автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему: Этнический и конфессиональный состав немцев Западно-Сибирской равнины (конец XIX-XX вв. )
Полный текст автореферата диссертации по теме "Этнический и конфессиональный состав немцев Западно-Сибирской равнины (конец XIX-XX вв. )"
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ИНСТИТУТ АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ СО РАН
М'Б ОД О г ИЮН 1997
На правах рукописи
САВРАНИНА ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА
ЭТНИЧЕСКИЙ И КОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ НЕМЦЕВ ЗАПАДНО-СИБИРСКОЙ РАВНИНЫ (КОНЕЦ XIX - XX ВВ.)
Специальное зграфия,
этнология и антропология
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени
кандидата исторических наук
Новосибирск 1997
Работа выполнена на кафедре этнографии и музееведения Омского государственного университета
Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор
H.A. Томилов
Официальные оппоненты: доктор исторических наук
H.A. Алексеев
доктор философских наук Л. Д. Дмитриева.
Ведущее учреждение: институт этнологии и антропологии РАН
Защита диссертации состоится 16 мая 1997 г., на заседании диссертационного совета Д.200.09.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата исторических наук в Институте археологии и этнографии СО РАН (630090, г. Новосибирск, пр. Академика Лаврентьева, 17).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института археологии и этнографии СО РАН.
Автореферат разослан " y¿Ay " апреля 1997 г.
Ученый секретарь диссертационного совета доктор исторических наук
ВТ. Петрин
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы. Характеристика объекта исследования.
В настоящее время чрезвычайно актуальной является проблема иерархии этнических общностей. Ситуация иерархичности структуры этносов и этнических культур наблюдается повсюду в мире. Универсальность подразделения этноса требует разработки их видов и соответствующей терминологии. Эта работа, как представляется, лишь начинается.
Основной является проблема критериев выделения подразделений этносов. В настоящее время универсальные критерии выделения юдразделений этносов не разработаны. Поэтому для исследователя зажно определение таких критериев, которые были бы приемлемы для мучаемого этноса. Вероятно, созданию методик выделения этноса и ;убэтноса будет способствовать изучение отдельных этносов или групп >тносов.
Актуальность этого исследования определяется и тем, что только I последние годы снята завеса секретности с проблем, касающихся ютории народов, подвергшихся в годы советской власти репрессиям и [епортациям из Европейской части России.
Объектом данного исследования являются сельское немецкое 1аселение, проживающее на территории Западно-Сибирской равнины.
Предметом изучения данной работы стала этноконфессиональная I этническая структура немцев, проживающих на территории Западносибирской равнины.
Основу этого этнического массива составляют немцы, ереселившиеся из Европейской России в период Столыпинских реформ, начительную часть немцев Западно-Сибирской равнины составляют ынужденные переселенцы, депортированные в разные периоды оссийской истории. В этом регионе среди немцев представлены все елигиозные направления, характерные для немецкого населения в оссии: католики, лютеране, меннониты, баптисты и пятидесятники, а эк же практически все этнические компоненты, составляющие гнический массив российских немцев.
Предки российских немцев пришли из разных земель Германии и эзличались не только разговорным языком, но и религией и культурой, а территории Европейской России они жили изолированными шониями. В материнских колониях селились в основном выходцы из зной местности Германии, при возникновении же дочерних колоний лесте селились выходцы из разных поселений, носители различных чалектов. Соседство различающихся между собой диалектов приводило
к тому, что их носители должны были придерживаться таких форм речи, которые были бы понятны для всех. При этом вытеснялись особо отличающиеся, первичные признаки контактирующих диалектов. Постепенно в областях немецкого расселения, образующих определенное территориальное единство (Поволжье, Волынь, Крым и др.), шло выравнивание диалектов в некой средней норме, развивался «общий язык» (бетеЫзгргасЬе) - междиалектное койне. Схожие процессы протекали и в области культуры.
В конце XIX в. начинается переселение немецких крестьян из Европейской России в Сибирь. В начале XX в. были заложены основы нового ареала немецкого расселения. Однако основная масса немецкогс населения накануне первой мировой войны была сосредоточена е Европейской части Российской империи, главным образом, на Украине, в Поволжье, Бессарабии.
События первой и второй мировых войн, связанные с ним;/ депортации отразились на численности и расселении немцев нг территории бывшего Советского Союза. В период после второй мировой войны основная часть немецкого населения в СССР былг сконцентрирована в Сибири и Казахстане. Немцы, проживающие нг территории Западно-Сибирской равнины, являются крупнейшил этническим массивом немцев в России.
С середины 1970-х гг. в среде российских немцев начался процеа эмиграции в Германию, который к концу 1980-х гг. приобре.1 лавинообразный характер и привел к разрушению уникальной культуры размыванию локальных особенностей российских немцев. В результат! эмиграции численность немецкого населения значительно сократилась
Цель работы и задачи исследования. Цель данной работы выяснение и изучение этнического и конфессионального состава немце Западно-Сибирской равнины. Исходя из обозначенной цели представляется необходимым постановка следующих задач:
1) рассмотрение процесса формирования немецкого населени Западно-Сибирской равнины (периодизация, численность, мест расселения);
2) изучение конфессионального состава немцев Западне Сибирской равнины (численность конфессий, религиозные догмы представления);
3) изучение этнического состава немцев Западно-Сибирско равнины (по этническому самосознанию, лингвистическим данным этнографическим материалам).
Степень изученности темы. За последнее время бы опубликован ряд работ по данной тематике, но их явно недостаточн! чтобы ликвидировать имеющиеся пробелы. Изучение немцев Западн«
Сибирской равнины находится на стыке различных наук, поэтому историографию, как нам представляется, логично рассмотреть с точки зрения различных аспектов: историко-этнографического, лингвистического и религиоведческого.
Историко-этнографический аспект. Первые описания заселения немцами данного региона относятся к 1890-м гг. Эта книга А.Морозова «Переселенческие поселки Омского уезда в 1897 году», где дается подробное описание начального этапа образования переселенческих деревень в Омском уезде Акмолинской области, в том числе и немецких. Определенный научный интерес представляют работы германского ^следователя К. Штумппа, в которых на основе опроса свидетелей, архивов и личных наблюдений собраны сведения о всех известных зелениях немцев в Сибири, но при описании сибирских поселений немцев им было допущено немало фактических ошибок.
Вопросы этнографии немцев Западно-Сибирской равнины эставались практически без внимания до конца 1980-х гг. Лишь Л.В. Малиновскому принадлежит несколько работ этнографического характера, (оторые были опубликованы в 1960-х гг. В 1989 г. были начаты этнографические исследования немцев в Западной Сибири ;отрудниками кафедры этнографии и музееведения Омского осуниверситета. В ходе этнографических экспедиций 1989-1993 гг. под зуководством Т.Б. Смирновой было собрано большое количество полевых латериалов, на' основе которых ею был опубликован ряд статей, юсвященных немцам Западной Сибири и защищена диссертация на юискание ученой степени кандидата исторических наук «Современные пгнические процессы у немцев Западной Сибири».
Лингвистический аспект. Лингвистические исследования языка юссийских немцев развернулись в 1920-1930-е гг. под руководством Г. ¡ингеса и В.М. Жирмунского. В их работах были выделены основные ипы немецких диалектов Поволжья и Украины, исследовалась проблема мешения различных немецких диалектов. Изучение немецких диалектов ыло возобновлено омской диалектологической школой под руководством .Г. Едига в начале 1960-х гг., предметом изучения стали отдельные лементы структуры различных диалектов: синтаксис, морфология, юнетика, лексика отдельных немецких говоров на территории Западно-:ибирской равнины.
Религиоведческий аспект. Тема вероисповеданий российскийх емцев затрагивалась в работах как авторов XIX в., так и советских сследователей. Дореволюционные авторы собрали большой >актичекий материал, но в то же время в их исследованиях заметны еполнота освещения проблемы и ряд ошибочных положений, что ызвано либо отрицательным отношением к немцам, либо недостаточной
изученностью темы в тот период и узостью источниковой базы.
В советское время исследования религии и связанной с ней проблематики велось односторонне, посредством идеологических штампов, в обстановке неуважительного отношения к верующим.
Но в этот период появляется и ряд серьезных работ, которые за ширмой антирелигиозной пропаганды проводили серьезные исследования протестанских общин. Монографии В. Крестьянинова, А. Клибанова, А. Ипатова представляют собой обстоятельные религиоведческие исследования, и заслуживают внимания в настоящее время.
Наиболее значительный вклад в изучение меннонитства принадлежит C.B. Соколовскому. Автор посвятил свою двухтомнук монографию анализу брачной структуры алтайских меннонитов.
Суммируя приведенный историографический материал, можнс констатировать, что проблемы этнической дифференциации \ конфессионального состава немцев Западно-Сибирской равнины не получили еще в литературе должного освещения.
Методология и методика исследования. Данная работ; выполнена в рамках теории этноса, существенной частью которое является изучение структурных подразделений этноса.
Как нам представляется, невозможно построить не толью универсальную, для всех эпох этническую таксономию, но даже такую которая была бы пригодна для какого-то отдельного историческоп периода, поскольку в качестве этнообразующих признаков могу выступать различные элементы. Еще С.М. Широкогоров констатироваг что единой и общепринятой схемы этнической классификации нет ^ видимо, ее вообще нельзя создать.
Этносом правомерно считать осознанную культурно-языкову» общность. Каждый этнос уникален и своеобразен, имеет свою стуктур} Принцип этнической структуры можно назвать иерархическо соподчиненностью этнических групп. Струкутуры этносов стол различны, что говорить об едином аппарате дефиниций н представляется возможным.
Для исследователя важно определение основных факторо! влияющих на складывание изучаемого этноса (миграции, политически« экономические, религиозные факторы и т. д.). Для каждого конкретног этноса соотношенение этих факторов различно. Если этнос гетерогене! важным является выделение этнических групп. Мы присоединяемся мнению, что этнической группой правомерно называть любе подразделение этноса, обладающее этническим самосознаниег Этнографической группой, в этом случае называют такое подразделен!' этноса, которое не обладает этническим самосознанием.
Основными критериями выделения этнических групп можно читать следующие:
1) этническое самосознание;
2) определенная этноязыковая общность;
3) специфические элементы в пределах общей для этноса культуры
Если важнейшим фактором для складывания этнической группы
вляется религия, как часть социокультурной среды, то такую общность ринято называть этноконфессиональной. Впервые определение гноконфессии было дано М. Вебером. В отечественной науке гноконфессиональные исследования у немцев России были проведены . Платовым на примере меннонитов.
Безусловно, важнейшим признаком этноса является этническое амосознание. Этническое самосознание не всегда является эезультантой» развития этноса, как принято считать в отечественной нологии. Вполне возможно, что сначала может быть сформировано ническое самосознание (возможно искусственно), а потом возникает нос. Или другой феномен - этническое самосознание, которое уже не ражает существующее единство. То есть, стечением времени культура, ографическое расселение, политические и социально-экономические :ловия существенно изменились, но этнос сохраняет свое мосознание. При чем, если этнос сохраняет свое самосознание, то храняется и этнос. Такая ситуация наиболее характерна для этносов, двергшихся насильственным мерам, когда этнос имел потенциал звития, но искусственно был дезинтегрирован.
В качестве основного метода в данном исследовании применяется ¡тод конкретно-исторического анализа. При сопоставлении элементов пьтуры у разных этнических групп применяется сравнительно-горический метод. Широко используются умозаключения по аналогии, ирающиеся прежде всего на сходные признаки сопоставимых фактов, з позволяет переносить признаки с одного из изучаемых объектов на угой. Главные условия достоверности заключений по аналогии -влечение в исследование достаточно представительного в чичественном отношении материала, содержащего важные для ¡работки признаки, и наличие причинно-следственной связи между ши признаками. При сборе материалов исползовался метод -ервьюирования и метод непосредственного наблюдения. Материал сследовании расположен в хронологическом порядке.
Источники в данном исследовании можно разделить на четыре ппы.
К первой группе относятся архивные документы. Дореволюционные "ериалы представлены в Государственном архиве Омской области. ) фонды Главного Управления Западной Сибири (Ф. 3), Департамента
духовных дел иностранных исповеданий Министерства внутренних дег (Ф. 14), где приведены данные о переселенцах, численности вероисповеданиях. В Государственном архиве Новосибирской обласп хранятся сведения по советскому периоду: данные о коллективизации депортации, эмиграции. Это фонды Сибкрайисполкома (Ф. 47.). В фонд< 537 ГАНО хранятся документы, собранные в 1963 г. Л.В. Малиновским Это воспоминания немцев-колхозников о заселении Новосибирска области, гражданской войне, коллективизации.
Ко второй группе источников относятся законодательные акты такие как Манифест Екатерины II от 4 декабря 1762 г. и от 22 июля 176: г. (ПСЗ. Т. XV, 1830), Устав о колониях иностранцев в Империи (СЗ., Т XII. Ч. II. Спб., 1857), Распоряжения об отводе усадебных мест, об отвод! церковно-школьных участков (Переселение и землеустройство Азиатской части России, Спб., 1915), а также законы 1889 г. «( добровольном переселении сельских обывателей и мещан на казенны земли и о порядке причисления лиц означенных сословие пересилившихся в прежнее время» (ПСЗ., Т. XI. N 6198). Важное значени для будущих переселенцев имели «Временные правила о добровольно! переселении сельских обывателей и мещан-землевладенцев» (ПСЗ., 1 XXIV).
К третьей группе относятся статистические данные. Это «Сведени о состоянии переселенческих поселков Акмолинской и Семипалатинске областей в 1899 г.», «Справочные сведения о переселенческих селения и участках Акмолинского переселенческого района» за 1911 г., «Обзо Акмолинской области за 1912 г.». В работе привлекались также данны массовых статистических источников, позволяющих проследит динамику демографических процессов. К таким источникам относятс переписи населения Российской империи 1897 г. и советских переписе 1926, 1970, 1979 и 1989 гг. Но в этих переписях нет численности г этническим группам немцев, а также по конфессиональнс принадлежности, что делает эти источники недостаточн информативными по данной теме.
К четвертой группе относятся этнографические источники. Сбс полевого материала осуществлялся в 1989-1996 гг. в регионах расселен немцев на территории Западно-Сибирской-равнины. Было проведе!-восемь маршрутных экспедиций по обследованию немецкого населен! Баганского, Карасукского и Татарского районов Новосибирской облает Топкинского и Юргинского районов Кемеровской области, Азовско немецкого национального, Горьковского, Марьяновского, Исилькульског Любинского, Одесского, Тарского, Шербакульского, районов Омскс области. В результате экспедиционных работ был собран большой объе фактического материала по этническому самосознанию, диалектг
емцев Западно-Сибирской равнины, календарной и семейной брядности, религии, типам жилищ, усадьбам и поселениям немцев ападно-Сибирской равнины. Сбор материала проводился по пециальным карточкам, в которых указывались этническая группа еспондентов, места выхода их предков из Европейской России и из ермании и конфессиональная принадлежность респондента. Всего было обрано более 2 500 карточек по данным темам. Также было записано олее 230 генеалогий немцев, проживающих на территории Западно-:ибирской равнины. В данной работе также были использованы данные тносоциологического опроса, проведенного Т. Б. Смирновой в 1989-1991 ". на изучаемой территории.
Во время полевых работ многие материалы собирались путем епосредственного наблюдения. Участники экспедиций побывали на вадьбах, религиозных собраниях, праздновании Рождества, Пасхи, 'роицы, праздника Урожая и др.
Научная новизна работы определяется тем, что в ней предложена труктура немецкого этноса на территории Западно-Сибирской равнины, ыделены новые этапы переселения немцев в Сибирь, введен в научный борот новый круг источников по заселению немцами Западно-Сибирской авнины, определен конфессиональный и этнический состав.
Практическая значимость работы состоит в той роли, которую ,олжны сыграть полученные результаты в создании оптимальных словий для развития этнических групп немцев Западно-Сибирской авнины.
Апробация результатов исследований.
Основные положения работы отражены в 8 научных публикациях, 'азличные аспекты диссертации докладывались на Всесоюзной научной онференции «Этническая история и культура народов Советской траны» (Омск, 1991), на Всероссийских научных конференциях Региональные проблемы межнациональных отношений в России» (Омск, 993), «Немцы Сибири: история и культура» (Омск, 1993), «Русский опрос: история и современность» (Омск, 1994), «Омский регион: сторический опыт, проблемы и пути экономического развития в овременных условиях» (Омск, 1994), на Международных научных онференциях «Российские немцы. Проблемы истории, языка и овременного положения» (Анапа, 1995), «Немцы Сибири: история и овременность» (Омск, 1996), на Всероссийской научной конференции Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы азвития» (Омск, 1996).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав заключения. К диссертации приложены: список использованной итературы, список принятых в работе сокращений и два приложения.
Основное содержание работы
Во введении обосновывается актуальность исследования определяется его цель и задачи, объект и предмет, раскрываются степень изученности проблемы, научная новизна, дается описание источниковоС базы и структуры диссертации.
Первая глава диссертации посвящена формированию немецкого населения Западно-Сибирской равнины, дается периодизация процесса заселения, расселение и численность немцев в изучаемом регионе.
Процесс переселения немцев на территорию Западно-Сибирском равнины подразделяется на два периода. Первый период - добровольного аграрного переселения, в результате которого было сформировано старожильческое немецкое население. Для этого периода характерна преемственность традиций из колоний Европейской России. Правомерно выделить два этапа этого периода.
I. 1893-1905 гг.- Несистематическое переселение отдельных групп немецких крестьян.
II. 1906-1914 гг. - Массовое переселение немецких крестьян е Сибирь, стимулированных столыпинской реформой и системой поощрения переселенцев.
Второй период - депортация немецкого населения в Сибирь, подразделяется на четыре'этапа:
I. 1914-1918 гг. - Переселение немцев в Сибирь в результате «ликвидационных законов». В основном это были волынские немцы.
II. 1930-1939 гг. - Несистематическое переселение немцев из Европейской России из-за голода и раскулачивания.
III. 1941-1942 гг. - Депортация немецкого населения из Европейской части СССР, прежде всего немцев, проживающих в районе Поволжья, в Сибирь и Казахстан.
IV. 1945-1950 гг. Депортации немцев, проживавших на оккупированной территории, и репатриантов.
В целом, для второго периода характерен разрыв межпоколенных родственных связей, нарушение преемственности традиций колоний Европейской России. Переселенцы селились в уже существующие в Сибири населенные пункты, в результате этого, в одном населенном пункте оказывались представители разных этнических групп и конфессий. Нарушение моноэтничных в большинстве своем сел привело к активному взаимодействию в сфере материальной и духовной культуры различных этнических групп. Естественный процесс складывания этнических групп немцев Сибири был нарушен.
Основой для складывания современных групп немцев стало
немецкое население, приехавшее в Сибирь на рубеже XIX - XX вв. Первые немецкие поселения были образованы поволжскими немцами в период с 1893 по 1905 гг. В Омской области это населенные пункты Азовского района. По конфессиональной принадлежности немецкие переселенцы этого периода были лютеранами. Основная масса немецких поселений была образована в период столыпинской реформы. Среди немцев в этот период преобладали выходцы с Украины (из Херсонской, Екатеринославской, Таврической губерний). Большую часть среди переселенцев этого периода составляют зажиточные меннониты. В Омской области они основывают населенные пункты Исилькульского района, в Новосибирской области населенные пункты близ д. Неудачино.
С 1908 г. в Любинский район приезжают переселенцы из Саратовской области. По конфессинальной принадлежности они были лютеранами, отчасти католиками. Немного позднее сюда приезжают волынские немцы, как баптисты, так и лютеране. 50 тыс. переселенных с Волыни немцев в 1915-1916 гг. стали еще одним компонентом формирующегося немецкого населения Сибири. Волынские немцы селились в либо уже существующие населенные пункты, либо основывали новые. Так, на террритории Кемеровской области были эбразованы деревни Листвянка и Юльяновка.
В период с 1930-1935 гг. в Сибири появляются немецкие семьи из зсех районов Европейской части СССР, которые были либо раскулачены, тибо бежали от голода. Особенно много было немецких семей из Поволжья.
В конце 1930-х гг. начинаются депортации немецкого населения с /краины. По конфессиональной принадлежности преобладали среди юреселенцев баптисты. В 1941 г. эти переселения стали массовыми, зыли депортированны немцы из Поволжья, Украины и др. областей в Европейской России. В 1945 г. на изучаемой территории появляется ¡ще одна группа немцев, так называемые, репатрианты. Они были ^сселены в Кемеровской, Новосибирской и Омской областях.
На основе этих компонентов и сложились основные этнические руппы немцев Западно-Сибирской равнины.
Во второй главе рассматривается конфессиональный состав емцев Западно-Сибирской равнины. Начало главы посвящено исленности и расселению религиозных общин, а завершает ассмотрение религиозных норм и представлений немцев в данном егионе.
Огромный пласт духовной культуры российских немцев составляет х религиозная жизнь. Для многих немецких переселенцев основной ричиной миграции в Россию была обещанная российским равительством свобода вероисповедания. Приехав в Россию, немцы
сделали многое для сохранения своей веры.
Первые немецкие поселения на территории Западно-Сибирской равнины были основаны лютеранами. Это населенные пункты Азовского и прилегающих к нему районов. Меннонитами были основаны населенные пункты Исилькульского района Омской области, Татарского района Новосибирской области. Католиками были заселены Омский, Любинский, Исилькульский районы Омской области, часть населеных пунктов Новосибирской области.
В 1995 году на территории Западно-Сибирской равнины насчитывается следующее количество общин: меннонитов -15; баптистов - 105; пятидесятников - 5. 1/4 немецкого населения относят себя к католической вере, 1/3 - к лютеранской вере, 2/5 - к баптизму и меннонитству (от общей численности немецкого населения).
В условиях Сибири католическое вероучение претерпело наибольшие изменения. Свойственная для католической церкви, пышность религиозных обрядов и обычаев в условиях Сибири была невозможна, поэтому многие обряды не сохраняются или видоизменяются.
Первоначально лютеранство было наиболее распостраненно среди немецких переселенцев на изучаемой территории. Долгое время браки лютеран с католиками или другими протестантами были невозможны. Но изолированность от религиозных центров лютеранства и активная деятельность баптистов, более приспособленных к современной жизни, сделали возможным переход лютеран в баптизм.
Община меннонитов активно функционировала, как до советской власти, так и после революции. Несмотря на те гонения, которым подвергались верующие, меннониты не отошли от веры. Преследование верующих только больше сплачивало их. В настоящее время общины меннонитов сливаются с общинами баптистов, так как многие общинники уехали в Германию. В этом случае они называют себя «меннонитами» по национальности, «баптистами» по вере. Это уникальный случай, когда конфессинальная принадлежность полностью идентифицируется с этнической, а сама религия сменяется на другую. Во многом это объясняется и тем, что религиозные догмы и представления во многом схожи у меннонитов и баптистов. Былое противопоставление меннонитов и немцев другого вероисповедения встречается не так часто. Сохраняются у меннонитов теологически детализированые обряды похорон, свадьбы и всего уклада общественного бытия меннонитов.
Баптисты особое значение придают проповеди своей веры, вести которую должен каждый верующий, особенно среди детей и молодежи. В отличие от меннонитов баптисты приглашают в свои общины людей разных национальностей. Самое главное для них - это крещение по вере.
Религиозная принадлежность для них важнее этнической при принятии человека в общину, но этническое самосознание сохраняется. В обрядовой и культовой сфере баптистов в среде немцев ЗападноСибирской равнины практически не существует отличий от баптистов других стран.
Общины пятидесятников в среде немцев Западно-Сибирской равнины немногочисленны, в настоящее время в общину входят только люди старшего поколения.
В соответствии с поставленными в работе задачами была выделена третья глава, посвященная этническому составу немцев Западно-Сибирской равнины.
Первый параграф посвящен этническому самосознанию немцев Западно-Сибирской равнины. Для данного исследования одной из важнейших является проблема структуры этнического самосознания, так как в отечественной науке доказано, что изменения в структуре самосознания, перемены в значимости отдельных компонентов отражают главнейшие перемены в судьбе этноса.
В Сибирь немецкие колонисты приехали в общем переселенческом потоке на тех же условиях, что и другие крестьяне России. Если раньше у них было особое положение колонистов, то теперь у них был статус «поселянин-собственник». В Сибири они селились компактно, но окруженные населенными пунктами русских, украинцев, белоруссов, татар и др. Здесь уже немцы называют'себя «волынскими», «поволжскими», «саратовскими», «кавказскими» и т. д.
Все важные этапы этнической истории российских немцев отразились на их этническом самосознании. В настоящее время большинство немцев в нашей стране называет себя «Deutschen» или «Russlanddeutschen», но для них, как и для многих других народов, характерна иерархичность самосознания. Часть немецкого населения на вопрос об их происхождении сначала укажет территорию выхода из Германии и скажет, что они «баварские», «швабские», «гессенские», но большинство немцев Западно-Сибирской равнины не может назвать район выхода их предков. Это связано с тем, что, приехав в Россию более двух веков назад, немцы много переселялись из одного места в другое. Таким образом, у немцев Западно-Сибирской равнины постоянно прерывались межпоколенные связи, что приводило к изменению в системе самосознания.
Немцы, проживающие в Сибири со времени столыпинской реформы, называют себя сибирскими немцами, а потом указывают, что их предки выходцы с Поволжья, Украины, Волыни. Основу сибирско-немецкого массива составляют поволжские немцы.
Немцы, переселившиеся в Сибирь после 1914 г. указывают район
проживания в Европейской России и называют себя «волынскими», «поволжскими», «херсонскими» и т.д.
Сибирские немцы отделяют себя от депортированных немцев, на которых, по их мнению, лежит печать вины.
Надо отметить, что при определении самоназвания российских немцев топоним приобретает во многих случаях этнонимическое значение.
У некоторых групп немцев превалирует конфессиональное самосознание, и на вопрос об этнической принадлежности они отвечают: «меннониты», «католики», «лютеране». Это происходит тогда, когда в одном населенном пункте или рядом проживали долгое время представители разных религиозных направлений. Их конфессиональное различие является на обывательском уровне наиболее очевидным, охарактеризовать различия в языке и культуре для них значительно труднее. Поэтому чтобы отделить себя от других групп, они указывают конфессию. Часть меннонитов на вопрос об этнической принадлежности отвечает, что они меннониты по национальности, а по вере баптисты.
Особенности формирования немецкого населения ЗападноСибирской равнины и их сложный этнический состав отразились и на состоянии национального языка.
В Сибирь были привнесены все немецкие диалекты, существовавшие на рубеже веков в Европейской России. Неоднородность немецкого населения отразилась и на диалектах немцев ЗападноСибирской равнины. Борьба различных языковых единиц за право остаться в языке, уже было затихшая, вспыхнула с новой силой. Результатом ее стали основные диалекты, существующие в Сибири.
Исследователи-диалектологи выделяют здесь говоры шести немецких диалектов: нижненемецкого, носителями, которого являются, в основном, потомки меннонитов, волынского, поволжского, южнофранкского (смешанные говоры с юга Украины), швабского (как смешанные говоры с Украины, так и не подвергшиеся смешению говоры с Кавказа), баварского (выходцы с Украины и из под Ленинграда).
В Сибири положение немецких диалектов по сравнению с довоенным временем изменилось. Если раньше они функционировали в относительно замкнутых поселениях с однородным немецк-им населением, то после 1950-х гг., наряду с уже отмеченным смешением различных групп немецкого населения, все большее влияние на развитие немецких диалектов на территории Западно-Сибирской равнины стал оказывать русский язык. Также в настоящее время продолжается процесс унификации при взаимодействии диалектов в каждом немецком селе, где контактируют близкие верхненемецкие говоры с Поволжья или Волыни, либо говоры с юга Украины. Не будут подвержены этому
процессу лишь наиболее отличающийся от средененемецкой нормы нижненемецкий диалект - plattdeutsch, и неподвергшиеся выравниванию в силу различных условий, такие южнонемецкие диалекты как швабский и баварский.
Последний параграф посвящен этническому составу по этнографическим данным. В этом параграфе рассматривается не весь комплекс материальной и духовной культуры, а только те элементы, которые в большей степени сохранили свойственные той или иной группе немцев Западно-Сибирской равнины этнические традиции, специфичные черты, позволяющие выделить современные этнические группы.
Выделить этнодифференцирующие признаки для каждой группы немцев Западно-Сибирской равнины очень сложно. Наиболее четким критерием для выделения этнических групп немцев на территории Западно-Сибирской равнины являются этническое самосознание и язык. Также важным при выделение этнических групп являются календарная и семейная обрядность, которые в меньшей степени детерминированы экономическими и политическими условиями по сравнению с материальной культурой. Но в данном случае нельзя говорить о различных комплексах культуры данной этно-территориальной группы, а лишь о различных элементах в одном комплексе культуры. Данные по жилищу и пище подтверждают данные, полученные в результате анализа духовной культуры.
На основании проведенного исследования мы можем говорить о существовании следующих этнических групп у немцев ЗападноСибирской равнины: поволжских, волынских, украинских, меннонитов и сибирских немцев. Эти группы таксономически неравнозначны. Структурное подразделение у немцев Западно-Сибирской равнины можно вертикально разделить на поволжских, волынских, украинских, меннонитов, но они горизонтально подразделяются на сибирских немцев и поздних переселенцев. Наиболее прочные связи наблюдаются у меннонитов первого и второго периодов переселения.
Коротко охарактеризуем эти группы. Поволжские немцы являются носителями, как писал Г. Дингес, нового «единообразного» диалекта немецкого языка, соединяющего в себе признаки как западно-, так и зосточно-средненемецкого диалектов. Отдельные элементы материальной культуры поволжских немцев детерминированы указами дарских чиновников. Поволжские немцы восприняли тип жилища ¡трехкамерный) и планировку поселений, которые были выработаны эусскими архитекторами. По вере поволжские немцы являются, преимущественно, католиками и лютеранами.
Волынские немцы в Сибири селились хуторами (так же как и в эвропейской России). Тип жилища - двухкамерный. По вере волынские
немцы, преимущественно протестанты: лютеране и баптисты. Волынско-немецкий диалект очень близок к немецкому литературному языку, и В.М. Жирмунский называл его полудиалектом немецкого языка.
Украинские немцы по вере являются католиками и лютеранами. В Европейской России они проживали близко от протестантов Волыни и меннонитов Украины. Желая отделить себя от них, они стали называть себя украинскими. Часть украинских немцев говорит на платтдойч. На территории Западно-Сибирской равнины они представляют немногочисленную группу.
Меннониты наиболее однородная этническая группа, культурный комплекс которой детерминирован религией. Эту группу по традиции называют этноконфессией, хотя многие из них сейчас являются традиционно верующими или перешли в баптизм.
У сибирских немцев нет общего диалекта, но в отдельных местах компактного поселения немцев Западно-Сибирской равнины идут активные процессы унификации диалектов, причем в каждом случае в разных направлениях. В области духовной культуры наблюдается утрата некоторых календарных праздников или перенос их на другой срок.
Большой урон культуре российских немцев нанесла насильственная государственная политика, в результате которой культурный комплекс этнических групп немцев был отчасти дезинтегрирован. В последние десятилетия в среде российских немцеЕ активно протекают процессы модернизации, в результате которых многие элементы культуры унифицируются, но сохраняется ярко выраженное этногрупповое самосознание, имеющее сложную структуру. Сохранение этнического самосознания у групп российских немцев позволяет говорить о существовании выявленных этнических групп. В последнее врем? миграции немцев в Германию во многом изменили направление этнических процессов, что несомненно повлечет за собой изменение V структуры этнического состава немцев Западно-Сибирской равнины, чтс делает эти исследования по-прежнему актуальными.
Основные положения диссертации нашли свое отражение е следующих публикациях:
1. Миграции немцев на территории СССР // Этническая история ъ культура народов советской страны. Омск, 1991. С. 57-59.
2. Некоторые аспекты изучения духовной культуры немцев Западной Сибири // Региональные проблемы межнациональных отношений е России. Омск, 1993. С. 236-238.
3. Создание музея в Азовском районе: реальные возможности I перспективы // Омский регион: исторический опыт, проблемы и путь экономического развития в современных условиях. Омск, 1994. Ч. 3. С 39-41. (совместно с С.А. Рублевской).
4. Этноконфессиональный состав немцев Западной Сибири в XX в. // Немцы Сибири: история и культура. Омск, 1993. С. 45-47.
5. Некоторые аспекты изучения современной духовной культуры немцев Западной Сибири // Народы Сибири и сопредельных территорий. Межвед. сб. научн. статей. Томск, 1995. С. 146-150.
6. Конфессиональный фактор как модус этнообразования (на примере немцев Западной Сибири) // Немцы Сибири: история и современность. Ч. II. Омск, 1995. С. 22-25.
7. История заселения Любинского района Омской области немецкими переселенцами // Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития. Омск, 1996. С. 35-36.
8. Деятельность религиозных общин немцев на территории Западной Сибири // Российские немцы. Проблемы истории, языка и современного положения. М., 1996. С. 466-471.
1одписано в печать 24.03.97 г. Формат 60x84 1/16Уч.-изд.л. 1,0 Тираж 1Л0 экз. Заказ 99.
1здательско-полиграфический отдел НОФ ОмГУ >44077, Омск-77, пр.Мира, 55-а, госуниверситет