-рассмотреть произведения Г. Бёлля в системе экзистенциальных художественно-образных идей, дополнить устоявшиеся представления о Бёлле-художнике, выявить специфику его индивидуального мастерства, определить творческое и мировоззренческое кредо художника.

Практическое применение диссертационной работы заключается в том, что представленный в исследовании материал дает основания для его использования при изучении и преподавании литературы в школе и вузе, представляет возможность экстраполировать результаты проведенных исследований на новый художественный материал.

Апробация работы. По теме диссертации были прочитаны доклады на международной, региональной, межвузовской конференциях (Санкт-Петербург, Москва. Иваново, Нижний Новгород). Материал работы отражен в одиннадцати публикациях. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите кафедрой всемирной литературы Нижегородского государственного педагогического университета.

Задачи и цели данного исследования, привлекаемые источники, сама специфика творчества Г. Бёлля обусловили структуру работы. Она состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

В первой главе «Художественно-эстетические принципы экзистенциализма» рассматривается та обширная образная традиция, которую создала в литературе экзистенциальная философия. С проблемами новой действительности, существования и осуществления, психологии новой морали, отчуждения и одиночества приходит новый художественно-эстетический опыт, получающий специфическое преломление и выражение в творчестве самых разных писателей, что позволяет говорить о том, что литературная теория и практика обогащаются за счет философских идей не только в тематическом, но и художественном отношении, что дает возможность для о выделения следующих художественно-эстетических принципов экзистенциализма, применяемых при анализе литературного произведения:

1) человек рассматривается во всем многообразии своих внутренних и внешних связей1;

2) подробно анализируются различные психологические состояния человека, по преимуществу негативные (страх, усталость, тошнота, одиночество, тоска, скука, отчаяние, смерть, ужас), что является очень значимым для установок экзистенциализма, так как только посредством болезненных душевных переживаний человек может вернуться к самому себе, обрести свою экзистенцию;

1 Следует отметить универсальность и вместе с тем историческую обусловленность многих идей экзистенциализма. Это явственно заметно в творчестве Г. Бёлля, об этом пишет и Р. Сафрански (Safranski R. Ein Meister aus Deutschland: Heidegger und seine Zeit. München, Wien, 1994. S. 174.).

3) создаются особые типы героев - экзистенциальный (сложившийся, устоявшийся в своих эмоциональных переживаниях, статичный) и экзистирующий (содержащий потенцию к развитию, познающий, прозревающий, обретающий свое «Я»).

Все эти интерпрегативно выделенные принципы реализуются в творчестве Г, Бёлля.

Во второй главе «Типология героев Г. Бёлля» рассматриваются экзистенциальные проблемы самоидентификации и выбора, подлинности и неподлинности существования, которые, проецируясь на произведения Бёлля, воплощаются в двух типах героев -самоотчуждающемся и познающем.

Проблема самоидентификации в учении экзистенциалистов связана с познанием человеком самого себя, обретением своего «Я», своей экзистенции, что определяется, в первую очередь, выбором определенной модели поведения: либо ситуативно обусловленной, либо выходящей за пределы ситуации, конструирующей свой собственный «проект бытия» (Ж.П. Сартр).

В третьей главе «Экзистенциальная направленность художественного видения Г. Бёлля» анализируются проблемы истинного «бытия-в-мире» («das in-der-Welt- Sein»), взаимосвязь человека с Другим, основные составляющие его духовной и физической сущности. Для решения этих проблем все внимание писателя концентрируется не только на исследовании разнообразных форм внутренней жизни героев, сознание которых сопровождается интенсивной рефлексией, но также и их внешнего бытия, обрастающего дополнительными проблемами немецкой реальности. Бёлль органично соединяет социально-этический аспект существования его героев с психофизиологическими, гармоничное взаимодействие которых оформляет «истинный» уровень внешнего существования человека, его внутренней сущности и сущности Другого, и помогает ему в осознании и сохранении этой истинности.

В заключении делаются выводы, подводятся некоторые итоги в рассмотрении поставленных проблем, очерчивается круг вопросов на дальнейшую перспективу.

Библиография работы насчитывает 237 наименований, из них 201 на русском, 36 на немецком языке.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Экзистенциальные проблемы в творчестве Г. Бёлля"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Творчество Г. Бёлля связано с экзистенциально-феноменологическим мышлением, которое безраздельно царило в немецком обществе первых послевоенных десятилетий. Как отмечает М. Франк, Германия до и сразу после второй мировой войны сохранила «традиции Большой философии, обновленной Хайдеггером»1. Сегодня философская мысль утратила сголь мощное стержневое начало, однако произведения Бёлля по-прежнему актуальны и востребованы. Мы имеем дело с феноменом художественного воздействия глубокой идеи, воплощенной в событиях и образах пером талантливого художника.

При изучении произведений Г. Бёлля были выделены основные художественно-эстетические принципы экзистенциализма, проанализированы типы героев и принципы создания экзистенциального характера, специфика художественною мышления писателя.

Экзистенциальные проблемы у Г. Бёлля содержат многоаспектный онтологический смысл, и специфика их интерпретации Бёллем заключается в осознании его героями, с одной стороны, собственной единичности в Бытии и ответственности за свою жизнь, с другой -причастности к судьбе Другого. Белль, как писатель экзистенциального гуманизма, подчеркивает как субъетивно-личностные особенности своих героев, так и те свойства их характера, которые детерминированы конкретными историческими обстоятельствами.

Проведенный анализ экзистенциальных проблем на примере творчества Белля позволяет сделать также вывод о том, что система

1 Манфред Франк и конец послевоенной немецкой философии. Беседа B.C. Манохова с М, Франком ft Логос, № 4(14), 1999. С. 4. средств художественного воплощения идей экзистенциализма обладает специфическими свойствами поэтики, что находит свое выражение в особенностях характерологии, сюжегологии и структуры художественного текста.

Экзистенциальные проблемы, внедряясь в ткань художественного произведения, не остаются неизменными, а трансформируются и наполняются новой семантикой.

На основании интерпретации произведений Бёлля нами были выделены следующие экзистенциальные проблемы:

- Самоидентификации,

- Выбора,

- Определения «подлинности» и «неподлинности» существования,

- «Бытия-в-мире»,

- Взаимодействия с Другим.

Для их художественного воплощения Бёлль использует разграничение типов героев на самоотчуждающегося и познающего, дифференцирует их внутреннее и внешнее бытие на ряд составляющих, выделяет ряд «экзисгенциалов» (Дом, Семья, Любовь, Тело, Жест, Слово, Молчание, Еда), активно взаимодействующих и характеризующих разные грани существования героев.

Экзистенциализм претерпевает ту трансформацию, которая превращает его специфические философские установки в стройную художественную систему. В каждом произведении Бёлля есть это двойственное сочетание - лиризма переживаний и статической невозмутимости. автобиографированности и смоделированности, соединения личного, частного и общего, глобального. Вот почему его произведения, несущие на себе отпечаток своей эпохи, близки читателю, далекому от переживаний военного и послевоенного времени.

- 159

Анализ творчества Г. Бёлля позволяет нам сделать вывод о продуктивности усвоения литературой экзистенциальных идей, расширяющих диапазон выразительных возможностей того или иного художественного метода.

Бёлль - мыслитель, выражающий ключевые для своего времени проблемы, затрагивающий основополагающие вопросы человеческой сущности, его внутреннего и внешнего бытия и рассматривающий их в органическом единстве с принципами экзистенциализма

Исследования творчества Бёлля в свете выдвигаемых им экзистенциальных проблем свидетельствуют об универсальности его художественного опыта, дающего пример и ответы на вопросы последующих поколений. Использованная немецким писателем точка отсчета, обусловленная историей Германии XX века, не привела к одномасштабности воспроизведенного. а, напротив, обусловила универсальность модели собственного существования.

 

Список научной литературыЛукичева, Ирина Ивановна, диссертация по теме "Литература народов Европы, Америки и Австралии"

1. Б&лль Г. Собрание сочинений. В 5 т. М., Художественная литература, 1989-1996.

2. Бёлль Г. Женщины у берега Рейна. М., Международные отношения, 1989.

3. Böll Н. Das Brot der frühen Jahre // Und sagte kein einziges Wort. Brzälungen. Berlin, 1958.

4. Böll H. Der Zug war pünktlich. Frankfurt am Main, Berlin, 1965.

5. Böll H. Frankfurten Vorlesungen. Köln Berlin, 1966.

6. Böll H. Frauen vor Flußlandschaft. München, 1995.

7. Böll H. Gruppenbild mit Dame. München, 1974.

8. Böll H. Haus ohne Hüter. Köln, 1962.

9. Böll H. Und sagte kein einziges Wort. Erzählungen. Berlin, 1958.

10. Böll H. Wo warst du, Adam? Leipzig, 1985.

11. Автономова H.C. Рассудок. Разум. Рациональность. М., Наука» 1988.

12. Адмони В.Г. Поэтика и действительность. Из наблюдений над зарубежной литературой XX века. Л., Сов. писатель, 1975.

13. Аленикова С.И. О жесте // Человек. 1991. № 3.

14. Анализ стилей зарубежной художественной и научной литературы. JL, ЛГУ, 1987.

15. Андреев Л.Г. Современная литература Франции. 60ч? годы. М., МГУ, 1977.

16. Антипов Г.А. От философии к литературе. От литературы к философии II Философия и ее место в культуре. Новосибирск, Наука, 1990.

17. Антонова O.A. Католицизм и искусство: XX век. М., Мысль, 1985. о христианском гуманизме (на примере католицизма). М., Знание, 1989.

18. Антонова O.A. Современное зарубежное искусство о христианском гуманизме (на примере католицизма). М., Знание, 1989.

19. Апинян Т.А. Игра в контексте современной буржуазной философии // Философские науки. 1988. № 9.

20. Архипов Ю. От бунтарства к традиции: Литература ФРГ и Австрии на переломе // Вопросы литературы. 1980. № 7.

21. Архипов Ю. Спектр романа: Заметки о современной западногерманской прозе // Литературное обозрение, 1982. № 1.

22. Архипов Ю. Философия улитки и живая жизнь. Заметки о западногерманском романе наших дней // Литературная газета 1989. 29 окг., № 44.

23. Барт Р. Избранные работы: Семиотика Поэтика. ML, Прогресс, Универс, 1944.

24. Батай Ж. Внутренний опыт. СПб., Аксиома; Мифрил, 1997.

25. Батай Ж. Литература и зло. М., МГУ, 1994.

26. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., Искусство, 1979.

27. Белль лауреат Нобелевской премии // За рубежом. 1972. № 45.

28. Бергман И. Статьи. Рецензии. Сценарии. Интервью. М., Искусство, 1969.

29. Блох Э. Тюбингенское введение в философию. Екатеринбург, Уральский университет, 1997.

30. БолыювО.Ф. Философия экзистенциализма. СПб., Лань, 1999.

31. Ботникова А Б. Время в романе Г. Белля «Бильярд в половине десятого // Индивидуальность писателя и литературно-художественный процесс. Воронеж, 1978.

32. Бубер М. Проблема человека. Киев, 1998.

33. Великовский С.И. В поисках утраченного смысла. Очерки литературы трагического гуманизма во Франции. М., Художественная литература, 1979.

34. Великовский С.И. Грани «несчастного сознания». Театр, проза, философская эссеисгика, эстетика Альбера Камю. М., Искусство, 1973.

35. Великовский С.И. Моралистика «удела человеческого» (А. Камю) // Буржуазная философская антропология XX века. М., Наука, 1986.

36. Виноградов В.В. Сюжет и стиль. Сравнительно-историческое исследование. М., 1963.

37. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. М., Искусство, 1989.

38. Вулис А.З. Литературные зеркала М., Сов. писатель, 1991.

39. Габитова P.M. Человек и общество в немецком экзистенциализме. М., Наука, 1972.

40. Гадамер Г.Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. М., Прогресс, 1988.

41. Гайденко П.П. Бытие и разум // Вопросы философии, 1997, № 7.

42. Гайденко П.П. Экзистенциализм и проблема культуры. М., Высшая школа, 1963.

43. Гальцева Р. А Западная культурфилософия между мифом и игрой // Самосознание европейской культуры XX века. М., Изд. политической литературы, 1989.

44. Григорьян Б.Т. Основные тенденции и дилеммы современной буржуазной философской антропологии // Буржуазная философская антропология XX в. М., Наука, 1986.

45. Грюнбаум А. Сто лег психоанализа: итога и перспективы // Вопросы философии, 1997, № 7.

46. Губман Б.Л. Смысл истории. М., Наука, 1991.

47. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Вопросы философии, 1986, № 3.

48. Давыдов Ю.Н. Бегство от свободы. Философское мифотворчество и литературный авангард. М., Художественная литература, 1978.

49. Давыдов Ю.Н. Искусство и элита. М., Искусство, 1966.

50. Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия: Проблемы нравственной философии. М., Мол. гвардия, 1989.

51. Делез Ж. Различие и повторение. М., Петрополис, 1998.

52. Делез Ж. Фуко. М., Изд-во гуманитарной литературы, 1988.

53. Деррида Ж. Голос и феномен. СПб., Алегейя, 1999.

54. Деррида Ж. Позиции. Киев, «Д. Л.», 1996.

55. Джебраилова С.А. Проблема единства содержания и формы в романах Г. Бёлля «Где ты был, Адам?» и «Бильярд в половине десятого» И Дис. канд. филол. наук. Баку, 1973.

56. Дмитриева Н. Изображение и слово. М., Искусство, 1962.

57. Дмитриева Н. Судьба искусства. Век XX //Иностранная литература, 1988, № 2.

58. Днепров В.Д Идеи времени и формы времени. Л., Сов. писатель, 1980.

59. Днепров В.Д Литература и нравственный опыт человека. Л., Сов. писатель, 1970.

60. Днепров В.Д С единой точки зрения. Л., Сов. писатель, 1989.

61. Добин Б. Сюжет и действительность. Искусство детали. Л., Сов. писатель, 1981.

62. Долгов КМ. От Киркегора до Камю. М., Искусство, 1991.

63. Дранов АВ. Возрождение личности. Человек и мир в западногерманской литературе // СО Концепция человека в современной литературе. 1980-е гг. М., 1990.

64. Дранов АВ. Юрген Пегерсон. Немецкий роман эпохи модернизма. Основополагающие принципы Типология - Развитие // Диапазон, 1994, № 1.

65. Брасов Б.С. Социальная культурология. В 2-х ч. Ч. 1. М, АО «Аспект Пресс», 1994.

66. Жолковский А.К., Щеглов Ю.К. Работы по поэтике выразительности: Инварианты Тема - Приемы - Текст. М., Прогресс, 1996.

67. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. М., МГУ, 1987.

68. Зарубежное литературоведение 70-х годов: Направления, тенденции, проблемы. М., Наука, 1984.

69. Затонский ДВ. Век двадцатый. Заметки о литературной форме на Западе. Киев, изд. Киевского ун-та, 1961.

70. Затонский Д.В. Герой и автор. Судьба реализма в современной зарубежной литературе. М, Знание, 1962.

71. Затонский Д.В. Зеркала искусства. Статьи о современной зарубежной литературе. М, Сов. писатель, 1975.

72. Затонский Д.В. Проповедник из Кельна: Г. Бёлль человек и писатель // Литературное обозрение, 1990, № 5.

73. Затонский Д.В. Реализм это сомнение? Киев, Наукова думка, 1992.

74. Затонский Д.В. Франц Кафка и проблемы модернизма. М., Высшая школа, 1972.

75. Затонский Д.В. Художественные ориентиры XX века М, Сов. писатель, 1989.

76. Зачевский Е.А. «Группа 47» и становление западногерманской литературы. М., 1980.

77. Зверев А.М Дворец на острие иглы: Из художественного опыта XX века. М., Сов. писатель, 1989.

78. Ивашева В.В. На пороге XXI века: НТР и литература М., 1979.

79. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М., Интрада, 1998.

80. Ильин И.П. Проблема личности в литературе постмодернизма: Теоретические аспекты // Концепция человека в современной литературе, 1980-е года. М., 1990.

81. Ильина Э.А. Повесть Г. Бёлля «Потерянная честь Катарины Блюм» и литература ФРГ 1970-х гг. //Традиции и новаторство в литературах Западной Европы и Америки Х1Х-ХХ вв. Межвуз. сб., Горький, 1989.

82. Ильина Э.А Романы Генриха Бёлля (Вопросы поэтики) //Дис. канд. филол. наук, Н. Новгород, 1994.

83. Интенциональносгь и текстуальность. Философская мысль Франции XX века. Томск, «Водолей», 1998.

84. Исаев С. А Теология смерти. Очерки протестантского модернизма М., изд. политической литературы, 1991.

85. Камю А Миф о Сизифе: Бунтарь. Минск, «Попурри», 1998.

86. Карельский А. Проблемы вины и ответственности в западногерманском романе о второй мировой войне // Вестник МГУ. Серия 7. Филологический журнал, № 2.1961.

87. Карельский А.В. От героя к человеку: Два века западноевропейской литературы. М., Сов. писатель, 1990.

88. Катасонов В.Н. Карл Ясперс: начала философии и ее место в культуре. Новосибирск, Наука, Сибирское отделение, 1990.

89. Копелев В.Л. Г. Бёлль. Групповой портрет с дамой. Роман / Современная художественная литература за рубежом, 1972, № 1.

90. Копелев Л. О Г. Бёлле (творческий портрет западногерманского писателя) // Иностранная литература, 1988. № 2.

91. Коссак Б. Экзистенциализм в философии и литературе. М., Политическая литература, 1980.

92. Кругликов В.А Образ «человека культуры». М., Наука, 1988, 1952.

93. Крюгер Ф. Сущность эмоционального переживания // Психология эмоций. М., изд. МГУ, 1993.

94. Кургинян М.С. Человек в литературе XX века. М., Наука, 1989.

95. Къеркегор С. Наслаждение и долг. Ростов на Дону, изд. «Феникс», 1998.

96. Къеркегор С. Страх и трепет. М., Терра Книжный клуб, Республика, 1998.

97. Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном, или Судьба разума после Фрейда М., 1997.

98. Лакан Ж. Семинары. Книга 1: Работы Фрейда по технике психоанализа. М, Логос, 1998.

99. Лукин А., Рынкевич В. В магическим лабиринте сознания. Литературный миф XX века // Иностранная литература, 1992, № 3.

100. Мамардашвили М. Лекции о Прусте. М., Ad Marginem, 1995.

101. Махлин В.Л. От монолога к диалогу: изменение парадигмы литературоведческого анализа // СО Великая французская революция и проблемы мировой литературы. М., 1991.

102. Мандорф Франк и конец послевоенной немецкой философии. Беседа B.C. Манохова с М. Франком // Логос, № 4 (14), 1999.

103. Мерло-Понти М. Око и дух. М., Искусство, 1992.

104. Михайлов А.В. Языки культуры. М., 1997.

105. Млечина И.В. Без срока давности: Антифашистская тема в романе ФРГ последних лет // Знамя, 1982, кн. 10.

106. Млечина И.В. Литература и «общество потребления»: западногерманский роман 60-х начала 70-х гг. М., Художественная литература, 1975.

107. Млечина И. В. Расчет с прошлым, счет настоящему /Война и фашизм в литературе ФРГ // Вторая мировая война в литературе зарубежных стран. М., 1985.

108. Млечина И.В. Тревога и предостережение (о современной прозе ФРГ) //Вопросы литературы, 1987, Ш 10.

109. Млечина И.В. Уроки немецкого. Век XX. М., Прогресс, 1994.

110. Молчанов В.М. Априорное познание в феноменологии Гуссерля // Вопросы философии, 1978, № 10.

111. Мотрошилова Н.В., Соловьев Э.Ю. От защиты «строгой науки» к утверждению иррационализма // Вопросы философии, 1964, M 5.

112. Мотылева Т.Л. Достояние современного реализма. М., Сов. писатель, 1973.

113. Мотылева Т.Л. Зарубежный роман сегодня. М., Сов. писатель, 1966.

114. Мотылева Т.Л. Литература против фашизма По страницам новейшей зарубежной прозы. М., Сов. писатель, 1987.

115. Мотылева Т.Л. Роман свободная форма: статьи последних лег. М., Сов. писатель, 1982.

116. Мысливченко А.Г. Экзистенция и бытие центральные категории немецкого экзистенциализма // Современный экзистенциализм. М. : Мысль, 1966.

117. Нанси Ж.-Л. Corpus. M., Ad Marginem, 1999.

118. Остудина C.B. Проблема рассказчика в романах Г. Бёлля 50-70-х годов. СПб, 1992.

119. Остудина Т. А. О стиле Г. Бёлля // Вестник Ленинградского ун-та, 1969, № 8. История, языкознание, литература, вып. 2.

120. Остудина Т. А. Принципы повтора у Бёлля и перевод //Вопросы филологии и методики. Сборник Омск, 1972.

121. От Я к Другому: Сборник переводов по проблемам интерсубъективности, коммуникации, диалога. Минск, 1997.

122. Павлова Н.С. Типология немецкого романа, 1900-1945. М., Наука, 1982.

123. Пелипенко Ф.А., Яковенко И.Г. Культура как система М., 1998.

124. Писатели Франции о литературе. Сборник статей. М., Прогресс, 1978.

125. ПодорогаВ.А. Выражение и смысл. М, 1995.

126. Подорога В. А. Феноменология тела M., Ad Marginem, 1995.

127. Подорога В. А «Фундаментальняа антропология» М. Хайдеггера // Буржуазная философская антропология XX века М., Наука, 1986.

128. Покровский Н. Лабиринты одиночества // Наука и религия, 1987, №4.

129. Померанцева Е.С. Человек и вселенная: Поиски точки опоры // СО Концепция человека в современной литературе. 1980-е годы. М., 1990.

130. Психология эмоции. Тексты. М., Изд. Московского ун-та, 1993.

131. Рикёр П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера Пер. с фр. М., Искусство, 19%.

132. Рикер П. Конфликт ситуаций. Очерки о герменевтике. М., «Медиум», 1995.

133. Рымарь Н.Т. Современный западный роман: Проблема этической и лирической формы. Воронеж, Изд. Воронежского ун-та, 1978.

134. Роднянская И.Б. Мир Генриха Бёлля // Вопросы литературы, 1966, №10.

135. Рожновский C.B. Генрих Белль. М., Высшая школа, 1965.

136. Рорти Р. Философия и зеркало природы. Новосибирск, Изд. Новосибирского ун-та, 1997.

137. Руднев В.Б. Введение в XX век. Поэтика модальности // Родник, 1988, №7.

138. Руднев В.Б. Морфология реальности: Исследование по «философии текста». М., Русское феноменологическое общество, 1996.

139. Рудницкий М. Г. Бёлль. Женщины на фоне речного пейзажа. Роман в монологах, внутренних диалогах // Современная художественная литература за рубежом, 1987.

140. Рудницкий М. Г. Бёлль. Что станется с мальчиком, или: какое-нибудь депо по книжной части // Современная художественная литература за рубежом. Обзоры. Рецензии. Аннотации. 1983, № 1.

141. Рудницкий М. Перед лицом правды. М., 1987.

142. Рудько М.П. К вопросу о сюжетном времени (по творчеству Г. Бёлля) // Ученые записки Тираспольского педагогического института. Кишинев, 1971. Т. 21.

143. Руткевич А.М. От Фрейда к Хайдеггеру. М.: Политическая литература, 1985.

144. Рымарь Н.Т. К вопросу содержательности художественной формы в произведениях П. Шаллюка и Г. Бёлля // Проблемы теории романа и рассказа. Рига, 1972.

145. Рымарь Н.Т. О жанровой природе романа Г. Бёлля «Групповой портрет с дамой» // Проблемы истории критики и поэтики реализма Куйбышев, 1980.

146. Рымарь Н.Т. Поэтика романа/Под ред. С. А Голубкова Куйбышев, изд. Саратовского ун-та, 1990.

147. Сапаров М.А. Об организации пространственно-временного континуума художественного произведения // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. JI, 1974.

148. Симонян Л. От имени поколения (о творчестве западногерманского писателя Г. Бёлля) // Иностранная литература, 1957. № 5.

149. Смирнов И.П. Психодиахронологика. Психоистория русской литературы от романтизма до наших дней /Новое литературное обозрение, М., 1994.

150. Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник. M., Интрада ИНИОН, 1996.

151. Современные зарубежные литературоведческие концепции (Герменевтика, рецептивная эстетика). М., 1983.

152. Современный роман. Опыт исследования. М., 1990.

153. Соловьев Э.Ю. Экзистенциализм // Буржуазная философия XX века. M., Политическая литература, 1974.

154. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М., Тривола, 1996.

155. Старолегов М.Г. Автор и художественный текст в контексте экзистенциальной философии (на материале прозы В.М. Шукшина) // Текст: структура и функционирование. Барнаул, 1994.

156. Стеженский В.И., Черная Л.Б. Литературная борьба в ФРГ: Поиски. Проблемы. Противоречия. М., Наука, 1987.

157. Сумерки богов // Сост. и общ. ред. А.А. Яковлева: Перевод. М., Политиздат, 1989.

158. Тавризян Г.М. Проблема человека во французском экзистенциализме. М., Наука, 1977.

159. Тавризян Г.М. Техника, культура, человек: Критический анализ концепций технического прогресса в буржуазной философии XX века. М., Наука, 1986.

160. Тавризян Г.М. О. Шпенглер, Й. Хейзинга* две концепции кризиса культуры. М., Искусство, 1989.

161. Тамарченко Л.С. Ритм в лирическом романе («Бильярд в половине десятого» Г. Бёлля) // Художественное целое как предмет типологического анализа Кемерово, 1981.

162. Теории, школы, концепции (критические анализы). Художественный процесс и идеологическая борьба М., Наука, 1975.

163. Топер П. М. Бёлль романист и рассказчик // Бёлль Г. Избранное. М, 1988.

164. Топер П.М. В поисках родимых мест (О публицистической статье-лекции, прочитанной Бёллем студентам Франкфуртского университета) // Иностранная литература, 1966. № 1.

165. Топер П.М. Овладение реальностью. Статьи. М., Сов. писатель, 1980.

166. Ради жизни на земле. Литература и война: Традиции. Решения. Герои. М., Сов. писатель, 1985.

167. Тупицын В. «Другое» искусство. Беседы с художниками, критиками, философами: 1980-1995. М., А<1 Магдтеш, 1997.

168. ТупицынаМ. Критическое оптическое. М., А<1 Ма^тет, 1997.

169. Тэули Э.И. Некоторые наблюдения над стилистическим синтаксисом Г. Бёлля // Вопросы немецкой филологии. Вып. 2 Челябинск, 1970.

170. Уайтхед А. Избранные работы по философии. М., Прогресс, 1990.

171. Федорова М.М. Образ смерти в западноевропейской культуре // Человек, 1991. № 5.

172. Фортунатова В. А Литературно-художественный континуум в произведениях Генриха Бёлля // Проблемы метода и поэтики в зарубежной литературе XIX-XX веков. Пермь, 1991.

173. Фортунатова В. А Магия классики. Горький, 1989.

174. Фортунатова В. А Немецкая классика как основа создания внутренней формы в повестях писателей ФРГ /Традиции и взаимодействия в зарубежной литературе XIX-XX веков. Пермь, 1990.

175. Фортунатова В. А Функционирование традиции в прозе ГДР и ФРГ 60-80-х годов // Автореф. дис. д-ра филол. наук. СПб, 1995.

176. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура М., Ренессанс, 1991.

177. Фрейд 3. Психоаналитические этюды. Минск, Беларусь, 1991.

178. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., Просвещение, 1990.

179. Фрейд 3. Психология сексуальности. Минск, Прометей, 1993.

180. Фридлендер Г.М. Методологические проблемы литературоведения. Л., Наука, 1984.

181. Фромм Э. Анатомия человеческой десгруктивносги. М., ACT-ЛТД, 1998.

182. Фромм Э. Бегство от свободы. М., Прогресс, 1990.

183. Фуко М. Слова и вещи. СПб, 1994.

184. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // Вопросы философии. 1989. №2.

185. Хайдеггер М. Время и бытие. М., Республика, 1993.

186. Хайдегтер М. О сущности истины // Философские науки. М., Высшая школа, 1989. № 4.

187. Хайдеггер M. Положение об основании. Статьи и фрагменты. Пер. с нем. СПб, 1999. С. 295.

188. Хализев В.Б. Теория литературы. M., Высшая школа, 1999.

189. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. M., Издательская группа «Прогресс», «Прогресс-Акадмия», 1992.

190. Хелл Д., Фишер-Фельтен М. Шизофринии. М.» Алегейа, 1998.

191. Хомич Э.П. Г. Бёлль и его герой // Некоторые вопросы русской и советской литературы и методики ее преподавания. Т. 20. Барнаул, 1973.

192. Шварц Т. От Шопергауэра к Хайдеггеру М., Прогресс, 1964.

193. Шопенгауэр А. Избранные произведения. М., Просвещение, 1992.

194. Эльяшевич А. Люди с тихим голосом. О творческом пути Г. Бёлля // Звезда, 1965. № 6.

195. Эпштейн М. Синявский как мыслитель // Звезда, 1998, № 2.

196. Юнг К. Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Юнг КГ. Архетип и символ. М., 1991.

197. Юнг КГ. Психология и поэтическое творчество // Самосознание европейской культуры XX века. М., изд. полит, литературы, 1999.

198. Якимович А. Культура и преступление: о чем говорят и о чем стараются не говорить в конце XX в. // Иностранная литература, 1995. № 1.

199. Якимович А Культура утраченных различий, или об итогах XX столетия // Знание-сила, 1992, № 5,67.

200. Ямпольский М. Демон и лабиринт /Диаграммы, деформации мимесис // Новое литературное обозрение. M., 1996.

201. Ямпольский М. Память Тиресия. Интертекстуальность и кинематограф. M., РИК «Культура», 1993.

202. A. Student's Guide to Boll. London, 1972.

203. Abbangano N. Philosophie des menschlichen Konflikts. Hamburg, 1957.

204. Beckel A. Mensch, Gesellschaft, Kirche bei Heinrich Boll. Jsnabruck, 1965.

205. Bengt Thorell. Heinrich Böll den ömsite utmanaren. Stockholm/Uppsala, 1978.

206. Böll: Untersuchungen zum Werk. Herausgegeben von Manfred Lurgensen, Bern, 1975.

207. Bösch K. Person und Gemeinschaft in den Dramen Gabriel Marcels und ihre Bedeutung für seine Philosophie. DössTübingen, 1972.

208. Die subversive Madonna. Ein Schlüssel zum Werk Heinrich Böll's. Köln, 1975.

209. Ell J. Der Existentialismus in seinem Wesen und Werden, Bonn, 1955.

210. Frisch M. Heinrich Böll und Sören Kierkegaard, 1972. Marburg.

211. Habermas J. Theorie des kommunikativen Handelns. Frankfurt am Main, 1981.

212. Heidegger M. Vorträge und Aufsätre. Tübingen, 1954.

213. Heinrich Böll eine «christliche» Position / ven Heinrich Moling, Zürich, 1974.

214. HofiBnann L. Heinrich Böll. Einführung in Leben und Werk. Luxemburg, 1973.

215. Holz H.H. Der französische Existentialismus. München, Speyer, 1958.

216. In Sachen Boll Ansicten und Einsichten. München, 1975.

217. Jser W. Der Akt des desens. Theorie ästhetischer Wirkung. 4. Auflage, München: Fink, 1994.

218. Krumbholz M. Ironie im zeitgenössischen Ich Roman Grass - Walser - Böll, 1980, München.

219. Lauß H.R. Literaturgscichte als Provokation. Frankfurt am Main, 1970.

220. Linder C. Heinrich Böll. Leben und Schreiben. Köln, 1986.

221. Materialien rur Interpretation von Heinrich Boll's «Fürsorgliche Belagerung». Köln, 1981.

222. Mende G. Studien über die Existenzphilosophie? Berlin, 1956.

223. Mittenzwei W. Die existentialistische Eroberung der Bühne durch Jean-Paul Sartr // Mittenzwei W. Kampf der Richtungen, Leipzig, 1978.

224. Pollmann L. Sartre und Canus. Literatur und Existenz. Stuttgart, 1967.

225. Postmodernism: An International Antology. Seoul, 1991.

226. Prodaniuk I. The imageru in Heinrich Böll's novels. Bonn, 1979.

227. Püschel Ursula. Mit allen Sinnen: Frauen in der Literatur. Halle / Leipzig: Mitteldeutscher Verlag, 2. Auflage, 1980.

228. Reich Ranicki M. Mehr als ein Dichter über Heinrich Böll. Köln, 1986.- 177229. Schmitt B. Albert Camus Auffassung von der Funktion der Kunst und des Künstlers // Beiträge zur romanischen Philologie, 14, 1975.

229. Schwarz W.J. Der Erzähler Heinrich Boll. Bern und München, 1967.

230. Sedlmayer H. Die Revolution der modernen Kunst. Hamburg: Rowohlt, 1955.

231. Sedlmayer H. Der Tod des Lichtes. Übergangene Perspektiven rurmodernen Kunst. Salzburg: Müller, 1964.

232. Sedlmayer H. Verlust der Mitte. Die bildende Kunst des 19 und 20. Jahrhunderts als Symptom und Symbol der Zeit. Salzburg: Müller, 1965.

233. The Existential imagination edited by Frederick R. Karl and Leo Hamalian. London, 1973.

234. Vogt J. Heinrich Boll. München, 1978.

235. Wirth G. Heinrich Boll: religiöse und gesellschaft. Motive im Prosawerk. Köln, 1987.

236. Zutshi M.E. Literary teory in Germany: A study of genre a. evalütion theories, 1945-1965. Bern, 1981.