автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему: Этническая и социокультурная самобытность русского православия
Полный текст автореферата диссертации по теме "Этническая и социокультурная самобытность русского православия"
На правах рукописи
НИКОЛАЕВА ОКСАНА ВЛАДИМИРОВНА
ЭТНИЧЕСКАЯ И СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ САМОБЫТНОСТЬ РУССКОГО ПРАВОСЛАВИЯ
09.00.13 Религиоведение, философская антропология, философия культуры
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских паук
Санкт Петербург 2005
Работа выполнена на кафедре философии и социологии Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ленинградский гос>дарственный университет имени А.С.Пушкина»
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
кандидат философских наук, доцент Давыденкова Антонина Гилеевна
доктор философских наук, профессор Стрельченко Василий Иванович
кандидат философских наук, доцент Носович Нина Владимировна
Ведущая органшация: Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств
'Защита состоится лз марта 2005 года в /S часов на заседании Диссертационного совета Д 800.009.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора философских наук при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Ленинградский юсударственный университет имени A.C. Пушкина» по адресу: 196605, Санкт-Петербург, Петербургское шоссе, 10.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ленинградского государственного университета имени A.C. Пушкина.
Автореферат разослан « #2, 2005 г.
Ученый секретарь диссертационного совета кандидат культурологии, доцент
cL
С.С. Миняйло
2195 07А
ОБЩ ЧЯ ХАРАКТЕРИС ТИКА РАБОТЫ
Актуальность проблемы исследования
Одной Iп важных проблем современной философии культуры и религиоведения является изучение религиозной составляющей в национальных характерах различных народов. Особую научную и практическую значимость для нашей страны имеет исследование этноконфессиональных особенности русского православия. В настоящее время религиозные В1гляды православных русских людей находятся под существенным влиянием обновленческих идей, характерных для других христианских конфессий. Этому в значительной мере способствует экуменическое движение христианских церквей. Особую актуальность этому феномену придает, во-первых, его выход за пределы контроля со стороны Русской православной церкви, во-вторых, его связь с интенсивными социальными и этнополити-ческимм процессами, протекающими в современной России. В то же время сохраняются устойчивые характеристики религиозной психологии воспитанного в православной культуре русского человека, особенности, свойственные русскому православию на протяжении ряда веков.
В последние два десятилетия в стране возникло достаточно большое количес1во православных, инославных и иноверческих общим и организаций, заметно усилился поток издаваемой литературы, посвященной преобладающей в России конфессии и другим религиозным направлениям. У широких масс россиян сформировался устойчивый интерес к религиозной философии, религии вообще, и прежде всего к православию. Все это свидетельствует об актуализации проблемы изучения традиционных и нетрадиционных религиозных верований в российском обществе в кризисные, переходные периоды. Этому способствует также широкое распространение обыденных представлений в религиозной форме, наличие теологических и философско-теоретичееких обобщений, развивающихся на основе опыта локальных и национально-этнических культур. К тому же само государство, общественные организации и институты могут существовать, лишь опираясь на этические и социокультурные традиции.
Однако философско-религиоведческий анализ истоков, конкретных причин, особенностей детерминации и взаимосвязей основных структурных компонент поавославной пелишшоощ..осуществлен в современной
|еос. НАЦИОНАЛЬНАЯ 1 ВНБЛИОТЕКА I
научной лшературе явно недостаточно. Имеющийся эмпирический материал довольно богат, но фрагментарен, разрознен и гребует философского, релш иоведческого и социологического обобщения, формулирования научных и практических выводов. Это в первую очередь касается аналит этнической и социокультурной самобытности русского православия
Резульгагы всероссийских социологических исследований, проводившихся научными коллективами институтов РАИ, вузов и независимых центров в 90-х годах XX столетия, позволяют сделать вывод о том, что за последние годы под влиянием радикально изменившихся условий жизни людей, политики государства в сфере религии и деятельности общественно-религиозных организаций в России произошли заметные сдвиги в массовом, групповом и индивидуальном сознании по отношению к религии. В обществе утверждается взгляд на нее как на широкий социально-культурный феномен, содержащий позитивные моральные и духовные ценности. Религиозные установки и оценки, в особенности православного характера, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений, сегодня в известной мере выступают ориентирами деятельности у значительной части людей, а 1акжс партий, движений, средств массовой информации, что также актуализирует заявленную тему. Выступая существенным фактором общественно-политической и культурной жизни страны, самобытно-религиозные ориентиры нуждаются в объективном, комплексном междисциплинарном изучении.
Степень разработанности проблемы
Проблема этнических и социокультурных особенностей русского православия в современной России включается в рамки более общей проблемы влияния религии на общественную и политическую жизнь. Так как в 90-е годы общественно-политическая ситуация в России существенно изменилась и усложнилась, увеличилась и роль религии в этнополитиче-ских процессах в стране, соответственно вырос интерес российских исследователей к православию вообще, и в еще большей степени к русскому православию в его связи с различными конфессиями.
Исторически сложилось так, что большинство верующего русского населения исповедует православие. Инославные и иноверцы среди русских составляют незначительный процент. Еще меньше доля тех, кто является
' > , <'»1, Л 5 . , ¡1' > '
• • 1С *
неправославным во втором, третьем и так далее поколении Поэтом) в дальнейшем, употребляя слово «русские», мы будем иметь в виду приверженцев русского православия, проживающих в России.
Доминирующая церковная организация русского православия - >то Русская православная церковь. Её история пш!ельно исследована светскими и церковными историками дореволюционного, советского и постсоветского периода. Наиболее известны труды историков церкви и религиоведов, таких как Н.Г Борисов, F.F.. Голубинский, U.C. Гордиенко, Е.Ф. Греку лов, А.Д. Дмитриев, A.B. Карташев, А.П. Кашеваров, А.И. Клибанов, П К. Курочкин, отец Макарий (Булгаков). H M. Никольский, В П. Сидоров, Р Г. Скрынников, митрополит Филарег (Гумилевский), а также историки И.У. Будовниц, Б.Д. Греков, В В. Мавро-дин, Б.А Рыбаков, M.II Тихомиров, И.Я. Фроянов, Я.Н. Щапов и др. Собран и обобщен обширный материал как о внутринерковных событиях, так п об отношениях церкви и государства. Вместе с тем данные авторы подходили к изучению истории церкви либо исторической, либо церковно-апологетической точки зрения, не ставя перед собой специальной цели культурологической интерпретации рассматриваемых событий и явлений.
Обыденные религиозные представления составляют основу этнической и социокультурной самобытности русского православия В народной вере тесно переплетены анимистические, демонологические, политеистические представления с христианскими. Исследованию языческо-христианского синкретизма в русском православии посвящено много работ. Известны труды таких авторов как E.H. Аничков, Н.М. Гальковский, A.A. Панченко. В настоящее время народное русское православие активно обогащается образами и понятиями, почерпну тыми из восточных религий. Данное явление рассматривает современный исследователь В.А. Богданов (Еретический Императив. СПб., 200.1). Однако культурно-философская сущность двоеверия данными авторами не раскрывалась.
Исследования русской психологии вообще и религиозной психологии в частности с особым вниманием начали проводиться в рамках культуры «серебряного века». Основоположником ее считается B.C. Соловьев. Его доклад "Русская идея" был прочшан в Париже в 1888 году, а позже опубликован на французском и русском языках Как решающую черту в русском характере Соловьев определил связь национального и религиошого.
"Русская идея была сформулирована Соловьевым именно как идея нацио-пально-релш иозная" (См: Маслин М "Велико незнанье России..."
Русская идея. М, 1992. С 8). В качестве главной темы структурирования русской идеи В.111. Сабиров выделяет спасение (Русская идея спасения СПб., 1995). Теорию взаимоотношения светской и духовной властей разрабатывает Б.А. Успенский (Царь и патриарх Харизма власти в России М., 1998) Преемники Соловьева, внося вклад в разработку русской идеи, всегда имели в вид) ряд ключевых вопросов, связанных между собой. Во-первых, это вопрос о роли России для судеб Европы и всего мира. Во-вгорых, это проблема становления и характера российской государственности В-третьих это вопрос о национальном характере, ставший фундаментальной основой отечественной философии Это, скорее, политологический учет психологических особенностей русскою народа Специальной постановки задач философии релш иозно-кулыурной самобытности здесь тоже не!, но использовать в изучении лого вопроса работы данных авторов необходимо и перспективно.
Вслед за перечисленными исспедователями мы присоединяемся к мнению о том, что религиозная составляющая в психологии русского человека весьма значительна. Она, безусловно, присутствует даже у людей, формально к верующим себя не относящих. Православие и язычество имплицированы в языке, усгройсгве жилья, одежде, бытовых нормах. По сути дела, религиозные представления неявно окружают нас повсюду. Они оказывают влияние на человека независимо ог его желания и степени сознательной религиозности. Поэтому, действительно, назрела необходимость специального культурно-философского анализа этой проблемы.
Цель и задачи исследования
Цель диссертационного исследования определить содержание, роль и философский смысл этнических и социокультурных особенностей русского православия на различных этапах развития отечественной культуры. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1. Дать определение понятия «русское православие» и раскрыть его содержание через признак самобытности.
2. Выявить периодизацию русского православия с позиций диалектического метода.
3. Выявитi> связь и взаимовлияние процессов leiienica русского этноса и формирования русского православия.
4. Провести со lepvKaiельный анализ двоеверия, свойственного русскому православию
5 Определить место соборности как специфической ценности русскою православия в системе духовной культуры России.
6 Показать роль государственной идеологии, детерминированной ценностями, образами и традициями русского православия на разных этапах его развитя
7. Раскрыть сшержание понятия «Святая Русь» на основе систематизации в il лядов на проблему окончательной христианизации нашего Отечества.
8 Дать анализ этнических и социокультурных ценностей русского православия в Основах социальной доктрины Русской православной церкви.
Меюдология и источники исследования
В анализе проблемы этнической и социокулыурной самобытности русского православия как явления духовной культуры России применяются принципы системности, диалектики и историзма. Ишерес к философскому и религиоведческому аспектам теории и практики Русской православной церкви приводит к широкому использованию культурно-исторического потхода. Диссертационное исследование опирается на ряд теоретико-мегодоло! ических, культурологических, философско-исторических и религиоведческих работ. Важнейшим источником исследования явились богословские и философские труды деятелей русской православной церкви, советских и российских историков и философов, современных исследовагелей философии куль ту pin
Научная новизна исследования заключается в гом, что:
I Впервые русское православие рассмотрено как саморазвивающаяся система; открыта циклическая закономерность существования русского православия как саморазвивающейся системы и дан прогноз его развития на основе выявленной закономерности.
2. Определены основные признаки этнической и социокультурной самобытности русскою православия и с их учетом дано определение феномена «русское православие»; установлено, что русское православие явилось ос-
7
новой и фактором ускорения лногенетических процессов в формировании древнерусской народноаи, великорусскою народа, русской нации, i Систематизированы философские, кулыуроло!ические, религиоведческие и исторические ишерпретации двоеверия и определено ею смысловое место в ряду черт этической и социокулыурной самобытости рус-ckoi о православия.
4. Выявлена двойственное ib русской религиозной шеи как содержащей аншпомию идеальной «С'нягой Руси» и реального иерархического госу-л<фсгва «Великой России».
5 Лап анализ особенностей современной Социальной докфины Русской православной церкви с ее ориентирами на продолжение самобытных начал русской духовной кулыуры.
Теоретческая и практическая жачичосгь исследования
1еоретическая значимость исследования заключается в том, что положения и выводы в нем расширяют иредме! религиоведческого анализа, развивают положения философской антропологии и философии культуры oíносительно самобытости русскою православия.
Практическая значимость исследования cocí он г в том, что материалы и теоретические выводы, содержащиеся в диссертации можно использован. в процессе преподавания религиоведения, культурологии, философии культуры, а 1акже при чтении специальных курсов «Этническая само-бышость русского православия как предме! культурологического и рели-I иоведческою анализа» и «Социокультурные особенности русскою православия в \Х веке», «Философия кулыуры», «Философия истории».
Апробация диссер1ации
Основные положения и выводы диссертационною исследования изложены в сообщениях на I ерценовскич Ч1ениих. Царскосельских чтениях, на научных конференциях Ассоциации исторической психологии, конференциях IleiepóyprcKoro отделения Российского философского общества. Концептуальные научных публикациях.положения работы получили oipa-жение в 15
Структура диссертационного исследования
Диссертационная работа cocí опт из введения, двух мав, содержащих пя(ь параграфов, заключения, списка литературы.
основное: содержание: p\i>oibi
Во введении обоснована актуальность темы, оценка степени разработанности исследуемой проблемы, сформулированы цель и задачи исследования. определены ею методоюгичесние основы, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значичоаь выполненной работы.
Глава первая Теоретические предпосылки и эмпирические реалии генезиса этнической и социокультурной самобмшосги русскою православия» еосюиг из грех парафафов, освещающих следующие вопросы: этническая самобытность русского православия как предмет анализа; соборность как наинона тьно-кулыурная основа русского православия; истоки формирования социокультурной самобытности русского православия и проблема завершенности христианизации в исторической ретроспективе и в современном понимании; отражение этнокультурной специфики в Социальной док фине Русской православной церкви.
В первом параграфе «Этническая саиноыпшоат, русского правоеш-(,ия как преОиет м u>mvpo югического и рс тгновеоческого сшатмг» отмечается, что становление лническои и социокультурной самобытности русскою православия понимается как обозначение основных направлений или сфер проявления, которые, по ¡учив дальнейшее развитие, стали определяющими факторами самобытности русского православия. В работе тан анализ различных подхотов к онреде lenino феномена «русское православие» и приводится ею авторское определение Русское православие -развитая pe.iniиозная система, включающая в себя церковную организацию, именуемую Русской православной церковью; релизиозную догматику, обшую со всеми православными церквами; языческие в своей основе обыденные религиозные представления или народную веру; комплекс обрядов и обычаев, ючпому соблюдению которых придается важное значение, иначе называемый релшиозным культом; своеобразную религиозную философию; а также особый эмонио-нально-г1си\оло1 ичеекпй склад приверженцев данной религнозно-философской системы. Все ни компоненты русского православия складывались постепенно и до сих пор пребывают в развитии.
Становление тто только первые main по пути формирования именно русскою православия Эти шаги частично были предприняты созна-
!с 1ык> hkj гарст пенными аеятелями и церковными иерархами, например, в области и геологии, в организационных аспектах оформления национальном церкви, во внутренней и внешней политике На начальных этапах pas-вшмя русского православия были заложены ею основные илеи, принципы и особенноеIи, которые и сеголня сохраняются, приобретая формы, corny чиые современноеI и.
Понятие «самобытность», во-первых, означает неповторимую уника 1ьную онтологическую бытийность и ттелостность русского православною мировоззрения Во-вторых, этот термин отражает религмошенническую самоиденгификацию русского человека
Нелыя утверждать, что становление этнической и социокультурной самобытности русского православия было полностью подконтрольно госу-uipcmy и церкви как организации Рят направлений дальнейшей эволюции русскою православия обозначился стихийно, как результат естественного рлзкмтия чревнерусскою общества и релшиошых представлений, доминирующих в нем до гтриняшя христианства К л им направлениям следует о I пест и возникновение двоеверия и появление региональных месшочти-мых святых К некошро тируемым юсу uipciвом процессам мы относим возникновение болгарской традиции христианства на Руси.
Во втором параграфе «Соопршнчт, как нациошпыю-ку iытриая ос-т>/,а р)сского правое нити» делается выпот, что принцип соборности лежит в основании всей православной церковной жизни Церковь понимается верующими как целостный организм, мистическое тело Христово, собор православных Понятие соборности нашло философское осмысление в философии славянофилов Так, И В Киреевским связывал соборность с православным образом мысли, КС. Аксаков отождествлял соборность и общину ВС Соловьев не использовал слово соборность, но развил данное понягие то идеи всеединства. СИ 1рубепкой, базируясь на 'юстижеииях предшественников, говорит о соборной природе сознания Символисты не при гавали соборности основополагающего значения, в отличие от славянофилов несмогря на определенное использование этою понятия и образа С \ Ьу паков и П А Флоренский возвратились к православному пониманию соборности В диссертационной работе говорится об определенном Ю/Кгесгве между русской религиозном фи юсофией и православием, то есть доказывается, что идея соборности в равной степени прмнахтежиг и
фипософии, и религии Обшекульту роло! ическая категория соборности выс т \ пае i фундаментальным основанием как самобытности сотшокуль-гурной, так и ориентированной па православную веру и л тюку лыурные особенности.
Соборность как свойство русского характера и особенность русскою православия проявлялась по-разному в конкретных условиях Нелыя сказать, что соборность является атрибутом исключительно христианства на Руси, несмотря на то, что это ведущая черта русскою православия. Соборность была свойством строя bociочно-славянской жизни eme то принятия христианства Соборность характерна и для восточною христианства в Византии С перенесением же православия на новую, тревнерусскую почву, его соборный характер усилился, войчя в резонанс со стержневым звучанием древнерусской жизни С соборноеimo тесно связана кгнеюрия ео-фийносги. которая ярче всею проявилась в киевский и московский гтерио-ты развития самобытности русского православия Соборность и софигт-ность черты этической и сопиокулыурной самобытности русскою православия.
В треп,ем пара1рафе «ИроСиеиа шиершеншкти xpiiciniiaiiii/си/ни в фи икофском и соцна п.нои пре иппении» обосновывается гезис, что русское православие выступает неотъемлемой частью отечественной духовной культуры Русское правоспавие как процесс, протекающий в пространстве и времени, проставляет собой саморазвивающуюся систему, а главным фактором, определяющим конкретные пути формирования отечественного православия, выступила его национальная специфика, или правильнее этническая самобытность. Православие Киевской Руси стало источником русскою, а также украинскою и белорусского православия всех последующих эпох Национальная и религиозная самобытность в наибольшей степени определяется через сферу сознания Хотя полная христианизация страны и народа не может быть достигнута, поскольку яв 1я-ется идеальным образом, однако в общественной жизни русское православие понимается как свершившийся и действительный факт Осознанность этого момента определяется перенесением церковью чисто религиозных идей в социальную плоскость
Реалии современного состояния этнической и социокультурной самобытности русскою православия нашли отражение в Социальной кон-
цегщии Русской православной церкви, где отмечается ориентация на социальное служение. «Социальная диакония», включает в себя:
- во-первыч, благотворительное служение; во-вюрых, миссионерское и подвижническое служение, ориентированное на евангелизацию и христианизацию личности и общества; в-фегьих, православное образование и просвещение.
Церковь обостренно реагирует на различного рода покушения на православное самопроявленис, религиозно-культурную самобытность и борется против секулярного сознания и гуманистического конформизма. Условно «Основы социальной концепции Русской православной церкви» можно разделить на два основных блока: первый блок излагает базисные положения Церкви по вопросам церковно-государс1 венных отношений; вюрой блок посвящен современным общественно значимым проблемам и в первую очередь затрагивает социокультурные аспекты деятельности церкви в современных условиях.
Своеобразной прелюдией к л ой формулировке современной социальной доктрины РПЦ послужили решения Всероссиискот о Монархическою совещания в октябре 1904 года Современная Русская православная церковь официально откаталась от царско-патриаршей «симфонии».
Второй блок проблематики современной социальной доктрины РПЦ связан но преимуществу с отражением этнокультурной и социокультурной специфики православия Это касается таких разделов концепции как «Церковь и нация», «Тру т и его плоды», «Вопросы личной, семейной и общественной нравственности», «Здоровье личности и наро1а»и тр
Кулыурные отличия отдельных христианских народов, подчеркивается в социальной концепции, находят свое выражение в литурт ическом церковном творчестве, в особенностях христианскою жизнеустроения Эти особенности, или правильнее, специфика, создаю! особую национально-христианскую культуру Православный русский четовек призван любить свое Отечество и своих братьев по крови, живущих но всему миру Такая любовь, л Христос н есть любовь, является главным способом исполнения библейской заповеди о пюбви к ближнему Любовь и уважение к собратьям но л носу и вере включают в себя любовь к своей семье, своим родственникам и близким, всем согражданам Социальная концепция провозглашает: «Патриотизм православного христианина должен быть дейст-
венным Он проявляется в «нинте отечества от неприятеля, труде на блато отчизны, заботе об устроении народной жизни, в том числе путем участия в делах государственною управления. Христианин призван сохранять и развивать нанйона 1ьную кулыуру, народное самосознание. Когда нация, Iражданская ичи этническая, является полностью или по преимуществу моноконфессиональным православным сообществом, она в некотором смысле может восприниматься как единая община... православный народ (вьпелено мной - О.Н)» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви М,- Издательство Московской Патриархии, 2000 С 45).
В диссертации подчеркивается, что особое внимание Русская православная церковь обращает на необходимость сотрудничества церкви и государства в деле охраны здоровья нации Последнее вызывает особую озабоченность в связи с вопросами демографическою кризиса, в полосу кот-рою сеюлня попала и Россия. В социальной доктрине РПЦ указывается, что в этой области необходим постоянный диалот с юсу даре гвенной властью, органами муниципалытою самоуправления, средствами массовой информации для прояснения позиции церкви по современным проблемам демографической по шгики страны Дем<)1 рафическая политика и охрана здоровья нации обьявляются приоритетными как для государства, так и для всего общее 1ва в целом. Государство призывается всеми доступными у него средствами поддерживать рождение и достойное воспитание людей. Церковь, в свою очередь, берет на себя задачи заботы о сохранении нравственности в обществе; духовного культурного, нравственного, патриотическою образования и воспитания; милосердия и благотворительности, развтния совместных социальных программ, поддержки институтов семьи, магеринства и детства.
Проблема нравственною и физического здоровья русского народа не является для православной церкви чисто социальной. В работе подчеркивается, что она напрямую соотносится с идеей посланничества Церкви в мире, «поврежденном грехом и недугами». Православная церковь заинтересована в выработке такого понимания охраны здоровья нации, которое обеспечит будущность русского народа, при котором каждый человек мог бы осуществить свое естественное право на духовное, физическое, психическое здоровье и социальное благополучие. Русская православная церковь
предлагает свой путь возрождения России, связанный с национальной идеей, в основе которой лежат православные ценности и принцип народности.
Глава вторая «Диалектика этнической и социокультурной самобытности русского православия» состоит из двух параграфов и рассматривает такие вопросы как генезис самобытности русского православия, его периодизация, выделение ключевых характеристик, временною it событийного соответствия каждого периода развития самобытности русского православия. В работе выделены и проанализированы шесть этапов становления самобытности русского православия:
I Христианство начального периода. Это время величия Киева, от крещения Руси князем Владимиром то XII века, начала распада Киевской Руси Апогеем данного периода следует признать середину XI века, время создания и материальной, и духовной базы русского православия. Религиозно-смысловым центром этого периода является 1054 год, в который умер Ярослав Мутрый и произошло формальное разделение церквей на православную и католическую На этом этапе закладываются вектора развития самобытности русской религии.
2. Этан формирования двоеверия и веротерпимости. Он охватывает постепенный закат Киевскою государства, период феодальной раздробленно-ии, наиболее тяжелые времена монюло-гатарского ига, и хронологически простирается от окончания великого княжения Мстислава Владимировича, до XIV века собирания земель вокруг Москвы Этот этап характеризуется нарастанием автономности церкви, налоговыми привилегиями православной церкви перед Ордой, прекращением княжеской борьбы с язычеством.
3. Этап Московскою православия. Он продолжается от конца XIV века до конца XVII века. Эю время величия русской православной церкви, монастырской моши, эпоха патриаршества и обоснования идеи «Святой Руси». Вершиной данного периода мы счигаем разработку историософской концепции «Москва - третий Рим». Это период борьбы за единство русского православия, куда входит противостояние еретическим движениям, утверждение единого общерусского пантеона святых, драматическая история Раскола.
4 Период имперскою православия, охватывающий Will - начало XX века Время, когда православие было официальной религией Российской им-
перии, синодальный период для церкви. Он характеризуется дальнейшей дифференциацией духовенства на приходское и власть предержащее, князей церкви; развитием русской релшиозной философии трудами светских лиц. Апогеем данного периода явилась теория официальной народности, в основе которой лежала знаменитая уваровская триада «Православие - Самодержавие - Народность».
5. Православие советского периода. Для згого периода характерен массовый отход населения от христианства и переход его в «коммунистическую религию» (Н.А Бердяев), по структуре и религиозно-психологическим установкам повторяющую православие Ото время полной подконтрольности церкви советскому государству, восстановления патриаршества, попыток преодоление противостояния никониан и старообрядцев.
6. Пореформенное православие Характеризуется конфликтами внутри церкви, вызванными распадом СССР, массовым возвратом к религии на базе всплеска национального самосознания, обрядоверия. В последние годы наблюдается теснейший союз церкви и государства. Как внутренняя, так и внешняя церковная жизнь становится более динамичной и в определенной степени отражает процессы, происходящие в российском обществе. Первый параграф «Развитие панической и социокультурной самобытности русского православия <)о и во время Раскоча» посвящен анализу трех этапов становления самобытности русского православия. Их можно определить как некие отрезки времени, границы которых фиксируются общеисторическими событиями, но внутреннее содержание включает этнопсихологические, культурно-политические, социальные, исторические, собственно религиозные процессы. Разделение русского православия на старообрядчество и новообрядчество стало рубежным событием, до которого церковь была монолитом. Но само дробление церкви не воспринялось как крушение христианского мира.
Во втором параграфе «Развитие зтнической и социокучьтурнои самобытности русского правоечавия нос /е Риски /а» анализируются 4-й, 5-й и 6-й периоды развития русского православия, отражающие особенности его социокультурной самобытности, когда официальным церковным православием сделалась реформированная религия, а изначальное дониконов-ское русское православие стало в значительной степени гонимым, оппози-
ционным. Православие советского периода в свою очередь можно разделить на несколько этапов:
- восстановление патриаршества, расколы и первая волна гонений на русскую православную церковь, которая рассматривалась новыми властями как органичный элемент самодержавной государственной машины; массовый отход верующих от церкви, разрыв прихожан со священнослужителями, вторая волна репрессий, формирование «коммунистической религии», некоторое послабление сектам и нетрадиционным религиозным движениям;
- частичное восстановление позиций церкви во время Великой Отечественной войны, некоторая реабилитация религии, поддержка православием борьбы с врагом, вторичное восстановление патриаршества; дальнейшее развгпие советской мифологии, а !акже суеверий, в коюрых переплетались языческие, христианские, советские мотивы;
- новое нас (у пление на религию, которое у кладывалось в рамки жесткого вмеша1едьава государства в культуру в период после хрущевской «отге-пели». сокращение числа церковных приходов, религиозных образовательных учреждений, рост налогов на церковь;
- «застой» в церковных структурах, во взаимоотношениях церкви с государством, появление диссидентства в церкви, обращение интеллигенции к религии, падение уровня религиозных знаний как среди причисляющих себя к православным, гак и среди неверующих.
Современный этап перестройки российского общества отразился и в религиозно-церковной жизни. Определились диалоговые тенденции между государством и церковью. Церковная жизнь стала более динамичной. В диссертации указывается на определенные закономерности и цикличность в развитии социокультурной самобытности русскою православия и на лой основе делаю 1ся попытки прогнозирования.
В заключении сформулированы следующие итоги и выводы:
1. Русское православие, с одной стороны, предстает как часть русской духовной культуры, а с друюй стороны являет собой саморазвивающуюся систему. Главным фактором, определяющим конкретные пуш развития русскою православия, является его этническая самобытность.
2. Православие было основой этнической фузии, а также выступило фактором государсгвообразования Киевской Руси.
16
3. Становление самобытности русского иранославия происходило поэтапно. На начальных этапах развития русского православия заложены его основные принципы, идеи и особенности- антиномичность, соборность, софийноеть, историософичноеть, мессианский характер.
4. До сих нор не выделены критерии измерения степени христианизации. Полная христианизация - идеал, недостижимый в реальной исюрии.
Основное содержание aiiccepiamui о (ражено в следующих публикациях:
1 Светское образование и национаи.но-ре шгиолюе самосотание шки ¡ышков 1'е шгия. ре шгиоведеиие богос юане в российском обраюва-нии С ПН, 1997 С 19-25
2 llui Сорскии как источник русхкои духовности Герценовские чтения 1998 1ктуан,ные проб/емы соцшньньп наук СПб, 1998 С 244 245
3 Особенности р\сскои решгиолюсти Я и Мы История, психо-югия перспективы Матершиы \ieждународнои научной конференции 30
31 мая 2002.'ооч СПб, 2002 С 297 300
4 Значение у с тнои проповеди 0 ¡я распространения и утверждения христианства на ¡'уси в V МП веках Кию СПб, 2002 С 111 П4
5 «Дух нечо ш, стройный вш)» История Санкт-Петербурга г ш-шми современного ученого К 300-штию со Она рождения города Со статей СПб. 2003 С 16 19
6 Эстетизм древних русичей как фактор принятия православия III I (аре косе ibCKue чтения Матершны международной научно-практическои конференции 22 - 23 апре ш 2003 года СПб, 2003 I II С 54 56
7 Сущность понятия «душа» в ре шгии ненцев и древних египтян День Петербургской фиюсофии 2002 Материсаы круг ¡ых стоюв Реалистическая традиция в Петербургской фи юсофии СПб. 2003 С 78 82
8 Свят ш Санкт-Петербург' VI11 Царе косе чье кие чтения Между народная научно-практическая конференция 21 22 апре м 2004 года Т 11 С116, 2004 С 169 173
9 Этническая самобытность русского православия как предмет философско-культурного и речигиоведческого анализа 4ктуа.1ьные про-б/емы фи юсофии. социологии и кучыпуро югии Ученые записки (I06u.ieii-ныи вытек, посвященный Оесяпшлетию кафедры фи юсофии и социологии .//'.V и и .1С Пушкина) С116, 2004 С 206 -211
10 Эмоциональные факторы принятия правое¡авия Русью Дни Петерб)ргской фи юсофии 2003 \ 1атериаты конференций и кр\г юго emola Фи юсофская антропо югия традиции, пробieмы, перспективы СПб, 2004 С 83-86
Подписано в печать 16 03 2005 Формат 60 \ 84 1/6 Гарнитура 1 imes Печать офсет пая Уел печ л 1,1 Тираж 100 эк з Заказ68
Отпечатано с iошвою орш инал-макеча «API VL» Санк|-Петербург-Пушкин, ул Пушкинская д 28/21 Pa Nl2 1909 от 07 02 2001
»-295*
РНБ Русский фонд
2006-4 19146
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Николаева, Оксана Владимировна
Введение.
Глава I. Теоретические предпосылки и эмпирические реалии генезиса этнической и социокультурной самобытности русского православия.
1. Этническая самобытность русского православия как предмет философского и религиоведческого анализа.
2. Соборность как национально-культурная основа русского православия
3. Проблема завершенности христианизации в философском и социальном преломлении.
Глава II. Диалектика этнической и социокультурной самобытности русского православия.
1. Развитие этнической и социокультурной самобытности русского православия до и во время Раскола.
2. Развитие этнической и социокультурной самобытности русского православия после Раскола.
Введение диссертации2005 год, автореферат по философии, Николаева, Оксана Владимировна
Русское православие, как специфическая религия русских, оказала решающее влияние на формирование мировоззрения, системы ценностей и самого характера русского народа. В настоящее время в российском обществе растет понимание ведущей роли религии в становлении всех сфер национальной культуры России. Весь ход отечественной истории неразрывно связан с развитием to русского православия, которое давало идеологическое обоснование российской государственности и патриотизма. И поныне русская идея детерминирована православной традицией.
Русское православие давно вышло за пределы контроля со стороны Русской православной церкви, сейчас оно связано с интенсивными социальными и этнополитическими процессами, протекающими в современной России. В то же время сохраняются устойчивые характеристики религиозной психологии воспитанного в православной культуре русского человека, особенности, свойственные русскому православию на протяжении ряда веков. Ф
Проблема изучения традиционных и нетрадиционных религиозных верований особо актуализируется в кризисные переходные периоды, подобные нынешнему.
Актуальность темы «Этническая и социокультурная самобытность русского православия» состоит в насущной потребности зафиксировать и не растерять самобытность, оригинальность русского православия и его высокий духовный статус среди других конфессий и идейных движений России и всего мира. Важно помнить, что ареал культурного влияния русского православия в поликонфессиональном государстве гораздо шире канонической территории распространения этой религии. Русское православие всегда выступало фактором мирного взаимодействия народов и религий России.
Результаты всероссийских социологических исследований, проводившихся научными коллективами институтов Российской Академии наук, вузов и независимых центров в 90-х годах XX столетия, позволяют сделать вывод о том, что за последние годы под влиянием радикально изменившихся условий жизни людей, политики государства в сфере религии и деятельности общественно-религиозных организаций в России произошли заметные сдвиги в массовом, групповом и индивидуальном сознании по отношению к религии. В обществе утверждается взгляд на нее как на широкий социально-культурный феномен, содержащий позитивные моральные и духовные ценности.
Однако философско-религиоведческий анализ истоков, конкретных причин, особенностей детерминации и взаимосвязей основных структурных компонент православной религиозности осуществлен в современной научной литературе явно недостаточно. Имеющийся эмпирический материал довольно богат, но фрагментарен, разрознен и требует философского, религиоведческого и социологического обобщения, формулирования научных и практических выводов. Это в первую очередь касается анализа этнической и социокультурной самобытности русского православия. Не выявлены закономерности и специфические черты, которые определяют этническую и социокультурную самобытность русского православия.
Особенная сложность анализа русского православия разных эпох, выявления сквозных черт его самобытности, заключается в следующем противоречии. Любая религия ориентирована на традицию, а среди христианских направлений православие наиболее консервативно, в то же время работа по выявлению постоянных черт и закономерностей существования этой религии происходит в быстро меняющейся исторической, социальной, национальной, идейной обстановке современной России.
Степень разработанности проблемы
Проблема этнических и социокультурных особенностей русского православия в современной России включается в рамки более общей проблемы влияния религии на общественную и политическую жизнь. Так как в 90-е годы общественно-политическая ситуация в России существенно изменилась и ^ усложнилась, увеличилась и роль религии в этнополитических процессах в стране, соответственно вырос интерес российских исследователей к православию вообще, и в еще большей степени к русскому православию в его связи с различными конфессиями.
Исторически сложилось так, что большинство верующего русского населения исповедует православие. Инославные и иноверцы среди русских составляют незначительный процент. Еще меньше доля тех, кто является неправославным во втором, третьем и так далее поколении. Поэтому в дальнейшем, употребляя слово "русские", мы будем иметь в виду приверженцев русского православия, проживающих на территории России.
Доминирующая церковная организация русского православия - это Русская православная церковь. Её история тщательно исследована светскими и церковными историками дореволюционного, советского и постсоветского периода. Наиболее известны труды историков церкви и религиоведов, таких как Н.С. Борисов, Е.Е. Голубинский, Н.С. Гордиенко, Е.Ф. Грекулов, А.Д. Дмитриев, А.В. Карташев, А.Н. Кашеваров, А.И. Клибанов, П.К. Курочкин, отец Макарий (Булгаков), Н.М. Никольский, В.П. Сидоров, Р.Г. Скрынников, митрополит Филарет (Гумилевский), а также историки И.У. Будовниц, Б.Д. Греков, В.В. * Мавродин, Б.А. Рыбаков, М.Н. Тихомиров, И.Я. Фроянов, Я.Н. Щапов и др.
Собран и обобщен обширный материал как о внутрицерковных событиях, так и об отношениях церкви и государства. Вместе с тем данные авторы подходили к изучению истории церкви, как правило, либо с исторической, либо с церковно-апологетической точки зрения, не ставя задачи целостной культурологической интерпретации рассмотренных событий.
Обыденные религиозные представления составляют основу этнической и социокультурной самобытности русского православия. В народной вере тесно переплетены анимистические, демонологические, политеистические представления с христианскими. Исследованию языческо-христианского синкретизма в русском православии посвящено много работ. Известны труды таких авторов как Е.В. Аничков, Н.М. Гальковский, А.А. Панченко. В настоящее время народное русское православие активно обогащается образами и понятиями, почерпнутыми из восточных религий. Данное явление рассматривает современный исследователь В.А. Богданов1. Однако, философская сущность двоеверия данными авторами не раскрывалась.
Исследования русской психологии вообще и религиозной психологии в частности с особым вниманием начали проводиться в рамках культуры «серебряного века». Основоположником ее считается B.C. Соловьев. Его доклад "Русская идея" был прочитан в Париже в 1888 году, а позже опубликован на французском и русском языках. Как решающую черту в русском характере Соловьев определил связь национального и религиозного. "Русская идея была
-у сформулирована Соловьевым именно как идея национально-религиозная" . Преемники Соловьева, внося вклад в разработку русской идеи, всегда имели в виду ряд ключевых вопросов, связанных между собой. Во-первых, это вопрос о роли России для судеб Европы и всего мира. Во-вторых, это проблема
1 См.: Богданов В.А. Еретический Императив. СПб., 2003.
2 Маслин М. "Велико незнанье России." //Русская идея. М., 1992. С.8. становления и характера российской государственности. В-третьих, это вопрос о национальном характере, ставший фундаментальной основой отечественной философии.
Вплотную подошел к выявлению структуры русской идеи В.Ш. Сабиров.1 Он выделяет идею спасения в качестве главной. Теорию взаимоотношения светской и
•у духовной властей разрабатывает Б.А. Успенский. Религиозная антиномия народа и государства не попадает в полной мере в поле зрения указанных ученых.
Вслед за перечисленными исследователями мы присоединяемся к мнению о том, что религиозная составляющая в психологии русского человека весьма значительна. Она, безусловно, присутствует даже у людей, формально к верующим себя не относящих. Православие и язычество имплицированы в языке, устройстве жилья, одежде, бытовых нормах. По сути дела, религиозные представления неявно окружают нас повсюду. Они оказывают влияние на человека независимо от его желания и степени сознательной религиозности.
Тем не менее философы и культурологи отдельно не рассматривали вопрос о завершенности христианизации русского народа и государства, не сопоставляли его эмпирический и теоретический аспекты. И, наконец, никем из авторов не . рассматриваются диалектические закономерности развития русского православия в его основных признаках.
Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования - определить содержание, роль и философский смысл этнических и социокультурных особенностей русского православия на различных этапах развития отечественной культуры. Реализация этой цели предполагает решение следующих задач:
1 Сабиров В.Ш. Русская идея спасения. СПб., 1995. * 2 Успенский Б.А. Царь и патриарх. Харизма власти в России. М., 1998.
1. Дать определение понятия «русское православие» и раскрыть его содержание через признак самобытности.
2. Выявить периодизацию русского православия с позиций диалектического метода.
3. Выявить связь и взаимовлияние процессов генезиса русского этноса и формирования русского православия.
4. Провести содержательный анализ двоеверия, свойственного русскому православию.
5. Определить место соборности как специфической ценности русского православия в системе духовной культуры России.
6. Показать роль государственной идеологии в деятельности властных институтов, детерминированной ценностями, образами и традициями русского православия на разных этапах.
7. Раскрыть содержание понятия «Святая Русь» на основе систематизации взглядов на проблему окончательной христианизации нашего Отечества.
8. Дать анализ этнических и социокультурных ценностей русского православия в Основах социальной доктрины Русской православной церкви.
Методология и источники исследования
Теоретической и методологической основой исследования явились принципы системности, диалектики и историзма. Диссертационное исследование опирается на ряд теоретико-методологических, философско-исторических, религиоведческих и культурологических работ.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
1. Впервые русское православие рассмотрено как саморазвивающаяся система; открыта циклическая закономерность существования русского православия как саморазвивающейся системы и дан прогноз его развития на основе выявленной закономерности.
2. Определены основные признаки этнической и социокультурной самобытности русского православия и с их учетом дано определение феномена «русское православие»; установлено, что русское православие явилось основой и фактором ускорения этногенетических процессов в формировании древнерусской народности, великорусского народа, русской нации.
3. Систематизированы философские, культурологические, религиоведческие и исторические интерпретации двоеверия и определено его смысловое место в ряду черт этнической и социокультурной самобытности русского православия. I
4. Выявлена двойственность русской религиозной идеи как содержащей антиномию идеальной «Святой Руси» и реального иерархического государства «Великой России».
Теоретическая и практическая значимость исследования
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем выявлены закономерности исторического развития православия в его этнокультурных и социокультурных аспектах.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы и теоретические выводы, содержащиеся в диссертации можно использовать в процессе преподавания религиоведения, культурологии, философии истории, а также при чтении специальных курсов «Этническая самобытность русского православия», «Социокультурные особенности русского православия в XX веке», «Философия русской истории».
4Г
Апробация диссертации
Основные положения и выводы диссертационного исследования изложены в сообщениях на Герценовских чтениях, Царскосельских чтениях, на научных конференциях Ассоциации исторической психологии, конференциях Петербургского отделения Российского философского общества.
Концептуальные положения работы получили отражение в 10 научных публикациях.
Структура диссертационного исследования
Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, содержащих пять параграфов, заключения, списка литературы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Этническая и социокультурная самобытность русского православия"
Заключение
Проведенное исследование дает основание сформулировать следующие итоги и выводы.
1. Русское православие, с одной стороны, предстает как часть русской духовной культуры, а с другой стороны являет собой саморазвивающуюся систему. Главным фактором, определяющим конкретные пути развития русского православия, является его национальная специфика, или этническая самобытность. Термин самобытность наиболее полно характеризует русское
A ^Л^Жг'/^с 'су^р православие. Он означает уникальную онтологичность и •, . русского православного мировоззрения.
2. Этничность детерминируется религиозной самоидентификацией. Установлено, что становление этнической самобытности русского православия тесно связано с этногенетическими процессами и развитием национального характера. Православие было основой этнической фузии, то есть послужило идейной базой слияния восточнославянских племен в древнерусскую народность, таким образом, заявив о себе как об общенациональной религии Руси, а также выступило фактором государствообразования Киевской Руси.
3. .На начальных этапах развития русского православия заложены его основные идеи, принципы и особенности, которые в конкретно-историческую эпоху приобретают созвучные ей формы. Политические потребности древнерусского государства способствовали взаимопроникновению этнических, религиозных и политических процессов. Моменты качественных скачков в культурном развитии не всегда фиксированы документально. Вместе с тем начальным моментом становления социокультурной самобытности русского православия послужило «крещение Руси». Длительность самого процесса приобщения к христианству, связь его с особенностями государствообразования стали дополнительным факторообразующим признаком самобытности.
4. Одним из свойств русского православия является антиномичность. Она проявляется: в двойной реальности религиозного сознания; в сочетании христианской догматики и язычества; в приверженности строгому соблюдению внешней обрядности при одновременном приоритете духовных ценностей перед материальными; в разделении русской религиозной идеи на государственную идею и народную идею.
5. Категории «русское» и «православное?част<э>Г сближаются в обыденном и догматическом сознании, что выражает тождество этнического и религиозного. Национальная самобытность русского православия имеет ограничения, связанные с определением христианства как мировой религии.
6. В ходе реформаторских процессов в истории Русской православной церкви (Великий раскол, обмирщение церкви в петровскую эпоху, секуляризационные явления и т.д.) сформировалась ментальная установка ответственности народа за судьбы национальной религии.
7. Историософичность русского православия выражается в таких этнопсихологических особенностях русского народа, как смирение перед величием Бога, уверенность в особом предназначении России, вера в заданную Богом и воплощаемую во времени по-разному историко-религиозную идею. Прослеживается развитие русской идеи как идеи призвания народа Богом, и идеи Российского государства как находящегося под особым божественным покровительством. Чертой этнической самобытности русского православия является его мессианский характер. Русский народ-богоносец, подобно Христу-мученику, искупает грехи человечества.
8. Две идеи - народная и государственная - заключают в себе два разных образа царя. Сильному государству - Великой России - соответствует фигура властного государя, царя-реформатора, просвещенного государя. Народной идее отвечает образ доброго православного царя-богомольца «Святой Руси».
9. Соборность - ведущая черта русского православия. Соборность была свойственна восточнославянскому менталитету и язычеству еще до принятия христианства, а так же византийскому православию. Соборная ментальность определяла пути христианизации страны и обогащалась с развитием православия и государственности. Соборность как черта социокультурной самобытности русского православия проявилась в участии в религиозно-философском творчестве представителей разных социальных слоев. В церковно-религиозном плане соборность понимается как необходимость вырабатывать догматы веры, обряды, решения совместными усилиями, она изначально несет анонимность. В повседневной жизни соборность связана с общинными формами быта.
Ю.Софийность - любовь к высшей, божественной мудрости, благодати выступает также важной чертой самобытности русского православия.
11 .До сих пор не выделены критерии измерения степени христианизации. Полная христианизация - идеал, не достижимый в реальной истории.
12.В работе дано авторское определение русского православия. Русское православие - развитая религиозная система, включающая в себя церковную организацию, именуемую Русской православной церковью; религиозную догматику, общую со всеми православными церквами; языческие в своей основе обыденные религиозные представления или народную веру; комплекс обрядов и обычаев, точному соблюдению которых придается важное значение, иначе называемый религиозным культом; своеобразную религиозную философию, основными идеями которой являются соборность, софийность, мессианизм, историософичность, аскетизм, отсутствие агрессии; а также особый эмоционально-психологический склад приверженцев данной религиозно-философской системы.
13.Становление самобытности русского православия происходило поэтапно. Доминанты конкретного этапа в дальнейшем переходят на уровень ментального субстрата, а при соответствующих культурно-исторических условиях активизируются. В работе проанализированы шесть этапов:
1. Христианство начального периода — от крещения Руси князем Владимиром до XII века, начала распада Киевской Руси. Апогеем данного периода следует признать середину XI века, время создания и материальной, и духовной базы русского православия. Религиозно-смысловым центром этого периода является 1054 год, в который умер Ярослав Мудрый и произошло формальное разделение церквей на православную и католическую. На этом этапе закладываются вектора развития самобытности православной веры.
2. Этап формирования двоеверия и веротерпимости. Он охватывает постепенный закат Киевского государства, период феодальной раздробленности, наиболее тяжелые времена монголо-татарского ига, и хронологически простирается от окончания великого княжения Мстислава Владимировича до XIV века - собирания земель вокруг Москвы. Этот этап характеризуется нарастанием автономности церкви, налоговыми привилегиями православной церкви перед Ордой, прекращением княжеской борьбы с язычеством.
З.Этап Московского православия. Он продолжается от конца XIV века до конца XVII века. Это время величия русской православной церкви, монастырской мощи, эпоха патриаршества и обоснования идеи «Святой Руси». Апогеем данного периода мы считаем разработку историософской концепции «Москва - третий Рим». Это период борьбы за единство русского православия и драматическая история Раскола.
4. Период имперского православия, охватывающий XVIII - начало XX века, время, синодального управления в истории Русской православной церкви. Оно характеризуется дальнейшей дифференциацией духовенства на бедное приходское и власть предержащее, оттеснением духовенства на периферию общественной жизни, развитием русской религиозной философии трудами светских лиц. Вершиной государственной идеологии данного периода явилась теория официальной народности.
5. Православие советского периода. Для этого времени характерен массовый отход населения от христианства. Это время полной подконтрольности церкви государству, восстановления патриаршества, попыток преодоления противостояния никониан и старообрядцев. Наиболее существенной чертой социокультурной самобытности русского православия в советский период является динамизм развития, который отражает высочайшую концентрацию историософских событий в коротком историческом промежутке существования советского государства.
6. Православие в постоветскую эпоху характеризуется конфликтами внутри церкви, сепаратистскими внутрицерковными, массовым возвратом к религии на базе всплеска национального самосознания, обрядоверия. Как внутренняя, так и внешняя церковная жизнь становится более динамичной и в определенной степени отражает процессы, происходящие в российском обществе.
14. В диссертации дан прогноз развития русского православия. Будущее этой религии определяется следующими факторами:
Общая религиозная политика государства
Отношение государства к церкви и церкви к государству, что нашло свое отражение в Социальной концепции РПЦ.
Религиозно-психологическая ситуация в современном российском обществе. Активность неправославных религиозных организаций и идейных движений.
По нашему мнению, на протяжении некоторого времени, пока у власти в стране остаются прежние политические круги, роль церкви и традиционного православия в жизни общества будет возрастать. Все большее число людей станут называть себя православными. Церковь накопит значительные материальные богатства и станет весомой политической силой. Параллельно будет активизироваться «еретический императив». Глубинное чувство тождества русского и православного не позволит многим, отошедшим от церкви, стать адептами какой-либо другой конкретной религии. Религиозные потребности уйдут в сферу нравственных исканий и различных видов творчества. Внешне это выразится в религиозной индифферентности, пассивном атеизме, снижении числа прихожан Русской православной церкви.
Список научной литературыНиколаева, Оксана Владимировна, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"
1. Абалкин Л.И. Экономическая теория на пути к новой парадигме. // Вопросы экономики. 1993, №11.
2. Абакарова P.M. Двоеверие в этнокультурной традиции Кавказа // Религия и нравственность в секулярном мире. СПб. 2002.
3. Августин Аврелий. Исповедь. Петр Абеляр. История моих бедствий. М., 1992.
4. Алексий II. О миссии Русской Православной Церкви в современном мире. // Православная миссия сегодня. СПб., 1999.
5. Анализ и синтез // Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М., 1987.
6. Аничков Е.В. Язычество и древняя Русь. СПб., 1914.
7. Арефьев М.А., Давыденкова А.Г., Осипов И.Д. Русская культурология. 4.1. Культура российского самоуправления. СПб., 2003.
8. Артемьева Т.В. История метафизики в России XVIII века. СПб., 1996.
9. Артемьева Т.В. Русская историософия XVIII века. СПб., 1996. Ю.Астафьев П.Е. Национальность и общечеловеческие задачи. / Вопросыфилософии. № 2, 1996. П.Афанасьев А.Ю. Эволюция образа: от язычества к христианству.
10. Вопросы философии. 1996, № 10. 12.Балабанова И. Москва третий Рим // Русская философия.
11. Малый энциклопедический словарь. М., 1995. 1 З.Бердяев Н.А. Русская идея // О России и русской философской культуре.
12. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990. И.Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990.
13. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.
14. Бирюков В.Б. Анализ //Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
15. Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. СПб., 1995.
16. Богданов В.А. Еретический Императив. СПб., 2003.
17. Борисов Н.С. Русская церковь в политической борьбе XIV-XV веков. М., 1986.
18. Будовниц И.У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV XVI веках. М., 1966.
19. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М., 1990.
20. Булыгин И.А. Церковь и государство в России XVIII века. Секуляризация церковных владений. // История Европы. В 8-и тт. Т. 4. Европа Нового времени. М., 1994.
21. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.
22. Вернадский Г.В. Киевская Русь. М., 1996.
23. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Киев, 1888.
24. Волкова А.Н. Мистический опыт как культурно-антропологический феномен. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. СПб., 2002.
25. Вышеславцев Русский национальный характер. / Вопросы философии, № 6, 1995.
26. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия IX XIX вв. JI., 1989.
27. Грицианов А.А., Филиппович А.В. Аналитическая философия // Новейший философский словарь. Минск, 2003.
28. Громов М.Н. История русской философской мысли // История философии: Запад, Россия, Восток. Кн. 1, М., 1995.
29. Греков Б.Д. Киевская Русь, М., 1953.
30. Грекулов Е.Ф. Церковь, самодержавие, народ (2-я половина XIX начало XX в.). М., 1969.
31. Голубинский Е.Е. История русской церкви. М., 1901.
32. Горбач К. Запад и Россия // Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995. С. 194.
33. Гордиенко Н.С. «Крещение Руси»: факты против легенд и мифов. JL, 1986.
34. Гордиенко Н.С. Основы религиоведения. СПб., 1997.
35. Гордиенко Н.С. Мистика на службе современного православия. М., 1981
36. Гордиенко Н.С. Современное русское православие. Л., 1987.
37. Горчаков М. Соборы церковные // Энциклопедический словарь. Брокгауз и Эфрон. СПБ., 1900.
38. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1992.
39. Дмитриев А.Д. Церковь и идея самодержавия в России. М., 1931.
40. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. В 30-ти т. Т. 10. Л., 1974.
41. Есюков А.И. Философские аспекты русской богословской мысли второй половины XVIII начала XIX века. Автореф. дис. на соискание ученой степени доктора философских наук. СПб., 2000.
42. Есюков А.И. Человек и мир в православной просветительской мысли России второй половины XVIII века. Историко-философские очерки. Архангельск, 1988.
43. Задонщина // Воинские повести Древней Руси. Л., 1985.
44. Иваненко С.И. Наука и православие. М., 1984.
45. Иванов Вяч. Родное и вселенское. М., 1994.
46. Ивахненко Е. Средневековое двоеверие и русская литературно-философская мысль нового времени. Очерк третий. Средневековье: духовный аспект русского двоеверия. // Рубежи. № 2, 1997.
47. Иларион Киевский Слово о законе и благодати. // Русская идея, М., 1992.
48. Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Церковные расколы в Русской Церкви 20-х и 30-х годов XX столетия григорианский, ярославский, иосифлянский, викторианский и другие, их особенности и история. Сортавала, 1993.
49. Иосиф Волоцкий. Просветитель, или Обличение ереси жидовствующих. Казань, 1857.
50. История религии. В 2 тт. / Под общей редакцией И.Н. Яблокова. М., 2002.
51. История России с древнейших времен до конца XX века. М., «Дрофа», 2001.
52. Итс. Р.Ф. Введение в этнографию. Л., 1991.
53. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.
54. Казеннов А.С. Генерационные отношения в воспроизводстве человека и самоорганизации общества. СПб., 2002.
55. Казеннов А.С. Самоорганизация рода как антропологическая основа разрешения социальных противоречий. Афтореф. дис. на соискание ученой степени доктора филос. наук. СПб., 2004.
56. Казин А.С. Российская соборная мысль. М., 1993.
57. Кантор В.К. Русское православие в имперском контексте: конфликты и противоречия // Вопросы философии, 2003. № 7. С. 6.
58. Карсавин Л.Н. Сочинения./ под ред. А.К. Клементьева и С.Ю. Клементьевой. СПб., 1997.
59. Красников Н.П. Православная этика: прошлое и настоящее. М., 1981.
60. Кашеваров А.Н. Печать Русской православной церкви в XX веке. СПб., 2004.
61. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. М., 1993. Т.1
62. Киреевский И.В. В ответ А.С. Хомякову // Русская идея. М., 1992.
63. Клибанов А.И. Реформационные движения в России в XIV первой половине первой половине XVI в. М., 1960.
64. Климова С.М. Феноменология святости и страстности в русской философии культуры. СПб., 2004.
65. Кожинов В.В. Двуединый свет. Размышления о преподобных Иосифе Волоцком и Ниле Сорском // Русская литература. №1, 1995
66. Крывелев И.А. История религий. В 2-х т. М., 1988.
67. Крывелев И.А. Русская православная церковь в первой четверти XX века. М., 1982.
68. Крянев Ю.В., Павлова Т.П. Двоеверие на Руси. // Как была крещена Русь. М., 1990.
69. Крывелев И.А. История религий. М., 1988.
70. Курбатов Г.Л., Фролов Э.Д., Фроянов И.Я. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь. Л., 1988.
71. Курочкин П.К. Социальная позиция русского православия. М., 1969.
72. Кусков В.В. История древнерусской литературы. М., 1989.
73. Лебедев С.В. Система ценностей философии русского консерватизма второй половины XIX века. Автореф. дисс. на соискание ученой степени доктора философских наук. СПб., 2004.
74. Леонтьев К.Н. Византизм и славянство //Россия глазами русского. СПб., 1991.
75. Лукьяненко С.А. Психологические условия формирования менталитета в секулярном обществе // Религия и нравственность в секулярном мире. СПб., 2002.
76. Мавродин В.В. Образование единого русского государства. Л., 1951.
77. Маилов А.И. Русская религиозная философия в «пути». Сергий Булгаков.1. СПб., 1993.
78. Макарий (Булгаков) История русской церкви. Изд. 2-е. Т.1. СПб., 1868.
79. Маркс К., Энгельс Ф., Соч. 2-е изд. т. 29.
80. Маслин М. «Велико незнание России .» // Русская идея. М., 1992.
81. Медведев А. «Волшебная гора» метод метемпсихозы и духовного реализма. / Волшебная гора. № 3. М., 1995.
82. Мильдон В.И. Русская идея в конце XX века. // Вопросы философии. № 3, 1996.
83. Мильков В. Двоеверие.// Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995.
84. Мильков В. Иларион // Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995.
85. Миронов Б.Н. История в цифрах. Л., 1991.
86. Митрохин Л.Н. Философия религии. М., 1993.
87. Мифологический словарь. Гл. ред. Мелетинский Е.М. М., 1992.
88. Мчедлов М.П. Взаимосвязь религиозного и национального // Национальное и религиозное. М., 1996.
89. Нарочницкая Н.Н. Россия и русские в мировой истории. М., 2003.
90. Нечаев А.Б. К вопросу о так называемом «естественном праве свободы совести» // Религия и нравственность в секулярном мире. СПб., 2002.
91. Нила Сорского предание и устав. Вступ. Статья М.С. Боровковой-Майковой. СПб., 1912.
92. Николаева О.В. Значение устной проповеди для распространения и утверждения христианства на Руси в X XVII вв. // Клио. № 4(19). СПБ., 2002.
93. Николаева О.В. Нил Сорский как источник русской духовности. // Герценов-ские чтения 1998. Актуальные проблемы социальных наук. СПб., 1998.
94. Николаева О.В. Эстетизм древних русичей как фактор принятия православия. // VII Царскосельские чтения. Международная научно-практическая конференция 22-23 апреля 2003 года. Том 2. СПб., 2003.
95. Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1988.
96. Новейший философский словарь. Минск, 2003.
97. Новиков М.П. Современный религиозный модернизм. М., 1973.
98. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории. М., 1999.
99. Обращение православных епископов из Соловецкого лагеря особого назначения к правительству СССР («Соловецкое послание») //Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской Православной Церкви: 1917 1990. М., 1994.
100. Обухов В.Л. Что такое реалистическая философия? // День Петербургской Философии 2002. Материалы круглых столов. Реалистическая философия в петербургской традиции. СПб., 2003.
101. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1953.
102. Основы социальной концепции Русской православной церкви. М.: Издательство Московской Патриархии, 2000.
103. Отец Сергий Лепин. Православие //Новейший философский словарь. Минск, 2003.
104. Ю.Панкратов П.А. От Востока на право. История, культура, современные вопросы старообрядчества. М., 2000.
105. Панченко А.А. Народное православие. СПб., 1998.
106. Панченко И.С. К вопросу об особенностях становления и развития русской политической мысли //VIII Царскосельские чтения. Международная научно-практическая конференция. 21-22 апреля 2004 г. СПб., 2004. Т. II. С. 183 185.
107. Патриарх Сергий и его духовное наследство. М., 1947.
108. Плавильщиков П.А. Нечто о врожденном свойстве душ Российских // Зритель. 1792. 4.1.
109. Победоносцев К.П. Курс гражданского права. СПб., б.г.
110. Повести Древней Руси, Л., 1983.
111. Повесть временных лет. СПб., 1996.
112. Послание Освященного Архиерейского Собора клиру, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви. // Журнал Московской Патриархии, № 10,2004.
113. Православный молитвослов и Псалтирь. Изд. Московской Патриархии. М., 1988.
114. Преподобный Нил Сорский, первооснователь скитского жития в России и его устав о жительстве скитском в переводе на русский язык, с приложением всех его писаний, извлеченных из рукописей. СПб., 1864; 2-е изд. М., 1869.
115. Пушкин А.С. Евгений Онегин // Соч. в 3-х томах. М., 1955. Т.З.
116. Радугин А.А. Введение в религиоведение. М., 1999.
117. Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси. М. Л., 1966.
118. Российская соборная мысль. М., 1993.
119. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М„ 1995.
120. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1988.
121. Русское православие: вехи истории. М., 1989.
122. Сапов В. Соборность // Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995.
123. Сабиров В.Ш. Русская идея спасения. СПб, 1995.
124. Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? СПб., 1994.
125. Садохин А.П., Грушевицеая Т.Г. Этнология. М., 2001.
126. Садохин А.П. Этнология. М., 2000.
127. Святая Русь. Энциклопедический словарь русской цивилизации. Сост. О.А. Платонов. М., 2000.
128. Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния (Кн. 1-12). М„ 1918.
129. Сергеевич В.И. Вече и князь. Русское государственное устройство и управление во времена князей Рюриковичей. М., 1867.
130. Сидоров В.П. Социально-политическая доктрина Русской православной церкви. (XX столетие). Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. СПб., 1996.
131. Сикевич В.В. Национальные движения и молодежь. // Этничность. Национальные движения. Социальная практика. СПб., 1995.
132. Синягин А. Апостольское христианство на Руси // Волшебная гора, М., вып. III, 1995.
133. Скворцов Н.Г. Этничность и трансформационные процессы. // Этничность. Национальные движения. Социальная практика. СПб., 1995.
134. Скрынников Р.Г. Святители и власти. Л., 1990.
135. Смирнов А.В. «Онто-эсхатологический и нравственый смысл» истоиософской теории старца Елеазарова монастыря Филофея (Псковского) Нравственный идеал русской философии. Материалы III Санкт-Петербургского симпозиума историков русской философии (3 -5)
136. Смирнов С.А. Культурный возраст человека: Философское введение в философию развития. Новосибирск,. 2001.
137. Смирнова З.В. Русская мысль первой половины XIX века и проблема исторической традиции //Вопросы философии, 1995. № 9.
138. Советский энциклопедический словарь. М., 1982.
139. Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. Т.1. / отв. ред. М. Бур до, С.Б. Филатов. М., 2004.
140. Соловьев B.C. Русская идея // Русская идея. М., 1992.
141. Стамулис И. Восточно-православное богословие миссии сегодня.
142. Православная миссия сегодня. СПб., «Апостольский город», 1999.
143. Стельмашук Г.В. Культура как предмет социально-философского познания: теоретико-методологический аспект. Дисс. в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора философских наук. СПб., 1999.
144. Сухачев В.Ю. К генеалогии современного русского национализма. // Этничность. Национальные движения. Социальная практика. СПб., 1995.
145. Таевский Д.А. Синкретические религии и секты. Словарь-справочник. М., 2001.
146. Тихомиров М.Н. Религиозно-философские основы истории. М., 1998; 2003.
147. Тойнби А. Постижение истории. М., 1996.
148. Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990.
149. Успенский Б.А. Царь и патриарх. Харизма власти в России. М., 1998.
150. Ушаков В.М. Православная церковь и современное общество. Алма-Ата., 1976.
151. Федоров Н.Ф. Философия общего дела. М., 1913.
152. Федотов Г.П. Лицо России. // Судьба и грехи России: В 2-х тт.1. СПб., 1991. Т.1.
153. Филарет (Гумилевский) История русской церкви. Изд. 6-е. СПб., 1894.
154. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М., 1987.
155. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
156. Флоренский П.А. Сочинения. В 4-х тт. Том 2.
157. Фролов М.И. Салют и реквием. Героизм и трагедия ленинградцев 1941 — 1944. СПб., 2004.
158. Фроянов И.Я. Киевская Русь. Очерки социально-экономической истории. Л., 1974.
159. Фроянов И.Я. Киевская Русь. Очерки социально-политической истории. Л., 1980.
160. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М., 1980.
161. Хомяков А.С. Поли. собр. соч. в 8-ми тт. М., 1900.
162. Христианство. Энциклопедический словарь. В 3-х тт. М., 1993.
163. Циклические ритмы в истории, культуре, искусстве. М., 2004.
164. Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной. М., 1992.
165. Цыпин В., протоиерей. История Русской православной Церкви: 1917 1990. М., 1994.
166. Чижевский A.J1. Земное эхо солнечных бурь. М., 1973.
167. Чуркин В.Ф. Византия, православие и Русь в историческом контексте. // Славянский мир: единство и многообразие. Белгород, 1995
168. Шамаро А.А. Православие и русская культура: церковные притязания и историческая реальность. М., 1980.
169. Широкогоров С.М. Этнос. Шанхай. 1923. Цит. по: Итс Р.Ф. Введение в этнографию. Л., 1991.
170. Шпенглер О. Закат Европы. Т. 2. Всемирно-исторические перспективы. Минск, 1999.
171. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. СПб., 1996.
172. Штаерман Е.М. Минерва //Мифологический словарь /Гл. ред. Мелетинский Е.М. М., 1992.
173. Щапов Я.Н. Княжеские уставы и церковь в Древней Руси. М., 1972.
174. Энциклопедический словарь. Издатели Ф.А. Брокгауз, И.А. Эфрон. СПб., 1904.
175. Энциклопедический словарь русской цивилизации. Том Святая Русь. М., 2000.
176. Этнография. / Под редакцией Ю.В. Бромлея и Г.Е. Маркова. М., 1982.
177. Юрьев А.И. Предназначение Санкт-Петербурга для судеб России
178. Психология Петербурга и петербуржцев за три столетия, СПб., 1999.
179. Beta К. Die russische Seele: Vom Denken, Fiihlen und Beter des russisch-orthodaxen Christen. Wien: Herold, 1988.
180. Kluckhohn C. Myths and Rituals: A General Theory // Myth and Literature: Contemporary Theory and Practice. Lincoln, 1966. P. 40.
181. Саган О. Вселенськое православ'я. Суть. 1стор1я. Сучасний стан. КиТв. 2004.