автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.05
диссертация на тему:
Этика раннего старообрядчества

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Константинова, Марина Константиновна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Тула
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.05
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Этика раннего старообрядчества'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Константинова, Марина Константиновна

Введение.

Глава 1. Истоки нравственных воззрений раннего старообрядчества.

1.1 Духовный опыт авторов пустозерской группы как источник формирования нравственных воззрений раннего старообрядчества.

1.2 Ситуация нравственного выбора в системе воззрений раннего старообрядчества.

Глава 2. Основные категории религиозно-нравственных воззрений старообрядчества.

2.1 Последнее время как ситуация нравственного выбора.

2.2 Праведность и грех в системе нравственных воззрений старообрядчества.

Глава 3. Нравственные воззрения раннего старообрядчества как нормативная система.

3.1 Установка на ненасильственное сопротивление злу в системе нравственных воззрений раннего старообрядчества.

3.2 Пути и методы реализации установки на ненасильственное сопротивление

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по философии, Константинова, Марина Константиновна

Актуальность исследования. В современной ситуации с особой остротой встает вопрос о соотношении принципа активности человеческой личности и принципа милосердной любви, как фундаментального положения, исходной установки нравственно осмысленного поведения. Отказ от насильственного сопротивления злу зачастую рассматривается как проявление пассивности, отсутствие чувства социальной ответственности. Нередко это приводит даже к принципиальному отрицанию возможности реализации идеала христианской любви. Данная проблема стала одной из ключевых в этике XX века. С. Н. Булгаков одним из первых предложил в качестве модели нравственно обоснованного поведения этику подвижничества, представляющую собой моральную систему, соединяющую в себе элементы социальной активности и христианский принцип любви.1 Однако изменение понимания этого круга вопросов в этической мысли XX века связано не только с созданием теоретических моделей ненасильственного сопротивления. Этим док тринам всегда сопутствовал (а иногда и предшествовал) реальный опыт воплощения идеала ненасильственного противостояния злу. В этом отношении русское старообрядчество представляет собой один из вариантов этики подвижничества и может рассматриваться в одном ряду с другими образцами ненасильственной борьбы, опыт которых, имел в своей основе религиозную нормативно-ценностную систему.

Обоснование темы Феномен старообрядчества, по определению Н.О. Лосского, представляет собой «одно из проявлений основных свойств характера русского народа»2. Движение, начавшееся как протест против церковной реформы, выявило важнейшие черты своеобразия этического мировоззрения,

1 См. Булгаков С. Героизм и подвижничество. -М.: Республика, 1994. - 150 с. С 26

Лосский Н.О. Характер русского народа. // Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: основы этики. - М.: Политиздат, 1991. - 368 с. С. 336. характерного для русского православия, и стало основой для формирования специфической системы нравов. Старообрядчество в силу своей неразрывной связи с традиционной культурой позволяет обратиться к самым истокам русской нравственно-религиозной мысли, и проследить складывание важнейших феноменов нравственной практики. Большое влияние старообрядчество оказало на формирование русской хозяйственной этики, целостной системы per ламентации повседневной жизни человека, опирающейся на религиозно-нравственные установки. Раннее старообрядчество (то есть первые этапы развития движения до распадения на толки в конце XVII века) представляет в этом отношении особый интерес, так как его изучение позволяет выявить некоторые универсальные моменты в формировании религиозно-нравственных систем такого типа. Выбор, в качестве основного объекта исследования, комплекса сочинений авторов пустозерской группы (протопопа Аввакума, инока Епифания и дьякона Федора) определяется их значением для развития старообрядческого движения. Религиозность есть явление сугубо индивидуальное даже в том случае, когда мы говорим о ней как о характеристике некого более или менее широкого движения. Творчество авто ров пустозерской группы как бы сфокусировало настроения и идеи против ников церковной реформы. То, что у других было смутно и неопределенно, у пустозерцев выразилось ярко и рельефно. С другой стороны, в силу своей яркости и внутренней близости всем старообрядцам эти сочинения сами становились фактором, определявшим дальнейшее развитие движения.

Цель и задачи исследования. Главной целью данного исследования является реконструкция и анализ нравственных воззрений раннего старообрядчества. Основным предметом рассмотрения при этом должны стать истоки, метафизические и аксиологические основания и основные формы реализации установки на ненасильственное противостояние злу. Под реконструкцией в данном случае понимается выявление внутренних взаимосвязей, структурообразующих элементов старообрядческих нравственных воззрений. Важной содержательной стороной реконструкции является установление отношений, связывающих ценностную и категориальную систему старообрядческой этики с непосредственной жизненной практикой. Данная цель поставлена, исхоо дя из общей модели религиозного этоса . Он включает, в нашем понимании, фундаментальные положения религиозного учения, основанные на них правила жизненного поведения и конкретные формы реализации этого предписанного поведения. Цель диссертационной работы достигается путем реали зации следующих исследовательских задач:

- определение основной модели становления нравственных воззрений старообрядчества путем сопоставления его с другими образцами формирования религиозно-этических доктрин и систем религиозно-нравственной практики;

- установление природы и содержания опыта противостояния злу в понимании старообрядческих авторов,

- выявление и анализ ключевых ситуаций, оказавших влияние на складывание нравственных воззрений и нравственной практики старообрядческого движения,

- раскрытие сущности старообрядческого понимания идеи «последнего времени» как ситуации нравственного выбора и установление ее значение для формирования воззрений противников церковной реформы;

- анализ истоков установки на отвержение мира и категории избранности в учении раннего старообрядчества;

- исследование особенностей аскетического учения в системе моральных представлений раннего старообрядчества, выявление содержания понятий греха и спасения;

- раскрытие содержания старообрядческого понимания идеи ненасильственного противостояния миру, метафизических, аксиологических и прагматических аспектов ненасилия в учении раннего старообрядчества;

3 См. Этос религиозного опыта. - М Изд-во ИФРАН 1998. - 130 с. ; Этос // Этика: Энциклопедический слс варь / Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. - М.: Гардарики, 2001. - 671 с. С. 600-601; Ганопольским М.Г. Региональный Этос. Истоки, становление, развитие. - Тюмень: НИИ прикладной этики ТГНУ, 1998. ■ -64 с. С 6-17; Осовская М Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. - М.: Прогресс, 1989. - 528 с.

- систематизация высказываний старообрядческих авторов по вопросам, связанным с установкой на ненасильственное сопротивление злу;

- выявление негативных (мироотрицающих) и позитивных (миропре-образующих) форм ненасильственного противостояния злу в жизненной практике старообрядчества.

Основная проблема диссертации лежит на стыке двух направлений на учного исследования: во-первых, нравственной философии и нравственного богословия и, во-вторых, изучение истории старообрядчества. Работ, специально посвященных систематическому исследованию нравственных воззрений раннего старообрядчества, почти нет. Однако данная проблематика в той или иной мере затрагивается в различных трудах, связанных с историей русской церкви и духовной культуры. Научное и философское исследование старообрядчества началось с середины XIX века. В XVIII и первой половине XIX вв. практически все труды авторов господствующей церкви, посвященные старообрядчеству, носили полемический или обличительный характер и их ценность для понимания сущности учения невелика. Систематическое изучение сочинений авторов раннего старообрядчества начинается с середи ны XIX века. В 50-х и 60-х гг. вышел целый ряд исторических работ посвященных старообрядчеству, историки пытались выявить связь старообрядчества с фундаментальными закономерностями развития русского православия. К этой группе можно отнести работы С.М. Соловьева Н.И. Костомарова, О.В. Ключевского и др.4 Однако все эти исследователи рассматривали главным образом внешние обстоятельства возникновения старообрядчества, не затрагивая его сущности. Позднее и, в значительной степени под влиянием исторических исследований, к этой проблеме обращаются философы и богословы.

Собственно философские или историко-философские труды по проблемам старообрядчества можно разбить на три группы. Во-первых, работы по исто

4 См. Соловьев С.М. История России с древнейших времен // Сочинения. Книга VI - М.: Мысль, 1991 - 671 е.; Костомаров ЯЯРаскол: исторические монографии и исследования. - М.: Чарли, 1994. - 608 е.; Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций в 3 кн. Кн. 2. - М.: Мысль, 1993. - 584 с. С 355-395; рии русской философии, а так же работы по истории духовной и богословской культуры России, в которых старообрядчество рассматривается как специфический этап или течение в развитии православной духовной культуры. Среди достаточно большого числа работ, этой группы, следует обратить внимание на следующие: «Пути русского богословия» протоиерея Георги; Флоровского, «Истории русской философии» В.В. Зеньковского, «Характер русского народа» Н.О. Лосского5. Авторы этой группы не ставили перед собой цели целостного анализа старообрядческого учения и жизненной практики, но, сопоставляя его с другими явлениями русской философской мысли и духовной культуры, сделали не мало важных выводов. Благодаря им старообрядчество заняло определенное место в системе развития русской философии. Было преодолено представление о нем как о чем-то случайном, как о неком извращении русского церковного сознания. В качестве фундаментальной проблемы старообрядчества, авторы этой группы поставили вопрос о связи важнейших положений старообрядческого учения с основными закономерностями развития мировоззрения русского православия. Они выявили i; качестве основных определяющих черт, движения его утопический характер, проанализировав социальный идеал старообрядчества.

Авторы советского времени, занимавшиеся историей русской философии, почти не касались старообрядчества. В работах этого времени возобладала точка зрения восходящая к Г.В. Плеханову и М.Н. Покровскому 6. Эти исследователи видели в расколе Русской церкви, прежде всего, идеологическое выражение социальных процессов протекавших в русском обществе. Поэтому вопросы учения старообрядчества не занимали в работах этой группы значительного места. С другой стороны старообрядчество по-прежнему занимало важное место в исследованиях посвященных истории духовной культуры Средневековой Руси. Таковы, например, работы А.И,

5 Флоровский Г. Пути русского богословия. - Вильнюс, 1991. - 600 е.; Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х томах. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. 544с. С. 58-61. Лосский Н. О. Характер русского народа. // Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: основы этики. -М.: Политиздат, 1991. -368 с. С. 336

Панченко, Д.С. Лихачева, B.C. Румянцевой7. Они очень многое дают для понимания места, которое старообрядчество занимает в общем контексте русской духовной культуры. Так, например, авторы этой группы выявили в качестве одной из важнейших проблем литературного наследия авторов пусто-зерской группы вопрос о ценности человеческой индивидуальности, ими бы ли проанализированы методы и формы философствования выдающихся ав торов старообрядчества. Затем философское исследование старорядчетва возобновилось. В работе М.Н. Громова и Н.С. Козлова «Русская философская мысль X-XVII вв.», творчество старообрядческих авторов оценивается как одна из наиболее ярких страниц развития русской философской мысли в XVII веке, в их учении выявлены эстетические, гносеологические и этические проблемы.

Вторую группу составляют исследования, посвященные различным проблемам православного богословия или религиозной практики. Исследование богословской стороны старообрядчества относится главным образом к началу XX века. Многие специальные работы, посвященные отдельным сторонам православной культуры, часто включают в себя ссылки на старооб рядческое понимание данной проблемы. В качестве примера можно привести работы С. Булгакова и Е. Трубецкого. Е. Трубецкой анализировал нравственный смысл принципов иконописи именно на материале сочинений протоо попа Аввакума . В работе С. Булгакова «Православие» тема старообрядчества затрагивается в связи с несколькими аспектами православного вероучения, например, эсхатологии и апокалиптики, а так же в разделе, посвященном православному пониманию сущности и значения обрядности в системе церковности9. Работы, подобные трудам Е.Трубецкого и С. Булгакова не раскрывают сущность старообрядчества как целостного явления, они касаются

6 Плеханов Г.В. История русской общественной мысли т. 1- М. 1918; Покровский М.Н. Очерк истории русской культуры. - М. 1922.

7 Румянцева B.C. Народные антицерковные движения в XVII М.: Политиздат, 1989. - 244; Панченко А.И Русская культура в канун петровских реформ. - JI. Наука, 1984. - 295 с; Лихачев Д.С. Человек в литературе ДревнейРуси. - М.: Наука, 1958. - 114 е.; Робинсон А. Я. Жизнеописание Аввакума и Епифания М. Изд-во АН СССР, 1963-316 е.;

8 Трубецкой Е. Умозрение в красках. Этюды по русской иконописи. - М.: СП «Интерпринт», 1990. - 44 с. лишь отдельных его аспектов. Но эти исследования очень многое дали для разработки методологии исследования. Эти авторы впервые признали, что в старообрядчестве сохраняется подлинный дух православия, иногда даже сохраняется более полно, чем в синодальной церкви. Эти работы создали предпосылку для применения к старообрядчеству тех же методов исследования, которые использовались для изучения христианско-православной традиции i целом.

Третью группу составляют труды философов, богословов, культурологов, ориентированные на целостный анализ старообрядчества как специфического явления русской духовности. В конце XIX века публикуется целая серия работ церковных историков, в которых впервые делается попытка дать целостный обзор всех важнейших тем и проблем литературы раннего старообрядчества. Однако систематизация эта проводилась по достаточно формальному признаку, поэтому нравственная проблематика старообрядческого учения оставалась растворенной в богословской. Следует особо отметить исследования Н. И. Субботина, подготовившего издание многотомного собрания материалов по истории раннего старообрядчества, работы Н.Ф. Каптере ва, А.К. Бороздина Е.Е. Голубинского, П.С. Смирнова10 Во всех этих работах основное внимание уделяется анализу сочинений старообрядцев, эволюции их представлений. Важнейшей проблемой этой группы исследований является вопрос об истоках «раскола», то есть разделения Православной церкви. Эти исследования стали основой для анализа сущности старообрядчества в трудах русских философов.

Одной из первых таких работ было исследование B.C. Соловьева «О русском народном расколе». Трагедию старообрядчества B.C. Соловьев ви

9 Булгаков С.Н. Православие. - М.: Тера, 1991 -416 с.

10 См. Материалы для истории раскола за первое время его существования, под ред Н.И. Субботина. - М.: изд. Братсва св. Петра митрополита. - 1875-1895.; Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. - Сергиев Посад: тип. Свято-Троицкой СергиевойЛавры.-т. 1,1909.-V, 524с., т.2 ,1912.-VIII, 54'7 е.; Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни русского общества в XVII веке, СПб.: Изд А.С. Суворина, 1900. - 319 е.; Голубинский Е. К нашей полемике со старообрядцами. - М.: тип Общества распространения полезных книг, 1905. - 260 е.; Смирнов П.С. Внутренние вопросы в расколе а XVII веке. Исследование из начальной истории раскола по вновь открытым памятникам. - СПБ.: Т-во Печатня С.П. Яковлева, 1898. -XXXIV, 237, 121. дел в отрыве от вселенскости христианства. В.В. Розанов видел исток противостояния старообрядчества и господствующей церкви в разном понимании путей спасения. А.В. Карташев увидел сущность старообрядчества в утопическом характере мировосприятия русского православия. Важную роль в развитии изучения старообрядчества сыграла книга С.А. Зеньковского «Русское старообрядчество», по методологии исследования эта работа скорее историческая. Исследование С.А. Зеньковского создает необходимую базу для соотнесения учения противников реформы с жизненной практикой участников движения, без чего целостное и полное понимание нравственных воззрений старообрядцев невозможно11. В работах этой группы моральные воззрения старообрядчества затрагиваются в связи с проблемой сущности движения. Это является необходимой предпосылкой понимания природы моральных воззрений старообрядчества. Особое место в комплексе сочинений о старообрядчестве занимают работы представителей старообрядческой мысли. Наиболее интересными примерами такого самоанализа является исследования В.Г. Сенатова и В.П. Рябушинского, а также работы, являющиеся по преимуществу историческими, например, Ф.Е. Мельникова. Эти авторы отмечает многие важные черты старообрядческого этоса, которые почти ус кользнули от внимания авторов господствующей церкви, такие как нравственный смысл книги, в старообрядчестве, влияние старообрядчества на процесс формирования русской хозяйственной этики, нравственные аспекты об-рядоверия12.

Интерес к старообрядчеству резко возрастает в конце прошлого века. Были обобщены результаты культурологических исследований жизненной практики старообрядческих общин. Вновь начинается философское исследо

11 См. Соловьев В С. О русском народном расколе. // Сочинения, т. 1. - М.: Правда, 1994. - 180-205; Розанов В.В. Психология русского раскола. // Сочинения в 2т., Tl. М., Правда 1994. - 638 с. С. 51.; Карташев А. Смысл старообрядчества. / Церковь 1990 № 1 С. 15-19; Зенъковсвский С.А. Русское старообрядчество: духовные движения семнадцатого века. - М. Церковь, 1995. - 528 с.

12 Сенатов В. Философия истории старообрядчества. М. Старообрядческая типография с. Бородулино 1995 95 е.; Рябушинский В.П. Старообрядчество и русское религиозное чувство. - М.-Иерусалим: Мосты, 1994. -239с. Мельников Ф.Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) Церкви. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 1999.-557 с. вание литературных памятников движения, складываются новые центры их изучения. Следует отметить ряд статей А.И. Клибанова, С.В. Познякова и др., касающихся таких вопросов, как вероучительные основы общинной организации старообрядцев, концепция «труда благого», смысл и религиозные истоки моральных воззрений и нравственной практики протеста против реформы и др. Самые крупные исследования этого периода - это монографии М.О. Шахова: «Философские аспекты староверия» и «Старообрядчество, общество, государство», посвященные целостному анализу старообрядческого учения как философской системы. Основное внимание автор уделяет он

13 тологическим и гносеологическим аспектам доктрины .

Таким образом, основными проблемами, получившими освещение в литературе о старообрядчестве, являются выявление причин разделения Русской православной церкви, вопрос истоков старообрядческого учения, исследование сущности и типологического статуса старообрядчества. Тема этики раннего старообрядчества остается актуальной. Несмотря на достаточно большое число работ, посвященных различным аспектам старообрядческого учения, в том числе и нравственным вопросам, данная проблема еще далек;, от разрешения. Феномен этоса раннего старообрядчества как целостного комплекса, соединяющий в себе догматические положения и нравственно осмысленные формы конкретного жизненного поведения, еще не подвергался специальному анализу. Раннее старообрядчество не рассматривалось в качестве примера нравственно осмысленного опыта ненасильственного сопротивления. Нравственно-религиозный опыт противников реформы, связанный с реализацией идеала ненасилия может представлять значительный интерес с точки зрения разработки проблем этики ненасилия.

13 См. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X-XVII вв. -М.: Изд-во МГУ, 1990 - 288 е.; Клибанов А.И. Протопоп Аввакум и апостол Павел. // Старообрядчество в России. - М., 1994 С. 12-42; Пс зняков С.В. К вопросу о философской концепции протопопа Аввакума // Старообрядчество. История, куль тура, современность. Вып. 1 — М.: Издательский отдел Музея истории и культуры старообрядчества, 1994. 78 с. С. 23-30; Шахов М.О. Старообрядчество, общество, государство -М., 1998. - 110 е.; Шахов М.О. Философские аспекты староверия. - М.: Изд. дом «Третий Рим», 1998 - 208 с.

Данное исследование проведено на материале автобиографических, ис-толковательных и дидактических произведений авторов пустозерской группы. По форме они представлены «Книгами» (то есть систематизированными сборниками высказываний), автобиографическими «Житиями» и посланиями. Среди них нет сочинений, специально посвященных нравственной проблематике, но этические вопросы ставятся в связи с различными проблемами старообрядческого движения. Типологическое деление источников являете:-так же отчасти тематическим. Автобиографические и биографические сочинения старообрядческих авторов являются обобщением их индивидуального нравственного опыта. Именно этот класс сочинений позволяет наиболее полно реконструировать истоки нравственного учения старообрядчества, ту жизненную ситуацию, которая определяла для них условия нравственного выбора. Автобиографические послания представлены, прежде всего «Жи-тиями« протопопа Аввакума и инока Епифания. По смыслу и цели создания очень близко к автобиографическим произведениям, написанное Аввакумом на смерть боярыни Морозовой, княгини Урусовой и Марии Даниловой, «О трех исповедницах слово плачевное». Аввакум ориентировался на традицию похвальных надгробных слов, но, рисуя образы «исповедниц» (особенш боярыни Морозовой), он прибегает к тем же характерным приемам, что и и «Житии». Он ставит здесь те же самые вопросы: выбор, ответственность, стойкость, долг, как и при написании собственной биографии. Автобиографический материал так же широко представлен в послании «Послание к сыну Максиму» дьякона Федора14.

Истолковательные сочинения представлены, прежде всего, «Книгами» протопопа Аввакума, таким как «Книга бесед» и «Книга толкований». К этому типу старообрядческих сочинений относятся так же послания дьякона н Аввакум. Житие. // Памятники литературы Древней Руси: XVII век. Книга вторая. -М.: Художественная литература, 1989. - 704 с. С. 351-407. Аввакум. О трех исповедницах слово плачевное. // Там же С. 448-453. Епифаний. Житие. // Там же С. 310-336. Федор. Послание из Пустозерска к сыну Максиму. // Материалы дш истории раскола за первое время его существования, под ред. Н.Н. Субботина т. 6. - М.: изд. Братства св. Петра митрополита, - 1881 XXVI, II, 337 с. С. 90-250

Федора, посвященные критике реформы и изложению эсхатологического учения раннего старообрядчества. Сочинения этого типа представляют своеобразные суммы учения противников реформы. Разделы «Книги бесед» очень разнообразны по тематике, внешне они объединены только общей темой критики церковных новшеств, но, если рассмотреть их в целом, они обнаруживают некое внутреннее единство мировосприятия, обладающего даже известной стройностью. Отдельные главы охватывают вопросы гонений н; старообрядцев, критики реформы, эсхатологии, принципов иконописи и др, Отдельные разделы книги складываются в целостную концепцию переживаемого времени, которое помещается в контекст истории христианского человечества. Второе крупное произведение Аввакума условно названное издателями «Книга толкований», созданная Аввакумом в пустозерской земляной тюрьме 1675-1677 гг. Аввакум пользуется словом толкование, но на самом деле, это достаточно свободный комментарий к ряду библейских текстов (к некоторым псалмам, текстам из Книги притчей и Премудрости Соломона, книги пророка Исайи, Евангелий и т. д.) Достаточно часто Аввакум вообще развивает какое-то собственное представление, отталкиваясь от того или иного библейского образа. В «Книге толкований» нравственная проблемати ка представлена еще шире, чем в «Книге бесед», предметом рассмотрение является, как правило, моральный смысл поступков библейских персонажей, которые постоянно соотносятся Аввакумом с современной ему российской действительностью. Завершается «Книга» своеобразным синтезом, название этой главы очень характерно для творчества Аввакума: «Как нужно жить в вере?», где он последовательно излагает свои взгляды на содержание аскетической практики. «Книги» Аввакума представляют собой наиболее последовательное изложение нравственных воззрений раннего старообрядчества15.

15 См. Аввакум. Книга бесед. // Памятники истории старообрядчества. Памятники истории старообрядчества. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1927 Кн. 1, Вып. 1. - XCVII, 960 сглб. Стлб. 241-424; Аввакум. Книга толкований , Там же Стб. 425-576.

У Епифания сочинений такого рода нет, а крупнейшие произведения дьякона Федора представляют собой только подготовительный набросок для создания подобных обобщенных сводов. Его условно принято называть «Послание сыну Максиму», в нем Федор рассматривает ключевые для понимания взаимосвязи старообрядческой этики и эсхатологии категории: «последнее время» « стояние за веру», «малые избранные» и так далее. Послание распадается на три части, первая из которых посвящена догматическим дискуссиям между участниками пустозерской группы, вторая представляет co6of критику реформы, а третья рассмотрение переживаемого времени. Важным источником сведений об учении раннего старообрядчества являются так же сочинения Федора посвященные эсхатологии, в частности «Послание из Пус-тозерска в Москву», «Послание об антихристе», «Об антихристовой прелести» и др. Важнейшая проблема этого произведения это вопрос о выборе, который должен совершить каждый человек в ситуации последнего времени. Учение Федора о последнем времени носит более пессимистический характер, чем у Аввакума. Образ антихриста как персонифицированного зла является центральным в его произведениях и в других сочинениях дьякона Федора'6.

Третья группа сочинений - это послания, к которым близки по своем}' значению некоторые челобитные авторов пустозерской группы. Послания представляют собой по преимуществу образцы традиционного учительного

17 жанра . Они преследовали, прежде всего, цели морального наставления, разъяснения нравственных коллизий, воспитания. Самая обширная и интересная в этом отношении группа посланий это письма протопопа Аввакума своим духовным детям, которых у него было огромное множество. Посланий дьякона Федора меньше, но в целом указанные особенности тематики и стиля этой группы сочинений относятся и к ним. Тематика посланий несколько

16 См. Федор. Послание из Пустозерска в Москву // Материалы для истории раскола за первое время его существования, под ред. Н.Н. Субботина т. 6. - М.: изд. Братства св. Петра митрополита, 1881. - XXVI, 337, С. 60-79; Федор. О познании антихристовой прелести. // Там же С. 79-89; Федор. Послание сыну Максиму. .'■' Там же, С. 90-250; Федор. Послание ко всем православным об антихристе // Там же, С. 261-269. иная, чем у «Книг». В «Книгах» пустозерские авторы излагали общую концепцию переживаемого времени, а в посланиях они разрешали конкретные

1 ft вопросы, вытекающие из этих представлений . Однако, классификация старообрядческих сочинений, как разделение автобиографические, истолкова-тельные и дидактические является в значительной степени условной. Все без исключения сочинения авторов пустозерской группы имели дидактический аспект, в произведениях всех форм основной темой было переживаемое время, а, следовательно, неизбежно возникала автобиографическая тема. «Жи тия» выделяются среди этого корпуса сочинений своей законченностью и верностью жанру, но в полной мере они становятся понятны только при сопоставлении с другими сочинениями тех же авторов.

Исходной методологической установкой данного исследования является принцип объективного этико-философского анализа, исключающий крайности как критического, так и апологетического подхода к пониманию старообрядчества. Тема и специфика работы подразумевает рассмотрение учения старообрядчества с точки зрения этических, антропологических и историософских аспектов православия. В качестве методологической базы использовались исследования по истории русской средневековой философской мысли и духовной культуры С.Н. Булгакова, Г. В. Флоровского, Н.О. Лосского. Р некоторых случаях, в ходе анализа таких положений как, например, этика ненасильственного сопротивления в системе нравственных представлений старообрядчества, в качестве методологической базы использовалась так же общая модель этики ненасилия19. Основным методом данного исследования является метод критического этико-философского анализа истолковательных и учительных текстов авторов пустозерской группы с целью выявления и

17 См. Красноречие Древней Руси. (XI-XVII вв.) - М.: Сов. Россия, 1987. - 448 с. С. 8

18 См. Аввакум. Челобитные, письма, послания // Житие Аввакума и другие его сочинения. - М.: Сов. Россия, 1991 -368 с. С 83-242

19 См. Гусейнов. А.А Понятия насилия и ненасилия / Вопросы философии. 1994. №6.; А.Л. Гусейнов Этика ненасилия / Вопросы философии. 1992. №3. С. 72—81; Мелешко Е.Д. Философия непротивления Л.Н. Толстого: систематическое учение и духовный опыт. - Тула: Изд-во Гул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 1999 -269 с.

16 раскрытия их моральной проблематики и связей с нравственной практикой старообрядческих общин. Использование сравнительно-философского метода имело целью установить место, которое учение раннего старообрядчества должно занимать в истории христианско-этической мысли, что позволяет выявить его типологический статус.

Теоретическая значимость и новизна представленного исследования состоит в том, что в нем сделана попытка комплексного анализа нравственно-философского творчества авторов раннего старообрядчества. Это создае условия для системной реконструкции и целостной характеристики нравст венных представлений участников движения против реформы. Данное диссертационное исследование создает основу для научного изучения нравственных воззрений старообрядчества как специфического этапа развития русской этико-религиозной мысли и духовной культуры. Одновременно в нем поставлена задача разработать теоретическую модель исследования этической доктрины религиозного движения. Результаты исследования могут в дальнейшем применяться для разработки историко-философского и религиоведческого анализа мировоззрения средневековой Руси и основных тенденций развития русской духовной культуры. Материалы исследования так же могут быть использованы при разработке курсов по истории русской духовной культуры и русской религиозно-этической мысли.

18

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Этика раннего старообрядчества"

Заключение

В ходе проведенного исследования получен ряд новых для изучения этики старообрядчества результатов. На основании анализа важнейших отличительных черт нравственного учения противников церковной реформы i в сопоставлении с другими моделями религиозного этоса были выявлены и рассмотрены источники складывания нравственных воззрений старообрядчества. Анализ важнейших форм и методов старообрядческого философствования в сопоставлении с другими аналогичными явлениями (нравственным учением и практикой протестантизма и еретических движений) показывает, что моральные представления раннего старообрядчества имели в своей основе не догматические расхождения с православной традицией и не рациональную критику Св. Предания и практики церковной жизни, а индивидуальный духовный опыт участников движения. В ходе анализа важнейших особенностей нравственных воззрений старообрядчества можно сделать вывод, что складывание системы нравственных представлений в старообрядчеств< предшествовало их богословскому осмыслению. В старообрядчестве развитие учения шло не через рационализацию жизни на основе некой умозрительной доктрины, а, напротив, через подведение под жизненную практику богословского обоснования.

Исходной основой формирования специфической старообрядческой системы моральных воззрений и регламентируемой на их основе жизненной практики бьл религиозно-нравственный опыт ненасильственного сопротивления. Под религиозно-нравственным опытом подразумевается индивидуально и субъективно переживаемое постижение божественного нравственного закона, воли Божьей и смысла человеческого существования. В данном случае речь идет не об общественной практике, а индивидуальном переживании ценностей, об опыте личного выбора. В этом качестве он возникает из конкретных жизненных ситуаций. Это субъективное переживание людей, глубже других ушедших в религиозную жизнь и способных дать себе сознательный отчет в своих идеях и чувствах. Этот изначальный опыт в своей первозданности соединяет в себе и черты и мистического и нравственного переживания. Сознание высокой значимости индивидуального опыта пронизывает все стороны богословских и нравственных воззрений старообрядчества. В том числе и такой ключевой элемент как понимание обряда. Он в понимании старообрядцев есть актуализация коллективного опыта церкви для ка ждого верующего. Это определило характер и метод философствования свойственный старообрядцам. «Жития» авторов пустозерской группы следует сопоставлять не столько с традиционной для Руси агиографией, сколько с западноевропейским исповедальным жанром. Как первоначальная форма нравственного чувства, этот опыт в дальнейшем подвергается осмыслению и интерпретации, именно на этой основе и складывается нравственное учение старообрядчества как комплекс представлений и нормативов. Анализ сочинений авторов пустозерской группы показывает, что в их понимании борьба с реформой носила исключительно ненасильственный характер. Акты нравственного выбора, связанные с ненасильственной борьбой против зла мира, определили основной круг проблем, ставших предметом рассмотрения i процессе разработки нравственного учения.

С целью анализа процесса формирования и осмысления нравственно-религиозного опыта была проведена реконструкция ключевых для авторов пустозерской группы ситуаций морального выбора. Основным источником и здесь остаются произведения биографического и автобиографического жанра. Для того чтобы создать целостное и полное представление о содержании нравственного опыта, нужно вернуться к его изначальной форме, которую можно было бы обозначить термином «моральная ситуация», в которой вы • бор образа действия обретает смысл выбора образа бытия, выбора между грехом и спасением, вечной жизнью и вечной гибелью. На основе анализа биографических и автобиографических сочинений авторов пустозерской группы был выявлен ряд ситуаций, отвечающих такому определению. Ее структура, включает в себя исходные условия складывания, осмысление этих факторов в категориях религиозной морали и разрешение ситуации (то есть выбор образа действия) утверждающее определенную систему ценностей.

В сочинениях каждого из авторов пустозерской группы, эти образы и идеи имеют свою специфику и в тоже время известное сходство. Их структура, включающая в себя элементы испытание - сомнение - молитва - чудо -утверждение в вере, общая для всех авторов пустозерской группы. Выявленная модель позволяет сделать вывод о том, что в основе складывания старообрядческого этоса лежало общее понимание смысла и значения человеческого существования. Это позволяет реконструировать ценностную систему раннего старообрядчества. Биографические сочинения авторов пустозерской группы отличает глубокий психологический анализ, детальное рассмотрение процессов иерархизации мотивов их конфликта. В качестве высшей положительной ценности выступает Бог и истинная вера как условия приобщения человека к миру божественного, традиционный обряд и сакральный текст как неотъемлемая часть истинной веры, ее условие и форма реализации. В качестве основной негативной ценности в сочинениях авторов пустозерског группы выступает мир как сфера противостоящая реальности божественно ■ го. Основной ценностью постигаемой в личном опыте становится «пребывание с Христом», понимаемое на индивидуальном уровне как ненасильственное противостояние деструктивным силам мира. Таким образом, нравственная парадигма, унаследованная как ценностная система старообрядческими авторами от традиционного христианства, задает основные темы нравственного учения старообрядчества: «последнее время» как характеристика мира, грех и преодоление греха, то есть «мирского» в себе как основная цель человека.

В ходе рассмотрения вероучительных основ этики старообрядчества были определены и систематизированы основные понятия и идеи, которыми оперировали старообрядческие авторы при разработке своих нравственных воззрений. На основании анализа истолковательных и учительных сочинений авторов пустозерской группы мы выявили два основных круга вопросов связанных с моральными воззрениями старообрядчества: эсхатологические и аскетические. Нами была рассмотрена проблема переживаемого времени, как одна из центральных в системе представлений раннего старообрядчества. Анализ эсхатологической тематики в истолковательных и учительных сочинениях старообрядчества позволил установить следующие особенности ю. понимания данного круга вопросов. Концепция «последнего времени» с одной стороны содержала в себе старообрядческое понимание реальности, с другой - она была непосредственно связана с их нравственным идеалом, как в личном, так и в социальном плане. В ней выделяются два аспекта, которые условно можно назвать «тема антихриста» и «тема Христа». Первый в старообрядческом мировоззрении преломился как критика наличной действительности, как сознание ее несовершенства. Второй стал основой складывания их социального и, в значительной степени, индивидуально идеала жизни, причем обе темы глубоко укоренены в историософских воззрениях.

Анализ старообрядческого понимания этих аспектов представлений о переживаемом времени показывает несостоятельность попыток свести старо обрядчество исключительно к негативным аспектам апокалиптики, к учению об антихристе. Эсхатология была не только основой для отвержения наличной действительности («мира» в терминологии авторов пустозерской группы), старообрядцы искали собственно место в системе апокалипсической образности. Личный выбор человека, определяющего свое отношение к реформе, оказывается в их понимании сопряжен с мировым противостоянием добра и зла, воплощенных в образах Христа и антихриста. Пустозерские автор! т тщательно подбирали цитаты из Писания или произведений церковных ав тор, раскрывавшие понимание последнего времени как в первую очередь времени испытаний, позволяющих выявить верных. Именно поэтому так сильны были в старообрядчестве утопические мотивы, старообрядческие авторы верили в возможность сохранения истиной веры в среде верных, в воссоздание общества праведных в своей среде. Этим можно объяснить развитие в старообрядчестве черт мирского аскетизма, вообще православию свойственных гораздо в меньшей степени, чем западному христианству. Целостное восприятие праведности как характеристики охватывающей человеческую жизнь во всех ее проявлениях, приводило старообрядцев к стремлению создать вокруг себя некий праведный мир в противоположность миру антихриста. Ситуация последнего времени имеет в понимании старообрядческих авторов прежде всего позитивный смысл, она есть основание для системы нравственных ценностей и нравственно осмысленных моделей поведения, прежде всего идея противостояния миру. Традиционная эсхатология создавала общее настроение, своеобразную среду в которой формировались характерные для него представления о мире и месте человека в нем, апокалипсическая образность сама по себе задавала основные тенденции развития нравственной проблематики в старообрядчестве.

Вторую сторону нравственных воззрений старообрядчества составляют представления связанные с аскетикой и антропологией. Аскетическое учение раннего старообрядчества представляет собой комплекс этических и антропологических идей. Эта тема имеет в понимании авторов пустозерской груп пы несколько аспектов. Их общей основой является представление о грехе как исходной ситуации человека и путях спасения. Анализ высказываний старообрядческих авторов по вопросам, связанным с конкретными проявлениями греховности, показывает, что их представления по этому вопросу совершенно не систематизированы, они полностью определяются контекстом. Поэтому основным предметом рассмотрения должна стать сущностная природа греха. Сопоставление высказываний старообрядческих авторов о перво родном и личном грехе позволяет сделать вывод, что для старообрядцев грех не был субстанциальным свойством человеческой души, жертва Христа очистила человека, создала реальную возможность осуществления праведности. Поэтому при разрешении конкретных ситуаций понятие свободной воли, становится ключевым.

Условием реализации этой свободы является знание, отождествляемое с одной стороны с учением Христа, а с другой с прямым постижением воли Божьей и смысла человеческого существования. Грех же это состояние заблуждения, затемнения религиозно-нравственного сознания, в котором человек лишается способности принять правильное решение. Знание, обозначаемое так же терминами истина и мудрость не имеет рациональной основы Знание понимается как способность к правильному выбору. Его синонимами становятся «кротость», «милосердие», в качестве ценностей они являются аксеологической основой идеала ненасилия как основной установки старообрядчества. На этом базируется интерпретация избранности на уровне отдельной личности. Избранность есть сознательное и ответственное определение своего места в мире, и вытекающие из этого сознания определенные модели поведения. На основе представлений о спасении и грехе старообрядческие авторы разрабатывали свои представления о конкретных проявлениях праведности, о тех формах поведения, которые обеспечивали в их представлении единение человека с Богом. Термин аскетизм старообрядческие авторы не используют, для обозначения данного комплекса явлений у них существуюг термины «праведник», «истинный христианин», «подвижник», значительно реже «подвиг». Важной особенностью понимания проблемы характерного для старообрядческих авторов является то, что они как правило пишут не о праведности, а о праведнике, то есть не о явлении, а об образе, либо заимствованном из Священного писания и истории церкви, либо из истории самого движения. Таким образом, праведность рассматривалась ими в контексте переживаемого времени, эта категория интересовала старообрядческих авторов не сама по себе, а в той мере в какой она была связана с разрешением про блемы места и роли участников движения в переживаемых событиях, и могл; t служить разрешению вопроса об обосновании ненасильственного сопротивления злу.

В ходе исследования были выявлены связи между вероучительными (эсхатологическими и аскетическими) основами нравственного учения старообрядчества и его нормативной стороной. Она, в свою очередь, служила непосредственным импульсом в трансформации жизненного поведения участников протеста против реформы. Сопоставление различных источников, в том числе сведений о реальной жизненной практике старообрядческих общин, позволяет реконструировать нормативную систему раннего старообрядчества, систематизировать высказывания старообрядческих авторов и ус тановить, в какой степени она оказала влияние на дальнейшее развитие ста рообрядчества как специфического нравственно-психологического типа.

В рамках данного исследования сделана попытка выявить наиболее общие установки лежащие в основе императивной системы старообрядчества. Ее рассмотрение опирается на общую методологическую модель анализа этики ненасилия. Двойственных характер старообрядческой эсхатологии предопределил двойственный характер отношения к миру, лежащего в основе системы предписаний раннего старообрядчества. Эта двойственность раскрывалась в идее активной борьбы против власти антихриста, но борьбы исключительно ненасильственной. Реконструкция нормативной системы старообрядчества осуществлялась на основе выявления истоков и своеобразие их понимания понятия ненасилия. Метафизика ненасилия достаточно слабо раскрыта в сочинениях раннего старообрядчества. Однако это не означает, что у пустозерских авторов не было никаких высказываний о сущностном содержании императива ненасилия. В своей основе она была связана с главными разделами учения старообрядчества, прежде всего эсхатологией. Идея ненасильственного противостояния духовной и светской власти вытекала из определения старообрядцами переживаемого времени как последнего, а самих себя как последних хранителей благочестии. Насилие рассматривалось старообрядцами как непосредственное проявление власти антихриста в мире а противоположный ему принцип любви как реализация воли Христа. Именно это позволило старообрядцам определить сущность насилия как зло. Насилие рассматривается как действие, в корне противоречащее самим основам христианства и определяющий признак власти антихриста (но не власти вообще).

Из метафизики старообрядчества вытекала его аксиология. Ценность ненасильственного сопротивления как формы реализации христианского принципа любви позволяет обосновать ценность конкретных форм жизненной практики. В учении старообрядцев присутствовал аксиологический аспект ненасилия. Противопоставление насилия применяемого властями, источником которого является антихрист, и добровольного мученичества пра ведников для Аввакума и других старообрядцев было одним из важнейших аргументов в пользу правоты противников реформы. И, наконец, одной из тем нравственного учения раннего старообрядчества была прагматика ненасилия, под которой подразумевается такой подход к проблеме, при котором ставится вопрос об оправданности насилия, возможности его использования в определенных ситуациях. Анализ сочинений авторов пустозерской группы и практики движения позволяет утверждать, что старообрядцы не принимали насилие на человеческом уровне ни во имя добра, ни в качестве меньшего зла. Можно выделить своеобразную амбивалентность кардинальной нравственной установки, раннего старообрядчества. Она соединяет активное противостояние власти антихриста (борьба) с идеей ненасилия (кротость, терпе ние). Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что, несмотря на некоторую фрагментарность высказываний, учение пустозерских авторов о ненасильственном сопротивлении представляет собой развитую систему нравственных воззрений. Она связана с одной стороны с эсхатологией и ас-кетикой, а с другой с непосредственной жизненной практикой. И представляет собой один из центральных элементов всего мировоззрения старообрядчества.

Более понятным и наглядным смысл этой нравственной установки ста новится при рассмотрении конкретных форм, в которые облекалось ее реализация. Исследование этого круга вопросов проводилось по двум основным направлениям, с одной стороны были выявлены и систематизированы требования, которые пустозерские авторы считали необходимыми для праведной жизни. С другой - рассматривались стихийно сложившиеся формы нравственно осмысленной жизненной практики старообрядческих общин. Нормативная система старообрядчества сложилась в результате их взаимодействия. На основе рассмотрения этих явлений можно выделить два основных пути отношения к миру характерных для старообрядцев: негативный (мироотвер-гающий) и позитивный (миропреобразующий). Первый подход нашел реализацию, в различных формах «бегства» от мира, были рассмотренных на при мере осмысления в сочинениях протопопа Аввакума практики самоубийств на религиозной почве, получившей распространение в старообрядчестве. Анализ высказываний пустозерских авторов по этому вопросу показывает, что истоки этого явления следует искать не в аскетическом учении, а в эсхатологии. Самоубийство рассматривалось ими не как особый путь самосовершенствования, а как форма ухода из-под власти мира ставшего царством антихриста, возможный только в крайних обстоятельствах. Поэтому в понимании пустозерских авторов оно ни в коем случае не рассматривалось как предпочтительный путь. Более наглядным значение самоубийства становится при его сопоставлении с юродством. В старообрядческом юродстве главным оказывается не самоуничижение добровольного безумия, как в более ранни: формах этого явления, а абсолютная свобода человека, не связанного никакими земными ценностями и регулирующей властью мира.

В понимании старообрядцев все формы ухода из-под власти мира обладали высокой нравственной ценностью. Однако негативной стороной старообрядческое отношение к миру не ограничивалось. Двойственное понимание последнего времени в старообрядчестве подразумевало активное сопротивление злу. Они не просто отвергали мир антихриста, но и стремились противопоставить ему собственный мир сохраненного благочестия. Представления о религиозно-нравственной осмысленности повседневной жизни складыва лись в систему представлений, которую можно обозначить термином «хозяйственная этика». Ее основными положениями, были представления о религиозно-нравственном смысле личного труда и милостыни. Данные положения в дальнейшем получили развитие в жизненной практике старообрядческих общин XVI - начала XX вв.

На основании всего выше сказанного можно утверждать, что этика старообрядчества уже на первых этапах своего развития представляла собой развитую и сложную религиозно-нравственную доктрину. Исходным импульсом к ее формированию был индивидуальный опыт ненасильственного сопротивления церковным и светским властям. Этот опыт был осмыслен в категориях традиционной христианской эсхатологии, антропологии, аскети ки и этики. Таким образом, сформировалась система нравственных воззрении участников движения, группировавшаяся вокруг двух основных проблем: идеи последнего времени и представлений о грехе и спасении. Определение переживаемого времени как последнего и самоотождествление старообрядцев с эсхатологическим образом «немногих избранных» стало аксиологической основой установки на ненасильственное сопротивление злу. Основной проблемой нравственной мысли раннего старообрядчества стал поиск путей и способов реализации кардинальной установки на ненасильственное сопротивление. При этом его пассивные формы (юродство, религиозные самоубийства) сложились в значительной степени стихийно. Важнейшей темой учительных сочинений авторов пустозерской группы были поиски путей позитивной реализации идеала ненасилия, понимаемого как преобразование мира по закону Христа. Главный вывод, который можно сделать на основании проведенного исследования состоит в том, что нравственное учение раннего старообрядчества представляет собой религиозно-этическую доктрину интегрирующей частью, которой является практика ненасильственного сопротивления.

 

Список научной литературыКонстантинова, Марина Константиновна, диссертация по теме "Этика"

1. Аввакум. Житие. // Памятники литературы Древней Руси: XV1. век. Книга вторая. - М.: Художественная литература, 1989. - 704 с. С. 351407.

2. Аввакум. О трех исповедницах слово плачевное. // Памятники литературы Древней Руси: XVII век. Книга вторая. М.: Художественная литература, 1989. - 704 с. С. 448-453.

3. Аввакум. Челобитные, письма, послания И Житие Аввакума и другиг его сочинения. М.: Сов. Россия, 1991 - 368 с. С. 83-242.

4. Аввакум. Книга бесед. // Памятники истории старообрядчества. Памятники истории старообрядчества. Л.: Изд-во ЛГУ, 1927 Кн. 1, Вып. 1. -XCVII, 960 стб. Стб. 241-424

5. Аввакум. Книга толкований // Памятники истории старообрядчества. Памятники истории старообрядчества. Л.: Изд-во ЛГУ, 1927 Кн. 1, Вып. 1. - XCVII, 960 стб. Стб. 425-576.

6. Епифаний. Житие. // Памятники литературы Древней Руси: XVII век. Книга вторая. М.: Художественная литература, 1989. 704 с. С. 310336.

7. Федор. Послание в Москву из Пустозерска. // Материалы для истории раскола за первое время его существования, под ред. Н.Н. Субботина т. 6. М.: изд. Братства св. Петра митрополита, 1881. - XXVI, II, 337 с. С. 60-79.

8. Федор. О познании антихристовой прелести. // Материалы для истории раскола за первое время его существования, под ред. Н.Н. Субботина т. 6. М.: изд. Братства св. Петра митрополита, 1881. - XXVI, II, 337 с. С. 79-89.

9. Федор. Послание из Пустозерска к сыну Максиму. // Материалы для истории раскола за первое время его существования, под ред. Н.Н. Субботина т. 6. М.: изд. Братства св. Петра митрополита, - 1881 XXVI, II, 337 с. С. 90-250

10. Федор. Послание ко всем православным о антихристе. // Материалы для истории раскола за первое время его существования, под ред. Н.Н. Субботина т. 6. М.: изд. Братства св. Петра митрополита, 1881. -XXVI, II, 337 с. С. 261-269

11. Федор. Послание верным об антихристе. Материалы для истории раскола за первое время его существования, под ред. Н.Н. Субботина т. 6. М.: изд. Братства св. Петра митрополита. - 1881 .

12. Андреев В.В. Раскол и его значение в народной русской истории. Ист. очерк. СПб.: Тип. М Хана, 1870 - VIII, 411с.

13. Барсов Е.В. Новые материалы для истории старообрядчества XVII XVIII вв. М.: Университетская типография, 1890 - XII 243 с.

14. Барсов Н.И. Братья Андрей И Семен Денисовы. М.: Университетская типография, 1866. - 162 с.18 .Басилов В.Н. О происхождении невидимого града Китежа у озера Светлояр // Вопросы религии и атеизма. Вып XII М.: Наука, 1964 320 с.

15. Бахтина И.О. Книга и слово в старообрядчество системе ценностей // Мир старообрядчества. Вып. 4 -М.: РПЭ, 1998-483 с. С. 166-17020 .Беловслов Г. Заметки о русском апокалипсисзме // Русский крест -СПб.: Глаголь, 1994. 162 с.

16. Белокуров С.А. Арсений Суханов. М.: Университетская тип., ч. • 1891.-611 е.; ч.2. 1894- LXXVI 283 с.

17. Белокуров С.А. Из духовной жизни московского общества XVII века. -М.: Имп. общество истории и древностей российских, 1902 4, 294, 306 с.

18. Беляев А.Д. О безбожии и антихристе. Сергиев Посад, 1898. - 1034 с.

19. Бердяев Н.А. О назначении человека. Сб. М.: Республика, 1993 - 383 с.

20. Богославский М. Земельное самоуправление на русском Севере в XVII веке//ЧОИДР 1909

21. Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни русского общества в XVII веке, СПб.: Изд А.С. Суворина, 1900. - 314 с.

22. Бороздин А.К. Русское религиозное разномыслие. СПб. Прометей, 1907.-236 с.

23. Бубнов Н.Ю. Писатели старообрядцы Соловецкого монастыря. // Книга и книготорговля в России в XVI-XVIII вв. JL: БАН, 1984 - 142 с. С 36-51

24. Бубнос Н.Ю. Старообрядческая книга в России во второй половине XVII века. СПб.: Издательский отдел Библиотеки Российской Академии наук, 1995. - 434 с.

25. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. Речь на докторском диспуте при защите диссертации. П Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М. Наука, 1990 - 548 с.

26. ЪЪ.Быковский И.К. История старообрядчества всех согласий. Единоверие начало раскола и сектантства. -М.: Изд. автора, 1906 137 с.

27. ЗА.Бычков В.В. Русская средневековая эстетика IX-XVII века М.: Мысль 1992.- 631 с.

28. Введение христианства на Руси. М.: Мысль, 1987. - 302 с.

29. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. // Вебер М. Избранные произведения М.: Прогресс, 1990. 808 с.

30. Ъ1.Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий. // Вебер М. Избранное. Образ общества. —М.: Юрист, 1994 704 с. С. 43-78

31. Велецкая Н.Н. Формы трансформации языческой символики в старообрядческой традиции II Традиционные обряды русского и коренных народа Сибири Новосибирск: Наука, 1987 - 192 с. С 78-99

32. Виноградов В.В. К Изучению стиля протопопа Аввакума П ТОРДЛ Т 14. Л.: Изд-во АН СССР, 1958. - 675 с.

33. Гаерюшкин Н.К. Антитезы «православного меча» / Вопросы философии 1992 №443 .Галактионов А А. Никандров П.Ф. История русской философии М. Соцэкгиз, 1961 -459 с.

34. Галкин А. О причинах происхождения раскола в русской церкви. Харьков, Прокопович, 1910-36с.

35. Ганополъский М.Г. Проблемы регионального этоса. Истоки, становление, развитие Тюмень: НИИ прикладной этики ТГНУ, 1998 - 64 с.

36. Глубоковский Н.Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии М.: Изд. Свято-Владимирского братва, 1992.-184 с.

37. Голубинский Е. К нашей полемике со старообрядцами. М.: тип. Общества распространения полезных книг, 1905. - 260 с.

38. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X-XVII вв. М. Изд-во МГУ, 1990 288 с.

39. Громов М.Н., Милъков В.Р. Идейные течения древнерусской мысли. — СПб.: РХГИ, 2001.-960 с.

40. Громогласов ИМ. О сущности и причинах русского раскола так называемого старообрядчества Сергиев Посад: 2-я тип. А.И. Снегиревой, 1895- 65 с.51 .Гусейнов А.А. Этика ненасилия // Вопросы философии. 1992. №3. С. 72—81;

41. Гусейнов. А.А. Понятия насилия и ненасилия. // Вопросы философии. 1994. №6.;

42. Демин А.С. Русская литература второй половины XVII нач. XVIII -М.: Наука 1977 - 296 с.

43. Демкова Н.С. Житие протопопа Аввакума JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974-168 с.55 .Демкова Н.С. Сочинения протопопа Аввакума и публицистическая литература раннего старообрядчества. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1998. -329 с.

44. Денисов А.Д., Денисов С.Г. История Поморских ответов М.: Кн. издательство Московского старообрядческого братства, б.г. - XVI, 605 с.

45. Денисов С. История об отцах и страдальцах Соловецких: Лицевой спи сок из собрания Ф.Ф. Мазурина. М.: Языки славянской культуры, 2002. - 272 с.

46. Деревенский Б.Г. Учение об Антихристе в древности и средневековье. -СПб.: Алетейя, 2000. 528 с. С. 118-127.59Джеймс У. Многообразие религиозного опыта М.: Наука, 1993 - 432 с.

47. Дмитрий Ростовский (Туптало) Розыск о раскольничьей брынской вере.-М.: 1762-205 с.

48. Дружинин В.Г. Писания русских старообрядцев. СПб.: Имп. Археографическая комиссия, 1912 536 с.

49. Дружинин В.Г. Поморские палеографы начала XVII столетия. Пг. Изд. Археографической комиссии, 1921. - 66 с.

50. Духовная литература староверов Востока России XVIII XX вв. - Новосибирск: Сиб. хронограф, 1999. - 799 с.

51. ДъюиДж. Реконструкция в философии М.: «Логос», 2001. - 168 с.

52. Елеонская А.С. История русской литературы XVII-XVIII веков М.: Наука 1969 - 568 с.

53. Ершова О.П. Старообрядчество и власть. М.: Уникум-Центр, 1999. -204 с.67Журавлев А.И. Полное историческое известие о древних стригольниках и новых раскольниках так называемых старообрядцах. СПб.: изд. при Академии наук, 1795. - 427 с.

54. Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению. Кн. первая: Критический обзор важнейшей литературы в вопросах. СПБ.: Тип. В.Ф. Киршбаума, 1907 XXX, 388 с.

55. Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению. Этико-богословское исследование. М.: Паломник, 1996- XXXI, XV, 693

56. Зенъковский В.В. История русской философии. В 2-х томах Ростов-на-Дону: Феникс, 1999 - 544 с.

57. Зенъковский С.А. Русское старообрядчество: духовные движения семнадцатого века. М.: Церковь, 1995- 528 с.

58. И.Иванов В.Г. История этики средних веков. JL: Изд-во Ленинградского университета, 1984 — 278 с

59. Ильин А.И. Аксиомы религиозного опыта- М.:Рарогъ, 1993 448 с.

60. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Ростов-на Дону: Братство Св. Алексия, 1992. - 464 с.

61. Иоанн Экономцев. Некоторые особенности русского средневекового христианства. // Игумен Иоанн Экономцев. Православие. Византия Россия. М.: Христианская литература, 1992 230 с.

62. История Русской церкви. Кн. VII: Период самостоятельности русской церкви. Отд. 2 (1654-1667 гг.) М.: Изд-во Спасо-Преображенского Волоколамского монастыря, 1996. 671 с.

63. История русской церкви: период патриаршества (1588-1720 гг.) Рига: Тип. Миллера, 1847 - 264 с.

64. История старообрядческой церкви. Краткий очерк М.: Изд. старооб рядческой митрополии Московской и всея Ркси. 1991 - 39 с.

65. Казакова Н.А., Лурье Я.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV нач. XV веков - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1955 - 544 с.

66. Карташев А. Смысл старообрядчества. / Церковь 1990 № 1 С. 15-19

67. Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. В 2 тт. Т. 2 М.: Наука, 1991 - 576 с.

68. Катунский А.Е. Старообрядчество М.: Политиздат, 1972-120 с.

69. Квасникова С.М. Эсхатологическое учение первых вождей старообрядчества. // Старообрядчество: история культура, современность. Мате риалы конференции М., 1997

70. Келъсиев В. Сборник правительственных сведений о раскольниках. Сост. В Кельсиев. Вып. 1 Лондон: 1860 - X, 299 с.

71. Керов В.В. Опыт контент-анализа «Жития» и посланий протопопа Аввакума.// Мир старообрядчества. Вып. 4. М.: РОССПЭН, 1998 - 463 с. С. 172-183.

72. Кизеветтер А.А. Протопоп Аввакум Ростов-н/Дону: Донская речь, 1904-28 с.

73. Кирсанов А.Н. Обрядоверие и Великий Раскол // Старообрядчество: история, культура, современность. Материалы конференции. М., 2000 -506 с. С 26-32

74. Клибанов А.И. Народная социальная утопия в России XIX века. М. Наука, 1978.-342 с.

75. Клибанов А.И. Народная социальная утопия в России: период феодализма. М.: Наука, 1977. 335 с.

76. Клибанов А.И. Протопоп Аввакум как культурно-историческое явление //История СССР 1973 №1

77. Клибанов А.И. Протопоп Аввакум и апостол Павел. // Старообрядчество в России. М.: Археографический центр, 1994 235 с. С. 12-42

78. Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций в 3 кн. Кн. 2. -М.: Мысль, 1993 584с.

79. Князьков С. Как начался раскол русской церкви. СПб., 1911. — 109 с.

80. Костомаров Н.И. История раскола у раскольников» // Раскол исторические монографии и исследования. М.: Чарли, 1994 808 с.

81. Красноречие Древней Руси. (XI-XVII вв.) М.: Сов. Россия, 1987. -448 с.

82. Кремлева И.А. Старообрядчество//Русские. -М.: Наука, 1997 -828 с.

83. Кутузов Б. П. Церковная реформа XVII века и ее истинные причины и цели. Рига: Издательский отдел ДПЦЛ, 1992 - ч. 1 - 194 е., ч. 2 - 112 с.

84. Лихачев Д. С. Национально самосознание Древней Руси. Очерки из области Русской литературы XI-XVII веков. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1945.-120 с.

85. Лихачев Д. С. Протопоп Аввакум // История русской литературы. Т. 2 Ч. 2 М.-Л.: Изд-во АНСССР. - 440 с.

86. Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X-XVIII века: эпохи и стили. Л.: Наука, 1973 - 254 с.

87. Лихачев Д. С. Человек в литературе Древней Руси. М.: Наука, 1958.- 114 с.

88. Лопарев X. Отразительное писание о новоизобретенном пути самоубийственных смертей. Вновь найденный старообрядческий тракта против самосожжений 1691 СПб.: Тип. И.Н. Скороходова, 1895 - 71, 160 с.

89. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви. Догматическое богословие -М.: Центр «СЭИ», 1991 287 с.

90. Лосский Н.О. Характер русского народа. // Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: основы этики. М.: Политиздат, 1991. - 368 с.

91. Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV нач. XVI вв. - М.: Изд-во АН СССР, 1960 - 532 с.

92. Лурье Я.С. о возникновении теории «Москва третий Рим» / ТОРДЛ Т. XVI - М.-Л.: Наука 1960 - С. 626-633

93. Любомиров П.Г. Виноград Российский: религиозная жизнь При-онежья и Выговского общежительства М.: Интеркрас, 1992 - 110 с.

94. Любопытный Павел (Светозаров П.Л.) Исторический словарь староверческой церкви //ЧОИДР. 1863 т. I С. 1-122

95. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии М.: Мысль, 1979-431.

96. Макарий (Булгаков) еп. История русского раскола, известного под именем старообрядчества СПб., 1889 404 с.

97. Макаров В.Е. Очерк истории Рогожского кладбища в Москве. -М.: Изд-во Тверской Никольской старообрядческой общины, 1998. 41 с.

98. Масленикова Н.Н. К истории создания теории «Москва третий Рим» И ТОРДЛ Т. XVIII -М.: Наука, 1962. - С. 569-581

99. Мелешко Е.Д. Философия непротивления Л.Н. Толстого: систематическое учение и духовный опыт. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун та им. Л.Н. Толстого, 1999-269 с.

100. Мелъгуное СЛ. Великий подвижник протопоп Аввакум М.: Задруга, 1917. - 16 с.

101. Мелъгуное С.П. Из истории религиозно-общественных движений в России XIX века: старообрядчество, религиозные гонения, сектантство М.: Задруга, 1919. - 237 с.

102. Мельников А. Самобытность старообрядчества // Русская мысль 1911. №5.

103. Мельников П.И. Письма о расколе // Собр. соч. в 6 т. Т 6 М.; 1963.- 421 с. С 193-254

104. Мельников Ф.Е. Блуждающее богословие. М.: Тип. П.П. Рябу-шинского, 1911. — 252 с.

105. Мельников Ф.Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) Церкви. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1999. - 557 с.

106. Мельников Ф.Е. Современные запросы старообрядчеству. М.: Издательство журнала «Церковь», 1999. - 128 с.

107. Миловидов В.Ф. Современное старообрядчество. М.: Мысль, 1979.-126 с.

108. Миловидов В.Ф. Старообрядчество в прошлом и настоящем. М, Мысль, 1969.- 112 с.

109. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т. Т 2, ч. 1. М.: Издательская группа «Прогресс-Культура», 1994. - 416 с.

110. Михеева КН. Амбивалентность личности: морально психологический аспект. М.: Наука, 1991. - 128 с.

111. Мочалов Е.В. Философский анализ религиозно-этических воззрений Аввакума. Дис. канд. филос. наук Саранск, 1997. - 176 с.

112. Мякотин В.А. Протопоп Аввакум Его жизнь и деятельность. -СПБ.: 1906.- 133 с.

113. Никольский Н. М. История Русской церкви. М.: Политиздат. 1985.-448 с.

114. Нильский И.Ф. Семейная жизнь в русском расколе. СПб., Тип. Департамента уделов, 1869. Кн. 1 - 406, IV е., Кн. 2 - 256, IV с.

115. Ничик В.М. Идеология старообрядчества // Русская мысль в век Просвещения.-М., 1991. -С 114-129

116. Осовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. -М.: Прогресс, 1989. 528 с.

117. Павловский Н.Г. Демидовы и старообрядчество в XVII в. // Демидовский временник. Кн. 1 Екатеринбург: Демидовский институт, 1994.- 394 с. С. 30-64.

118. Памятники истории старообрядчества. Кн. 1. Вып. 1 — Л.: Изд-в< АН СССР 1927. XCVII, 960 стб.

119. Памятники старообрядческой письменности: Сочинения Игнатия Соловецкого, Возвещение от сына духовного к отцу духовному, список с писем страдальческих священнопротопопа Аввакума. СПб.: РХГИ 1998.- с. 384

120. Панов Г. Из отчета о состоянии раскола в некоторых селах Тульской епархии Тула: Типография Н.С. Соколова в Туле, 1893. - 17 с.

121. Панов Г. Из старообрядческого мира Тульской епархии. Тула: б. г. - 24 с.

122. Панов Г. К истории поморской секты в г. Туле — Тула: Типография Н.С. Соколова, 1892. 15 с.

123. Панов Г. Тульские беспоповцы в их подпольных произведениях. -Тула, 1893.-92 с.

124. Панченко A.M. История и вечность в системе культурных ценностей русского барокко // ТОРДЛ Т. XXXIV Л.: Наука 1983 - С. 189199

125. Панченко A.M. Русская культура в канун петровских реформ. — Л.: Наука, 1984.-205 с

126. Плеханов Г.В. История русской общественной мысли М.: Лит.-изд. отдел Наркомпроса, 1918. - 304 с.

127. Плигузов А.И. Полемика в русской церкви первой трети XVI столетия. -М.: Индрик, 2002. 424 с.

128. Плотников К. История русского раскола известного под именем старообрядчества. СПб.: тип. А Катанского, 1892. — 348 с.

129. Поздеева КВ. Личность и община в истории русского старообрядчества // Мир старообрядчества. История и современность. Вып. 5.- М.: Изд-во МГУ, 1999. 416 с. С. 3-28

130. Позняков С.В. К вопросу о философской концепции протопопа Аввакума // Старообрядчество. История, культура, современность. Вып. 1 М.: Издательский отдел Музея истории и культуры старооб рядчества, 1994. - 78 с. С. 23-30

131. Покровский М.Н. Очерк истории русской культуры. 4 1.— Пг.: Прибой, 1923.-207 с.

132. Покровский Н.Н. Староверы часовные на Востоке России в XVIII- XX веках: Проблемы творчества и общественного сознания М.: Памятники исторической мысли, 2002. - 471 с.

133. Пругавин А.С. Раскол и сектантство в русской народной жизни. М.: Тип. И.Д. Сытина, 1905. -1, 95 с.

134. Пругавин А.С. Старообрядчество во второй пол. XIX в. М.: Тип. Т-ва И.Д. Сытина, 1904. - 281 с.

135. Рабинович В.Л. Человек в исповедальном жанре. // О человече ском в человеке / Под общ. ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991. -384 с.

136. Робинсон А.Н. Жизнеописание Аввакума и Епифания. М.: Изд-во АН СССР, 1963.-316 с.

137. Робинсон А.Н. Борьба идей в русской литературе XVII века. М.: Наука, 1974. - 407 с.

138. Робинсон А.Н. Исповедь-проповедь (о художественности «Жития» Аввакума) // Историко-филологические исследования. Сб. статей к 70-летию акад. Н.И. Конрада. М.: Наука, 1967. - 511 с.

139. Робинсон А.Н. Творчество Аввакума и общественные движения в конце XVII века // ТОРДЛ Т. XVIII. Л.: Изд-во АН СССР, 1962. - 607 с.

140. Робинсон А.Н. Аввакум (личность и творчество) // Житие Аввакума и другие его сочинения. М.: Сов. Россия, 1991 368 с. С. 5-26

141. Розанов В.В. Психология русского раскола. // Сочинения в 2т., Т 1. М.: Правда, 1994. - 635 с. С.

142. Румянцева B.C. Народные антицерковное движение в XVII веке. — М.: Политиздат, 1989. 244 с.

143. Русское православие: вехи истории. М.: Политиздат, 1989 - 71* с.

144. Рындзюнский П.Г. Старообрядческая организация в условиях развития промышленного капитализма (на примере развития московской общины федосеевцев в 40-х гг. XIX в) // Вопросы истории религии и атеизма. Изд-во АН СССР М.: Изд-во АН СССР, 1950. 420 с.

145. Рябушинский В. Судьбы русского хозяина. // Рябушинский В. Русский хозяин. Издание подготовлено Тверской Никольской старообрядческой общиной. М.: 1998.-46 с. С. 3-13;

146. Рябушинский В.П. Старообрядчество и русское религиозное чувство. М.-Иерусалим: Мосты, 1994. - 239 с.

147. Сабиров В.Ш. Русская идея спасения. СПб.: Изд-во С Петербургского ун-та, 1995. 152 с.

148. Сапожков Д.И. Самосожжения в русском расколе (со второй пол. XVII до кон. XVIII в.) М.: Университетская тип., 1891. - 161 с.

149. Сарафанова Н.С. Идея равенства в произведениях протопопа Аввакума. // ТОРДЛ. Т. XIV. Л.: Изд-во АН СССР, 1958. - 675 с.

150. Сахаров В. Эсхатологические сочинения и сказания в древнерусской письменности Тула: Тип. Н.И. Соколова, 1879 - 249 с.

151. Сахаров Ф.К. Литература истории и обличения русского раскола- Тамбов: Тип. Губернского правления. вып. 1, 1887 - 201 е., вып. 2. 1892. - 220 е., вып. 3. 1900-335 с.

152. Сборник статей по расколу. Вестник Европы Т. 2 М. 1876

153. Сенатов В. Философия истории старообрядчества М.: Старообрядческая типография с. Бородулино, 1995 - 86 с.

154. Синергия: проблемы аскетики и мистики православия. Науч. сб. под общ. ред. С.С. Хоружего М.: ДИК-ДИК, 1995 - 366 с.

155. Скрынников Р.Г. Третий Рим. СПб.: «Дмитрий Булавин», 1994.- 191 с.

156. Смирнов П. С. Внутренние вопросы в расколе в XVII веке. Исследование из начальной истории раскола по вновь открытым памятникам СПб.: Тип. Меркушева, 1908 - 233 с.

157. Смирнов П. С. Из истории раскола первой половины XVIII века -СПб.: тип. Меркушева, 1908 233 с.

158. Смирнов П.С. История русского раскола старообрядчества. -СПБ.: тип. Главного управления уделов, 1903. 276 с.

159. Смирнов С.И. Древнерусский духовник. М.: изд. ОИДР, 1913 — 290 с.

160. Соколов В.В. Средневековая философия М.: Высшая школа, 1979.-448 с.

161. Соловьев B.C. О русском народном расколе. // Сочинения, т. 1. -М.: Правда, 1994. с. 180-205.

162. Субботин Н. Раскол как орудие враждебных России партий. М. Университетская тип, 1867. - 1999

163. ТойнбиА. Постижение истории. М. Прогресс, 1991. - 736 с.

164. Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосибирск: Наука Сиб. отд-е, 1982 - 324 с.

165. Трубецкой Е. Умозрение в красках. М.: СП «Интерпринт», 1990. -44 с.

166. Уваров М. Архитектоника исповедального слова СПб.: Алетейя, 1998.- 245 с.

167. Устюгов КВ. Чаев КС. Русская церковь в XVII веке // Русское государство в XVII веке. М.: Изд-во АН СССР 1961.-440 с.

168. Филиппов И. История Выговской пустыни. СПб.: изд. Д.Е. Ко-жанчикова, 1862 - 68 с.

169. Филиппов И. История Выговской старообрядческой пустыни. -СПб.: Тип. Тва «Общественная польза» 1862 XIV, 480, V с.

170. Флоренский П.А. Записка о старообрядчестве // Флоренский П.А. Сочинения в 4 т. Т. 2 М. Мысль, 1996 - 877 с. С 560-564

171. Флоровский Г. «Пути русского богословия». Вильнюс, 1991, -600 с.

172. Хоружий С.С. Философский процесс в России как встреча фило софии и православия. //Вопросы философии 1991 № 5 с. 17-21

173. Чернышев КГ. Нравственно-эстетический смысл древне-русской эсхатологии XV-XVII вв. Дис. канд филос. наук СПб., 1997 - 240 с.

174. Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды XVII-XIX веков М.: Наука, 1967 - 338 с.

175. Чумичева О.В. «Страницы истории Соловецкого восстания» / История СССР 1991 № 1.

176. Шахов М.О. Старообрядческое мировоззрение: религиозно-философские основы и отношение к обществу. Дис. . д.ф. н. М., 2000. - 377 с.

177. Шахов М.О. Старообрядчество, общество, государство М. 1998.-110 с.

178. Шахов М.О. Философские аспекты староверия. М.: Изд. дом «Третий Рим». 1998 - 208 с.184

179. Экономцев И.Н Православие, Византия, Россия. М.: Христианская литература, 1992 230 с.

180. Этика: Энциклопедический словарь М.: Гардарики, 2001. - 671 с.

181. Этос религиозного опыта. М Изд-во ИФРАН 1998. - 130 с.