автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.05
диссертация на тему:
Этико-философские концепции дисциплины

  • Год: 2008
  • Автор научной работы: Жданова, Наталья Адамовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Новосибирск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.05
Диссертация по философии на тему 'Этико-философские концепции дисциплины'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Этико-философские концепции дисциплины"

На правах рукописи

ой*—- удк 17-02

Жданова Наталья Адамовна

ЭТИКО-ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ

Специальность 09. 00. 05 - этика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

1 С; ¿'.Г:?

Санкт-Петербург - 2009

003466811

Работа выполнена на кафедре философии ГОУ ВПО «Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин)»

Научный руководитель:

доктор философских наук, профессор

Соина Ольга Сергеевна

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор

Зимбули Андрей Евгеньевич

кандидат философских наук Коротеев Сергей Владимирович

Ведущая организация: Новосибирская государственная академия водного транспорта

Защита диссертации состоится (ЦЦгЫЛ 2009 г. в ¡В часов на заседании Диссертационного совете! Д 212.199.10 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора философских наук Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена по адресу: 197046, г. Санкт-Петербург, ул. Малая Посадская, д. 26, ауд. 317.

С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

Автореферат разослан ^ЦСу/ЦЧЛ 2009 г.

Ученый секретарь Диссертационного совета кандидат философских наук, доцент

ф6

А.Ю. Дорский

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования

Дисциплину как определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали или требованиям какой-либо организации, обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилам, можно считать одним из древнейших этико-социальных феноменов. Именно она определяет во многом слаженность и эффективность работы каждого из конкретных социальных образований, чем объясняется интерес исследователей, изучающих отдельные её аспекты.

Работы отечественных авторов, посвященные изучению дисциплины, в большинстве своем рассматривают лишь отдельные сегменты общетеоретического целого, не дающие достаточно полного представления о самом предмете исследования как таковом. И хотя уже предпринимались попытки с философских позиций исследовать дисциплину, однако теоретико-практических версий ее происхождения, концептуально-выверенных осмыслений этого явления в области этического знания в настоящее время явно недостаточно, что не дает возможности выявить в полной мере механизм его действия в нравственном сознании человека и наметить более осознанные пути для управления процессом дисциплинирован™ личности и общества. Поэтому задача рассмотрения этических аспектов дисциплины до сих пор представляется чрезвычайно актуальной.

Далее, несмотря на то, что в этико-философских исследованиях неоднократно ставилась проблема структурных форм нравственного сознания, вопрос о месте в них дисциплины до сих пор остается фактически неизученным. Б этой связи этико-философская аналитика дисциплины, понимаемая и как индивидуально-нравственная задача человека, способ обуздания им разнонаправленных мотивов и потребностей его моральной природы, и как система этических принуждений общества в отношении конкретного индивидуума, «встраивающая» его в сферу, гражданских институтов, представляется в высшей степени необходимой.' Она позволяет не только вскрыть источники данного явления в аналитике нравов и тем самым сделать выводы об его происхождении, но и определить особенности восприятия дисциплины в разных социокультурных традициях и типах общественного устройства, а также выявить в ней собственно этические качества добродетельности, позволяющие выстроить сложную систему духовно-нравственных отношений в виде акта, имеющего собственную предметную структуру.

Кроме того, в средствах массовой информации, в ряде философских и общегуманитарных источников неоднократно затрагивался вопрос о значении дисциплины в жизни российских граждан, о степени дисциплинированности человека в России и странах Запада и Востока, и, к

з

сожалению, отечественная социально-дисциплинарная практика зачастую оценивалась отрицательно. Однако столь однозначные выводы нельзя считать до конца справедливыми, поскольку в них подменяется этико-философская аналитика указанного явления общими рассуждениями эмпирического характера, затемняющими или искажающими существо дела. В связи с этим возникает необходимость более пристально всмотреться в этико-социалвные, духовно-этические, социокультурные основания дисциплины.

Степень разработанности темы

Проблема дисциплины довольно подробно рассматривалась отдельными областями гуманитарного и социального знания: педагогикой, психологией, культурологией, социологией, юриспруденцией и др. В специальной литературе последнего времени тенденция расчленять целостную проблему дисциплины по узконаучному принципу нашла свое продолжение. Однако в условиях перехода российского общества к новому социальному и политическому устройству акцепты при рассмотрении проблемы дисциплины несколько поменялись. Так, подверглись основательной переработке основные положения государственной и трудовой дисциплины (М.И. Губенко, А.В Селянин, М. Даглас, Н.В Чайковская и др.), и в первую очередь - правовые вопросы, связанные с нею (Н.В. Климкина, Н.В. Мизюк, JI.B. Труханович, A.B. Сугягин и др.). Особенно внимательно изучались вопросы платежной дисциплины (Е.Г. Булгаков, A.B. Шумович, A.M. Косой, C.B. Ануреев, Т.П. Иванькова и др.). Не менее пристально рассматривались правовые проблемы воинской дисциплины (Ю.Н. Туганов, А.И. Шилов, В.В. Сметанников и др.) и тюремной (П.Е. Конегер, В.Е. Южанин и др.). Столь же внимательно, как и в прежние годы, исследовался психолого-педагогический аспект дисциплины, однако большинство работ ориетгтировано на сугубо практические вопросы (Дж. Уинделл, Ю.М. Орлов, C.B. Кривцова, А.Б. Рогозянский и др.). Из них следует выделить исследования в области философии и истории образования (А.П. Огурцов, Н.В. Максименко, Г.А. Новичкова, А.Г. Абрамова, P.A. Рогожникова и др.), в которых сделаны значительные теоретические выводы о природе педагогической дисциплины. Необходимо также отметить работы, рассматривающие дисциплину применительно к политике (И.С. Савченко). В последние годы изучались также философские аспекты дисциплины. В советском обществознании 1980-90-х годов подробно исследовал проблемы дисциплины в контексте идей управления, организационной культуры, этики ответственности B.C. Манешин. Среди современных можно отметить работы Ю.Л. Егорова о философии управления, А.П. Бандурина -о социальной регуляции, С.Г. Заржевского - о проблемах организационной культуры в современной России.

В последние десятилетия прошлого столетия в эгико-философских трудах О.Г. Дробницкого (о природе морали), А.И. Титаренко (о структурах нравственного сознания) и др. проделана значительная работа,

обеспечивающая теоретическое осмысление дисциплины как нравственного феномена. В недавних работах Р.Г. Апресяна, посвященных общественной морали, дисциплинарному и перфекционистскому языкам морали, расширены теоретические рамки этического рассмотрения дисциплины. Вслед за ним идею о дисциплинарном компоненте морали концептуально обосновал A.B. Прокофьев.

Однако, несмотря на то, что определенные философские аспекты дисциплины уже исследовались 1уманитарными науками, этико-социальные, культурно-социальные и тем более собственно этические стороны ее остаются недостаточно изученными.

Объект, предмет н цель исследования

Объект исследования - этические и социокультурные основания дисциплины.

Предмет исследования - концепции дисциплины в этических учениях.

Цель диссертационного исследования - этический анализ концепций дисциплины.

Задачи исследования

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач исследования:

1) выявление в истории философской мысли концепций дисциплины, наиболее полно воплощающих собой этический смысл сформировавшей их эпохи;

2) осмысление значения античной философии для возникновения дисциплины как этического феномена; выявление этико-семантичсского многообразия исследуемого понятия в стадии его происхождения;

3) выявление возможной обусловленности характера дисциплины Средневековья духовно-религиозными основаниями", аналитика и теоретическая дифференциация понятий духовная и моральная дисциплина;

4) исследование причин и сущности изменений в характере дисциплины в эпоху Ренессанса, Реформации и Нового времени;

5) анализ особенностей дисциплины в период развития постклассической философской мысли; рассмотрение некоторых тендетщй ее современного состояния;

6) определение места ч ■ роли дисциплины в сфере человеческих взаимоотношений;

7) исследование структурных аспектов дисциплинарного акта и функций дисциплины как социально-этического явления.

Материалы исследования

Задача представить этико-философские концепции дисциплины потребовала привлечения широкого комплекса философско-исторических, культурологических и этико-философских источников. При рассмотрении дисциплины античности изучались труды Платона, Аристотеля, Гесиода, а также работы исследователей древнегреческой и древнеримской истории,

философии и культуры: А.Ф. Лосева, О. Шпенглера, Д.Л. Родзинского, Г.В. Драча, Ю.В. Андреева, A.A. Тахо-Годи, Ф.Х. Кессиди, A.B. Волошинова, A.C. Степановой, Н.Е. Ракчеевой и др.

Осознать смысл многих высказываний средневековых мыслителей (Августина, Генриха Сузо, И. Кассиана, Франциска Ассизского, Иоанна Таулера, Бонавентуры, Фомы Аквинского, Ансельма Кентерберийского, Тертуллиана, Григория Паламы, Дионисия Ареопагита, Климента Александрийского, И. Златоуста и др.), уяснить особенности средневекового мировоззрения помогли работы Л. Карсавина, А.Ф. Лосева,

B.Н. Лосского, Дж. Яига, -Альбера де Либера, Ж. Маритена, С.С. Аверинцева, A.A. Королькова и др. Большую помощь в понимании смысла дисциплины как физического наказания оказала работа В. Купера.

Представления о дисциплине мыслителей эпохи Ренессанса и Реформации и эпохи Нового времени (Л. Валы, Н. Кузанского, Н. Макиавелли, Эразма Роттердамского, М. Лютера, Т. Гоббса, Ж-Ж. Руссо, И. Канта и др.) изучались на основе трудов этих философов, а также работ А.Ф. Лосева, М. Вебера, А. Валлона, В. Виндельбанда, Э. Кассирера, И. Гобри, Э. Ю. Соловьева, Ж, Маритена и др.

При исследовании дисциплины периода Х1Х-ХХ вв. рассматривались труды известных русских философов: Ф.М. Достоевского, И.А. Ильина,

C.И. Г'ессена, Л.Н. Толстого, В.В. Зеньковского, а также европейских мыслителей: Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, М. Фуко и др. Существенную помощь в осознании отношения русских философов к проблемам дисциплины оказали работы С.И. Гессена, В.В. Зеньковского, О.С. Соиной, В.Н. Назарова, Е.Д. Мелешко и др. Дисциплина в ее современном состоянии рассматривалась на основе работ П. Козловски, М. Бубера, A.II. Огурцова, Ф. Хайека, В.И. Аршинова и В.Г. Буданова и др.

Сравнительный анализ западноевропейского и восточноевропейского типов дисциплины осуществлялся с помощью научных изысканий Н.Я. Данилевского, H.A. Бердяева, И.А. Ильина, С.С. Аверинцева, В.Н. Лосского, В. Шубарта, О.С. Соиной и В.Ш. Сабирова.

Рассмотреть теоретический аспект дисциплины помогли исследования О. Шненглсра, О.Г. Дробницкого, А.И. Тигаренко, Р.Г. Апрссяна, A.B. Разина, П.А. Сорокина, И. И. Ивина, A.A. Королькова, А.Е. Зимбули, В.И. Аршинова и В.Г. Буданова, О.С. Соиной и В.Ш. Сабирова и др.

Методологические основы исследования При изучении западноевропейской и восточноевропейской (в том числе и русской) социокультурных традиций в отношении к дисциплине как физическому наказанию, как регулятору морально-правовых и духовно-нравственных вопросов привлекался метод философско-кулътурологической компаративистики, позволяющий осуществить сопоставление историко-культурологических источников, взглядов западных и русских философов относительно указанных проблем дисциплины. В рассмотрении отдельных возникавших в ходе исследования вопросов был использован сравнительно-типологический метод,

благодаря которому па основе изучения различного рода источников были выявлены общие и специфические черты правовой, духовной и этической «составляющих» дисциплины. Для данного исследования был крайне актуален герменевтический метод с подходом к объекту исследования как к результату исторического накопления смыслов (Ж. Маритеп, О. Шпенглер, В. Шубарт, A.A. Корольков и др.), что дало возможность теоретически углубить понимание содержания интерпретируемого объекта. Кроме того, в работе представлена попытка определения семантики дисциплины, для чего был использован аналитико-семантический метод исследования словарных статей различных

словарей (толковых, энциклопедических, педагогического, философских и др.).

Научная новизна исследования

Научная новизна исследования заключается в комплексном анализе этико-философских концепций индивидуальной и гражданской дисциплины в разные исторические эпохи, в ходе которого

- определены специфические черты, характеризующие этическое содержание дисциплины различных культурно-исторических эпох, а также общая тенденция развития дисцитинарного начала в индивидуальной и гражданской формах проявления; введено и в общих чертах охарактеризовано понятие «дисциплинарный акт», положенное в основание рассмотрения различных концепций;

- на основе исследования этико-философских концепций периода античности выдвинута версия о пропедевтике дисциплины, отмечены явления, которые можно назвать ее этическими корнями; выявлено этико-семантическое многообразие понятия дисциплина;

- на основе исследования этико-философской концепции дисциплины эпохи Средневековья подтверждена идея обусловленности характера дисциплины данного периода духовно-религиозными основаниями', дифференцированы понятия духовная, моральная, правовая и антропологическая дисциплина; высказана мысль о возмоэ/сности существования иного, отличного от западноевропейского типа дисциплины;

- в ходе изучения этико-философских концепций дисциплины эпох Возрождения и Нового времени определены причины и характер деформации основ христианской дисциплины, появления собственно индивидуального дисциплинарного акта-,

- при рассмотрении этико-философских концепций дисциплины в период развития постклассической философской мысли в определенной мере подтверждена идея о возможности существования ментальных спецификаций дисциплины; отмечены явления редукционизма дисциплины в ее западноевропейском варианте; названы некоторые причины и характер ее современных перевоплощений;

- осуществлен анализ генезиса моральной дисциплины; определена роль дисциплины в сферах морали и права; освещена проблема духовной

дисциплины; дана общая характеристика дисциплинарной нормы;

- предпринята попытка рассмотреть структурное содержание дисциплины как этического феномена; предложена версия о механизме действия дисциплинарного акта; на основе аристотелевского принципа «золотой середины» указаны «идеальные» этические характеристики лиц, вступивших в дисциплинарный акт, а также возможные отклонения от «идеала» в зависимости от превышения или ослабления полномочий каждой из сторон; выявлены ее основные функции, предложены возможные варианты классификации дисциплины как этического явления.

Основные положения, выносимые на защиту

1. Дисциплина - постепенно развивающееся явление, поэтому об авторских этико-философских ее концепциях можно говорить, лишь начиная с эпохи Нового времени. В предыдущие исторические периоды таковыми концепциями следует считать совокупность этико-философских идей отдельных мыслителей или философских школ о порядке, формах «заставления» и наказания, обучения и воспитания, представляющих собой определенные грани дисциплины.

2. Дисциплина есть двуединый процесс взаимодействия принуждающей и подчиняющейся сторон, поэтому он может быть представлен как дисциплинарный акт. При этом в разные культурно-исторические эпохи он приобретает специфические свойства, детерминированные глубинными культурно-историческими и духовно-этическими процессами.

3. Античная философия и культура предопределили характер добродетельности дисциплины, выбор форм поведения в ходе дисциплинарного акта, а также сформулировали этические предписания следования разумному началу универсума. Платоновские тимос (обуздывающее душевное начало, подчиняющееся лишь уму) и софросину (соединение здравого смысла, исходящего из справедливости, с внешним поведением, выраженным в наведении общего порядка) можно назвать этическими корнями дисциплины.

4. Христианское Средневековье, базировавшееся на духовно-религиозных основаниях, повлияло на дифференцирование понятий духовная, моральная, правовая, антропологическая дисциплина, а также на представления людей о должном порядке и дисциплинарных добродетелях. При этом этический образ религиозной дисциплины, способы наказаний у католиков и православных зависели во многом от выбора пути постижения Божественной истины.

5. Культурно-исторические и мировоззренческие изменения, произошедшие в эпоху Возрождения и Нового времени, существенно преобразили структуру христианского дисциплинарного акта, этические основания которого подверглись искажению, что и предопределило во многом тенденг^ии развития современной западноевропейской дисциплины. Принципиально иной взгляд русских философов на дисциплинарные проблемы указывает на возможность существования другого, отличного от западноевропейского типа дисциплины.

6. Сферы духовная и правовая могут рассматриваться как «пограничные» с моралью области, поэтому дисциплинарный компонент в своем движении может отклоняться то в одну, то в другую из названных сторон, поэтому можно сказать, что дисциплина имеет сложную этико-социалъиую структуру, причем преобладание одного из основных ее компонентов: морального, правового ми духовного - определяет ее тип.

7. Этическая структура дисциплинарного акта в нравственном сознании лиц, вступивших в него, есть сложное взаимодействие и (или) противодействие трех элементов: принуждения (исходящего от властвующего лица), свободы (уровень которой ущемляется в основном у подчиняемого) и воли участников данного акта, механизм которого со стороны приказывающего лица - познавая, повелевает (регулирует); повелевая, - оценивает и заново познает; со стороны исполнителя -познавая, исполняет; исполняя, - оценивает и заново познает.

8. Основные «добродетельные» свойства повелевающего участника дисциплинарного акта - требовательность, ответственность, решительность, строгость, демократизм, а подчиняющегося исполнительность, старание, добросовестность, прилежность, ответственность и также демократизм. Усиление (ослабление) принуждающего элемента или увеличение (уменьшение) элемента подчинения рождают различные варианты, являющиеся нарушениями данной «золотой середины»: от подавления до деспотизма или, наоборот, от мягкосердечия до вседозволенности - со стороны властвующего лица, и от уступчивости до рабства, или, наоборот, от капризности до анархии - со стороны подчиненного.

Теоретическая значимость исследования Теоретическая значимость работы заключается в комплексном анализе этической сущности индивидуальной и гражданской дисциплины в ее историческом и теоретическом аспектах, благодаря которому были раскрыты особенности дисциплинарных актов различных культурно-исторических эпох, а также выявлены этические основания самой дисциплины. Выводы, полученные в результате осмысления сущностных и функциональных характеристик дисциплины, могут представлять основу для глубинного исследования этической и педагогической культуры эпох античности, Средневековья, Нового времени, современного состояния культуры, в целом расширяющих общетеоретические представления об ее этических и социокультурных особенностях.

Практическая значимость исследования Пракгическая значимость данного диссертационного исследования заключается в том, что материалы диссертации могут быть использованы руководителями и менеджерами разного уровня в их работе с подчиненными, а также в учебном процессе при составлении учебных курсов, методических пособий и спецкурсов на факультетах философской, педагогической, исторической, культурологической направленности в среднеспециальньгх и высших учебных заведениях.

Апробация результатов исследования

Основные положения диссертации получили отражение в ряде докладов на региональной межвузовской конференции 2002 г., ежегодной научно-технической конференции НГАСУ (1999-2008 гг.), международной (2007 г.), всероссийской конференции (2008 г.), а также на заседаниях кафедры философии НГАСУ. Материалы диссертации были апробированы в лекционных курсах и на практических занятиях по философии и культурологии, а также заслушивались на аспирантских семинарах кафедры философии НГАСУ. Статьи опубликованы в соответствующих сборниках.

Структура диссертации

Диссертация состоит- из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и библиографического списка (202 наименования). Общий объём работы - 208 с.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность темы, определяется степень научной разработанности проблемы, формулируется объект и предмет, цель и задачи исследования, характеризуются его методологические основания, раскрывается научная новизна работы, устанавливаются теоретическая и практическая значимость исследования.

В первой главе — «Дисциплина в истории нравов и этических учениях» - вводится понятие дисциплинарный акт как акт двусторонних отношений с системой «требования-подчинения» в качестве основного признака данного феномена.

Параграф 1.1. «Античность. От преддисциплины - к гражданской и индивидуальной дисциплине» посвящен выявлению особенностей представлений древнегреческого социума о системе «принуждения-подчинения», в основе которых лежал поиск человеком, оказавшимся в руках Судьбы-Мойры, формы .поведения, позволявшей выжить ему самому и передать свой опыт выживания другим. Основные из этих форм -покорное подчинение Судьбе, терпеливое перенесение предназначенного ему удела; противодействие; демонстрация стойкости перед лицом Судьбы; попытка «обхитрить» ее; стремление подчинить судьбу собственной воле, стать хозяином Судьбы. Так, первая из данных форм нашла преломление в поэзии и философии Гесиода, воспевавшего терпеливое исполнение человеком своих обязанностей, а также Платона, считавшего, что разные группы людей должны строго исполнять предназначенное им судьбой дело. Стойкость демонстрировалась на поле боя или в момент экзекуции. Способность обмануть, обхитрить судьбу преломлялась в нравах людей и искусстве масок, актерского мастерства. Но по мере возникновения и роста волевого начала в человеке увеличивается и желание одержать верх над Судьбой. Так, если спартанский вариант социума основан на принципе тотального

подчинения подданных власти, а тип воспитывающей дисциплины представляет собой жестокую муштру, то в период высокой классики ведущим ее принципом становится согласованное, гармонически оформленное взаимодействие многих во имя интересов большинства, а она сама проявляется как суррогат права. Понятия дисциплина в древнегреческий период истории еще не существовало (это слово -латинское по своему происхождению), однако философски оно уже осмыслялось. Так, софисты и Сократ обосновали идею убеждения как более верного средства воздействия, чем подчинение кого-либо с помощью физического наказания. В философии Платона теоретически обосновывается идея Порядка - эстетического свойства бытия в качестве способа организации космического универсума, вызванного Демиургом из хаоса во имя Блага, а такие образы его философии, как тимос (обуздывающее душевное начало, подчиняющееся лишь уму) и софросина (соединение здравого смысла, исходящего из справедливости, с внешним поведением при выполнении определенных дел, объединенных мыслью о наведении оби (его порядка), можн о назвать корнями дисциплины. Б стоической традиции вырабатывался особый тип добродетели, который содержал в себе идею самодисциплины как заставления себя не откликаться па то, что не является сущностью человека. Идеальным дисциплинарным актом в данную эпоху становилось взаимодействие лиц, способных убедить кого-либо в правильности принятого решения, перетекающего в приказ или исполнительное действие.

Таким образом, развиваясь, дисциплинарное начало в античном периоде истории проходило разные стадии. Спартанский вариант - это проявление тоталитарной дисциплины; в период высокой классики действует гражданская дисциплина, которая свободу индивида не отрицает, а наоборот, приветствует; позднее можно наблюдать уже и проявления индивидуальной дисциплины, хотя, строго говоря, индивидуальный дисциплинарный акт, при котором человек начинает самостоятельно ограничивать степень своей свободы, в чистом его виде в ту эпоху еще не сформировался (в диалоге с богами, героями человек чаще всего воспринимал их в качестве' внешней сипы, способной управлять его поступками).

В параграфе 1.2. — «Христианское Средневековье. Сакральные основания индивидуального и гражданского типов дисциплины» - раскрывается этическая сущность христианской дисциплины с иной, чем в античности, идеей Порядка. С позиции средневекового миросозерцания, мировой порядок, созданный Богом, был разрушен прародителями человечества в результате первородного греха (акта духовной недисциплинированности). По логике христианского вероучения, человек мыслился в ситуации до грехопадения гражданином «града Божьего», и эта гражданская свобода человека как образа и подобия Божия была практически полной. После грехопадения человек, осознавший ценность жизни и ужас предстоящей смерти, начал воспринимать себя в качестве не только духовного

существа, но и «антроноса» - существа, подверженного природным законам умирания и возрождения, поэтому появился еще один слой -дисциплины антропологической (т.е. ограниченной сферой психики отдельного человека и воспринимаемой как укрощение физического человека в самом себе, исправление своей дурной антропологической структуры, поврежденной грехопадением). Однако в мире социума действовали также требования моральной и правовой дисциплины. И человек достаточно четко фиксировал разность дисциплинарных правил каждого из этих четырех уровней и их иерархию, в которой самыми значимыми были заповеди библейские, на втором плане -«антропологические» (поскольку также связывались с идеей спасения, выживания), а две другие воспринимались как хотя и обязательные, но могущие быть в определенный момент отвергнутыми во имя торжества двух других. При этом накладывался запрет на неподчинение властям, обладающим рядом сакральных характеристик, поэтому структура дисциплинарного акта приобретала духовно-антропологически-правовой характер и лишь в последнюю очередь наполнялась этическим содержанием. В сфере социальной этики государственно-административная система довлела над человеком, однако поскольку она тоже подчинялась духовному сегменту, выделяющему отдельного человека из ряда многих, то в определенном смысле эти отношения уравновешивались и пребывали в относительной гармонии. При этом ощущая себя в постоянном диалоге с Богом, человек, как и в эпоху античности, не мог считать какой-либо запрет или приказание только собственным внутренним повелением, и поэтому индивидуальный тип дисциплины в эпоху Средневековья еще не был таковым в полном смысле этого слова.

Однако момент принятия Божьего слова, Божьей помощи различался в учениях западной и восточной церкви. Так, западные богословы и философы отдавали преимущество катафатическому (положительному) пути познания Бога, в основе своей чисто рационалистическому, а восточные - апофатическому (отрицательному), для которого характерен личный, мистический опыт движения к Божеству. Католики рассматривали благодать как награду за заслуги человеческой воли, а для православных, наоборот, было важнее контролирование своей психики, постоянные усилия по созиданию себя, поиск «лада» с властвующим субъектом, когда важнее не заслуги, а непрестанное взаимодействие («синергия») двух воль, Божественной и человеческой. Все это наложило отпечаток на образ идеальной дисциплины как системы наказаний. Так, в западной церкви наказание физическое (применение плети), по В. Куперу, называясь дисциплиной, становилось вариантом самого тяжелого покаяния в грехах и одновременно самой действенной и почетной возможностью избавления от них. Для православных же христиан телесное наказание было не целью, а средством избежать греховности, поэтому дисциплинирующим началом становились не физические практики, а духовные - разговор с Богом во

время молитвы, аскетическая практика как совершенствование себя. Так что разные типы дисциплины в эпоху Средневековья во многом обуславливались духовно-этическими процессами. Если воля самого человека совпадала с волей Божьей и действия его согласовывались с ними обеими, как и с волей противостоящей стороны, христианский дисциплинарный акт принимал свою идеальную форму.

В параграфе 1.3. «Возрождение и Новое время: искажение оснований христианской дисг\иплины, изменившее соотношение индивидуальных и гражданских мотивов в нет рассматривается процесс изменений, наступивших в развитии дисциплинарного начала в посгсрсдневековый период.

Эпоха Ренессанса ломает средневековую структуру «властвующего-подчиненного», видоизменяет ее. В рассуждениях гуманистов воля Божья отступает на второй план, как бы затушевывается, зато на первый план выступает воля самого человека, а значит, снижается авторитет высшей ступени прежней структуры и возвеличивается нижняя, так как они фактически сближаются. Из иерархической структура дисциплинарного акта начинает превращаться в линейную, в силу того, что для гуманистов люди становятся равными по достоинству и социальной и духовно-нравственной значимости. Идеальный гуманистический дисциплинарный акт строится как акт творческий, где отношения между субъектами приближаются к равноправным. Однако в эпоху Реформации начинает зарождаться и иной тип дисциплины - протестантский, в соответствии с которым участники дисциплинарного акта должны внутренне осознать полную бессмысленность попытки выполнить что-либо без Божественного указания, т.е. идея виновности человека в данном типе, в сравнении со средневековым, усиливается. Но здесь указывается на возможность прямого контакта с Господом, собственного истолкования Его Слова, что в конечном счете низводит Бога на одну ступень с человеком и сближает этот тип дисциплинарного акта с гуманистическим. При этом протестантский тип дисциплины - это попытка преодолеть расхождение между личностным и социально-гражданским видами дисциплины, однако под сакральное основание первого из них (стремление быть отмеченным Божьей благодатью) подводится вполне «земной» принцип выстраивания отношений во втором его типе - принцип терпеливого мирского труда, тяжкий крест несения которого только и способен пробудить ответную Божественную любовь. Индивидуальная дисциплина как кропотливая работа по реализации идеи призвания становится связующим элементом для людей, входящих в единое социальное целое.

С эпохи Нового времени в результате накопления философского материала, который уже можно было систематизировать, возникают, наконец, по-настоящему цельные авторские концепции дисциплины. Но далеко не все они воплощали в себе этический смысл наступившей эпохи, что удалось сделать Ж.-Ж. Руссо и И. Канту.

Дисциплина в «театре» Ж.-Ж. Руссо есть своего рода искусство, игра, в которой выигрывает самый хитрый, изворотливый. В педагогических трудах философ, протестуя лишь против открытого, видимого принуждения, ратует за принуждение, искусно задрапированное воспитателем и выставленное им в качестве свободного решения самого ребенка или, в крайнем случае, смирения перед неизбежностью объективного порядка вещей. Такой тип взаимоотношений извращал идею средневековой дисциплины. По Маритену, Ж-Ж. Руссо, считающий, что людей объединяет общая любовь каждого человека к себе самому, то есть сумма этих любовей, как и сумма воль этих людей, в своих трудах смешивает дна аспекта любви: эмпирический тип как выражение властолюбия, воли к власти и метафизический тип как благо, вложенное в человека Творцом (общая воля может зиждиться только на втором из этих типов), так что учение Руссо есть манипулирование христианством (Маритен), и дисциплина также встает в этот ряд «повреждённых» явлений.

И. Кант, в отличие от Руссо, ищет в морали средство сохранения личностью бесхитростной разумности, способной спасти человека от манипулирования со стороны кого-либо. (Э. Соловьев). Чтобы стать свободными, люди должны принуждать себя к совершению истинно моральных поступков, главный мотив которых - уважение к нравственному закону. Моральная самодисциплина есть культивирование собственного морального чувства, одолевающего чувственность и ведущего к самообладанию,. что является несомненным достоинством личности, ибо ее господство над собой есть независимость от вещей, а отсутствие данного господства есть моральная анархия. В философии Канта впервые в диалоге между человеком и Богом в качестве соединяющей связи выступают уже не силы небесные или же представители церковной иерархии, способные, с точки зрения верующего человека, сердиться, любить, жалеть, прощать, наказывать, а обезличенный объективный нравственный закон, к которому уже невозможно обратиться за помощью. Лишенный живой сути, он поставил преграду между человеком и Когом, а значит, заставил первого искать опору в самом себе, в собственной нравственной основе, и именно тогда возник настоящий индивидуальный дисциплинарный акт. При этом социальная дисциплина в философии И. Канта согласуется с индивидуальной. Человек, в сознании которого совпадают внешние и внутренние требования, и есть, по логике кантовского учения, по-настоящему индивидуапьно и социально дисциплинированный человек.

Возрастание роли гражданского общества как сферы спонтанного самопроявления свободных индивидов и добровольных организаций, деятельность которых защищается государством, привело к тому, что индивидуальный и гражданский дисциплинарные акты начали терять свою четкость, иногда накладываясь друг на друга. На смену средневекового добра как оказания практического блага ближнему приходит понимание

его как человеческого достоинства, морального совершенства, что и становится определяющим в повелевающей фигуре дисциплинарного акта. Проблема близости к Богу отходит на задний план, гражданские права и обязанности людей уравниваются, отношения в обществе мыслятся как договорные.

В параграфе 1.4. - «XIX- XXвв.: от духовности как основы гражданской и индивидуальной дисциплины - к редукционизму дисциплинарного начала» - исследуются тенденции развития дисциплины с конца XIX века до наших дней.

В условиях кризиса классической традиции философии кантовская мораль к XX веку начинает терять свои «божественные» признаки; человека, имеющего право приказывать другим, характеризуют уже не человеческое достоинство, моральное совершенство и самообладание, а физическое здоровье, гордость, сила, талант, нестандартное мышление, дерзость. В этой ситуации парадоксальным явлением становятся представления русских философов о дисциплине. Так, по Ф.М. Достоевскому, именно духовность содержит идею справедливости, порядка, вины, воздаяния и др., веками формируя правосознание человека, основы которого - не в разуме, а в чувстве, натуре, инстинктивном тяготении к добру, любви. Умение различать добро и зло и есть корень настоящей духовной дисциплины, содержащей естественный и свободный отказ от ублажения собственных прихотей и желаний (О.С. Соина). Ощущение этого добра есть некое обуздывающее начало как проявление в человеке воли Божьей. Именно Бог как абсолютный духовный авторитет является единственным критерием дозволенного и недозволенного в области человеческих отношений. Развивая идею правосознания, другой русский философ, И.А. Ильин, определяет его как коренящийся в религиозном чувстве «инстинкт правоты», полусознательное, непосредственное убеждение в неодинаковой допустимости и верности человеческих действий, и оно лежит в основании всякого закона и обычая и генетически предшествует всякому правотворчеству. Дисциплина для философа - качественная характеристика воли, один из элементов правосознания (народного и индивидуального). С позиции Ф.М. Достоевского и И.Л. Ильина, духовная дисциплина призвана не просто требовать-исполнять что-либо или формировать какой-либо навык поведения, но и видоизменять всю телесно-душевно-духовную организацию личности в ходе самого акта.

Однако дисциплина в ее европейском варианте, развиваясь, движется в ином направлении. Постмодерн как новая культурно-историческая эпоха -это, по существу, развенчание всех норм, иерархий и стандартов. Такой слом установившихся в обществе представлений о норме вообще и дисциплинарных правилах в частности содержится в философии М.Фуко. Современное общество представляется философу опутанным карцерной сетью с её системами распределения, надзора и наблюдения за подвластными людьми со стороны властных структур. Мыслитель строит

нигилистическую версию власти-знания, но в его рассуждениях есть ясное понимание нарастающего с эпохи Средневековья формализованного характера европейской дисциплины, особенно юридической. У М. Фуко личность подвергается тотальному манипулированию со стороны власти, а идея гражданской дисциплины подвергается редукции.

В современном состоянии дисциплина утрачивает добродетельные характеристики и свою социокультурную обязательность. Общая тенденция развития на Западе идеи гражданской дисциплины просматривается в перевоплощении ее в идею индивидуалистической дисциплины, которая характерна для общества, допускающего в широких пределах независимость индивидов, его автономию. В таком обществе преобладает не сознательный, а «спонтанный», стихийный порядок, нет определенного замысла и контроля из единого центра. «Стихия», «спонтанность» поступков отдельных индивидуумов начинает рождать искаженные формы дисциплины, вынужденной все чаще искать защиты в более жестком правовом пространстве. В то же время один из признаков постмодерна - новое осмысление религии, а значит и религиозной дисциплины. В век релятивизма и квантов событие получает дополнительные степени свободы, поскольку весомыми становятся системы отсчета наблюдателя, тип наблюдения, контекст происходящего. И при этом система содержит в себе «ростки всего многообразия структур, распознаваемых в хаосе»', а значит', он вовсе не препятствует познанию и совсем не обязательно должен устраняться, «в частности, в динамическом хаосе получает свое рациональное оправдание вера как способ восстановления и поддержания конфиденциального контакта человека с внешней и внутренней реальностью»2. Поэтому сегодняшнюю эпоху можно характеризовать по-разиому: и как кризисную, в которой элемент хаоса преобладает над порядком, и как систему, которая, наконец, усвоила достоинства динамического типа движения и стала способна к самоорганизации.

Во второй главе - «Этико-философские основания дисциплины» -

раскрывается теоретический аспект дисциплины как этического феномена.

В параграфе 2.1. рассматривается «Место дисциплины в сфере человеческих отношений».

Стремление к упорядоченности как явления бытия в сфере человеческих отношений воплощается в дисциплине. В данной сфере можно выделить три основных сегмента: духовный, моральный и правовой. В свою очередь, в дисциплинарном компоненте присутствуют «ростки» этих трех основных элементов, и, «обслуживая» ту или иную сферу человеческих отношений (трудовую, военную, образовательную, семейную, финансовую и т.п.), он, обладая особой чувствительностью, получает характерные черты того или иного ее вида и одновременно в той или иной степени начинает проявлять

' Аршинов В.И., Буданов В.Г. Синергетика постижения сложного. // На нуги к иосчнсклассическим концепциям управления. - М., 2005. С. 109. " Гам же. С. 114.

свойства морального, духовного или правового се типа. Так, если в ней преобладает моральный компонент, то это моральная дисциплина; если она ориентирована на законничество - то характер такой дисциплины правовой; если духовный, как в Средние века, дисциплина наследует те же свойства и сама также становится духовной, и т.д. Если рассматривать дисциплину как явление, пронизывающее моральную сферу, то можно все-таки искусственным образом отделить собственно этический момент от дисциплинарного. Дисциплинарный компонент отличается ог этического, не могущего выражаться в понятиях (О. Шпенглер), наличием в себе логического элемента, т.е., по существу, дисциплина в сфере морали есть сплав этики и логики (этическое чувствование превращается в норму для действия). Этический определяет поступки человека, совершенные под воздействием преимущественно психического, эмоционального состояния (обиды, душевной боли, ощущений счастья, исходя из внезапных, спонтанных собственных ощущений о гордости, чести, достоинстве и т.п.). Дисциплинарный же определяет действия, которые прошли уже проверку разумом, рассудком, осмыслены человеком (людьми) и потому способны войти в стадию повеления-исполнения. Сферы духовная и правовая могут рассматриваться как «пограничные» с моралью области, поэтому дисциплинарный компонент в своем движении может отклоняться то в одну, то в другую из названных сторон, и на стадии «перехода» из одной области в другую возникают так называемые «нейтральные» зоны, в которых дисциплинарный компонент наиболее ярко проявляет собственные свойства. В этих зонах логическое начало уже настолько явно преобладает над этическим (или духовным) компонентом, что подобные дисциплинарные нормы требуют своей фиксации в определенных документах (в сфсрс духовной - это Библейские заповеди; в сфере моральной - дисциплинарные правила отдельных общественных коллективов в виде уставов, инструкций и т.п.). Дисциплинарные нормы, как и их санкции, во многом оказываются более гибкими и широкими, чем правовые, а значит, именно поэтому охватывают гораздо больший спектр человеческих отношений, причем опираются не только на принудительные меры, но и на убеждение, одобрение от имени общества, могут выступать в форме самооценки как выражения чувств удовлетворения или стыда. Их действие ограничено рамками какой-либо общественной единицы. Нарушение такой нормы не слишком общественно опасно.

Дисциплинарный компонент начал «сопровождать» мораль с момента ее возникновения. На определенном этапе своего развития общество стало испытывать необходимость в упорядочении, организации, структурировании отношений между людьми, т.е. дисциплина, как и мораль, восходила к понятиям порядок, обычай, закон, выполняя регулирующую функцию в жизни возникающего социума. Но мораль появляется как рефлексия индивидуального сознания, а дисциплина - как система двусторонних отношений властвующего и подвластного. Подчиняющаяся сторона первоначально могла испытывать страх разной

этимологии перед теми, кто начал навязывать им свои повеления. При этом дисциплина в значении наказания могла выступать как частный случай действия формирующегося талиона, то есть представлять собой ответное воздаяние за неисполнительность. Дисциплинирование и приобретение определенного нравственного уровня - два неразрывных процесса, накладывающихся один на другой, вернее, взаимопроникающих, хотя моральное развитие властвующих лиц, по-видимому, первоначально несколько опережало нравственное развитие подчиненных, носившее «догоняющий» характер. Состояние личности, исполняющей дисциплинарные обязанности с желанием и даже с наслаждением, указывает на то, что уровень «омораливания» «догнал» в своем поступательном движении уровень «дисциплинирования» и оба они совпали в своем действии.

В параграфе 2.2. - «Этическая сущность дисциплинарного акта, функции дисциплины и ее классификация» - рассматриваются структурные элементы дисциплины в сфере нравственного сознания лиц, взаимодействующих в ходе дисциплинарного акта; определяются основные ее функции; анализируются существующие классификации дисциплины и предлагаются новые.

Дисциплинарный акт в сфере нравственного сознания лиц, вступивших в него, - это сложное структурное образование, в котором сплетаются принуждение (исходящее от властвующего лица), свобода (уровень которой ущемляется в основном у подчиняемого) и воля того и другого участника акта. Свобода - отсутствие давления или ограничения, которое выражается в возможности выбора из нескольких вариантов поведения; принуждение - понуждение к действию; воля - синтез разумной оценки и стремления. Дисциплина (или самодисциплина) может быть определена как ограничение одним лицом свободы другого лица (или собственной свободы) во имя порядка, каковым представляет его себе первое лицо (или само лицо) в соответствии, с определенными нормами общежития. Принуждение и свобода в данном механизме неизменно соотносятся между собой, под влиянием воль той и другой стороны постоянно взаимодействуя друг с другом или противодействуя друг другу, составляя самые разные комбинации соотношений этих составляющих. Воля в наилучшем своем проявлении, по Аристотелю, между крайностями в душевных движениях и поступках выбирает середину, соответствующую человеческой природе и определяемую усмотрением разума. Поэтому в зависимости от превышения либо ослабления полномочий властвующего или подвластного рамки собственно дисциплинарных действий нарушаются и формы их искажаются. Так, «золотая середина» для принуждающего лица — это наличие таких качеств, как требовательность, ответственность, взыскательность, решительность, строгость, демократизм. При усилении принуждающего элемента они превращаются (по нарастающей) в подавление, притеснение, угнетение, самодурство, тиранство, деспотизм, а при уменьшении его - в мягкосердечие,

снисходительность, слабость, слабоволие, безволие, мягкотелость, потворство, попустительство, бесконтрольность, вседозволенность. «Золотая середина» для подчиненного лица - исполнительность, упорство, старание, добросовестность, ответственность, прилежность, демократизм. Чрезмерное усердие, чрезмерное прилежание, старание - это уже не исполнительность, а (по нарастающей) - уступчивость, угодничество, раболепие, подобострастие, подхалимство, лицемерие, холопство, холуйство. Превышение полномочий (прав) подвластного, т.е. увеличение степени предписываемой ему нормой свободы, ведет к тому, что подчиненный начинает проявлять (по степени усиления признака) капризность, скептицизм, упрямство, разгильдяйство, дерзость, разболтанность, распущенность (своеволие), разнузданность, бунтарство (нигилизм), анархию. Таким образом, возможна ситуация, при которой ранее подчиненное лицо может начать диктовать свою волю и в конце концов подчинит себе ранее властвующее.

Основные функции моральной дисциплины - регулирующая, эстетическая, гносеологическая, воспитательная и др., которые во многом обуславливают механизм действия дисциплинарного акта. Последний не может существовать без морального (они выступают одновременно как части друг друга), однако последовательность отдельных фаз данных механизмов зачастую не совпадает, так как многообразие проявлений познавательной функции в дисциплинарном акте имеет опережающий характер, т.е. предшествует оценочному и императивному. Механизм этот двуединый: со стороны приказывающего лица - познавая, повелевает (регулирует); повелевая, - оценивает и заново познает; со стороны исполнителя - познавая, исполняет; исполняя, - оценивает и заново познает. То есть дисциплина обычно начинается и заканчивается с познания (осознания, осмысления) ситуации относительно состояния порядка в действительности. Причем, если звено регулирования (повеления-исполнения) в этом механизме присутствует обязательно и имеет сходные функции с аналогичным элементом морального акта, то оценивание (специфический элемент собственно морального акта) в дисциплинарном акте наблюдается не всегда. Отсутствие данного звена в механизме дисциплинарного акта есть свидетельство того, что человек еще не достиг необходимого для оценки уровня морального развития, либо что данное действие стало чрезвычайно привычным, не требующим для своего исполнения из-за своей частой повторяемости возобновления уже известного оценивания (оно как бы сам собой подразумевается, «уходит в тень»).

Исследуемое явление в силу сложности своей структуры может быть классифицировано многообразно: например, по типу преобладающего компонента в его структуре, но источнику принуждения, по типу властвующего лица и назначению, а также по типу культуры, в сфере которой дисциплина существует.

В Заключении содержатся выводы, обобщающие результаты

исследования. В них дисциплина определяется как некий «каркас», в который помещено определенное общественное целое, и образ «сил-напряжений» в нем играет или воля одного человека, или общая воля всех членов данного сообщества. Характер упорядоченности в «каркасе» может варьироваться от жесткого (тоталитарного) до почти неощущаемого, что грозит всплеску анархических настроений в коллективе. Идеальный вариант дисциплины усматривается в ситуации, когда в равной степени «натянуты» горизонтальные и вертикальные «силы-напряжения», способные удерживать «каркас» в состоянии наибольшей устойчивости, гармонии. Кроме выводов, в заключении намечаются перспективы дальнейшего исследования указанной проблематики.

Основные положения диссертации содержатся в следующих публикациях автора:

1. Жданова H.A. Этические основания и семантика дисциплины // Омский научный вестник, 2007. -№ 5. - С. 101-104 (0,6 п.л.).

2. Жданова H.A. От классического - к постклассическому образованию (поиск нравственных ценностей) // Сборник трудов молодых ученых НГАСУ, № 2. -Новосибирск: НГАСУ, 1999. - С. 138-146 (0,63 п.л.).

3. Жданова H.A. Философия образования В. Розанова и современность // Духовный путь России. Третьи Новосибирские Рождественские образовательные чтения. Тезисы и материалы. Новосибирск: НШЖиПРО, 2000.-С. 67-81 (1 и.л.).

4. Жданова H.A. Проблемы образования и культуры в философии постмодерна // Труды НГАСУ, т.4. №1 (12). - Новосибирск: НГАСУ, 2001. -С. 51-60 (0,64 пл.).

5. Жданова H.A. Этика самости и ее место в русской философии образования // Труды НГАСУ, т.4. №3 (14). Новосибирск: НГАСУ, 2001. -С. 222-226 (0,32 п.л.).

6. Жданова H.A. Постмодернистская педагогика и русское образование // Человек: траектории понимания. Сборник статей (на основе межрегиональной научной конференции). - Новосибирск: НКИ, 2002. - С. 172-181 (0,59 ал.).

7. Жданова H.A. Дисциплина и власть в философии С.И. Гессена и М. Фуко // Труды Р1ГАСУ, т.5, № 4 (19). - Новосибирск: НГАСУ, 2002. - С. 93-97 (0,32 п.л.).

8. Жданова H.A. Педагогический идеал и задачи школы в философии В.В. Зеньковского // Сибирский учитель. Региональный научно-методический журнал. - Новосибирск , 2003. - № 1. - С. 37-39 (0,38 п.л.).

9. Жданова H.A. Основы классического образования в философии М.Фуко // Труды НГАСУ, т. 6, № 1 (22). - Новосибирск: НГАСУ, 2003. - С. 77-82 (0,32 п.л.).

10. Жданова H.A. Правовое воспитание как философская проблема в педагогических учениях русских философов // Труды НГАСУ, т. 7, № 2 (29). - Новосибирск: НГАСУ, 2004. - С. 116-120 (0,32 п.л.).

11. Жданова H.A. Идея нравственности в философии С.И. Гессена // Труды

НГАСУ, т.8, № 4 (34). - Новосибирск: НГАСУ, 2005. - С. 138-144 (0,32

П.Л.).

12. Жданова H.A. Понятие дисциплинарной нормы в русской и европейской философии // Педагогический профессионализм в современном образовании. Материалы международной научно-практической конференции. (21-22 февраля 2007 г., г. Новосибирск). -Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2007. - С. 383-388 (0,37 п.л.).

13. Жданова H.A. Дисциплина как предмет этико-семантического анализа // Труды НГАСУ, т. 10, № 3 (41). - Новосибирск: НГАСУ, 2007. - С. 155-160(0,32 п.л.).

14. Жданова H.A. Дисциплина в философии И. Канта как социокультурная проблема // Труды НГАСУ, т. 10, № 4 (42). - Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2007. - С. 108-112 (0,32 п.л.).

15. Жданова H.A. Этико-социальная сущность и особенности античной дисциплины // Школа мысли. Альманах гуманитарного знания. Труды НГАСУ(Сибстрин). - Новосибирск, 2008. - № 7. - С. 51-62 (1,4 п.л.).

Подписано в печать ШШ9Формат 60x84 1\16 Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл.печ. л. 1.25 Тираж 100 экз. Заказ 75.

Отпечатано в типографии РГПУ им. А. И. Герцена 191186, С- Петербур, наб. р. Мойки, 48

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Жданова, Наталья Адамовна

ВВЕДЕНИЕ.

I. ДИСЦИПЛИНА В ИСТОРИИ НРАВОВ И ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЯХ

1.1. Античность. От преддисциплины — к гражданской и индивидуальной дисциплине.

1.1.1. Преддисциплина как реакция на «веления» Судьбы.

1.1.2. Спартанский тип дисциплины: система физических наказаний и строгое воспитание (муштра).

1.1.3. Личность и государство Древней Греции: дисциплина как согласованная гармония

1.1.4. Этические основы древней дисциплины: противоречивый характер соотношения элементов гражданственности и самодисциплины.

1.2. Христианское Средневековье. Сакральные основания индивидуального и гражданского типов дисциплины

1.2.1. Порядок б понимании средневекового человека и его отражение на дисциплинарных добродетелях.

1.2.2. Этические образы христианской дисциплины Средневековья (дисциплина западной и восточной патристики).

1.2.3. Дисциплина как система духовно-душевных упражнений и наказаний

1.2.4. Этико-социальные основания гражданской дисциплины Средневековья

1.3. Возрождение и Новое время: искажение оснований христианской дисциплины, изменившее соотношение индивидуальных и гражданских мотивов в ней.

1.3.1. Гуманистическая и протестантская дисциплина: от творческой индивидуальности - к идее терпеливого труда.

1.3.2. «Театральность» и механистичность гражданской дисциплины в философии Ж.-Ж. Руссо.

1.3.3. Типы императивов и значение моральной (индивидуальной) дисциплины в философии И. Канта.

I.4. XIX- XX вв.: от духовности как основы гражданской и индивидуальной дисциплины - к редукционизму дисциплинарного начала.

1.4.1. Духовно-этические основания дисциплины в русской философии конца XIX — первой половины XX века.

1.4.2. Дисциплина как изощренное тотальное манипулирование личностью в философии М. Фуко.

1.4.3. Современные тенденции развития дисциплины: преобразование дисциплинарного начала или его крушение?.

II. ЭТИКО-ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ).

2.1. Место дисциплины в сфере человеческих отношений.

2.1.1. Сущность моральной дисциплины и ее генезис.

2.1.2. Роль дисциплины в сферах морали и права и соотношение права и морали в дисциплине. Проблема духовной дисциплины.

2.1.3. Понятие дисциплинарной нормы.

2.2. Этическая сущность дисциплинарного акта, функции дисциплины и ее классификация.

2.2.1. Структурные элементы дисциплины и дисциплинарного акта.

2.2.2. Функции дисциплины и механизм действия дисциплинарного акта.

2.2.3. Классификация форм дисциплины.

 

Введение диссертации2008 год, автореферат по философии, Жданова, Наталья Адамовна

Дисциплину как определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали или требованиям какой-либо организации, обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилам, можно считать одним из древнейших эти-ко-социальных феноменов. Именно он определяет во многом слаженность и эффективность работы каждого из конкретных социальных образований, чем объясняется интерес исследователей, изучающих отдельные его аспекты.

Работы отечественных авторов, посвященные изучению дисциплины, в большинстве своем рассматривают лишь отдельные сегменты общетеоретического целого, не дающие достаточно полного представления о самом предмете исследования как таковом. И хотя уже предпринимались попытки с философских позиций исследовать дисциплину, однако теоретико-практических версий ее происхождения, концептуально-выверенных осмыслений этого явления в области этического знания в настоящее время явно недостаточно, что не дает возможности выявить в полной мере механизм его действия в нравственном сознании человека и наметить более осознанные пути для управления процессом дисциплинирования личности и общества. Поэтому задача рассмотрения этических аспектов дисциплины до сих пор представляется чрезвычайно актуальной.

Далее, несмотря на то, что в этико-философских исследованиях неоднократно ставилась проблема структурных форм нравственного сознания, вопрос о месте в них дисциплины до сих пор остается фактически неизученным. В этой связи этико-философская аналитика дисциплины, понимаемая и как индивидуально-нравственная задача человека, способ обуздания им разнонаправленных мотивов и потребностей его моральной природы, и как система этических принуждений общества в отношении конкретного индивидуума, «встраивающая» его в сферу гражданских институтов, представляется в высшей степени необходимой. Она позволяет не только вскрыть источники данного явления в аналитике нравов и тем самым сделать выводы об его происхождении, но и определить особенности восприятия дисциплины в разных социокультурных традициях и типах общественного устройства, а также выявить в ней собственно этические качества добродетельности, позволяющие выстроить сложную систему духовно-нравственных отношений в виде акта, имеющего собственную предметную структуру.

Кроме того, в средствах массовой информации, в ряде философских и общегуманитарных источников неоднократно затрагивался вопрос о значении дисциплины в жизни российских граждан, о степени дисциплинированности человека в России и странах Запада и Востока, и, к сожалению, отечественная социально-дисциплинарная практика зачастую оценивалась отрицательно. Однако столь однозначные выводы нельзя считать до конца справедливыми, поскольку в них подменяется этико-философская аналитика указанного явления общими рассуждениями эмпирического характера, затемняющими или искажающими существо дела. В связи с этим возникает необходимость более пристально всмотреться в этико-социальные, духовно-этические, социокультурные основания дисциплины.

Степень разработанности темы '

Проблема дисциплины довольно подробно рассматривалась отдельными областями гуманитарного и социального знания: педагогикой, психологией, культурологией, социологией, юриспруденцией и др. В специальной литературе последнего времени тенденция расчленять целостную проблему дисциплины по узконаучному принципу нашла свое продолжение. Однако в условиях перехода российского общества к новому социальному и политическому устройству акценты при рассмотрении проблемы дисциплины несколько поменялись. Так, подверглись основательной переработке основные положения государственной и трудовой дисциплины (М.И. Губенко, А.В Селянин, М. Даглас, Н.В Чайковская и др.), и в первую очередь - правовые вопросы, связанные с нею (Е.В. Климкина, Н.В. Мизюк, JI.B. -Труханович, A.B. Сутягин и др.). Особенно внимательно изучались вопросы платежной дисциплины (Е.Г. Булгаков, A.B. Шумович, A.M. Косой, C.B. Ануреев, Т.П. Иванькова и др.). Не менее пристально рассматривались правовые проблемы воинской дисциплины (Ю.Н. Туганов, А.И. Шилов, В.В. Сметанников и др.) и тюремной (П.Е. Конегер, В.Е. Южанин и др.). Столь же внимательно, как и в прежние годы, исследовался психолого-педагогический аспект дисциплины, однако большинство работ ориентировано на сугубо практические вопросы (Дж. Уинделл, Ю.М. Орлов, C.B. Кривцова, А.Б. Рогозянский и др.). Из них следует выделить исследования в области философии и истории образования (А.П. Огурцов, Н.В. Максименко, Г.А. Нович-кова, А.Г. Абрамова, P.A. Рогожникова и др.), в которых сделаны значительные теоретические выводы о природе педагогической дисциплины. Необходимо также отметить работы, рассматривающие дисциплину применительно к политике (И.С. Савченко). В последние годы изучались также философские аспекты дисциплины. В советском обществознании 1980-90-х годов подробно-исследовал проблемы дисциплины в контексте идей управления, организационной" культуры, этики ответственности B.C. Манешин. Среди современных можно отметить работы Ю.Л. Егорова о философии управления,' А.П. Бандурина — о социальной регуляции, С.Г. Заржевского — о проблемах организационной культуры в современной России.

В последние десятилетия прошлого столетия в этико-философских трудах О.Г. Дробницкого (о природе морали), А.И. Титаренко (о структурах нравственного сознания) и др. проделана значительная работа, обеспечивающая теоретическое осмысление дисциплины как нравственного феномена. В недавних работах Р.Г. Апресяна, посвященных дисциплинарному и перфекционистскому языкам морали, особенностям общественной морали, расширены теоретические рамки этического рассмотрения дисциплины. Вслед за ним идею о дисциплинарном компоненте морали концептуально обосновал A.B. Прокофьев.

Однако, несмотря на то, что определенные философские аспекты дисциплины уже исследовались гуманитарными науками, этико-социальные, культурно-социальные и тем более собственно этические стороны ее остаются недостаточно изученными.

Объект, предмет и цель исследования Объект исследования - этические и социокультурные основания дисциплины. Предмет исследования - концепции дисциплины в этических учениях. Цель диссертационного исследования — этический анализ концепций дисциплины.

Задачи исследования

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач исследования:

1) выявление в истории философской мысли концепций дисциплины, наиболее полно воплощающих собой этический смысл сформировавшей их эпохи;

2) осмысление значения античной философии для возникновения дисциплины как этического феномена; выявление этико-семантического многообразия исследуемого понятия в стадии его происхождения-,

3) выявление возможной обусловленности характера дисциплины Средневековья духовно-религиозными основаниями; аналитика и теоретическая дифференциация понятий духовная и моральная дисциплина;

4) исследование причин и сущности изменений в характере дисциплины в эпоху Ренессанса, Реформации и Нового времени;

5) анализ особенностей дисциплины в период развития постклассической философской мысли; рассмотрение некоторых тендет^ий ее современного состояния',

6) определение места и роли дисциплины в сфере человеческих взаимоотношений;

7) исследование структурных аспектов дисциплинарного акта и функций дисциплины как социально-этического явления.

Материалы исследования

Задача представить этико-философские концепции дисциплины потребовала привлечения широкого комплекса философско-исторических, культурологических и этико-философских источников. При рассмотрении дисциплины античности изучались труды Платона, Аристотеля, Гесиода, а также работы иссле7 дователей древнегреческой и древнеримской истории, философии и культуры: А.Ф. Лосева, О. Шпенглера, Д.Л. Родзинского, Г.В. Драча, Ю.В. Андреева, A.A. Тахо-Годи, Ф.Х. Кессиди, A.B. Волошинова, A.C. Степановой и др.

Осознать смысл высказываний средневековых мыслителей (Августина, Генриха Сузо, И. Кассиана, Франциска Ассизского, Иоанна Таулера, Бонавентуры, Фомы Аквинского, Ансельма Кентерберийского, Тертуллиана, Григория Пала-мы, Дионисия Ареопагита, Климента Александрийского, И. Златоуста и др.), уяснить особенности средневекового мировоззрения помогли работы Л.П. Карсавина, А.Ф. Лосева, В.Н. Лосского, Дж. Янга, Альбера де Либера, Ж. Марите-на, С.С. Аверинцева, A.A. Королькова и др. Большую помощь в понимании смысла дисциплины как физического наказания оказала работа В. Купера.

Представления о дисциплине мыслителей эпохи Ренессанса и Реформации и эпоха Нового времени (Л. Валы, Н. Кузанского, Н. Макиавелли, Эразма Роттердамского, М. Лютера, Т. Гоббса, Ж-Ж. Руссо, И. Канта и др.) изучались на основе трудов этих философов, а также работ А.Ф. Лосева, М. Вебера, А. Валлона, В. Виндельбанда, Э. Кассирера, Э. Ю. Соловьева, Ж. Маритена и др.

При исследовании дисциплины периода Х1Х-ХХ вв. рассматривались труды известных русских философов: Ф.М. Достоевского, И.А. Ильина, С.И. Гессена, Л.Н. Толстого, В.В. Зеньковского, а также европейских мыслителей: Ф. Ницше,

A. Шопенгауэра, М. Фуко и др. Существенную помощь в осознании отношения русских философов к проблемам дисциплины оказали работы С.И. Гессена,

B.В. Зеньковского, О.С. Соиной, В.Н. Назарова, Е.Д. Мелешко и др. Дисциплина в ее современном состоянии рассматривалась на основе работ П. Козловски, М. Бубера, А.П. Огурцова, Ф. Хайека, В.И. Аршинова и В.Г. Буданова и др.

Сравнительный анализ западноевропейского и восточноевропейского типов дисциплины осуществлялся с помощью научных изысканий Н.Я. Данилевского, H.A. Бердяева, И.А. Ильина, С.С. Аверинцева, В.Н. Лосского, В. Шубарта, О.С. Соиной и В.Ш. Сабирова.

Рассмотреть теоретический аспект дисциплины помогли исследования О. Шпенглера, О.Г. Дробницкого, А.И. Титаренко, Р.Г. Апресяна, A.B. Разина,

П.А. Сорокина, И.И. Ивина, A.A. Королысова, А.Е. Зимбули, В.И. Аршинова и В.Г. Буданова, О.С. Соиной и В.Ш. Сабирова и др.

Методологические основы*исследования При изучении западноевропейской и восточноевропейской (в том числе и русской) социокультурных традиций в отношении к дисциплине как физическому наказанию, как регулятору морально-правовых и духовно-нравственных вопросов привлекался метод философско-кулътурологической компаративистики, позволяющий осуществить сопоставление историко-культурологических источников, взглядов западных и русских философов относительно указанных проблем дисциплины. В рассмотрении отдельных возникавших в ходе исследования вопросов был использован сравнительно-типологический метод, благодаря которому на основе изучения различного рода источников были выявлены общие и- специфические черты» правовой, духовной и этической «составляющих» дисциплины. Для данного исследования был крайне актуален герменевтический метод с подходом к объекту исследования как к< результату исторического накопления смыслов (Ж. Маритен, О. Шпенглер, В. Шубарт, A.A. Корольков и др.), что дало «возможность теоретически углубить понимание содержания интерпретируемого объекта. Кроме того, в работе представлена попытка определения семантики дисциплины, для чего был использован аналитико-семантический метод исследования словарных статей различных словарей (толковых, энциклопедических, педагогического, философских и др.).

Научная« новизна исследования

Научная новизна исследования заключается в комплексном анализе этико-философских концепций индивидуальной и гражданской дисциплины в разные исторические эпохи, в ходе которого

- определены специфические черты, характеризующие этическое содержание дисциплины различных культурно-исторических эпох, а также общая тенденция развития дисциплинарного начала в индивидуальной и гражданской формах проявления; введено и в общих чертах охарактеризовано понятие «дисциплинарный акт», положенное в основание рассмотрения различных концепций;

- на основе исследования этико-философских концепций периода античности выдвинута версия о пропедевтике дисциплины, отмечены явления, которые можно назвать ее этическими корнями; выявлено этико-семантическое многообразие понятия дисциплина;

- на основе исследования этико-философской концепции дисциплины эпохи Средневековья подтверждена идея обусловленности характера дисциплины данного периода духовно-религиозньши основаниями; дифференцированы понятия духовная, моральная, правовая и антропологическая дисциплина; высказана мысль о возможности существования иного, отличного от западноевропейского типа дисциплины;

- в ходе изучения этико-философских концепций дисциплины эпох Возрождения и Нового времени определены причины и характер деформации основ христианской дисциплины, появления собственно индивидуального дисциплинарного акта\

- при рассмотрении этико-философских концепций дисциплины в период развития постклассической философской мысли в определенной мере подтверждена идея о возможности существования ментальных спецификаций дисциплины', отмечены явления редукционизма дисциплины в ее западноевропейском варианте; названы некоторые причины и характер ее современных перевоплощений;

- осуществлен анализ генезиса моральной дисциплины; определена роль дисциплины в сферах морали и права', освещена проблема духовной дисциплины', дана общая характеристика дисциплинарной нормы;

- предпринята попытка рассмотреть структурное содержание дисциплины как этического феномена; предложена версия о механизме действия дисциплинарного акта; на основе аристотелевского принципа «золотой середины» указаны «идеальные» этические характеристики лиц, вступивших в дисциплинарный акт, а также возможные отклонения от «идеала» в зависимости от превышения или ослабления полномочий каждой из сторон; выявлены ее основные функции, предложены возможные варианты классификации дисциплины как этического явления.

Основные положения, выносимые на защиту

1. Дисциплина - постепенно развивающееся явление, поэтому об авторских этико-философских ее концепциях можно говорить, лишь начиная с эпохи Нового времени. В предыдущие исторические периоды таковыми концепциями следует считать совокупность этико-философских идей отдельных мыслителей или философских школ о порядке, формах «заставления» и наказания, обучения и воспитания, представляющих собой определенные грани дисциплины.

2. Дисциплина есть двуединый процесс взаимодействия принуждающей и подчиняющейся сторон, поэтому он может быть представлен как дисциплинарный акт. При этом- в разные культурно-исторические эпохи он приобретает специфические свойствадетерминированные глубинными культурно-историческими и духовно-этическими процессами.

3. Античная философия и культура предопределили характер добродетельности дисциплины, выбор форм поведения в ходе дисциплинарного акта, а также сформулировали этические предписания следования разумному началу универсума. Платоновские тимос (обуздывающее душевное начало, подчиняющееся лишь уму) и софросину (соединение здравого смысла, исходящего из справедливости, с внешним поведением, выраженным в наведении общего порядка) можно назвать этическими корнями дисциплины.

4. Христианское Средневековье, базировавшееся на духовно-религиозных основаниях, повлияло на дифференцирование понятий духовная, моральная, правовая, антропологическая дисциплина, а также на представления людей о должном порядке и дисциплинарных добродетелях. При этом этический образ религиозной дисциплины, способы наказаний у католиков и православных зависели во многом от выбора пути постижения Божественной истины.

5. Культурно-исторические и мировоззренческие изменения, произошедшие в эпоху Возрождения и Нового времени, существенно преобразили структуру христианского дисциплинарного акта, этические основания которого подверглись искажению, что и предопределило во многом тендет{ии развития современной западноевропейской дисциплины. Принципиально иной взгляд русских философов на дисциплинарные проблемы указывает на возможность существования другого, отличного от западноевропейского типа дисциплины.

6. Сферы духовная и правовая могут рассматриваться как «пограничные» с моралью области, поэтому дисциплинарный компонент в своем движении может отклоняться то в одну, то в другую из названных сторон- поэтому можно сказать, что дисциплина имеет сложную этико-социалъную структуру, причем преобладание одного из основных ее компонентов: морального, правового или духовного - определяет ее тип.

7. Этическая структура дисциплинарного акта в нравственном сознании лиц, вступивших в него, есть сложное взаимодействие и (или) противодействие трех элементов: принуждения (исходящего от властвующего лица), свободы (уровень которой ущемляется в основном у подчиняемого) и воли участников данного акта, механизм которого со стороны приказывающего лица - познавая, повелевает (регулирует); повелевая, - оценивает и заново познает; со стороны исполнителя - познавая, исполняет; исполняя, - оценивает и заново познает.

8. Основные «добродетельные» свойства повелевающего участника дисциплинарного акта - требовательность, ответственность, решительность, строгость, демократизм, а подчиняющегося - исполнительность, старание, добросовестность, прилежность, ответственность и также демократизм. Усиление (ослабление) принуждающего элемента или увеличение (уменьшение) элемента подчинения рождают различные варианты, являющиеся нарушениями данной «золотой середины»: от подавления до деспотизма или, наоборот, от мягкосердечия до вседозволенности - со стороны властвующего лица, и от уступчивости до рабства, или, наоборот, от капризности до анархии - со стороны подчиненного.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Теоретическая значимость работы заключается в комплексном анализе этической сущности индивидуальной и гражданской дисциплины в ее историческом и теоретическом аспектах, благодаря которому были раскрыты особенности дисциплинарных актов различных культурно-исторических эпох, а также выявлены этические основания самой дисциплины.

Выводы, полученные в результате осмысления сущностных и функциональных характеристик дисциплины, могут представлять основу для глубинного исследования этической и педагогической культуры эпох античности, Средневековья, Нового времени, современного состояния культуры, в, целом расширяющих общетеоретические представления об ее этических и социокультурных особенностях.

Практическая значимость данного диссертационного исследования1 заключается в том, что материалы диссертации могут быть использованы руководителями и менеджерами разного уровня в их работе с подчиненными, а также в учебном процессе при составлении учебных курсов, методических пособий и спецкурсов на факультетах философской, педагогической, исторической, культурологической направленности в среднеспециальных и высших учебных заведениях.

Апробация результатов исследования

Основные положения! диссертации получили отражение в ряде докладов на региональной межвузовской конференции 2002 г., ежегодной научно-технической конференции НГАСУ (1999-2008 гг.), международной (2007 г.), всероссийской конференции (2008 г.), а также на заседаниях кафедры философии НГАСУ. Материалы диссертации были апробированы в лекционных курсах и на практических занятиях по философии и культурологии, а также заслушивались на аспирантских семинарах кафедры философии НГАСУ. Статьи опубликованы в соответствующих сборниках.

Структура диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и библиографического списка (202 наименования). Общий объём работы - 208 с.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Этико-философские концепции дисциплины"

Заключение

В плане расширения границ представленного исследования считаем воз

1 «* ' можным высказать несколько следующих суждений. Если рассматривать дисциплину как явление бытия, то можно уподобить ее кристаллической решетке вещества, молекулы которой могут двигаться либо беспорядочно, либо выстраиваться в определённом порядке в зависимости от меняющихся условий: Дисциплина будет в таком случае похожа на некий каркас, в который, в отличие от природного, помещается определенное общественное целое. Каркас-дисциплина может быть надет на любой общественный коллектив; группу — от государственного до трудового или ученического, в котором существуют любого рода отношения между членами, и в. зависимости от компетентности, авторитета руководителя, силы воли его и членов данного коллективного сообщества, конкретных условий' окружающей среды она: будет принимать, тот или иной характер. (Самодисциплина тогда может представлять собой?каркас, надеваемый человеком на себя * добровольно с определенной целью; идущей от волевого стремления): Образ сил-напряжений в данном каркасе-решетке-играет воля; или одного человека или общая воля всех членов данного сообщества. В зависимости от уровня, степени, образа отношений в-коллективе силы натяжения, напряжения между ячейками решетки будут либо очень прочно натянутыми, либо слабыми; «повисшими». От этого и зависит характер упорядоченности; в данном каркасе, варьирующийся от жесткого, когда человек почти совсем теряет свободу и дисциплина начинает перерастать в тоталитаризм, до почти не ощущаемого, что грозит развалу каркаса и всплеску анархических настроений в данной коллективной единице. Лучший вариант дисциплины - «золотая середина», когда человек в подобном «каркасе» чувствует себя комфортно, когда стремления его согласованы, со стремлениями других и нити, «опоясывающие» его, хотя и прочные, но не оказывают при натяжении боли или неудобства, -наоборот, создают ощущение* комфорта, надёжной опоры и постоянной собранности, ощущения порядка внутри себя и (или) вокруг. Причем если в ячейках данного каркаса более сильно натянуты нити, расположенные по горизонтали, - это значит, что в коллективе господствуют коммунитарные отношения, если по вертикали — структурные, что, соответственно, отражается на характере дисциплины в данном общественном целом. Естественно, что идеальный вариант дисциплины усматривается в ситуации, когда в равной степени «натянуты» и горизонтальные, и вертикальные нити и при этом они способны удерживать каркас в состоянии наибольшей устойчивости, прочности, содержащей к тому же в себе элемент красоты, гармонии.

Если продолжить сравнивать дисциплину с составом вещества, то можно сказать, что как между молекулами, так и между участниками дисциплинарного акта существуют одновременно силы притяжения и силы отталкивания. По физическим законам по мере увеличения расстояния между молекулами эти силы убывают, причем силы отталкивания убывают быстрее, поэтому при некотором значении расстояния силы притяжения и силы отталкивания между молекулами уравновешиваются. Если данную физическую характеристику применить к людям, вступившим в дисциплинарные отношения, то не будут ли их свойства похожи? В таком случае, если определить, в чем и в зависимости от чего изменяется «расстояние» между «молекулами»-людьми, то, возможно, дисциплинарным актом удастся управлять гораздо эффективнее, чем это удавалось до сих пор? Но это уже предмет иного направления и исследования.

 

Список научной литературыЖданова, Наталья Адамовна, диссертация по теме "Этика"

1. Абрамова Л.Г. Философия педагогики: немецкая традиция. — Калининград: Изд-во КГУ, 2004. 394 с.

2. Абрамова Л.Г. Философское истолкование европейской педагогики 2-ой пол. XVIII-нач. ХХв. Калининград: Балт. ин-т экон. и фин. 2004. - 199 с.

3. Абушенко В.Л., Кацук Н.Л. Дисциплинарность, дисциплина / Новейший философский словарь. 3-е изд., исправл. // Электронный ресурс. — Режим доступа: http://ariom.ru/wiki/Disciplinarnost.

4. Аверинцев С. С. Порядок космоса и порядок истории в мировоззрении раннего Средневековья (Общие замечания) // Античность и Византия / Отв. ред. Л.А. Фрейберг. М.: Наука, 1975. - С. 266-285.

5. Аверинцев С. С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью // Из истории культуры средних веков и Возрождения. М.: Наука, 1976. - С. 17-64.

6. Андреев Ю.В. Цена свободы и гармонии. Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации. СПб.: Гос. Эрмитаж, Алетейя, 1999. - 401 с:

7. Антология педагогической мысли христианства средних веков в 2-х т. Т.1: В Христе сокрыты все сокровища премудрости. Путь христианского образования в трудах отцов Церкви и мыслителей раннего Средневековья. М.: Аспект Пресс, 1994. - 400 с.

8. Антология педагогической-мысли христианства средних веков в 2-х т. Т.2: Мир преломился в книге. Воспитание в средневековом мире глазами ученых наставников и их современников. М.: Аспект Пресс, 1994. - 352 с.

9. Антология средневековой мысли: Теология и философия европейского средневековья в 2 т. СПб.: Изд-во РХГИ, 2001. -Т.1.-539 с.

10. Антология средневековой мысли: Теология и философия европейского средневековья в 2 т.- СПб.: Изд-во РХГИ, 2002. Т.2. - 635 с.

11. Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения. M.: OJIMA-ПРЕСС, 2001.-448с.

12. Ануреев C.B. Платежные системы и их развитие в России. М.: Финансы и13.