автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему: Эстетическое наследие Г. В. Плеханова и его значение в дальнейшем развитии общественно-философской мысли
Полный текст автореферата диссертации по теме "Эстетическое наследие Г. В. Плеханова и его значение в дальнейшем развитии общественно-философской мысли"
ТАШКЕНТСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В. И. ЛЕНИНА
На правах рукописи
УБАЙДУЛЛАЕВ Ахрор Аскарович
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Г. В. ПЛЕХАНОВА. И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ДАЛЬНЕЙШЕМ РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВЕННС-ФИЛОССФСКОЙ МЫСЛИ
Специальность — 09. 00. 03 — История философии
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степенет кандидата философских наук
ТАШКЕНТ—199*
Работа выполнена в институте философии и права Академии наук Республики Узбекистан.
Научный руководитель — доктор философских наук,
профессор, заслуженный деятель науки УзССР ДЖУМАБАЕВ Ю. Д.
Научный консультант — академик АН Республики
Узбекистан, доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки УзССР ' ХАЙРУЛЛАЕВ М. М-
Официальные оппоненты: — доктор философских наук,
профессор, заслуженный деятель науки УзССР ВАХИДОВ X. Ф., кандидат философских наук, доцент НАЗАРОВА Р. М.
Ведущая организация — Бухарский Государственный
педагогический институт им. Ф. Ходжаева, кафедра философии
Защита диссертации состоится 1991 г.
в «/Учасов на заседании специализированного совета Д 067. 02-01 в Ташкентском государственном университете им. В. И. Ленина (700000, г. Ташкент, ул. Энгельса, 60 а, ИПК, ауд. 308).
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке университета (Вузгородок).
Автореферат разослан
¡иА ¿ъ* _1991 г.
Ученый секретарь спец. совета Д 097. 02. 01 доцент
БУГАЕВА Г. А.
ОБЬ Я ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы наследования.
Революционный характер перестройки оказывает воздействие и на с$еру научно-теоретических исследований. На протяжении длительного времени в нашей научной литературе бытовало представление об абсолютном идеологическом единстве. По сути дела общественные науки выполняли заказ имевших политическую власть сил, ибо та идеология, которая на протяяе-нии десятилетий ииеновалась "творческим ыарксизыои-яеншглз*-ыом", являлась на деле детально разработанной стереотипной доктриной, призванной оправдывать существование административно-командной, бюрократической систеьш, била по существу противополояностью подлинного «арксизла.
Бытовавший з 60-80 годы тозис об идейной монолитности советского общества отразил и определенную методологическую уцербность нашего обществоведения, избирательность схематического применения одних и тех кэ ыетодологичгских принципов к различимы общественный явлениям. Данное обстоятельство отрицательно сказалось па изучении всего богатого наследия ии-ровой и отечеотванной общественно-политической мысли, в гоц числа и на изучении эстетического наследия и зго влияния па развитие философской мысли вьдавдгося мыслителя Г.В,Плаха-нова. Чрезмерная политизация и идеологизация культуры в кода лекоы прошлой привела к девальвации общечеловеческих культурных ценностей, к обеднению и односторонности ваших знаний, к искажению диалектики общечеловеческого и классового, интернационального и национального.
Коренные изменения, происходящие в нашей обпэстзе, наука, культуре, требуют сегодня новых подходов к разработке нопрс^ов, связанных с осмыслением основных проблем эстетической науки. Об зтои шла речь на многих научных ?оруиах. На них подчеркивалось, что зщз до того, как мы достигнеа качественно нового состояния нашего общества, мы должны добиться крупных интеллектуальных побед, существенно продвинуться вперед в сфере теории, в творческом осмыслении новых яв-
лений и процессов жизни. Решить эти задачи можно только тогда, когда усилия обцествовадов будут объединены для комплексного анализа названных проблей, исходя из потребностей сегодняшнего дня, нового прочтения наследия прошлого, интерес к которой; непрерывно возрастает.
Глубокое знание истории своего народа, понимание культурных национальных ценностей и традиций, формирование нового подхода к истории культуры требуют изучения всего богатства многообразия духовной жизни прошлого и настоящего страны. Пополнить в какой-то иере знания по этой тематике и призвано представленное научное исследование.
Несмотря на значительное число работ, посвященных исследованию истории иарксиотско-ленинской эстетики, эта тема разработана оце недостаточно глубоко и всесторонне. Ме?ду геи изучение ыар:;сисгско-ленинокой эстетики имеет огромное значение для современности,' оно помогает разработке теоретических проблем эстетики,позволяет лучше понять и осмыслить актуальные проблемы нашего времени, ибо хорошо известно, что бзз знания прошлого невозможно ни понимание настояцзго, ни предзидение будущего.
Актуальность темы данного исследования определяется:
- во-первых, недостаточной изучвнноотыо эстетического наследия Плеханова, его вклада в развитие эстетики, значение его борьбы против модернизма, различных антинаучных эстетических теорий;
- во-вторых, той острой идейной борьбой, которая ведется между различными течениями современной эстетики. Теоретическая и практическая деятельность Плеханова свидетельствует о творческом ".арактере эстетической науки, о тем, что она имеет свою историю и традиции}
- в третьих, тем, что борьба Плеханова против фальсификации, вульгаризации и оппортунистической ревизии эстетики как науки представляет собой на только яркий эпизод из истории эстетической мысли, но во многом оохранпот цэн-ноочь и актуальность в наши дни;
- ь чзтгерткх, эстетическое наследие Г.В.Плеханова
недостаточно изучено с точки зрения его влияния на развитие общественно-философской и эстетической мысли в Средней Азии конца XIX - начала XX веков.
Степень разработанности проблем.
Советскими учеными проделана значительная работа по исследованию теоретического наследия Плеханова вообще, его эстетических взглядов в особенности. В последние годы вышел целый ряд работ, в которых даны общая характеристика философской эволюции, историко-философский анализ эстетической концепции Г.В.Плеханова. Здесь прежде всего нуяно назвать работа Иовчука '.1,1., Чагкна Б.А., Курбатовой И., Лифшица М.А., Николаева П.А., Шишкова Н.И., Хоминского В.В., Панова М.И. и др.1
Эти научные труды, несомненно, представляют определенный интерес и учитывались ншш при разработке данной теш. Однако в указанных работах проблемы прекрасного в эстетике Плеханова специально не анализируются. В работе диссертант основное внимание уделяет исследованию этого вопроса, опираясь на современные достижения общественных наук.
Вгшнои проблемой истор1шо-философской науки является раскрытие взаимодействия и взаимовлияния передовых идей России и Сродней Азии. В этом направлении проделана определенная работа.
1 Иовчук И.Т., Курбатова H.H., Плеханов - М., 1977; Л»">-ипд М.А., Г.В.Плеханов: Очерк общественной деятельности и эстетических зглядов - Г,.: Искусство, 1983; История СшосоТчш п СССР, т.З, раздел 4. Й. 1971; Николаев П.А. Эстетика и литературные теории Г.В.Плеханова. - М., I9G8; Шишков Н.и. Эстетические воззрения Г.В.Плеханова. Кшшнсв, 1387; Холинский В.В. Г.В.Плеханов о русской общественной мысли эпохи раннего Просвещения ПВестн. . Мое.университет. Сер.7. Философия - 1989. - '5 I.
Одним из первых исследователей этой проблемы является известный ученый и философ И.М.'Лушнов. В его трудах всесторонне рассматривается история общественно-философской и эстетической мысли народов Узбекистана1. 3 ни;: уделяется значительное внимание и проблеме взаимовлияния культуры, России и Средней Азид, эстетических воззрений узбекских просветителеГ.-демократов.
В освещении а философском осмыслении истории демокра-. тическсго просветительства в Туркестане и его отношения к проблемам культуры и искусства, втлюе место занимает книга Х.Ф.Вахидова "Просветительская идеология в Туркестане".
Однако проблема влияния эстетического наследия Плеханова на общественную мысль в Средней Азии не разработана. Вот почему изучение эстетического наследия Плеханова в историко-философской мысли в Узбекистане имеет важное теоретическое и практическое значение.
Цель и задачи исследования»
Основная цель данного исследования заключается в том, чгоби дать научный анализ эстетического наследия Плеханова, показать его вклад в развитие эстетической мысли, а также влияние на формирование и развитие общественно-философской мысли и культуры в Средней Азии.
Для реализации этой дели в'диссертации ставятся и решаются следующие задачи:
- раскрыть вклад Плеханова в понимание проблема прекрасного, сущности, происхождения и социальной-роли искусства, его взаимодействия с другими формами общественного сознания: наукой, философией, нравственностью, политикой;
- показать, что богатое эстетическое наследие Плеханова но утратило своего значения в современных условиях;
т
И.М.Пушшов "Из истории общественно-ЛилоссЛско'? мноли в Узбекистане в конце XIX - начале XX вв" Талкенг, "Узбекистан", 1957.
- показать, что влияние эстетического наследия Плеханова Г.В. нашло отражение в развитии общественно-философской мысли и культуры народов Средней Азии.
Методологической и теоретической (йаой исследование являются труды Г.В .Плеханова, работы современных философов и социологов, посвящэнных творчеству Плеханова Г.Б., разЕитив передовой общественной иысли в Средней Азии на рубеже XIX и XX веков.
Научная новизна работы состоит в том, что:
- на основе анализа произведений Г.В.Плеханова выделены решенные в них проблеиы эстетики, ответы на которых искала передовая философско-политичеокая мысль Средней Азии на рубежа XIX-XX веков;
- показаны пути,по которым марксистская эстетическая мысль, в том числа и работы Г.В.Плеханова, проникали в среднеазиатский регион;
- проанализированы основные аспекты эстетических взглядов просветителей-демократов Туркестана;
- показано, что те решения проблем, искусства, которые давались в эстетике Плеханова, отвечали основным устремлениям прогрессивной эстетической мысли народов Средней Азии в рассматриваемые периоды;
- раскрыто, что традиции эстетики Г.В.Плеханова продолжают жить г оказывают влияние на развитие современной эстетической мысли и на художественное творчэотво.
Эти положения и выносятся гл защиту.
Практическая значимость исследование состоит в том, что материалы диссертации могут быть использованы как в ьаучной, так и в учебной работах в вузах. Отдельные положения диссертации могут быть использованы в преподавании вузовских курсов Философии а Эстетики, а также при чтении опецкурсов по "Истории философской масли народов Узбекистана конца XIX - начала XX веков".
Апробация работы.
Основные положения работй неоднократно докладывались на научных конференциях, по теме диссертации имеется сеыь публикаций. Диссертация обсукдалась на заседании кафедры Уральского университета им.и.Горького, а также в секторе ■Ист-рии общественно-философской мысли народов Узбекистана. Института философии и права им.Муминова АН УзССР.
Положения диссертации были использованы автором при чтении лекций и проведении семинарских занятий по спецкурсу "Эстетика" в Республиканской педагогической институте русского языка и литературы им.академика Решетова.
Структура и объем работы.
Диссертация состой? из Введения, двух глав, заключения и списка попользованной литературы.
П. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, осведается современное состояние и степень ее разработанности, определяются цели и задачи исследования; её новизна, а также её теоретические основы и практическая значимость.
Первая глава-"Теоретические основания эстетического наследия Г.В.Плехзнова"-поовящена теоретическим основаниям астатического наследия Г.В.Плеханова.
Первый параграф - "Г.В.Плеханов и исторические традиции отечественной эотетичеокой мысли" - открывается краткой характеристикой исторической обстановки, в которой начиналась деятельность пионера русского марксизма.
Диссертант отмечает, что обращение Плеханова к вопросам эотетики нельзя считать какой-то случайностью, ибо она диктовалооь следующими воображениями: специфическими условиям» развития искусства в России; неразработанностью марксистской эстетики и настоятельной необходимостью ее разработки в условиях, когда искусство было буквально за-
хлестнуто волной символизма, кубизма и откровенной ыиоти-ки, когда идеалистическая реакция пыталась подменить задачу революционного преобразования мира задачей его нравственного и эстетического соверизнотвовзния; состоянием русской философской мысли, которая в лице В.Г.Бели.чского, Н.Г.Чернышэвокого, К.А.Добролюбова вплотную подошла в эстетике к диалектическому и историческому материализму; необходимостью борьбы с различными идейными течениями, которые под флагом материалистического понимания истории протаскивали вульгаризованное кантианство, махизм ... и другие антимарксистские теории.
Анализируемый в диссертации материал позволил ее автору заключить, что задача разработки дизлектико-материа-дисгаческой эстетики при всей важности, которую она имела и которую придавал ей Плеханов, геи не менее была подчинена им более общей задача - задаче обоснования марксистской теории в целом; следовательно, борьба Плеханова за дкалак-тико-аатзриалиогичаскую эстетику иожат быть понята лишь в -системе той общей борьбы, которув-вед он при обосновании марксизма а, прежде всего, исторического материализма против 'идеалийтичзской социология и:извращений, ревизии aap»-1' сигма. ' ' ' •;!'"■
Из этого следует, такхэ, что эстетические работы Плеханова, буду чи'а-первую очередь выражением потрабвсстеЭ революционного движения в России, имели шесте .'о тем ботапоэ мегвдународное значение. ' •
Второй параграф - "Идейно-теоретические и методологические основы эстетики Плеханова" - посвявдн критике противопоставления плехановской и ленинской оценок философского наследие Белинского и Чернышевокого, получившей широкое распространение в- нашей научной литературе. По мнению диссертанта, в пекинской и плехановской оценках наследия русских революционных демократов как о двух различных оценках мояно говорить лишь в том смысле, что ленинская оценка была шире, полное, глубже плехановской, по-
скольку она учитывала не только теоретическую, но и практическую, и. классовую суть его. Однако глубоко неверно в этом различии, хотя и принципиальном, усматривать какое-то противоречие. Факты со всей очередностью показывают, что в оценке теоретических аспектов наследия русских рсволюцион-ных демократов точка зрения В.И.Ленша нисколько не проти-воречрт точке зрения Плеханова.
В диссертации подвергнуто критике мнение о "строгости" и "несправедливости" Плеханова к эстетике русских революционных демократов, в особенности ч эстетике Чернышевского. В работе, в частности, указывается, что критики Плеханова вкладывают в понятие "несправедливость" двоякий смысл: во-первых, что в отдельных случаях, по их мнению, был прав не Плеханов, а Чернышевский, и наша эстетика в этих случаях должна идти назад к Чернышевскому; во-вторых, что Плеханов акцентирует внимание преимущественно на слабых сторонах эстетики.Чернышевского, что тлело место в его взглядах.
Первое решительно оспаривается в диссертации. По мнению автора, делать шаг назад от Плеханова в сторону Чернышевского, значит делать шаг назад в полном смысле слова. Со вторым автор согласен отчасти. Однако это обстоятельство, по его шешш, есть следствие не недооценки Плехановым эстетики Чернышевского (в диссертации это доказывается), а следствием условий времени.
Далее в диссертации рассмотрены некоторые вопросы эстетики Белинского, Чернышевского я отношение к ним Плехано-вг. Особо выделяется здесь учение о сущности искусства, его содержании и форме, о связи искусства со всеми сторокаш жизни народа, спещкТжки эстетического отражения и др.
Из всего изложенного следует, что эстетика русских революционных демократов подготовила в России почву для подлинно научной, диалектико-матерпалистическоЧ эстетики. Вместе с тем эстетика Плеханова была и ответом на те вопросы, которые поставила перед эстоттазскоА мысль» литературная деятельность Белинского, Чернышевского, шполнечис; оч "критического завета".
Третий параграф - "Эстетическое наследие Г.В.Пдехаво-ва и общественно-философская мысль народов Узбекистана (конец XIX - начало XX вв.)" - раскрывает идейное и философ» ское влияние эстетических идей Г.В.Плеханова и его современников, единомыиленников на целую плеяду узбекских просветителей-демократов А.Дониша, А.Сатгархана, Фурката, Му-киыи, Завки, Хамзы и др.
Диалектический закон преемственности развития духовной жизни, основывающийся на принципе отрицания отрицания, имел иесто и в превиственности не жду эстетическими взглядами Г.В.Плеханова, его современников, с одной стороны, и общественно-философской, в частности, эстетической мыольв народов Узбекистана до и после Октября, - с другой.
Общеизвестно, что история общественно-философской мыо-ли народов Узбекистана, как и других народов Востока, была теснейшим образом связана с историей философии народов России, в частности, с историей художественного творчества, как неразрывной части истории эстетической мысли.
ё диссертации проанализированы основные аспекты эстетических взглядов просветителей-демократов, обусловленных общественно-экономичеснжи, политический« условиями и богатым духовны!- наследием прошлых поколений мыслителей. "В новых исторических условиях жизни, - отмечал академик И.к.Муыинов, - в процессе классовой борьбы под влиянием демократической русской культуры в Туркестане конца XIX -да чала XX вв. ач рождалась и постоянно развивалась прогрессивная, снязакная своими социальными корнями с трудовой массой, идеология"*. Зта идеология в форме общественно-фи-лосо^ской мысли, восприняв лучшие традиции Навои, Хеши, -урди, Машраба, Унар Хайёма, Пахлаван Махмуда, Агахи, !Аах-гумкули и других прогрессивных деятелей культуры, формировалась в сложных исторических условиях при господстве старых традиций, наложивших на нее свой отпечаток.
I Муминов И .и. Выдающиеся мыслители Средней Азии, В кн.: Изб^произв. - Т.1. Ташкент, "Узбекистон", 1976. -
В диссертации дан научно-практический анализ эстетических взглядов этих ыыслителой, выдающихся поэтов-гуманистов, известных в истории г. общественно-философской мысли народов Средней Азии, показана также ограниченность их взглядов, обусловленная местом, временен и условиями, в которых они жили и творили.
В диссертации подчеркивается положение о том, что, несмотря на ограниченность эстетических воззрений узбекских просветитзлей-демократов, чх деятельность в области художественного творчества не только сближала искусство о нар одой, но к постоянно утверждала принципы народности, идейности в узбекском искусстве.
В концз третьего параграфа диссертации сделан вывод о том, что передовые прздсгавигзли демократической просве-тигелЕской русской культуры, знакомя пзредовых людей народов Узбекистана с прогрессивными идеями, в том числе и эстетическими, играли огромную роль в расширении их кругозора, в приобщении их к передовой литературе и искусству, в их художественно»; развитии. В свою очередь, они саки обогащались знаниями быта, визнедеятельности и богатой древней культуры узбекского народа. В этом взаимопроникновении и плодотворном сотрудничестве культур ярко проявился продесо возраставших связей народов Узбекистана с русски« народом.
Следует заметить, что идеи и взгляды, объективно отражавшие жизнь, выражающее общечеловеческие этические, эотетическае ценности рано или поздно найдут дорогу к широким слоям народа и станут их достоянием. В обосновании и распространении этих идей значительную роль сыграли эотетические воззрения г.В.Плеханова, отражающие гуманистические идеалы человечества, его непреходящие нравственные и художественные ценности. Кроме того, в работе подчеркивается, что аотетичеокие идеи Плеханова способствуют углубленному пониманию творчества целой плеяды деятелей узбекской культуры. Именно Г.В.йпехаков в своей теоретико-эстетической концепции энергично выступал про-
тив низведения литературы и искусства до степени простого средства для достижения зесьма прозаической цели: поводи над политическим противником.
Вторая глава посаящена проблеме прекрасного как ядра зстетическс го энализп Г .В. Плеханова.
. В первом параграфе - "Сущность и генезис прекрасного в свете эстетических чоззрений Г.В.Плеханова" сделан краткий экскурс в историк юпроса, где автор ставил своей задачей вскрыть сильные и слабые стороны решения этой проблемы в домарксистской материалистической эстетике.
Диссертант подробно анализирует два ярко выраженные тенденции в вопросе о сущности прекрасного: первая, представленная в основном старым материализмом, рассматривает его кчк свойство природы в целом, в лучшем случае, кэк свойство айвой природы в целом, вторая - как раз навсегда данную неотъемлемую специфическую особенность человека. Первая - ликвидирует качественную грань между человеком и природой, вторая - возводит мекду ними непроходимую пропасть. Автор показывает, что Г.В.Плеханов небезуспеино пытался ропать вопрос о происхождении и сущности прекрасного с учетом обоих этих тенденций. Доказывая это положение, диссертант полемизирует с рядом авторов, которые этой особенности не .уделили должного взимания при рассмотрении эстетических взглядов Плеханова, очень далеким от того, чтобы переносить выводы биологии в область социологии, объяснять общественное явления биологическими закономерностями, дополнять био-лэгг.и социологией, или наоборот. Единственное, чему Плеханов горячо сочувствует и что он был намерен взять у Дарвн-
для исследования вопросов эстетики - это его диалектический аетод, а не биологический. Но идея красоты определяется не только социальными, но и естественно-биологичос-кики уоловиямиае су шествования.
Автор диссертации отмечает, что весь па$ос эстетических работ Плеханова был направлен на то, чтобы обпсншь эстетические явления с точки зрония материалистического ил-
иимзния истории.
Анализ, сопоставление точек зрения различных авторов, внимательное прочтение Плеханова позволили диссертанту сделать вывод о том, что эстетическая способность (по Плеханову), заключающаяся в биологической природе человека, реализует себя, соотносясь с предметом, создаваемым общественным человеком; эта возможность эстетического переживания, явившаяся следствием биологической эволюции, переходит в действительность лишь при определенных социальных условиях, формирующихся в процессе трудовой деятельности человека и, стало быть, носит общественный характер.
Как удалое« установить диссертанту, окончательный вывод Плеханова на природу прекрасного таков: прекрасное как проявление эстетического родилось на основе утилитарно-практического отношения человека к действительности. Плеханов отрицал прекрасное в природе как таковой, безотносительно к человеку. Эстетической значимостью природа обладает лишь в той мере, в кзко;: так или иначе втягивается в сферу общественной жизни и прежде всего в сферу практической деятельности человека.
Автор подробно анализирует интересующий Плеханова вопрос: .что делает предмет эстетически значимш для человека?
В диссертации доказано положение о ток, что реальный предмет какется человеку прекрасным в той tepe, в „акои в hol выразились его идеалы и стремления, насколько человек, общественный феномен, видит в lien отражение или созвучие этик своим идеалам и стремлениям. Деятельность человека по законам общественной необходимости, по мьелл Плеханова, есть определенная связь реального предмета и нашей суйъек-тиансати.
В работе подчеркиааатся, что становление истстичеслих вгглядов Плеханова было результатом усвоения.взглядов K.!.:apj;ca . Ф.Энгельса, а также эстетики Герцена и Чернышевского и других.
¿о втором параграфа - "Соотношение прекрасного к по-
ъ
лезного", сопоставляя плехангиское решение вопроса о диалектической связи прекрасного и утилитарного,с решением его эстетикой утилитаристов , автор приходит к выводу, что точка зрения Плеханова коренным образом отличается от точки зрения указанных горе-эсгетико.ч.
Установленные связи прекрасного с общественно-полезным позволили Плеханов;/ и« только преодолеть известный антропологизм Черинвзвскпго г. вульгарный психико-биологизы утилитаристов в вопросе взаимосвязи утилитарного и эстетического, но и вскрыть истинный порок кантовской эстетики с ее принципом незаинтересованности эстетического суждения.
Далее автор дает оценку позиции Плеханова ло-поводу борьбы дусских революционных демократов со сторонниками "чистого искусства", отрицавшими гакую-бы то ни было связь искусства с потребностями человека.
Указывая на то, что стремления человека находят свое выражение в его понятии о"прекраском", Плеханов, вопреки мнению некоторых критиков, делает не юг назад, а шаг вперед от эстетики Чертшевского. Копь скоро идея прекраоно-го есть концентрированное выражение практических стремлений человека, то "чистой", отреаенной от гизни "идеи прекрасного", как и идеалистической эстетике приходит конец.
• Плеханов, таким образом, отбросив представление идеалистической эстетики о "чистой", "абсолютной" красоте, дэл ей глубокую критику о позиций диалектического материализма, указав тзы самым единственно правильный путь к решению про-слемы прекшеного.
Б конце параграфа автором делается вывод о том, что идея 'прекрасного, согласно Плеханову, не монет быть сведена только к практическим стремлениям человека, ибо она представляет собой качественно новое явление человеческого духа. По это, в свою очередь, предполагает еад один уровень анализа прекрасного - рассмотрения различия $орм его б>лия и глалнгм обрвзи.' - проблему прекрасного в искусстве к:!к специфической с^ере эстетического отношения человека к мир:;.
Третий пдрагра<* называется "Плеханов о фор^чх воплощения прекрасного и о месте прекрасного в искусстве".
Подвергая анализу природу прекрасного, Плеханов приходит к выводу, что оно (прекрасное) не есть свойство на в их субъективных ощущений и восприятий. Оно не есть и свойство предмета, взятого в его чисто природном бытии. Прекрасное есть диалектическое единство объективного и субъективного, специфический вид связи реального предмета и наших субъективных восприятий и оцущеяий. Объективной основой этой связи, с одной стороны, является, с точки зрения Плеханова, общественная значимость того содержания, которое составляет субъективную сторону прекрасного, - с другой. Реальный предмет кажется человеку прекрашшн в той мере, в какой в нем выразились его идеалы и стремления, насколько обцесгвенный человек видит в нем созвучие этим своим идеалам и стремлениям. А это, оогласно Плеханову, возможно именно потому,что человек преобразует природу и общество, сообразуя свою деятельность с общественной потребностью. Деятельность человека по законам общественной необходимости оказывается вместе с тем, в конечном счете, и творчеством по законам красоты, по мнение Плеханова.
Объективной основой общественной значимости предмета являются его естественные свойства. Но естественные свойства предмета только выступают объективной основой его общественной значимости. Она вместе е тем выступает формой, в которой нам представляется эта общественная значииоегь.ибо, относясь к внутренней стороне предмета, она не дана в непосредственном его созерцании.
При этом возникает вопрос: как быть с теми явлениями реального мира, которые не испытали на оебе преобразуемо влияния человека? Ответ кроегсл именно и тон, что при сететическом восприятии предмета мы имеем дело непосредственно но с его общественной значимостью, а с ¿ормой, кото-р-<1!, как и всякая <[орма, обладает, конечно, относительной сныоетоятельноотыо.
В диссертации отпечено, что Плеханов исходит из того, что художественный оС'эаз не только волловдет мысли и чувства челозека, но явтется одновременно отражением реальной действительности. Если образы, как говорит он, придумываются пис?телем для доказательства известной темы, тогда он не худог.ник, а пу Злицист. ¿ырагая мысли и чувства человека, художественный.образ, а не иллюстрации на заданную теку, тем самым о гра ча от и реальную действительность, как подчеркивав Плеханов.
Но искусство не только отрааэегжизнь. Оно, кроме того, по справедливому замечания Л.Толотого, есть одно из средств духовного общения людей. Поскольку орудием истинного художника является худонественяый образ, постольку он но может выражать свои мысли и чувства, не отрааая вместе с. тем и реальной действительности. Вот почему плехановский тезис о единстве содержания и формы в искусотве предполагает "отношение произведений искусства к действительности как основу для суждения о художественном совершенстве". Вот почему ложная идея никогда не может стать объектом истинно художественного произведения. Она, как отметил Плеханов, неизбежно внесет лоаь л психологию действующих лиц. Вот почему Плеханов решительно возражает против придумывания художественных образов,- оторванных от жизни. Такие образы, хотя они и конкретны и чувственно воспринимаемы, тем не менее не эотетичны. ибо их чувственно-конкретная форма - фикция, ибо в реальной действительности этим образам ничего не соответствует. Из :!сего этога следует вывод о то», что плехановское требование . • рэ:»л?ь идею в живых образах есть требование правдиво отражать жизнь.
Далее подчеркивается, что будучи сувественной стороной прекрасного, корма, согласно Плеханову, не составляет главного в нем. Тот, кто делает форму главным действующим лицом своих произведений, неизбежно обрекает себя на бесплодность по чисти прекрасного.
Кчк отмечается в диссертации, Плеханов полагал, что характер соответствия. формы и содержания изненчотся псторт-чпзки » вчу-нвЦаим элементом в истории искусства чвя?<тя V}-
щзчеловеческое содержание.
Далее в диссертации рассматриваются критерии прекрасного. Борясь против так называемой нормативной эстетики, Плеханов указывает на относительный характер всякого эстетического критерия. Он убедительно доказывает, что признание абсолютного критерия красоты в том смысле, как его понимает такого рода эстетика, неизбенно ведет к отриданию всей художественной практики человечества, как несоответствующей "абсолютному идеалу". Словом, в качестве основного критерия красоты, имеющего значение для всей истории развития искусства, Плеханов выдвигает соответствие (¿орые содержания.
Автор подчеркивает, что прекрасное по Плеханову, может реализовать себя полностью лишь в том случае, когда сама реальная действительность представляет собой материал для такой реализации. Но искусство содержит в себе обобщение, смысл реальных процессов действительности. "Бывают периоды, когда искусство отражает переломные моменты в жизни человеческого общества и выражает стремление новых общественных сдоев к освобождению. Тогда прекрасное не мает реализовать себя в адекватной ей $ориз, а новая жизнь еще не сложилась. Та новая жизнь в значительной степени сама остается еще идеалом. Поэтому и искусство, созданное представителями нового класса, будет представлять собой "своеобразную" смеоь реализма с идеализмом1'*.
Наконец, Плеханов подчеркивает, что такое искусство может проигрывать в сугубо худоязственноц отношении, но оно имеет и свои огроинке преимущества, ибо оно выракает представления о прекрасном тек общественных слоев, кото-рцч принадлежит будущее, й в этом смысле прекрасное в из-куостве выше прекрасного в действительности, в той смысле, что оно может нредстаалягь прекрасное, которого иска оне лет ц действительности, но которому принадлежит будущей.
3 диссертации дан анализ истории проникновения маря-
Гплехавов Г .В. Соч. ' -Т.И.С. - 0.266-287.
оистских произведений в Турке-.¡гаи, в том числе и работ "Плеханова Г.В., их издания в советское время. '
В заключении диссертации обобщаются основные резуль- -тэты исследования и делаются выводы» Основные из них сводятся в следующему:
- Эстетика Плахндюва явшшоь результатом применения исторического ыагзрвьлкзиа: к анализу эстетических отношений человека к миру и к вопросим искусства и была логическим продолжением и развитием эстетики русских революционных деиократов. Плеханов Г.В. "нз просто расширил область явлений искусства, к объяснению которых он с успехом применил метод исторического материализма, но поставил перед эстетикой ряд вакщх и трудных, вопросов, которые не выдвигали в своих эстетических аш лизах ни Маркс, ни Энгельс, и разреши эти вопросы в полном согласии с мировоззрением и методом исторического материализма"*. Почти вое важнейшие, эстетические суждения Маркса и Энгельса остались неизвестны Плеханову. Он шел собственным путем, пытаясь применить историко-магериалистическоз учение и принципы марксистской диалектики к исследованию искусства и категорий эстетики.
- Заслуга Плеханова состоит прежде всего в юн, что он попытался преодолеть односторонность узкогносеологичео-кого подхода к анализу эстетического отношения к искусству, вплотную подойти к трактовке прекрасного как специфической социальной ценности. Такой подход к анализу прекрасного закладывался всей марксистской традицией, в развит/и которой немалсвагшое значение имели работы Плеханова
г.ь.
- Эстетическое наследие Плеханова Г.В. оказало больное гоздзИотвие нэ развитие обаествсняо-фтосо'сноИ тли народов Узбекистана конца XIX - нзчэла XX чв. .
Важнейшие положения эстетики Г.В.Плеханова и связи искусства с жизнью, об отражении действительности в искусстве, об идейности и народности и:кусства, о cío воздз вии № п'рли .и чувства люде!1, о его высоко« об.-;огл веныи
Г Ackvc S.'i, Золроои эстетики г работа* Т.Б.Г.лвором. -//Г.од 3-51 »'вием мэрксазча. I0J»i. lí ó. С.Ь?..
предназначении, его пониыани прекрасного оказали большое влияние ш творчество прогрессивных мыслителей Средней Азии конца XIX в. - начала XX века, их эстетические воззрения,,а такке. проявились в их творчестве. Дальнейшее изучение этих взаимовлияний - ванная задача научных.исследований.
Процесс взаимосвязи и взаимовлияния йилософсккх, эстетических взглядов Плеханова Г.В. и просветителей-демократов Узбекистана способствовал сближению искусства с народом, утверждению принципов народности, идейности, принципов реализма в узбекском искусстве.
Основное содержанке диссертации отражено в следующих работах:
1. Эстетическое познание действительной и эстетической действительности человека. - Б кн.: Методические указания по основам марксистско-ленинской эстетики для студентов-заочников вузов. - Т., Минвуз УзССР, 1974, С,23-47.
2. Эстетическая сущность физического воспитания голо-деии. В кн.: Материалы юбилейной научной сессии "Комсомол Узбекистана - боевой отряд ВЛК®И. - Т., "Еш гвардия", 1975. С.213-216.
3. Важное средство формирования всесторонне ракитой личности. Ташкент, Коммунист Узбекистана, >:? 2, 1973 -
С.58-63.
4. Физическое воспитание и таинственный мир художественного творчества. - Ташкент., "Узбекистан", 1978, 2.
5. Основные этаиь: разьития домарксистской эстетики. В кн.: "Методические ук ¡:.-:ч'.н по основам марксистско-ленинской эстетики для студентов-заочников вузов", Т., 1..ин-вуз, 1978, С.24-46.
6. Эстетические взгляды Г.З.Плеханова. - Т., Общество "Знание", УзССР., 1986, I п.л.
7. Познавательные функции художественного образа. Сборник-. Диалектика и современное научное познание, ¡¿ате-ршлы научно-теоретической конференции. - Т., 19В7. -
Подписано к печати ХО Ц. 9 £г. Объем Т п./1 Заказ® .Формат бумаги 60x84 1/16 Тираж 100 экз.
Отггочптнио в офсетной лаборатории Минпроса УзССР Ташкент, ГСП, Аллея Парадов, 6