автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Этико-эстетическая концепция Хосе Ортеги-и-Гассета: сущностные характеристики и социально-культурные функции

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Гур, Светлана Никитовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Киев
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Автореферат по философии на тему 'Этико-эстетическая концепция Хосе Ортеги-и-Гассета: сущностные характеристики и социально-культурные функции'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Этико-эстетическая концепция Хосе Ортеги-и-Гассета: сущностные характеристики и социально-культурные функции"

орды 1а лыпша и дружен народов " шдьмш наук у1срл1!н(мо;1 сср

На ¡цтинх рукописи

РУР Светлана Никитовна

У.!}{ ТФ/4ис./6-663

^ШО-ЭСТЕГПМЕСКАЯ КОНЦЫИ,!'Я ХОС1£ 0Р1,И'И-11-!,АССЕТА: СУОДЮСТШЕ хлрлк1еи1сши и СОЦШ.ШЮ-ИУШУУПШЕ

шедм

Специальность 00.GQ.C3 - истерия ({илосо^ци

А в т » р в а р а т диосерт&пиц на еоискалие ученой стельки кандидата философских. наук

Работа выполнена в отделе современной ад ру б ежой философия Института философии Академии наук УССР.

Научный руководитель - доктор философских наук, профессор ГОРДИЕНКО А.Т.

Официальные оппонента: доктор философских. наук, псоФессои

ШЖО А.К.

кандидат философских наук, старший 1йучныЭ сотрудник ЕРМОЛЕНКО А.Н.

Водущая организация - Киевский государственный университет

ш.Т.Г.Шевченко, кафедра истории философии.

Защита состоится " (¿.¿¿¿сР 19 года в /с? ^часов на заседании специализированного сопата,Д 016.26.01 по вавдав диссертаций на соискание ученой степени доктора философских наук при Институте философии Академии наук УССР /252001, г.Киев, ул.Героев Революции, 4/.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института философии Академии наук УССР.

Автореферат разослан "/6 " (¿'^/И.^иР 19¿Уу.

Ученый секретарь спедаалиги'сованаого совета, кандидат философских наук

в.п.козловский

ОЫДОН ИРАКТШЖТККА РАЮТН

âlîïSSîiÛïSIt.т»>иы исслд^ованин. Осмысливая лротиворечцзыь

процессы в духовно-культурких областях, современные западный иыс-лят9ли опираются на ти ¡¡илосо^'ско-социальные учения, которые создали оправленный идуКио-ывтодологнческий задел для анализа проблем морали и iiCKyocrsft.

К таким шелктеяяи XX »бка, в частности, относится извеотний испаясг.ай fttaccoj Хосе Ортега-и-Гассйт /1663-VJSó/, интерес к наследии которого возрос л Ш-е году. КрущоИсиЯ г«ор»тик JÜC cro.it-т'.:я, он cscísM уткнем оказал аначи'халыюс влиянии на индссп]с:!ув кцель и культурну» тоэнъ Запада, lia '.ЬрЗургзхга научной коллок-акуиа, паавглцъан'.:! обилие Ортегн, отмечалось, что ьго "духовное кмхе&м как мерхчо значимости jn.'.acs^a продолжает гать в создании ладив. Соауеминкоа oSíocíbo раззктыг стран да«г достаточные оав-зеяоя для тога, чтобы историческии вядения Ортыи рассматривать г аачвегво способа проиакаовеняя а чедопечоснув индивидуальность" {Larriqueo K.GantibUo i), Centonarlo ,1e UrUí>\) // Actaa йel coloquio îelnbrsJo c-n llarbur^o con p.otivo dâl ¿eutenario del nacimiento do J. Ortega y Ctwset / Coloquio Orte-niinuo, 19Û3/. - Jtuiian Dokuasnta гаг OanuMclite dor rcwamieohe» bitaratui-eii.M. 10.-Sranla'urt а.м ¡.¡ain; Haw York, 1'jBó. - P. 45.

KpimtwcM ocwJCKîii-ssiEHîi póajíwüüe ¿акты дегуманизации rtypsty взного сбс.еетвд, 0¡¡геее дал ьчразитмымв харахпрастикк кразис-HUS явлскяй чамадноЬ дь-Ретантольнйсти. Í3 ¡¡куй дни актуализация вр1«гяаиок'ах «д«й р,ян чтгж западник инге^цретатор-ш служит отправным «yrti'ît».4 кгнотрунйовикяя к\-Гитурмо -социальных коицошшй нвочснсорватнвнога и цриьерадш.адшш-о толка, чс.:у сцособстновс-ла йво.шшя взглядов Ъргеги от бура-уаапого либерализма к сши-npsrpucccsMy. Необходимость анализа {ункций этой концыиши ак ¡-у-рлиз'^руотся и тем оСстоятулыпаси, чи социын но-политические йзглядм ce сторонников нсюднароцад и берутся на вооруженно как "нйеют логина", гак и "новики пуаяшнГ, неоконе' рватораги: и со'Щол- деио^р&тамн. Pciccíí'ítdbíwb содип-ичиия и супь.-стшх определений орrt¡riia}|ci'T>po ¡лака-асмтачасиото элигаризча обретав* е«гл|~ ¡т особу» ïiUMocffc ü сира-! с неойхоцямоетьа укорекиння в созизпяи кнрокой международной еб'ди^гсеннае'Ш цовего к'.^ачит-пплшическа-га мышонке, к'егда о'^агг.-н нгдгкщ,' дешшеи-ггм на » трети интел • дчкту^ьнум сйяи , аогля би сирьизно обзгита-ь цу^чв.-ш'.! я

итччосдИЙ noTiт«!м С8врйш-н:1':?1 uiipo»Qfl цопгвд'.

I-4JÍ4J

Ступень разработанности т1>/ы. Б марксистской яит>.ратурц ор-тигиакский рациоватализы как многоплановое паями-, совр-минноК немарксистской философии был проанализирован ч. р.э пригуу различных исследовательских целей к зада'!, ^илосо^еко-меюдологичискиз проблемы учения X.Орт«ги-к-Гассъта, теорстическго и сошальныо предпосылки (.го возникновения всесторонне и глубоко раскрыты » работах советских авторов: Н.Д.1 ондаренко, II.11.ГаГ,ценно, ?.!.Н./¡аендора, К. М.Долгом, О.Р.«$уразлива. А.Б.ЗьшороИ, И.Б.Карьевой-Угрииовнч, К.С.Кена, В.К.Мельвиля, д.Претеля, А.К.Рут.-.евича, С.Ннкаускаса; в трудах зарубежных исследователей: К.Горского, З.Грунцчинского, С.Лови, Х.йтуаского и г,р.

Итаки *е опгорами, а та«« Р.М.Каняановш, А.Г.Катпуншп-м, Л.К.Куличонко к зарубежными философами С.Еоянэвчм, У.Ганцеле.ч, Я.Копринаровыы, а.^ткоиским, Л.Тьипистой цосгаточно обстоятельно исследована спомифииа социально?, философии "и сошюлогяи Ортеги.

В широком фклософско-социолотческом аспекте подвергнуты критике социально-культурные взгляды и теоретические основы усте-тики испанского философа в работах О.А.Л ль вилл, А.С.Канарского, Л.А.Тертирш, Л.З.Чазчавадзе. Многоаспектно эта проблематика рассмотрена зарубежным« учеными: А.Агостн, 1М.;.уи«вским, С.Васил""-вым, К.Горановым, П.Делчевым, И."атэем, С.Кремен-Ояк , П.Славо-вкм, И.Паси, Д.ЧсЙтоом и цр. Указанным авторами серьезной внимание уделено анализу ра'п:овиталистического толкования художественного творчества и искусства.

Основное ьнтыании в работах данных авторов обращено на рассмотрение общефилософских основ р&ниовнталпэтического истолкования жизни, человека, жизненного I! исторического раз^а, личности и общества, свободы и смысла человеческого бытия в мире. Основанное на анализе общефилософских и социально- исторических вэззре-нш"; Ортеги рассмотрение его культурно-эстетической конт:ешиш позволило главны;.! образом раскрыть эстетику ортегианстви как интерпретацию искусства с социологической точки зрения. Это проявилось в том, что Ортсга рассмотрен как защитник модернизма в искусстве, оказаниям ицеЛное влиянии на идеологическое оправдание феномена элитарной и массовой культуры.

Отдавал должное научной и практической значимости работ, по-вишенных рассмотрению ортешанского рациоритал^з-да, вместо с тем ещэ нельзя констатировать, что в них в достаточной степени исследована этш:о-эстетическая кенпегокя испанского философа. Разно-

плановость проблемного анализа tfiuscccijciwo и соцладьииго учения OpTi-гн, иссяодсьании отцвльныа сторзи его эст^ли.п и теории искусства ий ча-.гца. даваля аоэмсгенооть раскрт:, ei.eü^jnny азийчасайэй отичоских и эсти шчвских ас;! ктов ув^вовитагестичеекого толкования ' y,nv;'j'p!j. Что касаотся атичисьих а;=гляцоп Qp-ren*, то пэелсцнио те liís. рассг.итрцвглигь, но лим. в шпасгвь иоь'шк&шага uot,w№ r\r?у— rati научи;:» лсчм^доаы^льсгин Dem:)' ero этическая кон-

íium«« осталась вка систь-гаатийир^шшю»'«» ы'.и-пш.а. Это привело к тому, что и r-cívTK'iacKiio йс-эа^ышл Ортыа не получали полного оо~ 8 оцени A, i.CTûyOa ИО*6Т öf/ftt ДОСНГЪую ТОЛЬ (О На OCHCte ^ЛаЩШЬ-ного иссж-доаанна «л*е нтич^-ской кедциптш и суишсеиоас гарактерзо-ТИК КСТШП.ОШШИЯ líOpaj:i.::u> ПиОбЛсМ Л,|ЧНиСТИ. Поскольку В исследо-аекисх сртегиг-нгкг'Л эстетики в достаточней мер» но раскрыт ее ам-чеекий аспект, взглгзы Ортьгй на иеку^стао .ч» проеяаяиаяровшш ч их епк&'л о !'.райетьг.;К1„:.!и иачглойа человеческой деятельности« пс-отольху возизьаа? нас гоятеяькая ¡шц-ьйкчть ис;<ч.:гдая эткьи и эстетика Ор-гсгм в мх о^йычиско? вааииооаиак н вэ»и«оо0;;слсвяеьности.

b саяэн о ai;;« о к«.стсетеЙ работе ."■Uu.cq.w.HT предпринимает псситку еоспэшить этет пробел, считая, что морелыю-этичзская г.рсОдонатака, пгяыгл гдре« {млгсоЗии и культурзлогиз Ортега, кзд-ùt кршнппчал^кой значат 2.г-:\ венгла:вл кай остй-.'кчогкой кси-петтвл, так ч «столксв-швй "ы луинсста роли и места искусства а услоьиг,; "л;:-^ згричлаиогэ crut'; rua". ¡-ылаиря.г ^илосо'! ско-э-i ичас-нчи асп .k'íu р&сл'отриния р£:ис«яталист?'.чсгкэго 1»дхода it искусству, jy'iCCfcg-iaisT ncKî.o(.ru3t анализу аясиолзгячис. :;с чте углуб-

ляет сйгиолг-г^чиокг:;} асявки чссл-'дезгния ортьгяакской эстотака вс-•fyoüríii. Ото еяо:о0«гэучг еол«*' веикр&тному нссчидояен.:^ к ¿¡а эи!-

таи к 3CTvri4v.'C!'.iíx гагл:^"" crantuemiw"« :;о«);одя-

яаи'«;л"*й «pTer/íoijiíTsa, ü£i).¡t;rsicjí!;poj'hs¿,;Kr от íí.r'.-^-tós'ícrB .vs'OKpa-тигма ч кондерео?:"!»!/. Исхода г:з MryexsHWta (дакоД ирс-Огсгы, сч-nctceTiль н^рал "-ч & »-ячизтзи продч-гь caecro «uoci-yTbiticwttra яв-

l*J'.ль и аада.ад и-!слу=%аеаа>{><. lícttssi'üa уад'е".« ~ ocyianï':3Tb <-чйА4з осно8оиэлого>.;й' зтичиских и гс^угачаских ыг-з!;^'-най Х.О^тсг»-.¡•läoc^ra г?, иго^'чгдил н.{ смит<.ы«у»< ь^анчося^зь, га»чект/. зн^ч^нао opvt гааюкей ртика-»е-гь'4ачьс1!&^ нонп:;пши ь uí'mt-и ,:ohtb>w£:.- bís-HííoS 0 p ая г í j - ' • J tí '! ,ç ' ; : : ¿ ; ' t с к о а иди^легия.

,:Uce,{::,''.i¡iíf целч пс.'рий'аса.'^ in -...нла. ык-яутхж.

- ,i{«.i >шш i: Д'-п-- ihm »'^пигой j,i4t.-ji.!j' uyAi-'íyP4Q- гума-

- л -

кпстичиских проблем буржуазного общества в этико-эстетаческув плоскость;

- проследить специфику рациопиталистичеекого истолкования морального долженствования, нравстпешшх установок влита к аасси;

- показать особенности ортегианского понимания художествешз-го творчества и постижения "подлинности" жизни о процесса дегуманизации искусства;

- рассмотреть характер интерпретации неокеноерьативкьаш и сс-циол-деиекратическими теоретика?,¡и этико-остотичоского наследил Ортегк,

Реализаг;ия основных задач потребовала от автора решения дополнительных теоретических проблем:

- сведение идо?,ними последователями ортегианства нравственных характеристик личного и общественного интересов не только к сфере духовных образований, но и к природно-истостпеншм субстратам;

- использование элементов рационалистической этиио-остети-ческой концепции "новыми правыми" в психобиолагизатсрсксм направлении в философской антропологии.

Теоретическая и мотоцолэгичсс.кг.я основа диссертации и ее источники. Теоретической и методологической основой реализации поставленной цели и решения задач исследования явились фундаментальные положения произведений классиков марксизма-ленинизма о суачости человека, богатстве и разнообразии связей личности и общества.

В ходе диссертационного исследования повсеместно использовались труды советских специалистов в области современной буржуазной философии: А.С.Богомолова, И.В.Еичко, И.В.ГабитовоЙ, Б.Т.Гри-горьяиа, Т. А. Кузьмине;*., С.Ф.Сдуева, Г.М.Тепризян к др., историко-философского исследования диалсятшсо-ыатериалкстическах к мировоззренческих проблем: Л.П.Буквой, И.А.Булатова, В.П.Иванова, Э.З.Ильь-нкова, П.В.Копнина, Н.В.Котроаиловой, М.И.Пнтросяи, И.Т.Фролова, В.К.Шинкэрука, А.И.Яп-нко и др.? критики немарксистских этических учений: Л.У.Архангельского, К.Л.Головко, А.Л.Гуло-еой, В.С.Пазенка, В.В.Согсмонова, А.И.Титаренко, В.И.Толстых, Э.Фаркшпа, А.Г.Харчеаа, К.А.^варвдан, А.Й.Иилкияа и др.; критики немарксистских эстетических учений к концсший искусства: М.Н.Афа-сикева, А.В.Гулыги, А.Я.Злея, ¡.I.С.Кагана, Л.Т.Левчук, Ю.А.Лукина, В.И.йаэеш, М.Ф.Свсянмакоэа, Л.Н.С толовлча, Г .Л, 5Х г-Ппбтояиня и др.

Базой для диссертационного исследования, пром.) оригинальных произведений Х.Ортеги-и-Гассита, послужили монографии и статьи егэ последователей и интерпретаторов: испанские авторы: Абелян X., Арайл Г., Араигурен X., Аяла Ф., Боргиа С., Ыариас X., йеррари Л., Зрнандес-Г^био X., и др.; латино-амьрикалскил авторы: Агилера Серии В., Базаяе А., Клименте X., Toppe де Г., Фрутос Е., Цуцуриага Л. и др.; западноевропейский и другие авторы: Аллбрихт Г., Барч Г., Воррингор В., Гален Б.,Гатнор г., Г.рр'ро Г., Кальтенбруннер Г.-К., Каскалес С., Канджиотти Г., Крекер Б., Штенкек Г. я др.

Исследование этико-эстетичесной концепции Ортеги сопряжено о определенными тру.иостями, связанными с отсутствием у испанского философа систематического изложения его этических и эстетических виглядов, на что единодушно указывает как марксистские, так и немарксистские исследователи.

Научная новизна исследования. Автором предложена концепция историко-философского анализа теоретических позиций Ортеги-и-Гао-сета и его последователей в единства их этических и эстетических ваглядов, в результате чего по-новому раскрыты роль и значение влияния ортегианских воззрений на направленность и специфику интерпретации проблем морали и художественной культуры в современной немарксистской филоевфии.

Новизной обладают следующие сын сеймы е- на защиту положения:

- рациовиталистическое истолковании человека ведет к таким социальным определениям целеполагания, которце превращают моральное долженствование в способ эгоцентрического самовыражения личности;

- рассмотрение проблемы морального bhci естественно-историчес:-кого процесса приводит к постулированию эрозденшх способностей "избранного меньшинства" к нравственному творчеству, а моральность большинства ограничивается рамками внешней целесообразности;

- абсолютизация морального как единственного источника отношения человека к миру приводит к элиминации из ¡эстетического исторически раэвиваюдихся человеческих сукностных сил, а в искусстве - н "дегуманизации" и "имморализму";

- рациовиталиотические идеи ортегианской втико-эстетичсекеа концепции модифицируются неоконсервативными и пршзорвдикальннми теоретиками с позиций биоантропологизма в спиритуалистическую интерпретацию морали и искусства как способ реабилитации процессов манипулирования сознанием масс;

■эакги 518

- б -

- положенные в основу рапиовиталистич'ской этики и эстетики п^рсоналистско-ат-рололог'и'еские г>л< че-нты походят свое воплощение в социал-ц.ыократши cicofl »дилогии, трактуюц й моральный элитаризм и "разумно-" искусство с позиций поиска социального консенсуса.

Теоретическая и практическая значимость иссл> дованил состоит в том, vio донная диссертационная работа является одной из первых попуток на основе рассмотрен»! ортогиьнскоИ ятико-эстетической концепции осуществить анализ проблей элитаризма в н оконсерватив-ноП и сопиал-домократич^ской идеологии. Б отличии от имеющихся исследований данной проблемы в циссьртатш раскрываг тся малоизученный аспект эстетического учения Х.Орт .ти-и-Гассета и его последователей - механизм взаимосвязи морального и эстетического начал ЧеЛОВиЧеСКОЙ КИЗНеД ЯТеЛЬНОСТИ.

Результаты диссертационного исследования могут быть иополь-вовшш в преподавании разделов истории философии, связанных с анализом современной Немарксистской философии, втики и встетики по вопросим нраиственього и эстетического воспитания, в лекторской работе.

Апробация работы. Основный- положения и идеи диссертации излагались на Республиканских научных конференциях: "ХХУ1 съезд 1ШСС и задачи эстетического воспитания студентов вузев и средних специальных учебных заведений" Диев, 1982/; "ХХУП съезд КПСС и актуальные вопроси теории и практики нравственного и эстетического воспитания молодей" /Киев, 1964/; Всесоюзной научно-методической конференции "Актуальные проблемы нравственного воспитания студенческой молодежи" /Минск, 1985/; Республиканской научно-методической конференции "Формирование культуры инженерного мышления в процессе обучения" /Одесса, 1988/; в процессе лекционной работы автора диссертации.

Работа выполнена в рамках тематических исследований отдела современной зарубежной философии Института философии АН УССР.

Диссертация обсуждена и одобрена на заседании указанного отдела.

Структура работы. Цель и задачи исследования определили его структуру и последовательность изложенного материала. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения) списка использованной литературы.

В первой главе исследуются философско-методологические осно-

вы рациовиталистического истолкования жизни, на баз" которых ор-тегианской этикой рассматриваются смыслообразущие моменты человеческой деятельности, ее цолеполтпни з и моральное долженствование, критерий морально-ценностных характеристик плиты и массы. Во второй главк анализируется механизм трансформации "яиэненного п- р-спектиЕИЗма" и морального нарматипиэмп в эстстич. скуп деятельность как "подлинное- творчество жизни", раскрывается принципы ортегипн-ского истолкования искусства с позиций ^/моральности и ирр< альнос-тя. Это, в свою очередь, позволило в третьей главе рассмотреть специфику модификации ргшковиталистич .екой этико-эстетической концепции в биоаитрополопмескуга инт< рпретатс проблем элитаризма неоконсервативными идеолога;.!!!, истолкования сущности социальных функций морали и искусства со1В»ал-ц> мокраиги скими теоретиком;! с пер-соналистско-аитролологи!''. ских позиций.

саюшсЕ олтаишЕ работу

Во введении обосновывается актуальность топы, анализируется степень ее няушо/! разработанности, определяется цель и задачи исследования, его методологическая основа, формулируются положения и выводы, выносимые на защиту, раскрывается наушая новизна и практическая значимость работы, отражена ее апробация.

В первой главе - "Этика - ядро философии культуры Хоее Орто-ги-и-Гассета" покапывается, что иррадаонплистическо-п'-.рсоналист-ски!1. подход Оргеги к "индивидуальной кизни" лишает определение природы нрявств< нности социально-исторкчсской сод;ржательности, а критерий и сущность ценностных характеристик морально!» тииологи-яации /элита-масса/ отыскивается им в субъективно-психологических особенностях индивида вне реалий объективно детерминированных общественных обстоятельств

Ортега начинает осмысление человека и его жизни с эмпирически устанавливаемого факта отношения индивида к миру, метафизически противопое«являя при этом' человека как субъекта деятельности оСъсктивному миру, природе'. На пути экзистенциального истолкования "индивидуальной жизни" как чисто духовной возможности морального выбора человеком своей "подлинности", Ортега, на наш взгляд, но разрешает противоречия человеческого наличного бытия, поэтому он наделяет ф<номен жизни такой характеристикой как способность в себе самой нести ничем но обусловленный источник и направленность собственного становления. Локализация Ортегой проявления свободы человека в индивидуально-дуиевных проявлениях его "я-пг-рсонн"

- б -

превращает Целеполагоние "подлинной жизни" индивида в иррациональные акты его ничем, кроме побуждениями внутреннего мира, Ht детерминированной воли. Отсюда следует основополагающий для всего этического учения Сртсги вывод: поскольку самоутверждение личности человека осуществляется в процессе свободного решения как акта воли, выбирающей между миром природных дот»рминаций и возможностью осуществить лреддшшый "персональный проект", т.е. "стать самим собой", постольку собственно этическая проблема предстает в виде потребности в самореализации человеком себя как осуществления "своей жизни".

Субъективистской истолкование Ортегой феномена жизни привело к тону, что за исходный принцип создания своего этического учения он берет не реального человеке, а некое иррациональное "я-в-собе". Оторванное от действительного исторического процесса такое истолкование жизнедеятельности человека и его моральных начал строится вне рассмотрения того факта, что онтогенез "Ям может быть понят только чер^з со!?иальнуи природу филогенеза. Б итоге Срт;та наделяет "подлинную моральность" релгтивистск^эгоцентротескими характеристиками, так как персоналист окая трактовка личности человека рассматривает "обстоятельства" жизни индивида не как обусловливают, а опосредующий момент становления "Л".

Складывая в сущностные характеристики морального долженствования требования безграничной, не обусловленной системой общественных отношений свободы жизненного выбора, Ортсга, по мнению диссертанта, том самым не может решить вопрос, поднимаемый его этическим учением - проблему исторической конкретности нравственных ценностей. Разрушение диалектической взаимосвязи межд., обществом и личностью через ситуационно вырабатываемые "идеи-верования" лишает провозглашаемые Ортегой "личностные" нравственные ценности содержательных определений.

Рациовиталистический подход к анализу содержания моральных ценностных ориентации, с нашей точки зрения, не коэволяст Ортеге раскрыть объективную картину нравственной типологии личностей. Метафизически противопоставив "духовную элиту" и "бездуховную массу" как качественно неизменные морально-ценностные крайности, Ор-тега упускает из вида, что определенная ограниченность культурно-нравственного развития мисс есть не врожденный порок, а обусловленный объективными обстоятельствами исторического развития результат.

В главе обосновьшается вывод о том, что проблема гуманизации

культуры, рассмотренная через призму нравственного элитаризма, ааставляет Ортегу эсг. тич; ские аспекты человеческой жи зни истолковывать, опираясь на коренные по-ожения своей этики.

Во второй главе - "Этические аспекты ортегианского эстетического уч<ния" - анализирутся основные положения ортегианской ра-циовиталистической эстетики, механизм взаимосвязи этико-эстетичо-ских начал в истолковании человеческой жизнедеятельности.

Отыскание полноты жизни, только частично выявленной в моральных началах индивидуальной жизни, идет у Сртоги по пути соотнесения морально-творческого Я к реальным предметам, а через них - к миру в целом с его многообразием, Ставсие основой жизненного творчества моральное» начало образует источник новой связи человека с миром его обстоятельств. Выступпщая .теперь уж; в качестве воз-врицонноЯ низжнная связь Я с обстоятельствами обнаруживается в переживании индивидом как моральным субггктом чувств!, вызванного реальностью вН'!даго мира. Это переживаемо^ чувство соединяет прибит агщи.- в динамичном напряжьнии два пласта жизни: иррациональные "идеи-верования" /моральное/ и рационяпьно-научнио знания о миро. Обладай^!' такого рода интегрирующей /конвергирующей/ способностью "переживание; жизни", по Ортеге, представля;т собой "радикальную реальность". Сна и н^сет в себе вен основные характеристики эстетического.

Источник формирования эстетических аспектов жизнедеятельности человека Сртега, в конечном счете,видит в его моральной активности, которая придает статус специфического /аутентичного/ способа свободного выявления гтре ^заложенной в иррг-ртональкэй персоне некоей витальной энергии, рассматриваемой им в качестве реального творческого процесса жизни. Исходя из верного положения о том, что человеческая реальность есть не только то, что формирует человека, но и то, что формируется самим человеком по мерке ого универсальшх возможностей как свободно-творческой сущности, Ортега сводит проблему эстетического освоения себя человеком в *,ире к сугубо личностным характеристикам.' Отправляясь от такой методологической установки, он по сути дела осуществляет подмену деятельно-практического отношения общественного человека к миру как основы эстетического начала янэии ничем объективно не обусловленной моральностью субъекта. В результате, подчеркивается в диссертации, приписываемая эстетическому характеристика "новой", "радикальной реальности" трансформируется в чистую субъективность иррационально заданного "я-проекта" и утрачивает объективно содержательные остро-

деления жизненной подлинности.

Сводяздй эстетическую деятельность к переживанию эмоциональных представлений автономного субъекта по реализации гармонии "своей кизни" с его "я-проектом", Ортега обращается к проблеме "индивидуальной жизненной перопективы" человека. Возникающая как результат конфликтной напряженности между предзаложенной в чплове-ко "персональностью" и исторически ставшим миром, в том числи и социальным, жиэн иная перспектива ость данное в чувстве "видение дистанции", которую следует человеку преодолеть в процессе само-творчсства своей жизни, т.е. раскрыть "свернутый" в "я-порсоне" "спектр жизненного универсума". Эстетическое снижает рояденное "перспективой жизни" протигюстош./^ человека гару и соединяет в единое аксиологическое целое моральный нормативизм и детерминизм "обстоятельств". В ортегипнеком истолковании эстетические эмоции утрачивает свои характеристики подлинной жизненности, так как в эстетической "топке зрения" субъекта как жизненной перспективе' выхолощена общественно-предметная сущность отношения морального субъекта к миру.

Разрушая предметно выраженную ({орму направленности эстетического переживания и придавая ей характер актуализации чистой субъективности в виде морального порыва че-ловека. Ортега, с точки зрения диссертанта, утрачивает возможность раскрыть встетическое как процесс самовыявления человека, его "сущностных сил" через предмет ив предмете, как процесс, выражаемый в чувственно воспринимаемых внешних формах. Способность эстетического в с]ориах человеческой чувственности выражать не взятую саму по себе универсальность морального субыкта, а действительную универсальность индивидуальной жизнедеятельности, ыоиет быть понята только как исторически развитая способность субъекта как всецело общественного.

Относя мораль с ее общественно-содержательной нормативностью к сфзре, чуждой человеческой индивидуальности, Ортега в поисках "радикальной реальности" как области сугубо эстетического находит ое на пути дереализации и дегуманизации искусства, придавая ему статус имморального. Построенное на элиминации из целелолагания общественно-значимого ценностного содержания эстетическое в искусстве представляет собой перевернутое изображение жизненного процесса в нем, так как обращено не к человеческой действительности, а к идеям о ней. При таком истолковании гуманистической сущности искусства, которое через дереализацию несет в себе целепола-гание неких "чистых" иди|5, Ортега, как показало в диссертации,

разрушает диалектическую взаимосвязь, выраженную в эстетических субъект-объектных отношениях. Такая потребность "пронизывает общим значением вес бесконечность индивидуальности, поднимая деле сугубо физическую потребность до духовного уровня, до осшсленноо-ти" /1ванов В.П. Практика I есте-тична св1дом1сть. Методе лог1чнТ питания погоджсння ест«тично1 св1домост1. - IüíIb, 1971. - С.98/.

Попытка Ортеги оториать художественное в искусстве от миро-воззрснчсско-мсральных начал и перенести его в некую надличностную сферу ведет к тому, что такое искусство лишает конкретно-исторических Л1ПД1 й опоры в виде прогрессивных общественных, в частности, моральных л эстетических идеалов. Такого рода эстетизм в качестве: критерия искусства как "cj.'yóo человеческой деятельности" выходит далеко за рамки проблем худок<ствеинсго творчества и восприятия его результатов. Разделяя людей на ¡элиту и массу, Орте-га приходит к выводу, что творить прекрасное и наслаждаться красотой могут только избранные, моральная позиция которых находит свое выражение в эгоцентрическом "жизненном интересе".

Поскольку элитарное искусство, в соответсвии о Ортигой, есть реализация жизненной радикальной реальности, постольку человек как моральное существо чувствует себя "живущим нормально" только в том случае, когда он с иронией относится не только к морально-эстетическим установкам массы, но и к своим собственным. То, что Сртега считает триумфом имморальной художественности "нового искусства", на самом деле есть триумф, релятивизма, а следовательно, триумф иллюзорности и безжизненности как проповедываемых им нравственности и искусства, так и всей его этико-эстетической концепции.

В главе обосновывается вывод о том, что предполагавшаяся жизненность культуры как сферы противостояния отчуждению человека в современном мире, завершается у Ортеги превращением морали, искусства и самой культуры в те аспекта человеческого бытия, которыэ не только носят оторванный от жизненных реалий характер, но и провозглашаемая их жизненность заключается в уничтожающей жизнь иронии. Методологические принципы ортегианской культурологии в целом и его втики-эстетическал концепция,в частности, обусловили обращение к ней буржуазно-реформистских идеологов, стремящихся объяснить актуально вставшие проблемы человека.

В третьей главе - "Ортегиенская этико-эстетическая концепция и актуальные проблемы буржуазно-реформистского элитаризма" - рассматривается трансформация основных методологических установок и

т ор. тнч. скнх полож ни? рациовиталиг:п!ч скоР втики и ест* тики к си-стму яти1:о-:1Ст■ тич ского элитаризма, служащего для оправдания жо-*она рвато^акк соп'&лыш? и рархии соврмшного буржуазного общеСТва, еиясня тся специфика .-"лш-аристских взглядов социал-д.мократи-чгских тсор тиков на мораль и искусство.

Явившись сл дстви м наиболее адекватного выражения искЬмых н оконс риативнъши иц. ологаын принципов стабилизации и реконструкции пуховно-культурних щнностг.й соьр,пенного капиталистического общ. ства, аристократич^око-трачиционалистские- »ти^еские взгляды Хосе Оргеги-и-Гассета находят идейную поддержку у новых правых. Поставивши I в ц нтр своей втики альт.рнативную либс рально-массовой морально-элитарнуо проблематику неоконсерваторы, в отличие от Ор-теги, нравственные взаимоотношения "вли га-масса." кок основу общественного конс..нсуса стремятся сделать взаямодовсфительными, а по-вицио оли1ы в них не отстраненно снобистской, а Д( ятельно-ответ-ственной за стабильное функционирование капитализма и деятельность представителя массы по его упрочению.

Истолкование свободы в качестве врожденного атрибута личности служит основанием для вывода о том, что социальная функция "моральной влиты" монет реализовкваться череа трансформацию в государственно- правовые формы регулирования иежчслевеческих отношений, поскольку чисто моральный акт свободы, представляющей собой низа-г висимость /"простор свободы"/, вел бы не к улосддствшшю общественной иерархии неравенства, а к войне всех против всех.Отсюда воспитат'-льно-оргаяиэушая Функция влиты по отношению к массе: в втики ииституциснализиа у неоконсерваторов в сравнении с Сртегой выдвигается на передний план. Соответственно разрабатывается система морали, в которой красной нитью проводится идея защиты социальной иерархичности, а "свобода независимости" индивида, деятельного по отношению к иерархии, должна маскировать жесткую зависимость его в капиталистическом обществе.

Авторитарный характер етических положений неоконсерваторов находит свое прямое выражение в их встетических взглядах. Выдержанная в духе крайней религиозности моралистика становится отправным пунктом подхода к остатическим началам лизни человека, в также понимания сущности и назначения искусства, в котором, с точки аре-ния неоконсервативных культурологов, в первую очередь, усматривается функциональный инструмент воспитательного воздействия на массы. Христианско-втичоские предпосылки понимания встетических проблем сводят иокуе-ство к роли рупора иррациональных моральных аало-

Рпдей, пропоэглызагаих я качестве внсией ценности жизни вси'зрюо седейстпие футоитиенировании предустаиоял пнэго Бегом строя социального неревенстБа. С таких ицейных поэипиЛ неоконсервативные поборотая "реставрации" вбщестненно-значииоЯ моральности критикует мо-дернистсяде искусство и кич /"брутальнее искусство" клее/.

Крайне правые радикалы из числа неокенеергат^роп пклтолкт "элитарное искусство" в систему ^бзиэпцин масс, их нраествешшх ориентчций. Трактуемая с позиций "биогумшшема" прзверпдинплыпя "револмдая справа" явлгтеп результатом применения "логического эмпиризма". "Бюреолизч" при отыскании ¡'.стоков мерзли и искусства исходит из натуралистически понижаемого человека с его "врояд' шюП яонститу!51е(1", опрец. лявдш началом которой ягллятся инстинкты. Приписывание человеку гснегически закрепленного согтиального содержания в еицс изначальных способностей быть моральным /»лита/ или морально-асоциальным /масса/ привело к иепппьзов)?нио исходных положений ортегианского роцчоБчтализмп в дух<- проповедей национальной, рассовой исключительности.

Противоборство демократических сил против монополистических кругов находит свое проявление в усилении идейной конфронтации мея-ду сопквл-демократами и неоконсерваторам!!, особенно я этико-эсте-тических сферах кул муры. Опираясь на пнтропологяческо-персоналист-скйо истолкование «елегска, социал-цомокрвтический теоретики хотя •л провоаглеяопт свое отличие отеческого подхода к пробжмам морального элитаризма, однако стоят на объецинякщей их с ОртегоМ и его нс-оконсгрвативкга последователями платформе социального индетерминизма. Социал-демократы, начинающие переосмысление неоконсервативного морального слитаригма с истолкован!!« "¡кизнекшх опытов" "автоншного человека" и постулирования его духовно-сбсщостнмх характеристик как основы морального доляуцотпования фактически втрм-гтпт сущность человек", от исторически конкргтннх условий его гаэ-ни. Отдавал поле случая возможность вьюаего уровня моральдах уста-попок г литы по сравнен!«» с массой, токов элятариоо втическое уче-ни'! "неизбежно поэтому приводит к тону, что делит общество на две части, одна из которых возвышается над обществом" Д'аркс К. Тезисы о ?еИ.-'рба;<о / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т.З. -С.2/. Это ¡»ачтичоски не сяоссбстгучт дэстчтснггс змцикаемого соткал- демократ«' П «шального равенства.

Поиск оспиолдео-рггуяятптоП функции искусства, вмражлтеЯ рпзумнк-г потребности человека. в его общественных связях, сепрл-к н с ортсгианскям пониманием искусств"! как "подлинная реальности",

воол5>,ца.«д>;М а себе тасрческиИ процесс салтосущ-отелекия чолэвечее-ксА "кади»идуальиой кизии". Каходниск: там»м способ®« в худож.отвек~ коя творчестве "cujopasyu.ни» обческа" фактически предстает над видам иравс-rsuiHsro соиоопридь-лоним чия»ьскй в социальных ремиах.' , <ак иыишниз ни сбь.;ктив«уп действительность субъоктйвма-иррацню-иалышх усилий духа.

Осуждая Hvcscîio. рвагнв.'шй влитаризи, социал-демократы обваия-пт его в намор .шш "раэрушть бйстионы солидарного сбцык'М". Ils борьба с правим радикал»змои, главкам обрааои, ьедетоя ьанруг пв-стулатов равенстве и сьободц. Поэтому она в специфических еовреаьй-ид условиях' буржуазною общества икест определенную пракгическуп аишость. Ci решении к охран« бурку&ашх с г обод от поаогатольояг нл ннх со сгорона монополистической р.акцкк объективно придстаала-ft собвй цектолькссть, нвпр-гвае'кную на з&едту демократичисквх ¡tqsss «•рудиви»» •

В заил.)чпн;':1 подводятся итоги ксояч.доь?г;«я, Ёс-рмулируй-гсл Мйдие виводи по изучаемой г.мь, шин-чаатс« тенденции дальиойапй pariÇii'JOTKii .npo'JnvMU.

Основное сод-.(1жйни>': отравим о ь сл'-дупцих публикгцияг:

1. Антигукадизм эстетических взглядов Ортл'и-к-Гаезеч-а // íhma и »статика. - Киев, Виде вкола, 1971, шп.Ю. - О,Ь йен.л, /на укр.яу./.

2. Знгздьо и современна« борьба аа ыатирик-тстичооку,* астети--ку // '1.Энгельс и а, топология современной ьаукь / Материала науч-ногс c'.¡Miioa»yuf«, иосьодиимого es дня рокдь-ник Ф.Зигияь-са / Р< a.¡:o,!. : С.И.Вайтко /о-ге.уьц./ и др. - Киев: Виде. икала, 197Г. - 0,5 п.л. /на укр.}»./.

3. Kayuno-TeXH:t4tiCi:wi ре-иолш^я s: к^иаи«! бдоф&аной ку-.лтуры // Проблемы 1^илосо1}ии: Реслубл. ыеждуечд. науч. сб. /ред.кол.: O.n.ibceu;;» /ств.ред./ и др. - Киек. 1976. - liai.39. - 0,5 íi.a. /на укр. кв./.

4. Деморализуемая направленность вт.мо-эотстичлсккх у снизься неоконсерватизма, и молоцекь // Актуальные проблемы нрвгзтееа-иого возшггания о-гуд<?ииеской молодки / Неуч., мставич.

Пия 2-4 апреля I9Ö5 г. г.М,;«л» ЗЪаклн пфелапед. - liiatü: Ексь&-йая шкода, ILäG. - 0,3 п,л,_

5.Формирование ц^ьегеднной и эстетическое кулыутм студенческой !.;оло:!,«жи и ход,; кзучытд оби!ботьйКШ>- неук /«п^ч'роиэдкв якпноом Сулунеа-ъ иж-.еньра a npot.ïcca иропг.дг.ветйя овлеиийшгых Нй.ук.-Киев :í'-ns!c! шк.чян,1500.-1 f) " п.