автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему: Этическое в культуре
Оглавление научной работы автор диссертации — доктора философских наук Голик, Надежда Васильевна
Введение.
Глава 1.
ПОНЯТИЕ ЭТОСА.
1.1. Феномен этического.
1.2. Этос и его статус в культуре.
1.3. Апофатика этического и его эстезис.
Глава 2.
АНТИНОМИИ ЭТИЧЕСКОГО.!.
2.1. Мораль и политика.
2.2. Проблема насилия и сопротивления.
2.3. Героическое и нравственное: проблема совместимости.1:
2.4. Традиции и новации.1:
Глава 3.
РОССИЯ И ЕЁ ЭТОС. .1i
3.1. Совершенный образ этического.
3.2. Плоды героического «отказа».
3.3. Антропологическая катастрофа: философский и художественный дискурсы.
3.4. «Этика» эпохи строительства капитализма.
Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Голик, Надежда Васильевна
Актуальность темы исследования.
Духовная атмосфера последних десятилетий ушедшего века в нашей стране отмечена радикальным структурным сдвигом в исследовательском и обыденном сознаниях. Идейно-психологический контекст происходящих перемен, в ряде случаев имеющих шоковое воздействие, в определенной мере размыл границы традиционных научных подходов, расширив горизонт видения многих проблем. Вместе с тем, интерпретация этих проблем часто оказывается поверхностной, невосприимчивой к философскому измерению обсуждаемых вопросов. В их числе так называемая «антропологическая катастрофа», одна из главных катастроф XX века, которую унаследовал и век начавшийся. Она не похожа на природные катаклизмы, «ядерную зиму» или столкновение Земли с астероидом. Антропологическая катастрофа - событие, происходящее с самим человеком. Медики и биологи были первыми, кто реально встретился с проблемой, обозначенной абстрактным понятием «антропологическая катастрофа». Подобно сейсмографу они регистрируют ее в показателях ухудшения здоровья, уровня смертности и снижения рождаемости населения России.
В исследованиях «наук о духе» последнего десятилетия неоднократно и в разных вариантах, когда заходила речь о нравственности как об уникальной составляющей российского бытия, отмечалась зияющая пустота на месте традиционных форм нравственного уклада, в которой происходит нечто неординар4 ное. Стала очевидной бытийная невосполнимость морали, деформированной системой идеологического принуждения. Плоды этой невосполнимости обнаруживаются сегодня в зеркале технологического пространства нашей страны, диагностируя «технологический апокалипсис». Именно так «мстит» реальность человеческой культуры за насилие над собой. Реальность, которая выступает как нечто непреложное, с чем необходимо считаться. Но описать ее адекватно философия часто не в силах, не хватает соответствующей техники и языка.
Актуальность темы диссертационного исследования представляется несомненной в связи с тем этапом экономического и социального развития, который сегодня переживает наша страна. Реальная жизнь современной России - пример очень болезненного обходного пути к информационно индустриальному обществу. Это ярче всего проявляется в бизнесе со специфической для него этикой. Современная западная наука давно и плодотворно работает с понятиями «экономическое поведение», «деловая этика», «экономическая этика», «предпринимательская этика», «политическая этика», «биоэтика» и т.п. Представители различных наук приходят к пониманию необходимости исследования возможностей того, как моральные ценности, идеалы и цели могут быть реализованы в условиях современной демократии и рыночной экономики. Для западного философствования аксиомой становится положение о том, что именно моральные принципы формируют общество. Этическая составляющая поведения вообще и экономического, в частности, рассматривается не как роскошь, но как обязательное и необходимое условие эффективности и роста экономки. Причем 5 этическая составляющая, прежде всего, подразумевает определенную стадию личностного «взросления» или, иначе говоря, интеллектуального и эмоционального опыта самосознания.
Фундаментальное основание, обеспечивающее прогресс социальный вообще и экономический, в частности, - это человек моральный. Именно он является главным и единственным «ресурсом» современного типа экономики (информационно нова-ционной). Его интеллектуальный капитал не подвержен энтропии.
Разработанность темы. в последнее десятилетие русскоязычная философская литература пополнилась исследованиями (монографии, статьи), которые можно разделить условно на несколько блоков. Собственно этические - работы, посвященные «внутривидовым», дисциплинарным проблемам. Среди них можно назвать следующих авторов: Р.Г.Апресян, А.И.Бродский, Л.А.Громова, А.А.Гусейнов, Е.Л.Дубко, В.В.Максимов, Е.С.Протанская, А.И.Разин и т.д. Анализ работ по этике позволяет сделать вывод о том, что этическое знание вышло на новый уровень осмысления теоретических и практических проблем моральной философии. Это нашло свое подтверждение в двух изданиях («Этика» под ред. Р.Г. Апресяна, А.А.Гусейнова и «Этика» под ред. А.А.Гусейнова, Е.Л.Дубко), рекомендуемых в качестве учебников. Второй блок - философско-культурологические исследования: А.Акопян, Б.Гройс, А.А.Грякалов, В.М.Дианова, С.Н.Иконникова, М. С. Каган, А.Л.Казин, Ю.МЛотман, Л.К.Круглова и т.д. Третий блок представлен такими авторами, 6 как В.В.Бибихин, П.П.Гайденко, М.К.Мамардашвили, Б.В.Марков, Ю.В.Перов, В.В.Савчук, Я.А.Слинин, Ю.Н.Солонин, Г.Л.Тульчинский. Их объединяет «смещение центра» тяжести, определенный «дрейф» к проблемам морали, которые ранее не были в сфере их академического интереса.
Непосредственное отношение к теме диссертационного исследования имеют работы мыслителей русского Зарубежья, которые наконец-то стали реальным достоянием России: Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, Б.П.Вышеславцев, И.А.Ильин, Н.П.Полторацкий, Н.О.Лосский, В.Н.Лосский, Ф.Степун, Н.Трубецкой, Л.И.Шестов и др.
В последние годы философская литература обогатилась большим количеством переводных работ, ранее не доступных для широкого круга читателей: А.Адлер, Т.Адорно, Р.Барт, Ж.Батай, М.Бланшо, Ж.Бодрийяр,Ф.Бродель, П.Бурдье, С.Гроф, Ж.Делез, Ж.Деррида, Р.Жирар, Э.Левинас, К.Лоренц, А.Макинтаир, Г.Марсель, С.Московичи, О.Розентшток-Хюсси, П.Слотердайк, Э.Тоффлер, М.Фуко, Ю.Хабермас, М.Хайдеггер, М.Шелер, К.Г.Юнг, К.Ясперс и ряд других. Эта литература показала плодотворность культурологического контекста и перспективность междисциплинарных исследований, в ходе которых происходит взаимное обогащение философии и сопряженных с ней областей гуманитарного знания.
Вместе с тем проблема этического в культуре не была предметом специального рассмотрения, совмещающего философ-ско-культурологический и художественный дискурсы. Отметим лишь работу Н.Л.Зеленковой «Этика: тексты, комментарии, иллюстрации», которая представляет собой оригинальное посо7 бие по практической философии и демонстрирует многочисленные возможности этической интерпретации текстов философской и художественной литературы.
Цель и основные задачи исследования.
Целью диссертационного исследования является философский анализ феномена этического, его природы, характерных черт, статуса в культуре, пределов распространения, механизмов функционирования.
В соответствии с целью определен круг конкретных задач:
- рассмотреть этическое как феномен культуры;
- выявить смысл этического, исходя из интенциональной природы человеческого сознания;
- выявить основания и предпосылки этических антиномий,
- выявить роль политических проекций этического в теоретическом осмыслении;
- очертить границы «антропологической катастрофы» в ракурсах философского и художественного дискурсов;
- показать, что вместе с литературой моральная философия вводит человека в мир постижения смысла и предназначения человеческой жизни не в отвлеченных построениях и спекуляциях, а в непосредственном опыте самосознания и поступка;
- обозначить место этического в художественных практиках XX века 8
Методология и научные предпосылки исследования.
Цели исследования требуют применения синтетической фи-лософско-культурологической методологии. Сложность исследуемого феномена и принципиальная установка на междисци-плинарность определили спектр применяемых методов. В работе использованы: метод сравнительного и системного анализа, принципы герменевтического анализа, некоторые аспекты лингвистического анализа. Ряд положений диссертационного исследования базируется на современных естественнонаучных представлениях, однако они используются в метафоричной форме. Подобный метод позволяет оперировать богатым языком и понятиями естественных наук и создавать модели, которые способны предлагать новую, неожиданную точку зрения на важнейшие проблемы культуры и статуса в ней этического.
В качестве материалов для исследования были привлечены: работы античных, зарубежных и русских философов, произведения ряда писателей, драматургов и художников XX века, труды по истории этической и культурологической мысли, искусствознанию и литературоведению.
Научная новизна работы.
В диссертации реализован междисциплинарный подход в исследовании этического в культуре. Нормы, стандарты, правила поведения, этикетные установления, системы писаных и неписаных правил, кодексы являются одновременно продуктом и содержанием моральной жизни социума и предметом этической рефлексии в диссертации: 9
- на основе компаративистского анализа текстов Аристотеля и Плутарха представлена генеалогия концепта «этос» и показана его укорененность в опыте человека;
- показано, что существо этического не утилитарно, но является трансцендентным основанием культуры;
- показано, что истощение энергии этоса - следствие разрыва с трансцендентным, что подтверждается историей художественной культуры XX века;
- рассмотрен феномен этического как особое «душевное устройство» человека и выявлены его необходимые элементы: нравственная чувствительность, нравственная отзывчивость, нравственное воображение и нравственная память;
- показано, что деформация этического, насилие над нравственностью как фундаментальной реальностью культуры становится пусковым механизмом «антропологической катастрофы»;
- впервые онтология и феноменология антропологической катастрофы представлена совмещением философского и художественного дискурсов.
Полученные результаты позволяют сформулировать основные положения, выносимые на защиту:
- этическое выступает как фундаментальное основание культуры, резервуар ее энергетики. Именно таким образом бытий-ствует в культуре закон ее сохранения. Мораль можно определить как потенциал культуры, т.е. то, что стремится самостоятельно выровняться по всему ее пространству;
- этическое существует в культуре как специальная инстанция, исполняющая роль хранительницы трансцендентальных
10 ценностей, без которых гармоничное сосуществование природы и культуры становится проблематичным;
- этическое не пребывает в потустороннем мире, а конституирует формы социального, определяя способы его бытийно-сти; пренебрежение этическим как вторичным фактором ведет к деформации жизненного мира человека;
- эстетическое является формой реализации этического, воплощения его существа во всей полноте.
Научно-практическая значимость исследования.
Материалы диссертации позволяют выявить специфику этического и его статуса в культуре, что способствует пониманию динамики ряда социо-культурных процессов XX века. Результаты исследования могут быть использованы по нескольким направлениям: при дескриптивном исследовании реальности соприкасающихся с этикой областей гуманитарного знания, для построения общей картины действительного состояния культуры в России и за ее пределами, для разработки соответствующих разделов моральной философии как теоретической дисциплины, учитывающей факт бытийной неразделимости (неотделимости) этического и культурного. Положения диссертационной работы могут быть использованы при чтении общих и специальных курсов по этике, философии культуры, теории культуры, философии искусства, истории культуры, эстетике; при составлении и написании учебных пособий, программ и методических разработок по соответствующим разделам социальной философии, психологии культуры, политической этике, экономической этике.
11
Апробация работы
Основные идеи, положения и результаты диссертации были представлены на научных семинарах, региональных, всероссийских и международных конгрессах, конференциях, симпозиумах, в том числе на:
- международной конференции «Польская духовность в контексте культурной и научной жизни Санкт-Петербурга" СПб., март1994;
- межвузовской научной конференции "Социальная философия и философия истории: открытое общество и культура". СПб., апрель 1994;
- всероссийской научной конференции «Нравственный идеал русской философии». СПб., 1995;
- международном семинаре «Interdisciplinary in Cultural and Comparative Studies", Tubingen (Германия), август 1995;
- всероссийской конференции «Философия и вызов XX века". СПб., ноябрь 1995;
- международном форуме «Enterpreneurship in Europe. Role of Women in private sector development in the Countries of Central and Eastern Europe", Warsaw (Польша), май 1996;
- международной научной конференции «Смыслы культуры". СПб., июнь1996;
- международном симпозиуме «А New Europe: Images of the Democratic Order», Wroclaw (Польша), сентябрь 1996;
-1 Всероссийском философском конгрессе. СПб., май 1997;
- международном коллоквиуме «Ethics in the Sciences and Humanities», Tubingen (Германия), июль 1997;
12
- международном симпозиуме «Филозофи]я, je3HK, за]едница. Сремски Карловци» (Сербия), сентябрь 1997;
- всероссийской научной конференции «Философия и цивилизация". СПб., октябри997;
- всероссийской научной конференции «Социальная реальность и социальные теории. СПб., май 1998;
- научном семинаре «Перспективы развития практической философии на рубеже тысячелетий". СПб., март 1999;
- межвузовской научной конференции «Август Стриндберг и мировая культура». СПб., март 1999;
- Международной конференции «Cognitive Science on Perception, Consciousness and Art, Brussels (Бельгия), май 1999;
- научной конференции " Эстетика сегодня: состояние, перспективы". СПб, октябрь 1999;
- научной конференции "Русская и европейская философия: пути схождения". СПб., ноябрь 1999;
- международной научной конференции " Хемингуэй и его контекст". СПб., ноябрь 1999;
- научной конференции "Этика и мораль в современной мире". Москва, МГУ, январь 2000;
- научной конференции " Виртуальное пространство культуры". СПб., апрель 2000;
- YII международной конференции «Ребенок в современном мире. Детство и творчество» СПб., апрель 2000;
- I Международной конференции "Литература в системе искусств: методология междисциплинарных исследований» СПб., март 2000;
13
- Международной конференции "Буддийская культура и мировая цивилизация на пороге III тысячелетия". Элиста, сентябрь 2000;
- международном форуме «Ритуальное пространство культуры». СПб., февраль-март 2001;
- II Международной конференции «Литература в системе искусств: методология междисциплинарных исследований» СПб., март 2001;
- YIII Международной конференции «Ребенок в современном мире». СПб., апрель 2001;
- научной конференции «Эстетика в интерпарадигмальном пространстве: перспективы нового века». СПб., октябрь 2001;
- международной конференции «Аристотель и средневековая мысль». СПб., ноябрь 2001;
- международной конференции «Теннесси Уильяме в русской и американской традиции». СПб., ноябрь 2001;
- Ill Международной конференции «Глобализация современного культурного пространства и литературный процесс», март 2002;
- IX Международной конференции: «Ребенок в современном мире: дети и город». СПб., апрель 2002;
- VI Международной конференции «Российские женщины и европейская культура». СПб., июнь 2002;
- Российско-американском семинаре по актуальным проблемам биоэтики. СПб., декабрь 2001.
Материалы диссертационного исследования были использованы при разработке учебных курсов, читающихся на философском и психологическом факультетах СПбГУ: «Этика»,
14
Зарубежная этика 19-20 вв.», «Этическое в культуре», «Политическая этика». Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры этики и эстетики философского факультета Санкт-Петербургского Государственного университета 7 мая 2002 года. Содержание диссертации отражено в 53 научных публикациях.
Структура работы.
Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав (десяти параграфов), заключения и библиографии.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Этическое в культуре"
Заключение
Конец XX века освободил нас от иллюзий, согласно которым культура как высшее достижение человеческого духа по отношению к природе совершает «дар благодати»: только с помощью культуры природа приобретает особый облик, неизвестный ей самой, только культура реализует заключенные в ней возможности и определяет способ ее существования. В действительности дело обстоит не совсем так: природа превращается в гигантскую кладовую запасов сырья для производства и энергии. Вместе с природой и человек превращается в средство. При этом полагается, что Разуму дано знать, что нужно самой природе (в том числе и природе человека, его биологии, его физиологии и психологии) и как ее переделать, чтобы приспособить к цивилизации.
Эти иллюзии - результат представлений, которые начали складываться еще в античности, но окончательно сформировались к XVIII в. Знаменитое изречение «знание - сила» замещает культ Бога культом Разума, Пользы. Последнее становится базисным понятием эпохи Просвещения и знаменует рождение хорошо нам известной культуры научно-технического прогресса и этики утилитаризма. Динамика последствий, связанных с заменой культа Бога культом Разу
2,9 Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. С.30
280 ма, достаточно сложна. Остановлюсь лишь на моменте, наиболее показательном.
С победой Deesse Raison начинается всеобщая невро-тизация современного человека, т.е. диссоциация его личности» (К. Г.Юнг). Душа современного человека оказалась разделенной «колючей проволкой», по одну сторону которой находилась пропасть вожделений, инстинктов, страстей, большая часть которых, как оказалось в свете психоанализа, была скрыта темной силой id. По другую сторону - необходимость «встроиться» в макрокосм общества и культуры. В редчайших случаях человеку удается справиться с постоянным противоречием внутри себя и направить свою жизнь к одной единственной цели. Но это происходит тоже за счет других сторон своего существа.
Психология и медицина XX века убедительно показали, что у человека «можно, конечно, отнять Богов, но только, если ему дать других» (К. Г. Юнг). Разум и Польза не могут быть этими другими. «Расколдованный мир» вместо полноты божественного не способен дать ясный ответ на вопрос, кто есть человек и зачем он? В недрах человеческой природы присутствует нечто иррационально данное - неодолимое стремление, ожидание особого опыта переживания, по-разному именуемое в разных источниках, но свидетельствующее о необходимости сосуществования и примирения знания и веры.
Расколотость» души современного человека - проекция «расколотости культуры», проблема, обозначаемая привычным словосочетанием «кризис культуры».
281
Поясним значение используемых далее терминов. Если понятия «культура» и «цивилизация» определить следующим образом: «цивилизация» - сумма технологических (в самом широком смысле слова) средств или приспособлений, созданных человеком для поддержания комфорта своего существования, а «культура» - объемлющее ее пространство поисков смысла человеческого существования, тогда цивилизация является лишь формой и способом функционирования культуры, сама же культура - суть, содержание, приобщение к которым есть цель человеческой жизни.
Если использовать иную аналогию, то «цивилизация» - тело, «культура» - мозг социального организма (целого), но что такое душа, душа как нечто абсолютное, всепроницаю-щее, пронизывающее и мозг, и тело?
Душа культуры - мораль (нравственность). Не локализованная в пространстве, не стареющая во времени, везде и нигде, она обнаруживает и являет себя особым миром ценностей. На протяжении всей истории цивилизации и культуры мораль предстает мучающейся, страдающей от ощущения неприкаянности и «сиротства» - и одновременно с этим устремленной к идеалу как высшему пределу человеческих возможностей. Парадоксально, но именно в ситуации «кризиса культуры», когда рушится мир привычных ценностей, а переживание разрыва бытия и его смыслов достигает своего максимального значения, для морали как души культуры наступает «звездный час». О ней все вспоминают, и все скорбят об ее отсутствии.
282
Кризис культуры» и связанная с ним попытка «переоценки ценностей» делают очевидным присутствие в культуре специальной инстанции, исполняющей роль «хранителя» строго определенного набора ценностей, без которых существование природы и культуры невозможно. Незыблемость этих ценностей - загадка даже для одного из самых оригинальных умов в истории этики, И. Канта, который ставил в один ряд «звездное небо» и нравственный закон. Немецкого философа, как правило, обвиняют в формализме, и это считается своего рода «хорошим тоном». На мой взгляд, стремление доказать, что его теория неверна, равносильно попыткам опровергнуть законы И. Ньютона. Канту ведомо было то, что каждое поколение людей пытается проверить на собственном опыте, опровергнуть и снова «открыть» аксиому: этика (мораль) - фундаментальное основание культуры, резервуар ее энергетики, как принято говорить ныне. Возможно, именно таким образом и бытийствует в культуре закон ее сохранения по аналогии с физическим законом сохранения энергии. Можно сравнить мораль с потенциалом культуры - с тем, что самостоятельно стремится «выровняться» по всему ее пространству. Однако подобное понимание не является безусловным для той ментально-сти, которая сложилась в нашей стране за прошедший век. Гордыня атеистического атавизма не позволяет все, что связано с миром духовным, считать достойным неотложного внимания, и «экономоцентризм» продолжает существовать на уровне «нерелигиозного символа веры».
283
Этика вряд ли изменит мир, но она может помочь осознать тупики и парадоксы затянувшегося кризиса. Понимание освобождает от группового гипноза, властно заставляющего человека не быть, не исполниться в истории, а пребывать -с нарушенными психикой и исторической памятью. Ясность сознания - совести дает понимание того, что, в нескончаемых попытках разрубить «гордиев узел» единства природы -этики - культуры, «окончательный приговор» принадлежит природе, которая с «магической силой самоустановления» будет сметать на своем пути все в ответ на насилие.
Тревожная неопределенность будущего России, пронизывающая ее настоящее, определила темы написанного. Объединяющая их идея проста, но для многих не очевидна. Суть ее заключается в том, что именно этическое создает, творит социальное. Если воспользоваться образом «матрешки», то можно сказать, что самый последний, неразложимый элемент в социальном и есть этическое.
Вульгарный марксизм, из лона которого так и не выбралось сознание большинства населения нашей страны, пренебрегает этическим как вторичным, не имеющим значения для преобразования материального мира материальными же средствами. Тавро буржуазности, выжженное в начале 20-х гг. прошлого века на этике как области философского знания, остается реальностью. Это проявляется сегодня в культовом поклонении рыночной экономике, в попытках возврата к тоталитарному прошлому, в различных типах псевдорелигиозности, с помощью которой пытаются найти быстрое решение нравственных проблем.
284
Список научной литературыГолик, Надежда Васильевна, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"
1. Аббаньяно Н. Мудрость философии и проблемы нашей жизни. СПб., «Алетейя», 1998. 312с.
2. Аббаньяно Н. Мудрость жизни. СПб., «Алетейя», 1996.-320с.
3. Аббаньяно Н. Введение в экзистенциализм. СПб., «Алетейя», 1998. 507с.
4. Аверинцев С. Плутарх и античная биография. М,: «Наука», 1973. -280с.
5. Аверинцев С. София- Логос. Словарь. Киев.: Дух i Лггера,2001. -461 с.
6. Автономов В. Модель человека в экономической науке. СПб.: «Экономическая школа», 1998. -230с.
7. Автономова Н. Рассудок. Разум. Рациональность. М.: «Наука», 1988. -288с.
8. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Пер. с англ. Ростов н/Д.: Изд. «Феникс», 1998. - 448с.
9. Адо П. Что такое античная философия. М.: Изд. гуманитарной литературы., 1999. 320с.
10. Адо П. Плотин, или простота взгляда. Греко латин. кабинет Ю. Шичалина. М., 1991. - 142с.
11. Адорно Т. Проблемы философии морали. М., 2000.
12. Александров В. Набоков и потусторонность: метафизика, этика, эстетика. СПб.: «Алетейя», 1999. 320с.
13. Альшанский Д. Психология терроризма. СПб., Питер. 2002. 288с.285
14. Альфонсов В. Слова и краски. Москва, «Советский писатель», 1966г. 244с.
15. Аристотель. Соч. в 4-х тт. Т. 4. М.: «Мысль», 1983. -830с.
16. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., ТЕКСТ 1993. 303с.
17. Арто А. Театр и его Двойник. Манифесты. Драматургия. Лекции. Философия театра. «Симпозиум», Санкт Петербург, Москва. 2000. - 440с.
18. Базен Ж. История истории искусства: От Вазари до наших дней. М.: Прогресс - Культура, 1994. -528с.
19. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. А/О Издательская группа «Прогресс», Москва, 1994. -616с.
20. Барт P. Camera lucida. Комментарий к фотографии. Пер. с франц., послесловие и комментарий М. Рыклина. Ad marginem, Москва, 1997. -224с.
21. Барт Р. Мифологии. Пер. с фр., вступ. ст. и коммент. С. Зенкина. М.: Изд - во им. Сабашниковых, 1996. - 312с.
22. Барт Р. Фрагменты речи влюбленного. Изд. фирма «Ad Marginem», Москва, 1999. 431с. Бассиюни К. Воспитание народоубийц. Пер. с нем. А. Пономарева. СПб.: Академический проект, 1999. -220с.
23. Батай Ж. Внутренний,опыт. Пер. с франц., послесловие и комментарии С. Фокина. -СП6.1997.
24. Батай Ж. Ненависть к поэзии. М., 1999.
25. Батай Ж. Теория религии. Литература и зло. Минск. Современный литератор. 2000. 351с.286
26. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд. 4 -е, М.: «Сов. Россия», 1979. -320с.
27. Башляр Г. Вода и грезы. Опыт о воображаемой материи. М.: Изд. гуманитарной литературы, 1998. - 268 с.
28. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М. ACADEMIA 1999. -458 с.
29. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости.М., 1996.
30. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. М.,2001.
31. Бибихин В.В. Язык философии. М., 1993.
32. Бибихин В.В. Проблема собственности// Гуманитарная наука в России: соросовские лауреаты. Психология. Философия. М., 1996.
33. Бибихин В.В. Узнай себя. СПб., 1998.
34. Бибихин В. «Политик» Платона и проблема правды //Историко-философский ежегодник, 99. М.,2001.
35. Бинсвангер Л. Бытие в мире. - «КСП+», М.; «Ювен-та», СПб, 1999. -300с.
36. Бланшо М. Неописуемое сообщество. М., Московский философский фонд, 1998. 80 с.
37. Блок А. Собр. соч. в 6 тт. Л.,1980.
38. Бодрийяр Ж. Прозрачность Зла. М.: Добросвет, 2000. - 258с.
39. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства или конец социального. Екатеринбург.2000.287
40. Бодрийяр Ж. Соблазн. Москва, Ad Marginem, 2000. -318с.
41. Бонхеффер Д. Сопротивление и покорность. М.: Изд. группа «Прогресс», 1994. - 344с.
42. Боррадори Д. Американский философ: Беседы с философами. М.: «Гнозис», 1999. -208с., фото.
43. Бродель Ф.«Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV XVIII вв. Т. 3: Время мира. М., 1992.
44. Бродский А. Михаил Тареев. СПб.: Изд. Санкт - Петербургского ун - та, 1994. - 80с.
45. Бродский И. Меньше единицы: Избранные эссе / М.: Изд. Независимая Газета, 1999. -472с.
46. Бруно Д. О героическом энтузиазме. Пер. с итальянского. Киев.: Новый Акрополь, 1996. 288 с.
47. Бубер М. Затмение Бога //Два образа веры. М.: Республика, 1995. -464 с.
48. Булгаков С.Н. Православие. М., 1997.
49. Бурдье П. Социология политики. М.: Cosio -logos, 1993. -336с.
50. Бурдье П.О телевидении и журналистике. Фонд научных исследований «Прагматика культуры». Институт экспериментальной социологии. Москва. 2002. -122 с.
51. Бурдье П. Практический смысл. СПб.: Алетейя 2001.562 с.
52. Буркхард Т. Сакральное искусство Востока и Запада. Принципы и методы. М.: Алетейя, 1999. - 216с.288
53. Валлерстайн И.Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. СПб., «Университетская книга», 2001.-416с.
54. Василькова В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. Серия: «Мир культуры, истории и философии». -СПб.: Издательство «Лань», 1999. -480с.
55. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. М.: Языки славянской культуры, 2001. 288с.
56. Вейз Д. Э. младший. Времена постмодерна. Христианский взгляд на современную мысль и культуру. Фонд «Лютеран. Культурн. Наследие». World Wide Printing. 2002. Минск. 240 с.
57. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. СПб.: Миф-рил, 1994. -XVIII + 398с., (Классика искусствознания).
58. Вересаев В. Живая жизнь: О Достоевском и Л. Толстом; Аполлон и Дионис (о Ницше). М.: Политиздат, 1991. -336с.: портр.
59. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М.,1988.
60. Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. Репринтное издание 1909г. М.: Изд. - во «Новости» (АПН), 1990.-216с.
61. Вильке У., Вильке И. Исторические типы моральной ответственности //Моральные ценности и личность. М., 1994. С.84-91.
62. Виндельбанд В. От Канта до Ницше / Пер. с нем. -М.: «КАНОН пресс», 1998. -496с. - («Канон философии»).289
63. Виткевич С. Введение в теорию Чистой Формы в театре// Метафизика двуглавого теленка и прочие комедии с трупами. М.: 2001. 370с.
64. Виткевич С. Дюбал Вахазар и другие неэвклидовы драмы. М., 1999. -360с., ил.
65. Витцлер Р. Ответственность Европы. «Деконструк-тивная этика» на примере Жака Деррида // Герменевтика и деконструкция. СПб., 1999.66. «В краю чужом.». Зарубежная Россия и Пушкин: Статьи, очерки, речи. М.: Рыбинск, Рыбинское подворье, 1998.-495с.
66. Власов В. Иллюстрированный художественный словарь. СПб.: АО «Икар», 1993. - 272с.
67. Вригт Г. Три мыслителя. «Блиц», Санкт Петербург,2000. 256с.
68. Гаврилин В. О музыке и не только. Записи разных лет. СПб: Литфонд России. Издательство писателей «Дума»,2001. 340с., илл.
69. Гадамер Г. Г. Диалектическая этика Платона. Санкт - Петербург, 2000. - 256с.
70. Гайденко П. Владимир Соловьев и философия серебряного века. М.: Прогресс - Традиция, 2001. -472с.
71. Гайденко П., Давыдов Ю. История и рациональность: Социология М. Вебера и веберовский ренессанс. М.: Политиздат, 1991. -367с.
72. Гайденко П. Трагедия эстетизма. Опыт характеристики миросозерцания Серена Киркегора. Изд. «Искусство», М.: 1970. -248с.290
73. Гачев Г. Французский образ мира и стиль мышления // Встреча с Декартом. С.199-232.
74. Гессе Г. Игра в бисер. «Художественная литература», М., 1969. -544с.
75. Гнедич П. Всемирная история искусств. М.: Современник, 1996. -494с.
76. Горичева Т. Христианство и современный мир. Издательство «Алетейя», СПб. - 1996. - 290с.
77. Горичева Т., Орлов Д., Секацкий А. От Эдипа к Нарциссу. Беседы. СПб.: «Алетейя», 2001. -224с.
78. Гроф С. Психология будущего. Уроки современных исследований сознания.М., 2001.
79. Грякалов А.А. Эстезис и логос. The Edwin Mellen Press. N.Y. 2001.469 c
80. Гуманитарная наука в России: Соросовские лауреаты. Психология. Философия. М.: 1996. -260с.
81. Гусейнов А.А. Двухуровневая структура ценностей в стоической этике // Этика стоицизма: традиции и современность. М., ИФАН. 1991.
82. Гусейнов А.А., Дубко Е.Л.(Ред.). Этика. М.,1999.
83. Данилевский Н. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. 6-е издание. СПб. Изд. Санкт Петербургского Университета, «Глагол», 1995. -552с.
84. Деррида Ж. Голос и феномен, и другие работы по теории знака Гуссерля. Изд. «Алетейя», Санкт Петербург, 1999. - 208с.291
85. Деррида Ж. Эссе об имени / Пер. с фр. Н. Шматко. -М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998.- 192с.
86. Дианова В. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность. СПб.: «Петрополис», 1999. -240с.
87. Диди-Юберман Ж. То, что мы видим, то, что смотрит на нас. СПб.,2001.
88. Дильтей. В. Описательная психология. СПб.: Алетейя, 1996. 160с.
89. Дьюи Д. Реконструкция в философии. М.: «Логос», 2001.- 168с.
90. Делез Ж. Критика и клиника. СПб., 2002
91. Делез Ж. Ницше. СПб.: Aksioma, 2001.-184с.93. Делез Ж. Фуко. М., 1998.
92. Делез Ж. Складка. Лейбниц и барокко. М.: «Логос», 1997.-264 с.
93. Джилас М. Лицо тоталитаризма. М.:Новости, 1992. 544с.
94. Диалог Тойнби Икеда. Человек должен выбрать сам. М.: ЛЕАН, 1998.-448 с.
95. Доброхотов А. Онтология и этика когито// Встреча с Декартом. М.: Ad Marginem, 1996. 439с.
96. Дробницкий О.Г. Понятие морали. М., 1970.
97. Евреинов Н. Об отрицании театра. Полемика сердца// Стрелец. Сб.1. Петроград, 1915. С.44,51.292
98. Еникеева Д. Как и почему пьют бизнесмены, политики и «новые русские». Д.: Сталкер (Серия «Советы психиатра»). 1997,-400с.
99. Ерофеев В. Москва Петушки. Поэма. - М.: Издательство СП «Интербук», 1990. - 128с.
100. Жидков В. Культурная политика и театр. М.: ИздАТ, 1995. -320с.
101. Жирар Р. Насилие и священное. М., 2000.-398с.
102. Зеленкова И. Этика: тексты, комментарии, иллюстрации. Мн.: ТетраСистемс, 2001. -480с.
103. Зенкин С. Блудопоклонническая проза //Батай Ж. Ненависть к поэзии. М., 1999.
104. Зенкин С. Французский романтизм и идея культуры (аспекты проблемы). М.: Российск. Гос. Гуманит. Ун-т, 2001.- 144с.
105. Зиммель Г. Избранное. М., Юрист.1996. 1т,- 671 е., 2т- 607 с.
106. Из глубины: Сборник статей о русской революции / С. Аскольдов, Н. Бердяев и др. М.: Изд - во Моск. Ун-та, 1990.- 298с.
107. Из под глыб: Сб. статей. - М.: Русская книга, 1992. -288с.
108. Ильин И. Аксиомы религиозного опыта. М.,1993.
109. Ильин И. О грядущей России: Избранные статьи / М.: Воениздат, 1993. 368с.
110. Ильин И. Одинокий художник. М.: Искусство, 1993.- 348с.
111. Ильин И. Путь к очевидности. М.: 1993.С.431.293
112. Ильин И. Собрание сочинений: Дневник. Письма. Документы (1903 1938). - М.: Русская книга, 1999. - 608с.
113. Ильин И. Собрание сочинений. В 10 т. Т. 8. М.: Русская книга, 1998. - 576с.
114. Ионеско Э. Театр: Пер. с фр. Сост. И. Дюшен. М.: «Искусство», 1994. -431с.
115. История политических и правовых учений. М., 1984.
116. Каган М. Философская теория ценностей. СПб., 1997.
117. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.
118. Кандинский В. О духовном в искусстве (живопись). Ленинград, 1989г, 68с. (Текст напечатан по книге «Труды Всероссийского съезда художников в Петрограде: декабрь 1911 - январь 1912гг.». Т. I, Петроград, 1912).
119. Капитализм с человеческим лицом. СПб., Экономическая школа. 1998. 399с.
120. Кафка Ф. В исправительной колонии // Кафка Ф. Роман, новеллы, притчи. М.,1965.
121. Киркегор С. Страх и трепет. М., 1993.
122. Киркегор С. Дневник соблазнителя. Калуга, 1993.
123. Козловски П. Принципы этической экономии. СПб.: Эконом, школа. 1999. - 344с.
124. Козловски П. Этика капитализма. Эволюция и общество. С. Петербург, «Экономическая школа», 1996. - 158с.
125. Колесов В. Русская речь. Вчера, сегодня, завтра. СПб., 1988.
126. Колесов В. Древняя Русь: наследие в слове. СПб., 2000.294
127. Копалинский В. Словарь символов/ Пер. с польского В. Зорина. Калининград: ФГУИПП «Янтарный сказ», 2002,-267с.
128. Косых М.П. О «нуминозности» этического// Тезисы докладов и сообщений VIII международной конференции «Ребенок в современном мире». СПб.,2001.
129. Коул М. Культурно историческая психология: наука будущего. -М.: «Когито - Центр», Издательство «Институт психологии РАН», 1997. - 432с., илл., табл.
130. Иустин Прп. Достоевский о Европе и славянстве. «Адмиралтейство», СПб. 1998. -271с.
131. Крутиков В. Незаметные очевидности. М.: 2000. -203с.
132. Кули Ч. X. Человеческая природа и социальный порядок. М.: Идея - Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. - 320с.
133. Кузнецова Н. Экономический рост: история и современность. СПб.: «Сентябрь», 2001. - 144с.
134. Культура, человек и картина мира. М.: «Наука», 1987. 350с.
135. Лабиринты души. /Августин Аврелий. Исповедь; Блез Паскаль. Письма к провинциалу. Симферополь: «Реноме», 1998.-416с.
136. Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. М.: Изд. «Гнозис», 1995. -192с.
137. Лебон Г. Психология масс. М.:АСТ, 2000. 320с.
138. Леонтьев К.Н. Византизм и славянство // Россия глазами русского. СПб.: Наука, 1991. С.171-296.295
139. Лихтенберг Г. Афоризмы. Второе издание, изд во «Наука», М.: 1965. - 344с.
140. Lokus Solus: Антология литературного авангарда XX века / СПб.: «Амфора», 2000. 294с.
141. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М., Республика. 1998. 493с.
142. Лосев А. Владимир Соловьев и его время. М.: Прогресс, 1990. -720с.: илл.
143. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М.: 1991. - 288с.
144. Лосский Н.О. Характер русского народа//Условия абсолютного добра. М., 1991 .С.238-353.
145. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб., 2000. 704с.
146. Лоуренс Д. Солнце// Избранные произведения в 5 тт. Рига, 1993.
147. Лоуэн А. Предательство тела. Екатеринбург.: «Деловая книга», 1999. - 328с.
148. Луман Н. Власть. М.: Изд. «Праксис»,2001.250с.
149. Лютер М. Лекции по «Посланию к галатам». Фонд «Лютеранское наследие». Минск.: Изд. и типография «Пи-корп», 1997. 694с.
150. Макинтаир А. После добродетели: Исследования теории морали / М.: Академический проект, 2000. -384с.
151. Максимов Л. Проблема обоснования морали: Логико-когнитивные аспекты. М.: Философское общество СССР, 1991.-136с.296
152. Малахов В. Нравственность как реальность культуры //Бытие человека в культуре (опыт онтологического подхода). Киев, 1992.
153. Малькевич А. Джим Моррисон двери открыты. СПб., 1993.
154. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. 2-ое издание, изм. и дополненное. М., Изд группа «Прогресс», «Культура». 1992. 416с.
155. Мамардашвили М. Картезианские размышления. -М.: Изд. группа «Прогресс»; «Культура», 1111993. -352с.
156. Мамардашвили М. //Конгениальность мысли. М., 1994.
157. Мамардашвили М. Мой опыт нетипичен. СПб.: Азбука, 2000. - 400с.
158. Мамардашвили М. Необходимость себя. М.,1996.
159. Мамардашвили М. Лекции по античной философии. -М.: «Аграф», 2002. -320с.
160. Мамардашвили М. Эстетика мышления. М., 2000.
161. Мамардашвили М. Стрела познания. Набросок есте-ственноисторической гносеологии. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. - 304с.
162. Манн Т. Доктор Фаустус.М.,1993.
163. Марсель Г. Трагическая мудрость философии. М.,1995.-216с.
164. Марков Б. Знаки бытия. СПб.,2001.
165. Масарик Т. Россия и Европа. СПб.: РХГИ, 2000. -448с.297
166. Меньшиков М. Письма к русской нации. / Вступ. статья и примечания М. Смолина. М.: 1999. - 560с.
167. Миллер Г. Размышления о писательстве // Избранное. М.,1995.
168. Михайлов А. Обратный перевод. М.: Языки русской культуры, 2000. - 856с.
169. Мифы в искусстве: Историко-художественная монография. (По Рене Менару). М.: Современник, 1996. -271с.
170. Модернизм. Анализ и критика основных направлений. М.: Изд. «Искусство», 1969. -244с.
171. Моммзен Т. История Рима. Санкт Петербург. Лен-издат. 1993. - 269с.
172. Московичи С. Машина, творящая богов. М.: «Центр психологии и психотерапии», 1998. 560с.
173. Мотрошилова Н. Цивилизация и феноменология как центральные темы философии// Встреча с Декартом. М.: Ad Marginem, 1996. -439с.
174. Мунье Э. Персонализм. М.: Искусство, 1992. - 143с.
175. Набоков В. Лекции по русской литературе. М.,1996.
176. Набоков В. Лекции по зарубежной литературе. М.,1998.
177. Называть вещи своими именами: Программные выст. мастеров запад. европ. лит. XX века. Сост. предисл., общ. Ред. Л. Андреева. - М.: Прогресс, 1986. - 640с.
178. Ницше Ф. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм. Издательство Ad marginem. М.: 2001. 736с.
179. Новак М. Дух демократического капитализма. / Пер. с англ. В. Марутика. Минск.: «Лучи Софии», 1997. - 544с.298
180. НоМИ (Журнал «Новый Мир Искусства»), СПб.: N 5, 2000. 80с.
181. Нордау М. Вырождение /Пер. с нем., предисл. Р. Се-ментковского; Современные французы / Пер. с нем. А. Пере-лыгиной. -М.: «Республика». 1995. -400с.
182. Образ совершенства. Из наследия первой эмиграции. Сборник. М.: Русскм Mip, Жизнь и Мысль, 1999. -352с.: ил.
183. О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.: «Наука», 1990.-528с.
184. Олдингтон Р. Пост обреченных // Олдингтон Р. Прощайте, воспоминания. Рассказы. М.,1961. -397с.
185. Ортега-и Гассет X. Размышления о «Дон Кихоте». СПб.: Изд. Санкт-Петербургского университета, 1997. -332с.
186. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М.: Наука, 1991.-408 с.
187. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. М.,1987.
188. Панофски Э. Idea: К истории понятия в теориях искусства от античности до классицизма / Пер. с нем. Ю. Попова. СПб.: Аксиома, 1999. - XII + 228с. (Классика искусствознания).
189. Параманова И. Ответственность направленность на достижение цели //Перспективы практической философии на рубеже столетий. СПб., 1999.299
190. Партийная этика: (Документы и материалы дискуссии 20-х годов) // Под ред. А. Гусейнова и др. М.: Политиздат, 1989.-509с.
191. Перов Ю.В. Историчность и историческая реальность. Серия «Мыслители». Выпуск 2. Санкт Петербург.: Издательство Санкт - Петербургского философского общества. 2000. - 144с.
192. Платон. Сочинения в 3 х томах. Т. 3, часть 1. - М.: «Мысль», 1971. -688с.
193. Плутарх. Исида и Осирис. Киев.: «УЦИММ ПРЕСС», 1996.-252с.
194. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Трактаты и диалоги. М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1998. -672с.
195. Полторацкий Н. Иван Александрович Ильин. Жизнь, труды, мировоззрение. «Эрмитаж», Нью-Йорк. 1989,-320с.
196. Полторацкий Н. И. А. Ильин и полемика вокруг его идей о сопротивлению злу силой. Изд. «Заря», Лондон, Канада. 1975. -62с.
197. Пюимеж Де Ж. Шовен, солдат-землепашец: Эпизод из истории национализма. М.: 1999. -400с.
198. Пятигорский А. Избранные труды. Москва.: Школа «Языки русской культуры», 1996. - 590с.
199. Равель в зеркале своих писем. Гос. Музыкальное издательство, Ленинград, 1962. 244 с.
200. Размышления и афоризмы французских моралистов XVI XVIII веков. / Пер. с франц. - СПб.: изд. дом «Корвус», 1994. - 544 с. с илл. («Библиотека мировой литературы»).300
201. Раушенбах Б. Геометрия картины и зрительное восприятие. СПб.: Азбука - классика, 2001. -320 с.
202. Робинсон Дж. Быть честным перед Богом. М.: Высш. школа, 1993. - 159 с.
203. Роде П. Серен Киркегор, сам свидетельствующий о себе и о своей жизни. Урал LTD, 1998. 430с.
204. Розеншток Хюсси О. Речь и действительность. -М.: «Лабиринт», 1994. - 214 с.
205. Ролан Барт о Ролане Барте. Составление, пер. с французского и послесловие С.Зенкина.Ас! marginem //Сталкер. Москва. 2002. 286 с.
206. Рорти Р. Философия и зеркало природы. Новосибирск: Изд. Новосиб. ун-та, 1997. -320с.
207. Русская идея. Составитель и автор вступительной статьи М. Маслин. Москва.: «Республика», 1992. -496с.
208. Русский авангард 1910-1920 х годов в европейском контексте. М.: Наука, 2000.
209. Рыклин М. Пространства ликования. Тоталитаризм и различие. М.2002.
210. Савчук В. Конверсия искусства. СПб.: Издательство «Петрополис», 2001. -288с.
211. Сагатовский В. Философия развивающейся гармонии: философские основы мировоззрения. В 3 ч. Ч. 1: Введение: философия и жизнь. СПб.: Изд. Санкт - Петербургского ун - та, 1997. -224с.
212. Салецл Р. (Из) вращения любви и ненависти. М.: «Художественный журнал», 1999. -206с.301
213. Салливан Г. С. Интерперсональная теория в психиатрии: Пер. с англ. СПб.: «Ювента». М.: («КСП+»), 1999. -347с.
214. Сарабьянов Д. Стиль модерн. М.: «Искусство», 1989. -294с.
215. Светлов Р. Ямвлих Халкидский. Метафизика. Комментарии // Ямвлих Халкидский. Комментарии на диалоги Платона.СПб. 2000.
216. Сергеев A.M. Россия и мир (культура философия -метафизика). - Петрозаводск: Изд. Петрозавод. ун-та, 1997. -194с.
217. Сергеев А. Философия Чаадаева (излом очевидного). Петрозаводск. 2000.
218. Серл Д. Открывая сознание заново. Идея Пресс, 2002. Москва. - 240с.
219. Словарь античности. Пер. с нем. М.:«Прогресс», 1989.-704с.
220. Слотердайк П. Критика цинического разума. Екатеринбург: Изд - во Уральск, ун - та, 2001. - 584с.
221. Современная западно европейская и американская эстетика: Сборник переводов / - М.: Книжный дом «Университет», 2002. - 224с.
222. Соколов Е.Г. Аналитика масскульта. СПб.: Санкт -Петербургское философское общество. 2001. 280с.
223. Соловьев В. Кризис западной философии //Сочинения в 2-х томах. М., 1988. Т. 2. С.62.
224. Солоневич И. Самое важное // Солоневич И.Л. Белая империя. Статьи 1936-1940 гг. М.,1997.302
225. Социальная философия Франкфуртской школы (Критические очерки). М.: «Мысль»; Прага, «Свобода», 1975. -359с.
226. Социо-Логос. М.: Прогресс, 1991,- 480 с.
227. Степанов Ю. Константы. Словарь русской культуры. М.: 1997.
228. Степун Ф.(Н. Лугин). Из писем прапорщика-артиллериста. Томск, Изд. «Водолей», 2000.- 192с.
229. Стриндберг А. Избранные соч. в 2-х тт. М., 1986.
230. Сюриа М. Деньги. Крушение политики.СПб.,2001.
231. Тарасов Б. Непрочитанный Чаадаев, неуслышанный Достоевский. М.: «Academia», 1999. -288с.
232. Театр Жана Жене. Пьесы. Статьи. Письма. Приложение. «Гиперион». Гуманитарная Академия. Санкт Петербург. 2001. - 506с.
233. Театр парадокса (Ионеско, Беккет и другие). Изд. «Искусство», 1991,-300с.
234. Толковый словарь русского языка конца XX века. Языковые изменения. СПб.,1998.
235. Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории. М., Рольф, 2002. 592с.
236. Томас Джефферсон о демократии. СПб.: Лениздат, 1992. -335с.
237. Торчинов Е.А. Введение в буддологию. СПб., 2000.
238. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М., 2001.
239. Тоффлер А. Футурошок. М.: СПб, Лань, 1997. -464 с.
240. Тоффлер Э. Третья волна. М.: Аэст, 1999. -781 с.303
241. Уильяме Т. Мемуары. М.: Авантитул; ОЛМА -ПРЕСС, 2001.-356с.
242. Уильяме Т. Поиск неведомого //Уильяме Т. Что то смутно, что - то ясно. Пьесы. М.: Авантитул: ОЛМА - ПРЕСС, 2001. -504с.
243. Уорхол Э. Философия Энди Уорхола. (От Э к Ъ и обратно). Издательство «Левша». Санкт Петербург. 2000. -267с.
244. Успенский Б.А. Семиотика искусства. М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. -360 с.
245. Успенский Л. Богословие иконы православной церкви. Изд. Западно Европейского экзархата. Московский патриархат. - М.:1992. -474с.
246. Успенский П. Новая модель вселенной. СПб., 1993.
247. Успенский П. TERTIUM ORGANUM. Ключ к загадкам мира. СПб.: «Андреев и сыновья», 1992. -242с.
248. Успенский П. Четвертый путь. М.,1995.
249. Фигуры Танатоса: Искусство умирания. Сб. статей / СПб.: Изд. С,- Петербургского ун-та, 1998. -220с.
250. Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984-1985. М.: «Наука», 1986. -252с.
251. Философия русского религиозного искусства. М.: Прогресс, 1993.-400 с.
252. Философия эпохи постмодерна: Сб. переводов и рефератов. Минск.: Изд. «Красико - принт», 1996. - 208с.
253. Философская антропология как интегративная форма знания. СПб.: Изд. С. Петербургского ун - та, 2001. - 304с.304
254. Флоренский П. Иконостас. Избранные труды по искусству. СПб., 1993.
255. Франк С. Реальность и человек. /Сост. А. А. Ермиче-ва. СПб.: РХГИ, 1997. - 448с.
256. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М.,1992.
257. Фромм Э. Миссия Зигмунда Фрейда. Анализ его личности и влияния М.: Изд. «Весь мир», 1996. - 144с.
258. Фуко М. Забота о себе. Киев, «Дух и литера»; Москва, «Рефл - Бук», 1998. - 288с.
259. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. «Университетская книга», СПб., 1997. -576с.
260. Фуко М. Рождение клиники. М.: «Смысл», 1998. -310с.
261. Фуре В. Философия незавершенного модерна Юрге-на Хабермаса,- Минск.:Экономпресс, 2000. -224с.
262. Фуре В. Контуры современной критической теории. Минск.: 2002. 164с.
263. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. (Лекции и интервью. Москва, апрель 1989г.). М.: Наука, 1992.- 176 с.
264. Хабермас Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории. СПб.: Наука, 2001. -417с.
265. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.,2000.
266. Хемингуэй Э. Зеленые холмы Африки. Соч. в 4-х тт. М., 1968. Т.2.
267. Хемингуэй Э. Недолгое счастье Френсиса Макобе-ра. Соч. в 4-х тт. М., 1968. Т.1.305
268. Хеффе О. Политика. Право. Справедливость. Пер. с нем. М.: Изд. «Гнозис», ред. - изд. группа «Логос», 1994. -328с.
269. Хюбнер К. Истина мифа: Пер. с нем. М.: Республика, 1996,- 448с. (Мыслители XX века).272. «Цветы необычайные». Художественная народная культура России рубежа веков. Москва, «Прогресс Традиция», 2001. -495с.
270. Чаадаев П. Полное собрание сочинений и избранные письма. М., 1991. Т.1.
271. Шерток Л., Соссюр Р., де. Рождение психоаналитика. От Месмера до Фрейда. М.: Прогресс, 1991. - 288с.
272. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 1, Гештальт и действительность. Гл. 1: «О смысле чисел». М.: «Мысль», 1993. -663с., 1 л. портр.
273. Шуман С. Сомнения искусства в Самом Себе: С.И. Виткевич //Виткевич С. Метафизика двуглавого теленка и прочие комедии с трупами. М.,2000.С.5-13.
274. Щедрина Г. Художественная культура и эстетика. -СПб.: «Ступени», 1999. 184с.
275. Элиаде М. Миф о вечном возвращении. СПб., изд. «Алетейя», 1998. 250с.
276. Юнг К. Г. Структура психики и процесс индивидуализации. М.: Наука. 1996. - 269с.
277. Юнг К.Г. Брак как психологическое отноше-ние//Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М.,1993.
278. Ясперс К. Ницше и христианство. М., 1994.
279. Adorno Th. Negative Dialectics.N.Y. 1973.306
280. Bellah R., Madsen R., Sullivan W. Habits of the heart: Individualism and commitment in American life. Berkeley: University of California. 1995.
281. Bond, Ed.J. Ethics and human well-being: an introduction to moral philosophy. Cambridge, 1996.
282. Carpenter F.I. Hemingway achieves the fifth dimension. In: Ernest Hemingway/ A collection of criticism. Ed. by Waldhorn A. N.Y. 1973.
283. Davidson D. Of superstition and enthusiasm in D. Hume. Essays: Moral, Political and Literary. Oxf., 1963.
284. Dewey J. Art as Experience. N.Y.: Capricorn Books, 1978.
285. Frankena T. The Ethics. N.J. 1980.
286. Franklin R.L. The search for Understanding (Revisioning philosophy). Ed.: Appelbaum. N.Y. 1995.
287. Goddard C. Anger in the Western desert. A case study in the cross-cultural semantics of emotion. N.Y., 1991.
288. Guignon Ch.( ed.) The Cambridge Companion to Heidegger. Cambridge, 1993. 389 S.
289. Harre R. Ed. The social construction of emotions. Oxford: Blackwell. 1986.
290. Horkheimer M. The Eclipse of Reason.N.Y, 1947
291. Horkheimer M. Traditionelle und Kritische Theori. Bd. I-II. F/m, 1968.
292. Kalinowski J. Culture and Value. L., 1960.
293. Lutz C. Unnatural emotions, Chicago: University of Chicago Press. 1990.307
294. Marcuse H. The Affirmative character of culture // Nega-tions.L., 1970.
295. Marcuse H. One-dimensionfl Man.N.Y., 1970.
296. Nehamas A. Nietzsche: Live as Literature. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1985.
297. Norris Ch. The truth about postmodernism. N.Y., 1993.
298. Norris Ch. Truth and the ethics of criticism. N.Y., 1994.
299. Otto R. Das Heilige. Munchen, 1936. Otto R. Das Heilige. Munchen, 1936.
300. Piaget J. The Moral Judgement of the Child. N.Y.,1977.
301. Piaget J. Insight and illusions of philosophy. L., 1972.
302. Piaget J. To understand is to invent. The future of Education. N.Y.: Grossman, 1973.
303. Piaget J. Science of Education and the Psychology of the Child. N.Y.: Grossman, 1970.
304. Platts M. Moral Realities. An essay in philosophical psychology. L., 1991.
305. Radman Z.(Ed.) From metaphorical Point of view. A multidisciplinary Approach to the Cognitive Content of Metaphor/ N.Y., 1995.
306. Rorty R. Contingency, irony, and solidarity. Cambridge, 1997.
307. Rose M.A. The Post-Modern^ancJhe Post-Industry. Cambridge, 1991.
308. Russell J., Manstead A., Wellenkamp J., eds. Everyday conception of emotion: An introduction to the psychology, anthropology and linguistics in emotion. Dordrecht: Kluwer. 1995.308
309. Williams В. Ethics and the Limits of Philosophy. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1990.
310. Wolf E.R. Perilous ideas: race, culture and people. N.Y.1994.
311. Wolf R, Moore В., Marcuse H. A Critique of Pure Tolerance. Boston, 1965.