автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Профессиональный и любительский театр Урала в 1861-1904 гг.
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Загайнова, Вера Леонидовна
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕАТРОВ
§ I. Начальный этап формирования уральского театра в контексте культурной жизни провинции, 1861-1877 гг.
§ 2. Уральский театр в 1878-1894 гг. принципы организации театрального дела
§ 3. Изменения в уральском театре в 1895-1904 гг.
Глава П. ЛЮБИТЕЛЬСКИЙ ТЕАТР
§ I. Театральная самодеятельность 60-90-х гг. XIX в.
§ 2. Фабрично-заводские театры и кружки самодеятельности в начале XX в.
Введение диссертации1997 год, автореферат по истории, Загайнова, Вера Леонидовна
Актуальность темы. Изучение истории культуры и ее составных частей является особым направлением в исторической науке. Положение и значение театральной культуры в жизни общества, ее постоянное развитие определяются, с одной стороны, качеством самого художественного творчества, а с другой - достигнутым материальным и социокультурным уровнем жизни людей, тем, насколько она становится насыщеннее, содержательнее, выразительнее под влиянием конкретных условий, в том числе и культурного фактора.
Определить социальную сущность духовной культуры, глубже понять ее своеобразие в ряду других форм человеческой жизнедеятельности - это значит, прежде всего, объяснить потребность человека в художественном познании мира и эстетической деятельности, которая не только породила культуру как общественное явление, но и обусловила ее историческое развитие. Потребности, интересы, идеалы того или иного социального слоя, отражая уровень социально-экономических отношений, определяют его психологию на конкретном историческом этапе развития.
Среди различных секторов культуры театральное искусство является феноменом, своеобразным барометром, чутко реагирующим на перемены в духовно-психологическом климате эпохи, и поэтому выступает как уникальная сфера, выражающая свой особый колорит. Во все времена искусство представляло собой взаимодействие "практических" и "теоретических" форм социальной памяти, мифологических и научных представлений /65, с.56/. Это полностью относится к театру, так как в отличие от литературы, живописи, музыки, он является синтезом коллективных и индивидуальных творческих усилий. Специфика театра состоит в том, что он как никакой другой вид искусства, непосредственно связан с восприятием людьми, открыт для "потребителей" культурных ценностей и в определенной степени зависит от них.
Театр - коллективный современник и соотечественник своих зрителей. Если бы каждый зритель оказался совершенно некоммуникабелен, а его личность наглухо отгороженной от социального опыта, то погибли бы все зрелищные искусства, и театр - первым из них /зб, с.230/.
Искусство есть разновидность познания той стороны действительности, которую невозможно познать никаким иным способом. Поэтому вполне правомерно рассматривать искусство как "общественную технику чувств", как "социальное в нас", т.е. подчеркивать изначальную его социальность /40, с3Е8/. Искусство, как всякое явление, возникшее вместе с обществом и формируемое им, уже есть социальное явление.
Настроения и идеи различных слоев общества порождаются глубинными процессами в общественной жизни, меняются под влиянием соответствующих перемен в развитии оющества и улавливаются литературой и искусством. И в том, что "настроение эпохи", благодаря художественному постижению жизни входит в общественное сознание, находит выражение не только социальная функция искусства, но и обнаруживаются некоторые его психологические особенности.
В общественных науках укоренилась традиция представлять историю искусства, в том числе и театра, как историю только шедевров, классических творений, ставших вехами в духовной истории человечества. Однако сфера искусства призвана гибко реагировать на запросы и вкусы всех социальных слоев, поставлять произведения, способные удовлетворить многочисленные, самые своеобразные потребности обыденного сознания, наполнить художественными формами область быта, досуга, развлечения. С обслуживанием такого рода интересов, зависящих от традиций, образа жиани и деятельности людей, связана важная линия в истории художественной культуры, и ее органической части -театра.
Если в первом случае среди произведений искусства, входящих в золотой фонд культуры, мы можем вскрыть известную ценностную преемственность, то во втором случае, такая ситуация отсутствует. Искусство, и в первую очередь театр, подвижно откликаются на формирование и смену общественных настроений, поддерживают традиционные социально-психологические установки. Сосуществуя в реальной жизни, обе эти сферы искусства составляют единый художественнный процесс. Более того, вторая линия искусства, отражая совокупность повседневных потребностей человеческого бытия, зачастую играет особую роль,вне которой оказывается невозможным рождение культурных шедевров. Ошибочным было бы видеть подлинный знак психологического, духовного состояния общества в определенную эпоху лишь в знаменитых произведениях. Его может представлять только широкий спектр самых разнообразных по уровню и звучанию тонов и полутонов.
В связи с этим весьма актуальной является идея развивающихся потребностей как одной из основных черт эволюции духовного мира человека. Неправильно было бы считать, что на каждом этапе развития культуры существует единственно верный комплекс духовно-психологических установок и утверждений. Важно, чтобы личность могла находить, видеть себя в актуализированных обществом культурных ценностях, а последние для подтверждения своих высоких качеств нуждались в преломлении в индивидуальном творчестве и восприятии.
Культурный прогресс эпохи создается не моментом торжества шедевра, а самим процессом возникновения и становления, в котором традиция вдохновляется "революционнным пафосом контраста", по отноиению к определенному канону /65, с.65/. Искусство и воспроизводит бытующие стереотипы и разрушает привычные понятия и восприятия;
В представленном исследовании театр как составная часть культуры анализируется в границах определенного времени и пространства; Для автора представляется важным найти оптимальное сочетание тематического и территориального аспектов изучения проблемы. Картину жизни общества на определенном этапе развития нельзя считать полной, а тем более комплексной, без исторического анализа его эстетических взглядов, культурных воззрений, досугового общения, театральных интересов. Игнорирование изучения этих вопросов неизбежно ведет к сужению диапазона, фрагментарности исследований истории общественной жизни. Этот момент важно подчеркнуть и потому, что история культуры пока занимает второстепенное место в изучении как в целом отечественной истории, так и в исторических исследованиях отдельных регионов-. История же театра занимает подчиненное положение » в историческом искусствоведении; Подобнаямдискриминациям не способствует широте анализа и глубине исторических обобщений; В диссертации делается попытка восполнить недостаток работы в этом направлении на материалах истории уральского театра;
Объектом изучения в диссертации является профессиональный и самодеятельный театр Урала в полный глубоких изменений во всех областях жизни период - с 1860-х гг. XIX в. до начала XX в;
Автор пытается исследовать театр как особый вид искусства, отражающий художественнные идеи и взгляды сценическими средствами. Выделяются следующие характерные черты театрального искусства:
Во-первых, театр - искусство синтетическое; Кроме основных действующих лиц - драматурга, режиссера, актеров, - в создании спектакля участвуют художники, композиторы, хореографы и музыканты-исполнители-. Самое выразительное слово актера и выстроенное рехиссером действие еще не составят спектакля как сценического произведения; Театр невозможен и без технических служб (попив костюмов, изготовление декораций и т.д.).
Во-вторых, театр - искусство коллективное; Если творческий труд писателя, композитора, художника глубоко индивидуален, то в театре эффект достигается путем коллективного сложения сил-. Талант, выдающиеся личные способности режиссера и актеров могут усилить, напрячь творческую пружину спектакля, но не в состоянии выстроить его целиком; Это возможно только в результате оовместных усилий;
В-третьих, театр - искусство в значительной степени оперативное, сиюминутное, наиболее подверженное влиянию времени; Жизнь спектакля сравнительно коротка; ,Лишь немногие из них остаются в памяти, да и то, как правило, у театроведов.
Для более глубокого освещения роли театра автору приходится, хотя и кратко, исследовать основные особенности времени; Российская действительность этого периода богата крупными политическими и социально-экономическими переменами, вызванными реформами 1861 года и последующих лет. Рост общественно-политической активности, становление капиталистических отношений, развитие предпринимательства не могли не сказаться на культуре и, в частности, на театре; Изучаемая период - это граница "золотого" и "серебряного" веков в русской поэзии, живописи, музыке. И хотя в жизни театра это не получило столь рельефного отражения, как в других видах культуры и. искусства, влияние пограничного состояния на театр несомненно;
Уральский театр являлся театром провинциальным; Это отнюдь не означает его второсортности, заштатности, эстетической слабости, но на равных тягаться со столичными театрами он не мог; На Урал позднее доходили новые идеи, новые веяния. Региональность уральского театра проявилась в географических границах его деятельности, опоре на местные силы и ориентире на потребности зрительской аудитории, значительную часть которой составляло население ураюярх городов и заводских поселков, отличавшееся своими специфическими особенностями, "особым бытом", присущим горнозаводскому Уралу; Край издавна был местом ссылки представителей демократически настроенной интеллигенции, в том числе литераторов и артистов. Обладая высоким мастерством, отдельные из них значительно повышали творческий тонус местного театра-.
Методологическая база диссертации основывается на выводах отечественной исторической науки об особом положении Урала в жизни Российского государства в рассматриваемый период, философских концепциях исторического процесса и на традиционных и обновленных в последние годы научных взглядах по проблемам истории культуры; Сочетание исторического и культурологического подходов позволяет более глубоко обосновать роль театра в духовной жизни Урала; Метод историзма дает возможность проследить, на каком основании, фундаменте базируются культурные отношения определенного этапа, и какую роль они способны сыграть для будущего. Философский подход помогает бол>ее четко представить место культуры в контексте общественного развития, ее взаимодействие с другими сферами социально-экономической жизни; Одним из отправных пунктов в этом смысле является теоретическое положение об относительной самостоятельности, культуры как части духовного сектора общественной деятельности-. Основы культурологии и искусствоведения позволяют более рельефно выделить роль театра в духовной жизни общества, подчеркнуть его специфику.
Целью исследования автор определяет рассмотрение в историческом и художественном плане основных проблем развития театрального дела на Урале в 1861-1904 гг., процессов становления творческих коллектмвов, формирования репертуарной политики, поиска контактов с общественностью городов, заводских поселков и сел края.
Из поставленной цели вытекают и основные задачи диссертационной работы:
- проследить главные этапы развития театрального искусства на Урале на фоне важнейших социально-экономических и общественно-политических факторов;
- выявить основные особенности уральского театра рассматриваемого периода;
- раскрыть важнейшие тенденции становления профессиональных театральных труппп;
- Показать наиболее яркие черты любительского театра уральского региона;
Хронологические рамки 'Исследования охватывают период с отмены крепостного права и крупных социально-экономических реформ 60-70-х гг. XIX в; до назревания кризиса и радикальных общественно-политических событий первых лет XX столетия. Выбор именно такого временного интервала позволяет целенаправленно проанализировать основные тенденции театрального процесса на Урале в период развития рыночных, капиталистических отношений и их влияния на все стороны жизни российского общества;
Территориальные границы диссертации включают существовавшие по административному делению того времени четыре губернии Урала -Вятскую; Оренбургскую, Пермскую и Уфимскую. Профессиональный театр рассмотрен в рамках губернских и уездных городов, а география самодеятельного театра значительно расширена;
Важность темы обусловлена особой ролью регионального театра в контексте развития культуры Российского государства, тем более. что речь идет о таком крупном регионе, как Урал-. В этой связи представляются важными два аспекта;
Во-первых, в культуре, а особенно в театре, как ни в каком другом общественном явлении, тесно сочетаются традиции и новаторство, устойчивость и изменчивость, отражающие непрерывный процесс исторической преемственности. Вместе с тем, специфика художественной культуры, театра, состоит в том, что они находятся в постоянном совершенствовании, обновлении; Подлинное произведение искусства всегда оригинально, неповторимо. Человек в культурном процессе предстает не как творимое, а как творящее существо, не как пассивный объект воздействия внешних обстоятельств, а как активный субъект осуществляемых им изменений и преобразований; Все это постигается во временном сравнении. Для изучения современного театра необходимо знание исторических истоков сцены, того, что было создано театральными деятелями в прошлом;
Во-вторых, исследование культурного, в том числе театрального прошлого Урала, дае* возможность более полно, в комплексе представить историю края, представить ее образно, в деятельности театральных учреждений, в творчестве актеров. Российский театр формировал4 ся не Только в столицах, в центре, но и в провинции, во многих ее городах, среди которых были Екатеринбург, Вятка, Ирбит, Пермь, Оренбург, Уфа, Челябинск и др;
Научная значимость диссертационной работы состоит в т-ом, что она значительно расширяет ограниченный круг работ по истории уральского театра второй половины XIX - начала XX вв., содержит обобщающие выводы по ряду проблем театральной жизни края в этот период. Это особенно относится к любительскому театру, по истории которого отсутствуют значительные работы; В представленном исследовании впервые дана развернутая характеристика самодеятельных театров Урала, анализ состава их участников, руководителей, репертуара;
Историография проблемы;
Вопрос о дореволюционной деятельности уральского театра исследован далеко неполно; Исследователи долго не замечали общественного и культурного значения провинциального театра;
Дореволюционное театроведение рассматривало историю русского театра, как историю, главным образом, "императорской"сцены. Практически не изучалась даже история частных столичных театров, не говоря уже о национальном и народном театре;
В таком же положении были и вопросы изучения провинциального театра. Правда, во вт,орой половине XIX в-, уже имели место попытки изучения театральной жизни некоторых провинциальных городов, в том числе и уральских, но они сводились к рассмотрению деятельности конкретного театра, отдельных фактов его истории, без должной связи их с процессом развития русского театрального искусства в целом;/91/» Так, небольшие сведения о первых годах существования театра в Екатеринбурге содержатся в историческом очерке Д;Н;1(ами-на Сибиряка "Город Екатеринбург" /4 /; Неполную хронику театральной и музыкальной жизни Перми конца XIX в-, оставил в своих работах В-.Верхоланцев /I /; Данные о выступлениях театральных трупп в Перми встречаются у писателя-очеркиста Вас-.И;Немировича-Данчен-ко, который побывал на Урале в 1876 г. /88/; Небольшая, .но ценная информация о самодеятельных спектаклях имеется в "Хронике г.Оренбурга за 1864 г;" /10 /; История Чермозского крепостного театра была освещена в работе Н;Н;Новокрещенных /93/; В "Путеводителе по Уралу", изданном в 1899 г. в Екатеринбурге, был дан перечень любительских театров, самодеятельных оркестров, народных хоров и т-.п., существовавших в то время в городах и заводских поселках региона / ^ /.
Идейно-воспитательное и просветительское значение провинциального театра было не сразу осознано и в советской исторической литературе; Так, В;Н;Всеволодский-Гернгросс в .своей работе по истории русского провинциального театра, опубликованной в 1929 г., заявил, что " художественного значения провинциальный театр не имел" /39,
С;206/;
В 1930-1950-е гг. появились специальные работы по истории провинциального театра-. В 1940 г. была опубликована статья А.М;Брянского "К историографии русского провинциального театра"; Автор составил обзор,исторической и театроведческой литературы, которая была целиком посвящена провинциальному театру, начиная с дореволюционного периода и кончая 1930-ми годами-. Это было первое исследование такого рода, оно до некоторой степени восполнило пробел в изучении источников и литературы о провинциальном театре, так как, по мнению автора, "без глубокого и всестороннего изучения провинциального и национального театров невозможна настоящая научная постановка кардинальных вопросов прошлого театра в нашей стране: об общественно-политической роли театра, о росте театра в связи с общественным движением, о демократизации театра^ о преемственности сценических традиций" /37, с.154/. Эта мысль остается актуальной и в настоящее время.
В этот период вышла довольно содержательная книга М;Незнамова о деятельности Оренбургского театра, его начальном периоде, истории и репертуаре, актерах и режиссерах. Особое место в ней уделялось рассмотрению вопросов, связанных с постановкой на сцене театра пьес А.М-.Горького /87/-. Более интенсивно история театра стала разрабатываться в 1950-1980-х гг. Театральную жизнь России от ее истоков и до Октябрьской революции рассмотрел А;Г;Моров /3V. 6 его книге уделяется внимание и провинциальному театру, особенно постановкам на его сцене пьес А.М.Горького накануне первой русской революции-. Основные тенденции актерского искусства, вопроси репертуара в конце XIX - начале XX вв. прослеживаются Е;А.Табатчиковой /IZ2f- В обобщенном виде проблемы, освещающие роль провинциального театра в культурной жизни России, положение провинциальных актеров в обществе, деятельность наиболее видных провинциальных антрепренеров, а также связь театра с общественными настроениями в предреволюционный период поставлены В.Р-.Лейкиной-Свирской /11/. Представляет несомненный интерес монография И.Ф.Петровской "Театр и зритель провинциальной России", автор которой отмечает: "Предлагаемая книга имеет целью показать, как влияла на театр идеология и психология тех слоев населения, из которых вербовались зрители и сами актеры.;;'
Опубликованный материал о провинциальном театре обобщен в многотомной истории СССР /58/. в коллективных трудах, посвященных культуре России конца XIX - начала XX bb¿ /47,55 ,64 ,97 , 113 /-. Вследствие своего обобщающего характера, данная литература содержит лишь отдельные упоминания об уральском театре; Примечательно, что главы, посвященные театральному и музыкальному искусству, часто писались историками.
Более подробная характеристика уральского театра дана в многотомной "Истории русского драматического театра" и в двухтомной "Истории русского дореволюционного драматического театра" / 56 ,57 Вопросы цензурной политики правительства в отношении репертуара для народных театров и деятельности попечительств о народной трезвости исследованы в интересной статье Л;М;Иванова " Идеологические воздействия на пролетариат царизма и буржуазии"; Работа ценна тем, что основывается на архивных документах и данных периодической печати /54/;
Особо следует остановиться на книге Ю.М;Курочкина, вышедшей в 1957 г. /71/; Занимаясь краеведением, Курочкин много лет посвятил выявлению и собиранию материалов о театральном прошлом Урала; Это привело его к попытке систематизировать собранный материал, основываясь на воспоминаниях театральных деятелей и данных периодической печати конца XIX в. Автор критически отнесся к многим оценкам доре-волюционнных публицистов, игнорировавших позитивные черты провинциального театра, стремился дать правильное толкование тем или иным событиям. Однако в работе Курочкина объектом изучения, начиная с 80-х гг. XIX в;, остается лишь город Екатеринбург, как имевший самостоятельную от других городов труппу, наиболее характерную для Урала-. Поэтому его исследование нельзя назвать достаточно полным и законченным, хотя следует признать, что ему принадлежит заслуга в первом обобщении фактов о значительном отрезке истории уральского театра. В конце 1960-х гг. вышла еще одна театроведческая работа !3;М;Курочкина - о творческом пути старейшей артистки Е;А.Ивановой, которую по праву считают "пионеркой театрального дела на Урале" /73/.
Отдельные сведения о местных театрах содержались в обобщающих трудах по истории Урала /59,60 /ив литературе, посвященной отдельным городам Урала /42,44 , 3 ,61 ,75 ,86 , 98 , 99 , 96 , 101, 110,
30 .119
А.Б.Костериной в 1991 г; была защищена кандидатская диссертация на тему: "Особенности театральной культуры Урала ХУ0-Х1Х вв;" Автор рассмотрела в своей работе фольклорный и крепостной театр, включая. помимо части уральской территории (Екатеринбург, Пермь), также Западную Сибирь (Тобольск и Тюмень), но не затронула Вятскую, Оренбургскую и Уфимскую губернии /63/;
Музыкальную жизнь Перми, Екатеринбурга и Нижнего Тагила освещают статьи Е.В.Майбуровой и Б;Г;Манжоры, появившиеся в начале 1960-х гг. /80 ,82/. интересные данные содержатся в статье Ф.Р;Меныцикова "Страницы театрального прошлого Челябинска", в которой сделана попытка собрать разрозненные сведения о театральной жизни города. К;Шептаев посвятил свою статью театральной деятельности Черноисточинска /128/.
Достаточно полная панорама театральной жизни Нижнего Тагила дана в книге В;К1 -.Крупднской и Н.С.Полищук "Культура и быт рабочих горнозаводского Урала (конец XIX - начало XX В;")/67 /. В работе делается попытка раскрыть причины участия рабочих в самодеятельных театральных коллективах; Подробно прослежена история нижнетагильского заводского театра в статье Г.М.Лебедевой /76 /. В монографии Д.В.Гаврилова "Рабочие Урала в период домонополистического капитализма, 1861-1900 гг." отмечается интерес уральских рабочих к театральному искусству, сообщается о любительских театрах, самодеятельных оркестрах, народных хорах и народных клубах в городах и заводских поселках Урала / 41/; Содержательные статьи В.В.Кукшанова посвящены любительским драматическим и музыкальным кружкам крал и бытованию так называемой "народной драмы" на Урале в конце XIX -начале XX вв-. /
Историография, проблемы свидетельствует, что по данной теме до сих пор отсутствуют специальные исследования; Имеющаяся литература сообщает лишь фрагментарные, отрывочные данный, не позволяющие воссоздать во всей полноте, всесторонности и многообразии процесс становления театрального искусства на Урале в 1861-1904 гг.
Источники;
Источниковедению истории драматического театра в дореволюционный период посвящена обобщающая работа И.Ф-.Петровской, в которой отражены особенности основных видов источников, критерии, определяющие степень их достоверности, содержание, ценность сообщавшихся в них сведений /ю2 /• Работы, посвященные источникам по история уральского театра, отсутствуют-.
При написании диссертации были изучены и использованы опубликованные и архивные источники: делопроизводственная документация, периодическая печать, воспоминания;
Среди опубликованных источников важное место занимают "Труды Первого Всероссийского съезда сценических деятелей", который проходил в 1897 г; и рассматривал многочисленные вопросы, связанные с положением актеров провинциального театра / 7 /.
Архивные документы представлены в работе материалами центральных (Российский государственный исторический архив. Российский государственный архив литературы и искусства) и местных (Государственный архив Пермской области, Государственный архив Свердловской области) архивов, позволяющими выяснить отношение правительственных органов и местной администрации к театру, причины цензурных запретов пьес, а также содержат сведения о попытках создания драматических и музыкальных кружков и театров в глухих поселках и деревнях уральского края;
Много ценных и интересных сведений о профессиональном и самодеятельном театре Урала содержится в периодической печати, как центральной, так и местной;
Местные газеты - официальные органы губернских администраций
Пермские губернские ведомости" и "Уфимские губернские ведомости", буржуазно-либеральная "Екатеринбургская неделя", "Вятский вестник", "Вятский край", "йрбитский ярмарочный листок", "Оренбургский листок", "Урал", "Уральская жизнь", - печатали сообщения о тех или иных спектаклях городских театров и столичных гастролеров, рецензии, хронику, касавшуюся любительских кружков и театров: 0 достоверности этих сведений судить очень трудно (особенно это касается рецензий на спектакли), так как зачастую они являются единственными источниками и возможность их сравнения с другими данными отсутствует;
В столичной периодике - "Историческом вестнике", - была опубликована статья Н;Д.Беккаревича, посвященная известной уральской актрисе Е.А.Ивановой. Хотя в журналах "Артист", "Театр и искусство" "Театрал", как правило печаталась информация, сообщаемая уральскими корреспондентами, именно в них есть сведения, которые отсутствуют в местной печати;
Исключительно важным и ценным источником для исследования послужила мемуарная литература.
Сохранились воспоминания артистки Императорских театров Д;М.Леоновой, гастролировавшей в 1874 г; на Урале/, в Перми, Екатеринбурге. Нижнем Тагиле и Кушве, которые были напечатаны в "Историческом вестнике" (1891-, июль, с-.636-637);
О Кыновском заводеком театре рассказал Л.Е.Воеводин в своих воспоминаниях, опубликованных в 1914 г;
Однако большинство воспоминаний увидело свет уже в советское время; В 1930-е гг; были приняты меры к изданию мемуаров известных сценических деятелей и артистов столичных театров, деятельность которых так или иначе была связана с провинцией-. Так, впервые были опубликованы воспоминания М-.Г;Савиной /22 /. В;Н.Давыдова /17/, А.Я.Гламы-Мещерской /16/, М;И;Велизарий /13/; переизданы богатые интересными фактами воспоминания П;М.Медведева / 21 / и П-.А.Стрепе-товой /24 /; К сожалению, некоторые из них претерпели нежелательные изменения, будучи написанными со слов артистов, либо обработанные в процессе издания;
Перечисленные воспоминания вскрывали пороки провинциального театра, поднимали наболевшие вопросы, проблемы, боролись за достойное положение провинциального артиста; Однако они заканчивались, как правило 70-ми гг; XIX в; и лишь немногие из них, например, мемуары В;Н.Давыдова, - непосредственно содержали впечатления об уральском театре; <
На основе воспоминаний провинциальных актеров были изданы сборники "Русский провинциальный театр" /П4Л15 Оценка театраль ной жизни провинции конца XIX - начала XX вв; содержится в воспоминаниях бывшего актера В.А.Кригера, ценность которых можно сравнить с опубликованными в 30-х гг; / ^ /;
В своих воспоминаниях "Повести о жизни" Ф-.Н-.Шаляпин рассказал о многочисленных гастролях и уделил значительное внимание поездкам в составе антрепризы С;Я;Семенова-Самарского в Уфу и Златоуст /27 /* Воспоминания А;А;Яблочкиной о гастролях с Шалым театром в Челябинске в начале 1900-х гг; содержатся в книге "К 50-летив творческой деятельности" /29 /. Надеждинский заводской театр- описан в воспоминаниях рабочего В.А.Чащина / 25 ( 26 /;
Обобщение имеющейся литературы и выявленных автором диссертации источников позволило осветить главные вехи истории профессионального и самодеятельного театра на Урале во второй половине XIX - начале XX ВВ;
ГЛАВА Л. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕАТРОВ
Заключение научной работыдиссертация на тему "Профессиональный и любительский театр Урала в 1861-1904 гг."
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В 1861-1904 гг. уральский театр прошел значительный путь развития. Серьезное влияние на театральную жизнь края оказали процессы, вызванные отменой крепостного права и циклом последующих социально-экономических и политических реформ. Театр как важная сфера культуры проявил интеллектуальный уровень уральского общества рассматриваемого периода, всех его слоев - рабочих, крестьян, предпринимателей, городского населения: чиновников, учителей, юристов, врачей и т.д.
История театрального дела на Урале является органической составной частью истории края. Уральский театр как сочетание профессиональных и любительских коллективов, традиций и новаторства стремился не отставать от столичного, а также от других провинциальных театров, оставаясь при этом самобытным периферийным, в высоком смысле этого понятия.
Различные стороны театральной жизни являются характерными свидетельствами взглядов,настроений, запросов городского и сельского населения. Анализ собранного и исследованного материала показывает органическое взаимовлияние театра того времени на публику, а публики, ее культурного уровня, вкусов и потребностей -на театр.
Решающую роль в содержательной деятельности сценических коллективов играли талант, творческие усилия 'руководителя.Начальный период существования уральского театра заложил основание для его последующего развития, свидетельствовал о связи театра с общественной и культурной жизнью Урала. Наиболее значительные успехи уральского театра были связаны с антрепренерской деятельностью П.М. и П.П.Медведевых. В творческом плане достижения ласались выбора репертуара, создания актерского ансамбля, что было нелегким делом, так как труппу зачастую составляли очень разные во всех отношениях актеры. Медведевские сезоны стали точкой отсчета качества репертуара и антрепризы, художественного уровня спектаклей. Осуществленные ими нововведения способствовали дальнейшему, хотя и не всегда успешному развитию театрального дела на Урале.
Все более отчетливо шел процесс демократизации театрального искусства и зрительской аудитории. Театру приходилось учитывать вкусы публики, делать это было непросто, но необходимо, поэтому следовало не потакать невзыскательной части зрительного зала, а воспитывать художественный вкус, добиваться адекватной эстетической реакции зрителей.
Значительное влияние на театральную жизнь Урала оказывала политика правительства и местных властей - губернской администрации, городских дум и управ, земств. Именно местное самоуправление было во многом ответственным за уровень театральных постановок, приглашение антрепренеров, решение материальных вопросов. Заинтересованность, содействие и помощь властей являлись основательной поддержкой труппам. Понимая общественное и культурное значение театра, наиболее прогрессивные деятели местной администрации способствовали его распространению на Урале.
Существенное влияние на ход театрального процесса на Урале, как и в целом в мире искусства, оказывала критика. Широкий спектр мнений, как профессиональных рецензентов, так и дилетентов. с одной стороны, стимулировал развитие театра, готовил почву для более верного зрительского восприятия, с другой - иногда незаслуженно принижал достижения театральных деятелей.
В результате проведенного исследования удалось выявить ряд характерных особенностей уральского театра во второй половине XIX - начале XX столетий:
1. Антрепризы, действовавшие в течение ряда сезонов, имели более или менее постоянный характер. Такая система послужила основой для создания в дальнейшем стационарных театров в городах региона.
2. Организация театрального дела на Урале отличалась разнообразием форм - антреприза, товарищество, театральная дирекция, в зависимости от творческого состава и финансовых возможностей организаторов.
3. Театральная самодеятельность формировалась,как правило, на базе уральских заводов, что способствовало развитию культурных потребностей и художественных взглядов рабочих, инженерно-технических кадров и их семей. Самодеятельная сцена на Урале носила преимущественно заводской характер.
4. Уральские заводовладельцы: Абамелек-Лазаревы, Всеволожские, Злоказовы, Поклевские-Козелл, Строгановы, - покровительствовали развитию любительского театра в своих вотчинах, финансировали строительство зданий для устройства спектаклей (клубов, народных домов, чайных и читален).
5. К концу XIX в. произошли серьезные позитивные качественные изменения в уральском театре: более точная ориентация на демократического зрителя, преимущественная постановка русской и зарубежной классики в разных жанрах (опера, драма, оперетта), повышение постановочной и исполнительской культуры.
6. Успехам уральского профессионального и любительского театра в значительной степени способствовали гастрольные выступления столичных творческих коллективов и актеров, повышение взыскательности зрительской аудитории. Театр региона занимал все более заметное положение в ряду провинциальных театров России.
В комплексе с другими сферами культуры театр в 1861-1904 гг внес существенный вклад в развитие социальной и духовной жизни огромного региона России - Урала.
Список научной литературыЗагайнова, Вера Леонидовна, диссертация по теме "Отечественная история"
1. Верхоланцев В. Город Пермь, его прошлое и настоящее. Краткий историко-статистический очерк. Пермь. 1913.
2. Верхоланцев В. Летопись г. Перми. Пермь. 1913.
3. Ижевск. Документы и материалы (1760-1985). Ижевск. 1985.
4. Мамин-Сибиряк Д.Н. Город Екатеринбург: Историко-статистический очерк//Город Екатеринбург. Екатеринбург. 1889.
5. Металлургические заводы на территории СССР до 1917 г. (с ХУП в. до 1917 г.). Т.1. М.-Л. 1917.
6. Путеводитель по Уралу. Екатеринбург. 1899 Ч.1-П.
7. Труды Первого Всероссийского съезда сценических деятелей. СПб. 1898.
8. Служители Мельпомены. Словарь сценических деятелей Урала. XIX в. М.-Запорожье. 1994.
9. Урал Северный, Средний и Южный. Справочная книга. Редакция Ф.Л.Доброхотова. Пг. 1917.
10. Хроника Г. Оренбурга за 1864 г. СПб. 1865.1. Воспоминания
11. Баснин П.П. О Е.А.Ивановой// Деловой корреспондент. 1895. № 15-17.
12. Беккаревич Н.Д. Столетняя артистка (пионерка театрального дела на Урале)//Исторический вестник. Июль. 1905.13