автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Жанрово-стилевые особенности прозы Суюна Капаева в свете новаторских исканий отечественной литературы 60 - 80-х годов XX века
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Шутукова, Аминат Исмаиловна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I
Проблема традиций и новаторства в прозе С.И. Капаева 1960-191980-хгодов.
ГЛАВА II
Принцип художественной типизации-героя и национального бытия в повестях и романах С.И. Капаева.
Введение диссертации2001 год, автореферат по филологии, Шутукова, Аминат Исмаиловна
В 60-90-е годы XX века интенсифицируются процессы взаимодействия и взаимовлияния литератур народов Российской Федерации. Это привело к тому, что в ногайской национальной литературе усиливается стремление осмыслить народную жизнь в полном объеме, выявить историческую перспективу, разнообразить характеры литературных персонажей. Характерной чертой прозы становится эволюция жанров, формирование повести и романа. В эти годы многие поэты обращаются к прозе, находя в ней новые возможности образного отражения мира. Это.привносит лирическую струю в прозу, приводит к развитию лирического эпоса. Интенсивно развивается лирическая повесть. Художественные искания этого периода в ногайской литературе связаны с именами Ф.А. Абдулжалилова, С.И. Капаева, К.Б. Оразбаева, И. Капаева.
В литературе уже отмечалось, что С. Капаев заложил основы жанра лирической повести в ногайской литературе [15]. Исследование прозы С. Капаева дает широкие возможности для постановки проблемы новаторских исканий ногайской литературы в контексте общероссийского литературного процесса. Повести С.Капаева, рассмотренные в таком аспекте, делают наглядными художественные обретения литературы, укрепление в ней реалистических принципов изображения действительности.
В этой связи важное значение имеют прошедшие в конце 1950-х начале 1960-х годов дискуссии, посвященные вопросам метода и жанра в современной литературе, национальной специфики литературы («Дружба народов», 1957), реализма в литературе, социалистического реализма (ИМЛИ, 1959), взаимосвязи и взаимодействия литератур (Москва, 1960), гуманизма в современной литературе (Москва, 1962).
Проблемам взаимодействия и взаимообогащения национальных литератур посвящались региональные конференции, совещания, симпозиумы (в Средней Азии, Поволжье, Прибалтике, Сибири, на Северном Кавказе, в Дагестане).
В научных работах национальных критиков и литературоведов отмечалось «выравнивание» художественного уровня всех литератур страны, - старописьменных и новописьменных, о чем свидетельствуют статьи Р. Гамзатова, К. Кулиева, Ч. Айтматова, Т.Пулатова, Д. Кугуль-тинова, Ч. Амереджиби, О. Чиладзе и многих других. В русле идейно-эстетических исканий, названных писателей развивается и творчество ногайского поэта и прозаика Суюна Имамалиевича Капаева. В его произведениях реализовано диалектическое взаимодействие национальных художественных традиций и эстетического опыта русской литературы. И это взаимодействие нагляднее всего проявилось в его прозе.
Предшественники С. Капаева - Б. Абдуллин, X. Булатуков, Ф.Абдулжалилов - тяготели к фольклорно-эпическим формам повествования, прежде всего к «событийным» романам и повестям. Они внесли значительный вклад в создание художественного эпоса революции, осмыслив переломные этапы жизни народа, создав ряд произведений историко-революционной темы. В центре этих произведений находятся в основном идеологизированные герои.
С. Капаев, чья творческая зрелость падает на 1960-1980-е годы, ищет новые формы художественного обобщения национальной жизни и судьбы народа. С. Капаев вывел на новый уровень жанр повести тем, что он один из первых утверждает в ногайской прозе так называемую автобиографическую повесть. В частности, повесть «Созвездие Плеяды» основана на фактах биографии писателя.
Повествование у С.Капаева отмечено личностным началом, что позволяет осмыслить события сквозь призму восприятия его лирического «я». Новым является и то, что в повестях С.Капаева взаимодействуют субъективное видение мира и объективное отражение действительности.
В повести «Очаг» и в романе «Бекболат» С. Капаев, опираясь на общероссийские романные традиции о судьбе народа на переломных этапах его истории, обогащает контекст произведений реалистическими и лирическими элементами. В этом новом видении и состоит новаторство, которое вносит С.Капаев в национальную эпическую традицию. Представляется актуальным рассматривать творческие достижения С.Капаева именно в этом аспекте.
Проза С. Капаева отмечена вниманием к индивидуальности личности, проблеме, сопряженной с исследованием нравственных ценностей. В этой связи особый интерес представляет проблема освоения национально-художественных традиций и включения их в письменное эпическое творчество. С. Капаев, как и его предшественники, во многих произведениях обращается к ногайскому фольклору. При этом его творчество остается глубоко индивидуальным, несет на себе яркий отпечаток личности автора.
Проза С. Капаева глубоко национальна. Это выражается в творческом синтезе прошлого и настоящего, в диалектическом сочетании традиционных стилевых «клише» с новообретенными изобразительно-выразительными средствами.
Заметный вклад внес С.Капаев и в проблему художественной типизации национального характера. Так, например, в книге новелл и рассказов «В ауле Акшокырак» он резко дистанцируется от фольклорно-романтической типизации и переводит исследование характера персонажа в индивидуально-психологический план. В результате рождаются образы живых людей, отмеченных «лицом не общим выражением». Можно с уверенностью утверждать, что С.Капаев выразил особенности национального самосознания, его художественного мировидения и миропонимания.
Значительное влияние на поэтику произведений С.Капаева оказали традиции ногайцев, а также способы обобщения действительности и создания образа человека в фольклоре. Лирическая линия рассказов, повестей, романов С. Капаева «питается» эстетическими накоплениями лирико-эпического и лирического эпоса ногайцев. Нельзя не отметить и важного значения мифологии в целом, а также отдельных мифологиз-мов, вошедших в художественную ткань произведения автора.
О значении мифологии для письменной словесности хорошо сказал известный литературовед М.Б. Храпченко: «То олицетворение, которое получили в искусстве божественные силы, которые стояли над человеком, носило знаковый характер. И это определялось не тем, что они выступали как нечто сверхреальное. Для людей древнего мира и средневековья реальность их была вне всяких сомнений. Знаковость здесь связана прежде всего с признанием того времени, непостижимости сил, божественных властителей мира, признание загадочности разрушительно-демонических существ. Любое изображение не могло передать их сокровенных свойств, оно только как бы намекало на них, было лишь их условным обозначением» [156, с.229].
В фольклоре ногайцев широко разработана символика мифа. В творчестве С. Капаева символика мифа, равно как и притчи, предания, становится структурообразующим компонентом, ибо аллегория символики не редко носила морально-бытовой, либо достаточно ясно выраженный социальный характер. Более того, и сами мифологические образы зачастую являются значительными эстетически открытыми. В современной ногайской художественной литературе обращение к мифологической символике вызывается творческим замыслом и планами художника, которые он стремится воплотить в своем произведении.
В последнее время в литературной критике, все чаще используется в качестве определения жанра понятие лирической прозы. Даются характеризующие особенности этого жанра, выявляются жанрообразую-щие компоненты. В советской многонациональной прозе лирическая повесть обозначается как некая жанровая разновидность, которая характеризуется некоторым ослаблением сюжетности и выдвижением на первый план речи повествователя. В этой связи заглавную роль обретает субъект повествования, иными словами лирический герой, сквозь призму восприятия которого пропускаются события, их видение. Событийная сторона, которая часто использовалась в произведениях ногайских писателей 1930-1940-х годов, как бы сжимается не полной развернутостью. В этой связи интонационное звучание материала, его оценка, достигается за счет привнесения эмоционального начала, окрашивающего тот или иной факт и состояние души героя. Верность этой теоретической установки, базирующейся на высказываниях критиков, историков литературы, легко подтверждается произведениями прозы конца 1950-х - начала 1960-х годов, в частности произведениями советской литературы: В. Солоухина, Ч. Айтматова, В. Астафьева, Ю. Смулла, М. Ибрагимбекова, А. Абубакара, Д. Гулия, Н. Думбадзе и других. В контексте творчества этих и других писателей развивалась в 1960-1980-е годы и творчество ногайского прозаика С. Капаева. Представленные произведения исследуемого писателя дают возможность говорить о типологических закономерностях формирования лирических жанров прозы. Общим является внимание писателей к художественному исследованию биографии главных героев, их стремление к раскрытию внутреннего мира, психологии чувств и так далее.
Жанрово - стилевые искания лирической прозы 1960-1980-х годов во всей советской многонациональной литературе тесно связаны с пристальным вниманием писателей к роли феномена исторической памяти в художественном творчестве. Эти проблемы обнаружили себя со всей отчетливостью в творчестве Ч.Айтматова, целого ряда других писателей, таких как В.Шукшина, В. Распутина, В.Белова периода 1970-1980-х годов. Важно отметить, что писатели решают проблему исторической памяти, понимая ее как нравственную категорию. Прослеживая судьбы своих героев на том или ином отрезке времени, осмысливая жизнь и судьбы народов в различные периоды их жизни, авторы стремятся выразить нравственную суть героев, их поступков и деяний. Рассказывая о переломных моментах истории писатель видит эти события глазами современника. С его помощью осмысливает нравственную суть этих событий. Герои лиро-эпических произведений С.Капаева всегда стоят в эпицентре повествования. Эмоциональный настрой создается за счет того, что рассказ от первого лица и лирическое «я» совмещены. Это дает возможность раскрыть психологию героя через его переживания, через его отношение к воссоздаваемому миру, через его эмоции и раздумья. Вот почему рассказывая в своих повестях о героике гражданской войны, писатель в качестве основного приема использует внутренний монолог, а также полемические диалоги, что позволяет сделать повествование эмоционально выразительным. В произведениях С. Капаева лиро-эпического содержания структурообразующую значимость приобретают наличествующие в них раздумья, идущие как от рассказчика, так и от главного героя. Это дает возможность говорить о том, что жанрово-стилевые искания и обретения С. Капаева, усиление его психологизма, наметившиеся в произведениях лиро-эпической темы в отечественной литературе 1960-1980-х годов проходят в русле нравственно-этических проблем советской многонациональной литературы. В этой связи особо стоит подчеркнуть и наметившиеся в его творчестве новаторские принципы использования фольклора. Этим отмечены и объединенные в книгу повести «Бекболат», «Очаг», «Кырлу», «Полноводная Тазасу». Герои этих произведений живут и действуют в сложных временных условиях.
Центр лирической повести перемещается из внешнего мира во внутренний мир человека. Он в центре эпических событий, пропущенных через его думы и чувства. Наметившийся во всей советской многонациональной литературе интерес к философско-нравственным понятиям становится главным жанрообразующим фактором лирического и лиро-эпического повествования С. Капаева. Для примера следует сказать о том, что непреходящая тема дружбы, любви, человечности становится лейтмотивом произведения, определяя нравственную суть их проблематики. С. Капаев очень часто ставит своих героев в центр сложных обстоятельств, когда им приходится сталкиваться с отжившими свой век нравственными устоями и моральными представлениями. В ходе анализа сложных процессов бытия герой делает свой выбор, демонстрирует философию своего поведения, основанную на традиционных ценностях, нравственных и этических представлениях своего народа. Лирического героя в этом смысле отличает верность народным идеалам, следование их принципам, что сближает героев писателя с идеалами, выраженными в фольклоре.
Следует отметить, что многожанровое творчество известного ногайского писателя С. Капаева до сих пор не было предметом специального исследования. Между тем, его поэзия и проза явились значительным вкладом в ногайскую литературу и составили веху развития поэзии и прозы 1960-191980-хгодов. С именем С. Капаева - поэта, лирика, критика связывают достижения повествовательных жанров ногайской прозы, развития в ней лирической повести. Исследователи ногайской литературы единодушны во мнении о том, что С. Капаев заложил основы лирико-романтического повествования, дал начало лирическому направлению жанра, как стилевого течения. Этим он обозначил в современной ногайской литературе наряду с собственно реалистическим стилевым течением, традиционным для нее и новое лиро-романтическое и лирическое. В свое время книга Р. Гамзатова «Мой Дагестан» по стилевому признаку была причислена к лирико-романтической прозе. Произведения прозы С. Капаева подтверждают жизнеспособность жанров лирической прозы в ногайской литературе. Аналоги произведений лирических жанров мы имеем и в близких по типу развития северокавказских литературах. Достаточно назвать произведения А.Абубакара «Даргинские девушки», «Белый сайгак», Ф. Алиевой «Комок земли ветер не унесет», З.Толгурова «Алые травы», М. Батчаева «Серебряный дед», X. Байрамуковой «Айран» и «Гырджын». В этих произведениях обнаруживается природа лирической прозы, как одного из стилевых течений Отечественной литературы 1960-1980-х годов. Романы С.Капаева «Созвездие Плеяды» и повесть «Ногайский дом» отмечены свободной композицией, в которой сочленяются различные художественные компоненты -стихотворные вставки, фольклорные притчи, собственные комментарии и так далее. Они свидетельствуют о достижениях жанра и являются показателями его природы, выражающими стилевую манеру писателя. Правдивость излагаемого, достоверность художественных деталей лирических повестей С. Капаева дают возможность говорить о тяготении к реалистическому письму. Вот почему особенностью поэтики его повести становится наличие собственно-реалистических и романтических принципов повествования.
Лирическая проза С. Капаева художественно воссоздает многогранную жизнь народа, его действительность, разнообразие природы, этнографии, философских и нравственных представлений народа. Стилевое новаторство прозы С. Капаева заключается в умении синтезировать, сплавить мифо-эпические традиции с литературными. В его прозе обнаруживается философская значимость символики, мифа, народных преданий. Они выступают как формообразующие средства и выражают художественную индивидуальную манеру выражения авторского слова.
В прозе С.Капаева получили полное выражение философско-нравственные традиции ногайского народа, как составляющая часть его мировидения и миропонимания. Эти и другие приметы прозы С.Капаева свидетельствуют о стилевом богатстве созданного им лирического эпоса.
Проза С. Капаева дает основание утверждать мысль о том, что, начиная с 1960-х годов, произведения лирических и лиро-эпических жанров становятся главенствующими, свидетельствуя о новом уровне художественности литературы. В этой связи в монографическом исследовании мы рассматриваем вклад С. Капаева как становление и дальнейшее развитие лирического и лиро-эпического жанров ногайской литературы.
Критика 1960-1980-х годов заговорила о значении развития жанров лирической прозы, подчеркивая значение реалистической прозы. Подобное явление отмечается во всех северокавказских литературах, сходных по типу своего развития, где выделяются, как собственно-реалистическое, так и стилевое направления, идущие от очерковой прозы. В ходе конкретного анализа произведений будет исследована проза С. Капаева, отмеченная усиленным вниманием изображения жизни и судьбы народа во времени, стремлением художественно осмыслить все пласты жизни народа. Исследование прозы С. Капаева продиктовано и тем, что в ногайской литературе 1960-1980-х годов наблюдается выравнивание уровней жанрового развития, изображения национального характера, его психологической глубины, свидетельствующие об отходе писателей от схематической заданости изображения героя, имевшее место в 1930-1940-е годы.
Цели предложенного исследования определяются необходимостью решения важнейших проблем, связанных с поэтикой и стилем прозы С. Капаева, рассмотрением процессов формирования в ней жанров лирического эпоса.
Поставлена задача исследовать тематический и жанровый диапазон прозы С.И. Капаева. Определить выбор художественно-изобразительных средств для выражения и постижения заданной темы, раскрыть природу лирического и эпического начал в прозе С.И. Капаева. Выделить и обозначить роль автора-повествователя, лирического и авторского «я», как важнейшего компонента создания лирического повествования. Эти проблемы рассмотрены в динамике развития от истоков до произведений лирико-философского плана, например, произведения «Ногайский дом», «Созвездие Плеяды» и других.
В этой связи исследуются лирические репортажи, первые повести, явившиеся истоками лирической прозы С. Капаева, например, повести «В ауле Акшокырак», «Мост», «Теплый ветер» и другие. Ставится задача всестороннего рассмотрения лирического эпоса С. Капаева, его произведений героико-эпической темы (это роман «Бекболат», повесть «Кырлу» и другие), выявить в них синтез философско-нравственных и эпических начал в преломлении сквозь призму лирического «я».
В ходе анализа произведений историко-революционной, героико-эпической темы, а также темы Великой Отечественной войны, к которым обращалась не раз ногайская литература, ставится цель выявить художественные приемы, проследить возросшую роль психологизма, философского постижения темы, индивидуальных форм выражения идей в произведениях С. Капаева.
Монографическое исследование этих проблем дает возможность увидеть жанровые достижения ногайской литературы нового этапа ее развития, процесса обретения художественности и нового идейно-эстетического уровня.
Стремление осветить выдвинутые задачи в динамическом процессе обусловливает характеристику национально-художественных традиций, как фольклорных, так и литературных, на которые опирается в своем творчестве С. Капаев. Этими задачами обусловлено структурное построение работы, название глав, раскрывающих творческую индивидуальность писателя и его вклад в формирование повествовательных жанров ногайской литературы. Решение поставленных задач не было бы возможным без опоры на труды исследователей ногайской литературы: А. Сикалиева, в которых характеризуется эпическое наследие ногайцев (монография «Ногайский героический эпос», статья о ногайской литературе в 6-томнике «История советской многонациональной литературы».), Р.Керейтова («Этническая история ногайцев»), из которых мы почерпнули много ценного об особенностях быта, этнографии, миропонимания ногайского народа и др.
Большим подспорьем для нас послужили книги и статьи по истории ногайской литературы, по проблемам жанрового развития. Это работа «Слово о ногайской литературе» JI. Бекизовой, в которой содержится монографическая глава о творчестве С.И. Капаева, где подвергаются идейно-тематическому анализу произведения ногайского писателя, его поэзия и проза. Рассматривать творчество С. Капаева в контексте развития ногайской литературы нам помогли публикации Ш. Курмангуловой, посвященные художественной концепции развития ногайской литературы, ее учебники, где говорится о творчестве С. Капаева, а также диссертация Курма-накаевой М., посвященная начальному периоду формирования ногайской прозы и творчеству его основоположника Б.Абдуллина. Много ценных наблюдений о путях развития ногайской прозы содержится и в новаторской книге Н.Суюновой «И жизнь продлится.»
Не повторяя предшественников, ссылаясь на их концептуальное положение, мы поставили в предлагаемой диссертации задачу: всесторонне исследовать жанрово-стилевые особенности прозы С.И. Капаева в свете новаторских исканий отечественной литературы, а также в связи с формированием нового лирического эпоса в ногайской литературе 6080-х годов XX века.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Жанрово-стилевые особенности прозы Суюна Капаева в свете новаторских исканий отечественной литературы 60 - 80-х годов XX века"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предпринятый анализ творчества С. Капаева даёт возможность сделать ряд выводов и обобщений, свидетельствующих о значительном вкладе писателя в ногайскую литературу 1960-1980-х годов XX века.
С. Капаев во многом обогатил жанры прозы, углубил уровень идейно-эстетического познания мира бытия и человека.
В предложенной работе предпринята попытка рассмотреть жанро-во-стилевые искания С. Капаева в контексте развития отечественной литературы 60-90-х годов XX столетия.
Творчество С. Капаева явилось естественным продолжением национального литературного процесса 1920-1940-х годов. Поэтому в нём органичны преемственность традиции художественного познания мира. Преемственность эта выразилась в выборе тем, и в пристальном интересе к изменяющемуся бытию народа, и в опоре на национально-художественные и этнокультурные традиции ногайцев. Вместе с тем, в его творческой практике намечаются и развиваются новаторские тенденции. Так, например, он творчески развивает эстетику фольклора. В его произведениях фольклоризм диалектичен. Он отходит от прямой цитации фольклорных памятников, где это диктуется общим замыслом произведения, растворяя идейно-эстетические накопления устного народного творчества в повествовательно- эмоциональном потоке сюжета. С.Капаев внимателен и бережен к вековой народной мудрости, но корректирует её социальным и духовным опытом XX столетия. Потому в его творчестве фольклор - действенный компонент повествования, инструмент познания действительности и человека, основа концепции героя.
Ещё один очень важный момент. Фольклор активно участвует в формировании художественного языка и стиля писателя, но это участие не механическое, а творческое. Язык произведений С.Капаева литературный, но в лексике сохраняются, порой серьёзно переосмысленные традиционные изобразительные и выразительные средства фольклора. Проза С. Капаева обнаруживает и стилизацию под фольклор, и его психологическую интерпретацию, и обращение к мифологии. Мифологизм, широко вошедший в литературную практику XX века, обрёл в прозе С.Капаева органичность и естественность. В повестях и романах С. Капаева мифология - это сгусток духовного и эстетического опыта народа, отстоявшегося в преданиях, легендах, притчах.
Новизна фольклоризма прозы С. Капаева в том, что он чаще, чем другие, обращается к мифу, способному создать целостную картину мира и места человека в нём.
Коротко говоря, проза С. Капаева более творчески осваивает сюжеты и язык устного народного творчества, что действенно способствует становлению национально- художественного своеобразия стиля и поэтики ногайской письменной литературы.
Творчество С. Капаева составляет важнейшее звено динамики развития ногайской литературы. В нем произошло осознанное освоение фольклора во всём его многообразии и богатстве, современное прочтение мифа обогатило поэтику его прозы. И в этом творчество С. Капаева развивается в русле эстетических поисков многонациональной литературы страны, в частности, С. Залыгина, В. Распутина, В. Астафьева, Ч.Айтматова, Ф. Абрамова и многих других.
Анализ прозы С. Капаева убеждает в том, что писатель внёс серьёзный вклад в развитие ногайской национальной литературы, утвердив в ней новое жанрово-стнлевое течение, реализовавшиеся в лирических новеллах, рассказах и повестях «Я вернусь, Канитат!», «Созвездие Плеяды», «Ногайский дом».
Заметный вклад внёс С. Капаев в поэтику романа. В нём теперь на первом плане не сюжетно-событийная линия повествования, а лирико-психологический анализ бытия и характера человека.
С. Капаев первым из ногайских писателей разрабатывает такую жанровую разновидность повести, как исповедальная. Это преобразило и обогатило поэтику романа, особенно его стилевое своеобразие. Это особенно наглядно сказалось в поэтике романов «Бекболат», «Созвездие Плеяды». В малых же жанровых формах - новелле, рассказе, очерке, - а также в повести психологизм проявляется ещё нагляднее. Он реализует себя во многих компонентах повествования - в портретной живописи, в пейзажных картинах, во внутреннем монологе, в несобственно-прямой речи.
Творческая практика С. Капаева привела к тому, что лирическая и психологическая повесть стали ведущими жанрами ногайской литературы 60-90-х годов XX века.
Немалы заслуги С. Капаева в создании характеров-типов. Его герои отличаются вдумчивостью, философским отношением к жизни, причастностью к болям и радостям народа. Как зрелый художник слова, С. Капаев рисует реалистические картины жизни, реалистически исследует внутренний мир человека. Он решительно порывает со статической описательностью и переходит к динамическому аналитическому исследованию жизни. Отсюда и вырастают правда жизни и правда характеров в их тесной взаимосвязи.
С. Капаев расширил эстетические границы ногайской литературы, открыл новые грани изображения человека. Он заговорил в произведениях естественным языком народа, стал мыслить в категориях общечеловеческих. При этом не утратил своей индивидуальности, которая проявляется и в активной жизненной человеческой позиции.
С. Капаеву удалось создать произведения, заложившие основу более высокого уровня художественности. Творческие достижения С. Капаева вписываются в общероссийский литературный процесс в аспектах. Это касается развития жанров и обновления художественных стилей.
В представленной работе автор стремился показать обретения прозы С. Капаева. Кроме того, он стремится обратить внимание на особенности стиля писателя в контексте стилевых течений общероссийской художественной прозы, отметить как типологические схождения, так и индивидуально-своеобразное.
Лучшие произведения С. Капаева свидетельствуют о выработке жизни. Они отмечены и обобщены в соответствующих главах работы. Анализ творчества прозаика С. Капаев приводит к выводу о том, что его творческие усилия имеют тенденцию к расширению форм и способов художественного отображения жизни. Говоря о типологической общности прозы С. Капаева с прозой народов Северного Кавказа и всей России, следует особо отметить устойчивое сочетание в ней лиризма, психологизма, автобиографизма, публицистики.
Проза С. Капаева в значительной степени аналитична. Она сплавляет воедино историю и современность, национально-своеобразное и общечеловеческое.
Духовная жизнь народа исследуется им в неразрывной связи традиции и обретённого в новое время опыта.
С. Капаев - основоположник лирико-философской прозы в ногайской литературе, о чём говорит, к примеру, его повесть «Ногайский дом», синтезировавшая публицистическое исповедальное, аналитическое и объективированные формы повествования.
К теме культурного пространства, символу дома, как символу бытия обращаются в 1960-1990-е годы писатели В. Быков, А. Солженицын, В. Белов, Д. Лихачев. «Ногайский дом» С. Капаева из ряда подобных произведений.
Важнейшим завоеванием прозы С. Капаева следует, на наш взгляд, признать её историзм, который стал важнейшим средством типизации. Литературовед Н. Воробьёва, исследовавшая проблему историзма в литературе, пришла к выводу, который приложим и к творчеству С. Капаева: « В системе литературы принцип историзма обретает качество полуфункциональности, объединяя философские, мировоззренческие и эстетические аспекты художественного сознания, становясь творческим принципом реалистического художественного метода»[32, с.85]. В ракурсе полифункциональности воссозданы писателем лирические биографии аульчан, коллективный портрет народа, например, в повестях «В ауле Акшокырак», «Полноводная Тазасу», «Я вернусь, Канитат!», «След времени», «Тепло земли».
Творчество С. Капаева даёт возможность прояснить генезис художественного мышления этноса и его историческую эволюцию, пути перехода от устной к письменной словесной культуре, от коллективного творчества к индивидуальному.
С профессионализмом этнографа писатель исследует истоки современной художественной культуры. Ярче всего это выразилось в повести «Ногайский дом», типологически близкой книге Р. Гамзатова «Мой Дагестан».
В центре повести С. Капаева «Ногайский дом», как и Р. Гамзатова «Мой Дагестан», - судьба народа, его жизнь, нравы, обычаи, его прошлое и настоящее, его обретение и потери в ходе исторического развития. Оба произведения - это раздумья о морально-этических и нравственных проблемах жизни общества. По форме подачи материала обе книги монологические, исповедальные. «Мой Дагестан» и «Ногайский дом» - это дневник сердца. Сердца думающего, анализирующего, обобщающего, волнующегося и радующегося.
Ногайский дом» наметил сложные пути создания в литературе реалистических характеров-типов.
Синтез традиций устного народного творчества и письменной литературы XX века, осуществлённый С. Капаевым в меру своего таланта, дал позитивные эстетические результаты.
Тема очага - сквозная тема всего творчества С. Капаева. Художественная интерпретация этого образа - символа характерна для писательского почерка С. Капаева: Для него очаг - это и аул, и Отчизна, и народ, и жизнь.
Проза С. Капаева насыщена, порою перенасыщена пословицами и поговорками, крылатыми выражениями, легендами, притчами. Делается это с умыслом: философские максимы - это готовые клише - обобщения многовекового опыта народа.
Важную роль в произведениях С. Капаева играют и стихотворные вставки - индивидуальные и фольклорные. Они концентрируют в себе
131 основную мысль писателя, эмоционально выражают её. Сочетание прозы и поэзии традиционно для словесности тюркских и многих других народов мира. Писатель С. Капаев творчески развивает и эту традицию.
Лирическая тональность является связующим материалом повествования. Художественная мысль и авторская идея находят опору в эпических и лирических жанрах ногайского фольклора. Из сплава фольклорного и литературного рождается новая эстетическая традиция.
Таким образом, творчество С. Капаева явилось серьёзным завоеванием ногайской письменной литературы и стало заметным явлением в отечественной словесности.
Список научной литературыШутукова, Аминат Исмаиловна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"
1. Абдулжалилов Ф.А. Шаг за шагом. - Черкесск, 1972. - 141 с. На ног.яз.
2. Абдуллин Б. Герой степей /под. ред. Султанбековой М. М. - Черкесск, 1991. - 232 с. На ног.яз.
3. Азадовский М. Литература и фольклор. Л., 1938.
4. Айбазова Б. Сикалиев А. Состояние и перспективы развития ногайской филологии //Советская тюркология. 1986, №3.
5. Айтматов Ч. В соавторстве с землёю и водою. Очерки, статьи, беседы, интервью. Фрунзе, Киргизстан 1978. - С.379
6. Акбаев С. Истоки. Махачкала, 1994. - 112 с.
7. Алексеева Б.11. Ногайцы //Очерки истории Карачаево-Черкесии. Ставрополь, 1967. - Т.1. -С. 142.
8. Алексеева Е.П. Очерки по экономике и культуре народов Карачаево-Черкесии в XVI-XVII в.в. Черкесск, 1957.-148 с.
9. Алиев А. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Махачкала, 1968. - 290 с.
10. Андреев Ю. Революция и литература. М.: Художественная литература, 1975. - 446 с.
11. Арутюнов Л. Проблемы исследования форм национального сознания // Национальное и интернациональное в советской литературе. М., 1971. - С. 146
12. Ахмедов С.Х. О современной лакской литературе. Махачкала, 1973.-65 с.
13. Ахмедов С.Х. Художественные искания в современной литературе. Махачкала, 1983
14. Баков Х.И. Национальное и интернациональное в литературе //Литература народов Карачаево-Черкесии. Концепция художественного развития. Черкесск, 1990.
15. Бекизова Л.А. Слово о ногайской литературе. Черкесск, 1971.- 168 с.
16. Бекизова Л.А. От богатырского эпоса к роману. Национальные художественные традиции и развитие повествовательных жанров адыгских литератур. Черкесск, 1974.
17. Бекизова Л.А. Становление и развитие младописьменных литератур в условиях содружества советских наций. М.,1974.
18. Бекизова Л.А. Караева А.И. Тугов В.Б. Жизнь, герой, литература. Черкесск, 1978.
19. Бекизова Л.А. Ответственность слова. Черкесск, 1981.
20. Бекизова Л.А. Художественная трактовка нового героя в современной прозе Северного Кавказа //Традиции и современность. Метод и жанр. Черкесск, 1986.
21. Бекизова Л.А., Шутукова А.И. Национальное своеобразие женских образов в произведениях С.И. Капаева //Алиевские чтения. Тезисы докладов в 2-х ч. - Часть I. - Карачаевск, 1998.-С.186.
22. Белая Г. Закономерности стилевого развития советской прозы. М.: Наука, 1977.-254 с.
23. Богуславский В.М. Образ героя в его идейной и художественной эстетической связи со временем. К проблеме положительного героя /на материале ряда произведений азербайджанской прозы/. 1953.
24. Будагов Р. Литературные языки и языковые стили. М., 1967.25