автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Самоактуализация личности в условиях общества потребления

  • Год: 2014
  • Автор научной работы: Шаровская, Анна Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Саранск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Самоактуализация личности в условиях общества потребления'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Самоактуализация личности в условиях общества потребления"

Па правах рукописи

ШАРОВСКЛЯ Анна Владимировна

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕСТВА

ПОТРЕБЛЕНИЯ

Специальность 09.00.11. — Социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

? ГОН 2014

Саранск -2014

005549469

005549469

Работа выполнена на кафедре теории и практики социальной работы ФГБОУ ВПО «Пензенский педагогический институт им. В. Г. Белинского Пензенского государственного университета»

научный руководитель:

Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

доктор философских наук, профессор Тугаров Александр Борисович

Шукшина Людмила Викторовна

доктор философских наук, доцент, профессор кафедры психологии ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск)

Пугачева Наталья Петровна

кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории ФГБОУ ВПО «Пензенская государственная сельскохозяйственная академия» (г. Пенза)

ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина» (г. Тамбов)

Защита диссертации состоится 20.06.2014 в 11 часов на заседании диссертационного совета Д 212.117.03 при ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева» по адресу: 430005, г. Саранск, ул. Б. Хмельницкого, д. 39 а, 3-й этаж, зал заседаний.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке имени М. М. Бахтина ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева» и на сайте http://www.mrsu.ru/ru/diss/diss.рЬр?ГВЬОСК_ГО=24бО

Автореферат разослан 19 мая 2014 г.

Ученый секретарь ^

Диссертационного совета (^СС^ Сидоркина Валентина Михайловна

Г

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Жизнь человека идет по пути социального усложнения и ускорения, получения большого объема информации, которая воспринимается им упрощенно и поверхностно, а нарастающие темпы потребления становятся источником, формирующим соответствующее отношение индивида к себе и миру.

Долгое время предполагалось, что с налаживанием социальных условий, наращиванием темпов производства и разумным удовлетворением всех потребностей появятся возможности и для гармоничного развития личности. Но наступившая эпоха потребления наглядно демонстрирует, что современный человек переживает не только кризис возможностей, но и духовный упадок, который характеризуется утратой цели, бытийных смыслов, потерей цешюстных ориентиров. Представления современного человека о том, каким он должен быть, замечает Э. Тоффлер, во многом определены ценностями, навязываемыми ему в ходе «бомбардировки сознания»1: потребления и обладания, соответствия образцам социальной успешности. В связи с этими представлениями переосмысливаются и такие общечеловеческие духовные ценности как нравственная добродетель, ответственность, счастье, красота, истина, свобода. Соответственно меняются не только отношения между людьми в обществе, но и сам человек, его способы постижения собственной сущности и представления об идеалах самостановления.

Поскольку развитие человека детерминировало и индивидуальным бытием, и смысловым контекстом социума, идеальными установками, сформированными в его условиях, то самоактуализация может быть рассмотрена не только как индивидуально значимый процесс самосовершенствования, но и как индикатор социального самочувствия личности. Социально-философское осмысление самоактуализации личности помогает- преодолеть как индивидуально-психологическую трактовку смыслового самоосуществления, так и абсолютную обусловленность индивидуального развития влиянием общества, что дает возможность исследовать сложные взаимосвязи смыслового контекста социума и ценностных установок отдельной личности.

Предметное исследование самоаетуализации личности общества потребления позволяет абстрагироваться от разнообразия характеристик, присущих личности с точки зрения социокультурных контекстов, отличных от потребления. С одной стороны, это открывает перспективу постижения непосредственных представлений современного человека о собственной сущности в категориях обладания. А с другой, помогает выявить целостный и универсальный характер взаимосвязи повседневных потребительских практик и способов самоосуществления человека в конкретном историческом контексте.

1 Тоффлер э. Шок будущего. М: ACT, 2002. С. ] 75.

Кроме того, в условиях ценностной противоречивости современного общества особый интерес представляет появление новых форм и характеристик самоосуществления человека, детерминированных идеологией потребления. Посредством исследования данных характеристик удается понять актуальные механизмы постижения индивидом социального мира, а значит — яснее увидеть новые тенденции в отношении человека и современного общества.

Степень разработанности проблемы. Изучение многих современных вопросов имеет многовековые традиции. И хотя часть понятий и проблем могла оформиться лишь на нынешнем уровне развития науки, их истоки обнаруживаются в разнообразных работах классиков философии. Не рассматривая отдельно период формирования антропологического подхода, целесообразно остановиться на исследованиях, непосредственно освещающих развитие человека в условиях современного общества.

Презвде всего, необходимо указать, что социально-философское исследование самоактуализации личности общества потребления как целостного феномена стало возможным благодаря тому, что сложилась определенная традиция научного осмысления соответствующих понятий. Анализируя процесс накопления знаний об обществе потребления, следует отметить, что первые представления о нем складывались преимущественно в свете структуралистской философии (Р. Барт, К. Леви-Стросс). Более ясное выражение они получили в конце 1960-х-начале 1970-х годов в критической теории Ж. Бодрийяра. Подобным образом представление об обществе потребления как результате перехода к массовому производству складывалось в работах Дж. Гелбрейта, Дж. Катоны, У. Ростоу, С. Юэна и др. Особешюсти и проблемы развитого индустриального общества также стали объектами внимания Франкфуртской школы (Т. Адорно, В. Беньямин, Л. Лёвенталь, Ю. Хабермас, А. Хоннет, М. Хоркхаймер и др.), философов и социологов постмодернизма (Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотар, Р. Панвиц и др.).

В большей связи с изменениями человека феномен общества потребления рассматривали 3. Бауман, Р. Бокок, М. Кастельс, Г. Маркузе, X. Ортега-и-Гассет, Дж. Ритцер, Э. Тоффлер. Особое внимание взаимосвязи потребительской ориентации сознания и повседневной жизни личности с социологической точки зрешы уделено в работах У. Бека, Э. Гидденса, Ф. Джеймсона, С. Лэша, Д. Миллера, П. Стирнса, М. Физерстоуна и др.

Отечественная социологическая мысль в советский период в наибольшей степени была ориентирована на критическое осмысление общества потребления в его сопоставлении с социалистическим образом жизни (А. П. Бутенко, Г. И. Герасимов, Б. В. Жиров, Н. М. Кейзеров, Е. Д. Морджинская, Е. А. Ножин и др.). Последовательное социологическое исследование поведения потребителей находим в работах В. И. Ильина. В настоящее время четко классифицировать и охватить теоретическим анализом все разнообразие работ, освещающих различные аспекты общества потребления, достаточно сложно ввиду неопределенности и многомерности самого понятия.

Не меньшая теоретическая неопределенность сопровождает и понимание такого феномена как самоактуализация личности. Имея глубокие корни в истории антропологии, наиболее четкое знание о самоактуализации начало оформляться после становления экзистенциального мышления. Теоретическое обращение к субъективному переживанию мира и его отражению в индивидуальном сознании стало качественным этапом в представлении о сущностных возможностях реализации человеческого духа (С. де Бовуар, М. Бубер. А. Камю. С. Кьеркегор. Г. Марсель. М. Мерло-Понти. Ж.-П. Сарто. М. Хайдегтер, К. Ясперс и др.).

В социально-философском познании глубин самоосуществления человека особое значение имело влияние неофрейдистов (Ф. Александер, А. Кардинер, Г. Салливэн, Э. Фромм, К. Хорни, Э. Эриксон), дополнивших психоаналитическую теорию принципом социокультурного детерминизма. В современных социально-философских исследованиях влияние данного подхода наиболее полно отразилось в работах С. Жижека.

Развитие гуманистической психологической теории позволило включить в структуру знания о человеке теорию мотивации, обосновать гуманистический принцип познания и развития. Понятие «самоактуализация», разработанное в рамках гуманистической теории А. Маслоу, представляет интерес и вне рамок узкоспециального психологического исследования, поскольку касается проявления сущностной природы человека, системы ценностей конкретной культурной среды.

В советский период вопрос развития и самореализации человека активно разрабатывался с середины 1970-х-начала 1980-х гг. в работах А. В. Ахутина, С. С. Батенина, Н. М. Бережного, В. С. Библера, Э. В. Ильенкова, В. И. Ильина В. Ж. Келле, И. С. Кона, Е. В. Лебедевой, В. А. Лекторского, Р. Л. Лившица, Ю. М. Лотмана, М. К. Мамардашвили, Н. В. Мотрошиловой, В. А. Подороги, М. Н. Руткевича, Ю.И.Семёнова, B.C. Сгёпина, В.Г. Стрепетова, Б. М. Фирсова, И. Т. Фролова, В. А. Ддова и многих других отечественных исследователей.

Изучение тенденций современного научного осмысления развития человека в обществе потребления показывает, что в нём преобладает теоретико-методологический плюрализм, представленный в основном социологическим (О. О. Гопкало, А. А. Мальцев, А. В. Овруцкий, В. А. Сосов, Е. В. Тимченко, Д. Н. Шевченко и др.), экономическим (А. В. Данильченко, О. И. Федорова, Л. В. Шульгина и др.), этическим (И. А. Винтин, Ю. В. Осипова, Н. В. Ситкевич и др.), психолого-педагогическим (И. А. Акиндинова, С. В. Карпенко, О. В. Сафронова, А. В. Степанова и др.) и культурологическим (Е. В. Горелова, М. Б. Ракитных, А. Г. Чадаева, С. С. Цороев, Ф. Г. Шакарбиев и др.) подходами. Достаточно многочисленны и социально-философские исследования положения человека в современном обществе. В основном в них рассматриваются вопросы трансформации ценностного мира личности (С. В. Борзых, В. М. Лукьянов, Е. В. Орлова, Н. Н. Хомутова, Н. В. Южакова и др.), её потребностей (И. В. Киреева, И. Г. Кливер, Б. В. Мартынов, М. А. Петровская и др.), а также развития и мировоззрения (О. Н. Васильев,

Г. Н. Верещагина, Н. В. Водянова, Л. Р. Дернова, И. В. Ерофеев, О. Б. Есиповская, А. С. Калинин, Д. А. Кузнецова, Л. В. Кузнецова, ИЛО. Манакова, М. Б. Марннов, М.С.Николаев, Е.В.Орлова, А. С. Подопригора, Н. М. Смирнова, М. П. Челомбицкая, Б. Ф. Чечет и др.). Тем не менее проведенный анализ существующих в науке и социальной философии концепций свидетельствует о том, что практически неисследованной остается специфика реализации самоакту аяизационного потенциала личности в условиях общества потребления. Исследовательский акцент на феномене самоактуализации открывает перспективы изучения смыслов развития личности в обществе потребления.

Объектом диссертационного исследования является общество потребления конца ХХ-начала XXI вв.

Предметом исследования - самоактуализация личности в условиях общества потребления.

Цель данной работы состоит в выявлении и обосновании особенностей самоактуализации личности, сформировавшейся в смысловом поле общества потребления.

Реализация поставленной цели подразумевает решение следующих задач:

- определить понятие самоактуализации личности в контексте общества потребления;

выявить особенности социально-философского исследования самоактуализации личности общества потребления и обозначить основные теоретико-методологические подходы дал её осмысления;

- проанализировать ценностные основания самоактуализации современной личности;

- изучить смысловую среду развития человека в современном обществе потребления;

- исследовать ложную самоактуализацию как специфический способ самоосуществления современной личности;

- рассмотреть проявление ложной самоактуализации в социальном иждивенчестве.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что смысловой контекст общества потребления обусловливает формирование специфического способа самоосуществления совремешюго человека. Существующие в современном обществе комплексы ценностных установок детерминируют способы самопознания и самоосуществления человека. Воспринимая общие ценности как некую данность, человек, так или иначе, определяется с тем, что есть он сам (самосознание), что он делает в этом мире и как может выразить полноту своей личности (самоактуализироваться). Поэтому именно смысловые установки общества потребления становятся решающим фактором в формировании такого способа самоактуализации, при котором восприятие личности овеществлено и фетишизировано.

Теоретико-методологические основы исследования. Определенной традиции социально-философского осмысления самоактуализационного потенциала личности в обществе потребления не сложилось несмотря на рост

исследовательского интереса к проблематике развития современного человека. В основном научные поиски по теме самоактуализации ведутся в плоскости психолого-педагогического подхода. Это существенно ограшггавает возможности познания и научного обоснования многих социальных установок общества и личности, препятствует формированию стратегии их социального развития. Отсюда необходимость обогащения существующих исследований результатами применения социально-философской методологии, ориентированной на познание смысловых основ общества потребления с точки зрения их человекоразмерности. Решение этой задачи обусловливает применение в научном поиске антропологического подхода, позволяющего реализовать методологический потенциал:

• общенаучных и социально-философских концепций развития человека; экзистенциально-философской теории личности (Ж.-П. Сартр, В. Франкл, и др.), освещающей вопросы подлинности существования и отчужденности личности в совремешюм обществе.

• социально-феноменологического подхода А. Шюща, помогающего реконструировать и исследовать специфическое смысловое поле самоактуализации в его непосредственной данности сознанию.

• неофрейдистской теории развития К. Хорни, гуманистического психоанализа Э. Фромма, теории социального становления и идентичности Э. Эриксона, способствующих предметному изучению взаимообусловленности общественного и индивидуального развития.

• акмеологической теории А. Маслоу, осмысленной в социально-философском ключе, дающей возможность рассматривать потребность в самоактуализации как проявление сущностных характеристик современного человека, а также помогающей раскрыть обусловленность её ложной формы смысловым контекстом общества потреблешм.

• принципов социокультурного подхода (активное преобразующее влияние человека на природу и общество, эволюция, антропосоциенталыюе взаимодействие), утверждающих историческую цикличность и значимость субъективистской парадигмы в развитии общества (А. С. Ахиезер, А. Я. Гуревич, С. Э. Крапивенский, К. X. Момджян и др.).

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- обоснована значимость социально-философского исследования понятия самоактуализации личности, отражающего взаимосвязь проявлений сущностных характеристик человека и конкретно-исторического смыслового контекста общества;

- выявлена перспективность применения в совокупности социально-феноменологической, экзистенциальной и неофрейдистской методологий в реализации антропоцентрического подхода к исследованию самоактуализации современной личности;

- проанализированы ценностные основания самоактуализации современной личности, определяющие возможности и перспективы осмысления самоосуществления как социокультурного феномена;

- проведена феноменологическая реконструкция смысловых ориентиров развития личности в современном обществе потребления;

- введено в научный оборот понятие «ложная самоагауализация», в котором отражена обусловленность смысложизненных установок личности ценностями консьюмеризма;

- обоснована взаимосвязь ложной самоактуализации и социального иждивенчества в контексте реализации ценностей общества потребления.

Положения, выносимые на защиту

1. Характеристика современного социума как общества потребления подразумевает включенность потребительских практик во все сферы общественной и индивидуальной жизни, что приводит к формированию соответствующей системы ценностей и идеальных установок. Детерминируя развитие человека, данные ценности наиболее полно реализуются в самоактуализации индивида (способе его смысловой самореализации), что позволяет определить понятие самоактуализации личности общества потребления как реализацию экзистенциальных смыслов индивидуального развития в культурном контексте современного общества.

2. Поскольку общество потребления является одним из основных смыслоформирующих контекстов, в которых происходит становление и самоосуществление современного человека, для его исследования наиболее перспективным представляется антропоцентрический подход, позволяющий исследовать смысловые основы существования и развития человека. Сочетание социально-феноменологической, экзистенциальной и неофрейдистской методологии сделало возможным проанализировать взаимосвязь самоактуализации личности и общества потребления на трех смысловых уровнях:

- социетальном: неизменная и изначальная вписанность человека в конкретный культурно-исторический контекст определяет общий самоактуализационный вектор индивида;

- групповом: влияние общества осуществляется через социальное взаимодействие, усвоение групповых ценностей и смыслов, трансформирующих идеальные установки относительно целей развития;

- индивидуально-смысловом: формирование образа общества в сознании и восприятии индивида как отражение его экзистенциального опыта и неотъемлемого элемента самоактуализации.

3. Ценностные основания самоактуализации личности общества потребления представляют собой существующие в социуме комплексы смысловых установок, детерминирующие самосознание и самоосуществление человека, и воспринимаемые им как дашюсть. К ним можно отнести: антропоцентризм (интериоризированная ценность саморазвития человека); индивидуализм (ценность существования и совершенствования собственной личности); утилитаризм (ценностная легитимация принципа полезности в достижении идеальных целей); прагматизм (ценность целесообразности духовного роста); трансцендированный гуманизм (ценность достижения неограниченных возможностей).

4. Общество потребления реализуется в повседневных жизненных практиках, формируя собственную смысловую среду — социокультурную систему представлений о счастье, грехе и страдании, возможностях и перспективах развития человека. Это выразилось в таких социальных характеристиках общества потребления как расширение возможностей социальной мобильности, либерализация общественных практик и отношений, индивидуализация сознания и рост разнообразия способов освоения действительности, Наряду г. социальными тменениями смысловая среда общества потребления определяет и такие характеристики индивидуального бытия современного человека, как отчужденность от самости, экзистенциальная паллиативность, апокалиптизм, виртуализация и эскапизм, которые непосредственно определяют особенности его развития.

5. Социально-философская концепция самоактуализации личности позволяет определить ложную самоаюуализащпо как активацию навязанных смыслов самоосуществления и утверждение ценностей консыомеризма в жизненной практике личности. Критериями ложности определены следующие характеристики:

прагматическая направленность: ложная самоактуализация ориентирована на достижение конкретной цели (например, обладание определенными, в т.ч. и нематериальными, благами), а не актуализацию личностного по тенциала;

- соответствие заданному социальному образцу успешности, а не следование внутренне сформированным духовным потребностям;

несамостоятельность оценки уровня собственного развития, выражающаяся в противопоставлении Другому;

невозможность разрешения и игнорирование возникающих экзистенциальных вопросов.

Ложная самоактуализация становится способом сущностной реализагцш человека тогда, когда он гипостазирует, овеществляет свое развитие.

6. Социальное иждивенчество проявляется в различных формах (семейное, профессиональное, экономическое, религиозное и т.д.) и может восприниматься индивидом как цель развития, воплощенный результат его усилий. В этом случае оно 1шеет основные характеристики ложной самоактуализации и представляет собой бездеятельное осознание безграничных возможностей саморазвития.

Научно-практическая значимость исследования. Результаты данного диссертационного исследования могут найти применение в развитии антропоцентрического подхода к исследовашпо личности общества потребления. Вносится определенный вклад в разработку современной концепции взаимосвязи смыслов индивидуального и общественного, ориентированной на разрешение целого ряда острых социальных противоречий. Попытка социально-философского осмысления феномена самоактуализации личности, предпринятая в работе, открывает перспективу дальнейшего философского исследования процесса самоосуществления

человека, служит основанием для более глубокого анализа феномена ложной самоакту ализащш.

Результаты, полученные в диссертационном исследовании, могут быть использованы при разработке и чтении вузовских лекционных курсов по социальной философии и социальной психологии, а также спецкурсов по соответствующей тематике.

Апробация предварительных результатов исследования. Основные положения работы и результаты исследования были представлены в виде докладов и выступлений на Всероссийских научно-практических конференциях «Национальная безопасность и государственные интересы России» (Пенза, 2009, 2010, 2011), VII Всероссийской научно-практической конференции «Нравственность и религия» (Пенза, 2010), ХУ1П Международной научно-практической конференции «Экология и жизнь» (Пенза, 2010), Всероссийских научных конференциях «ХШ-ХТУ Социологические чтения преподавателей, аспирантов и студентов» (Пенза, 2011,2012).

По теме диссертации было опубликовано 9 статей, в которых отражены теоретические принципы и результаты исследования. Диссертация обсуждена в июне 2012 г. на заседании кафедры теории и практики социальной работы Пензенского педагогического института им. В. Г. Белинского Пензенского государственного университета.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения и библиографического списка.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обоснована актуальность избранной темы исследования, дан анализ степени научной разработанности проблемы, определены объект и предмет, цель и задачи исследования. Также выдвинута гипотеза, обозначена теоретическая основа исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, формулируются основные выводы и положения, выносимые на защиту. Указаны сведения об апробации полученных результатов, приведена структура диссертационной работы.

В первой главе «Теоретико-методологические основания исследования самоактуализации личностш> обозначена и аргументирована необходимость социально-философского осмысления категории самоактуализации личности общества потребления, определены основные понятия исследования, выявлена методологическая перспективность сочетания социально-феноменологического, неофрейдисткого и экзистенциального подходов в исследовании смыслового поля современного общества; проанализированы ценностные основания самоактуализации личности в условиях общества потребления.

В первом параграфе «Понятие самоактуализацин личности в контексте общества потребления» сформулированы основные понятия исследования и их содержание: «общество потребления», «самоактуализация личности», «самоактуализация личности общества потребления».

Во многих определениях понятий, отражающих процесс активизации индивидуальной сущности («самоактуализация», «самоосуществление», «самореализация», «личностный рост», «самоидентификация»), важное место занимает социокультурная детерминация. Обобщая семантическое разнообразие представлений о самоактуализации личности, автор отмечает, что данный феномен осмысливается как процесс (Д.А.Леонтьев), как результат развития и внутреннее состояние (А. Маслоу, Э. Шостром), как мотив или стремление (А. Маслоу), как комплекс внешних и внутренних характеристик (Маслоу о характеристиках самоактуализированной личности)2. Так, описывая самоактуализацию одновремешю и как процесс, и как результат, Маслоу подчеркивает, что она выражает уникальное, индивидуально специфическое бытие3.

Человек, чутко реагируя на изменения во всех сферах жизни общества, вынужден задумываться о ценностных основаниях собственного бытия. Сегодняшний индивид погружен в социальную реальность, где одной из качественных характеристик является постоянно растущее потребление жизненных благ. Целостная включенность потребительских практик во все общественной и индивидуальной жизни современного общества естественным образом приводит к формированию соответствующей системы ценностей и идеальных установок.

На определяющую роль потребления в формировании мировоззрения современного человека ещё в середине XX века указал Э. Фромм, определив современную ему (20-80-е гг. XX в.) социальную реальность как «общество потребления». Обобщив современные трактовки данного понятия и сделав акцент на смыслоформирующем аспекте потребительских практик, автором было определено, что общество потребления — тип социальной действительности развитых стран конца ХХ-начала XXI вв. с системой массового и индивидуального потребления, ставшей самостоятельной сферой общественной жизни и определяющей ценностно-мировоззренческие установки в данном обществе. В этом отношении понятие общества потреблешы отчасти синонимично англоязычному обозначению культурной тенденции сверхпотребления как консьюмеризма (англ. «consumerism» — потребительство).

Введение автором понятия «личность общества потребления» позволило обосновать сущность изменений, произошедших в социокультурном «портрете» современного человека. Формирование характеристик массового потребителя, трансформация ценностей и социальных норм, расширение границ информационной и технологической доступности, индивидуализация сознания - эти и другие изменения в своей взаимосвязи задают и форму, и содержание феномена личности общества потребления, определяют специфику её самоосуществления. Социально-философский подход в осмыслении феномена личности общества потребления позволил обнаружить тесную

2 Степанов С. С. Популярпая психологическая энциклопедия: 2-е изд. испр. и доп. М: Эксмо, 2005. С. 518.

3 Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: ГЬпгр, 2007. С.27.

взаимосвязь . между смысловыми ориентирами развития в обществе и самоосуществлением человека.

Выбранный методологический подход позволил утвердиться автору в том, что самоактуализация является процессом поиска источника индивидуального развития личности, а самореализация — это профессиональное становление, достижение результатов, утверждающих индивидуальную самоценность (Е. Е. Вахромов, А. К. Исаев). В таком отношении деятельностная реализация собственного потенциала по определению ближе к самореализации, а самоактуализация связана с активизацией жизненных смыслов, составляющих основу внутренней жизни личности.

Личность - социальное образование, недоступное для постижения вне рамок общественной системы, отсюда самоосуществление человека является характеристикой его родовой сущности, которая может быть утверждаема только посредством системы социальных связей. Социально-философское понимание связей индивидуального самоосуществления и социально транслируемых смыслов позволило диссертанту охарактеризовать самоактуализацию как процесс и результат обращения человека в ходе своего развития к смысловым основам существования. Самоактуализация личности общества потребления, с точки зрения автора, - это реализация экзистенциальных смыслов индивидуального развития в специфическом культурном контексте современного общества.

Понимаемая как процесс поиска и реализации индивидуальных смысложизненных установок, самоактуализация близка по содержанию к понятию «самоосуи{ествление», которое, с некоторыми допущениями, по мнению соискателя, может рассматриваться как её синоним. Проведя лексический анализ понятия «самоосуществление», Т. В. Казакова определяет его как «внутреннюю активную тенденцию развития себя, что-то вроде истинного самовыражения, присущего каждому человеку, и предполагает наличие продуктивной активности, которая в процессе движения к сущности исходит от самого человека, т. е. осуществить себя может только сам человек»'1.

Понятия «самореализация», «самоопределение», «самоактивация», «самовыражение», представленные автором для наглядности в виде логических кругов Эйлера, совпадают в основном объеме. Наиболее общим, по мнению диссертанта, является термин «самореализация». Это, безусловно, не отрицает продуктивности других подходов к определению содержания данных понятий, например, в среде узкоспециальных психологических исследований (И. А. Акиндинова). И если специально-научный подход психологии позволяет разработать четкие критерии самоактуализации, обнаружив и количественно измерив её уровень (Э. Шостром), то социально-философский подход помогает выявить сущностные характеристики данного феномена и исследовать его во взаимосвязи с общественной природой человека, доказать его обусловленность конкретной социальной действительностью.

4 Казакова Т. В. «Самоосуществление»: уточнение понятия // Известия РГТГУ им. А.И. Герцена. 2008. №88. [Электронный ресурс] / URL: http://cyberIeniflka.ni/article/n/samoosuschestvlenie-utochnenie-ponyaüya.

Представление о самоактуализации на протяжении веков ограничивалось формированием образа идеального человека, поскольку индивидуальное развитие трактовалось в неразрывной связи с совершенствованием общественного устройства. Каждая историческая эпоха формировала свой идеал человека, определяя те характеристики, которые могли бы стать образцом успешной самоактуализации личности (без непосредственного формирования данного понятия, но в её философской интерпретации как возможности человека наиболее полно развить свою духовность), явили бы «реализацию сущностных и смысловых характеристик субъекта»5.

Имея глубокие корни в истории развития философского знания, концепция самоактуализации личности могла возникнуть лишь на основе осмысления «исторической специфики самоидентификации и возможностей развития человека»6. Исследовав исторические предпосылки формирования понятия о самоактуализации и развития данного феномена в различные периоды жизни общества, диссертант пришел к выводу, что представления совремешюго человека о самоактуализации детерминированы ценностями потребления существующего общества.

Во втором параграфе «Основные методологические подходы исследования» представлен анализ методологической перспективности философских направлений, объектом рассмотрения которых являются социокультурные и экзистенциально-сущностные характеристики развития совремешюго человека: социальная феноменология (Н. М. Смирнова, А. Шютц, и др.) в сочетании с экзистенциально-философским (Г. Марсель, Ж.-П. Сартр,

B. Франкл и др.) и неофрейдистским (Э. Фромм, К. Хорни и др.) подходами.

Экзистенциализм, по утверждению Т. И. Ойзермана, «методологически не претендует на объективное отражение реальности»7, как и отдельно феноменологический подход, но их сочетание и дополнение аналитической методологией неофрейдизма, как замечает В. JI. Лехциер, дает ценную возможность осмыслить «стихийно сформировавшийся опыт сознания в современном обществе»8. Своей задачей экзистенциальная философия видит выявление взаимосвязи индивидуального становления и общественного развития, выраженного в массовости. М. К. Мамардашвили отмечает, что экзистенциализм в художествешюй форме воссоздает и отражает ощущения, которые стали квинтэссенцией социального самочувствия личности. При этом философ не находит в экзистенциализме объективной возможности для восстаиовлешы целостности бытия, «такой общезначимой мысли, на которую индивид мог бы положиться, формируя себя и развертывая свои потенции»9.

Примените в диссертационном исследовании социально-феноменологического подхода как методологической основы исследования

5 Хабермас Ю. Будущее человеческой природы / Пер. с нем. М.: Издательство «Весь Мир», 2002. С. 14

6 Шемаяов А. Ю. Самоиденгифшащия человека и культура. М: Академический проект. 2007. С. 128

7 Ойзерман Т. И. К кретике феноменологической концепции философии // Вопросы философии. 1975. № 12.

C.56.

8 Лехциер В. Л. Феноменология "пере": введение в экзистенциальную аналшику переходности. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2007. С. 97

9 Мамардашвили М. К. Категория социального бьггия и метод его анализа в экзистенциализме Сартра [Элеетронный ресурс] / Философский портал. URL: http://www.philosophy.ru/library/mmk/sartreJitoil.

13

самоактуализации современной личности в совокупности с неофрейдистским и экзистенциальным подходами позволило автору выявить и проанализировать взаимосвязь самоактуализации и общества потребления на трех смысловых уровнях: социетальном, групповом и индивидуально-смысловом.

Социетальный уровень взаимосвязи выражается в неизменной и изначальной вписашюсти человека в конкретный культурно-исторический контекст. Это создает базисную ориентацию в социальных смыслах, формирует определенную ментгшъность, задярт лектор социализации и самоактуализации индивида.

Групповой уровень влияния общества проявляется в социальном взаимодействии, коммуникации, посредством которой транслируются шаблоны поведения, усваиваются ценности первичных и вторичных социальных групп (Ч. Кули). Это ориентирует человека в его жизненном пространстве, структурирует деятельность, выступая непосредственным элементом социализации. Под влиянием групповых ценностей и смыслов трансформируются идеальные установки индивида относительно целей и критериев собственного развития.

Индивидуально-смысловой уровень взаимосвязи самоактуализации и общества проявляется в интериоризации социальных цешюстей и смысловых структур. Образ общества в сознании и восприятии личности здесь формируется как отражение собственного опыта существования, что позволяет внутренне оценить границы и перспективы индивидуального развития и самоосуществления. Данный уровень смыслопостижения представляет собой неотъемлемый элемент самоактуализации.

Социетальный и индивидуально-смысловой уровни тесно взаимосвязаны и представляют особый интерес для познания, так как именно в них сконцентрирован образ общества, в веберовском понимании - «интерес эпохи»10, который и раскрывает смысловое поле современного общества, заключенное во множестве влияющих на его формирование факторов.

Человек в обществе потребления, подчеркивает диссертант, постепенно меняется, находит новые способы самоосуществления, решения экзистенциальных вопросов, и тем самым он непрерывно воссоздает социум и себя в нем. В рамках социально одобряемой модели саморазвитие проходит путь, ведущий личность к определенной степени самопознания, самореализации и, в конечном счете, самоосуществления.

Применение экзистенциального, социально-феноменологического и неофрейдисткого подходов открыло перспективу в исследовании смысловой основы современной социальной реальности. Учитывая внутреннюю логику развитая данных антропологических подходов, их сочетание проводится по принципу человекоразмерности: соотнесения с конкретно-историческими ценностями и установками сознания.

В третьем параграфе «Ценностные основания самоакгуализацин современной личности» отмечается, что в обществе потребления фактором, опосредующим потребительскую деятельность, становятся аффективные

10 Вебер М. Избранные произведения / Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990. С. 8.

14

сверхпотребности. Человек в нарастающем темпе потребления неосознанно ориентируется на искусственно созданные критерии достатка, социальные образцы потреблешм: возникают навязанные потребности и цели, сверхмотивы развития. Необходимость соответствия данным критериям основана на реализации определешгых ценностных оснований. В исследовании ценностные основания трактуются, согласно подходу Е. Б. Рашковского, в качестве существующих в социуме комплексов смысловых установок, детерминирующих самосознание и самоосуществление человека, и воспринимаемых им как данность. «Смыслы — это строящиеся на неотъемлемых противоречиях человеческого существования... ценностные интуиции, или ориентиры, которые не только вырастают из биогенетической памяти, из коллективного и шщивидуального культурного опыта людей, но и сами обладают предпосылками дальнейшего развития, жизненной адаптации, совершенствования и срывов»11.

Рассмотрев некоторые особенности социокультурной обусловленности потребностей человека в общества потреблешм, соискатель обозначил следующие ценностные основания в контексте самоактуализации личности: антропоцентризм, индивидуализм, утилитаризм, прагматизм и трансцендированный гуманизм. Антропоцентризм общества потребления преимущественно выражается в идеологической форме, в тенденции всевозрастающего внимания к конкретным аспектам проявления социальности: в обществе потребления в центре оказывается не человек как живое существо, а человек-потребитель, единица, наделенная способностью приобретать товар и предлагать свои возможности. В данной категории осмысливается и процесс шщивидуального совершенствования, например, посредством роста потребительской активности, повышения покупательского статуса (приобретение вещей лучшего качества, дизайна и т.д.). Ценностное основание в данном случае выступает в качестве интериоризироваииой ценности человеческого саморазвития. Признание данной ценности определяет безусловную устремлешюсть личности к утверждению неотъемлемости своего права на развитие в модусе обладания. Крайним выражением подобной ценностной установки является феномен вещизма, когда в индивидуальном сознании бытие осмысливается посредством приобретения тех или иных качеств или благ.

Индивидуализм в роли ценностного основшшя самоактуализации выступает как осознанная индивидом ценность существования и совершенствования собственной личности. Индивидуализация современного человека воспринимается подобно естественной характеристике, присущей члену современного общества.

Утилитаризм на смысловом уровне детерминации потребностей в обществе потребления является признанием ценности извлечения пользы для себя, т.е. признания безусловного права индивида для достижения того, что он

^ Р&пквдскийЕ, Е. Смьелы в илориисиссл^гкжипнт истории веры, гюзгага^ку1шт}ры.К1:Г1|Ххрсс1>Традипия,2008. С7.

осмысливает как способствующее его развитию или обретешпо блага. Утилитаризм, имея под собой естественные основания, в обществе потребления выражается в рационализации всех сфер жизни, становится ориентиром в индивидуальном самоопределении и достижении идеальных целей.

Прагматизм, утверждая ценность целесообразной деятельности в процессе духовного совершенствования, тесно взаимосвязан с утилитаристской ориентацией сознания. Наиболее четко он проявляется в прагматизации эстетических идей, преувеличсиии ценностей, которые могут въютупвть товаром или инструментом их продвижения.

Становление идеи безусловной ценности совершенствования человека привело, по утверждению автора, к специфическому переосмыслению гуманистических принципов и возникновению трансгуманизма. В немногочисленных определениях трансгуманизма указывается, что это «рациональное мировоззрение, основанное на осмыслении достижений и перспектив науки, которое признаёт возможность и желательность фундаментальных изменений в положении человека с помощью передовых технологий с целью ликвидировать страдания, старение и смерть, значительно усилив его физические, умственные и психолошческие возможности»12. Диссертантом выявлен ряд противоречий данной установки сознания, проявляющихся, прежде всего, в том, что технологический и инновационный рост возможностей биологического выживания и улучшения качества жизни не тождественен качественному развитию человека, включающему и духовное совершенствование. Другое противоречие заключено в самом желании нарушить ход естественных событий, что связано не столько с гуманистическими ценностями, сколько невозможностью гармонично вписаться в существующий порядок, самоосуществиться в привычных рамках. Возлагая определенные надежды на разумный прогресс, трансгуманизм отрицает человека в его сущностной данности, непосредственности его проявлений.

Определяя данные идеи в качестве ценностных предпосылок самосознания личности общества потребления, автор предпринял попытку теоретически воссоздать смысловое поле общества потребления, в результате чего были выявлены такие характерные черты в идеологии современного общества, как «потребительство», «вещизм», «гедонизм», «нарциссизм», «апокалиптизм».

Соискатель приходит к выводу, что в обществе потребления человек сталкивается с типичными проблемами: отрицанием традиции, кризисным мышлением, отчуждением от самого себя — личность общества потребления становится результатом этой ценностной трансформации, но, в то же время, приобретает новые возможности для самоосуществления.

Во второй главе «Проблемные аспекты самоактуализации личности в условиях общества потребления» предпринята попытка социально-феноменологической реконструкции смыслов развития человека в целях исследования противоречивых особенностей самоактуализации личности в современном обществе.

12 Рьссвйотетражгумампичеснэссбпзялво. [Эпекгропныйресурс] (Ж1.: 1гшгп'^1тн1каат

16

В первом параграфе «Смысловая среда развития человека в современном обществе потребления» автор доказывает, что общество потребления не только воспроизводит мир вещей и культурную среду, но и становится идеологической системой, определяющей ценности и идеальные установки современного человека. В ходе исследования основных смыслов общества потребления, соискателем были выявлены особенности и принципы удовлетворения потребностей в развитии личности: рационализация, инструментализация и целесообразность.

В обществе потребления развитие и самоосуществление личности во многом обусловлено тотальным отчуждением. Рассматривая формы отчуждения, диссертант отмечает, что оно проявляется не только в овеществлении социальных отношений, что больше характерно для периода становления капитализма и последующего развития консьюмеризма, но и в воссозданной на основе этого овеществления системе ценностей и установок. В частности, установок в отношении самого человека и его совершенствования: в современном обществе потребления личность и её развитие инструментализируются и становятся своего рода товаром. Если работорговля ориентировалась на тело человека, его физические возможности, то в обществе потребления человек становится объектом смыслового потребления: оцениваются индивидуальные качества, коммуникативные навыки, интеллектуальный и творческий потенциал. Отдельное внимание диссертант уделяет анализу самоотчуждения человека и связанных с ним тенденций: апокалиптизму и экзистенциальной противоречивости мышления, ускорению темпов жизни, технологизации жизненных практик и развития.

Автор делает вывод, что в обществе потребления правила и условия социальной жизни, становясь гибче, предполагают большую степень свободы для развития индивидуальности, но при этом повышается риск отклонения от продуктивного вектора самореализации. Таким образом, именно в современном обществе потребления появляется больше факторов, нарушающих гармоничный личностный рост.

Во втором параграфе «Ложная самоактуализацня как специфический способ самоосуществления современной личности» диссертантом предложена концепция ложной самоактуализации как альтернативного способа утверждения и актуализации «Я» современного человека. Терминологически самоактуализация обозначает реализацию подлинных экзистенциальных смыслов. Но так как само явление представляет собой непосредственно жизненную практику личностного развития, то в ходе исследования конкретных способов самоактуализации автор посчитал допустимым сформулировать понятие, уточняющее их характеристики.

Автор определяет ложную самоактуализацию как достижение экзистенциальных смыслов индивидуального развития посредством реализации ценностей обладания. Если самоактуализация личности общества потребления подразумевает реализацию экзистенциальных смыслов индивидуального развития в специфическом культурном контексте современного общества, то её ложный способ реализуется посредством отчужденного самосознания. Иными

словами, ложная самоактуализация представляет собой удовлетворение навязанной потребности в обращении к экзистенциальным смыслам индивидуального развития, то есть, является непродуктивной формой самоактуализации личности общества потребления.

Диссертант выделяет следующие критерии, выражающие ложную сущность альтернативного способа самоосуществления: во-первых, прагматическая направленность — ложная самоактуализация ориентирована на дпстижетгие конкретной цепи, выполняя инструментальную функцию, а не актуализацию сущностного потенциала личности; во-вторых, подчинение заданному социальному образцу успешности, соответствие которому является социально транслируемым критерием (социально-философский аспект этой взаимосвязи был рассмотрен А. Хоннетом); в-третьих, ложная самоактуализация не позволяет решать возникающие экзистенциальные вопросы, нивелируя и снижая их остроту. Кроме того, отмечается, что личность общества потребления индивидуальное развитие осмысливает в противопоставлении Другому, т.е. не через принятие, а отрицание значимости социального окружения в практике самоосуществления (В. Хёсле).

Кроме того, если подлинная самоактуализация является «свободным ростом» (А. Маслоу), то в обществе потребления деятельность человека, так или иначе, подчинена шаблону общественного развития. Жизнь современной личности детерминирована рабочим ритмом, включена в систему социального функционирования, деятельность выстроена по графику, время становится недостаточным ресурсом и выражается в категориях стоимости. Эта непреходящая вовлеченность субъекта в деятельность требует четкой структуризации пространствешю-временных затрат — «свободное» развитие оказывается так же прагматично подчиненным и утилитарно обозначенным, как и рационализация всей жизненной практики.

Истоки феномена ложной самоактуализации кроются в нарушении идентификации, формировании специфических потребительских ценностей и идеалов консыомеризма, создающих идеальный образ успешной личности, а также в том, что человек уходит от экзистенциальных проблем и в своем сознании формирует искусственные цели и смыслы, а не исходит из собствешюй сущности. От подлинной самоактуализации остается ориентированность на постоянное движение, накопление знаний, навыков и умений, прогрессирующий интерес к новому, сознательный выбор развития как стратегии. Таким образом, сохраняется ориентир, но меняется его ценностная и мотивационная основа, поскольку это сознательное движение не является рефлексивно осознанным, внутренне необходимым.

Автор приходит к выводу, что ложная самоактуализация становится видом сущностной реализации тогда, когда личность, в своем развитии ориентирующаяся на материальные ценности, включена в процесс потребления на уровне её индивидуальных смыслов (процесс потребления при этом не ограничивается чисто утилитарными требованиями). Таким образом, ложная самоактуализация становится возможной на том уровне потребления, который можно обозначить вещизмом (осознание особой значимости мира вещей). В

развитии современного общества такой тип мировоззрения становится переходным в процессе движения к рациональной стадии взаимоотношения с миром вещей, предполагающей их недолговечность, относительную ценность по сравнению с абсолютом индивидуальности и духовных сущностей.

В третьем параграфе «Проявление ложной самоакгуализации в социальном иждивенчестве» рассмотрены различные аспекты взаимосвязи ложной самоактуализации с проявлениями социального иждивенчества. Логический анализ взаимосвязи данных феноменов позволил автору сделать вывод, что социальное иждивенчество является одним из непосредственных выражений проблемы ложной самоактуализации, т. к. представляет собой способ «бесполезного» бытия личности, сужение границ своих возможностей, которые потенциально могли быть актуализированными.

Кроме того, социальное иждивенчество, реализуясь в разнообразных формах социального поведения (семейное, профессиональное, экономическое, религиозное), может осмысливаться как идеал развития и самореализации личности. Смыслы общества потребления (трансгуманистическое развитие, индивидуализация, прагматизм и др.) выражают противоречие декларируемой установки на постоянное личностное развитие и навязанной потребности соответствовать стандартам потребления, что вынуждает человека на сужение и упрощение его жизненной практики, одновременно ориентируя на осознание и реализацию огромного разнообразия возможностей. Идеалы потребления спекулируют на естественных потребностях, часто делая их удовлетворение самоцелью и одновременно — инструментом развития. При этом человеку предлагается мнимая свобода выбора и самоопределения, что откладывает столкновение с экзистенциальными противоречиями и делает их осмысление неактуальным.

Одним из аспектов взаимосвязи ложной самоактуализации и социального иждивенчества, с точки зрения автора, выступает идея «конкурентных взаимоотношений» в обществе. Представая во внешнем своем проявлении как общество изобилия, современный социум, в сущности, являет собой арену конкурентной борьбы (данный момент социальных отношений ярко отражен в работах К. Лоренца).

В обществе потребления для человека многие вопросы, в т. ч. о смысле жизни и ценности своего бытия, в активации потребительских практик отходят на второй план, кажутся менее значимыми и актуальными. При этом образуется экзистенциальный вакуум, мнимо заполняемый приобретением и накоплением тех или иных благ. В иждивенческой позиции личности выражена девальвация ценности роста и развили, которая сама по себе является признаком овнешненного проявления сущности, качественно ориентированной на потреблешю. Таким образом, социальное иждивенчество в условиях современного общества становится демонстрацией наиболее ярких черт консьюмеризма, выражает тенденции и сущность идеальных установок «на развитие», которое реализуется в ориентации на обладание, а не на самосовершенствование как самоцель.

Диссертант придерживается мнения, что выявление тесной взаимосвязи ложного самоосуществления и иждивенчества позволит продолжить философское осмысление феномена иждивенчества, найти глубокие основания его ценностных ориентаций вне индивидуальной и чисто природной обусловленности.

В Заключении подводятся основные итоги диссертационного исследования. Диссертант утверждает, что феноменологическая реконструкция самоактуализаиионного потенциала и идеального образа самоосуществления современного человека позволила не только составить его конкретно-исторический портрет, но и понять возможности развития, которые в некоторой степени мифологизированы и представлены в виде сознательно конструируемой реальности (при этом затрагиваются лишь внешние проявления самоактуализированности, а не её качественная природа).

Современный человек, сконцентрировав в своем образе ценности эпохи консьюмеризма (развитие личности, актуализация индивидуальных возможностей, повышение психологической грамотности и др.), несомненно, обладает необходимым потенциалом для своего дальнейшего развития. Тем не менее, важной стала попытка поиска смысловых скреп, обусловливающих проявления индивида именно в образе homo consumer. Отметив процессы, влияющие на качественные изменения человека в современном обществе (фрагментация, либерализация, индивидуализация, трансгуманизация сознания), соискатель сумел выявить существенные черты, искажающие подлинное самоосуществление личности: самоотчуждение человека, экзистенциальный вакуум и др. При этом интерпретировал, их не с позиции индивидуальной установки, а в контексте социокультурной обусловленности, взаимосвязи со смысловым полем консьюмеризма.

В соответствии с поставленными задачами исследования автором сделаны выводы о полученных результатах и намечены перспективы осмысления дальнейшего развития современного человека.

Основные положения диссертационного исследования изложены в следующих публикациях:

Публикации в рецензируемых и рекомендуемых ВАК изданиях:

1. Шаровская, А. В. Социально-философское исследование смыслового поля общества потребления: методологический анализ /А. В. Шаровская // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. -Пенза, 2012. -№ 27. - С. 155-159.

2. Шаровская, А. В. Социальное иждивенчество как проявление проблемы самоактуализации личности общества потребления /А. В. Шаровская // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2012. -№10 (24): в 2-х ч. - 4.1. - С. 205-209.

3. Шаровская, А. В. Специфика самоактуализации личности в смысловом контексте современного общества потребления /А. В. Шаровская // Известия

высших учебных заведешш. Поволжский регион. Гуманитарные науки. — Пенза,2013.-№1 (25).-С. 80-88.

Прочие публикации:

4. Шаровская, А. В. Социальные проблемы в экзистенциальной философии /А. В. Шаровская // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. - 2009. - №11 (15). - С. 17-18.

5. Шаровская, А. В. О нравственных проблемах современного общества потребления /А. В. Шаровская // Нравственность и религия: сборшпс статей VII Всероссийской научно-практической конференции. — Пенза: Приволжский Дом знаний, 2010. - С.75-79.

6. Шаровская, А. В. Кулыура потребления как компонент ценностной структуры личности /А. В. Шаровская // Экология и жизнь: сборшпс статей XVIII Международной научно-практической конференции. — Пенза: Приволжский Дом знаний, 2010. - С.161-164.

7. Шаровская, А. В. Самоакту ал изацио ни ы й потенциал личности в обществе потребления: методологический аспект / А. В. Шаровская // XIII Социологические чтения преподавателей, аспирантов и студентов: Межвузовский сборник научных трудов по материалам Всероссийской научной конференции. - Пенза: ПГПУ, 2011. - Ч. 1. - С. 138-145.

8. Шаровская, A.B. Трансформация потребностей личности общества потребления / А. В. Шаровская // Национальная безопасность и государственные интересы России: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. — Пенза: ГУМНИЦ, 2011. - С.83-88.

9. Шаровская, А. В. Социальное иждивенчество в аспекте проблемы самоактуализации личности общества потребления / А. В. Шаровская // XIV Социологические чтения преподавателей, аспирантов и студентов: Межвузовский сборник научных трудов по материалам Всероссийской научной конференции. - 2012. - С.43-50.

ШАРОВСКАЯ Анна Владимировна

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕСТВА

ПОТРЕБЛЕНИЯ

Специальность 09.00.11. - Социальная философия

Подписано в печать 17.04.2014 г.. Формат 60x84 1/16 Усл. печ. л. -1,104 Заказ 2741 Тираж 100 Отпечатано в типографии ООО «Формат» г. Пенза, ул. Коммунистическая 30 Тел.: (8412) 20-22-10.

 

Текст диссертации на тему "Самоактуализация личности в условиях общества потребления"

ПЕНЗЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ИНСТИТУТ ИМ. В. Г. БЕЛИНСКОГО ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

На правах рукописи

04201459503

Шаровская Анна Владимировна

САМО АКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕСТВА

ПОТРЕБЛЕНИЯ

Специальность 09.00.11 - Социальная философия

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель доктор философских наук профессор Тугаров А. Б.

Саранск - 2014

г!

Содержание

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................3

1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ САМ О АКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

1.1 Понятие самоактуализации личности в контексте общества потребления....................................................................................14

1.2 Основные методологические подходы исследования.............................45

1.3 Ценностные основания самоактуализации современной личности............64

2. ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ САМО АКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕСТВА ПОТРЕБЛЕНИЯ

2.1 Смысловая среда развития человека в современном обществе потребления......................................................................................83

2.2 Ложная самоактуализация как специфический способ

самоосуществления современной личности...........................................105

2.3 Проявление ложной самоактуализации в социальном иждивенчестве......130

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................144

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК................................................150

Введение Актуальность темы исследования

Жизнь человека идет по пути социального усложнения и ускорения, получения большого объема информации, которая воспринимается им упрощенно и поверхностно, а нарастающие темпы потребления становятся источником, формирующим соответствующее отношение индивида к себе и миру.

Долгое время предполагалось, что с налаживанием социальных условий, наращиванием темпов производства и разумным удовлетворением всех потребностей появятся возможности и для гармоничного развития личности. Но наступившая эпоха потребления наглядно демонстрирует, что современный человек переживает не только кризис возможностей, но и духовный упадок, который характеризуется утратой цели, бытийных смыслов, потерей ценностных ориентиров. Представления современного человека о том, каким он должен быть, замечает Э. Тоффлер, во многом определены ценностями, навязываемыми ему в ходе «бомбардировки сознания» [154, с. 175]: потребления и обладания, соответствия образцам социальной успешности. В связи с этими представлениями переосмысливаются и такие общечеловеческие духовные ценности как нравственная добродетель, ответственность, счастье, красота, истина, свобода. Соответственно меняются не только отношения между людьми в обществе, но и сам человек, его способы постижения собственной сущности и представления об идеалах самостановления.

Поскольку развитие человека детерминировано и индивидуальным бытием, и смысловым контекстом социума, идеальными установками, сформированными в его условиях, то самоактуализация может быть рассмотрена не только как индивидуально значимый процесс самосовершенствования, но и как индикатор социального самочувствия личности. Социально-философское осмысление самоактуализации личности помогает преодолеть как индивидуально-психологическую трактовку смыслового самоосуществления, так и абсолютную обусловленность индивидуального развития влиянием общества, что дает

возможность исследовать сложные взаимосвязи смыслового контекста социума и ценностных установок отдельной личности.

Кроме того, в условиях ценностной противоречивости современного общества особый интерес представляет появление новых форм и характеристик самоосуществления человека, детерминированных идеологией потребления. Посредством исследования данных характеристик удается понять актуальные механизмы постижения индивидом социального мира, а значит - яснее увидеть новые тенденции в отношении человека и современного общества.

Степень разработанности проблемы

Многие современные вопросы имеют многовековую историю, и хотя часть понятий и проблем могла оформиться лишь на нынешнем уровне развития науки, осмысление их истоков обнаруживается в разнообразных работах классиков философии. Не рассматривая отдельно период формирования антропологического подхода, целесообразно остановиться на исследованиях, непосредственно посвященных вопросам развития человека в условиях современного общества.

Прежде всего, следует отметить, что социально-философское исследование самоактуализации личности общества потребления как целостного феномена стало возможным благодаря тому, что сложилась определенная традиция научного осмысления соответствующих понятий. Анализируя процесс накопления знаний об обществе потребления, следует отметить, что первые представления о нем складывались преимущественно в свете структуралистской философии (Р. Барт, К. Леви-Стросс). Более ясное выражение они получили в конце 1960-х-начале 1970-х годов в критической теории Ж. Бодрийяра. Подобным образом представление об обществе потребления как результате перехода к массовому производству складывалось в работах Дж. Гелбрейта, Дж. Катоны, У. Ростоу, С. Юэна и др. Особенности и проблемы развитого индустриального общества также стали объектами внимания Франкфуртской школы (Т. Адорно, В. Беньямин, Л. Лёвенталь, Ю. Хабермас, А. Хоннет, М. Хоркхаймер и др.),

философов и социологов постмодернизма (Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотар, Р. Панвиц и др.).

В большей связи с изменениями человека феномен общества потребления рассматривали 3. Бауман, Р. Бокок, М. Кастельс, Г. Маркузе, X. Ортега-и-Гассет, Дж. Ритцер, Э. Тоффлер. Особое внимание взаимосвязи потребительской ориентации сознания и повседневной жизни личности с социологической точки зрения уделено в работах У. Бека, Э. Гидценса, Ф. Джеймсона, С. Лэша, Д. Миллера, П. Стирнса, М. Физерстоуна и др.

Отечественная социологическая мысль в советский период в наибольшей степени была ориентирована на критическое осмысление общества потребления в его сопоставлении с социалистическим образом жизни (А. П. Бутенко, Г. И. Герасимов, Б. В. Жиров, Н. М. Кейзеров, Е. Д. Морджинская, Е. А. Ножин и др.). Последовательное социологическое исследование поведения потребителей находим в работах В. И. Ильина. В настоящее время четко классифицировать и охватить теоретическим анализом все разнообразие работ, освещающих различные аспекты общества потребления, достаточно сложно ввиду неопределенности и многомерности самого понятия.

Не меньшая теоретическая неопределенность сопровождает и осмысление такого феномена как самоактуализация личности. Имея глубокие корни в истории антропологии, наиболее четкое представление о самоактуализации начало оформляться после становления экзистенциального мышления. Теоретическое обращение к субъективному переживанию мира и его отражению в индивидуальном сознании стало качественным этапом в представлении о сущностных возможностях реализации человеческого духа (С. де Бовуар, М. Бубер, А. Камю, С. Кьеркегор, Г. Марсель, М. Мерло-Понти, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, К. Ясперс и др.).

В социально-философском познании глубин самоосуществления человека особое значение имело влияние неофрейдистов (Ф. Александер, А. Кардинер, Г. Салливэн, Э. Фромм, К. Хорни, Э. Эриксон), дополнивших

психоаналитическую теорию принципом социокультурного детерминизма. В современных социально-философских исследованиях влияние данного подхода наиболее полно отразилось в работах С. Жижека.

Развитие гуманистической психологической теории позволило включить в структуру знания о человеке теорию мотивации, обосновать гуманистический принцип познания и развития. Понятие «самоактуализация», разработанное в рамках гуманистической теории А. Маслоу, представляет интерес и вне рамок узкоспециального психологического исследования, поскольку касается проявления сущностной природы человека, системы ценностей конкретной культурной среды.

В советский период вопрос развития и самореализации человека активно разрабатывался с середины 1970-х-начала 1980-х гг. в работах А. В. Ахутина, С. С. Батенина, Н. М. Бережного, В. С. Библера, Э. В. Ильенкова, В. И. Ильина В. Ж. Келле, И. С. Кона, Е. В. Лебедевой, В. А. Лекторского, Р. Л. Лившица, Ю. М. Лотмана, М. К. Мамардашвили, Н. В. Мотрошиловой, В. А. По дороги, М. Н. Руткевича, Ю. И. Семёнова, В. С. Стёпина, В. Г. Стрепетова, Б. М. Фирсова, И. Т. Фролова, В. А. Ядова и многих других отечественных исследователей.

Изучение тенденций современного научного осмысления развития человека в обществе потребления показывает, что в нём преобладает теоретико-методологический плюрализм, представленный в основном социологическим (О. О. Гопкало, А. А. Мальцев, А. В. Овруцкий, В. А. Сосов, Е. В. Тимченко, Д. Н. Шевченко и др.), экономическим (А. В. Данильченко, О. И. Федорова, Л. В. Шульгина и др.), этическим (И. А. Винтин, Ю. В. Осипова, Н. В. Ситкевич и др.), психолого-педагогическим (И. А. Акиндинова, С. В. Карпенко, О. В. Сафронова, А. В. Степанова и др.) и культурологическим (Е. В. Горелова, М. Б. Ракитных, А. Г. Чадаева, С. С. Цороев, Ф. Г. Шакарбиев и др.) подходами. Достаточно многочисленны и социально-философские исследования положения человека в современном обществе. В основном в них рассматриваются вопросы трансформации ценностного мира личности (С. В. Борзых, В. М. Лукьянов,

Е. В. Орлова, Н. Н. Хомутова, Н. В. Южакова и др.), её потребностей (И. В. Киреева, И. Г. Кливер, Б. В. Мартынов, М. А. Петровская и др.), а также развития и мировоззрения (О. Н. Васильев, Г. Н. Верещагина, Н. В. Водянова, Л. Р. Дернова, И. В. Ерофеев, О. Б. Есиповская, А. С. Калинин, Д. А. Кузнецова, Л. В. Кузнецова, И. Ю. Манакова, М. Б. Маринов, М. С. Николаев, Е. В. Орлова, А. С. Подопригора, Н. М. Смирнова, М. П. Челомбицкая, Б. Ф. Чечет и др.). Тем не менее проведенный анализ существующих в науке и философии концепций свидетельствует о том, что практически неисследованной остается специфика реализации самоактуализационного потенциала личности в условиях общества потребления. Исследовательский акцент на феномене самоактуализации открывает перспективы изучения смыслов и ориентиров развития личности общества потребления.

Объектом диссертационного исследования является общество потребления конца ХХ-начала XXI вв.

Предметом исследования - самоактуализация личности в условиях общества потребления.

Цель данной работы состоит в выявлении и обосновании особенностей самоактуализации личности, сформировавшейся в смысловом поле общества потребления.

Реализация поставленной цели подразумевает решение следующих задач:

1. Определить понятие самоактуализации личности в контексте общества потребления.

2. Выявить особенности социально-философского исследования самоактуализации личности общества потребления и обозначить основные теоретико-методологические подходы для её осмысления.

3. Проанализировать ценностные основания самоактуализации современной личности.

4. Изучить смысловую среду развития человека в современном обществе потребления.

5. Исследовать ложную самоактуализацию как специфический способ самоосуществления современной личности.

6. Рассмотреть проявление ложной самоактуализации в социальном иждивенчестве.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что смысловой контекст общества потребления обусловливает формирование специфического способа самоосуществления современного человека. Существующие в современном обществе комплексы ценностных установок детерминируют способы самопознания и самоосуществления человека. Воспринимая общие ценности как некую данность, человек, так или иначе, определяется с тем, что есть он сам (самосознание), что он делает в этом мире и как может выразить полноту своей личности (самоактуализироваться). Поэтому именно смысловые установки общества потребления становятся решающим фактором в формировании такого способа самоактуализации, при котором восприятие личности овеществлено и фетишизировано.

Теоретико-методологические основы исследования

Определенной традиции социально-философского осмысления самоактуализационного потенциала личности в обществе потребления не сложилось несмотря на рост исследовательского интереса к проблематике развития современного человека. В основном научные поиски по теме самоактуализации ведутся в плоскости психолого-педагогического подхода. Это существенно ограничивает возможности познания и научного обоснования многих социальных установок общества и личности, препятствует формированию стратегии их социального развития. Отсюда необходимость обогащения существующих исследований результатами применения социально-философской методологии, ориентированной на познание смысловых основ общества потребления с точки зрения их человекоразмерности. Решение этой задачи обусловливает применение в научном поиске антропологического подхода, позволяющего реализовать методологический потенциал:

• общенаучных и социально-философских концепций развития человека; экзистенциально-философской теории личности (Ж.-П. Сартр, В. Франкл, и др.), освещающей вопросы подлинности существования и отчужденности личности в современном обществе.

• социально-феноменологического подхода А. Шютца, помогающего реконструировать и исследовать специфическое смысловое поле самоактуализации в его непосредственной данности сознанию.

• неофрейдистской теории развития К. Хорни, гуманистического психоанализа Э. Фромма, теории социального становления и идентичности Э. Эриксона, способствующих предметному изучению взаимообусловленности общественного и индивидуального развития.

• акмеологической теории А. Маслоу, осмысленной в социально-философском ключе, дающей возможность рассматривать потребность в самоактуализации как проявление сущностных характеристик современного человека, а также помогающей раскрыть обусловленность её ложной формы смысловым контекстом общества потребления.

• принципов социокультурного подхода (активное преобразующее влияние человека на природу и общество, эволюция, антропосоциентальное взаимодействие), утверждающих историческую цикличность и значимость субъективистской парадигмы в развитии общества (А. С. Ахиезер, А. Я. Гуревич, С. Э. Крапивенский, К. X. Момджян и др.).

Научная новизна исследования

- Обоснована значимость социально-философского исследования понятия самоактуализации личности, отражающего взаимосвязь проявлений сущностных характеристик человека и конкретно-исторического смыслового контекста общества.

- Выявлена перспективность применения в совокупности социально-феноменологической, экзистенциальной и неофрейдистской методологий в

реализации антропоцентрического подхода к исследованию самоактуализации современной личности.

- Дан анализ ценностных оснований самоактуализации современной личности, определяющих возможности и перспективы осмысления самоосуществления как социокультурного феномена.

- Предпринята попытка феноменологической реконструкции смысловых ориентиров развития личности в современном обществе потребления.

- Введено понятие «ложная самоактуализация», в котором отражена обусловленность смысложизненных установок личности ценностями консьюмеризма.

- Обоснована взаимосвязь ложной самоактуализации и социального иждивенчества в контексте реализации ценностей общества потребления.

Положения, выносимые на защиту

1. Характеристика современного социума как общества потребления подразумевает включенность потребительских практик во все сферы общественной и индивидуальной жизни, что приводит к формированию соответствующей системы ценностей и идеальных установок. Детерминируя развитие человека, данные ценности наиболее полно реализуются в самоактуализации индивида (способе его смысловой самореализации), что позволяет определить понятие самоактуализации личности общества потребления как реализацию экзистенциальных смыслов индивидуального развития в культурном контексте современного общества.

2. Поскольку общество потребления является одним из основных смыслоформирующих контекстов, в которых происходит становление и самоосуществление современного человека, для его исследования наиболее перспективным представляется антропоцентрический подход, позволяющий исследовать смысловые основы существования и развития человека. Сочетание социально-феноменологической, экзистенциальной и неофрейдистской

методологии сделало возможным проанализировать взаимосвязь самоактуализации личности и общества потребления на трех смысловых уровнях:

- социетальном: неизменная и изначальная вписанность человека в конкретный культурно-исторический контекст определяет общий самоактуализационный вектор индивида;

групповом: влияние о�