автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.05
диссертация на тему: Этико-психологические аспекты самоактуализации личности в эгосоциальной теории
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Винтин, Игорь Анатольевич
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
1.1. Философско-этические истоки гуманистической психологии
1.2. Нравственные проблемы гуманистической психологии
ГЛАВА 2. ЭТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
МОДЕЛИРОВАНИЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
2.1. «Личность» как система в системе
2.2. Структура многовариантныг систем моделирования в эгосоциальной теории
Введение диссертации1999 год, автореферат по философии, Винтин, Игорь Анатольевич
Глубокие потрясения, постигшие цивилизацию в XX веке, привели многих гуманитариев, обществоведов к необходимости сосредоточиться на проблемах духовной выдержки человека, заброшенного в иррациональный, выпавший из-под его контроля поток событий.
Реальность социальной жизни как Запада, так и Востока, включая Россию столкнулась с ситуацией исчерпания личностного потенциала, деградацией личности. Об этом свидетельствуют и огромные масштабы античеловеческой деятельности индивидов, заставляющей поверить в справедливость тезиса «homo homini lupus est». С этической точки зрения эта ситуация может быть оценена как нравственный кризис, сопровождающий переход от одной ценностной системы к другой. В России это переход от коллективизма к индивидуализму, на Западе - к гедонистической массовой морали, характерной для общества потребления.
Осмысление этой ситуации философами, этиками и психологами привело к возникновению таких философских концепций как экзистенциализм, феноменология, философская антропология, которые в центр своих исследований поставили личность в ее уникальности и целостности, в ее подлинных переживаниях отчаяния, страха, тревоги, одиночества.
Осознание в гуманитарных науках иллюзорности воспитывающего и образовательного воздействия породило альтернативное течение, переосмысливающее достижения психологии, педагогики, дидактики в рамках концепции гуманистической психологии.
Поэтому актуальность исследования определяется, во-первых, необходимостью включения гуманистической психологии в пространство творческого созидания положительного нравственного идеала гуманистического общества.
Во-вторых, потребность в междисциплинарных этико-психологических исследованиях становится все более насущной. Философы заявляют о значимости психологии для современной философии, психологи - о том, что в основе кризиса психологической науки лежит ее отрыв от этико-философских оснований и уход в безликую парадигму «естественно-научности», результатом чего является методологический эклектизм и размывание предмета психологического знания. При этом духовная сущность человека, его стремление к самосовершенствованию, реализации своего творческого потенциала остается фактически незамеченной, растворяясь в биологических и социологических факторах.
В третьих, произошедшие в стране социально-политические изменения привели к переносу акцентов с коллективных на индивидуальные формы деятельности, на первый план вышла личность, что диктует особую насущность исследований, связанных с раскрытием индивидуального творческого потенциала, самоактуализации личности.
В четвертых, становится все более очевидным, что состояние современной психологии в значительной степени характеризуется традиционным игнорированием вопросов, связанных с самопознанием, саморазвитием, самосовершенствованием личности. Развитие психологии немыслимо без построения этико-философской концепции человека, учитывающей его творческую направленность, всю полноту его духовной жизни.
И наконец, практическая актуальность исследования определяется возрастанием потребности общества в существенном обновлении форм и методов работы школы, связанных со смещением акцентов с передачи информации от учителя к ученику на формирование гармонической личности, ориентированной на творческое саморазвитие.
СТЕПЕНЬ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ Проблема человеческого «Я» является традиционной для западной философии, в ее разработку внесли значительный вклад софисты, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, стоики, Августин Аврелий, Декарт, Кант, Ницше и многие другие выдающиеся мыслители. В начале XX века произошло новое обращение к проблеме личности, связанное с открытиями З.Фрейда в сфере психоанализа. Данное направление приоткрыло завесу над бурлящим котлом бессознательных влечений человека, сделав его рабом неосознанных импульсов и желаний, принуждая его бороться с враждебностью окружающего мира, с его запретами и ограничениями. Таким образом, самоактуализация может произойти лишь в случае отказа от всех табу, наложенных культурой, религией и якобы выполняющих репрессивную функцию в развитии личности, устанавливая барьер между сознательным и бессознательным, «superego» и «id». Результатом подобного разрыва, по Фрейду, являются неврозы и психические заболевания. Основные элементы этой теории изложены также у таких ученых, как К.Г.Юнг, А.Адлер, К.Хорни, В.Райх, Э.Фромм и др.
Антипод психоанализа - бихевиоризм вообще отказывался признавать какое-либо участие личности в собственной судьбе, отведя нам роль «черных ящиков», помещенных в то или иное пространство стимулов. Идеи бихевиоризма изложены в трудах Дж.Б.Уотсона, Б.Ф.Скиннера и др.
Принципиально новая концепция личности разработана в рамках гуманистической психологии. Это течение выражало протест против деформации человека в современной западной культуре, лишающей его своей «личностности», навязывающей представление о поведении, регулируемом либо бессознательными влечениями, либо хорошо слаженной работой «социальной машины». Гуманистическая психология и педагогика придерживаются принципа уникальности личности, который утверждает необходимость развития индивидуальности каждого ребенка, его творческой деятельности.
К основным положениям гуманистической психологии принято относить ряд концепций, в частности А. Маслоу, К. Роджерса, Г. Олпорта, Ш. Бюлера, В. Франкла.
Теория, предложенная американским ученым А.Маслоу основывается на изучении неординарных личностей, в своем непрерывном развитии вырывающихся за пределы своего общества, времени, эпохи и таким образом формирующих «растущую верхушку» общества. Побуждение к самореализации, согласно А.Маслоу, определяется так: «Человек должен быть тем, чем он может быть».
Стремление к совершенству, согласно другому представителю гуманистической психологии, Гордону Г.Олпорту, обусловлено «врожденной тенденцией к реализации потенциальных возможностей личности, врожденным стремлением к индивидуализации и формированию индивидуального стиля жизни, т.е. самосознания, самоосмысления и саморазвития» [98,с. 165].
Концепция американского ученого К.Роджерса, утверждает характерное для человека стремление к реализации своих способностей «с целью развития в направлении все большей сложности, зрелости, компетентности» [81,с. 11]. Он выдвигает идею о существовании двух «я» в человеке («я»-реальное и «я»-идеальное), которая созвучна центральной этической проблеме, лежащей в основе деонтологии - проблеме противопоставления должного и сущего. «Идеальное Я» может быть соотнесено с должным, «реальное» - с сущим.
Европейский вариант гуманистической психологии олицетворял В.Франкл. Ему принадлежит создание принципиально новой концепции, которую он назвал логотерапией (от греч. логос - смысл). Отсюда и основной тезис о том, что «воля к смыслу есть начало истинного поведения человека» [118,с.118]. Самоактуализация же, по В.Франклу, - средство осуществления смысла.
Следует отметить, что предвосхищение этих идей четко просматривается в творчестве отечественных мыслителей В.В.Розанова («Цель человеческой жизни»), В.Н.Несмелова («Вопрос о смысле жизни в учении новозаветного откровения»), Е.Н.Трубецкого («Смысл жизни»), С.Франка («Смысл жизни»).
Девяностые годы XX столетия в России отмечены активной дискуссией относительно гуманистической психологии (Б.С.Братусь, А.И.Воробьева, В.П.Зинченко, В.А.Петровский, В.В.Знаков и другие), вылившейся в идею формирования гуманитарной психологии.
Проблема самоактуализации личности также подробно рассматривается в работах Э.Шострома, Р.Мея, Э.Фромма, которые утверждают неповторимость каждого человека, обладание им потенциалом к непрерывному развитию и самореализации.
В фундаментальной монографии американцев Л.Хьелла и Д.Зиглера «Теории личности» гуманистическая психология анализируется не только в аспекте самой психологии, но и включает в себя философско-этический компонент.
Проблема самоактуализации личности также подробно анализируется в работах Э.Шострома, Р.Мея, Э.Фромма, которые утверждают неповторимость каждого человека, обладание им потенциалом к непрерывному развитию и самореализации.
К современным психологам, затрагивающим в своих работах проблему самоактуализации личности, можно отнести А.Асмолова, И.Б.Абаева, Л.Я.Гозмана, Л.П.Гримака, Д.Б.Добровича, В.Колесникова, И.С.Кона, Р.С.Немова, Ю.В.Орлова, А.В.Петровского, М.Ярошевского.
Центральная проблема гуманистической психологии (уникальность личности, позитивная нравственная ориентация, становление нравственного сознания) с точки зрения этики рассматривалась такими отечественными исследователями как Р.И.Александрова, Р.Г.Апресян, А.А.Гусейнов, О.Г.Дробницкий, Б.О.Николаичев, А.П Скрипник, А.И. Титаренко и другие.
Теория самоактуализации в рамках Российского культурно- исторического типа и Российского космо-психо-логоса, анализируемая П.А.Гагаевым в его монографии «Философия школы России».
Объектом исследования является гуманистическая психология, рассматривающая теорию самоактуализации, как основу и форму реализации процесса воспитания и обучения различных уровней (эгосоциальная теория).
Предметом исследования являются модель самоактуализации и существующие технологии этого процесса в контексте западной эгосоциальной теории.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Главной целью исследования является выявление и формирование модели самоактуализации «Я» в рамках эгосоциальной теории как формы для существующих моделей обучения. В соответствии с данной целью был поставлен ряд конкретных задач исследования:
1 .Определить философские истоки гуманистической психологии, ее место в структуре современных гуманитарных наук и взаимосвязи с некоторыми этическими, психологическими, педагогическими концепциями.
2.Выявить сущность процесса самоактуализации в социально-психологическом, этическом аспектах.
3.Исследовать составляющие компоненты самоактуализации как процесса и состояния личности
4.Теоретически обосновать модель процесса самоактуализации в структуре «Я».
5.Определить соотношение нравственных и психологических аспектов личности в процессе самоактуализации. Гипотеза исследования. На основании гуманистического и экзистенциального подхода к пониманию личности можно предположить, что ограничение приоритетов внешних формирующих воздействий на человека, будет способствовать созданию условий для его личностного и творческого роста.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ Теоретическую базу данного исследования составляют комплекс этических и психологических разработок отечественных и зарубежных ученых, среди которых наиболее важными являются следующие:
1. Теоретические разработки отечественных этиков (Р.Г.Апресян, Б.О.Николаичев, А.П.Скрипник).
2. Гуманистические этико-психологические теории личности и воспитательного процесса (включающие феноменологические, экзистенциальные теории личности)
3. Теория развивающей педагогики Л.С. Выготского.
4. Психоаналитические теории З.Фрейда, Э.Фромма и др.
5. Теория культурно-исторических типов. (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби).
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ Методологической основой диссертации является комплексное использование ряда философско-этических и психолого- педагогических концепций, разработанных отечественной и зарубежной наукой. В качестве конкретных методологических оснований исследования выступают:
-аксиологический метод, обосновывающий ценностные аспекты исследования личности;
-метод сравнительного анализа, позволяющий раскрыть сущность гуманистической психологии в контексте мировой гуманитарной культуры; -методы философско-социологического и психолого-педагогического исследования личности;
-метод актуализации, предложенный в рамках гуманистической психологии и направленный на стимулирование творческого саморазвития личности.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА ДИССЕРТАЦИИ Научная новизна исследования определяется тем, что в нем, во-первых, впервые предпринята попытка комплексного этико-психологического анализа гуманистической психологии, выявлены нравственные, психологические, педагогические аспекты процесса самоактуализации личности; во-вторых, разработана этико-психологическая структура моделирования самоактуализации личности; в-третьих, осуществлена попытка адаптации достижений феноменологических и экзистенциальных концепций становления личности к российской системе образования и воспитания.
НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
1. Гуманистическая психология представляет собой самостоятельное направление современной гуманитарной мысли, реализующееся во взаимосвязи этического, психологического и педагогического аспектов.
2. Неотъемлемой стороной процесса самоактуализации является формирование ориентированного на нравственные ценности человека, обладающего качествами свободной, ответственной личности, чувством долга и способностью любить.
3. Сущность процесса самоактуализации в воспитании и образовании состоит в выявлении и развитии самоактуализирующей системы потребностей и мотивов личности.
4. Модель самоактуализирующейся личности в нашей стране должна опираться на комплекс традиций и духовных ценностей народов России.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ
Данная диссертационная работа имеет не только теоретический, но и практический характер, прежде всего для процесса воспитания и образования.
Результаты нашего исследования вошли в методические рекомендации по проведению факультативных занятий по этике и эстетике общения в старших классах средней школы и консультативных занятий в центрах по работе с молодежью Республиканского комитета по делам молодежи при Правительстве Республики Мордовия. Данными нашего исследования пользуются при организации и проведении работы с подростками в детском приюте «Надежда». Исследования проводились на группах учащихся подросткового и младшего юношеского возраста. В работе также использованы личные наблюдения и обобщения автора в качестве учителя средней сельской и городской школ, а также заместителя директора школы по воспитательной работе.
Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при разработке курсов по этике, психологии, педагогике, этике делового общения.
АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ Основные положения данной работы апробированы при составлении и чтении курса «Социальная педагогика», «Пренатальное воспитание и обучение» и «Опыт деятельности социальных служб и центров социальной защиты», читаемых на кафедре «Управление системой образования» института повышения квалификации и переподготовки кадров, на кафедре
Социальной работы» историко - социологического института МГУ имени Н.П.Огарева. Ряд положений, касающихся ценностных ориентаций, форм общения, самопознания, саморазвития, самоанализа и организации системы студенческого самоуправления легли в основу при планировании и организации системы воспитательной работы со студентами историко -социологического института и слушателями психолого - педагогического факультета ПК и ПК Мордовского государственного университета.
Основные результаты исследования докладывались на научных Огаревских чтениях (Саранск 1995-1999), на П-1У Сафаргалиевских научных чтениях (1997-1999), на I научных Меркушкинских чтениях (1997), на V научной конференции молодых ученых МГУ имени Н.П.Огарева (1999), на семинарах курсов повышения квалификации руководящих кадров органов образования Института повышения квалификации и переподготовки кадров МГУ имени Н.П. Огарева.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Этико-психологические аспекты самоактуализации личности в эгосоциальной теории"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Понятие «самоактуализация» получило широкое распространение в современных философских дисциплинах как одна из центральных категорий современного научного гуманитарного знания. Обращение к проблемам самоактуализации личности обусловлено, с одной стороны, социальными, политическими и экономическими процессами, происходящими в XX веке, которые зачастую имеют следствием отчуждение личности в массовидной и информационно-технологической среде, что стало поводом для озабоченности представителей целого ряда философских течений (от экзистенциалистов до постмодернистов). С другой стороны, развитие науки и гуманистического сознания все острее ставит проблему поиска адекватного современной противоречивой ситуации морального идеала и соответствующей ему нравственной практики, что также стимулировало исследования в сфере личностного самосознания и самоактуализации.
Одной из наиболее удачных попыток поставить и разрешить проблему личности в современной ситуации стала гуманистическая или «вершинная» психология, продолжающая традиции экзистенциализма и феноменологической философии, в которой процесс самоактуализации рассматривается как важнейший объект исследования и краеугольный камень личностного становления в контексте межличностных связей. В нашей стране интерес к соответствующей тематике пробудился в связи с отказом от парадигмы личности как части коллектива и поиском более сложных и адекватных моделей личности, включающих в себя представления о ее неповторимости, уникальности, единственности.
Под самоактуализацией следует понимать процесс, во время которого «Я» личности реализует само себя. Это процесс непрерывный, предполагающий осознание личностью перспективы собственного развития, умение в любой ситуации видеть альтернативы, осознание ответственности за собственный выбор, приобретение индивидуального стиля деятельности, благодаря делу, которое человек делает своим.
Гуманистическая психология и ее центральный элемент - феномен самоактуализации рассмотрены нами в трех важнейших аспектах: этическом, психологическом и педагогическом.
С точки зрения этики, гуманистическая психология представляет собой оригинальное направление гуманитарной мысли, имеющее ярко выраженный этический характер. В ее рамках на новом уровне актуализированы основные элементы моральной структуры. Нравственный идеал гуманистической психологии сориентирован на достижение счастья в реальной действительности через реализацию личностных качеств: эмпатии, открытости, отношения к другим людям как к ценности, а не как к цели, способности ставить самостоятельные цели и достигать их. В персонифицированной форме это образ полноценной, свободной и ответственной личности, достигшей успеха за счет пробуждения собственных способностей, реализующейся в конструктивной деятельности, и достигающей успеха посредством признания ценности каждой личности в ходе межличностного общения. Последнее положение непосредственно вводит гуманистическую психологию в русло современных этических дискуссий, ведущихся вокруг проблем морального зла, долга, свободы и ответственности.
С нравственным идеалом гуманистической психологии, который мы определили выше, непосредственно связана ее система ценностей, центральное место среди которых занимает ценность самостоятельной полноценной человеческой личности. Самоактуализация, в данном контексте может рассматриваться как нравственно-эмпирическая практика реализации этой ценности.
Особое значение для современной этики имеет проповедуемая в рамках гуманистической психологии ориентация на диалог как структурную основу межличностного общения. Именно диалоговая среда, в которой все участники выступают в качестве самостоятельных, равноправных участников культурного процесса, является живым носителем нравственного сознания, своеобразной творческой лабораторией нравственного развития личности.
Наконец, важнейшим этическим элементом гуманистической психологии является острая постановка перед человеком проблемы смысла жизни. Свойственная в целом экзистенциалистской традиции, здесь она приобретает особую остроту и значимость, в связи с тем, что переводится из умозрительного плана в непосредственную практически-эмпирическую сферу, становясь базовой потребностью гуманистической актуальной личности. Процесс становление человека, происходящее в контексте его постоянного поиска смысла - одно из наиболее высоких достижений исследованной нами традиции.
Очевидно, что разработка гуманистической морали в тесной взаимосвязи с психолого-педагогической практикой, ориентированной на ее реализацию, вносит значительный вклад в современную этическую науку.
В процессе самоактуализации происходит максимально возможное сближение «Я - реального»и «Я - идеального», то есть пропадает ощущение дисгармонии от внутренней несогласованности того, чем человек является с тем, чем он хочет быть. В этом узловом моменте проявляется гармоничная связь моральной составляющей гуманистической психологии с ее собственно психолого-педагогическим базисом.
Рассматривая психологический процесс самоактуализации мы обозначили несколько ее этапов. Первый шаг на пути к самоактуализации -прислушаться к себе, к голосу своей совести. Следующий этапом будет потребность в развитии социального интеллектуа, осознании того, как воспринимают тебя окружающие. Самоактуализация предполагает непрерывный процесс развития творческих способностей. Это нелегко, так как всю ответственность за свои действия человек берет на себя, понимая, что поведение его обуславливается не извне, а изнутри, а значит никакие обстоятельства не могут быть причиной его несчастья; любые внешние обстоятельства необходимо расценивать как условия достижения счастья.
Огромное значение гуманистическая психология имеет для педагогического процесса. Современный учитель должен организовать процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы повысить стремление индивида к самореализации через установление определенных «недирективных» отношений. Активно разрабатываемая на Западе, гуманистическая психология, в нашей стране все еще недостаточно применяется в практической педагогической деятельности. Во многом это связано с отстутствием четкой передигмы воспитания, которая аакумулировала бы в себе о общечеловеческие ценности и уникальные ценности и достижения российской культуры. На основе методологических разработок гуманистической психологии мы можем предложить такую модель, которая могла бы быть достигнута посредством следующих принципов самоактуализации:
1. Специфической целью самоактуализации в российском национально-культурном пространстве является развитие личности с ориентацией на нравственные, религиозные и национальные ценности всех основных религиозных конфессий и основных национально-типических составляющих.
2.Самоактуализация «Я» русского человека должна одухотворяться идеалами соборности и всечеловечности, являющимися высшими нравственными ценностями российской культуры.
3.Саморазвитие, самоактуализация предполагают освоение человеком начал свободы и необходимости в общечеловеческой и культурно-типической форме.
4.Самоактуализация, саморазвитие имеют основанием всечеловеческие и культурно-типические ценности и предполагают развертывание архетипа духовности человека.
5.Самоактуализация «Я» и «Мы» осуществляется в формах семьи, школы, государства, самоорганизующихся социальных процессов.
Организованный, согласно этим принципам учебный процесс также будет способен нивелировать деструктивные качества личности, превращая манипулятора» в «актуализатора». Мы должны перенести смысловую задачу образования с познания существующего мира на его целенаправленное преобразование, то есть на созидание нового, реализацию природной сущности человека - творить.
Говоря о самоактуализирующейся личности, надо отметить, что это личность прежде всего гармоническая, что означает, по определению Э.Шострома, «человека со взаимодополняющими противоположностями в душе», это человек - актуализатор, который не превращает удовлетворение всех своих потребностей в самоцель; ведь смысл актуализации - в естественности, она должна стать базовой потребностью человека, который совершенствуется потому, что не представляет и иного существования. К сожалению, к такому восприятию своего «Я» лежит долгий путь, прежде всего потому, что человек не осознал своей главной проблемы и озабочен только одним вопросом: как же оказывать влияние на других (вспомним Карнеги)? Главная же его проблема -неумение быть открытым другим, эмоциональная скупость, подмена подлинной эмпатии дешевой сентиментальностью. Тип человека процветающего в XX веке, особенно характерного для Запада, но начинающего, к несчастью, формироваться и в России - это односторонний «моноцеребральный» - человек «одной мысли», ориентированный только на потребление и не способный к самосовершенствованию, раскрытию своего потенциала. Он не испытывает любви не только к другим, но и к себе. Эта любовь заменяется накоплением материальных благ, стремлением занять место на «лестнице счастья», да, по возможности, повыше. А оказывается, что все места уже заняты. Это приводит человека к психологическим срывам, невротическим состояниям, которыми так богат нынешний век. И если прав В. Франкл, утверждая, что «каждой эпохе присущ свой невроз», и если начался этот век с невроза сексуального, то закончился он, что трудно отрицать, неврозом ноогенным, экзистенциальной фрустрацией целого поколения, ищущего выход, проверяя справедливость античного афоризма «In vino Veritas», увеличивая формы и проявления девиантного поведения. Мы же утверждаем, что предотвратить дальнейшее распространение деструктивных проявлений возможно, если с самого раннего возраста дать человеку возможность развиваться самостоятельно, но на основании экспликативной модели обучения и учитывая опыт гуманистической психологии и мысли XIX века, обращать его внимание не только на собственную уникальность, но и уникальность другого, необходимость саморазвития и совершенствования своей души.
Список научной литературыВинтин, Игорь Анатольевич, диссертация по теме "Этика"
1. Абаев H.B. Концепция «просветления» в Махаяна - штрадхотпада-шастре // Психологические аспекты буддизма. - Новосибирск, 1986. - С. 11-33.
2. Абрамова О.Г. Проблема Эроса в истории духовной культуры: этико-философский аспект // Дис. . канд. филос. наук. Саранск.: МГУ имени Н.П.Огарева, 1998.- 189 с.
3. Александрова Р.И. Нравственная философия и творческое наследие М.М.Бахтина. Саранск: Изд-во МГУ им. Н.П. Огарева, 1995. -176 с.
4. Анцыферова Л И. Психология самоактуализирующейся личности в работах Абрагама Маслоу // Вопр. психологии. 1973. - №4. - С. 173-180.
5. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. М., 1986. - 95с.
6. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во МГУ, 1984.- 104 с.
7. Бассин Ф.В. К развитию проблемы значения и смысла // Вопр. психологии. -1973,-№6.-С. 108-115.
8. Батищев Г.С. Философско-аксиологические идеи в концепции человека С.Л. Рубинштейна // Филос.науки. 1989 .- №7. - С. 26-37.
9. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. - С.
10. Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук //Там же. С. 381-394.
11. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1984-1985. М., 1986. - С. 80-161.
12. Бердяев H.A. Самопознание. М.: Междунар. отношения, 1990. - 336с.
13. Берне Р. Развитие Я концепции и воспитание / Пер. с англ. под. ред. В.Я. Пилипповского - М.: Прогресс, 1986. - 422с.
14. Божович Л.И. Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка // Психология личности: Тексты (Сб.)/ Под. ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, A.A. Пузырея. М., 1982. - С. 166-172.
15. Боуэм М. Духовность и личностно центрированный подход //Вопр. психологии. - 1992. - №3.4. С. 24-33.
16. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопр.психологии. 1997. -№5.-С. 3-20.
17. Бубер М. Я и Ты. М.: Высш. шк., 1993. - 173 е.: ил.
18. Введение в философию: Учеб. для Вузов: В 2 ч. / Под. ред. И.Т.Фролова. -М.: Политиздат, 1989.
19. Ч. 1.- 1989.-367 с. Ч. 2.- 1989.-639 с.
20. Воробьева Л.И. Гуманитарная психология: предмет и задачи // Вопр.психологии. 1995. - №2. - С. 19-31.
21. Выготский Л.С. Мышление и речь,- М.: Педагогика, 1982. 323с.
22. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка// Психология личности: Тексты (Сб.)/Под. ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, A.A. Пузырея. М., 1982.-С. 161-166.
23. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. М.: Республика, 1994 -368 с.
24. Гагаев П.А. Философия Российской школы // Просвещение. Пенза. -1997. -№1. - С. 56-62.
25. Гагаев П.А. Философия Российской школы // Просвещение. -Пенза. 1997. -№2.-С. 89-91.
26. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во МГУ, 1976. - 149с.
27. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. М.: Мысль, 1975. - 695с.
28. Геллерштейн С.Г. Психология движения // Вест. Моск. ун-та. Сер.14. Психология. 1992,-№1. - С.31-37.
29. Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Пер. с англ. под общ. ред. Ю.П.Адлера. М.: Прогресс, 1976. - 495 с.
30. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. М.: Мир, 1996.
31. Т. 1.- 1996.-496 с. Т. 2.- 1996.-376 с.
32. Гусейнов A.A., Апресян Р.Г. Этика. М.: Гардарика, 1988. - 472 с.
33. Гуссерль Э. Логические исследования. СПб.: Образование, 1909. - 376с.
34. Декарт Р. Сочинения: В 2 т. Tl. М.: Мысль, 1989. - 645 с.
35. Джеймс У. Личность // Психология личности. Тексты (Сб.)/Под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырея. М., 1982. - С. 61-71.
36. Диоген. Антология кинизма: философия неприятия и протеста. -М.: Терра, 1996.-432 с.
37. Домов K.M. От Киркегора до Камю. М.: Искусство, 1998. - 383 с.
38. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Роман в 4-х т. с эпилогом 4.1,2. М.: Республика, 1981. -386 с.
39. Зейгарник Б.В. О патологическом развитии личности // Психология личности: Тексты (Сб.)/Под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырея. -М., 1982.-С. 187-197.
40. Евангелие от Матфея // Библия: Книги священного писания Ветхого и Нового завета. Лондон, 1990. С. 926-964.
41. Избранные места из творений Святого Иоанно-Златоуста. Духовно-нравственное чтение для народа. М., 1897. - 96 с.
42. История философии в кратком изложении / Пер. с нем. И.И.Богута. М.: Мысль, 1994. - 590 с.
43. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: ТОО «Петрополис» -205 с.
44. Каганов Л.С. Гуманистическая психология // Вопр. философии,- 1974. №5. -С. 147-154.
45. Камю А. Изнанка и лицо. М.: ЗАО, Изд-во ЭКСМО Пресс.,1998. - 864 с.
46. Киркегор С. «Или-Или» // Петер П. Роде. Серен Киркегор сам о себе. Пер. с нем. Урал LTD, 1998. - С. 287-350.
47. Киркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993. - 383 с.
48. Колиниченко В.В. Густав Шпет: от феноменологии к герменевтике// Логос. -М.,- 1992.-Кн.З.-С. 37-60.
49. Кон И.С. В поисках себя: личность и самосознание. М.: Политиздат, 1984. -335 с.
50. Крипнер С., Р. де Карвало. Проблема метода в гуманистической психологии // Психол.жур. 1993. Т.14, № 2 - С. 113-127.
51. Левин К. Типы конфликтов // Психология личности: Тексты (Сб.)/Под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырея. М., 1982. - С. 93-97.
52. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание личности // Психология личности: Тексты (Сб.)/ Под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырея. М., 1982. - С. 20-28.
53. Леонтьев А.Н. Мотивы, эмоции и личность // Психология личности: Тексты (Сб.) / Под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырея. М., 1982. - С.71-80.
54. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. -М.: 3-е изд. Изд-во Моек унта, 1972.-575 с.
55. Леонтьев А.Н. Формирование личности // Психология личности: Тексты (Сб.)/Под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырея. М., 1982. - С.150-161.
56. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Советский писатель, 1991.- 480 с.
57. Лунев П. О чем плачет худой? // Первое сентября. 1993. - 25 марта. - С. 4.
58. Лучшие психологические тесты. Петрозаводск.: Петроком, 1992. - 318с.
59. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. В 30 т. Т.23. М., Госполитиздат, 1960. -907 с.
60. Маслоу А. Мотивация и личность // Вест. Моск. ун-та Сер. 7. Философия. -1991. -№3. С. 66-75.
61. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты Сб.)/ Под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырея. М., 1982. - С. 108-118.
62. Массен П., Конгер Дж., Гивитиц Дж. Развитие личности в среднем возрасте // Психология личности: Тексты (Сб.) / Под. ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, A.A. Пузырея. М., 1982. - С. 182-187.
63. Махлин В.Л. Комментарии //Волошинов В.Н. Марксизм и философия языка.- М.: Изд-во Лабиринт, 1993. С. 176-188. - (Сер. «Бахтин под маской»).
64. Мейли Р. Различные аспекты Я // Психология личности: Тексты (Сб.) / Под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырея. М., 1982. - С. 132-142.
65. Мейли Р. Черты личности // Психология личности: Тексты (Сб.) / Под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырея. -М., 1982. С. 142-150.
66. Мэй. Р. Искусство психологического консультирования / Пер с англ. М.: Независимая фирма «Класс», 1994. - 144 с.
67. Немов P.C. Психология. В 3-х кн. М.: Просвещение: Владос, 1995. Кн. 1.: Общие основы психологии. - 1995. - 576 с.
68. Кн. 2.: Психология образования. 1995. - 596 с.
69. Кн. 3.: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. -1995.- 512 с.
70. Ницше Ф. Так говорил Заратустра: Кн. Для всех и ни для кого/Пер. Ю.М. Антоновского. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 302 с.
71. Ницше Ф. Веселая наука // Ницше Ф. Сочинение В 2 т. Т.1. Вступ. статья К.А.Свасьяна. Пер. с нем. М.: Мысль, 1990. - С. 491-710.
72. Олпорт Г. Личность: проблема науки или искусства? // Психология личности: Тексты (Сб.)/ Под. ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, A.A. Пузырея. М., 1982. - С. 208-218.
73. Олпорт Г. Принцип «редукции напряжения» // Психология личности: Тексты (Сб.) / Под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырея. М., 1982. - С. 106-108.
74. Орлов А.Б., К.Роджерс и современный гуманизм // Вест. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1990. - №2. - С. 55-58.
75. Орлов А.Б. Перспективы гуманизации обучения // Вопр. психологии. -1988. №6. - С. 142-146.
76. Петровский А., Ярошевский М. История психологии. М.: Рос. гос. гум. Ин-т, 1994. -448 с.
77. Печчеи А. Человеческие качества / Пер. с англ. О.В. Захаровой; Общ. ред. и поел. Д.М. Гвишиани. М.: Прогресс, 1980. - 302 с.
78. Пилипповский В.Я. Критика современных буржуазных теорий формирования личности. М.: Педагогика, 1985. - 159 с.
79. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1966.213 с.
80. Психология: Словарь/ Под. ред. A.B. Петровского. М.: Политиздат, 1990. -430 с.
81. Риккерт Г. Ценности жизни и культурные ценности // Логос.- М., 19121913, Кн. 1-2. С. 27-79.
82. Розанов В.В. Легенда о великом Инквизиторе Ф.М.Достоевского. -М.: Республика, 1996. 702 с.
83. Розин В.М. Психология и культурное развитие. М., 1994. 307 с.
84. Роджерс K.P. Взгляд на психотерапию Становление человека / Пер. с анг.; общ. ред. и предисл. Е.И. Исениной. М.: Изд. группа «Прогресс»; «Универс» , 1994. - 480 с.
85. Роджерс K.P. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем // Семья и школа. 1987. - №10. - С. 22-24.
86. Роджерс К. Клиенто- центрированная терапия. Рефл-бек Ваклер, 1997. -317 с.
87. Роджерс K.P. К науке о личности // История зарубежной психологии: Тексты. М., 1986. - С.199-230.
88. Роджерс К. Несколько важны открытий // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1990. - №2. - С.58-65.
89. Роджерс K.P. О групповой психотерапии. М. - 220с.
90. Роджерс K.P. Психологическое консультирование / Пер. с англ. М.: Независимая фирма «Класс», 1994. - 153 с.
91. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М.: Изд-во АН СССР, 1957.328 с.
92. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т./АПН СССР. М.: Педагогика, 1989.Т. 1. - 1989. - 485 е.: ил.
93. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. Отв. ред и авт. вступит. Статьи. Е.В. Шорохова; Сост. и авт. коммент. К.А. Абульханова-Славская и A.B. Брушлинский М. Педагогика, 1973. - 423 с.
94. Рубинштейн C.JI. Самосознание личности и ее жизненный путь // Психология личности: Тексты (Сб.) / Под. ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, A.A. Пузырея. -М., 1982. С. 127-132.
95. Рудестам К. Групповая психотерапия / Пер.с англ. Л.В.Трубициной. М.: Прогресс, 1990. - 386 с.
96. Рункова М.К. Методика выявления индивидуальных особенностей психического развития учащихся. Саранск: Изд-во МГУ, 1991. - 83 с.
97. Рункова М.К. Научно-теоретический анализ развития нетрадиционных форм обучения в истории педагогики и школьной практике. Саранск: Изд-во МГУ, 1992. - 56 с.
98. Русский Эрос или философия любви в России. М.: Прогресс, 1991. - 443 с.
99. Святой преподобный Серафим Саровский чудотворец. Волгоград.1. ОФСЕТ, 1990.-400 с.
100. Скрипник А.П. Моральное зло в истории этики и культуры. М.: Политиздат, 1992. - 351 с.
101. Слепова Т.В. Критический анализ проблемы эмансипированности личности в некоторых исследованиях «гуманистической» психологии // Вопр. психологии. 1976. - №5. - С.163-169.
102. Словарь по этике / Под ред. И.С. Кона 6-е изд. - М.: Политиздат, 1989. -447 с.
103. Соловьев B.C. Смысл любви: М.: Избр. Произведения/ Сост., вступит, ст., с. 3-26, коммент. Н.И. Цимбаева. - М.: Современник, 1991. - 524 с.
104. Соловьев B.C. Оправдание добра: нравственная философия. М.: Республика, 1996. - 479 с.
105. Соотношение биологического и социального в развитии человека: Материалы к симпозиуму в Москве, сент. 1975. М.: (Б.И.), 1975. - 856 с.
106. Спенсер Л., Краузе А. Гегель для начинающих / Пер. с англ. Л.В.Харламова. Растов-на-Дону.: Феникс, 1998. - 176 с.
107. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.:Политиздат, 1972. - 303 с.
108. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983. - 286 с.
109. Столович JI.H. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. М.: Республика, 1994. - 464 с.
110. Струве П,Б., Франк С.Л. Очерки философии культуры // Полярная звезда. -1905.-№1-2.-С. 13-27.
111. Сушко С.А. Человек и ценности в философии H.A. Бердяева и Ф.Ницше // Вест. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 1991. - №6. - С. 61-70.
112. Таранов П.С. Анатомия мудрости: 120 философов: Жизнь. Судьба. Учение: В 2 т. Симферополь: Таврия, 1996.
113. Т. 1,- 1996.-624 е.: ил. Т. 2.- 1996.-624 е.: ил.
114. Трубецкой Н.С. Об истинном и ложном национализме // Литературная учеба. -1991. №6. - С.144-150.
115. Тютчев Ф.И. Избранное. М.: Худож. лит., 1987. - 110 с.
116. Ухтомский A.A. Двойник или собеседник? // Психол. жур. 1994. -Т. 15, №3. -С. 158-163.
117. Фейербах Л. История философии. Собр. произведений. В 3 т. Т.1. Пер. с нем. Вступит. Статья М.М. Григорьяна. М.: Мысль, 1974. - 544 с.
118. Философский словарь / Под. ред. Н.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1987. -590 с.
119. Фихте И.Г. Назначение человека / Пер. с нем. под. ред. Лосского Н.О. СПб., 1988. 197 с.
120. Франк С.Л. Крушение кумиров // Франк С.Л. Сочинение/ Вступ. ст., сост., подгот. текста и примеч. Ю.П. Сенокосова. М., 1990. - С. 113-180.
121. Франк С.Л. Ницше и этика «любви к дальнему» // Там же. С. 205-297.
122. Франкл В. Поиск смысла жизни и логотерапия // Психология личности: Тексты (Сб.)/ Под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырея. -М., 1982. С. 118-127.
123. Франкл В. Человек в поисках смысла / Пер. с англ. и нем. М.: Прогресс, 1990.-368 с.
124. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1990. -448 с.
125. Фромм Э. Искусство любить / Пер. с англ. М.: Педагогика, 1990. -160 с.
126. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Изд-во.: ACT -АТД, 1998. - 568 с.
127. Хорни К. Культура и невроз // Психология личности: Тексты (Сб.) / Под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М., 1982. - С. 97-106.
128. Хрестоматия по современной психологии. М.: Изд-во Гардарика, 1998. -397 с.
129. Хьелл Д., Зиглер Д. Теория личности. М.; Харьков; Минск, 1997. -608 с.
130. Челпанов Г.И. О современных философских направлениях. -Киев, 1902.
131. Челпанов Г.И. Психология и школа: Сб. ст. -М.: Изд-во И.Н.Кушнера, 1912.
132. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. -143 с.
133. Шопенгауэр А. Об интересном. М.: Олимп ООО, 1997. - 432 с.
134. Шостром Э. Анти Карнеги или человек - манипулятор. -Минск: ТПЦ Полифакт, 1992. - 128 с.
135. Шпрангер Э. Основные идеальные типы индивидуальности // Психология личности: Тексты (Сб.) / Под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М., 1982. - С. 55-61.
136. Юм Д. Исследования человеческого разумления / Пер. с англ. С.И. Церетели. М.: Изд-во М.В. Пирожкова, 1902. - 194 с.
137. Ярошевский М.Г. Переживание и драма развития личности // Вопр.философии. 1993. - №3. - С. 82-85.
138. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. Теоретические проблемы развития психологической науки. Изд.2-е., доп. - М.: Политиздат, 1974,447 с.
139. A Dictionary of Americanisms on Historical Principles. -Chicago, 1951.
140. Allport G.W. Becoming Basic Considerations for a Psychology of Personality. -New Hawen London, 1960.
141. Allport G. W. Pattern and Growth in Personality. New York, 1961.
142. Allport G. W. Personality. New York, 1938.
143. Allport G.W. The Open System in Personality Theory // E.P.Hollander, R.G. Hunt (Eds.) Current Perspectives in Social Psychology. New York, 1969.
144. Allport G.W. The trends in Motivational Theory // Journal of Atnopsychiatry, -1953. vol.23.
145. Boden M. Purposive Explanation in Psychology. Camdridge, 1972. -100p.
146. Buber M. The way of man according to the teaching of Hesidism // Peligion from Tolstoy to Camus. Ed by W. Kanfman. New York, 1961.
147. Buhler C. Basic Theoretical Concepts of Humanistic Psychology. Amer. Psychologist. 1971,vol. 26,4.
148. Cogan M.L. The Behaviour of teachers and the productive behaviour of their pupils, 1958.
149. Combs A.W. The Professional Education of Teachers. Boston, Mass.: Allyn and Bacon, 1965.
150. Frankl V.E Logos, parados, and search for meaning / In. Cogntion and psychotherapy. Ed. by M.Y. Mahoney, A.Freeman. New York, 1985.
151. Goldstein K. Human Nature in the Light of Psychopathology. Cambridge, 1940.
152. Goldstein R. The Organism. New York, 1939.
153. James W. Psychology: The briefer course. New York, 1961.
154. Jourard S.M. Body size and cathexis. New York.: Wiley, 1971.
155. Jourard S.M. Personal Adjustment. New York: Macmillian, 1958.
156. Maddi S.R. Personality theories: a comparative analysis. Homewood, 1972.
157. McClelland, D.C. Comments on Professor Maslow's Papers / In Nebraska Symposium on Motivation. Lincoln, 1955.
158. Maslow A.H. A theory of human motivation. Psychol. Review, vol. 50, No.4, 1943.
159. Maslow A.H. Existential Psychology What Is in It of us? In R.May (Ed.) Existential Psychology. - New York, 1969.
160. Maslow A.H. Motivation and Personality. New York, Herper and Bros., 1954.
161. Maslow A.H. Our maligned animal nature // Jour of Psychol., 1949.
162. Maslow A.H. Self-actualizing and Beyond. In: Challenges of Humanistic Psychology. New York, 1967.
163. Maslow A.H. The Father Reachers of Human Nature. New York, 1971.
164. Maslow A.H. The need to know and fear of knowing // Journal of General Psychology. 1963. - vol. 68. - First Half.
165. Maslow A.H. The Psychology of Science New York - London, 1966.
166. Maslow A.H. Toward a Psychology of Being. New York, 1968.
167. May R. Love and Will. New York, 1971.
168. May R. The Emergence of Existential Psychology / In R. May (Ed.) May R. Psychology. New York, 1969.
169. Rogers C.R. A Process conception of psychotherapy Amer. Psychol., 1958.
170. Rogers C.R. Changers in the maturity of behavior as related to therahy, Rogers C.R., and RoselindR. Dymend (Eds.) Psychotherapy and Personality Change. University of Chicago. Press, 1954.
171. Rogers C.R. Client Centered Therapy. Boston. Houghton Mifflin Co., ch.4, The Process of Therapy, 1951.
172. Rogers C.R. Counseling and Psychotherapy. Boston: Houghton Mifflin Co., 1942.
173. Rogers C.R., Dymend R. (Ed.) Psychotherapy and personality change. University of Chicago. Press, 1954.
174. Rogers C.R. Freedom to learn for the 80's. New York, 1983. -312p.
175. Rogers C.R. Some New Challengers // A Psychology. -1973. -vol. 28. №5. -379p.
176. Rogers C.R. Some Thoughts Regarding the Current Presuppositions of the Behavioral Science // Man and the Science of Man. W.R.Coulson, Rogers C.R. -Ohio, 1968.
177. Rogers C.R. The necessary and sufficient conditions of psychotherapeutic personality change. J. Consult. Psychol., 1957
178. Sherif M. and Cantril G.W. The Psychology of Ego Involvements. New York: Wiley, 1947.
179. The individual Psychology of Alfred Adler. A Systematic presentation in selections from his writing. Ed. By H.Ansbacher and R.A.Ansbacher. New York, Basic Books, 1956.
180. Wund W. Ethik. Eine Untersuchung der Sachen und Yesutze des sitlichen Zebens. Stuttgart. - 1912.