автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему: Эпические духовные стихи о Страшном Суде
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Коробова, Александра Владимировна
Введение 2
Глава первая
Сюжетно-композиционный тип
Чудная царица Богородица" 20
Глава вторая
Сюжетно-композиционный тип
Плачем мы и ужасаем" 36
Глава третья
Сюжетно-композиционный тип 69
Михаил-архангел - неподкупный Судия"
Глава четвертая
Сюжетно-композиционный тип 80
Шествие праведных и грешных на Страшный Суд"
Глава пятая
Сюжетно-композиционный тип 109-143 "Михаил-архангел - перевозчик через огненную реку"
Введение диссертации1997 год, автореферат по филологии, Коробова, Александра Владимировна
§ 1. Обзор исследований духовных стихов: основные темы и проблемы.
Духовные стихи, как интереснейшая и богатейшая сокровищница для изучения особенностей осмысления народом христианских идей и представлений, взаимодействия устной и письменной традиций, светской и христианской культуры, "как собственно художественные произведения, и как материал для познания народного мышления"1 были объектом обсуждения и исследования в науке с середины XIX - по начало XX века. Затем, вследствие их тематики, в советское время стихи были практически забыты, и единственный серьезный труд, посвященный проблемам "народного православия" по русским духовным стихам2, вышел в 1935 году в Париже. Ныне ситуация изменилась, и духовные стихи вновь вошли в учебные курсы и привлекают внимание исследователей3.
В прошлом веке исследование духовных стихов происходило по трем основным направлениям: выяснение времени возникновения стихов; выявление среды их складывания и бытования; изучение книжных источников стихов4.
Время создания духовных стихов определялось по-разному. Некоторые исследователи датировали его первыми веками возникновения
1 Стихи духовные / Сост., вст. ст., подготовка текстов и комментарий - Ф.М. Селиванова. - М., 1991. С. 3.
2 Федотов Г.П. Стихи духовные (русская народная вера по духовным стихам). Париж, 1935. То же: М., 1991.
3 В учебный курс Московского университета по фольклору духовные стихи были возвращены в 1988 году; в 1989/90 и в 1-м семестре 1990/91 учебных годах там же Ф.М.Селивановым читался специальный курс по духовным стихам (издан в 1995 году Марийским университетом: Селиванов Ф.М. Русские народные духовные стихи. Учебное пособие для филологических факультетов. 1995), а в 1994 году была защищена первая после долгого перерыва (Магистерской диссертации
B.П.Адриановой "Житие Алексея, человека Божия в древнерусской литературе и народной словесности" в 1917 году в Петербурге) кандидатская диссертация Т.В. Хлыбовой "Стихи о св.Георгии-Егории (семантика, структура, тематическая детализация) и некоторые вопросы истории "текста". Появился ряд интересных публикаций в журнале Живая Старина (напр., ЖС № 3 за 1994 год), работы
C.Е.Никитиной, О.А.Савельевой и пр. (см. об этом подробнее в библиографии к учебному курсу Ф.М.Селиванова).
4 Довольно подробный историографический обзор исследований XIX века содержится в книге Адриановой В.П. Житие Алексея человека Божия в древней русской литературе и народной словесности. Пг., 1917. С. 3-68. христианства на Руси5, другие - XV-XVIII веками6. Эти расхождения во взглядах ученых касались датировки возникновения всего корпуса духовных стихов. Но вместе с тем исследователи выделяли древние среди стихов - "старшие", несомненно эпического склада (такие, как "Голубиная книга" и "Стих о Егории Храбром"), и новые - "младшие", среди которых были как эпические и лиро-эпические, так и лирические; наконец, ученые отмечали XVII и XVIII века как время расцвета жанра духовных стихов. Вместе с работами общего характера стали появляться и исследования более частные, посвященные отдельным сюжетам7, что было очень плодотворным для выяснения хронологии стихов, их источников и особенностей поэтики. Как заметила В.П.Адрианова: "/./ нельзя решать вопрос о происхождении духовных стихов вообще раньше, чем он будет решен для каждого стиха в отдельности"8.
Среда возникновения стихов также понималась исследователями по-разному. Приведем основные мнения по этому вопросу. В.Г.Варенцов9 и В.А.Сахаров10 отмечали, что стихи были занесены на Русь паломниками из Святой земли. Е.Ф.Будде11 добавлял, что эти паломники не были русскими людьми. А.И.Кирпичников же говорил о каликах как о людях, "стоящих в
-I я близком отношении к церкви" . И.И.Срезневский предполагал, что
5 Так полагал, например, И.Я.Порфирьев. Порфирьев И.Я. Произведения народной словесности, образовавшиеся под влиянием книжной. Духовные стихи // Его же. История русской словесности. 4.1. Древний период. Устная и книжная словесность до Петра Великого. Изд.2. Казань, 1876. С.290-335. С. 55.
6 Например, мнение М.Н.Сперанского. Сперанский М.Н. Духовные стихи из Курской губернии // ЭО, 1901. N 3. С.1-39. С. 18.
7 Например: Адрианова В.П. Указ. соч.; Карнеев А.Д. Мелкие разыскания в области духовного стиха //ЖМНП, 1882. № 6. С. 209-226; Кирпичников А.И. Св. Георгий и Егорий Храбрый. Исследование литературной истории христианской легенды. СПб., 1879; Мочульский В. Историко-литературный анализ стиха о Голубиной книге. Варшава, 1887; Рыстенко А.В. Легенда о св. Георгии и драконе в византийской и славяно-русской литературах. Одесса, 1909 и др.
8 Адрианова В.П. Указ. соч. С. 28.
9 Варенцов В.Г. Сборник русских духовных стихов. СПб., 1860. Предисловие к сборнику.
10 Сахаров В.А. Эсхатологические сочинения и сказания в древнерусской письменности и влияние их на народные духовные стихи. Тула, 1879.
11 Будде Е.Ф. Место и значение духовных стихов в истории русской народной словесности (интересные вопросы стихов космогонического характера). Воронеж, 1883.
12 Кирпичников А.И. Духовные песни // Галахов А. История русской словесности (учебник для средне-учебных заведений). СПб., 1881. 2-е изд. С.36-47. С. 37. монастырские нищие стали первыми петь духовные стихи, повторяя в них то, что написано в книгах, читавшихся при трапезе"13. В противоположность этим суждениям П.А.Бессонов14 придерживался теории стихийного возникновения стихов, явившихся в народе как бы самостоятельно и независимо.
Многие ученые разделяли взгляд Ф.И.Буслаева15 на возникновение духовных стихов - появление их сначала в книжной среде, а затем адаптация, "схождение" их в среду народную. Так, Н.С.Тихонравов писал: "Стих создавался влиянием людей грамотных, выдававшихся из народной массы начитанностью в святых книгах"16. Нам же видится наиболее удачной формулировка В.П.Адриановой, которая, разделяя этот взгляд, прибавляла о слагателе духовных стихов, что "это был человек, знакомый с книгой, но не утративший и тесной связи с народом и с его творчеством; поэтому книжный материал облекся в его устах в новую форму"17.
Еще один аспект изучения духовных стихов - их генезис. В XIX веке подавляющее большинство исследований было посвящено проблеме книжных источников. Эти работы носили, в основном, не текстологический, но сравнительно-типологический, источниковедческий характер. Например, в фундаментальном академическом исследовании А.Н.Веселовского "Разыскания в области русского духовного стиха"18 привлекается обширный материал из мифологии, фольклора и литературы разных народов, выявляются мотивы и сюжеты, носящие всемирный характер. Работа В.А.Сахарова "Эсхатологические сочинения и сказания в древнерусской письменности и влияние их на народные духовные стихи" всецело посвящена проблеме источников эсхатологических духовных стихов,
13 Срезневский И.И. Русские калики древнего времени // Записки Имп.Академии наук, 1862. T.I, кн.2. C.I86-210.
14Бессонов П.А. Калики перехожие. Вып. 1-6. М. 1861-1864. Вып. 4. М. 1863. С. I -XXX.
15 Буслаев Ф.И. Русские духовные стихи // Буслаев Ф.И. Избранное. О литературе. М., 1990. С.294-349. С. 311.
16 Тихонравов Н.С. Разбор книги "Калики перехожие", сборника статей и исследований П.А.Бессонова // Его же . Соч. Т.1. М., 1898. С.324-358. С. 333. Или то же: //33 отчет о присуждении Демидовских наград. 1864. С. 193-229. С. 220.
17 Адрианова В.П. Указ. соч. С. 430.
18 Веселовский А.Н. Разыскания в области русского духовного стиха // Сборник ОРЯС АН. /1879. В.1. Т. 20/ 1880. В.2. Т. 21/ 1881. В.3-5. Т. 28/ 1883. В.6-10. Т. 32/ 1886. В. 11-17. Т. 46/ 1891. В. 18-24. Т. 54/. развитию эсхатологических идей и образов как в первые века христианства, так и в пору становления христианства на Руси. Исследователем рассматриваются церковные сочинения и апокрифические сказания об антихристе и кончине мира; о Страшном Суде; о будущей жизни. В труде Ф.Д.Батюшкова "Спор души с телом в памятниках средневековой литературы (опыт историко-сравнительного исследования)"19 привлекаются и сопоставляются разножанровые (как славянские так и западные) источники - апокрифы, жития, легенды, духовные стихи, которые содержат сведения о взаимоотношениях души и тела. В этих исследованиях происхождение духовных стихов ставится в зависимость от книжных источников20; приводится богатый материал из раннехристианской, средневековой западной и древнерусской книжности, позволяющий выявить общие с духовными стихами мотивы и сюжеты. Но вместе с тем работы, разбиравшие проблемы генезиса, не носили собственно фольклористического характера, не учитывали особенности духовных стихов как произведений народного творчества, распространявшихся в разных вариантах и версиях как письменно, так и устно. Место текстологического анализа в исследованиях было незначительным21, а проблема нетождественности прямого заимствования из книжного источника совокупности мотивов, содержащихся в стихе и каком-либо книжном сказании, была на периферии. Для некоторых духовных стихов (преимущественно о Дмитрии Солунском, Егории Храбром и Страшном Суде) выявляется рп иконографическое изображение как один из источников стихов .
16 Батюшков Ф.Д. Спор души с телом в памятниках средневековой литературы опыт историко-сравнительного исследования). СПб., 1891.
20 "Книжные источники для большинства народных стихов - вне сомнения, и это обстоятельство служит, между прочим, несомненным преимуществом при изучении их слоевого состава, так как мы можем до известной степени руководствоваться данными письменных текстов" (Батюшков Ф.Д. Указ. соч. С. 126. Текст сноски).
21 Безусловно, это не относится к вышеупомянутой работе В.П.Адриановой.
22 См. об этом работы: Буслаев Ф.И. Изображения Страшного Суда по русским подлинникам // Исторические очерки русской народной словесности. Т.Н. 1861. С.133-155; Кирпичников А.И. Взаимодействие иконописи и словесности народной и книжной (Отвег на 40-й вопрос программы VIII Археологического съезда) // Труды VIII Археологического съезда в Москве в 1890 году. М., 1895. Т.2. С.213-229. Или то же отдельным изданием - М., 1895; Кирпичников А.И. Особый вид творчества в древнерусской литературе (на основе стиха о Дмитрии Солунском) // ЖМНП, 1890. № 4. С.306-314; Покровский Н.В. Страшный Суд в памятниках византийского и русского искусства // Труды VI Археологического съезда в Одессе (1884). Одесса, 1887. Т. 3. С.334, 337, 346, 352-353, 366-367; и др.
Г.П.Федотов суммирует высказывание ряда исследователей по этому вопросу: "Во-первых; что касается источников русского духовного стиха, то они чрезвычайно редко даны Св. Писанием. Чаще всего это жития, проложные чтения и апокрифы, которые поэтому должны быть признаны излюбленным чтением народа. К ним должно присоединить отмечавшееся нередко исследователями влияние литургики и иконописи. В нашей работе мы не раз будем иметь случай констатировать следы церковных песнопений
23 или влияние иконы на оформление поэтического образа" . Труд Г.П.Федотова ставит мировоззренческие вопросы; на основе сюжетов и мотивов духовных стихов (в том числе стихов о Страшном Суде), ученый подходит к решению проблемы природы веры русского народа, отличий "народного" варианта православия от канонического.
§ 2. Эпический духовный стих (границы жанра).
Народную эпическую поэзию характеризует, в первую очередь, ряд
24 признаков : сюжетность повествования; отсутствие выраженного авторского начала; наличие таких композиционных приемов, как зачин, концовка, общие места и постоянные эпитеты.
Наполнение поэтических произведений народного эпоса также весьма примечательно: "Содержанием эпоса бывает целый мир и все человечество"25, - писал об этом Ф.И.Буслаев, большой знаток народной поэзии.
Пафос подлинно эпических произведений всегда величаво-торжественен, идея - яркая, монументальная, так или иначе связанная с жизнью целого народа.
В русском фольклоре, как известно, к эпическим поэтическим жанрам относятся былины, баллады и часть исторических песен. Не вдаваясь в вопросы полемики об эпичности или же лирическом складе
23 Федотов Г.П. Указ. соч. С. 22.
24 В сжатой форме об этом говорится в ряде энциклопедических статей, напр., Аникин В.П. Эпические песни // Краткая литературная энциклопедия. М. 1975. Т. 8. С. 923-924; Кравцов Н. Эпические жанры // Словарь литературоведческих терминов. Ред.-сост. Тимофеев Л.И. и Тураев С.В. М. 1974. С. 470-471. Его же. Эпос // Там же. С. 455-477.
25 Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. Т.1. СПб. 1861. С. 63. большинства духовных стихов, приведем ряд основополагающих замечаний о приложении признаков эпоса к духовным стихам о Страшном Суде.
Большинство исследователей , не приводя при этом четких характеристик каждого из понятий, разделяют духовные стихи на эпические, лирические и, иногда, лиро-эпические27. Сложность подобных определений связана с тем, что один и тот же сюжет часто может быть реализован как в эпическом, так и в лирическом ключе. И для того чтобы полная научная характеристика того или иного рода духовных стихов была возможной, необходимо всестороннее описание всего корпуса народной духовной поэзии.
Лирические духовные стихи традиционно считают более поздними, относят их возникновение к творчеству старообрядцев или сектантов; а духовные стихи более раннего происхождения называют эпическими: "<.> духовный стих в своем древнейшем доступном нам виде должен быть отнесен к группе эпической поэзии: с ней его соединят не только основной характер - повествовательный - но также форма и отчасти содержание, одинаковость поэтики; он связан с эпической поэзией и исторически, и по
28 своей жизни в устах певцов" - писал об этом М.Н.Сперанский .
Эпическое пространство былин - святая Русь; эпическое время -период правления князя Владимира, но не реальный исторический, тождественный X веку, а "замкнутый" в самом себе; период, в котором равноправно действуют "люди из разный событий и разных эпох"29.
Эпическое пространство духовных стихов нелокализованно - это может быть и весь мир и, если сюжет стиха, восходя к книжному источнику, требует быть территориально определенным, любой уголок земли. Эпическое время в стихах еще менее конкретно, вернее сказать, оно
26 Наиболее общую точку зрения можно выразить словами А.И.Кирпичникова: "Древние духовные стихи можно разделить на эпические и лирические. К эпическим относятся не только те, которые излагают события, но и те, которые излагают чувства и мысли участника события ветхозаветного, новозаветного или легендарного; лирические же не связаны ни с каким событием и выражают настроение певца". Кирпичников А.И. Духовные песни // Галахов А. История русской словесности (учебник для средне-учебных заведений). СПб., 1881. 2-е изд. С.40.
27 Например, точка зрения Д.М.Балашева. Народные баллады. Сост. Балашева Д.М. М.-Л., 1963. С. 29.
28 Сперанский М.Н. Русская устная словесность. Введение в историю устной русской словесности. Устная поэзия повествовательного характера. Пособие к лекциям на Высших женских курсах в Москве. Изд.2. М., 1917. С.358-392.
29 Селиванов Ф.М. Русский эпос. М., 1988. С.75. всеохватно и включает в себя события от начала мироздания (Голубиная книга) до его конца (стихи о Страшном Суде). Так же, как и в былинах, в эпических духовных стихах одновременно могут действовать лица из разных земных времен. Но эпический мир в разных тематических группах стихов не одинаков. В "житийных" стихах он более однороден и связан с каким-то заморским городом или селением, чей быт уподобляется уже знакомой нам по былинам Святой Руси. В стихах о начале и конце мироздания пространство охватывает всю землю, вернее, всю вселенную - небесные, земные и подземные сферы. И если в "Голубиной книге" действие начинается в одной точке: в Иерусалиме, на Фаворской горе, на горе Сион или где-то еще, а вопросы действующих лиц "вызывают" иное место земли, то в стихах о Страшном Суде события происходят на земле, которая уже не тождественна привычному порядку вещей, но преобразилась перед Грозным Судией. Нет, и здесь изредка появляются названия, связанные с библейской историей, - гора Сион или Фавор. Но они не являются основными. Главная локализация в этих стихах - Страшный Суд. Основное географическое понятие - огненная река. А центральная оппозиция - восток, где идут праведные, и запад, где шествуют грешные. Эпическое время духовных стихов о Страшном Суде - конец света, причем в стихах не говорится, когда ему быть. События подаются уже не как ожидание, но как обетование, как пророчество; будто они уже существуют где-то и с мистической точки земного шара - горы Сион - их можно увидеть.
По сравнению с другими духовными стихами выделяется образная система стихов о Страшном Суде. В центре ее - образ Судии на престоле и собирательные образы грешников и праведников, идущих в муку. В некоторых сюжетах возникает и образ Михаила-архангела как вершителя приговора (в этом случае образ самого Господа как бы отходит на второй план или удаляется из стиха вообще). На периферии могут быть образы Богородицы и разных чинов святых, к которым взывают грешные; в стихах об антихристе упоминается о битве Илии с сатаной (что, как правило, не имеет яркой эпической окраски). Как и свойственно эпическим произведениям, в духовных стихах о Страшном Суде практически нет индивидуализации. Есть собирательные образы, которые характеризуются в основном через высказывания в монологах или диалогах, через события, происходящие в стихе. Только про два основных образа можно сказать, что они "действуют" - это Господь и Михаил-архангел. С другими образами -грешными и праведными - события "случаются", т.е. то, что происходит с ними, предрешено их земной жизнью, ходом божественного устройства. А А
Предмет нашей работы включает в себя только эпический духовный стих, обладающий членимым сюжетом с зачинами, концовками, общими местами и отсутствием выраженного "авторского начала", каких бы то ни было лирических отступлений или обилия описаний. Исследование природы духовных стихов лирического склада, не имеющих этих признаков, потребовало бы иной методики и отвечало бы иным задачам. Поэтому такой широкий охват материала (и эпические и лирические стихи ) показался нам нецелесообразным.
§ 3. Эсхатологические темы в духовных стихах. Эпические духовные стихи о Страшном Суде (принципы отбора материала )
Эсхатология - это "религиозное учение о конечных судьбах мира и человека", подразделяется на эсхатологию частную, "индивидуальную" (о загробной жизни одной человеческой души) и эсхатологию общую, т.е. "всемирную", рассуждающую о конце мира "и о том, что за этим концом следует"30.
На Руси темы конца света и грядущей загробной участи человека были одними из самых излюбленных. Об этом говорились и писались проповеди и поучения, переписывались апокрифы, творились иконы, слагались легенды и духовные стихи. В.А.Сахаров отмечал, что переходные эсхатологические сочинения "у славян подвергались самым незначительным изменениям", по сравнению с судьбой их в западной письменности31. Ю.М.Лотман и Б.А.Успенский32 называли эсхатологические чаяния одной из особенностей русской культуры.
30 Эсхатология // Философский энциклопедический словарь. М. 1983. С. 808.
31 Сахаров В.А. Указ. соч. С. 58.
32 Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Роль дуальных моделей в динамике русской культуры до конца XVIII века // Ученые записки. Труды по русской и славянской филологии. Литературоведение. Тарту. 1977. В. 414. Т. 28. С. 3-36.
Понятия о загробной жизни и, в особенности, о последних днях мира у того или иного народа тесно связано с религией, им исповедуемой. Но в канонических книгах христианства судьба последних дней мира описывается языком аллегорий и символов, языком, который требует размышлений и толкований. В Апокалипсисе Иоанна Богослова можно усмотреть множество оттенков истины, но тяжело увидеть "конкретные факты" столь дорогие любознательному сердцу ожидающего загробной жизни человека. И эту жажду познания последних дней и посмертной участи восполняли многочисленные неканонические писания - апокрифы ("слова", "поучения", "видения", "хождения" и пр.), легенды и духовные стихи, в большинстве сложенные непосредственно на книжной основе или же возникшие как поэтическая реализация эсхатологических идей и представлений, бытующих в обществе. Тем самым взгляды, высказанные в эсхатологических произведениях, во многом не были каноничными для христианства и происходили не только из святоотеческого наследия, но и из мнений околохристианских сект, содержали языческие пласты.
В.А.Сахаров подразделял "эсхатологические сочинения и сказания", распространенные в древней Руси, на три отдела: в одних сочинениях и сказаниях преимущественно говорится о кончине мира и об антихристе; в других - о Страшном Суде; и наконец, в третьих - о загробной жизни. Первые два отдела относятся к эсхатологии общей, последний может быть понят и как относящийся к эсхатологии общей (описание загробных мучений грешников) и как принадлежащий к эсхатологии частной (рассказ о расставании души с телом и загробной участи отдельной человеческой души).
Помни последняя твоя и во веки не согрешишь", - понятие о последних днях, посмертной участи человека тесно связано с размышлениями о грехе. И в этом народная трактовка тяготеет к конкретности, регламентации, в отличии от написанного в священных текстах. Духовные стихи о Страшном Суде имеют часто целые списки грехов и разных категорий грешников с перечислением причитающихся им мучений.
Эсхатологические темы в духовных стихах содержатся не только в каком-то едином тематическом цикле ("О Страшном Суде" или "О расставании души с телом"), но возникают в самых разных духовных стихах: сне Волотомана о битве двух зверей (зайцев) из "Голубиной книги", в назидательных стихах "Иерусалимский свиток" и "Пустынник и Пятница", в стихе "О вдовах". Описание расставания души с телом и посмертной доли грешника есть в стихе "О двух Лазарях", в стихах об одной грешной душе33 . И это не удивительно: "Вопрос о кончине мира и о будущей загробной жизни человека принадлежит к тем вопросам, которые сами собой напрашиваются од уму человека на решение их," - писал В.А.Сахаров
В настоящей диссертации мы также будем рассматривать произведения эсхатологические, точнее, эпические духовные стихи на темы общей эсхатологии, в дальнейшем называемые духовными стихами о Страшном Суде. Это наименование выбрано нами по двум причинам: во-первых, оно уже опробовано в соответствующей литературе35 , а во-вторых, дает верное представление об основном характере большинства стихов на темы общей эсхатологии (исключая стихи типа "Чудная Царица Богородица", основной предмет которых не Страшный Суд, но кончина мира (и отдельного человека) и пришествие антихриста). В выбранном нами эсхатологическом разделе духовных стихов, с одной стороны, присутствует общий "набор", "запас"36 эпизодов и образов, а с другой стороны, прослеживается неоднородный характер реализации источника в стихе, разная комбинация эпизодов и мотивов в композиции сюжета стиха (духовные стихи о расставании души с телом обнаруживают большее единообразие внутри раздела и связаны со стихами, описывающими путь одной грешной души; стихи этих разделов привлекаются в работе, в случаях когда это необходимо для выявления особенностей композиции в эпизодах стихов о Страшном Суде).
Материалом исследования явились эпические духовные стихи о Страшном Суде (общей эсхатологии), взятые из сборников духовных стихов
33 См. в сборнике: Стихи духовные / Сост. Селиванова Ф.М. - М. 1991. № 70-77 и др.
34 Сахаров В.А. Указ. соч. С. 53.
35 См., например, Федотов Г.П. Указ. соч.
36 Жданов И.Н. отмечал, что особенностью народной памяти является то, что в ней "не выдерживается разграничение народных сказаний, а существует некий запас мотивов и образов, откуда каждый раз черпается подходящий материал для определенного сюжета". Жданов И.Н. К литературной истории русской былевой поэзии. Соч. в 2-х томах. СПб., 1904. Т. 1. С. 630.
П.А.Бессонова, В.Г.Варенцова и Е.П.Романова ; отдельных публикаций; а также стихи из архива кафедры устного народного творчества Московского Государственного Университета им. М.В.Ломоносова. В ходе работы привлекались также антологии Ф.М.Селиванова "Стихи духовные"38 и
39
Л.Ф.Солощенко и Ю.С.Прокошина "Голубиная книга"
В процессе сбора материала исследования нами было выявлено, что текст, опубликованный в сборнике П.А.Бессонова "Калики перехожие" под номером 512 совпадает с текстом из сборника В.Г.Варенцова "Русские духовные стихи" на с.137-142 (сборник "Голубиная книга", составление -Л.Ф.Солощенко - Ю.С.Прокошина с.260); текст № 513 из сборника П.А.Бессонова практически идентичен со стихом из подборки материалов по Северному краю А.Е.Бурцева (А.Е.Бурцев, №1 //Обзор русского народного быта Северного края /А.Е.Бурцев Т.2. СПб., 1902; сборник Ф.М.Селиванова № 88). Текст из публикации П.Н.Якушкина № 7 (Сочинения П.Н.Якушкина. СПб. 1884. С.496, №7; тот же сборник Л.Ф. Солощенко -Ю.С.Прокошина, с.257) составляет начало стиха из сборника П.А.Бессонова - № 497 и текст из разножанрового сборника Оксенова А.В. (Оксенов А.В. Народная поэзия. Былины, песни, сказки, пословицы, духовные стихи, поверья. СПб. 1908. С.323-324; Л.Ф.Солощенко - Ю.С.Прокошина, с.256) находится в конце № 478 из сборника П.А.Бессонова. Эти совпадения связаны с тем, что издания В.Г.Варенцова и П.А.Бессонова не были публикацией материалов каких-то отдельных экспедиций, но представляли собой научные сборники. Поскольку большинство материалов исследования восходит к сборнику П.А.Бессонова "Калики перехожие", то для единообразия изложения в дальнейшем мы используем для этих текстов его индексацию.
37 Романов Е.Р. Белорусский сборник. Киев, 1885-1912.
38 Стихи духовные / Сост., вст. ст., подготовка текстов и коммент. Ф.М. Селиванова. - М., 1991.
39 Голубиная книга. Русские народные духовные стихи Х1-Х1Хвв. Сост. Л.Ф.Солощенко, Ю.С.Прокошина. М., 1991.
§ 4. Проблемы классификации духовных стихов о Страшном
Суде.
Эпоха русского средневековья, в которую возникли духовные стихи, характеризуется тесным, органичным сплетением и взаимопроникновением культуры народной, дохристианской и культуры книжной, христианской, едиными эстетическими представлениями в разных слоях общества40.
Трудности в классификации духовных стихов о Страшном Суде связаны со спецификой самого жанра духовных стихов, стоящего на пересечении книжной и народной культуры. Попытки всякого разграничения внутри духовных стихов неизбежно будут обусловлены, с одной стороны, их генетическим родством с древнерусской литературой и классификацией самих источников стихов, а с другой стороны, критериями, связанными с природой конкретных "текстов": "близостью" или "удаленностью" от источника, различиями в композиции, особенностями поэтического языка (неоднородностью жанровой поэтики) и прочее.
Первой попыткой классификации духовных стихов о Страшном Суде было их расположение в сборнике П.А.Бессонова. Составителем не был объяснен характер принципа, положенного им в основу порядка размещения текстов. Однако при ближайшем рассмотрении ясно, что рядом в основном, находятся стихи со схожим сюжетом, нередко восходящие к одному источнику. Каждый новый тип П.А.Бессонов помечает буквой. Таких букв в издании стихов о Страшном Суде двадцать две.
В.А.Сахаров привлекает материал духовных стихов в связи с разграничением их источников, ранее выделенных им разделов книжных эсхатологических сочинений (о кончине мира и об антихристе; о Страшном Суде; о загробной жизни). Деление духовных стихов о Страшном Суде, предпринятое И.Я.Порфирьевым41, несколько отличается от разграничения В.А.Сахарова: пришествие антихриста; описание кончины мира и Страшного Суда; муки, ожидающие грешников в будущей жизни. Но конкретные варианты стихов на практике оказываются много шире предполагаемых
40 Широкий временной охват этого периода позволяет нам этот оборот (Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI-XVII века. М. 1995).
41 Порфирьев И.Я. Указ. соч. С. 308. классификаций" (возможно, поэтому исследователи почти не подтверждают свои классификационные попытки примерами)42.
Критерий, связанный с особенностями реализации источника в стихе, был главным для Ф.Д.Батюшкова: на основании духовных стихов о малой эсхатологии он выделяет три группы стихов: 1) стихи, "которые представляют цельную обработку книжного предания";
2)"интерполированные" и 3) сборные редакции (смешение различных мотивов в произвольном чередовании)43. Но при таком подходе полностью игнорируется природа духовных стихов как произведений народного творчества, не учитывается вся специфика, обусловленная особенностями его распространения и бытования. В то же время Ф.И.Батюшков44 писал о необходимости дальнейшей работы по классификации эпических духовных стихов, установлению их основных типов.
К классификациям стихов, непосредственно связывающих стих и источник, можно отнести классификацию С.Г.Вилинского45, предпринятую в отношении духовных стихов о Страшном Суде и Жития Василия Нового, одного из их источников.
Духовные стихи не являются предметом исследования С.Г.Вилинского. Одна из его задач - выявить возможное воздействие жития на народную поэзию, влияние и "непосредственное и через иконографию"; при этом исследователь отмечает, что влияние именно жития и только жития гипотетично46, что "в народной поэзии встречаются лишь отдельные моменты, взятые из Жития Василия Нового, /которые/ не составляют всего содержания отдельного духовного стиха"47. Свою классификацию С.Г.Вилинский считает "рабочей", "черновой" и предлагает ее потому, что "вопрос о духовных стихах о Страшном Суде находится в том же положении, что и во времена П.А.Бессонова: не только не исследована литературная история этой категории духовных стихов и не установлен
42 "Весьма трудно разделить стихи на определенные разряды; содержание их часто весьма неопределенно," - И.Я.Порфьрьев. Там же. С.295.
43 Батюшков Ф.Д. Указ. соч. С. 152.
44 Батюшков Ф.И. Указ. соч. С. 126.
45 Вилинский С.Г. Житие Василия Нового в литературе. Ч. 1 - Одесса, 1911. 4.2 -там же, 1913.
46 То же. С. 341- 344.
47 То же. С. 43. основной тип стиха, но даже не сделана еще и простая классификация этих стихов. А между тем духовные стихи о Страшном Суде, по свидетельству Н.С.Тихонравова имели громадное влияние на миросозерцание русского народа"48. В своей классификации С.Г.Вилинский устанавливает пять групп стихов (и 3; 2; 2 подгруппы внутри второй и третьей групп) в зависимости от степени близости стиха к Житию Василия Нового: мотивы первой группы стихов наиболее близки к житию; последней - с житием вовсе не связаны. С.Г.Вилинский не ищет текстологических соответствий, не занимается доказательством положения о том, что тот или иной вариант стиха появился в результате воздействия Жития Василия Нового на народную поэзию; его задача - установить общность мотивов. Но общие эсхатологические мотивы были в целом ряде других канонических и апокрифических сочинений. И общность мотивов в житии и некоторых духовных стихах доказывают лишь популярность этих мотивов. Дальнейший сравнительно-текстологический анализ показал, что в духовных стихах о Страшном Суде очень незначительное количество заимствований из Жития Василия Нового, что говорит скорее об опосредованном характере влияния жития на стихи.
•к -к -к
Классификация духовных стихов о Страшном Суде ставилась исследователями в зависимость от установления основных типов стиха, а основной тип стиха - от решения проблем его генезиса и особенностей реализации источника в стихе. В настоящей диссертации мы постараемся предложить и свой взгляд на проблему классификации духовных стихов о Страшном Суде, где принципы классификации также будут связаны с источниками стиха (учитываться генетическая связь эпизодов с возможным источником или отсутствие таковой).
48 Там же. С. 333
§ 5. Цели и задачи исследования. Структура работы.
Объектом исследования настоящей работы будут эпические стихи о Страшном Суде, входящие в раздел духовных стихов на эсхатологические темы. В названных работах В.А.Сахарова и Ф.Д.Батюшкова, обзорной статье И.Я.Порфирьева, исследовании С.Г.Вилинского указаны литературные источники духовных стихов о Страшном Суде. В сочинениях Ф.И.Буслаева и Н.В.Покровского49 раскрывается влияние иконографии Страшного Суда на стихи той же тематики. И то, что вопросы генезиса духовных стихов о Страшном Суде уже были частично разрешены (указан круг памятников; иногда проанализирован характер отношений между ними), очень помогло в написании данной работы.
Ф.М.Селиванов определил духовные стихи о Страшном Суде как "ряд сюжетов с переходящими мотивами и эпизодами"50. Общность мотивов и эпизодов в сюжетах стихов о Страшном Суде, в свою очередь, выдвигает на первый план исследования композицию, которая "предполагает последовательность, соподчинение и взаимодействие компонентов и подчинение их цели создания произведения в его цельности и единстве"51. Анализируя духовные стихи о Страшном Суде, мы решили воспользоваться не понятием сюжетного типа, но типа сюжетно-композиционного. Термин "сюжетно-композиционный тип" видится нам более точным, поскольку в нем может быть заложена идея общности эпизодов и мотивов, составляющих сюжеты стихов, при их антиномичном композиционном различии в разных типах (в том числе повествование в одном эпизоде при помощи монолога, диалога или описания; разный набор мотивов в эпизоде при их идейно-тематической общности и пр.).
Для духовных стихов как жанра, возникшего на пересечении устной и книжной культуры, "мира" и храма, особенно важно, с одной стороны, выявить источники, из которых они "вышли" и от которых "оттолкнулись", а с другой стороны, выяснить "путь", "дорогу", расстояние от текста,
49 Покровский Н.В. Страшный Суд в памятниках византийского и русского искусства // Труды VI Археологического съезда в Одессе (1884). Одесса, 1887. Т.З. С.334, 337, 346, 352-353, 366-367.
50 Селиванов Ф.М. Художественные сравнения в русских народных духовных стихах // Фольклор: проблемы тезауруса. М. 1994. С. 181-218. С. 211.
51 Селиванов Ф.М. Русский эпос. М. 1988.С. 80 максимально близкого источнику, зависящего от него, до текста, в котором влияние источника не улавливается вовсе или улавливается с трудом.
Целью исследования является изучение специфики духовных стихов как жанра фольклора, стоящего на грани устной и письменной культуры (на примере эпических духовных стихов о Страшном Суде).
В задачи исследования входит:
1) указать текстологические соответствия источников (в первую очередь богослужебных) и стихов о Страшном Суде;
2) выявить особенности в реализации различных источников в стихе а)литературных, б) литургических, в) иконографических;
3) установить, исходя из совокупности эпизодов и мотивов, восходящих к общим источникам, основные сюжетно-композиционные типы эпических духовных стихов о Страшном Суде:
4) выделить внутри сюжетно-композиционных типов разновидности вариантов стихов, имеющих разную степень зависимости от источника.
При обозначении источников стихов мы пользовались следующей терминологией. К литературным источникам были отнесены сочинения отцов церкви и слова церковных проповедников, агиографические и аскетические тексты. Литургическими названы источники богослужебные, восходящие к церковным службам (в первую очередь, к всенощному бдению в Неделю (Воскресение) мясопустную и последованию погребения), чье чинопоследование входит в состав богослужебных книг (Триоди Постной и Требника соответственно). Литературные и литургические источники при необходимости объединяются понятием "книжные". Иконографические источники выделены в отдельную от литургических источников группу, так как они используют другие средства выражения содержания.
Под сюжетно-композиционным типом мы понимаем совокупность вариантов, объединенных на основании наличия одинаковых стрержневых эпизодов, восходящих к одной группе источников. Различия в типе касаются состава эпизодов дополнительных. Термин "сюжетно-композиционный тип" видится нам более точным, поскольку в нем заложена идея общности эпизодов и мотивов, составляющих сюжеты стихов разных сюжетных типов, при их антиномичном композиционном различии в разных типах (в том числе повествование в одном эпизоде разных стихов при помощи монолога, диалога или описания; нетождественный набор мотивов в эпизоде при их идейно-тематической общности).
Разновидности, имеющие разную степень связанности с источником, названы в диссертации в соответствии с терминологией П.А.Бессонова. Варианты, обнаруживающие значительную сюжетную, языковую и, иногда, композиционную зависимость от источника именуются "книжными". Варианты, отличающиеся соответственно самобытностью мотивов и эпизодов, традиционными поэтическими изобразительно-выразительными средствами называются "народными".
Все сюжетно-композиционные типы будут рассмотрены нами последовательно, с привлечением источников, повлиявших на сложение эпизодов стиха, отдельных его образов. При этом для воссоздания достоверной картины о частотности тех или иных эпизодов и мотивов, о месте их в группе стихов о Страшном Суде в целом, одновременно мы будем привлекать варианты, принадлежащие к разным типам, в том числе и к тем, которые еще не были нами описаны подробно и детально.
Для удобства изложения каждому из типов будет дано условное название, отражающее сюжетно-композиционные особенности типа ("Шествие праведных и грешных на Страшный Суд"; "Михаил-архангел -неподкупный Судия" и "Михаил-архангел - перевозчик через огненную реку") или уже принятые в исследовательской литературе ("Плачем мы и ужасаем" - в предисловии П.А.Бессонова к сборнику стихов и "Чудная Царица Богородица" в исследованиях Ф.М.Батюшкова и Г.П.Федотова). Последовательность в расположении типов в основном ставится в зависимость от степени влияния источника: от тех, где влияние источника сильнее, к тем, где оно менее заметно. Из этого принципа есть два исключения. Так, тип "Михаил-архангел - неподкупный Судия", значительнее других отстоит от источника, но, по нашему мнению, является вторичным по отношению к типу "Плачем мы и ужасаем" - поэтому и рассматривается вслед за ним. То же можно сказать и о типе "Михаил-архангел - перевозчик через огненную реку": разные варианты в этом типе имеют разную степень удаленности от источника. * *
Работа состоит из введения, пяти глав, заключения, трех приложений, списка сокращений и библиографии.
Первая глава - «Сюжетно-композиционный тип "Чудная Царица Богородица"» - описывает наиболее "книжный" тип духовных стихов о Страшном Суде, возникший, вероятно, вначале как письменное поэтическое сказание. Этот тип включает в себя произведения, которые можно отнести и к культуре книжной, письменной, и к культуре народной.
Вторая глава - «Сюжетно-композиционный тип *Плачем мы и ужасаем"» - посвящена анализу вариантов духовных стихов, появившихся под влиянием богослужения. Тип представлен двумя стилистическими разновидностями "книжной" и "народной".
В третьей главе - «Сюжетно-композиционный тип Михаил-архангел - неподкупный Судия"» - анализируются варианты, не имеющие непосредственного литературного источника и известные только в одной стилистической разновидности - "народной".
Четвертую главу - «Сюжетно-композиционный тип "Шествие праведных и грешных"» составляет характеристика вариантов, на возникновение которых значительное влияние оказали, наряду с литературными, иконографические источники. Образная система стихов рассматриваемого типа, по сравнению с предыдущими, отличается более ярким описанием действий грешных в стихе.
Варианты, составляющие пятую главу - «Сюжетно-композиционный тип "Михаил-архангел - перевозчик через огненную реку"» - делятся на три группы, каждую из которых отличает своя комбинация мотивов и эпизодов, разная степень зависимости от литературных источников: вторая группа вариантов относится к "книжной" разновидности, первая и третья - к и "народной".
В заключении подводятся итоги работы.
Первое и второе приложения «Соотношение версий и географического расположения вариантов типа "Плачем мы и ужасаем"» и «Соотношение групп мотивов в эпизоде "Плач-стенание грешных" с территорией записи варианта» показывают минимальное соотношение территории записи варианта с типом или группой, к которым вариант, на основании сюжетнокомпозиционных характеристик, относится. Третье приложение «Соотношение эпизодов в разных вариантах сюжетно-композиционного типа "Шествие праведных и грешных на Страшный Суд" и в соответствующих эпизодах других типов» указывает на совпадения в составе эпизодов и мотивов разных типов.
Список научной литературыКоробова, Александра Владимировна, диссертация по теме "Фольклористика"
1. Заметим также, что на тему прочитанного Евангелия в храмах могут быть произнесены проповеди, где повторяются основные его идеи или даже цитируются отдельные евангельские строки.
2. Зачин: Плач в ожидании прихода Судии/ смертного часа. Б. 441-446. Б. 459, 460, 461. Б. 448-458, 462-466, Спер.№ 7, Ром.45,47;/46,48.
3. Эпизод: Картина мира перед Страшным Судом (наиболее однородна во Б. 441-446. Б. 448-449, 451-466, Спер. № 7, Ром. 45-48. Б. 450.всех группах).
4. I Эпизод: Ангельская/ Архангельская труба будит мертвых. Б. 441-446 Б. 455, 458-461 Б. 449, 450, 456, 464-466 Б. 448, 451-454 457,462 463, Спер. № 7, Ром.45-47. Ром. 48.
5. См. об этом: Федотов Г.П. Указ. соч. С. 107.
6. Кроме вариантов Б. 514, <МГУ ФЭ 05: 6611> и краткого варианта без перечня грехов МГУ ФЭ 05: 2427.
7. См., например, Б. 597-599, 602, 603 и пр.
8. Сахаров В.А. Указ. соч. С. 242.
9. Да воскрнетъ Бгь й расточатсл вразй erw, й дл выжать С5 лица erw все ненАвидАфТи erw (СС, кн. 2, III, 29).на воскресных утренях (повторяются через каждые семь недель)
10. Воскрни Гди Еже мой, да вознесете а pfrfca Твоа, r\kw ты цдрств^еши во в^Ьки (И., 184 об.).
11. Такой же, как под номером 2.Строки из псалмов, читаемых на утренев составе Шестопсалмия111 и 1-й кафизмы:
12. Цитировано по изданию: Ирмологий. М., 1905. Далее в тексте И.
13. Еоскрни Гди, спси ма, Еже мой (Ч, 44).- в составе 3-го часа, читаемого во время совершения проскомидии перед каждой литургией
14. Воскрни Гди, предвари а и запнЙ Ймъ (Ч, 87).Начало стихов стихир Пасхи (поются в течение 40 дней от Пасхи до Вознесения) и начало молитвы Кресту, читаемой в том числе при страхе и бесовском обстоянии:
15. Цитировано по Ф.И.Буслаеву: Буслаев Ф.И. Изображения Страшного Суда по русским подлинникам // Исторические очерки русской народной словесности. Т. II. 1861. С. 133-155. С. 136.
16. Сахаров В.А. Указ. соч. С. 178.Многие духовные стихи не только повторяют книжные сравнения грешных со "скотом бессловесным", загнанным в реку, но и усиливают, распространяют картину приговора засыпают песком или задвигают берега реки.
17. Например, в песне "В воскресеньице матушка замуж отдала" //Лирические песни./Сост. М.Лопырева. М. 1955. С. 370.