автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Этические проблемы в антропологии Ибн Сины

  • Год: 2009
  • Автор научной работы: Каримова, Матлюба Рафиковна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Душанбе
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Этические проблемы в антропологии Ибн Сины'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Этические проблемы в антропологии Ибн Сины"

На правах рукописи

КАРИМОВА МАТЛЮБА РАФИКОВНА

ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В АНТРОПОЛОГИИ ИБНСИНЫ

Специальность: 09.00.13 -Религиоведение,философская антропология, философия культуры

Автореферат

диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук

1 7 ДЕК 2009

ДУШАНБЕ - 2009

003489386

Работа выполнена в ОIделе истории таджикской философии к

стран Востока Института философии имени академика А.М.Богоутдннова Академии наук Республики Таджикистан

Научны» руководитель: доктор философских наук Шамолов

Абдулвохид Абдуллоевич

Официальные оппоненты: доктор философских наук Рахимов

Мухсин Хусейнович, кандидат философских наук Махмадова Мехри

Ведущая организация Таджикский государственный институт языков имени С Улугзаде, кафедра философии и политологии

Защита состоится & Л »редаМ! 2009 г в 'А9часов на заседании Диссертационного совета К 047 005 01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата философских на>к при Институте философии им академика А М Богоутдинова Академии наук Республики Таджикистан (734025, г Душанбе пр Рудаки,33)

С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке им Индиры Ганди АН РТ (734025, г Душанбе, пр Рудаки,33)

Автореферат разослан « «Н » М£>Я1)/ьЛ- 2009 г.

Ученый секре1арь Диссертационного совета, доктор философских на\

С.Х.Рахимов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Актуальность темы исследовании В современном социально-политическом и историческом кон тексте мирового развития, секуляризации сознания человека, в условиях глобализации, изменения идеологических и ценностных ориентиров, различных подходов к духовной культуре (све|ских и религиозных) актуальный характер приобретают те извечные истины, которые глубоко и последовательно исстедовались философами всех времен и народов

При этом примечательным остается тот факт, что Ближний и Средний Восток всегда «был для Европы своего рода источником, из которого она черпала недостающие ей культурные элементы, и в то же время постоянным «раздражителем», ставившим перед европейской мыстыо новые, неведомые проблемы, вынуждавшим напряженно искать на них ответы» 1 Тем не менее фальсификация роли этого ближневосточного интеллектуально-духовного партнера-оппонеьта Европы, искажение его духовной культуры со стороны Запада приобрели целостный и целенаправленный характер Существенным является и то, что военно-политическая конфронтация мечеду этими двумя цивилизациями, получившая на современном этапе преимущественно религиозно-идеологическое обоснование, ведет не только к обеднению мировой культуры, но и ставит вопрос о сохранении культуры народов Ближнею и Среднего Востока, о защите ее от западной экспансии, от вандализма и разрушающего секуляризма Решение этого вопроса - одна из актуальнейших и важнейших общечеловеческих зааач. поскольку поступательное духовное развитие человечества обогащение духовного мира человека, повышение зрелости ею сознания немыслимы без идейной преемственности, глубокого осмысления эволюции человеческого мировоззрения С этой точки зрения, философское наследие народов Центральноазиатско! о региона имеет непреходящее значение

1 Жураиский А А Христианство и йенам Социокч нылрные проблемы М - С 12

В контексте данного исследования можно утверждать, что философско-этическая мысль Ближнего и Среднего Востока как неотъемлемая часть общечеловеческой культуры, совокупила в себе важнейшие достижения философского творчества, усвоила и переработала все, что было ценного в истории развития человеческой цивилизации

Между тем одним из главных объектов острого религиозною и идеологического противоборства христианского Запада и мусульманского Востока стало именно религиозное и философское наследие арабо-исламского мира Со стороны нигилистически настроенного христианского мира дискредитируются не только религиозная мысль, но и богатое философско-культурное наследие мусульманских народов С учетом этого изучение философско-этической мысли таджикского народа, в частности этического учения величайшего мыслителя Востока Абу Али Ибн Сипы приобретает особую актуальность Научно-критический подход к исследуемой автором теме, безусловно, позволит конкретизировать и еще более обогатить современные представления о месте и роли этого философа в развитии мировой философской мыспи

В этическом наследии таджикского народа многие кардинальные вопросы человеческого общежития разрабо1аны особенно глубоко и разносторонне, и поэтому могут способствовать философскому осмыслению и критическому анализу современной нравственной жизни В этом плане изучение этического учения Ибн Сины, который «относится к плеяде тех титанов средневековой культуры, которые по силе духа, энциклопедичности ума, научно-философским запросам и устремлениям родствен великим деятелям эпохи Возрождения»,' является весьма актуальным и своевременным

Актуальность темы исследования обусловлена задачами выявления шкономерностей, специфики процесса формирования, развития философских воззрений мыслителя, касающихся особенностей его этики Говоря об актуальности разрабатываемой

1 Динорысчп \! Нат\рфи юиофия 11см Симы Дуипмбе 1У8*> СЗ

темы, автор также подчеркивает, что

- динамику современных многоплановых противоречивых явлений, имеющих место в нашей жизни, вряд ли можно пубоко понять, не учитывая их этико-ретигиознои основы,

- изучение этических теорий мыслителей прошлого во многом способствует выявлению социокультурных основ современных проблем нравственности, закономерностей ее становления и развития,

- именно через этические концепции того или иного мыслителя можно продемонстрировать общую религиозную или светскую направленность таджикской философской мысли, а следовательно, и всей философской традиции мусульманского средневековья,

- изучение этики Ибн Сипы приобретает особую актуальность еще и потому, что многие ее идеи не утратили своей ценности и в наши дни, когда таджикское общество переживает процесс реформации духовных и нравственных ценностей

Степень разработанности проблемы. Мировоззренческо-философская система Ибн Сипы изучалась и изучается до сих пор многими зарубежными и отечественными исследователями

Учеными обстоятельно изучены жизнь и деятельность мыслителя дан общий анализ его философии, логики, психологии, медицинской теории, социально-этических и педагогических взглядов, научно-философского метода, определены его место и роль в развитии мировой культуры При этом особое внимание уделено выявлению материалистических тенденций и диалектических идей в научно-философском творчестве ученого

Огромная работа проделана по переводу с арабского на таджикский и узбекский языки и с таджикского и арабского на русский язык трудов Ибн Сины Большой научной заслугой советских ученых след}ет считать перевод с таджикского и арабского на р>сский язык таких фундаментальных трудов мыспителя как «Донишнаме». «О душе», «Указания и наставления», «Канон врачебной науки» и др

И все же при всей значимости проведенных исследований многие проблемы его философской системы остаются до сих пор неизученными Они требуют отдельной мировоззренческой оценки, и,

как (ммечагот некоторые ученые, настоящий их анализ только начинается В первую очередь это касается этической теории Ибн Сины, многие аспекты которой остались вне сферы внимания ученых-философов

Оригинальность идей мыслителя, его отношение к проблемам совершенствования человека и общества во многом являются дискуссионными и требуют глубокого и всесюроннего анализа

Анализ и обобщение нравственного учения Ибн Сины начались в середине 50-х годов XX вв в рамках марксистской философии Результаты эюй исследовательской деятельности были отражены в трудах Азимова КА, Ахмедова Э, Богоутдинова АМ, Болтаева М И , Бурабаева М С . Геюшева 3 , Геюшевой 3 , Диноршоева М , Джумабаева Ю Д , Джанматовой X И , Закуева А К , Сагадеева А В , Садикова А , Султанова У и др 1

Ученые наряду с изучением некоторых этических добродетелей шюке попытались определить место и роль этических идей Ибн Сины в дальнейшем развитии этической мысли мусульманскою Востока Прежде всего, здесь следует /помянуть работы Геюшевой 3 , Джумабаева Ю Д, Садикова А, Султанова У Наряду с весьма ценными идеями слабой стороной указанных работ, по мнению авюра, является то, что в них отсутствует системное изложение проблем нравственности, имеющих место в учении мыслителя, в них не отражена достаточно ясно сущность его практической философии, не затрагиваются ее ключевые моменты и не обосновываются предмет, структура и статус науки этики в творчестве мыслителя, не определяется место этики в системе философских наук Ибн

1 См Азимов К А Современные буржуазные, концепции этическою наследия средневекового Востока// Мораль оощеаво личность М, 1979 Ахмедов 3 Арабо мусульманская философия средневековья Баку 1980, Боюугдинов АМ Очерки по истории таджикской физософии Сталинабад, 1963, Болтаев МН Абу Али ибн Сипа - вешкий мыедшизь, ученый знникдопезт т средневекового Востока. Ташкент 1980 ТураСаев МС, Курмангалиева Г 11р-.емственносгь во озгпядач аль-Фарабч и Ибн Сипы и пробтема противоречия е и\ учении // Изв АН КазСС Р (Отде к.нис общ наук] 1931 Л1-» 2- С ^ Мб Геюшсв 3 Эжческая мысль в Лзерб чижане Баку 1968 Гюшева 3 Эш 1 ее кие взгляды воеючных мьи лителей (перипатетиков) Баку 1982 Джулии зев 10 Ц Этические воззрения Абуали Ибн Сины // Торжество р'зума- Душзнбе 1988 Джанматовз ХИ Вопросы нравственности в трудгх Ибн Сины // Общественные шузш и Узбекистане Ташкеш 1985 № 1 -С 48 51 Джумабаев 10 Д , ¡Мамедои Ш Ф Эги |еская мысль в Средней Азии в IX \У вв - М 1974 Диноршоев М Натурфилософия Ион Ситы Душанбе 1985 Закуев А К Психотогия Ибн Сины Баку 19*8, С пиков А Роть и предназначение че товека в зтзческих взглядах Ион Сины // Горжеез во разума Душанбе 1988 Сагадеев А А Ибн Сино (Авиценна) -М 1985 СулоноЕзУ Акидахои фачсафй ичгимой йаа\локии Абуали ибниСино Душанбе 1975

Сипы, не выделяется содержательная характеристика основных теоретических и практических проблем этики и т.д

С учетом всего вышесказанного автор предприняла попытку системно проанализировать нравственное учение мыслителя, особое внимание, уделив его малоразработанным и неиз/ченным аспектам

Цель н задачи исследования. Целью настоящего исследования является анализ природы и сущности этического учения Ибн Сипы В свою очередь, эта цель определила постановку следующих задач

- выявление идейных источников нравстЕенного учения Ибн Сины,

- определение места этики в системе философии Ибн Сины,

- системный анализ структурных элементов этики мыслителя, анализ концептуального содержания понятийно-категориального аппарата этики Ибн Сины,

- выявление в нравственном учении Ибн Сины того общего, что объединяет его с этическими учениями других мыслителей мусульманского средневековья, и того, что отчичает его этику от них,

содержательная характеристика основных теоретических проблем этики мыслителя

Научная новизна работы. Впервые в историко-философской науке осуществлен системный и структурный анализ нравственного учения Ибн Сины Научная новизна работы также состоит в том, что в ней впервые

- на основе определения и характеристики общетеоретических проблем этики обосновывается наличие системного подхода в нравственном учении мыслителя,

- конкретизируется понятийно-категориальный аппарат этики Ибн Сины,

- дается подробный системный анализ нравственной философии мыслителя,

- обосновывается рациональность этики Ибн Сины,

- доказывается несостоятельность концепций, согласно которым Ибн Сина якобы не разработал полной этической системы, как это сделали аль-Фараби и Ибн Мискавейх

Вышеуказанные полученные результаты выносятся на

защиту.

Методологической основой диссертационного исследования являются сформулированные в рабо!ах ведущих современных философов принципы исследования истории философской и этической мысли, которые предполагают объективное рассмотрение той или иной философско-этической концепции, анализ ее в контексте определенной социальной духовной ситуации

В работе использованы также выводы отечественных и зарубежных исследователей, изучавших философские, этические и психологические взгляды представителей восточного аристотелизма, роль этого направления философско-этической мысли в духовной жизни мусульманского Востока

Теоретической базой исследования стали принципиальные выводы и положения, содержащиеся в трудах классиков философии и исследованиях специалистов по истории философской мысли

Источниками исследовании являются труды Ибн Сины «Ар-рисала фи-л-а\лак» («Трактат об этике»), «Китаб ал-хидая» («Руководство по философии»), «Донишнома» («Книга знаний»), «Ал-бирр ва-л-исм» («Благочестие и грех»), «Кигаб аш-шифа» («Книга исцеления»), «Рисолаи сир-ул-кадр» («Трактат о мере предопределения») и некоторые сочинения других мыслителей

Практическая шачимость работы. Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы как в дальнейшей разработке истории философии вообще, так и таджикской философии в часгност, а также в учебном процессе Материалы исследования можно использовать при чтении лекций по курсу истории философии и этики, а также в пропаганде ценностей идейно-теоретического наследия мыслителей Востока

Апробация работы. Диссертация была обсуждена на заседаниях кафедры общественных наук Худжантскою коммерческого института и Отдела истории таджикской философии и стран Востока Института философии Академии наук Республики Таджикистан и рекомендована к защите Результаты исследования докладывались автором на различных научно-

теоретических конференциях, круглых столах и семинарах кафедры общественных наук Худжандского коммерческого института, опубликованы в форме научных статей в соответствующих журналах и сборниках

Структура работы. Структура диссертации подчинена целям и задачам исследования и состоит из введения, трех глав, девяти параграфов, заключения и списка литературы

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновываются выбор темы и ее актуальность, определена степень ее разработанности, намечены цели и задачи диссер1ационного исследования, формулируются положения о научной новизне, которые выносятся на защиту, показана научно-практическая значимость работы, указаны уровни апробации

Глава нерван - «Эгика Ибн Снны и ее место в средневековой таджикской философии» - состоит из трех параграфов В нервом параграфе - «Практическая философия Ибн Снны» - автор диссертации на основе источников и исследований современных ученых попыталась определить место практической философии в системе философии Ибн Сины, ее соотношение с теоретической философией мыслителя, а также глубоко проанализировать ее основные положения

Философские науки разделяются Ибн Сина на два вида «первый осведомпяет нас о наших собственных действиях и называется практической наукой, второй осведомляет нас о состоянии бьпия вещей, чтобы наша душа обрела свою форму и была счастливой на том свете, как это будет объяснено в своем месте, эта наука называется теоретической» 1

Таким образом, Ибн Сина, исходя из своего типа классификации наук," в самой общей форме философские науки, изучающие явления

Ибн Сина Кии? а лпмия/. Ибн Сима Избранш н. фи юсофскне ! роизвед4 ния М 1980 С НП 2 Подробное освещение, вопроса о киассифик шии на) к Ибн Сжн i сч Caí а^сев Л В Ион Сит (Лвпценн*!) С Диноршои) М Д Пп>рфтософия Ибн Сини С 2S "¡0 И др

мира и их причины, делит на теоретические и практические

По справедливому замечанию М Диноршоева, исходя из деления философских наук на теоретические и практические, а также из их целей и задач, «по Ибн Сине, назначение первых - только разработка чистой теории, а назначение вторых - оказание содействия в делах людских»

В системе философии мыслителя практическая философия, включающая в себя проблемы этики, домоводства и гражданской политики, занимает особое место, тем не менее, многие современные исследователи считают, что «проблемы практической философии его интересовали в меньшей степени, чем общефилософские' (А В Сагадеев) Автор не согласна с высказыванием А В Сагадеева гом, что в творческом наследии Абу Али отсутствуют богословно-политические трактаты и трактаты по этике, сходные по замыслу и объему с теми, которые оставил после себя Фараби По мнению диссер1анта, богословско-политических и этических трактатов у Ибн Сипы достаточно много, и об этом весьма подробно пишется в диссертации

С точки зрения автора, практическая философия Ибн Сипы представляет собой неотъемлемую часть всей его философской системы При этом основополагающей целью практической философии, согласно мыслителю, является достижение блага, посюстороннего и потустороннего счастья, а также нравственно-интеллектуальное и духовное совершенствование человека

Исходя из анали ¡а основных разделов практической философии мыслителя, автор констатирует, что основу их систематизации составляет идея о сотрудничестве между членами семьи и членами Справедливого града, как единого социального организма Пытаясь осмыслить дух своего времени, Ибн Сино стремился найти конкретные ответы на животрепещущие вопросы в области практической философии Он предпринял попытку дать вполне обоснованную адекватную картину духовной жизни средневекового мусульманского общества, доказать единство и общность

1 Сагадеев А В Ибн Сипа - С 200

практической философии и теоретических наук, а также выявить их принципиальные различия, проявляющиеся .при более глубоком анализе общих и частных вопросов

Во втором параграфе - «Предме1 и задачи этики Иби Сипы» - автор выявляет и анализируе! принципы систематизации философом своей этической концепции

Систематизация, субординация и установление взаимодействия и взаимосвязи практических и теоретических наук в системе философии Ибн Сипы со всей очевидностью свидетельствуют о том, что наука этика, как собственно философский элемент этой системы, занимает в ней одно из ключевых мест Как наука об интеллектуально-нравственном совершенствовании человека, этика способствует постижению им истины

Как показывает анализ этических воззрений Ибн Сины, этика в его системе философии является главной и основной частью практической фитософии Эта наука учит человека познавать самого себя, свою душу, благодаря чему человек становится способным управлять своими внутренними и внешними силами и в итоге достигает совершенства

Этика в системе Ибн Сины является философской наукой, объектом изучения которой является мораль Как философская наука, она возникает в результате отделения духовно-теоретической деятельности от материально-практической, и призвана решать практические нравственные проблемы в обществе Специфика этой науки заключается в том, что она формучирует идеи о должном, о добре и зле, моральных принципах и нормах поведения человека в семье и обществе Именно эта наука раскрывает суть назначения человека и смысл его жизни

В третьем параграфе - «Особенности этики Ибн Сины» -автор пишет о том, что проведенный им анализ трудов средневековых персидско-таджикских мыслителей, в том чисте и трудов Ибн Сины приводит к стедующему выводу в силу особых социально-исторических обстоятельств, в центре их внимания постоянно находились нравственно-этические "проблемы, которые так или иначе охватывали вопросы жизни человека в обществе.

согласованности личного счастья и общего блага, добродетели и порока, дружбы, справедливости, добра и зла, свободы, человеческой воли и тд В этике Ибн Сины поставлены и решаются эти вопросы довольно четко и глубоко Немаловажную роль в этом сыграло, конечно, религиозное обоснование морали в эпоху мыслителя Оно было весьма существенно для средневекового верующего человека Разумеется в том обществе, где религия является господствующей идеологической силой, она подчиняет себе все, в том числе и мораль Но репигия использует при этом для воздействия на моральное сознание и поведение людей такие факторы, как силу традиций, общественное мнение, совесть верующего человека и тд, иначе говоря, Бог может сделать человека моральным только с помощью человеческих же установлений, чувств, идей

Высоко оценивая очеловечивание человека, его гуманизацию, Ибн Сина видел причину рационального поведения индивида, его разумности в человеческой природе Разумеется, мыслитель также уделял значительное внимание человеческой субъективности, т е таким компонентам внутреннего мира личности, как разум, чувства, воля Особый акцент он делал именно на разуме, который, по его убеждению, обеспечивает относительную цельность личности, отвращая ее от пороков, страстей и других аффектов души

Ибн Сина, критикуя аффекты человеческой души, разрабатывает средства и методы улучшения нравов, преодоления низменных моральных качеств, укрепления добронравия, исходя из гуманистической и рационалистической сущности своей нравственной доктрины

Другой важнейшей особенностью этики Ибн Сины является активизм Как известно, в мире существует такое в корне неправильное и одностороннее представление, что якобы мусульмане в большинстве своем являются квиетистами в жизни Иными словами, весь мусульманский мир, начиная с периода средневековья, пассивно-созерцательно относится к добру и злу, как проявлениям воли Всевышнего, отказывается от желаний, безразличен к страданиям и т д

Волевое действие человека включает в себя ряд познавательно-психологических, физиологических факторов и процессов Ибн Сина заключает, что все, чего может достичь человек, реализуется через его волеЕое действие, через его деятельность Именно активный, деятельный человек находится н центре внимания воззрений мыслителя Таким образом, для этики Ибн Сины, как отмечает диссертант, характерны призывы к деятельному, а не пассивному отношению к действительности Обосновывается этот жизненный акгиЕизм вполне реалистическим и рационалистическим характером этику мыслителя

Вюрая глава называется «Основополагающие принципы этики Ибн Сины» Она также состоит из трех параграфов В нервом параграфе - «Роль разума в нравс1 венной »4131111» - автор глубоко и последовательно исаедует отношение Ибн Сины к разуму Так, Ибн Сина, делая акцент на взаимосвязи разумности и добродетельности, считает, что того, кто направляет свой >м на совершение зла, нельзя считать разумным Ведь «возможные деяния бывают двоякими одни из них совершенно свободны от 5ла, дефектов и пороков, другие же таковы, что не могут быть благородными, и из них при хаотических движениях и столкновениях тел исходит только зло Злые деяния бывают либо абсолютно дурными, либо дурными по преимуществу» 1

По мнению мыслителя, люди справедливо воздерживаются говорить по-доброму о тех, чьи действия и поведение так или иначе евтзачы с «абсолютно дурными» деяниями и «дурными по преимуществу» Называя таких людей «хитрыми» и «коварными», они стараются не иметь с ними обших дел, потому что они могут в любой момент слукавить, проявить двуличие Они склонлы к злодеянию, лицемерию и обману Хитрые и коварные, такие люди осознанно стоят на г моральных принципах, согласно которым достижение эгоистических целей любыми средствами оправдано

Согласно философской системе Ибн Сины, в самом человеческом разуме различаются теоретический разум и практический

'ИЕ'нС^ю V казания и наставления // Абу Али Ибн Сина Сочинения Д>шаное 2004 Т1 -0^8

Анализируя эту проблем) в «Кнше о душе», Ибн Сино пишет, что человек обладает способностью ко всеобщему воззрению и способностью к размышлению об отдельных вещах, те человек должен понимать, что можно делать, а чего нельзя, что полезно или вредно, что является красивым или безобразным, хорошим или плохим, нравственным или безнравственным По мнению мыслителя, такая разумность формируется в человеке с помощью сопоставления и рассуждения об истинном или ложном

Итак, в этой концепции Ибн Сины первой силой человеческой души является та, которая относится к умозрению, и она называется умозрительным разумом Вторая же сила - это сила, которая относится к практике, и она называется практическим разумом Умозрительный разум служит для утверждения истины или ложности, тогда как практический - для определения хорошего и плохою в частных вещах Более того, умозрительный разум также служит и для определения необходимости - невозможной или возможной, тогда как практический - дчя определения безобразного, прекрасного и дозвотенного Каждая из этих двух сил, по замечанию Ибн Сино, обладает воззрением и предполагаемыми знаниями Иными словами, если теоретический разум представляет собой такую способность души, «которая воспринимает суть универсальных явлений постольку, поскольку они универсальны», то практический разум представляет собой такую способность души, «которая является побудительным началом силы страсти, (направленной) на то, что она выбирает из частных явлений то, что нужно для (достижения) полагаемой (ей) цели» 1

Рационалистическая система этики Ибн Сины основана на убеждении, что только человеческий разум может быть источником и основой нравственного поведения человека Объявив разумную деятельность смыслом и целью человеческою существования, он включил вопрос о соотношении разума и добродетели в предмет этики Нравственность для мыслителя не трансцендентная сущность, предзаданная человеку, а состояние самою человека как разумного

'ИомСино Грчюат «Об определениях» Душанбе 19У1 С 57

существа Разум в системе Иби Сино, выступая как высшая инстанция внутри человека, решительным обра::ом должен подчинять себе все человеческие страсти и аффекты души и тем самым способствовать формированию у человека добродетельного характера В целом вера в силу разума в этике Ибн Сины становится нравственным принципом

Во втором параграфе - «Свобода воли и моральный выбор» - рассматривается одна из важнейших проблем, играющая большую роль в нравственном воспитании человека, а именно проблема морального выбора и нравственной свободы, в которой отражается специфический и наиболее сложный аспект человеческой деятельности В этич< с<ой теории Ибп Сины мораль тесно связана со свободой выбора человека, что предопределяет субъективные предпосылки реализации основной цели нравегвенного воспитания Эту свою теорию Ибн Сипа главным образом сводит к умению воспитателей вести диалог на эту тему, разъяснять своим ученикам, какое значение имеет свобода выбора для совершенствования и развития человека

Философское обоснование мыслителем свободы выбора прсводится на основе анализа факторов, с которыми человек так или иначе сталкивается При этом Ибн Сина пишет о внешних и внутренних факторах, гшияющих на жизнь человека во веек ее аспектах Причем философия, особенно ее теоретическая часть в форме этики, по мнению автора, не может при анализе, например, роли социальных, религиозных, экономических условий развития человека, ограничиться только общесоциологическими положениями Между тем социальная среда представляет собой необходимое условие осуществления человеком споего выбора, поскольку лишь в рамках определенных социальны», условий выбор человека приобретает свою конкретность

Согласно Ибн Сине, для понимания свободы выбора существенное значение имеет нрав( гвенный императив При этом ва»но отметить, что характерной чертой учения Ибн Сины о свободе воли является то, что, по его мнению, Бог дал человеку разум и знание для того, чтобы он сам с их помощью управлял всеми своими

постумками и контролировал их Дав человеку разум, bot тем самым наделил ею автономностью в моральной жизни

У Ион Сины свобода во многом связана и с внутренними мотивами человека, с его качестчами Это - искренность, благочестие, совестливость, воздержан нос ib, целомудрие, правдивость, осмотрительность и тд Он подчеркивает приоритет знания перед действием и тем самым свободу делает изначальной предпосылкой моральности человека Причем свобода рассматривается философом как свобода от чего бы то ни было внешнего, те как возможность совершать поступки, сообразуясь с собственным знанием Гем самым Пбн Сина довольно конкретно говорит о том, что свобода доступна каждому человеку, имеющему знание

Итак, со!ласно мыслителю, знание как основа действия и свободы выбора, является и основой воли В своеи концепции свободы вопи Ибн Сина рассматривает действие свободы воли как особый вид воли, возникающий на основе выводов разума и мания Это действие просто необходимо человеку Оно принудительно в силу решения разума, именно он решает, какое действие представляет собой абсолютное благо а какое только выгодно 1

Установив границы человеческой свободы и ответственности, Ибн Сина рассматривает их в рамках своей рационалистической философской системы, в которой признание свободы воли и автономности человека в выборе моральных действий и поступков составляет один из важнейших основополагающих принципов В третьем параграфе - «Источники нравственности и формирование моральных качеств человека» - автор на основе анализа средневековой персидско-таджикской философии ( с УШ до середины ХШ вв) в контексте своего исследования приходит к выводу, что все мыслители указанного периода, в том числе и Ибн Сина, вплотную подошли к пониманию нравственности, как обьективно обусловленных общественных отношений Средневековые мыслители мубоко исследовали характерные

' ЛСлли иСнг ( нпо Дт Хикма <ui чашрикниа/ Лоуали ион Сичо Избранное (£t 2 \ гома\) ДушлнГ*. \uiraг?<п 200" -( 1Я

особенности чеювека как субьекта нрававенпопи Ион Сина, индивидуализируя меру добродетельного поведения четовека в духе аль-Фараби, заявляет, что как хорошие, так и дурные нравы являются приобретенными, и интерпретируются они Ион Синой как искусство выбора пути правичьной или неправильной жизни

Ибн Сина, отстаивая тезис о том, что нравственные качества не являются врожденными, а приобретаются людьми и могут быть ими изменены через воспитание и самовоспитание, подчеркивал необходимость активною отношения каждого человека к себе, к обществу, к друтим индивидам Создавая модель своего «Добродетельного», «Справедливою града», мыслитель хотел показать, что, основываясь на человеческих добродететях, можно создать идеальное человеческое общество, где нравственный, активный человек, как катализаюр положительных нравственных качеств общины, ценится особенно высоко Мера добродетельного поведения в интерпретации Ибн Сипы индивидуализирована, тем не менее добродетели, как искусство правильной жизни и практических навыков, из индивидуальных могут превратиться в общественные и тем самым укрепить основу добродетельного города

Глава тре1ья - «Основные категории этики Ибн Снно» -также состоит из трех параграфов В первом параграфе - «Счастье -центральная категория этики Ибн Снно» - автор исследует счастье как нравственный мотв, свойственный практически всем этическим учениям (и эпохи античности, и времени средневековья)

В философской системе Ибн Сины категория счастья напрямую увязывается с другими категориями Продолжая линию Аристотеля в интерпретации счастья, Ибн Сино пишет что «счастье для души заключается в совершенствовании своей сущности в присущей ей стихии, то есть - в ее постоянном движении в рациональном мире А с точки зрения взаимосвязи, существующей между нею и телом, ее счастье состоит в достижении возвышенного состояния Мы должны всячески стремиться к тому, чтобы душой

не завладели телесные страсти, используя с этой целью данные нам силы ради достижения срединного умеренного состояния» '

Диссертант отмечает, что Ибн Сино рассматривает катет орию счастья особенно полно в связи о категорией совершенства, а так как совершенство человека совпадает с совершенством его сущности, его нрава, то целью нравственности также является счастье Поскольку главной целью существования человека является достижение высшего счастья, то яля этого ему необходимо знать, что такое счастье и сделать его езоей целью Связывая счастье с удовольствием и совершенствованием сущности человека, Ибн Сина указывает, что, поскольку совершенство всякого постигающего является постижимым, ю удовольствие можно считать совершенством силы страсти К примеру, победу можно считать совершенством гнева, а мечту - совершенством воображения человека

Во втором параграфе - «Учение о добродетелях» - отмечается, что добродетель, как понятие нравственного сознания, служит обобщенной характеристикой положительных устойчивых моральных качеств человеы

Мыслитель, подробно останавливаясь на этических добродетелях, считает что наиболее важными среди них являются целомудрие, храбрость, мудрость и справедливость В классификации Ибн Сины целомудрие, храбрость и мудрость относятся к практической силе, а справедливость -- одновременно и к теоретической и к практической Справедливость сторонится пороков, противоположных добродетелям Названные выше добродетели по его мнению, обладают самой совершенной, самой большой силой В них сконцентрированы все остальные добродетели, и они являются приобретенными

Добродетельность, по Ибн Сине, в каждом отдельном случае имеет свою собственную меру определить которую невозможно без соответствующих навыков, приьычки, без т^кта, сформировавшегося в живом опыте обшения Чтобы добиться этого и чтобы в каждой ситуации уметь наводить меру добродетельности, необходимо в

'ИбнСино *1 рактаг об "Мш е -С 174-175

страстях и действиях добиваться середины Как отмечает автор, об лом принципе писали Аристотель, Фарзби, МискавеГтх и последующие перипатетики мусульманского Востока, и в истории философии он получил название «зо ютой середины»

Когда Ибн Сина говорит о середине, то речь идет не о среднем арифметическом В данном случае середина у Ибн Сипы, как и у Аристотеля и Фараби, тожественна совершенству Иными словами, ошибаться можно различно, а действовать правильно можно юлько одним путем Добродетели суть середины, если их рассматривать с точк I зрения сущности, но по своему совершенств/ и значен но их можно назвав крайностями, те они представляют собой крайнее совершенство В избытке и недостатке самих по себе нет середины Так и в середине нет избытка и недостатка Стовом, речь идет о том, чюбы в каждом отдельном действии достигать того единственного, в этом смысле крайнего, преде 1ьного совершенства, которое ссойственно эюму действию

Согласно Ибн Сине, добродетель представляет собой средство достижения счастья Исходя в целом из сИикочаховой этики» Аристотеля, он при этом обогащает свою концепцию о добродетелях принципами гуманизме и ненасилия Хотя энт его идеи носят в определенной степени утопический характер, тем не менее они дали импульс развитию светской этики ь философии и культуре народов Ближнего и Среднего Востока

В третьем параграфе - «Учение об аффектах души» - автор анализирует то, как Ибн Сина разрешал проблемы, касающиеся состояния души челове'ка Анализ добродетелей, представленных в фнлссофских трактатах Ибн Сины ( ) всей очевидностью показывает, что человеку подвластно лишь то, чем он обладает Иначе говоря, он свободен лишь в той мере, в какой он знает самого себя, свою душу, свои силы и способности, в какой степени он в состоянии сделать правильный выбор на основе ариобретенных знаний, чтобы соблюдать меру или «золотую середину»

По мнению диссертанта, Ибн Сина тяготел к интеллектуализму не только в понимании добродетелей, но и вообще явлений нравственности Этот интеллектуализм наблюдается и в теории Ибн

Симы о добродетели - как знании, и аффектах души (пороках) - как незнании За исходную посылку своих рассуждений о добродетели, как знании, Ибн Сина, как и его учитель Аристотель, в качестве тлавного признака брал разум, который отличает человека от животного и вообще от всех живых существ

Страсть и натура всегда склоняют человека к испытанию сиюминутных наслаждений и возбуждению без предварительного обдумывания и размышления о последствиях Поэтому, считает Ибн Сина, необходимо мобилизовать свою душу на борьбу со страстями и соблазнами По его мнению, душа человека обладает способностями воздействовать на саму природу человеческих качеств, и это воздействие порой бывает настолько сильным, что даже может одолеть закрепившуюся привычку

Человек должен упражнять душу, усмирять ее, подвергать испытаниям, заставлять подчиняться разуму, который может принимать ее действие или отвергнуть его

В заключении диссертации подводится общий итог исследования и формулируются основные его выводы

Основные положении диссертации отражены автором в следующих публикациях

1 О значении этического наследия Ибн Сины для нашего времени // Таджикский государственный коммерческий институт Сборник статей научно-практической конференции профессоров и преподавателей - Худжанд Хорасан - 2006 -С 130-132

2 Таълимог дар бораи чунунии (бехудии) сиришти инсон дар асархои Ибни Сино // Хучанд Мохномаи адаби ва илмию оммавии макомоти ичроияи хокимияти давлатии виаояти Сугд Шумораи 11 (13) ноябр, 2006 - С 99-102

3 Практическая философия Ибн Сины // Актуальные проблемы гуманитарных наук - современная гуманитарная академия Всероссийский фонд образования Сборник научных трудов -Вып Худжанд Хорасан 2007 №4 - С 78-81

4 Свобода воли и моральный выбор человека в этике Ибн Сины // Известия АН РТ Общественные науки 2008 №4 -С 49-52

Некоторые вопросы практической философии Иби Сипы // Известия АН РТ Общественные науки 2008 №4 - С 57-65 Взгляды Ибн Сино на источники нравственности и формирование моральных качеств человека // Таджикский государственный университет права, бизнеса и политики 2008 № 11 - С 39-43

К вопросу об этических взглядах Ибн Сины // «Вестник» Таджикского Национального ^Университета серия гуманитарных наук 2009 №6 (54/-С 130-137

Разрешено к печати 12.111.09 Сдано в печать13.11.09 Бумага офсетная. Формат 60 х 84 1/16, Печап. офсетная., Заказ № 107.Тираж - 100 экз. Отпечатано В тиши рафши «Дошши», ул. Айни, 121, корп. 2

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Каримова, Матлюба Рафиковна

ВВЕДЕНИЕ.3

Г ЛАВ А1. ЭТИКА ИБН СИНЫ И ЕЕ МЕСТО В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ТАДЖИКСКОЙ ФИЛОСОФИИ

§1. Практическая философия Ибн Сины.12

§2. Предмет и задачи этики Ибн Сины.32

§3. Особенности этики Ибн Сины.53

ГЛАВА 2. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ ЭТИКИ ИБН СИНЫ

§ 1. Роль разума в нравственной жизни.62

§2. Свобода воли и моральный выбор.72

§3. Источники нравственности и формирование моральных качеств человека.88

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ЭТИКИ ИБН СИНЫ

§1. Счастье - центральная категория этики Ибн Сины.94

§2. Учение о добродетелях.105

§3. Учение об аффектах души.124

 

Введение диссертации2009 год, автореферат по философии, Каримова, Матлюба Рафиковна

Актуальность темы исследования. В современном социально-политическом и историческом контексте мирового развития, секуляризации сознания человека, в условиях глобализации, изменения идеологических и ценностных ориентиров, различных подходов к духовной культуре (светских и религиозных) актуальный характер приобретают те извечные истины, которые глубоко и последовательно исследовались философами всех времен и народов.

При этом примечательным остается тот факт, что Ближний и Средний Восток всегда «был для Европы своего рода источником, из которого она черпала недостающие ей культурные элементы, и в то же время постоянным «раздражителем», ставившим перед европейской мыслью новые, неведомые проблемы, вынуждавшим напряженно искать на них ответы»,1 тем не менее фальсификация роли этого ближневосточного интеллектуал ьно-духовного партнера-оппонента искажение его духовной культуры со стороны Запада приобрели целостный и целенаправленный характер. Существенным является и то, что военно-политическая конфронтация между этими двумя цивилизациями, получившая на современном этапе преимущественно религиозно-идеологическое обоснование, ведет не только к обеднению мировой культуры, но и ставит вопрос о сохранении культуры народов Ближнего и Среднего Востока о защите ее от западной экспансии, от вандализма и разрушающего секуляризма. Решение этого вопроса - одна из актуальнейших и важнейших общечеловеческих задач, поскольку поступательное духовное развитие человечества, обогащение духовного мира человека, повышение зрелости его сознания немыслимы без идейной преемственности, глубокого осмысления эволюции человеческого мировоззрения. С этой точки зрения, философское наследие народов Центральноазиатского региона имеет непреходящее значение. Журавский А.А. Христианство и ислам. Социокультурные проблемы. - М., 1990. — С. 12. 3

В контексте нашего исследования можно утверждать, что философско-этическая мысль Ближнего и Среднего Востока, как неотъемлемая часть общечеловеческой культуры, совокупила в себе важнейшие достижения философского творчества, усвоила и переработала все, что было ценного в истории развития человеческой цивилизации.

Между тем одним из главных объектов острого религиозного и идеологического противоборства христианского Запада и мусульманского Востока стало именно религиозное и философское наследие арабо-исламского мира. Со стороны нигилистически настроенного христианского мира, дискредитируются не только религиозная мысль, но и богатое философско-культурное наследие мусульманских народов. С учетом этого изучение философско-этической мысли таджикского народа, в частности этического учения величайшего мыслителя Востока Абу Али Ибн Сины приобретает особую актуальность. Научно-критический подход к исследуемой нами теме, безусловно, позволит конкретизировать и обогатить современные представления о месте и роли этого философа в развитии мировой философской мысли.

Нередко бывает, что «истоки той или иной трактовки конкретной философской проблемы находятся в дальнем прошлом, где можно обнаружить ключ к пониманию некоторых нюансов, содержащихся в современных понятиях. Поэтому изучение истории мысли вообще и истории прогрессивной философской мысли народов Ближнего и Среднего Востока в частности нужны человечеству для извлечения из них позитивного опыта».1 Такой подход к истории философской мысли имеет немаловажное значение для расширения концептуального анализа предмета этики и определения ее роли в нравственном совершенствовании человека и общества.

1 Бекбоев А.А. Концепция необходимости и случайности в учении античных и посточных мыслителей. - Фрунзе, 1989.-С. 4.

В этическом наследии таджикского народа многие кардинальные вопросы человеческого общежития разработаны особенно глубоко и могут способствовать философскому осмыслению и критическому анализу современной нравственной жизни. В этом плане изучение этического учения Ибн Сины, который «относится к плеяде тех титанов средне-вековой культуры, которые по силе духа, энциклопедичности ума, научно-философским запросам и устремлениям родствен великим деятелям эпохи Возрождения»,1 является весьма актуальным и своевременным.

Актуальность темы исследования обусловлена задачами выявления закономерностей, специфики процесса формирования, развития философских воззрений мыслителя, касающихся особенностей его этики. Говоря об актуальности разрабатываемой темы, следует также подчеркнуть, что:

- динамику современных многоплановых противоречивых явлений, имеющих место в нашей жизни? вряд ли можно глубоко понять, не учитывая их этико-религиозной основы;

- изучение этических теорис] отдельных мыслителей во многом способствует выявлению социокультурных основ проблем нравственности, закономерностей ее становления и развития;

- именно через этические концепции того или иного мыслителя можно продемонстрировать общую религиозную или светскую направленность таджикской философской мысли, а следовательно, и всей философской традиции мусульманского средневековья;

- изучение этики Ибн Сины приобретает особую актуальность еще и потому, что многие его идеи не утратили своей ценности и в наши дни, когда таджикское общество находится в состоянии нравственного кризиса.

Степень разработанности проблемы. Мировоззренческо-философская система Ибн Сины изучалась и изучается до сих пор многими зарубежными и Диноршоев М. Натурфилософия Ибн Сины. - Душанбе, 1985. - С.З. 5 отечественными исследователями.

Учеными обстоятельно изучены жизнь и деятельность мыслителя, дан общий анализ его философии, логики, психологии, медицинской теории, социально-этических и педагогических взглядов, научно-философского метода, определены его место и роль в развитии мировой культуры. При этом особое внимание уделено выявлению материалистических тенденций и диалектических идей в научно-философском творчестве ученого.

Большая работа проделана по переводу с арабского на таджикский и узбекский языки и с таджикского и арабского на русский язык трудов Ибн Сины. Большой научной заслугой советских ученых следует считать перевод с таджикского и арабского на русский язык таких фундаментальных трудов мыслителя, как «Донишнамэ», «О душе», «Указания и наставления», «Канон врачебной науки» и др.

И все же при всей значимости проведенных исследований многие проблемы его философской системы остаются до сих пор неизученными. Они требуют отдельной мировоззренческой оценки, и, как отмечают некоторые ученые, настоящий их анализ только начинается. В первую очередь это касается этической теории Ибн Сины, многие аспекты которой остались вне сферы внимания ученых-философов.

В философской системе мыслителя проблемы нравственности занимают весьма важное место. Оригинальность его идей, его отношение к проблемам совершенствования человека и общества во многом дискуссионны и требуют глубокого и всестороннего анализа.

По замечанию большинства исследователей, в творческом наследии Ибн Сины нет этических трактатов, сходных по замыслу и объему с теми, которые оставили, например аль-Фараби или Ибн Мискавейх.1 Между тем философский См.: Лей Г. Очерк истории средневекового материализма. - М., 1962; Сагадеев А.В. Ибн Снна как-систематизатор средневекового научного знания // Вестник АН СССР. 1980. - №11; Диноршоев М. Натурфилософия Ибн Сины.- Душанбе, 1985 и др. труд Ибн Сины «Ар-рисала фи-л-ахлак» («Трактат об этике») вполне соотносим по объему и содержанию с трактатами аль-Фараби и Ибн Мискавейха, более того, он по важности анализируемых в нем проблем практически ничем не уступает трудам многих известнейших мыслителей и прошлого, и настоящего.

Анализ и обобщение нравственного учения Ибн Сины начались в середине 50-х годов XX вв. в рамках марксистской философии. Результаты этой исследовательской деятельности были отражены в трудах Азимова К.А., Ахмедова Э., Богоутдинова A.M., Болтаева М.Н., Бурабаева М.С., Геюшева 3., Геюшевой 3., Диноршоева М., Джумабаева Ю.Д., Джанматовой Х.И., Закуева А.К., Сагадеева А.В., Садикова А., Султанова У. и др.1

Эти исследователи при анализе философских воззрений мыслителя наряду с другими проблемами фрагментарно затронули и некоторые аспекты этики Ибн Сины. В частности, с диалектико-материалистических позиций, ученые проанализировали некоторые этические добродетели, о которых писал философ, вопросы совершенствования человека, проблемы свободы воли и предопределения, разума, добра, зла, справедливости, счастья и др. Ученые также попытались определить место и роль этических идей Ибн Сины в дальнейшем развитии этической мысли мусульманского Востока. Прежде всего, здесь следует упомянуть работы Геюшевой 3., Джумабаева Ю.Д., Садикова А., Султанова У. Так, в монографии Геюшевой 3. «Этические взгляды восточных

См.: Азимов К.А. Современные буржуазные концепции этического наследия средневекового Востока// Мораль, общество, личность. - М., 1979; Ахмедов Э. Арабо-мусульманская философия средневековья. - Баку, 1980; Богоутдинов A.M. Очерки по истории таджикской философии. — Сталинабад, 1961; Болтаев М.Н. Абу Али ибн Сина - великий мыслитель, ученый-энциклопедист средневекового Востока. — Ташкент, 1980; Турабаев М.С., Курмангалиева Г. Преемственность во взглядах аль-Фараби и Ибн Сины и проблема противоречия в их учении // Изв. АН КазССР (Отделение общ. наук). -1981. - № 2.- С.31-36; Геюшев 3. Этическая мысль в Азербайджане. -Баку. 1968; Геюшева 3. Этические взгляды восточных мыслителей (перипатетиков).- Баку, 1982; Джумабаев Ю.Д Этические воззрения Абуали Ибн Сины // Торжество разума.- Душанбе, 1988; Джанматова Х.И. Вопросы нравственности в трудах Ибн Сины // Общественные науки в Узбекистане. - 1985. № 1. - С.48-51; Джумабаев Ю.Д., Мамедов Ш.Ф. Этическая мысль в Средней Азии в 1Х-ХУ в.в. - М., 1974; Диноршоев М. Натурфилософия Ибн Сины,- Душанбе, 1985; Закуев А.К. Психология Ибн Сины.- Баку, 1958; Садиков А. Роль и предназначение человека в этических взглядах Ибн Сины // Торжество разума. - Душанбе, 1988; Сагадеев А.А. Ибн Сино (Авиценна). М., 1985; Султонов У. Акидахои фалсафи, ичтимои ва ахлокии Абуали ибни Сино. — Душанбе, 1975. мыслителей (перипатетиков)» на основе тщательного анализа первоисточников рассматриваются проблемы свободы воли и морального выбора, источники формирования моральных качеств человека, учение о добродетелях, категория справедливости и др. в творчестве восточных перипатетиков в целом (аль-Фараби, Мискавейх, Насиридцин Туси) и Ибн Сины в частности. Автор убедительно показывает, что Ибн Сина, как и другие последователи Аристотеля, в науке этики продолжили линию своего учителя. Исследователь сумел раскрыть онтологические и гносеологические основания этических идей Ибн Сины.

В таком же ключе рассматриваются некоторые этические проблемы в творчестве мыслителя в работах таджикских исследователей Садикова А. и Султонова У. Констатируя наличие рационализма в нравственном учении мыслителя, на основе фактического материала они утверждают, что основным идейным источником этики Ибн Сины является древнегреческая культура. Однако эта идейно-теоретическая связь не рассматривается в отношении конкретных категорий и проблем. Более того, в этих работах практически не анализируется категориальный аппарат этики мыслителя, не выявляются общие положения и некоторые различия в учениях Ибн Сины и других аристотеликов.

Слабой стороной указанных работ, на наш взгляд, является еще и то, что в них отсутствует системное изложение проблем нравственности в учении мыслителя, в них не отражена достаточно ясно сущность его практической философии, не затрагиваются ее ключевые моменты и не обосновываются предмет, структура и статус науки этики в творчестве мыслителя, не определяется место этики в системе философских наук Ибн Сины, не выделяется содержательная характеристика основных теоретических и практических проблем этики и т.д.

Таким образом, неразработанность этих проблем свидетельствует о том, что исследование этики Ибн Сины необходимо продолжить, потому, что без комплексного анализа системно-структурной нравственной теории Ибн Сины систематизировать теоретические и практические проблемы его этики невозможно.

С учетом всего вышесказанного мы предприняли попытку системно проанализировать нравственное учение мыслителя, особое внимание уделив его малоразработанным и неизученным аспектам. <

Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования является анализ природы и сущности этического учения Ибн Сины. В свою очередь, эта цель определила постановку следующих задач.

- выявление идейных источников нравственного учения Ибн Сины;

- определение места этики в системе философии Ибн Сины;

- системный анализ структурных элементов этики мыслителя; анализ концептуального содержания понятийно-категориального аппарата этики Ибн Сины;

- выявление общего и различного в нравственном учении Ибн Сины на основе анализа этических учений других мыслителей мусульманского средневековья;

- содержательная характеристика основных теоретических проблем этики мыслителя.

Научная новизна работы. Впервые в историко-философской науке осуществлен системный и структурный анализ нравственного учения Ибн Сины. Научная новизна работы также состоит в том, что в ней впервые:

- на основе определения и характеристики общетеоретических проблем этики обосновывается наличие системного подхода в нравственном учении мыслителя;

- конкретизируется понятийно-категориальный аппарат этики Ибн Сины;

- дается подробный системный анализ нравственной философии мыслителя;

- обосновывается рациональность этики Ибн Сины;

- доказывается несостоятельность концепций, согласно которым Ибн Сина якобы не разработал полной этической системы, как это сделали аль-Фараби и Ибн Мискавейх.

Методологической основой диссертационного исследования являются сформулированные в работах ведущих современных философов принципы исследования истории философской и этической мысли, которые предполагают объективное рассмотрение той или иной философско-этической концепции, анализ ее в контексте определенной социальной духовной ситуации.

В работе использованы также выводы отечественных и зарубежных исследователей, изучавших философские, этические и психологические взгляды представителей восточного аристотелизма, роль этого направления философско-этической мысли в духовной жизни мусульманского Востока.

Теоретической базой исследования стали принципиальные выводы и положения, содержащиеся в трудах классиков философии и исследованиях специалистов по истории философской мысли.

Источниками исследования являются труды Ибн Сины «Ар-рисала фи-л-ахлак» («Трактат об этике»), «Китаб ал-хидая» («Руководство по философии»), «Донишнома» («Книга знаний»), «Ал-бирр ва-л-исм» («Благочестие и грех»), «Китаб аш-шифа» («Книга исцеления»), «Рисолаи сир-ул-кадр» («Трактат о мере предопределения») и сочинения других мыслителей.

Практическая значимость работы. Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы как в дальнейшей разработке истории философии вообще, так и таджикской философии в частности, а также в учебном процессе. Материалы исследования можно использовать при чтении лекции по курсу истории философии и этики, а также в пропаганде ценностей идейно-теоретического наследия мыслителей Востока.

Апробация работы. Диссертация была обсуждена на заседаниях кафедры общественных наук Худжандского коммерческого института и Отдела истории философии Института философии Академии наук Республики Таджикистан и рекомендована к защите. Результаты исследования докладывались автором на различных научно-теоретических конференциях, круглых столах и семинарах кафедры общественных наук Худжандского коммерческого института.

Структура работы. Структура диссертации подчинена целям и задачам исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, девяти параграфов, заключения и списка литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Этические проблемы в антропологии Ибн Сины"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обзор и анализ этики Ибн Сины дает нам основание утверждать, что она сыграла весьма важную роль в истории развития этической мысли человечества. В разработке важнейших проблем этой науки философ вышел за рамки официальной исламской религии и стремился создать «земную» этику, ориентированную па реальную практическую жизнь людей и руководствующуюся не откровением, а разумом.

В разработке своего этического учения Ибн Сина опирался на философские традиции античности, на их учение о человеке, как существе разумном и общественном. Исходя из разумной деятельности человека, как его естественного природного свойства, он на основе современной ему передовой естественной науки и общественной мысли значительно расширил границы знаний о природе человека, о смысле его жизни, о его месте во Вселенной, о роли его в обществе. Выработанная им гуманистическая по своей сути система взглядов на человека, рационалистическая и жизнеутверждающая направленность его этической концепции выходили далеко за рамки господствовавших в эпоху средневековья представлений о человеке и его месте в мире.

По своему содержанию и внутренней логике этика Ибн Сины исключала интерпретацию нравственных принципов с помощью трансцендентных, сверхприродных начал, отвергала понятие неземного счастья, хотя и оставляла ее для непросвещенной в философии «широкой публики» в качестве необходимого в условиях средневековья регулятивного принципа нравственной жизни, возлагающего, наряду с представлениями о потусторонних карах, бремя ответственности за совершенные поступки и действия на самих людей.

Признание общественной природы человека составляет основополагающую предпосылку этики Ибн Сины. Он был убежден в том, что человек может обрести счастье и благополучие только в обществе, и поэтому считал общее благо более предпочтительным в сравнении с личным. Однако в его учении о совершенном человеке ясно выразился нравственно-этический утопизм. При этом в его представлениях о добродетельном городе и истинном правителе отразились черты, роднящие этот утопизм с извечной мечтой народов Ближнего и Среднего Востока о «справедливом государстве» и «справедливом правителе».

Отвергая концепции фатализма, врожденности нравов, Ибн Сина объявил нравственные качества приобретенными свойствами человека. Он утверждал, что разум и добродетели даны человеку не изначально, а приобретаются им на протяжении всей жизни. Эти мысли Ибн Сины вместе с его высказываниями о свободной человеческой воле, о его способности выбирать между добром и злом, о нравственном совершенствовании человека, о его способности к активному творчеству являются наиболее разработанными с философской точки зрения.

Исключительно большой интерес представляют идеи Ибн Сины о решающей роли обучения и воспитания в приобретении добродетелей, в формировании интеллектуального и морального облика человека. Философ убежден в том, что плохой нрав есть не что иное как «болезнь души», которую можно излечить, как излечимы болезни тела. Ибн Сина утверждал, что путем хорошо организованного воспитания и обучения можно изменить и улучшить нравственность, устранить пороки. Признавая влияние окружающей социальной среды на формирование нравов, он тем не менее основной упор делал на преобразование внутренних сил человека, на самосовершенствование, самоанализ и самодисциплину. Ибн Сина выдвинул идею самодеятельности человека как восхождения по ступеням человечности, совершенства, достижения им счастья. В связи с этим, он придавал исключительное значение улучшению нравственности, выработке чувства меры, умеренности, разумного воздержания. Требуя упорной работы над своими привычками и характером, Ибн Сина намного опередил и предвосхитил идеи этиков и моралистов Нового времени.

При всех своих исторически обусловленных недостатках, этические взгляды Ибн Сины' развивались в русле одной из в высшей степени смелой для своего времени и весьма плодотворной идеи: речь идет об его стремлении объяснить тайны общественной и нравственной жизни реальными потребностями людей. И хотя Ибн Сина не смог в то время до конца правильно обосновать сами эти потребности, тем не менее уже одно то, что он объяснил происхождение таких важных этических категорий, как добро, справедливость, добродетель, считая эти категории «социальной необходимостью», должно быть поставлено ему в заслугу.

Этическая теория Ибн Сины опровергала многие положения религиозно-спиритуалистической этики, основанной на утверждении неизменности и врожденности моральных способностей, что свидетельствовало о свободомыслии философа, подкрепленного четкими обоснованиями всех его выводов и умозаключений. Вера Ибн Сины в возможность морального совершенствования людей имеет непреходящее значение.

Однако при всей прогрессивности идей гениального мыслителя его этические взгляды в некоторых своих аспектах были утопическими. В первую очередь, это выразилось в попытке создать этическую модель, якобы одинаково пригодную для всех социальных слоев.

Его мысли о том, что человек должен любить жизнь, творить добро и стремится к счастью, таили в себе скрытый протест против догм о потусторонних возданиях.

Значительным достижением в этике Ибн Сины являлось и то, что дружелюбие между людьми, независимо от их этнической, расовой и религиозной принадлежности, он возвел в ранг важнейших нравственных обязанностей людей, необходимых для человеческого общежития. Идея братства была одной из центральных в этике Ибн Сины. Он трактовал солидарность и дружелюбие как признак человечности, а враждебность и воинственность считал аномалиями, противоречащими природе человека. Если чувства взаимной поддержки и справедливости возвышают человека, отмечал он, то вражда и агрессивность низводят его до состояния животного. В этическом плане Ибн Сина всесторонне осуждал гнет, унижение достоинства человека. По его твердому убеждению, в условиях вражды, раздора и угнетения не может быть и человеческого совершенства.

Особого внимания в этическом учении Ибн Сины заслуживает трактовка им таких категорий, как счастье, благо, добродетель, справедливость, в объяснении которых он принципиально расходился с религиозными установками. Мусульманские богословы, исходя из коранических догм, утверждали трансцендентальность природы этих категорий. Ибн Сина, объявив «союз ума с сердцем, рассудочности с нравственностью», отверг эти утверждения, вкладывая в этические категории реальное, земное содержание. В решение этих важнейших проблем этики Ибн Сина апеллировал, главным образом, к человеческому разуму и признавал разум высшей судьей, основной силой, способной разрешать человеческие проблемы. В основе его этических взглядов лежали глубокая вера в познавательную способность человека, понимание им знания как отражения свойств вещей в чувствах и разуме познающего. Он рассматривал разумную деятельность, как смысл и цель человеческой жизни. Интеллектуальные и этические способности, согласно Ибн Сине, неотделимы друг от друга. Знание и добро, разумность и нравственность являются взаимообусловливающими понятиями. Этике Ибн Сины присуще возвеличивание роли разума в решении моральных проблем. Это дает нам право считать его одним из самых ярких представителей рационалистической этики на средневековом мусульманском Востоке. Ибн

Сина объявил человека «высшей ценностью», «наивысшим творением» и трактовал его как разумное, деятельное, свободное и автономное существо. Вся его этика была пронизана искренней любовью к человеку. Этим своим гуманизмом он проложил мост между этикой античности и этикой Ренессанса. Великий мыслитель Востока именно этим дал ощутимый толчок развитию мировой этической мысли последующих эпох. Его этика оказала значительное влияние на формирование этических взглядов последующих поколений ученых Ближнего и Среднего Востока.

Этическое наследие Ибн Сины не утратило своей значимости и в наши дни. Оно может быть успешно использовано в нравственном воспитании подрастающего поколения, а эта задача, как мы знаем, никогда не теряет своей актуальности.

 

Список научной литературыКаримова, Матлюба Рафиковна, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"

1. Абу Али ибн Сина. Восточная философия//Абу Али Ибн Сина. Сочинения. Душанбе, 2005. Т.2. - С.54.

2. Абуали ибн Сино. Ал-Хикма ал-машрикийа//Абуали ибн Сино. Избранное (в 2-х томах). Душанбе, Ашгабат. 2003. - С. 153.

3. Абуали ибн Сино. Ар-рисала фи-л-ахлак (Трактат об этике)//Абуали ибн Сино. Избранное.- Душанбе; Ашгабат, 2003. Т.2.- С. 164.

4. Абуали ибн Сино. Восточная философия. С. 156-157.

5. Азимов К.А. Современные буржуазные концепции этического наследия средневекового Востока//Мораль, общество, личность. Изд. М., 1979.

6. Ахмедов Э. Арабо-мусульманская философия средневековья. Баку. 1980.

7. Аристотель. Евдемова этика. Книга первая.

8. Аристотель. О душе. Соч. Т.1. М., 1975.

9. Аристотель. Никомахова этика. СПб. К.6. 1909. - С.108.

10. Аль-Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата, 1970.11 .Аль-Фараби. Социально-этические трактаты. Алма-Ата, 1973.

11. Асимов М.С. Великий энциклопедист и естествоиспытатель.- Вопросы истории естествознания и техники. 1980, №4.

12. Асимов М.С. Авиценна и мировая цивилизация. Народы Азии и Африки, 1980, №5.

13. Асимов М.С, Диноршоев М. Ибн Сина и его роль в развитии мировой цивилизации.- Ибн Сина. Избранные философские произведения. М., 1980.

14. Асимов М.С, Диноршоев М. Вклад Ибн Сино в мировую цивилизацию.-Ибн Сино и средневековая философия. Душанбе, 1981.

15. Асимов М.С. Великий энциклопедист и естествоиспытатель. Вопросы истории естествознания и техники. 1980. №4.

16. Асмус В.Ф. Абу Али ибн Сига,- Новый мир, 1952, №8.

17. Ашуров Г.А. Философские взгляды Носири Хисрава. Душанбе 1965.

18. Баратов М.Б. Мировоззрение Абу Али ибн Сины.- Ибн Сина Канон врачебной науки. Ташкент. Т.1. 1981.

19. Бертельс Е.Э. Предисловие к кн: «Кабус-намэ». -М., 1958.

20. Бертельс Е.Э.История таджикско-персидской литературы. Избранные произведения. М., - Т.1 -1960.

21. Богоутдинов A.M. Великий мыслитель средневековья.- Литературный Таджикистан. Альманах, кн. 5. Сталинабад, 1953.

22. Богоутдинов A.M. очерки по истории таджикской философии. Сталинабад, 1961.

23. Болтаев М.Н. Вопросы гносеологии и логики в произведениях Ибн Сины и его школы. Душанбе 1966.

24. Болтаев М.Н. Абу Али ибн Сина — великий мыслитель ученый -энциклопедист средневекового Востока. Ташкент, 1980.

25. Бекбоев А.А. Концепция необходимости и случайности в учении античных и восточных мыслителей. Фрунзе, 1989. - С. 4.

26. Вохидов С, Кулматов Н. Абуали ибни Сино дар назми асрхои VII-УХ,-Мушкилоти Ибни Сино. Душанбе, 1980.

27. Газали. Избавляющий от заблуждения.- Григорян С.Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана. М., 1980.

28. Газали Абу Хамид. Воскрешение наук о вере. М., 1980.

29. Гафуров Б.Г. Дасымджанов А.Х. Аль-Фараби в истории культуры. М., 1975.

30. Гафуров Б.Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. М., 1972.

31. Григорян С.Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана. VII-XII вв.М., 1960.

32. Гусейнов А.А. Иррлиц Г. Краткая история этики. М., 1987. - С.512.

33. Гюшева 3. Этические взгляды восточных мыслителей (перипатетиков).- Баку, 1982.

34. Диноршоев М., Кулматов Н. Бахси мутакаллим бо файласуф.-Мушкилоти Ибни Сино. Душанбе, 1980.

35. Диноршоев М., Кулматов Н. Бахси Ф. Рози бо Ибни Сино. Садои Шарк, 1980 №6.

36. Диноршоев М. Философские основания «Канон врачебной науки» Ибн Сины.- Известия АН Таджикской ССР, ООН, 1979, №1.

37. Диноршоев М. Философские онтология Ибн Сины.- Известия АН Таджикской ССР, ООН, 1979, №2.

38. Диноршоев М. Ибн Сина о природе познания.- Известия АН Таджикской ССР. ООН, 1979, №4.

39. Диноршоев М. Ибн Сина и его философские воззрения .- Абу Али ибн Сина. Избранные произведения. Душанбе. Т.1. 1980.

40. Диноршоев М. Зажегший свет разума и посеявший семена знания//Абу Али Ибн Сина.

41. Диноршоев М.Д. Рационалистическая тенденция гносеологии Ибн Сино/7 Рационалистическая традиция и современность. Ближний и Средний Восток. М.: Наука, 1990. - С. 118.

42. Додихудоев Х.Д. Очерки философии исмаилизма. Душанбе. 1976.

43. Додихудоев Х.Д. Ибн Сина и гнесологический материализм. Известия АН Таджикской ССР, ООН, 1979, №2.

44. Джумабаев Ю.Д Этические воззрения Абуали Ибн Сины//Торжество разума.-Душанбе. 1988.

45. Джанматова Х.И. Вопросы нравственности в трудах Ибн Сины// Общественные науки в Узбекистане. Ташкент. - 1985. № 1. - С.48-51.

46. Джумабаев Ю.Д., Мамедов Ш.Ф. Этическая мысль в Средней Азии в IX-ХУ вв. -М., 1974.

47. Ибн Сино. Руководство по философии//Абуали Ибн Сино. Избранное — Душанбе. Ашгабат, Т.2. 2003. С.116.

48. Ибн Сина. Об образовании гор и минералов (фрагмент из книги «Исцеления»).- Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. М., 1961.

49. Ибн Сина. О душе (фрагмент из книги «Спасения»).- Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. М., 1961.

50. Ибн Сина. Трактат о любви.- Серебряков СБ. Трактат Ибн Сины (Авиценны) о любви. Тбилиси, 1976.

51. Ибн Сина. Тракатат об определении.- Общественные науки в Узбекистане. №8-9. 1980.

52. Ибн Сина. Жизнеописание. Абу Али ибн Сина. Избранные произведения. -Душанбе. Т.1. 1980.

53. Ибн Сина. Даниш- намэ.- Абу Али ибн Сина. Избранные произведения. -Душанбе. Т.1. 1980.

54. Ибн Сина. Указания и наставления.- Абу Али ибн Сина. Избранные произведения. Душанбе. Т.1. 1980.

55. Ибн Сина. Освещение,- Абу Али ибн Сина. Избранные произведения. Душанбе. Т.1. 1980.

56. Ибн Сина. О душе.- Ибн Сина. Избранные философские произведения. М, 1980.

57. Ибн Сина. Переписка с Беруни.- Абу Али ибн Сина. Избранные произведения. Душанбе. Т.1. 1980.

58. Ибн Сина. Книга исцеления. (Перевод пятого раздела физики «Исцеления» называемого метеорологикой и минералогией).- Известия Отделения общественных наук АН Таджикской ССР, 1953, №4.

59. Ибни Сино. Рисолаи саргузашт.- Абуали ибн Сино. Осори мунтахаб. П.1. Душанбе. 1980.

60. Ибни Сино.- Ишорот ва танбехот. Абуали ибн Сино. Осори мунтахаб. Душанбе. Т.1. 1980.

61. Ибни Сино. Мабдаъ ва маод. Абуали ибн Сино. Осори мунтахаб. ПЛ. Душанбе. 1980.

62. Ибни Сино.- Дар баёни таксими нуфус. Абуали ибн Сино. Осори мунтахаб, П.2. Душанбе. 1980.

63. Ибни Сино. Дар аксоми улуми акли. Абуали ибн Сино. Осори мунтахаб, П.2. Душанбе, 1980.

64. Ибни Сино. Дар хакикат ва кайфити силсилаи мавчудот ва тасалсули асбобу мусаббабот. Абуали ибн Сино. Осори мунтахаб. П.2. Душанбе, 1980.

65. Ибни Сино. Давохри дарди дил - Абуали ибн Сино. Осори мунтахаб. - П. 2. Душанбе, 1980.

66. Игнатенко А.А. Социум и разум (рационалистические течения в арабо-исламской общественно-политической мысли средневековья).

67. Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. -М., 1961.

68. Касымджанова А.Х. Абу-Наср аль-Фараби. М., 1982.

69. Кирабаев Н.С. Социальная философия мусульманского средневековья: Автореф.дисс. д.ф.н.-М., 1988.-С. 19.

70. Комилов Р. Теория утопического общества в истории таджикско-персидской культуры. Душанбе. 1997.

71. Лей Г. Очерк. Истории средневекового материализма. М. 1962.

72. Майоров Г.Г. К вопросу об эволюции аристотелизма в средние века.-Известия АН Таджикской ССР, ООН, 1981, №2.

73. Мамедов Ш.Ф. Философия Абу Али ибн Сины.- Из истории философии народов СССР. М., 1982.

74. Мирбобоев М.Р. Этика Джалолуддина Давони. Душанбе. 1992. - 140 с.

75. Мухтор Ш. Абу Али ибн Сина во Франции.- Из истории философии народов СССР. М., 1980 №3.

76. Платон. Государство.- Сочинения. Т.З. ч.1. М., 1971.

77. Петров Б.Д. Ибн Сина 980-1037 г. М., 1980.

78. Рационалистическая традиция и современность: Ближний и Средний Восток. М.,1990.- С. 144.

79. Рахматуллоев Н. Философские взгляды Ибн Сино в «Указаниях и наставлениях», Душанбе 1980.

80. Роузенталь Ф. Торжество знания. М., 1978.

81. Садиков А. Роль и предназначение человека в этических взглядах Ибн Сины // Торжество разума. Душанбе, 1988.

82. Сагадеев А.В. Список и хронология трудов Ибни Сины по анонимному дополнению к биографии мыслителя, составленной Абу-Убайдом аль-Джузджани.- Ибн Сина (Авиценна). Избранное, М., 1980.

83. Сагадеев А.В. Ибн Сина как систематизатор средневекового научного знания.- Вестник АН. СССР. 1980, №11.

84. Сагадеев А.В. От Авиценны к Ибн Сине: опыт адекватной реконструкции восточно-перипатетический мысли. Абу Али ибн Сина. К 1000-летию Абуали ибн Сины. Ташкент 1980.

85. Сагадеев А.В. Бахманьяр аль-Азербайджани о некоторых основоположниках философии Ибн Сины. Вопросы философии. 1980, №5.

86. Сагадеев А.В. Ибн Рущд (Аввероэс). М., 1973.

87. Сагадеев А.В. Ибн Сина. М„ 1980.

88. Сейфуллаев Р.С. Натурфилософские идеи Авиценны. -Абу Али ибн Сина и естественные науки. Ташкент. 1981.

89. Сирочов Ф. Масъалахои фалсафаи хасти дар «Начот»-и Ибни Сино. Душанбе, 1980.

90. Султонов М. Ахамияти «Рисолаи саргузашт» дар омузиши ахвол аз осори Ибни Сино. Душанбе, 1980.

91. Султонов У. Акидахои фалсафи, ичтимои ва ахлокии Абуали Сино. Душанбе, 1975.

92. Султонов У. Муосирони Абуали ибни Сино. Душанбе. 1980.

93. Турабаев М.С., Курмангалиева Г. Преемственность во взглядах аль-Фараби и Ибн Сины и проблема противоречия в их учении // Изв. АН Каз ССР. Отделение общ. наук. -1981. № 2.- С.31-36.

94. Турсунов А. Философия Ибн Сины. Истоки, проблемы, исторические судьбы,- Философские науки. 1981. №1.

95. Хайруллаев М.М. Фараби и Ибн Сина.- Абу Али ибн Сина. К 1000-летию со дня рождения. Ташкент, 1980.

96. Хайруллаев М.М., Захидов А Малоизученные страницы наследия Ибн Сины. (О переписке и посланиях). Вопросы философии. №7. 1980.

97. Хазтаркулов М. Тасаввуф. Душанбе, 1988. 124 с. (на тадж.яз.).

98. Хазраткулов М. Ориёнихо ва тамадцуни ориёи. Душанбе. 2006. - 579 с.

99. Хазраткулов М. Философия озарения. Диссертация на соискание ученой степени доктора наук.

100. Чалоян В.К.Восток- Запад. М., 1968.

101. Чикин С.Я. Абу Али ибн Сина выдающийся врач и мыслитель средневековья (К 1000-летию).- Советская медицина. №3. 1980.

102. Шамолов А.А. Сравнительный анализ этики Абу Ханифа Газали и Насириддина Туси. - Душанбе. 1994. - 180 с.

103. Шад П. Теория познания Ибн Сины.- Из истории философии. М. 1952.

104. Шаймухамбетова Г.Б. Арабоязычная философия средневековья и классическая традиция. М., 1979.

105. Шаймухамбетова Г.Б. Проблема универсалий в арабоязычной и западноевропейской философии средневековья. Ибн Сино и средневековая философия. - 1981. Душанбе.

106. Шамин А.Н. Труды Ибн Сино в Европе эпохи возрождения.- Вопросы истории естествознания и техники. № 4. 1980.

107. Шарипов А. Философская переписка Беруни и Ибн Сины.- Вопросы философии. № 10. 1978.

108. Штекл А. История средневековой философии, М., 1912.

109. Шидфар Б .Я. Ибн Сина. М., 1981.