автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.05
диссертация на тему: Этико-философский анализ проблемы жизни и смерти
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Сабиров, Владимир Шакирович
ВВЕДШИЕ
Глава I. ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУ
- ЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНИ И СМЕРТИ. II
§ I. Некоторые типические постановки и решения проблемы жизни и смерти в истории философии и этики. II
§ 2. Критический анализ философско-этичес-ких оснований современной англо-американской танатологии.
§ 3. Специфика этического подхода.
Глава П. ОТНОШЕНИЕ К ЖИЗНИ И СМЕРТИ КАК НРАВСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМА
§ I. Смысл жизни и проблема бренности индивидуального существования.
§ 2. Нравственно-психологические особенности отношения к смерти в разные исторические эпохи.
§ 3. Отношение к смерти как проблема моральной педагогики.
Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Сабиров, Владимир Шакирович
Среди этических проблем имеются проблемы, которые представляют интерес не только для специалистов в области этики и философии. Это такие воцросы, с которыми рано или поздно сталкивается каждый человек. Проблема смерти относится к их числу. То, какую мировоззренческую и нравственную позицию займет человек относительно смерти, имеет огромное значение для него самого и для общества, в котором он живет. Немаловажную роль здесь играет степень теоретической разработанности данной проблемы. Эта важнейшая мировоззренческая и морально-этическая проблема пока еще не получила должного теоретического осмысления в марксистской философии и этике. Теоретическая неразработанность проблемы смерти обуславливает тот факт, что вопросы о смерти, бессмертии зачастую обходятся молчанием в идейно-воспитательной работе. Такое положение нельзя считать нормальным. Упуская из виду тему смерти в теоретических исследованиях и воспитательной деятельности мы можем невольно ставить под сомнение жизнеутверждающий характер и оптимизм мраксистско-ленинского мировоззрения. О необходимости решительного преодоления такого явления как уход от острых проблем жизни, вдумчивого анализа волнующих людей вопросов говорил на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС тов.К.У.Чер-ненко*.
Актуальность исследования проблемы смерти обусловлена еще и тем обстоятельством, что ей в последние годы уделяется повышенное внимание в философии, религии, искусстве развитых капиталистических стран. Развивается целая отрасль знания - танатоло
I Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 года. - М., 1983, с.30. гия, которая в ее современном варианте акцент делает на гуманитарном и гуманистическом аспекте проблемы смерти. Главную свою задачу танатологи видят в том, чтобы помочь человеку побороть страх смерти. Многие из них, стремясь решить поставленную задачу, приходят к идеалистическим выводам о существовании загробной жизни. Причем эти выводы интерпретируются ими как строго научные данные, имеющие под собой эмпирическое подтверждение. Таков новый, "научный вариант" богоискательства. Несомненно он играет свою роль в соответствующей идеологической обработке сознания индивидов современного буржуазного общества. Возникает также опасность просачивания подобных идей в страны социализма. Данное обстоятельство настоятельно требует критического анализа социальных условий, порождающих подобного рода "теории", а также философских, мировоззренческих и методологических оснований, на которые опираются современные исследователи проблемы смерти в капиталистических странах.
Было бы несправедливым считать, что проблема смерти полностью выпала из поля зрения марксистской философской и естественно-научной литературы. Долгое время /20-50-е годы/ в исследовании смерти преобладал естественно-научный подход. В большинстве работ этого периода мировоззренческие выводы, которые вытекали из исследования смерти с точки зрения биологии и медицины, были нацелены против религии, утверждающей божественное происхождение жизни и смерти, боролись с религиозной идеей бессмертия. Особое значение здесь имели труды И.И.Шмальгаузена, обосновавшего диалектическую связь жизни и смерти: "Смерть неразрывно связана с жизнью уже потому, что всякое проявление жизни возможно лишь путем уничтожения известного количества живого вещества. Смерть представляет собой как бы негативную сторону жизни. Без жизни нет смерти и источником последней является сама жизнь"1.
Из литературы 20-30-х годов особо хотелось бы отметить рао боту видного югославского философа-марксиста Д.Недельковича . Она является первой попыткой этико-философского осмысления проблемы смерти и бессмертия в рамках марксизма. Анализируя различные варианты идеи бессмертия в мифологии, философии, религии, Д.Недель-кович показывает ту идеологическую роль, которую они выполняли в архаичном и классово-антагонистическом обществе. Религиозная идея бессмертия, с точки зрения югославского философа, по-суще-ству подрывает основы подлинной человеческой морали, препятствует моральному творчеству людей. Осознание же человеком неизбежности своей смерти является залогом его активного отношения к жизни, служит причиной поиска им благородных идеалов, направленных против угнетения, эксплуатации человека человеком.
В 60-70-е годы проблема смерти затрагивалась в марксистской литературе, посвященной критическому анализу современной буржуазной философии, в особенности экзистенциализма. Сюда следует отнести исследования Р.М.Габитовой, П.П.Гайденко, Т.И.Ойзермана я и других авторов . Знаменательным фактом стало появление статьи П.П.Гайденко в Философской энциклопедии^, где в лаконичной форме впервые была показана панорама подходов и решений проблемы
1 Шмальгаузен И.П. Проблема смерти и бессмертия. - M.-JI., 1926, с.4.
2 НеделэКОвиЛ Д. Неморалност бесмртности и этичка функци^а смрти. - Београд, 1928.
3 См.: Габитова P.M. Человек и общество в немецком экзистенциализме. - М., 1972, Гайденко П.П. Экзистенциализм и проблема культуры. - М., 1963, Ойзерман Т.И. Философия кризиса и кризис философии. - В кн.: Современный экзистенциализм.-М. ,1966, с. 5-47
4 Гайденко П.П. Смерть. - В кн.: Философская энциклопедия. - М., 1970, т.5, с.34-36. смерти в истории философии и культуры. Достоинством этой сравнительно небольшой по объему статьи является последовательное проведение автором принципа историзма в анализе проблемы смерти, что дало возможность схватить специфику постановок и решений этой проблемы в различных философских школах и культурных традициях. В эти же годы вышло из печати несколько работ, посвященных вопросу о смысле жизни, в которых отчасти была затронута проблема смерти*. Нельзя обойти вниманием книгу Й.Д.Панцхавы "Человек, его жизнь и бессмертие" М., 1967, в которой советский ученый предпринял попытку философского анализа проблемы жизни, смерти, бессмертия, опираясь на данные естественных и общественных наук. Поскольку в работах этого периода тема смерти, как правило, рассматривалась лишь попутно, не в качестве основной, то они не могли претендовать на основательность и полноту в постановке и решении этой проблемы.
В начале 80-х годов в марксистской литературе ощущается растущее чувство неудовлетворенности состоянием теоретической разработанности проблемы смерти, возникает стремление преодолеть несколько упрощенные ее решения. Практически это вылилось в опубликование нескольких работ, непосредственно поднимающих данную проблему^. Разумеется, появление указанной литературы далеко не исчерпывает тему. Основная ценность данной литературы состоит в
1 См.: Анисимов С.Ф. Ценности реальные и мнимые. - М., 1970, сюда можно отнести также работу А.А.Гусейнова "Золотое правило нравственности". - М., 1979 /2-е издание 1982/, где имеется небольшой раздел, посвященный теме смерти, Согомонов Ю.В.
0 смысле жизни. - Баку, 1964.
2 См.: Фролов И.Т. 0 жизни, смерти и бессмертии. Этюды нового /реального/ гуманизма. - Вопросы философии, 1983, № 1-2; Ко2-аег U. цпА Tod und с(аг Sum dn
ШаЫга Zeikckiife , М
S92L. том, что здесь еще только ставятся исследовательские проблемы, намечаются некоторые пути их решения. Следует добавить, что пока при рассмотрении вопросов о смерти, бессмертии преобладает в основном общефилософский подход. К проблеме, по своей сути этической, обращаются, как правило, не этики, а специалисты в других областях философского знания.
Проблема смерти имеет несколько аспектов. Поэтому предварительным условием ее теоретического анализа является четкий выбор аспекта и определение основной цели исследования. Данная работа посвящена анализу проблемы индивидуальной смерти, выяснению факторов, определяющих отношение человека к своей смерти. В строгом смысле слова сама проблема должна быть сформулирована как проблема жизни и смерти, поскольку здесь имеется в виду анализ мировоззренческой ориентации человека, осознающего свою смертность, его поведение, жизнь перед лицом угрожающей ему смерти. Целью данного диссертационного исследования является теоретический, этико-философский анализ проблемы жизни и смерти, в котором предполагается:
- выявить типические постановки и решения проблемы жизни и смерти в истории философии и этики;
- осуществить критический анализ философско-этических оснований современной англо-американской танатологии;
- определить место и значение проблемы смерти в системе моральных ценностей;
- дать этическую интерпретацию феномена страха смерти;
- рассмотреть проблему смерти в контексте смысла жизни;
- проследить нравственно-психологические особенности отношения к смерти в различные культурно-исторические эпохи;
- наметить некоторые ключевые положения моральной педагогики относительно проблемы жизни и смерти. раскрытие содержания данных вопросов составляет задачи диссертационной работы.
При работе над диссертацией были использованы разнообразные источники. Для ознакомления с решением проблемы жизни и смерти в истории философии наряду с философским наследием разных эпох и народов изучались труды советских историков философии и этики:
B.Ф.Асмуса, А.С.Богомолова, Б.Э.Быховского, П.П.Гайденко, А.Х.Горфункеля, В.Г.Иванова, А.Ф.Лосева, Г.Г.Майорова, Ю.К.Мель-виля, И.С.Нарского, В.В.Соколова и др.
Другой круг источников составила современная зарубежная, главным образом англо-американская литература, посвященная проблеме смерти. Сюда вошли труды Ф.Ариеса, Э.Беккера, А.Вейсмана, Г.Вернона, Дж.Карса, Р.Кастенбаума, Е.Кюблер-Росс, Д.Станнарда, Д.Хендина, Я.Хорона, У.Шиблса, Э.Шнейдмана и других авторов.
Для написания диссертации была использована обширная литература по истории, культурологии, этнографии, демографии, литературоведению и другим гуманитарным дисциплинам, дающая представление об отношении к смерти в различные исторические эпохи и в разных культурных традициях. Неоценимую помощь здесь оказали сочинения древних историков и писателей: Геродота, Саллюстия, Све-тония, Плиния Младшего, Тацита, авторов более поздних времен и . наших современников. Из последних особо следует отметить труды
C.С.Аверинцева, Л.М.Баткина, М.М.Бахтина, А.Г.Вишневского, А.Я.Гуревича, А.И.Доватура, В.Б.Иорданского, Г.С.Кнабе, Ф.Клик-са, И.С.Кона, Д.С.Лихачева, И.М.Нахова, С.И.Радцига, Н.В.Ревя-киной, Э.Россета, М.И.Стеблин-Каменского, В.Татаркевича, С.Л.Ут-ченко, В.К.Чалояна, Е.М.Штаерман.
В своей работе автор опирался на труды современных советских и зарубежных исследовалей, посвященных марксистскому пониманию фундаментальных проблем философии, психологии, педагогики, научного атеизма. Данный раздел источников составили труды В.Брожика, Л.С.Выготского, Д.И.Дубровского, Э.В.Ильенкова, И.А.Крывелева, А.Н.Леонтьева, В.М.Межуева, К.И.Никонова, М.П.Новикова, А.И.Ракитова, С.Л.Рубинштейна, А.Г.Спиркина, В.А.Сухом-линского, В.И.Толстых, Д.М.Угриновича, И.Т.Фролова, И.Н.Яблоко-ва и других авторов.
Особый раздел источников составили труды советских суицидо-логов: профессора А.Г.Амбрумовой и ее сотрудников Л.Л.Бергельсон, Л.Я.Жезловой, В.А.Тихоненко.
Концептуальная основа данной диссертации сложилась под влиянием трудов С.Ф.Анисимова, Л.М.Архангельского, А.А.Гусейнова, О.Г.Дробницкого, Ю.В.Согомонова, А.И.Титаренко. Большую помощь в работе над диссертацией оказали труды Р.Г.Апресяна, Г.Д.Бандзелад-зе, Л.Б.Волченко, В.Т.Ганжина, Е.Л.Дубко, В.П.Коблякова, Н.Н.Кру-това, Т.А.Кузьминой, Б.О.Николаичева, Т.И.Пороховской, Ю.М.Смо- . ленцева, В.Н.Шердакова, А.Ф.Шишкина, К.А.Шварпман и других советских этиков.
Методологической и мировоззренческой основой диссертации является философия марксизма-ленинизма. Без таких фундаментальных положений марксизма как принцип историзма, классовый подход в анализе явлений общественной жизни невозможно адекватное теоретическое осмысление рассматриваемой в данной диссертации проблемы.
Научная новизна исследования. Данная работа представляет собой первое в советской этической и философской литературе диссертационное исследование проблемы жизни и смерти. В диссертации дается этическая интерпретация понятий "смерть", "страх смерти", "смысл жизни", "бессмертие", которая в подобном виде не осуществлялась ранее. Работа расширяет представления о развитии проблемы жизни и смерти в истории философии, об особенностях отношения к смерти в различные эпохи и разных культурах. В ней впервые дается критика философско-этических оснований современной англоамериканской танатологии.
Практическая значимость диссертации. Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы для дальнейшей разработки аксиологических проблем морали, для изучения истории нравов, для критики современных буржуазных концепций. Результаты исследования можно использовать в воспитательной, лекционно-пропа-гандистской работе, в преподавании курса этики и научного атеизма.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Этико-философский анализ проблемы жизни и смерти"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный в данном диссертационном исследовании этико-фи-лософский анализ проблемы жизни и смерти позволяет сделать несколько выводов общего порядка.
Первая группа выводов касается характеристики самой проблемы. В истории философии наблюдается колебание интереса к проблеме жизни и смерти: периоды повышенного внимания к ней чередуются если и не с полным ее забвением, то по крайней мере смещением на второй план философских размышлений. Обострение интереса к этой проблеме наблюдалось в философии позднеантичного общества, особенно в эпикурействе и стоицизме, а также в конце средневековья и эпоху Возрождения. В настоящее время мы являемся свидетелями аналогичного явления в современной буржуазной идеологии и культуре. Бурное развитие современной танатологии служит тому достаточно красноречивым подтверждением. Таким образом, в философии и других формах общественного сознания проблема смерти актуализируется в кризисные периоды истории, в периоды ломки традиционных культурных ценностей. Этот факт свидетельствует о том, что проблема жизни и смерти является не столько теоретической, сколько социально-практической проблемой. Ломка привычных культурных, прежде всего моральных, ценностей приводит к тому, что они перестают осуществлять в обществе интегративную функцию. Распадение же социальных связей всегда преломляется в индивидуальной психике ощущением трагичности, заброшенности, бессмысленности существования. Причем, именно смерть воспринимается в качестве главной силы, обессмысливающей индивидуальное существование, делающей его трагичным и безысходным. Философская рефлексия над смертью, как правило, направлена на то, чтобы снять это состояние, выработать теоретические, духовные аргументы против страха смерти.
Периодическое обострение интереса к проблеме смерти в философии, общественном сознании не означает в то же время, что эта проблема воспроизводится в неизменной форме. В кажду эпоху, в каждой культурной традиции она возникает и решается по-своему, имеет свои специфические особенности. Одна и та же фраза: "Философствовать - значит учиться умирать", высказанная устами Платона, Сенеки или Ясперса имеет совершенно различный смысл. Таким образом, адекватное понимание развития проблемы жизни и смерти в философии возможно только при учете того культурно-исторического контекста, в котором ставится и решается эта проблема.
Указанные особенности проблемы смерти практически не учитываются в современной танатологии, что не могло не отразиться на конечных выводах, к которым приходят ее представители. Современная танатология возникла как реакция на господство философских и теологических спекуляций на тему смерти, поставив перед собой задачу научного исследования смерти. Ориентируясь на естествознание как эталон научного исследования, она распространила естественно-научный подход на изучение социокультурного аспекта смерти. Подобное смешение подходов, квалифицируемое как натурфилософский стиль мышления, приводит танатологию к эклектичности, опи-сательности, эмпиризму. Слабость методологических оснований танатологии предопределило ограниченность ее выводов. Усматривая свою главную практическую задачу в том, чтобы побороть страх человека перед смертью, она предлагает для этой цели просветительские идеи, призывает совершенствовать погребальную практику и т.д. Ряд исследователей приходит к идее загробной жизни. Критический анализ идей современной англо-американской танатологии убедительно показывает, что исследование социокультурного аспекта проблемы смерти теряет свою теоретическую значимость, если эта проблема не увязывается с вопросом о смысле жизни, если она вообще выносится за пределы морали.
Другая группа выводов касается содержания и сущности проблемы жизни и смерти. Проведенное в данной работе исследование показывает, что смерть, рассмотренная в социокультурном аспекте, представляет собой важное понятие, составляющее конститутивный момент мировоззрения, которое оказывает определенное влияние на жизнь человека, его образ мыслей и поведение.
По своим формальным признакам смерть относится к ценностным понятиям (имеет значимость для человека, выступает как негативная ценность, иногда - как позитивная). Не являясь ценностью моральной, смерть тем не менее включена в систему моральных ценностей и занимает в ней особое место. В своей сущности она символизирует силу, стремящуюся оторвать индивида от общества, других людей, грозит человеку абсолютным одиночеством. Мораль же, напротив, всеми своими компонентами способствует укреплению связей между людьми, препятствует отторжению человека от общества, служит, таким образом, средством духовного преодоления смерти. На неразрывную связь смерти с .системой моральных ценностей указывает тот факт, что именно в периоды разрушения той или иной системы моральных ценностей происходит актуализация проблемы смерти в общественном и индивидуальном сознании. В эти периоды истории смерть предстает как главный фактор, обессмысливающий человеческое существование, резко усиливается страх перед смертью.
Трагизм индивидуального существования, страх смерти болезненно переживаются не только в периоды кризиса той или иной системы моральных ценностей. Отношение к смерти зависит также от того, какое преломление получает система общественной или классовой морали в индивидуальном сознании, от степени усвоения индивидом требований этой морали, т.е. от уровня его моральности. Нечистая совесть, вина перед людьми являются одной из основных причин, вызывающих у индивида страх и ужас смерти. "Страх перед смертью, - пишет Ю.В.Согомонов, - является спутником индивидуализма"*.
Понять смерть, т.е. духовно ее преодолеть - это значит так вписать ее в систему моральных ценностей, чтобы она не казалась силой, обессмысливающей человеческую жизнь, не вызывала панического страха и ужаса. Смерть не страшна, если жизнь имеет смысл.
Смысл жизни является своеобразным контрольным механизмом морали, сигнализирующем о состоянии общественной или классовой морали, а также индивидуальной моральности. Ощущение и осознание человеком бессмысленности существования является симптомом несоответствия образа жизни индивида требованиям существующей морали или же несоответствия самой общественной или классовой морали социальной действительности. Оно в негативной форме ставит перед обществом и индивидом задачу выработки новой системы моральных ценностей.
Смысл человеческой жизни, как и ее бессмертие, заключаются в моральности. Однако, не всякая мораль способна дать человеческой жизни смысл, а лишь та, которая в наибольшей степени соответствует потребностям социального развития, в наибольшей степени способствует гуманизации общественных отношений и всестороннему развитию личности. В современных условиях только коммунистическая мораль в полной мере отвечает данным требованиям. Именно она способна придать человеческой жизни подлинный смысл, а следовательно, и обессмертить ее.
I Согомонов Ю.В. О смысле жизни. - Баку, 1964, с.19.
Если у человека есть возможность осознать угрозу своей жизни и близость смерти, отношение его к ней в главном зависит от системы моральных ценностей общества, стадии развития этой морали, от уровня моральности самого индивида, а также от нравственно-психологического климата, в котором пребывает человек. При благоприятном сочетании этих факторов трагизм смерти в значительной степени теряет свою остроту, так как человек ощущает живую и прочную связь с людьми, обществом.
Воспитание нового человека, активного борца за коммунистические идеалы является актуальной задачей, стоящей перед нашей партией и государством. Человек, воспитанный в духе норм и принципов коммунистической нравственности, посвящает свою жизнь благородным целям, борется за их воплощение в действительность. Жизнь его полна смысла, лишена страха смерти. Таким образом, только успешно решая проблемы нравственного воспитания, можно создать предпосылки для правильного решения человеком проблемы смысла жизни, смерти и бессмертия.
Данная работа является по-существу первым в советской этике опытом диссертационного исследования проблемы жизни и смерти. В силу этого она, разумеется, не может претендовать на исчерпывающую полноту и окончательность выводов. Тема диссертации настолько масштабна и сложна, что каждый ее раздел может стать предметом специального исследования. Учитывая мировоззренческую значимость данной проблемы, мы надеемся на то, что исследования такого рода будут проведены советскими этиками, философами, специалистами других отраслей знания и обогатят нашу науку интересным фактическим материалом и глубокими теоретическими выводами.
Список научной литературыСабиров, Владимир Шакирович, диссертация по теме "Этика"
1. Маркс К. Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура. Докторская диссертация. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956, с.17-98.
2. Маркс К. Тетради по истории эпикурейской, стоической и скептической философии. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956, с.99-215.
3. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года.
4. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.42, с.41-174.
5. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение.
6. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с.414-429.
7. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,2.е изд., т.З, с.1-4.
8. Маркс К. Морализирующая критика и критизирующая мораль.
9. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.4, с.291-321.
10. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии.
11. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.4, с.419-459.
12. Энгельс Ф. Бруно Бауэр и первоначальное христианство.
13. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.19, с.306-314.
14. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. 2-е изд.,т.20, с.5-338.
15. Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф.
16. Соч., 2-е изд., т.20, с.343-626.
17. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности игосударства. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21, с.23-178.
18. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкойфилософии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21, с.269-317.
19. Энгельс Ф. К истории первоначального христианства.
20. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.22, с.465-492.
21. Ленин В.И. Памяти графа Гейдена. (Чему учат народ наши беспартийные "демократы"?). Полн.собр.соч., т.16, с. 37-45.
22. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн.собр.соч., т.18, с.7-384.
23. Ленин В.И. Лев Толстой, как зеркало русской революции.
24. Полн.собр.соч., т.17, с.206-213.
25. Ленин В.й. Л.Н.Толстой. Полн.собр.соч., т.20, с.19-24.
26. Ленин В.И. Л.Н.Толстой и современное рабочее движение.
27. Полн.собр.соч., т.20, с.38-41.
28. Ленин В.И. Толстой и пролетарская борьба. Полн.собр.соч.,т.20, с.70-71.
29. Ленин В.И. Л.Н.Толстой и его эпоха. Полн.собр.соч., т.20,с.100-104.
30. Ленин В.И. Иван Васильевич Бабушкин. (Некролог). Полн.собр.соч., т.20, с.79-83.
31. Ленин В.И. 0 национальной гордости великороссов. Полн.собр.соч., т.26, с.106-110.
32. Ленин В.И. Государство и революция. Полн.собр.соч., т.33,с.1-120.
33. Ленин В.И. Великий почин. Полн.собр.соч., т.39, с.1-29.
34. Ленин В.И. Задачи союзов молодежи. (Речь на Ш Всероссийскомсъезде Российского Коммунистического Союза Молодежи 2 октября 1920 г.). Полн.собр.соч., т.41, с.298-318.
35. Официально-документальные материалы
36. Программа Коммунистической партии Советского Союза. М.:1. Политиздат, 1961, 144 с.
37. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976. - 256 с.
38. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня1983 г. М.: Политиздат, 1983. - 80 с.3. Книги
39. Аверинцев С.С. Плутарх и античная биография. М.: Наука,1973. 277 с.
40. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.:1. Наука, 1977. 318 с.
41. Августин. Исповедь Блаженного Августина. Жизнь и творения
42. Блаженного Августина. Кн.7. Киев, Труды Киевской духовной академии, 1880. - 473 с.
43. Адамович A.M., Гранин Д.А. Блокадная книга. М.: Советскийписатель, 1979. 293 с.
44. Анисимов С.Ф. Наука и религия о смысле жизни. М.: Знание,1964. 47 с.
45. Анисимов С.Ф. Ценности реальные и мнимые. М.: Мысль, 1970.- 184 с.
46. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. М.: Мысль, 1979.142 с.
47. Антология кинизма. Фрагменты сочинений кинических мыслителей. -М.: Наука, 1984. 398 с.
48. Архангельский Л.М. Курс лекций по марксистско-ленинскойэтике. (По спецкурсу для вузов). М.: Высшая школа,1974. 218 с.
49. Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теорииличности. М.: Мысль, 1974. - 218 с.
50. Асмус В.Ф. Античная философия. М.: Высшая школа, 1976.- 543 с.
51. Бакштановский В.И. Моральный выбор личности: альтернативыи решения. М.: Политиздат, 1983. - 224 с.
52. Бальзак 0. Отец Горио. -М.: Художественная литература,1979. 263 с.
53. Бандзеладзе Г.Д. 0 понятии человеческого достоинства.
54. Тбилиси: Меуниереба, 1979. 107 с.
55. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М.: Наука, 1978. - 200 с.
56. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культурасредневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1965. - 526.
57. Бердяев Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека.
58. М.: Леман и Сахаров, 1916. 358 с.
59. Библия. Книги священного писания ветхого и нового завета.
60. М.: Издание Московской патриархии, 1968. 1371 с.
61. Блюмкин В.А. Мир моральных ценностей. М.: Знание, 1981.64 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. "Этика";1981,^8).
62. Бокарев П.И. 0 смысле и цели жизни. М.: Знание, 1969.25 с.
63. Брожик В. Марксистская теория оценки. М.: Прогресс,1982. 259 с.
64. Быховский Б.Э. Кьеркегор. М.: Мысль, 1972. - 238 с.
65. Бычков В.В. Эстетика поздней античности. М.: Наука,1981. 324 с.
66. Бэкон Ф. Опыты, им наставления нравственные и политические. Сочинения. -М.: Мысль, 1978, т.2, с.349-482.
67. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодолениякритических ситуаций). -М.: Изд-во МГУ, 1984. -200 с.
68. Вишневский А.Г. Воспроизводство населения и общество. История, современность, взгляд в будущее. -М.: Финансы и статистика, 1982. 287 с.
69. Воронцов В.В. Симфония разума. 2-е изд. - М.: Молодая1. Гвардия, 1977. 622 с.
70. Габитова P.M. Человек и общество в немецком экзистенциализме. М.: Наука, 1972. - 222 с.
71. Гайденко П.П. Экзистенциализм и проблема культуры. (Критика философии М.Хайдеггера). М.: Высшая школа, 1963. - 121 с.
72. Ганжин В.Т. Этика и формирование нравственности. М.:
73. Знание, 1978. 64 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. "Этика", 1978, № II).
74. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. Т.2. -М.: Искусство, 1968. 326 с. 3.32.Гегель Г.В.Ф. Философия религии. В двух томах. T.I. - М.:1. Мысль, 1975. 532 с.
75. Гегель Г.В.Ф. Философия религии. В двух томах. Т.2. М.:1. Мысль, 1977. 573 с.
76. Гольбах П. Система природы. М.: Гос.соц. - экон.издательство, 1940. 455 с.
77. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М.: Высшаяшкола, 1980. 368 с.
78. Графова Л.И. Живу я в мире только раз. М.: Политиздат,1984. 359 с.
79. Грекова Т.И. Болезнь и смерть зло или благо? - М.: Политиздат, 1983. 93 с.
80. Григорьян Б.Т. Философия о сущности человека. М.: Политиздат, 1973. 320 с.
81. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1972. 318 с.
82. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры.
83. М.: Искусство, 1981. 359 с.
84. Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности. М.: Издво МГУ, 1974. 155 с.
85. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. 2-е изд.,доп. и перераб. М.: Молодая гвардия, 1982. - 207 с.
86. Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия: Проблемынравственной философии. М.: Молодая гвардия, 1982. -287 с.
87. Джафарли Т. Из истории домарксистской этической мысли.
88. Тбилиси; Генатлеба, 1970. 441 с.
89. Диоген Лаэртский. 0 жизни, учениях и изречениях знаменитыхфилософов. М.: Мысль, 1979. - 620 с.
90. Доватур А.И., Каллистов Д.П. Шишова И.А. Народы нашей страны в "Истории" Геродота. Тексты, перевод, комментарий. -М.: Наука, 1982. 453 с.
91. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978.272 с.
92. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценностии марксисткая философия. М.: Политиздат, 1967. -351 с.
93. Дробницкий О.Г. Понятие морали. Историко-критический очерк.- М.: Наука, 1974. 388 с.
94. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. -М.: Наука, 1977.- 333 с.
95. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. Спб.: Издание Н.П.Карбасникова, 1912. 541 с.
96. Ершов Г.Г. Смысл жизни и социальное бессмертие человека.1. Л.: Лениздат, 1981. 55 с.
97. Ефимов В.Т. Социальный детерминизм и мораль. М.: Высшаяшкола, 1974. 192 с.
98. Иванов В.Г. История этики древнего мира. Л.: Изд-во ЛГУ,1980. 224 с.
99. Иванов В.Г. История этики средних веков. Л.: Изд-во ЛГУ,1984. 279 с.
100. Иваницкий Г.А. В чем смысл и счастье жизни. Ялта: Крымполиграфтрест, 1927. 64 с.
101. Изард К.Е. Эмоции человека. М.: Изд-во МГУ, 1980. - 428 с.
102. Ильин Н.А. Современная наука о жизни и смерти. М.: Знание, 1959. 31 с.
103. Иорданский В.Б. Хаос и гармония. М.: Наука, 1982. - 343 с.
104. Каган М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат,1974. 327 с.
105. Кант И. Основы метафизики нравственности. Соч., т.4,ч.1. -М.: Мысль, 1965, с.219-310.
106. Кант И. Критика практического разума. Соч., т.4, ч.1.
107. М.: Мысль, 1965, с.311-504.
108. Кант И. Религия в пределах только разума. Трактаты и письма. -М.: Наука, 1980. с.78-279.
109. Кант И. Конец всего сущего. Трактаты и письма. - М.:1. Наука, 1980. с.279-292.
110. Кант И. О способности духа силою только воли побеждать болезненные ощуще|1Ия. Трактаты и письма. - М.: Наука, 1980. - с.298-318.
111. Капранов В.А. Нравственный смысл жизни и деятельности человека. Л.: Изд-во ЛГУ, 1975. - 150 с.
112. Кириленко Г.Г. Кризис методологических основ буржуазнойфилософии науки". М.: Изд-во МГУ, 1982. - 119 с.
113. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.: Наука, 1983.368 с.
114. Клике Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческогоинтеллекта. -М.: Прогресс, 1983. 302 с.
115. Клочков Н.С. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба,время. Очерки. М.: Наука, 1983. - 206 с.
116. Кнабе Г.С. Корнелий Тацит. Время, жизнь, книги. М.: Наука, 1981. 205 с.
117. Кобляков В.П. Этическое сознание. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.224 с.
118. Коган Л.Н.Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984.- 252 с.
119. Комаров В.К. О счастье и смысле жизни. Волгоград.: Знание,1966. 26 с.
120. Кон И.О. Открытие "Я". М.: Политиздат, 1978. - 367 с.
121. Корнева М.Н., Стремякова И.Р. О смысле жизни и счастье советского человека. М.: Знание, 1974. - 62 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. "Этика", 1974, № 3).
122. Кругов Н.Н. Мораль в действии (о закономерности влиянияморали на поведение личности). М.: Политиздат, 1977. - 255 с.
123. Крывелев И.А. Критика религиозного учения о бессмертии.1. М.: Наука, 1978. 174 с.
124. Кувакин В.А. Религиозная философия в России: Начало XX века. М.: Мысль, 1980. - 309 с.
125. Кудрявцев Ю.Г. Три круга Достоевского (Событийное. Социальное. Философское). М.: Изд-во МГУ, 1979. - 344 с.
126. Кулаковский Ю. Смерть и бессмертие в представлении древнихгреков. Киев: Тип. С.В.Кульженко, 1899. - 128 с.
127. Курцмен Дж., Гордон Ф. Да сгинет смерть! Победа над старением и продление человеческой жизни. М.: Мир, 1982. - 214 с.
128. Кушкин Е.П. Альбер Камю. Ранние годы. Л.: Изд-во ЛГУ,1982. 182 с.
129. Кьеркегор С. Понятие страха. В кн.: Антология мировой философии. В четырех томах. Т.З. М.: Мысль, 1971, с. 724-731.
130. Кьеркегор С. Болезнь к смерти. В кн.: Антология мировойфилософии. В четырех томах. Т.З. -М.: Мысль, 1971,с.731-732.
131. Кьеркегор С. Страх и трепет. В кн.: Антология мировойфилософии. В четырех томах. Т.З. М.: Мысль, 1971, с.712-724.
132. Ламетри Ж.О. Анти-Сенека, или Рассуждение о счастье. Сочинения. -М.: Мысль, 1976, с.263-320.
133. Ламетри Ж.О. Система Эпикура. Сочинения. - М.: Мысль,1976, с.389-419.
134. Ламонт К. Иллюзия бессмертия. 2-е изд. - М.: Политиздат,1984. 286 с.
135. Леви-Брншь Л. Первобытное мышление. -М.: Атеист, 1930.337 с.
136. Лейбин В.М. Психоанализ и философия неофрейдизма. М.: Политиздат, 1977. 246 с.
137. Леонтьев А.Н. Деятельность, Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1975. 302 с.
138. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. М.:1. Наука, 1970. 178 с.
139. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л.: Художественная литература, 1971. 414 с.
140. Лорд У. Последняя ночь "Титаника". Л.: Судостроение,1983. 104 с.
141. Лосев А.Ф. Античная философия истории. М.: Наука, 1977.- 205 с.
142. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Высокая классика.- М.: Искусство, 1974. 597 с.
143. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм.- М.: Искусство, 1979. 815 с.
144. Лосев А.Ф. Эллинистически-римская эстетика. I-П вв.
145. Гос.изд-во худож.литературы, 1956, с.13-496.3181. Толстых В.И. Сократ и мы. Разные очерки на одну и ту жетему. М.: Политиздат, 1981. - 383 с.3182. Трофимовым.К. Историко-философские вопросы гностицизма
146. М.: Знание РСФСР, 1966. 41 с.3225. Я)е ^TKtda. Фео Намсрал^ссг десмр?кости ц ети^а (руикцш'а см(э<ги,~ b^oi^aoj : (-fay?ко 1969,3226. РOtitiiucfw "lo-wond
147. Pufee^fvi* Gmij^ai^ ^ (971, ьй9р,3238. &. Ок Феа^ rndp9 70,3239. R-o^s & Дкаде^
148. ФеоА аи^ ©^hj. -(g?^, « p,3240. ^ii H&TU ftef anrf 9mm,7& fe^iA«sU<i 5 . zzib3241.feg.C. Me We* GjctW. : л .aju&aiA , аагр.3242. ^(W tf H ЛЪ 4 .3243. R.a.^e ^4 ^ PfvttvOW/VvM ^ (я^Л,3244. Pc^Vo^ ^ki.Vwkk a J Q^oz&fe.
149. ЛЛ/.; fc^enuj P?ezs> ^ (бь p. 3.245.Sfe^kuQ. Сл^оысъ .(лЧшобо^ (Dw6f\ and1979,- г/б p£л3246. S/u&fe W/. (beaMi в* ЯпЖогЖ'ьссреснаъ* Ctnap.3247. SWiAwi to. Ф<>М Warn, Л/ly, \3248. Sf^CLOiwi a . /fte Саъе £©<2 jfta
150. Щ<1 a^tvz Oeaiti. -(Ятея(сяи. ЦЧЦ . ~ p.3249. S^amoA^®. TPid Puritan \ljay о^ феяЫ. \1. Siudy cn Gu&iuve j ancf
151. SccictZ CA(\na<L , /{/У: ^x^^/Mwi/e^st-^ pness, 236 p.3250. Ъъ^гпяп фга-М. CLm&jus1. HotmeJ P^^ l<T?0- 2>b7p.4. Статьи
152. Аверинцев С.С. Судьбы европейской культурной традиции вэпоху перехода от античности к средневековью. В кн.: Из истории культуры средних веков и Возрождения. - М.: Наука, 1976. - с.17-65.
153. Ариес Ф. Возрасты жизни. В кн.: Философия и методологияистории. -М.: Прогресс, 1977. с.216-244.
154. Афанасьев А.Н. Души усопших. Древо жизни. Избранные статьи. М.: Современник, 1983, с.352-360.
155. Богомолов А.С. "Быть" и "иметь": эллинизм и современность.- Вопросы философии, 1984, Jfc 6, с.66-72.
156. Вебер М. Наука как призвание и профессия. (Сокращенный перевод П.П.Гайденко). В кн.: Судьба искусства и культуры в западноевропейской мысли XX века. - М.: ИНИОН, 1979. - с.237-269.
157. Войтенко В.П. Проблема старения и смерти в современнойбиологии. Вопросы философии, 1982, № 6, с.93-101.
158. Гаиденко П.П. Смерть. В кн.: Философская энциклопедия,т.5. М.: Советская энциклопедия, 1970. - с.34-36.
159. Гумницкий Г.К. Смысл жизни, счастье, мораль. Вопросы философии, 1967, № 5, с.102-105.
160. Данилова И.Е. 0 категории времени в живописи средних веиков,раннего Возрождения. В кн.: Из истории культуры средних веков и Возрождения. - М.: Наука, 1976. -с.157-175.
161. Джиоев О.И. О некоторых типических постановках проблемысмысла жизни в истории философии. Вопросы философии, 1981, £ 6, с.153-163.
162. Дубко Е.Л. Мотив и ответственность как формы нравственного синтеза эмоций и разума. В кн.: Рациональное и эмоциональное в морали. - М.: Изд-во МГУ, 1983. -с.36-50.
163. Дубко Е.Л. Эмоции в нравственно-конфликтных ситуациях,моральный риск. В кн.: Рациональное и эмоциональное в морали. - М.: Изд-во МГУ, 1983. - с.88-110.
164. Дубко Е.Л. Сравнительный анализ духовно-эмоциональных изменений личности от античности до раннего средневековья. В кн.: Рациональное и эмоциональное в морали. - М.: МГУ, 1983. - с.135-155.
165. Звиревич В.Т. Натурфилософский тип античных концепций человека. Философские науки, 1982, £ 2, с.121-130.
166. Зиммель Г.К*вопросу о метафизике смерти. Логос. Международный ежегодник по философии культуры, 1910, кн. 2, с.34-49.
167. Камю А. Из философской эссеистики. Вопросы литературы,1980, № 2, с.160-194.
168. Кернер У. Жизнь и смерть. Наука и религия, 1983, № 5,с.55-57.
169. Ланц Г. Вопросы и проблемы бессмертия.-Логос. Международный ежегодник по философии культуры. М.: 1913, кн.З-4. с.249-267.
170. Латынина А.Н. Вопросы человеческой судьбы. Вопросы философии, 1984, № 2. с.103-106.
171. Лосев А.Ф. Беседы с профессором А.Ф.Лосевым. Вопросыфилософии, 1984, № I, с.144-149.
172. Налетова А.Д. Проблема автономии личности в современнойамериканской этике. Вопросы философии, 1982, № 6, с.116-123.
173. Неговский В.А. Некоторые методологические проблемы современной реаниматологии. Вопросы философии, 1978, № 8, с.64-73.
174. Неговский В.А. Об одной идеалистической концепции клинической смерти. Философские науки, 1981, 4, с. 50-55.
175. Ойзерман Т.И. Философия кризиса и кризис философии. Вкн.: Современный экзистенциализм. М.: Мысль, 1966. - с.5-47.
176. Рымарь Н.Т. Эпическое и нравственное в рассказе Л.Толстого "Три смерти". В кн.: Поэтика реализма. - Куйбышев, Изд-во Куйбышевского гос.университета, 1982. -с.3-18.
177. Токарский А.А. Страх смерти. Вопросы философии и психологии, кн.5/40/, М., 1897, с.930-978.
178. Утченко С. Л. Две шкалы римской системы ценностей. Вестник древней истории, 1972, № 4, с.19-33.
179. Утченко С.Л. Еще раз о римской системе ценностей. Вестник древней истории, 1973, № 4, с.30-47.
180. Франкл В. Поиск смысла жизни логотерапия. В кн.: Психология личности. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1982. -с.118-127.
181. Фролов И.Т. 0 жизни, смерти и бессмертии. Этюды нового;реального) гуманизма. Вопросы философии, 1983, £ I, с.83-98, № 2, с.52-64.
182. Штаерман Е.М. Эволюция идеи свободы в древнем Риме.
183. Вестник древней истории, 1972, № 2, с.43-60.
184. Штаерман Е.М. Эпиктет и его место в римском стоицизме.
185. Вестник древней истории, 1975, £ 2, с.195-210.
186. Эпиктет. Беседы Эпиктета. Вестник древней истории, 1975,$ 2, с.211-253, 3, с.217-259, № 4, с.195-234, 1976, № I, с.215-250, № 2, с.195-237.434. benctviTi. <DQGU and (Ylodbinlk&rueae W'e^1. Pk&^iiaxe tfspecz^
187. M.'.mss 9hfam.fafa ftib^cej, pj-n.435. htnclua<i£> Af. ЪгаЬк and4.ecdfi a% а ЯрейtCcdc&c Tfteme /2efr1. ЛШ О197?, р. 517-зг?.436. -©е1л9аг^ ^ Т^е Tea? ФеоЫ and feasc's In
188. Pfu&stpAicae CUpect% Tfianaioec^rMy,\ VMS
189. Т&с^ев H. QtMucfes {ow&^d Юы1А cn Some /Voima£ апЛ Mtn.ta<2ey Qee Populations.ft,. Tfie (MeaKu'ng ^ , -/1/^. \ ftlcgwu;1. Company > p.438. ^^peft/ Яц^ъта&оп inT&tnaio-Яп". Garnmuruca iiM 9 s ^ S с
190. Tfowdx&ftjJ. -Л/Х \ mss yh^Nf W7b; р.злг-г^439. ^.Tfe Po^ao^ftpA^ Фса^.- :
191. Qect tii \ Cuxzzen£ с-CaQfvчпла\
192. Р&ео ае-бо, ig?&, p.?i-76.
193. S., Kft&^xK-^Q, Q^ijc-Rzdz&t^ and Ojl QeadA, df,' WeUdenrfeZd and 1\Саов^оп^mis p,
194. ЦацМбОс! &.Q.eeuuoti о-г ЪРЫЧ - 9*: dCi{ta^izsi Qmtk t- (£.) Weidm^td amd kficjoZsonj Kj??; (d, 2(93-гг>7.
195. JoK&s^.t Диш?<гплss cwf Gwa^ft:1. Oectitirif.'.wiLcwifetcf W Л/са?£;с<ж.197?, p.
196. At Qn.^^fnCt'itCn Clh^Cu^i^ a<n faConwiurucaiChCj C^ta&^t Jhcimto^o^, 9K: GowmuLriicaiiM tfc Tftcmiofoay.447. Htancuse И, Ш Qcfto€oa^
197. Tfte meahinA A/: V.ftlcdw?
198. Ht<?<2 feeofe. Co^any f l^Qy
199. Panrfe^ КЛ.5Тем(о&л 0.9. Wse {De*^ca(fe ck a, ft. Qnitrz- fauaZ. S<йы£к (Antuiy^tV.V.:1. Ок^огт. р. |0\-(04.
200. РсигЦе^С.т.Т&е Hea^9 к • .
201. Cwbetub P^R^tdc^^ Рабо aeto^ p. а/к.
202. Shn&dmaa G. Q)<xiih Vlk\k Qnd Sz^es o^9k; Sea-zfA \ Ои^гек-Ь PcKspec&v-cz.-Ca&fo?-rua: (976, p,7
203. Фе^И 9к • b&ft afcvz QteM Wa-cdem^d and p. i-.
204. С. \д/, T&e Te^i о? ©елт^. T^u КИел
205. King Л/.V.i (Пс^гдл^-К^е (Wfe
206. VA/ecStYiatx Л, (Я Ce?fnmm4a£6aaes aJ>cut
207. Ра&ен-К 1Фел-^А : Силъеп-б ^^.-CaA'prnto'. рабоа&о, ЮЬ^.ЧЫ-Мг.455. 4/eAsm<ui CI, С^-г^ог/я^е afrs/a. ФелгСоХ лкЛ (dw^ftcfcje.£ucWe) (jLuvivilr457.4/iW Gon^ioniali CW ф
208. Ыиебу ,-Мл mss 9к^OW^K 1<ПЬ,|>.%-/О0.5. Авторефераты
209. Вострова Г.А. Мировоззренческий аспект проблемы смысла жизни. Автореф. дис.канд.философ.наук. - Киев, 1983. - 23 с.
210. Дргокова A.M. Марксистское понимание смысла жизни и его роль в формировании научного мировоззрения. Автореф.дис. канд.философ.наук. - Ростов-на-Дону, 1980. - 21 с.
211. Зеленкова И. Л. Проблема смысла жизни в русском этическом иррационализме конца XIX начала XX вв. (критический анализ). - Автореф.дис.канд.философ.наук. - Л., 1978. - 24 с.
212. Косенко Г.Ф. Критика религиозной концепции смысла жизни (по материалам русского православия). Автореф.дис.канд. философ.наук. - М., 1971. - 20 с.
213. Кэри Э. Марксизм о смысле человеческой жизни. Автореф. дис.канд.философ.наук. - М., 1966. - 16 с.
214. Лялюк Т.Е. Проблема смысла жизни в марксистско-ленинской этике. Автореф.дис.канд.философ.наук. -М., 1978. - 18 с.
215. Матюшин Г.Г. Категория совести в коммунистической и христианской этике. Автореф.дис.канд.философ.наук. - М., 1965. - 19 с.
216. Миронов А.В. Категория смысла жизни в коммунистической и христианской этике. Автореф.дис.канд.философ.наук. -М., 1972. - 24 с.
217. Наскинов Х.Т. Марксистская этика о смысле жизни. Автореф. дис.канд.философ.наук. -М., 1972. - 24 с.
218. Попов Б.Н. Соотношение смысла жизни и счастья. Автореф.дисс.канд.философ.наук. Свердловск, 1971. - 20 с. 5.II. Согомонов Ю.В. Проблемы смысла жизни. - Автореф.дис.канд. философ.наук. - Баку, 1965. - 21 с.