автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Этническая экология Вилюйского округа в конце XIX-начале XX вв.

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Корнилова, Екатерина Ивановна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Якутск
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Этническая экология Вилюйского округа в конце XIX-начале XX вв.'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Корнилова, Екатерина Ивановна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. РАССЕЛЕНИЕ КОРЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ В ХОЗЯЙСТВЕННО-ОСВОЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ ВИЛЮЙСКОГО ОКРУГА.

• 1.1. Биологические ресурсы Вилюйского округа в рамках его географической и этнической границ.

1.2. Численность и размещение населения Вилюйского округа.

1.3. Хозяйственно-освоенная территория Вилюйского округа

ГЛАВА П. ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННОГО ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ.

II. 1. Использование пастбищ и организация жизнеобеспечения.

П.2. Потребности и продукция жизнеобеспечения.

II.3. Традиционные нормы природопользования.

ГЛАВА Ш. АДАПТАЦИЯ СИСТЕМ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ У ВИЛЮЙСКИХ ЯКУТОВ.

III. 1. Цикличность и направленность природопользования.

Ш.2. Производственно-бытовой инвентарь.

III.3. Трансформация традиционного природопользования в советский период.

 

Введение диссертации2004 год, автореферат по истории, Корнилова, Екатерина Ивановна

Актуальность исследования. В настоящее время проблема сохранения этнических культур составляет неотъемлемую часть достижений общечеловеческой цивилизации. В период, когда быстро изменяется этноэкологическая среда обитания и система хозяйствования, весьма актуальным представляется изучение традиционных систем жизнеобеспечения в рамках этнической экологии.

Выбор темы объясняется неизученностью этнической экологии Вилюйского округа Якутской области конца XIX - начала XX вв. и необходимостью исследовать этнокультурные традиции прошлых лет как способа сохранения экологически значимого народного опыта. Этноэкология постепенно становится сферой конкретных экономических расчетов и практических решений [Козлов, 1999, с. 7]. Жизнеобеспечение и природопользование коренного населения Вилюйского округа имело особую внутреннюю структуру, которая находилась в определенном балансе с окружающей средой. Нарушение баланса привело общность в неустойчивое состояние с разными негативными последствиями, среди которых «взрывные» миграции, рост социальных проблем, разрушение природной экосистемы. Поэтому проблема восстановления и функционирования традиционного хозяйственного комплекса коренного населения Вилюйского округа Якутской области представляется чрезвычайно актуальной.

В дореволюционный период и в первые годы после нее экономика Вилюйского округа представляла собой замкнутую систему традиционного жизнеобеспечения и природопользования с характерной скотоводческой отраслью хозяйства, земледелием, а также технической отсталостью, удаленностью от транспортных коммуникаций. Коренное население размещалось более или менее равномерно в пределах конкретного экологического ареала, что способствовало модели «этнокультурной непрерывности». Ограничением контактов между членами общности служило расстояние (модель - изоляция расстоянием). Многие взаимосвязи в ареале, включая брачные, осуществлялись по принципу ближайшего соседства. В зависимости от географических зон обитания, улусы имели специфичные хозяйственно-бытовые системы жизнеобеспечения.

Коллективизация разрушила главные элементы этой системы, соответственно исчезли ее жизненно важные функции. Масштабные мероприятия по освоению, мелиорации земель, вырубке лесов, концентрация скота на фермах, развитие золотодобывающей, нефтегазовой промышленности также привели к изменению традиционного размещения населения, его образа жизни. Вместо равномерно расположенных на территории мест обитания с зимне-летней системой расселения образовались средние и крупные населенные пункты. Открытие крупных месторождений алмазов в середине 50-х гг. положило начало интенсивному развитию алмазной промышленности. Следует отметить, что при строительстве Вилюйской гидроэлектростанции общей мощностью 648 МВт, ложе водохранилища не было заранее подготовлено, поэтому затоплено 10,93 млн. кубически метров древесины на корню, пастбищ - 1,33 тыс. гектар и сенокосных угодий - 1,41 тыс. гектар.

Алмазодобывающая промышленность концентрируется в верхнем течении реки Вилюй. Вилюй - левый приток реки Лены, одна из самых крупных рек республики. В настоящее время рыбные запасы Вилюя находятся под влиянием гидроэлектростанции и алмазодобывающих предприятий. По данным «ВостсибрыбНИИпроекта», снижение улова рыб по видам составило: ленок -87,2 %, тугун - 11,6 %, сиг - 98,0 %, щука - 93,8 %, елец - 83,6 % и окунь -88,4 % [Экология реки Вилюй: Состояние природной среды и здоровья населения, 1993, с. 57].

Ниже по течению реки расположены сельскохозяйственные районы: ^ Сунтарский, Нюрбинский, Верхневилюйский, Вилюйский - более благоприятные по климатическим условиям для ведения традиционного скотоводческого хозяйства. Здесь сосредоточено 30% поголовья крупного рогатого скота, 25 % лошадей, 18 % посевов и 27 % сенокосных угодий республики Саха (Якутия) [Поисеев, 1999, с. 67]. Производится примерно треть ее сельскохозяйственной продукции. Основными отраслями традиционного аграрного сектора являются мясомолочное животноводство, ^ рыболовство, коневодство, рыбный и охотничий промысел. Осью системы расселения населения служит река Вилюй.

В настоящее время непродуманная этноэкологическая политика привела к тому, что алмазодобывающая промышленность и гидроэнергетика явились причиной деградации не только речной экосистемы, но и социальной и этнической среды коренного населения. В результате этого Вилюйский регион, занимающий обширную площадь около 500 ООО квадратных км, где проживает 1А часть коренного населения Республики Саха (Якутия), стал зоной ^ напряженной экологической ситуации, по статусу близкой к району экологического бедствия. Такой подход вызван недостаточной изученностью этноэкологии коренного населения. Если этнокультурная среда обретет должную защиту со стороны государства, то и экологически выдержанная сфера жизнеобеспечения и традиционные виды деятельности получат право на существование.

Современное состояние Вилюйского региона остро нуждается в этноэкологической экспертизе коренного населения. ^ Дальнейшую актуальность приобретают исследования этнической экологии Вилюйской группы улусов в условиях регионального местного самоуправления. Малые размеры хозяйственных коллективов, их зависимость от среды обитания должны вести не к затуханию, а к усилению колебаний в развитии, а значит, и быстрым социальным изменениям.

Цель исследования - изучение особенностей традиционных систем жизнеобеспечения населения Вилюйского округа, их экологического опыта и изучение норм традиционного природопользования в конкретных исторических условиях на основе максимального привлечения этнографических источников.

Достижению поставленной цели способствовали решение следующих задач: дать общую характеристику среде обитания и расселения коренного населения Вилюйского округа Якутской области в изучаемый период; выяснить демографическую и экономическую устойчивость населения при определенных этноэкологических условиях воспроизводства существующих форм природопользования и жизнеобеспечения; выделить традиционные нормы природопользования; определить, в каких этноэкологических условиях возникает характерная для коренного населения Вилюйского округа система жизнеобеспечения; дать наиболее полное описание опыта традиционного природопользования и адаптации к природным и социокультурным условиям среды; определить нагрузку на экосистему и выявить современные экологические принципы природопользования.

В качестве гипотезы исследования принято положение о том, что способы хозяйственной деятельности: скотоводство, оленеводство, рыболовство, охота и собирательство - формировались на основе необходимых для этого природно-климатических условий и в районах, характеризующихся наибольшей биопродуктивностью и биоразнообразием. При этом этнические общности имеют свои хозяйственно-бытовые системы жизнеобеспечения. Если директивное решение разрушает главные элементы этой системы, то, соответственно, исчезают и ее жизненно важные функции. Так, административное переселение сельских жителей Вилюйской группы улусов из мелких в крупные населенные пункты привело к этнокультурной деградации, поскольку были нарушены оптимальная система расселения и связанная с ней привычная форма природопользования.

Объект исследования - этническая экология коренного населения Вилюйского округа, их взаимоотношения с окружающей природной средой посредством традиционного хозяйственного механизма.

Предмет исследования - анализ традиционного механизма жизнеобеспечения и природопользования населения Вилюйского округа.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили: концептуальные положения, сформулированные в исследованиях ведущих специалистов Н.А. Агаджанян, П.Г. Петровой (1996), Антонова Н.К. (1957), Г.Л. Башарина (1962), Б.В. Белинского (1989), СИ. Бояковой (1992), Е.И. Бурцевой, У.А. Винокуровой (1994), А.Л. Дьяконова (1990), Д.С. Макарова (1989), И.И. Поисеева (1999), Л. Н. Расторгуевой (1989), А. С. Саввинова (1997), Р.Г. Соколовой (1925), Таксами Ч.М. (2003) и др. собран и обобщен богатый фактический материал, создана целая концепция о влиянии хозяйствующей системы на изменение образа жизни коренного населения.

Основные теоретические положения этнической экологии как науки, изучающей особенности традиционных систем жизнеобеспечения этнических групп в конкретных природных и социально-культурных условиях, были сформулированы в советской этнографической литературе. Была выявлена специфика использования этносами природной среды и их взаимодействия со средой обитания, закономерности формирования и функционирования экосистем [Козлов, 1983, с. 8]. Большой интерес представляют фундаментальные труды В.И. Вернадского, А.И. Гоголева, Л.Н. Гумилева, Р.И. Бравиной, В.И. Козлова о биосфере Земли и об основных проблемах этнической экологии. Основу этноэкологических исследований Вилюйского округа составляют материалы Вилюйского медико-санитарного отряда под руководством С.Е. Шрейбера, который проводил обследование в 20-х годах XX века. В работе отряда принимали участие этнографы, экономисты, медицинские работники, животноводы и геологи. В составе отряда работали Т.А. Колпакова, В.Н. Дорофеев, Н.П. Афанасьева, В.И. Подгорбунекий, В.В. Никифоров и др. [НА PC (Я). Ф. 47, on. 1, д. 70, л. 74]. Ими обследовано население всех улусов: Сунтарского, Хочинского, Нюрбинского, Верхневи-люйского, Мархинского, Ш Удэгейского, Мастахского и Средневилюйского улусов. Средневилюйский улус был обследован в районе озера Неджели. Статистические данные отвергали представление о «вымирании» коренных народов Восточной части Сибири в дореволюционное время. Устойчивее оказался прирост (правда, с современной точки зрения, невысокий) у якутов и бурятов, быстро перенявших у русского населения более передовые (по тем временам и в тех условиях) приемы ведения хозяйства [Воробьев, 1975, с. 260]. Была собрана уникальная по своему значению информация. Ее дополнили архивные документы XIX века: списки ^ населения, сведения об уплате ясака или отпуске продуктов питания, административные обзоры положения местных жителей и т.п.

Таким образом, источниками послужили документы, выявленные в Центральном национальном архиве Республики Саха (Якутия) [ЦНА PC (Я): ф. 12, on. 1, ед. хр. 9307; ф. 22, on. 1, д. 390, л. 145, 181, 182; ф. 31, оп. 2, 9, л. 1; ф. 47, on. 1, д. 70; ф. 343-и, on. 1, ед. хр. 323, 370; ф. 343-и, оп.7, ед.хр. 93; ф. 605, on. 1, д. 45]. Также использованы опубликованные документальные материалы: «Памятные книги Якутской области» за 1867, 1897, 1898 гг., «Обзоры Якутской области за 1897 г. и 1901-1917 гг.». Труды Р.К. Маака, В.Л. Серошевского, А.Ф. Миддендорфа, И.И. Крупника [Маак, 1887; Серошевский, 1993; Миддендорф, 1878; Крупник, 1993].

Методы исследования. В работе использован метод исторической реконструкции, дающий возможность выявить локальный тип традиционного природопользования и жизнеобеспечения в этноконтактной зоне Вилюйской группы улусов, формы самоорганизации коренного населения, принципы распределения пастбищных и промысловых угодий на рубеже XIX - XX вв. На основе сравнительно-исторического метода прослеживаются специфические особенности различных типов природопользования в изучаемый период. Диалектический подход позволил выявить противоречия у коренного населения между стремлением выжить, с одной стороны, и сохранить традиционный образ жизни в быстро меняющихся современных условиях, с другой.

Для освещения темы использован междисциплинарный подход, поскольку методы этноэкологических исследований базируются на достижениях разных научных дисциплин, таких, как этнология и антропология, этносоциология, социальная демография, биодемография и география населения.

Описание хозяйства, жизнеобеспечения и форм природопользования было осуществлено с помощью классических методов полевой этнографии (наблюдение, опрос информаторов и т.п.) [Иванов, 1999, с. 216]. Данное исследование ориентировано в целом на особенности производства и потребления, т.е. в первую очередь на формы природопользования, жизнеобеспечения и на адаптивные процессы, а также на адаптивное значение других форм культуры коренного населения округа: поселения, жилище и одежда.

Представленные в работе материалы показывают, что проблема сохранения и развития традиционного природопользования коренных народов Вилюйской группы улусов является задачей исключительной важности и сложности, быстрого и исчерпывающего решения которой в принципе не может быть.

Личные впечатления и полевые этнографические материалы, которые легли в основу диссертации, были собраны в 1996-2003 годах в Вилюйской группе улусов Республики Саха (Якутия).

Хронологические рамки темы охватывают конец XIX - начала XX вв., так как в истории Вилюйского округа Якутской области основой существования коренного населения в данный период были скотоводство, рыболовство и охотничий промысел, которые получили наиболее совершенные формы адаптации к среде обитания [Саввинов, 2002, с. 10]. Во всяком случае, они отличались предельной устойчивостью, экономической продуктивностью и получили наиболее законченное, специализированное развитие. Для полноты освещения темы на основе сравнительно-исторического метода прослежена эволюция различных типов природопользования после установления советской власти, которое позволило шире взглянуть на процесс влияния административных решений на этнокультурную среду.

Научная новизна данного исследования заключается в следующем: представлены результаты первого опыта исследования этнической экологии коренного населения Вилюйского округа на основе полевых историко-этнографических материалов; продемонстрирована эффективность комплексного подхода к изучению традиционного природопользования и жизнеобеспечения с позиций различных научных дисциплин; раскрыта специфика демографической и экономической устойчивости населения при определенных этноэкологических условиях воспроизводства существующих форм жизнеобеспечения и природопользования; рассмотрена система жизнедеятельности коренного населения Вилюйского округа во взаимосвязи с природными факторами: связь с растительным и животным миром и влияние климатических и географических факторов;

• определен научный подход, в соответствии с которым оценивалась нагрузка на жизненную среду этнических групп населения.

Положения, выносимые на защиту:

1. Проблема устойчивого и неустойчивого развития человечества служит предметом межотраслевой области знаний, которую называют этнической экологией.

2. Коренное население Вилюйской группы улусов представляет собой территориальный комплекс населения и хозяйства (ТКНХ) на основе природных ресурсов.

3. Социально-экологическое развитие есть процесс адаптации к окружающей природной, социальной и иноэтнической среде, нацеленный на поддержание или рост жизнеспособности. Жизнеспособность есть свойство, определяемое социальным, производственным и природно-ресурсным потенциалом.

4. Обобщающим количественным показателем жизнеспособности этноса является средняя продолжительность жизни (СПЖ) людей. Развитие коренного населения устойчиво, если фактическая СПЖ растет или равна наивысшему из возможных значений и при этом не наблюдаются причины, по которым СПЖ должна была бы снижаться в будущем (например, по истощении природно-ресурсного потенциала).

Теоретическая значимость данного исследования заключается в следующем:

1. На основе обширной этнографической литературы, архивных источников и полевых материалов выявлены основные особенности традиционного жизнеобеспечения и природопользования коренного населения Вилюйского округа в изучаемый период.

2. Дан этноэкологический анализ устойчивости этнокультурной среды, действовавшей в зависимости от типа расселения, формы жизнеобеспечения и природопользования.

3. Установлены традиционные нормы природопользования на основе обычного права народов изучаемого региона.

Практическая значимость исследования состоит в создании специальных для изучаемого региона стандартных методов этноэкологической экспертизы административных решений и проектов, затрагивающих этническую общность. Такая форма экспертизы позволяет выяснить, какие негативные последствия для конкретной этнической группы будет иметь то или иное управленческое решение, особенность которого заключается в защите этнокультурной среды. Механизмом защиты может стать специализированная экспертиза, которая, обретя легитимный статус, взялась бы за оценку значительных актов хозяйственной и иной практической деятельности.

Таким образом, тема настоящего исследования - этническая экология коренного населения Вилюйского округа, связана с одним из актуальных направлений в исторической науке и потому имеет как научное, так и практическое значение для формирования основных направлений региональной политики национально-государственного строительства на современном этапе.

Рекомендации по использованию диссертационного исследования.

Результаты исследования могут быть использованы: при анализе и разработке значительных социально-государственных проектов, таких как: проект дальнейшего совершенствования Вилюйской ГЭС; анализ этнокультурного и демографического состояния населения Вилюйской группы улусов; проведения экспертных исследований для местных администраций. при чтении курсов по этнографии, этнологии в процессе профессиональной подготовки студентов исторического факультета университетов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждается разнообразными научными источниками, относящимися к этнической экологии.

Научные положения, наблюдения и выводы работы основываются на современных достижениях этнографии, этнологии, социальной экологии и языкознания.

Использование данных сведений полевых материалов требовало проверки письменными источниками. Информация о хозяйстве большей частью относится ft ко времени существования единоличных хозяйств (до создания колхозов). В результате соотнесения информации с выявленными на основе анализа источников приёмами хозяйствования в конце XIX - начале XX вв. имелась возможность, во-первых, реконструировать в отдельных случаях некоторые из приемов норм традиционного природопользования, а во-вторых, определить, в каких этноэкологических условиях возникает характерная для коренного населения округа система жизнеобеспечения. Неопределенности экологической ёмкости территорий потребовала провести территориальную типологию по * сходству природных условий и выделить эколого-экономический район. Эта мера является попыткой к выделению улусов примерно одинаковыми экологическими требованиями к развитию и размещению производства, а также в целях общей идентификации хозяйственной специализации.

Апробация работы. Основные положения исследования докладывались на научно-практической конференции «Историческая наука и образование в Якутии на рубеже веков», посвященной 90-летию профессора И.М. Романова (Якутск, 1999 г.); на научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения профессора Г.П. Башарина (Якутск, 2002 г.); на всероссийской научно-практической конференции, посвященной международному десятилетию коренных народов мира «Социальное государство и коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока: право на территории традиционного природопользования и социальную защиту» (Якутск, 2002 г.); на республиканских научно-практических конференциях (1998, 1999, 2000, 2001, 2002, 2003 гг.). Диссертация прошла обсуждение на кафедре всеобщей истории и этнографии Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова.

Структура и объем диссертации. Структура диссертации обусловлена поставленными автором задачами и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Работа изложена на 184 страницах, литература включает 182 наименований. В работе представлены 3 таблицы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Этническая экология Вилюйского округа в конце XIX-начале XX вв."

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В диссертации рассмотрена этническая экология коренного населения Вилюйского округа Якутской области конца XIX - начала XX вв., которая сохраняет свое значение для подавляющей части Вилюйской группы улусов Республики Саха (Якутия). Роль традиционного природопользования и жизнеобеспечения особенно видна в тех улусах, где пока сохраняется преемственность прежних форм хозяйственной деятельности - скотоводство, речное и озерное рыболовство и охотничий промысел. Располагая полевыми материалами по исследованию этноэкологии коренного населения и архивными источниками рассмотрели основные особенности жизнеобеспечения и природопользования, которая в настоящее время сильно пострадало от алмазной промышленности, ГЭС, остатков ракетоносителей.

В работе показаны сбалансированные взаимоотношения коренного населения с окружающей природной и социальной средой посредством традиционного хозяйственного механизма, т.е. определенной социальной общности людей со своей адаптированной к местным природно-климатическим условиям хозяйственно-культурной средой обитания, от которого зависели производственно-бытовая сфера деятельности, плотность населения и экологически выдержанные принципы природопользования и жизнеобеспечения. Благодаря уникальным способам адаптированное™ к местным природно-климатическим условиям, также коммуникативным способностям с пришлыми и соседними этносами в изучаемый период кореннное население сохранило устойчивый этноэкологический баланс.

В первой главе дано подробное описание биологических ресурсов Вилюйского округа, рассмотрен общий баланс численности населения, приведена общая характеристика хозяйственно-культурного типа. Принадлежность к тому или иному хозяйственно-культурному типу определяли численность, плотность населения, что облегчает или затрудняет процессы межэтнических взаимодействий.

Таким образом, пришли к выводу, что факторы, определяющие устойчивость коренного населения Вилюйского округа, зависят от типа хозяйственно-освоенной территории, поскольку в изучаемый период фактическая хозяйственная продуктивность зависела от интенсивного использования биоресурсов. Данные по численности населения приводят к заключению, что повышение и падение численности населения вполне зависели от внешних факторов, т.е. от способа ведения хозяйства и этновмещающего ландшафта и уровня развития хозяйства.

Традиционная хозяйственная деятельность характеризовалась много-компонентностью, сочетанием производящих видов экономики (скотоводство, земледелие) с присваивающими (рыболовство, охота, собирательство), слабо развитыми, но хорошо сбалансированными друг с другом. Оно было ориентировано, прежде всего, на собственное потребление. При низкой продуктивности якутского скота нормой существования средней семьи считались 15-17 голов рогатого скота. Поэтому к числу обеспеченных семей относились примерно 30% якутских хозяйств, которые имели в среднем 50-60 голов скота.

Использование сенокосных, оленьих пастбищ и иных природных ресурсов здесь рассматривается по роду занятий, меняющихся в зависимости от географических зон. Соотношение отраслей жизнеобеспечения зависит от ландшафтных условий освоенной территории. Зависящие от этих условий экономические особенности традиционного производства в разных частях Вилюйского округа предопределяли наличие целого ряда хозяйственных образований, отличающихся своей специализацией. Многоотраслевое хозяйство в неблагоприятных природно-климатических условиях сложилось в результате слияния культуры аборигенов округа (эвенов и эвенков) и пришлого населения (русских), знакомых со скотоводством и земледелием.

В изучаемый период в течение 20 лет (с 1897 по 1916 гг.) численность населения составила 65 953 человек, из них якуты в 1905 г. - 231,5 тыс., в 1910 г. - 233,6 тыс. человек. С современной точки зрения прирост населения был невысоким, однако наблюдался устойчивый прирост. Хотя в данный период отмечались засушливые природные циклы, которые имели пагубные последствия как для хозяйственного положения, так и для благосостояния населения. Однако благодаря наличии свободных производственных ниш, известных местному населению, система стабильного жизнеобеспечения не была подорвана. Происходила концентрация населения в самых продуктивных нишах Среднего и Нижнего Вилюя, где произошли дальнейшие контакты с аборигенами края. Также увеличение численности в благоприятные природно-климатические периоды повышало своеобразный запас демографической «прочности», т.е. как бы гарантировало от полного вымирания в случае роста эпидемий. Также совершенствовались более передовые (по тем временам и в тех условиях) приемы ведения хозяйства; округ подвергался новым промышленным переменам (после 1906 г. возрастала добыча золота в Витимо-Олекминских приисках, свыше 1600 жителей Вилюйского округа занимались старательской работой); не отмечалось больших эпидемий; зарождалось сельское здравоохранение; коренных жителей не брали на войну. Дальнейший рост численности населения можно было успешно решить только двойным увеличением существующего тогда поголовья скота. Однако в изучаемый период переход к обновленной экономике не могла обеспечиваться из-за плохих транспортных коммуникаций, из-за примитивного технического оснащения невозможно было создавать для скота запасы кормов на случай неблагоприятных природных условий. Жизнеобеспечение продуктами скотоводства в изучаемый период развивалось в полном соответствии с внутренним кормовым потенциалом хозяйствнно-освоенной территории, точнее алааса (елани), каждой местности. Для этого нужны были большие капиталовложения со стороны государства. Таким образом, при существующих социально-экономических, природно-климатических, ландшафтных условиях, также при существующем способе хозяйствования 67, 9 тыс. человек - это предельное число скотоводов, которых мог прокормить хозяйственно-освоенная территория. При тех условиях оптимальным условием является стремление к сохранению своего стабильного устойчивого состояния на уровень 20-30 % предельной емкости местообитания. Быстрый прирост населения привел бы к экологическому кризису.

Одной из важнейших характеристик отношения коренного населения к природе является использование пространства и расселение в нем. Главным в этой уникальной системе является принцип сбалансированного равномерного пространственного размещения основных потребителей (в экологическом смысле) и обеспечение ритма сезонной восстановительной способности основных компонентов экосистем на основе изъятия годичного прироста продуктивности. В этом отношении в этноэкологии коренного населения Вилюйского округа имеется ярко выраженная специфика, которая не учитывается в современной практике промышленного освоения. В действительности система традиционного хозяйства, расселение людей в изучаемом регионе требуют в силу особенностей природной среды больших пространств, чем в других регионах. Следующим принципом этноэкологии жизнеобеспечения коренного населения является гибкость и вариативность схем природопользования, последовательное распределение нагрузки во времени и пространстве, параллельное развитие нескольких стратегий жизнеобеспечения с разной ориентацией на изменения природно-климатической и этносоциальной среды. Оно требует наличие отдельного зимнего и летнего жилья для людей и помещения для скота, отдельных пастбищ и покосов из-за низкой экологической емкости лугов на вечной мерзлоте. Поэтому необходимы были гораздо большие расстояния между отдельными поселениями, т.к. необходимо учитывать наличие кормовой базы для животных и условий для проживания людей

В изучаемый период сохранялся годовой жизненный цикл, определяемый природными годовыми циклами поведения и миграции животных, созревания травы и ягод. Была создана рациональная система сенокосных угодий и пастбищ, которые постоянно поддерживались в продуктивном состоянии посредством естественных мелиоративных работ (спуска озер, палы, поджоги и т.д.). Полукочевой образ жизни выступает как высоко адаптивная черта обществ с присваивающей экономикой. Рассмотренные особенности традиционных систем хозяйства в их отношении к пространству позволял сделать вывод о том, что такой важный в экологическом аспекте критерий, как экологическая емкость территории, соблюдался неукоснительно, и поэтому не происходила деградация освоенных территорий.

Опыт существования в экстремальных условиях создал такие формы жилища, одежды, быта в целом, которые соответствовали современным представлениям с точки зрения их теплофизических, конструктивных, эксплуатационных, экологических и других характеристик.

Выверенная веками конструкция якутского зимнего (саха балагана) и летнего жилищ (ypaha), тщательно отобранные материалы, идеально соответствовали природным условиям и образу жизни коренного скотоводческого населения и обеспечивало медико-биологический комфорт для организма.

Использование продуктов животноводства строилось на почти безотходной технологии и отличались экономичностью и знанием всех полезных свойств, что доказывается современными медицинскими и биохимическими исследованиями. Подобный тип культуры предполагает высокий уровень эмпирических знаний о природных явлениях.

Полукочевой образ жизни вилюйских якутов выступал как высоко адаптивная черта сообщества с присваивающей экономикой. Адаптивным представляется и наличие среди якутов некоего структурирующего ядра близких родственников, обладавших первостепенными правами на используемые территории и остававшихся на этой территории большую часть жизни.

Анализ экономических и отношений обычного права вилюйских якутов к земле показывает, что в традиционном контексте им не подходит понятие «собственность на землю». В связи с этим для них были нетипичны столь частые в более развитых (технологически) обществах территориальные конфликты. Человек в традиционном обществе якутов - лишь хранитель «места» и его ресурсов. Индивиды были как бы наследственно прикреплены к той земле, которую называли своей, и земля в той же мере принадлежала им, в какой сами они «принадлежали» земле.

Народный опыт по-прежнему служит основой норм поведения коренного населения данного региона, бесценным источником при составлении программ биологического освоения ресурсов Якутии. Поэтому интерес к нему этнографов, биологов, специалистов-практиков, психологов, педагогов все время растет.

Главным принципом этноэкологии является гибкость и вариативность схем природопользования, последовательное распределение нагрузки во времени и пространстве, параллельное развитие нескольких стратегий жизнеобеспечения с разной реакцией на изменения природной и этносоциальной среды. В пределах географических и этнических границ создавалась основа для межэтнического обмена продукцией. Этносы, принадлежащие к разным хозяйственнокультурным типам составляли в рамках Вилюйского округа единый «культурогенез».

Эти принципы имеют непреходящее значение для организации современного промыслового и скотоводческого хозяйства в рамках высокодоходной, рентабельной экономики. Но они не менее важны и для стратегии дальнейшего промышленного освоения Вилюйской группы улусов. Экологический опыт вилюйских якутов демонстрирует нам цену стабильности и законы долгосрочного существования в условиях Якутии. Ценой оказываются повышенные потери и постоянные разрывы в хозяйственно-культурной преемственности, периодическое вымирание тех или иных моделей при циклических изменениях природной среды и ресурсов. Законом становится отказ от однолинейности развития (обрекающей одну модель на неизбежную гибель) и обращение к сложным хозяйственным системам, которые обеспечивают возможность быстрого перехода населения к иной форме производства. Чтобы обеспечить стабильное заселение Вилюйской группы улусов, здесь обязательно должны быть сохранены альтернативные хозяйственные модели - аборигенные и коммерческие формы природопользования. При любой смене ориентации они смогут привлечь часть экономических ресурсов, а возможно, и часть населения.

Изучение современных и существовавших до недавнего времени традиционной хозяйственной деятельности скотоводов, охотников, рыболовов и собирателей в качестве обществ не примитивных, а развивающихся особым эволюционным путем - альтернативным эволюционным путям земледельческо-животноводческих, городских и индустриальных культур - может положить начало новому направлению теоретической мысли в отечественной этнологии.

 

Список научной литературыКорнилова, Екатерина Ивановна, диссертация по теме "Этнография, этнология и антропология"

1. Архив МАЭ РАН. Ф. 14, оп.1, ед. хр. 2. Сказание о мироздании, о происхождении родов, др. представлений якутов: Вилюйский улус Якутской АССР. Полевые записи. 1921 1928. Количество листов- 68.

2. Архив МАЭ РАН. Ф. 14, оп.,1, ед.хр. 10. Попов А.А. Лесная вера: Записки об обрядах якутов на основании записей и наблюдений, сделанных на Удюгейском наслеге Вилюйского улуса. Опыт этнографического исследования.

3. Архив МАЭ РАН. Ф. 14, оп.,1, ед.хр. 10. Попов А.А. Быт и верования якутов Вилюйского округа: Автореф., машинопись. 1926 1946 гг. Количество листов -595.

4. НА PC (Я). Ф.343-И, on. 1, ед. хр. 370. Якутский областной статистический комитет. Таблицы о численности родившихся и умерших, браков по Вилюйскому округу. -1890. на 83 л.

5. НА PC (Я). Ф.343-И, on. 1, ед. хр. 323. Дело Якутского областного управления о представлении отчета ведомостей, доходов Департамента земледелия и сельской промышленности за 1891 год от 31. 04. 1891; 21.03. 1892. -на 14 л.

6. HA PC (Я). Ф.343-И, оп.7, ед. хр. 93. Таблица о содержании скота: рогатого и конного; Таблица среднего валового дохода с 1 десятины земли (в рублях); Ведомость о рыбных промыслах за 1901 г. на 146 л.

7. НА PC (Я). Ф. 22, on. 1, д. 390. Циркуляры Центрального статистического комитета о достижении населения за 1890-1900 гг. и 1900-1910 гг. на 181 л.

8. НА PC (Я). Ф. 31, оп. 9, ед. хр. 370. Таблица о численности родившихся, умерших и браков по Вилюйскому округу за 1884 г. на 145 л.1. ИСТОЧНИКИ

9. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. / Энциклопедический словарь. -СПб., 1890.

10. Исторические предания и рассказы якутов: В двух частях // Изд-ние подгот. Г.У. Эргис / Отв. Ред. А.А. Попов. -М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1960. -Ч. И. -302 с.

11. Обзоры Якутской области за 1897 и 1901 1017 гт.

12. Памятные книги Якутской области за 1867, 1897, 1898 гг. ^

13. Словарь якутского языка /Э.К. Пекарский. -М.: Изд-во АН СССР, 1959 -Вып. 10-13.-С. 3858.

14. Эллэйада: Материалы по мифологии и легендарной истории якутов /Г.В. Ксенофонтов / Под общ.ред. Г.В. Ксенофонтова. -М.: Наука, 1977. -248 с.

15. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

16. Алексеев Н.А. Традиционные религиозные верования якутов в XIX -начале XX вв. -Новосибирск: Наука, 1975. -36 с.

17. Алексеева Т.И. Антропоэкологическое изучение различных районов мира: Проблемы экологии человека. -М.: 1986.-159-165 с.

18. Александров Н.А. Якуты. -М.: 1899.-28 с.

19. Ананичев К.В. Проблемы окружающей среды, энергии и природных ресурсов. -М: Прогресс, 1975. -168 с.

20. Андреев Б.Н. Птицы Вилюйского бассейна. -Якутск: Кн. изд-во, 1974. -312 с.

21. Андерсон И.С. Этнография народов Восточной Сибири и Дальнего Востока. -М.: Наука, 1983.-124 с.

22. Антонов Е.Е., Лазарев И.К. Состояние и перспективы развития особо охраняемых территорий (ООПТ): Экологические проблемы Якутии. -Якутск:Сахаполиграфиздат, 1996. -164 с.

23. Антонов Н.К. Материалы по исторической лексике якутского языка. Якутск: Якутский госуниверситет, 1971. -291 с.

24. Антонов Н.К. Наследие предков. -Якутск: Нац. кн. изд-во «Бичик», 1993.

25. Анучин В. А. Основы природопользования (теоретический аспект). -М.: Мысль, 1978. -330 с.

26. Аргунов И.А. Социальное развитие якутского народа: ист.-социол. исслед. образа жизни. -Новосибирск: Наука, 1985. -98 с.

27. Аргунов И.А. Социальная сфера образа жизни в Якутской АССР. -Якутск: Кн. изд-во, 1988.

28. Арутюнов С.А. Хозяйственно-экологическая характеристика древнеэскимосских культур Чукотки. -М.: Наука 1982.

29. Арутюнов С. А. Культура жизнеобеспечения. -М.: Наука, 1983. -287 с.

30. Арутюнов С. А., Мкртумян Ю.И. Система питания. Введение и классификация // Культура жизнеобеспечения и этнос. Опыт этнокультурологического исследования. -Ереван, 1983. -198 с.

31. Архипов Н.Д. Древняя Якутия: Общий обзор эпох. Якутск: Кн. изд-во, 1989.- 192 с.

32. Афанасьев П. Мукомольные мельницы. СПб., 1883.

33. Башарин Г.П. История аграрных отношений в Якутии 60-е годы XIX сер. XX в. -М.1956. -276 с.

34. Башарин Г.П. История животноводства в Якутии второй половины XIX — начала XX в. -Якутск: Кн. изд-во, 1962. -28 с.

35. Башарин Г.П. Рынок Якутии конца XVIII первой половины XIX вв. // Исторические записки. -М., 1956а. -Т.55. - С. 289-309.

36. Башарин Г.П. История земледелия в Якутии (XVII-1917 г.). Якутск, 1989. -Т. 2.-414 с.

37. Бедный М.С. Медико-демографическое изучение народонаселения. -М. 1979.

38. Белинский Б.В. Определение влияния экологических факторов на экономическое и социальное развитие региона бассейна реки Вилюй: Науч. отчет. Якутск, 1989.

39. Боякова СИ. Коренное население в условиях промышленного освоения северных территорий СССР: К формированию государственной политики // Человек и Север. Якутск: Изд-во ЯНЦ СО РАН, 1992. - Ч. 1. - С. 118-119.

40. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. СПб., 1890.

41. Бромлей П.П. Очерки теории этноса. М: Наука, 1983.

42. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. М.: Наука, 1981.

43. Бурцева Е.И. Природопользование в прошлом и настоящем: Экологические традиции аборигенов Севера в интересах выживания человечества. Якутск, 1993.-С. 42-44.

44. Бушков П. Народная медицина якутов Вилюйского округа // Хозяйство Якутии. -1926. -№5.

45. Васильевич Г.М. Эвенки: историко-этнографические очерки (XVII1- XX вв.). -JI.: Наука, 1969.-304 с.

46. Вернадский В.И. Биосфера. -М.: Мысль, 1967. 148 с.

47. Вершинин Н.В. Донная фауна Вилюя, его притоки и пойменных озер. Ин-т биологии ЯФ СО РАН. Якутск: Изд-во СО РАН, 1962. -376 с.

48. Винокурова У.А., Кузьмина В.А., Мурашко Д.А., Федорова Е.Н. Влияние промышленного освоения территории Якутской АССР на изменение образа жизни коренного населения // Технический прогресс в народном хозяйстве Якутской АССР. Якутск, 1990. - 142 с.

49. Воробьев В.В. Формирование населения Восточной Сибири (географические особенности и проблемы). Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1975 // Восточное обозрение. -1891. -№ 13.

50. Гоголев А.И. Историческая этнография якутов. Учебное пособие. Якутск: Якутский госуниверситет, 1980. -198 с.

51. Гоголев А.И. Якуты (проблемы этногенеза и формирование культуры). -Якутск: Илин, 1993. -321 с. ' '

52. Гоголев А.И. История Якутии (обзор исторических событий до начала XX в.). Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2000. 201 с. '

53. Гоголев А.И. Истоки мифологии и традиционный календарь якутов. Якутск, 2002.

54. Голикова А. Якуты. СПб., 1907.

55. Горизонты экологического знания: социально-философские проблемы: Сб.научн.тр. /Отв. ред. И.Т. Фролов. М.:Просвящение, 1986. -124 с.

56. Граве Н.А. Принципы оценки чувствительности поверхности к техногенным воздействиям: Охрана природы Якутии. Якутск: ИРЭ АН PC (Я),1979. - С. 91-94

57. Григорьева А.М. Народная медицина якутов: Медико-биологический аспект народного врачевания в Якутии в XVII-XIX вв. М.: Из глубин, 1992.

58. Григулевич Н.И. Стабильность локального пищевого комплекса, как результат успешной адаптации переселенцев: Этническая экология: теория и практика. М.: Инст-т этнографии и антропологии РАН, 1991. 298 с.

59. Григулевич Н.И. Этническая экология питания. -М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1996. 62 с.

60. Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера Земли. -М.: Изд-во ACT, 2001. 496 с.

61. Гурвич И.С. Культура северных якутов оленеводов. -М.: Наука, 1977. 284 с.

62. Гурвич И.С. Этническая история народов северо-востока Сибири: Ученые записки /ИМЛИ Якутский филиал АН СССРТИЭ. 1966. -Вып.З. С. 5-17.

63. Данилов-Данильян В.И. Сохранение окружающей среды в России путь к выживанию // Наука в России. -1996. -№3. - С. 14-17.

64. Денисов Г.В. Традиции народов Севера и рациональное природопользование: Экологические традиции аборигенов в интересах выживания человечества. -Якутск, 1993. С. 18-20.

65. Денисов Г.В., Прокопьев А.Н. Интенсификация использования и охрана лугов Якутии: Охрана природы Якутии. Якутск: ЯФ СО АН СССР, 1979.- С. 60-63.

66. Диков Н. Н. Очерки истории Чукотки. М: Наука, 1979. -311 с.

67. Дубова Н.А. Биологические аспекты этнической экологии: Этническая экология: теория и практика. М.: Наука, 1991. - 230 с.

68. Дьяконов A.JL Пушной промысел в Якутии конца XVIII середины XIX в. -Якутск: ЯНЦ СО АН СССР, 1990. -144 с.

69. Епифанов П.П. Оружие и снаряжение. М.: Просвещение, 1977. - 97 с.

70. Ермолов Л.Б. К вопросу о традиционности охотничьего хозяйства тунгусо-манчжурских народов // Историческая этнография: традиции и современность. Межвузовский сборник. Л.: Изд-во ЛГУ, 1983.

71. Жамбалова С.Г. Традиционная охота у бурят. Новосибирск: Наука, 1991. Жилище, одежда и пища якутов. К Всероссийской гигиенической выставке 1913 года. -Якутск, 1913.

72. Жуковская H.JI. Семантические оппозиции в традиционной монгольской культуре / В кн.: Искусство и культура Монголии и Средней Азии. М.: Просвящение, 1981.

73. Зыков Ф.М. Традиционные орудие труда якутов. -Новосибирск: Наука, 1989. -141 с.

74. Зыков Ф.М. Арктическая зона Республики Саха и ее этнокультурные особенности: Этнос: традиции и современность. -Якутск: Кн.изд-во, 1994.

75. Иванов В.Н. Социально-экономические отношения у якутов XVII в. -Якутск,• 1966.-424 с.

76. Иванов В.Н. Русские ученые о народах Северо-Восточной Азии. -Якутск: Изд-во ИГИ СО АН PC (Я), 1978. 319 с.

77. Иванов Ю.В. Система немассовых опросных листов для оценки устойчивости этнокультурной среды населения //В сб. Методы этноэкологической экспертизы. М.: Наука, 1999.

78. Игнатьева В.Б. Промышленное освоение Якутии и его влияние на социальное развитие коренных народов // Национальная политика в регионе.

79. Якутск: Изд-во ЯНЦ, 1993. 144 с.

80. Кириллов Ф.Н. Ихтиофауна бассейна Вилюя // Фауна рыб и беспозвоночных бассейна Вилюя. М.: Изд-во АН СССР, 1962.

81. Кириллов Ф.Н. Рыбохозяйственное освоение Вилюйского водохранилища // Известие ГНИИОРХ. Рыбохозяйственное освоение водохранилище Сибири. -Л., 1977.-Т. 115.- С.24-36.

82. Кириллов Ф.Н., Рыбников B.C. Рыбы и рыбный промысел реки Вилюй // Развитие производительных сил Западной Якутии в связи с созданием алмазодобывающей промышленности. Якутск, 1958. - Т.З. - 211 с.

83. Кириллов Ф.Н., Кириллов А.Ф., Лабутина Т.М. Биология Вилюйского водохранилища. -Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1979. 272 с.

84. Кларк П. Вилюйск и его округ. Иркутск, 1864. Кн. УП. - С. 148-163.

85. Козлов В.И. Культура жизнеобеспечения и этнос. Опыт этнокультурологического исследования. -Ереван, 1984.

86. Козлов В.И. Основные проблемы этнической экологии // Советская этнография. -1983. -№1. С. 3-16.

87. Козлов В.И. Этническая экология. Становления дисциплины и история проблем. -М.: ИЭА РАН, 1994.

88. Козлов В.И. Жизнеобеспечение этноса: Содержание понятия и его экологические аспекты // Этническая экология: Теория и практика. М.: Наука, 1991.-298 с.

89. Козлов В.И. Методологические основы этнической экологии и вопросы их практического применения. -М.: Наука, 1999. -231 с.

90. Кононов К.Е., Гоголева П.А., Бурцева Е.И. Сенокосы и пастбища Центральной Якутии. -Якутск: Кн. изд-во, 1979. -160 с.

91. Крупник И.И. Арктическая этноэкология: Модели традиционного природопользования морских охотников и оленеводов Северной Евразии. -М.: Наука, 1989.-210 с.

92. Крылова М.К. Туберкулез у детей. Якутск: Кн. изд-во, 1967. - 207 с.

93. Лекявичус Э. Элементы общей адаптации. Вильнюс: Наука, 1986. -142 с.

94. Лемешев М.Я., Чепурных К.В., Юрина Н.П. Региональное природопользование: на пути к гармониию. -М.: Мысль, 1986. -264 с.

95. Лепешкин ДА. О распределении рыб в бассейне р. Вилюя. -Якутск: Инт биологии ЯФ СО РА СССР, 1959. -214 с.

96. Лурье СВ. Историческая этнология. М: Аспект Пресс, 1997. -542 с.

97. Маак Р.К. Вилюйский округ Якутской области. -М., 1894.-568 с.

98. Майдель Г. Путешествие по северо-восточной части Якутской области в 1868-1870 гг. -СПб., 1894. -599 с.

99. Макаров А.А. Биологически активные вещества в растениях Якутии. Якутск: ЯНЦ СО РАН СССР, 1989. -156 с.

100. Макаров Д.С. Народная мудрость: Знания и представления. Якутск: Бичик, 1983.-120 с.

101. Максимов Г.Н. Подражание и сохранение традиций как пути развития этносов // Толерантность. Якутск: Изд-во ЯНЦ, 1994. -150 с.

102. Марков Ю.Г., Турченко В.Н., Чиркин Е.А., Юрков С А. Социально-правовые механизмы природопользования (анализ концепций и подходов). -Новосибирск, 1995. -152 с.

103. Мартынова Е.П., Пивнева Е.А. Традиционное природопользование народов Северного Приобъя. М.: ИЭАРАН, 2001. -34 с.

104. Методы этноэкологической экспертизы / Под ред. В.В. Степанова. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1999. -243 с.

105. Мидцендорф А.Ф. Путешествие на север и восток Сибири. -4.2, отд.6. Коренные жители Сибири. СПб, 1878. - С. 782-786.

106. Млекопитающие Якутии. Якутск, 1971.

107. Мягков С.М. Социальная экология. Этнокультурные основы устойчивого развития. -М: НИиПИ экологии города, 2001. -190 с.

108. Николаев М. Е. Концептуальные вопросы охраны природы Якутии // Экологические проблемы Якутии. -Якутск: Сахаполиграфиздат, 1996.

109. Николаев СИ. Фаунооберегающие обычаи и традиции охотников Якутии // Охрана природы Якутии. -Якутск: Сахаполиграфиздат, 1979. -С. 154-157.

110. Николаев С.И. Обычное право якутов. -Якутск: Бичик, 1996. -26 с.

111. Николаева Н.А. Предварительное прогнозирование возможного изменения качественного состояния воды проектируемых водохранилищах в Якутской АССР // Влияние ГЭС на окружающую среду в условиях Крайнего Севера. Якутск, 1987.-78 с.

112. Нобер Рулан. Юридическая антропология. М.: Норма, 1999. -267 с.

113. Новиков В.А., Макрушина В.П., Маклярский Б.М. и др. Проблемы окружающей среды в мировой экономике и международных отношениях. М.: Мысль, 1976. -360 с.115. "Обозрение Якутской области" за 1879 1911 гг.

114. Обычное право народов Сибири (буряты, якуты, эвенки, алтайцы, шорцы) /Под. ред.Ю.И. Семенова. М.: Старый сад, 1997. -395 с.

115. Сомоготто С. Обычаи народа саха. Якутск: НИПК "Сахаполиграфиздат", 1996. -36 с.

116. Олдак П.Г. Равновесие природопользования и формирование потребительских запросов. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1981. -160 с.

117. Павлинов Д.М., Н.А. Виташевский и Л.Г. Левенталь, Материалы по обычному праву и общественному быту якутов. Л.: Изд-во АН СССР, 1929.120. "Памятная книжка Якутской области" за 1891,1896, 1902 гг.

118. Памятники права Саха (Якутия) (сб. документов и материалов в двух частях). Отв. ред. Федоров М.М. Якутск: Бичик, 1994.

119. Патканова С.К. Первая всеобщая перепись населения Якутской области. -М., 1904.

120. Петров П.А., Ягья Н.С. Здравоохранение Якутии. -Якутск: Кн. изд-во, 1972.

121. Петровский К.С., Ванханен В. Д. Гигиена питания. -М.: Наука, 1982.

122. Пика А.И. Биоресурсы Западно-Сибирского Севера и их использование аборигенным населениемв XVI-XIX вв. // Социально-экономические проблемы древней истории Западной Сибири. -Тобольск: Норма 1988. С. 131-141.

123. Писарев В.Д. Эколгизация международных отношений // США: Экономика, политика, идеология. 1996. - № 10. - С. 23-31.

124. Поисеев И.И. Устойчивое развитие Севера. Новосибирск: Наука. Сиб-кое издат. фирма РАН, 1999. -280 с.

125. Попов А.А. Материалы по истории религии якутов Вилюйского округа (Сб. музея антропологии и этнографии. Т. XI, M.-JL, 1949).

126. Попов Г.А. Очерки по истории Якутии. -Якутск: Саха кэскилэ, 1924. -119 с.

127. Попов Г. А. Якуты /Сб.тр. исслед. общ-ва "Саха кэскилэ". Якутск, 1925. -108 с.

128. Попов Н.А. О якутах: их образе жизни, питании и болезнях. -Якутск: Кн. изд-во, 1910. -28 с.

129. Порядин В.Н. Луговодство в Якутском округе // Материалы по изучению сельского хозяйства Якутского округа по данным агрономического отряда Якутской экспедиции АН СССР. -Л: Изд-во АН СССР, 1930.

130. Похлебкин В.В. Чай: его типы, свойства и употребление. -М.: Старый сад, 1985. -98 с.

131. Пресса Р. Народонаселение и его изучение. Демографический анализ. -М.: Статистика, 1966. -346 с.

132. Прокопьев А.Н. Рациональное использование природных кормовых угодий Центральной Якутии. Якутск: ЯНЦ СО АН СССР, 1990.

133. Радионов Т.П. Об особенностях экосознания народов Севера // Знание на службу нуждам Севера. -Якутск: Северовед, 1996. -97 с.

134. Расторгуева JT.H. Разработка комплекса средств индивидуальной защиты пониженных температур на основе национальной одежды народов Якутии //Знание на службу нуждам Севера. Якутск: Северовед,1989. -155 с.

135. Расцветаев М.К. Очерки по экономике и общественному быту у якутов // Якутская АССР. -Вып. 7. -Л, 1932. -159 с.

136. Реймерс Н.Ф. Природопользлвание //Словарь-справочник. -М.: Мысль, 1990. -640 с.

137. Роббек В.А., Донской B.C., Сыроватский Д.И. Малочисленные народы Севера Республики Саха (Якутия) в XXI веке. Якутск: Северовед, 1996. -48 с.

138. Романов НС. Ясак В Якутии в XVIII. -Якутск: Кн. изд-во, 1956. -104 с.

139. Романова Е.Н. Якутский праздник Ысыах: Истоки и представления. -Новосибирск: ВО «Наука», 1994.

140. Саввинов Д.Д., Кононов К.Е. Тепловой баланс луговой растительности и климат мерзлотных пойменных почв. Новосибирск: Наука, 1981.

141. Саввинов Д.Д. Экологические реалии Севера // Экологические традиции аборигенов Севера в интересах выживания человечества /Тезисы докладов международного семинара-симпозиума. -Якутск, 1993.

142. Саввинов Д.Д. Преемственность. А.Е. Кулаковский. Якутск, 2002.

143. Сазонов Н.Н. Этноботаника Колымы: Экологические традиции аборигенов Севера в интересах выживания человечества. Якутск, 1993.

144. Самоквасов Д.Я. Сборник обычного права сибирских инородцев. Варшава, 1976.

145. Сафронов Ф.Г. Русские крестьяне. М. 1963.

146. Сафронов Ф.Г. Русскте на Северо-востоке Азии в XVII сер. XIX вв. -М., 1978.

147. Серошевский В. Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. -2-е изд., М: Росс. Полит, энцикл., 1993. -714 с.

148. Сивцева А.И., Мостахов С.Е. География Якутии. -Якутск, 1968.

149. Скворцов А.К. Многообразие живого мира Земли и проблемы его сохранения//Природа. 1996. -№6.

150. Скрухинин И.М., Шатерников В.А. Как правильно питаться. -М., 1983. 165. Соколов МП. Якутия по переписи 1917 г. -Иркутск: Кн. изд-во, 1925.-100 с.

151. Соколова З.П. Народы Севера СССР: Прошлое, настоящее, будущее // Советская этнография.-1983. -№б. -С. 17-33.

152. Сокольников П.Н. К вопросу о медицине // Якутская жизнь. -1908. -№2.

153. Соломонов Н.Г. Животный мир Якутии (птицы и млекопитающие). -Якутск, 1975.

154. Стрелов Е. Д. К вопросу о вымирании якутов // Сб. трудов исследовательского общества «Саха кэскилэ». -Якутск, 1928. №5. С. 122-141.

155. Стрельбницкий И. А. Исчисления поверхности Российской империи в царствование императора Александра П. -СПб., 1874. >

156. Тарабукин А.Я. Использование и улучшение лугов и пастбищ Якутии. -Якутск, 1943.

157. Тихонов Н.Н. Северное село. -Новосибирск: «Наука». Сиб. издат. фирма РАН, 1996.

158. Токарев С.А. К методике этнографического изучения материальной культуры // Советская этнография. 1970. - №4.

159. Туголуков В.А. Следопыты верхом на оленях. М.,1969.

160. Традиционная нормативная культура, организация власти и экономика народов Северной Евразии и Дальнего Востока. М: Старый сад, 2000.

161. Тырылгин М.А. Методика прогнозирования численности населения // Материалы республиканской научно-практической конференции медицинского института Якутского госуниверситета. -Якутск, 1997. -321 с.

162. Тырылгин М.А. Истоки феноменальной жизнеспособности народа саха. -Якутск, 2000.

163. Тяптиргянов М.М., Татаринов И.И. К проблеме развития рыболовства -традиционные отрасли хозяйства коренных народов Севера // Экологические традиции аборигенов Севера в интересах выживания человечества. -Якутск, 1993.

164. Уклонский А. Краткие методико-топографические и частно статистические замечания о Вилюйском округе Якутской области // Журнал МВД. -Часть XXXIX. -№1. 1844.

165. Уткин К. Д. Черная металлургия якутов второй половины XIX в. -Якутск, 1992.

166. Федоров И. А. Растительная пища якутов // Экологические традиции аборигенов Севера в интересах выживания человечества. Якутск, 1993.

167. Федорова Е.Н. Население Якутии. Новосибирск, 1948.

168. Федоров М.М., Максимова О.Д. Памятники права Саха (Якутия). -Якутск: Изд-во ЯГУ, 1994.

169. Фоменко М.А., Фоменко Г.А. Планирование природопользования на региональном и локальном уровнях в современных условиях России // Изв. РАН, Сер. Географ. 1997. -№1.

170. Халатян О.С. Изучение режима рек бассейна реки Вилюй, подверженных влиянию промышленных сбросов карьеров объединения « Якуталмаз» / Востсибрыб НИИ про-ект. -Якутск, 1983.

171. Худяков И.А. Краткое описание Верхоянского округа. -JL: Наука, 1969.

172. Чепалов В.Н. Народная медицина якутов. «Сибирский врач», 1914, №24.

173. Чомчоев АИ. Обзор атмосферных, подземных ядерных взрывов в мирных, военных целях и их влияние на окружающую среду // Радиационное загрязнение территории Республики Саха (Якутия): Проблемы радиационной безопасности. Якутск, 1993.

174. Шелудякова В.А. Сведения о старинной мелиорации у якутов. Сб. статей и материалов по этнографии народов Якутии. Якутск, 1961.

175. Шиманский А. Пища якутов // Известия Вост.-Сиб. отд. РГО. -1886. -Т. XVI, 1885. -№1-3.

176. Шмелева М.Н. Полевая работа и изучение современности // Советская этнография. -1985.-№4.

177. Шрейбер С.Е. Медико-санитарное обследование населения Вилюйского и Олекминско-го округов. -Л., 1931.

178. Шубская Е.И., Салтыков ФИ. Якутский крупный рогатый скот. -Л., 1993.

179. Щукин НС. Якуты // Ж-л МВД. -Часть VII. -СПб., 1854.

180. Щукин В. Ф. Возможность прогнозирования взаимодействия общества и природы в условиях научно-технического прогресса. -М.: Наука, 1980.

181. Экология реки Вилюй: состояние природной среды и здоровья населения. -Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1993.

182. Экология Вилюя: материалы к оценке экологического состояния. -Якутск: ГУЛ «Полиграфист», 1996. -187 с.

183. Экспресс-анализ демографической устойчивости. Ин-т этнологии и антропологии РАН. -М.: Старый сад, 1999.

184. Этническая история народов Сибири. -М.:Наука, 1982. -143 с.

185. Яблоков А.В., Реймер Н.Ф., Ильичев В.Д. Биология и современность. -М.: Наука, 1982. -342 с.

186. Ягья Н.С, Петров П.А., Ягья B.C. Человек и охрана его здоровья на Севере. -Л.: «Медицина», 1984. -218 с.