автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.19
диссертация на тему:
Проблема смысла поэтического текста. Психолингвистический аспект

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Пищальникова, Вера Анатольевна
  • Ученая cтепень: доктора филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.19
Автореферат по филологии на тему 'Проблема смысла поэтического текста. Психолингвистический аспект'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблема смысла поэтического текста. Психолингвистический аспект"

Московский ордена Ленина,ордена Октябрьской революции и ордена Трудового Красного Знамени государственннй университет имени М.В.Ломоносова

Филологический факультет

На правах рукописи

Пишальниковэ Вера Анатольевна

Проблема скнсла поэтического текста. Пслхолингвистический аспект

Специальность 10.02.19 - схЗтее языкознание и психолингвистика

Автореферат диссертации на соискание .ученой степени доктора филологических науя

ГАЗСКВЭ - 1992

Диссертация виполнена в Алтайском государственном университете Официальные оппонента:

доктор психологических и доктор филологических наук профессор А.А.Леонтьев

доктор филологических наук профессор Е.М.Верещагин доктор филологических наук профессор К.А.Сорокин

Ведущая организация - Московский педагогический университет

Занята диссертации состоится иесь&ъм. 1592 г. на ' заседании специализированного совета Л-053.05.16 при Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова по адресу: 119899,ГСП,Москва .В-234.Ленинские горн,МГУ,1-нЯ корпус гуманитарных факультетов,филологический факультет

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке филологического факультета

Автореферат разослан 1992 г,

Учении секретарь специализированного совета кандидат филологические наук ^¡¿х. А.А.Поликарпов

Ре^ерируег/ая диссертация поспягаена исследованию психолингвистических оснований апекватного авторскому понимания поэтического текста.Выявление таких оснований осуществляется с позиции леятельностного анализа текста. Объектом исследования является, с одной стороны.поэтстеский текст как речевое произведение.Фиксированное в графической дерме, с другой, - результата понимания текста реципиентами,аиксиро-ваннне в экспериментах. Материалом исследования послужили поэтические тексты П.Бунина,К.Бальмонта,Л.Лхг.-атовой, Н.Гумилева.И.Северянина,В.Мэякоеского,Б.Пастернака,0 Л/анпель-штата, Аре. Тарковского.

е т о д и исследования.!! ходе исследования пгигкенялись суиествукоте методики психолингвистнческого ассоциативного эксперимента,прием лингвистического зкепепиуенто,элемента компонентного анализа лексики. В связи с яеятельностным подходов к анализу смыслов поэтического текста потребовалась выработка методики выявления доминантных личностных смыслов,пселставлен-ноГ, во 2-оИ главе диссертации.Разрабатывались и новые методики проведения экспериментов, например .при изучении регулирут-ше!! восприятие смыслов ритмической организации поэтического текста.

Изучение содержательной стороны связного текста относится к числу нашшииих теоретических и практических задач совоеиен-иого языковедения,что связано со все более основательным про-НиКнЬвением в различные области да гвистики яеятельностного подхода к языку и углубляющейся тенденцией отхода от изучения "абстрактной семантики сложившегося языка" к рассмотрению языковых выражении как результату взаимодействия смыслов коммуникантов. Исследование содержания языковых единиц в их функционировании естественно приводит к подчерниланип тюли индивида в процессах коммуникации не как пассивного выразителя или регистратора надындивидуальной.абстрактной сеуантнкн языка, я как активного субъекта коммуникации,которая осуществляется на основе индивидуального и социального опыта каждого из коммуникантов,4 иксиругших в речевых произведениях личностное сопержанне.

В рамках отмеченной тенденции выполнена и реферируемая работа.

Актуальность ее определяется следугтии.В со-

временной науке остается ппоЯлемлым вопрос о ьо^/охности адекватного понимания реципиентом содержания художественного текста.Решение его предполагает теоретической и экспериментальное выявление психолингвистических основании иониуаная художественного текста.Ряд тайне основании определяется в диссертации,что делает возможным теоретические обобщения о сущности художественного текста, о сущности и способах ([оргарова-шш эстетического эффекта при восприятии словесного произведена искусства.Определение психолингвистических закономерностей восприятия и понимания поэтического текста позволяет выявить и некоторые специфические особенности речевой эстетической деятельности,что будет способствовать поникянию сумнссти эстетическом реакции.

Леятельностный подход требует рассмотрения поэтического текста и с доугоП стороны - со стотонн способов репрезентации авторских личностных скислой в структуре текста,что к осуществляется в диссертации.Таким1 образом,ня поотическоу тексте подробно исследуется пспхолингвистическии аспект актулльнейрей проблем! логики .психологии, лингвистики - гюпрелентпщп' и лонм-ыания смыслов связного текста.

Научная новизна исследования определяется системным рассмотрением проблемы смысля поэтического текста с позиций теории речевой деятельности.'¿та проблема,особенно в психолингвистическом аспекте,специальному исслелоЕзшш еще не подвергалась, хотя частные вопроси "содержания" художественного текста рассматривались не однажды,как правило,в литерчтуро-вецческом или лингвистическом аспектах.Основные н а у ч и и е результаты диссертации состоят в следующем.

I.Оригинальном является гипотеза о регулирующей соли репрезентированной и поэтическое тексте эстетизированной эмо1Рн: в выявлении смыслов теиста,обоснованная в диссертации теоретически и экспериментально.

2,Подробно исследованы способы представления авторских личностных смыслов,введено,теоретически и экспериментально аргументирована категория доминантного личностного сеьсля концептуальной систем.

3.Психолингвистическии подход к аналиэу смыслов поэтического текста,осуществлен!»«!! в диссертации,выявил объективную основу адекватного поникания поэтического текста оецкпиен?а»/и,тем

самым прояснив теоретическую базу длгт возникновения новых,ге-ятелъностннх.методик анализа поэтического п гагее - художественного текста.

4.Определены нэкоторне способы представления в поэтическом тексте континуальности смыслов.

5.Аргументирован теоретически и экспериментально поил'! подход к псилмагпго категории ядиостилл.которая определяется кок система логико-семантических способов репрезентации концептуальной систем.' автора поэтического текста,объективированная в эстетической речезой деятельности.

Практическая значимость работа определяется возмсгаюстьп ксгользовапгст ее результатов в построении >об!пей теории понимания текста, в практике анализа /.удо-яеотвенних то7!стсв в гузовхкпх курсах стилистики русского языка, лингвистического анализа текста, в теоретическом курсе общего язикозпзппя.Результаты ассоциативного эксперимента 1:0гут бить испольсорппн при составлении словаря ассоциативных поп1 русского язнкэ.

Основное теоретические полеяенпя диссертации и практическая методика анализа поэтического текста а п р о б и р о в ч-н и автором при чтения спецкурса "Психолингвистические основ» восприятия я пошманкя художественного текста" л одноименном спецсеминаре в Алтайском госуниверситете.Проблема,изложенные в диссертации .ссвеганн в монографии,учебных пособиях и статьях объемом свыео 28 п.л. Катерпзли й результата исследования док-ладнвалпсь и обсуждались но Всесозном симпозиуме по психолингвистике и-теории коммуникации в Москве /ЕЭ1/,но научных и научно-практических конференциях в Новосибирске /13Р2,1?85/,Нижнем Новгороде /1957/,Перми /1Р90/»Барнауле /1ЯВЗ,1Я85,1?92/ и др. ,на заседании сектора психолингвистики и теории коммучиктрн-Кнститута языкознания АН СССР.

Цель исследования - выявление и систематизация психо-лингвистпчесьчгх оснований адекватного авторскому понимания поэтического текста длч обоснования псятелвностного подхода к анализу его к доказательство объективной обусловленности сводов реципиента,возникавших в процессе псш-'снпя .характером структура поэтического текста.

Лсстижение поставленной целя потребовало решения плпа я п-д а ч:

- й -

- систематизировать теоретические и экспериментальные пспхо-лингвастичвские и психофизиологические ланные о характере восприятия и понимания смысла шзличных Языковых кипакений с це-льц выявления закономерностей,отражавших сходство механизмов 'восприятия и представления языковых элементов в оечевых произведениях,

- выявить особенности эстетической речевой деятельности,которые определяют взаимоотношения языковых элементов - репрезентантов л/чностних смыслов - к гюэтпческо.м тексте,

- уточнить соотношение понятии "психологическое значение" и "личностный смысл" с целью необхоликост:: включения в процесс пошшшкя поэтического текста содержании всей концептуальной систем! реципиента,

- выявить к поэтическом тексте характер представления личностных смыслов 1! ц акторы.определяющие понимание их,

- выявить некоторое способы представления континуальности смыслов в языксвнх единицах,

- на основе экспериментальных данных, обосновать 'пегулиоушуэт роль представленных в поэтическом тексте зстетизировэнних эмоции в понимании смыслов,

- выявить соотношение системы логико-семантических способов репрезентации концептуальной системы автора поэтического текста с характером индивидуальных трансформаций языковых единиц.

}1а заш;пу выносятся следующие полсуення работы.

1.Существует система психолингвистических и психофизиологических закономерностей,образующая объективную основу цля адекватного восприятия авторского содержания поэтического текста реципиентом.

2.В поэтическом тексте осуществляется не индивидуальное языковое представление некоего универсального скисла, а представление личностных смыслов в конвенциональных языковых единицах.

3.Некоторая неопределенность смыслов как следствие их континуальности преодолевается целенаправленной организацией структурных элементов поэтического текста.

3.Содержательное своеобразие текстов того или иного поэта определяется фиксацией в них доминантных личностных смыслов концептуально!! систем! поэта - инвариантных личностных смыслов,вы-рахшюцих мнение и знание подивила о каких-либо реалиях действительности.

4.3стеткзкроьанная эмоция.фиксированная в поэтическом тексте,

играет регулирующую роль л акекватном воспгжятки и поннуанил авторских личностных смыслов.тапоезентированных в тексте.

5.Сстетизироканная эмоция репоезенткотется в тексте чесез свои макро- и ункроструктурные паоаг/етш, а такче четгея ппелстявле--пне динамики этой эмоции.

(5.Возможность целенаправленной репрезентации встетизированной эмоции как компонента доминантного личностного сучсла в языковых единицах обусловлена ряго?.' универсальных особенностей печи в состоянии эмоциональной напряженности.

7. Одним из способов вхождения в эмоциональный авторский континуум в процессе восприятия поэтического текста является риют-ческал организация его.

6.Деятельностат! подход к анализу поэтического текста позволяет определить ид.исстклъ гак спсте'/у логнко-снмактпческпх спссо-бег: репрезентации ясг.лшантнкх личностных шгеяпв генцептуалт— ной систем.' автора спэтачосксго текста,объективнг.ечаннув в ос-тетическои речевой деятельности.

С т о у к т у р о робота.Лг.ссертащш состоит из врпленгч, четкрел гдал, заключения .библиографического списка и тух пгад-лстеппй гоброзцев зкепегтаепталы-кх анкет и сэояпых таблиц результатов экспериментов.

Ео ввел е н и п излагаются теоретические предпосылки лсслодоваш'я.сбоснсгхвастся актузлтиооть тс-мг,;1ор^у,':ирух;~ся цел;; ¡; задачи работы .акцентируется новизна н практическая значимость работы.

I; первой главе "Пс^олингвистические основания репрезентации и понигангл личностных смыслов поэтического текста" обосновывается дслтелыюстпнЯ подход и выявления сюслол поэтического текста .ранее в пауте пс осуществлявшийся.Это потребовало уточнения ссотноезпий рллп педхсдлиггасипеских понятий /эстетическая речевая деятельность,личностный см^сл,психологическое зчаченйе/ и еыявязнгл их потетштельпих гогмотпос-тей для обеспечения названного полхода.

Поэт;ггсс;:;:й те;:ст определяется как коммуникативно пеппав-лекпое вербальное эстетически.ценное произведение.содержание которого выявляется при взаимодействии сглслоз поэтического текста и рецпппентов.Речевая деятельность.фикенророиная в поэтическом тексте, икеет особое качество - она является деятельно-

осью эстетической. Коренное отличие ее от других видов речевой, деятельности заключается в том,что она возникает из потребности,предмет которой - сам процесс деятельности.Это вполне возможно потому,что "...ряд важнейших человеческих мотивов вообще не имеет характера результативной направленности, в связи с чем отвечавшие им частные целя могут 11й обнаруживать ннстр;,ментальной соподчинепностп п зависимости от конечных целей,..и предметы действий и сами действия представляют ценность саки по себе"/В.К.Вплюнас/.В силу полимотивирсванностп практически л.о-бои деятельности в процессе ее предполагается достижение определенной совокупности целей. Но поскольку вздутии мотив деятельности вполне шхет быть определен .воамонно к определение целевой доминанта.Такой доминантой эстетическом речевой деятельности является адекватная репрезентация личностных смыслов, а не ■ коисшикащш.хотя коммуникант и коммуникация всегда предполага-г ется.результатом эстетической речевой деятельности является художественный /в частности поэтический/ текст,представляющий определенное содескаьиэ концептуальной систем! автора - образ мира. Для воспринимающего это содержание выявляется в процесса восприятия Ci.iiеловой структуры языковых единиц,репрезентирующих авторские смыслы,по не представляет собой ни совокупности авторских смыслов,ни емслов конвенциональных,соотносящихся с да я шла в поэтическом текста единицами языка. Содержание поэтического текста существует для реципиента как некая совокупность актуализированных в его лишении поэтическим текстом сшслов, соотносящихся со смыслами,представленными в поэтическом тексте б соответствии с фоновый знанием реципиента.До восприятия реци-пиеито!/. поэтический текст существует как физическое тело .которое ь процессе восприятия интерпретируется концептуальной системой индивида,при этом процесс восприятия регулируется структурой поэтического текста.Для реципиента понимание авторского содержания поэтического текста связано с осознанием того,насколько мотивированно языковая форма представляет авторские личностные смысла.Индуцируя п мозгу воепшниуаглцего свое конвенциональное содержание.крыковоя единица одновременно актуализирует и связанный з ней пичноси'ыи скысл или .возбуждая определенные ассо-цнег.чи .способствует переструктурированию концептуально", систеги гетане пп и правлен!» в иеИ новых личностных суп словари это*-

языковое выражение рассматривается не только и не столько как элемент систем язкка.сколько как конкретное речевое действие, реализующее обпус цель эстетической речевой деятельности.Из соотношения ПЗИКСЕИХ пыттеккй в поэтическом тексте тицжиент выявляет доминанту смысла - п только эта доминанта мочет бкть попята реципиентом адекватно .ибо абсолютное болькипство лкчност-них смыслов концептуальных систем автора и воспртенматязго не севпадопт.Речевое действие как элемент поэтического теиста оказывается "евпэугакм звеном," между овтопом и рецгппеито:.',щя! этом поэтически« текст в целом мо"лэ рассматривать как систему эстетически з!1Ч«;:млх Фкксирогзнккх языковыми едш-ишзмн целенаправленных речевых действий.

Известно .что речевое действие является своего «ода взаимодействием харзктег-.тсти'с рот звон деятельности г, условий ее ссу-тсстпяопт.Отшгко то,что поэтически;; текст - '¡орма опосредованной коммуникации,как попознео'ст тюЗл^лен-.ш ,пс;:еолит к ссобенпоо стлм проявления этого Еза!т:лопойста:1я:рец::пиенту ллч понимания сусловой демнпзнты «е обязательно знать о характере конкретных услспчи ссудастллснгл эстетической речевой гедтельчости пл-торл .поскольку эти услэгдя отразится г воспршпглэемог структуре тюот:пссксго тонете пронрепенво - г готивтювопности печеных дспствнп. а слолояателш) . го ютвмгобусгоглзнпсатп люковых епгс-с.чий.Внутренние к вноп'няз ус.'отпз осуксстилог.п эсте-т.кссг'О'Л речевой деятельности по-лез:; ому тотпвирувт ее; прп этом мотивация требует пепользовэлпз тех ляп инн>: точегкх действий .готерцо пролстаялгзт.по крайней мере,1.'отивоц:'оепне ломн-понти. Иэтивироваппие речевые действия соответствует реализуемой в лозтнчес;сом тексте эстетической цели,что и составляет одно пз главных услсвпч возникновения эстетического эффекта. Таким образом, еже однп особенность зстотическо>1 релекой деятельности - независимость вызываемого его эстетического эффекта о г конкретных условий ее осупзетялснпл.Это становится зозммг.пым потому.что условил осуществления остстглсской речевой деятельности проявляются в се структуре л мотигитювянпсстл отдельных речевых действия, в подчиненности их обгюй цел;: деятельности. Использование ряда пологеп??. теории психической лчятелн!естя г.ообпо к рзчевой деятельности в частности позволяло в»язпть к другие специфические "ерты эстетической речевой деятельности.

Соотношение психологического значения п личностного су»»-

- то -

ела в диссертации дополняется третьим компонентом - кошгептсм как совокупностью того,что "индивид думает,воображает,предполагает, знает" /Р.И.Пзвилёнис/ о том пли ином объекте миро.Зто позволяет избегнуть ряда противоречий при выявлении способов актуализации различных компонентов значения слов п процессе восприятия текста и считать все содержание концептуальной системы автора участвующим в процессе создания поэтического текста и определчгэаим иерархий котивоп его остгтпческой речевой деятельности, а также считать все солвркание копцептуад«»ой системы реципиента включенным, в процесс пошшйния текста.

В качестве психофизиологических и псгсол'лнтаистяческюг факторов .определяющих возможность адекватного понимания поэтического текста реципиентом,выделяются

- наличие сходных механизмов шелташтпя и потсочоггитгл- гечи.ое-компшлшиу.ся на елшчк для всего организма человека »тЙпоТкгк— ологических процессах,

- наличие единого механизма эквивалентных гл/ислошх замен, принципиально определявшего возмомность адекватного понимания любого речевого сообщения,

- сходство в индтзидузлъ.чо-оубъектиннсм ссуислэпчи предметной од ери объективного мира и,как следствие,сходство подставлении еп,

- наличие механизма саморегуляции ассоциативных уровней.

Отпечено,что перечисленные чгжторч далеко не исчерпывая? содержание основа псиимашк скислоз поэтического текста,куда включается и уровень язииезюй компетенции,и наличие конвенциональных /константных/ эмоций и ассоциативных связен в концептуальных ои.стемах индивидов, и регулируется функция эмоции, и др.Проявление ч обнаружение всех перечисленных составляющих психолингвистической основы адекватного понимания поэтического текста в сильной мере зависит от эмоциональной мотивированности чететичеокой речевой деятельности .Поэтому глава вторая посвяшена исследовании регулирующей роли фиксированно" в поэтическом тексте эстетизироЕанной эмоции в понимании смс-лов его.

Важность психолингвистического изучения способов представлении эстетиэированнсй эмоции в поэтическом тексте определяется с лезя. ж :и обстоятельстваг,-и:

- эстетизированная эмоция объективируется в единицах языка, п се содержательный аспект те пет быть выявлен при анализе структурных соотношении элементов поэтического текста,

-- эг,:оцип не являются психическим отражение!.* еэт.'ой предметной деятельности,а выполняют роль внутренних сигналов,стгшаиднх оценочное личностное отношение субъекта к че^у-лнбо,

- правильное поникание какого-либо содержания гозг.'отао только тогда,когда в процесс понимания включены'элемента.взэш/одэйс-теуютий со структурно зокреплэшштл; омецлональньа.-и,

- эмоциональное закрепление эстетически зкачших элементов способствует убыстрение процесса понимания авторских личностных смыслов реиипиентом,

- зг'сцип по известного уоглента являются единственным сгыслооб-разуипик центром худот.сстеепного произведения,регулируют поток ассоциаций автора и реципиента.

Выдвинутая во второй главе гипотеза о регулппугтей тали рстетазяроланной стаццг. г поникании поэтического тогстп пецпп-езнтэии подтвержден,? экспериментально г. теоретически.Идя доказательства видрш:уто"й гипотез!-' перспективным крзхсталлается определенно эмоций как субъективной тору.и существования :.'отивэ-пии /В.К.В;;л;онзс/. Сно допускает ситуативное рззвчтие згоциопа-ли'ого отношения к безусловным воздействия!.-, и избирательное закрепление эшшкохьяого значения за вэютки для оттгопосте условиями п сигнала:."!. Это г полной ;."ерс соответстз\'ет структуре поэтического текста, в котором ^пкспруется лкчпостпо актуальная 3!,'.ец:тя .возникающая вследствие субъективной мотивации эстетическое деятельности и репрезентированная в индивидуальных тр2Пс;;ор;.:еннях языка.ыотпвгетовпые процессы,поправлял эстетическую речевую деятельность,^ормтоугл" индивидуальные эг.-онкп. Бри этом репрезентируется вся система ведущих п производных эг/шнй, но, естественно, характер этой репрезентации неоднозначен в силу разной степени осознанности тех или иннх т.-отнров деятельности.Еедугне зуоции акцентируются при представлении единицаг/п языка.Поэтому реципиент воспринимает в поэтическом тексте систему ззедуазге " производных отеций и осознает ее ч соответствии с содержанием своей концептуальной сясте:/ч.Т!епуд\тт эттл выявляется для реципиента через намеренную ее а^ц^нтулч цип в языкоеых единицах как эмоциональная дединентп поэтического текста.Производные авторские эмоции роспрянимп^т-

- 12 -

ся реципиентом как модификации доминантно».Первоначальный образ результата доминантной эмоции для реципиента может препполагать разные пути развития ,но структура поэтического текста направляет на актуальный для автора путь поникания скм— слое. 1'от:1Еация,субъективно пыракепная в системе эстетически значимых авторских эмоций .может не осознаваться автором поэтического текста.Но реципиентом она легко обнаруживается,потому что система эстетических эмоций фиксируется в языковых единицах. Развитие нроиэзодных эмоций может нити несколькими путями.С од-ноп стороны,они могут полностью лолдехтенвать ггомчнантную эмоцию,представляя ее варианты и тем самим акцентируя содержание эмоционально;1 доминанта.С другой стороны, в тексте могут фиксироваться производные эмопин.отличные от доминантно»! и даже противоположные ей .При этом разграничение доминантных и производных эмоции не является абсолютным.

В ряде последовательно проведенных экспериментов,имевших целью хотя бн частично ответить на вопрос о том,па какие структурные элементы поэтического текста опирается реципиент при появлении доминантной эстетизироьанной эмоции,решался ряд задач: 1/выяснить,осознается ли воспринимавдп.! некая доминантная эсте-тизпроьаннаи имодач.З/саязывается ли она с доминантным личностным смислсм.З/к&кие структурные элементы поэтического текста реципиенты используют в качестве сигналов доминантных эмоций, 4/насколъко адекватно воспринимается рэтшиентемг. доминантная эстетизироваштя эмоция.Ь эксперименте I исследовалось вослснятие ИЕОЛНрОНеШШХ СЛОВ.ЫО ОТНОСЖХСЯ К рпзрзду даОИМОН&лШВС, взятых кз метеорических контекстов стихотворений А.Тарковского, Гредставлялось напным выяснить,связывают ли испытуемые с этими словами вне контекстного употребления какие-либо эмоции и являются ля они в какой-либо степени обними у реципиентов, с тем, чтобы в дальнейшем, сопоставить эмоциональные характеристики изолированных слов-стимулов и употребленных.в поэтических контекстах и попытаться определить факторы,влияете на изменчи-вость/непзменчивостъ сопоставляемых эмоциональных характеристик. В эксперименте предполагалось также обнаружить наличие или отсутствие каз;ой-лпбо конвенциональной основы для более или менее ьчеквлтного эмэцноиального/неэмошюнэльного коспвдятия слов,не относиться к эмоциональной лексике,но репрезентиоуюалгх в поэ-т^ч^п о..; тексте эмоциональные авторские смыслы.

- гз -

Результата эксперимента показырдр'т.что хапактер ассониатов па слога-сти^улн,кпк ч елепопало считать,чгояюкчлино оаапообто-зен.Эмоциональные яссоииаты,состанлр»ч1г,|е лишь часть реакций, могут бить и положительными, и отппцателын'киЛ'о внутри каялой из оценочных гоупп ассомпаты сблитагтсп по оянои пли нескольким семам.Ответы испытуемых ча задание эксперимента 2,в котором предлагалось зафиксировать ассоциации на нрлънвлчемые ме-тадорические контексты ,носят лнои хапактсргслоно обязательно рьзикяот реакции, в которых проявляется то или иное эмоциональное восприятие его.Анализ ассоцнатоп на конкретные кетэфгчэы показывает,что характер эмоции,т>озн:ткя;чнпх при восприятии того или иного метафорического словосочетания, в принципе одинаков и вполне возможно выделение конвенционального инваонатта гч/оитгояыюх смыслов.поэтому tfotno предполагать,что метя.}ога как способ прелставления авторской эмонии одновременно является средством обнапутешш этой эмоции реципиентами."чочествен-ность несовпозаглих ассоциаций реципиентов свидетельствует о возможности росшге интерпретаций сопев*анкя ifoxjinoBOHHoi! метп-■| ода .Количество таких ассоциаций .однако .оззко .уменьшается .если содержание со воспринимается в контексте всего стихотворения. Это подтверглойт эксперимент 3,нельм которого было выяснить,со-впатапт л;! эмоции .вызываемые у реципиентов изолированными метафора;.:!! и метафорами и поэтических контекстах.

Результаты проведенных экспердогнтов подтверждают правомерность гипотезы о рсгулирулией роли репрезентированной в поэтическом 'тексте эстетизированной эмоции в процессе его понимания. Будучи компонентом доминантного смысла, эстетчзншвпнная эмоцкл одновременно структурирует его,выявляясь для реципиента через языковую форму текста.Воспринимзгдий осознает доминантный характер определенной эмоции ,связ>'гпет ее содержание с ттоминан-тпнм личностным смыслом,понимание которого осунествллется с опцион на целенаправленно акцентированные структурные элементы поэтического текста.Это позволило выдвинуть второе пречполог.ечие: эмоция в поэтическом тексте представляется через "nadoo" смысловых компонентов,составлявших ее и яплятихся пкт'.-альными для автора текста.При этом возмогло дублирование актуального смыслового компонента эстетнзированко-l эмоции несколькими, п том числе и разноуровневыми, средствами языка,что обусловлено необходимостью адекватного представления п поэтическом тексте лич-

костного смысла. Для реципиента не такая соЕокупность разноуровневых репрезентантов является системой разнородных оаэдражите-лей.указываыцих на один и тот же объект - эмоция.Компонент смысла .зафиксированный средствами языка,актуализирует у реципиента все содержание концепта определенной эмоции.Если она манифестируется в тексте несколькими смысловыми 1;омнонентами,то смыс-лоЕое поле эмоция представляет собой достаточно слсжнун иерархическую систему отношений.Кроме того .смысловые компоненты эмо-Uiiii.будучи опосредованными концептуальными связями,могут репрезентироваться указанием, на эти связи.

Во второе главе исследуется и вопрос об обусловленности целенаправленней организации языковых единиц разных уровней для репрезентации нстсмзировянног. эмоции рядом утчгьарсэлишх особенностей речевой деятельности в состоянии Ггмопчог.алт.пок напряженности". Решение его позволяет выявить некоторые универсальные способы представления и обнаружения доминантных эмоциональных смыслов.Эти способы для реципиента выступают универсальными факторами процесса понимания поэтического текста: различные тины повтороз .осуществляемых на гсех поэтических уровнях,ритмическая организация текета.Большую важность для а некратного восприятия совещания текста представляют повтори, ке имекамп статуса стилистического приема,сосредоточивайте гшк/янг.в реципиента на ■iорг.:е текста,актуализирующие отношения мен.пу елннипамн текста, представляющими авторские личностные сг.ыслы./Положение подтверждено экспериментально/.Отмечено.что функции повторов заключаются не 1) конкретизации с их помощью эмоционального содержания, и в акцентуация необходимой эмоции, л указании на нее.Акцентуация параметра глубины эмоции с помошш повторов позволяет реципиенту сделать вывод о дотяшЕровяшш этот: sj/ошш к иерархической эмоционально-смысловой системе поэтического текста.Акцентуация эмоции.показывающая их глубину,демонстрирует актуальность эмоции игл продуциента текста, о потому представляется более важной детерминантом кх закрепления в концептуальной системе воспринимающего,чем интенсивность эмоций.

Эмоциональное содержание поэтического текста задается не только вербальными характеристиками,но и ритмической организацией.Теоретически и экспериментально подтверждено предположение о том,что ритм - это средство эмоционального вхохлешш в континуум смыслов .представленный в структуре текста.Ритм.,будучи объектные связанные с определенными ад^ектяуи.уже в момент воспри

- IS -

лт'.ш згдает поиск cr.;u слово tí свпзл меклу компонентами текста при наличии фиксированной ритмически связи ой-сктквнсй.

Главп третья "Представление и понимание доминантных личностных смыслов концептуально!! системы в поэтическом тексте" посвящена исследованию доминантных смыслов как состпвляг.гпх концептуальное системы автора и их обнаружению реципиентом в процессе восприятия текста.

D результате исследования поэтических текстов обнаруживается,что л ряде и:: могут быть представлены концепте,которые соединяются инвариантным личностным смыслом.Такие инварианте личности»« смыслов ксгпс считать смысловыми универсалиями определенней г.01иеитуалы!с;: системы.Наряду о ¡:nvn лог,молча выделение доминантных смыслов отдельных поэтических текстов.

В определен;!:! тгокп яантпогб смысла следует исходить из структурных соотнеаени.'! языковых едимнц в тексте,тчнтевая,что актуальность личностного сгасла отрзлается в какой-либо акпея-тузаии яоиксвой единицы,являвщзГ.ся его рспрезелтзптом.Локг.пакт-ные с?л!слы поэтического текста представляет конц-ептулльнут.) систему автора кок систему смыслов,различных генетически и актуально, связанных разнообразными отноиенлтеиНепрориоиое "пространство смысла" поэтического текста дано реципиенту так ряд языковых репрезентантов зтогс пространство.вследствие восприятия которых происходит актуализация уне пмеютхея и построение новых концептов в концептуальной системе аоспряникатасго.Поэтому интерпретация поэтического текста как речевого произведения осуществляется одновременно я кед процесс осмысления зафиксированных з вербальном коде авторские смыслов, и как эстетическое осмысленно самого вербального кола .Tío этбму смысл текста выступает для реикпизитэ как интерпретация тексто в его /реципиента/ системе сетслов па база понимания системы языковых значений. которой располагает воспринимавший.

В поэтическое тексте не октуалэп ни конвенциональный концептуальный стеробткп ,нн инварионтноэ значение .представленное в языковой единице.Здесь осуществляется птхзцссО "проникновения за значение".которое пе иллюстрирует некий "универсальный смысл", а представляет свое и только свое личностное мнение о т/прс, когда повакно даже,соотносится лл оно с гаким-нпбудь ''универсальным смыслом".

Поэтому в главе выдвигается и доказывается положение о том.что в поэтическом тексте осуществляется не личностное гшедставле-ние конвенционального смысла, а представление личностного смысла ь системе конвенциональных языковых единиц.Язык ппи этом выступает не как "выразительное средство" Реализации "невыразительного" содержания.универсального смысла, а как средство ориентации концептуальных систем остающихся индивидов /автора и реципиента/.Только в этом случае возможна тпянг.Юпмяиия ин-дивидуа.-'.ного субъективного знания .единственно име«'И'его реальное психическое битие, в З1<янии чнтерсубьективное.

I В третьей главе пьется и характеристика некоторых способов представления континуальности личностных смыслов п поэтическом • тексте.

Выявление доминантных см.с эв поэтического текста и концептуальной система производится ¡1а материчлз стихотворений 11.Гумилева , А. Ахматовой , А. Тарковского. Отмечается ,что значительная часть поэзии 1:лум1лева организована противопоставлением концептов "приоодное" - "духовное" .Репрезентантами этих концептов выступают различные «яиксные единицы ,ьо отношение противопоставления сохраняется всегда./Ср. 1 тихотвопения "Гоиропа", "Правый путь" ."Творчество" ,"Я верил, я думал..." ,"V меня не живут цветы...'/. Духовность,по Гумилеву,в отличие от естественно" красоты .связана с постижением истины,что доставляет познавшему наслаждение,но достижение духовности.сосредоточение на не!; требует известно» жертвенности от человека .отказа от естественности жизни, и в этом поэт обнаруживает некоторое уродство, несовершенство жизни.Однако уродство это принимается им как' роковая неизбежность.В противопоставлении природы и духа дли Гумилева личностью актуальны красота-уродство.обман- истина.свобо-да-несвобода,свет-ночь,мш/.олетность - вековые истовы .враждебность - близость,то есть абсолютно иные смысловые компоненты, велели те,что обнаруживаются в противопоставлении конвенциональных стереотипов,представленных узуальными лексемами "природа" и "дух".Названный ряд актуальных Для выделенного доминантного сю; ела признаков принципиально является отквытым в силу конти-нупльности смыслов, и возможно обнаружение новых оппозиции, представляющих противопоставление пригодности г духовности в творчестве К.Гумилева.Однако и теперь ясно,что поэт представляет уьикальное личностное содержание концептов "пригодное" и " духовное".Исследуется к второй доминантный с:*ысл,репрезентирован

ныи в ■ оэзии Н.Гумилева, - взаимопроницаемость прошлого н настоящего .единство времен /со-временность/.

Смысловые доминанты концептуальной система одного автора никоглз полностью не совпадают с семантическими универсалиями концептуальной системы другого, а могут лишь соотноситься .приближаться в силу уникальности концептуальной системы любого индивида.В качестве иллюстрации зтого положения в диссертации рассматривается ряд личностных см.).слов .репрезентированных в поэзии Л.Ахматовойподчеркнуто кесхопстно "образов мига" разных поэтов, причисляемых к очному литературному течению - акмеизму.

Подчеркивается, что очевидными и легко воспринимавшимися являются личностные смыслы,представленные лексемами с традиционно-поэтическим устойчивым значением.Гора зло более сложные отношения возникают при репрезентации авторских личностных смыслов средствами языка,не закреплениимп за художественной речь».В этом случае личности!», смысл моч<ет представляться практически л:обо;* значимой единицей языка.Так, в стихотворении А.Тарковского "?>-ли б.как прежде, я был горделив..." буквальное понимание языковых выражении "сто обещаний,сто праздников .сто слов" не .лает возмоаюсти выявить их личностное содержание.Гоэтому интерпретировать их необхопимо с учетом содержания первой строфы, в которой лирический герои делит свой мир /"царство мое"/ на пае части: в первую Еключает то, "с чем возиться не стоит тэупа" - все необязательное,невакное, не нужное ему,что и прелста»лено выражением "сто обетений...".Экспрессивность выражения воспринимается реципиентом вследствие повтора числительного "сто",употребляй,".егося в разговорной речи для выражения значения "очень.чрезвычайно много".Конвенциональное содержание лексем "обе^чкне" , "праздник","слово" не предполагает наличия в них семы "кенугнсе. неважное".однако в авторской концептуальной системе неални.обозначенные этим.» словами,объединены сшслоеи» компонентом "неважное,ненужное" .Он мог быть представлен другой совокупность») слоз.Вторая часть мира лирического героя - существенное,необходимое для него: "холодный рассвет,сто запоздалых твам'чез а сто капель деля..." .Ла-<е в количестве "очень.чрезвычайно м^огс" эти реалии действительности с точки эревбя объек/йеной рч являются ватными.реобхопкуымя.сутественнкмя.опселелч'-тими б-лие человека. Однако в концептуально? системе -<■;< обго-чт-лггея именно т-т-нм лич.-юстным смыслом.У гига г-'чя-.-'трыа с/сл

- 1Р -

"поваетюе, 1кзг!.у-к1)ое"безуоло7зно ,Срязян с другими концептами,но яссоийативко-апперцеяиаоннги характер мыц-лзкпя гсшолиет его' обнаружить этот смысл и в ряде других компонентов,потеку что ре^еренпнзльное содержание языковых вырс-.знпй сказывается нс-реленбитким чля представления авторского личностного емкола и его понимания реципиентом.Парадоксальность процесса понимания поэтического текста заключается в том,что, с одной стороны, представленный в нем ряд концептов дает возможность реципиенту, интегрируя их содержание.пенимлть локкпанткив ст.исл текста.По, с лоутой сторзяы,именно этот ряд, "пзбос" кпрцептов отличает кончентуалглул систему автора от концептуально': системы ъекта-ента и не нопколяот последнем? достичь збгол-отгого понимания текста.

\ Рассмотрение хопактера овтссс.чих личзсстры;: смыслов убеждает в том,что выделение ломпнэдтннх синолог концептуальной системы и доминантных смыслов отделтлчр; г.оотичеекдх текстов вполне опповляно и имеет значение как для хзвзк^ерчеткк;! пг-но-стидл ,так и для решения проблемы смысла поэтического текста в ц°.лом.Во-первкх,ттомикпнтныс смыслы представляют,по крайне?, мере, лстетическую подсистему концептуальной систсмы автора, потому могут служить основанием как для характеристик:; остети-чйского кредо поэта, так и для внясяснгл сог.ертатсльноЯ сгорош его образа мирз.Во-вторых.способы к сродства представления ао-гцкдптннх смыслов концептуальной системы,выявляя сходство/несходство определенных идкестмей.помогант теоретическому оочыс-ленрр проблемы идиости ля.В-третьих,рассмотрение взаимоотношений членов парадигмы "доминантный смысл геонцептуальной спстега -доминантный смысл поэтического текста - личностный смысл /языкового вырякеиия/" прблстввляет собой базу для выявления особенностей эстетической речевой деятельности.

Говоря о воспринимаемой реципиентом непреп.'вностя точностных смыслов в концептуальной системе автора,мы кеизбегкко встаем перед вопросом о способах йкксаиии этой непрерывности в поэтическом текоте,поскольку, не будучи репрезентированной,континуальность окслов не могла бы быть обнаруженной,что резко уменьйоет адекватность понимания текста. Копти вольность концептуальной системы автора находит выра-еыие во взаимоотношениях эстетически значимых единиц всех поэтических уровней.Но наиболее отчетливо мил приставляется в метафорических структурах.

- 19 -

Баявлгншй в работе деятельностныи подход к пониманию сшсг.ов поэтического текста не огрзничкЕйется сугубо семантическим. рассмотрением м.етахоры как неявной аналогии..Современные исследования процесса мето^оризнцип выдвинули рял положении, принятие которых требует делтельностного рассмотрения сущности процесса мстз^оризацин и понимания метафор1.: как результата ызанмодекствия смыслов прогтупиента и реципиента.Еербаллзашш процесса м.ета^орнзации принципиально не монет адекватно отразить концептуальное содержание,поскольку метафора репрезентирует лищь основание метз.'рорпзэднн, а степень совмещения всех других сопоставляемых сущностей остается не до конца осознанной самим продуцентом и, следовательно .воспринимается как некая неопределенность ;.'етп1орпч'еского значения. iioVj— иирсвашше язикшие етишнцы часто не оол-эиавт поста«5ч!ма се-маиткческнм и р^еренциальным потенциалом и сказывается неадекватными для выражения личностных смыслов в поэтическом тексте.В кетг4ор.э ке осуществляется попытка устоанения такс:; пйало-кнатност'н.-позтическии текст,как правило, - .что система ;.e'u-.to-рических сшслоь, в своей взаимообусловленности уючнлг'жх и определи юкас друг друга Л1оэтот.у ,хотя пг.икшшналько To-snecvxisa-нссти,полного совпадения соперника уэкой-лнбо метафоры у :-:о;л-мушжайтсв быть не ко^гт,дс'.::шэнтаи*. лмчнсстш») cvs:c,i обнаруживается клоню.Поскольку лоялекземле в прэиесс »/.етгмогм гадки с щели континуальны,автор поэтического текста и сам не могет предусмотреть и не предполагает в тексте вслх возможных мйхз-цорических съислов,которые могут возникнуть при ъоспоият/н .\:с-та!;ср.-;, а всегда имеет в виду только некоторые- ::з них, актуальные для затора и акцентированные определенным oScsno.v.Ve-та:[ср2 - ото средство внушения реципиенту некоего личностн^о екчела через актуагазглмп определенных стот.ся,снэ;.стн а т.к. концептов ,репрезе!:тпруе?^х з ассоциативно связанна* словах .причем характер ассоциаций мо?ет быть чрезвычайно разнообразным. Метас'орз указывает па нетр;зкальпое направление мышления,.аа перспективу аормнроБав'лч новых с"нслов к тем са-млм ^игс.'пует личностный смысл.

Принципиальная возможность адекватного понл.-зн.и метеорических с:.ислов позтического текста не устраняется изь:с~нь'.; положением психологов о тем,что кгаш?. субьен? усч-аг г1>лч семантике ситуации свой ьедусни ррлзкзк - с*.-

чрскии центр консолидации информации ,по отношении и кото^-.й структурируются лее ее компонента.Это происходит потому,чтл

лзиконые средства репрезентации доминантного смысла нппва-нлекы на его адекватную <1пксациг;кзулое из этих язиков;;х «••пскств представляет модификация /париаимг,компонент/ лоии-нантного смысла.И поэтому пяже при возникновении субъективного центра консолидации информации у реципиента личностнып авторским смысл понимается им.Кроме того, в механизме адекватного понимания может осуществляться смена перспективы в определении смысла текста.корректируемая его структурой.Гри этом конкретное содержание какой-либо метафоры моу.ет и не иметь оп-репелягкеп значения,если ассоциативные связи ее достаточны г.л! выручения доминантного смысла. Это убедительно ¡[оказывается гсмстярленпем уоспшятия гепокций очного и т^го «о поэтического текста.

Континуальность смыслов позтгчоского текста.инпохаемых v окказионально-поэтических г/ета?ОРах,исходит свое отяп-.р.иие р ьалшг.н! сложных г- стп.(оо!тческпх структур.Это »•ет^оричессте комплексы, г которых компоненты связаны ток,что одна метп^осп становится основанием мстааорпзпчн!; другого слова /Хсбеди ией "отюколышх.гнитесь в силках проводов!/,метафорические комплексы ,ряэиорэчиватиеся но основе "де:,.ета|ор!13о1;ан'-,ого" значения фразеологической единицы /Слышу:тихо,как больно« с кровати .спрыгнул нерв.И вот,- сначала прожелся едва-едва.потом забегал .взволнованный,четкий,Теперь к он, и новые два мечутся 01-чяянной чечеткой/.сравнительно-метафорические конструкции ,в которых сравнение взаимодействует с иетаЮрой кориллыю-семаи-тически /С неба.изодранного о втыков кала,слезы звезд просси-!ллпсь,кпк (.-ука в сите/,устойчивые мста.Горичгские структуш.в которых отдельные мета^оои объединены основанием метаторизации /Текли лучи.Текли яуки с отливок.Стекло стрекоз сновало по п;е-к;«4.Г>кл полон лес г/ешяньем кропотливы».",Как под щипцами у частника/.

Лпяныг/ моментом в представлении в поэтическом тексте континуальности личностных смыслов является сляпурд.ес процессе мокет происходить усиление ассоциативных,моткви-г"!В.ч1!.11< ч.-!л:пвыми ¡)акторами смзсг.Об универсальности отмечен-(•-.»< • тгоноуляюсти г,понесся метп^оризаппи свидетельствует тот ;<>к1,что ъ тгорчестге практически нагл., го поэта представлены

метафоры разной "степени предметности", в том числе и с "дематериализованным образом" .когда происходит трансформация вещественных Форм образа и усиление а с сопи а тие них связей .мотивированных языковыми отношениями.Баяно отметнт1>,что актуализация языковых ассоциации в метафоре важна не сама по себе, а как способ формирования поформления личностного смысла.Естественно,что такая актуализация на проходит изолированно,она ведет к актуализации психического опи-га,стоящего как за метэфори-зуемш/и концептами,так и за слонами,обозначавшими их.

Известно,что любая вербализация, по необходимости, - сужение смысла.Поэтому процесс вербализации сопровождается и тенденцией к "размытости" смысла, к сохранению его континуальности. Это позволяет выразить ассоциативную вариантность,но в то же время лает возможность сужать ассоциативное поле до необходимых автору прелег.он,что достигается во многом за счет использования в поэтическом! тексте метафор,взаимодейсткукнапс с другими элементами текста.Таксе взаимодействие.выявляясь при восприятии, сопровождается актуализацией сстетизировэннон эмоции.Метафорический личностный смысл,"остановленный знаком" ,в силу своей континуальности вызывает в соответствии с законом апперцепции практически неисчерпаемый поток представлений и эмоций у реципиента.Однако взаимодействуйте с метафорой иные элементы поэтического текста способны ограничивать этот поток,направлять его в необходимое автору русло.

Непрерывность смыслов концептуальной систеш проявляется в поэтическом, тексте а в тем,что на разных этапах творчества для репрезентации трансформирующихся личностных смыслов используется одно и то же языковое варажеьие,котосое монет мол;'^тироваться Евеле.чием в его структуру новых зависших ко;/понен-тов.Так.ошукенпе реальности гнзки.п.ротнвспоставгенное "морозу вечнссти", в раннем творчестве О.Ь'аилелымгама поелстэвяеио выражением "синеглазке стрекозы"/ если в лелямх а/.мезах Струится Еечности мороз,Здесь - трепетание стрекоз,Нкстоо-иву-цих,синеглазых/.Розже умерщвление стпекоз символизирует в стихах О.Гйндельатама победу Лзрзилг .который превращает "пести-рукнх легактах тел елгдкной перепончаты;! лес" в "чедглг ис»й-лечекных крыл"; уг.ерчгвлев.ие стрекоз связывается с исчезноке-нягк унзни.И ьаксиец,т5 »е "скяеглззаэ стрекоз;;" г'е:;гйгэг.тся

- 22 -

и вестников смерти /0 боте,как жионы и синеглааи Стрекози смерти,как лазурь черна¡/.Епинство всех модификаций личностного смысла обеспечивается представлением их одним и тем же языковым выражением,которое не является в атом случае обозначением, доминанты кодп( ¡'-каши!, а есть дашь знак данного личностного слисла.

В процессе изучения характера представления и обнаружения доминантных личностных смыслов выявляются и хатактеристи-ки эстетической речевой деятельности,которме помогают решить п побаску иллсстпля с позиций теории речевой пеятолъности.Рассмотрение категор'ли пдпсстилч с птчх позглик составляет содср-яякпе четвертой! глав.ч. В это)! части таботн сеяаятся слсдуткие задачи:

- гатлштс тенпзшнй в разработке проблемы ияаостиляг в совсе-мешкн: науке,

- обоснованно пгасомерпости и перспективности дечтельностного -подхода к определению категории ипиостилл,

- обоснование необходимости лзь-'ксзнх трансцормацпй при репрезентации личиостнкх сдаслов,

- чкявлепие некоторых закономерных соответствий логнко-семлл-гических способов и языковых трансформаций пои репрезентации личностных смыслов,

- покчз на материале твоотествя разнит постов пргимуществепко-го использован'*5! ими тех или ккнх тогпко-ссмэнтотсских спосо-('■■»<. пподславлочдл личностных смкслов.

, Устяпоглогке систем; доминавтннх смыслов.прис7гакх кон-мснту/льнои система автора поэтического текста »выявляет его ¡¡¡'»страстно к отражению тех чли иных Реалий обьект:;впой дейст-■•пт'.'^т-лостп и хагактею их отношений, а токко особенности их о[п доччснтуялышй системе антооа.то есть позволяет •щре ("(1Чг;р;::,тгелы1.уп сторону ииисстиля /обгаз мипа.реали-

т:Vг'ллп г илпоктало/.С другой стоооич,особенность поэтического текста появляется ч п характере логико-семантического. П рР,ПСУЯ1'Л».НИГ( синодов* :

Хстн кзг'чх-либо уннкочьн;)>: .логкко-ссмаптпчосши способов -¡■'презс тпии:: дячностчкх смыслов.по-впдпмпму.ие существует.лег-<ч> пре;'.н,уяюств.ми1ос их использование г ясвпсч-

I ост.' мт цел1' '¡гте^ичоскои речевой деятельности.Обнапуненпе ин-" л «г»»* систем» онпечеденных сгпсобоп регрезеатяпга дич-

костных смыслов Ii выявляет логико-семантнческуч основу иди;,-стиля. Однако дсгико-семзптпческая основа является сук.ест-в-н-нии.чо не достаточны:.! признаком илисетиля.Только выявление ее закономерных состногашП с определенными средствами яякконол репрезентации,предполагающей индивидуальные языковые трйвс?ор-кацац.дает возможность представить ндиостлль как (¡.опмально-со-дбр«г1Тольпуи неихолннгвистичеечуп категории.

Вззиь»ке«стй!»з эстетически зваччшгх языковых здттч.соус-ловлепное целью поэтического текста как зстетпческо!. речего.Ч Дйгге.чьцс.сти, монет быть л л/г коспряяшгшзго более ¡ш г;е.чее дввыгл.но присутствует ьсегда.Языковой контекст обнаруживает для рсц"лш:е;:та зстечическуа взпкг. ссбусловлеч'.остъ лзнко:.»« ед;ш:щ.проякдяиаугся на разных поэтических уровнях.ислепст.'ке этого элемент текста сан по себе нередко глеиеа значит/,вь-елн г в его стиозсиря к тексту кок зететлчвеш/у спстлыпо-стрултурному оброзеванг.^ и смысловому цетоиу.Прик':ипи етоул-турированнл иозтитвского «кета .обнару-ишаегае роспр1Шмп<гы-KU,OTp-3ks»'i способа пре.псипленил дичьостяого пиол« пйтоюоп л ещновлтея оонойой кешкзнял текста.Поэтому в икеелыюк случае при восприятии текста долче" происходить ппоцесс восста-яоэиелпи км.знсо того смысла,который был заложен в текст автором. Однако süvopcKiu» с:л.'сл и смыслы .образупдмеся в кошгептуа-.млюй системе реципиента мри восприятии текста, никогда не бывают тождественными а силу урлкадькоста концептуальна?., систем шдашлоя.Ио гь'сокяя степень адекватности авторского и чкта-тел^кого смысла вполне достиу.тма.

Характер языковых трансформаций является индивидуально?': тертой всякой ссте телескоп речевой деятельности.Следовательно, зичьлял их в структуре поэтического текста,иоспринигагчигЛ .выявляет эстетические характеристики языковых единиц,чеаь всс-эти трансформации /^операции речевой деятельности/ сбуслеплено эстетической целы? и отражают особенности эстетической кости автора.Поотоиу характер производите: траноу.'-рмяци;' тэшеч является существенной чертой идисстгая.Обусловленность отдельных трансформаций эстетической цель» приводит к смысловой валентности различных языковых вырэуерчи в поэтическом тт^то, к тому.чтэ разные по значению "зыкогие выпз^егп'з гтчмооят.:: репрезентантами одного и того г?е ж'ч-остного скысч.Рлл пгтятг*:Ф> эта эгапгалектность и «галл? тс? :-т.:..:т-т

-ТА -

низошш языковых единиц в речевой последовательности.Таким образом,ияиостплъ реализуется, с одной стороны,как система способов языковой репрезентации доминантных личностных см;с-лов в эстетической роччкоГ. деятельности автора поэтического текста.В способах жц языковой иеппезентпцнч ваген как характер трансформаций языковых единиц,так и их взвго/оотнокешст, обусловленные целью остстпческон даяталиюстг. ЛАуту™ сторону иииестлля образует характер логико-семантических способов представления скыслов,инт-';рпретппун;;их доминогткий.Поэтому идноотиль определяется как система логико-семантических способов репрезентации поглшактных личностных смыслов автора поэтического текста,объективированная в эстетической рочевр;' деятельности .При таком поникании идисстп.-.ь не связывается непосредственно с темой хупоздетьппього произведения .его :тдсз>*,по акцентирует соо'ствогйо астатическое содержание его .р.'.тпляст rai»vo:u»i чормл и. содержания .котора:: к поромгаст эстзткческкЯ з^<1с«т.}}сс это позволяет рассматривать поэтический текст кат: эстетически саадот:У'Л,отвлсг.;шс1. от совокупное?-.! разнородных Факторов,ток или иначе сбусдоЕ"Л!к*.а пго содортаплз.

Представленное понимание ¡¡диостиля лапт возмогло сть достаточно объективно в "являть основания стиле.'; литературных течении /нчпрзплзнпй/,обращаясь только к поэтическим текстам. Легко !".',лот1.,что стиль течеп-л /гоираилецил позпиксет

как инвариант логико-семактичееких способов репрезентации доминантных. личностных смыслов в творчестве разных ппсатслсн /поэтов/.При этом различно в способах трансформации ксклеиад-оиялышх языковых вира;; с над сохрани отся. оОс сп ечпг ш уникальность идиостилс»..

Теорсгичзсуис колошения о сулнсстк нлюстил;: подтвергл1;-нк практическим анализом поэтических текстов II.Северянина п i;.Coji'.'.:oiiTa.ii твсрчестие П.Сеуоргшлко вь делено два догако-соионтнчисккх способа прсястпвлсюш дзмлнгнтных сколов :иро-т1н;опостпвл".и«с двух семантических поле!; /'¡'оччек «вогулка*, "Маленькая элегия" ."Бальмонту" ," Огечялечпая розь" ,иТы ко мне но всгчсмься" и пр./ к противопоставление и осн.о1!п^/«рчое г.'я^мопртзпкногегпо двух семантических rojroii /ТястапсккЕ полонез" ,'' ЛС!С!Н?Н'' ,"В очаровании'',"Весенняя яблоня" ;; лр./.Оик устсичнг-о повторяется на протя^епки гсеп творчества поэта. Гсчусловио.гкдолонние логкко-семянтические способы пРчпгезен-тапиг личностных сумслоп пг^лстпр.лчт.т лишь часть систем» мпи-

- УМ ~

остидя 11.Северянина.Бак:ю обнаружить и закономерности ь использовании тех. или шшх средств языка для объективации выявленных способов.Как показывает анализ,значимы в отом смысле окказионально-поэтические метафоры,причем в основе мета1!орп-закиа.как правило,ло>-ит признак,акцентируй.;:;ий слюловие доминанты. Но большей значимостью в кдиоотпле Ч.Северянина облагают традиционно использузше в поэзии ,прабли:.{эгшеся к статусу поэтических штампов словосочетания, в том числе и мета:1оы:чес-кцз/"ппозрач!!ий небосклон" ."ночи тьма" ."яркий свет" тельная прохлада","воды иут/ят" ,"слаяи капали" ."сырач осенняя тигаи-па" и др./.

! и творчестве К. Бальмонта основной способ (¡писании личностных смыслов - структуры последовательного замещения,в к ото-рг;х каждый элемент есть знак другого,но все они репрвгеитируг/г вполне определенны: доминантный личностный отъел.Такие струя-тур! ми называем символическими.Логико-смысловая структура символа принципиально не замкнута и со*ет вклг.чпть поакткческа бесконечное число концептов,значение его иктгет быть понято только в контексте цикла поэтических текстов, в структуре которых актуализируются различные смыслы,замемаимю друг друга.

Так, во втором стихотворении цикла "Булем как солнпе!" утверхдается шсль о превоохоцстве духовной жизни,творчества над бнтпсм.Концепт "поэзия- м е ч т а",фиксированный в первом стихотворении цикла.конкретизируется концептом "с о н золотой".С одной стороны, поэзия - мечта как нечто созданное воображением, предмет таланий.стремлений перзсекаэтся по сотгерга-ния с поэзией -сном как тем,что "грезится спящему".тзникает концепт "поэзия - греза,сон,мечта."С другой стооонн.он ассспи-атиЕно соотносится с солнием по актуализированному цветовому признаку, маркированному словом "золотэг," .опьовпемзнно реализующим и другое значение - счастливый,пр5ксаскаи,лсрогой.й.ен-ио вследствие актуализации ассоциативных связей мета/ но-чпп-тами в поэтическом тексте реализуется не один кчкоЛ-ьиб т лексико-семант1неский вариант слоЕа.а одновременно вель комплекс значении,закрепленный в языке за да»нои зг-тково* о-<о/;оч-кой.Это,во-первых,представляет континуальность авто: с:,-"л о смысла,во-вторых,свидетельствует о возможности :'!•! с11:.'.! авто!сксго с.'тсла за с«е? ачиентудш'ч резличннх «■•кг.-"-' в гайках сит.'я.';ллчес^о»: стр-жтута.3?нко?;« •.'!•.-' ч ¡с?« •

•'очпсптуалыюго содержапкзде.чог'пппавленноорганизуется тзк, г:обы в тексте легко обнаруживались стоящие за ними смлслы. М'кшюсть сем в ряде лексических значений представляет связь ¡.-пшептои в концептуальной системе автора,обкап:л«шаат ее для ■шипиента.Символическая структура,в которой кзклып злемепт ;ть знак другого,способствует (Ъжсяшш практически неограниченного количества ассоциаций.что позволяет отразить авторс-<ое содержание наиболее полно.

Символизация как способ представления кзтдакы киса -зто шанр.идуальная устойчивая характеристика определенного типа пиитического ютлежш,поэтому проявляется она з организации слиолов разннзе уровней.Как правило .символические стррстуи.' требуют метафоричности текста.Принципиальная однотипность оимролическж структур поэтически,;: текстов позволяет адекватно вес,принимать открытое солзрхпнйе символа,учитывал,что значения его слов-маркеров никогда не ралян самим себе. Не замкнутость символической структур« реализуется в создании знаков-символов .которые являются знаками внетекстовой идеи и потому .-¡паками друг Друга.Главная их задача - не конкретизация /раскрутке.углубление/ доминантного смысла, а лнаь постоянная акцентуация его,указание на него.Ясаинаптный емпел.как правило, представляет какую-нибудь септепцпп/мпр гармоничен;,солнце -источник жизни и под./.

3 з а к л 1С ч е н и и диссертации подводятся итоги исследования.

Проблема смысла поэтического текста - одна из "вечных" яг.'05лсм не только раолп.чих разделов лингвистики,но и ллтера-турол5ден;иг,пс!1хологи!1,1:с:;усствоводз11ш1.лн1г1'ист;пес:;ая праг->.-.';тйка»когяктивная лингвистика,семантика и лингвистика текста, лингвистическая стилистика рассматривает маркированные язчко-пип средства .используемое для достижения коммуникативных целен .исследуют контекстуальные (¿актор;; .Оптимизпруаипе речевое воздействие.создавт исчерпывзпк'ле таксономии признаков того •¡ли иного типа текста к стилистических признаков к многочисленные лингвистические модели семантического развертывания соме р.ганкя текста.

В лингвистической прагматике стал общепризнанным тезис о . ;:еот1*ухлое?.чзст1г речи от говорящего .Наметилась отчетливая тен-."енг.нл к интеграции многочисленных разнородных данных г.о ис-

следованию понимания связного текста,особенно в рамках дингво-прагматическоп интерпретации проблем стилистики.Именно здесь употребление языковых выражений рассматривается как определенного вида действие.направленное на достижение конкретных целей, а речевое действие квалифицируется как коммуникативное.Признается,что цель говорящего - сделать высказывание понятным реципиенту,воздействовать на него определенным образом,целенаправленно структурируя речевой акт.

¡'о все эти исследования объективно не идут дальне выявления вариативности языковой торга высатения,регистрации различных способов употребления и перечня языковых приемов,установления обусловленности структуры речевого действия рядом социальных потребностей.Изучение способов семантического сазвептыва-ния содержания текста не выясняет личностного содержания языковых единиц.

Современная лингвистика закономерно подоила к осознания ограниченности чистя лингвистических метопов анализа связного текста, к необходимости утверждения леятельностного подхода к пониманию смысла языковых выражений, к формированию психолинг-впстическоы базы анализа смыслов,фиксируемых в вечевых произведениях. ■! если лш.ТЕопрзгматичгскпи подход еще мокет удовлетворить изучение нехудожественной речи.выявляя стратегии речевого действия,то для исследования понимания художественной, в частности, поэтической речи они оказываются е большинстве случаев нерелевантными.

Поэтов/ необходимо выявление психолингвистических оснований адекватного авторскому понимания поэтического текста.Современное состояние психолингвистики м психологии дает возмок-ность осзшествить первоначальную систематизацию чайных.котоше могут составить основание деятельностного полхода к анализу смыслов текста.Преимущество такого анализа заключается в том, что он выявляет дичностно актуальное для коммуникантов согсер-жание их концептуальных систем,одновременно раскрывая роль языка как средства конвенциональной ориентации коммуникантов.

С одной стороны, при таком, анализе выявляется сслер«-ан::;; концептуальной системы автора текста.поскольку смыслы.актуальные для прокуцнекта.акцентируются на разных языковых ухо пнях и различные способами в структуре речевого прсизкеягния/п Г': л-ческого текста /. С другой сторонь.г.пиг.аясь на т-че '.»«и-

рентантя этик актуелышх скнслов,реципиент способен адекватно понять смысловую доминанту текста,хотя тождественность I онаептузльных систем коммуникантов принципиально невозможна. Лингвистический ге анализ языка,хотя и не декларирует,но прасполагает тожественность языковых значений в концептуальных системах вссх носителем того или иного языка .поскольку такой анализ не исследует мотивации речевой деятельности индивида.Еез осмысления мотивов речевой деятельности понимание содержания речевого произведения остается неполным,неадекватном.

Единственной формой проявления и обнаружения субьек-тнвпоп мотивации деятельности является эмошш.Вот почему гокхолпнгвпсткческкй подход обязательно исследует как способы и средства репрезентации, эмоций в поэтическом тсксте,так способы ч срекгстча их обнаружения и покимэчия реципиентом.Последнее осуществляется и экспериментально.

Эмоциональное состояние индивида влияет на хавактоо протекания лгбой его деятельности, а доминантная эмоиия,соответствуем ведущему мотаву,структурирует деятельность.Вот почему необходимо всестороннее исследование регулиоугтак роли эо-тртиэчрованней эмоции как в создании,так и в понимании поэтического текста /регулирующий роли эуовдн в создании и понимании речевого произведения вообше/. Только при совпадении эмоциональных состояний коммуникантов возможно их реальное взаимопонимание .проникновение реципиента "за значение" языковой ^ячнив; ,11иксиьур!чон в тексте авторский личностный смысл. Сле-дсят-злию, перси автором стоит задаче создания экоциогенного г.оэ-ги'пского текста, а это вполне достижимо при адекватной •I'!гс/х»1|ч авторских эмоаиональш.'х смыслов в структуре текста.

шг-буглсние необходимой э;/ощш в психике реципиоята в «••¡•гдай степени зависит от его '(»нового знания, в том числе ■уу с,.,1-с поя)г.; тпшаит концептуальной системы.Роэтоь'У печхолин-п-г.ст:г»я.склл носдеконакке смыслов поэтического текста с н.еоб-■:о"им"стг,к1 т;<;.'г/от «ияпл<?н:м доминантных личностных си-'слов в го-"т >м.ч ном рт"''РЧсс1 во того или иного автора и соотнесения их < .-г.:у;;ч .нтпои :«:/рп::г-11 тот а.При этом вполне возможно гук р: Л!Г-;;.н,;о •({•¡.чнашной Э'-оиич в боле" оЛи'"« пкмлочтяш' смисл ■ -.'зт,•"¡'."'Го ч екгла в гачоптве его компонента .так к признание

лц :•»»..•> еолерч'.ч'"'« то»яесгье.ни»м "омкняттог.у сгысчу

"нсн.нч1 пп: Т/Ч^сгто текста.

Установление систем! доминантных личностных смыслов опирается на систем/ их языковых репрезентантов. В силу особенностей эстетической эечевой деятельности необходимо исследование и самих реппезентантов.объектививукчипс смысли. Характер их объективации составляет одну из сторон уникальности илио-стиля поэта.Изучение способов веюбализапии личностных смыслов в поэтических текстах обнаруживает не только уникальность самих смыслов, но и некоторое законоуешости развития языка поп влиянием необходимости фиксации этих смыслов¡усиливается метафоричность речи.способствующая развитию ассоциативности у ¡пиления /и наоборот/, расширяются языковые ассоциативные связи вследствие развития новых ассоциативных связен ме»ду концептами,образуются семантико-синтаксические структуры,даюшие возможность более адекватного представления континуальности смыслов в дискретных единннах языка,что в пело» способствует появлении новых путей познания,новнх смыслов концептуальных систем инцивицоя.Таким образом, лснхоличгвистнческии подход к исследованию смыслов поэтического текста откшвает новые перспективы в изучении соперчгателгной стороны художественной сечи.

Основное содержание диссертации отряжено в слелупяих публикациях:

I.Проблема смысла художественного текста.ТТсихолчнгвистическмЛ аспект.-Новосибирск:Изд-во ИГУ,ТГ92

'¿.Концептуальный анализ поэтического текста.-Барнзул:Изл-во Алтайского университета, 1591

3.Концептуальный анализ поэтического текста.Проблема ипиости-ля.-Барнаул:11зд-во Алтайского университета, 1552

4.Проблемы лннгвоэстетического анализа художественного текста.-Бар!1аул: Изд-во Алтайского унивеоснтета,1984

6.К вопросу о вытажении эмоций и экспрессия в языке //Ономастическое и диалектное словообразование Алтая.-Барнаул :'Лзд-во Алтайского университета,1985

6.К вопросу о семантике поэтической метафоры //Проблемы и методы семантических исследований.-Т5арнаул:Изц-во Алтайского университета, КРЗ

7.Репрезентация континуальности личностного смысла в окказио-налько-поэтической мета']юре //Психолингвистика и меткульттпчпе взаимопонимание.Тезисы доклалов X ТЗсесогзного симпсиумч по 11сихол!1нгвлсти:-"з и теории коммуникации .-V, ¡¡'зл-во ',*••»-•:* язн-

кознания,1Р91

fc.06 обусловленности восприятия динамических характеристик поэтического текста его структурой //Психолингвистика и межкультурное взаимопонимание.Тезисы докладов X Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации.-V. :И?.д-ло Ин-та языкознания,1£91/в соавторстве/

Языковые способы фиксации континуальности смысла хуто*ест- . венного текста //Статус стилистики в современном языкознании.~ Пермь, 1S20

10.Языковые средства Фиксации эстетической эмоции в рассказе В.М.Шукшина "Мои зять украл машину дров ¡"//Тезисы локлалов Всесоюзно!) научно-практической конференции "В.М.Шукпшн.Жизнь и творчество".-Барнаул:Изл-во Алтайского университета,1589

11. функционирование экспрессивных с.'уб с тан тиров со значением лица в русских говорах //Языки и топонимия Алтая.-Барнаул: Изд-но Алтайского университета,IP83

Г2. Стилистическая пиМ-срекниация в лексике русских говоров Алтая //чункционированпе и историческое развитие диалектной и топонимической лексики Алтая.-Барнаул:Иэд-во Алтайского госуни-норситета,1989

13.Стилистика художественного текста.-Барнаул:Изя-во Алтайского университета, IPB3

И.Стилистические функции эмоционально-оценочной лексики в рассказе W.Шукшина "Три грации"//Тезисы докладов всесоюзной ппучно-пооктической конференции.-Барнаул:йзд-во Алтайского университета,I9ËS / в соавторстве/

Т5.1ор^льно-содер!гательная реализация художественного метода Андрея Белого //Деп. в ИШОН.-tf 33150 от 28.03.fiR /в соавтор./

16.Способы поэтической организации лексики //Лексический уровень функционирования язнка.-Уча,

17,'¿ункиионировлнпе традиционно-поэтического символа "свеча" н творчестве А,Блока //Лен. в ШМОН.-* 33144 от 25.03. Р8

If .Некоторые "нсихоликп<;:стччоскпе основания анализа худокест-нрннрго текста //Леп в ИНИОН.- у 33145 от 2Р.03.Р8 Т?./"ксичпский поэтически!' уровень в ранней лирике '.'.Волокт-иэ /.'Леп. в ЖтеН.- ."г 33I4P от Г^.Г-З.РВ йО.Рпит логико-ссм.пнтического анализа цикла "Ролото в лазури" Агпг-ся Pc лого.-//Геп. в ИГИОР. - £ ?33152 от 2Р.ГЗ.РР / в сольторстге/