автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Идейно-художественные особенности эпического в узбекской советской лирике

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Самиева, Барно
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Самарканд
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Идейно-художественные особенности эпического в узбекской советской лирике'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Идейно-художественные особенности эпического в узбекской советской лирике"

САМАРКАНДСКИЙ ордена ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. АЛИШЕРА НАВОИ

На правах рукописи

САМИЕША БАРНО

ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭПИЧЕСКОГО В УЗБЕКСКОЙ СОВЕТСКОЙ ЛИРИКЕ

10.01.02 — Литература народов СССР (советскш период)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Самарканд — 1991

Работа выполнена па кафедре узбекской советской литературы Самаркандского ордена Трудового Красного Знамени государственного университета им. А. Навои.

Научный руководитель — доктор филологических наук, профессор.

Заслуженный деятель науки УзССР ШУКУРОВ н. ш.

Официальные оппоненты — доктор филологических паук,

профессор РАХИМДЖАНОВ Н. кандидат филологических наук, доцент ХОЛМАТОВ Ш. К.

Ведущая организация — Институт литературы Академии наук Уз-

Я^ОШъ// 4 /3 ~

\ Защита состоится --» 1991 г. в --час.

на заседании специализированного совета К 067.04.02 по присуждению ученой степени кандидата филологических наук при Самаркандском государственном университете. 703004, г. Самарканд, Университетский бульвар, 15.

С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке Самаркандского государственного университета.

Автороферат разослан --» 1991 г.

Ученый секретарь специализированного совета, кандидат филологических наук, доцент

ХАМДАМОЕ Длс.

. • ОШАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА; РАБОТЫ : *

•'.'•.. ifey-чвйкё"жанров • лирики- и их разновидностей: составляет-суще-. / . ствёттуп участь, исторической поэтики. Деполитизадш. и деидоолоп?-задая' 'латеййтуры• ,полокйли- начало художеб^ве.нно^/ос^ёят ноею: v явлений действительности. ;В системе лирических жанров узбекской поэзии происходят сложные, шюгозначние процесси развиткя и диф- ; фузия жзнроз. -Синтез. лирического, эпического и.драматического на- ■'.■' чал играет основополагающую. роль вэтом процессе. Создаются новые яанровые разновидности. Качественные изменения происходят в струк-* . туре стихотворений, в соотнояения лирического и эпического начал

.в них. . /■ -'v

Как известно, .еще Гегель г? небезосновательно считал действия . ; персонажей эпическим, а их пере®з?,аняя. лирическим началом. Но соотношение лирического и эпического в лирике специфично п своеоб- .. . разно. Эпическое познание'-жизни (описание, повествование ,-изобрв- . яение,- медитация,; пейзаж и т.д.).ртор^ается в лири^ в сакыг разлог,■бразтгшг *op.vsx. Худояесгвеляое обобщение ёгогосоЖского и социального содержания обретаег эпическое зцучание. Эпическое в.лИри-ке одного-поэта может являться.в:самых;разных-формах'. Эпическое ' в узбекской поэзии на различных: стадиях её развития. <5ыло разным.

. Синтез; лирического' и эпического начал: в стихах узбекских поэтов, определение соотношения лирического и эпического и его : .эволйпия^ типологически.обшёе в. основных периодах развития узбекской лирической поэзии все еще здетсвот исследователей. ' - Понять'процесс развития того или иного, жанра монно лишь при * сравнительно-типологическом анализе аналогичных явлений в..поэзии; различных народов, обусловившее сложность; И многозначность, современного поэтического процесса,- В последнее время поязляись талантливыепроизведения в узбекс1юйсоветской поэзииобогатившие структуру стиха новю/п качественна изменениями.. Такие, как, например, сборники стихов: Ь!кртемира "Поклон тебе, «ой труженик нч- .' род" (.1972), ."Ве«йая опора" (1977) , 'То," что

я ту" (1975); Эульфии "Раздаья" (1968), "Годы, годы" (1975) ; Аскада „Мухтара "Колыбель солнда" (1971), "Мое слово к ва.ч" (1978); !Е^крулло "Человек и доброта" ( 1975) / "День и ночь" (I97S) ; Еухра--3 "Лирика": ( 1973) ; Эркика: ВахВДова "Живые шгаяеты" ( 1978), "¡¿я- ■ ; теж духов" (1980) , "Восточный берег" (1931) ; Абдуляы Арипова "Ве- ..--

тер родного края* (1976), "Лаири к ляпу" (1978);'Рауфа Парфа "Воз- . вращение" (В8П, "Дерево терпения" (1986) ; Халшы Худойбердиезой "Белые яблоки" (1373), "Горячий снег" (1979); Акзна :Латчана "Пылающее дерево" {1977)"Зов феникса" (1273); Мухаикада Ала "Светлый луч" (1977); Мщязяза Агзаиа "Лх&т" (1977); Хусаиддша Ыа-рипова "Лирика" ( ЗЭТО)., "Дунаю об Ильиче* (1975); Аиварг Панова "Запах хлеба" (1977); Мухашшда Солиха "Пятое время года" {1977) , "Лупа о колодце" (1980); Хуршда Даврона "Яочнкс сады" (1931), "Глаза Томаряс" (1984)'; Шавкага Рахмана "Граял сердш" (1981) и др.

Сложную и многообразную картину развития литературного процесса невозможно. ограничять и: определить хроноологическамп -'рамка- ? мидесятилетних периодов. ..Углубленное изображение жизни, и возросший историзы, шогозначностьосмысления .движения, времени, : аналитич- : ность, тяга к синтезу сказалась :: в жаарах узбекской лирика, обусловили художпственно.е; своеобразие ее содержания. '. • :. Актуальность- текн.. .. Пель лирики - воссоздание чувств■"диалек-. - гяки. души" , объективированното', образа переживания; .событийность;', .- душа: эпоса. "Это родовое "различие ыакду эпосом.и лайкой яепрес-"-..■ долдао, в каких бы лиро-эпических ^рмахоно ни выражалось.; Это ■ различие, проявлящееся з .обоих родах литературы как важнейяай - . родовой признак, определяет закономерности развития как эпоса,; • : так и лирика. В лирика преобладает. эмоцкона^но-экспрессавное на--чало. ■■.; ' : ■'

..; Лзрика за последние' 70 лет дала величайшее жанровое многооб-раз не форм и вариантов», но. не утратила своих родовых генетических/ черт: в основе ее остался образ перенявания...яда. одьектквировапно- ;• V го,переживания. Сохраняя; свой основной,родовой признак,, лярика со- ' ■ хранявг а свое субъективное начало¿опосредованно выражаемое в образе героя, образе объективного мира.

'-'. Происходит некая компенсацая: то, что "теряет" традисионный. поэтический опое, восполняет своими- средствами лирика.

Наступает лирическое время: в лщзйку вторгается история, фи-лооофня, фольклор. *

. .. Эпязацая лирики внесла существвинае перемены в структуру и . содеряавие .стихотворных жанров (диусягяие, четверостишие, рубай, , сонет, роадо, газель, уухашгас, куеаддас, ыусакиап, еосьниСтАЗко и др.). Появились ее новые жанровые разновидности (монолог, т-евщений, повествоэттельные, пейзажные* изобразитальныо. стиха, '-..-.-

щпш стихов и др.).

Объектом исследования избрана лирика таких представителей узбекской 'советской поэзии, как Хаыза, Чулпан, Г.Гулял, Айбек, Х.Длпш5»ая, 7йгун, У.Насыр, Зулъфия, АДухтар, Мяртемир, Э.Вахя-дов, А.А;.плов, О.'Лагчан, Х.Худайбердыева з других поэтов. При изучении стихов с эпическими' элементами особое внимание уделено раскрытия их идейно-художественных особенностей.

Научная новизна исследования заключается в то?.', что впервкз •з яснографическок плане освещены эпические -алекенгн в лирике .Хотя по этому вопросу и есть отдельные научные статьи, однако они но дают достаточно полного отзета по изучаемой проблеме.

3 диссертации суждения о мосте и роли эпических элементов в лирика а соотношении их незду собой являются новыми:'

- в работе дана оценка тем литературно-критическим статьям ¡1 мысля?.!, когориз были знсяазанн об эпических элементах в лирике;

- теоретически обоснована закономерность наличия стихов с эпическими элементами т "збекской классической лирике' и их традиция;

- сделаны конкретные выводы о смене- эпического и■лирического язобрсханиЯ в эпических произведениях, написанных.в стихотворной йорке, что делает совершенны« литературное творение с идейно-ху- -дсяесгзеняой точки зрения;

- в широком плане исследовано возникновение и развитие стихов с эпическими элементами в узбекской советской поазяи;-

- определен?! поичинно-следсгвенные связи образования эпических элементов в лирике. и их своеобразие и разновидности.

ГЛотодологзческие основы исследования. Б диссертации асполь-зова" опыт «провой эстетики. Это -преете.всего труды, эстетические концыпгси, мысля, высказывания, подс-епия работ Аристотеля, Гегеля, Буало, Хас.Хадаиба Баласагугш, Навои-, -Бабура, Маркса, Энгельса, Белинского, Добролюбова, Писарева, Чернышевского, Плеханова, Ленина,'Гёте, Льва'Толстого и др.

3 дассертатк» использован опыт ученых, последовавших роды и зш;з литературы, теорию .эпических л лирических яааров, историческую поэтику т.д. Это работы А.Н.Ввселовокого, М.М .Бахтина, Л.Й.ТиксЪзева, Г.Н.Поспелова, З.Г.Осыаао«ой, Я.ГЕЗЗбург, Л.К,Но-ззченко а др. ' •

Использован в работе и спьт ученых, язучаазл*- роды г з узбококоЗ лиератяре. - У-Норуздова, С.Мгл«^-\наь*, "3. Карпова,

ЕЛПукурова, Н.Рахшда:аноЕа, ¡{.Гафурова. Н.Карикова, Д.Какалова, !Д.Ибрагимова к др.

-Цель и задачи исолеговакг^. Дбль настоящей работы:

- выявление соотношения и эпического г системе лсрачвских жанров узбекской советской вогэип;

- раскрытие супесгвеашгх етруктуршк изменений в природе стнгог-Еорения (стиха);

- показ растирания зудожествекнш: возможностей стиха з свя-зsl с новаде- качествами, возникшими в системе ляраческих жанров;

- определение эпических элементов в лирике и лирического начала в Епосе;

- исследование ведется не только-в процессе анализа совре-ыеяпой. узбекской д-фпни* но и в • <5опоставагельнок плане с привлечением лирики классиков узбекской. поззик - Латфи, Навек, Бабура, Мукшш, а такие русской поэзии - Пузккка, 'Лерксятова я др.;

- рассмотрен сгодэсс перехода, трансформация лирического на-.чала в апнческое к эпического - в лирическое :

- лсследсванк не только эпические элементы'в лгргке, когорта существенно влияют на структуру в содержание лирики, но и возникновение новых лирических жанров и их разновидностей в современной узбекской лоэгяи - в творчестве А.Авилова, ЗЗшздоза, Р.Вар-фй, Д„Каиала, АЛЛатчана, М.Салиха.

Практическая ценность данного исследования состоит в тс«, что результаты ее могу? быть использованы при создании учебное пособий для школ, педучилищ, пединститутов и университетов о поэзии, в частности - об эпическом элементе в лирике.

Результаты исследования могут быть использованы и в новой редакции истории узбекской советской литераторы и в грудах по истории- узбекской советской лирики. Они использованы в зеурсе лекций я в спецсеминарах на факультете узбекской филологии Ca.v.ap-кавдекого университета ш.А.Навои.

Аппобаиия работы. Работа обсуждена и одобрена на объединенном заседание кафедр узбекской советской литературы, а гак»е теории литературы z литератур народов СССР Самаркандского университета ш.А.Навои. Содержание работы огранено в двух опубликованных бропюрах, шести статьях я-докладах на республиканской конференции ыолодых ученых Института литературы АН УзССР (1991), научно-теоретических конференциях профессорско-преподавательского состава СаыГУ (Самарканд, 1980-1991), обсуадено в отделе теории

о

литература п литературных взаимосвязей Института -язшя и литературы Акадечаи наук Узбекской ССР,

Оут'пчтурд диссертации. ^ссзотация состоит яз'введзи-гл, двух глав, заключения и списка- использованной литературу.

ОСНОВНОЕ (Х)Д£?ЗЖ®

Бо ззедеппз сбосаопаяа ак?уая5яост£ томи, новизна, кегодологяягзсная оспсвз, тгзла и задачи» практическая значимость« -дая обзор литературы по теко Ессяеаования.

В первой лтазз разлэтпггз! еогсра^зсяги

я «ооретичгсйав ггягекгз ссохзсззгкз лггт^чгсгсро а схз«осгс?а з узбекской соззгщ.

Во з * о р о 2 ' главо е£с?елязяш> гскэдускя иакптаэ»

32329 3 с25нпгдз твксго псэтзчсс20го язлзп2я, e3s етазгсгжз

эпачеехах алекзнясз в лирике я различала стадяа з езсйзгнссга его проявления.

3 заключая • п подведены итога исследования. В первой главе "Яст ^ические и теоретические аспекты соотнесения лирического п эпического в изображения" рассматривается проблема зппзапдк лирики в конкретные периоды развития узбекской литературы 2 спсрц узбекских ученых вокруг "элементов эпического з лирике": как они теоретически обосновывают это явление, услатлящее и углубляющее содержание поэтического произведения . я придающие ему эпическую «одь'з концентрацию; как а субъективной по своза природе лирике происходит обьехтпвизацая содерпЕ-кгя; так лирическая субъективность яасыцается эпической объективностью. Ученые связывают это явление с возраставшей тенденцией в лирика событийного начала.

Существует различная интерпретация и классификация идейно- • художественных особенностей лирических произведении с эпическими эле;.гантакк. 3 классификация стихотворных «аиров с эпическими элементами в лирике заслуживай?' аядкзйдя наблюдения П.Шукурова, греджшшвего отнести кг к "еобктяаиой лирике"-"-. По эдягяки М.Иб-рпги^ов2 и Д.Гит.'ал'"' в своих псследоланиях о спор ^Вс^-О!1 подобною

* ^укуров Н. 7сяублзго т •гглтала^.-Тозшнг: ?.Рулом яокигтати Апа-баёт еб саньаг нашриёти, 19?3. - 133-141-ботлар (на узб.яз.)'.

^ Иброхжов М. ?збек совет поэзпяся жатмктщвяг таг»*»}' юптп - тсйкснг: -лан, 1383. - 224-бет Сад узб'.яз .).

'дабтД? назарпяси, нищ гоштк, 2-тон. - Ташкент: Фан. 1379, 2ъ8-26Э-бв?лар (на узб.яз.).

классификацию. По ех тенор, ни в коем случае нельзя строго обозначать кевкавровке границы в лщ>нка. Основьгваиг они свою точку зрения диффузией жанров, в конечно;* счете хгргводуке?. I". образованно' новых кадров г шзжанров-к фор« образован:!;).

Д.Каыал отвергает тер&за "событийная лирика", указывая па существование ряда важных признаков, определяэдах лгрику, одной из которьа и является'событийность.

Б русском литературоведении гаже ао-разнсму определяет .та-ртеские стихотворения с эпическими элешатама. Так,' Г .Е •Поспелов;1; яуенуег лирические стихи с зпяческими элементами в одном случае "персонажной лирикой", а в другом - "повествовательной лирикой". '

На наш взгляд, подобного рода поэзию следует изучать как ■ "стихотворения с эпическими элементами". Однако эпическое начало кокет, бить и в. самок содержании, и в природе характера, личности самого героя, в его сознании, типе мышления, а структуре его философского отношения к ЖИЗНИ, и не только в событийности, которая, безусловно, также 'шеет отношение к эпическому началу, к эпосу. Эпический элемент зависит и от- возросшего рационализма ■поэзия вообще, и рационализма типа шгаения героя в лирике,Образ которого выражает в себе суть истории, суть эпоса.

Наличие "эпических элементов" в лирике, усиление эпического начала в лирической поэзии - явление не новое и связано с ростом концентрации содержания л возросшей ролью в лей объективного начала, заменившего переживания, лирических отступлений и кодета-ций героя, описанием его отношения к истории, к.происходящему в действительности.

Возросший историзм лирических произведений 50-х годов способствовал и появлению эпических элементов, и эпической насыщенности лирики. В этих стихотворениях герой выражает свое отношение к- событию, к истории, историческим личностям, географическим местам и т.д. Поэтическое воплощение построенной Туркестано-Сибирской железнодорожной магистрали стало объектом изображения в стихотворении Т.Гуляма "На дорогах Турксиба". В небольшом но объеду стихотворном произведении нашло свое. воплощение большое . эпическое содержание: эпос народа, перешедшего от арбы к поездам.

' Обусловлено это явление в лирической поэзии возросшей хоп-

I Поспелов Т.Н. Лирика. Среди литературных родов. - К.: Кзд. Московского университета, 1976. - С.6^-177.

пзятрациеЗ • эпического. содержания.. Нельзя забызать я о. ток, что постепенное проникновение эг.-веского элемента в лирику обусловлено тенденцией т:сгрричес'к01»б.развития поэзии. Безусловно, эта тенденция .способствовала утверждения кизнвстойкссти литературы, с раз51 < 'до реализма я ггеосветитбльекого значения лирики.

3 узбекской'классической поэзии действительность разяичянх ': исторических' периодов находила. ¿вое, отображение в' формах 'нова- • торства, традиций,к условной традиционности, Эпичёскае начало прерогатива яэ только реалистической поэзии, пои романтической. 3 роигаятяяеской'. лирика моайо заметить не только рвалистическле элементы, но'и-тенденцию, использования эпических элементов, Опи пробуждают чувство .-сопереживания'.гербам, их любви л ненависти, .'-азнп л -смерти,, прзданностг иневерности. Эпические элементы • . расцаряат' сферу, нзобра-кеншт реальной действительности, масштаб« изобразим'лирического переливания. Независимо от того, какое -' собнтяё составляет'' .основу лирического произведения,-' уровень его "удсяествекности• завись от. мастерства,- таланта поэта.

3 лирике'.можно виц, ¿ить и дифференцировать различий» фзран эмоционально-чувственного пережяванйя.- Это деролкезппэ 'самого поэта (лирического героя) и степень .эмоююйадько.тэк2пресс:етого отношения субъекта к объекту, события.-.Под этим огяоззняЗк кк н-подразумеваем исток эпического' элемента эпического..начала в лирике.

Эпечоскоэ отношение 'субъекта- к объекту з лирической, поэззгл \'агн.О' еавягдегь во марях- газелях Аляшора-. Навоя,- например, в его газейях,.. начинающихсярадифами "Кежали" ("Не пришла"):, "Тун ог,~ . зон келда кулбак сари" ( "Ночь с вечера -праща. к обители' моой") ,'

"Чякди -зря« кеча йул..." ("Вдаел 'в путь вчера мой-милнй...") л . др. Ту яе тенденцию 'эмоотояакьно^эжшрессавного .отаосеняя кстеко наблзздать. и в-ряде. газелей' Бабура', фуркат'а а других.-Особенно з-зтом'от-н'ое.эняи заслуживают йяяканйй -произведения-- Фуркага, где сн слокйо, глубоко," противоречиво-- я обстоятельно рисует происхо- ' дяциэ собнт.из реальной -жизни.' Мнбгае стихотворения Фур'кзта," кз?.-"в зеркале, реалистически точно.отображает прсисходяззе события ' той' ъпохя, в Которую . поят япя"« творил. 'Его'поззея - поэзия Со-.-.-.битая,-' скгйнаЯ-.свое^ рвалиет'ия|фс*Бй;.'.;;

Стйхотчо'рекая узбекской; -зласоМесйуВ 'поэзии,. в которых па-свое""лиртхосксе ■ отобраг.елпо одические события,' создаяадась свойобрязгой тредкргей."''3'Зях'''?.обыгия'отобратсаэтея'яо з форма'

■ '. 1 *- - ■'■ .*"' ДС - . . . '

простого П0Е92ГСОМННЯ,а, наойоро'?, с помощью такое художествен-но-изобразнаедьных .средств д: приемов, которые способствуютусилению: лирического начала эшНескнх элементов.- Традиций передачи эпического в: лирике через •посредство художественно!' езобразитель- • . ностк стала своеобразной- '£ёнденпией..'-к в кировой 'классической по-' .';■'эзии. Эту тенденцию Можно-' наблюдать; в произведениях'.-Пушкина и Лермонтова. Так, стихотворения. Пушкина "Песнь о вещам Олеге", "Зять",')"Пророк" ,таля®гся\тому рдршером. Лермонтов также мастерски сочетает эпические .элементы -с лирическим .изображением, Собы-гийные .стихи -в;его поэзии;обычны» "Балладой поэт называет .те., свои стихи, которые написаны,на основе, определенны;: событиГ5. Его'сти-; \'х'о'гворедияг.-'"1йыщ%' "Три фундука", ,"1ист"! -.этс своеобразные .об- :.; рззцы событийной лирики. Поэт в них описывает реальные события , _.с .глубо'1дш:-повг^вс^-волневив'»!.-: ;'

.Следовательно,; эпическое изображение э лирических произведениях..имеет .свою традицию, способность реальную действительность соединить -с вшыслок и чувственным восприятием. Эпическое изображение в лирике имеет свои неповторимые .формы и .стили..,- Эпическое в лирике-дается не; простым поэтическим изложением, а преломляется сквозь призму, необычных, чувств л переживаний..

Итак, в лирике наличествуют элементы эпического. Каково же лирическое изображение в дасгаках'А.Навои."Фархад и Ширин", "Лек'. ли", и Меджнун", в романе в' стихах А.Пушкина "Евгений Онегин"? Нэ-смащения показгзавт, что в эпических .произведениях, написанных з стихотворной-фурме, лирическое присутствует не только как эле-

■ мент, а является-тенденцией перехода в эпическее изображение,что повышет художественнуюнасыщенностьстиля изображения.

■ В этих .произведениях, являвшихся лучшими образцами эпиче- . • ской поэзии,. событие, составляющее основу эпически своеобразного содержания, сменяется лирическая изображением, передавшим . вну- • гренние'переживания героя.Как отмечает известный литературовед . ' А.Кашов, "самые тонкие,и. самые лирические сцены да стана "фархад и Ширин"'составлены из писем Фархада и Ширин, .которые стали гим-. ноы любви: и преданности"А. Изображение переживаний влюбленных, 'усилил лирический дух произведения.

" 'Характерной особенность» лирического изображения в названные произведениях является то, "что в пах есть сцены, передавшие

I кашов А. "фарход ва Ширин" сирлари. - Ташкент: Изд. Г.Гуляма-, •',

1979. - С.126 (на узб.яз.).

■ ; ■•'■'• ' ■ "•

о '

.11 . : . ' _ .'■" . ; переживания самого поэта.-, Взвошованный голос поэта слышен явственно в различных частях дэс~ана. В той .части, где поэт.излагает замысел своего произведения, в .той сцене, где он напутствует своих'гээоев, желая 'ик добра; в тех лирических ототуплениях,где с сспереьлвает бедствиям, влюбленных; в той части, где выражает : '. свое отношение к событиям, и т.д.

Использование эпических элементов в лирике традиционно'/ Сво- -еобразной традицией является и лирическое изображение в эпической поэзии я з произведениях прозы. Однако лирическое изображение в ■эпических произведениях, написанных в стихах и прозе, выполняет иную ядейнс-эстетическув задачу, чем в лирической поэзии. Л.Й.Ти-мофеев верно отметил эту особенность: "Может -возникнуть'сомнение' .относительно того, что в-качестве основного, признака лирики как жанра" мы указываем на то, что в ней рисуются переживания, поскольку в эпическом произведении перед нами точно так же могут быть изображены переживания. Однако там они:даны во взаимодействии с остальными элементами ~рвествоваяия', переплетены с ниш и. лишь-з связи с ними становь%, ;я понятны, и; в лирике переживание само- '. стоятельно, внутренне-закончено, не требует,для своего раскрытия каких-либо условий, воспринимается нами как определенный жизненный Факт, в котором мы находим асе слагаемые образного -отражения жизни"*.

Вторая глава - "Возникновение и развитие тенденций использования эпических элементов в узбекской советской поэзии" по-свяяена. описанию возникновения, формирования я различных тенденций развития стихотворений с эпическими элементами. Поэзия одновременно откликается на тс изменения» которые происходили и происходят в реальной действительности, в. осщесгвешш-политЕчеекой жизни, в результате чего она выполняла функции своеобразной художественной летописи событий жизни. ' ' -

Узбекская революционная поэзия родилась именно под влиянием такой тенденции. В лирике одного,из основателей узбекской советской поэзии Хакзы нашли свое отражение' в широком плане такие общественно-политические события, как Великая Октябрьская революция, гражданская война, освобсзденкэ: женщин, борьба против суеверий и т.д. Реальнее изображение происходящих событий участником, свидетелем я творцом этих событий, и человека в них открыло

Т Тимофеев ЛЛ. Основы теория литературы. - М.:.Просвещенна, "

1Э/о. - С.357.

сгро.шше возуог.чостк утворхдекня ь в;

широком каштабе. Вход в лир:и7 ccol-t::!'- эпохи, сопо^тазл^.-гс прошлого с-.наоголиим .z .человека, срозгого с. на стожа::.:, показ s: на основе конкретных' событий ese оoj:её .¡усилило; эпическое из обре-. жение в Л1фике> :Бо 'всех реврлйционпнх стихах лгта; приСутствуут эпические элементы 'в том ■ иди ииог.с виде. Напри:,ie:/, >"■• стстотворо- ' нки "Йпчхлар yiiroií" '"(^ро.снйсь^':Р^0чШи)Ч.':1-крйчбсу.о'е .описание-, воссоздает тякедук- япзкь грудял:2сся-узбо:сов; при bto.v"estío cri:-хотЕорение «цсгособытийнс. .

В узбекской1 советской nbssiin исгсльзова'нке1 самого, пирокого спектра эпических элементов связано с творчество«Т.Гуляаа,Айбе-ка, Чуллака,\л.Алшджана> Тйгуна,•:У'.Насг^а-,/..Йгртек1ра;>'.Зуль^гл-;, А.Мухтара и других поэтов. Необходш/.о. откатить", что эи1г-:ос;г.;:о элементы s лирике связаны.'с индивидуальным стиле:.'-. iitaroro. поэта. Проследим своеобразие проявлений -^шиесккх^элекектйв б .творчеств., ве Чулпака и У.Нас:-л)а.-

... ;'В-"''своей лирике Чулпан не дает; обстоятельного'■ поэ?;г;£.ского описания событий, наоборот, ок.- эпичен. Событие -ЧулИан воссоздает за. счет .приданий ему эпической uacmà'ôapàfz-i 'Его'- пзвесткое с?г- . хотворение. ""Соыон ..парча" ( "Кусочек соломы-') - ярки" -пример то;.:у, В сгихотворениЕг метафорический - образ, жизни в ее ■ йоЕссднавнрг.'Г. проявлении уподобляетc.ñ большой реке. Эта река течет безостановочно : и неустанно.-Река эта несет в своей -.течении' ддДе::-, у Korópir-: отнята свобода; лчди- зги вш-угщенк:;Щй!зназать/ложь'за прасду; скине надеются вшить; они-ждут-- 'своей.! скопой -'смерти. -Здесь и'-рекг, и соломинка являются эпическими элементами, метафорическое значение подобной .поэтической детали, в 'ток, что ,б 20-е. годы е- под- • ной противоречий жизни .'.многие передовые лзеди" предали себя, по- ■ добно ерломийке »отдавшись течению. -3 стихотворении ' слышен сдав- ' ленный' голос затравленного-государственной,.политикой человека,1 подавленное состояние-узбекской- интеллигенции!, да' й самого поэ-' , та ! ( в 30-е ■■толы). В стдхогворении "Ёнгин" ( "Погар") . эпическое, изображение, создается ■ метафорической деталью; реальная .действа— тельность получаст фхяосо$ско-;гогсркческу:-:> трактовку.

Подобный, характерней для Чулпана, сталь киено яаблкщатьи '. в творчестве У.Насыра. В его поэзии находи,; различные, грани çqb-.; :. ыещенного лирического изображения и переход его в эпическое. и он, подобно Чулсану, прибегает к штафоре , г. ок обобгаот, коп--центрирует зпическое в метафорическом образе, усилпва/. тем сзйкй-.':

•о

■ ".' 13 - i. :: " ' _ . -

•этическое воздействие;' слВТё^ируя-л^жеакое язссйгхсакэ и •чсское описание события. В стихотворении. "^обсяггЁггр'^агсййз-

("Философия; деда*), и-.кангута бутти." ("а* сердца шит-ел вечно") /лэкгческбё -.эпическое--врааагзо. з ssjcessesi „' Jmr ß процессе C;j.iAtr;Lcr-r;~£3' "I5r»-

/нгнг' (Талса?асЕн -начинается 'с ".рассказа -о--сэгаг£а.''.11с2|? „reasssr пу'г.чи, 'утверждая 'верность--своей'teroootüKog.sscsc» а-хгря»-.-ге. п здйчесяое. ортанйчесм-. сотауется^б.-'в-зток'п^'тавсаегаи.С&ГЕг. эта- усилил эстетическую силу -в .^ййлойофсвй.потвнйраг' vtiso-срешш. . ..•.--' '

В 30-е тодч появвлась. .т.еедегайя, ааобйкения;'событий- ве в лос-т,ско-историческон аспекте1, -а в простом, 'его описании. OTcs-... : описательность стихов 30-х годса вдвух. тенденциях:; соастяе ■'.; :0стО;' описывается, пересказывается, а лирический пафбс его оста-•оя кэй.бк'з- тени.- Но опяеательность-. стихов-30-х годов. "козег ¿гь следствием- дефицита таланта поэта;-Однако' гакке-стихи есть поэзкк-'Уйгуяа-, 'Шакира- Сулайкана, .А.Укари, Г.Пулата и др.' ' -. .

Наблвдбвке';.пррЕ®оса' пррнййновеняя эпических элементов-в'ля- • яку в узбекской, советской поззии показывает,: что- эпическое кзо-эажение в лирике '-'находят - csoe- отражение в ряде тенденций. Рас- . .-стр::.".' их. -. .-- .'. ': -.

• Тенденция, о О' о б ш е н и я .(общественно-исторических о б v т и й в отдельно- взятах строках,, бейтах .истранах.По- . збяая тенденция своеобразно сфорйировалась.в калек, псззие,. и' окне-.образш ее- находим в,творчестве Т.Гуляма. Эта тенденция в-го'' гзбэчестее проявилась еце в-: 20-е- годы, а затек прочно утвер-олзсь-в'-яоеледущир-.. В. стихотворениях Г .Гуляма 30-х годов-в- од- ' зй стречке .'даемся ••историческое 'название.. Сйстортеесяая личность, зстярогь,' Теркины, обозначавшие псторичэские .события)., а перед зором .читателй' Предстает поэтическое воплощение делого истори-' зского сс'бнтия. Стихотворение "Тур1>сйб-.2уяларгяап ("На дорогах' 7PKCHÖ3")- написано.в такси.духе.

' Тевде^пм конйэйграции содернания в сбо&гевной - форме, -истори-эс-iizx 'соднмй. в-сдаоз-едшственной-«роге/ а. строфе яродолжает-я z"'в творчестве;:А.Аршювз.; З.ВахщЬва-,:.0Л&ттана' к,других поэ->в. В стихотворении А.Дрпвова "Узбскггтсн" одной строкой пред- • гавлёш: образ и сухость- ВайякоЗ.Отйчэствгяжсй ".войны, судденке ней, о её' *ердя*».;-вари^.йторя^ периодов.

-.".- .Тенденция: я з о- 6:р '¿ж е. а а я 1-дгфа^ннг кянясшегов

о -

и .;"" ■

н е с ко ль ким и строк а ми или, одно й - д в ум я строфами стихотворения. Литературные минисижеты в художественном произведении являются своеобразны;.! средством повышения' эпической сын стихотворения и выражения эстетического отношения поэта к действительности.' В поэтических произведениях литературные ыинистаеты:выражаются одной-двувд строками |или строфами. При использовании шшистаетов поэт руководствуется ха ветерок события или переживания. Подобная тенденция бытует и в заассической, и з советской поэзии.

1акза в своих газелях часто обращается к героям устного на-годного творчества ж письменной литературы. Поэтизируя этих ге ■роев, са в известней мере изобразил литературный ехжет, связан-еый с их жизнью.'Он как бы собирает. легендам;! воспетых влэбленн; кгнушвхчз е попадает их в свою газель. Литературные миняеккеты в газелях Хамзы способствовали усилении эпического в них.

Тенденция-ввода в. стихотворения образов народных героев.по-средствам знаномих читателю сюжетов наблюдается и-в лирике Г.Гу-хяка„ ¿гбета, Х.Аяимджана, Тйгуна, Шфтекира, Зульфин, А.Мухга-*ра г друтиг, узбекских поэтов. ■ '

Следовательно, обобщ81шоа'использование сюжетов классической письменной литературы, устного народного творчества в соединении с сшетом жизни, героя - это своеобразная тенденция в со-тарекеняой поэзли.В узбекской советской литературе используются яе только -сюжеты, с&чзаяные с любовными приключениями,: но и обос ■•пгаютвя героизм, мужество, смелость, трудолюбие и другие характер вне черты этих героев. Обращение к.'литературным минисшетам, отс ■бражалцш содержание, саму действительность в концентрированной форме, повышает эпическую насыщенность стиха, увеличивает эпические элементы ,в ней.

В современной узбекской поэзии известны миниеккеты в двух-, четырёг- таи вссьмпстрочаых стихотворениях. Е мяогострочных стихах шшисюжегн в зависимости от стиля, художественного замысла шпагг я' характера содержания, могут располагаться в начале, середине гаж тв згтце стихотворения.

:Ц OC5Tp?D®!BÍS CTHXOTBOpeHES С Г Я 3 Ч 3 Л 3 ДО лганца н г ® пз в -о в <о д в >о г о сквозного с ю ж е-чг CtesEsane пзсЕгеягщк гажтатваревЕй жквет давнзш традзищж"в уз-¿tesszzSt агизнтсяеШ шиазза. ДЬи.ттдз гсгцвфгга свкэтекх емшзтзоре-íizZ. "Е ггж„ шяййп&я'' 2ээ553Егша®''ъ шх, fessí- «ёгюзввтш es. - да-

раягера;-изображения событий в эпических л драматических проязвэ-" -?5нист. Веля, лаке' стихотворение целиком строится 'на 'одно«' сюсе-.'^ ■'■ те, то этот'сюжет является "либо началом, либо кульминацией,либо- ; заключением, либо нзлой системой какого-то-собнгяа^-1 закш. ехже?' не - является-.егяонпвг средством эпического ятрз^пн ^эйт- --вптельности, что .отличает его от -эпических я драагкаидд. гу—ведений. Многие части гажета. в нем. предстаззт в-незэзезчэннон виде,- Когда речь вдет о сшетных стпхотворенииях.1 в перзеЗ главе, мы их иногда называли событийными) в узбекской советской поэзии» ' то нельзя не упомянуть. имена таких поэтов, как :АЕбек, Г-Гуляк, А.Мухтар, Уиртемпр, Э.Вахидов, А.Арипов, ХДавран, У .Азимов. Ряд их произведений являются .-ярким примером сшетно-событийных. стихотворений.

Сюжетные стихотворения целесообразно изучать, разделав-их', по форме на две-группы. ■

I. Сюжетные стихотворения, созданные на основе, изображения событий реальности и повседневных забот конкретных персонажей. Свжеты в стихах этого типа близки сюжетам прозаических произведений, складываются непосредственно в процессе столкновения героев, их поступков. По этой причине такие стихотворения можно иногда именовать поэтическим очерком или рассказом.

• Другая черта слитных стихотворений заключается в. том, что они построены на сквозном сшете,. создающем повествование лирического героя; лирические медитации героя и его деяния составляют этот сюжет.

3 спжетных стихотворениях первого типа поэт становится на-, блюдател'ем 'действительности. Он изображает жизнь героя такой, -■• как она протекает и развивается. Он оценивает действительность, . но не ■ изображает своих переживаний и 'впечатлений.' Стихотворение АЙбека "Ойнисанинг туйя" ("Свадьба Айнисы"). написано в соответствии- с этик принципом. В нем изобрагено событие пропитого,-со-ставляяшее'сигет. "Маквунтод" {."Ива") Э.Вахцдова, "Тулки фалсафа-си" ("Философия лисы") А.Арипова могут сгуетть-примерок сшсетных -стихов первого типа. .

В последние годы в узбекской поэзии Езрско распространилась традиция создания агветннх стихотворений на основе легенд и мифов, интересных событий квзнн. Стихи З^Вахдцова, вошадше в цикл "Дониэишлог, латЕфзлари") ("Ааеггопг Дойгзвшлака™), написаны в

* Щукуров Н. 7сязйззр аа геащтр. -Тезкэнт: йзд-Г.Гуляма, 1973.

- С.134 (на узб-т.) . _..'

э-оы плаце.: Píffi произведений 'Д.'ДршЬва,- О.Ма*чана созданы наново -сгжетов»'. 'свойственных .'-эпический- и. ¿ракатяческам проазчед аиян. V

- •..•/Згс^г)?? -гж-от0гйых;-стшсогв'ореняй создается в виде расск s поЕюдаггчссяик' переживаний ' поэта 3 ■ подобного рода стихст ni •реняй' принципы гавгетосдовения ориентируется не на эпические, на лирические'опнсшИя. Стихотворение Г .Гуляка. "Кузагиш" (-"îïp< веды") ',- ,"i^n: :{"3sKanj : являются лучшими образцами подобного с-зо- г. сюкетосложения- -В нет сюжет ■ рождают: композиционные псотт íshzs различного тща»; котурне; местши^ыейяотся ' я переходят ш '•едаил айда- а другой.-, iîiior^ сти^и ^.Щйсзаде, -7'Ггука, А,:,1ухт; ЛЛрзаова.созг.аны" совмещением,различного, типа ко»шрзнциоыкых;

Тёндеаата - ;с'о з д а н и я сюаетоз п о с-р едет во л s р и-ч s с г. s х от, с т у п л é н и й.; Сюжет ¿..образозаннь д^тесяицз.отсгуЕЯгшааи»'. всегда'-;'своеобразен.. Зилчесяое' нзобр

воз-шпае на основе- лщэическсгс отступления; повышает зззйфз-зяачиаоезд а звтет.ичвезфз' силу - стиха ; Ст ихбт'ворбзиЬ

-"Бу одах■-уйяда-;1штой асракас" ("Зтс? человек не дзр™ жаат*» aàsé") "теку -яркий пример. В. эток-маленько« произведения jacEpüra -больная и страшная правда.': \

' Ирл -описании, действительности лирическое отступление - в. по зва -везэг прдгбрэгать* различите., взды и .форкы,: воссоздавая пэра загшг. ' - '

Тендбндгя - и с п о л.з з о вал к я я are ад. z м и 5 о з з создааии-'санзта.' Описание легенд и мифов в- лирической поэзил базваёт различного тина.,Тенденция поэтического перескас; дэгенд s. asios стаза : важной. фграой; -создания сюжёта. Легетаг -а

глубока .раофываат, психологию,1 жизнь лирическогогероя, "о: раз егс- -кксдей, ^го отношение к-ладяя,- обществу, природе, едву сслсн. 2»зд48я0'' в художественную тюань : стихот вореннл «нфа или лзггяг? 4фщ$9е..с0явфтт его- шотрело&фоть' и -йюгозначзйсть. Tas; craa33s^esES Lïîymipa'' ^зеваа*? заканчиваете;

гутэтНсЛ сбрщанием-к. девуокаа.аа-одёвать. мяв-ФЙя,4В'-этб£,-стрсаз нанёл, своа.огражеязб худсжестзенный gátajaék .uqata.: рдспс атрйкзет «уг^аог^'кеаовайа» -.в'щ мировоззрение» '

'.Еегешш'-в-'ища 'исто -вкрапить, а'^вебольяшв стихи,-Так,: в ч-.

Гзп±а,' бу айадЕЗ. садэ -Зулади«. . Пгдг^г дтгшгаг .га£о-<5*лада, . .

И'скоая бир-бйрэ: егунича тс-Гргада бу дунё адо булади1.

Саузай, это будет вечный звон, Врагом у нгцбго будет япцзё,

?.'ежду- тем яоноп лрздет- зсз^?.

(Еодстрочаай псргтсд назС-

Отобраяение действительности посрезсггся дгг^лг г «Эст згсрого тина каяно -подразделить на несксгь:-^ г^ог;

а) приведение строк, которые изображал? ссоьтил, с з -

з а а а и е с к и з н ь и г с р о о в легенд г и г -; о е, которые выполняют Функцию обеспечения собнтзйзсстг э лз-.

б) тенденция обобщение легенд и а и ф о з, связанных с релвтгозн к к и обрядами. 3 поэтических карт шах. этих произведений используется терющя и понятия, отрагапцие,- судестзо релагяозньк обряйов-и религии. Стихотворение Айбеха "Онамни эслаб" ("Вспоминая мать") монет служить примером тенденции этого типа; •

в) теаденпия обобщения легенд и - а и -з н е вн ы х с о 6 ы т и 2, связанных с, ж и з я ь ю и с 5" о р и ч е ~ с у и х личностей. Изображал-в лирика важные события,. происходившие в яизни исторических личностей, отдельные згапк .их жизни, поэт б образах и метафорах воспроизводит - историю во всем

с-э масштабе и временной сяедаЗяке,- 3 творчестве таких классиков узбекской советской литературы, так Г.Гулям, Айбек, Млртемир и другие, можно встретить яркие образцы .лирических стихов на историческую и мйологическую тематику.

Традиция воссоздания исторических"событий и-истерических лиц в лирических стихах продолжается и в сбврзкешо® абэ?чи.

Во всех видах художественной литературы имеется метод ото- . брожения идей, стиль изображения'- событий, лиц,- кнелей. Однако изложение мысли во многом связано с характером и приндшгом 'каждого •литературного героя я жанра произведения-."''Хотя -лирика »возкеяно, в стеснена, ограничена в изображении действительности .по сравнению с драматическими 'я. эпическими Хфонзведеяиямя, и тем не менее этот данр веками не. утрачивает, своего.блзска.совераеяства'и могущества.'

1 Орисов А. Яиакар звмони. - Тсгнзэнг: Г.Гулом номэдаги адабиёт вз езъ'ат нашриёти,-1387,. - 531-бег (на узб.яз.).

IB

Лирика имзвт огромное значение в доведении до сердца читателя личных котквов поэта, его отношения к действительности,его стремлений, чаяний, воззрений, миросозерцания и т.д. Чтобы показать цаштаб событий духовному взору чзтателя, огромнее значение долано придавать эпическому началу з лирике; роль его здес saszsa.

В процесса изучения исторако-тесретичзсхого содержания лир] ч=*за>го я зшкескаго в поэзии, форг-щрования 2 развития эпически: ssssshtos в лирике Kä пришли к слэдуюцик з н з о д а и.

в лирика субъективен в переживаниях и самовыражении. Ed з згой. c7&ssxeehocxs есть и объективные элементы, передалдпс еэ только личное позга, но я личностное целого поколения и того вреиезя, в которое оз живет.

Поэт з седей лвряке выражает аз только чувстга и перехива-hes свои собственные, яо и события, своеобразие истории, но и эмс эзэнальао-зкспрессивное отношение . к этш событиям. И вот . с этой событийностью и масштабным отношением к нему и связано по-явлениз "шпчзского элемента, .энизма в стихотвооных произведениях дярг^вскогэ каяра. Усложнение и углубление лирического, его трансформация в эпическое в пределах лирического жанра приводит г формировали!) эпической направленности стихотворных поэтически: форН. ■

В поэзии так se, как и в других малых лирических формах,постоянно происходят диффузия жанров, сбогащ&чие одних аанров за счаг друт".~. жаЕровък структур, что приводит к структурным из:.ш~ Ееяяяи в конкретных поэтических форках. И этот процесс, сложный z ютгозначный, raise ксе&г способствовать эпической концентрации изображения, насшеншэ содержания эпической событийности, пояатаягэ э яаричзекяс галрах эпических элементов и эпической ЕЕТОНацйГ., Е23Ч0СХ0Г0 стиля.

Очев^ю, рационализм ггшлшия, философская глубина разду-isSrepcs, 1г.таяссшзя.в эпической тональности, таете опособству-ет ззегсегэй ксягйнтрации содержания в 'лирически чакрах поэзии. Sssca. езс^йзеекз оалнчать различные форкы и канрн лиргкеохой • ¿¡Зййа öaT'üissPiBopHKS лшрачЕвсяда: жзяров.

" '¡г литср^'-ут-а^д-'-пе эпический 'Шй&еш в лирике

tu. „i^if üit. лнаИ'п: "пгрсаззжБая -хцрдка'', "поесст-

-' ■ ...... i■ ... ——.... «олри!^ ъ JZ-'.j..J.-J jновелла**,

7 . -T*: " " — Т' ЕСТЬ П "ПиТГгзТКИ СSZ

подобное явление в лирике своеобразны?.! -ачрси.

Наличие эпических элементов в лирике - яглэягэ худспестезк-йо ';яконс;,'ерно9, следовательно, -п лирическое ? псззяз гшгтаскоЕ, а такке во кяогих. sancas зтгческото плана таг. -е "-—ь^з^дно .Однако в эпических произведениях, напясапкцх в еггхгг z zz— рячозяоо изображение-не кот.ег достичь тон î Функции, которая выполняется лирической поззпг£.

Поэзия оперативно откликается на происходя!^ з тг^зг-гг'^з. Эта особенность лпрнка своеобразна, требует больпга срзтгтз реализации, приводя и к формированию, эпического з лирической дзе— бразееяка. Уровень эпического в стихотворении зависят от содержания собцтий эпохи. Так, в предреволюционный период, а затеи.- ъ 20-е годк в лирике наши свое художественное отображение революция, гргкцанская зоЕна, освобаетопие кевдиа, борьба с предрассуд-ivs-'ii; в 30-50-е годи в ней героизировались ляд я труда, возгону лир'.гческсе в поззек как бы отходило на задний плел, а эпическое совпало простор для изображения, что впоследствии привело к по-зестЕОвательяостп в лирика. 3 поэзии Отечественной войны и последних лет это соотношение в известной мере -устранилось, изгонялось: в поэзии наблюдается взаимопроникновение, дйбфузия лщжяе-ского я эпического изображения. Однако з соэзяи последних лет зпи-чеояпе злемеяты стали неотье«лег.юй часть? лирика, что свидетельствует -о сформированкости в узбекской советской лирике эпического изображения, превратшзвгося в необходимое и подчиненное заутренним законам и закономерности.'.! положительное явление в лирике.

3 процессе использования эпического в лирической поэзии узбекские поэты смогли накопить своеобразный опыт концентрирования средств изображения собвтий. В последние годы появились чрезвычайно яасщеняке по содержании стихи, в которое в одной или нескольких строчках, строфах ограяеян большие события. 3 таких сти-сотЕсренялх часто изображаются исторические личности, литературное героя, географические кэста чрэзвучаГдой исторической значимости. Подобный прием эпического изображения дает возможность поэту на описывать собетпя, а воссоздавать их в сжатых художественнее $орках. •

Эпическое- изобретение, возникшее в результате лирических отоплений, такае является вазшп* фактором создания сюжета в лири-гескон стихотворения. Сдо «caes быть результатом зспользо-

Е5Н2Я ■ образов рародщЕ£:геррзз, .легегщ е шфаз-, вкраадзЕинх- в .згдогг-СЕьеЕ^Э' лярическаю' егашшор&ажй. '

.Настоящая-работаявляется началом 'исследования проблем эпи чесгого•изображения а лирической-поэзии, поэтому ко представляется возможным -в пределах одной диссертации охватить все сторон г"'трачи этого явления* но поставленная в диссертация задача ха-ракгвриогякй'эпического в лирика решена достаточно глубоко и мнаггогсрояде."-

' СЬЕоваое-содергаяие Д2сс8рт2ции-отражено в следунзих опуо-.ыцалевЕах-работаз::

I, Традиции лиричаского и эпического изобретения //Брогж-За^рват* 1931; - 0 е.. (на узб.яз.).

: 2.-Хщ)5ка.и жизнь //Брогшора. - Ташкент: Знание, 1991. -23 с. (из узб.яз.-).

•ВпятасЕЗз.'алвкента• б юмористических стихотворениях Г.Гу ляма/,/2ацрогы сатиры и ямора в литературе народов Советского "Застав-..-'Самарканд, Т5В5. - С.98 (на узб.яз.).

4. Зст^т'ЕчэсЕое значение-лирического изображения в даста-зах- А.Яавэи''"^архад.и- Ширин", -"Лейли и Медзнун" //Вопросы изу--5ВЕ2я'*1£1гса?. А Лавой.:.-- Самарканд., 1989. - С.Б9 (на узб.яз.).

5. Традсгги эпического изображения в'лирике Аскада Кухта-ра //Вопросы градйаки и-новаторства в узбекской литература. -■Самарканд, С.74 (на' узб.яз.).

€. .Гласность/^поэтическое наследие //Тезиса докладов на-тчйо-1€срегаческой конференции,«ододнх учених-обяе-ство седов "Паресгройва и вапгозгльа'нй- вопрос". - Самарканд, 1390. - С,37.

7. Зобнгг&юсгь- в лирика ''Алиаера Навои //Проблемы изучения тк^псского' наследия-Ажзвра'. Навои. - Сагаркавд, 1930. -0.123 (за узб.яз.). . ■

в. Эпическое изображение и стиль в лирика (на примерах- . лйвйке: Чу-гаака к Тагана Паскрь ) /Лйтераалн традгщ$ч>н«ой нзу-ной кафгршцгг-полодых ученых, филологов республика. - ,

13Э1« ■ {т ■зъй+яг.) .