автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Эпическая традиция ногайских татар Астраханской области

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Гайнуллина, Наиля Галимовна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Казань
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Эпическая традиция ногайских татар Астраханской области'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Гайнуллина, Наиля Галимовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I

К ВОПРОСУ О ТИПОЛОГИИ ФОРМ ЭПИЧЕСКОГО % ТВОРЧЕСТВА.

1.1. Категории поэтики как инструмент классификации форм эпического творчества. Сравнительное литературоведение и историческая типология форм эпоса.

1.2. Теория «общих мест».

1.3. Стадиальный подход к изучению временной организации в музыке и поэзии. Типология форм эпического творчества

М. Г. Харлапа.

ГЛАВА II

ТРАДИЦИОННОЕ ИСКУССТВО АСТРАХАНСКИХ ТАТАР

2.1. Этнический состав астраханских татар.

2.2. Музыкально-поэтическая традиция астраханских татар: жанровый состав и его этническая обусловленность

2.3. Эпическая традиция астраханских ногайцев: общая характеристика

ГЛАВА III ЭПИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ НОГАЙСКИХ ТАТАР: ПОЭТИКА.

ТИПОЛОГИЯ «ОБЩИХ МЕСТ».

3.1. Особенности поэтической композиции: темы и принципы их взаимодействия.

3.2. Особенности мотивного развертывания тем. Система формул и повторов.

ГЛАВА IV

ОСОБЕННОСТИ ЭПИЧЕСКОГО ИНТОНИРОВАНИЯ

В ТРАДИЦИИ АСТРАХАНСКИХ НОГАЙЦЕВ.

4.1. Метрика.*.

4.2. Лад. Мелодика.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по искусствоведению, Гайнуллина, Наиля Галимовна

Ситуация, когда современный исследователь сталкивается с практически неизвестной науке живой эпической традицией, достаточно необычна: казалось бы, трудно предположить, что на рубеже XX - XXI столетий в не столь отдаленном от академических центров регионе можно встретить еще не зафиксированные образцы эпоса, тем более в стране, где, начиная с 30-х гг. XX в., собирание фольклорных образцов эпической поэзии приняло едва ли не плановый характер. Между тем эпическая традиция татар Астраханской области - как, впрочем, и традиционная музыкально-поэтическая культура астраханских татар в целом - до сих пор предметом специального рассмотрения не становилась.

Публикации образцов музыкально-поэтического творчества астраханских татар, осуществленные за почти двухсотлетнюю историю татарской фольклористики, единичны. Первые нотные транскрипции народных мелодий, бытующих у татар Астраханской губернии, принадлежат учителю музыки астраханской гимназии И. В. Добровольскому и датируются 1816 - 1817 годами. В его Азиатском музыкальном журнале опубликованы 6 напевов, три из которых автор обозначает как «песни астраханских татар», три - как «ногайские песни» {Добровольский, 1816-1817, тетради № 3, 5, тетрадь № 8). Сведения об информаторах, комментарии, жанровые обозначения, поэтические тексты в представленных образцах отсутствуют. Нотные записи отличаются известной схематичностью, мешающей судить о достоверности и точности расшифровок и создающей существенные сложности при определении интонационных, жанровых особенностей напевов и их этнической принадлежности.

Более развернутые исследования традиционной культуры астраханских татар были проведены этнографом-музыкантом, действительным членом Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете, офицером русском армии В. А. Мошковым. В его «Материалы для характеристики музыкального творчества инородцев Волжско-Камского края», собранные от низших чинов Варшавского военного округа и изданные в 1893 -1901 гг. Обществом археологии, истории и этнографии {Мошков, 1895, 1897, 1901), вошли около 30 мелодий и более 30 поэтических текстов, записанных от информаторов - выходцев из разных населенных пунктов Астраханской губернии (Красноярского, Царевского уездов, г. Астрахани, г. Царева). Каждый из образцов снабжен комментариями, содержащими сведения относительно его жанровых особенностей, места бытования и этнической принадлежности исполнителя; поэтические тексты дополнены подстрочными переводами на русский язык. В этнографическом очерке, сопровождающем нотные образцы, приводятся сведения об этногенезе, этническом составе, образе жизни оренбургских и астраханских ногайцев, указываются сходные моменты в языке и музыкальной культуре оренбургских ногайцев и «остальных татар» и отличия от них ногайцев астраханских.

В XX веке работа по собиранию музыкального фольклора астраханских татар была продолжена: в 1961 — 1962 гг. в Астраханской области были проведены полевые экспедиции сотрудниками Института языка и литературы имени Г. Ибрагимова Казанского филиала АН СССР М. Нигмедзяновым и И. Надировым. Отдельные музыкально-этнографические аудиозаписи были сделаны и J1. Арслановым, в период 1969 - 1978 гг. осуществлявшего в Астраханской области филологические исследования. Однако текстологический фонд образцов музыкально-поэтического творчества астраханских татар существенно пополнен не был: соответствующие материалы исчерпываются более чем немногочисленными публикациями, представленными в сборниках Нигмедзянова (см.: Нигмедзянов, 1970, № 210, 240, 241, 245; Нигмедзянов, 1976, № 48, 65, 65а, 656, 178, 209, 209а, 215, 220-226) и работах Арсланова (.Арсланов, 1991). Существенно при этом, что издания Нигмедзянова ограничены не только в количественном, но и в жанровом отношении - музыкально-поэтический фольклор астраханских татар представлен в них большей частью инструментальными танцевальными мелодиями (12 образцов из 16), дополненными наигрышем «разговора на сазе», колыбельной, лирической песнями и напевом хушаваза (без подтекстовки), в то время как публикации Арсланова имеют чисто филологический характер и ставят своей задачей фиксацию поэтических текстов.

В целом число текстологических источников, представляющих музыкально-поэтическую традиционную культуру астраханских татар, насчитывает сегодня 50 с небольшим образцов; из них к эпической традиции астраханских ногайцев имеют отношение 4 напева и 12 поэтических текстов.

Отсутствие котированных источников является препятствием для выявления особенностей музыкально-поэтической традиции татар региона: эта тема представлена лишь небольшим очерком Нигмедзянова, имеющим обзорный характер (Нигмедзянов, 1982, с. 116 - 119). Не является исключением и эпический компонент традиционной культуры: сведения об эпосе, бытующем у татар Астраханского края, фактически исчерпываются констатацией наименования одного из эпических жанров - хушаваза и не включают в себя сколько-нибудь развернутой его характеристики (см.: Нигмедзянов, 1982, с. 118 - 119). Вполне возможно, что одной из причин столь малого внимания к данной традиции послужило то, что она не соответствовала представлениям об эпосе, долгое время бытовавшим в отечественной науке, когда под эпосом подразумевались прежде всего героические сказания (с течением времени воззрения на эпос изменились, и в его сферу стал включаться значительно более широкий круг явлений). В числе причин, препятствовавших изучению эпической традиции астраханских татар, следует назвать и сложности языкового характера: астраханские ногайцы (а именно в их среде бытуют своеобразные формы эпоса) говорят на языке, который принято считать одним из нижневолжских диалектов татарского языка, существенно отличающимся от средневолжских татарских диалектов. Так или иначе, сбор, нотная фиксация и исследование материала, ставящего своей задачей изучение любого компонента традиционной музыкально-поэтической культуры астраханских татар, выделенного по этническому или жанровому признаку, на сегодняшний день представляется более чем актуальным.

В настоящей работе объектом рассмотрения являются эпические жанры одной из этнических групп татар, проживающих на территории Астраханского края - ногайских татар. Цель исследования - целостная характеристика эпической традиции астраханских ногайцев, включающая в себя установление системы этнически характерных эпических жанров, выявление особенностей их бытования, анализ поэтических и музыкально-интонационных (ладомелодических, ритмических, композиционных) закономерностей, типологизацию. Поставленная цель определяет основные задачи исследования, важнейшими из которых являются: 1) определение места изучаемой эпической традиции в системе музыкально-поэтической традиционной культуры астраханских ногайцев и, шире, астраханских татар в целом; 2) установление жанровой структуры эпоса астраханских ногайцев; 3) характеристика его жанровых разновидностей с точки зрения этнической принадлежности; 4) рассмотрение специфики каждого из обозначенных жанров, осуществляемое как в аспекте структуры поэтического текста, так и с точки зрения особенностей его интонационной реализации; 5) раскрытие основных композиционных принципов развертывания бытующих у астраханских ногайцев эпических повествований; последнее предполагает 6) изучение многоуровневой системы стереотипов, определяющих строение поэтического и музыкального составляющих эпических образцов; 7) определение стадиальной принадлежности эпоса ногайских татар Астраханской области, его местоположения в эволюции форм эпического творчества и форм музыкального языка.

Методологической базой настоящей работы избран стадиальной подход к изучению явлений традиционной культуры, в литературоведении представленный в работах В. Жирмунского, Б. Путилова, П. Гринцера и других исследователей, в музыкознании - в трудах Э. Алексеева, М. Кондратьева, и, прежде всего, М. Харлапа. При анализе поэтики и структуры эпических поэтических текстов автор опирается на теорию «общих мест» Парри - Лорда, методика анализа которой убедительно продемонстрирована в работах М. Парри, А. Лорда, Дж. Т. Монроу, П. Гринцера, Б. Путилова, А. Куделина и др. Основные теоретические установки, принятые при анализе ладомелодических и ритмических закономерностей эпического интонирования, опираются на концепции ладовой и ритмической организации, изложенные в трудах X. Кушнарева, Т. Бершадской, Э. Алексеева, М. Харлапа, В. Холоповой, М. Кондратьева.

Материалом исследования послужили образцы, записанные автором настоящей работы в г. Астрахани и селах Приволжского, Наримановского, Нача-ловского, Красноярского и Харабалинского районов Астраханской области в период с 1998 по 2000 г. Всего обследовано 15 деревень: Лапас Харабалинского района, Ясын-Сокан, Сеитовка, Растопуловка Красноярского района, Яксатово Началовского района, Килинчи, Три Протока, Татаробашмаковка Приволжского района, Курченко, Туркменка, Янго-Аскер, Линейное, Старая и Новая Кучерга-новка Наримановского района. Кроме того, в работе использованы аудиозаписи Л. Арсланова 1969 - 1978 годов, а также публикации В. Мошкова {Могиков, 1895, 1897, 1901). Все материалы в научный обиход вводятся впервые.

Несколько слов о структуре работы. Работа состоит из введения, четырех глав и заключения, снабжена библиографическим списком, включает в себя три приложения. Во введении определяется тема диссертации, обосновывается ее актуальность, определяются цели, задачи, материал исследования, обозначаются основные методологические позиции работы, дается краткий анализ освеще

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Эпическая традиция ногайских татар Астраханской области"

заключение

Произведенное рассмотрение эпической традиции ногайских татар Астраханской области является первым опытом исследования этого своеобразнейшего явления, а потому не может быть полным. Представляется, что дальнейшее изучение позволит выявить ряд других особенностей данной традиции, а также обнаружить некоторые параллели с эпическими традициями других народов Нижнего Поволжья и Средней Азии (прежде всего, с калмыцкой и казахской). Естественно, что в настоящей работе эти вопросы не могли быть затронуты, поскольку принадлежат самостоятельной ветви этно-музыкознания - компаративистике, и составляют тем самым специальную исследовательскую проблему.

В задачи настоящей работы входили, прежде всего, описание и типоло-гизация эпического творчества ногайских татар. При рассмотрении бытующих в музыкознании и литературоведении концепций, посвященных типоло-гизации явлений эпического творчества, уже упоминалось о том, что в основании избранной нами системы классификации эпических форм лежит концепция Харлапа, которая, однако, в соответствии с задачами настоящего исследования подверглась определенной корректировке. Так, в частности, в первой главе было высказано предположение о существовании синкретического «ражанра, который в дальнейшем преобразуется в два совершенно самостоятельных литературных жанровых явления - эпос и оду, а именно: о существовании эпико-одической («славильной», «пировой») поэзии. Напомним, что именно к этому типу музыкально-поэтических образований относятся, например, легендарные римские пировые песни, дружинную славиль-ную поэзию Древней Руси, поэзию догомеровских рапсодов, скальдическую поэзию. По условиям бытования и тематике образцы творчества этого типа действительно находятся как бы на стыке жанров: с эпосом их роднит большая протяженность и частое тематическое родство, с одой - приуроченность к конкретному событию, адресованность к конкретному лицу и исполнение ро время торжеств (юбилеев, свадеб, празднеств и т.д.). Однако в историческом аспекте говорить о промежуточном статусе этих жанров не представляется возможным: это, скорее, тот исток, из которого исходят и эпос, и ода. Иначе говоря, мы сталкиваемся здесь с архаичным видом авторской поэзии, когда сам феномен авторства, проявляющийся в выходе за рамки традиционных фольклорных тем (приуроченность к конкретному, еще не описанному традицией событию, адресованность конкретному лицу-современнику, а не былинному герою), реализует себя в пока еще не откристаллизовавшихся жанровых формах.

Анализ образцов эпического творчества ногайских татар подтверждает концепцию о существовании эпико-одических форм, предшествующих формам зрелой эпической и одической поэзии. В содержательном аспекте и в отношении форм бытования ногайская сказительская традиция полностью соответствует описанным в легендарных источниках ранним пировым песням и ранней славильной поэзии. Еще более важным, однако, представляется другое: метроритмические и ладовые особенности эпоса ногайских татар совершенно определенно говорят о присутствии в них ранней, еще не откристаллизовавшейся системы организации музыки и слова устнопрофессионально-го типа, существенно отличающейся от предшествовавших ей фольклорных форм организации. Характеризуя эту систему, ее можно определить как систему с раннеквантитативной ритмикой и ладовыми структурами, еще не до конца изжившими особенности архаического (доладового) интонирования. Тем самым эпическая традиция ногайских татар представляет уникальную возможность увидеть становление этой системы.

ПРИМЕРЫ

Пример 1

Сак-Сок» (Приложение I, № 41)

МП ] г'МТ^М п И

Т~г са - гы-н - та. -цы-м-нм

Л- Зй-— мни

А. 1 1

И® м ргп^ ч Г

Пример 2 а £ ^

Пример 3

Пример 6

- rw - йде-л-дэ тс<ц, q - tq -, i5 iJS

P]JI - rw- яде -лче^ icq

Attr-iu&f ;

5.]Jf - ru - иде -лдэ tp^ q—то ;

Пример 7 a) «Айт дигэндэ, агалар, айта алмай кесе каларма»

 

Список научной литературыГайнуллина, Наиля Галимовна, диссертация по теме "Музыкальное искусство"

1. Алексеев, 1976 Алексеев Э. Е. Проблемы формирования лада (на материалеякутской народной песни). М., 1976.

2. Алексеев, 1986 ~ Алексеев Э. Е. Раннефольклорное интонирование: Звуковы-сотный аспект. -М., 1986.

3. Алексеев, 1990 Алексеев Э. Е. Нотная запись народной музыки: Теория и практика. - М., 1990.

4. Амирова, 1990 Амирова Д. Ж. Казахская профессиональная лирика устной традиции (песенное искусство сарыарки). - Автореф. дис. . канд. искусствовед. - Л., 1990.

5. Аристов, 1897 Аристов Н. А. Заметки об этническом составе тюркских племен и сведения об их численности. - СПб., 1897.9

6. Аристотель, 1957 Аристотель. Об искусстве поэзии. - М., 1957.

7. Арсланов, 1976 Арсланов Л. Ш. Язык юртовских татар (по материалам экспедиции 1972 г.) // Учен, записки Казан, гос. пед. ин-та, 1976. - Вып. 166. -С. 3 - 71.

8. Арсланов, 1977 Арсланов Л. Ш. К вопросу о карагашском языке // Сов. тюркология. - 1977. - № 4. - С. 73-81.

9. Арсланов, 1980 Арсланов Л. Ш. Формирование островных говоров татарского языка (говоры Астраханской и Волгоградской областей): Учебное пособие. - Казань, 1983.

10. Арсланов, 1988 Арсланов Л. Ш. Язык алабугатских татар Каспийского района Калмыцкой АССР: Учебное пособие. - Казань, 1988.

11. Арсланов, 1991 Арсланов Л. Ш. Язык карагашей-ногайцев Красноярского и Харабалинского районов Астраханской области (Грамматический очерк. Тексты и переводы. Словарь). -Елабуга, 1991.

12. Арсланов, 1995 Арсланов JI. Ш. Татары Нижнего Поволжья и Ставрополья. - Набережные Челны, 1995.

13. Асланов, 1968 Асланов В. И. Проблемы тюркоязычного стихосложения в отечественой литературе последних лет // Вопросы языкознания. - 1968. -№> 1.-С. 118-125.

14. Астраханские татары, 1992 Астраханские татары: Сб. статей. - Казань, 1992.

15. Атлас музыкальных инструментов, 1963 Атлас музыкальных инструментов народов СССР. -М., 1963.

16. Ауэзов, Соболев, 1939, 1940 Ауэзов М., Соболев Л. Эпос и фольклор казахского народа // Литературный критик. - 1939. - № 10, 11; 1940. - № 1,2.

17. Ахметов, 1959 Ахметов 3. А. Ритмика казахского стиха // Ауэзов М. О. Сб. статей к его 60-летию. - Алма-Ата, 1959. - С. 214 - 229.

18. Байгаскина, 1991 -Байгаскина А. Е. Эволюция стихотворных размеров и логика развития музыкальной формы казахской народной песни // Профгемы музыкального фольклора народов СССР. М., 1973. - С. 126 - 146.

19. Байгаскина, 1991 Байгаскина А. Е. Ритмика казахской традиционной песни : Учебное пособие. - Алма-Ата, 1991.

20. Байкадамова, 1976 Байкадамова Б. О тематическом стереотипе в домбровой музыке (на примере кюев Курмангазы) // Музыкознание. - Алма-Ата, 1976.-Вып. VIII-IX.-С. 33-56.

21. Бакиров, 1991 Бакиров М. X. Фольклорный стих и его виды // Поэтика татарского фольклора. - Казань, 1991. - С. 110 - 130.

22. Банин, 1997 Банин А. А. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции. - М., 1997.

23. Барток, 1966 Барток Б. Народная музыка Венгрии и соседних народов / Пер. Г. Г1. Коссей; вступ. статья И. В. Нестьева. - М., 1966.

24. Бартольд, 1968 Бартольд В. В. 12 лекций по истории турецкий народов Средней Азии //Бартольд В. В. Сочинения. - Т. 5. - М., 1968. - С. 19-192.219

25. Бартолъд, 1968 Бартольд В. В. Татары // Бартольд В. В. Сочинения. - Т. 5. -М., 1968.-С. 559-561.

26. Бартольд, 1968 Бартольд В. В. Турецкий эпос и Кавказ // Бартольд В. В. Сочинения. - Т. 5. - М., 1968. - С. 473 - 486.

27. Бахтин, 1928 Бахтин М. М. Формальный метод в литературоведении. - Л., 1928.

28. Бекхожина, 1972 — Бекхожина Т. 200 казахских песен. Алма-Ата, 1972.

29. Белинский, 1948 Белинский В.Г. Общее значение слова литература // Собр. соч. - В 3 т. -М., 1948. - Т. 2. - С. 84 - 117.

30. Бердибаев, 1979 — Бердибаев Р. Роль сказителя в системе эпической традиции тюрко-монгольских народов // Сов. тюркология. 1979. - № 3. - С. 20 -24.

31. Берков, 1954 — Берков П.Н. Рецензия на кн.: «Симеон Полоцкий. Избранные сочинения» // Известия АН СССР ОЛЯ. М., 1954. Т. 13. - Вып. 3. - С. 297 -303.

32. Берков, 1968 Берков П. Н. К спорам о принципах чтения силлабических стихов XVII - начала XVIII века // Теория стиха. - Л., 1968. - С. 294 - 316.

33. Бирюков, 1911 Бирюков И. А. История Астраханского казачьего войска. -Ч. 3,-Саратов, 1911.

34. БСЭ, 1975 — Большая советская энциклопедия. Т. 22. - М., 1975.

35. Борджанова, 1979 Борджанова Т. Г. Проблемы поэтики монголо-ойратского героического эпоса: Автореф. дис. . канд. филол. наук. - М., 1979.

36. Боровков, 1958 Боровков А. К. Вопросы изучения тюркоязычного эпоса народов Средней Азии и Казахстана // Вопросы изучения эпоса народов СССР. - М., 1958. - С. 66 - 100.

37. Будагов, 1988 Будагов Р. А. Портреты языковедов Х1Х-ХХ вв.: Из истории лингвистических учений. - М., 1988.

38. Буслаев, 1990 Буслаев Ф. И. Об эпических выражениях украинской поэзии // Буслаев Ф. И. О литературе: Исследования; Статьи. - М., 1990. - С. 92

39. Бутков, 1869 Бутков П. Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 год. — Ч. 1.-СП6., 1869.

40. Былины, 1958 Былины в двух томах / Подг. текста, вступ. статья и комм. В. Я. Проппа и Б. Н. Путилова. - М., 1958.

41. Валеев, 1993 — Валеев Ф. Т. Сибирские татары: культура и быт. Казань: Татарское кн. изд-во, 1993.

42. Валиуллина, 1994 Валиуллина Р. Н. Ид яраткан кейлэрем.: Песни казахстанских татар. - Алматы, 1994.

43. Валиуллина, 1996 Валиуллина Р. Н. Песенная культура казахстанских татар. - Автореф. дис. . канд. искусствовед. - Алматы, 1996.

44. Васькин, 1973 — Васькин Н. М. Заселение Астраханского края. Волгоград, 1973.

45. Верф, 1972 Van der Werf, Н. The Chansons of Troubadours and Trouveres; A study of the melodies and their relation to the poems, A. Oosthoek's Uitgeversmaatschappij NV, Utrecht, 1972.

46. Веселовский, 1940 Веселовский A. H. Историческая поэтика / Ред., вступ. статья и примеч. В. М. Жирмунского. - Л., 1940.

47. Викторин, 1994 Викторин В. М. Кто мы, астраханцы? У этнической карты области // Астраханские известия. - 1994. - № 10 - 13.

48. Викторин, 1983 Викторин В. М. К этнической истории карагашей // Поволжский край / Межвузовский научный сборник. — Саратов, 1983.

49. Волкова, 1973 Волкова Н. Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. -М., 1973.

50. Волкова, 1974 -Волкова Н. Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII начале XIX века. - М., 1974.

51. Вопросы истории и филологии, 1958 ~~ Вопросы истории и филологии народов Советского Востока: Сб. статей. М., 1958.

52. Гаджиева, 1979 Гаджиева С. Ш. Очерки истории семьи и брака у ногайцев XIX - начала XX вв. - М., 1979.

53. Гаспаров, 1967 Гаспаров М. JL Метрическое стихосложение // Краткая литературная энциклопедия. - М., 1967. - Т. 4. - Стлб. 810-811.

54. Гаспаров, 1984 Очерк истории русского стиха: метрика, ритмика, рифма, строфика. - М., 1984.

55. Гаспаров, 1989 Очерк истории европейского стиха. - М., 1989.

56. Гегель, 1958 Гегель В. Сочинения. - М., 1958, - Т. XIV.

57. Географический словарь Географический словарь Российского государства. -Ч. З.-М., 1804.

58. Географическо-статистический словарь — Географическо-статистический словарь Российской империи. Т. 5. - Вып. 1. - СПб., 1875.

59. Георги, 1799 Георги И. Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. - Ч. 2. О народах татарского племени - СПб., 1799.

60. Героический эпос народов СССР, 1975 Героический эпос народов СССР. -В 2 т. - М., 1975.

61. Гёр-оглы, 1983 Гёр-оглы: Туркменский героический эпос / Вступит, статья Б. А. Каррыева. - М., 1983.

62. Гиндин, 1970 — Взгляды В. Я. Брюсова на языковую приемлемость стиховых систем и судьбы русской силлабики. (По рукописям 90-х годов) // Вопросы языкознания. 1970. - № 2. - С. 99 - 104.

63. Гиргиман, 1960 Гиршман Я. М. Пентатоника и ее развитие в татарской музыке.-М., 1960.

64. Гмелин, 1777 Гмелин С. Г. Путешествие по России для исследования трех царств природы. - Ч. 2. Путешествие от Черкасска до Астрахани и пребывание в сем городе: с начала августа 1769 г. по 5 июня 1770 г. - СПб., 1777.

65. Грамматика ногайского языка, 1973 Грамматика ногайского языка. Фонетика и морфология. - Черкесск, 1973.

66. Гринцер, 1974 Гринцер П. А. Древнеиндийский эпос: Генезис и типология.-М, 1974.

67. Гринцер, 1978 Гринцер П. А. Стилистическое развертывание темы в санскритском эпосе // Памятники книжного эпоса: Стиль и типологические особенности. - М., 1978. - С. 16 - 48.

68. Гуди, 1986 Goody, J. R. Literacy in Traditional Societies, Cambridge University Press, 1968.

69. Гуллыев, 1988 Гуллыев Ш. Искусство туркменских бахши. - Алма-Ата, 1988.

70. Гуревич, 1979 Гуревич А. Я. «Эдда» и сага. - М., 1979.

71. Гуревич, Матюшина, 2000 Гуревич Е. А., Матюшина И. Г. Поэзия скальдов / Отв. ред. Е. М. Мелетинский. - М., 2000.

72. Дастаннар, 1984 Татар халык иждты: Дастаннар / Томны тезуче, ке-реш мэкалэ Ьэм искэрмэлэрне язучы Ф. В. Эхмэтова. - Казан, 1984.

73. Джениксон, 1937 Английские путешественники в Московском государстве в XVI в. / Пер. Ю. В. Готье. - М., 1937.

74. Добровольский, 1816 1817 - Азиатский музыкальный журнал, издаваемый И.Добровольским. - Астрахань, 1816 - 1817 // Рыбаков С. Г. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта. - СПб., 1897. - С. 297 -315.

75. Емельянов, 1980 Емельянов Н. В. Сюжеты якутских олонхо. - М., 1980.

76. Емельянов, 1983 Емельянов Н. В. Сюжеты ранних типов якутских олонхо. -М., 1983.

77. Ерзакович, 1966 Ерзакович Б. Песенная культура казахского народа: Музыкально-историческое исследование. - Алма-Ата, 1966.

78. Жирмунский, 1947 Жирмунский В. М. Немецкий героический эпос // История западноевропейской литературы: Раннее Средневековье и Возрождение. -M., 1947.-С. 111-123.

79. Жирмунский, 1958 Жирмунский В. М. Некоторые итоги изучения героического эпоса народов Средней Азии // Вопросы изучения эпоса народов СССР. - М., 1958. - С. 24 - 65.

80. Жирмунский, 1960 Жирмунский В. М. Легенда о призвании певца // Исследования по истории культуры народов Востока: Сб. статей в честь академика И. А. Орбели. - М.-Л., 1960. - С.185 - 195.

81. Жирмунский, 1962 Жирмунский В. М. Народный героический эпос : Сравнительно-исторические очерки. — М.-Л., 1962. - 435 с.

82. Жирмунский, 1964 Жирмунский В. М. Ритмико-синтаксический параллелизм как основа древнетюркского народного эпического стиха // Вопросы языкознания. - 1964. - № 4. - С. 3 - 24.

83. Жирмунский, 1968 Жирмунский В. М. О некоторых проблемах теорииfтюркского народного стиха // Вопросы языкознания. 1968. - № 1. - С. 23 -42.

84. Жирмунский, 1974 Жирмунский В. М. Тюркский героический эпос. - Л., 1974.

85. Жирмунский, 1975 Жирмунский В. М. Теория стиха. - Л., 1975.

86. Жирмунский, 1979 Жирмунский В. М. Сравнительное литературоведение. Восток и Запад. - Л., 1979. - С. 158 - 173.

87. Жирмунский, Зарифов, 1947 Жирмунский В. М., Зарифов X. Т. Узбекский народный героический эпос. - М., 1947.

88. Жубанов, 1976 Жубанов А. Казахский народный инструмент - домбра // Музыкознание. - Алма-Ата, 1976. - Вып. VIII - IX. - С. 8 - 20.

89. Зайцев, 1990 Зайцев А. И. Древнегреческий героический эпос и «Илиада» Гомера // Гомер. Илиада. - Л., 1990. - С. 395 - 416.

90. Затаевич, 1925 Затаевич А. В. 1000 песен киргизского народа (Напевы и224мелодии) / Вступ. статья А. Д. Кастальского, предисл. и прим. автора. -Оренбург, 1925.

91. Затаевич, 1931 Затаевич А. В. 500 казахских песен и кюй'ев. - Алма-Ата, 1931.

92. Затаевич, 1933 Затаевич А. В. Мелодии казахстанских татар. - М., 1933.

93. Затаевич, 1971 Затаевич А. В. Киргизские инструментальные пьесы и напевы. -М., 1971.

94. Земцовский, 1967 Земцовский И. И. Русская протяжная песня: Опыт исследования.-Л., 1967.

95. Земцовский, 1971 Земцовский И. И. Жанр, функция, система // Сов. музыка.-1971.-№ 1.-С. 24-32.

96. Земцовский, 1983 — Земцовский И. И. К теории жанра в фольклоре // Сов. музыка. 1983.-№ 4.-С. 61 -63.

97. А Земцовский, 1990 Земцовский И. И. Представления целостности фольклорного жанра как объект реконструкции и как метод // Фольклор и этнбгра-фия: Проблемы реконструкции фактов традиционной культуры. -Л., 1990.

98. Земцовский, Кунанбаева, 1991 Земцовский И. И., Кунанбаева А. Б. Музыкальный эпос - феномен и категория // Музыка эпоса: Сб. статей. - Йошкар-Ола, 1991.-С. 6-23.

99. Идегей: Татарский народный эпос. Казань, Татарское кн. изд-во, 1990.

100. Исанбет, 1983 Исанбет Ю. Н. Две основные формы татарской народной песни // Народная песня. Проблемы изучения. - Л., 1983. - С. 57-69.

101. Исторические песни XIX века, 1973 — Исторические песни XIX века / Изд.подг. Л. В. Домановский, О. Б. Алексеева, Э. С. Литвин. Л., 1973.

102. Исторические путешествия, 1936 — Исторические путешествия, извлеченные из мемуаров и записок иностранных и русских путешественников по Волге в IX XVIII веках / Сост. В. Алексеев. - Сталинград, . 936.

103. Исторический фольклор эвенков, 1966 — Исторический фольклор эвенков:

104. Сказания и предания / Запись текстов, пер. и комм. Г. М. Василевич. М.; Л., 1966.

105. Исхаков, 1992 Астраханские татары: этнический состав, расселение и динамика численности в XVIII - начале XX вв. // Астраханские татары: Сб. статей. - Казань, 1992. - С. 5 - 33.

106. Исхаков, 2001 Астраханские татары // Татары. - М., 2001. - С. 22 - 23.

107. Казахская народная инструментальная музыка Казахская народная инструментальная музыка. - Алма-Ата, 1964.

108. Калмыков, 1974 — Калмыков И. X. Черкесы: Историко-этнографический очерк. Черкесск, 1974.

109. Калмыкова, 1963 Калмыкова С. А. Ногайско-русский словарь: ок. 15000 слов / Под ред Н. А. Баскакова; с прил. грамматического очерка ногайского языка, сост. Н. А. Баскаковым. - М., 1963.

110. Калмыкова, 1973 Калмыкова С. А. Орфография ногайского языка // Орфография тюркских литературных языков СССР. - М., 1973.

111. Карданова-Карасова, 1992 — Карданова-Карасова Б. Той тойладык оькин-мен // Ногай давысы. - 1992. - 18 янв. - С. 3.

112. Карцовник, 1989 Карцовник В. Г. Григорианский хорал в свете этномузы-кознания: невмы, артикуляция, звуковысотный аспект // Народная музыка: История и типология. - Л., 1986. - С. 50-59.

113. Квятковский, 1966 Квятковский А. П. Поэтический словарь. - М., 1966.

114. К истории Букеевской орды, 1906 К истории Букеевской орды. - Астраханский край. - 1906. - № 151.

115. Келдыш, 1983 Келдыш Ю. В. История русской музыки. - М., 1983. - Т. 1. -С. 224-249.

116. Керейтов, 1999 Керейтов Р. X. Этническая история ногайцев (к проблеме этногенетических связей ногайцев). - Ставрополь, 1999.

117. Книжный эпос, 1978 Памятники книжного эпоса. Стиль и типологические особенности. - М., 1978.

118. Кобланды-батыр, 1975 Кобланды-батыр : Казахский героический эпос / Сост., исслед. и комм. Н. В. Кидайш-Покровская и О. А. Нургамбетова. -М., 1975.

119. Кондратьев, 1990 Кондратьев М. Г. О ритме чувашской народной песни: К проблеме квантитативности в народной музыке. - М., 1990.

120. Кондратьева, 1975 Кондратьева С. К исторической типологии эпических напевов // Типология народного эпоса. - М., 1975. - С. 152 - 162.

121. Конрад, 1966 Конрад Н. И. Запад и Восток. - М., 1966.

122. Конрад, 1978 Конрад Н. И. Избранные труды. - М., 1978.

123. Ксенофонт, 1951 Ксенофонт. Анабасис / Пер. М. И. Максимовой. - М.-Л., 1951.

124. Куделин, 1978 — Куделин А. Б. Формульные сочетания в «Сират Антар» // Памятники книжного эпоса. Стиль и типологические особенности. М., 1978.-С. 84- 105.

125. Кудрявцев, 1997 — Музыка и слово в кантовой традиции: К проблеме типоло-гизации канта. Дисс. . канд. искусствовед. - Новосибирск, 1997.

126. Кузбакова, 1996 Кузбакова Г. Казахская песенная ритмика в аспекте речевой ударности (к постановке проблемы) // Традиционная музыка Азии: Проблемы и материалы. - Алматы, 1996. - С. 90 - 96.

127. Кунанбаева, 1982 Кунанбаева А. Б. Специфика казахского эпического интонирования : К постановке проблемы // Сов. музыка. — 1982. - № 6. -С. 78-81.

128. Кунанбаева, 1984 Кунанбаева А. Б. Проблема казахской эпической традиции (на музыкальном материале 1960 1980-х годов). - Автореф. дис. . канд. искусствовед. - Л., 1984.

129. Кунанбаева, 1991 Кунанбаева А. Б. Жанровая система казахского музыокального эпоса: опыт обоснования // Музыка эпоса: Сб. статей. Йошкар-Ола, 1991.-С. 82-112.

130. Курбатов, 1978 Курбатов X. Р. Татарская лингвистическая стилистика и поэтика.-М., 1978.

131. Кыдырбаева, 1984 — Кыдырбаева Р. 3. Сказительское мастерство манасчи. -Фрунзе, 1984.

132. Левинтон, 1975 Левинтон Г. А. К проблеме изучения повествовательного фольклора // Типологические исследования по фольклору: Сб. статей памяти Владимира Яковлевича Проппа (1895 - 1970). - М., 1975. - С. 303 -319.

133. Лорд, 1994 Лорд А. Сказитель /Послесл. Б. Н. Путилова; коммент. Ю. А. Клейнера, Г. А. Левинтона. - М.: Восточная литература, 1994. ,

134. Луганский, 1966 Луганский Н. Неутомимый просветитель // Сов. музыка. -1966.-№ 12.-С. 51-55.

135. Маадай-Кара, 1973 Маадай-Кара: Алтайский героический эпос / Запись текста, пер. на русский язык и прилож. С. С. Суразакова. Подг. тома и вступит, статья И. В. Пухова. - М., 1973.

136. Молов, 1878 Малов Е. О новокрещенской конторе. - Казань, 1878.

137. Максетов, 1976 Максетов К. М. Каракалпакский эпос: (К вопросу о художественных особенностях дастанов и репертуаре Курбанбая Тажибаева). -Ташкент, 1976.

138. Малый энциклопедический словарь, 1907 Малый энциклопедический словарь. - Т. I, вып. II. - С.-Петербург: Издание Брокгауз-Ефрон, 1907.

139. Малый энциклопедический словарь, 1907 Малый энциклопедический словарь. - Т. И, вып. III. - С.-Петербург: Издание Брокгауз-Ефрон, 1907.

140. Манас, 1961 Киргизский героический эпос «Манас»: Сб. статей. - М., 1961.

141. Мелетинский, 1963 Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса: Ранние формы и исторические памятники. - М., 1963.

142. Мелетинский, 1964 Мелетинский Е.М. Народный эпос // Теория литературы: Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры. - М., 1964.-С. 50-96.

143. Мелетинский, 1968 Мелетинский Е. М. «Эдда» и ранние формы эпоса. -М., 1968.

144. Мелетинский, 1976 Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. - М., 1976.

145. Мелетинский, 1979 Мелетинский Е. М. Палеоазиатский мифологический эпос: Цикл Ворона. - М., 1979.

146. Мелетинский, 1988 Мелетинский Е. М. Проблемы сравнительного изучения средневековой литературы (Запад/Восток) // Литература и искусство в системе культуры. - М., 1988. - С. 76 - 88.

147. Мирзаев, 1991 Мирзаев Т. Традиционные формы обучения узбекских народных сказителей // Музыка эпоса: Сб. статей. - Йошкар-Ола, 1991. -С. 118-121.

148. Монроу, 1978 Монроу Дж. Т. Устный характер доисламской поэзии / Пер. с англ. И. В. Тимофеева // Арабская средневековая культура и литература. -М., 1978. С. 93-142.

149. Мошков, 1895 — Мошков В. А. Материалы для характеристики музыкального творчества инородцев Волжско-Камского края // Известия общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете. Т. XII. - Вып. 1. - Казань, 1895.

150. Мошков, 1897 Мошков В. А. Материалы для характеристики музыкального творчества инородцев Волжско-Камского края // Известия общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете. - Т. XIV. - Вып. 3. - Казань, 1897.

151. Мошков, 1901 — Мошков В. А. Материалы для характеристики музыкального творчества инородцев Волжско-Камского края // Известия общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете. T. XVII. - Вып. 1. - Казань, 1901.

152. Музыка эпоса, 1991 Музыка эпоса: Сб. статей. - Йошкар-Ола, 1991.

153. Мухамбетова, 1972 Мухамбетова А. Национальное и интернациональное в музыке советского Казахстана (К проблеме кюя) // Вопросы теории и эстетики музыки. - JL, 1972. - Вып. 11. - С. 33 - 49.

154. Народные исторические песни, 1962 — Народные исторические песни / Вступ. статья, подг. текста и примеч. Б. Н. Путилова. JL, 1962.

155. Народы Кавказа, i960 Народы Кавказа. - М., 1960. - Т. 1.

156. Народы России, 1994 Народы России: Энциклопедия. - М., 1994.

157. Народы Средней Азии и Казахстана, 1962 — 1963 — Народы Средней Азии и Казахстана. М., 1962. - Т. 1 - 2.

158. Народы Средней Азии и Казахстана, 1963. Народы Средней Азии и Казахстана. -М., 1963.-Т. 2.

159. Небольсин, 1851а Небольсин П. И. Заметки о кундровских татарах П Астраханские губернские ведомости. - 1851. - № 48.

160. Небольсин, 18516 Небольсин П. И. Инородцы Астраханской губернии. Заметки о кундровских татарах // Вестник императорского русского географического общества - Ч. 2. - Кн. 3 - 4. - СПб., 1851. - С. 1 - 20.

161. Небольсин, 1851е Небольсин П. И. Очерки Волжского Низовья Н Журнал Министерства внутренних дел. - Ч. 38. - №№ 4 - 6. - СПБ., 1852.

162. Неклюдов, 1984° Неклюдов С. Ю. Героический эпос монгольских народов: Устные и литературные традиции. - М., 1984.

163. Неклюдов, 19846 Неклюдов С. Ю. Онекоторых аспектах исследования фольклорных мотивов // Фольклор и этнография: У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов. JL, 1984. - С. 221 - 229.

164. Нигмедзянов, 1970 Нигмедзянов M. Н. Татарские народные песни. — М., 1970.

165. Нигмедзянов, 1976 Нигъмэджднов М. Н. Татар халык жырлары. - Казан,1976.

166. Нигмедзянов, 1982 Нигмедзянов М. Н. Народные песни волжских татар. -М., 1982.

167. Нигмедзянов, 2003 Нигмедзянов М. Н. Татарская народная музыка. - Казань, 2003.

168. Ницше, 1993 Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза: Пер. с нем. - СПб., 1993. - С. 130 -249.

169. Ногайско-русский словарь Ногайско-русский словарь. - М., 1963. Овидий, 1977 - Овидий. Метаморфозы: Поэма / Пер. С. Шервинского. - М.,1977.

170. Milman Parry, Oxford, 1971. Пиндар, 1980 Пиндар. Вакхилиу. Оды. Фрагменты / Изд. подготовил

171. М. JI. Гаспаров. -М., 1980. Поливанов, 1963 Поливанов Е. Д. Общий фонетический принцип всякой поэтической техники // Вопросы языкознания. - 1963. - № 1. - С. 99 - 112. Попов, 1861 — Попов Н. В. Татищев и его время. - М., 1861.

172. Посольские книги, 1995 Посольские книги по связям России с Ногайской Ордой. 1489 - 1549 / Сост. Б. А. Кельдасов, Н. М. Рогожин, Е. Е. Лыкова, М. П. Лукичев. - Махачкала, 1995.

173. Поэтика татарского фольклора, 1991 Поэтика татарского фольклора. -1991.

174. Природа и история Астраханского края, 1996 Природа и история Астраханского края. - Астрахань, 1996.

175. Проблемы взаимодействия национальных культур, 1995 а — Сборник тезисов региональной научной конференции «Проблемы взаимодействия национальных культур» (Межэтнические общения в полиэтническом регионе»).- Ч. 1. Астрахань, 1995.

176. Проблемы взаимодействия национальных культур, 1995 б Сборник тезисов региональной научной конференции «Проблемы взаимодействия национальных культур» (Межэтнические общения в полиэтническом регионе»).- Ч. 2. Астрахань, 1995.

177. Проблемы восточного источниковедения, 1980 Проблемы восточного источниковедения: Сб. статей. — Душанбе, 1980.

178. Проблемы восточного стихосложения, 1973 — Проблемы восточного стихосложения: Сб статей. — М., 1973.

179. Пропп, 1958 — Пропп В. Я. Русский героический эпос. М., 1958.

180. Пропп, 1968 Пропп В. Я. Об историзме русского фольклора и методах его изучения // Русская литература. - Л., 1968. - С. 5 - 25. (Уч. зап. ЛГУ, №339. - Сер. филол. наук. - Вып. 72).

181. Пропп, 1976 Пропп В. Я. Фольклор и действительность: Избранные статьи. -М., 1976.

182. Путилов, 1968 Путилов Б. Н. Об историзме русских былин // Специфика фольклорных жанров. - М.-Л., 1968. - С. 103 - 126. - (Русский фольклор. -Т. X).

183. Путилов, 1971 Путилов Б. Н. О типологической преемственности в эпосе славянских народов // Межславянские культурные связи. - М., 1971. - С. 5 -45.

184. Путилов, 1972 Путилов Б. Н. Эпос народов Сибири и его историческая типологая // Вопросы языка и фольклора народностей Севера. Якутск,1972.-С. 121-142.

185. Путилов, 1982 — Путилов Б. Н. Героический эпос черногорцев. JL, 1982.

186. Путилов, 1988 — Путилов Б. Н. Героический эпос и действительность. JL, 1988.

187. Пятницкий, 1930 Пятницкий В л. Карагаши (по материалам поездки в 1927 году) // Землеведение. - Т. 32. - Вып. 3 - 4. - Л., 1930. - С. 155 - 169.

188. Радлов, 1866 1907 - Радлов В. В. Образцы народной литературы тюркских племен. - Ч. I - X. - СПб., 1906 - 1907.

189. Ранние формы искусства, 1972 — Ранние формы искусства: Сборник статей / Сост. С. Ю. Неклюдов. Отв. ред. Е. М. Мелетинский. - М., 1972.

190. Русско-ногайский словарь, 1956 Русско-ногайский словарь / Под ред.

191. Скребков, 1973 Скребков С. С. Художественные принципы музыкальных стилей. - М., 1973.

192. Смирнов, 1974 — Смирнов Ю. И. Славянские эпические традиции: Проблемы эволюции. М., 1974.

193. Смирнова, 1999 Смирнова Е. М. О ладомелодических особенностях татарских напевов устно-профессиональных жанров // Музыка устной традиции: Материалы международных научных конференций памяти А. В. Рудневой. - М., 1999. - С. 322 - 326.

194. Стеблин-Каменский, 1973 Стеблин-Каменский М. И. Исландские саги // Исландские саги. Ирландский эпос. -М., 1973. - С. 7-22.

195. Стеблин-Каменский, 1984а Стеблин-Каменский М. И. Мир саги // Стеблин-Каменский М. И. Мир саги. Становление литературы. Л., 1984. - С. 3 -140.

196. Стеблин-Каменский, 19846 — Стеблин-Каменский М. И. Становление литературы // Стеблин-Каменский М. И. Мир саги. Становление литературу. Л., 1984.-С. 141-233.

197. Татарско-русский словарь, 1998 Татарско-русский словарь: ок. 25000 слов. -Казань, 1998.

198. Тейяр Шарден, Тейяр де П. - Феномен человека. - М.: Наука, 1987.

199. Текстологическое изучение эпоса, 1971 Текстологическое изучение эпоса: Сб статей. -М., 1971.

200. Типология и взаимосвязи фольклора народов СССР, 1980 — Типология и взаимосвязи фольклора народов СССР: Поэтика и стилистика / Сб. статей. -М., 1980.

201. Типология народного эпоса, 1975 Типология народного эпоса. - М., 1975.

202. Томашевский, 1959 Томашевский Б. В. Стих и язык: Филологические очерки.-М.; Л., 1959.

203. Томашевский, 1996 Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. - М., 1996.

204. Топоров, 1988 Топоров В. Н. О ритуале. Введение в проблематику // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. - М., 1988.-С. 7-60.

205. Трейтлер, 1974 Treitler, L. 'Homer and Gregory: The transmission of epic poetry and plainchant' in The Musical Quarterly, 1974. Vol. 60, pp 333 - 372.

206. Тройский, 1983 Тронский И. M. История античной литературы. - М., 1983.

207. Трофимов, 1933 Трофимов В. Татары-карагачи // Известия Саратовского Нижне-Волжского ин-та краеведения им. Горького. - 1933. - № 6.

208. Трофимова, 1949 Трофимова Т. А. Этногенез татар Поволжья в свете данных антропологии // Труды института этнографии им. Миклухо-Маклая. -Т. 17-М.-Л., 1949.

209. Тургамбаева, Линко, 1992 Тургамбаева Б., Линко Т. Вы говорите по-казахски?: Самоучитель казахского языка. - Алма-Ата, 1992.

210. Туркменские народные песни, 1961 Туркменские народные песни / Пер. Н. Гребнева; предисл. проф. Б. Каррыева. - Ашхабад, 1961.

211. Укурчинов, 1998 Укурчинов А. А. Псалмодическая практика русской православной церкви XVIII - XX веков и региональные традиции клиросного пения: Дипломная работа. - Казань, 1998.

212. Урманчеев, 1984 Урманчеев Ф. И. Героический эпос татарского народа. -Казань, 1984.

213. Усманова, 1997 Усманова А. Юртовские татары (К истории возникновения и развития) // Очерки исследователей Астраханского края. - Вып. 1. - Астрахань, Астраханский областной методический центр народной культуры, 1997.-С. 36-40.

214. Ушаков, 1996 Ушаков Н. М. Заселение Астраханского края // Природа и история Астраханского края. -Астрахань, 1996. - С. 168 - 176.

215. Фольклор: Издание эпоса, 1977 Фольклор: Издание эпоса. - М., 1977.

216. Френкель, 1984 Френкель Р. В. Эпическая поэма «Кудруна», ее истоки и место в средневековой немецкой литературе // Кудруна. - М., 1984.2351. С. 292 368.

217. Хализев, 1999 Хализев В. Е. Теория литературы. - М., 1999.

218. Хамраев, 1963 Хамраев М. Основы тюркского стихосложения: На материале уйгурской классической и современной поэзии. - Алма-Ата, 1963.

219. Харлап, 1966а — Харлап М. Г. Квалитативное стихосложение // Краткая литературная энциклопедия. М., 1966. - Т. 3. - Стлб. 465 - 467.

220. Харлап, 19666 Харлап М. Г. Квантитативное стихосложение // Краткая литературная энциклопедия. - М., 1966. - Т. 3 - Стлб. 467 - 470.

221. Харлап, 1967а Харлап М. Г. Метр // Краткая литературная энциклопедия. М., 1967. - Т. 4. - Стлб. 807 - 809.

222. Харлап, 19676 Харлап М. Г. Метрика // Краткая литературная энциклопедия. - М., 1967. - Т. 4. - Стлб. 809 - 810.

223. Харлап, 1972 Харлап М. Г. Народно-русская музыкальная система и проблема происхождения музыки // Ранние формы искусства. - М., 1972. -С. 221 -274.

224. Харлап, 1976а — Харлап М. Г. Метр // Музыкальная энциклопедия. М., 1976. -Т. 3. - Стлб. 567-573.

225. Харлап, 19766 Харлап М. Г. Метрика // Музыкальная энциклопедия. - М., 1976.-Т. 3. - Стлб. 574.

226. Харлап, 1978 Харлап М. Г. Ритм // Музыкальная энциклопедия. - М., 1978. - Т. 4. - Стлб. 657 - 666.

227. Харлап, 1979 — Харлап М. Г. Тактовая система музыкальной ритмики// Проблемы музыкального ритма. М., 1978. -С. 48-104.

228. Харлап, 1986 Харлап М. Г. Ритм и метр в музыке устной традиции. - М., 1986.

229. Хойслер, 1960- Хойслер А. Германский героический эпос и сказание о Нибе-лунгах. -М., 1960.

230. Холопова, 1980 Холопова В. Н. Музыкальный ритм: Очерк. - М., 1980.

231. Холопова, 1983 Холопова В. Н. Русская музыкальная ритмика. - М., 1983.

232. Чейтер, 1945 Chaytor, H.J. From Script to Print: an Introduction to Medieval Vernacular Literature. Heffer, 1945.

233. Чеченские героико-исторические песни илли, 1984 — Вопросы поэтики и жанровой классификации чеченских героико-исторических песен илли. -Грозный, 1984.

234. Шивлянова, 1991 — Шивлянова В. К. К проблеме изучения исполнительской традиции калмыцкого эпоса «Джангар» // Музыка эпоса: Сб. статей. -Йошкар-Ола, 1991.-С. 147- 157.

235. Шицзин, 1987 Шицзин: Книга песен и гимнов / Пер. с кит. А.Штукина; под-гот. текста и вступ. ст. Н. Федоренко; Коммент. А. Штукина. - М., 1987.

236. Шнайдштейн, 1996 Шнайдштейн Е. В. О давнем прошлом Астраханского края // Природа и история Астраханского края. - Астрахань, 1996. - С. 127 - 144.

237. Щеглов, 1910 Щеглов И. Л. Трухмены и ногайцы Ставропольской губернии. - Ставрополь, 1910. - Т. 1.

238. Щербатов, 1901 Щербатов М. М. Сочинения. История Российская от древнейших времен: От начала царствования Изяслава Ярославича до покорения России татарами. - СПб., 1901. — Т. 2.

239. Щербатов, 1902 Щербатов М. М. Сочинения. История Российская от древнейших времен: От начала царствования вел. кн. Дмитрия Иоанновича, проименованного Донской, до царствования царя Иоанна Васильевича. -СПб., 1902. - Т. 4, ч. 2. - 1040 стлб.

240. Эпическая поэзия монгольских народов, 1982 — Эпическая поэзия монгольских народов: (Исследования по эпосу). Элиста, 1982.

241. Якушенков, 1996 Якушенков С. Н. Астрахань многонациональная // Природа и история Астраханского края. - Астрахань, 1996. - С. 183 - 192.

242. Казанская государственная консерватория имени Н. Г. Жиганова1. Кафедра татарской музыки

243. ГАЙНУДЛИНА Наиля Галимовна

244. ЭПИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ НОГАЙСКИХ ТАТАР АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

245. Специальность 17.00.02 — «Музыкальное искусство»

246. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

247. Научный руководитель -кандидат искусствоведения, и. о. професора Смирнова Е. М.1. Казань 20031. СОДЕРЖАНИЕ