автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Этические традиции хантов

  • Год: 1997
  • Автор научной работы: Неттина-Лапина, Маина Афанасьевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Новосибирск
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
Автореферат по истории на тему 'Этические традиции хантов'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Этические традиции хантов"

На правах рукописи

7 Ц ЦП? ,007

ЛАПИНА Майна Афанасьевна

ЭТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ ХАИТОВ

Специальность 07.00.07 - этнография, этнология и антропология

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Новосибирск 1997

Работа выполнена в Проблемной научно-исследовательской лаборатории истории, археологии и этнографии Сибири Томского государственного университета

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

доктор исторических наук Н.ВЛукина

доктор исторических наук И.Н.Гемуев

кандитат исторических наук Г.М.Патрушева

Ведущая организация:

НИИ Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН

Защита состоится « 7 7 » 1997г.

в /] у час. на заседании д^ссерта^онного совета Д 200.09.01 в Институте археологии и этнографии СО РАН (630090, г. Новосибирск, пр. акЛаврентьева, 17).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института археологии и этнографии СО РАН.

Автореферат разослан «. /У» ИоЛг^/иУ- 1997 г.

Ученый секретарь диссертационного совета доктор исторических наук

В.Т.Петрин

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Этика в течение многих тысячелетий была народным знанием, длительное время являлась народным нравоучением, служа делу воспитания индивидов и охраны духовного здоровья общества. Этика, как наука, основывалась на тщательном изучении всемирно-исторического опыта человечества и его истории, рассматривает возникновение нравственности как сложный многоаспектный процесс, который обуславливается объективными закономерностями социального бытия людей.

Этические традиции народов Сибири, да и России в целом - мало изученная тема. Показателем назревшей необходимости исследования традиционной этики является проведенная в 1995^году международная научно-практическая конференция «культура и этноэтика» в г. Киеве. Где впервые были предприняты попытки методологического обоснования проблем этноэтики на стыке истории,философии и психологии. Участники конференции обратили внимание научной общественности на необходимость основательной, разносторонней разработки проблем этики национальных отношений, этнокультурных связей, этических аспектов национального самоопределения в современном мире, связей этноэтики и политики.

В конце 1980-х гг. среди народов Севера, в том числе среди хантов, быстро оформилось и стало нарастать движение за сохранение и возрождение национальных культур, в том числе и этических традиций. Актуальность темы обусловлена также необходимостью заполнения существующих пробелов в изучении культурных традиций хантов.

Объектом исследования в данной работе является традиционная культура одного из финно-угорских народов - хантов.

Предмет исследования - традиционные этические нормы хантов и формы их реализации.

Хронологические рамки определяются в основном XX веком, однако зафиксированные традиции имеют более глубокие исторические корни.

Цель и задачи. Целью диссертации является исследование и анализ системы нравственно-этических представлений и традиционных норм поведения хантов.

Основные задачи :

1. Дать характеристику «живой морали» хантыйского общества, его традиционных духовно-нравственных установок и действующего этикета.

2. Выявить характер взаимосвязи и взаимообусловленности различных элементов нравственной культуры внутри нее и по отношению к другим сферам духовной жизни исследуемого народа.

3. Рассмотреть современные явления в традиционной этике и тенденции ее развития.

Источники исследования. Диссертация написана по литературным данным, относящимся к разным группам хантов, а также по полевым материалам автора, собранным в 1990-х годах на территории Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов Тюменской области. Из литературы использованы в первую очередь труды К.Ф.Карьялайнена, А.А.Дунина-Горкавича, С.К.Паткано-ва, М.Б.Шатилова, В.М.Кулемзина, Н.В Лукиной. Кроме указанных работ, диссертант привлекает данные из многих других публикаций.

Полевые материалы получены в 1990-х гг. методом непосредственного наблюдения, а часть информации была автором усвоена с детства, проведенного в традиционной хантыйской среде. Изучались нормы взаимоотношений между родственниками, а также с чужими людьми, отношение хантов к природе, труду, жилищу, к предметам быта, промысла. Сбор материала проводился и методом анкетирования. Информация записывалась на хантыйском языке (на бумагу и магнитофон), затем переводилась на русский язык.

Теоретико-методологическая база. Методологической основой диссертации являются общие теоретические положения, разработанные в отечественной науке. В своей работе диссертант придерживался принципа историзма, т.е. рассмотрения предмета исследования в развитии на определенном историческом этапе. Это соответствует широко известному сравнительно-историческому методу. Наиболее близки теме диссертации теоретико-методологические положения и принципы авторов работы по этике в целом и этноэтике других народов. В отечественной науке проблемы этноэтики разработаны слабо как в теоретическом, так и в эмпирическом плане. Но все-таки имеются работы, которые позволили автору диссертации определиться с принципами и методами исследования народной этики как предмета этнографической, исторической науки. Это в основном работы А.К.Байбурина, Б.Х.Бгажнокова, Д.К.Зеленина, В.Ф.Зыбковца, АИ.Пер-шица, И.В.Суханова.

Научная новизна диссертации заключается в том, что она является первой крупной работой, специально посвященной этическим традициям и этикетным нормам хантыйского общества.

Опубликованные в литературе данные по разным сферам традиционной жизни (промыслам, социальной организации и др.) рассмотрены в диссертации под новым углом зрения. Кроме того, в науку вводится новая значительная информация, собранная автором.

Впервые проанализирована цельная система нравственных норм народа,выявлены ее общечеловеческие ценности, тип духовности и этическое своеобразие.

Практическая значимость полученных результатов заключена в возможности их использования:

- для решения научных проблем в разностороннем изучении народов Севера, в том числе выявление его традиций в сфере нравственных приоритетов;

- в учебном процессе при изучении предметов этики,

этнической психологии, культурологии, этнографии обских угров и других народов.

Апробация работы. По теме диссертации автором опубликовано восемь работ и сделано пять докладов на конференциях разного уровня, в том числе и международных.

Диссертация обсуждена на заседании Проблемной научно-исследовательской лаборатории истории, археологии и этнографии Сибири Томского государственного университета и кафедры археологии и краеведения исторического факультета Томского государственного университета.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы, приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются цели и задачи, объект, предмет, методы исследования, источники, научная новизна, теоретическая и практическая значимость,определяются территориальные и хронологические рамки, излагается общая структура работы.

История изучения этики хантов. Первые значительные сведения о нравах, взаимоотношениях хантов даны в книге Г.Новицкого «Краткое описание о народе остяцком...», написанной в 1712 г. В ней отмечается доброта народа и следование законам естества, описывается отношение к женщине и т.п. В труде И.Г.Георги (1776) сообщается о правилах охоты на чужой территории, об обычае делиться с бедными и др. В эти же годы на нормы семейно-брачной жизни и отношение к женщине обратил внимание В.Зуев (1947). Ф.Белявский (1833) первым посвятил специальный раздел своего труда описанию нравов остяков, отметив особо такую нравственную черту как друже-

любие. Он же заметил и утрату нравственных ценностей у той части народа, которая стала отходить от традиционного образа жизни. Об этом же писал А.М.Кастрэн, упоминавший, кроме того, честность, добродушие, человеколюбие в качестве черт, характерных для всего «остяцкого племени» (По: Костров Н.А. 1872). А. Алквист отмечает гостеприимство, доброту остяков. В двух разделах его книги (АЫд1ш1 А. 1885) описаны брачные отношения и религия, где можно выявить и этический аспект. В трудах С.К.Патканова (1891а, 18916), посвященных фольклору хантов, рассмотрены древние нравственные нормы и правила поведения. А.А.Дунин-Горкавич (1995) исследует вопросы гражданско-правового быта остяков. Особо значим для диссертации трехтомный труд К.Ф.Карьялайнена «Религия югорских народов» (1994, 1996). Он подробно описывает представления о сущности человека, его рождении и смерти, различные категории духов и богов, а также верования, связанные с явлениями природы, миром животных, анализирует категории служителей культа, рассматривает особое положение женщины. Буквально все разделы соприкасаются с интересующим нас аспектом в традиционной культуре хантов. М.Б.Шатилов (1931) описывает нормы обычного права хантов, виды их нарушений и меры их наказания; он характеризует также нравственный климат семьи.

Из работ З.П.Соколовой для нашей темы важны ее исследования по религии и обрядности обских угров, их социальной организации.Кроме того, она анализирует адаптивные свойства обрядов, запретов и этических установок у народов Севера (Соколова З.П. 1970. 1983. 1991. 1995. 1996 и др.). Много данных об общественной морали и нормативной культуре хантов имеется в работах В.М.Кулемзина (1984. 1995.1996), Н.ВЛукиной (1986. 1990) и их совместных трудах (1977. 1992. Материалы по фольклору хантов. 1978). В указанных сочинениях нравственные установки и поведенческие нормы рассмотре-

ны в связи с занятиями, семейной жизнью, мировоззрением, фольклорной традицией. Юридические обычаи хантов исследуются, наряду с другими народами, в книге В.А.Зибарева (1990). Нормативную культуру как социальную экологию самодийцев и угрованализирует А.В.Го-ловнев (1991). Он отмечает деформи рованность этой сферы жизни на современном этапе и вскрывает причины такого состояния.

В диссертации использованы работы, касающиеся этических традиций других народов - манси (Ромбандеева Е.И. 1993), ненцев (Сусой Е.Г.1994), русских (Платонов О.А. 1991) и других.

Глава 1. Общие сведения

1.1. Ханты. Этнографическая справка

Ханты проживают на территории Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов Тюменской области, а также на севере Томской области. Общая численность народа - около 28 ООО человек.

Ханты подразделяются на три крупных группы: южную, северную и восточную. Большая часть населения это таежные полуоседлые охотники и рыболовы, а на самом севере - оленеводы. У охотников для каждого времени года имелось сезонное поселение и жилища разных типов. Кочевые оленеводы жили в чуме.

Предметы домашнего обихода изготовлялись из местных материалов: дерева, кости, бересты, корня, травы и т.д. Основной пищей хантов была рыба и мясо.

У северных групп в верхней мужской одежде преобладала глухая (без разреза спереди), надеваемая через голову, у южных и восточных - распашная. Женская одежда была повсеместной распашной.

Одна из особенностей хантов - широкое распространение орнамента. Узорами украшали одежду, коробки, колыбели, весла и т.д.

Социальная организация хантов является дискуссион-

ной проблемой. Одни авторы подчеркивали существование у них родового строя, другие - дуально-фратриаль-ной организации. Архивные и фольклорные данные свидетельствуют о социальной дифференциации у отдельных групп.

В разных источниках зафиксировано деление хантов на «роды» и «поколения», «фамилии» и народы»; в названии крупных территориальных групп включалось понятие «народ». Под фратриями подразумевались две группы, на которые делились северные ханты - Пор и Мось, их характерной особенностью был запрет на заключение брака внутри группы.

Основой хантыйского общества в ХУН-Х1Х вв. была семья и юрта-поселок.Главой считался мужчина.

Для темы диссертации особенно важно иметь представление о мировоззрении хантов, их верованиях и обрядах. По их представлениям, вселенная расчленена на три главные космические зоны - небо, землю и подземный мир. В каждой зоне есть главное божество, соответственно: Торум, Мув ими и Куль. Вера в духов пронизывает всю религиозную систему хантов. Кроме указанных божеств высшего ранга имеется несколько других категорий духов - местных, групповых, семейных, личных и др. Отношение с духами строилось в форме обращений к ним и жертвоприношений. Духи хранились в жилище, либо вне его, их местожительством считались священные места разных категорий.

Ханты почитали явления природы и животных, особенно разработан был культ медведя.

Представления о человеке, его рождении и смерти основывались на вере в существование души (душ), которая вселялась в новорожденного и уходила в нижний мир после смерти человека. В религиозной системе хантов определенную роль играли служители культа - ворожеи, лекари, сновидцы и пр.

Глава II. Нравственные нормы хантыйского общества

2.1. Общие положения

Этические установки хантов представляют собой сложную взаимосвязанную систему. С одной стороны, они были тесно переплетены с традиционными занятиями, социальной организацией, религиозными обрядами, искусством и народной педагогикой.

Вместе с тем сама нравственная культура представляла собой целостную систему норм и нормативных действий, отражающих идеалы, жизненную ориентацию и определяющую поведение в природе, человеческом обществе и при контактах со сверхъестествеными существами.

Одним из общих положений в этических традициях хантов было то, что основной формой регламентации нравствнной жизни у них были запреты, а не положительные предписания. Последние были само собой разумеющимися и зачастую не имели словесной формы выражения.

Опираясь на В.Ф.Зыбковца в диссертации выделяются несколько групп запретов хантов: 1) защита трудовой деятельности, 2) защита огня и жилища, 3) сбережение орудий и оружия, 4) защита слабых - женщин, детей и стариков, 5) защита от опасностей, связанных со смертью,

6) ограничения относительно отдельных видов пищи,

7) запреты, связанные с человеческим телом, 8) запреты по отношению к природе, включая животных.

У хантов нравственные установки, запреты выражались различными терминами в зависимости от их содержания и от ситуации. Наиболее универсальным, употребляемым во многих случаях, были термины «ем», «емь^> "священный". Он наиболее близок понятию «табу».

По этическим представлениям хантов игнорирование запретов могло принести вред человеку и даже нарушить гармонию его жизни, неизбежным следствием этого выступали различные формы наказания.

Невольно нарушившие общепринятые запреты прини-

мали обряд очищения, приносили духам приклады, жертвоприношения. Запреты и наказания за их нарушения делились по степени значимости в обществе. Самыми основными из них считались социально-значимые запреты, например, религиозные.

По этическим представлениям хантов, наказания за нарушение запретов, безнравственных поступков несли не только те, кто совершил проступок, но они ложились чаще всего также на его семью и род.

2.2. Нравственные аспекты в сфере «человек - природа

- труд»

Жизнь на Севере выработала у местных народов принцип биосферного равенства всех живых существ. В этических представлениях хантов природа являлась главным фактором, объединяющим в единое целое комбинированные меры воздействия на поведение людей, их образ жизни. Промысловая этика хантов была ориентирована на то, чтобы проводить «извинительные акты» перед природой; через поклонения, жертвоприношения, дарения человек как бы откупался от природы за содеянное. В традиционной практике природо-пользования ханты придерживались принципа: что достаточно, то достаточно.

Особое отношение было к огню, он был мерилом нравственного здоровья семьи.

Добросовестный труд - нравственная гарантия благополучия человеческой жизни. Отсюда вся система жизненных ценностей, где труд занимает первое место, а богатство находится на втором месте. Ханты к труду относились как к нравственной категории не только «в этой жизни», и «впотусторонней».

Чувство долга пронизывало сознание человека, самое большое место в народном сознании занимали представления о душе, стыде, грехе, совести, доброте, справедливости, правде... Они образуют кодекс народной мудрости и нравственности, служивший нашим предкам идеалом

жизни. Любое дело начинали с того, что очищались, за дело брались с чистыми мыслями. Особенно это касалось социально-значимых работ. У хантов было очень развито чувство альтруизма. Жизненно важными этическими нормами являлись правдивость и честность. В прошлом присвоение чужой собственности наказывалось по нормам обычного права.

Регулятором экономических отношений между людьми выступали обычаи взаимопомощи, гостеприимства, дарения, уравнительное распределение. 2.3. Этика социальных взаимоотношений 2.3.1. Установки, связанные с человеком в целом В системе духовных ценностей ханты имели свои представления о человеке, основанные на их традиционном мировоззрении. Согласно мифологическим представлениям, нравственные законы были выработаны высшими силами космического уровня и донесены до людей через многоуровневую систему богов - духов. Эти же боги -духи были основными блюстителями норм поведения в человеческом обществе, во взаимоотношениях человека с природой и с мифологическими существами. За нарушение нравственных законов было несколько уровней наказания - социально-общественного (моральное осуждение, осмеяние и др.) и духовно-религиозного (в лице духов разного ранга).

Таким образом, путь внедрения нравственных законов рисуется идущим с верхнего уровня к нижнему (к людям), а система блюстителей этих нравственных законов строилась в обратном порядке - снизу вверх.

Одной из главных установок является ориентация на образ идеального совершенного человека. Это тот, кто живет традиционной жизнью, по законам предков, соблюдает все религиозные обряды, обычаи, знает фольклор своего народа. Этические нормы соблюдались и в отношении к духам.

В духовном облике народов Севера, в том числе и хан-

тов, прослеживается высочайший уровень человечности в сочетании с почти детской наивностью, доверчивостью и непосредственностью.

Итак, в духовной культуре хантов одной из важнейших ценностей является человек, а основной нормой -религиозно-нравственные традиции. Отступление от них грозило нарушением взаимосвязей внутри человеческого общества, между природой и обществом, а также и всего космического пространства, в которую заключена жизнь человека.

2.3.2. Предписания и запреты, связанные с принадлежностью к полу

В традиционной культуре хантов все «роли» между членами семьи, рода, коллектива были распределены. В самом слове «ханнэху» "человек" объединены в одно слово «нэ» "женщина", «ху» "мужчина", что уже изначально предполагает очень близкое сосуществование мужчины и женщины. Правила поведения предписывали соблюдение сексуальных норм.

Главой в семье считался мужчина, а женщина во многих отношениях подчинялась ему, при этом каждый имел свои обязанности, благодаря чему регулировались межличностные отношения.

В хантыйском обществе во взаимоотношениях полов превалируют религиозные представления.

Нормы поведения мужчины и женщины подчинялись правилам организации и распределения пространства в зоне социального взаимодействия личностей. Правилами предписывалось обязательное соблюдение оппозиций; «почетный - менее почетный», «верх - низ», подразумевая под этим «емнсуксюм» священный - не священный'и Т.д.

Большинство запретов и ограничений касались в основном женщин. В научной литературе имеются противоречивые мнения о месте хантыйской женщины в семье, в обществе. Нам наиболее близка позиция К.Ф.Карь-ялайнена, З.П.Соколовой, Н.Ф.Лукиной, считающих, что

говорить о приниженной роли женщины было бы неправильно.

В системе специальных запретов, касающихся женского пола, учитывалась возрастная группа: их строго соблюдали с наступлением половой зрелости до окончания репродуктивного периода, а маленьких девочек и пожилых женщин запреты не касались. Правила предписывали женщине определенный порядок поведения со свекром, деверем, мальчиками в семье. Эти отношения регулировались соблюдением обряда «избегания».

Внутренний мир хантыйской женщины скрыт, она живет как бы за завесой - «сайн» и окружена множеством духов. Она ведет себя сдержанно, умело пользуется иносказательным языком, чтобы отвести от себя, от родственников злые силы.

2.3.3. Возрастная регламентация

Поведение людей регулировалось не только по половому, но и по возрастному признаку. Среди детей и взрослых выделялось несколько подгрупп, например, грудной ребенок, постарше сын, с ребенком женщина, старик и т.п.

Для каждой возрастной группы были определены свои правила поведения, которые регулировали взаимоотношения младших со старшими и наоборот. У хантов само рождение являлось признаком нравственного здоровья, как его родителей, так и предков. В их культуре существовала система социальных родителей, которые приобщали ребенка к нравственным нормам, которые включали и приобщение к духам.

Для ограждения ребенка от недоброго, злого в этике народа существовало множество правил, запретов.

Многие этические ценности заложены в устном народном творчестве, в том числе в детских жанрах. Народная этика предполагала, что за соблюдение нравственных норм общества, рода, семьи человек вознаграждался тем, что он был подобен божеству, что являлось высшим признаком нравственной чистоты.

Глава III. Культура общения

3.1. Приветствия и благопожелания. Инвективы

В нравственной культуре хантов немаловажную роль играют формы приветствия и благопожелания. Они зависели от возраста, пола, отношений между людьми, ситуации при встрече. Эти правила служат регуляторами отношений, нарушение их вызывает негативную реакцию у окружающих.

В хантыйском обществе нравственные категории выражались через понятия «ям нумс» и «атм нумс» - добрые (хорошие) и злые (плохие) мысли. Считалось, что мысли могли материализоваться и оказать вполне реальное воздействие на человека или объект, на который они были направлены.

Наряду с благопожеланиями употреблялись и ругательства, проклятия. Считалось, что любое пожелание - и доброе, и злое - сбудется.

3.2. Застольный этикет

Во всех моментах застольного этикета находили свое отражение общие законы жизни и структура хантыйского общества.

Еду приравнивали к священнодействию, считалось, что через еду духи давали силу для добрых дел, что было немаловажно для нравственного состояния человека, как и угощение пищей духов. Правила обращения с пищей включали особое отношение к основным видам продуктов. Отношение к мясу как диких, так и домашних животных у хантов было более сложным, чем к рыбе.

3.3.7 Гостевой этикет

Гостевая этика хантов отражает систему социальных отношений. На главенствующую роль здесь выдвигался мужчина, так как приезд гостей означал одновременно приобщение к духам этой земли.

Гости делились по полу, возрасту и категориям: близкие родственники и дальние, друзья, приехавшие по де-

лам, незнакомые путники, гости всегда были желанны, и народная этика предполагала обязательное одаривание гостя по выработанным правилам.

Институт гостеприимства хантов включал в себя правила приема и проводов гостей, регулирования взаимоотношений между членами коллектива и т.д., входило в систему религиозно-нравственных ценностей народа.

Глава IV. Современное состояние этических традиций

Изменения в хозяйственном укладе жизни хантов в XX в. оказали влияние и на нравственное сознание народа. Запреты на совершение религиозных обрядов и проведение национальных праздников лишили возможности воспроизводить его духовную культуру и традиционную нравственность. С появлением грамотности, повышением образовательного уровня, частично изменились этические ценности народа.

Сегодня можно выделить две социальные группы хантов. Первая ведет традиционный образ жизни и воспроизводит традиционную, народную этику. Вторая группа, перенявшая образ жизни земледельческого и индустриального общества, частично сохраняет элементы традиционной поведенческой кудтуры, а частично пересняла новые нормы. Так, женщина перестает быть хранительницей этических традиций, эта роль иногда переходит к мужчине.

Так, студентки, посещая родителей, частично соблюдают традиционные правила поведения, а в городе отступают от этих правил. Сегодня многие дети не знают родного языка, а значит и многих традиционных предписаний. Даже по внешнему поведению можно отличить хантов, ведущих традиционный образ жизни, от живущих в поселках, городах.

В последние годы заметно ухудшение социального самочувствия коренных северян. В то же время у части «городских» хантов проявляются потребительские тенденции. Много изменений произошло в этических правилах.

Основными ценностными ориентациями для молодежи являются: жизнь, здоровье, личная независимость, справедливость, равенство, уверенность в завтрашнем дне, карьера, творчество. В основном, такие ориентации молодежи согласуются с новой социальной ситуацией округа и государства.

В настоящее время в народе идет возрождение нравственной культуры. Неизменными остаются общечеловеческие нравственные ценности: человеческая жизнь, материнская любовь, воспитание и обучение детей.

В заключении изложены следующие основные положения диссертации:

1. Этические традиции хантов являлись составной частью народной культуры в целом. Они были тесно переплетены с традиционными занятиями, социальной организацией, религиозными (мифологическими) воззрениями и обрядами, с искусством, народной педагогикой.

2. Нравственная (моральная) культура общества и отдельного индивида в традиционных условиях представляла собой целостную систему норм и нормативных действий, отражающих идеалы, жизненную ориентацию и определяющих поведение в природе, человеческом обществе.

3. Хантыйская традиционная этика включала в себя общечеловеческие нравственные нормы, относилась к определенному (социоцентрическому) типу духовности, но вместе с тем имела и этническую специфику.

4. На современном этапе народная этика хантов во многом еще сохраняет традиционные черты, но как всякая живая система продолжает развиваться, видоизменяться.

5. Исследование и популяризация этноэтики способствует стабилизации межличностных и межнациональных связей, так как многие конфликты возникают из-за нарушения чужих представлений и норм жизни, и все это отражается на общей социальной стабилизации.

В приложении даются схемы, таблицы этических связей, запретов, уровней наказаний, основные этические понятия.

По теме диссертации опубликованы следующие работы автора:

1. Хантыйская этика, связанная с пищей// Народы Северо-Западной Сибири. Томск: Изд-во Томск.ун-та.1995. С.118-124.

2. Traditionelle Etikette bai chanten//Congresseus Octavus Internationalis Fenno-Ugristarum Iuvaskula 10-158 1995. Pars II. Sum- maria acroaium in sectionibus et symhjsius factarum. Maderatores Jivaskula. 1995. S. 189.

3. Правила поведения хантов в отношении предметов их быта // Интеграция археологических и этнографических исследований: Тезисы докладов. Новосибирск-Омск, 1996. С. 94-96.

4. Этикет, принятый у хантов в обращении с пищей // Bereczki And- ras, Klima Laszlo Unnepl koyv Domokos Peter tiszteletere& Budapest. 1996. C. 293-295.

5. История изучения этики хантов // Тезисы науч.-практ.конференции. Ханты-Мансийск. 1996. С.6-7.

6. Традиции и современность в нравственно-этических ценностях хантов. //Молодежь и духовность. Материалы межд.студ.семинара 7-8 апр. Томск, 1997. С.69-71.

7. Современное состояние этических традиций. //Этносы Сибири. Язык и культура. 4.1. Томск, 1997. С.27-29.

8. Жизнь богатыря Тэк ики. СП б.: Алфавит, 1997. 47с.