автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему: Этнические стереотипы в прессе
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Гакаев, Заурбек Жабраилович
Введение.
Глава I Сущность и динамика стереотипизации в конфликте.
1.1. Социальный стереотип и стереотипизация.
1.2. Сущность и свойства этнического стереотипа.
1.3. «Образа врага», как восприятие и фактор конфликта.
Глава II Роль прессы в конфликте в Чечне.
2.1. Пресса о причинах и характере конфликта в Чечне.
2.2. Отношение прессы к конфликту, этнокультурные и этнополитические аспекты.
2.3. Конфликтогенная роль прессы.
Глава III Стереотипы и образы врага в прессе в ходе освещения конфликта в Чечне.
3.1. Отображение конфликта в Чечне в центральной российской прессе.
3.2. Специфика местных восприятий и интерпретаций (печать российских регионов).
3.3. Стереотипы «мы-они» в местной (чеченской) прессе.
Введение диссертации2003 год, автореферат по истории, Гакаев, Заурбек Жабраилович
Актуальность темы исследования.
Тема исследования весьма актуальна этим и предопределен ее выбор. В процессе распада СССР и суверенизации республик на территории некоторых из них возникли этнополитические конфликты, нередко перераставшие в вооруженные столкновения. Репортажи о конфликтах стали заглавной темой в средствах массой информации. Прессу все чаще используют в своих интересах противоборствующие стороны. СМИ стали действующим лицом в вооруженных конфликтах.
Проблема освещения в СМИ чеченского конфликта мало исследована. Между тем влияние средств масс-медиа на события в Чеченской Республике трудно переоценить, и исследование этой темы имеет большое значение для понимания причин, характера, особенностей, самой сути чеченского конфликта и межэтнических проблем. Конфликт в Чечне, особенно его внутреннюю логику, интенсивность и драматичность, невозможно понять без рассмотрения воздействия современных СМИ на конфликт.
Говоря об особой роли СМИ в постсоветских государствах, нужно отметить, что в бывшем СССР граждане привыкли и продолжают верить печатному слову или телевизионному репортажу. Постсоветские граждане составляют поголовно грамотное и активно читающее население и тем самым подвергаются воздействию внешних версией гораздо сильнее, чем население стран третьего мира, где также имеют место открытые конфликты и внутренние войны. В обществе, где ранее (в советскую эпоху) существовало одномерное, директивно «сверху» определяемое мышление и единообразная, исходящее от центра версия событий, СМИ не могут не играть гипертрофированно значимую роль. Через них «профессионалы представлений» предписывают гражданам «правильный» порядок вещей и «верные» оценки событий. В конфликтных ситуациях журналистская версия становится огромной примиряющей или разделяющей силой. Распространяя информацию, состоящую из фактов, идей, стереотипов, словесных штампов, СМИ информирует слушателей, читателей, зрителей, просвещают их и развлекают. В результате в массовом сознании формируются определенные представления, образы, мнения и установки по тому или иному вопросу. Очевидно, что большинство материалов появляется в СМИ не случайно. Как правило, передавая специально подготовленную информацию читателям, слушателям и зрителям, коммуникаторы преследуют определенную цель: с помощью многочисленных пропагандистских приемов они могут привлечь внимание общества к некоторому событию или явлению, а с помощью других порой, якобы сенсационных или нейтральных материалов, могут отвлечь от него внимание1. Отбирая события для выпуска новостей или освещения в печати, СМИ берут на себя роль «создателей реальности»2.
Уолтер Липпман в книге «Общественное мнение» выдвинул стереотипизацию как основу пропаганды. Поведением человека можно управлять, формируя в его сознании соответствующие образы-представления, поддерживая одни, затеняя другие. Естественно, для воздействия и манипуляций сознанием важны те образы-представления, которые не нейтральны в социальном плане, а содержат выраженную социально - психологическую установку, «предписывающую» определенное, чаще всего негативное, отношение к явлению, которое они отражают. С помощью метода стереотипизации в сознание людей внедряются мифы и иллюзии, насаждаются предрассудки - фальшивое представление об этнических группах. «Термин стереотип, выдвинутый Уолтером Липпманом, в начале 19 века с годами стал синонимом предубеждение, предрассудка»4. Исследование социальной и психологической природы этнических стереотипов, путей их возникновения, методов манипулирования ими и тенденцией их развития становится актуальной научной проблемой. Более того, изучение этой проблемы позволяет определить пути их преодоления, выработать методику разрушения негативных этнических стереотипов, вести поиск в направлении профилактики их предотвращения, и, наконец, содействовать урегулированию конфликтов с использованием позитивных этнических стереотипов. Выработка путей преодоления негативных устойчивых мифов и стереотипов позволит формировать объективное мнение в обществе на освещаемые в СМИ события, в том числе и в первую очередь межэтнические конфликты.
Степень изученности темы.
В процессе исследования автор критически проанализировал многочисленные, но разноплановые по характеру работы отечественных и западных специалистов в области этнологии, психологии, социологии, конфликтологии, журналистики. Широкое
1 В.К. Малькова.
2 J.F. Stab. The Role of News Factors in News Selection: A Theoretical Reconsideration//European Journal of Communication, Vol.5, No.4, 1990. P. 440
3 Lippman. W. Public Opinion, New York, 1922.
4 S. Frey. Prejudice fnd Inferentail Communication: A New Look at an Old Problem/Indoctrinability, Ideology, and Warfare. - NY-Oxford: Berghahn Books. 1998. P. 192. участие СМИ в освещении и управлении этническими, а также этнополитическими конфликтами, использование СМИ в создании и тиражировании этнических стереотипов и образов, поставило ряд серьезных проблем и привлекает внимание широкого круга ученых к данной проблематике.
Термин «стереотип» был введен в научный оборот в 1922 году американским журналистом, социологом, советником президентов США - от Т. Рузвельта до JI. Джонсона, признанным творцом современной теории стереотипа - Уолтером Липпманом. В работе «Общественное мнение» он описал стереотип как «характерное явление обыденного сознание, основанное на стремлении человека свести разнообразие мира к немногим определенным категориям и, тем самым, облегчить себе восприятие, понимание и оценку явлений»5.
Традиционно сложилось, что подавляющее большинство исследований в этой области посвящено этническим стереотипам. Классическими в этом плане являются исследования американцев Д. Каца и К. Брейли6. Традиция исследований этнических стереотипов в зарубежной науке в контексте этнических предрассудков определила их трактовку, главным образом как негативных, «ложных» образований, возникающих на основе неточностей, «алогичных мыслительных процессов» (У. Липпман, Дж.
7 8 9
Фишман) , «предвзятости» (Г. Ягода) , «ригидности» (Э. Богардус) , «предубеждений» (В. Бар-Тал, К. Грауман)10, «этноцентризма» (М. Мусержи, Р. Браун, В. Кэмпбел)11. Начиная с 50-х гг. получила распространение гипотеза американского психолога О. Клайнберга, согласно которой объем истинных знаний в стереотипах превышает объем ложных — гипотеза «зерна истины» той правды, что видимо более живуча, чем случайные характеристики и образы групп)12.
5 W. Lippman. Public Opinion, NY, 1922.
6 D. Katz, K.W. Braly. Racial Stereotypes of One Hundred College Students // Journal of Abnormal and Social Psychology. 1933. Vol.30. P. 663-679.
7 W. Lippman. Public Opinion, NY, 1922; J. A. Fishman. An Examination of the Process and Function of Social Stereotyping // Journal of Social Psychology. 1956. №4. P. 27-64.
8 G. Jagoda. Nationality Preferences and National Stereotypes in China Before Independence // Journal of Social Psychology. 1959. №50. P. 165-174.
9 E.S. Bogardus. Stereotypes Versus Sociotypes // Sociological and Social Research. 1950. №3. P. 286-291.
10 Bar-Tal D., Grauman C.F., Kruglanski A. W., Stroebe W. Stereotyping and Prejudice. Changing Conceptions. NY. 1989.
М.А. F.Mucerji. Study of Stereotypes and Attitude Change. Lucknow, 1951; R. Brown. Social Psychology. NY, 1965; D.T. Campbell. Ethnocentrism and Other Altruistic Motives // Nebraska Symposium on Motivation. Vol.13. Lincoln, 1965. P. 283-301; D.T Campbell., R.A. Levine. Ethnocentrism: Theories of Conflict, Ethnic Attitudes and Group Behavior. NY, 1972.
12 O. Klineberg. Social Psychology. NY., 1954; J.C. Bringham. Ethnic Stereotypes / Psychological Bulletin, 1971, vol. 76. P. 26.; Inside European Identities. Ed. by Sharon McDonald. Oxford, 1997.
Современные исследователи стереотипов проводят разделения между стереотипами как социальным явлением и стереотипизацией как психологическим процессом. В зарубежной социальной психологии последних десятилетий под влиянием идей когнитивизма стереотипизация стала рассматриваться как рациональная форма познания, как частный случай более универсального процесса категоризации. Это проявилось в трудах таких ученых как С. Фиске, У. Стефан, К. Стефан13. В последнее время особое внимание уделяется изображению представителей разных культур и этносов на телевидении, например в телефильмах (Э.Аронсон)14, в кино и современной литературе (Т. Уэлас)15.
Теоретические и эмпирические исследования этнических стереотипов весьма популярны среди отечественных этнографов, этносоциологов, этнопсихологов. На сегодняшний день существует много подходов и методов исследования этнических стереотипов, разработанных отечественными специалистами. Значительное внимание изучению этнических стереотипов было уделено в отечественной этнографической науке в 70-80 гг. XX века при разработке теории этноса и теории этнического самосознания (прежде всего в трудах Ю.В Бромлея, Б.Ф. Поршнева). В последующие года этой проблеме посвятили свои работы Н.М. Лебедева, В.Ф. Петренко, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, С.В. Чугров16 и многие другие. Различные подходы к исследованию этнических авто-гетеростереотипов отображены в работе «Этносоциология» (Ю.В. Арутюнян, Л.Д. Дробижева, А.А. Сусоколов, 1999)17. Особый интерес для нашей работы представляет статья С.А. Арутюнова «Специфика ментальности народов Кавказа»18.
13 S. Fiske. Stereotyping, Prejudice, and Discrimination at the Seam Between the Centuries: Evolution, Culture, Mind and Brain // Eropean Journal of Psychology, 2000. Vol. 30; W.G. Stephan, C.W. Stephan. Intergroup Relation. Madison, 1996.
14 Э. Аронсон. Общественное животное. Введение в социальную психологию. М., 1998.
15 Stereotypes and Nations. Ed. By Т. Walas. Cracow, 1995.
16 Н.М. Лебедева. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999; В.Ф. Петренко. Психосемантика сознания. М., 1988; Б.Ф. Поршнев. Социальная психология и история. М., 1979; Г.У. Солдатова. Психология межэтнической напряженности. М., 1998; Т.Г. Стефаненко. Этнопсихология. Учебник для вузов. М., 2003; С.В. Чугров. Этнически стереотипы и их влияние на общественное мнение // Мировая экономика и международные отношения, 1993, №1.
17 Ю.В. Арутюнян, Л.Д. Дробижева, А.А., Сусоколов. Этносоциология. Учебное пособие для вузов. М., 1999.
18 Арутюнов С. А. Специфика ментальное™ народов Кавказа // Межкультурный диалог по проблемам межэтнического и межконфессионального взаимодействия. Под ред. М.Ю. Мартыновой и др. М., 2003.
Теме конфликта в Чечне посвящено множество работ, как в отечественной науке, так и за рубежом. Большой интерес представляют работы В.А. Тишкова19. Монография В.А. Тишкова «Общество в вооруженном конфликте» посвящена истории и социально-культурной динамике чеченского общества в условиях вооруженного конфликта. В ней дана версия чеченского конфликта, выполненная в основном в дисциплинарных рамках социально-культурной антропологии. В.А. Тишков в своей работе затрагивает и проблему отношения СМИ к конфликту в Чечне. Серьезными и представляющими интерес для специалистов являются работы Ж.Ж. Гакаева20 «Очерки политической истории Чечни (XX век) и «Чеченский кризис: истоки, итоги, перспективы», в которых анализируется история взаимоотношений России и Чечни, а также истоки, причины и динамика развития кризиса в Чечне, имеющего, по мнению автора во многом «управляемый» характер. Экономическая версия конфликта в Чечне, в том числе его криминальный аспект изложен в работах Э.А. Паина21. Глубокий анализ событий в Чечне представлен в трудах Р.И. Хасбулатова22.
Анализу конфликта в Чечне посвящены сборники статей «Чечня и Россия: общества и государства»23 под редакцией Д.Е. Фурмана, «Чечня от конфликта к стабильности»24 - сборники содержат статьи и доклады российских и западных авторов, освещающих проблемы политического развития и вопросы взаимоотношений России и Чечни. В сборнике «Чечня и Россия: общества и государства» представлены статьи, посвященные анализу прессы Чечни в условиях вооруженного конфликта, а также социологические исследования этнических стереотипов среди населения Чечни в отношении россиян. Последствиям чеченской войны для России, изменениям в политической системе страны, в ее внутренней и внешней политике, причиной которых стал конфликт в Чечне, посвящена работа А.В. Малашенко и Д. В. Тренина25. В своей работе авторы подвергли глубокому анализу исламский фактор кризиса в Чечне.
19 В.А. Тишков. Общество в вооруженном конфликте (этнография чеченской войны). М., 2001; В.А. Тишков. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997.
20 Ж.Ж. Гакаев. Очерки политической истории Чечни (XX век). В двух частях. М, 1997; Ж.Ж. Гакаев. Чеченский кризис: истоки, итоги, перспективы. М., 1999.
21 Известия. 1995. № 23-26. 7,8,9,10 февр.; Е. Pain. From the First Chechen War Towards the Second // The Brown Journal of World Affairs, 2001. Vol. 8. P. 7-21.
22 Р.И. Хасбулатов. Мне не дали остановить войну. М., 1995.; Он же. Чечня последняя надежда // Независимая газета. 2000. 23 апреля; Он же. Ситуация в Чеченской Республике // Независимая газета. 2000. 29 декабря.
23 Чечня и Россия: общества и государства. Ред. Д.Е Фурман. М., 1999.
24 Чечня: от конфликта к стабильности (проблемы реконструкции). Отв. ред. Д.Д. Гакаев и А.Д.Яндаров. М., 2001.
25 А. Малашенко, Д. Тренин. Время Юга: Россия в Чечне, Чечня в России /Московский Центр Карнеги. М., 2002.
Однако, авторы указанных работ сами не избежали некоторых стереотипов в своем анализе. В частности, статья А. Ливена отражает негативный стереотип-представление о чеченцах, как о «диком народе».
Интересный взгляд на события в Чечне, в контексте других локальных конфликтов на постсоветском Кавказе, представлен в работе В. Четеряна «Малые войны и большая игра» (Ереван, 2003). В сборнике статей «Реальность этнических мифов» авторами публикаций рассматриваются проблема мифотворчества в истории и отражение исторических мифов и стереотипов в этнической политике, влияние этнических мифов на динамику этнических конфликтов.26
Отдельно хочется отметить сборник научных статей «Культура Чечни». В сборнике наряду с публикациями, посвященными проблемам культуры чеченского народа как сложной системе, имеющей древние корни, представлены статьи,
27 посвященные анализу современного конфликта в Чечне.
Работа Е.И. Степанова «Конфликтология переходного периода»28 дает обширную теоретическую и методологическую базу для исследования этнического конфликта. Причины и классификация насильственных конфликтов рассматриваются в сборнике статей «Идентичность и конфликт в постсоветских государствах» (под редакцией М.Б. Олкот, В. Тишкова и А. Малашенко. М., 1997). Основные аспекты конфликтологического анализа терроризма (в том, числе и чеченского) приводятся в сборнике статей под редакцией Е.И. Степанова «Современный терроризм: состояние и перспективы» (М., 2000).
Широкий круг источников, касающихся событий и политических решений, приведших к конфликту в Чечне, приводится в работе Джона Данлопа29. В рамках межэтнического конфликта («русских и чеченцев, двух абсолютно разных наций») рассматриваются события в Чечне в работах западных исследователей А. Ливена, Ш. Гаал и Т. де Ваала.30
Появление на территории бывшего СССР межэтнической напряженности и конфликтов дало толчок к исследованию роли СМИ в этнических конфликтах в
26 Реальность этнических мифов. Под ред. А. В. Малашенко и М.Б. Олкотт. М., 2000.
27 Культура Чечни: история и современные проблемы. Отв. ред. Х.В. Туркаев. М., 2002.
28 Е.И. Степанов. Конфликтология переходного периода: методологические, теоретические, технологические проблемы. М., 1996.
29 Дж. Данлоп. Россия и Чечня: история противоборства. Корни сепаратистского конфликта. М., 2001.
30 A. Lieven. Chechnya. Tombstone of Russian Power. London, 1998; C. Gall, T. De Waal. Chechnya: Calamity in the Caucasus. NY, 1998; отечественной науке. Им, в частности, посвящен сборник статей под редакцией JI.B. Голованова «Роль средств массовой информации в совершенствовании межнациональных отношений». В сборнике опубликованы статьи В.А. Тишкова, С.А.
31
Арутюнова, М.Н. Губогло, В.К.Мальковой . Большой интерес представляет работа В.К. Мальковой «Образы этносов в республиканских газетах».32 Освещение конфликта в Нагорном Карабахе в СМИ, роль журналистов в эскалации межэтнической напряженности между армянским и азербайджанским этносами, рассматривается в
33 сборнике статей «Журналисты на войне в Карабахе». Попытки анализа особенностей освещения в СМИ конфликта в Чечне, методы и функции стереотипизации представителей враждующих сторон предприняты в коллективной работе T.JI. Алавидзе, Е.В. Антонюк, А.А. Вильданова «Психологические аспекты освещения событий в Чечне программами центрального телевидения» (Вопросы психологии, 1995, №4). Серьезное исследование проведено Российско-американским информационным пресс-центром «Журналистика и война: освещение российскими СМИ военных действий в Чечне»34. Это, на наш взгляд, одно из наиболее объективных исследований, было проведено в 1995 году и включает в себя анализ информационных выпусков всех центральных каналов ТВ, а также публикаций на страницах центральных российских газет.
При написании настоящей работы учтены изданные Центром экстремальной журналистики работы, посвященные анализу освещения конфликта в Чечне в печати и электронных СМИ, а также информационной войне, отношениям СМИ к конфликту35.
В последнее время появилось немало работ, посвященных анализу освещения этнических проблем в СМИ. Под редакцией В.К. Мальковой опубликован сборник статей «Пресса и этническая толерантность»36, рассматривающие наиболее острые проблемы, связанные с упоминанием в прессе этнического признака, показывающие разрушительную и созидательную роль «этнической информации» в межэтнических отношениях. Тему этнической и религиозной ксенофобии, «языка вражды» в
31 Роль средств массовой информации в совершенствовании межнациональных отношений. Отв. ред. JI.B. Голованов. В двух частях. М., 1989.
32 В.К. Малькова. Образы этносов в республиканских газетах. Опыт этносоциологического изучения. М., 1991.
33 Журналисты на войне в Карабахе. М., 2002.
34 Журналистика и война: освещение российскими СМИ военных действий в Чечне. Ред. А.Г. Рихтер. М., 1995.
35 Информационная война в Чечне. Факты, документы, свидетельства. Ноябрь 1994 - сентябрь 1996. М., 1997; Журналисты на чеченской войне. Факты, документы, свидетельства. М., 1995.
36 Пресса и этническая толерантность. Пособие для журналистов. Отв. ред. В. К. Малькова. М., 2000. российской печати рассматривают авторы сборника статей «Язык мой.»37. Освещению в СМИ этнических тем, внедрению в сознание негативных стереотипов, формированию бытового расизма посвящен сборник статей, изданный Независимым Институтом коммуникативистики «Российская пресса в поликультурном обществе»38. Проблема формирования этнической неприязни в массовом сознании россиян, через внедрение образа «этнического врага» исследуется в работах сборника, опубликованного Московским Центром Карнеги «Нетерпимость в России: старые и новые фобии»39. Важной стороной исследования этнических стереотипов в печати является методика их внедрения в общественное сознание, способы манипуляции
40 сознанием посредством прессы .
Исследования, посвященные этническим стереотипам и образам врага в СМИ, популярны и в зарубежных научных кругах. Большой интерес для сравнительного анализа представляет исследование этнических стереотипов в печати в ходе конфликта в Югославии, роли прессы в разжигании конфликта41. Роли масс-медиа в конфликте в Чечне, ответственности журналистов за разжигание конфликта, посвящена работа Европейского института прессы42. Интересны работы американских исследователей Тима Алена и Жана Ситона, Стефана Хесса и Марвина Кальба о роли СМИ в этнических конфликтах, подачи материалов с мест боестолкновений, а также в освещение развернувшейся после 11 сентября 2001 года борьбы с международным терроризмом43. Однако в целом, несмотря на обилие литературы по проблеме этнических стереотипов, их роль в освещении межэтнических конфликтов еще недостаточно исследована. Количество литературы по вопросу освещения этнических стереотипов в ходе чеченского конфликта значительно выросло, но большинство работ ограничивается узкими временными рамками исследования, проводимых в рамках контент-анализа прессы и электронных СМИ.
Научная новизна исследования
37 Язык мой . проблема этнической и религиозной нетерпимости в российских СМИ. Сост. A.M. Верховский. М., 2002.
38 Российская пресса в поликультурном обществе: толерантность и мультикультурализм как ориентиры профессионального поведения. М., 2002.
39 Нетерпимость в России: старые и новые фобии. По ред. Г. Витковской и А. Малашенко. М., 1999.
40 Г.Г. Почепцов. Психологические войны. М., 2000; Он же. Информация и дезинформация. Киев, 2001; С.Г. Кара-Мурза. Манипуляция сознанием. М., 2001.
41 Media &War. Edited by N. S. Brunner, S. Gredelj, A. Hodzic, Branimir KriStofic. Zagreb, 2000.
42 Media and Conflicts in the Transcaucasus. By The European Institute for the Media. http://www.internews.ru/books/transcaucasus/index.html
43 The Media of Conflict: War Reporting and Representations of Ethnic conflict. Ed. by T. Allen, J. Seaton. Zed Books, 1999; The Media and The War on Terrorizm. Ed by Stephan Hess, Marvin Kalb. NY, 2003.
Научная новизна диссертации состоит в том, что впервые в отечественной науке на обширном и конкретном материале удалось провести комплексное исследование процесса возникновения и распространения этнических стереотипов в прессе в ходе освещении конфликта в Чечне. При этом показаны сходства и различия в освещение конфликта в Чечне в различных периодических изданиях.
В отличие от целого ряда специальных исследований, посвященных анализу освещения конфликта в Чечне, в данной работе предпринята попытка комплексного изучения проблемы этнических стереотипов в освещении в прессе конфликта в Чечне. Наряду с контент-анализом прессы, проведенным автором, в диссертации проводится обзорный текстовой анализ публикаций, выявление приемов (технологий) формирования этнических стереотипов и образов как на уровне центральной (общероссийской), так и региональной и местной прессы.
Важной составляющей работы является ранее в литературе отсутствовавший анализ этнических стереотипов «мы - они» в чеченской прессе. При этом автор впервые использует находившиеся в его распоряжении номера газет, неизвестные для широкого круга исследователей, как на русском, так и на чеченском языках.
Хронологические рамки настоящей работы ограниваются концом XX и началом XXI веков. При этом автор исходил из того, что конфликт в Чечне, перешедший в фазу вооруженного противостояние в 1994 году, начинался в 1991 году, когда на общей волне суверенизации республик, к власти в Чечне пришли силы, сделавшие ставку на сецессию. Автор практически не рассматривает этнические стереотипы в прессе в условиях советской власти, исходя их того, что это выходит за пределы данного исследования: никакой межэтнической напряженности официально в Советском Союзе не было, и естественно пресса, как и все другие институты, подчинялись совершенно иным закономерностям и поэтому данный сюжет нуждается в самостоятельном исследовании. Однако в целях выявления истоков негативных этнических стереотипов в отношении чеченцев автор обращался к прессе более ранних периодов.
Цели и задачи исследования:
Цель диссертации - выявить структурные компоненты, функции, социальное и психологическое содержание, методы формирования, тиражирования и трансформации в прессе этнических стереотипов, в том числе в конфликтной ситуации (на примере освещения конфликта в Чечне в российской прессе); а также изучить степень влияния развития конфликта на формирование этнических стереотипов в прессе. Целью исследования является попытка выработать практические рекомендации для объективного освещения этнических конфликтов в СМИ. Этим определяются и основные задачи исследования:
- рассмотреть феномен стереотипизации и социального стереотипа, раскрыть понятие этнический стереотип;
- исследовать содержание главных структурных компонентов негативного этнического стереотипа (прежде всего таких, как враждебность, агрессивность, отчуждение, непонимание); показать механизм и методы формирования «образа врага»;
- выявить основные версии причин и особенностей конфликта в Чечне, отображенные в прессе, дать характеристику конфликта;
- исследовать отношение средств массовой информации к конфликту, к его этнокультурным и этнополитическим аспектам; показать конфликт в Чечне как войну СМИ (как информационную войну);
- показать методы создания и тиражирования стереотипов и образов в прессе; выявить, какими приемами манипулирования располагает пресса для утверждения в общественном сознании негативных этнических стереотипов;
- выявить сходства и различия в освещение конфликта в Чечне в центральной и региональной прессе, а также специфику восприятия событий в местной (чеченской) прессе.
- определить возможные пути и средства ускорения процесса разрушения негативных этнических стереотипов в освещении этнического конфликта.
Источниковедческая база исследования
Источниками для настоящей работы послужили, прежде всего, материалы центральной (общероссийской), региональной и местной (чеченской) прессы. В работе, наряду с исследованием текстов больших массивов печатных СМИ, опубликованных на тему конфликта в Чечне с 1991 года по 2003 год, использовался метод контент-анализа текстов, опубликованных в прессе. При анализе центральной прессы мы выделяем такие газеты, как «Известия», «Московский комсомолец», «Независимая газета» и «Комсомольская правда». Выбор данных изданий объясняется, прежде всего, их большими тиражами и популярностью. Данные источники представляют интерес и с точки зрения разных читательских аудиторий, а также различия мнений авторов, отличия редакционной политики, методов подачи информации и т.п.
Помимо центральных изданий, задающих тон в российской публицистике, огромную роль в создании, утверждении и распространении стереотипов и образов играет региональная пресса. Так, мы в данной работе выделяем три круга версий конфликта в освещении региональной прессой. Первый «близкий» круг версий -отражен в прессе соседних с Чечней республик и регионов. Конфликт в Чечне, его постоянная угроза распространения на весь Северный Кавказ и Юг России, нестабильная политическая и социально-экономическая ситуация в республиках, краях и областях, потоки беженцев - все это способствовало определенной направленности публикаций в прессе этих регионов, специфическому отображению событий. Второй круг версий отражен в печати регионов с преобладанием населения исповедующих ислам. Эту версию, в целом схожую с остальными регионами, дополняют несколько сюжетов: наличие большой части населения - мусульман, довольно острая проблема отношений с федеральным центром, поддержка частью населения курса радикальной суверенизации и т.д. К третьему кругу версий можно отнести общероссийскую версию освещения конфликта в Чечне, для которой чеченская тема актуальна лишь, когда «война пришла в дом» (например, после отправки в район боевых действий солдат или сотрудников МВД из данного региона; появление беженцев и вынужденных переселенцев из Чечни и Кавказа в целом и др.).
Для проведение обзорного текстуального анализа региональных СМИ нами были выделены следующие издания: газета «Вечерняя Казань» (ВК), выходящая тиражом 48906 экземпляров с периодичностью 4 раза в неделю (подвергнуто анализу 91 публикация на тему чеченского конфликта), ежедневная общественно-политическая газета «Ставропольская правда» (СП) тиражом 33700 экземпляров (225 публикаций), еженедельная газета «Северный Кавказ» (СК), издающаяся в г. Нальчике Кабардино-Балкарской республики, 30000 экземпляров (370 публикаций), газета «Сердало» Ингушской Республики - выходит 3-4 номера в неделю, тираж 2250 экз. (182 публикации), еженедельник «Липецкие известия» (ЛИ), тираж 55000 экз. (28 публикаций) и др.
Своя специфика, свое видение конфликта в Чечне, свои образы и стереотипы были у прессы Чеченской Республики, у Республики Ичкерии. Здесь также наблюдается трансформация позиций и оценок во временных рамках. В данной работе использовались периодические издания, выходившие в Чечне и не распространявшиеся в других регионах, и в силу разрыва налаженной связи обмена библиотечными фондами не поступали в библиотеки и архивы российских учреждений, в результате оказались не доступными для исследователей. Особенно важным, на наш взгляд, является полная подборка независимой газеты «Импульс», выходившей в г. Грозном с 1991 года по 1993 год. «Импульс» с самого прихода к власти Джохара Дудаева, ставшая в жесткую оппозицию, периодически подвергалась гонениям со стороны властей, и в разгар политического противостояния в Грозном в 1993 году была закрыта. Издание, ставшее самым читаемым, сыграло огромную роль в политической и общественной жизни Чечни в 1991-93 гг.
Помимо материалов прессы, в работе использованы сборники газетных публикаций различных изданий, опубликованных информационным бюллетенем «ЭТНО-ФОР», который основывается на материалах периодической печати, собранных в базе данных «Этнос», наполняемой с начала 1994 года. Так же важным источником послужили газетные публикации, собранные в семи томах издания «Правда и ложь о
44 -п чеченской воине» . В диссертационном исследовании использовались материалы, опубликованные в «Краткой аннотированной библиографии чеченского конфликта»45.
Важными источниками послужили материалы серии «Социологические сообщения», издаваемые «Фондом общественное мнение» с 1996 года. В данной серии публикуются итоги еженедельных опросов населения, оценки экспертов, СМИ — измерения, анализ потока информационных и аналитических сообщений в СМИ. Интерес для данного исследования представляют данные социологического анализа «Беженцы и вынужденные переселенцы: этнические стереотипы», проведенного по проекту Кавказского форума и Кавказского совета по беженцам в восьми регионах Кавказа46. Комплексные этносоциологические исследования, проведенные в 2000- 2002 гг. в отдельно взятом регионе - Ставрополье, также послужили источником для диссертационной работы. В работе использованы данные социологических опросов, проводимых ВЦИОМ.
Важным источником для написания диссертационной работы послужили Интернет материалы. В распоряжении автора был доступ к крупнейшей службе баз данных о России и СНГ Intergrum World Wide, с помощью которого возможен одновременный поиск в более чем 3500 источниках информации. В этой базе
44Х. Ахмадов. Правда и ложь о чеченской войне. М., 1996-98.
45 X. Р. Абдулаева, 3. Ж. Гакаев. Краткая аннотированная библиография чеченского конфликта. М., 2002.
46 Беженцы и вынужденные переселенцы: этнические стереотипы. Опыт социологического анализа. Владикавказ, 2002. содержатся газетные и журнальные публикации всех крупнейших центральных и региональных периодических изданий, начиная с 1994 года. Большой интерес представляли материалы конференций, круглых столов и семинаров, посвященных проблеме освещения конфликта в Чечне47.
Практическая значимость
Практическая значимость работы состоит в том, что в ней впервые показана роль прессы в конфликте в Чечне, в его развитии, в этнической мобилизации; проанализировано значение средств массовой информации в создании и тиражировании негативных этнических стереотипов и образов.
Материалы, содержащиеся в диссертации, выводы и обобщения автора могут способствовать появлению новых исследований, связанных с изучением процесса формирования этнических стереотипов в прессе, а затем и в общественном сознании. Результаты работы могут оказать практическую помощь журналистам, освещающим этнические проблемы, конфликты в горячих точках. Исследование и его выводы могут послужить материалом для разработки методических пособий, чтения спецкурсов студентам гуманитарных ВУЗов.
47 Роль средств массовой информации в освещении этнических конфликтов / Материалы семинара 26-28 июня 1993; Материалы круглого стола «Проблема цензуры и самоцензуры в освещении СМИ войны в Чечне» от 8.03.2001.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Этнические стереотипы в прессе"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования, удалось выяснить, что этнические стереотипы занимают одно из центральных мест в системе манипулятивной пропаганды, поскольку блокируют разум, рациональные способности человека, закрепляют сложный комплекс негативных эмоций, вызывают чувство страха, ненависти, недоверия, подозрительности, враждебности. А это становится возможным благодаря тем качествам стереотипов, что они, возникая чаще всего стихийно, обязательно связаны с восприятием и не обязательно с опытом, но могут оказать непосредственное влияние на получение нового опыта. Будучи предельно устойчивыми, но в то же время изменяемыми, они отражают не действительность, а этикетку действительности.
Чаще всего стереотип понимается как суждение, убеждение, образ, отображение различных элементов социальной действительности. Образы - это целостное представление. Стереотипы - это усеченные образы. Сознание человека, давая первичную оценку различным явлениям, сразу же разделяет их на «знакомое» и «незнакомое». Поскольку человек опирается, прежде всего, на свой личный опыт, знакомое классифицируется обычно как «свое», а незнакомое как «чужое». Первое, как правило, воспринимается позитивно, а второе - порой враждебно. Люди реагируют более позитивно к членам своей группы. Так действует простейший механизм стереотипизации. Явление стереотипизации - характерная особенность переработки личностью внешнего воздействия. Она тесно связана со стремлением человека «рассортировать» полученную им информацию, «разложить ее по полочкам» в сознании. Стереотипизация - это комплекс особенностей групповых различий, подчеркивание и классификация которых помогает выявить отличительные черты групп. За термином стреротипизация мышления скрывается способность человеческой психики закреплять информацию об однородных явлениях, фактах, предметах, процессах, людях и т.д. в обобщениях, устойчивых и единообразных образованиях.
Формы стереотипизации познавательной деятельности разнообразны. Это и определенные образы, и представления, и оценки, когда они становятся повторяющимися, устойчивыми, привычными и для одного индивида, и для многих людей одновременно. Многочисленны и способы обозначения стереотипов. Это может быть и одно слово, и целое выражение, и рассуждение. Ими могут быть и различные образы: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательно-двигательные.
Несмотря на многочисленность исследований и попыток теоретических интерпретаций, проблема истинности стереотипов остается по существу нерешенной. Но то, что стереотип содержит «зерно истины» несомненно.
Вышесказанное позволяет прийти к заключению о том, что стереотипы: обязательно связаны с восприятием и не обязательно с опытом, но могут оказать непосредственное влияние на получение нового опыта; возникают чаще всего стихийно; служат защите традиций; несут в себе оценочный элемент в идее эмоционального отношения к объекту, но в то же время однозначны: «да» или «нет», «свой» или «чужой», т.е. или негативны или позитивны; экономят мышление и суммируют исторический опыт; отражают не действительность, а этикетку действительности; предельно устойчивы, но изменяемы; абсолютно истинным не могут быть, но могут основываться на близких к действительности представлениях, могут быть абсолютно ложными; выполняют функции: познавательную, коммуникативную, функцию защиты позитивной этнической идентичности, функцию мобилизации и делегимитизации групп.
Этнические стереотипы наиболее частая разновидность социального стереотипа. Этнический стереотип - это относительно устойчивое представление о моральных, умственных, физических качествах, присущих представителям различных этнических общностей. Связь этнического стереотипа с действительностью зависит от знаний, от уровня и состояния межнациональных отношений, от формы существующего соседства. В качестве устойчивого ядра имеет комплекс основанных на историческом опыте представлений об облике этноса, в отношении которого существует.
То, что каждому человеку обычаи, нравы и формы поведения, в которых он воспитан и к которым он привык, ближе, чем другие, - вполне нормально и естественно. Проблема возникает лишь тогда, когда эти действительные или воображаемые различия возводятся в главное качество и превращаются во враждебную установку по отношению к какой-то этнической группе, установку, которая разобщает народы. Эти установки превращаются в предубеждения и предрассудки.
Говоря о природе предубеждений и предрассудков необходимо отметить, что личный опыт индивида отнюдь не причина этих установок. Как правило, этому опыту предшествует и во многом предопределяет его уже существующие стереотипические конструкции. Общаясь с другими людьми, человек воспринимает и оценивает их в свете уже приобретенных установок. Поэтому он склонен одни вещи замечать, а другие не замечать.
На основе противопоставления «мы - они» в структуре этнического стереотипа выделяются два основных компонента. Первый - это автостереотип как совокупность атрибутивных признаков о действительных или воображаемых специфических чертах собственной этнической группы. Как правило, автостереотип содержит комплекс положительных оценок. Второй - гетеростереотип как совокупность атрибутивных признаков о других этнических группах, которые могут быть и положительными, и отрицательными.
Схема возникновения и развития этнического стереотипа может быть примерно такой: сознание человека, давая первичную оценку различным явлениям, сразу же разделяет их на «знакомое» и «незнакомое», разбрасывая на противоположные стороны. Поскольку человек опирается, прежде всего, на личный опыт, знакомое классифицируется обычно как «свое», а незнакомое - как «чужое». Первое, как правило, воспринимается позитивно, а второе - порой насторожено (но не всегда враждебно). Враждебность возникает тогда, когда на основе гетеростереотипа начинает формироваться негативный стереотип или «образа врага».
Образ врага», который на наш взгляд является продуктом эволюции негативных этнических стереотипов: «образ врага», как и негативные этнические стереотипы, существовали на протяжении всей истории человечества, и если бы они являлись непосредственной причиной конфликтов, то человечества бы уже не существовало, иначе говоря, причинами конфликтов всегда выступали экономические, политические, социальные и др. интересы и противоречия; не «образы врага» рождают конфликты, а ситуация конфликта, напряженности, взвинченности влияет собой почву для возникновения, становления и развития «образа врага»; «образ врага» необходим для полной дегуманизации противника, для выведения его за рамки общечеловеческих норм и принципов.
При возникновении конфликта, когда создается ложная ситуация спешки, необходимости немедленного решения одновременно множества вопросов, стереотипы и образы становятся удобным средством манипуляции, чаще всего посредством средств массовой информации.
В результате исследования мы приходим к выводу, что пресса, как составная часть средств массовой информации стала главным инструментом для распространения сообщений, воздействующих на общественное сознание. Сейчас с большой долей уверенности можно утверждать, что СМИ целенаправленно формируют определенное общественное мнение с помощью специальных технологий влияния. В совокупности с методами откровенного дезинформирования и тенденциозного анализа используется, метод «смещения акцентов», что ведет к фактическому манипулированию общественным мнением, созданию ложных стереотипов и представлений в массовом сознании, а, в конечном счете, к формированию у людей неадекватного представления о происходящих событиях.
Этнические стереотипы в прессе, как правило, эмоциональны, ярки, поэтому хорошо запоминаются читателем и влияют, таким образом, на его представления в сфере межэтнических отношений. Методы стереотипизации представляют основу пропаганды. С помощью метода стереотипизации в сознание людей внедряются реакционные мифы и иллюзии, насаждаются расовые предрассудки - фальшивое представление об этнических группах. Корректирующие действия СМИ на негативные этнические стереотипы весьма затруднительны, поскольку людям свойственно избегать информации, которая вносит диссонанс в систему установок и стереотипов. В то же время они активно ищут информацию, подтверждающую их взгляды. Таким образом, СМИ, не будучи даже «авторами» стереотипов и образов, путем тиражирования внедряют их в массовое сознание. Учитывая устойчивость стереотипа, добиться развенчивания его очень трудоемкая задача.
В освещении СМИ конфликта в Чечне большую роль сыграли этнические стереотипы (чеченцев, русских) создаваемые и тиражируемые журналистами и политиками на страницах газет и журналов. Практический каждый текст, посвященный событиям в Чечне и вокруг нее, содержит этническую информацию. Как показывает опыт освещения конфликта в Чечне, этническая информация передается в массовое сознание с помощью следующих структурные элементы текста: специально отобранные факты из жизни представителей разных этносов и целых этнических групп; через этнические стереотипы; с помощью этнических идей или идеологем; с помощью этнических лексем; через иллюстрацию с этнической окраской. Каждый из этих элементов информации довольно редко можно встретить в тексте отдельно. Как правило, они сочетаются и переплетаются, дополняя друг друга. Именно с помощью стереотипов, которые «легко усваиваются» и имеют большую устойчивость, СМИ могут легко манипулировать общественным сознанием потребителей информации. Появление любой темы в прессе обусловлено интересами (редакции, издателя, правящих элит и т.д.), которые определяют ориентацию общественного мнения и сознания. В этом заключается манипулятивная функция прессы.
В освещении прессой конфликта в Чечне автор выделяет четыре основных этапа. Начало обострения ситуации в Чечне можно датировать ноябрем 1990 г., когда Общенациональный съезд чеченского народа (ОКЧН) избрал исполком ОКЧН, который принял решение о государственном суверенитете ЧИР (Нохчи-Чо). С 1992 года, с выходом на политическое поле демократической оппозиции чеченский конфликт приобрел характер не только внешнего (с Россией), но и внутреннего (внутричеченского) противостояния.
До 1994 года ситуация в Чечне мало интересовала российского обывателя и оставалась по большему счету внутренним делом самих чеченцев. Российская печать не уделяла большого внимания процессам, происходившим в Чечне, и замалчивала существование антидудаевской оппозиции. Редкие публикации были связаны с тем или иным знаменательным событием (День независимости ЧР, попытки переворота и т.д.). В декабре 1994 года началась так называемая первая чеченская кампания, которая с переменным успехом, с огромным количеством жертв и разрушений продолжалась до 1996 года. В августе 1996 года были подписаны Хасавюртовские соглашения, ставшие, по сути, признанием государственной независимости Чечни.
Третий, выделяемый автором, этап 1996-99 гг. показали неспособность лидеров чеченских вооруженных формирований создать институты публичной власти, восстановить законность и правопорядок и заложить основы национального государства. Они не смогли прийти к согласию, выдвинуть из своей среды лидера, способного консолидировать чеченское общество. В республике воцарил хаос и беспредел, единственно действенным правом стало право силы. Стало ясно, что вооруженные отряды исламских радикалов представляют угрозу не только для мирного населения Чечни, но и сопредельных регионов. Поход дагестанских и чеченских «ваххабитов» в Дагестан, теракты в Москве, Волгодонске послужили поводом к очередному силовому варианту решения чеченской проблемы и вводу российских войск в Чечню. С 1999 года начинается четвертый этап современного конфликта в Чечне - контртеррористическая операция, которая не завершена и по сей день.
Анализ прессы показал, что на каждом из этих этапов, издания занимали различные позиции в освещении конфликта, в своих комментариях. Необходимо отметить, что позиции прессы зависели от многих факторов: это и объективно меняющаяся реальность, и редакционная политика, и давление со стороны властей, и зависимость редакции от воли владельца издания, и подготовленность, профессионализм журналиста, освещающего события, и ориентация СМИ на мнение бытующие в обществе, на аудиторию и пр. В свою очередь трансформации позиции прессы влияли и на изменения взглядов в общественном восприятии.
Наиболее распространенная версия причин чеченского конфликта в анализируемой прессе - сама история российско-чеченских отношений. Помимо этого, многие акцентируют внимания на особенности устройства чеченского традиционного общества, менталитет чеченцев, в основе которого якобы лежит гипертрофия личной свободы. Отсюда причиной конфликта ряд авторов видят этнокультурные особенности вайнахского общества, ставших, по их мнению, «непреодолимым» препятствием на пути российско-советской модернизации. Согласно этому стереотипу, чеченский народ, будучи сплоченным, монолитным в этническом и религиозном плане, однородным в социальном отношении, чуть ли ни на ментальном уровне отторгал прогресс и отстаивал свою самобытность, приверженность к тейповой организации жизни, адату и шариату.
В анализе конфликта в Чечне все рассматриваемые издания, и центральные, и региональные, сходятся во мнении, что основными причинами конфликта были: геополитика (интересы России и зарубежных стран в регионе), столкновение экономических интересов, внутриполитическая борьба, этнический и религиозный факторы, а также личностный фактор. Правда «наполнение» этих факторов бывает разным.
Конфликт в Чечне многочисленных публикациях, репортажах и комментариях в СМИ как российских, так и западных часто преподносится как межэтнический, как «русско-чеченский». И большинство зрителей, читателей воспринимают конфликт с легкой руки журналистов и политиков именно таковым. Однако не учитывается то что, с «русской» стороны в боевых действиях участвуют представители практически всех народностей России, на стороне «чеченцев», как всем известно, огромное количество наемников, и представителей исламских государств и добровольцы из республик Северного Кавказа и бывшего СНГ, и даже наемники русской, «славянской» национальности.
Под этническим конфликтом понимается любая форма гражданского противостояния на внутригосударственном и межгосударственном уровнях, при которой, по крайней мере, одна из сторон организуется или мобилизуется по этническому принципу или от имени этнической общности. И, тем не менее, нам представляется, что, несмотря на все усилия ангажированных политиков, СМИ конфликт в Чечне так и не стал этническим в классическом понимании этого слова.
Чеченский кризис может быть отнесен к разряду внутригосударственных конфликтов, в основе которых изначально лежит столкновение властей центра и республики. Однако утверждать, что в конфликте нет этнической составляющей было бы неверно. В своих репортажах многие журналисты, описывая воюющие стороны, делили их на «своих», «наших» (наши солдаты, наша армия, наши войска) и «других», «чужих» (их боевики, сепаратисты, террористы).
Анализ показал, что пресса нередко специально акцентирует этнические проблемы в конфликтах, хотя, чаще всего, дело не столько в этническом, сколько в политическом и экономическом противостоянии элит, а не народов. По воле политиков, противниками становятся различные этнические или религиозные группы. А журналисты при освещении конфликтных событий нередко используют искаженные факты, уничтожительные этнические стереотипы противника и массу провоцирующих и конфликтных этнических идей. Каждый журналист при всей претензии на объективность, действует в определенном поле власти и заангажированности (политической, этнической или редакционно-бюрократической).
В современных конфликтах средства массовой информации представляют собою огромную мобилизующую и сражающуюся силу. Это такой же боевой ресурс, как танки и артиллерия, ибо с помощью телевидения и прессы достигаются такие важнейшие цели, как рекрутирование и воспитание боевого духа рядовых воинов и общественная, в том числе международная, поддержка конфликтующих сторон. Особую роль в освещении конфликтов играют формируемые или принятые на вооружении журналистами и репортерами образы, стереотипы конфликтующих сторон.
Для начинающих документалистов, конфликтная тематика - интригующий материал «на продажу», когда любые интересы отступают перед тягой к сенсационности. Не озабоченные гнетом излишних знаний эти репортеры, оказавшись в «горячей точке» полагают необязательным разбираться в местных проблемах или особенностях культуры народов, о которых намерены вести речь. В обществе, которое привыкло (за годы коммунистического режима) к одномерному, верхушечно определяемому мышлению и к единой, исходящей из центра версии событий, «профессионалы представлений» через средства массовой информации предписывают слабо модернизированным, но зато поголовно грамотным и активно читающим бывшим советским гражданам «правильный» порядок вещей и «верные» оценки событий.
В ходе исследования были выявлены основные принципы и методы подачи информации в освещении конфликтов: убеждать свое население в правильности действий, поддерживать его боевой дух, мобилизовывать население и направлять его ненависть против врага, любыми методами вносить раскол в лагерь противника, подрывать его боевой дух, ослаблять и деморализовывать. Эти и другие методы в полной мере использовались в освещении конфликта в Чечне.
Суть этих принципов сводится к следующему. Необходимо убедить свой собственный народ в том, что «мы» не хотели войны. Это «другие», «они» начали войну, или мечтают ее начать со дня на день. «Мы» же вынуждены защищаться.
Персонификация образа врага, показать своему населению, что глава, руководитель «других» - это душевнобольной, свихнувшийся, продажный человек, главное - чтобы доказать, что «они» и их политический курс представляет угрозу всему миру; действия военных должны мотивироваться принципами человеколюбия, следует умалчивать, что в первую очередь преследуются экономические, политические цели, подчеркивая лишь гуманитарные причины; максимально оперативно распространять сведения о жестокостях, совершенных противником, разъясняя, что именно ему свойственны подобные поступки; всегда нужно убеждать, что предпринимаемые действия законны и легитимны; изо всех сил создается позитивный имидж «нашей» сильной и подготовленной военной силы, и соответственно, подчеркивая слабость противоположной стороны.
Средства массовой информации в освещении конфликтов имеют и огромный миротворческий потенциал. СМИ обладает функциями, способствующие разрешению конфликтов: разрешение неопределенности и получение дополнительной информации о новых, неоднозначных, незнакомых явлениях и процесса; формирование установок, т.е. системы когнитивных, эмоциональных и поведенческих реакций в отношении этих предметов и явлений, что приводит к соответствующим физическим, социальным, политическим реакциям; задание набора обсуждаемых людьми тем и распространение новых систем мнений (экономических, идеологических и т.д.); уточнение ценностных ориентаций людей; воздействие СМИ на эмоциональное состояние аудитории, появление страхов, тревог, отчуждения; влияние на поведение людей - провоцирование каких-либо действий (активизации) и прекращение их (деактивизация).
Этнические стереотипы в прессе, как правило, эмоциональны, ярки, поэтому хорошо запоминаются читателем и влияют, таким образом, на его представления в сфере межэтнических отношений. С помощью метода стереотипизации в сознание людей внедряются реакционные мифы и иллюзии, насаждаются расовые предрассудки - фальшивое представление об этнических группах. Термин стереотип стал синонимом предубеждения, предрассудка.
То, как подействует любой материал в прессе на читателя зависит, от множества мелочей. От размещения публикации в газете, на какой полосе, в каком разделе, какой объем материала. Также большую роль шрифт текста, размер заголовка, фотография или карикатура дополняющие публикацию, подпись-текст к фотографии.
Основную информацию несет сам текст статьи, очерка, заметки, интервью, и здесь есть множество методов, с помощью которых автор может расположить к себе читателя, навязать ему свое мнение (стереотипы, образы).
Важна сенсационность материала. Сенсация - самый отработанный способ эмоционализации пропаганды. Нагнетание эмоций позволяет компенсировать отсутствие доказательств и аргументов Сенсация обычно выделяется на первой полосе большим (отличным от других) шрифтом заголовка. Заголовок очень важен, в идеале он должен в одной фразе отражать суть публикации. Сам вынос этнонима в заголовок уже может стать поводом для стереотипизации.
Повторение - один из тех «психологических трюков», которые воздействуют на бессознательные механизмы. При злоупотреблении этим приемом стереотипы усиливаются до устойчивых предрассудков. С помощью повторения мысль отделяется от своего автора. Она превращается в очевидность, не зависящую от времени, места, личности
Следующий метод - размещения материала на страницах газеты, - в какой рубрике или разделе он опубликован. «НГ» помещала новости из Чеченской республике в разделе новостей из СНГ, тем самым создавался стереотип, что чеченцы уже не граждане России, а Чечня независимое государство
Мощность воздействия увеличивается, если материал принадлежит перу известного автора обладающего «авторитетом», или же журналист ссылается в своем материале на такого. Действует психологический механизм «переноса», при котором достоинства «свидетельствующего» переносятся подтверждаемый им факт.
Важное место в конструировании «образов» в прессе играют фотоматериалы. Чеченский конфликт был одним из самых визуальных с точки зрения объема и разнообразия фото и видеоматериала. Фотографии бородатых чеченцев с зелеными повязками и покрытых грязью солдат-срочников российской армии стали основным наполнением стереотипов чеченского конфликта. Не только сами фотографии, но и подпись под фото может играть большое значение.
Наряду с исследованием макроструктуры текста (анализ заголовков и водок) также была изучена и микроструктуру, а именно значения слов и предложений. У газеты есть свои уникальные преимущества перед другими средствами массовой информации. Статичность газетного листа, фиксированность печатного текста дают возможность подробно ознакомиться с предлагаемыми фактами.
Конфликт в Чечне привел к возникновению целого сонма вербальных подмен, призванных «правильно» описывать ситуацию: «не война, а антитеррористическая операция.», «зачистка территорий.», «федеральные войска заняли, федералы продвинулись.» и т.д.
Негативный образ «чеченца-бандита» в российской прессе стал складываться с начала 90-х годов. В очень короткий срок сложился миф о свирепой чеченской мафии, как одной из самых организованных и мощных организованных преступных группировок с жесточайшей внутренней дисциплиной. Говоря о чеченской мафии, авторы стремились показать ее этническое своеобразия, подчеркивая, что жесткость является национальной чертой чеченцев.
Первая чеченская кампания проходила в условиях поразительной открытости -непосредственно под камерами российских и международных СМИ. В результате власти, которые по существу не имели в сфере информации четко сформулированной политики, потерпели сокрушительное информационное поражение. Большинство журналистов работавших в зоне конфликта в 1994-96 гг. пользовалось информацией в основном добытой у чеченских боевиков. Используя СМИ (показывая все ужасы, творимые российской армией: убийство и издевательства над мирными гражданами, разрушения мирных объектов и др., одновременно, замалчивая, опровергая и оправдывая свои «ужасные деяния») лидеры боевиков оказывали давление на общественность, рекрутировали в свои ряды молодежь.
Анализ освещения российскими СМИ конфликта в Чечне, проведенный автором, позволил сделать выводы, что многое в этом освещении для разных СМИ оказалось схожим, а именно: 1) актуальность темы конфликта для прессы, это подтверждается как объемом посвященных конфликту материалов, так и выгодным расположением публикаций в газетах; 2) схожими оказались и тематические направления, темы, касающиеся непосредственно военных действий: боестолкновения, спецоперации, потери, переговоры и т.п; темы, посвященные анализу причин, целей конфликта, поиску выхода из кризиса, исторической составляющей; 3) с точки зрения формы все материалы представляют собой полный набор жанров: информационные сообщения, репортажи, интервью, комментарий и анализ и т.п. при этом все журналисты пользуются одними и теми же источниками: собственной информацией, сообщениями пресс-служб и агентств, материалами других органов массовой информации, анонимными источниками и др.; 4) все анализируемые материалы в качестве главных участников событий выделяли следующих субъектов конфликта: лидеры (Ельцин, Путин - Дудаев, Масхадов); «команды» лидеров («силовики» и «партия войны» в Москве и «окружение Дудаева» «непримиримые боевики» в Чечне); оппозиция, как в России, так и в Чечне; вооруженные силы, общественное мнение (в стране и за рубежом); жертвы войны (убитые, раненные, пленные, беженцы, мирные жители);
Автором выявлены и различие, публикуемых материалов в СМИ связанных с конфликтом в Чечне. Наблюдалась различная частота упоминания одних и тех же фактов (а порой и игнорирование некоторых из них), отличались способы их подачи и источники информации. Изменения в характере освещения конфликтом со временем в различных СМИ происходили в разных направлениях. По-разному использовались аргументации «за» и «против» военных действий, проводимые разными СМИ. Имелись различия в редакционных позициях по рассматриваемым вопросам и отношении ко всей проблеме в целом, что находило проявление в субъективных оценках происходящего и характеристиках участников событий.
Всеми изданиями на разные лады подчеркивается бессмысленность как самого решения о применении силы в Чечне, так и его реализация, бессмысленность жертв, бестолковость конкретных военных операций, натурализм в описаниях и изображениях убитых, раненных и т.п., вызывающий резко негативное отношение к происходящему.
В итоге применение всех этих и многих других методов и конкретных приемов СМИ создается, конструируется с помощью образов новая реальность, знаки и символы которой легко узнаваемы, поскольку заимствованы из действительности, а сама она, в то же время, характеризуется собственной самостоятельной системой идей, комплексом взглядов, набором стереотипов, образным рядом и т.п
Начиная с 1997 года практически все российские СМИ меняют свое отношении к событиям, происходившим в Чеченской Республике Ичкерия. Разгул преступности, похищения и убийства людей, анархия и безвластие - вот реалии Чечни того времени. Чеченские боевики и их лидеры уже не предстают в романтическом образе, который был создан прессой в первую чеченскую кампанию. И на трансформацию образов не в последнюю очередь повлияли похищения журналистов, приобретшие стихийное явление в Чечне. СМИ активно рекламировали и формировали устрашающий образ лица чеченской национальности.
Вторая чеченская кампания явилась полной противоположностью первой. Журналистам был предоставлен сугубо дозированный доступ к информации. После установления информационной блокады, представители российского военного командования и правительства практически установили монополию на распространение информации из Чечни. Уже к началу антитеррористической кампании летом 1999 г. общественное мнение в России практически полностью поддерживало действия правительства и военных в отношении Чечни. Технология, примененная во второй чеченской кампании, базировалась на следующих основных принципах: сузить доступ к первичной информации; готовить информацию самим военным с последующей выдачей ее для общего пользования; исключить демонстрацию мерзостей войны, страдания солдат, ошибок командования; делать упор на зверствах чеченцев; создавать новый образ российской армии, «побеждающей заклятого врага в справедливой войне.
Однако в информационной блокаде в отношении событий в Чечне имеет и свои позитивные моменты. В первую очередь - это, конечно же, отказ в паблисити лидерам незаконных формирований. Именно возможность не сходить с экранов ТВ и со страниц газет и журналов породила таких экстремистов как Радуев, Басаев и преумножали ряды их сторонников.
В ходе исследования было выявлено различие в освещении конфликта в Чечне в центральной (общероссийской), региональной прессе и прессе Чеченской Республики. Региональная российская пресса во многом отличается от московской, прежде всего тем, что, кроме официальной точки зрения, исходящей из Москвы, местные журналисты дают самостоятельную (или отвечающую взглядам местной власти) оценку ситуации в Чечне. Российские регионы связывают с Чечней не только то обстоятельство, что в одном из субъектов Российской Федерации идет война, но и с тем, что в этой войне участвуют военнослужащие или сотрудники МВД из регионов.
Однако позиции освещения конфликта в Чечне в различных регионах России имеют свои отличия. В ходе исследования были выделены три круга версий конфликта в региональной прессе, каждая из которых имеет свои особенности и отличия.
В первую очередь это «близкий круг версий», сюда входит печать соседних с Чечней республик и регионов. Конфликт в Чечне, его постоянная угроза распространения на весь Кавказ и Юг России, нестабильная политическая и социально-экономическая ситуация в республиках и краях, потоки беженцев - все это способствовало, определенной направленности публикаций в прессе этих регионов, специфическому отображению событий. Второй круг версий - это печать Татарстана и Башкирия. Эту версию, в целом схожую с остальными регионами дополняют несколько сюжетов: наличие большой части населения - мусульман (панисламские настроения), довольно острая проблема отношений с федеральным центром, поддержка частью население курса суверенизации и т.д. К третьей условной группе можно отнести общероссийскую версию освещения конфликта в Чечне, для которой чеченская тема актуальна лишь, когда «война пришла в дом» (т.е. отправка в район боевых действий солдат или сотрудников МВД из данного региона, беженцы и вынужденные переселенцы из Чечни и Кавказа в целом и др.).
Образ чеченцев в региональной прессе - это часто, составляющая обобщенного стереотипа кавказца. Кавказцы наиболее «популярные» объекты негативных установок в региональной печати. Более того, именно в отношении кавказцев стереотипы наиболее конкретизированы и жестоки.
Специфика чеченской прессы Информационный взрыв, пережитый постсоветским обществом на рубеже 80-90-х годов, обрушился на чеченское общество с утроенной силой. На страницы грозненских газет хлынула информация, о которой провинциальная партийная печать прежде и помыслить не могла. Наиболее острой темой обсуждавшейся во всех газетах, наряду, с бурными политическими процессами, происходившими в республике, стала тема исторического притеснения чеченского народа в семье российских народов. Пресса принимала активное участи в конструировании новой этнической идентичности чеченцев. В чеченской прессе того времени, часто печатаются статьи историков и этнографов, посвященные этногенезу чеченцев и их месту в мировой истории.
Тема депортации чеченцев и ингушей в 1944 году не сходит со страниц чеченской прессы. Насильственное изгнание чеченцев и пребывание в депортации служило отправным моментом современной чеченской идентичности. Образ же российского государства (не россиян и русских) представлялся как «источник зла». Не было более мощного стимула для чеченской солидарности и чувства общности, чем сравнительно недавняя коллективная травма и сохранившаяся дискриминация, которая должна была быть устранена через установление контроля чеченцев за «своей» республикой.
Эти и подобные публикации, в местной (и центральной) прессе сыграли огромную отрицательную роль (без утверждений, что это делалось сознательно) в чеченском кризисе. Политическое руководства Чечни сделало ставку на мифологию, фольклорное сознание, культ силы и идеологию национальной исключительности а пресса ретранслировала эти идеи в массы. Чеченская пресса в 1990-93 гг., сама того не желая, способствовала, созданию внедряемым в общественном сознании стереотипов на тему чеченской криминальности и ужасов дудаевкого режима.
Начало боевых действий на территории Чечни в 1994 году привело к тому, что практически все СМИ перестали существовать.
После подписания мирного договора между российским и чеченским президентами в мае 1997. В республике стали появляться десятки партий и движений, каждая из которых не видела своего существования без средства массовой информации. В республике развернулись «информационные войны», порой с применением автоматов и гранатометов.
Основной темой публикаций того периода была эйфории от «победы над русской армией». В огромном количестве печатаются материалы-воспоминания об успешных (и не очень) боестолкновениях, геройстве рядовых бойцов сопротивления и их командиров, о наградах и назначениях нашедших своих героев.
Получив де-факто полную независимость, в чеченском обществе разгорелись споры относительно того, каким путем реализовать, доставшийся большой кровью суверенитет. Лейтмотив многих подобных публикаций в этнической особенности чеченцев, их воспитании, традиций их исключительности. Непростым было отношение в чеченской послевоенной прессе к русским и России. И если к русским как к народу чеченцы претензий не предъявляли, то к России как государству у них был длинный список счетов.
Однако «образ врага» по отношению к русским в чеченской прессе не сложился. Даже к российским военным отношение было неоднозначное: к служащему «контрактнику» отношение было и остается крайне негативное (смесь ненависти и презрения), к «срочникам», солдатам призванных на срочную службу в армии, попавшим в Чечню не по своей воле, отношение не столь ожесточенное.
Как видим из проведенного нами анализа, средства массовой информации, пресса в частности, освещая конфликт в Чечне и вокруг него, часто использует негативные стереотипы и образы врага. СМИ не только распространяют и тиражируют стереотипы, но и сама продуцирует их. Стереотипы могут создаваться и на теоретическом уровне в доктринах, но на практике они создаются средствами массовой информации. Корректирующие действия СМИ на негативные стереотипы весьма затруднительны, поскольку людям свойственно избегать информации, которая вносит диссонанс в систему установок и стереотипов. В то же время они активно ищут информацию, подтверждающую их взгляды. Таким образом, СМИ, не будучи даже «авторами» стереотипов и образов, путем тиражирования внедряют их в массовое сознание. Учитывая устойчивость стереотипа, добиться развенчивания его очень трудоемкая задача. В приложении нами даются некоторые ориентиры для освещающих этнических конфликты, которые могут сыграть позитивную роль в урегулировании конфликта.
Список научной литературыГакаев, Заурбек Жабраилович, диссертация по теме "Этнография, этнология и антропология"
1. «Наши» и «чужие» в российском историческом сознании: Материалы международной научной конференции/Под редакцией доктора исторических наук, проф. С.Н. Полторака. СПб.: "Нестор", 2001.
2. Абдулатипов Г. Национальная идея и национализм//Этнополитический вестник. №3, 1995.
3. Автандилян Р., Гериханов М. О межэтнических отношениях и о конфликте в Чечне. М., 2000.
4. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990
5. Азаров В., Марущенко В. Кавказ в составе России// Красная звезда. -2001.
6. Аллин Б.Д., Вилкинсон С. СМИ и конфликты//Независимая газета 1994. - 15 апреля.
7. Амелин В. вызовы мобилизованной этничности. Конфликты в истории советской и постсоветской государственности. Отв. ред. М.Н. Губогло. — М.: ИЭА РАН, 1997.
8. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980.
9. Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры. СПб., 1997.
10. Антропология насилия. Отв.ред. В.В. Бочаров, В.А. Тишков,- СПб: Наука, 2001.
11. Артемов B.J1. Правда о неправде. Минск, 1985.
12. Арутюнов С.А. Историческая память Чечни//Новое время, 1995, №29.
13. Арутюнов С. А. Специфика ментальности народов Кавказ а//Межкультурный диалог по проблемам межэтнического и межконфессионального взаимодействия. Под ред. М.Ю. Мартыновой и др. М.: Изд-во РУДН, 2003.
14. Арутюнов С. А. Средства массовой информации: специфика и в своеобразие/Роль средств массовой информации в совершенствовании межнациональных отношений. В двух частях. М., 1989.
15. Арутюнов С.А. Фантом безэтничности// Расы и народы. М., 1989. Вып. 19 с. 22-2416.