автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Традиции религиозной духовности в русской культуре
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Волкова, Ирина Васильевна
Введение
Глава I. Социокультурные основания православной традиции в России
1.1. Язычество как духовная традиция Древней Руси
1.2. Особенности православия в России
1.3. Диалог религиозной и светской форм духовности в российском обществе
Глава II. Социальный субъект православной традиции
2.1. Православие как интегратор российского социума
2.2. Личность и православная вера 95 ^ Заключение
Введение диссертации2004 год, автореферат по философии, Волкова, Ирина Васильевна
Актуальность исследования.
Кризисная ситуация в российском социуме все настоятельнее требует формирования новой общенациональной системы духовных ориентиров, способной интегрировать различные народности и этносы России, обеспечить их: национальное согласие и единство, гармонизировать межнациональные отношения, устранить конфликты. Россия - полиэтническая и многоконфессиональная страна с большим количеством культурных и культовых традиций. Этнический фактор, наряду с другими, предопределяет сложную, синкретическую структуру русской культуры с многообразием составляющих ее идеалов, нравственных ценностей, типов поведения. Поэтому особую значимость приобретают дискуссии вокруг наднационального общественного идеала, вопроса соотношения традиции и современности. В современной социально-философской науке нет однозначного решения этой проблемы. Одни исследователи1 предлагают искусственно сконструировать систему ценностей (единую государственную идеологию по типу советской), другие2 считают, что идеалы и ценности российского народа должны быть нейтральными в классово-идеологическом, этническом и конфессиональном отношении.
В общественных науках и в массовом сознании широко распространено представление о традиционных религиозных ценностях как о гаранте определенности и стабильности дальнейшего развития российского общества; Религиозная традиция рассматривается не только как механизм закрепления и трансляции конкретных религиозно-конфессиональных ценностей, но и как
1 См.: Артемов И. Россия: Империя или цивилизация// Неизбежность империи. М., 1996. С. 115.
См.: Шаповалов В.Ф. Россия как цивилизация // Альманах центра общественных наук. М., 1997. №3. С. 39. способ сохранения национальной самобытности, социального самовыражения и самоутверждения, как. неотъемлемый; и обязательный компонент «русскости», способный защитить духовное пространство России от амбивалентного воздействия процессов американизации, вестернизации и глобализации.
Бесспорно, система духовных ценностей российского социума не ограничивается православной традицией: Но православие является базовым компонентом' русской духовности, благодаря; которому синтез культур различных этносов и народностей России» смог выйти на универсальный мировой уровень. Поэтому государство пытается сегодня в качестве интегратора российского общества в. духовной? сфере выдвинуть Русскую Православную Церковь. Может ли православие выступить в роли консолидирующей основы современного российского социума? Эта проблема волнует многих россиян, особенно ту часть населения, которая придерживается иных религиозных ценностей. В данной работе предпринимается попытка выявления особенностей православной духовности, ее места в русской» культуре, специфических черт и структуры.
Необходимость исследования религиозных традиций? диктуется ■ сложностью и противоречивостью духовной основы российского общества. В России, наряду с традиционной православной культурой, существуют и другие религиозные конфессии, деятельность которых активизировалась в последнее время в связи; с попыткой придать православию статус государственной религии. В" духовной? сфере российского социума продолжают развиваться и атеистические воззрения, являющиеся не менее динамичной формой социального наследования. Комплексный характер русской! духовности; и; ее многосторонние проявления объясняются; сложным процессом становления российской цивилизации, переплетением исторических времен, этносов, социальных общностей. Представляется, что для перехода России на новый качественный- уровень необходимо переосмыслить религиозные традиции прошлого в современном социокультурном контексте с целью определения новых возможностей' в духовном развитии общества. Общественный идеал, базирующийся на традиционных ценностях русской культуры, мог бы способствовать выживанию России в конкурентной борьбе: на мировой арене, подсказал бы формы и способы ее сохранения как самобытного национального типа;
Актуальность проблемы религиозной традиции обусловлена: распространением в России большого количества нетрадиционных религиозных культов, привносящих деструктивные элементы в духовную сферу нашего общества (Церковь унификации или Церковь Муна, АУМ Сенрике, Свидетели Иеговы и др.) В многоликом духовном пространстве современной России традиционные религиозные ценности могут выступать как способ самозащиты российского общества от дестабилизирующих и противоборствующих сил. Нравственная компонента религиозной традиции русского народа, выработанная и закрепленная веками, истории, не была разрушена в? период атеизма. Она всего лишь трансформировались в другие формы. Исследование религиозных ценностей как феномена социокультурного наследия позволяет по-новому взглянуть на природу национального самосознания, а осмысление исторически сложившихся устоев жизни и общественных взаимосвязей способно помочь в решении актуальных проблем. современности, таких как преодоление бездуховности и безнравственности.
Современные обстоятельства требуют нового осмысления проблемы религиозных традиций, переоценки роли языческого компонента в русской духовности и базовых ценностей православия, определивших важнейшие духовные ориентации русского народа.
Состояние научной разработанности проблемы.
Область исследования русской духовности, как национального феномена остается- дискуссионной. Современные научные подходы существенно обновляют категориальный аппарат и методологический инструментарий социально-философского исследования. Так, в социальной философии сформировались три основные программы изучения традиции: культурно-историческая (традиция как самобытность), эволюционистская (традиция как устойчивая форма коллективного сознания) и, функционалистская (традиция как определенная модель социального взаимодействия). Культурно-историческая программа сформулирована в трудах П.Сорокина, Э.Шилза; ее поддерживают И.В.Суханов, А.К.Уледов; эволюционистская получила развитие в работах Г.Спенсера, Дж.Фрезера, отечественных ученых: Э.С.Маркаряна, К.В. Чистова; основы, функционалистского подхода изложены в трудах Э.Дюркгейма и М.Вебера, КЛеви-Стросса и др. Эти различные трактовки традиций создают дополнительные трудности в исследовании религиозных традиций? русской духовности: В отечественной философии данные вопросы поднимались и осмысливались А.С.Хомяковым, Н.А.Бердяевым, С.Н.Булгаковым, В.С.Соловьевым, СЛ.Франком и другими философами в контексте рассуждении о сущности и особенностях русской культуры, об исторических перспективах Русского государства, о ценности традиции прошлого в решении проблем настоящего и прогнозировании будущего. Характерно; что феномен религиозной традиции рассматривался вне конфессиональной; принадлежности, был символом «всеединства» веры,. духовности, социального бытия. Можно утверждать, что русские философы рубежа XIX - XX вв. выстроили концепцию о всеобщей религиозной традиции, непосредственно связанной с духовным миром: человека и определяющей смысл его существования.
В философской и социологической литературе советского периода традиции оценивались с позиций* марксистско-ленинской идеологии, как патриархальные пережитки, которые необходимо преодолеть в науке, искусстве, культуре. «Традиционализм» рассматривался как преувеличение роли традиций в науке, искусстве, вере. Но для 60-х годов XX в. характерно переосмысление понятия «традиция» с выделением ценностной значимости этой категории. Так, Н.С.Сарсенбаев, И.В.Суханов3 начали соотносить закономерности общественных отношений с привычками, правилами поведения, нормами морали, ценностными установками. Однако до 1980-х годов многие исследователи не различали понятия «традиция» - «обряд» -«обычай».
В последние десятилетия XX века отечественные мыслители стали, более глубоко исследовать феномен традиции как непрерывно развивающийся, действующий i во всех сферах общественной жизни. Традиция осмысливается как внутренняя связь человечества со своим прошлым, преодоление исторического разрыва с прошлым. Армянские ученые Э.С.Маркарян, Э.Г.Абрамян4 вывели толкование традиций на новый уровень. Культурная традиция < ими рассматривалась в качестве универсального стабилизирующего средства со своими, механизмами самоорганизации, служащим для передачи социокультурного опыта людей в определенных стереотипизированных формах (обряды, обычаи, ритуалы и т.д.). Э.С. Маркарян выделяет критерии, позволяющие классифицировать культурно-исторические традиции: 1) длительность существования традиций, 2) жесткость или лабильность стереотипизации опыта, 3) субъекта-носителя традиции, 4) средства передачи и аккумуляции опыта5.
Кардинальные изменения во всех сферах общественной жизни, переживаемые российским социумом в 1990-е годы,, обусловили повышенный интерес к религиозной традиции, которая стала, рассматриваться как элемент системы функционирования социума, носитель высокой духовности и гарантия социальной устойчивости; как способ национального самосохранения. Методологическую ценность имеют исследования Г.М.Пурынычевой вопроса о соотношении традиции и новации в русской духовности; Л.П.Буевой,
3 См.: Сарсенбаев H.C. Обычаи, традиции и общественная жизнь. Алма-Ата, 1974. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколения. М., 1976.
4 См.: Абрамян Э.Г. У истоков культурной традиции. Ташкент, 1988.
5 См.: Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983. С. 172. выделяющей светскую и религиозную традиции* в русской? духовности; результаты; компаративистского анализа русской и испанской национальных традиций, проведенного Л .ЕЛковлевой 6.
Для современной; науки1 сохраняют значение сочинения российских религиозных философов- Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова; И.А.Ильина, В.С.Соловьева, Н.О.Лосского, С.Л.Франка,, П.А.Флоренского: современных религиозных философов А.Кураева, А.Меня, М.Н. Бессонова; исследования зарубежных философов по проблемам: психологии религии; К исследованию) истории русской s церкви, православной культуры обращались П.Н.Милюков, Н.М.Никольский и др.
При подготовке диссертационного исследования автор опирался на древние культурно-исторические источники. Одним из первых русских мыслителей, соединивших в единую концепцию; национальные и религиозные традиции Руси был митрополит Илларион. В древнерусском памятнике «Слово о законе ш благодати», принадлежащем Иллариону, прославляется: Русь и; оформляется идея будущей Великой России.
Нестор в «Повести временных лет» изложил идеи защиты Родины, идеи русского единства и» русской государственности, которые со временем воплотились в теорию «Москва - третий Рим». В концепции «Москва - третий Рим» получили продолжение политические традиции: отстаивание абсолютной монархии через сохранение религиозных традиций;
Идею» единства национального и религиозного элементов в; русской духовности- развивали славянофилы. Д.А.Хомяков7 в работе «Православие. Самодержавие. Народность» дает, интерпретацию данного; девиза, разбирая* каждый принцип; в отдельности; и подводит к мысли, что православное
6 См.: Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры// Вопросы философии. 1996. №21 С.3-9; Пурынычева Г.М: Истоки и сущность русской духовности. Дисс. д-ра филос.наук. М;, 1999; Яковлева Л.Е. Испанская философская традиция в XX веке: социокультурный анализ. М., 2003;
7 См.: Хомяков Д.А. Православие. Самодержавие. Народность. Минск, 1997. понимание государственной формы есть только материальная оболочка, за которой скрывается наиболее важная задача государства - сохранение самобытной культуры русского народа.
Особенностью осмысления религиозной традиции русскими религиозными философами XIX - нач.ХХ вв. является рассмотрение этой проблемы через призму сохранения национальной самобытности, самостоятельности России.
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к православной традиции со стороны широкого круга философов, публицистов, писателей, политиков. В условиях, когда марксистская идеология перестала быть приоритетной в современном российском обществе, началось активное возрождение религиозных традиций как. наиболее подходящих для выхода российского социума из духовно-нравственного кризиса, для сохранения национальной независимости нашей страны. Распространена точка зрения, что без православия нет русской нации, культуры и государственности /публицисты Mi Антонов, Л.Бородин, философы А.Гулыга, И.Шафаревич, политические деятели В.Аксючиц, В.Новодворская и др./.
Междисциплинарный характер проблемы потребовал обращения к трудам историков. Так, значительный вклад внес в осмысление русской духовности Б.А.Рыбаков, реанимировав язычество славянского народа. Л.Фейербах, З.Фрейд, Э.Фромм, К.Маркс, В.С.Соловьев и др. пытались понять суть феномена религии и определить место религиозного сознания среди прочих форм духовной ориентации человека в мире.
Анализ: литературы показал, что степень изученности традиции религиозной духовности в русской культуре недостаточна. На;наш взгляд, это связано с тем, что чаще всего религиозная традиция русского народа отождествляется только с православными ценностями, без учета языческого компонента и элементов светской культуры, которые бытийствуют в русской религиозной духовности; Другая причина заключается в одностороннем представлении данного феномена: приоритетной для авторов является либо материалистическая позиция, либо богословская. Необходимость всестороннего анализа феномена религиозной традиции с учетом различных подходов к проблемам духовного развития человека, религиозной духовности в отечественной философии диктуется требованиями модернизации современного социального познания.
Целью работы является общетеоретическая разработка проблемы религиозной традиции в ее социокультурной обусловленности (на материалах православной истории), исследование сущности и динамики традиции религиозной духовности российского народа и ее влияния на духовно-нравственное возрождение России.
Для реализации поставленной цели автор выделяет задачи: -проанализировать современное состояние социально-философского познания по проблеме религиозной традиции; дифференцировать существующие точки зрения и выработать свое понимание данного феномена;
-реконструировать языческий и православный компоненты в русской религиозной традиции, структуру и специфику светской и религиозной моделей духовности, их динамику и роль в духовно-нравственной жизни российского общества;
-обосновать интегрирующую роль православных традиций (святости, державности, соборности) в становлении российской государственности и базовых черт русского менталитета;
-выявить гармонизирующие возможности православия в формировании духовного мира личности и общества на путях их нравственного самосовершенствования.
Методологическая и источниковая база исследования.
Исходным, методологическим основанием в данном исследовании являются философский материализм, материалистическое понимание истории, принципы диалектики, раскрывающие возможности толкования традиции религиозной духовности, единства и многообразия его проявлений в историческом процессе. Вместе с тем, современный этап истории диктует необходимость использования и других подходов к исследованию проблем духовного развития: феноменологического, культурологического, системного, гуманитарного. Междисциплинарный комплексный; подход к проблеме определяется мировоззренческой ориентацией автора диссертации и предметом исследования, который не может быть исчерпан в рамках одной методологической; парадигмы. Применялись, формально-содержательный и системно-структурный; подходы, функциональный и сравнительно-исторический методы, элементы компаративистики и метод реконструкции.
Автор использует широкий круг источников и литературы, принадлежащих к классической мировой и отечественной философии, труды современных философов, социологов, теологов, историков, относящихся к различным научным; школам и направлениям, произведения различной мировоззренческой ориентации; сопоставляет светский и религиозный способы. осмысления духовности.
Источником^ для написания диссертационной работы послужила богословско-религиозная литература: Библия - Священная книга христиан и памятник мировой- культуры; православный молитвослов; и псалтырь; памятники культуры Древней Руси - «Слово о законе и благодати» Иллариона, «Повесть временных лет» Нестора; жития святых; народный эпос. Данная литература позволили автору выявить языческий компонент в христианской культуре, исследовать процесс эволюции национального самосознания русского народа.
Значительное влияние на формирование познавательной и мировоззренческой позиции автора оказали труды русских философов христианско-православной ориентации: Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, И.А.Ильина, В.С.Соловьева, СЛ.Франка и др.
Эмпирической базой исследования феноменов религиозной духовности послужили и социологические опросы, проведенные в ходе экспедиционной научно-исследовательской работы в Оршанском, Новоторъяльском, Сернурском, Куженерском районах Республики Марий» Эл. Полученные результаты позволили определить ценностно-мировоззренческий уровень марийского народа, его духовные приоритеты.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Религиозные: традиции в русской духовности представляют собой культурный субстрат российского общества; путем передачи от поколения к поколению они обеспечивают сохранение социального опыта в процессе эволюции этносов.
2. Языческие традиции в русской религиозной духовности, вытесненные в сферу «бессознательного» духовного опыта народа, органически соединяются с элементами восточного христианства и светской духовности, порождая самобытное национальное явление - русское православие.
3. Светская форма духовности, обусловленная наличием в русской культуре православной традиции и ориентированная! на нравственные ценности, имеет религиозные истоки.
4. Православие как духовная традиция российского общества влияет на формирование ценностно-смысловой структуры личности.
Конкретные результаты исследования и их новизна:
1. Проанализировано современное состояние социально-философского познания по проблеме религиозной традиции, проведена дифференциация различных подходов.
2. Реконструированы и обоснованы языческие и православные традиции в русской религиозной духовности.
3. Рассмотрено влияние православия на становление российской государственности; выделены консолидирующие Россию идеи: святости; державности, соборности.
4. Показана роль православия в гармонизации духовного мира личности и общества.
Научно-практическая значимость исследования.
Концептуальные положения диссертационной работы, создают предпосылки к объективному анализу роли религиозной традиций в духовной культуре российского общества, находящегося; в состоянии поиска новой системы ценностей, способной интегрировать социум. Диссертант изложил свое понимание этих проблем. Научные; результаты имеют практическое значение в осмыслении дискуссионных проблем гуманитарного знания: социальной философии, истории, культурологии, религиоведения; Их можно использовать в вузовских курсах философии: «Культура как предмет социально-философского анализа», «Проблема человека в философии», «Познание как предмет философского анализа» - соотношение веры и знания, истории философии, этики, религиоведения.
Основные положения исследования могут быть использованы при разработке спецкурса «Религии в современном мире», концепции духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в рамках программы развития воспитания в системе образования республики Марий Эл.
Апробация работы
Основные идеи диссертации отражены в выступлениях автора на конференциях: «Христианское просвещение и русская культура» (Йошкар-Ола, 2002), «Природные и культурные ландшафты: проблемы экологии и-устойчивого развития» (Псков, 2002), на секционном заседании III международного финно-угорского конгресса, (Йошкар-Ола, 2003), на научной конференции профессорско-преподавательского состава, докторантов, аспирантов и сотрудников МарГТУ по итогам НИР за 2002 г., 2003 г. (Йошкар-Ола, МарГТУ, 2002, 2003), «Духовность и нравственность в современном образовательном процессе» (Йошкар-Ола, 2003), на заседании круглого стола регионального отделения философского общества (Йошкар-Ола, 2004), «60 лет Великой победы» (Йошкар-Ола, 2004).
Апробация идей диссертации осуществлялась в ходе преподавания гуманитарных дисциплин в ГУПУ №21, при чтении лекции по курсу философия в МарГТУ (2002 - 2004), при разработке и чтении спецкурса «Религии в современном мире».
По результатам исследования диссертации опубликованы 7 статей и тезисов.
Структура диссертации.
Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и библиографического списка (200 наименований). Общий объем работы составляет!37 машинописных листов.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Традиции религиозной духовности в русской культуре"
Заключение
На рубеже XX-XXL вв. российское общество вновь оказалось перед историческим выбором пути развития, перед необходимостью сохранения национальной самобытности страны, формирования на основе традиционных ценностей новой системы взглядов и идеалов. В' этих условия обострился интерес к проблеме традиции. Традицию начали рассматривать как необходимое условие сохранения, преемственности и устойчивости человеческого бытия, в качестве предпосылки и конституирующего начала формирования идентичности человека, группы или целого общества. Несмотря на повышенный интерес к этой проблеме, анализ литературы показал, что существующие наработки по проблеме традиции религиозной духовности не являются достаточными.
Используя различные методы философского познания, диссертант реконструирует языческий компонент в русской религиозной традиции, раскрывает особенности православной духовности и ее базовые ценности, определившие духовные ориентации русского народа:
Религиозные традиции в русской духовности представлены как культурный субстрат российского общества; как способ сохранения (путем передачи от поколения к поколению) социального опыта при переходе этносов из одного состояния в другое;
В; русской религиозной духовности автор выделяет языческие и православные традиции.
Языческие традиции начинают складываться в эпоху родоплеменных отношений; Основными предпосылками возникновения5 язычества являются природно-климатические и социально-экономические условия. Языческая культура предполагает внедрение человека в мир природы, способствует гармонизации отношений в системе «человек-природа». G принятием христианства на Руси языческие традиции не исчезают, они вытесняются в бессознательную» сферу духовного опыта народа. Языческая вера оказывает влияние на; сознание и современных людей, актуализируясь в самых неожиданных проявлениях в духовном пространстве России (феномен новых религий неоязыческого происхождения).
Установлено, что трансформация феномена языческой религиозной традиции обусловлена изменениями; в идеологической, ценностно-коммуникативной и личностно-психологической сферах жизнедеятельности общества. Автор считает, что интенсивное возрождение языческих традиций в регионах (например, в Республике Марий; Эл) связано с развитием национального самосознания; малых народов, стремлением сохранить свою национальную культуру.
Языческие традиции, органически соединившись с элементами восточного христианства и светской духовности, породили самобытное национальное явление - русское православие. Языческий компонент в русской духовности прослеживается в иконографии, архитектуре, фольклоре, в народных праздниках, в менталитете русского народа.
Традиции русского православия проявляются в; идеях соборности, святости, почитании божественного Материнства, культовом эстетизме (иконопись) и. в, таких душевных качествах русского человека; как терпение, смирение, аскетизм, отсутствие прагматизма, внутренняя сосредоточенность. Все это способствовало формированию повышенной духовности русского народа, склонности к философско-религиозному осмыслению жизни.
В феномене русской духовности изначально оказались >переплетены вера и знание, рассудок и.набожность. Взаимосвязь светской и религиозной формы, духовности объясняется наличием в русской культуре единого универсального духовно-нравственного начала, сложившегося под влиянием ценностей православных, традиции, унаследованных от Византии; В ; результате анализа выделены два основных подхода к пониманию светской формы духовности.
В западной философской мысли доминировал рационалистический подход, согласно которому духовное отождествлялось с сознанием, мышлением, психикой и редуцировалось либо в интеллектуально-мыслительную, либо в чувственно-эмоциональную деятельность человека.
Для русской философии конца XIX - нач. XX вв. характерен аксиологический подход к рассматриваемой проблеме, согласно которому, духовное раскрывается через самосовершенствование внутреннего мира человека, неотделимого от нравственных ценностей: истины, добра, красоты.
Рассматривается роль православия в становлении российской: государственности. Древнерусское государство (IX -X вв.) с момента возникновения формировалось как государство имперское, основанное на традициях святости, державности, соборности. Выявлены консолидирующие Россию идеи: «Святой Руси», «Москва — Третий Рим».
Святость как высший нравственный идеал поведения, особая жизненная позиция; для которой характерны жертвенность, упование на ценности иного, нематериального, мира, определяет такие качества русского человека как терпение, смирение, аскетизм.
Державная традиция как комплекс представлении об Отечестве, Родине, включает в себя принцип сакральности, праведности и нравственной ответственности верховной власти, представление о приоритете общегосударственных интересов над личными; идею единства русской земли; идеологему «Москва - Третий Рим», формировавшую представление об особой миссии Российского государства.
Традиции; соборности изначально- были предопределены, природно-климатическими и социально-экономическими факторами. Суровые природные климатические условия не благоприятствовали занятию земледелием (основной вид деятельности восточных славян) и явились основной, причиной объединения, людей в общины для совместного ведения хозяйства. Община являлась не только хозяйственным институтом, она представляла собой еще и духовное объединение, основанное на общности интересов, связанных с трудом на земле, ш воспитывала; в русском человеке коллективные начала. Православная идея соборности, означавшая гармоничное сочетание свободы личности и общественных интересов, способствовала; дальнейшему закреплению общинных качеств русского человека: стремления к солидарности и взаимопомощи, гармоничному сосуществованию с другими людьми. Эти традиции могут найти свое воплощение в основных принципах российского общенационального идеала, таких как братство народов России, величие русской истории и творческого будущего, рост национального самосознания.
Традиции религиозной духовности образуют особое духовное пространство, в рамках которого формируется индивидуальная духовность человека. Выявлена роль православия в становлении индивидуального смысла* веры. Вера - это сложный, феномен, который имеет неоднозначную интерпретацию. В результате анализа выделены три подхода к пониманию веры: светский, религиозный и философский;
Светский подход к вере распространен в научных кругах и в обыденной жизни. Светское понимание веры основывается на; убежденности человека в истинности тех или иных научных, социальных идей, а в обыденной практике воспринимается как душевный акт.
Основанием религиозной веры является абсолютная любовь человека к Богу как воплощению» высшего разума, добродетели, справедливости и милосердия:
Эти разновидности веры пытается объединить философская вера, которая существует лишь в союзе со знанием. Русские- религиозные философы (С.Н.Булгаков, И.А.Ильин, С.Л.Франк) г обосновывают жизнеутверждающий характер веры, понимая ее как основную способность души человека, благодаря которой, все явления жизни переживаются как важные и неважные, радостные и тягостные.
Структура индивидуального смысла веры, в контексте русской религиозной философии может быть представлена как взаимоотношение человека с тремя духовными сущностями: Я, Софией?, и Богом. В поисках индивидуальной веры человек пытается гармонизировать свой духовный мир, а значит преодолеть противоречия во взаимоотношениях между этими тремя духовными сущностями, которые в светском варианте можно представить как отношение человека к самому себе (любовь к себе, но не эгоистическая), к другим-людям (любовь к людям), к природе, космосу, объединяющему все многообразие мира в единое целое (любовь к природе).
Установлено, что вера может рассматриваться не только как центральное мировоззренческое понятие, но и как психологическая установка, способствующая (в: филогенетическом плане) накоплению опыта самоорганизации, саморегуляции. Вера - это своеобразный индивидуальный духовный стержень. Потеря: веры может явиться причиной возникновения духовной опустошенности, как правило, в массовом масштабе, порождающая такой социальный порок как безнравственность.
В результате проведенного анализа выявлена роль православия как источника социокультурной! интеграции российского общества в организации; специфического образа жизни, политического уклада, морали, философии, науки и т.д. в, духовном пространстве России. Для русской истории православие, безусловно, является важным фактором, созидающим национальное чувство, национальную самобытность. Только в условиях полиэтнической и многоконфессиональной России ? православие вряд ли: будет единственной составляющей нового общенационального идеала, так как в государстве активно действуют и многие другие конфессии, которые не следует считать религиями второго сорта. Но в любом случае эта идея, на наш взгляд, г должна быть духовно-нравственной; базирующейся на традициях русской духовности: соборности, патриотизме, нравственной ответственности.
Список научной литературыВолкова, Ирина Васильевна, диссертация по теме "Социальная философия"
1.Абрамян, Э.Г. У истоков культурной традиции/ Э.Г.Абрамян.- Ташкент: Фан, 1988.-125 с.
2. Аванесова, Г.А. Трактовка духовной культуры и духовности в отечественной аналитике в прошлом и теперь/ Г.А.Аванесова // Вестник МГУ. Философия.-1998. -№4.- С.3-17.
3. Алексеев, А.П. Проблемы динамики русского религиозного сознания/
4. A.П.Алексеев, Г.М.Пурынычева// Исторический процесс: истоки, перипетии, перспективы. Межвузовский сборник. Выпуск 1. Йошкар-Ола-Москва: Марийский государственныцтехнический университет, 2001. С.87-101.
5. Анисимова, О.Г. Особенности русской духовности в XX веке: социально-философский анализ. Автореферат / О.Г.Анисимова.- Чебоксары, 2004.-23 с.
6. Антоненко, Т.А. Религиозные нормы как регулятор общественных отношений: Текст лекции/Т.А.Антоненко. Ростов-на-Дону: РГЭА, 1999.-15 с.
7. Арабаджян, А.З. Истоки духовности: Религия и атеизм/ А.З.Арабаджян. -М;: Наука, 1993.-110 с.
8. Артемов, И. Россия: Империя или цивилизация // Неизбежность империи./ И.Артемов.- М.,1996.
9. Атеистический словарь. М.: Издательство политической литературы, 1984.-511 с.
10. Баруллин, B.C. Российский человек в 20 веке. Потери и обретения себя/
11. B.С.Баруллин.- СПб.: Алетейя,2000.- 431 с.
12. Ю.Баруллин, В.С.Социальная философия. 4.1. Учебник/ В.С.Баруллин.-М.: Изд-во МГУ, 1993.- 336 с.
13. П.Безансон, А. Советское настоящее и русское прошлое. Сб. статей/А.Безансон.- М.:МИК, 1998. 334 с.
14. Бердяев, Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Судьба России/ Н.А.Бердяев.- М.: «Сварог и К», 1997.541 с.
15. Бердяев, Н.А. Судьба России/ Н.А. Бердяев.- М.: Философское общество СССР, 1990.- 240 с.
16. Бердяев, Н.А. Смысл творчества/ Н.А.Бердяев.- М.: Аст, 2002.- 679 с.
17. Бердяев, Н.А. Новое религиозное сознание и общественность/ Н.А.Бердяев.- М.: Канон + ОИ «Реабилитация», 1999.- 463 с.
18. Бердяев Н.А. Философия свободного духа/ Н.А.Бердяев.- М.: Республика, 1994.-480 с.
19. П.Бессонов, Б.Н. Судьба России/ Б.Н.Бессонов.- М.: Луч, 1993.- 252 с.
20. Бессонов, Б.Н. Православие в наши дни/ Б.Н.Бессовнов.-М.: ИПЛ, 1990.-303 с.
21. Библия. Книга священного писания Ветхого и Нового Завета. Минск: Пикорп, 1996.- 292 с.
22. Билаонова, М.Ю. Роль национальной традиции в формировании общественного; идеала/ М.Ю.Билаонова,. Г.М.Пурынычева// Исторический процесс. Истоки, перипетии, перспективы.- Йошкар-Ола — Москва: МГУ им. М.В.Ломоносова, МарГТУ, 2003.- С. 11-33.
23. Боков,, Х.Х. Российская идея и национальная идеология народов России/Х.Х. Боков, С.В.Алексеев.- М.: Профиздат, 1996.- 96 с.
24. Борунков, Ю.Ф. Особенности религиозного сознания/ Ю.Ф. Борунков. М.: Знание, 1972.- 48 с.
25. Брянчанинов, И. О невозможности спасения иноверцев и еретиков/ И.О.Брянчанинов.- Спб.: Правда, 1999.- 29с.
26. Бубер, М. Два образа веры: Пер. с нем./М. Бубер.- М.: Республика, 1995.- 464 с.
27. Буева, Л.П. Духовность, художественное творчество, нравственность (круглый стол)/Л.П.Буева, В.П.Зинченко, А.Вознесенский, В.И.Гараджа,
28. И.Н.Экономцев, В.И.Шердаков, В. А. Лекторский, В.М.Неменский, Е.Г.Яковлев// Вопросы философии.- 1996.- №2.- С.3-40.
29. Булгаков, С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения/ С.Н.Булгаков. М.: Республика, 1994.- 415 с.
30. Булгаков, С.Н. Православие: Очерки учения православной церкви/ С.Н.Булгаков.- М.: Тера, 1991.- 416 с.
31. Вагнер, Г.К. В поисках Истины: Религиозно-философские искания русских художников, середина XIX нач. XX вв;/ Г.К.Вагнер.- М.: Искусство: Рос.фонд культуры, 1993.- 175 с.
32. Вагнер, Г.К. Искусство Древней Руси/ Г.К.Вагнер, Т.Ф. Владышевская. М.: Искусство, 1993.- 255 с.
33. Вайнгартнер, П. Сходство и различие между научной и религиозной верой/ П;Вайнгартнер// Вопросы философии.- 1996.- №5. -С. 90-109.
34. Введение христианства на Руси/ин-т философии АН СССР.- М.: Мысль, 1987.- 302 с.
35. Вехи: интеллигенция в России. Сборники статей 1909-1910.М.: Молодая гвардия, 1991.- 462 с.
36. Выготский, Л.С. Собрание сочинений/ Л.С.Выготский.Т.1. М.: Педагогика, 1982.- 488 с.
37. Гачев, Г. Национальные образы мира/ Г.Гачев.- М.: Академия, 1998.432 с.
38. Гегель, Г.В. Философия духа. Сочинения. Т.З./ Г.В. Гегель; Пер. с нем. Б.А. Фохта.- М., 1956. 371 с.
39. Государственные символы и награды Российской Федерации/Авт. и состав. Ю.Л.Кушер. М.: Книжная палата, 1999.- 272 с.
40. Государственные символы РМЭ. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1998.
41. Гудзий, Н.К. История древней русской литературы/ Н.К.Гудзий. М.: Просвещение, 1966.- 543 с.
42. Гумилев, JI.H. Древняя Русь и великая степь/ Л.Н.Гумилев.- М;: Мысль, 1989.- 764 с.
43. Гумилев, Л.Н. Тысячелетие вокруг Каспия/ Л.Н.Гумилев.- Баку: Азернешр, 1990.- 312 с.
44. Гусев, В.А. Д.А.Хомяков: интерпретация девиза «Православие. Самодержавие. Народность»/ В.А.Гусев// Социально-политический журнал.-1992.- №10.- С.82-89.
45. Диво дивное: Русские народные сказки. М.: Современник, 1988. -459 с.
46. Данилевский, И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX XII вв.)/ И.Н.Данилевский. - М.: Аспект пресс, 1998. - 399 с.
47. Джеймс, У. Воля к вере./ У.Джеймс. М.: Республика, 1997.- 431с.
48. Домников, С.Д. Мать-земля и Царь-город. Россия как традиционное общество/ С.Д: Домников.- М;: Алетейа, 2002.- 672 с.
49. Достоевский, Ф.М. Братья Карамазовы/ Ф.М.Достоевский. М.: Эксмо, 2002.- 800 с.
50. Ермаков, И.А. Ислам в культуре России в очерках и образах/ И.А.Ермаков.- М.: Сервис, 2001. 508 с.
51. Ермаков, В.М. Диалектика возникновения самосознания и предметного сознания/ В.М.Ермаков.-Чебоксары: Волго-Вят. Регион. Центр «Ассоциация содействия вузам», 1996. 160 с.
52. Жизнеописания достопамятных людей земли русской X -XX вв.- М.: Московский рабочий, 1992.- 333 с.
53. Иеросхимонах Моисей (Боголюбов). Православие. Армия. Держава/ Иеросхимонах Моисей (Боголюбов), Н.А.Булгаков, А.А. Яковлев-Козырев.- М.: Русский Вестник, 1993. 110 с.
54. Ильин, И.А. Родина. Русская философия. Православная культура/ И.А.Ильин.- М.,1992.- 159 с.
55. Ильин, И. А. О грядущей России. Избранные статьи/ И.А.Ильин.-Нью-Йорк: Совместное издание Св.-Троицкого Монастыря и Корпорации Телекс,1991.- 367с.
56. Ильин, И.А. Одинокий художник/ И.А.Ильин.- М.: Искусство, 1993.347с.
57. Ильин, И.А. Собр. Сочинений в 10 т. Т. 1./И.А.Ильин.- М.: Русская книга, 1993.- 400 с.
58. Ипатов, А.Н. Православие и русская культура/ А.Н.Ипатов.- М.: Сов. Россия, 1985.- 128 с.
59. Исмуков, Н.А. «Абстрактное и конкретное» в диалектике категорий единичного и общего/ Н.А.Исмуков// Потребительская кооперация -социально-ориентированная система. Чебоксары: Чебоксар, кооп. ин-т МУПК, 1997.-С. 22-23.
60. История русского искусства. Т. 1. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1953.- 578 с.
61. Каждан, А.П. Возникновение и сущность православия/ А.П.Каждан.-М.: Знание, 1968.-48 с.
62. Календарные праздники и обряды марийцев// Этнографическое наследие. Вып. 1: Сб. материалов,- Йошкар-Ола: МарНИИ, 2003.- 286 с.
63. Калиев, Ю.А. Мифологическое сознание мари. Феноменология традиционного восприятия/ Ю.А. Калиев. Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2003.- 216 с.
64. Карташев, А.В. Очерки по истории русской церкви/ А.В.Карташев.-М.: Терра,1993. 686 с.
65. Керлот, Х.Э. Словарь символов/ Х.Э.Керлот. М.: REFL book,1994.602 с.
66. Кириллов, В.К. Социально-психологические проблемы самосовершенствования личности / В.К.Кириллов. Чебоксары: Из-во Чуваш. Ун-та, 1994. 268 с.
67. Клибанов, А.И. Религиозное сектанство в пропшом и настоящем/ А.И.Клибанов.- М.: Наука, 1973.- 256 с.
68. Клибанов, А.И: Духовная культура средневековой Руси/ А.И.Клибанов.- М.: Аспект Пресс, 1996.- 368 с.
69. Ключевский, В.О. Сочинения в 9-ти т. Т.1. ./ В.О.Ключевский.- М.: Мысль, 1987.- 430 с.
70. Козлова, О.Н. Пространство социального бытия этничность/ О.Н.Козлова// Социально-гуманитарные знания.- 2001.- №4. С. 129-142.
71. Комаров, Ю.С. Общество и личность в православной философии/ Ю.С.Комаров.- Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1991.-186 с.
72. Костомаров, Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей/ Н.И.Костомаров.- М.: Терра, 1990. кн.1.- 540 с.
73. Кривошеев, Ю.В. Религия восточных славян накануне крещения Руси/ Ю.В. Кривошеев.- Ленинград: Знание, 1988.- 31 с.
74. Крывелев, И.А. История религий. Очерки в 2-х т. Т.1. М.: Мысль, 1975.-415 с.
75. Крымский, С.Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации/ С.Б.Крымский// Вопросы философии. 1992. №12. С. 21-29.
76. Куломзина, С.С. Беседа преподобного Серафима с Мотовиловым// Две тысячи лет. История Православной христианской церкви/ С.С.Куломзина.-М.: Паломник, 2000.- 333 с.
77. Леви-Брюль, Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении/ ЛЛеви-Брюль. М.: Педагогика-пресс, 1999.- 603 с.
78. Леви-Сторсс, К. Первобытное мышление/ К.Леви-стросс.- М.: Терра-книжный клуб. Республика, 1999.- 384 с.
79. Лебедева, Ю.А. Древнерусское искусство X-XVII веков. Пособие для учителей/ Ю. А. Лебедева.- М.: госуд. учебно-педагогическое изд-во министерства просвещ. РСФСР, 1962.- 239 с.
80. Лесной, С. Откуда ты, Русь?/ С.Лесной.-Ростов на/Д: «Донское слово», «Квадрат», 1995.- 352 с.
81. Лихачев, Д.С. О национальном; характере: русских/ Д.С.Лихачев// Вопросы философии. 1990. №6. С. 3-585Лосев, А.Ф. Диалектика мифа/ А.ФЛосев.- М.: Мысль, 2001. 558 с.
82. Макарий, Митрополит Московский и Коломенский. История русской церкви. Кн. 1./ Макарий.- М.: Изд-во Спасо-Преображен. Валаам, монастыря, 1994.- 407 с.
83. Маслихин, А.В.Философское введение в науку/ А.В.Маслихин. -Йошкар-Ола: Марийский полиграф, изд. к-т, 1994. 216 с.
84. Материальная культура и мифология. Л.: Наука, 1981.- 227 с.
85. Маркарян, Э.С. Теория культуры и современная наука/ Э.С.Маркарян.-М.: Мысль, 1983.- 284 с.
86. Маркс, К. Сочинения/ К.Маркс, Ф.Энгельс. 2-е изд. Т.1.- М.:Тосуд-ое изд-во полит, лит-ры, 1955,- 698 с.
87. Мейендорф, И. Введение в святоотеческое богословие/ И.Мейендорф.-Клин: Христианская жизнь, 2001.- 447 с.
88. Мень, А.В. Культура и духовное восхождение/ А.В.Мень.- М.: Искусство, 1992.-495 с.
89. Милюков, П.Н. Очерки по истории русской культуры/ П.Н.Милюков,-Т.2.4.1.-М.: Прогресс-Культура, 1995.- 416 с.
90. Московичи, С. Машина, творящая богов/ С.Московичи. М.: Центр психологии и психотерапию. Издательство «КСП+», 1998.- 559 с.
91. Мчедлов, М. Социальная концепция православия/ М.Мчедлов// Свободная мысль- XXI. 2001. №7. С. 17-30.
92. Никольский, Н.М. История русской церкви/ Н.М.Никольский.- М.: Политиздат, 1988.- 445 с.
93. Новая философская энциклопедия в 4-х т. Т.4.-М.: Мысль, 2001.- 605 с.
94. Новгородцев, П.И. Сочинения / П.И.Новгородцев.- М.: Раритет, 1995.448 с.
95. ЮО.Новгородцев, П.И. Об общественном идеале/ П.И.Новгородцев.- М.: Пресса, 1991.- 639 с.
96. Новиков, М.П. Христианизация Киевской Руси: методологический аспект/М.П. Новиков.- М.: Изд-во МГУ, 1991.- 173 с.
97. Новикова, Л.И. Русская философия истории: Курс лекции/ Л.И.Новикова, И.М.Сиземская.- М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997.-328 с.103 .Носова, Г.А. Язычество в православии/ Г.А.Носова.- М.: Наука, 1975.151 с.
98. Ю4.0жегов, С.И. Толковый словарь русского языка/ С.И.Ожегов, Н.Ю. Шведова.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Институт русского языка им. В.В .Виноградова, 2000.- 939 с.
99. Ю5.0ртега-и-Гассет, X. Избранные труды/ Х.Ортега-и-Гассет.- М.: Весь мир, 2000.- 704 с.
100. Юб.Панарин, А.С. Православная цивилизация в глобальном мире/ А.С.Панарин.- М.: Алгоритм, 2002.- 494 с.
101. Перевезенцев, С.В. Тайны русской веры: от язычества к империи/С.В. Перевезенцев.- М.: Вече, 2001.- 431 с.
102. Петров, Ю.А. Методология научного познания/ Ю.А.Петров, Э.З. Феизов. Чебоксары: Изд-во Чуваш. Ун-та, 2001. - 590 с.
103. Петрухин, А.И. Методологические направления формирования научного мировоззрения/ А.И.Петрухин. Чебоксары: Изд-во Чуваш. Ун-та, 1986.
104. ПО.Петрушенко, B.J1. Вера в духовном мире личности/ В.Л.Петрушенко, Г.Н.Щербакова.- Львов: Вища шк. Изд-во при Львов, гос. унив-те, 1989.- 94 с.
105. Ш .Платон. Сочинения/Платон.- Т.2. М.:Мысль, 1970.- 611 с.
106. Платонов, Г.В; Проблема духовности личности/ Г.В.Платонов. А.Д.Косичев//Вестник МГУ. Серия философия.- 1998.-№2. С.3-32. №3. С.16-33.
107. И З.Платонов, О. А. Терновый венец России. История русского народа в XX в. В 2-х т. Т.1./ О.А.Платонов.- М.: Родник, 1997. 887 с.
108. Повесть временных лет /Пер. Д.С.Лихачева.- Петрозаводск: Карелия, 1991.-191 с.
109. Полосин, B.C. Преодоление язычества/ В.С.Полосин.- М.: Ладомир, 2001.- 195 с.
110. Пб.Полякова, Л.П. Духовное развитие личности и современное православие/ Л.П.Полякова.- М.: Знание, 1972.- 40 с.
111. Попов, Н.С. Православие в марийском крае/Н.С.Попов.- Йошкар-Ола: Марийское книжное изд-во, 1987.- 111 с.
112. Попов, Н.С. Марийские молитвы-заклинания/ Н.С.Попов.- Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1991.- 255 с.
113. И9.Православие в Древней Руси. Сборник научных трудов.- Ленинград: ГМИРИА, 1989.- 149 с.
114. Православие: pro et contra: Осмысление роли Православия в судьбе России со стороны деятелей русской культуры и Церкви.- Спб.: Изд-во Рус. христианского гуман. института, 2001.- 791 с.
115. Православный молитвослов и псалтырь. М.: Издание Московской Патриархии, 1988.- 256 с.
116. Пурынычева, Г.М. Сущность и истоки русской духовности. Дис. .д-ра филос. наук/ Г.М.Пурынычева.-М., 1999.- 328 с.
117. Пурынычева, Г.М. Проблемы национализации веры/ Г.М.Пурынычева/ // Современный исторический процесс: истоки, перипетии, перспективы.- Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 1999.- С.96-104.
118. Пурынычева, Г.М. Духовность как социокультурный феномен/ Г.М.Пурынычева// Общество и история. Сборник статей.- Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 1998.- С. 30-34.
119. Разум и вера: Межвуз. Сборник. Петрозаводск: Петрозав.гос. ун-т,1998.- 133 с.
120. Розанов, В.В. Религия. Философия. Культура / В.В.Розанов.- М.: Республика, 1992.- 399 с.
121. Розанов, В.В. Во дворе язычников/ В.В.Розанов.- М.: Республика,1999.- 463 с.
122. Россия и Европа: в поисках идентичности. Международный симпозиум. М.:Вахазар, 2000.- 256 с.
123. Русская идея: Сборник/ Под общ. ред. А.Маслина.- М.: Республика, 1992.- 494 с.
124. Русское православие: вехи истории. М.: Политиздат, 1989.- 719 с.
125. Рыбаков, Б.А. Язычество древних славян/ Б.А.Рыбаков.-М.:Наука, 1981.- 606 с.
126. Рыбаков, Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII XIII вв./ Б.А.Рыбаков.- М.: Наука, 1982.- 589 с.
127. Рыбаков, Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории/ Б.А.Рыбаков.- М.: Молодая гвардия, 1987.- 351 с.
128. Рябов, О.В. Русская философия женственности (XI-XX века)/О.В.Рябов.- Иваново: Юнона, 1999.- 357 с.
129. Сборник пленарных докладов VI11 Международных рождественских образовательных чтений. Московский Патриархат. Отдел религиозного образования и катехизации, 2000.- 272 с.
130. Сергеенко, А. Слово в день памяти св. Андрея Первозванного/ А.Сергеенко//Журнал Московской патриархии.- 1962.- №12. С. 33-35.
131. Серяков, M.JI. Голубиная книга священное сказание русского народа/ МЛ.Серяков.- М.: Алетейя, 2001.- 664 с.
132. Симонов, П.В.Происхождение духовности/ П.В.Симонов, П.Н.Ершов, Ю.П.Вяземский.- М.: Наука, 1989.- 350 с.
133. Слово Мудрости Волхва Велимудра. Омск: Издание Древнерусской Инглиистической церкви Проавославных Староверов-Инглингов, 2002. — 60 с.
134. МО.Слово Древней Руси/ Состав. О.В.Гладкова.- М.: Панорама, 2000.496с.
135. Соловьев, B.C. Вера, разум, опыт/В.С.Соловьев// Вопросы философии. 1994. №1. С. 113-128.
136. Соловьев, B.C. Соч. в 2 т. Т.2/В.С.Соловьев.- М.: Правда, 1989.- 735с.
137. Соловьев, B.C. Соч. в 2 т, Т.1/ B.C. Соловьев.- М.: Мысль, 1988.-892с.
138. Соловьев, B.C. Смысл любви. Избранное/ В.С.Соловьев.- М.: Сов. Россия, 1990.-496 с.
139. Спиркин, А.Г. Сознание и самосознание/ А.Г.Спиркин.- М.: Политиздат, 1972.- 303 с.
140. Степанова, Е.А. Постижение веры/ Е.А.Степанова. Екатеринбург: Изд-во Ур. ун-та, 1998.- 251 с.
141. Степун, В.С.Дух, лицо и стиль русской культуры/ В.С.Степун// Вопросы философии.- 1997.- №1.- С. 154-165.
142. Сумерки богов/ Сост. и общ. ред. А.АЛковлева: Перевод.- М.: Политиздат, 1989.- 398 с.
143. Суханов, И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколения/ И.В.Суханов.- М.: Политиздат, 1916- 216 с.
144. Тайлор, Э.Б. Первобытная культура/ Э.Б.Тайлор.- М.: Политиздат, 1989.- 572 с.
145. Тихомиров, М.Н. Русская культура X-XVIII веков/ М.Н.Тихомиров.-М.: Наука, 1968.- 447 с.
146. Тихомиров, М.Н. Российское государство XV XVII веков/ М.Н.Тихомиров.- М.: Наука, 1973.- 422 с.
147. Тойдыбекова, JL Марийская языческая вера и этническое самосознание/ Л.Тойдыбекова.- Карельский ин-т Университета Иоэнсуу Финляндия.- JOENSUU, 1997.- 397 с.
148. Трофимов, В.К. Душа русского народа: Природно-историческая обусловленность и сущностные силы/ В.КТрофимов.- Екатеринбург: Уральский государственный ун-т, 1998,- 158 с.
149. Трубецкой, Н.С. История. Культура. Язык/ Н.С.Трубецкой.- М.: Прогресс, 1995.- 797 с.
150. Трубецкой, Е.Н. Три очерка о русской иконе/ Е.Н. Трубецкой.-Новосибирск: Сибирь XXI век, 1991.-111 с.
151. Трубецкой, Е.Н. Смысл жизни/ Е.Н.Трубецкой.- М.: Республика, 1994.- 431 с.
152. Тульцева, Л.А. Традиционные верования, праздники и обряды русских крестьян/ Л.А.Тульцева.- М.: Знание, 1990.- 64 с.
153. Уледов, А.К. Духовная жизнь общества/ А.К. Уледов.- М.: Мысль, 1980.- 271 с.
154. Успенский, Л. А. Богословские иконы православной церкви/ Л.А.Успенский.- М.: Молодая гвардия, 1997.- 656 с.
155. Устинов, А.П. Место и роль религий в системе культуры/ А.П.Устинов// Узловые проблемы современного финно-угроведения. Материалы I Всероссийской научной конференции финно-угроведов.- Йошкар-Ола: Правительство РМЭ, МарНИИ, 1995. С. 261-263.
156. Устинов, А.П. Проблема «Восток-Запад» в учении В.С.Соловьева / А.П.Устинов // Общество и история. Сб. статей. Йошкар-Ола: МарГТУ, 1998. -С. 10-14.
157. Федотов, Г.П.Святые Древней Руси/ Г.П.Федотов.- М.: Московский рабочий, 1990.- 268 с.
158. Федотов, Г.П. О святости, интеллигенции и большевизме: Избранные статьи/Г.П.Федотов.- Спб.: Издательство.- 154 с.
159. Фейербах, JI. Сочинения. Т.2./Л.Фейербах.- М.: Наука,1995.- 424 с.
160. Филатов, С.Б. Православие в контексте посткоммунизма// Век XX и мир. 1992. №1. С. 36-42.
161. Филатов, С. Сотая Епархия. Последний языческий народ Европы/ С.Филатов, А.Щипков// Независимая газета Религия. - 1994.- 17 марта.- С. 5.
162. Философский словарь. Под. ред. И.Т.Фролова. М.: Политиздат, 1991.560 с.
163. Философский словарь. 4-е изд. М.: Политиздат, 1980. 445 с.
164. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 1989.814 с.
165. Флоренский, П. Сочинения в 4-х т./ П.Флоренский. Т.2.-М.: Мысль,1996.- 879 с.
166. Франк, С.Л. Реальность и человек/ С.Л.Франк.- М.: Республика,1997.- 479 с.
167. Фрэзер, Д.Д.Золотая ветвь.2-е изд./ Д.Д.Фрэзер.- М.: Политиздат, 1983.- 703 с.
168. Фурман, Д. Религиозная стабильность/ Д.Фурман, К.Каариайнен// Свободная мысль-XXI. 2003. №7. С. 19-32.
169. Хомяков, Д. А. Православие. Самодержавие. Народность/ Д.А.Хомяков. Минск: Бел. грамата, 1997.- 208 с.
170. Хомяков, А.С. Работы по богословию: В 2-х т. Т.2.// Хомяков А.С. Под ред. Е.В.Харитонова.-М.: из-во Моск. Филос. Фонда, 1994.- 476 с.
171. Хотинец, В.Ю. Этническое самосознание/ В.Ю.Хотинец. Спб.: Алетейя, 2000.- 240 с.
172. Хрестоматия по древней русской литературе/ Состав. Н.КГудзий.-М.: Просвещение, 1973.- 528 с.
173. Художественно-эстетическая культура Древней Руси XI-XVII века.-М.: Ладомир, 1996.- 556 с.
174. Церковь и мир. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М.: Данилевский Благовестник, 2000.- 187 с.
175. Чмыхов, Н.А. Истоки язычества Руси/ Н.А.Чмыхов.-Киев: Лыбидь, 1990.-381 с.
176. Чубайс, И.Б. От русской идеи к идее Новой России. 2 изд./ И. БЧубайс.- М.: Издат. дом «Социальная защита», 1997.- 79 с.
177. Шабатин, И.Н. Святой апостол Андрей Первозванный проповедник Истины Христовой на Руси / И.Н.Шабатин// Журнал Московской патриархии.-1962.-№12.- С. 60-66.
178. Шаповалов, В.Ф. Смысл национальной идеи/ В.Ф.Шаповалов// Независимая газета. 1996.- 23 авг.- С. 2.
179. Шаповалов, В.Ф. Россия как цивилизация/ В.П.Шаповалов//Альманах центра общественных наук. 1997.- №3.- С. 26-47.
180. Шацкий, Е. Утопия и традиция/ Е.Шацкий.- М.: Прогресс, 1990.456с.
181. Шишкина, В.И. История русской философии (XI- нач.ХХ вв.): Учебник/ В.И.Шишкина, Г.М.Пурынычева.- Йошкар-Ола: МарГТУ, 1997.-264 с.
182. Щукин, Ю.М. Взаимосвязь мировоззрения и метода в художественном творчестве/ Ю.М.Щукин,- М.: Знание, 1984.- 63 с.
183. Энциклопедический словарь. Т.1. М.: Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1993.- 863 с.
184. Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. М.: Наука, 1987.- 556 с.
185. Юадаров, К.Г. Вера предков. Язычество/ К.Г.Юадаров.- Йошкар-Ола, 1999.- 47 с.
186. Юдин, А.В.Русская народная духовная культура: Учеб.пособие для студентов вузов/ А.В.Юдин.- М.: Высшая школа,1 999. 331 с.
187. Юм, Д. Трактат о человеческой природе/ Д.Юм. Кн.1. О познании.-М.: Канон, 1995.- 399 с.
188. Юнг, К.Г. Подход к бессознательному// Архетип и символ/К.Г. Юнг.-М.: Ренесанс, 1991. 297 с.
189. Яковлева, JI.E. Испанская философская традиция в XX веке: социокультурный анализ/ Л.Е.Яковлева.- М.: Университетский гуманитарный лицей, 2003.- 187 с.
190. Яковлев, В.Г. Пережитки язычества в христианстве/ В.Г.Яковлев.-Алма-Ата: Знание, 1975.- 39 с.
191. Яковлев, А.И. Нужен общественный идеал/А.И.Яковлев//Вестник Российского философского общества. -2002. №2. -С. 81-87.
192. Ясперс, К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994 525 с.
193. Eck. Ludo van. In Search of Holy Mother Russia.- M: Progress Publ.,187p.