автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.09
диссертация на тему:
Эллинская цивилизация в научном творчестве Арнольда Тойнби

  • Год: 1983
  • Автор научной работы: Сергеев, Николай Андреевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Казань
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.09
Диссертация по истории на тему 'Эллинская цивилизация в научном творчестве Арнольда Тойнби'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Сергеев, Николай Андреевич

Введение. 3

Глава I. Исходные позиции концепции эллинской цивилизации . 16

§1. Вехи жизни и научной деятельности А.Тойнби в свете его общественно-политических взгля дов. 16

§2, Методология и методика исследования . . . 34-

§3. Основные характеристики эллинской цивилизации . 49

§4. Этапы становления, развития и гибели эл линской цивилизации. . 64

Глава П. Спартанское общество: специфический вариант эллинской цивилизации . 93

§1. Генезис . 93

§2. Политическая конституция . II4-I

§3. Социальная система . . 129

§4. Военная организация . 160

 

Введение диссертации1983 год, автореферат по истории, Сергеев, Николай Андреевич

В условиях обострения идеологической борьбы на международной арене особенно важной является задача, поставленная ХХУ1 съездом КПСС, - "критика антикоммунизма, буржуазных и ревизионистских концепций общественного развития, разоблачение фальсификаторов марксизма-ленинизма"^".

Среди попыток создания "нового" исторического мировоззре -ния идеологами современного империализма наиболее шумным успе -хом пользуется теория локальных цивилизаций Арнольда Дж.Тойнби-младшего.

Английский мыслитель Арнольд Тойнби-младший занимает особое место в буржуазной науке. В условиях кризиса эмпирической социологии буржуазная пропаганда отводит его философии истории роль одной из главных ударных сил в борьбе с научной социологией. По сравнению с философско-экономическими "учениями" У.Ростоу, Р. Арона теория локальных цивилизаций Арнольда Тойнби имеет еще более консервативный характер. В самом деле, если первые в прин -ципе не отрицают возможность прогресса человеческого общества, хотя и на базе устоев капитализма и только в виде плановой эволюции, лишенной скачков, то сущность философии Арнольда Тойнби-это отрицание всеобщего поступательного характера общественно-исторического процесса.

Общественному развитию Тойнби противопоставляет теорию параллельно существующих и бесследно гибнущих цивилизаций, каждая из которых проходит пять стадий в своей истории: рояедение,росту брейкдаун, дезинтеграцию и гибель. Тойнби смотрит "на историю

- ц до ее нынешнего момента (это важная оговорка) не как на единый поток, движущийся сквозь века и охватывающий все человечество, а как на ряд отдельных одновременных потоков. Зтот поток минувшей истории, - отмечает он в письме к академику Н.И.Конра -ду, - может быть понят только на основе синоптического взгля -да - "сравнительного метода", потому что до нынешнего времени эти отдельные местные циклы не сливались в единый поток, который мог бы стать предметом единого всеохватывающего повествования. Только в наш век так называемое уничтожение расстояний, которое началось с приручения первого осла и постройки первой лодки, дошло до такой степени, что впервые открыло перед человечеством возможность слиться в единое общество" .

Хотя отдельные положения этой концепции и вызывают серьезную критику, тем не менее с расчленением всемирной истории на параллельные культуры согласны многие из оппонентов Тойнби среди буржуазных философов, социологов и историков. Панорама, нарисованная Тойнби, в сравнении с другими универсально-историческими учениями, по утверждению западно-германского историка И. Фогта, настолько совершенна, насколько это позволяет горизонт XX века^.

Творчеству Тойнби его западные коллеги посвящают специальные номера журналов и международные симпозиумы. Критическому рассмотрению философия истории Тойнби не раз подвергалась и советскими учеными. Исследователи справедливо считают, что в центре нашумевших историософских построений Тойнби лежит концепция эллинской цивилизации^. "Весь ход эллинскои истории, - пишет известный голландский историк w. den Воег,-инспирирует создас ние схемы, в которую другие цивилизации втиснуты". И.Фогт не может не заметить, что в теории локальных цивилизаций А.Тойнби ".золотые камешки античности. точно определяют фигуры мозаики. Сам Тойнби признается в том, что классическая античность 7 является у него образцом для сравнения .

С другой стороны, в изучение античного мира Тойнби внес весомый вклад. По словам И.Фогта, английский ученый обобщил огромный эмпирический материал и дал универсально-историческое о толкование античной цивилизации , которую, кстати говоря, в отличие от Шпенглера рассматривает как категорию социальную."Шпенглер и Тойнби, Альфред Вебер и Карл Ясперс, - развивает свою мысль И.Фогт, - эти пионеры найдут своих наследников, и их попытки будут вести к сохранению новых универсально-исторических методов. Наш взгляд будет расширяться, если мы будем участво -вать в обзорах историков-универсалов. Особенно историки древности, которые в своей области исследуют различные культуры, о призваны к универсальному рассмотрению" .

Марксистов, безусловно, должны интересовать те обобщения, которые делает современная англо-американская историческая наука в лице Тойнби из конкретного исследования античного мира.Тем более, что опыт Тойнби по созданию теоретической схемы античной цивилизации на основе обобщения обширного эмпирического материала является одним из немногих в современной буржуазной науке.

Но творчество Тойнби не просто квинтэссенция британской историографии античности. Занимаясь и теоретизацией известных точек зрения, и конкретной исследовательской работой, он внес определенный вклад в изучение ряда специальных проблем древнегреческой и древнеримской истории. Среди античников хорошо,известно его двухтомное сочинение "Hannibal's Legacy" (1964), где анализируются экономические и социальные следствия Ганнибаловой войны на ход древнеримской истории. Научный интерес представля--ет и разработка исследуемой ученым проблемы дорийского вторже -ния, а также этногенеза древнегреческих племен.

Глубокий знаток диалектов древнегреческого языка и филолог, хорошо знающий достижения современной лингвистики, Арнольд Тойн-би отбрасывает общепринятую теорию классификации диалектов древнегреческого языка на дорический, ионический и эолический и дает оригинальную и весьма интересную диалектологическую карту Древней Греции. "Современные филологи, - отмечает английский ио-торик, - никогда бы не подумали о том, чтобы разделить северозападный греческий диалект на два отдельных диалекта, причем одному из них наклеить ярлык "дорического", если бы они базировали свою классификацию на лингвистическом свидетельстве, т«е. на свидетельстве надписей и (во-вторых) литературных текстов"^? а не на традиции.

Сообщаемые британским ученым данные о миграции народов гомеровской эпохи дают нам важный фактический материал для науч -ного представления об этнической карте Древней Греции и ее эволюции.

Однако важнейшее место в конкретно-историческом изучении Арнольдом Тойнби проблем античной цивилизации занимает его ис -следование древнеспартанской истории. В частности, свою карьеру ученого Тойнби начинает как исследователь истории древней Спарты. Уже в первом своем произведении "The Growth of Sparta", написанном в возрасте двадцати трех лет, Тойнби, по словам известного голландского античника W. den Воег(а), "представляет на рассмотрение ряд смелых гипотез по спартанской военной организации, которые показывают конструктивный ум""^.

На вершине своего творчества автор теории локальных циви -лизаций вновь обращается к изучению античной Спарты. В частности, одну из своих последних работ под названием "Some Problems of Greek History", вышедшую в свет в 1969 году, английский ученый посвящает исследованию ликургова строя; причем в отличие от своих буржуазных коллег, Тойнби концентрирует здесь внимание на социальном аспекте вопроса. Так, например, если книга известного британского античника Форреста "A History of Sparta", изданная почти одновременно с вышеуказанной монографией Тойнби, является главным образом историческим изложением фактов^, то книга

Тойнби "является главным образом исследованием институтов, нра-ТЗ вов и обычаев" . В самом деле, Тойнби исследует прежде всего генезис спартанского полиса, конституцию, социальную систему и военную организацию лакедемонского общества, которые, с его точки зрения, были тремя важнейшими элементами ликургова режима, а также ряд сопутствующих проблем, в частности: происхождение и статус илотов и периэков, положение женщин в спартанском обществе и другие.

Постановка социальных проблем истории древнего мира до известной степени сближает Арнольда Тойнби с эпигонами известной английской школы "Social History".

Исходя из объекта историографического исследования, источники по теме диссертации мы делим на три основные категории:

I - научные труды изучаемого историка, 2 - его мемуарно-эписто-лярное наследие, 3 - античные источники, которыми пользовался ученый.

При работе над темой были исследованы прежде всего труды и мемуарные сочинения самого Тойнби. Одним из наших источников явилась его капитальная монография "Hellenism. The History of a Civilization", изданная в Лондоне в 1959 году, где англий -ский историк дает свое наиболее законченное толкование эллин -ской цивилизации» На эту книгу был дан заказ в 1914 году для личной библиотеки одного из редакторов профессора Гильберта Муррея. В начале оксфордских летних каникул того же года Тойнби набросал примерный план работы и представил эти наброски профео-сору Муррею для критических замечаний. В начале первой мировой войны Тойнби ознакомился с разъяснительными замечаниями Муррея относительно данных набросков и написал вчерне первые четыре главы. С того времени он не перечитывал ни этого черновика, ни наброски. "В 1951 году во время отдыха в Швейцарии, - пишет автор привлекаемой нами работы, - я сделал новую серию набросков и представил их в свою очередь на рассмотрение профессору Муррею ; и на этот раз я не был оторван общественной катастрофой от написания целиком нового черновика, хотя, к несчастью, я не завершил его во время, чтобы суметь показать Муррею до его смерти. Настоящий вариант данной книги был написан мною между апрелем 1956 года и октябрем 1957 года в самых различных частях света11^

Не менее важным источником является фундаментальный труд Арнольда Тойнби " Some Problems of Greek History" (1969), большая часть которого посвящена исследованию ликургова режима в древней Спарте; причем "проблемы, рассматриваемые в этой книге оговаривает историк в предисловии к данной работе, - пришли мне на ум в 1909-11 годах, когда я читал для оксфордской школы Ы

15 terea Humaniores" . Здесь же Тойнби выражает благодарность миссис Честер, которая довела данную книгу до прессы, и миссис Бикнелл, которая сделала индекс. "Во время последней стадии создания книги, - пишет Тойнби на этот счет, - я был болен и бездействовал. Они спасли положение, проверив самым любезным образом ссылки, и, решив вопросы, которые автор сам обыкновенно рассматривал"^.

При работе над данной диссертацией использовалась также объемистая статья А.Тойнби "The Growth of Sparta", опубликованная в "Hellenic Studies" за 1913 год. Здесь дан анализ в основном военной организации лакедемонян. Были привлечены также ма -териалы третьего тома монументального "A Study of History" (1934), где Тойнби, между прочим, дает характеристику образа жизни спартанских "равных".

Богатый материал для реконструкции интеллектуальной биографии и общественно-политических взглядов английского историка даг-ют его мемуарные работы: "Ianus at Seventy Five" (1964), "Acquaintances" (1967), "Experiences" (1969), а также материалы переписки Арнольда Тойнби с советским академиком Н.И.Конрадом.

Особого внимания заслуживают,на наш взгляд, мемуарные сочинения "Acquaintances" и "Experiences". В книге "Acquaintances" объектом воспоминаний являются современники Тойнби, и он предстает перед читателем лишь во встречах с ними. Беглые очерки о знакомствах, которые включены в эту книгу, являются, конечно, выборными. В частности, во введении к данной работе Тойнби указывает: "Я отобрал для публикации воспоминания о личностях, которые, как мне казалось, могли бы вызвать всеобщий интерес. Степень интереса будет различной в различных случаях; но я стремился исключить воспоминания, которые имеют значение и

17 ценность лишь для меня одного" .

Что касается мемуарного сочинения " Experiences", то оно, по собственному утверждению Тойнби, является продолжением книги

TR

Acquaintances" хо. Причем в первой и третьей частях сочинения "Experiences" Тойнби является и рассказчиком, и объектом собственных воспоминаний. Во второй части этой книги он дает обзор и комментарий перемен в общественной жизни, свидетелем которых ему довелось быть.

Изучение штудий Тойнби по эллинской истории, построенных на анализе источников, предполагает исследование самих источников, использованных ученым в процессе творчества. Для Тойнби таковыми являются, прежде всего, сочинения Гомера, Геродота,Фу-кидида, Ксенофонта, Аристотеля, Полибия, Плутарха, Павсания.

Особое внимание в настоящей диссертации мы уделили высказываниям античных авторов относительно истории древнеспартанского общества, которое Тойнби рассматривает как специфический вари -ант эллинской цивилизации.

При обилии литературы о творчестве Тойнби ни теоретические, ни конкретно-историческое взгляды ученого на эллинский мир не нашли практически никакого освещения в мировой историографии. Исключением могут служить две небольшие статьи, принадлежащие буржуазным авторам И.Фогту и V/. den Boer (У). Однако эти статьи вышли в свет еще до написания основных работ Тойнби по истории греко-римской культуры, в частности, таких как " Hellenism. The History of a Civilization" (1959), " Hannibal's Legacy" (1965), " Some Problems of Greek History" (1969), и в силу этого не могут дать законченный анализ его концепции антич -ности. Так в своей статье " Die Antike Kultur in Toynbees Ge-schichslelire", вышедшей в свет в 1951 году, западногерманский историк И.Фогт лишь пытается рассмотреть взгляды Тойнби на возникновение, рост, брейкдаун, дезинтеграцию и гибель эллинской цивилизации, уделяя при этом особое внимание его взглядам на творческое меньшинство и господствующее большинство эллинского мира^. Однако он дает критику не основных положений теории эллинской цивилизации А.Тойнби, а лишь нескольких частных положений английского историка, имеющих второстепенное значение в общетеоретическом плане и носящих конкретно-исторический характер. Так острие своей критики Фогт направляет на взгляды английского ученого относительно роли Рима в истории эллинского общества. Указывая, в частности, на тезис Тойнби о том, что Рим почти ничего не дал эллинской культуре и о второстепенности его положения в античной истории, Фогт обращает внимание на развитие римского права, в результате чего он утверждает, "что римский гений сохраняет равным образом свое достоинство рядом с гречес

20 ким" .

Что касается статьи голландского античника W. den Воег(а) "Toynbee and Classical History", вышедшей в свет не позднее 1956 года, то здесь автор, наоборот, стремится осветить понимание Тойнби античности в пределах кругозора его теоретической от системы в целом ; причем в своей статье w. den Boer также рассматривает гносеологические источники взглядов Тойнби на эл?? линский мир , справедливо отмечая при этом, что английским ученым руководит британская традиция в историографии^. Основную заслугу Тойнби W. den Boer видит в том, что тот, возвысившись над ограниченностью интересов обычной среды классицистов, "вводит греческую и римскую историю в связь со всем миром цивилизации . Основной же недостаток концепции Тойнби он сводит к тому, что последний, по его мнению, строит свою систему из недо

75 статочных фактов . Однако так или иначе, но этот анализ взглядов Тойнби на эллинский мир мы в силу указанных выше причин не можем считать завершенным. К тому же он носит далеко не марксистский характер.

Советские философы и историки дали аргументированную кри -тику не только теории локальных цивилизаций Арнольда Тойнби, но также рассмотрели вопрос об источниках, методологии и методе, которые составили основание для построения данной теории.

В 50-е годы по этой проблематике впервые выступили Э.А. Араб-Оглы с двумя статьями, посвященными философии истории Арнольда Дж.Тойнби и критике его культурно-исторической концеп -ции, и Е.А.Косминский с двумя статьями об историософии Арнольда Тойнби и ее реакционном характере . Кроме того, этот сюжет рассматривается в монографиях философа И.С.Кона о кризисе буржуазной исторической мысли, историка К.Б.Виноградова по английской историографии нового и новейшего времени^.

В 60-е годы количество работ советских ученых с критикой концепции Тойнби увеличивается. Так, Э.А.Араб-Оглы, продолжая свою работу по этой тематике, исследует вопроб о концепции исторического круговорота^. Появляется книга Э,С.Маркарьяна,которая специально рассматривает концепцию локальных цивилиза pq ций . Продолжает свои изыскания в области разоблачения реакци

30 онной историо софии Арнольда Тойнби Е.А.Косминский . Ю.Семенов и В.Трухановский ведут исследования, касающиеся политической зт подоплеки концепции Тойнби . Е.Б.Рашковского интересуют структура и истоки философско-исторической концепции А.Тойнби^. В 1964 году появляются на данную тему докторская диссертация Ю.Н. Семенова "Проблемы общественного прогресса и социальная философия современной буржуазии" и кандидатская диссертация Г.Д.Чеснокова "Критика философии истории А.Тойнби". Наконец, в статье 33

И.С.Кона в критическом плане анализируется последний том основного труда А.Тойнби " A Study of History".

Всесторонняя марксистская критика тойнбианства ведется советскими учеными и в 70-е годы. Так, Е.Б.Рашковский публикует статью о мемуаристике А.Тойнби; монографию, где наряду с анализом основных теоретических установок английского историка ис -следуется востоковедная проблематика его трудов; и, наконец, статью, посвященную одному из важнейших аспектов в эволюции

34 тойнбианской философии истории: человек - природа , И.Я.Златкин рассматривает взгляды английского ученого на развитие коче-35 вых народов . Г.ДЛесноков в своей монографии о современной буржуазной философии истории продолжает свои изыскания по критике творчества Тойнби-^. С.В.Кирхоглани в кандидатской диссертации анализирует религиозную проблематику философии истории Тойнби37.

Из работ 80-х годов следует отметить монографию Ю.Н.Семенооо ва о социально-философских воззрениях "позднего" Тойнби , а также кандидатскую диссертацию В.М«Мучника о формировании и

39 эволюции идейно-теоретических воззрений А.Дж.Тойнби . В диссертации В.М.Мучника эволюция воззрений Тойнби рассматривается в общем контексте исторических судеб либерализма, с одной сторо -ны, и буржуазного историзма, - с другой. В работе исследуются представления Тойнби о познаваемости истории, о субъект-объектных отношениях в историческом познании, о социальных функциях и возможностях этого познания. Значительное место уделяется анализу религиозных построений Тойнби, их эволюции. Рассматривается взаимосвязь тойнбианского "рационализма" и религиозной доктрины мыслителя. В.М.Мучник исследует также философскую проблематику античных штудий Тойнби, оставляя однако открытой проблемой анализ универсально-исторической схемы эллинской цивилизации Арнольда Тойнби и его вклад в разработку социальных проблем античности, в частности, истории древней Спарты. Впрочем, это не входило в задачу автора выше упомянутой диссертации, цель которой состояла в том, чтобы "дать развернутую характеристику мировоззренческой эволюции мыслителя: вскрыть предпосылки этой эволюции, анализируя взаимоотношения конструируемых Тойнби на основе либерально-гуманистических постулатов теоретических обобщений и политических проектов с исторической эмпирией"^.

Труды советских ученых создали почву для последующей рабо*£ ты по критическому анализу взглядов Тойнби на те или иные конкретные общества и цивилизации.

Оценка Тойнби одного из таких обществ - античного - и есть

-15 предмет настоящей кандидатской диссертации.

Теоретической и методологической основой диссертации являются труды классиков марксизма-ленинизма. Принципы партийности и историзма, пронизывающие их теоретическое наследие, требуют от историка-марксиста строго научной и объективной оценки того или иного мыслителя буржуазно-идеалистического толка. Вместе с тем К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин на основе историко-материали-стического метода создали глубоко оригинальную концепцию древней истории. Они не только верно увидели в развитии рабовладельческих отношений обусловленность и ограниченность античности, но и сделали весомый вклад в разработку главных проблем истории древнего мира - государства, общины, классов, сословий, международных отношений, идеологии и культуры.

Целью настоящей диссертации является исследование закономерностей творческой эволюции антиковедческой концепции Арнольда Дж.Тойнби, как центральной в его историософской системе.

Намеченная цель достигается посредством решения ряда задач. Во-первых, необходимо выяснить теоретико-методологический фундамент концепции эллинской цивилизации Тойнби, включающий в себя следующие вопросы: реконструкцию жизненного пути и научной деятельности английского историка, его общественно-политических взглядов, а также методологии и методики исторического исследования. Во-вторых, проанализировать непосредственно самоё кон -цепцию эллинской цивилизации исследуемого ученого. В-третьих, исследовать важнейшие специальные проблемы спартанской истории, рассмотренные Тойнби, а именно: генезис спартанского полиса, его конституционное устройство, образ жизни спартанских "равных" и военную организацию лакедемонян.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Эллинская цивилизация в научном творчестве Арнольда Тойнби"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Арнольд Дж.Тойнби занимает в современном английском анти-коведении особое место. Изучая античную древность, он был ведущим буржуазным теоретиком и одновременно маститым исследователем конкретных проблем истории древнего мира. Как теоретик, Тойнби дал универсально-историческое толкование греко-римской цивилизации. Опыт Тойнби по созданию универсально-исторической схемы эллинской истории, воздвигнутой на гигантском эмпирическом материале, является уникальным в английской буржуазной историографии на этапе ее кризиса.

Возвысившись над ограниченностью интересов, обычной среди классицистов, Тойнби вводит греческую и римскую историю в связь со всем миром цивилизации. Английский историк мыслит эллинскую культуру как центральную "монаду" исторического процесса; причем вся история прошлого подчинена у него греко-римскому образцу. Как историка-универсала, имя Арнольда Тойнби можно поста -вить в один ряд с именами Освальда Шпенглера, Альфреда Вебера, Карла Ясперса; тем не менее, в интерпретации античности английский историк нашел свой собственный путь. Понимание античности у Тойнби, как законченной исторической величины, вполне законно. Характеризуя античную цивилизацию подобным образом, буржуазный ученый выделяет прежде всего три основных ее признака, или три основных ее института, которые тесно связаны между собой и вытекают из социальной и культурной природы античного феномена. Это прежде всего господствующий при эллинском образе жизни институт городов-государств, далее институт войны и культ

- 177 человека. Все три института сами по себе не были характерны исключительно эллинскому образу жизни. Отличительным, по мнению Тойнби, было их употребление, которое превратило данные институты как средство передачи практического выражения в нечто особое во всем мире.

Эллинская цивилизация просуществовала примерно 18 веков с йонца второго тысячелетия до н.э. вплоть до УП века н.э. и прошла пять стадий в истории своей жизни: рождение, рост, брейкда-ун, дезинтеграцию и гибель ; критерием этой периодизации является у*Тойнби не социально-экономическое развитие, а война. Так, эллинская цивилизация родилась из войны, которая велась в эгейском бассейне в XI-УШ веках до н.э. меаду жителями долин и пастухами гор ; война, в частности Пелопоннесская, знаменовала ее брейкдаун. Погибла эллинская цивилизация также в ходе войны, имевшей место во второй половине Ш века н.э.

Пять стадий жизни эллинской цивилизации Тойнби подразделяет на ряд более мелких этапов. В частности, рост эллинской цивилизации, во время которого шло ее развитие по восходящей, он делит на три этапа, причем каждый последующий является как бы ответом на вызов предыдущего или же на вызов со стороны. Так, стадия морской колонизации явилась ответом на вызов становления эллинских полисов, в результате которого жизнь эгейских обитателей значительно улучшилась, следствием чего явилось их количественное увеличение. Когда же экспансия эллинов за море была приостановлена сопротивлением их жертв и конкурентов, то ответом на этот вызов явилась эпоха "экономической революции". Далее расцвет эллинской цивилизации Тойнби рисует как ответ на вызов персидской агрессии с востока. Однако, в противоречии с самим собой, движущую силу роста цивилизации буржуазный ученый видит не только в этой надуманной схеме "вызова - ответа", но и в росте населения. Именно рост населения привел в конце концов, с точки зрения Тойнби, к экспансии эллинов за море, а затем к экономической революции, цель которой состояла в том,чтобы прокормить как можно больше эллинских ртов.

Что касается дезинтеграции эллинской цивилизации, то она подразделяется буржуазным ученым на две стадии: стадию "смутного времени", характеризующуюся постоянными войнами народов данной цивилизации между собой, их войнами с другими обществами, революциями и гражданскими войнами, а также эпоху "универсального государства", во время которой происходила растрата жизненных сил эллинизма, в том смысле, в каком его понимает Тойнби,

Несмотря на все усилия Тойнби доказать существование единства эллинской культуры, это единство у Тойнби остается чисто внешним. Особое развитие Спарты, которое, с точки зрения Тойнби, начинается с 71 века до н.э., ученый абсолютизировал, хотя и пытался рассматривать Спарту как вариант эллинской цивилизации, как специфическую историческую величину. Образование римской державы объясняется, в свою очередь, только на базе греческой истории; последняя образует ключ к истории Рима. Саму римскую державу Тойнби поверхностно представляет лишь как продол* жение эллинизма, без серьезных качественных перемен.

К чести Тойнби, в отличие от многих других буржуазных ученых, он стремится толковать эллинскую цивилизацию не только как категорию культуры, но и как категорию социальную. Он видит ан

- 179 тичнуга цивилизацию через призму эллинского общества. Система греческих городов-государств является для него главной основой этой цивилизации. Однако эллинские города-государства англий -ский ученый изображает как союз сердец, считая, в духе буржуазной социологии, психологическое объединение решающим фактором общественного бытия. Таким образом, в социальном у него на первый план выступает духовное.

Важнейшее место в штудиях Арнольда Тойнби по античности занимает его изучение древнеспартанской истории; причем,в отличие от своих буржуазных коллег, он акцентирует внимание на социальном аспекте данного вопроса. Постановка социальных проблем истории древнего мира до известной степени сближает Арнольда Тойнби с эпигонами известной английской школы "Social History". Тойнби исследует, прежде всего, генезис спартанского полиса, а также его конституцию, социальную систему и военную организа -цию, которые, с его точки зрения, были тремя важнейшими элементами в структуре "ликургова" режима, причем данные элементы тесно связаны между собой. Английский ученый приближается к истине, утверледая, что само "ликургово" урегулирование достигло своей цели - создать внутреннюю гармонию в рамках спартанской гражданской массы за счет илотов. Однако не столько господство спартиатов над илотами "перевело" спартанскую эволюцию .на тупиковый путь, сколько различные внешние, в конечном счете случайные факторы - изменение международной среды, сокращение населения вследствие землетрясения и т.д. Это, разумеется, ошибочная, традиционно-идеалистическая точка зрения, которая существенно снижает ценность анализа у Тойнби спартанского социального строя.

- 180

Наиболее интересным моментом этого анализа является исследование у Тойнби спартанской военной организации, а также "ликурговой конституции".

При всем интересе к социальной истории древней Спарты Тойнби остался чужд пониманию сущности экономических процессов ее развития, поскольку принципиально отвергал категорию общественно-экономической формации. На примере Тойнби отчетливо прослеживается противоречие между стремлением к теоретическому подходу в исторической науке и практикой исследовательской работы по конкретным проблемам истории.

В.И.Ленин связывал основной порок буржуазной социологии с господством в ней-субъективного метода и эклектики. "Материа -лизм, - писал В.И.Ленин, - дал вполне объективный критерий,выделив производственные отношения, как структуру общества, и возможность применить к этим отношениям тот общенаучный критерий повторяемости, применимость которого к социологии ОТрИЦа

Г OQ ли субъективисты".

На фоне теоретико-методологических неудач тойнбианства с особой силой проявляются возможности марксистского метода изучения истории.

 

Список научной литературыСергеев, Николай Андреевич, диссертация по теме "Историография, источниковедение и методы исторического исследования"

1. Маркс К. Передовица в №179 11 Kolnische Zeitung3. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1.

2. Маркс К. Наемный труд и капитал. Маркс К., Энгельс Ф.-Соч., 2-е изд., т.б. с.428-459.

3. Маркс К. Вынужденная эмиграция. Маркс К., Энгельс Ф. -Соч., 2-е изд., т.8. с.565-671.

4. Маркс К. Капитал, т.З. Маркс К., Энгельс Ф. - Соч., 2-е изд., т.25.4.1, с.1-505;ч.П, с.1-458.

5. Маркс К. Формы, предшествующие капиталистическому производству. Политиздат, 1940. 52 с.

6. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. - Соч., 2-е изд., т.20. с. 1-338.

7. Энгельс Ф. Из подготовительных работ к "Анти-Дюрингу". -Маркс К.,- Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.20. с.629-654.

8. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Маркс К., Энгельс Ф. -Соч., 2-е изд., т.21.

9. Энгельс Ф. К истории первоначального христианства. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.22. с.465-492

10. Ленин В.И. Что такое"друзья народа" и как они воюют против социал-демократов? Полн.собр.соч., т.1. с.125-346.

11. Ленин В.И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г.Струве (отражение марксизма в буржуазной литературе). Полн.собр.соч., т.1. с.347-534.

12. Ленин В.И. Чего хотят и чего боятся наши либеральные буржуа. Поли.собр.соч., т.II. с.225-230.

13. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Поли.собр. соч., т.18. с.7-384

14. Ленин В.И. Государство и революция. Полн.собр.соч., т.33. с.1-120.

15. Ленин В.И. О государстве. Полн.собр.соч., т.39.с.64-84.ххх

16. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., 1981. - 223 с.1. Источники

17. Гомер. Иллиада, перев. Н.И.Гнедича. М.-Л., 1935. -634 с. Гомер. Одиссея, перев. В.А.Жуковского. - М.-Л., 1935.-359с. Гесиод. Работы и дни. Земледельческая поэма, перев. с древнегреческ. В.Вересаева. - М., 1927.- 87 с.

18. Геродот. История в 9-и книгах, перев. с греч. Ф.Г.Мищенко, с его предисл. и указ., изд. 2-е, испр. и доп., т.1-П. -М., 1888.

19. Фукидид. История, перев. Ф.Мищенко, в переработке с примеч. и вступит.очерком С.Жебелева, т.1-П. М., 1915.

20. Ксенофонт. Собр.соч., перев. Г.Я.Ягневецкого, 4.1-5,1887. Аристотель. Политика, перев. С.А.Жебелева, с приложением очерка "Греческая политическая литература и "Политика" Аристотеля. Спб., I9II. 466 с.

21. Полибий. Всеобщая история в сорока книгах, перев. с греч. Ф.Г.Мищенко, т.1,П,Ш. М., 1890-1899.

22. Павсаний. Описание Эллады, перев. С.П.Кондратьева, т.1-П. М., 1938, 1940.хххп

23. Страбон. География в семнадцати книгах, перев. с греч., с пре-дисл. и указателем Ф.Г.Мищенко. М., 1879.

24. Плутарх. Сравнительные жизнеописания, перев. с греч. В.Алексеева, t.I-IX. Спб., I89I-I892.1. XXX

25. Диалог историков. Переписка А.Тойнби и Н.Конрада. В кн.: Н.И.Конрад. Избранные труды. - М., 1974. с.270-282.

26. Toynbee A.J. The Growth of Sparta. Hellenic Studies, v.XXXIII, 1913. p.246-275.

27. Toynbee A.J. Study of History, London, vol.Ill, 1934. Toynbee A.J. Hellenism. The History of a Civilization. New York and London, 1959. 272 p.

28. Toynbee A.J. Ianus at Seventy Five, Oxford, 1964. 9 p. Toynbee A.J. Hannibal's Legacy. The Hannibalic War's Effects on Roman Life, vol.I-II, Oxford, 1965.

29. Toynbee A.J. Acquantances. London, etc., 1967. 312 p. Toynbee A.J. Experiences. London, 1969. 417 p.

30. Toynbee A.J. Some Problems of Greek History. London, 1969.- 493 p.1. Литература

31. Андреев Ю.В. Спарта как тип полиса. Вестник Ленинградского университета, 1973, J68, серия: история, язык, литература, Вып.2. с.48-56.

32. Араб-Оглы Э.А. Философия истории Арнольда Джозефа Тойнби. Вопросы философии, 1955, £4. с.ПЗ-121.

33. Араб Оглы Э.А. Критика культурно-исторической концепции Арнольда Тойнби. Вестник истории мировой культуры,1957, Я4. с.5-16.хххш

34. Араб-Оглы Э.А. Концепция исторического круговорота. В кн.: Исторический материализм и социальная философия современной буржуазии. / Под ред. Ю.П.Францева. - М., I960.с. 169-176.

35. Борухович В.Г., Колотова М.Г. Панэллинизм и буржуазная историография античности. ВДИ, 1951, №1.

36. Бузескул В.П. Введение в историю Греции. Пг., I9I5.-592C.

37. Вайнштейн О.Л. Очерки развития буржуазной философии и методологии истории в XIX-XX вв. Л., 1979.- 270 с.

38. Виноградов К.Б. Очерки английской историографии нового и новейшего времени. Л.:.Изд-во ЛГУ, 1959. - 98 с.

39. Жуков Ю. Куда ведут Америку? "Правда" от 31 января1968.

40. Златкин И.Я. А.Тойнби об историческом прошлом и современном положении кочевых народов. Вопросы истории, 1971,№2.

41. Кирхоглани С.В. Вопросы религии в философии истории Арнольда Тойнби. Критический анализ. Автореф.дис. канд.фи-лос.наук. Л., 1977.

42. Кон И.С. Философский идеализм и кризис буржуазной исторической мысли.-М., 1959. 403 с.

43. Кон И.С. А.Дж.Тойнби. Исследование истории т.ХП. Вопросы истории, 1965, И. с. 180-184.

44. Косминский Е.А. Реакционная историософия Арнольда Тойнби. В кн.: Проблемы английского феодализма и историографии средних веков. - М., изд. АН СССР, 1963. с.285-356.

45. Леонтьев Б. Чудесные превращения Арнольда Тойнби. Литературная газета.от 28 февраля 1968.

46. Маркарян Э.С. О концепции локальных цивилизаций. Ереван,1962. 180 с.

47. Машкин Н.А. Основные проблемы древней Греции.-М.,1947.

48. Машкин Н.А. Принципат Августа (Происхождение и социальная сущность). М., 1949.- 687 с.

49. Мучник В.М. Последние работы А.Дж.Тойнби: эрозия либерально-гуманистического мировоззрения. В кн.: Методологические и историографические вопросы исторической науки. - Томск,1982, вып.15.

50. Мучник В.М. Формирование и эволюция идейно-теоретических воззрений А.Дж.Тойнби. Автореф.дис. канд.ист.наук. Томск, 1983.

51. Ранович А.Б. Эллинизм и его историческая роль. М.-Л.,1950.

52. Рашковский Е.Б. Структура и истоки философско-историче-ской концепции Арнольда Дж.Тойнби. Вопросы философии,1969, №5. C.III-II9.

53. Рашковский Е.Б., Мемуаристика А.Дж.Тойнби. Вопросы философии, 197I, №11. с.148-152.

54. Рашковский Е.Б. Востоковедная проблематика в культурно-исторической концепции А.Дж.Тойнби. М., 1976. - 199 с.

55. Рашковский Е.Б. Арнольд Джозеф Тойнби: история и культура, в экологической перспективе. Народы Азии и Африки.1979, №2.

56. Семенов Ю.Н. Вынужденные признания и тщетные надежды. -Вопросы философии, 1963, №10. с.103-110.

57. Семенов Ю.Н. Проблемы общественного прогресса и социальная философия современной буржуазии. Автореф.дис. докт.филос.наук. М., 1964.

58. Семенов Ю.Н. Социальная философия А.Тойнби. Критический очерк. М., 1980. - I9S с.

59. Тарн В.В. Эллинистическая цивилизация. Пер. с англ. -М., 1949. 372 с.

60. Трухановский В. Тойнби обучает американцев стратегии и тактике "холодной войны". Мировая экономика и международные отношения,.1963, №4.

61. Тюмене? А.И. Очерки экономической и социальной истории древней Греции. Т.1-Ш. Пг., 1920-1922.

62. Чесноков Г.Д. К критике историософии Арнольда Тойнби.-Вестник МГУ, 1963, №5.

63. Чесноков Г.Д. Критика философии истории Арнольда Тойнби.- Автореф.дис. канд.филос.наук. М.,изд.МГУ, 1964.

64. Чесноков Г.Д. Критика взглядов А.Тойнби на классы. -Философские науки, 1964, И.

65. Чесноков Г.Д. Несостоятельность концепции А.Тойнби о прогрессе. Философские науки, 1965, №6.

66. Чесноков Г.Д. Современная буржуазная философия истории.-Горький, 1972. 207 с.

67. Шофман А.С. Маркс, Энгельс, Ленин об античном обществе.-Казань, изд.КГУ, 1971. 270 с.

68. Шофман А.С. Восточная политика Илександра Македонского.- Казань, изд.КГУ, 1976. 520 с.

69. Штаерман Е.М. Античность в современных западных историко-философских теориях. Вестник древней истории, 1967,№3. Штаерман Е.М. Проблемы культуры в западной социологии.1. ХХХУ1

70. Вопросы философии, 1967, №1."1. XXX

71. AndrewesA.The Goverment of Classical Sparta. Ancient Society and Institutions: Studies Presented to Victor Ehren-berg: Oxford, 1966. p.1-20.

72. Andrewes A. Eunomia. Classical Quarterly, vol.XXXI, 1937. p.89-102.

73. Boer W. Den. Toynbee and Classical History. Historiography and Myth-Toynbee and History ПОД ред. M.P.Ashley-Montagu. Boston, 1956. P-221-242.

74. Busolt G. Spartas Heer und Leuktra. Hermes, 40, 1905. Cavaignac, E Sparte, Paris, 1948. p.387-449.

75. Forrest W.G. The Dating of the Lycurgan Reforms in Sparta, Phoenix, vol.XVII, 1963. p.157-179.

76. Forrest W.G. A History of Sparta 950-192 b. c. London,1968.

77. Hammond N.G.L. The Lycurgea Reform at Sparta, Journal of Hellenic Studies, vol. IXX (1950). p.42-64.

78. Holleaux M. Rome, la Grece et les monarchies hellenisti-ques an Ill-e siecle avant J.C.P., 1921.

79. Jones A.H.M. The Lycurgan Rhetra. Ancient Society and Institutions Studies Presented to Victor Ehrenberg: Oxford, 1966. p.165-175.

80. Jones A.H.M. Sparta, Oxford, 1967.1.rimer H.L. The Hoplite Phalanx. The Annual of the British School at Athens, vol. XIII, 1947. p.76-138.

81. Neumann K.J. Die Entstehung des spartanischen Staates inder lykurgischen Verfassung. Die Historische Zeitschrift, 96. Band, 1906. p. 1-80.

82. Snodgrass A.M. Early Greek Armour and Weapons, Edinburgh,1964.

83. Vogt J. Die Antike Kultur in Toynbees Geschichtslehre -Saecubum, II, H.4, 1951.

84. Woodhouse W.J. King Agis of Sparta andhis Campaign in Arcadia in 418 b.c.; Oxford, 1933.