автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Эпические традиции и становления повествовательных жанров ногайской литературы 30-40-годов

  • Год: 1997
  • Автор научной работы: Курманкаева, Мадина Менглибиевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Махачкала
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Эпические традиции и становления повествовательных жанров ногайской литературы 30-40-годов'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Эпические традиции и становления повествовательных жанров ногайской литературы 30-40-годов"

Сг; ДИССЕРТАЦИОННЫЙ СОВЕТ Д. 003. 28. 01.

В^НСТИТУТЕ ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА им. Г. ЦАДАСЫ

ДАГЕСТАНСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК __ -

На правах рукописи

КУРМАНАКАЕВА Мадина Менглибиевна

ЭПИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ СТАНОВЛЕНИЕ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫХ ЖАНРОВ НОГАЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30-40 ГОДОВ

Специальность 10,01.02 — Литература народов Российской Федерации

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Махачкала — 1997

Диссертация выполнена в. Карачаево-Черкесском государственном педагогическом университете

научный руководитель

доктор филологических паук, профессор Бекизова Л. Д.

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОППОНЕНТЫ

док юр филологических наук, профессор Абдуллатипов А. 10., доктор филологических наук, профессор Абуков К. И.

ВЕДУЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Институт истории, филологии и экономики Кабардино-Балкарского научного центра Российской академии наук

Защита состоится 10 мая 1997 г. б 14 часов на заседании Диссертационного совета Д, 003. 28. 01 по защите диссертаций па соискание ученой степени доктора паук II Институте илыка, литературы и искусства им. Г. Цлдаси Дагестанского научного центра Российской академии наук.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Дагестанского научного центра Российской академии наук (367030, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. А1. Ярагского, 75).

Автореферат разослан « Т » ______й'кЬ^М-М*™!____ 1997 г.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Взаимодействие национальных эпических традиций и нового эпоса в новопнсьменных литературах, сформировавшихся за семьдесят лет своего развития как органическая часть единой многонациональной литературы страны, является задачей актуальной и своевременной для исследуемой нами ногайской литературы.

До настоящего времени не выработаны методологические принципы, кониепцип исследования «мпогодомиостп» литературы, создающейся па одном языке с опорой на единые этнокультурные и фольклорные традиции. Литература ногайцев, проживающих ныне компактно в Карачаево-Черкесской Республике, в Дагестан«, в Нефтекумском районе Ставропольского края — на исторической родине, а также за рубежом (Турции, Румынии), не является в этом смысле исключением. Подобно литературам адыгов — черкесов, кабардинцев, татар и др., ногайская литература традиционно рассматривалась в контексте того или иного региона. Выработаны терминологические определения по факту сушгспюваипя единоязычных литератур под разными названиями, в данном случае, ногайская литература Карачаево-Черкесии, ногайская литература Дагестана и т. д.

Время демократических перемен, наметившиеся тенденции возрождения этносов обусловили новый взгляд на историю культуры как целостного явления. Кроме того, отечественное литературоведение в последнее время активизировалось в попытках нового прочтения становления и развития национальных литератур с позиций историзма, с учетом их генетической общности, единства художественного менталитета.

В реферируемой работе понятие «ногайская литература» подразумевает литературу ногайцев Карачаево-Черкесии и Дагестана, объединяемых на основе единства языка, этнокультурных и фольк-лорно-эппческих традиций. Необходимость такого подхода продиктована не только социокультурными, но и историко-литературными, теоретическими п практическими задачами. Этими же задачами обусловлен выбор характеризуемого периода — 30—40-е годы XX века, когда ногайская литература предстает в новом эстетическом качестве.

Отсутствие монографических исследований но истории и теории литературы ногайцев как Дагестана, так и Карачаево-Черкесии предопределило тематические рамки исследования, ограничивающиеся 30—40-мн годами, периодом, когда закладывались основы новой ногайской литературы.

Ракурс исследования — «Эпические традиции и становление повествовательных жанров ногайской литературы 30—40-х годов» — также обусловлен исследовательской задачей проследить процесс формирования литературного эпоса в его преемственных связях с эпическими и этнокультурными традициями парода.

Исследуя одну из закономерностей историко-литературного процесса как взаимодействие национальных эпических традиций и нового эпоса ногайской литературы, сформировавшегося в основных контурах уже на первом этапе развития, в 30—40-х годах, обращаясь к истокам ногайской литературы, прослеживая генетические корни эпических форм в творчестве Б. Абдуллина, X. Булату-кова, Ф. Абдулжалплова — родоначальников повествовательных жанров, мы говорим об обновлении национально-художественной традиции, о новом качестве эпического в историко-литературном процессе.

Неоценимым подспорьем в осмыслении и научном исследовании поставленных задач послужили издания последних лет ИМЛИ им. Горького Российской Академии наук, прежде всего «История советской литературы: новый взгляд», 1 и 2 части, по материалам Всесоюзной научно-теоретической конференции (М.: Наука, 1990), «Способность к диалогу», части 1 п 2 (М.: Наука, 1993), «История национальных литератур. Перечитывая п переосмысливая», выи. 1 (М.: Наследие, 1995), а также труды северокавказских и дагестанских ученых и другие повейшне публикации многонациональной критики и литературоведения. Это касается не только публикаций последних лет, по и тех работ, в которых нашел отражение идей-ио-эстстнческнй опыт развития литератур народов бывшего СССР. Среди них теоретические труды Г. Ломидзе, Н. Надъярных, 3. Ос-маповой, К. Султанова, Н. Воробьевой, Л. Егоровой, Г. Гамзатова, Р. Юсуфова, 3. Кедриной, С. Хайбуллаева, 3. Акавова, М. Гусейнова, Р. Мамин н других, составляющих опору нашего исследования.

Многовековая эпическая традиция, выраженная, прежде всего, в монументальном эпическом творении народа эпосе «Эднге», сыграла существенную роль не только в эстетическом развитии ногайцев, но и в формировании национально-эпического и художественного сознания.

На конкретном материале творчества зачинателей новопнсь-меннноп ногайской литературы Карачаево-Черкесии и Дагестана в данной работе предпринята попытка рассмотреть проблему взаимодействия фольклорно-эиических и литературных традиций, раскрыть роль эпических традиций в формировании новых жанровых структур — повести и романа, исследовать закономерности развития литературных 'эпических традиций. В работе прослеживается роль эпических традиции в формировании стилистических особенностей поэтики первых образцов прозы, романа и повести, их влияние на принципы воссоздания национальных характеров и национального колорита.

Вопросы жанровой преемственности, рассматриваемые нами на материале прозы основоположников ногайской литературы Карачаево-Черкесии и Дагестана X. Булатукова, Ф. Абдулжалнлова и Б. Абдуллпна, дают возможность осветить ряд историко-литературных и теоретико-методологических аспектов. При этом важно помнить о том, что тенденция развития крупных эпических форм в литературе во многом обусловлена существованием в фольклоре ногайцев стойкой эпической традиции героического эпоса, а также лпро-эпоса индивидуальных поэтов XIV—XIX веков.

Фольклорная традиция, включенная в литературный контекст, обладая известней пслнвалентнсстыо, оказала воздействие на язык и стиль повествования, на образность и символику языка, на поэтику, идею п проблематику произведении, на их философско-нрав-ствсшше основы.

Филологически и анализ творчества ногайских прозаиков 30—40-х годов позволяет не только определить типы фольклорпз-ма, но и выяснить некоторые закономерности как спепифпчсскн национальные, так и общелитературные.

Немаловажным фактором становления п дальнейшего развития литературных форм эпического повествования в ногайской литературе является усвоение слыта развитых литератур, эпических традиций русской классической и советской литературы, в первую очередь.

Развитая в ногайском фольклоре эпическая традиция, о чем свидетельствует исторпко-героическнп эпос, составила прочный фундамент новей литературы. Она давала во' >;ожпеснь творческого освоения сныта иноязычных литератур многонациональной страны, г, контексте которых и развивалась ногайская литература как в Карачаево-Черкесии, так и в Дагестане.

Словом, новый эпос ногайцев, связанный с зарождением, становлением и развитием неведомых ранее жанровых форм повести и романа, вобрал в ссбя эпическое дыхание .истории, быта ногайского народа, отразил различные периоды исторической судьбы, что определило эпическое содержание прозы двух наиболее ярких представителей ногайской литературы Карачаево-Черкесии и Дагестана — X. Булатукова и Б. Абдуллина. Эти проблемы исторического бытия народа в связи с переломным этапом — революция 1917 года — находилась в центре внимания нопонпсьменных литератур Северного Кавказа и всех народов бывшего СССР.

В своем анализе творческого наследия основоположников ногайской прозы X. Булатукова, Б. Абдуллина мы исходили из выработанных современным академическим российским литературоведением положений, касающихся, в основном, новых методологических под.ходов к творчеству репрессированных писателей, понятию социалистического реализма, в рамках которого шел процесс становления жанров в ногайской литературе, понятию внутрпкуль-туриой н внутриродовой диаспоры п другим основополагающим факторам.

з

Актуальность исследования творчества основоположников прозы в ногайской литературе, новое прочтение истории, выявление национальных особенностей воплощения бытия народа, осмысление проблем историзма, роли эпических традиции в формировании повествовательных жанров и нового эпического мышления художников слова предопределили отбор фактов, нроблемность, методику и методологию диссертационного труда.

Эти методологические подходы к осмыслению многонациональных литератур Кавказа обнаруживают себя, прежде всего, в трудах Г. Гамзатова «Преодоление. Становление. Обновление» (1986), Г. Мусахановой «Татская литература» (1992), Ю. Тхагазитова «Духовно-культурные основы кабардинской литературы» (1994), К. Султанова «Национальная литература как система художественных ценностей», А. Мусукаевон, К. Шаззо, А. Схаляхо, А. Аб-дуллатнпова, ]\. Абукова, В. Тугова, X. Бакова, А. Сикалиева, 111. Курмангуловой ц др. В этих трудах нас интересует тот аспект исследования, где соотносится «концепция ускоренного развития литературы с концепцией духовно-культурных основ национальной литературы» (Ю. Тхагазитов).

Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работы состоит в исследовании процессов зарождения п развития системы новой литературно-эпической традиции, осмыслении творческого наследия Б. Абдуллипа, X. Булатукова и других, заложивших в 30—40-е годы жанровые основы романа, повести и драмы в тесной связи с национально-культурными и фольклорно-эпическимп традициями ногайцев.

В соответствии с этой целыо предполагается решение ряда задач:

— всесторонне рассмотреть творческие биографии репрессированных писателей и определить их место как зачинателей литературы в историко-литературном процессе;

—• проследить национальную специфику, язык, мир художественных образов, поэтику первых произведений прозы ногайской письменной литературы в связи с эпическими и национально-художественными традициями народа;

—■ в ходе сравнительного и сопоставительного анализа творчества основоположников ногайской литературы Б. Абдуллина и X. Булатукова выявить единство историко-литературного процесса, общность, закономерности становления жанров прозы в контексте формирования новой жанровой системы в литературах народов Северного Кавказа;

— показать роль факторов, определивших типологические особенности жанрового развития письменной ногайской литературы.

Методы исследования. Основной метод исследования состоит в учете конкретных фактов литературного развития ногайцев, начиная от древних форм (эпос «Эдиге») и до литературно-эпических произведений родоначальников ногайской литературы нового этапа ее развития.

Сравнительно-сопоставительный анализ творчества зачинателей ногайской литературы проводится на фоне общего литературного процесса национальных литератур Карачаево-Черкесии и Дагестана, а главное — определяется эстетический урон, нанесенный истории ногайской литературы отторжением ее родоначальников в лице X. Булатукова и Б. Абдуллина.

Важнейшим методологическим подспорьем, обусловившим новые подходы к периоду становления и развития ногайской литературы, осмыслению творческой судьбы зачинателей литературы, явились основополагающее груды известных ученых литературоведов ИМЛИ им. Горького Российской Академии наук;.

Научная новизна. В исследовании впервые сделана попытка восстановить недостающее звено историко-литературного процесса — творческое наследие родоначальников ногайской литературы Б. Абдуллина и X. Булатукова, репрессированных в 30-х годах.

Научная новизна исследования заключается в том, что произведения первых ногайских профессиональных писателен анализируются не только в идейно-тематическом, идеологическом планах, но и с позиций сегодняшних подходов к историческим судьбам репрессированных писателей, а также с намерениями ликвидации «белых пятен» истории родной литературы.

Теоретическая и практическая значимость. До настоящего времени не создана история ногайской литературы, не осмыслено монографически творчество родоначальников литературы, в том числе и репрессированных писателей. Нет творческих работ по поэтике новых жанровых форм прозы, не освещены актуальные проблемы взаимосвязей литературы и фольклора, этнокультурных традиции н литературы, роли русской литературы в развитии литературы ногайцев.

По мере возможности мы касаемся всех этих аспектов литературного развития.

Выдвинутая в работе проблема формирования повествовательных жанров в их связи с национально-художественными и фольк-лорно-эпнческнми традициями ногайцев рассматривается впервые.

Исследование данной проблемы имеет не только историко-литературное, но и теоретическое значение, так как даст возможность выявить национальные основы художественного мировнденпя писателен, проследить преемственные связи национально-художественных эпических традиций в новом литературном эпосе ногайцев, основы которого во многом были заложены в творчестве родоначальников литературы Карачаево-Черкесии и Дагестана X. Булатукова и Б. Абдуллина.

В этом смысле в работе предложены механизмы анали?а поэтики произведений названных писателен, способствующих выявлению

История советской литературы: новый пзгллд. Ч. 2. — М.: Наука, 1900.; История национальных литератур. Перечитывая н переосмысливая. 13ып. 1. — М.: Наследие. 1995. Способность к диалогу. Ч. 1. — М.: Наука, 1993. Способность к диалогу. Ч. II. — М.: Наука, 1993."

эпической традиции, национальной самобытности й своеобразия их творчества, мира художественных образов, созданных ими.

Выводы п положения, выдвинутые в исследовании, важны при создании единой истории ногайской литературы, при написании теоретических трудов по проблемам фольклоризма в литературе, по осмыслению эпического наследия ногайского народа и его роли па том или ином этапе становления и развития новых жанровых форм.

Практическое значение работы состоит в том, что она может быть использована в качестве пособия для студентов, изучающих курс литератур народов России, а также в ногайских школах в качестве методического пособия для учителей и учащихся. Кроме того, основные теоретические положения, обобщения и выводы могут послужить необходимой опорой для составителей учебников и учебных пособий по ногайской литературе для школ и вузов.

Апробация работы. Основные положения работы впервые были заявлены и осмыслены нами в дипломной работе «Национально-художественные традиции ногайцев в прозе Б. Абдуллина», которые затем легли в основу данного диссертационного труда. Отдельные положения реферируемой работы были изложены па научных конференциях преподавателей и аспирантов КЧГПУ, опубликованы тезисы докладов, материалы к лекциям и статья в журнале «Половецкая луна». Диссертационная работа дважды обсуждалась на кафедре литературы Карачаево-Черкесского госпедуии-верситета и рекомендована Ученому совету для представления к защите.

Объем и структура работы. Исследование содержит 155 страниц машинописного текста, состоит из введения, двух глав и заключения. Приложен список использованной литературы, включающий 120 наименований.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Основное содержание работы изложено во введении, двух главах и заключении.

Во введении обосновывается и мотивируется избранная тема, указывается на назревшую необходимость решения выдвинутых задач для истории ногайской литературы, обосновываются ракурс исследования и его основные аспекты, связанные с эпическими традициями ногайского народа и формированием новой жанровой системы, указывается на необходимость восстановления творческих биографий репрессированных писателей и изучении их наследия в контексте литературного развития страны 30—40-х годов. Кроме того, заявлены программные принципы воссоздания единой ногайской литературы независимо от места компактного проживания творцов литературы. Эта заявка реализуется в процессе исследова-

кия произведений прозы, написанных на едином ногайском языке и с опорой па общенациональные фольклорно-эппчеекне традиции.

В первой главе «Фольклорно-эпччсская предыстория развития ногайской литературы нового этапа» автор придерживается тезиса о том, что основой любой художественной культуры являются творения народа, его фольклор, его эпические памятники. На протяжении своей многовековой истории ногайский народ создал богатейший фольклор — предания, сказки, пословицы, поговорки и песни разного содержания. В эпосе нашли тематическое и эстетическое воплощение не только наиболее важные исторические события, факты, деяния героев, олицетворяющих народный идеал, но и художественный менталитет, эстетический идеал.

В главе характеризуются эпически;1 жанры фольклора как устной поэзии, так и прозы, выдвигается тезис о необходимости учета не только фольклорных эпических традиций, но и традиций, заложенных в литературном наследии лоэтов-письменннков XIV—XIX веков. Их творчество (Шал Кийиз Тнленшн улы, Асан Кайгылы, Казы-Тувган Суюншн улы и др.) впервые подвергается анализу с целыо выявления лптературио-художсствсппых эпических традиций ногайского народа.

Трудности исследования состоят в том, что и до сегодняшнего дня остается нерешенной проблема художественного наследия поганцев, связанная с эпическими традициями и эпосом «Эдиге».

Как и эпос других тюркоязычных народов (казахов, киргизов), генетически близких к поганцам, эпсс иогайцев историчен: в нем сильна историческая тематика, действуют реальные исторические лица, связанные с известными ханами, их деяниями.

Формированию н развитию ногайской советской литературы способствовал весь арсенал идейно-эстетических средств, накопленный, прежде всото, в устио-поэтнческом творчестве, в его древнейших эпических памятниках «Эдпге», «Шора батыр», «Сорок ногайских богатырей», «Копланлы батыр» и т. д.

Составной частью художественных традиций, фактором огромного культурного значения является творчество древних профессиональных поэтоп, начало деятельности которых датируется исследователями XIV веком. Эта традиция не прерывалась вплоть до XIX века. В трудах ногайского исследователя-фольклориста А. Си-калпева разработаны проблемы, связанные с творчеством дореволюционных поэтов — Шал Кнйиза, Асана Кайгылы, Досмамбета Азавлы и др. С осмыслением лпро-эпнческих, гуманистических традиппй их наследия, уяснением непреходящей идейио-эстетичес-кой значимости открываются новые грани исследования повествовательных жанров, роли эпического наследия в их становлении.

Большим подспорьем для характеристики традиционной эпической культуры ногайцев явилась недавно вышедшая в свет монография ногайского ученого-фольклориста А. Сикалиева «Но-

гайский героический эпос»1. В этом труде впервые ногайская эпическая традиция рассматривается как общенациональное достояние.

Все это облегчает нашу задачу в деле характеристики того, что собою представляло эпическое наследие ногайцев, в которое корнями уходит созданный уже в 20-м столетии новый литературный эпос с его новыми темами, идеями и образами. В диссертации заявлена важная мысль о преемственности и новаторских чертах эпической традиции ногайцев.

Большое значение в деле научного осмысления и воссоздания национально-художественных традиций имела деятельность первых ногайских просветителей и деятелей культуры, в особенности А.-Х. Джанибекова, который собрал и систематизировал материалы устного народного творчества под названием «Сокровищница слов»2. Он одним из перовых понял роль фольклора — главного и важнейшего источника литературно-художественной деятельности народа.

Эта просветительская работа способствовала осмыслению начинающими литераторами духовного наследия, закладывала прочный фундамент будущей литературы.

Как было указано, слагаемые национально-художественных традиций ногайцев следует искать в их богатейшем фольклоре и творческом наследии дореволюционных поэтов-письменннков.

Исследователь-литературовед Е. Лизунова, размышляя о национальных истоках казахского романа, справедливо заметила, чго «опыт эпической традиции оказал влияние на становление казахского романа. Развитие и накопление повествовательных тенденций подготовило почву для возникновения в литературе нового жанра... Питали казахский роман эпическое народное творчество, поэтические традиции и художественный опыт русского реализма»3. Говоря о слагаемых формирования новой жанровой системы в письменной литературе ногайцев, мы целиком придерживаемся данного тезиса ученого.

Исторический опыт ногайского народа, нашедший выражение в его культуре, оказал решающее влияние на идейное содержание п художественную структуру нового эпоса. Родоначальники прозы, опираясь на эпические традиции, стремились охватить основные факты действительности, которые, несомненно, составляли оснозу композиции их произведений.

Здесь же подчеркивается мысль о том, что стиль повествования ногайского эпоса определен установкой на достоверность, он тяготеет к реалистическим деталям жизнеописания. Эта традиция найдет продолжение в литературе 30—40-х годов XX века.

ь Сикалиев А. Ногайский героический эпос. — Черкесск: КЧНГПИ, 1994.

2 Джанибеков А.-Х. Соьз казнасы яде нога» фольклоры (Сокровищница слов, или ногайский фольклор). — Камызяк, 1994.

3 Лизунова Е. Современный казахский роман. — Алма-Ата, 1964.

Взаимосвязи литературы и фольклора — двух разновидностей художественного мышления — существенная закономерность развития мировой литературы. Без верного понимания всей совокупности проблем фольклоризма в литературе невозможно решение таких важных :.адач, как традиции и новаторство, национальная самобытность и народность литературы, проблемы преемственности исторического прошлого и настоящего п т. д. Без исследования художественных традиций устного поэтического творчества не может быть решена и проблема развития художественного мышления.

Историческая судьба парода, междоусобица, межплеменные распри, недальновидные деяния ханов — все это составляет эпическое содержание сюжетных произведений дореволюционных поэтов и представляет начало художественного осмысления истории ногайцев с древнейших времен. Яркий пример тому творчество Сыбра йырав, явившегося патриархом ногайских певцов и поэтов, крупнейшим носителем традиционной эпической культуры парода в XIV веке, п Шал Кийпза, наследие которого относится к XV столетию, и других.

Народные сказители и поэты в своих произведениях аккумулировали оценку наиболее важных событий, происходивших среди ногайских племен и с ханами Золотой Орды.

Развиваясь во времени, эпическая традиция, нашедшая выражение в поэтических монологах, сюжетных поэмах на историческую тему, донесла до нас индивидуальное мастерство выражения событий далекого прошлого, способы создания характеров и портретов реальных исторических деятелей культуры ногайцев.

Во второй главе «Национально-художественные традиции и собственные пути. Жанровые, тематические и художественные особенности прозы Б. Абдуллпнап X. Булатукова» подробно исследуется процесс становления литературных жанровых систем, в том числе п повествовательных, на первом этапе пх формирования — 30—40-х годах. Как одна из важнейших закономерностей этого процесса, начавшегося повсеместно, отмечается обретение молодыми литературами крупных эпических форм прозы — повести и романа.

В ходе литературоведческого анализа, впервые предпринятого в рамках монографического исследования произведений репрессированных писателей Б. Абдуллпна1, и X. Булатукова2, воссоздается концепция жанрового развития ногайской прозы 30—40-х годов, процесс формирования эпически значительных ее форм — романа, повести и др.

' Абдуллин Б. Кыр баьтпрлери (Герои степей). — Махачкала, 1932; Абдул-лин Б. Душпан еилънлдп. (Враг побежден). — Махачкала, 1932; Абдуллин Б. Батрак — Л1ахачкала, 1932. Абдуллин Б. Банлык эсириклигннде (В опьянешш богатства). — Махачкала, 1934; Абдуллин Б. Кызыл шешекейлер (Красные цветы). — Махачкала, 1934; Абдуллин Б. Белеем иигнт (Активист). — Махачкала, 1931; Абдуллин Б. Эмбек енъгенде (Когда победит труд). — Махачкала, 1934.

2 Булатуков X. Экн ншав (Две жизни). Перевод па ныне действующую графику с латинской Б. А. Карасова — Черкесск, 1967.

ПервЫе опыть! Б. Абдуллнна, X. Булатукова, Ф. Абдулжалило-ва и др. на пути создания реалистических художественных произведений свидетельствуют о стремлении к углублению социально-исторического видения действительности, к выявлению причинно-следственных связей развития образа героя и саморазвития сюжета. Реалистическое осмысление действительности происходит путем соединения привычных приемов, идущих от эпической традиции, с пнсьмешю-реалистпческнмн.

Важно сказать и об обозначившейся роли личного самосознания писателя, возросшего в связи с его участием в происходящих процессах.

Элемент личной биографии автора, его судьбы как части общенародной судьбы и биографии, непременно наличествует в произведениях 30—40-х годов н не только в автобиографических жанрах.

Художественное исследование собственной судьбы, судьбы отдельного представителя народа в связи с общественно-политическими событиями 20—30-х годов открывали писателям путь к значительным фплоеофско-нравственным обобщениям, показу страданий, угнетения парода в прошлом и раскрытию будущего через собственную судьбу. Живая жизнь со всеми ее деталями составляла содержание произведения, создаваемого писателями-прозаиками первых лет формирования жанров. И жизнь, н герои в этих произведениях были узнаваемы, ибо за каждым фактом стояли явления, знакомые и привычные, а за каждым героем — реальное лицо, известное аульчанам.

Проблемно-стилевые поиски тех лет можно обнаружить и в произведениях основоположника жанра романа в ногайской литературе первого этапа ее становления Б. Абдуллнна. Они выразились в раздумьях о наиболее оптимальном жанровом воплощении материала новой действительности. Закладывая основы повествовательных жанров родной литературы, ее основоположники определяли типы повествования — историко-соцнальпые, автобиографические, исторические и историко-революционные.

Официальное провозглашение права ногайского парода на ликвидацию неграмотности, на создание своего письма, письменной литературы, на формирование научной и творческой интеллигенции выдвинуло на повестку дня проблему возрождения культуры, восстановления ее связующих звеньев от средних веков и до XX столетня. Это означает восстановление искусственно прерванной связи самой традиции национально-художественной культуры.

Без учета комплекса задач не может быть понята динамика развития современной ногайской культуры, ее своеобразие и художественная самобытность.

Главное завоевание литературы 30—40-х годов состоит в том, что в 30-е годы она нащупывает путь к методу и жанру, пытаясь освоить прозу, поэзию и драму. В то же время, осмысливая вновь произведения этого периода, необходимо сказать

и о том, что в них были обретения II утрат!>1. На наш взгляд, самая трудновосполяимая утрата в том, что литература и писатели, создатели произведений различных жанров, были ориентированы, прежде всего, на решение прагматических, сиюминутных задач времени. Это послужило причинен того, что литература и художественная мысль писателя в значительной мерс утрачивали индивидуальные художественные свойства, национальную специфику, художественность в широком смысле слова. Бот почему в первых опытах прозы X. Булату нова и Б. Абдуллпна, обращенных к общесоюзной тематике 30—40-х годов, обнаруживается приоритет публицистического начала над художественным. И повести, и романы по своей тематике были более близки к художественно-публицистическим формам, чем к классическим.

Использование писателями национальных фольклорных образов и сюжетов, освоение поэтических средств традиционной художественной культуры, опыта развитых литератур имело первостепенное значение для ногайских прозаиков, которым предстояло заложить основы повествовательных жанров литературы в 20—30-е годы.

С исторической точки зрения роман и повесть, появление которых в но! айской литературе связано с именами Б. Абдуллпиа, X. Булатукова и Ф. Абдулжалилова, правомочно соотнести, рассмотреть в сопоставительном плане с фольклором, с национально-художественной традицией, найти связующие ипти «заимствования» н использования традиционных образов, идей и тем. Повествовательная структура их прозы обнаруживает эту связь в широком смысле этого слова. Это тем более важно для решения современных проблем, связанных с понятием национальной специфики и национального своеобразия литературы.

В творчестве названных писателей влияние фольклора ощущается в стилевом многообразии форм прозы. Справедливы доводы Н,- Надъярных о том, что «ранние стадии традиционной культуры народа обычно не принимаются во внимание в генезисе национальной литературы. Между тем складывавшееся веками, вобравшее опыт многих поколений мироощущение каждого народа заключает в себя целую гамму этнически окрашенных переживании, без которых невозможен поиск человеком своего места в мире. Именно в мировосприятии находит своеобразное отражение система моральных ценностей и поведенческих стереотипов, присущая тому или иному обществу. Мифология, обрядность, атрибутика, поведенческие нормы, отношение к природе — все эти аспекты мировоззренческих представлений народа реализуются в традиционных обществах на разных социальных уровнях и в разных индивидуальных модификациях»1.

Б. Абдуллин, как и его современники — прозаики 30—40-х годов, зачинатели национальных литератур, широко использует чс

I Надъярных Н. Время перечтений//Способность к диалогу. Часть 1. — М.: Наследие, 1993. — С. 10.

только фольклор, но и этнографический материал в качестве «национального народного элемента» (В. Белинский). Необходимость использования возникла в процессе идейно-эстетического, сравнительного осмысления прошлого и настоящего ногайского народа, художественного постижения связи человека со средой.

Фольклорно-этнографический материал, привнесенный в прозу Б. Абдуллина в форме народно-поэтических (образных, стилистических, языковых) элементов и этнографических реалий, позволил писателю дать в произведении поэтическую, философскую, социально-психологическую информацию о духовной и материальной культуре ногайского народа. Поэтому с литературоведческой точки зрения, говоря о проблемах взаимосвязи литературы и фольклора, необходимо сказать о том, что этнохудожественные элементы, взятые из эстетики фольклора и этнографии, активно участвуют в структуре литературного произведения, в показе формирования национальных характеров, нравственности психологии, с передаче местного колорита. В то же время в каждом конкретном случае, а в данном — в прозе Б. Абдуллина, надо учитывать принципы использования этих традиций каждой творческой индивидуальностью, каждым автором.

Произведения Б. Абдуллина создавались в период разгара культурной революции, подготовки коллективизации. Фольклор помог углубить философское звучание избранных тем, осмысливаемых образов.

Фольклорные мотивы и идеи, введенные в повесть и роман, подчас становятся действенным орудием создания правдивых картин жизни и типических характеров, национально-самобытных образов. Например, главный герой романа «Активист» показан не только в период его активной деятельности в роли нового политического лидера. Автор повествует о его жизни до этого момента, когда он был чабаном и работал у бая. Как и в фольклоре, бедняк Каеболат задавлен нуждой, унижениями со стороны хозяина, бесчеловечными условиями труда.

Подобный образ широко представлен н в фольклоре. Эти мотивы используются писателем для того, чтобы показать нового героя во времени и развитии.

Героико-эппческая фольклорная традиция реализуется писателем Б. Абдуллиным особенно в произведениях нового героического эпоса, тематически связанных с героикой революции. Речь идет о произведениях «Герои степей» и «В опьянении богатства», где эпичность главных героев, борцов-революционеров, символически названных «богатырями степей», характеризуется по тем же нравственным и историко-эпнческим принципам, которыми оцениваются герои эпических произведений ногайцев «Эдиге», «Копланлы батыр» Эдпге и Копланлы.

Герои-революционеры ногайской степи также эпически масштабны, как и богатыри ногайского героического эпоса.

В предлагаемой работе впервые воссоздается полная творче-

екая биография писателя, дастся характеристика первого национального романа, заложившего основы ногайской национальной художественной прозы 30—40-х годов. Анализ произведений — повестей и романов — в контексте развития ногайской литературы 30—40-х годов подчинен задаче, имеющей актуальное значение для осмысления историко-литературного процесса в целом, установления национального своеобразия ногайской литературы, развивающейся в неразрывной связи с национально-художественными традициями народа, фольклором и наследием ногайских поэгов-пнсьменнпков XIV—XIX веков.

В ходе анализа выявляются пути овладения первым ногайским романистом реалистическим письмом, принципами реалистической типизации национального характера и героя, воссозданием художественного конфликта, изображением исторической судьбы народа в движении и во времени.

Несмотря на кажущийся схематизм образов, на некую предопределенность возложенных на них функций в зависимости от принадлежности к сословиям, Б. Абдуллнн предпринимает попытку отойти от фольклорной схемы типизации героев. Автор стремится прибегнуть к изображению мира лущи своего положительного героя, показать гармонию его чувств с окружающей природой, проследить путь к социальному прозрению.

Таким образом, становится очевидным, что проблема создания национального .характера — есть проблема создания исторически содержательного, социально наполненного .характера.

Тема новой жизни становится предметом художественного исследования современника Б. Абдуллипа — X. Булатукова.

С именем X. Ш. Булатукова, уроженца аула Кызыл-Юрт, справедливо связывают становление литературы ногайцев Карачаево-Черкесии. Он, как п Б. Абдуллнн в Дагестане, является активным участником развития новой жанровой системы, в частности, прозы и драматургии, так как одним из первых среди кубанских ногайцев обратился к этим жанрам литературы.

Творчество этого автора развивается параллельно с творчеством Б. М. Абдуллнна — автора первых романов п повестей па ногайском языке. В эпическом наследии обоих репрессированных писателей можно проследить типологию творческой судьбы двух родоначальников ногайской литературы н всесторонне охарактеризовать закономерности вхождения национально-художественных традиций в новый литературный эпос, осмыслить жанровую суть первых романов, авторы которых положили начало зарождению новых форм искусства слова.

В 1934 году X. Булатуков был избран делегатом на Первый Всесоюзный съезд советских писателей как полномочный представитель оргкомитета Союза писателей''1.

Несмотря на то, что творчество Б. Абдуллипа развивается

1 Курмангулова ц]. Ногайская советская лп'.ератуиа: Лшореф. канд. дне. Махачкала, 1986.

в контексте дагестанских литератур, а творчество X. Булатукова — в контексте литератур Карачаево-Черкесии, сравнительное изучение их произведений дает возможность спроецировать тему развития эпичсских традиций на генетически единые литературы ногайцев Карачаево-Черкесии и Дагестана. Кроме того, с помощью сравнительного анализа произведений двух, прозаиков мы можем говорить об общности и единых истоках творчества двух ногайских писателен, предопределивших национально-художественные традиции и особенности дальнейшего развития ногайской литературы Карачаево-Черкесии и Дагестана.

Повесть X. Булатукова «Две жизни» но тематике и по форме мало чем отличается от произведений 30-х годов во всех младописьменных литературах Северного Казказа.

Стремление прозаиков, в том числе и X. Булатукова, осмыслить эпически значимые темы было очень важно для дальнейшего применения писателями реалистических принципов повествования.

Стоявший у истоков родной литературы X. Булатуков нащупывал контуры новой жизни, нового человека, и сам наделял их умозрительно теми качествами, которые исходили из революционной концепции победившего класса.

Практика развития ногайской литературы 30—40-х годов, первого этапа се становлении, свидетельствует о правоте наблюдений исследователей относительно результатов «огосударствления» литературы, ограничения кругозора писателя рамками предписанного и дозволенного.

Жизнь н судьба Б. Лбдуллина, X. Булатукова, ставших жертвами репрессий 1937 года, подтверждают зависимость творчества писателя от идеологических установок тех лет. Восстановление их творческой биографин в контексте литературного процесса 30-х годов, анализ наследия в свсте новых подходов, учет позитивного и негативного в их творчестве для дальнейшего движения н развития художественной мысли, осмысление связи их творчества с национально-художественными и фнлософско-нравстЕеннымн традициями — задача первостепенной важности современного литературоведения.

В заключении диссертационной работы подведены итоги и результаты исследования, сделаны обобщающие выводы по концептуальным вопросам рассматриваемой проблемы.

В ходе литературоведческого анализа эпического жанра письменной литературы ногайцев на первом этапе ее развития, а также исследования материала фольклора, эпоса «Эдпге», произведении иоэтов-ппсьменников XIV—XIX веков, автор приходит к заключению, что письменная литературная традиция ногайцев, формирование новой жанровой системы, связанной с именами родоначальников литературы Б. Лбдуллиным, X. Булатуковым, развивалась путем обогащения народными идеалами, вбирая и синтезируя национально-художественные, фольклорно-эпичеекпе и этнокультурные традиции.

основные положения диссертации изложены в следующих публикациях автора:

1. ! 1ацпопалыю-.\удожсе1 пенные 1 рмлиппи п понести Ф. Л. Абдулжалн.това «А цисты жили» // Научная конференция преподавателей института по итогам НИР :;а 1992 г. Тезисы докладов. _ Карачаевок: КЧГПИ, 1993. — С. 91-95. Жанровая классификация Ногинском детской лтературы в 30-е годы//Научная конференция преподавателей п аспирантов университета. Тезисы докладов. — Карач.чевск: КЧГПУ, 1991. — С. 164-405.

». Б. А одул лип. Опыт создания романа л ногайской литературе Ц Научная конференция преподавателей и аспираптсв унинерситега. Тезисы докладов. -Карачаспск: КЧГПУ, 1995. — С. 191-192.

1. О фольклорпо-л нографпческом материале в прозе Б. Абдуллина // Алпевскне чтения. Научная сессия преподавателей и аспирантов университета. Тезисы докладов в 2-х частях. — Карачаевок: КЧГГ1У. 1996. — С. 89—90.

5. Геропко-^ппчеекпе традиции фольклора н прозе Б. Абдуллина Ц Половецкая лупа. (В производстве). 0.5 п. л.

•>. Основоположники ногайской художсспнчпюн прозы Б. ЛСдул.шп и X. Булат уков (пс'10рнк0-лкте()лтурш,1н п методологические аспекты изучения творческого наследия писателен/. .Материалы к лекпням. — Карачаевск: КЧГПУ, 1 990. — 39 с.