автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.02
диссертация на тему:
Эстетические воззрения Ф. Ницше и их воздействие на австро-германскую художественную культуру первой трети XX века

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Щербакова, Елена Валерьяновна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.02
Диссертация по культурологии на тему 'Эстетические воззрения Ф. Ницше и их воздействие на австро-германскую художественную культуру первой трети XX века'

Введение диссертации1999 год, автореферат по культурологии, Щербакова, Елена Валерьяновна

Актуальность темы исследования вызвана возросшим интересом к творчеству Ф. Ницше в отечественной науке и широкой читательской среде после идеологически мотивированного почти полувекового перерыва. Несмотря на то, что основные труды Ф. Ницше стали доступны читателям, вне пока в достаточной мере сохраняет силу неприязненное отношение к философу как имморалисту, волюнтаристу и проповеднику крушения идеалов. В связи с этим ясна необходимость объективного анализа философско-эстетического наследия Ф. Ницше, сыгравшего немаловажную роль в формировании многих культурных процессов современной эпохи.

Характеристика современного состояния разработанности темы исследования. Постановка проблемы. Тема исследования пока остается невостребованной в российской науке. "Артистическая метафизика" Ф. Ницше как таковая рассмотрена во многих работах дореволюционного и советского периодов; однако в первом случае можно говорить о некоторой описательно-сти и биографичности изложения в связи с отсутствием исторической дистанции, а во втором - об эмоционально-политизированном отношении к учению философа. Задача освещения собственно эстетических взглядов Ф. Ницше поставлена в исследованиях В.Ф. Асмуса, Е.М. Браудо, Ю.Н. Давыдова, Г.А. Камбара, Ал. В. Михайлова, А.Н. Мочкина, С.Ф. Одуева. Особой подробностью решения этой задачи отмечается диссертационная работа Г.А. Камбара "Критический анализ философско-эстетической концепции Ф. Ницше" (Л., 1986). Что же касается рецепции учения идейного наследия Ф. Ницше мыслителями XX века, то эта проблема получила гораздо большее освещение в зарубежной культурологии. Ее популярность доказывает ряд исследований, посвященных влиянию учения Ф. Ницше на духовную традицию стран Западной и Восточной Европы, России, Америки, Азии.1 Это же подтверждает ежегодный журнал "Nietzsche - Studien", являющийся публицистическим рупором современного мирового ницшеведения. В России тема восприятия творчества Ф. Ницше мыслителями русского идеализма рассмотрена в работах В.В. Десятого, М.Ю. Кореневой, Ю.В. Синеокой, В.П. Шестакова и др.2 Однако, насколько известно, нет ни одной фундаментальной работы, проецирующей взгляды философа на австро-германскую культуру XX века (влияние Ф. Ницше на немецкую философию этого периода рассмотрено в носящей крайне заидеологизированный характер книге С.Ф. Одуева [см. Одуев С.Ф. Тропами Заратустры. - М.: Мысль, 1971]. Попытку частичного восполнения этого пробела предпринимает автор данной работы.

Цель и задачи исследования. Основной целью диссертационного исследования является создание целостной картины философско-эстетических воззрений Ф. Ницше и систематическая реконструкция критической интерпретации последних деятелями австро-германской художественной культуры.

Исходя из этой цели, перечислим задачи исследования:

1) определить истоки основных философско-эстетических взглядов Ф. Ницше, проанализировать круг текстов, ярко отражающих перспективные идеи;

2) проанализировать на этой основе литературу, музыкальное и изобразительное искусства как основные виды духовной деятельности человека, определяющие общекультурный контекст рассматриваемой эпохи;

1 См. такие работы, как: Borland Harold H. Nietzsche's influence of Swedish literature. - Göteborg, Wittergren & Kerber 1956; Bridgwater P. Nietzsche in Anglosaxony. A study of Nietzsche's impact on English and American literature. - Leicester, Leicester univ. press, 1972; Li S. Die Philosophie Nietzsche in China // Perspektiven der Philosophie. - Amsterdam, Atlanta, 1989, Bd. 15. - p. 293-332; Nietzsche in Russia / Ed. By B.G. Rosenthal. Princeton (New York): Princeton univ. press, 1986.

2 См.: Десятое B.B. Фридрих Ницше в художественном и экзистенциальном мире Николая Гумилева: диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - Томск, 1995; Коренева М.Ю. Властитель дум // Вступительная статья к кн.: Ф. Ницше Стихотворения, философская проза. - СПб, 1993, с. 521; Синеокая Ю.В. Философия Ф. Ницше в России (конец XIX - начало XX веков): диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук, - M., 1996; Шестаков В.П. Ницше и русская мысль // Россия и Германия: Опыт философского диалога. - M.: Медиум, 1993, с. 280-307.

3) определить место философа в австро-германской культуре первой трети XX века, значение его идейного наследия для ее развития.

Методология исследования. Работа представляет собой обобщение разного рода теоретической литературы, а также содержания первоисточников. Автор стремился избежать наложения абстрактных схем на конкретный материал или "втискивания" фактов в схемы, стремясь соотносить теоретические положения с совокупностью культурных явлений и исторических сведений. В работе были использованы некоторые методологические принципы, характерные для эстетико-философского, текстологического и контекстуального методов исследования.

Новизна. Впервые в российской культурологии проведен систематический анализ обширного ряда явлений австро-германской культуры в аспекте их ницшеанской инспирации. Конкретные результаты заключаются в следующем:

1) в диссертации впервые обосновывается протеанская природа философского наследия Ф. Ницше в связи с его музыкальностью и политональной окраской (синтез эллинизированного романтизма и символизма);

2) музыкальная одаренность Ф. Ницше впервые раскрывается не как частная особенность творческого облика, а как основа философско-художественного метода;

3) впервые выделены наиболее перспективные для развития австро-германской культуры первой трети XX века философско-эстетиче-ские идеи Ф. Ницше;

4) на основе анализа музыки, изобразительного искусства и культуры

Австро-Германии первой трети XX века впервые рассматривается жизнь идей" Ф. Ницше в художественной культуре.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Философско-эстетические взгляды Ф. Ницше оказали воздействие на все процессы в области художественной кулыуры Австро-Германии первой трети XX века в связи с тем, что имеющая протеанский облик "артистическая метафизика" мыслителя была чрезвычайно созвучна веяниям времени;

2. Духовные процессы, характеризующие австро-германскую художественную культуру данного периода, образуют синхронистическую картину, органичную с точки зрения ее ницшеанского объяснения;

3. Наследие Ф. Ницше выполняет функцию катализатора различных духовных процессов в австро-германской художественной культуре первой трети XX века.

Научно-практическая значимость. Результаты исследования способствуют выработке нового подхода к изучению австро-германской культуры, основанного на рассмотрении широкого диапазона вариабельности в культуре ведущих философских идей. Фактические материалы и выводы могут быть использованы в научных изысканиях и в процессе преподавания культурологии, эстетики, истории искусств и литературы.

Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры гуманитарных дисциплин Российской академии музыки им. Гнесиных. Основные положения работы освещались в опубликованных тезисах выступлений по теме "Философия и музыка" на международной и всероссийской научных конференциях, проходивших в Обнинске (Логика, методология, философия науки. 1995) и в Москве (Проблемы преподавания философии в высшей школе. МГУ - РАН, 1996); а также в трех статьях автора.

Структура. Структура исследования определена целью и задачами: введение, две главы:

1. Своеобразие эстетических воззрений Ф. Ницше;

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Эстетические воззрения Ф. Ницше и их воздействие на австро-германскую художественную культуру первой трети XX века"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги диссертационного исследования, мы формулируем следующие выводы.

1. 1. Своеобразие эстетической концепции Ф. Ницше во многом объясняет ее связь с новациями философа в области этики. Основной задачей Ф. Ницше считал подготовку и обоснование нового общества «благородных» людей, а искусство выполняло для него функцию посредника в переходе от современности к будущему. Ницшевская онтологи-зация искусства, восприятие мира как эстетического феномена легли в основу панэстетизма представителей символистского направления, однако в творчестве самого философа не происходит абсолютизации искусства и сохраняется непосредственная связь искусства с жизнью. Художественным идеалом Ф. Ницше, преображением в эстетической форме иррационального хаоса существования, становится хаокосмос греческой трагедии, основанной на синтезе аполлонического и дионисического начал. Трагедия как жанр искусства является отражением и преодолением бытийственного трагизма путем утверждения творческой радости жизни, дионисического пессимизма. Концепция гармонии как равновесия вечно противоборствующих хтонических и олимпийских сил у Ф. Ницше получает обоснование на уровне существующего мира, природы, искусства. Использовав существовавшую в рамках предшествующей философско-филологической традиции понятийную пару аполлоническое - дионисическое, Ф. Ницше канонизировал ее в европейском культурном сознании.

2. В работе выявлена «триадичная» природа дарования Ф. Ницше с акцентированием музыкального начала как основы его философско- хул' дожественного метода от структуры произведений до их стилистики. В связи с этим уделено особое внимание композиторской деятельности

Ф. Ницше, дана периодизация его творчества с музыкальной точки зрения. В этом смысле творческий путь Ф. Ницше можно условно разделить на три периода, иных, чем принято в критической литературе: юношеский этап параллельного литературно-музыкального творчества, вагнеровский период и этап зрелого мастерства, когда реальные опыты композиции перевоплотились в вербальные, символически насыщенные «музыкально» - философские произведения.

II. Оказалось, что творчество Ф. Ницше обрело статус бытового, культурного и социо-политического феномена в Австро-Германии первой трети XX века. Наиболее перспективными для искусства стали такие идеи философа, как соотношение категорий аполлонического и дионисического и развитие человечества до качественно нового сверхуровня. Анализ «жизни идей» Ф. Ницше в культуре позволил сделать следующие выводы:

1) в музыке. Музыкальность гимнических текстов философа вызвала обращение к ним широкого круга композиторов XX века, относящихся к различным стилевым направлениям. В Австро-Германии крупнейшими композиторами, испытавшими воздействие Ф. Ницше, были Г. Малер, Р. Штраус, А. Шенберг, А. Веберн, К. Орф, П. Хиндемит, Г. Вольф, Ф. Бузони. Принципиально важное влияние философ оказал на представителей позднего романтизма Г. Малера и Р. Штрауса и принадлежащих к новому поколению Ф. Бузони и А. Шенберга - экспериментаторов в области музыкальной поэтики. Анализ эстетики каждого из этих композиторов позволил сделать вывод о том, что идеи Ф. Ницше становятся для них импульсом творчества и подтверждением собственных концепций. Некоторые из них (Г. Малер, А. Шенберг, Ф. Бузони) разделяют отношение Ф. Ницше к музыке как к посреднику между реальностью и новым миром. В их творчестве принимается ницшевская критическая оценка современности, художественно воплощается противостояние человека и мира. Однако отношение к идее сверхчеловека как идеалу, стремление к которому поможет человечеству выйти из кризисного состояния, у композиторов очень различно. Так, для Г. Малера цель духовно-физического роста человека совсем иная: это не сверхчеловек, а «мыслящий, чувствующий и страдающий человек-гуманист. Р. Штраус, впервые в истории музыки «озвучивший» философское произведение, рассматривает явление Заратустры в позиции человека, причем приход мудреца в мир показан как прекрасное, но чуждое миру явление: он не в силах рассеять сомнения человека и указать ему путь. «Младоклассицист» Ф. Бузони видит в качестве идеального человека аналога «созерцательного халкионийца» позднего Ф. Ницше, используя для его описания «метафизику ландшафта». Экспрессионист А. Шенберг видит причину раздробленности человеческого сознания в непримиримом конфликте между мыслью и искусством, аполлоническим и дионисическим, причем в его творчестве побеждает аполлоническое начало.

Таким образом, композиторы-романтики находятся под впечатлением ницшевского дионисического начала, а представители нового поколения, испытавшие последствия политического манипулирования страстями, тяготеют к аполлонизму как регламентирующему светлому началу.

2) в изобразительном искусстве. Наиболее значимыми здесь стали направления, связанные с идеями «великого стиля» и самосоздания новой личности. Индивидуальные версии адекватного времени «европейского» стиля представили живописцы венского модерна и немецкого югендштиля, а также крупнейшие архитекторы (П. Беренс, В. ван де Вельде, В. Гропиус, Б. Таут). Анализ произведений изобразительного искусства выявил следующее:

1) идеи Ф. Ницше были восприняты как темы для собственной интерпретации;

2) если архитекторам начала века (П. Беренс , Б. Таут) свойственен более эмоциональный подход к Ф. Ницше, вдохновение яркими символическими образами его эстетики (Заратустры, одинокой гордой личности, горное затворничество которой соответствует свету и высоте идей), то поздним художникам (В. Гропиус) присуще более конкретное, «земное» прочтение Ф. Ницше. Они расширили понятие «великого стиля» до уровня планеты. Концепция «тотальной архитектуры» В. Гропиуса, задачей которой было возрождение целостного видения мира в единстве природы, Искусства и человека, требует уже не создания универсально развитых единиц, а массового эстетического воспитания.

Что же касается дионисической темы, то ее различные варианты представлены в творчестве экспрессионистов (Э. Мунк, М. Бекман, В. Лембрук), критических реалистов (О. Дике), представителей модерна (Г. Климт). Если экспрессионисты акцентировали идею человеческого духовного подъема, то реалисты обнажают дионисическое «дно» мира, обосновывают эстетику уродливого, а художники модерна в изысканной форме развивают ницшевскую идею реабилитации чувственного начала в искусстве.

3) в художественной литературе. В этой области идеи Ф. Ницше также были созвучны представителям различных стилей, прежде всего критического и философского реализма ( братья Манн, Р. Музиль), модернизма (Ф. Кафка), символизма (С. Георге). Специфика литературы как вида творчества обусловила подчеркивание в ней этического начала, что сразу потребовало конкретизации предельно абстрактного художественно-философского идеала Ф. Ницше. Эволюция писателей-реалистов явственно показывает эту нежизненность идеа

183 ла Ф. Ницше в образах Асси (Г. Манн) или Леверкюна (Т. Манн). Писатели склоняются к идее социально обусловленного искусства, ответственного перед жизнью и значимому уже для существующего, а не только для грядущего общества. Имморализму и аристократизму Ф. Ницше они противопоставляют в качестве идеала демократию (Г. Манн), абстрактному искусству вне времени - «побратавшееся с человечеством» искусство вопреки действительности (Т. Манн). В случае некритического, буквального восприятия идей Ф. Ницше литература демонстрирует примеры декаданса и герметичного, сознательно вырванного из контекста времени творчества (С. Георге).

Таким образом, объективный подход к наследию Ф. Ницше позволяет определить его функцию в австро-германской культуре первой трети XX века как катализатора различных духовных процессов. «Несвоевременность» Ф. Ницше позволила деятелям искусства и литературы использовать его идеи как компонент собственных творческих концепций, полифоническое сочетание которых образует сложное полотно культуры. Богатство обертонов, создаваемых артистически-музыкальной метафизикой Ф. Ницше, делает его творчество привлекательным также для художников и исследователей современной эпохи.

 

Список научной литературыЩербакова, Елена Валерьяновна, диссертация по теме "Историческая культурология"

1. Абрамович Н.Я. Человек будущего (очерк философской утопии Фр. Ницше). - СПб.: Прометей, 1908.

2. Абушаева Ю.Б. Томас Манн о кризисе буржуазного искусства: диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 1981.

3. Адмони В. Томас Манн теоретик искусства, философ и публицист. Вст. ст. к кн.: Манн Т. Собрание сочинений в 6 томах. Т. VI. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1938, с. 1-24.

4. Андреас-Саломе Л. Фридрих Ницше в своих произведениях // Фридрих Ницше и русская религиозная философия: переводы, исследования, эссе философов "серебряного века" в 2-х тт., т. 2. Минск: Алкиона-Присцельс, 1996, с. 464-527.

5. Андреева И.С. Современные зарубежные исследования философии Ницше: научно-аналитический обзор. -М., 1984 (серия: Проблемы философии за рубежом, АН СССР, ИНИОН).

6. Антонова O.A. Социально-философский анализ взаимоотношения музыкальной культуры и религии: диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. М., 1986.

7. Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике. М.: Мысль, 1963.

8. Аствацатуров А. Три великие книги Ф. Ницше // Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза. СПб.: Художественная литература, 1993, с. 2260.

9. Бабин А. Тема сладострастия в произведениях Пикассо и Матисса. К вопросу о воздействии эстетики. Ницше на формирование художественного авангарда XX века // Вопросы искусствознания, вып. VIII, № 1, 1996,с. 429-448.

10. Барсова И.А. Симфонии Густава Малера. М.: Советский композитор, 1975.

11. Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994.

12. Бердюгина JI.A. Философско-эстетические взгляды Т. Манна: диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Д., 1976.

13. Бизанц Праккен М. Густав Климт // Вена на заре ХХ-го столетия. -Вена: Издательство музеев г. Вены, 1990, с. 16-22.

14. Блейк У. Песни Невинности и Опыта. СПб.: Северо-Запад, 1993.

15. Богомолов A.C. Немецкая буржуазная философия после 1865 года. М.: Издательство Московского университета, 1969.

16. Браудо Е.М. Ницше: философ-музыкант. ПБ.: Атеней, 1922.

17. Бузони Ф. Эскиз новой эстетики музыкального искусства. СПб.: А. Ди-дерихс, 1912.

18. Буркхардт Я. Культура Италии эпохи Возрождения. М.: Интрада, 1996.

19. Быховский Б.Э. Шопенгауэр (Мыслители прошлого). М.: Мысль, 1975.

20. Вагнер Р. Избранные работы (История эстетики в памятниках и документах). -М.: Искусство, 1978.

21. Вагнер Р. Письма. Дневники, Обращение к друзьям. T. IV. М.: Грядущий день, 1911.

22. Виеру Н. "Парсифаль" итог творческого пути Вагнера // Рихард Вагнер. Сб. ст. под ред. Л. Полякова. - М.: Музыка, 1987, с. 191 - 222.

23. Вико Д. Основания Новой науки об общей природе наций. М., 1940.

24. Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. В 2-х тт., т. 2. СПб.: тип. "В. Безобразов и К0", 1905.

25. Войцкая И.Т. Бахтин и Ницше // Фридрих Ницше и русская религиозная философия: переводы, исследования, эссе философов "серебряного века" в 2-х тт., т. 1. Минск: Алкиона-Присцельс, 1996, с. 31 - 324.

26. Волков Е.М. Трилогия Генриха Манна "Богини". Проблемы поэтики. Деп. рукопись. Горловка, 1992.

27. Габитова P.M. Философия немецкого романтизма.-М.: Наука,1978.

28. Габитова P.M. Философия немецкого романтизма. Гельдерлин, Шлейермахер. М.: Наука, 1989.

29. Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. М.: Мысль, 1979.

30. Гайдукова Т.Т. У истоков: Кьеркегор об иронии. Ницше. Трагедия культуры и культура трагедии. СПб.: Алетейя, 1995.

31. Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше. Рига: Спридигис, 1991.

32. Галь Г. Брамс. Вагнер. Верди. Три мастера три мира. - М.: Радуга, 1986.

33. Гете И.В. Об искусстве. М.: Искусство, 1975.

34. Глебовская А. Предварение. Вст. ст. к кн.: У. Блейк. Песни Невинности и Опыта. СПб.: Северо-Запад, 1993, с. 3 - 20.

35. Гропиус В. Границы архитектуры. М.: Искусство, 1985.

36. Давыдов Ю.Н. Искусство и элита. М.: Искусство, 1966.

37. Делез Ж. Ницше. СПб.: Axioma, 1997.

38. Деррида Ж. Шпоры: стили Ницше // Философские науки, 1991, № 2, с. 118- 142; №3, с. 114-129.

39. Десятое В.В. Фридрих Ницше в художественном и экзистенциальном мире Николая Гумилева: диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Томск, 1995.

40. Друскин М.С. О западноевропейской музыке XX века. М.: Советский композитор, 1973.

41. Житомирский Д.В. К истории музыкального "классицизма" XX века (Идеи Феруччо Бузони) // Западное искусство: XX век. Сб. ст. (отв. ред. Б.И. Зингерман). -М.: Наука, с. 151-191.

42. Затонский Д.В. Австрийская литература в XX столетии. М.: Художественная литература, 1985.

43. Затонский Д.В. Франц Кафка и проблемы модернизма. М.: Высшая школа, 1972.

44. Захарова О. Риторика и западноевропейская музыка XVII первой половины XVIII в. - М.: Музыка, 1983.

45. Зелинский Ф.Ф. Ницше и античность // Ницше Ф. Избранные произведения: в 3-х тт. (сост. A.A. Жаровский), т. 1 Философия в трагическую эпоху.- М.: REFL book, 1994, с. 6 - 36.

46. Знаменская Г.Н. Генрих Манн. М.: Художественная литература, 1971.

47. Зубарева К.А. Генрих Манн и мировая литература. Проблемы творческих взаимосвязей: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. Омск: Омский гос. пед. ин-т им. A.M. Горького, 1996.

48. Зубарева К.А. Генрих Манн и прогрессивные традиции немецкой и мировой литературы. Омск: Омский гос. пед. ин-т им. A.M. Горького, 1972.

49. Зусман В.Г. Художественный мир Франца Кафки: малая проза и романы: диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук. -Нижний Новгород, 1997.

50. Иванов В. Вагнер и Дионисово действо // Фридрих Ницше и русская религиозная философия: переводы, исследования, эссе философов "серебряного века" в 2-х тт., т.1. Минск: Алкиона-Присцельс, 1996 а, с.37-39.

51. Иванов В. Ницше и Дионис // Фридрих Ницше и русская религиозная философия: переводы, исследования, эссе философов "серебряного века" в 2-х тт., т.1. Минск: Алкиона-Присцельс, 1996 б, с.7-16.

52. История всемирной литературы. Т. IV. -М.: Наука, 1989.

53. История всемирной литературы. Т. VII. -М.: Наука, 1991.

54. История всемирной литературы. Т. VIII. М.: Наука, 1994.

55. История немецкой литературы в 3-х тт.(общ. ред. А. Дмитриева), т. III (1895-1985).-М.: Радуга, 1986.

56. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли / под ред. Л.Я. Рейнгардт, т. III. М.: Искусство, 1967.

57. Каграманов Ю. Отчего затянулась "Гибель богов"? Фашизм как феномен европейской культуры // Новый мир, 1995, № 12, с. 184-209.

58. Камбар Г.А. Критический анализ философско-эстетической концепции Ф. Ницше: диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. JL, 1986.

59. Канетти Э. Человек нашего столетия. М.: Прогресс, 1990.

60. Кафка Ф. Америка. Процесс. Из дневников М.: Политиздат, 1991.

61. Кафка Ф. Замок. Новеллы и притчи. Письмо отцу. Письма Милене. М.: Политиздат, 1991.

62. Комаров Г.А. Лабан Р. фон // Балет. Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1981, с. 308.

63. Комаров Г.А. Танец модерн // Балет. Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1981, с. 505-508.'

64. Конев В.А. Декартовы и Дантовы координаты (или проблема определения человека) // Философия культуры, 95. Самара, 1995, с. 3-23.

65. Коренева М.Ю. Властитель дум. Вст. ст. к кн.: Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза. СПб.: Художественная литература, 1993, с. 521.

66. Крауклис Г.В. Симфонические поэмы Рихарда Штрауса. М.: Музыка, 1970.

67. Кремлев Ю.А. Очерки творчества и эстетики новой венской школы. Л.: Музыка, 1970.

68. Кутлунин А.Г. Немецкая философия жизни: Критические очерки Иркутск: издательство Иркутского университета, 1986.

69. Кьеркегор С. "Дон Жуан" Моцарта -М.: РАМ им. Гнесиных, 1995.

70. Левик Б.В. Рихард Вагнер. М.: Музыка, 1978.

71. Лекции по истории эстетики. Кн. 2 / под ред. М.А. Кагана. Л.: ЛГУ, 1977.

72. Лекции по истории эстетики. Кн. 3, ч. 2 / под ред. М.А. Кагана. Л.: ЛГУ, 1977.

73. Летнянова Э. Какую музыку писал Фридрих Ницше // Музыкальная академия, 1996, № 3-4, с. 240-242.

74. Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года: Учебник. В 2-х тт., т. 1. М.: Музыка, 1983.

75. Лосев А.Ф. Античные теории стиля в их эстетико-теоретической значимости // Античные риторики. М.: МГУ, 1978, с. 5 - 12.

76. Лосев А.Ф. Исторический смысл эстетического мировоззрения Рихарда Вагнера // Философия. Мифология. Культура. М.: Издательство политической литературы, 1991, с. 275-314.

77. Лосев А.Ф. История Античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Кн. 11. М.: Ладомир, 1994 а.

78. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. М.: Ладомир, 1994 б.

79. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993.

80. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976.

81. Луначарский A.B. На Западе. М.-Л.: Государственное издательство, 1927.

82. Малер Г. Письма. Воспоминания. М.: Музыка, 1968.

83. Манн Г. Венера. Л.: Мысль, 1928.

84. Манн Г. В защиту культуры. Сб. ст. сост. Г. Знаменской. М.,1986.

85. Манн Г. Диана. М.- Петроград: Государственное издательство, 1923.

86. Манн Г. Минерва. Л.: Мысль, 1927.

87. Манн Г., Манн Т. Эпоха. Жизнь. Творчество. М.: Прогресс, 1988.

88. Манн К. На повороте. Жизнеописание. М.: Радуга, 1991.

89. Манн Т. Доктор Фаустус. М.: Издательство иностранной литературы, 1959.

90. Манн Т. Письма (серия Литературные памятники). М.: Наука, 1975.

91. Манн Т. Собрание сочинений в 10-ти тт.- М.: Гос. изд-во художественной литературы, 1959-1961.

92. Манн Т. Собрание сочинений в 6 тт., т. VI. Л.: ГИХЛ, 1938.

93. Махов A.C. Ранний романтизм в поисках музыки. М., 1992.

94. Мережковский Д. Атлантида Европа: Тайна Запада. - М.: Русская книга, 1992.

95. Мифы народов мира. В 2-х тт., т.1. М.: Советская энциклопедия, 1987.

96. Михайлов Ал. В. Ницше // Философская энциклопедия. T.IV. М.: Советская энциклопедия, 1962, с. 75-77.

97. Михайлов Ал. В. Этапы развития музыкально-эстетической жизни в Германии XIX века // Музыкальная эстетика Германии XIX века в 2-х тт.: Составление Ал. В. Михайлова и В.П. Шестакова. т. 1. М.: Музыка, 1981, с. 9-73.

98. Мочкин А.Н. Культ Диониса и его парадигматическая роль в философии Ницше. Постановка проблемы // Античная философия в интерпретации буржуазных философов. М.: Институт философии АН СССР, 1980, с. 5169.

99. Николаева Н.С. Об идейной концепции тетралогии Р. Вагнера (актуальность мифа) // Рихард Вагнер. Статьи и материалы. Сб. трудов Московской консерватории. Ред. Г.В. Крауклис. М., 1987, с. 6-23.

100. Музиль Р. Душевные смуты воспитанника Терлесса // Иностранная литература, 1992, № 4, с. 82-167.

101. Музиль Р. Человек без свойств. Роман в 2-х кн.- М.: Художественная литература, 1984.

102. Музыка XX века. Очерки: в 2-х ч. Отв. ред. Б.М. Ярустовский, ч.2, кн.З.-М.: Музыка, 1980.

103. Музыка XX века. Очерки: в 2-х ч. Отв. ред. Б.М. Ярустовский, ч.2, кн.4 М.: Музыка, 1984.

104. Музыкальная эстетика Германии XIX века. В 2-х тт., т. 1. М.: Музыка, 1981.

105. Модернизм. Анализ и критика основных направлений. Под ред. В.В. Ванслова и Ю.Д. Колпинского. Изд. 2-е, переработанное. М.: Искусство, 1973.

106. Ницше Ф. Антихристианин // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989, с. 17-93.

107. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей // Ницше Ф. Избранные произведения: В 3-х тт. (сост. A.A. Жаровский). Т.З. М.: REFL-book, 1994.

108. Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни. Сумерки кумиров. Утренняя заря: Сборник. Минск: Попурри, 1997.

109. Ницше Ф. Сочинения: В 2-х тт. (сост., ред., вст. ст. и примечания К.А. Свасьяна). Т. 2. Так говорил Заратустра. По ту сторону добра и зла. К генеалогии морали. Сумерки идолов, или как философствовать молотом. Антихрист. Ессе Homo. М.: Мысль, 1990.

110. Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза (сост. М.Ю. Коренева). -СПб.: Художественная литература, 1993.

111. Ницше Ф. Странник и его тень // Ницше Ф. Избранные произведения: В 3-х тт. (сост. A.A. Жаровский). Т.2. М.: REFL-book, 1994.

112. Ницше Ф. Философия в трагическую эпоху // Ницше Ф. Избранные произведения: В 3-х тт. (сост. A.A. Жаровский). Т.1. -М.: REFL-book, 1994.

113. Одуев С.Ф. Тропами Заратустры (влияние ницшеанства на немецкую буржуазную философию). 2-е доработанное издание. - М.: Мысль, 1976.

114. Пастернак Б.Л. Собрание сочинений: В 5 тт., т. 4. М.: Художественная литература, 1991.

115. Плотников Н.С. С.Л. Франк о М. Хайдеггере. К истории восприятия Хайдеггера в русской мысли // Вопросы философии, 1995, № 9, с. 169 — 185.

116. Плутарх. Сочинения. -М.: Художественная литература, 1983.

117. Подорога В.А. Выражение и смысл. Ландшафтные миры философии: Серен Кьеркегор. Фридрих Ницше. Мартин Хайдеггер. Марсель Пруст. Франц Кафка. М.: Ad Marginem, 1995.

118. Полевой В.М. Искусство XX века, 1901 1945 (Малая история искусств). -М.: Искусство, 1991.

119. Радциг С.И. История древнегреческой литературы. -М.: Высшая школа, 1982.

120. Рагон М. О современной архитектуре. М.: Государственное издательство по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1963.

121. Рассел Б. История западной философии. В 2-х тт., т. 2. М.: МИФ, 1993.

122. Рачинский Г.А. Трагедия Ницше: опыт психологии личности. М.: тип. "И.Н. Кушерев и К°", 1900.

123. Рильке Р. Ворпсведе. Огюст Роден. Письма, Стихи. М.: Искусство, 1971.

124. Свасьян К.А. Освальд Шпенглер и его реквием по Западу. Вст. ст. к кн.: Шпенглер О. Закат Европы. М.: Мысль, 1993, с. 5 - 122.

125. Свасьян К.А. Фридрих Ницше мученик познания. Вст. ст. к кн.: Ницше Ф. Сочинения: В 2-х тт., т. 1. - М.: Мысль, 1990, с. 5 - 46.

126. Серебров H.H. Генрих Манн. Очерк творческого пути. М.: Наука, 1964.

127. Синеокая Ю.В. Философия Ф. Ницше в России (конец XIX начало XX веков): диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. - М., 1996.

128. Соколов Г.И. Искусство Древней Греции (Очерки истории и теории изобразительных искусств). М.: Искусство, 1980.

129. Соллертинский И.И. Симфонические поэмы Рихарда Штрауса. Л.: Ленинградская филармония, 1934.

130. Соловьев Вл. Идея сверхчеловека // Фридрих Ницше и русская религиозная философия: Переводы, исследования, эссе философов "серебряного века": в 2-х тт., т.1. Минск: Алкиона-Присцельс, 1996, с.7 -16.

131. Сучков Б. Роман-миф. Вст. ст. к кн.: Манн Т. Иосиф и его братья. Роман в 2-х тт., т.1. М.: Художественная литература, 1968, с. 3 - 32.

132. Тасалов В. Прометей или Орфей: искусство технического века. М.: Искусство, 1967.

133. Тастевен Г. Ницше и современный кризис // Золотое руно. СПб., № 7, 1907,с. 110-115.

134. Татаркевич В. Античная эстетика. М.: Искусство, 1977.

135. Трауготт Ф. Ницше // Философия Фридриха Ницше (серия "Философия и жизнь"), № 1. М.: Знание, 1991, с. 3 - 6.

136. Трубецкой Евг. Н. Философия Ницше (критический очерк) // Фридрих Ницше и русская религиозная философия: Переводы, исследования, эссе философов "серебряного века": в 2-х тт., т.1. Минск: Алкиона-Присцельс, 1996, с. 165 -297.

137. Франк С.Л. Фридрих Ницше и этика "любви к дальнему" // С.Л. Франк. Сочинения (приложение к журналу "Вопросы философии"). М.: Правда, 1990, с. 11-64.

138. Фродль Г. Искусство Вены на рубеже ХХ-го века // Вена на заре ХХ-го столетия. Вена: Издательство музеев г. Вены, 1990, с. 13 - 15.

139. Хайдеггер М. Слова Ницше "Бог мертв" // Мартин Хайдеггер. М.: Гнозис, 1993, с. 168-217.

140. Хайзе В. В плену иллюзий. Критика буржуазной философии в Германии-М.: Прогресс, 1968.

141. Харрис Н. Климт. Жизнь и творчество. М.: Спика, 1995.

142. Холл М. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. -Новосибирск: Наука. 2-е изд., 1993.

143. Хюбнер К. Истина мифа (Мыслители XX века). М.: Республика, 1996.

144. Цвейг С. Казанова. Фридрих Ницше. Зигмунд Фрейд. М.: Интерпракс, 1990.

145. Шахназарова Н.Г. Об эстетических взглядах Шенберга // Кризис буржуазной культуры и музыка. Сб. ст.: сост. J1.H. Раабен, вып. 2. М.: Музыка, 1973, с. 169-214.

146. Шенберг А. О музыке новой и устаревшей. Стиль и идея // Музыкальная академия, 1996, № 3-4, с. 243 248.

147. Шестаков В.П. Ницше и русская мысль // Россия и Германия: Опыт философского диалога. -М.: Медиум, 1993, с. 280-307.

148. Шестов JI. Достоевский и Ницше: философия трагедии. 4-е изд. -Paris: Утса-press, 1971.

149. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. -М.: Московский клуб, 1992.

150. Штайгервальд Р. Буржуазная философия и ревизионизм в империалистической Германии. -М.: Прогресс, 1983.

151. Штраус Рихард, Роллан Ромен. Переписка, Выдержки из дневника. -М.: Музгиз, 1960.

152. Энциклопедия символизма. -М.: Республика, 1998.

153. Ясперс К. Ницше и христианство. М.: Медиум, Московский философский фонд, 1994.

154. Akiyama H. Nietzsches Idee des "großen Stil" //Nietzsche Studien, Berlin -New York, Bd. 3, 1974, s. 105-114.

155. Aschheim S.E. The Nietzsche legacy in Germany, 1890-1990. Berkeley: Univ. of California press, 1992.

156. Badt K. Feiern durch Rühmung, in: Kunsttheoretische Versuche, hg. Von L. Dittmann. Köln, 1968.

157. Baeumer M.L. Das moderne Phänomen des Dionysischen und seine "Entdeckung" durch Nietzsche // Nietzsche Studien, Berlin New York, Bd. 6, 1977, s. 123-133.

158. Beckmann Max, Album. Text: Wolfgang Schöne. Berlin, Deutscher Kunstverlag, 1947.

159. Benn G. Gesammelte Werke, hg. Von D. Wellershoff, Wiesbaden, 1959.

160. Borland Harold H. Nietzsche's influence of Swedish literature. Göteborg, Wittergren & Kerber, 1956.

161. Bridgwater P. Kafka und Nietzsche Studien. Bonn, 1974 (Studien zur Ger-manistic Anglistic und Komparatistic, Bd. 23).

162. Bridgwater P. Nietzsche in Anglosaxony. A study of Nietzsche's impact on English and American Literature. Leicester, Leicester univ. press, 1972.

163. Cancik H. Der Nietzsche- Kult in Weimar. Ein Beitrag zur Religionsgeschichte der wilhelminischen Ära // Nietzsche Studien, Berlin New York, Bd. 16, 1987, s. 405-429.

164. Die deutsche Literatur vom Mittelalter bis zum 20. Jahrhundert, Bd. 7. München, 1988, 1100 s.

165. Fischer K. Nietzsche und das 20. Jahrhundert. Wien, 1986.

166. Fischer Dieskau D. Wagner und Nietzsche. Stuttgart, 1974.

167. Fleischer M. Nietzsche und Rilkes Duineser Elegien. Diss. Köln, 1958.

168. Gahn R. Mus ü und Nietzsche: zum Problem von Kunst und Erkenntnis^ Mainz, 1980.

169. Goth I. Nietzsche und die Rhetorik. Tübingen, Niemeyer, 1970.

170. Güse E. Das Frühwerk Max Beckmanns. Bern Frankfurt a/M., 1977.

171. Hamann R., Hermand S. Gründerzeit (Epochen deutscher Kultur I), Berlin -Ost 1965, München 1971.

172. Hamann R., Hermand S. Deutsche Kunst und Kultur von der Gründerzeit bis zum Expressionismus, 2, unveränd, Aufl, Berlin, Akad. Verlag, 1968.

173. Heller S., Chwast S. Graphic Style. From Victorian to postmodern. London, Thames and Hudson, 1988.

174. Hillebrand B. Artistik und Auftrag. Zur Kunsttheorie von Benn und Nietzsche. München, 1966.

175. Hillebrand B. Nietzsche und die deutsche Literatur. 2 B-de. Tübingen, 1978.

176. Historisches Wörterbuch der Philosophie. Bd.l. Basel Shuttgart, 1971,. 1036 s.

177. Howey R. L. Heidegger and Jaspers on Nietzsche: a critical examination of Heideggers and Jaspers interpretations of Nietzsche. The Haque, Nijhoff, 1973.

178. Ianz C.P. Die Kompositionen Friedfich Nietzsches // Nietzsche Studien, Berlin-New York, Bd. 1, 1972, s. 173-184.

179. Iäiiing D. Nietzsches Kunstbegriff, in: Beiträge zur Theorie der Künste im 19. Sh., hg. Von H. Koopmann und S.A. Schmoll gen. Eiserwerth, Bd. 2, Frankfurt a/M., 1972.

180. Ioel K. Nietzsche und die Romantic. Iena, Leipzig, 1905.

181. Kashyap S.C. The unknown Nietzsche. His sociopolitical thought and legacy. Delhi, National publ. House, 1970.

182. Käntzschel Schlotke H. Der Aphorismus als Stilform. Inaug. - Diss., Heidelberg, 1967.

183. Kessler H. Gesichter und Leitung: Erinnerungen. Frankfurt a/M., Fischer, 1962.

184. Krause S. "Märtyrer" und "Prophet": Studien zum Nietzsche Kult in der Bildenden Kunst der Sahrhundertwende. - Berlin, New-York, de Gruyter, 1984.

185. Kusserow W. Friedrich Nietzsche und Stefan George. Potsdam, Der weisse Ritter, 1928.

186. Kugler W. Rudolf Steiner und die Anthroposophie Wege zu einem neuen Menschen. - Köln, 1978.

187. Li S. Die Philosophie Nietzsche in China // Perspektiven der Philosophie. -Amsterdam, Atlanta, 1989, Bd. 15. -p. 293-332.

188. Love F.R. Nietzsche's Quest for a New Aesthetic of Music: "die allergrößte Symphonie", "größer Stil", "Musik des Südens" //Nietzsche Studien, Berlin -New York, Bd. 19, 1990, s. 154-194.

189. Love F.R. Young Nietzsche and the Wagnerian experience. Chapel Hill, Univ. of North Carolina Press, 1963.

190. Ludovici A. Nietzsche and art. London, 1911.

191. Lucäcs G. Von Nietzsche zu Hitter oder Der Irrationalismus und die deutsche Politik. Berlin - Frankfurt a/M., 1966.

192. Lypp B. Dionisisch apollinisch: ein unhaltbarer Gegensatz. Nietzsches "Physiologie" der Kunst als Version "dionysischen" Philosophierens // Nietzsche- Studien. Bd. 13, 1984, s. 356-373.

193. Mann H. Kaiserreich und Pepublik in: Essays. Hamburg, 1960, s. 408-409.

194. Martin M.W. Futurist Art and Theory 1909-1915. Oxford, 1968.

195. Max Beckmann, in: Schöpferische Konfession, hg. Von Kasimir Edschmid (Tribüne der Kunst und Zeit 13). Berlin, 1920.

196. Mering F., Lucäcs G. Friedrich Nietzsche. Berlin, Aufbau - Verl., 1957.

197. Mcfadden G. Discovering the comic. Princeton, New-York, 1982.

198. McGrath W.S. Dionysian art and populist politics in Austria. New- Haven -London, Yale univ. press, 1974.

199. Miklowitz P. New Recordings of Nietzsche Music // Nietzsche-Studien. -Berlin-New-York, Bd. 24, 1995, p. 344-353.

200. Möbius P.S. Ueber das Pathologische bei Nietzsche. Wiesbaden, 1902.

201. Nietzsche F.W.- Altphilologe und Philosoph // Brockhaus Enzyklopädie in 24 Bänden. Bd. 15. Mannheim, 1991, s. 602-603.

202. Nietzsche heute. Francke Verlag, Bern Stuttgart, 1988.

203. Nietzsche Chronik. Daten zu Leben und Werk / zus. Von K. Schlechta. -München, Deutseher Taschenbuch Verlag, 1984.

204. Nietzsche: Imagêry and thought: A coll. Of essays. Ed. By M. Pasley. -London, Methuen, 1978.

205. Nietzsche in Russia / Ed. by B.G. Rosenthal. Princeton (New York): Princeton univ. press, 1986.

206. Nicholls R.A. Nietzsche in the early work of Thomas Mann. Berkeley -Los Angeles, Univ. of California Press, 1955.

207. Nolte E. Nietzsche und Nietzeanismus. Frankfurt a/M., 1990.

208. Ochler R. Nietzsche register. - Leipzig, Alfred Kröner Verlag, 1926.

209. Pütz H.P. Kunst und Künstlerexistenz bei Nietzsche und Thomas Mann. -Bonn, 1963 (Bonner Arbeiten zur Deutsehen Literatur, Bd. 6).

210. Pütz H.P. Friedrich Nietzsche. Stuttgart, 1975.

211. Ries W. Kafka und Nietzsche // Nietzsche-Studien. Berlin New York, Bd. 2, 1973, s. 258-275.

212. Roman Z. Nietzsche via Mahler, Delius and Strauss: A New look at some fin-de-siècle "Philosophical Music" // Nietzsche-Studien, Berlin New York, Bd. 19, 1990, s. 292-311.

213. Sandvoss K. 'Hitler und Nietzsche. Göttingen, Mustersehmidt, 1969.

214. Stein W. Nietzsche und die bildende Kunst. Berlin, 1925.

215. Schubert D. Nietzsche Konkretionsformen in der Bildenden Kunst 18901933 //Nietzsche-Studien, Berlin - New York, Bd. 10-11, 1981-82, s. 278-317.

216. Schubert D. Nietzsche und seine Einwirkungen in die bildende Kunst ein Desiderat heutiger Kunstwissenschaft? // Nietzsche-Studien, Berlin - New York, Bd. 9, 1980, s. 374-382.

217. Schubert D. Otto Dix in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten. Reinbek, 1980.

218. Schlich ting R. Heinrich Mann und Friedrich Nietzsche: Studien zur Entwircklung der realistischen Kunstauffassung im werk Heinrich Manns bis 1925. Frankfurt a/M., Lang, 1986.

219. Strawitz S. von. Franz Marc und Friedrich Nietzsche. Zur Nietzsche -Rezeption in der bildenden Kunst: Inaug. Diss., Bonn, 1997.

220. Studies in Nietzsche and the classical tradition. Ed. By Sames C.O. Flaherty Chapel Hill, Univ. of North Carolina press, 1976.

221. Shickenschmidt H.H. Schönberg. Leben. Umwelt. Werk. München, 1989.

222. Svenaeus G. Edvard Munch Das Universum der Melancholie. - Lund, 1968.

223. Thatcher D. Musical Settings of Nietzsche Texts: An Annotated Bibliography (I) //Nietzsche-Studien, Berlin-New York, Bd. 4, 1975, s. 284-323.

224. Thatcher D. Musical Settings of Nietzsche Texts: An Annotated Bibliography (II) // Nietzsche-Studien, Berlin New York, Bd. 5, 1976, s. 355-383.

225. Thatcher D. Musical Settings of Nietzsche Texts: An Annotated Bibliography (III) // Nietzsche-Studien, Berlin New York, Bd. 15, 1986, s. 440-452.

226. Venturelli A. Musils zu Nietzsche // Nietzsche-Studien, Berlin New York, Bd. 9, 1980, s. 302-337.

227. Weber F. Die Bedeutung Nietzsches fur Stefan George und seine Kreis. -München, 1989.