автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему: Элевинские мистерии
Текст диссертации на тему "Элевинские мистерии"
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
на правах рукописи
Сергеева Светлана Николаевна
Элевсинские мистерии
(К проблеме мистериальных культов в античном обществе)
Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Специальность 07.00.03 — Всеобщая история (История Древней Греции)
Научный руководитель доктор исторических наук профессор Фролов Э.Д.
Санкт-Петербург, 1997
Содержание.
Введение.................................................................................................................... 3
Глава I. История Элевсина и святилища Деметры...................................................41
1. Элевсин в бронзовом веке. Следы древнейшего святилища Деметры
по данным археологии......................................................................................41
2. Элевсин в гомеровское время. Проблема дорийского завоевания...............51
3. Древнейшая история Элевсина по данным мифологии и генеалогии элевсинских жреческих родов............................................................................55
4. Элевсин в архаическую эпоху........................................................................65
5. Элевсин и святилище Деметры в классическое время...................................73
6. Элевсин в эллинистическую эпоху и в период римского господства............87
Глава И. Элевсинские мистерии...............................................................................96
1. Происхождение элевсинских богов...............................................................96
2. Жрецы, связанные с элевсинским культом...................................................116
3. Кто мог принять посвящение в элевсинские мистерии?...............................129
4. Подготовительные обряды...........................................................................130
5. Малые мистерии или мистерии Агры...........................................................132
6. Великие элевсинские мистерии.....................................................................136
6.1. Афинская часть праздника...............................................................136
6.2. Священные ночи Элевсина.................................................................145
Глава III.
Процессы по обвинению в нечестии, касающиеся элевсинского культа.................165
1. Эсхил.............................................................................................................173
2. Философы -"нечестивцы" и Диагор Мелосский..........................................181
3. Алкивиад......................................................................................................196
4. Андокид........................................................................................................214
Заключение..............................................................................................................227
Приложение.............................................................................................................234
Введение.
Одной из самых загадочных и спорных проблем греческой религии являются элевсинские мистерии. Разрознены, кратки и противоречивы сведения о них, сохранившиеся у античных авторов. Среди современных исследователей уже почти три века не прекращаются споры о происхождении и историческом развитии этого культа, о сути элевсинского учения, о роли мистерий в жизни афинского государства и всего греко-римского мира в целом. Бесспорно лишь то, что таинства Деметры пользовались глубоким уважением: одни искали в элевсинском святилище помощи и поддержки в нелегких трудах земледельца, другие приходили за тайным знанием, необходимым как в настоящей, так и в загробной жизни. Именно эта вера в великую силу Богинь и светлая надежда на счастье, проистекающая из внутренних потребностей человеческой души, объединяет элевсинские таинства с другими мистериальными культами античного мира — с самофракийскими мистериями Кабиров, с дионисийскими и критскими мистериями, с мистериями Великой Матери Богов.
В данной работе рассматривается значение элевсинского культа в политической и духовной жизни афинского государства. Элевсин находился к северо-западу от Афин, был отделен от них лиманами, посвященными Деметре и Персефоне. Из Афин в Элевсин вела священная дорога, на северо-западе он граничил с Беотией, на юго-западе — с Мегаридой, южнее находился Саламинский залив. Этот город нередко называли "жреческим государством"1. Действительно, его жизнь была теснейшим образом связана с мистериями и во многом определялась волей крупных аристократических родов, издавна удерживавших контроль над проведением празднеств. Рассматривая историю присоединения Элевсина к Афинам, мы обращаем особое внимание на то, как постепенно ускользала власть из рук Эвмолпидов и Кериков и руководство культом переходило к афинской администрации.
1 СиПшБ Егп. АШеп ипё Е1еш1з. Ыеёе. ВегНп, 1884. Б. 16
Корни элевсинского культа (как и многих других земледельческих культов) следует искать, по-видимому, в догреческих религиозных представлениях населения Эгеиды бронзового века. Это заключение позволяет нам выдвинуть некоторые предположения относительно основных идей элевсинского учения, обладавшего большой притягательностью не только для простых афинян, но и для выдающихся людей своего времени.
Идеологический кризис конца V - IV вв. до н. э. не обошел стороной и мистерии Деметры. Новые социально-экономические отношения, затянувшиеся войны, появление новой философии вызвало равнодушие граждан как к судьбам родного полиса, так и к религии отцов. Это особенно хорошо видно на примере процессов по обвинению в оскорблении элевсинских святынь, которым посвящена заключительная глава нашей работы.
* * *
Запретом рассказывать или описывать увиденное во время элевсинского празднества определяется небольшое количество литературных источников, сообщающих нам о мистериях. В связи с этим особое значение приобретают данные археологии.
В 1860 г. греческое правительство купило и разрушило несколько домов, построенных на территории древнего храма Деметры. С этого времении в Элевсине начались планомерные археологические раскопки. Под руководством Ф. Ленормана были начаты работы по выявлению сложного комплекса телестерия, обнаружены отдельные находки, относящиеся к классической эпохе.2
В 1877 г. Афинское Археологическое общество добилось прекращения строительства на территории древнего города, дома, построенные на его площади были снесены: Элевсин стал археологическим заповедником.
В 1882 г. руководство раскопками было поручено профессору Дм. Филию. В течение десяти лет была обследована территория древнего города, площадь священного участка и, конечно, с особенным вниманием — руины храма Деметры. Дёрпфельдом был составлен план святилища, который был опубликован в качестве
2 ЬепогтапЬ Б. ЛесЬегсИез Archeologiques а'Е1е1Ш8. Раш, 1862.
приложения к отчету Дм. Филия, помещенному в Пракпга ' АрхаюХоуькт^е' Етоарьас за 1882 г.3 Раскопки Дм. Филия имели серьезные недостатки: это и траншейный метод работ, и плохая фиксация находок, и нечеткость в терминологии. Тем не менее материал, обнаруженный в первые десятилетия раскопок, очень ценен. Именно тогда были открыты руины стен, погребения и керамика, относящиеся к средне- и позднеэлладским периодам.4 Однако эти находки не были тогда оценены по достоинству и получили уклончивое описание как "остатки построек времени до персидских войн".5
С 1893 по 1910 г. археологическими работами в Элевсине руководил профессор А. И. Скиас. С этого времени археологические работы велись не только на территории телестерия, но и в некрополе, и на южном склоне акрополя, где находилось позднеэлладское поселение.6
С началом первой мировой войны раскопки были прерваны и начались вновь только в 1917 г. под руководством К. Куруниотиса, а позднее — К. Куруниотиса и Г. Милонаса. Находки предыдущего времени получили тогда новую более точную датировку и были существенно дополнены. На территории всего археологического комплекса были проведены некоторые реставрационные работы.7 В 30-х гг. раскопки приобрели особенный размах: работы велись на территории древнего города, святилища, на склонах элевсинского акрополя, в некрополе, было уточнено расположение наиболее древних культурных слоев, обсуждалось культовое значение мегарона В.8
С началом второй мировой войны и со смертью К. Куруниотиса работы в Элевсине были прекращены и возобновлены только в 1950 г. Г. Милонасом и И. Травлосом, которым были составлены прекрасные планы, чертежи и
3 ПАЕ, 1882. Р. 84-103.
4 ПАЕ, 1884. Р.64-87; 1888. Р. 76.
5 ПАЕ, 1883. Р. 51-67; АЕ, 1889. Р. 171-176.
6 АЕ, 1898. Р. 29-122.
7'Е\ешилака. АШеп, 1932.
8 ПАЕ, 1936. Р. 34-40; 1938. Р. 40; 1939. Р. 8-41; 1940. Р. 15-16.
реконструкции, иллюстрирующие археологические отчеты9 и книгу Г. Милонаса10. На склоне элевсинского акрополя не вдалеке от храмового комплекса был обнаружен колодец микенского времени, также имевший, по-видимому, определенное культовое значение.11 На территории некрополя было найдено несколько могил эпохи бронзы и гомеровского времени, большое количество погребений архаического и классического периодов.12 На вершине акрополя были обнаружены остатки фундамента крупного здания с толстыми стенами, которое, возможно, являлось элевсинским дворцом микенского времени.13 На территории телестерия по сей день продолжаются стратиграфические исследования, обсуждаются время постройки и предположительно культовый характер мегарона В (рис. 1, 2).14
Сведения, полученные в результате археологических раскопок, представляют для нас большую ценность. Вместе с литературными источниками они помогают нам представить, как выглядел элевсинский храмовый комплекс, отделенный от остального города высокой стеной, храмы каких богов находились неподалеку от храма Деметры и следовательно входили в круг элевсинских мифических сказаний. Находки на территории священного участка колодца, подиума, пещерного храма позволяют сделать некоторые предположения о характере отдельных мистериальных обрядов. И, конечно, благодаря сведениям об устройстве самого телестерия, мы можем, хотя бы отчасти, представить себе некоторые моменты священнодействия: огромное помещение квадратной формы, лес колонн, мисты сидящие вдоль стен на специальных ступенях, напоминающих зрительские места в
9 ПАЕ, 1950. Р. 122; АЕ, 1950-1951. Р. 1-16.
10 Mylonas G. Е. Eleusis and the Eleusinian Mysteries. Princeton, 1961.
11 ПАЕ, 1952. P. 7-9; 53-58.
12 Качурис К. Погребальные сооружения Элевсина бронзового века // Археология Старого и Нового Света. М., 1966.
13 Качурис К. Элевсин в бронзовом веке / Канд. дисс. М., Институт Археологии АН СССР, 1963. С. 26.
14 Mylonas G. Eleusis... P. 33-38.
театре, свет, льющийся с потолка и освещающий священные предметы, которые видны через двери анакторона, торжественно распахнутые гиерофантом...
Раскопки же вне храмового комплекса позволяют судить об истории Элевсина, о месте и роли этого города в составе афинского государства и, обобщая, в целом о положении небольших поселений, входивших в состав более крупных территориально-политических образований.
Помимо раскопок в самом Элевсине на территории древнего святилища важными источниками являются также археологические находки, сделанные и в других районах Средиземноморья. Говоря о происхождении элевсинских мистерий и об истоках земледельческих культов греческой религии в целом, нельзя не воспользоваться открытиями Дж. Мелларта в Хаджиларе и Чатал-Гуюке15, кикладской каменной скульптурой бронзового века, а также находками красочных фресок, статуэток и резных камней, сделанными А. Эвансом во время его раскопок на Крите и опубликованными в его труде16. Здесь стоит также упомянуть микенскую статуэтку из слоновой кости, изображающую двух женщин с ребенком на руках, хранящуюся в Афинском Национальном Музее,17 и аналогичную ей статуэтку, найденную в Элевсине, относящуюся к позднеэлладскому периоду.
Однако руины храмов и отдельные предметы, найденные археологом, немы без литературных источников. Даже страх перед смертной казнью не мог отпугнуть древних авторов от такой притягательной темы, как элевсинские мистерии. Есть свидетельства, что существовали произведения на эту тему, принадлежавшие перу Епиминида Критского (Paus., I, 14, 4), Меланфия (Schol. Aristoph. Plut., 845), Леонта из Пеллы, Феодора Киренского (Strab., X, 472). Были и драматические произведения, связанные с элевсинскими сюжетами: "Мисты" Фриниха, "Триптолем" Софокла, "Гиерофант" Никострата. Возможно, большинство из этих произведений и не раскрывали перед читателем или зрителем тайн элевсинского культа, однако они все же могли бы содержать ценные для нас сведения.
15 Мелларт Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. М., 1982.
16 Evans A. Palace of Minos. Y. I-IV, London, 1921-1928.
17 Бернгард M. Л. Коринф и Арголида. Варшава, 1986. Рис. 14.
Единственный полностью дошедший до нас источник, рассказывающий миф о Деметре и Персефоне и учреждении мистерий в их честь, — гомеровский гимн к Деметре, созданный в VII в. до н. э. Но уже сам факт, что это литературное произведение хорошо сохранилось, а сюжет о похищении Персефоны и поисках Деметры стал распространенным мотивом вазовой живописи, говорит об общедоступности этого сказания. Безусловно, оно непосредственно относится к элевсинскому культу, позволяет сделать предположения о последовательности некоторых обрядов в соответствии с культовым сказанием, но для понимания содержания мистерий только этим мифом ограничиваться, по-видимому, нельзя.
Другие источники, излагающие мифы о Деметре и Персефоне, относятся к более позднему времени. Отрывки из произведений Диодора (I в. до н. э.), Аполлодора, Гигина, Павсания (И в. н. э.), Клемента Александрийского (конец II — начало III вв.), Арнобия (конец III — начало IV вв.) содержат различные версии элевсинских сказаний, позволяющие проследить генеалогию отдельных богов и героев, таких как Элевсин, Келей, Дисавл, Демофонт, Триптолем, Керкион, Эвмолп, Керик. Если гомеровский гимн только упоминает их имена, перечисляя "царей", подвластных Келею, но независимых друг по отношению к другу, то в поздней традиции они уже объединены прочными родственными узами (см. приложение 2).
Юный спутник элевсинских богинь — Иакх — упоминается Аристофаном (Aristoph. Ran., 479), Аррианом (Arr. Anab., II, 63), Диодором (Diod., III, 6, 2), Страбоном (Strab., X, 468), Нонном (Nonn. Dionys., XXVII, 306), Цицероном (Cic. N. D., II, 24; III, 23), Лукрецием (Lucr., De rer. nat., IV, 1161), Овидием (Ovid. Met., IV, 5). Его считают то сыном, то супругом Деметры, иногда о нем говорят, как о ребенке, рожденном Персефоной. О происхождении Триптолема и о распространении им земледелия по поручению Деметры нам сообщают Аполлодор (Apoll., I, 5, 2), Диодор (Diod., V, 20, 3), Страбон (Strab., XIV, 673), Овидий (Ovid. Met., V, 645-661). О происхождении другого элевсинского героя — Эвбулея, брата Триптолема, — можно узнать из орфических гимнов (XXIX, 8; XVIII, 11 [Kern]).
Упоминания об обрядовой стороне мистерий (о шествии торжественной процессии, о функциях главных жреческих родов, то есть о том, что могли видеть и знать и не посвященные), можно встретить у многих авторов (Xen. Hell., I, 4, 20;
Isoer., IV, 28; IV, 157; Diod., I, 29, 2; Strab., IX, 411; Plut., Alcib., 34; Liv., XXXI, 14). Среди этих отрывков любопытны намеки на элевсинские мистерии у Лукиана (Luc. Alex., 38-39; Dem., 34). Его информация интересна тем, что^этого насмешника, пожалуй, не удерживали ни религиозные чувства, ни общественное приличие, поэтому он пишет гораздо откровеннее, чем многие другие авторьмТем не менее не следует забывать, что на страницах произведений Лукиана ' не мисты, а их утрированные образы, не мистерии, а пародии на них, и при использовании Лукиана в качестве источника нужно всякий раз относиться достаточно критически к сообщаемой им информации.
Подробности элевсинских культовых сказаний, сообщаемые некоторыми поздними авторами, позволяют сделать также некоторые предположения относительно мистериальных обрядов. Например, эпизод с Иамбой, упомянутый в гомеровском гимне и подробно описанный Арнобием (Arnob. Adv. nat., V, 25-26), по-видимому, следует связать с событиями одной из священных ночей в Элевсине.
Конечно, христианскими авторами зачастую движет желание очернить языческий праздник и информация, приводимая ими, является заведомо тенденциозной и требует особой осторожности, однако нельзя не признать, что их свидетельства об отдельных деталях праздника чрезвычайно ценны. Например, рассказ Астерия о "священном браке", справлявшемся в Элевсине (Asterius. Homil., X, 40 [324 b Migne]), или сообщение Ипполита (конец II — начало III вв.) о рождении божественного ребенка (Hippol. Ref., V, 8, 39). ¡
Заслуживает отдельного упоминания весьма важный для нашей работы труд Павсания "Описание Эллады". И хотя автор под предлогом привидевшегося ему вещего сна отказывается описывать священный округ в Элевсине (Paus., I, 38, 7), тем не менее, рассказывая об афинском Элевсинии, о священной дороге, Павсаний сообщает много интересного о храмах, алтарях, статуях элевсинских богов и героев^ достаточно часто, отступая от основного повествования, — о их происхождении и родственных связях. Иногда Павсаний ^обращает внимание на некоторые особенности местности, связанные с культом, или приводит священные сказания, относящиеся к определенному божеству.
Многие авторы упоминают о блаженном существовании мистов после смерти. ' Впервые упоминание об этом всречается уже в гомеровском гимне к Деметре (Нот. h. Сег., 480-482). Подтверждают и по-своему развивают эту мысль Пиндар (Pind. Thren., VII, frg. 131 а), Аристофан (Aristoph. Ran., 452-454), Софокл (Soph. fr. 348), Платон (Plat. Phaedo, 69 С), Исократ (Isoer., IV, 28). По-види�