автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему: Эсхатология: философско-религиозный анализ
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Петров, Федор Николаевич
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1.
ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЙ МИФ.
1.1. Общая характеристика эсхатологического мифа.
1.2. Эсхатологический миф в мифологических системах разных народов.
1.3. Синтактика и семантика эсхатологического мифа.
1.4. Прагматика эсхатологического мифа.
ГЛАВА 2.
ФИЛОСОФИЯ ЭСХАТОЛОГИИ.
2.1. Становление философии эсхатологии.
2.2. Философская проблема сущности и онтологического смысла эсхатологии.
Введение диссертации2001 год, автореферат по философии, Петров, Федор Николаевич
Актуальность исследования. С конца XIX вв. и по сегодняшний день по всему миру наблюдается рост эсхатологических настроений. Появляется множество эсхатологических сект и течений, причем значительная часть их имеет ярко выраженный деструктивный характер. Растут эсхатологические настроения в традиционных конфессиях, во всяком случае, - в православии и протестантизме. Распространяются различные толкования христианской эсхатологии, воскрешаются и более древние эсхатологические представления. В современных условиях сокращения влияния христианских церквей на жизнь общества многие обращаются к внерелигиозным предсказаниям о грядущей гибели человечества, Земли, Вселенной, сделанным с научной или (значительно чаще) с псевдонаучной точки зрения.
В наше время неуклонно растет число религиозных движений, проповедующих близящийся конец мира. Широко известно японское религиозное движение "Аум Синрикё", предпринявшее в 1995 г. газовую атаку с многочисленными жертвами в токийском метро. Движение исповедовало скорый конец света и готовилось победить в последней войне между силами Добра и Зла. В качестве первого этапа этой войны лидеры движения готовились уничтожить газовыми атаками население Токио.
Одно из наиболее динамично развивающихся новых религиозных движений - "Свидетели Иеговы". Согласно его представлениям, земная история вскоре закончится кровавым Армагеддоном, где поклонники их секты - единственные на Земле люди, достойные спасения - выступят в битве на стороне Бога и истребят неверных. Эсхатологическими представлениями, в значительной степени - деструктивного толка - исповедуют христианские секты "Всемирная Церковь Бога", "Поместная Церковь", "Богородичный Центр", "Белое братство", "Церковь Откровения"1.
1 См.: Дворкин А. Введение в сектоведение. Ниж. Новгород, 1998; Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера. Белгород, 1997.
Самосожжение своих адептов практиковало религиозное движение "Орден Храма Солнца". Его учение представляет собой смесь астрологии, алхимии, мистики, йоги и кабалистики. Согласно этому учению, Земля неотвратимо приближается к апокалипсису. После тяжелейших испытаний и катаклизмов, которые обрушатся на всех жителей планеты, уцелеют только избранные - последователи "Ордена". В "Ордене" проповедовалась мысль о необходимости заблаговременного переселения на Сириус, где людей ждет новая, прекрасная жизнь. Но отправиться туда можно, лишь перейдя в "иное измерение", а именно добровольно расставшись с жизнью на Земле путем самосожжения. В 1994 году стали известны факты двух ритуальных самоубийств и трех ритуальных убийств в "Ордене Храма Солнца". А 5 октября 1994 г. в Швейцарии были найдены тела 48 членов секты: 25 - в двух сожженных коттеджах в местечке Гранж-сюр-Сальван, 23 - в Шейри2.
Глубокой эсхатологической направленностью, лишенной выраженного деструктивного настроя, обладает ряд отечественных направлений рерихианства. При создании своего учения Рерихи восприняли основные положения восточных религий: идею реинкарнации, кармы как закона судьбы, циклов рождения и гибели Вселенной. При этом восточные учения были достаточно гармонично объединены с русской культурой и даже некоторыми, весьма существенными заимствованиями из христианства.
Эсхатология Рерихов основана на вере в неизбежное пришествие мессии на Землю. Иногда его называют Майтрейей, иногда - Буддой. В связи с наступлением светлой эпохи Сатья-юги, которое намечается на XXI в., должен произойти Армагеддон, т.е. битва Майтрейи с властителем зла. В результате владыкой Шамбалы станет Майтрейя, которого Елена Рерих называет библейским Мессией, а Николай Рерих - "Владыкой светлого будущего"3.
Эсхатологизмом пронизано учение бажовцев - уральского направления рерихианства. Их религия основывается на учении Рерихов, зороастризме,
2 Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера. Белгород, 1997. С. 185-186.
3 См.: Филатов С.Б., Лукин Р.Н. Рериховское движение в России: восстановление связи времен // Вопросы философии. 1999. № 12. С. 66-68. славянском язычестве и сказах Павла Бажова. Основатель бажовского направления В.В. Соболев предсказывал в конце 90-х годов третью мировую войну. В ее критический момент Люцифер вознамерится взорвать весь атомный арсенал планеты. Тогда Светлые Демиурги повернут ось вращения Земли, огромная приливная волна смоет Западную Европу и Америку, в Сибирь придет тепло и она станет местом расселения новой расы - расы Водолея. Далее, по Соболеву, состоится пришествие Христа и Страшный суд, Россия будет спасена, а ее центром станет древний уральский протогород Аркаим4.
В современном православном богословии также наблюдается распространение эсхатологических настроений. Свой критический разбор догматов и религиозной практики различных современных сект и религиозных общин диакон Андрей Кураев, декан философско-богословского факультета Православного университета завершает словами: "Я знаю, что ученики теософов будут казнить моих единоверцев"5. "Да, мы проиграем. И тогда явится обманщик мира, наподобие Сына Божия. И - как обещает Библия -этого поругания не потерпит Творец"6. Ожиданием скорого конца света проникнута и значительная часть современной православной публицистики.
Эсхатологические настроения в современном обществе проявляются в научных исследованиях - в форме выявления признаков приближающегося катастрофического разрушения современного общества; в искусстве - в апокалиптических символах и стилях разрушения мира и рождения Иного.
Поэтому нам представляется актуальным обращение к эсхатологической тематике в системе философского религиоведения в историческом аспекте. Исторический подход позволит лучше понять и оценить эсхатологические учения, распространяющиеся в современном обществе, а философский анализ - выявить сущность исследуемого явления.
4 Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера. Белгород, 1997. С. 193-194.
5 Кураев А. Все ли равно, как верить? М., 1994. С. 155.
6 Там же. С. 161.
Степень разработанности проблемы. Проблема эсхатологии в историко-философском аспекте разработана как в отечественной, так и в зарубежной науке весьма фрагментарно. Специальных работ по эсхатологии существует очень немного, чаще эсхатология рассматривается в качестве элемента мифологических и религиозных учений в более общих работах. Имеющиеся немногочисленные специальные труды как отечественных, так и зарубежных философов и историков посвящены отдельным эсхатологическим учениям. В большинстве этих работ анализируется только христианское эсхатологическое учение. Индоевропейская эсхатология изучена в значительно меньшей степени. Исследователями она рассматривалась, как правило, с точки зрения раскрытия происхождения отдельных ее элементов.
Можно назвать следующие основные работы отечественных и зарубежных исследователей, затрагивающие проблемы эсхатологии.
Достаточно полный обзор эсхатологии индуизма предпринял В.И. Бестужев-Лада7. В его работе дан обзор источников по указанной теме. Анализируя эсхатологию автор рассматривает только ее социальную функцию, делая это в футурологическом аспекте.
Краткие очерки эсхатологии зороастризма содержатся в книгах М. Бойс8 и Е. Бенвенисте9. Обширных философских интерпретаций в этих работах нет, однако большой интерес представляет общая характеристика зороастрийской религии у М. Бойс и сопоставление огненного очищения мира с древнеиндоевропейскими ордалиями - испытаниями огнем - у Е. Бенвенисте.
Одной из наиболее изученных древних индоевропейских эсхатологий является скандинавская эсхатология. За рубежом ей посвящен ряд специальных работ, наиболее известной из которых является монография * датского исследователя А. Олрика10. Олрик очень подробно анализирует отдельные образы скандинавского эсхатологического мифа в аспекте изучения проблемы его генезиса. При этом он делает вывод о зороастрийских корнях многих элементов скандинавского эсхатологического мифа. В
7 Бестужев-Лада И.В. Эсхатология индуизма(футурологический аспект) // Индуизм: традиции и современность. М., 1985.
8 Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. СПб., 1994.
9 Benveniste Е. The Persian Religion according to the chief Greek texts. Paris, 1929.
10 Olrik A. Ragnarok: die Sagen vom Weltuntergang. Berlin, 1922. отечественной науке специальные исследования скандинавской эсхатологии не предпринимались, однако она достаточно подробно рассматривалась в аспекте изучения всей мифологической системы древних скандинавов. Наиболее важные работы в этой области были сделаны основателем отечественной школы скандинавской филологии М.И. Стеблин-Каменским11 и Е.М. Мелетинским12. Исследования этих авторов позволяют ясно представить особенности многих действующих сил эсхатологического мифа.
Интересное исследование влияния зороастрийской эсхатологии на эсхатологические представления обских угров осуществил сибирский исследователь В.Б. Яшин13. Его работа представляет интерес также как свод материалов по угорской эсхатологии, значительная часть которых труднодоступна.
Специальные исследования христианской эсхатологии осуществляются западноевропейскими философами уже не первое столетие. Классическим трудом в этой области является монография Р. Бультмана14, в которой автор раскрывает смысл и значение эсхатологии в жизни человека.
В отечественной философии наиболее серьезный и всесторонний анализ христианской эсхатологии осуществил H.A. Бердяев15. Его выводы о сущности и онтологическом смысле христианского эсхатологического учения до сих пор являются наиболее глубокой работой в этой области.
В советское время христианская эсхатология практически не исследовалась. Небольшие работы на тему "Конца света", выходившие в тот период, содержат в себе только достаточно грубую критику эсхатологического учения с позиций примитивного атеизма. Первые серьезные работы, в которых рассматривается проблематика христианской эсхатологии, появились только в последнее десятилетие. В первую очередь здесь надо назвать
11 Стеблин-Каменский М.И. Миф. Л., 1976.
12 Мелетинский Е.М. Скандинавская мифология как система //Труды по знаковым системам. № VII. Ученые записки Тартуского университета. Тарту, 1975. Вып.365.
13 Яшин В.Б. О возможных истоках некоторых обугорских представлений // Источники по истории Западной Сибири. Омск, 1987.
14 Bultmann R. History and Eschatology. NY., 1962.
15 Бердяев H.A. Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация // Он же. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995. статьи C.B. Лёзова16 и C.B. Тищеко17. Рассматривая эсхатологию наряду с прочими философскими, филологическими и историческими проблемами изучения Евангелий, эти авторы делают очень интересные выводы о различиях эсхатологической концепции в синоптических Евангелиях и в Евангелии от Иоанна.
В последние годы философский анализ сущности эсхатологии представлен в работе уральского философа Д.В. Пивоваров18. В ней показано, что мотив гибели феноменального всегда сопровождается в эсхатологических концепциях утверждением неизбежности воссоединения отчужденных начал, формирования нового вселенского строя.
Интересное исследование значения эсхатологии в культуре предпринял философ уральской школы О.В. Кузнецов, рассматривавший ее как одно из проявлений "катастрофического" сознания в культуре, один из вариантов архетипа катастрофы19. Он рассматривает эсхатологизм как сознание надежды, сознание оптимизма и утвержденности бытия в запредельности20.
В целом следует отметить, что несмотря на достаточно серьезную разработанность вопросов сущности эсхатологии, особенностей и генезиса отдельных эсхатологических представлений, до сих пор как в отечественной, так и в мировой науке не было предпринято попытки анализа всей совокупности основных эсхатологических мифов и учений.
Цель и задачи исследования. Цель настоящей работы - определение основных характеристик сущности и формы эсхатологии как части индивидуального миропонимания и как явления общественной жизни.
Для достижения этой цели нами были поставлены следующие задачи:
16 Лёзов C.B. Основные мотивы интерпретации Евангелия по Марку // Канонические Евангелия. М., 1993.
17 Тищенко C.B. Основные мотивы интерпретации Евангелия по Иоанну // Канонические Евангелия. М., 1993.
18 Пивоваров Д.В. Эсхатология // Современный философский словарь. М., 1996.
19 Кузнецов О.В. Истоки и смысл «катастрофического» сознания в западной культуре. Автореферат дисс. . докт. филос. наук. Екатеринбург, 2000; Кузнецов О.В. Проблема катастрофы в бытии культуры. Екатеринбург, 1995.
20 Кузнецов О.В. Истоки и смысл «катастрофического» сознания в западной культуре. Автореферат дисс. . докт. филос. наук. Екатеринбург, 2000. С. 24.
1. Философско-религиозный анализ этапов развития эсхатологических представлений.
2. Реконструкция исторического развития эсхатологических представлений, а также реконструкция несохранившихся мифов.
3. Семиотический анализ эсхатологического мифа как важного элемента индивидуального и общественного эсхатологического сознания.
4. Критический анализ философских концепций сущности и онтологического смысла эсхатологии, построение собственной модели решения данной проблемы.
Методологическая основа исследования. Для достижения поставленной цели нами были применены следующие методы: метод семиотического анализа; метод исторического обобщения и метод философского анализа сущности явления.
При проведении семиотического анализа мы опирались на теоретические разработки таких видных отечественных семиологов, как Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский21, Ю.А. Шрейдер22. Миф как знаковая система неоднократно рассматривался исследователями XX в. Наиболее известные работы по изучению мифа в системе этого методологического подхода принадлежат К. Леви-Строссу23, Ю.М. Лотману24, Н.Я. Проппу25. В настоящей работе был разработан и реализован новый подход к семиотическому анализу мифа, соответствующий особенностям изучаемого материала -эсхатологическим мифам.
Семиотика - наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем. В нее входят три основных раздела: синтактика, изучающая закономерности построения знаковых систем безотносительно к их интерпретации, т.е. отношения знаков друг к другу; семантика, изучающая отношения знаков к обозначаемому и прагматика, исследующая связь знаков с адресатом26.
21 Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Миф, имя, символ // Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т. 1. Таллин, 1992.
22 Шрейдер Ю.А. Логика знаковых систем. М., 1974.
23 Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1983.
24 Лотман Ю.М.Успенский Б.А. Миф, имя, культура //Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т. 1. Таллин, 1992.
25 Пропп Н.Я. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки. М., 1998.
26 Шрейдер Ю.А. Логика знаковых систем. М., 1974.
Семиотический подход есть подход к мифу как к знаковой системе. Он может быть реализован в рамках любого из трех основных разделов семиотики. При этом всякое корректное изучение смысла эсхатологических образов (семантики) невозможно без предварительного раскрытия внутренней структуры эсхатологического мифа (синтактики).
Исторический анализ мы осуществляем путем применения метода исторического обобщения в рамках систем и форм человеческого сознания. На всех этапах своего исторического развития человек активно занимался осмыслением окружающего его мира и своего места в этом мире. Необходимость раскрыть смысл собственной жизни в ее включенности в систему человеческого общества и всего мироздания является одной из фундаментальных потребностей человека. Это осмысление осуществляется в соответствии с базовыми установками систем человеческого мышления. Можно выделить две такие системы, стадиально следующие друг за другом: мифологию и философию.
Находясь в стадиальной последовательности, мифология и философия не образуют, в то же время, однозначного хронологического ряда. Философия развивается на базе мифологического мышления. Однако, с распространением в обществе философского способа мышления мифология отнюдь не уходит в прошлое, а сохраняется и даже продолжает свое развитие.
Эсхатология как система представлений о грядущей гибели и последующем возрождении мироздания сформировалась в рамках мифологической системы мышления в форме эсхатологического мифа. Впоследствии эсхатологические представления получили активное развитие в рамках религиозных систем, при этом эсхатологический миф стал важной, а в ряде случаев - и ключевой частью религиозной мифологии. Со становлением философии эсхатологическая тематика становится одним из направлений философских исследований и, наряду с религиозно-мифологической эсхатологией, формируется эсхатология философская. В настоящее время обе стадии развития эсхатологии - эсхатологический миф и философская эсхатология - играют важную роль в общественном сознании.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Эсхатология: философско-религиозный анализ"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Научная новизна исследования. Выполненная работа является первой в отечественной философии попыткой показать историческое развитие эсхатологических представлений от эпохи индоевропейского единства и до настоящего времени. Насколько известно автору, такого рода работ не выходило пока и за рубежом.
В настоящей работе впервые дается реконструкция эсхатологических представлений времен индоевропейского единства, хотя сам факт существования таких представлений уже констатировался в литературе. Впервые предпринят синтаксический анализ эсхатологического мифа, выявлена его универсальная структура, определен набор базовых образов мифа, охарактеризованы варианты этих образов в мифах разных народов. Раскрыто семантическое значение как отдельных образов, так и всего эсхатологического мифа.
В работе показано развитие философии эсхатологии из эсхатологического мифа. Впервые обобщены философские концепции сущности эсхатологии, с опорой на них создана новая, авторская концепция сущности и онтологического смысла эсхатологии.
Положения, выносимые на защиту:
1. Показано, что главным вопросом эсхатологии является вопрос о смысле существования мира, поскольку в конце времен сводятся воедино все линии мировой истории.
2. Раскрыта сущность эсхатологического мифа как мифа о грядущей гибели и последующем возрождении мира в новом, лучшем облике.
3. Сопоставление эсхатологических мифов разных индоевропейских народов позволило определить основные образы исходного общеиндоевропейского эсхатологического мифа. В мифологии эпохи индоевропейского единства содержалось представление о конечности существующего мира. Гибель мира представлялась в индоевропейском эсхатологическом мифе как момент максимизации всех существующих в мире противоречий. Центральный образ эсхатологического мифа - Последняя битва, в которой сойдутся основные мировые силы. Вслед за гибелью этого мира происходит рождение нового мира, более совершенного, чем мир нынешний. В новом мире люди обретут счастливую жизнь.
4. Во всех эсхатологических мифах выявлено три основных структурных блока, последовательно расположенных друг за другом.
1) Описание глобальных искажений миропорядка, а также бедствий, которые постигнут людей в преддверии конца мира.
2) Кульминация эсхатологического мифа - описание наиболее важного события последних дней мира, в котором сводятся воедино все линии мировой истории.
3) Описание грядущего благого мира, который сменит мир нынешний.
5. Выявлено, что первый структурный блок эсхатологического мифа включает в себя образы глобальных искажений миропорядка, всеобщего разложения культурных норм и правил, а также бедствий, которые постигнут людей в преддверии конца мира. Второй (центральный) блок включает образы явления в мир Спасителя, воскресения мертвых, кульминации всего мифа - Последней битвы мировых сил либо Страшного суда, и образ огненного очищения мира. Третий блок включает образы цветущей земли, нового жилища людей и грядущей счастливой жизни.
6. Определено, что все культуры и субкультуры, опирающиеся на мифологическое сознание могут быть разделены по признаку роли и значения эсхатологического мифа в культуре на три типа.
Тип 1. Культуры, в мифологических системах которых эсхатологический миф полностью отсутствует либо сохранился в крайне редуцированной форме и не играет никакой роли в системе осмысления мира.
Тип 2. Культуры, в мифологии которых эсхатологический миф существует в латентном состоянии.
Тип 3. Культуры, в мифологии которых эсхатологический миф находится в актуализированном состоянии. В этой ситуации эсхатологический миф чрезвычайно важен для всей системы понимания мира и является одним из определяющих факторов выбора направленности человеческой деятельности.
7. В актуализированных эсхатологических мифах выделено два основных направленности, различаемых по эмоциональному заряду и смысловому содержанию всего мифа либо его отдельных, семантически значимых частей. Первая - это направленность эсхатологического мифа на месть и уничтожение, при эмоциональной заряженности страхом и агрессией. Вторая направленность актуализированных эсхатологических мифов -жертвенная. Эмоционально эти мифы глубоко драматичны, их основной смысл заключается в необходимости прохождения человеком и миром пути своей судьбы, через собственную гибель - для грядущего очищения и возрождения в новом облике.
8. Показано, что историческое развитие эсхатологии происходило от эсхатологического мифа к философии эсхатологии. При этом исторически более ранняя форма эсхатологии не заместилась новой, а продолжает сосуществовать вместе с ней в общественном сознании.
9. Раскрыто два основных подхода к сущности эсхатологии, существующие в философии. В материалистической философии распространена трактовка эсхатологии как сугубо социального явления, не имеющего под собой никакого онтологического основания. В идеалистической (в первую очередь - религиозной) философии реализуется подход к эсхатологии как к учению об одном из важнейших элементов бытия, учению о необходимом и неизбежном в истории мира и истории человека этапе, без которого невозможно преодоление ключевых противоречий наличного бытия. В современной философии разрабатывается понимание эсхатологии как особого способа мышления о мире и человеке в рамках отнесенности смысла феноменального мира к сфере первичного ноуменального бытия, первореальности.
10. Создана авторская концепция сущности и смысла эсхатологии. Согласно этой концепции, эсхатология выступает в обществе как одно из проявлений эсхатологического сознания. В основе эсхатологического сознания лежит предчувствие приближающегося конца мира. Потенциально присущее человеку эсхатологическое предчувствие может проявляться в силу различных внешних и внутренних причин. Осознание эсхатологического предчувствия ведет к формированию эсхатологического сознания. В периоды социальных кризисов, когда старая социальность изживает себя и множество людей ощущают себя существующими перед распахнувшейся неизвестностью эсхатологическое сознание широко распространяется в обществе и формируется общественное эсхатологическое сознание, выражающее эсхатологические предчувствия многих членов общества. В эсхатологическом предчувствии переплетаются два сущностных, экзистенциальных чувства человека - надежда и страх: надежда на полноту и осмысленность жизни и страх перед смертью, перед бессмысленность^ абсурдностью бытия. В зависимости от господства того или иного экзистенциального чувства весь эсхатологический миф получает соответствующую окраску. Господство в общественном эсхатологическом сознании чувства страха ведет к появлению и широкому распространению эсхатологического мифа, наполненного картинами грядущей мировой гибели. Страх как неуверенность в собственных силах и даже в собственном бытии приводит к развитию жажды мести. Противопоставить страху человек может только собственное наполненное творческое бытие. Именно в творческой силе человека состоит основание надежды, которая находит свое выражение
Список научной литературыПетров, Федор Николаевич, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"
1. Августин Аврелий. О Граде Божием. М.: Изд-во Спасо-Преображенского монастыря, 1994. - ТА. - 404 с.
2. Аверинцев С.С. Вода // Мифы народов мира. М.: Российская энциклопедия, 1997.- Т.1. - С. 240.
3. Авеста в русских переводах (1861 1996) / Сост. И.В. Рак. - СПб.: Нева, 1997.-480 с.
4. Алексеев М.П., Жирмунский В.М., Мокульский С.С., Смирнов A.A. История зарубежной литературы. Средние века и возрождение. 4-е изд. М.: Высшая школа, 1987. - 415 с.
5. Алов A.A., Владимиров Н.Г., Овсиенко Ф.Г. Мировые религии. М.: ПРИОР, 1998.-480 с.
6. Апьтицер Т. Россия и апокалипсис // Вопросы философии. 1996. - № 7. -С. 110-126.
7. Антонова Е.В. Очерки культуры древних земледельцев Передней и Средней Азии (опыт реконструкции мировосприятия). М.: Наука, 1984. - 262 с.
8. Арутюнян С.Б. Армянская мифология // Мифы народов мира. М.: Российская энциклопедия, 1997,- Т.1. - С. 104-106.
9. Арутюнян С.Б. Ачуч-начуч // Мифы народов мира. М.: Российская энциклопедия, 1997,-Т.1. - С. 104-106.
10. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. -Л.: Наука, 1983. 192 с.
11. Байбурин А.К. Проблемы изучения прагматики в архаической культуре А Знания и навыки уральского населения в древности и средневековье. -Екатеринбург: Уральская издательская фирма "Наука", 1993. С. 3-15.
12. Байбурин А.К. Семиотические аспекты функционирования вещей /, Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л.: Наука, 1989. - С 63-87.
13. Баранец A.A. Социальные истоки и социальные функции религиозноеэсхатологии. Автореферат диссертации . канд. филос. наук. М., 1980. - 24 с.
14. Бердяев H.A. Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация // Он же. Царство Духа и царство Кесаря. М.: Республика, 1995.-С. 163-286.
15. Бердяев H.A. Религия воскрешения // Он же. О русской философии. -Свердловск: Изд-во УрГУ, 1991. 4.2. - С. 65-73.
16. Бердяев H.A. Самопознание. Л.: Лениздат, 1991. - 395 с. Бердяев H.A. Смысл истории. - М.: Мысль, 1990. - 175 с. Бестужев-Лада И.В. Эсхатология индуизма(футурологический аспект) // Индуизм: традиции и современность. - М.: Наука, 1985. - С. 5-27.
17. Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. СПб.: Петербургское востоковедение, 1994. - 288 с.
18. Большой путеводитель по Библии / Г. Беллингер, Р. Людвиг, Б. Польманн и др. М.: Республика, 1993. - 479 с.
19. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. М.: Наука, 1980. - 333 с.
20. Булгаков С. Апокалипсис Иоанна. Опыт догматического истолкования. -М„ 1991.-365 с.
21. Бундахишн. С неопубликованного перевода О.М. Чунаковой изложение И.В. Рака // Зороастрийская мифология. СПб.-М.: Нева, 1998. - С. 383-387. Гамкрелидзе Т.В., Иванов В.В. Индоевропейский язык и индоевропейцы.- Тбилиси, 1984. 4.2. - 480 с.
22. Генинг В.Ф., Зданович Г.Б., Генинг В.В. Синташта: Археологические памятники арийских племен Урало-Казахстанских степей. Челябинск: ЮжноУральское книжное изд-во, 1992-408 с.
23. Гондатти Н.Л. Следы язычества у инородцев Северо-Западной Сибири.- М.: Типография Е.Г. Потапова, 1888. 91 с.
24. Грантовский Э.А. «Серая керамика», «расписная керамика» и индоиранцы // Этнические проблемы истории Центральной Азии в древности (II тыс. до н.э.). М., 1981. С. 75-108.
25. Григорьев С.А. Древние индоевропейцы. Опыт исторической реконструкции. Челябинск, 1999 - 443 с.
26. Гринцер П.А. Аватара II Мифы народов мира. М.: Российская энциклопедия, 1997. - Т.1. - С. 24-25.
27. Гринцер П.А. Кальна // Мифы народов мира. М.: Российская энциклопедия, 1997. - Т.1. - С. 618
28. Гройс Б. Да, апокалипсис, да, сейчас // Вопросы философии. 1993. - № З.-С. 28-36.
29. Гуревич А.Я. "Эдда" и сага. М.: Наука, 1979. - 192 с.
30. Гуревич А.Я. Средневековый героический эпос германских народов // Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о нибелунгах. Библиотека всемирной литературы. М.: Художественная литература, 1975. - С. 5-26.
31. Дворкин А. Введение в сектоведение. Ниж. Новгород: Изд-во Братства Александра Невского, 1998. - 158 с.
32. Дорошенко Е.А. Зороастрийцы в Иране. М.: Наука, 1982. - 133 с.
33. Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. М.: Наука, 1986. - 234с.
34. Евсюков В.В. Мифы о Вселенной. Новосибирск: Наука, 1988. - 176 с.
35. Ермакова Т.В., Островская Е.П. Классический буддизм. СПб.: Петербургское востоковедение, 1999. - 288 с.
36. Зданович Г.Б. Аркаим: Арии на Урале или несостоявшаяся цивилизация // Аркаим: Исследования. Поиски. Открытия. Челябинск: Каменный пояс, 1995.-С. 21-42.
37. Зданович Г.Б., Батанина И.М. "Страна городов" укрепленные поселения эпохи бронзы XVIII - XVI вв. до н.э. на Южном Урале // Аркаим: Исследования. Поиски. Открытия. - Челябинск: Каменный пояс, 1995. - С. 54 -62.
38. Зданович Г.Б. Южное Зауралье в эпоху средней бронзы // Комплексные общества центральной Евразии в III I до н.э. Материалы к международной конференции. - Челябинск: Изд-во ЧелГУ, 1999 - С. 42-43.
39. Зданович Г.Б. Гармонизация пространства «Страны городов» // XIV Уральское археологическое совещание. Тезисы докладов. Челябинск: Рифей, 1999-С. 76-78.
40. Зданович Д. Г. Синташтинское общество: социальные основы "квазигородской" культуры Южного Зауралья эпохи средней бронзы. -Челябинск: Изд-во ЧелГУ, 1997 93 с.
41. Иванов В.В., Топоров В.Н. Славянская мифология // Мифы народов мира. М.: Российская энциклопедия, 1997,- Т.2. - С. 450-456.
42. Иванов В.В., Топоров В.Н. Славянская мифология // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М.: Эллис Лак, 1995. - С. 5-15.
43. Иванов И.В. Аркаим ландшафтно-исторический заповедник. Проблемы и феномены // Аркаим: Исследования. Поиски. Открытия. - Челябинск: Каменный пояс, 1995. - С. 9-20.
44. Канонические Евангелия. М.: Наука, 1993. - 350 с.
45. Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М.: Энигма, 1997.512 с.
46. Котерелл А. Мифология: энциклопедический справочник. Минск: Белфакс, 1997.-256 с.
47. Крывелев И.А. История религий. М.: Мысль, 1975. -Т.1. -415 с.
48. Кузьмина Е.Е. Откуда пришли индоарии? М.: Восточная литература, 1994-464 с.
49. Кузнецов О.В. Истоки и смысл «катастрофического» сознания в западной культуре. Автореферат дисс. . докт. филос. наук. Екатеринбург, 2000. - 39 с.
50. Кузнецов О.В. Проблема катастрофы в бытии культуры. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1995.-262 с.
51. Кураев А. Все ли равно, как верить? М.: Изд-во Братства Святителя Тихона, 1994. 176 с.
52. Курашов В.И. Экология и эсхатология // Вопросы философии. 1995. -№ 3. - С. 29-36.
53. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994. - 384 с.
54. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1983. - 535 с.
55. Лёзов C.B. Канонические Евангелия // Канонические Евангелия. М.: Наука, 1993.-С. 5-78.
56. Лёзов C.B. Основные мотивы интерпретации Евангелия по Марку // Канонические Евангелия. М.: Наука, 1993. - С. 116-134.
57. Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Он же. Миф Число - Сущность. - М.: Мысль, 1994.-С. 5-216.
58. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Миф имя - культура // Лотман Ю.М. Избранные статьи. - Таллин: Александра, 1992. - Т. 1. - С. 58-75.
59. Льюис К. Страдание // Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. 1991. М.: Республика, 1992. - С. 375-338.
60. Малютина Т.С. "Квазигорода" эпохи бронзы Южного Зауралья и Древний Хорезм // Комплексные общества центральной Евразии в III I до н.э. Материалы к международной конференции. - Челябинск: Рифей, 1999 -С. 119-120.
61. Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. М.: Аграф, 1997.- 320 с.
62. Махабхарта. Пер. с санскрита. Ашхабад: Изд-во АН Туркм. ССР, 1961. -Т.5.-749 с.
63. Мелетинский Е.М. "Эдда" и ранние формы эпоса. М.: Наука, 1968.364 с.
64. Мелетинский Е.М. О семантике мифологических сюжетов в древнескандинавской (эддической) поэзии и прозе // Скандинавский сборник.- Таллин: Ээсти раамат, 1973. Вып.28. - С. 145-156.
65. Мелетинский Е.М. Рагнарёк // Мифы народов мира. М.: Российская энциклопедия, 1997,- Т.2. - С. 362-363.
66. Мелетинский Е.М. Скандинавская мифология как система // Труды по знаковым системам. № VII. Ученые записки Тартуского университета. Тарту, 1975. - . Вып.365. - С. 38-51.
67. Мелетинский Е.М., Гуревич А.Я. Германо-скандинавская мифология // Мифы народов мира. М.: Российская энциклопедия, 1997,- Т.1. - С. 284-292.
68. Младшая Эдда. Пер. с др.-исл. O.A. Смирницкой. 2-е изд. М.: Ладомир, 1994.-254 с.
69. Мошина Т.А. Апокалипсис: угроза и утешение // Макариевские чтения. Апокалипсис в русской культуре. Можайск, 1995. - С. 151-168.
70. Мялль Л.Э. Майтрея // Мифы народов мира. М.: Российская энциклопедия, 1997.-1.2. - С. 89
71. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера. 2-е изд. Белгород: не указ., 1997. -459 с.
72. Панарин A.C. Смысл истории // Вопросы философии. 1999. - № 9. - С.3.21.
73. Пивоваров Д.В. Эсхатология // Современный философский словарь. -М.: Одиссей, 1996. С. 591-594.
74. Пиотровский М.Б. ал-Даджжал // Ислам: Энциклопедический словарь. -М.: Наука, 1991.-С. 55-56.
75. Пиотровский М.Б. ал-Ислам // Ислам: Энциклопедический словарь. М.: Наука, 1991. - С. 102-103.
76. Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М.: Наука, 1991. - 219 с. Платов A.B. Руническая магия. М.: Менеджер, 1995. - 144 с. Прозоров С.М. ал-Махди // Ислам: Энциклопедический словарь. - М.: Наука, 1991.-С. 163.
77. Пропп Н.Я. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 1998. - 512 с.
78. Рак И.В. Пехлевийская литература // Зороастрийская мифология. -СПб.-М.: Нева, 1998. С. 69-73.
79. Ривайат. С неопубликованного перевода О.М. Чунаковой изложение И.В. Рака // Зороастрийская мифология. СПб.-М.: Нева, 1998. - С. 387-390.
80. Сага о Ньяле. Пер. с др.-исл. В.П. Беркова // Исландские саги. Ирландский эпос. Библиотека всемирной литературы. М.: Художественная литература, 1973. - С. 143-445.
81. Свенцицкая И.С. Ранее христианство: страницы истории. М.: Политиздат, 1987. - 335 с.
82. Селиванов Ю.Р. Идея апокалипсиса в христианском атеизма // Вопросы философии 1996. - № 7. - С. 103-109.
83. Слово святого Ефрема Сирина на Пришествие Господне // Толкование на Апокалипсис Святого Андрея, Архиепископа Кесарийского. М.; Иосифо-Волоколамский монастырь, 1992. - С. 210-220.
84. Соловьев B.C. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории, со включением краткой повести об антихристе и с приложениями. -M.: А.Н. Сытин и К, 1991.-191 с.
85. Старшая Эдда. Пер. с др.-исл. А. Корсуна // Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о нибелунгах. Библиотека всемирной литературы. М.: Художественная литература, 1975.-С. 181-356.
86. Стеблин-Каменский И.М. Предисловие // Авеста. Избранные гимны. Перевод с авест. И.М. Стеблин-Каменского. М.: Дружба народов, 1993. - С. 3-12.
87. Стеблин-Каменский М.И. Древнескандинавская литература. М.: Высшая школа, 1979. - 192 с.
88. Стеблин-Каменский М.И. Исландская литература. Л.: Изд-во ЛГУ, 1947. -50 с.
89. Стеблин-Каменский М.И. Старшая Эдда // Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о нибелунгах. Библиотека всемирной литературы. М.: Художественная литература, 1975. - С. 661-706.
90. Тищенко C.B. Основные мотивы интерпретации Евангелия по Иоанну // Канонические Евангелия. М.: Наука, 1993. - С. 334-345.
91. Тищенко C.B. Основные мотивы интерпретации Евангелия по Матфею // Канонические Евангелия. М.: Наука, 1993. - С. 193-203.
92. Толкование на Апокалипсис Святого Андрея, Архиепископа Кесарийского. М.: Иосифо-Волоколамский монастырь, 1992. -220 с
93. Топоров В.Н. Мани // Мифы народов мира. М.: Российскаяэнциклопедия, 1997,-Т.2. С. 104-105.
94. Топоров В.Н. Об иранском влиянии в мифологии народов Сибири и Центральной Азии // Кавказ и Средняя Азия в древности и средневековье. -М.: Наука, 1981. С. 146-162.
95. Топоров В.Н. Океан // Мифы народов мира. М.: Российская энциклопедия, 1997,- Т.2. - С. 249-250.
96. Топоров В.Н. Первобытные представления о мире (общий взгляд) // Очерки истории естественно-научных знаний в древности. М.: Наука, 1982. -С. 8-40.
97. Топоров В.Н. Петух II Мифы народов мира. М.: Российская энциклопедия, 1997,- Т.2. - С. 309-310.
98. Топоров В.Н. Пространство // Мифы народов мира. М.: Российская энциклопедия, 1997,- Т.2. - С. 340-342.
99. Топоров В.Н. Хаос // Мифы народов мира. М.: Российская энциклопедия, 1997.- Т.2. - С. 581-582.
100. Топоров В.Н. Юга // Мифы народов мира. М.: Российская энциклопедия, 1997,- Т.2. - С. 676/
101. Топорова Т.В. Древнеисландское HEIMDALLR: к интерпретации имени и функций // Синхрония и диахрония в лингвистических исследованиях. М.: Наука, 1988,-4.2.-С. 130-153.
102. Успенский Б.А. История и семиотика (восприятие времени как семиотическая проблема). Статья вторая // Труды по знаковым системам. Вып. XXIII. Ученые записка Тартуского университета. Тарту, 1989. - Вып. 855. -С. 18-38.
103. Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей. М.: Изд-во МГУ, 1982. - 248 с.
104. Федоров Н.Ф. Об условности пророчеств о кончине мира // Он же. Сочинения. М.: Раритет, 1994.-С. 195-198.
105. Филатов С.Б., Лукин Р.Н. Рериховское движение в России: восстановление связи времен // Вопросы философии. 1999. - № 12. - С. 6373.
106. Фромм Э. Человек для самого себя // Он же. Психоанализ и этика. М.:
107. Республика, 1993.-С. 17-190.
108. Христианство: Словарь. / Под ред. Л.Н. Митрохина и др. М.: Республика, 1994. - 559 с.
109. Чанышев А.А. "Град земной" в эсхатологической перспективе // Вопросы философии. 1999. - № 1. - С. 124-135.
110. Шестов Л. На весах Иова // Он же. Сочинения. М.: Наука, 1993. - Т.2.558 с.
111. Элиаде М. Аспекты мифа. Пер. с фр. М.: «Инвест ППП», 1996. - 240 с. Энгельс Ф. К истории первоначального христианства // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - 2-е. изд. М.: Политиздат, 1962. - Т.22. - С. 465-492.
112. Яшин В.Б. О возможных истоках некоторых обугорских представлений // Источники по истории Западной Сибири. Омск: Изд-во ОмГУ, 1987. - С. 102116.
113. Benveniste Е. The Persian Religion according to the chief Greek texts. -Paris: Librairie orientaliste paul geuthner, 1929. -230 p.
114. Bultmann R. History and Eschatology. NY.: Harper and Row Publishers Inc., 1962.- 170 p.
115. Davidson H.R.E. Gods and Myths of Northern Europe. London: Penguin Books, 1964.-251 p.
116. Gronbech V. The culture of the Teutons. London: Diford University press, 1931. -P.2. -340 p.
117. Olrlk A. Ragnarok: die Sagen vom Weltuntergang. Berlin: Walter de Grayter and Co, 1922. - 484 p.
118. Turville-Petre E.O.G. Myth and Religion of the North. London: Weidenfeld and Nicolson, 1964. - 340 p.