автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.04
диссертация на тему:
Этика предпринимательства в контексте социокультурного процесса реформирующегося общества

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Худайкулов, Нуриддин Надирович
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Казань
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.04
450 руб.
Диссертация по социологии на тему 'Этика предпринимательства в контексте социокультурного процесса реформирующегося общества'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата социологических наук Худайкулов, Нуриддин Надирович

ВВЕДЕНИЕ3

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК КОМПОНЕНТ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ РЕФОРМИРУЮЩЕГОСЯ ОБЩЕСТВА:

ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 10

1.1 .Особенности российских представлений о предпринимателве 10

1.2.Институализация этических отношений в российском общве30

ГЛАВА 2. ЭТИК А ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПОСТСОВЕТСКОГО

ОБЩЕСТВА66

2.1.Формирование этики предпринимательства как интерактивный социокультурный проц66

2.2.Этика предпринимательства и самореализации человека в реформирующе общве84

2.3.бенни этики мелкого иеднего.предпринимателва в реформирующе общве101

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по социологии, Худайкулов, Нуриддин Надирович

Актуальность темы исследования. Российские реформы разрушили унитарно-централизованную организацию социального пространства-произошло всеобъемлющее разупорядочивание всей системы социальных отношений, определивших дисфункциолизацию социально-культурных институтов. Сформировалась дихотомия: действия, противоречащие укоренившимся в общественном сознании правилам, нормам, образцам поведения, но адекватные объективным обстоятельствам - действиям, соответствующие «старой» социальной культуре, противоречащие объективным обстоятельствам. Социальная культура утратила функцию адекватной ориентации субъекта в социальном пространстве.

Наследуемые социокультурные конструкты скорее дезориентируют, чем ориентируют, а новые ещё не сформировались, не сложились в систему мировоззрения и поэтому не могут быть интернализированы в общественном сознании. Возникла ситуация, когда культура сопротивляется изменениям, происходящим в политике, экономике и т.д.

Социальная культура как элемент макросистемы выступает в качестве объективного в отношении каждого отдельно взятого социального субъекта, но она в то же время субъективна, так как поле её проявления- внутренний мир человека.

Структурные процессы экономической, политической жизни, межсубъектных отношений результат действий социальных субъектов, но они объективны, так как поле их проявления среда обитания.

В условиях радикальных реформ, когда основные векторы социальных процессов резко изменяют свою направленность, необходимо обостряется противоречие между объективным (социальная динамика) и субъективным (состояние социальной культуры). Понятно, что среда активно воздействует на внутренний мир человека, а последний определяет отношение человека к среде, тем самым оказывая обратное активное же воздействие на объективные обстоятельства. Разнонаправленность этих воздействий наиболее ярко проявляется в ценностном кризисе.

Новые отношения не могут устойчиво закрепиться, не выразив себя в интернализованной общественным сознанием новой этике. Однако и новая этика не может победить, не подкрепляясь позитивными для субъекта изменениями среды как необходимым условием её интернализации и интериоризации сознания социальных субъектов. Сама вторичность общественного сознания делает его в известной степени консервативным: социокультурный лаг обуславливает отторжение новой социальной действительности, а, следовательно, непоследовательность, противоречивость действий субъекта, основанных на существующей в его сознании картине мира, включающей и его представления о себе, своём месте в социуме, отношениях и претензиях, направленных на других субъектов и т.д. Иначе говоря старые этические нормы снижают способность субъекта адаптироваться к новым условиям, но разрыв с ними грозит ростом социальных напряжений всех уровней- нарушается система межсубъектных восприятий (этика- от греческого слова ethos- обычай, нравственный характер), что тоже не способствует развитию адаптивных возможностей.

Противоречие обостряется тем, что дискретность социального развития не упраздняет его непрерывности - абсолютный разрыв старого и нового невозможен вообще и менее всего в сфере социальной культуры. В этом плане общечеловеческая, цивилизационная этика не может не противоречить в известной степени конкретной социальной культуре или субкультуре, выступая в то же время её основанием и неотъемлемой составной частью. Можно сказать, что на крутых поворотах истории мы хотим освободиться от сдерживающих пут того, от чего не можем освободиться, оставаясь людьми, членами общей системы: неизбежен более или менее длительный период социокультурной, духовной, морально-этической дезориентации, затрудняющей самоидентификацию субъекта в меняющемся социальном пространстве.

Содержание российских реформ сделало предпринимательство своего рода зеркалом этих процессов. Динамика его этических представлений, развивающаяся в политическом пространстве постсоветского общества, в значительной мере определяет ход реформ и предопределяет их результаты.

Степень изученности и разработанности темы. Проблема формирования и развития этики предпринимательства занимает прочное место в классической и современной социологии, начиная с К. Маркса и М. Вебера. Общетеоретические подходы к предпринимательству как социальной группе, обладающей своей культурой, разработаны в трудах многих зарубежных и российских авторов. Среди зарубежных исследователей надо прежде всего отметить Т.Веблена, М.Вебера, Д.Кейнса, А.Смита, Н.Смелзера, Ф.Хайека, И.Шумпетера. Ряд интересных положений о специфике современного российского предпринимательства содержится в работах Л.Абалкина, Г.Абрамишвили, И.Бунина, В.Гимпельсона, М.Грачева, В.Иванова, В.Познякова, В.Смолькова и другие.

Эти авторы исследуют формирование и функционирование предпринимательства как социальной группы в полисубъектном обществе, его роль и значение в системе межсубъектных отношений. Особенности России привлекают внимание исследователей к проблемам безопасности и конфликтов предпринимательства (З.Бласова, Г.Гаджиев, М.Мнацаканян, Н.Суханов, Г.Яни и др.), отражающихся в массовом сознании, в оценке и самооценке представителей российского бизнеса, формирующих этические представления этой социальной группы. Следует выделить ряд авторов, специально занимающихся проблемой функционирования предпринимательства в социокультурном пространстве российского общества: Н.Зарубина, С.Климова, Л.Дунаевский, В.Марченко, М.Мелия, М.Розин, Н.Тихонова, А.Чепуренко, М.Нугаев, В.Радаев и другие. В этом же контексте разрабатывается проблема формирования социального портрета современного российского бизнеса ( Л.Бабаева, В.Великанов, Ж.Грищенко, О.Емельянов, Н.Лапина, О.Перепелкин, Ю.Попов, А.Чирикова и другие). Многие отечественные и зарубежные авторы продуктивно разрабатывают тему предпринимательской этики. В этом плане можно отметить работы Л.Абалкина, А.Агеева, Р.Апресян, В.Баштановского, М.Вебера, Т.Веблена, П.Верхарна, В.Бенедиктовой, Е.Вишневской, Д.Вегель, Ю.Давыдова, А.Данислянца, В.Дудченко, А.Захарова, В.Зайцева, С.Жунина, Н.Максимова, М.Оссовской, Ю.Попова и других.

Однако большинство исследований в традициях, восходящих к М. Веберу и С.Н. Булгакову, тяготеют к императивной, формальной этике, не вполне учитывая актуализированную реформами этику ценностей (См. список использованной литературы). Такой подход ограничивает возможности познания специфики этической динамики в российском трансформирующемся обществе, а следовательно и возможности контроля и управления этими процессами.

Основная цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является разработка когнитивно-объяснительной модели взаимодействия формирующихся этических представлений нарождающегося класса предпринимателей и объективного состояния межсубъектных отношений в специфических условиях постсоветского российского общества. В этом плане выдвигаются следующие задачи:

- выявить особенности российских представлений о предпринимательстве; раскрыть взаимодействие этических представлений различных социальных групп и их влияние на формирование этики предпринимательства; обосновать значение этики в процессе идентификации и самоидентификации предпринимателей;

- дать анализ тенденций развития этики предпринимательства в современном российском обществе.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является процесс формирования этики современного российского предпринимательства. Предметом - воздействие социокультурной среды на формирование этики предпринимательства, интеграция в нее этических представлений предпринимателей.

Методологическая база исследования. Методология диссертационного исследования основана на системном подходе, предполагающем:

- историзм, то есть включение рассматриваемого процесса в широкий пространственно-временной контекст, где прошлое является необходимой предпосылкой и условием настоящего, а настоящее обнаруживает тенденции будущего состояния предмета;

- включённость предмета исследования в связи, отношения с другими сторонами, элементами объекта, интерактивность его развития;

- многомерность рассмотрения предмета с учётом наличия различных научных представлений, точек зрения, итегрируемых единством объекта, то есть необходимостью всестороннего анализа для построения адекватной его картины.

Такой подход разработан на основе теоретических и методологических исследований М.Вебера, Дж.Кейнса, И.Шумпетера, а также В.П.Горячнева, А.А.Гусейнова, Н.Н.Зарубиной, В.М.Иванова, М.О.Мнацаканяна, М.Оссовской и других.

Эмпирическая база исследования. Эмпирическую базу исследования составили материалы социологических исследований отечественных авторов (см. список использованной литературы), Госкомстата РФ, Научно-исследовательского центра Института молодежи РФ, а также проведенных при участии автора Социологическим Центром при АО «КамАЗ» и социологами Казанского института МГУК предпринимателей Татарстана, а также материалы социологических исследований, проведенных среди студентов-менеджеров вузов г.Набережные Челны в 1994 и 1997 годах.

Научная новизна работы.

Формирование этики предпринимательства исследуется не в традиционном соотношении должного и сущего, а процессуально. Этика как система, а не механическая совокупность нравственных норм, принципов, правил отношений между социальными субъектами, представляет собой единство общего (межсубъектного) и особенного (субъектного). Поэтому этика любой социальной группы необходимо включает общечеловеческую и групповую компоненты. Сами социальные группы представляют собой социальные системы, подлежащего по отношению к "обществу" уровня, что предполагает наличие субэтик внутри любой социальной группы. Таким образом, любая этическая система развивается в полиэтническом пространстве, испытывая воздействие других, не совпадающих и даже противоречащих ей этических систем. Социальная динамика постоянно изменяет и воспроизводит как общечеловеческую, так и групповую и субгрупповую компоненты этики.

Отсюда следует необходимость ситуативного изучения этики, то есть акцентирование не на содержании тех или иных этических норм и принципов, а на отражении в них действительных отношений конкретных социальных субъектов в конкретных социальных условиях.

Таким образом, научная новизна данной работы состоит в последовательном применении принципов процессуальное™, ситуативности и интерактивности к изучению современного состояния этических представлений российских предпринимателей. Это даёт возможность установить и научно обосновать особенности и противоречия развития этики российского предпринимательства в постсоветском обществе, их место и значение в контексте российских реформ.

Научная и практическая значимость исследования. Научное понимание и объяснение процесса формирования этики предпринимательства как социокультурного феномена и процесса реформируемого общества даёт возможность контролировать, как со стороны общества в целом, так со стороны государства, эту важнейшую сферу жизни россиян. В диссертации обосновывается необходимость разработки государственной политики в области этики, что обеспечит научное управление социокультурными процессами. Автор выдвигает ряд концептуальных предложений к составлению программы такой политики.

Материалы и выводы данного исследования могут существенно углубить научное знание о современном социокультурном процессе в России,

- 9 способствовать дальнейшему развитию научного познания этого процесса, разработке конкретных методик его оптимизации в области государственного управления, образования и воспитания граждан новой России.

Материалы и результаты работы могут быть использованы в преподавании гуманитарных и социальных наук в учебных заведениях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, приложений.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Этика предпринимательства в контексте социокультурного процесса реформирующегося общества"

- 11 6 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современное информационное общество высоко кооперировано. Общественное разделение труда предполагает не только специализацию и профессионализацию, но и кооперацию и координацию. Оно не только дезинтегрирует, разъединяет, но и интегрирует, объединяет. Производительные силы ограничивают возможности развития самостоятельных, суверенных субъектов социальных отношений, тогда как рыночная идеология в России ориентирует массовое сознание и массовую культуру именно на такой путь развития.

Реформа системы социальных отношений объективно явилась реакцией социализма на усложнение межсубъектных связей и взаимодействий, дискредитировавший унитарно- государственный централизм как форму организации, регулирования и управления обществом. Субъективно же её направленность определялась ориентацией на давно ушедший в прошлое "свободный" рынок. Эти противоречия привели к тому, что институциональный кризис в России выражается в неадекватности устойчивых организационных форм общественных отношений и объективных тенденций развития условий жизнедеятельности социума. Становление новой постсоветской субъектности происходит на фоне отсутствия общезначимой " культурной перспективы", консолидирующей идеи. Преобладание дезинтеграционных процессов входит в противоречие с необходимостью прогрессивного развития общества. Необходимость общественного согласия актуализируется. Только подлинно демократическое государство способно создать идеологию, способную консолидировать всё общество. Объективно роль государственного регулирования экономики и социальных отношений возрастает. Ни одно государство, претендующее на роль демократического, правового и современного не может рассчитывать на свободное предпринимательство как на панацею. Без активной и продуманной государственной политики во всех сферах современное общество не в состоянии успешно развиваться.

- 1 1 7

Государство является единственным социальным институтом, способным эффективно действовать в интересах всего народа.

Государственная идеология включает в себя множество направлений. Это формирование внешнеполитической и внутриполитической идеологии, определённые ориентации в области формирования мировоззрения и общественного сознания. Современная государственная политика России до последнего времени не представляла, из себя, сколько-нибудь целостного комплекса. В разных областях деятельности российские политики действовали в интересах своих групп. Интегрирующим фактором стало стремление к выгоде любыми доступными способами. Стремления к формированию какой-либо государственной идеи оставались только пожеланиями. Идея государственного единства могла стать стержнем новой идеологии, но этому помешала практическая деятельность российских политиков, слишком преуспевших в развале Российского государства, отказавшись от контроля в межнациональных отношениях, контроля над экономической деятельностью, поставивших сферу науки и образования в условия самовыживания. Словесные утверждения о роли религии в укреплении общественного единства и необходимость всеобщего согласия не могли дать должного эффекта, поскольку не опирались на реальные общественные процессы.

Кризис традиционного для России этатизма отразился и на состоянии духовной жизни общества. Всеобщее и обвальное разупорядочивание общественных отношений привело к социокультурной апатии, к морально-этической дезориентации м аморализму. Одним из главных направлений государственной политики в области духовного развития должно стать формирование целостной общественной морали. Для этого государство должно чётко определять свою роль в современном обществе. Роль эта чрезвычайно возрастает, поскольку оно - не де-факто, а по- определению, по существу, является самым действенным, и, пожалуй, единственным интегрирующим общественным институтом. Его прерогативой является

- 1 1 8 формирование идеологии в области государственного строительства, всех сфер, где государство играет решающую роль. Это научная деятельность, социальная политика, предпринимательство. Государство играет большую роль в формировании общественной морали, поскольку оно на практике использует силу закона для достижения своих целей. Чем более цели правящих групп отделены от общественных целей и интересов гражданского общества, тем меньше влияние государственной пропаганды и идеологии на общественное сознание. Такое положение сложилось в России. Российская олигархия пыталась воспользоваться теми идеологическими построениями, которые сложились у интеллигенции по поводу капиталистических отношений в 80-е годы. Но эта пропагандистская кампания обанкротилась к концу 90-х. Социальная практика показала, что олигархия абсолютно не считалась с интересами ни наёмных трудящихся, ни предпринимательского слоя в целом. Это привело их к полной идеологической изоляции. В этих условиях государство должно чётко определить свои приоритеты. Политика в области предпринимательства должна опираться на развитие частной инициативы, прежде всего, в производстве, и особенно в сферах, связанных с применением новейших достижений науки и техники. Однако современная политика по отношению к частному бизнесу строится на принципах контроля за налоговыми проплатами и недопущения его в сферы, где бизнес контролируется монополистами и связанным с ним чиновничеством. Государство никаким образом не смогло обеспечить перспективность частного бизнеса. Он развивался только в сфере торговле. Основная часть предпринимателей оказалась занята в сфере розничной торговли. Предпринимательство развивалось стихийно как попытка населения, лишившегося работы и зарплаты найти средства к существованию. Это никоим образом не способствовало положительному отношению к бизнесу в целом. Негативные характеристики бизнеса складывались, таким образом, из невозможности пользоваться равенством начальных условий в случае

- 1 1 9 заведения дела, поскольку крупный капитал и чиновничество обеспечили себе полную государственную поддержку, и из-за слишком высокого давления на инициативное предпринимательство со стороны того же государства.

В то же время универсальные ценности, лежащие в основе общественной этики, остались теми же, несмотря на глубокий социально-экономический кризис. Они показали свою жизнеспособность. В условиях ослабления государства, явного отказа от утверждения какой-либо идеологии, ликвидации социальных гарантий, невиданного роста преступности и коррупции население оказалось перед лицом общественной деградации фактически санкционированной правящей верхушкой. Ориентация на следование общечеловеческим ценностям стала проявляться тем сильнее, чем тяжелее становилась ситуация в экономике и в области социальных отношений. Именно она стала антитезой дезинтеграции. Это и понятно, так как социально- экономический прогресс невозможен без гармонизации социальных отношений. Наиболее актуальной задачей является создание системы гармонизации этих отношений. Важная роль в решении этой задачи принадлежит морали. Таковой остаётся господствующая мораль российского общества. Ведущим её компонентом, то есть господствующей системой норм, является мораль, пришедшая из советского времени. Именно на неё нужно опираться при разработке перспективных социальных программ. Эта мораль должна стать ведущей и при разработке программ развития предпринимательства. В условиях рыночной экономики особую роль приобрела предпринимательская этика- система норм поведения, опирающаяся на универсальные моральные принципы. Российское общество пока не выработало особых этических норм, характерных для рыночной экономики. Оно не имеет религиозной основы для развития капитализма, как это было в Западной Европе, где таковой стала протестантская этика. Искать опору новым отношениям нужно в системе господствующих этических норм. Общество высокоразвитой науки и экономики должно сохранить

- 12 0целостность этики социальных и профессиональных групп. В России новые коммерциализированные отношения не могли полноценно заменить имеющиеся социально- профессиональные нормы. В современном высокотехнологичном обществе такая необходимость полностью отсутствует. Российское предпринимательство должно развиваться как раз в тех областях экономики, где уже существуют богатые культурные традиции, это высокая профессиональная культура, своя система этических норм. Люди, занявшиеся предпринимательством в этих областях естественным образом, включаются в эту систему. Предпринимательство пополняется за счёт притока людей из слоя наёмных трудящихся. Поэтому позитивные моральные ценности новоявленного слоя являются ценностями класса трудящихся. В условиях, когда большая часть торгового предпринимательства набиралась из числа безработных, то есть когда люди приходили в частный бизнес по необходимости, гуманистический характер межличностных отношений остался единственно возможным вариантом сотрудничества. Взаимопомощь стала единственной возможностью продержаться в условиях кризиса.

Большинство предпринимателей считает (80%), что занятия бизнесом требуют известных качеств. В то же время, более 60% мелких и средних предпринимателей занимаются бизнесом вынуждено. Это дает основание заключить, что, так как большинство предпринимателей составляют именно представители мелкого и среднего бизнеса, в этом слое доминируют внешние мотивации. Когда они не подкрепляют, а замещают внутренние мотивации, все, что связано с данным видом деятельности воспринимается, интерпретируется и переживается скорее негативно, чем позитивно, (см., напр., 127 ,с.11). Этим объясняется амбивалентность этической идентификации: декларируя позитивные качества и нормы поведения предпринимателя, предприниматели допускают практические действия, основанные на противоположных этических конструктах (см. приложение 5). Первое соответствует традициям. Второе -ситуации. Возникает диссонанс: внешние ситуативные морально

- 1 2 1 этические требования не интериоризируются, так как воспринимаются как манипулирование субъектом; морально - этическая установка (внутренняя мотивация) входит в противоречии с реальной ситуацией и дискредитируется. Формируется устойчивая этическая аномия, дезориентирующая субъекта в социальном пространстве.

Таким образом, мелкий предприниматель не готовый этический «идеал», а субъект, сохраняющий традиционные, общечеловеческие установки в большей степени, чем представитель бизнес - элиты.

В то же время, негативное отношение к предпринимателю активизирует самопрезентацию последнего, что традиционно в России в проявляется в форме благотворительности и меценатства, более доступной представителям крупного бизнеса. Последние обладают и более выраженной Я - концепцией, основанной на самоидентификации с бизнес - элитой. Это делает их более устойчивыми к социокультурным влияниям и, следовательно, более регидными в собственных этических представлениях. Занятие мелким и средним предпринимательством не дают основы для однозначной самоидентификации и, тем самым, не предполагают выработку сильной Я -концепции. Отсюда - большая толерантность мелкого предпринимателя к внешним социокультурным, морально - этическим воздействиям.

В современных условиях это значит, что, поскольку этика предпринимательства радикально противоречит традиционным для российского общества этическим установкам, а основная масса населения дезориентирована и дезорганизована, социальной страте амбивалентность и негативное отношение общественности к предпринимательству в целом затрудняет процесс выработки этических норм, адекватных условиям реформируемого общества.

Таким образом, у значительной части активного населения, включающей в себя мелких и средних предпринимателей, усилилось сознательное желание следовать прежним хорошо знакомым моральным принципам, характерным для социалистического общества. Формирующаяся

- 1 2 2 на этой основе мораль, при условии государственной поддержки, может стать полноценной основой для развития этики российского предпринимательства. 123

 

Список научной литературыХудайкулов, Нуриддин Надирович, диссертация по теме "Социальная структура, социальные институты и процессы"

1. Абалкин Л. Деловая этика // Деловой мир,1993,№10,с.8

2. Абалкин Л. Предпринимательство: его природа и роль в обновленном обществе.// Экономика и жизнь, 1991,№29,с.6.

3. Абрамишвили Г. Философия бизнеса // Экономика и жизнь,1991,№45,с.8

4. Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры.М.1991.

5. Ануфриев И.М., Зелинская И.Е. Социальная психология. Курс лекций.- Киев: МАУП,-1995,-88с.

6. Апресян Р. Ценностные контроверзы предпринимательства.// Общественные науки и современность,!993,№2,с. 19-29

7. Архипова Н. Женщины России и рынок // Проблемы теории и практики управления, 1994,№ 1 ,с.81 83

8. Бабаева Л. Образ предпринимателя на страницах газет // Деловой мир,1992,№48,с.9

9. Бабаева Л. Социальный портрет предпринимателя // Экономика и жизнь, 1993 ,№ 19,с. 8

10. Ю.Бабаева Л., Нельсон Л. Истоки ассиметрии: Образ предпринимателя на страницах газет // Диалог, 1992,№6-7,с. 17-20.

11. П.Бабаева Л.В., Чирикова А.Е. Бизнес элита о времени и о себе: исследование менталитета лидеров российского предпринимательства // Деловые люди ,1995, январь (№52),с.66-74.

12. Бабаева Л.В., Чирикова А.Е. Бизнес элита России: образ мышления и типы поведения // Экономика и организация промышленного производства, 1995,№ 1 ,с. 117-145.

13. Бабаева Л.В., Чирикова А.Е. Женщины в бизнесе // СИ, 1996,№3,с.75-81 М.Бакштановский В.И., Соломонов Ю.В. Честная игра : нравственная философия и этика предпринимательства. Т.1 Игры // Томск: Изд.Томского университета, 1992,-240с.- 12 4

14. Бакштановский В.И., Соломонов Ю.В. Этика предпринимательства // Вестник Российской Академии Наук, 1993,Т,63 ,№ 11,с.981-987.

15. Власова З.И. Предпринимательство сквозь призму гражданского общества. М.,1993.

16. Бунин И. Предприниматели в посткоммунистической России // МЭМС>,1992,№5,с.90-94.

17. Вебер М. Избранные произведения.- М. ¡Прогресс,-1990,-808с.

18. Веблен Т. Теория праздного класса. М.:Прогресс,1984

19. Великанов В. Портрет современного предпринимателя в интерьере нашей экономики // НиЖ,-1992,№9,с.94-96.

20. Верхарн П.Х. Современное предпринимательство: этика и успех // Человек и труд,1994,№5,с.119-124.

21. Венедиктова В.И. О деловой этике и этикете.-М.:Фонд правовой куль туры, 1994,-176с.

22. Вишневская Е. «Кодекс чести» бизнесмена // Деловой мир,1993,21 августа ,с.12.

23. Вогель Д. Этика бизнеса : прошлое и настоящее // Вестник Санкт-Петербургского университета.Сер.5.-1992,вып.2,с.75-86.

24. Гаджиев Г. А. Защита основных экономических прав и свобод предпринимателей за рубежом и в Российской Федерации. М.: Фонд правовой культуры, 1995

25. Гимпельсон В. Новое российское предпринимательство: источники формирования и стратегии социального действия //МЭМО,- 1993, № 5, с.31- 40

26. Грищенко Ж.М., Новикова Л.Г., Лапша И.Н. Социальный портрет предпринимателя (Минск, весна 1992 г.) // СИ,-1992, № 10, с.53-61.

27. Даль В. Толковый словарь живого русского языка. Т. 1-4. М.: ТЕРРА,- 1994.

28. Данилин Г.Д. Не ходил бы ты, Ванёк, в бизнесмены.: открытое письмо простого советского экономиста простому советскому труженику // Диалог,-1991, № 10, с.53-57.

29. Деловая этика- основа бизнеса // Экономика и жизнь,- 1991, № 52, с.6-7.- 125

30. Дудченко В. Этика предпринимательства // Деловая жизнь,- 1993, № 5/6, с. 17-22.

31. Егорова-Гантман Е., Минтугов И. Портрет делового человека // Проблемы теории и практики управления, 1993,№6,с. 112-115.

32. Емельянов О. В бизнесе нет мелочей: этика рынка // Социалистический труд,- 1991, № 12, с. 91-94.

33. Емельянов О. К социальному портрету отечественного предпринимателя // Российский экономический журнал,-1992, №8, с.89-92.

34. Жизнин С.З. Этические критерии в бизнесе // Внешняя торговля,- 1991, № 4, с.40-43.

35. Иванов В.М. Свободное предпринимательство : иллюзии и реальность // Полис, 1995,№6,с. 119-128.

36. Кабалина В.И. Изменение функций и статуса линейных руководителей // СИ, №11, 1998.

37. Кейнс Д. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс,- 1978,

38. Киянова М.К. Женщина и бизнес: две ловушки на пути к вершинам // Экономика и организация промышленного производства, 1995, № 4,с.193-199.

39. Комарова Н., Холопова Т. Этикет в сфере бизнеса // МЭМО,1997,№6,с.118-125.

40. Косова Л.Б., Кларк Т. Субъективные оценки экономического благополучия и поддержка реформ // СИ,-1997, №12.

41. Климова С.Г., Дунаевский Л.В. Новые предприниматели и старая культура с.64-69//СИ,- 1993, №5.- 126

42. Комаровский B.B. Система социального партнёрства в России, 1998, № 2, с.21-31.

43. Лапина Н. Предприниматели в политическом пространстве // МЭМО, № 6, 1993, с.43-57.

44. Лапуста М. Предприниматель и предпринимательство : общая характеристика // Проблемы теории и практики управления,!994,№ 1,с.43.

45. Лапицкий М. Предпринимательство и мораль // Бизнес, 1994,№5,с.43.

46. Левинсон А. Чего старые интеллигенты не дали "New Russians" // Искусство кино "№ 1, 1995, с.28-33.

47. Лукин A.B. Переходный период в России: демократизация и либеральные реформы // ПОЛИС, 1999, № 2, с. 134-154.

48. Маккарти Д.Д., Шаффер Ш.М., Шекиня С. Новые российские предприниматели // Человек и труд, 1993,№ 4, с. 112-116.

49. Максимов Н. Этика бизнеса // Экономика и жизнь, 1992,№ 43,с. 1

50. Марченко В.В. Социальная психология и предпринимательство .Ярославль, 1996.5 5.Между народное предпринимательство: анализ зарубежного опыта.- М.: Наука,-1992,-204с.

51. Мелия М.И., Розин М.В. Формирование позитивного образа предпринимателя в общественном сознании // Вопросы психологии, 1993, № 1, с.54-61.

52. Мнацаканян М.О. О природе социальных конфликтов в современной России, с.81-88 // СИ. № 6, 1997.

53. Мирзоев Г.Б. Правовое регулирование предпринимательства в Российской Федерации.М.: Фонд правовой культуры, 1995.

54. Митрохин В. Реформы и контрреформы // Интеллектуальный мир, 1996, № 9.

55. Могель И.М., Могель Б.С. Профессиональная культура предпринимателя, с.10-15 // СИ, № 10, 1997.- 127 ■

56. Мозойро А. Частное предпринимательство и общественное служение в русской экономической мысли второй половины XIX века // Вопросы экономики.- 1994, № 5, с. 119-124.

57. Муранивский Т.В. Спекулянты или посредники // Профсоюзы и экономика,-1991, №1, с.50-53.63 .Новый предприниматель: каков он? (одно интервью и два мнения) // МЭМО,1992,№ 5,с.79-89.

58. Нугаев М.А., Валеева А.Ф. Инновационно-предпринимательская культура и развитие организационно-хозяйственного творчества // Казань,-1995,-123с. 65.0ссовская М. Рыцарь и буржуа: исследования по истории морали. М.: Прогресс,- 1987,- 528с.

59. Парамонова С.П. Типы морального сознания молодёжи, с.69-78 // СИ, № 10, 1997.

60. Перепелкин О.В. Российский предприниматель : штрихи к социальному портрету // Человек и труд, 1995,№ 2, с.35-40.

61. Петров Ю.А. Предприниматели и российское общество в начале XX века // Свободная мысль, 1992, № 17, с.41-50.

62. Позняков В. Новая социальная группа: признаки, мотивы действий, Трудности становления // Человек и труд,- 1992, № 4/5, с.42-53.

63. Попов Ю Российское предпринимательство : проблемы формирования профессиональной этики // Проблемы теории и практики управления, 1996, № 3,с.110-114.

64. Попов Ю. Российское предпринимательство: социальный портрет // Человек и труд, 1995,№2,с.92-97.

65. Радаев В.В. О вере и милосердии: фрагмент облика нового российского предпринимателя // Общество и экономика.- 1993, № 6, с. 77-83.

66. Радаев В.В. О некоторых чертах нормативного поведения новых российских предпринимателей // МЭМО, 1994, № 7,с.31-38.

67. Радаев В.В. Четыре способа утверждения авторитета: некоторые результаты обследования российских предпринимателей // Вестник Российской Академии Наук, 1994, № 7,с.627-633.

68. Ракитов А.И. Философская азбука бизнеса // Вопросы философии.- 1991, №2,с.25-35.

69. Резниченко Л.А. Культура бизнеса (заметки о международной конференции) // Общество и экономика, 1995, № 1, с.42-47.

70. Русинов Ф., Иоффе М. Российское предпринимательство: вариант цивилизованного развития // Деловой мир, 1993, № 6, с. 12-13.

71. Селиванов А. Совместима ли конкуренция с моральными стандартами? // РИСК, 1994, № 3-4,с.69-72.

72. Симонян Р.Х. Бизнес по-русски и по-латышски: Результаты мониторинга, с.54-61 //СИ, №11, 1997.

73. Сироткин В.Г. Марк Масарский: путь наверх российского бизнесмена. М.: Международные отношения, 1994, 270с.

74. Смит А. Исследование о природе и причинах богатств народов. М.: 1962.

75. Слюсарянский М.А., Шайдарова Е.С. Особенности оценки российских реформ учащимися и учителями, // СИ, 1997, № 10,с. 30-35.

76. Смелзер Н. Социология. М.-1994.

77. Смольков В.Г. Предпринимательство как особый вид деятельности // СоцИс, 1994, №2,с. 15-22.- 12 9

78. Согомонов Ю.В. Введение в этику предпринимательства. Владимир, 1994.

79. Сорока И. Предприниматели, а не дельцы // Социалистический труд,- 1991, № 5, с.85-86.

80. Степанов Е.И. Введение в конфликтологию предпринимательства. Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технология разрешения. Выпуск 11, М, ИС РАН, 1996.

81. Стране нужны не Чичиковы- Демидовы и Рябушинские: заявление Первого Конгресса российских предпринимателей // Деловые люди.- 1995, февраль (№ 53), с.4-5.

82. Спрун В.И. Бизнес и принципы // Директор, 1994, № 8,с.54-57.

83. Суханов Е.А. Правовые основы предпринимательской деятельности.М.,1994.

84. Тихонова Н.Е. Мировоззренческие ценности и политический процесс в России с. 15-27 // Общественные науки и современность, №4, 1996. 97.Челны ЛТД, 1996, № 1, с. 17.

85. ЮО.Чернозуб С.П. Реформы высшей школы: наследие и диктат традиций // Общественная наука и современность, 1998, № 2, с.41-51.

86. Чирикова А.Е Лидеры российского предпринимательства: ментелитет, ценности. М.,1997.

87. Чирикова А.Е. Человек больше богатства: Этическое измерение лидеров российского предпринимательства с.78-90 // СИ, №11,1997. ЮЗ.Файбисович С. «Новые русские»- снаружи и изнутри // Искусство кино, 1995,№ 1,с.34-38.

88. Юб.Хаджимуратов A.A. Предпринимательство: сущность и основные компоненты. СПБ, Нотабеж,1995.

89. Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия // МЭМО, 1989, № 12.

90. Хизрич Р., Питере М. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха // Предприниматель и предпринимательство.- М.: Прогресс,- 1993,-157с.

91. Хозе С. Сможет ли старшеклассник стать предпринимателем? // Педагогика,-1992,- № 5-6, с. 124-125.

92. Ю.Шумпетер И. Теория экономического развития. М.: Прогресс,- 1982. 111 .Щекочихин В.В. Монолог частного предпринимателя // Экономика и организация промышленного производства,- 1991, №7, с.86-99. 112.Этика бизнеса//Деловой мир,- 1991, № 137-138, с.12.

93. Этика бизнеса: международные аспекты. Материалы международного симпозиума. Москва, 11-14 июня 1991 г.-М.: Дело,- 1992,- 160с. 114.Этика бизнеса: к определению предмета (научно-аналитический обзор). М.,ИНИОН,-1994,-54с.

94. Этика и культура: их место в современном бизнесе // Экономика и организация промышленного производства, 1994,№ 9,с.190-199.

95. Яни П. Уголовный закон и бизнес // Хозяйство и право,1993,№ 5,7,10.

96. Яновский А., Яновская М. Этика предпринимательства // Хозяйство и право,- 1993, № 4, с.22-28.

97. Ярошевский М.Г. Наука о поведении: Русский путь с.5-18 // Вопросы психологии, №4, 1995.

98. Петров Э.Ф. Эгоизм. Философско- этический очерк.-М.:1969,с.10

99. Шакуров Р.Х,Дырин С.П.,Чичаева И.И. Ценностные ориентации студентов вузов (на примере управленческих специальностей).-Наб.Челны, 1998,108 с.