автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Эллинистическая Александрия как синтез культур Востока и Запада

  • Год: 2005
  • Автор научной работы: Ибрагим Аттиа Дарвич Ибрагим
  • Ученая cтепень: кандидата культурологии
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Диссертация по культурологии на тему 'Эллинистическая Александрия как синтез культур Востока и Запада'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Эллинистическая Александрия как синтез культур Востока и Запада"

на правах рукописи

Ибрагим Аттиа Дарвич Ибрагим

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ АЛЕКСАНДРИЯ КАК СИНТЕЗ КУЛЬТУР ВОСТОКА И ЗАПАДА (В СВЕТЕ ПОДВОДНО-АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ)

24.00.01 - теория и история культуры

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии

МОСКВА - 2005

с9006 - ^

'¿92/

на правах рукописи

Ибрагим Аттиа Дарвин Ибрагим

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ АЛЕКСАНДРИЯ КАК СИНТЕЗ КУЛЬТУР ВОСТОКА И ЗАПАДА (В СВЕТЕ ПОДВОДНО-АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ)

24.00.01 - теория и история культуры

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии

UWt7

Работа выполнена на кафедре культурологии и антропологии

Московского государственного университета культуры и искусств

Научный руководитель: доктор философских наук, доцент

Мареева Елена Валентиновна

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Грнненко Галина Валентиновна; кандидат культурологии, доцент Полетаева Марина Андреевна

Ведущая организация: Институт Африки РАН

Защита состоится «'/•/л 2005 г. в/^часов на

заседании диссертационного совета Д 210.010.04 при Московском государственном университете культуры и искусств по адресу: 141406, Московская область, г. Химки-6, ул. Библиотечная, 7, зал защиты диссертаций.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного университета культуры и искусств

Автореферат разослан 05 г.

Ученый секретарь диссертационного совета,

канд. филос. наук, доцент игуГ^^^—' Малыгина И.В.

А

РОС НАЦИОНАЛЬНА!| БИБЛИОТЕКА

С«

i 09

fjjgZMí |

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Культура народов, создавших великие цивилизации древности, приковывает к себе внимание до сих пор. И интерес к таким культурам не является чисто мемориальным. Древность позволяет увидеть в новом ракурсе современную культуру, если культурно-исторические аналогии базируются на фактах, понятых в их системном единстве и исторической перспективе.

Культура Древнего Египта довольно давно извлечена из забвения. Существует традиция изучения памятников этой культуры в археологической, исторической, филологической области знания. Но для культуролога важно вывести это г анализ за рамки исследования только ма1ериальной или, напротив, духовной культуры. Социокультурный анализ позволяет увидеть культуру эпохи как внутренне расчлененное целое, которое формируется под влиянием различных факторов - этнических, социально-политических, духовных.

В свете мирового культурно-исторического развития особый интерес вызывает анализ феномена эллинизма. Прежде всего потому, что он сгал первой реализацией синтеза западной и восточной культуры. Более древние попытки такого синтеза были просто невозможны, поскольку «эллинский мир», возникший в Северном Средиземноморье в I тысячелетии до н.э., явился родиной так называемой «западной культуры». Общепризнанный расцвет древнегреческой культуры приходится на Афины V в. до н.э. А уже в IV в. до н.э. экспансия Александра Македонского порождает такое масштабное явление в культуре, как эллинизм.

Проблема соотношения и синтеза Востока и Запада - одна из наиболее актуальных и обсуждаемых в наши дни. При этом доминирующей силой в указанном синтезе сегодня является западная культура, в основе которой стандарты политической демократии и массового общества. Феномен элли-

низма интересен именно тем, что в свое время решал проблему соотношения западного и восточного в культуре не так однозначно.

Эллинистическая Александрия находилась в центре указанных процессов, и поэтому анализ ее культуры наиболее показателен. Тем более, что новейшие способы исследования, связанные с подводной археологией, позво-ляюг включить недостакнцие детали в общую картину феномена эллинизма. Использование методов подводной археологии - науки сравнительно молодой, но весьма перспективной - дают возможность реконструировать, казалось бы, безвозвратно утерянные памятники истории и более объективно проанализировать ту социокультурную реальность, которая до сих пор была известна лишь благодаря письменным источникам

В культуре эллинистической Александрии мы находим не просто соседство разных сторон западной и восточной культуры, но попытку синтеза 1аких противоположных моментов, как обожествление властителя в политике и ставка на самостоятельный выбор индивида в философии. Это противоречие как раз и получает объяснение в предлагаемом диссертационном исследовании на основе сопоставления традиционных письменных источников и новых данных подводной археологии.

Степень разработанности проблемы. Уже в XIX веке европоцен-физму был брошен вызов со стороны его альтернативы - востокоцентризма, а также принципа плюрализма культур, наиболее глубоко проработанной в морфологии культур О.Шпенглера. В XX веке доминантой становится не противостояние, а синтез культур даже в том случае, когда их разделяют конфессиональные и др. различия.

На сегодняшний день существует большая литература, в которой представлен теоретический анализ проблемы синтеза восточной и западной культуры или, говоря иначе, их диффузии - распространения и взаимовлияния. Эта проблема анализируется в общеметодологическом плане (Э.Сампл, Р.Чьелан, К.Хаусхоффер, Г.К.Лигендорф, Ф.Ратцель, В.Копперс,

Б.Анкерман, Й.Геккель, М.Гузинде, О.Менгар, М.Бетак, Й.Хоффман, У.Х.Риверс, Р Диксон, Г.Э.Смит, А.Л.Кребер, О.Розеншток-Хюсси) и прикладном - применительно к эпохам и регионам (Ф.Гребнер, Л.Фробениус, В.Шмидт, У.Д. Перри, Ф.Боас, К.Уислер, К.М.Клакхон, Т.Хейердал и др.).

Что касается исследования культуры эллинизма, то и здесь после того, как понятие «эллинизм» было введено в науку И Дройзеном, появились исследования, уточняющие разные аспекты этого феномена. В их ряду стоит выделить работу К.Мак-Эвана1, где проанализирована сущность царской власти в эпоху эллинизма, а также работу В.Эренберга2, в которой сделан акцент на исключительности египетской составляющей обожествления царя в эллинистической Александрии Альтернативная точка зрения представлена у Х.Берве3, который настаивает на греческих истоках этого культа.

В работах известного итальянского исследователя А.Адриани4 уже сделана попытка интерпретации искусства греко-римского Египта с точки зрения совмещения в нем западных и восточных элементов. В трудах А.Бернарда5 представлен весь спектр аспектов жизни эллинистической Александрии, от политической истории до истории религии и философии, который позволяет яснее представить синтез восточного и западного начала в

1 McEvan C C The Oriental Origin of Heilemstic Kingship Chicago, 1934

1 EhrenberdV TheGreekState L,1969,p276

3 Berve H Das Altexanderreich auf prosoporgahiser Grundlage, Bd.I München, 1926, S 197 ' Adriani A Rpertorio D'arte dell'Egitto Greco-Romano, Serie C, vol l-II Tavole (1963) testo (1966), Palerme, Adriani A. Alessandria e il mondo Ellenistico-Romano Studi in onore di A Adriam, Rome.l'Lrma, 1983, Adnani A

Alessandria e il mondo hellenistico-romano, I centenano del museo Greco-Romano (atti del congresso Intenwionale Italo-Egiziano), Rome, l'Erma dl Bretschneider, 1995( cfcdf LXX(1996) 368-374), Adnani A Alexandria and Alexandrianism Papers Dehvered at a Symposium organtzed by the J Paul Getty Museum , Getty Museum, 1996, Adnani A Alexandrie, Hie siecle av J-C- tous les savoirs du monde ou le reve d'universalite des Ptolemees, Ed Autrement, Sériés Mémoires, no 19, nov 1992, Adnani A Alexandrien (Aegyptica Treverensia Tnver Studien Zum griechisch-romischen Ägypten, band I, Mainz, 1981, Adnani A Alexandne, lumière du monde antique , les dossiers de l'archeologie ,no,201, 1995; Adnani A Aufstieg und niedergang der romischen weit .Geschichte und kultur roms im Spiegel der neuseten Forschrung teil II prinipat ,band 10 (halbbandl-2) polistiche Geschichte (provinzen und Randvolker Afrika und Ägypten) Ed H temporini Walter de Gruyter, Berlin-New York, 1982-1988

5 Bernard A Les inscriptions grecques et latines du colosse de Memnon ,IFAQ 1960, Bernard A, "Les cofins liby-ques" mémoires de l'institut feancais d'archeologie orientale du Caire ,XCI 1970, Bernard A Alexandrie des ptolemees, Paris ,1995, Bernard A " Sur le marbre du phare d'Alexandrie " 7eitschnf fur Papyrologie und Epigraphik, 118,1997, Bernard A et Bernard E "l.'epigraphie sous-marine dans le port oriental d'Alexandrie" Zeitschrift fur papyrologie und Epigraphic, 121, 1998, Bernard A Alexandrie la grande Paris, 1998, Bernard A and E and God-dio F "l'epigraphie sous-manne dans le port oriental d'Alexandrie" ,ZPE 121 (1998) ,131-144, taf XIII-XVI

этой культуре. Существенную роль в прояснении своеобразия феномена эллинистической Александрии сыграли работы А.Боумана и П.Фрэйзера' в которых рассмотрены социально-политические и этнолингвистические особенности различных слоев городского населения.

Объект диссертационного исследования - культура эллинистической Александрии.

Предмет диссертационного исследования - сочетание восточного и западного компонентов в культуре эллинистической Александрии.

Цель диссертационного исследования - уточнить своеобразие синтеза восточного и западного компонентов в культуре эллинистической Александрии в свете подводно-археологических исследований, организованных Департаментом подводной археологии Высшего совета по древностям АРЕ.

Для достижения указанной цели автор ставит следующие задачи:

• проанализировать восточную и западную составляющую в происхождении эллинистической Александрии и ее культуре на материале древних письменных источников и современной литературы;

• определить сочетание восточного и западного компонентов феномена эллинистической Александрии в свете данных подводной археологии, уточняющих устройство этого города;

• интерпретировать характер синтеза восточного и западного компонентов феномена эллинистической Александрии в социокультурном аспекте;

• определить перспективы развития подводной археологии и ее роль в изучении древних культур.

Рабочая гипотеза исследования. Появление археологии, а в последние десятилетия быстрое развитие подводной археологии, дает важный объективный критерий для проверки и уточнения знаний, полученных из пись-

6 Bowman А ,К Egypt after the Pharaohs 332 ВС-AD 641, from Alexander to the Arab conquest, London, 1986, Fraser P, M Ptolemaic Alexandria, 3 vol .Oxford,1972

менных источников. Именно данные подводной археологии позволили в наши дни уточнить устройство города Александрии в эллинистический период, лучше понять своеобразие ее памятников культуры.

Исследователи эллинистического Египта сходятся в том, что в результате завоевания его Александром Македонским здесь сложилась особая социокультурная ситуация, когда эндогенные элементы, соприкоснувшись с молодыми и жизнеспособными греческими, породили особого рода синтез Востока и Запада, который более последовательно был реализован в Римской империи. Будучи представителями Востока и Запада, египетский и греческий этносы, а также сирийцы и иудеи, а впоследствии римляне не только соседствовали, но влияли друг на друга на уровне материальной и духовной культуры.

Системный подход, выходящий за рамки специального исторического (археологического), филологического или социологического подходов, позволяет предположить, что синтез восточных и западных элементов в культуре эллинистического Египта в большинстве случаев был вполне органичным, предваряя ту специфическую «открытость» по отношению к иным культам, традициям, политическим инсти гутам, философским и художественным достижениям, которую будет демонстрировать Римская империя.

Но нельзя одновременно открыть дорогу демократии, «изобретенной» греками, и институтам восточной деспотии, существовавшим у завоеванных Александром народов. В «космополитическом» государстве Птолемеев этот конфликт восточной и западной культуры был разрешен через ограничение демократических институтов греков и в то же время развитие основ их духовной культуры — философии и других форм теоретического знания. Таким образом, индивидуальный выбор, с необходимостью ограниченный в полиэтническом государстве, оказался «компенсирован» в области духа, что впоследствии станут использовать мировые религии. Такого рода синтез в эллинистической Александрии отличается от современных вариантов синтеза

культур Востока и Запада тем, что духовная «открытость» здесь базируется не на демократии, а на политических институтах, связанных с деспотической формой власти.

Методологические основания диссертационного исследования. Общей теоретической основой работы является системно-структурный анализ, который позволяет восстановить целостную картину культуры эллинистической Александрии. При этом непосредственно применялась методология немецкого, австрийского и британского диффузионизма, как наиболее близкая к раскрытию тех задач, которые были поставлены в данной работе, а также некоторые методологические положения американской Культурно-исторической школы Ф.Боаса.

Методы исследования. Специфическими методами исследования явились генетический, сравнительный, факторный, а также специальные методы, связанные с подводной археологией. Именно методы подводной археологии создали предпосылки для теоретических выводов данного исследования

Научная новизна диссертационного исследования:

• для анализа культуры эллинистической Александрии впервые привлечены данные как письменных источников, так и археологических поисков, которые позволили реконструировать феномен Александрии как культурное целое, сопоставив в нем восточную (преимущественно египетскую) и западную (греко-римскую) составляющую;

• разработана новейшая карта локализации важнейших памятников истории и культуры, находящихся на дне Средиземного моря в районе порта Александрии, что позволяет уточнить своеобразие культуры эллинистического Египта и сделать вывод о присутствии в Александрии той культурной «открытости», которая получила наиболее полное развитие в Римской империи;

• на основе большого числа памятников, обнаруженных в ходе под-водно-археологических исследований, сделан вывод о том, что элементы

восточной и западной культуры в Александрии как соседствовали, так и взаимопроникали, как это произошло с обожествлением самого Александра и царей эллинистического Египта по восточному образцу;

• в работе показано, что подменяя демократические институты греков монархией с элементами восточного обожествления власти, династия Птолемеев сохраняла присущий грекам интерес к философии и другим теоретическим занятиям, вплоть до появления теоретического богословия у Филона Александрийского;

• проведенный анализ показал, что в эллинистической Александрии сформировался особый синтез элементов восточной и западной культуры, который отличается от современных форм синтеза Востока и Запада, основанных на политической демократии;

• в качестве подчиненного момента в работе впервые охарактеризованы этапы развития подводной археологии в АРЕ. Проанализирована проблема охраны и консервации памятников истории и культуры. Предложены методы и способы хранения экспонатов в условиях музея под водой.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Если данные подводной археологии, полученные при исследовании дна Средиземного моря в районе порта Александрии, позволяют создать карту локализации памятников истории и культуры под водой, то дальнейшее сопоставление этих данных с письменными источниками дает возможность реконструировать целостную картину развития города в эллинистическом Египте.

2. Культурология предполагает выход за рамки специального исторического (археологического), филологическогоили социологического подходов, применяемых в исследовании эллинистического Египта, что позволяет сделать вывод о присутствии уже в культуре эллинистической Александрии особой «открытости», создающей почву для синтеза элементов восточной и западной культуры.

3. Если колонизация у греков была связана с освоением и заселением своими гражданами новых прибрежных земель, то Александр Македонский втягивает в орбиту собственной империи земли и народы, чем предваряет тот синтез восточной и западной культуры, который наиболее последовательно и сознательно будут проводить в Римской империи.

4. Указанный синтез элементов восточной (египетской с элементами сирийской и иудейской) и западной (вначале греческой, а затем римской) культуры был вполне органичным, о чем свидетельствует создание и распространение единого языка койне, многочисленные попытки сочетания греческих и египетских богов и пр.

5. Тем не менее, «космополитизм» эллинистической культуры имел границы, связанные с невозможностью развивать в полиэтническом государстве институтов греческой полисной демократии. Разрешением этого противоречия стала линия поведения самого Александра, продолженная династией Птолемеев, суть которой в ограничении демократических институтов греков и в то же время развитии основ их духовной культуры — философии и других форм теоретического знания.

6. Уже в эллинистическом Египте можно обнаружить такой принцип организации культуры, когда ограничение индивидуального выбора в политике «компенсируется» сферой духовной культуры, в частности философией, делающей ставку на внутреннюю жизнь отдельного индивида. В итоге для культуры эллинистического Египта было характерно как восточное обожествление правителей, так и развитие Филоном Александрийским теоретического богословия — преддверия христианской теологии. Указанный синтез отличается от синтеза культур Востока и Запада в наши дни, поскольку базируется на политических институтах, связанных с деспотической формой власти.

Научно-теоретическая и практическая значимость исследования.

Реализованная в диссертации методология и выводы могут быть использова-

ны в научных исследованиях, посвященных культуре эллинизма, соотношению в ней восточного и западного аспектов, культурной жизни Александрии эпохи эллинизма. Материал, представленный в диссертации, может быть включен в курсы по культурологии, истории культуры и истории древнего мира в высших учебных заведениях. Часть материалов диссертационного исследования может стать основой спецкурса по подводной археологии.

Апробация диссертационного исследования. Материалы диссертации докладывались автором на следующих конференциях: I. Подводная археология: новейшие открытия, Москва, Московский городской педагогический университет, 2002; Сохранение памятников материальной культуры, Кувейт, 2002; VII Международный Симпозиум по кораблестроению в древности, Пилос, 1999; Евро-Средиземноморская конференция, Мурцио, Испания 1999.

Различные аспекты диссертации рассмотрены в 7 публикациях автора (список см. в конце Автореферата).

Материалы диссертации использованы при подготовке учебных курсов «Эллинистическая культура и искусство», «Подводная археология Александрии», «Греческие источники по истории и культуре эллинистической Александрии», которые читаются в Александрийском университете.

Диссертация была рассмотрена и одобрена на заседании кафедры культурологии и антропологии Московского государственного университета культуры 10 сентября 2004 г. (протокол № 1).

Структура и объем диссертации. Структура диссертации подчинена логике решения поставленных в ней исследовательских задач. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы на английском, французском, немецком и итальянском языках числом в 158 названий и и списком источников на английском, французском, немецком языках числом в 13 названий .

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введение раскрывается актуальность темы, характеризуется степень разработанности проблемы, определяется цель и задачи исследования, уточняется его объект и предмет, методологические и теоретические основы, формулируется научная новизна и положения, выносимые на защиту, а также указывается теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе «Отражение социокультурных реалий эллинистической Александрии в различных источниках и научной литературе» содержится три параграфа, в которых выясняется состояние научной литературы и письменных источников, освещающих культуру эллинистической Александрии. В главе также определяется роль подводной археологии в изучении культуры Александрии эпохи эллинизма.

В первом параграфе первой главы «Историография проблемы» характеризуются основные подходы, достижения и дискуссионные моменты в научной литературе, посвященной культуре эллинистического Египта.

Исследователи феномена эллинизма исходят из того, что он явился культурной общностью нового типа, возникшей в Восточном Средиземноморье, Передней и Средней Азии, на Ближнем Востоке и в Египте в результате завоевательных походов Александра Македонского. При этом главной особенностью этой новой культуры явилась взаимосвязь восточного и западного начал, возникшая на почве соединения эндогенных восточных этносов с жизнеспособным греческим этносом. Тем не менее, в научной литературе указанная взаимосвязь характеризуется применительно к отдельным областям кульгуры, а не в отношении эллинистической культуры в целом.

Существует ряд монографий, посвященных политической культуре эллинистического общества, в которых противоположным образом трактуют происхождение царских культов в эпоху эллинизма. К примеру, К.Мак-Эван видит в них продолжение восточных традиций, а Х.Барве связывает их с культом греческих героев. Другое важное направление в исследовании элли-

нистической культуры связано с искусством. В трудах А.Боумана и П.Фрэйзера представлено третье направление таких исследований, где на первый план выходят социально-политический и этнолингвистический аспект проблемы, связанный с формированием в полиэтническом эллинистическом сообществе панэллинского наречия койнэ.

Во втором параграфе первой главы «Состояние письменных источников» уточняются круг основных письменных источников, к которых прежде всего относят работы античных авторов. В вопросах ранней истории Александрии главным источником является сочинение Квинта Энния Флавия Арриана «Поход Александра». Особый интерес к этой работе определяется тем, что в ее основе лежит целый ряд безвозвратно утерянных источников, главными из которых были сочинения знаменитого Птолемея, вошедшего в историю как Птолемей I Сотер, а также некоего Аристобула из Кассандрии.

Менее достоверную информацию содержит «Жизнеописание Александра» псевдо-Калистена, которое представляет собой греческую версию сказаний о жизни Александра, существовавших в многочисленных древних и средневековых версиях. Хотя самая ранняя версия «Жизнеописания», была, вероятно, создана в эпоху империи Александра, большая часть этого повествования появилась на свет в эллинистический период.

Наиболее полное описание Александрии мы находим у римского историка и географа I века до н.э. Страбона. Описание, данное Страбоном, представляет собой самый достоверный письменный источник из всех, имеющихся в нашем распоряжении. Именно он приводит ценную информацию относительно версий основания Александрии. И, наконец, наши знания о топографии Александрии опираются как раз на свидетельства Страбона, посетившего Египет в 24 г. до н.э.

Так как археологических свидетельства о топографии Александрии достаточно малочисленны, именно сведения Страбона позволяют представить себе внешний вид эллинистической Александрии. В диссертации пред-

принята попытка сопоставления описаний Страбона и археологических данных с целью получить максимально достоверную картину исторического ландшафта города и установить места расположения его основных памятников — Фаросского маяка, Александрийской библиотеки, музейона, царских кварталов.

К диссертационной работе были привлечены и другие источники, а именно посвятительные надписи богам, свидетельства более поздних историков, например, Тацита, о культе Сераписа, знаменитый трактат Плутарха «Об Исиде и Осирисе».

В третьем параграфе первой главы «Значение методов подводной археологии для изучения культурной истории эллинистической Александрии» обосновывается необходимость использования данных подводной археологии как источника новейших сведений о культуре эллинистической Александрии.

Подводная археология - одна из перспективных областей исследований в Египте, поскольку уровень Средиземного моря неоднократно менялся на протяжении всей египетской истории. Кроме того, новейшие геофизические исследования свидетельствуют о как минимум трех землетрясениях в этом регионе: первое - в IV веке н.э., второе - в VIII, а третье - в XII веке. В итоге вся портовая часть и гавани древней Александрии, а также остров Антиродос сегодня находятся под водой.

Вторая глава «Культура эллинистической Александрии по данным подводной археологии» посвящена уточнению ряда феноменов социальной и культурной жизни Александрии в свете данных подводной археологии.

В первом параграфе второй главы «История подводной археологии» дае1ся краткий обзор истории развития подводной археологии в Египте, характеризуются достижения последний лет.

Как государственное учреждение Департамент подводной археологии Высшего совета по древностям АРЕ был образован в Египте лишь в 1996 го-

ду, однако сами исследования имеют более, чем вековую историю. Некоторые исследователи считают началом подводной археологии работы французского инженера Гастона Фэрэ, которые проводились в 1910 году. Дело в том, что во время расширения западной части порта Александрии Фэрэ посчастливилось обнаружить архитектурные конструкции, принадлежавшие древней гавани. В 1933 году ныряльщики принца Омаа Туссон подняли на поверхность мраморную голову статуи Александра Македонского, обнаруженную на глубине 5 метров в 450 метрах восточнее порта Рамлех. Местоположение городов Менутиса и Гераклеона в то время еще не было определено. Но, изучив данные письменной традиции, Туссон пришел к выводу, что Минутис, вместе со всеми своими храмами, располагался как раз в том месте, где он проводил подводно-археологические исследования. Зная местоположение Минутиса, было уже легче нанести на карту другой город - Гераклеон. Таким образом, в 30-40 гт. XX века было сделано несколько грандиозных открытий, а именно найдены три затопленных города в районе Абукира - Канопос, Минутис, Гераклеон, а также обнаружены древние русла реки Нил.

Новая эра подводной археологии в Египте наступила в 1960 году и была связана с именем Камаля Абу эль-Саадата, который обнаружил большинство археологических мест внутри Восточной бухты. Ему принадлежит честь составления подробной карты находок. В Мамуре, расположенной восточнее Александрии, в 5 км. от Абукира, он обнаружил пристань 250 метров длиной и несколько каменных якорей. В районе острова Нельсона в Абукире он открыл несколько пристаней 300 метров длиной.

Камаль Абу эль-Садат несколько раз принимал участие в качестве эксперта в подводно-археологических миссиях, организованных в районе Александрии Среди них выделяется экспедиция Гонора Фроста, организованная ЮНЕСКО в 1968 году в районе форта Квайт Бей. Надо сказать, что начало подводной археологии некоторые исследователи связывают именно с 1962

годом, когда была найдена колоссальная статуя Исиды Фариа в районе форта Квайт-бей.

Последние семь лет развития подводной археологии в Египте характеризуются усложнением техники и методики работ, а также расширением района исследований. Особо важными в контексте изучения ранней истории Александрии представляются археологические исследования в следующих районах: форт Квайт Бей, восточная бухта Александрии, восточное побережье Александрии.

Изучение и интерпретация указанных памятников при сопоставлении с письменными источниками позволяет сделать важные выводы. И прежде всего они касаются соотношения восточного (египетского) и западного (греко-римского) элемента эллинистической культуры. Обнаружение многочисленных древнеегипетских памятников, надписей, каменных скульптур говорит о присутствии сильного египетского субстрата в культуре эллинистической Александрии. Это говорит о том, что подчинившие Египет греческие правители не просто сохранили местные обычаи, а сделали ставку на определенные элементы египетской мифологии. Более того, провозгласив себя наследниками сакральной власти фараонов, греки вступили на путь сворачивания полисной демократии. Подчинив под началом Александра Македонского себе Египет, греки сами во многом подчинились восточному типу власти.

Во втором параграфе второй главы «Затонувшее культурное наследие эллинистической Александрии» автором приводятся примеры реконструкции древней топографии восточного порта Александрии и локализации главных памятников истории и культуры эллинистической Александрии в свете данных подводной археологии, осуществляется их первичный социокультурный анализ.

Среди памятников эллинистической Александрии особое место, безусловно, занимает знаменитый Фаросский маяк, находившийся в районе современного форта Квайт Бей. От Страбона мы узнаем, что маяк был окружен

крепкой крепостной стеной с востока острова (теперь здесь расположен форт Квайт Бей), а эта стена была связана с главным островом фортификационным рвом. Внешний вид маяка запечатлен на римской монете 10 года правления Домициана Но только подводно-археологические изыскания Ж.И. Ампера, в ходе которых были найдены огромные каменные блоки и архитравы, судя по расположению, упавшие некогда с большой высоты, позволили выдвинуть предположение о реальном расположении разрушенного несколькими землетрясениями маяка.

Столь же плодотворными оказались исследования на месте существования острова Антиродос, где были обнаружены многочисленные памятники, среди которых каменная мостовая, колонны из красного гранита, скульптурные изображения сфинксов, статуи богов и частных лиц. Особо следует отметить найденную голову скульптуры, которую исследователи интерпретируют как изображение Марка Антония. Обнаруженные на острове остатки фундаментов, возможно, являются руинами дворца легендарной Клеопатры, О предыстории эллинистической Александрии позволяют судить находки, сделанные на месте древних городов Менутиса, Гераклеона и Канопоса в районе современного Абукира.

Изучение и интерпретация указанных памятников при сопоставлении с письменными источниками позволяет сделать важные выводы. И прежде всего они касаются соотношения восточного (египетского) и западного (греко-римского) элемента эллинистической культуры. Обнаружение многочисленных древнеегипетских памятников, надписей, каменных скульптур говорит о присутствии сильного египетского субстрата в культуре эллинистической Александрии. Это говорит о том, что подчинившие Египет греческие правители не просто сохранили местные обычаи, а сделали ставку на элементы египетской мифологии. Более того, провозгласив себя наследниками сакральной власти фараонов, греки вступили на путь сворачивания полисной демократии.

Третья глава «Соотношение Востока и Запада в культуре эллинистической Александрии» посвящена прояснению особенностей синтеза западного и восточного начала в культуре эллинистической Александрии. В первом параграфе третьей главы «Личность Александра Македонского как фактор формирования эллинистической культуры» рассматривается весьма неоднозначная личность Александра Македонского как фактор формирования эллинистической культуры.

Свидетельства античных историков, главным образом Арриана, склоняют нас в пользу того, что Александр был не только величайшим полководцем всех времен и народов, но и крупным организатором, изменявшим уклад жизни на завоеванных территориях. Он не уничтожал культы традиционных богов. Наоборот, в результате походов Александра религиозные традиции и обычаи поверженных народов вошли составной частью в греческую религию и культуру. И это говорит о том, что именно от Александра идет та «открытость» в синтезе восточной и западной культуры, которая явно обозначилась в эллинистической Александрии, а наиболее полно проявила себя в политике Римской империи.

Отдельного рассмотрения заслуживает проблема обожествления личности Александра Нельзя забывать, что традиция обожествления царей была характерной для Македонии Но возврат от порядков, существовавших в демократических Афинах, к порядкам и традициям македонян, а затем египтян свидетельствует о существенной трансформации западной политической культуры в эпоху эллинизма. Сравнение Александра с Гераклом и Дионисом означало первый шаг на пути обожествления царской власти. Божественное происхождение создателя империи стало той новой опорой, которая позволила объединить многообразное по религиозному и этническому составу население.

Во втором параграфе гретьей главы «Краткий обзор культурной истории эллинистической Александрии» уточняется история возникновения

Александрии как центра эллинистической культуры на основе сопоставления истории основания города, изложенной Аррианом, Страбоном и псевдо-Калистеном. Согласно Арриану, основание Александрии относится к 331 г. н.э. и произошло в в 40 милях к северо-западу от Навкратиса между озером Мареутом и морем. Согласно Страбону, на месте Александрии уже существовал город Ракотис, основанный фараонами в качестве форпоста, что в целом подтверждается данными археологии. Но свое культурное значение Александрия стала приобретать при Птолемее I (322 - 283 до н.э.) — основателе знаменитой Александрийской библиотеки и не менее знаменитого Му-сейона, который стал своеобразной научной академией. В состав библиотеки входили архивы древнейших египетских храмов, рукописи Платона и Аристотеля, специально переведенное на греческий язык Пятикнижие, официальные афинские копии произведений греческих драматургов.

В третьем параграфе третьей главы «Изменение населения эллинистической Александрии»характеризуется дифференциация населения эллинистической Александрии, которое можно разделить на несколько основных категорий. Прежде всего, это греческое население — полноправные граждане, затем колонисты, не обладавшие полными гражданскими правами, далее эндогенное египетское население и пришлое население негреческого происхождения - сирийцы, иудеи, а также рабы.

Представители разных категорий обладали отличным друг от друга правовым и имущественным статусом. Социальная и имущественная стратификация влияла на дифференциацию культурную. И тем не менее, эллинистическую культуру нельзя считать конгломератом культур разных народов. Эпоха эллинизма была бы неплодотворной, если бы не сформировала единого культурного пространства, обладающего своими собственными качествами.

«Космополитический» характер эллинистических государств позволяет говорить об определенной мобильности населения, что сочеталось со зна-

чительной люмпенизацией общества, появлением достаточно большой группы населения, оторванной от национальных корней. Именно на такой социальной почве формировался синтез восточной и западной культуры, который отличает эллинистический Египет.

В четвертом параграфе третьей главы «Интеллектуальная и религиозная жизнь эллинистической Александрии» выясняется своеобразие духовной жизни эллинистического Египта, его религиозных и философских поисков.

В Александрии пересекались пути представителей различных религиозных и философских течений Востока и Запада. С другой стороны, культы многих египетских богов приобрели универсальное значение. Стал явным феномен религиозного синкретизма, то есть объединения образов греко-римских и египетских богов в единое целое. Так были объединены верховные боги египетской и греческих мифологий - Амон и Зевс, солнечные божества Хор и Аполлон, боги мудрости и тайного знания Тот и Гермес. При этом в основе многих эллинистических религий лежало представление о богах-спасителях.

Тема спасения доминирует в эпоху эллинизма не случайно, поскольку с завоеваниями Александра Македонского уходит в протплое культура полиса, и на смену понятию "гражданин" явилось понятие "подданный". Философия в эллинистическую эпоху из теоретической системы превращается в умонастроение, выражающее самоощущение отдельного индивида. Если в учениях Сократа, Платона и Аристотеля достойное поведение выражалось в качествах гражданина, то в эллинистической философии достойное поведение мыслится прежде всего в отношении к Богу и самому себе. У последователей Эпикура это выражается в постулировании внутренней независимости. У киников достойное поведение связано с опрощением, призывом к преодолению страстей и потребностей как способом стать независимым от окружающего мира, семьи, государства и даже морали. Большим влиянием пользовалась

философия стоиков с ее призывом к самообладанию и следованию внутреннему долгу. Особый дух александрийской культуры выразился в воззрениях Филона Александрийского, который на основе перевода Пятикнижия с древнееврейского на греческий заложил основы христианской теологии.

Пятый параграф третьей главы «Особенности синтеза восточных и западных элементов в эллинистической Александрии» посвящен уточнению специфики синтеза эндогенных и привнесенных элементов культуры в эллинистической Александрии.

Никем не оспаривается та истина, что при всем своем консерватизме Древний Рим отличался необыкновенной открытостью. Но то же самое присутствует уже в культуре эллинистического Египта, начиная с империи Александра Македонского. Обнаруженные памятники свидетельствуют, что Александрия была похожа на бурлящий котел, в котором соседствовали и трансформировались культурные устои. "Все лучшее из покоренных народов" — так формулировал Тацит принцип обогащения своей культуры, который относится и к эллинизму.

Но, несмотря на доминирование в ней греков, эллинистическую культуру нельзя считать панэллинской. Ведь в ее рамках был свернут институт полисной демократии — главное «изобретение» греков. Поэтому своеобразие синтеза восточной и западной культуры в эллинистическом Египте заключается в сочетании восточного обожествление политической власти и правителей с характерным для эллинов, прежде всего в Афинах, увлечением науками и философией В этом состоит главное противоречие культуры эллинистического Египта. Ограничение индивидуального выбора в политике «компенсируется» здесь сферой духовной культуры, в частности философией, делающей ставку на внутреннюю жизнь индивида. Проявлением такого синтеза Востока и Запада как раз и явилось учение Филона Александрийского, применившего к иудейской религии откровения рациональный метод древнегреческой философии.

В заключении диссертационной работы подводятся итоги исследования. и подчеркивается мысль о необходимости применения междисциплинарного подхода при изучении проблем истории и культуры древности. Недостаток письменных источников зачастую приводит к искажению представлений о культуре прошлого. Именно этот недостаток и призвана восполнить подводная археология, данные которой в сочетании с грамотным использованием письменной традиции обогащают наши знания.

Что касается эллинистической Александрии, то объективный характер данных подводной археологии помог диссертанту уточнить характер синтеза элементов восточной и западной культуры в указанную эпоху.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

1. Darvish Ibrahim Attia. The topography of royal quarter part of Alexandria //Alexandria: the Submerged Royal Quarter, London, 1998, p. 1-53 (in English).

Дарвиш Ибрагим Аттиа. Топография царских кварталов Александрии // Александрия: затопленные царские кварталы, Лондон, 1998, с. 1-53 (англ. яз. 2,0 а.л.)

2. Darwish Ibrahim Attia. Underwater Archaeology in Egypt // 7th international Symposium on Ship construction in Antiquity, Pylos, 1999. pp. 881-892. (in English).

Дарвиш Ибрагим Аттиа. Подводная археология в Египте // VII Международный симпозиум по кораблестроению в древности. Пилос. 1999. С. 881892. (англ.яз. 0,7 а.л.)

3. Darwish Ibrahim Attia. Abstructs // Euro- Mediterranean conference, pp. 93-98, 305-309, Murcia- Spain, 1999 (in English).

Дарвиш Ибрагим Аттиа. Тезисы // Евро-Средиземноморская конференция (тезисы выступлений), Мурцио, Испания, 1999, с.93-98, 305-309 (англ.яз.

0,5 а.л.)

4. Darvish Ibrahim Attia. The protection of the archaeological and historical sites in the Arabia world (Chapter 11). //Conference at Kawit № 16. Kawit, 2002 (in Arabic)

Дарвиш Ибрагим Аттиа. Защита археологических и исторических достопримечательностей в странах арабского мира. Глава 11 // 16 Кувейтская конференция, Кувейт, 2002 (араб. яз. 1 а.л.)

5. Дарвиш Ибрагим Аттиа. Эллинистическая Александрия в свете синтеза культур Востока и Запада// Совершенствование подготовки кадров в вузах культуры и искусств ( тезисы конференции), М., МГУКИ, 2004 ( 0,2 п.л.) (в печати)

6. Дарвиш Ибрагим Аттиа. Особенности синтеза восточных и западных культур в эллинистической Александрии // В поисках древности (сборник научных статей), М., МПГУ, 2005, с. 10-20 (0,5 а.л.) (В печати)

7. Дарвиш Ибрагим Аттиа. Эллинистический синтез культур Востока и Запада (методология исследования) // Восток: философско-культурные традиции (сборник научных статей), М., МГУКИ, 2005 (0,3 а.л.) (в печати)

I

-2508

РНБ Русский фонд

2006-4 12921

Подписано в печать 31.01.2005 г. Объем 1 п. л. Тираж 100 экз. Заказ 0 Ротапринт МГУКИ

 

Текст диссертации на тему "Эллинистическая Александрия как синтез культур Востока и Запада"



Moscow State University of Culture and Arts

Ibrahim Attia DARWICH IBRAHIM

The Hellenistic Alexandria as a synthesis of western and eastern cultures (in the light of underwater archaeological researches )

Specialization 24.00.01. — theory and history of culture

i " ;

The Dissertation on Admitting of the Rank Candidate of Culturology

(Ph.D)

&

Scientific adviser:

Doctor of the Philosophical Sciences Mareeva E.V.

M O S C O W-2005

Table of content

Introduction..................................................................3

Chapter I. The reflection of the socio-cultural reality of the Hellenistic Alexandria in different

sources and scientific literature.............................13

§1 Historiography of the question ................................ 13

§2 The written sources................................................20

§3 The significance of the underwater archaeological data for the studying of the culture of the Hellenistic

Alexandria...................................................................25

Chapter II. The Hellenistic Alexandria according to

the data of underwater research.............................39

§ 1 The history of underwater archaeology...................39

§2 The submerged cultural heritage of Alexandria.........51

Chapter III. East and West in the culture of

Hellenistic Alexandria............................................104

§1 The personality of Alexander the Great as a main factor of the establishment and development of the Hellenic

culture......................................................................104

§2The brief revue of the cultural history of Alexandria 116 §3 The changings in the population of the Hellenistic

Alexandria.................................................................125

§4 The intellectual and religious life of the Hellenic

Alexandria.................................................................134

§5 The peculiarities of the synthesis of the western and

eastern elements in the Hellenistic Alexandria............153

CONCLUSION.........................................................156

_Appendix.................................................................163

List of photos and figures.....................................163

Sources...................................................................239

Bibliography...........................................................240

Introduction

Actuality of the theme

The cultures of the peoples, who have created the great civilizations of antiquity draw attention of scholars until know. Moreover, the interest in the ancient cultures is not just a memorial. The antiquity let us to see the modern culture from the new point of view if historical and cultural analogies are based on the facts that are represented in the system unity and historical outlook.

The culture of Ancient Egypt was evoked from oblivion rather long time ago. There is tradition of studying of this culture in the network of archaeological, historical and philological sciences. But as far as culturology is concerned it is important to bring out this analysis outside studying exclusively material or, on the contrary, spiritual culture. The sociocultural analysis let us to see the culture of a studied epoch as the inwardly disjointed whole that is building up under the influence of different factors, such as environmental, ethnical, socio-political and spiritual.

The analysis of the phenomenon of Hellenism provokes a special interest in the light of the world cultural-historical development. This phenomenon became the first realization the synthesis of the western and eastern cultures. The more ancient attempts of such kind of synthesis were really impossible since "the Hellenistic world" that arouse in the Northern Mediterranean in the 1 millenium BCE became the land of so-called "western culture". The conventional flourishing of the ancient Greek culture falls in Athens of the 5 century BCE. Later in the 4th century BCE the expansion of Alexander the Great gave birth to such a considerable phenomenon of culture as Hellenism.

Problem of correlation and synthesis between East and West is one of the most urgent and widely discussed nowadays. The main force in such kind of

synthesis today is the western culture that is based on the standards of the political democracy and mass society. The phenomenon of the Hellenism is of interest in particular because it had solved the problem of the correlation between western and eastern in culture in a non-unambiguous way.

The Hellenistic Alexandria was situated in the center of the processes mentioned above and that is why the analysis of the specialties of the Hellenistic culture in that region is the most representative. Moreover, the new methods of research connected with the underwater archaeology let us to include the missing data the whole picture of the Hellenism phenomena. Using of the methods of the underwater archaeology, the science that is relatively young but very perspective, gave the opportunity to reconstruct monuments of history that were, it seemed, irrevocably destroyed. The underwater archaeology also let us to analyze and interpret that kind of sociocultural reality that was known before just according to the writing sources.

We can find in the culture of the Hellenistic Alexandria not just vicinity of the different sides of the western and eastern culture but the attempt of the synthesis of such contrary moments as idolization of the king in the policy and hope on the personal choice of the human being in the philosophy. We will try to give an explanation exactly to this contradiction on the base of the comparison of traditional writing sources and new underwater archaeology data in the suggested Ph.D. thesis

The state of the elaboration of the problem

In 19 century the policy of Eurocentrism was given a dare by its alternatives - the ideology of orietalism and the principle of the pluralism of the cultures that was elaborated in the morphology of cultures by O. Spengler. In the

tV»

20 century the opposition of cultures was replaced by their synthesis even if confessional and other differences have been remained inside the cultures.

Nowadays a big amount of literature exists devoted to the theoretical analysis of the problem of the synthesis of the eastern and western cultures, in other words, the problem of their diffusion - expansion and interference. This problem is analyzed as in the field of general methodology (E. Sample, R. Chie-lan, K. Haushoffer, G.K. Ligendorf, F. Ratzel, W. Koppers, B. Ankerman, J. Gekkel, M. Guzinde, O. Mengar, M. Betak, J. Hoffman, Y.H. Rivers, R. Dikson, G.E. Smith, A.L. Kreber, O. Rosenshtok-Hussy) as in practical aspect - as applied to the regions and epochs) (F. Grebner, L. Frobenius, W. Shmidt, Y. D. Perry, F. Boas, K. Wisler, K. McClahom, T. Heirda)

As far as the culture of Hellenism is concerned we can ascertain that after I. Droizen who first introduced the term "Hellenism" into practice, a lot of works appeared where special aspects of this phenomenon were elaborated more precisely. Among them we can mention the work by C.C. McEvan on the study of the nature of the king power during the Hellenistic time1; the work of V.

Ehrenberd that maintains the Egyptian constituent in the process of the idoliza-

■ 0

tion of the king in the Hellenistic Alexandria . The opposite point of view we can find in the works of H. Berve who insists upon the Greek roots of this cult. He proceeded from the assumption that Alexander the Great was identified with Greek Dionys and thereby concluded the cult of the king from the cult of the Greek heroes3.

The famous Italian scientist A. Adriani made an attempt to interpret the art of the Greek — Roman Egypt from the point of view of combination of the eastern and western elements inside it4. The whole spectrum of different aspects

1 McEvan C.C. The Oriental Origin of Hellenistic Kingship.- Chicago, 1934

2 Ehrenberd V. The Greek State.- L.,1969, P.276.

3 Berve H. Das Altexanderreich auf prosoporgahiser Grundlage. Bd.I.- München, 1926, S. 197.

4 Adriani A. Repertorio D'arte deU'Egitto Greco-Romano, serie C, vol. I-II Tavole (1963) testo (1966), Palerme; Adriani A. Alessandria e il mondo ellenistico-romano, studi in onore di A.Adriani, Rome,rErma, 1983; Adriani A. Alessandria e il mondo hellenistico-romano, I centenario del museo Greco-Romano (atti del congresso Inter-nazionale Italo-Egiziano), Rome, l'Erma di Bretschneider, 1995( cf.cdf LXX(1996) 368-374); Adriani A. Alexandria and Alexandrianism. Papers delivered at a Symposium organized by the J.Paul Getty Museum.., Getty Museum, 1996; Adriani A. Alexandrie, Ille siecle av. J-C: tous les savoirs du monde ou le reve d'universalite des ptolemees, Ed. Autrement, Series Memoires, no 19, nov.1992; Adriani A. Alexandrien (Aegyptica Treverensia. Triver Studien Zum griechisch-romischen Ägypten, band I, Mainz, 1981; Adriani A. Alexandrie, lumiere du

of the life of Hellenistic Alexandria including political history, history of religious beliefs and philosophy is represented in the works of A. Bernard. His researches let us to imagine the nature of synthesis of the eastern and western roots in this culture5. The works of A. Bouman and P. Frayser are clarified the peculiarities of the phenomenon of Hellenistic Alexandria. The social-political, ethnological and linguistic specialties of the different stratum of the urban population are studied there6.

The object of the thesis - is the culture of the Hellenistic Alexandria.

The subject of the thesis - is combination of the eastern and western aspects in the culture of Hellenistic Alexandria.

The goal of the thesis — is to precise the peculiarity of the synthesis of the eastern and western aspects inxthe culture of Hellenistic Alexandria according to underwater archaeological researches that were organized by the Department of the Underwater archaeology of the Supreme Counsel of Antiquities of ARE.

In order to reach this goal the author is setting the following tasks:

monde antique , les dossiers de l'archeologie ,no,201, 1995; Adriani A. Aufstieg und niedergang der romischen weit .Geschichte und kultur roms im Spiegel der neuseten Forschrung teil II: prinipat ,band 10 (halbbandl-2) polistiche Geschichte (provinzen und Randvolker :Afrika und Ägypten) Ed. H. Temporini.- Berlin-New York, 1982-1988

5 Bernard A. Les inscriptions grecques et latines du colosse de Memnon, Cairo, 1960; Bernard A. Les cofins libyques.// Mémoires de l'institut feancais d'archeologie orientale du Caire ,XCI 1970; Bernard A. Alexandrie des Ptolemees.- Paris ,1995; Bernard A. Sur le marbre du phare d'Alexandrie// Zeitschrif fur papyrologie und Epigraphik, 118,1997; Bernard A. et Bernard E. L'epigraphie sous-marine dans le port oriental d'Alexandrie, Zeitschrift fur papyrologie und Epigraphic, 121, 1998; Bernard A. Alexandrie la grande.- Paris,1998; Bernard A. and E and Goddio F. L'epigraphie sous-marine dans le port oriental d'Alexandrie.//ZPE 121 (1998) ,131-144, taf. XIII-XVI.

6 Bowman A.K. Egypt after the Pharaohs: 332 BC-AD 641, from Alexander to the Arab conquest, London, 1986; Fraser P. M. Ptolemaic Alexandria, 3 vol.- Oxford, 1972

• to analyze the eastern and western constituent in the origin of the Hellenistic Alexandria and its culture according to the data of the ancient sources and modern literature;

• to determine the combination of the western and eastern elements of the phenomenon of Hellenistic Alexandria according to the data of the underwater archaeology that precise the topography of this city;

• to expound the character of the synthesis of the eastern and western elements of the phenomenon of Hellenistic Alexandria in socio-cultural aspect;

• to determine the perspective of the development of the underwater archaeology and its significance for the studying of the ancient cultures.

The hypothesis of the thesis

The development of the archaeology as a science and appearing of the underwater archaeology during the last ten years gave significant and unbiased criteria for the verification and specification of the data that was obtained from the narrative sources. There was data of the underwater archaeology that let us to precise the topography of the Hellenistic Alexandria and to understand the peculiarity of the monuments more clearly.

The authors who studied the Hellenistic Egypt agreed in opinions that the unique socio-cultural situation was established here after the conquest of Egypt by Alexander the Great. The endogenous elements came in contacts with Greek elements that were more young and viable and gave birth to the special kind of synthesis of East and West. This kind of synthesis came into being in more organized structure during the time of Roman Empire. Being the representatives of the East and West Egyptian, Greek, Syrian, Judaic and later Roman ethnic

groups not only coexisted but even influenced upon each other at the level of material and spiritual culture.

The using of system approach that exceeds the limits of special historical (archaeological), philological or sociological approaches lets to assume that the synthesis of the eastern and western elements in the culture of Hellenistic Egypt was quiet organic in most cases. This synthesis forestalled that kind of specific "openness" with respect to the other cults, traditions, political institutes, philosophical and artistic achievements that will demonstrate later the Roman Empire.

But simultaneous co-existence of democracy that was invented by the Greeks and institutes of the eastern despotism that existed among the peoples conquered by Alexander the Great was not possible. In the "cosmopolitan" state of the Ptolemy this conflict of the eastern and western cultures was solved through the limitation of the Greek democratic institutes and, at the same time, development of the foundation of their spiritual culture - philosophy and the other forms of the theoretical knowledge. Thus the individual choice with the necessity of the restrictions in the poly-ethnic state was "compensated" in the sphere of spirit. This experience was used by the world religion later. The synthesis of the Hellenistic Alexandria differs from the modern variants of the cultural synthesis as the spiritual "openness" here was based not on the democratic way of ruling but on the political institute connecting with the eastern despotic ruling.

Methodological basis of the thesis

The general methodological basis of the work is system-structural analysis that let us to reconstruct the picture of the cultural life of Hellenistic Alexandria as a whole.

Methods of research

The specific methods of studying are genetic, comparative, factorial and special methods connected with underwater archaeology. The methods of underwater archaeology set up premises for the theoretical conclusions of the thesis.

The sources of the study

The writing sources of the thesis are the writing of Roman author Qvint Ennius Flavius Arrianus "Campaign of Alexander", the evidences of the Roman historian Strabo, Tacitus etc. We also used the data of underwater archaeological expedition

The scientific novelty of the thesis:

• For the first time the data of the writing sources and archaeological expeditions was combined in the thesis in order to reconstruct the phenomenon of Alexandria as a cultural unity. Also the eastern (Egyptian) and western (Greco-Roman) elements of the phenomenon were re-examined.

• The latest map with the localization of the most important monuments of the history and culture that are situated under the water in the region of Alexandrine harbor is created. That let us to precise the peculiarity of the culture of Hellenistic Alexandria and to draw a conclusion that special kind of "openness", which was very typical for the Roman Empire later also existed in Hellenistic Alexandria.

• The conclusion about the co-existence and interference of the elements of the eastern and western cultures was made on basis of studying of a great amount of monuments that were found during the underwater archaeologi-

cal survey. The obvious case for this statement is deification of Alexander and kings of Hellenistic Egypt upon the eastern pattern.

• In the thesis it was shown that the Ptolemaic dynasty preserved the typical for Greece interest to the philosophy and to the other theoretical knowledge even replaced the democratic institute by the monarchy with the elements of the eastern deification of the royal power.

• The special kind of synthesis of the elements of the eastern and western cultures was established in the Hellenistic Alexandria; this synthesis is quite different from the modern forms of the synthesis of the East and West since the last is based on the political democracy.

• Also, as an additional task we gave a characteristic to the different stages of the development of the underwater archaeology in ARE. Special attention was paid to the problems of preservation and conservation of the monuments of history and culture. There were suggested methods of storage of the objects in marine museums.

The following positions are submitted for discussion:

1. The data of the underwater archaeology, obtained during the survey the Mediterranean ground in the Alexandria harbor region, let us to create the underwater topographical map with the localization of the monuments of history and art. The subsequent comparison of these data with the written sources let us an opportunity to reconstruct the whole picture of the development of the city in Hellenistic Egypt.

2. Culturology proposes to exceed the limits of special historical (archaeological), philological or sociological approaches that are used during the studying of Hellenistic Egypt. The culturological approach let us to draw a conclusion about existence of a special kind "openness" in the history of Hellenistic Alexandria that creates the basis for the synthesis of the elements of eastern and

western cultures.

3. If the Greek colonization was connecting with the development and settlement of the new coastal lands by the Greek citizens, Alexander the Great drew new lands and peoples into sphere of influence of his empire. This policy forestalls that kind of synthesis of the eastern and western cultures, which later will be typical for the Roman Empire.

4. This synthesis of the elements of the eastern (Egyptian with the elements of the Syrian and Judaic) and western (first Greek, later Roman) cultures was rather organic. The creation and dissemination of the common language - koine and attempts to combine Egyptian and Greek were evidences of that statement. Nevertheless "cosmopolitanism" of the Hellenistic Egypt had its limits since in was really impossible to develop the institutions of the "citystate" democracy in the poly-ethnic state. The policy of Alexander the Great became the settlement of this contradiction. Later the other kings from the Ptolemaic dynasty continued this policy. The essential idea of the policy was limitation of the Greek democratic institutions and at the same time development of the Greek culture and philosophy.

5. It is possible to find out a new principle of the organization of culture in Egypt as early as at the Hellenistic time. According to it the limitation of the individual choice in policy was compensated in the sphere of culture. The main ascent in philosophy was made on the inner life of the human being. As a result, for the culture of Hellenistic Egypt was typical both eastern deification of the king and development of theoretical theology by Philo the Alexandrine that became the threshold of the Christian theology. This kind of synthesis is quite different from the nowadays synthesis of the cultures of East and West since it based on the political institutes connecting with despotic king power.

The scientific-theoretical and practical significance of the

study

The methodology and conclusions of the thesis can be used in the scientific studies devoted to the Hellenistic culture, to the combination of the eastern and western elements inside this culture, to the intellectual life in Hellenistic Alexandria. The materials of the thesis can be included in the courses of culturology, the history of culture and history of the Ancient world in the institutes of higher education. The part of the thesis can be included into the program of the special course on underwater archaeology.

Approbation of the thesis

The materials of the thesis were discussed on the scientific conferences: 1 .The 7th International Symposium on Ship construction in Antiquity, Pylos, 1999.

2. Euro- Mediterranean conference, Murcia- Spain 1999

3. The protection of archaeological sites, Kuwait 2002

4. The underwater archaeology - new dicoveries, Moscow, 2002, Moscow City Pedagogical University, 2002

Different statements of the thesis were considered in 7 publication of the candidate for a degree.

The materials of the thesis was used during the preparation of the following students cources: "The Hellenistic Culture and Art", "The underwater archaeology in Alexandria"; "Greek sources on the History and Culture of the Hellenic Alexandria"

Chapter I. The reflection of the socio-cultural reality of the Hellenistic Alexandria in different sources and scientific literature

§1 Historiography of the question

Here we discussed the main approaches, achievements and controversial questions in the scientific literature devoted to the culture of Hellenistic Egypt. The researches of the phenomenon of Hellenism proceed from the assumption that Hellenism was cultural commonality of the new type. It appeared in the Eastern Mediterranean, in the Fore and Middle Asia, in the Near East and in Egypt as a result of the conquering campaigns of Alexander the Great. The main peculiarity of this new culture became intercommunication between eastern and western elements. This kind of intercommunication appeared because of combination of the local eastern population with more viable Greek population. Nevertheless, in scientific literature the mentioned correlation is characterized only with regard to the separate spheres of culture but not concerning to the Hellenistic culture as a whole.

There are a lot of studies on political culture of the Hellenistic society. The origin and nature of the king royal during the Hellenistic time are studied in

*7 ___

the remarkable monograph by McEvan . They are characterized as continuation of the eastern traditions.

The other works are concentrated on the origin of the king cult. There are two opposite opinions. V. Ehrenberd insists upon the priority of the Egyptian elements in the process of deification of the king during the Hellenistic period8.

The other scientists insist on the Greek roots of this phenomenon.

7 McEvan C.C. The Oriental Origin of Hellenistic Kingship.- Chicago, 1934.

H. Berve mentioned the connection of the king cult with the Greek heroic cults9.

The other tendency in the studying of the Hellenic culture is dealing with the sphere of art. The problem of style and authorship is analyzed in the works of the famous scientist A. Adriany10. He made an attempt to interpret the art of Greek-Roman Egypt from the point of view of combination in it western and eastern elements.

A. Adriani is wellknown conservator and scolar who further expanded the scope of the Musee-Romain. In most part of his works he recorded discoveries in the 'palaces' area with an accompanying map on which all the locations are identified. The most important features of the coastal topography are given there. His works can be considered an essential guide to the excavations, and referring to specific excavated objects or areas. The reference number on Adriani's map on the topography was complete in Adriani's large work in two volume, Repertorio d'art, C, I-II (Palermo 1966) containing a fresh account of the topography, the excavations and much of the literary evidence, (vol. I, text; vol. ii, plates).

Adriani also wrote a brief but well-illustrated account of the topography of the city with compleate list of the bibliography.

He has also begun publication of a Repertorio d'art dell'Egitto Greco-Romano of which there have so far appeared serie A, I (1961), A, II (1961) and C, I-II (1961: see above ). A further periodical has also begun publication: les cahiers d'Alexandrie (1963) established and edited by R. Lakany, which con-

8 Ehrenberd V. The Greek State.-L.,1969.

9 Berve H. Das Altexanderreich auf prosoporgahiser Grundlage. Bd.I.- München, 1926, S. 197.

10 Adriani A. Rpertorio D'arte dell'Egitto Greco-Romano, serie C, vol. I-II Tavole (1963) testo (1966), Palerme; Adriani A., Alessandria e il mondo ellenistico-romano, studi in onore di A.Adriani.- Rome, 1983; Adriani A. Alessandria e il mondo hellenistico-romano, I centenario del museo Greco-Romano (atti del congresso Interna-zionale Italo-Egiziano), Rome, 1995( cf.cdf LXX(1996) 368-374); Adriani A. Alexandria and Alexandrianism. Papers delivered at a Symposium organized by the J.Paul Getty Museum.., Getty Museum, 1996; Adriani A.,Alexandrie, Ille siecle av. J-C: tous les savoirs du monde ou le reve d'universalite des ptolemees, Ed. Autrement, Series Memoires, no 19, nov.1992; Adriani A. Alexandrien (Aegyptica Treverensia. Triver Studien Zum griechisch-romischen Ägypten, band I.- Mainz, 1981; Adriani A. Alexandrie, lumiere du monde antique , les dossiers de l'archeologie ,no,201, 1995; Adriani A. Aufstieg und niedergang der romischen weit,Geschichte und kultur roms im Spiegel der neuseten Forschrung teil II: prinipat ,band 10 (halbbandl-2) polistiche Geschichte (provinzen und Randvolker :Afrika und Ägypten.- Berlin-New York, 1982-1988.

tains numerous articles on local history and personalities.

11 i

The work of A. Bouman and P. Frayser are concentrated on the social-political and ethno-linguistic aspect of this problem. Actuality of such kind of studies is connecting with formation in the poly-ethnic Hellenistic society of the pan-Hellenic koine language.

Fraser's work considered an attempt to provide the lack of documented study of even the main aspects of Alexandrian life in the proteomic period and as the same time to bridge the wide gap between the different fields of antiquity and the different types if source material. Literary texts of all sorts, inscriptions, and papyri all have their contribution to make to such a study. The analysis and combination of these sources became one of the main elements of his book. In the first part he has attempted to describe the framework of the Alexandrian life. But on the other hand the real achievements of its civilization, that were discussed in the second part are in some kind of contradiction with the first one. It should be pointed out that he has not included a synthetic picture of a social life in the first part.

The other problem of his work is absence of the chapter devoted Alexandrine art in the second part. His decision not to include a study of Alexandrian art was based on two considerations: "First, art criticism and art history are remote both from my competence and from my line of approach to Alexandria, which is essentially through literary and documentary (including archaeological) evidence"13.

Different sides of the socio-cultural life of Alexandria are represented in the studies of A. Bernard14. He tried to analyze different aspects of Hellenistic culture from the political history till the history of religion and philosophy.

Throw the sources of Alexandria's history from studying ancient carts and

11 Bowman, A.K. Egypt After Pharaons :332 B.C -AD 641.-London, 1986

12 Frayser P.M. Ptolemaic Alexandria.- Oxford, 1972

13 ibid, P.234.

14 Bernard A. Alexandrie la grande, Hachette fltteratures.- Paris, 1998 ; Bernard A., Goddio F. Sunken Egypt.-Alexandria, London, 2004

voyagers of 19 century and remains ruins of antiquity he writes about Alexandria throw selected accounts on the great Harbour and palaces Alexandria and Egypt according to ancient writers at the time in there stay in Alexandria.

Nowadays appear a lot of publications on the cultural, political and historical value of the Alexandria heritages. Some of them were of great importance for the goal and tasks of the dissertation.

First of all we would like to mention collection of articles devoted to the cultural history of the Ptolemaic Alexandria: "Alexandria, third century BC. The Knowledge of the World in a single city" edited by Christian Jacob and Francois de Polignac 15. This book explores the varied elements, ideas and personalities that transformed a new town on the western edge of the Nile Delta into a metropolis of international importance and, ultimately, one of the cornerstones of the world. This monograph is aimed to study the city as microcosm, as a reflection of the western and eastern elements, as "the world in a scroll". One of important chapters for our theme is "Allien wismom". The author of this chapter Alain le Boulleuc declares in the introduction: "With its univesalist claims and geographical positions, Alexandria could not remain indifferent to the "alien wisdom", as Arnaldo Momigliano has put it. Greek language and culture turned to the great philosophical and religious texts of the now subject people. Aside from treatises on magic and astrology supposedly adapted from the Egyptian and Chaldean sources, the Septuagint, the Greek translation of the Torah, is the exemplar of this openness to the others and on it was founded the traditiion o Alexandrian Judaism"16.

We supposes this statement as one of the fundamental for our problem of the influences and synthesis between western and eastern elements in the intellectual and cultural life of the Hellenistic Alexandria.

The other chapter of this book written by Francoise Dunand