автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.04
диссертация на тему: Развитие информативной структуры английского эссе XVI-XX веков (опыт диахронического исследования)
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Скурко, Елизавета Марковна
ВВЕДЕНИЕ . б
ГЛАВА I.
Раздел I. Публицистический функциональный стиль -один из вариантов функционально-стилевой системы языка. II
§ I. Специфика публицистического стиля . II
§2. Жанровая вариативность публицистического стиля и ее причины
§ 3. Особенности информации в публицистическом тексте
Раздел П. Эссе - особый жанр публицистики. 24
§ I. Типологические признаки эссе как типа текста .24
§2* Специфика информативной структуры эссе
Раздел III. Диахронический аспект изучения жанра эссе и. его информативной структуры
ГЛАВА П.
Раздел I. Особенности информативной структуры эссе
I периода.
§ I. Экстралингвистические факторы
§ 2, Содержательный аспект информативной структуры эссе I периода и языковые средства его выражения.4
2.1, Варьирующиеся реализации .4
2.I.I. Слияние СФИ и СКИ
2.1.2. Эксплицитный характер СКИ
2.2. Единичные реализации
2.2.1. Отсутствие других типов информации
§ 3# Формальный аспект информативной структуры эссе I периода и языковые средства его выражения
Раздел П. Особенности информативной структуры эссе П периода и языковые средства его выражения.
§ Ii? Экстралингвистические факторы
§ 2. Содержательный аспект информативной структуры эссе П периода и языковые средства его выражения
2.I.' Варьирующиеся реализации.
2.1 Л. Преобладание СКИ
2.1.2, Появление имплицитной СКИ
2.2^ Единичные реализации
2.2.1. Появление предко.нцептуальной информации.
§ 3. Формальный аспект информативной структуры эссе
П периода и языковые средства его выражения
Раздел Ш. Особенности информативной структуры эссе Ш периода
§ I, Экстралингвистические факторы
§ 2. Содержательный аспект информативной структуры эссе Ш периода и языковые средства его выражения
2.1. Варьирующиеся реализации
2.1.1. Доминанта СКИ
2.1.2. Эксплицитно-имплицитный характер СКИ с большей значимостью имплицитности
2.2. Единичные реализации
2.2.1. Появление подтекста
§ 3. Формальный аспект информативной структуры эссе
Ш периода и языковые средства его выражения
Раздел 1У. Особенности информативной структуры эссе 1У периода.
§ I. Экстралингвистические факторы
§ 2. Содержательный аспект информативной структуры эссе 1У периода и языковые средства его выражения
2.1. Варьирующиеся реализации
2.1.1. Равновесие СФИ и СКИ
2.1.2. Эксплицитно-имплицитный характер СКИ с большей значимостью эксплицитности
2.2. Единичные реализации
2.2.1. Наличие всех типов информации
§ 3. Формальный аспект информативной структуры эссе
1У периода и языковые средства его выражения
Раздел У.- Особенности информативной структуры эссе У периода
§ I. Экстралингвистические факторы
§ 2. Содержательный аспект информативной структуры эссе У периода и языковые средства его выражения .Ы
2.1. Варьирующиеся реализации
2.1.1. Наложение СФИ на СКИ
2.1.2. Имплицитный характер СКИ
2. 2. Единичные реализации
2.2Л» Наличие всех типов информации
§ 3, Формальный аспект информативной структуры эссе У периода и языковые средства его выражения
Введение диссертации1984 год, автореферат по филологии, Скурко, Елизавета Марковна
За последние 20 лет слово "информация" приобрело чрезвычайную популярность в современном лексиконе широкого круга специалистов. По мнению ученых, это объясняется тем, что в 60-е годы человечество вступило в период "информационного взрыва", когда в результате научно-технической революции, ускорения технического прогресса, увеличения, разнообразия и совершенствования коммуникативных связей объем поступающей и перерабатываемой человеком информации неизмеримо возрос, В этой связи особое значение приобретают публицистические тексты, так как они в сжатой форме освещают многообразие возникающих проблем, доступны широким массам, охватывают практически все слои населения, являются эффективнейшим средством воздействия на разум и чувства людей. Это последнее свойство публицистики крайне существенно в настоящее время - в период обострения идеологической борьбы между капитализмом и социализмом, когда от агитации и пропаганды во многом зависят судьбы человечества.
Настоящая работа посвящена выявлению особенностей функционирования категории информативности в одном из жанров публицистики - эссе - на всем протяжении его развития и установлению в свете этого основных определяющих признаков данного жанра.
Актуальность исследования определяется необходимостью дальнейшего изучения процесса коммуникации, сутью которого является передача и получение информации. Специфика проявления категории информативности в разных типах текста, неразработанность проблем ее функционирования в публицистических текстах, обслуживающих одну из наиболее коммуникативно-значимых сфер общения, в частности, в эссе, также обусловливают актуальность данной работы.
В работе информативность понимается как одно из основных свойств текста, имеющее специфическую реализацию в каждом конкретном типе текста, В исследовании выдвигается положение о том, что информативная структура отдельных типов текстов может изменяться в процессе эволюции.
Конкретными задачами исследования являются:
1. Определение дифференциальных признаков категории информативности в жанре эссе.
2. Выявление соотношения константных, варьирующихся и единичных реализаций данной категории в разные периоды развития эссе.
3. Выделение средств и способов выражения категории информативности в эссе.
4. Выявление специфики жанра эссе как особого типа публицистического текста и рассмотрение его становления.
5. Определение и характеристика основных экстралингвистических факторов, вызывающих вариативность жанра и реализации категории информативности.
Работа выполнена в русле двух научных направлений: функциональной стилистики и лингвистики текста. Теоретической базой настоящего исследования послужили основные положения теории стилей и жанров В.В.Виноградова, М.Н.Кожиной, Н.М.Разинкиной, а также теория грамматических категорий текста профессора И.Р.Гальперина. Определяющим моментом этой теории является широкий подход к закономерностям текста, отражающим процессы передачи информации в акте коммуникации. Поскольку в работе рассматривается эссе как особый тип текста, взятый в своем развитии, это определило необходимость опираться в исследовании также на некоторые основные положения теории вариативности и диахронии. ■
Исследование проводится на материале английского эссе от ХУ1 века до настоящего времени. Выбор материала обусловлен тем, что, хотя информативность - универсальная категория, присущая текстам всех функциональных стилей, необходимо вначале провести ее анализ в рамках отдельных жанров и стилей с тем, чтобы в последующем можно было создать обобщенную классификацию и выявить общетипологические параметры изучаемого явления. В этом отношении текст эссе предоставляет широкие возможности для изучения информативности, так как эссе синтезирует в себе главные черты основных функциональных стилей: публицистического, художественного и научного. Обращение к жанру эссе обусловлено также тем, что он является представителем "малой" прозы, в которой наиболее отчетливо и концентрированно проявляются закономерности, присущие другим жанрам.
Общий объем материала составил 500 эссе.
Многообразие проблем, связанных с изучением категории информативности в отдельном типе текста, рассматриваемом в диахронии, требует применения нескольких методов анализа. В качестве основного использовался сопоставительный метод анализа, применяемый в диахроническом аспекте. Весьма значительная роль отведена методу компонентного анализа языковых единиц, передающих информацию. Метод супралинеарного анализа, позволяющий выявить дополнительную информацию, содержащуюся в тексте, также применялся в настоящем исследовании.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые рассматривается реализация категории информативности в публицистическом тексте; вперые изучение текста эссе ведется в диахроническом плане, на основе которого выводится положение о динамике информативной структуры определенного типа текста.
Разрешение поставленных б данной работе задач имеет как теоретическое, так и практическое значение: способствует дальнейшему осмыслению проблем- функциональной стилистики, углубляет понимание публицистического стиля и его жанров, позволяет увидеть вариативность внутри определенного типа текста и выявить потенции развития информативной структуры.
Разработанный аппарат анализа информативности эссе может быть применен также при интерпретации произведений научного и художественного стилей» Отдельные результаты исследования могут оказаться полезными в теории и практике журналистики.
Материалы исследования могут использоваться при чтении лекций по теории стилистики английского языка, в литературоведении, в спецкурсе по теории языка в языковом вузе, а также для проведения семинарских занятий по указанным дисциплинам в высшей школе.
Основные положения и результаты исследования апробировались на научной конференции "Актуальные проблемы науки в народном хозяйстве" (г. Уфа, 1980).
Постановка проблемы, специфика и последовательность их решения обусловили композиционную структуру диссертации: она состоит из введения, одной теоретической, одной практической главы, заключения и приложения»
Заключение научной работыдиссертация на тему "Развитие информативной структуры английского эссе XVI-XX веков (опыт диахронического исследования)"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Диссертация посвящена исследованию функционирования категории информативности в одном из жанров публицистики - эссе. Категория информативности понимается в работе как одно из основных свойств текста, которое в совокупности своих содержательных и формальных единиц составляет его информативную структуру.
Б работе также выведены основные признаки, характеризующие эссе как тип текста. Совокупность этих признаков в их взаимосвязи и взаимодействии формирует контуры инвариантной модели жанра, относящегося к публицистическому функциональному стилю. Доминирующим признаком жанра эссе является его субъективность, то есть образ автора в эссе выступает организующим, центральным стержнем текста, составляющим значительную степень, суть концепта автора.
На основе проведенного анализа эссе в диахронии в работе впервые предлагается его периодизация, позволяющая выделить в единой инвариантной модели жанра пять соотносительных хронологических вариантных форм, представляющих жанр в разные периоды его существования.
Рассмотрение информативной структуры эссе в диахронии позволило установить факт ее вариативности и сделать вывод о ее динамике.
Б исследовании установлено, что содержательный аспект информативной структуры эссе состоит из ряда константных реализаций: соотношение СФИ и СКИ; характер выражения СКИ; наличие субъективной модальности, которые подвержены варьированию в каждый отдельный период развития эссе. Помимо константных реализаций в содержательном аспекте информативной структуры эссе выделена единичная реализация: наличие других типов информации. К основным параметрам формального аспекта информативной структуры эссе в работе отнесены: распределение информационной нагрузки по тексту; способ подачи информации - индуктивный/ дедуктивный; структурные ячейки информации - сообщение о факте, авторская интерпретация и авторская концепция. Вышеприведенные факты позволили заключить, что информативная структура эссе представляет собой неоднородное явление.
Задача диссертации заключалась в том, чтобы проследить, как происходит процесс варьирования в информативной структуре эссе, каковы ее особенности в каждый отдельный период развития эссе, как влияет развитие жанра на эволюцию его информативной структуры и, наоборот, как становление информативной структуры способствует упрочению основных отличительных признаков эссе,
В диссертации информативная структура рассматривается с учетом экстралингвистических и внутренних факторов. К числу экстралингвистических $>акторов, влияющих на информативную структуру жанра эссе, можно отнести следующие факторы: прагматическую направленность; читательскую аудиторию; состояние науки, культуры, литературного языка; .ведущее литературное направление; влияние других стилей и жанров. вариативность информативной структуры эссе, как показало исследование, обусловлена не различным в каждый отдельный период развития жанра набором экстралингвистических факторов, а их различным наполнением, содержанием, перераспределением их значимости. й внутренним факторам, влияющим на вариативность параметров информативной структуры эссе, отнесена совокупность информативных единиц текста, являющихся сигналами смыеловой, эстетической и аппелятивной информации. 15 диссертации выдвигается положение, что от преобладания одной из первых двух информаций зависит варьирование константной реализации "соотношение СФИ и СКИ"; природа эстетической информации во многом определяет варьирование константной реализации "характер выражения СКИ" и единичной реализации "наличие других типов информации", а от характера аппелятивной информации во многом зависит степень проявления в эссе константной реализации "наличие субъективной модальности".
Для определения тенденции развития первой константной реализации "соотношение СФИ и СКИ" в работе впервые выделены и систематизированы параметры каждого из этих типов информации, так как от их природы во многом зависит характер соотношения СФИ и СКИ. К параметрам СФИ отнесены: объективность, логичность, последовательность, конкретность пространственно-временного фактора и конкретность описания и повествования. К параметрам СКИ отнесены: субъективность, логика мысли, обобщенность.
Эссе I периода (к. ХУ1 - I пол. ЛУН века) находится еще под очень сильным влиянием научного стиля, поэтому I период отражает процесс становления жанра, что неизбежно сказалось на особенностях его информативной структуры.
В эссе первой хронологической вариативной формы выделенные параметры СФИ и СКИ обнаруживают тенденцию к совмещению, что приводит к слиянию этих двух типов информации как первой варьирующейся реализацией константного параметра информативной структуры эссе "соотношение СФи и CKI/1". Определяющее влияние на эссе I периода научного стиля сказалось также на характере проявления остальных параметров содержательного аспекта информативной структуры эссе, которые приобретают в эссе I периода следующие варьирующиеся реализации: "эксплицитный характер СКИ"; "отсутствие субъективной модальности"; "отсутствие других типов информации". Специфика параметров формального аспекта информативной структуры эссе I периода также во-многом определяется влиянием на эссе научного стиля и особенностями его содержательного аспекта. Так, распределение информационной нагрузки по тексту имеет в эссе I периода равномерный характер в силу одинаковой важности и значимости всей информации текста и неразличения в нем релятивных и предикативных отрезков. Способ подачи информации - дедуктивный. Наличие структурных ячеек информации в большой степени зависит от характера соотношения СФИ и СКИ. В эссе I периода в результате слияния этих двух типов информации все три ячейки информации слиты в единое, неразделимое целое - "авторская концепция".
Но мере дальнейшего развития жанра наряду с изменившимся содержанием экстралингвистических факторов происходит упрочение отличительных признаков жанра (субъективность, экспресс сивность, эмоциональность), что не могло не сказаться на особенностях информативной структуры эссе следующего 11 периода (к. ХУ11 - I пол, ХУШ века). Возрастание субъективности и художественности приводит к преобладанию эстетической информации и изменению ее характера, в результате чего происходит возрастание СКИ в оощем объеме информативной структуры текста. Поэтому хронологически второй варьирующейся реализацией константного параметра "соотношение СФИ и СКИ" является "преобладание СКИ". Увеличение субъективности СКИ оказывает влияние на степень проявления в эссе константной реализации "наличие субъективной модальности", а именно: в эссе И периода субъективная модальность приобретает полноправный статус и составляет существенную долю GKi/i. Влиянием на эссе художественного стиля в значительной степени ооъясняется появление в эссе н периода имплицитной СКИ, что ведет к варьированию второй константной реализации информативной структуры эссе "характер выражения СКИ11 и появлению имплицитной СКИ,
Основная тенденция развития вторий константной реализации оказывает непосредственное влияние на эволюцию единичной реализации информативной структуры эссе -наличие других типов информации1' • появление имплицитной СКи приводит к наличию во 11 периоде развития эссе предконцептуальной информации, слузкащей мостиком между эксплицитной и имплицитной СКИ и являющейся свое-ооразным играничителем свободы восприятия читателей, способствуя тем самым адекватному восприятию СКИ всего эссе.
Варьирование реализацией содержательного аспекта информативной структуры эссе повлекло за собой изменения в ее формальном аспекте. Так, выделение отдельно СФИ привело к наличию внутри нее дифференциаций на событийную, интерпретирующую и базисную, которым соответствует расчленение информативной структуры на ячейки: "сообщение о факте", "авторская интерпретация" и "авторская концепция". Расхождение СФИ и СКИ привело к наличию в тексте отрезков, не равноценных по своей информационной значимости, то есть релятивных и предикативных отрезков, в результате чего распределение информационной нагрузки по тексту приобрело влонообразный характер. Передвижение эссе И периода в сторону художественного стиля сказалось на варьироьвании такого параметра формального аспекта эссе как способ подачи информации: он становится индуктивно-дедуктивным.
Ш период развития эссе (к. ХУШ - I пол. XIX века) приходится на эпоху романтизма - литературного направления, оказавшего самое существенное влияние на характер информативной структуры эссе данного периода. Основные изменения в содержательном аспекте затронули степень проявления константных реализаций, то есть в эссе Ш периода еще более возросла доля СКИ в общем объеме информативной структуры, еще более увеличилась степень ее субъективности, а следовательно, и степень проявления субъективной модальности, гораздо более важной и значимой стала имплицитная СКИ, то есть варьирующиеся реализации константных параметров содержательного аспекта информативной структуры эссе имеют вид: "доминанта ОКи"; "наличие субъективной модальности"; "эксплицитно-имплицитный характер СКИ с большей значимостью имплицитности". В эссе эпохи романтизма происходит дальнейшее усложнение и увеличение информативной структуры эссе за счет появления еще одного типа информации - подтекста. Появление подтекста объясняется, в первую очередь, существенным влиянием, которое оказывает на эссе Ш периода художественный стиль, отличительная черта которого -содержательная двуплановость.
Изменения, произошедшие б формальном аспекте, также в значительной степени обусловлены влиянием на эссе романтизма и произведений художественного стиля. Так, способ подачи информации может быть охарактеризован как индуктивный с элементами дедуктивного спосооа; распределение информационной нагрузки носит неравномерный характер, так как в эссе Ш периода выделяются отдельно СФИ и СКИ, а,следовательно, релятивные и предикативные отрезки. В эссе Ш периода на поверхности выделяются только две структурные ячейки информации "сообщение о факте" и "авторская интерпретация" и соответствующие им виды СФИ: событийная и интерпретирующая. Авторская концепция как обязательный элемент информативной структуры эссе скрыта в глубинной структуре произведения.
Основными чертами, определяющими особенности информативной структуры эссе 1У периода (к. XIX - I пол. XX века),являются изменение доминанты прагматической направленности эссе и взаимоуравновешенное влияние на эссе научного и художес-венного стилей. Под их воздействием в содержательном аспекте информативной структуры эссе происходят следующие изменения: константный параметр "соотношение СФИ и СКИ" приобретает варьирующуюся реализацию примерный баланс СФИ и СКИ •; характер выражения СКИ имеет в эссе ТУ периода как эксплицитную, так и имплицитную природу, однако большее значение и важность приобретает эксплицитная СКИ; существенную долю СКИ составляет в эссе 1У периода субъективная модальность, и, наконец, в эссе данного периода присутствуют все типы информации: СФИ, СКИ, предконцептуальная и подтекстовая.
В формальном аспекте информативной структуры эссе варьирование затронуло все параметры, одни из которых изменили свой характер под влиянием научного стиля, другие - под влиянием художественного. Так, под влиянием научного стиля способ подачи информации снова соблюдается в эссе в чистом виде (индуктивный); распределение информационной нагрузки по тексту носит планомерный характер: от фактов - к их анализу и интерпретации и от них к обобщению, выводу. Под влиянием художественного стиля в эссе 1У периода наблюдается дифференциация СФИ на событийную,интерпретирующую и базисную, и четко выделяются все три ячейки информации. При сохранении общего баланса СФИ и СКИ в информативной структуре эссе 1У периода в ячейке авторская концепция происходит пересечение СФИ и СКИ, то есть на основе изложенных фактов четко выявляются фрагменты мировоззрения автора,
Уссе последнего, У периода падает на вторую половину ЛЛ века - эпоху обострения идеологической борьбы, усложнения форм и методов публицистической агитации и пропаганды, когда от авторов требуются гибкость, изощренность, тонкость в выражении своих мыслей и взглядов. Именно этот фактор в большой степени обусловил варьирование реализаций содержательного аспекта информативной структуры эссе У периода, которые имеют в эссе данного периода вид: "наложение СФИ на СКИ"; "имплицитный характер СКИ"; "наличие субъективной модальности"; "наличие всех типов информации", й эссе У периода, где СКИ отличается многослойностью, имплицитноетью и рассеянностью по всему тексту, еще более возрастает значение подтекста как ядра СКИ, Под влиянием ее специфики подтекст приобретает в эссе У периода отличительную особенность - многоступенчатость, Предконцептуальной информацией является в эссе У периода первый, самый верхний слой СКИ, то есть ее наиболее эксплицитный и доступный для восприятия слой. Особенности формального аспекта информативной структуры эссе У периода в значительной степени обусловлены спецификой параметров ее содержательного аспекта, вследствие наложения СФИ на СКИ структурные ячейки информации снова представляют собой единое целое звено; способ подачи информации может оыть охарактеризован как индуктивно-дедуктивный. Распределение информационной нагрузки приобретает в эссе У периода осооое значение, так как служит средством воздействия на сознание читателей.
Таким образом, анализ функционирования категории информативности в эссе разных периодов позволяет проследить эволюцию в нем этой важнейшей текстовой категории и выявить роль каждого периода в становлении ее отличительных характеристик. Общая тенденция, прослеживаемая в развитии информативной структуры эссе, заключается в ее усложнении и обогащении за счет увеличения доли имплицитноети, подтекста, усложнения и разнообразия средств и способов ее реализации,
В диссертации предпринята также попытка проследить эволюцию средств выявления информативной структуры эссе и разделить их с точки зрения того, какой тип информации они выражают. Анализ средств выявления информативной структуры эссе разных периодов позволил сделать вывод о наличии варьирующейся системы языковых средств. Варьирование внутри данной системы затрагивает как некоторые стороны повторяющихся от периода к периоду средств (.семантика, характер употребления, функции), так и появление новых средств, процесс варьирования языковых средств, как установлено в ходе исследования, обусловлен усложнением, обогащением самой информативной структуры, а также развитием самого жанра.
В работе выделен ряд средств разных языковых уровней, в том числе СП. В диссертации установлено, что константными средствами выявления информативной структуры эссе являются четрые СП: сентенции, риторический вопрос, сравнения и антитезы. Вудучи присущими информативной атруктуре эссе всех периодов, они отражают суть жанра как такового.
Сентенциозность, афористичность высказываний эссе выте
- № кает из специфики его прагматической направленности: отразить авторское представление о предаете сооощения в наиболее действенной, понятной, запоминающейся и краткой форме. С этой же целью употреоляются в эссе и риторические вопросы, которые к тому же создают непринужденность ооращения автора с читателем. по мере развития жанра эти два СП претерпевают модификации, связанные с тем, что с каждым последующим периодом развития эссе все более удаляются от риторики, а, следовательно, сентенции и риторические вопросы все более уходят от общеизвестности, азбучности, и на первый план в них выходит субъективное, авторское.
Наличие в эссе всех периодов таких СП как сравнение и антитеза объясняется сильным изначальным влиянием на эссе научного стиля, так как одной из отличительных черт научного, логического мышления является проведение аналогий и контрастов. По мере дальнейшего развития эссе появляется и постепенно увеличивается влияние на жанр художественного стиля, в результате которого эти два СП приобретают качества, характерные для них в произведениях художественной литературы: они слу' жат средством передачи экспрессивной, образной, эмоциональной информации в эссе.
Предложенные в настоящей диссертации методика и приемы лингвистического анализа информативной структуры эссе намечают возможные пути дальнейшего исследования публицистического стиля. Объектами изучения могут быть типологические особенности информативной структуры других жанров публицистики, а также особенности функционирования в них иных грамматических категорий текста. Интересным представляется сравнительно-сопоставительный анализ текстов одного типа в различные эпохи на материале разных языков.
Список научной литературыСкурко, Елизавета Марковна, диссертация по теме "Германские языки"
1. К.МАРКС, Ф.ЭНГЕЛЬС.
2. К.МАРКС, Ф.ЭНГЕЛЬС. t>. АВЕРИНЦЕВ С.С.4. АДМОНИ В.Г.5. АЛЕКСЕЕВ В.А.6. АРУТЮНОВА Н.Д.7. АРХИПОВ А.П.8. АСМУС В.Ф.9. АХМАНОВА О.С.10. АШУРОВА Д.У.11. БАЙЕР Л.Н.12. БАТАЛОВА Т.М.13. БАТАЛОВА Т.М.14. БМЯЕВСКАЯ Е.Г.
3. Сочинения, т. 3, Ивд. 2. М., 1955, 629 с.
4. Сочинения, т. 7. Изд. 2. М., 1956, 669 с.
5. Плутарх и античная биография. М., "Наука", 1973, 276 с.
6. Поэтика и действительность. Л., "Советский писатель", 1975, 308 с.
7. О некоторых особенностях публицистического функционального стиля, в сб.: Проблемы журналистики, ЛГУ, вып. 2, 1973, с. 42-56.
8. Предложение и его смысл. М., "Наука", 1976, 382 с.
9. Синтаксические особенности речевого жанра радиоинтервью. Автореф. дисс. . канд. филол. наук, М., 1974, 24 с.1. Логика. М., 1947, 328 с.
10. Словарь лингвистических терминов. М., "Советская энциклопедия", 1966, 606 с.
11. Лингвистическая природа художественного сравнения. Автореф. дисс. . канд. филол. наук, М., 1970, 19 с.
12. Характерологическая лексика французского языка. Автореф. дисс. . канд. филол. наук, М., 1972, 24 с. *
13. Соотношение предикативных и релятивных отрезков текста (на материале английской поэзии и прозы). Автореф. дисс» . канд. филол. наук. М., 1977, 24 с.
14. Ассоциативные и кошютативные связи в художественном тексте как средство создания образности. Сб. научных трудов МГПИИЯ им* МД'ореза, вып. 174, М., 1981, с. 75-82.
15. К вопросу о типологии текста. Б кн.: Лингвистика текста и обучение иностранному языку. Киев, 1978, с. 48-58.
16. Американские просветители. М., 1968, т. I, 238 с.
17. Литературные языки и языковые стили. М., "Высшая школа", 1967, 374 с.
18. Риторические вопросы и их стилистическое использование в стиле художественной речи и в публицистическом стиле. Автореф. дисс. . канд. филол. наук, М., 1965, 23 с.
19. Художественная речь. М., "Русский язык", 1983, 255 с.
20. Итоги обсуждения вопросов стилистики. БЯ, 1955, № I, с. 60-87.
21. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., Изд. АН СССР, 1963, ~ 253 с.
22. Пропаганда за фасадом новостей. Изд. МГУ, 1976, 141 с.
23. Очерки по стилистике английского языка. М., изд. лит. на иностр. яз., 1958, -458 с.
24. Некоторые типологические особенности литературного английского языка ху1 в. В кн.: Типология германских литературных языков. М., 1976, с. 213-235.
25. Информативность единиц языка. Пособие по курсу общего языкознания, м., "Высшая школа", 1974, 173 с.
26. Текст как ооъект лингвистического исследования. М., "Наука", 198I, 135 с.
27. Внутренняя организация текста. Автореф. дисс. . канд. филол. наук, М., 1972, 24с28. ГЛАЗУНОВА Н.Ю.29. ГРИШИНА О.Н.
28. К типологии жанров. Сб. научных трудов мГНИИЯ им. м.Тореза, вып. 81, М., 1974, с. 177-194.30. ГУРГОВА Л.И.31. ГУХМАН М.М.32. ДАШЕВСКАН В.Л.33. ДЬЯКОНОВА Н.Я.34.