автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему: Эстетика Московского концептуализма
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Апресян, Армен Рубенович
Введение
I. История концептуального искусства
1 .Концептуализм на Западе
2.Концептуализм в Москве
3. Идейные и художественные контексты Московского концептуализма.
II. Эстетические и художественные особенности московского концетуализма
1 .Жанры московского концептуализма.
2.Эстетические особенности московского концептуализма
Введение диссертации2001 год, автореферат по философии, Апресян, Армен Рубенович
Двадцатый век подарил истории искусства огромное количество новых художественных течений. Стремительно развиваясь, впитывая предыдущий художественный опыт и пользуясь порой ошеломляющей популярностью, многие из них сумели просуществовать в течение короткого времени, чтобы потом кануть в лету. И если на Западе этот процесс был все-таки несколько "растянут", то в СССР все это происходило стремительно. Это не вызывает удивления, так как отечественные "неофициальные" художники, поставленные в жесткие рамки, диктуемые "официальным искусством" сначала "пролетарского" и "монументального"1, а затем "социалистического" реализма, мгновенно воспринимали веяния, просачивавшиеся из-за "железного занавеса" и развивали их, "пропуская" через советизированное сознание.
Одним из таких направлений стал концептуализм, который занимает особенное место в отечественном искусстве.
Концептуализм сложился под непосредственным воздействием актуальных для того времени философских, социологических и эстетических течений. Философия логического позитивизма, аналитическая философия и структурализм, лингвистика и различные теории информации стали той теоретической базой, на которую опираются концептуалисты. Помимо этого, концептуализм претендовал на создание своей - концептуальной - философии искусства, своей культурологии и эстетики. И действительно, концептуализм стал в семидесятые годы значительным культурным движением, реализовавшимся в области как пластических искусств, так и литературы. Была выработана оригинальная теоретическая база, позволявшая говорить о самостоятельной эстетике концептуализма,
1 Термины "пролетарский реализм" и "монументальный реализм" были предложены в первой половине тридцатых годов соответственно ю.Лебединским и в.Маяковским. во многом определявшей интеллектуальную атмосферу "неофициальной" культуры семидесятых годов. И, наконец, в московской художественной жизни концептуализм стал чем-то вроде некой "внутренней традиции", которую непременно учитывали новые поколения художников в восьмидесятые и девяностые годы.
Именно концептуализм смог предложить систему представлений, составивших альтернативу официальному советскому искусству и способных вернуть русское искусство в орбиту интернационального арт-мира. По мнению одного из ярких представителей концептуального движения в России И.Бакштейна концептуализм «.стал своего рода «русским постмодернизмом», достаточно оригинально синтезировавшим целый ряд направлений западного искусства, таких, например, как сюрреализм, поп-арт, концептуализм, искусство перформанса. Поэтому справедливо утверждение о том, что • в течение последней четверти завершающегося века понятия московский концептуализм и современное русское искусство являются синонимами»2. Художественное явление, характеризующееся таким образом, не может не вызвать исследовательского интереса.
Пожалуй, в истории искусства нет направления, определение которого было бы более туманным, чем определение концептуализма, так, по словам одного из теоретиков концептуального искусства, Льва Рубинштейна, "концептуализмов ровно столько, сколько людей себя к ним причисляющих, и каждый это по-своему интерпретирует"3.
На нашу почву термин перенесен из западного искусствоведения. Можно привести высказывание Джозефа Кошута, одного из основоположников концептуализма: "Основное значение
2 Цит. по Словарь терминов Московской концептуальной школы М.: А<1 Маг^пеш, 1999. С. 15.
3 Цит. по ФрайМ. Азбука современного искусства // ^ http://www.tuf.ru/azbuka/conceptualism.htm. 5 концептуализма, как мне представляется, состоит в коренном переосмыслении того, каким образом функционирует произведение искусства - или, как функционирует сама культура: как может меняться смысл, даже если материал не меняется".4
Иными словами, концептуальное искусство - это искусство, которое анализирует собственный язык. Эстетика концептуализма имеет дело с идеями (и чаще всего с идеями отношений), а не с предметным миром, с его привычными и давно устроенными семантическими рядами. Мир идей (тем более идей отношений и отношений между идеями) - в каком-то смысле мир «несуществующий». И способы его воспроизводства, если можно говорить об этом по аналогии с миром предметным, «существующим», значительно отличаются от тех, которые приняты и понятны в «мире обыденного». В эстетике концептуализма постоянно « «воспроизводятся» в том числе и структуры, способности сознания, так или иначе пребывающего в мире и осознающего себя в этом непрерывном акте воспроизводства самосознания,
Дмитрий Александрович Пригов, известнейший концептуальный автор, говорит о концептуализме так:
Концептуализм, возникнув как реакция на поп-арт с его фетишизацией предмета и масс-медиа, основным содержанием, пафосом своей деятельности объявил драматургию взаимоотношения предмета и языка описания, совокупление различных языков за спиной предметов, замещение, поглощение языком предмета и всю сумму проблем и эффектов, возникающих в пределах этой драматургии»5.
4 Кошут Д. История Для // Флэш Арт. 1989. № 1. С. 76
5 Цит. по Фрай М. Азбука современного искусства. http://www.&if.ru/azbuka/conceptualism.htin
А вот определение концептуализма от Ильи Кабакова: "Художник начинает мазать не по холсту, а по зрителю"6.
Впервые словосочетание "московский романтический концептуализм" появилось в 1979 году на страницах парижского журнала "А-Я" в статье Б.Гройса, которая, собственно говоря, так и называлась: "Московский романтический концептуализм". Московский концептуализм Гройс описывает следующим образом: Романтический, мечтательный и психологизирующий вариант международного концептуального искусства 60-70-х годов7.
Ничего удивительного, что Андрей Монастырский, один из тех, кто стоял у истоков традиции, называет концептуализм "эстетическим путешествием как бы между небом и землей", пишет о "философской поэтике" концептуализма, разъясняет, что концептуализм акцентирует в этом словосочетании поэтическое, подчеркнуто "несуществующее" -то, что сначала требует ничем не оправданного доверия к себе, а уж потом понимания и заключает определением концептуализма как поэзии философии.8
А Лев Рубинштейн характеризует московский (и вообще русский) концептуализм как нечто, по идее, невозможное, однако все же каким-то образом существующее:
В основе западной проблематики - драматическое взаимодействие разных существований вещи (вещи в широком понимании, то есть и предмета, и явления, и идеи, и представления): существования в реальности и существования в номинации, в описании, - в каком-либо условном обозначении. <.>Русский концептуализм сразу обнаружил отсутствие этой реальной вещи как исходной данности. Вернее - проблематичность ее присутствия.
6 Кабаков И. Художник - персонаж. М., 1985
7 Цит. по: Гройс Б. Московский романтический концегпуализм. М., 1992.
8 Монастырский А. Концептуализм и нью-вейв, М., 1994.
Уверенность в реальном существовании чего бы то ни было почти вытеснена в нашем сознании номинативным существованием этих вещей. Присутствие даже самых простых предметов вполне фиктивно: сегодня есть, завтра исчезли, как и не было, оставив на память одни слова. Такие слова-напоминания получают смысл скорее заклинательный: они не столько подтверждают присутствие вещи, сколько заклинают ее не исчезать навсегда. И при сопоставлении разных планов сталкиваются не реальность и язык, а разные языки, один из которых призван замещать реальность. То есть чистого концептуализма на русской почве как бы не может быть. Однако он есть, или есть нечто, имеющее это название»9.
Творчество концептуалистов не исчерпывается художественной деятельностью. Это обусловлено той особенностью этого направления, что для его творцов важен не сам изображаемый и субъективный предмет искусства, но то, что он обозначает, точнее, что им обозначают, что художник решил с помощью этого предмета обозначить. По мнению концептуалистов, следует анализировать природу, назначение и использование сущности "искусства". Поэтому для них порой назвать произведение, объяснить его оказывается существенно важнее самого произведения. Так что может создаться впечатление, что концепция произведения раскрывается не в самом произведении, а в его названии, в намеренном и продемонстрированном отношении художника к нему воплощается концепция, а не в самом произведении. Но как объясниться, если не в тексте. Концептуализм утверждает себя в текстах. Сами художественные произведения как будто остаются только поводами к текстам или заранее созданными иллюстрациями к ним. Художник-концептуалист нередко оказывается одновременно и критиком, и теоретиком того искусства, которое он создает. Таким образом,
9 Цит. по ФрайМ. Азбука современного искусства. http://www■gif■ru/azbuka/conceptuaЦsш■htm художник-концептуалист оказывается большим, чем художник в традиционном понимании этого слова и этого предназначения, он - и конструктор, и интерпретатор; и в этом плане он не только задает условия для возможной эстетики, он создает ее.
Целью данной работы является философско-эстетическое исследование феномена концептуализма как художественного направления, в частности, наиболее яркого его проявления в истории отечественного искусства, а именно, московской школы концептуализма.
Для ее достижения в диссертации решаются следующие задачи: а) реконструируется история развития концептуализма в России в контексте общемирового развития концептуализма; б) выясняются предпосылки русского концептуализма в отечественной художественной традиции прошлого; в) выделяются характерные жанровые особенности московского концептуализма; г) определяются существенные эстетические признаки концптуализма;
Состояние разработки темы. Исследователь концептуализма наталкивается на определенные трудности, связанные главным образом с отсутствием именно исследовательской литературы по этой теме. В последние годы появилось достаточно много текстов, описывающих концептуальное искусство как явление в культурной жизни и концептуализм как образ мышления и жизни, но авторами этих публикаций являются, как правило, либо сами концептуалисты, либо люди, относящиеся к их кругу, что не только лишает подобный текст критического подхода к проблеме, но и отчасти превращает его в собственно концептуальное произведение. Помимо ряда каталогов и альбомов, на русском языке изданы всего несколько работ, авторы которых стремятся к решению ряда аналитически-исследовательских задач10. Но, как было отмечено, художники-концептуалисты сами являются авторами многих текстов. Эти тексты не в меньшей степени, чем сами художественные произведения, были использованы при подготовке данной работы в качестве важнейшего источника. К тому же мне довелось встречаться и подробно беседовать с некоторыми представителями московоского концептуализма — с художниками С.Бугаевым и Н.Скрябиным, а также с искусствоведом В.Цельтнером11. Материалы этих бесед также были использованы в работе над диссертацией.
Трудно сказать, каким образом слово "концептуализм" и художественное понятие "концептуализм", и концептуализм как движение в искусстве перекочевали в Россию и кто стал называть искусство московских художников "концептуальным". Однако уже с конца шестидесятых годов можно говорить о формировании концептуалистского направления в московской "неофициальной" культуре. Его появление не было зафиксировано официальным художественным кругом в лице СХ СССР или Академии художеств. Так что в датировке рождения московского концептуализма приходиться опираться лишь на свидетельства самих художников.
Несомненно, концептуализм в нашей стране был бы невозможен без оттепели. Он оказался одной из тех идейных и творческих ниш, в которой новое поколение художников пыталось выразить свое открытие мира. Новое искусство прижилось в первую очередь и по преимуществу в столице, так как Москва и тогда, как, впрочем, всегда, была "ближе" к Западу. Концептуализм12 так и остался в
10 Бобринская Е.А. Концешуализм. М.: Галарт. 1994.; Деготь Е. Русское искусство XX века. М.: Трилистник, 2000; Холомогорова О.В. Соц-Арт. М.: Галарт. 1994,.
11 Пользуясь случаем, выражаю свою признательность за проявленное ими внимание к моим исследовательским интересам.
12 Необходимо отметить, что существуют две версии объяснения термина "концептуализм": по одной так называется все искусство постмодернизма, по другой (на которую я опираюсь в исследовании) - концептуализм - это только одно из направлений постмодернистского искусства.
Москве, и в других культурных центрах СССР по существу не получил распространения. Поэтому, говоря о • советском концептуализме, вполне корректно рассматривать его как исключительно московское явление, и не принимать во внимание его региональные проявления.
Примерно десятилетие концептуализм задавал тон и даже определял художественную жизнь в мировом искусстве. Однако с конца семидесятых годов он постепенно оттесняется на периферию другими направлениями, и, пожалуй, лишь в московском "неофициальном" искусстве концептуализм не только не переживал кризиса, но и усиливал свои позиции, привлекая под свои знамена новых авторов и обретая новые формы13. Это направление надолго прижилось среди художников и, сложилось в самостоятельную школу со своей теорией и стилистикой, причем теория создавалась не искусствоведами или критиками от искусства, как это обычно бывает, а самими художниками, преисполненными стремления как-то объяснить свои действия, зачастую внешне лишенные смысла. При этом концептуализм не просто претендовал на роль ведущего художественного течения в "неофициальном" искусстве. Он претендовал на создание своей - концептуальной - философии искусства, своей культурологии и эстетики. И действительно, концептуализм стал в семидесятые годы значительным культурным движением, реализовавшимся в области как пластических искусств, так и литературы. Была выработана оригинальная теоретическая база, позволявшая говорить о самостоятельной эстетике концептуализма, во многом определявшей интеллектуальную атмосферу "неофициальной" культуры семидесятых годов. И, наконец, в московской художественной жизни концептуализм стал чем-то вроде некой
13 К таким формам можно отнести, например, соц-арт, "основанный" в 1972 г. художниками-концептуалистами В.Комаром и А.Меламидом. внутренней традиции", которую непременно учитывали новые поколения художников в восьмидесятые и девяностые годы.
Очевидно, это может быть рассмотрено как свидетельство особого благоприятствования для развития концептуализма российского "климата" и традиций культуры. Тому есть достаточно подтверждений, о которых будет сказано далее. Но столь же очевидно и другое. Дело в том, что, несмотря на большую популярность концептуализма в богемных кругах, широкая публика его фактически не признавала. Впрочем, не будет преувеличением сказать, что он остается неизвестным широкой художественной публике. Похоже, концептуалистское искусство задает непосильную задачу зрительскому сознанию и привычкам. Но, с другой стороны, возможно, концептуалистские произведения вызывают определенный дискомфорт у зрителей не столько из-за непривычного или раздражающего внешнего вида, сколько из-за предлагаемых им непривычных правил восприятия или из-за избыточной "интерактивности". Художники-концептуалисты решительно отказываются опираться на непосредственное восприятие, взывать к эмоциональному сопереживанию или к традиционным эстетическим оценкам. Их произведения, похоже, ничего не выражают в том смысле, что лишены специфических примет художественной выразительности. Они требуют от зрителя определенных аналитических и психологических усилий и, более того, требуют предрасположенности человека к рефлексии.
Концептуализм - направление, объединяющее процесс творчества и процесс его исследования. Поэтому концептуалистское произведение представляет собой не самодостаточный предмет или событие для эстетического переживания, а попытку художника (готового стать и часто становящегося автором) по-своему сформулировать само понятие "искусство", исследовать условия эстетического восприятия и особый характер функционирования произведений искусства. Концептуалисты своим творчеством меняют условия осуществления художественного опыта и силами искусства стремятся интегрировать теорию и практику, творчество, рефлексию и критику.
Во главу угла концептуализм ставит не традиционную ориентацию творчества на пластическую реализацию, а систему умозрительных и абстрагированных от материальной формы отношений и понятий, через которые может быть обозначено искусство. Произведения концептуалистского творчества всегда демонстрируют прежде всего условия, обеспечивающие восприятие того или иного предмета окружения как произведения искусства. Иными словами - концептуализм интересуется прежде всего проблемами и особенностями функционирования искусства. В России же концептуализм приобрел еще и особенный оттенок постидеологического искусства.
Список научной литературыАпресян, Армен Рубенович, диссертация по теме "Эстетика"
1. Адилханян А. Интервью для данной работы. 20.02.2001
2. Ануфриев С. Заметки инспектора М., 1988
3. Ануфриев С. Амбивалентность амбивалентности машины в пространстве. М., 1992
4. Ануфриев С., Захаров В. Тупик нашего времени. Кельн-Москва, 1997
5. Бакштейн И., Кабаков И., Монастырский А. Триалог о комнатах // Комнаты -МАНИ, 1987.
6. БанфиА. Философия искусства. М.: Искусство, 1989.
7. Батракова С. Искусство и утопия. М., 1990
8. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989.
9. Бобринская Е.А. Концептуализм. М.: Галарт. 1994.
10. Бобринская Е.А. Футуризм. М.: Трилистник. 2000
11. Бобринская Е.А. Буря равноденствий.// Художественный журнал, 2000, №21.
12. Волкова Е. Произведение искусства предмет эстетического анализа. М., 1976
13. Выготский Л. Психология искусства. М., 1999
14. ГоломштокИ. Тоталитарное искусство. М.: Галарт, 1994.
15. Гройс Б. В поисках утраченной эстетической власти. // Советское искусствознание, 1991, №7
16. Гройс Б. Московский романтический концептуализм. М., 1992.
17. Гройс Б. Утопия и обмен. М., Знак, 1993
18. Гройс Б. Соц-арт// Искусство, 1990, № 1.
19. Гройс Б. Соцреализм авангард по-сталински.// Декоративное искусство СССР, 1990, №5
20. Гройс Б. Русский авангард по обе стороны «Черного квадрата». //Вопросы философии, 1990, №11
21. ГрэссМ. Классика и авангард// Художественный журнал, 1998,№21
22. Деготь Е. Террористический натурализм. М., 1998
23. Деготь Е. Русское искусство XX века. М.: Трилистник, 2000
24. Другое искусство. Москва 1956-1976. К хронике художественной жизни. Т. III. М., 1991
25. Ерофеев А. Неофициальное искусство (художники 1960-х). // Вопросы искусствознания, 1993, №4
26. Ильин И. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм. М.: Интрада, 1996.
27. Индиана Г. Комар и Меламд конфиденциально // Декоративное искусство СССР, 1989, №7
28. Кабаков И. 60-е годы. М., 1997.
29. Кабаков И., Гройс Б. Диалоги (1990-1994). Общаяредакция и вст.статья Е.В.Петровской. М., 1999
30. Кабаков И. Вся суть в перелистывании // А-Я, 1983, № 4.
31. Кабаков И. Кухонная серия // А-Я, 1984, № 6.
32. Кабаков И. Жизнь мух Кельн, 1993
33. Кабаков И. О тотальной инсталляции. Канц, 1994
34. Кабаков И. Художник-персонаж. М., 1985
35. Кабаков И. НОМА. Kunsthalle Hamburg, 1993
36. Кабаков И. Гносеологическая жажда. М., 1996
37. Кандинский В. Ступени. М., 1997
38. Колейчук В. Кинетическое искусство. М., 1994
39. Комар В., Меламид А. Стихи о смерти.// Декоративное искусство СССР, 1989, №7
40. Комар В., Меламид А. Роль военного ведомства в советском искусстве // А-Я, 1984, №2
41. Костин В. ОСТ (общество станковистов). Л., 1976
42. Костин В. Среди художников. М., 1986
43. КошутДж. Искусство после философии. М., 1993.
44. Лейдерман Ю. Дорога на Франкфурт, М., 1992
45. Лейдерман Ю. Имена электронов М., 1995
46. Лейдерман Ю.Слоны.Третий Мир.Загиб горы. М., 1996
47. Лившиц Б. Полутороглазый стрелец. Нью-Йорк, 1978
48. Мазаев А. Концепция «производственного искусства» 20-х годов. Историко-критический очерк. М.,1975
49. Малевич К. Собрание сочинений в пяти томах. Т.1. Статьи, манифесты, теоретические сочинения и другие работы. 1913-1929. М., 1995 с.ЗЗ
50. МастерковаВ. Московские перформансы // А-Я, 1983 №3.
51. Маца И. Проблемы художественной культуры XX века. М., 1969.
52. Месропян А. Интервью для данной работы. 20.02.2001
53. Мигунов А. Маргинальное искусство и психоанализ// Маргинальное искусство, М.,199954. Модернизм. М., 1973.
54. Монастырский А. Поездки за город. М.: 1994.
55. Монастырский А. Концептуализм и нью-вейв, М., 1994
56. НаковА. Русский авангард. М., 1991
57. Нонконформисты. Второй русский авангард. 1955-1988. Собрание Бар-Гера. Wienland, 1996.
58. НаковА. Русский авагард. М.: 1991
59. ПриговД. Советские тексты. С-Пб.: Издательство Ивана Лимбаха. 1997
60. ПриговД. Апофеоз милицанера, М., 1978
61. Пригов Д. Сборник предуведомлений к разнообразным вещам. М., Ad Маг-ginem, 1996
62. Пригов Д. Пролегомены неизвестно к чему// Художественный журнал, 2001, №36
63. Рабин О. Три жизни. Книга воспоминаний. Париж Нью-Йорк, 1986
64. Райхман Д. Постмодернизм в номиналистской системе координат.// Флэш-Арт. 1989, №1
65. Рыклин М, Искусство как препятствие. М., Ad Marginem, 1997
66. Рыклин М. Сознание в речевой культуре. Москва-Тарту, эйдос-Культура, 1992
67. Скрябин Н. Интервью для данной работы. 20.11.1997.
68. Словарь терминов московской концептуальной школы. М.: Ad Marginem, 1999.
69. Тупицын В. Коммунальный (пост)модернизм. Русское искусство второй половины XX века. М., 1998
70. Тупицын В. Другое искусство М., Ad Marginem, 1997
71. Тупицын В. Музеологическое бессознательное. М., Парашют, 1998
72. Тупицын В. Московский коммунальный концептуализм М., 1996
73. Турчин В. По лабиринтам авангарда. М.: Мир, 1993.
74. Холомогорова О.В. Соц-Арт. М.: Галарт. 1994.
75. Художники-нонконформисты в России. Мюнхен.: Престель, 1996
76. Хэнгсен С., Монастырский А. Общие вопросы по эстетической истории круга МАНИ, М., 1991
77. Целътнер В. Интервью для данной работы. 17.01.1998.
78. Энциклопедический словарь живописи. М.: Терра, 1997.
79. Чичерин А. Кан-Фун. М., 1996.
80. Яковлев Е.Г. Эстетическое как совершенное. М., 1995.
81. Яковлева Г. Массовое сознание и третья реальность.// Творчество, 1991, №7
82. Concrete Poetry. An Intrnational Antology. London, 1967, P. 15
83. Crossroad Art Group. Zurich.: Dow gallery., 1996
84. DavidE. New worlds. Russian art and society 1900-1937. London, 1986
85. From Gulag to Glastnost. Nonconformist art from the Soviet Union. The Norton and Nancy Dodge Coleection. New York, 1995
86. Gray C. The Great Experiment: Russian Art 1893-1922. Revised and enlargeded by Marian Burleigh-Motley. London, 1986
87. Gullerne Bown M Socialist Realist Painting. New Haven&London, 1998
88. Haftmann W. Painting in the Twentieth Century. New York, 1996
89. RatcliffC. Komar& Melamid. New York, 1988
90. VoughanJ. Soviet Socialist Realism. London, 1973