автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: "Этнографическое направление" в литературном процессе 60-70-годов XIX века
Полный текст автореферата диссертации по теме ""Этнографическое направление" в литературном процессе 60-70-годов XIX века"
Московский ордена Трудового Красного Знамени педагогический институт имени Н. К. Крупской
Кафедра русской литературы
На правах рукописи УДК 882:82-3„1860-1870«
ФОКЕЕВ Александр Леонидович
„ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ" В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОЦЕССЕ 60-70-годов XIX века
Специальность—10.01.01—Русская литература
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Москва—1991
Работа выполнена на кафедре русской литературы Московского ордена Трудового Красного Знамени областного педагогического института им.II. К.Крупской.
Научный руководитель: доктор филологических наук,
профессор В.Н.Аношкина
Официальные оппоненты: доктор филологических наук,
профессор А.Ф.Захаркин кандидат Филологических наук, доцент И.А.Овчинина
Ведущее учреждение - Московский государственный педагогический университет им.Б.И.Ленина
Защита состоится _"_1991 г. в_часов
на заседании специализированного Совета Д 113.II.02 по присуждению ученой степени кандидата филологических наук в Московском областном педагогическом институте им.Н.К.Крупской (107005, Москва, ул.Энгельса, д.21а ).
С,диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ЫОПИ им.Н.К.Крупской.
Автореферат разослан "_"_1991 г.
Ученый секретарь специализированного Совета Д 113.II.02, кандидат филологических наук, доцент (Т.К.Батурова)
«
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
реферируемая диссертация представляет собой первую попытку рассмотрения "этнографического направления" в русской демократической прозе 60-70-х годов XIX века.
Актуальность избранной для исследования проблеш обусловлена обращением к теоретическим изысканиям в области типологии реализма. Тек ваэнваемсе "этнографическое направление" терминологически не обозначено в современном литературоведении. 0даако,анализ литературной критики XIX ве;.<а дает основание перевести его на современную' типологическую систему для обоснования в демократической проза этнографической литературной школы.
В диссертации "направление" осмысливается с учетом вкладываемого в него представления о внутреннем стремлении литературы, которое дает характер всем или, по- крайней мере, весьма кногим произведениям ее в известное время (Ко.А.Полевой).
Автор полагает, что корни "этнографического направления" когут быть найдены в древнерусской литературе, в литературе ХУШ вена, а также в романтизме начала XIX века, проявляющем интерес к этнографизму и устному народному творчеству. Однако, обращаясь к проблемам типологии реализма, диссертант исследует развитие этнографических тенденций в реалистической прозе 40-70-х годов.
В литературном, процессе заметно обнаруживается все усиливающаяся тенденция развития " направления", утверздаю-зего значимость народной культуры, обратившегося к истокам образотворческой стихии фольклора и народного языка, "направления", подразумевающего новые черты худогественного адяяения целого ряда писателей, привлекших в то время об-цественкое внимание.
В советском литературоведении нет специальных моногра-^йческкх работ, посвященных "этнографическому направлению". 1сторвогра$ия исследуемой проблеш восходит к дореволюцион-юму литературоведению, к трудам А.Н.Пнпина. вклад ученого > изучение "этнографического направления" еще не определен I должной мере. Он выделил особый "поток" этнографической
литературы в русле демократической прозы 50-60-х годов XIX века, создал концепцию развития литературы из народного быта. В этнографической верности рассказов с описываемым бытом видел исследователь достоинства нового литературного направления, Цьшин примел к выводу, что "в литературе этнографическая беллетристика заняла такое место, какого еще не занимала никогда".*
Однако, все эта его рассуждения незаслуженно мало исследованы, к "направление" не выделено в типологии реализма. В свое вре?ля А.И.Горький определил возможность изучения этой проблемы. Говоря об этнографизме В.И.Даля, он отмечал, что такая фигура как Даль повторяется в русской литературе б лице Ф.М.Решетникова, Г .И.Успенского , Н.И.Наумова, Ф.Д.Нефедова, имеющих немало общего с ним."* Именами этих, беллетристов Горький очерчивал круг писателей "этнографической школы".
В отдельных работах советских исследователей встречаются лишь упоминания о ней, до сих пор не систематизированные? D некоторых из них наметилась определенная тенденция к рассмотрению этнографических элементов в творчестве писателей демократического лагеря 60-70-х годов XIX века. Современное литературоведение, обращаясь к анализу народнического очерка, справедливо усматривает в художественном методе народников-беллетристов элементы этнографизма, а также тяготение к определенным фольклорным жанрам. Исследователи отмечают, что народное творчество для писателей было одним из источников познания крестьянства: его бытового уклада, духовно-гворче-
1. Пыпин А.Н, Дорожные заметкк и воспоминания С.Максимова. //Современник. 1864. # 9, С.64.
2. Горький A.M. История русской литературы. М.: Гослитиздат, I6SP. С.187.
В. Канкава а.В. О влиянии В.И.Даля на стиль писателей этнографической школы.// Поэтика'и стилистика русской литературы. Л.: Наука, 1971. С.178; Баэанов В.Г. Русские революционные демократы и народознание. Л.: Советский писатель, 1974. С.81. Соколора В.Ф. Русский роман 60-70-х гг.XIX века, в неродозкание.//Русская литература. 1986. & 3. С.71-39.
ских возможностей и социальных устремлений.* Широкое отражение крестьянского бита в творчестве писателей-демократов позволило квалифицировать их прозу как "художественную' этнографию".2
Однако, несмотря на все эти разрозненные суждения и выводы, "направление" з целом, в своем становлении и развитии не выявлено, систематически и теоретически не исследовано. В пределах одной работы не представляется возможным выяснение всех аспектов исследуемой проблемы, поэтому предметом анализа являются конкретные проявления "этнографического направления" как в литературной Критике, так и в художественной прозе. В диссертации рассматриваются этнографические элементы и фольклорные включения в произведениях Д.В.Григоровича, И.С.Тургенева, А.Ф.Писемского, А.Н.Островского, п.К.Мелышкова-Дечерского. Однако, главное внимание сосредоточено на творчестве мало изученных писателей, выразителей фольклорно-этнографичесотх начал в литературном . процессе - С.В.Максимове, П.И.Якуткине, Ф.Д.Нефедове.
Ц1£О_342ЛОД_КССЛЕД03ЩЯ - установить предысторию • и истоки возникновения "этнографического направления", закономерный характер его развития, процесс становления основных тенденций, определить его место в типологии реалив-мл; рассмотреть осознание "этнографического направления" литературной критикой XIX века, раскрыть типологическую близость писателей-этнографов и их индивидуальное своеобразие.
ЩЩИЧЁСКУ10,ОСНОВУ.ДИССЕРТАЦШ составили работы советских литературоведов по истории русской литературы XIX века, литературно-художественной критике, истории русской журналистики.
ИСТОЧГГЛКОВЕДЧЕСКУЙ ОСНОВУ диссертации составили литературно-критические статьи, рецензии, библиографические очерки ведущих критиков середины XIX века, критические суждения писателей-современников, публикации по проблеме ь
1. Горячкина М.С. Художественная проза народничества. М.: ^аука, 1970. С.151; Архангельская В.К. Очерки народнической фольклористики. Саратов: СГУ, 1976.
2. Базанов В. Русские революционные демократа и народо-знонио. С.81.
\
журналах "Современник", "Отечественные записки", "Библиотека для чтения", "Москвитянин", "Вестник Европы", "Русское богатство", "Русская беседа" и других, архивные документа ЦГАЛИ• тексты художественных произведений и научных этно- • графических материалов, воспоминания современников.
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ „ЗНШЩСТЬ.РАБОТЬК Результаты и материалы диссертационного исследования могут быть использованы в процессе дальнейшего литературоведческого изучения проблемы, а также могут явиться основой для разработки лекционных и специальных курсов, семинарских занятий, в практике вузовского преподавания курса "йстории русской литературы XIX века".
АПРОБЩЯ_РЕЗрЬТАТ0В ИССЛЕДОВАНИЯ. Материалы диссертации освещались в статьях автора, обсуждались на заседаниях кафедры русской литературы МОПИ им. Н.К.Крупской, на научно-практических конференциях в Саратовском государственном педагогическом институте, на семинарах, апробировались в ходе учебного процесса СГПИ.
СТ£УетУРА.ЗИССЕРТАЦйИ^ Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, примечаний, списка использованной литературы.
~ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
обосновывается выбор и актуальность теш диссертации, принципы отбора и использования материала, освещается степень ее разработанности, научная новизна, цели, задачи, теоретические основы исследования, практическая значимость работы.
"Литературная критика об "этнографическом направлении" в демократической прозе второй половины XIX века" делается попытка на основе анализа литературно-критического наследия рассмотреть закономерности осознания "этнографического направления" и с опорой на мнения критиков выявить процесс становления основных его тенденций (от истоков - русских "физиологических очерков" и творчества В.И.Даля-к "народной литературе" 50-х годов и к "этнографическому направлению" 60-70-х годов).
В первой параграфе уясняются истоки "этнографического направления", его генеалогия и предыстория, первые этапы развития и воздействующие на него факторы: появление этнографической науки, интерес в обществе к изучению народного творчества и быта.
Фронтальный просмотр журналов "Современник", "Отечественные записки", "Библиотека для чтения" и специальных этнографических изданий середины и второй половины XIX века, а также воспоминаний современников дают возможность установить, что истоки "этнографического направления" (по терминологии критики того времени) следует искать в общественно-литературном процессе 30-х годов XIX века, формирующем устойчивый интерес к изучению народного быта и народности, обозначенный как в деятельности П.В.Киреевского по организации фольклористических изучений, так и в славянофильском течении русской общественной и литературной мысли, а также в традициях "натуральной школы" и русских физиологических очерках 40-х годов.
Уже в 30-е годы Белинский заметил "народное направление" и связал его с именем Гоголя. Критик так же обратил внимание в творчестве писателей "натуральной школы" ча этнографические тенденции в русском реализме. Представляется, что наиболее отчетливо они проявились в рассказах и очерках Даля. "Беспримесная трезвость наблюдений Даля совпадала с коренными эстетическими требованиями натуральной школы".* . Исследование суждений к оценок творчества Казака Луганского современной писателю критикой - В.Г.Белинским, А.Н.Добролюбовым, Н.Г.Чернышезским, а также историком литературы - А.Н.Пыпиным позволяет определить его место и роль в литературном процессе 40-70-х годов прошлого века. Белинский раскрыл родственные .черты творчества Даля и современной реалистической очерковой литературы. Главную особенность его таланта критик видел в особом интересе писателя к русскому человеку, его.быту, целому миру русской жизни. Критик отмечал, что Даль прекрасно, знает натуру крестьянина, знает его горе и радость, умеет мыслить его головой, видеть
I. Кулешов В.И. Натуральная шяоля в русской литературе XIX века. М.: Просвещение, 1982. С.78.
его глаземи, говорить его языком.
Подобные мысли высказывал и А.Н.Добролюбов, Молодой критик в'заметках по поводу лекций С.Я.Лебедева писал о Дале: "Он ничего не придумывает, в всё рассказывает, что было ... Даль первый стал изображать у нас простой быт, и изображать верно .,» До него никто не обращался к быту простолюдинов как он."1. Критик дает верную оценку творчества писателя, называя его рассказы "поэтической этнографией".
Эти же особенности творчества писателя привлекли внимание молодого Н.Г.Чернышевского. В 60-е годы точка зрения революционера-демократа на произведения Даля меняется. Не случайно рассказам Даля противопоставлены очеркь Н.Успен-1 ского.
Позднее Пыпин в "Истории русской этнографии" видел заслугу Даля в области беллетристики в том, что он внес в нее обильный запас этнографического материала, проложив тем самым дорогу последующим писателям, обратившимся к изображению народной жизни. ^
Диссертант, основываясь на рассмотрении генезиса исследуемой проблемы, считает возможным утверждать, что с творчеством В.И.Даля в русской литературе зарождается "этнографическое направление", как специфическое явление, отражающее определенный вид литературного движения.
Художественная система Даля с этнографическими и фольклорными элементами, особенностями жанра, стиля, сюже-тостроения, а также принципы подхода к изучению народного быта и народного творчества оказали влияние на последующую демократическую литературу, Этнографизм Даля принимался многими другими писателями на следующих этапах развития литературного процесса.
За Далем последовали в 50-е годы Мельнвков-Печерский ц Писемский, писатели-демократы 60-х годов и беллетристы-варопники, Белинский в откликах на тургеневские рассказы поставил имя Тургенева рядом с именем Даля, позднее A.A. 'Григорьов, говоря об А,Л.Островском как бытописателе, на' собр.соч.: В 6 Т. М.-Л., IS34-1У41. 1.5. С.505.
звал среди его предшественников в описании народного бита Даля. Этнографизм в разных художественных функциях характерен для всех указанных выше писателей. Однако, их творчество лишь соприкасается на определенных этапах с так называемым "этнографическим направлением".
В свою очередь, как свидетельствует анализ литературного процесса и критической мысли последующего периода, "народное направление", отмеченное Белинским, преобладало в литературе 50-х годов и выразилось в рассказах и очерках из народной жизни, выявилось устойчивое стремление критики разных идейных ориентация к выделению произведений на "крестьянскую тему" в особый разряд литературы, продолжались поиски новых принципов художественного изображения народа. Осознавалось критикой и единство направления (А.В.Дружинин, П.В.Анненков, С.С.Дудкшкин, А.А.Григорьев). В то же время следует отметить, что круг писателей, названных критикой, не составляет еще "этнографического направления", однако, характеризует целенаправленное движение в литературе, обусловленное стремлением к изучению и освещении народного быта и народной культуры.
Критика верно указала и на связи крестьянской темы с этнографическим бытописанием, тяготение новой литературы к жанру очерка, возникновение "новой очерковой школы", школы писателей-документалистов, назвав ее школой Даля.
В диссертации выявлены этнографические элементы и.' фольклорные включения в отдельных произведениях писателей 50-х годов, на основании чего делается вывод, что творчество Писемского 50-х годов развивается в русле исследуемого "направления". Писемский детально изучает яизнь народа. В "Очерках из крестьянского быта" дана широкая картина крепостной деревни, обнаруживаются черты этнографизма в описаниях народной жизни, обычаев, деревенских развлечений, свадебных обрядов. Этнографические его интересы так же связаны с участием в литературной экспедиции 1856 года.
Мольяиков-Печерский является прямым учеником и последователем Даля. Под влиянием Даля били написаны его первые беллетристические произведения. Им били восприняты и развиты далевские традиции в изображении народной г.езни: творчп-
- ю -
ский опыт этнографа-бытописателя, точные документальные исследования, внесение в художественное творчество обширного этнографического материала.
В диссертации предпринята попытка выяснить роль молодой редакции "Москвитянина" в развитии усиленного интереса писателей к устному народному творчеству, его собиранию и изучению. Об этом свидетельствует участие А.Н.Островского, А.Ф.Писемского, П.й.Мельникова-Печерского, С.В.Максимова, П.И.Якушкина и других в литературных экспедициях, собирание фольклорных и этнографических материалов, использование их в литературном творчестве разных жанров на основе переосмысления, ь качестве источников, художественных обработок, включений в структуру произведений. Это позволяет утверждать, что б атд:осфере кружка форшровались писатели с ярко выражены иш этнографическими и фольклорным! интересами, а также писатели-этнографы: Максимов и Якушкин.
Опираясь на анализ критического наследия 30-50-х годов, а такие прозы указанного периода, автор прихоцит к выводу о существовании истоков, предпосылок и тенденций развития "этнографического направления" в русском реализме той пори. Однако, в 40-е начале 50-х годов новое "направление" нередко ассоциировалось с "крестьянской темой" в литературе и только в 60-е годы журнал "Современник" заявил о небывалом расцвете этнографической беллетристики.
Во втором параграфе рассматривается роль революционно-демократической критики в осознании и формировании "этнографического направления" в 60-70-е годы XIX века.
Диссертант полагает, что его осмысление в этот период тесно связано с разработкой вопроса о новом подходе литературы к изображению народной яизни. Ь воззрениях критики на новую литературу просматривается те закономерности развития, кы'орые определяют ее народный характер, обусловленный обращением к народной культуре (начиная от С.Славутинского, М.Воечок, Н.Успенского до 1 .Реиетниг.ова и Г.Успенского).
В 60-е гоць изучение фольклора и этнографии сливается в одну область - парс.дознание. В процессе взаимодействия критики V. развивающейся литературы складывается понимание формирующегося "направления". В 1864 году © рецензии на
"Дорожные заметай и чоспоминшия С.Максимова" Пыпин впервые назвал его■"общественно-этнографическим"* и отметил, что новое направление определилось довольно ясно и "займет свое место в литературе и не пройдет для нее баз существенного благотворного значения".2 Новое направление, по мнению Пы-пина, соединяет писателей "весьма несходного свойства, различных по своей "подкладке" (к ним критик относит Н.Усген-ского, Слепцова, Коханозскую - А.Ф.). Но всех соединяет в одну группу их непосредственное отношение к народу, "почти этнографическая верность их рассказов с описываемым бытом".
Представляется, что появление направления в 60-е годы носило закономерный характер: определялось общественно-историческими условиями жизни России конца 50-х, начала 60-х годов, приходом в литературу писателей из такях слоев общества, "где изучение было близко, где писатель иногда сам делил этот быт и йог говорить о вещах, знакомых по опыту?3 что влекло за собой изменение' характера литературы и, в частности, прозы, появление новых художественных $орм и' жанров. В этот период изучение народной зкизни сделалось для литераторов серьезной потребностью, "в которой писателем руководил уже не один художественный инстинкт, но гораздо скорее инстинкт общественный. Перед ним раскрывалась огромная область, мало тронутая и доступная только личному опыту и изысканиям, и в обществе является целый ряд особого рода странников ... людей, убедившихся, что познакомиться с народом и обществом можно только вошедши самому в жизнь этого народа и общества".4 К таким писателям Пипин причисляет Якушкина и Максимова.
1. Терпш "общественио-этнограЗсическое направление" не вызывает сомнений в современном литературоведении. См. Мартынова А.И. Этнографическая беллетристика. С.В.Максимов.//
Русская литература'и фольклор (конец XIX века). Л.: Наука, 1987. С.169.
2. Современник, 1854. J-- S. С.64.
3. ^Пыпин А.Н. История русской этнография. Т.2. Спб., 1391. С.332.
4. Пыпин А.Н. Тем же. С.353.
Как свидетельствует анализ материалов журнала "Современник", в 60-е годы "общественно-этнографическое направление'' (по терминологии Пипина) не только осмысливалось, но и ективно формировалось революционно-демократической крити-* кой. "Современник", постоянно выступая в его защиту, всячески поощрял писателей, стремившихся глубоко изучать быт, нравы и обычаи народа во всех подробностях. Критика считала, что "направление" в литературе способствует выработке правильных представлений о состоянии русского общества, о положении народных масс России. Теоретические концепции "Современника" формировали новый тип писателя, художника-этнографа. Еурнал в лице своих идеологов - Чернышевского и Добролюбова- разработал принципы подхода к использованию этнографических материалов в художественной беллетристуке, придавая большое значение развитию этнографического белле-тривованного очерка. Виимание к проблемам этнографии, в революционно-демократической критике обусловливалось не только осознанием ее роли в освещении жизненной правды литера' турных явлений, ио и тем значением, которое революционные демократы придавали этнографии как науке, по сути долженствующей изучить современную жизнь, быт, материальную и духовную культуру народных масс.
Анализ критического наследия в 70-е годы свидетельствует о стремлении критики в связи с оценкой демократической литературы так же осмыслить ее этнографический характер. (М,Салтыков-Щедрин, Н.В.Шелгунов, А.Скабичевский, Н.Ткачев)
32-.2201;2В_1!5ё§§ "Этнографическое направление" и творчество писатель1, рассматриваются особенности расскаэово-очерковой прозы С.В.Максимова и П.И.Якушкина, включающейся в .художественную систему "этнографического направления".
Современное литературоведение обращалось к изучению их творчества (В.Г.Базанов, А.й.Баландин, З.И.Власова, К).В. Лебедев, А.В.Сафронов).Однако в диссертации рассматриваются еще не исследованные аспекты.
В параграфе первом на основании анализа суждений литературной критика разной идейной ориентации (И.Панаев, А.Дружинин, В.Зайцев, А.Пыпин, Н.Шелгунов, А.Скабичевский) и литературного процесса устанавливается ведущая роль Мак-
симова в "общественно-этнографическом направлении", что дает основание выделить из общего потока литературы о народ-нем быте произведения писателя как очерки этнографического характера. Следует также учесть, что в изучении народного быта за Максимовым последовали Николай и Глеб Успенские, А.Левитов, Ф.Решетников, В.Слепцов. Суждения критиков позволяют поставить Максимова в один ряд с Далем, Мельниковым-Печерским, Якуикиным, обратить внимание на своеобразие его творчества.
Рассматривая специфику произведений этого писателя, диссертант обращается к их истокам и устанавливает, что Зольклоризм и этнографизм явился у него следствием заинтересованности всеми сторонами крестьянского быта и духовной культуры народа.
В диссертации впервые подробно исследуется цикл очерков "Лесная глушь", не нашедший достаточного освещения в современном литературоведении. Однако, представляется, что именно в них уже проявляются специфические черты и особенности художественной прозы Максимова, получившие дальнейшее развитие в его творчестве и свидетельствующие о своеобразном явлении в русской литературе.
Фольклорно-этнографические картины запечатлеваются писателем в их объективной самопроявляемости, в самостоятельном житейском качестве. Вместе с тем они не носят надсюжет-ный характер, а привносят в повествование конкретные сюжетные коллизии; цельные эпизоды инкорпорируются в произведении как элементы социального быта. Фольклор пронизывает строй речи персонажей, определяет интонационно-стилистические решения. Это сближает раннюю прозу Максимова с социально-психологической, опирающейся на фольклор как элемент самой изображаемой действительности, характеризующий общественную среду и действующих лиц в ней, условия места и времени .
Автором диссертации замечено также, что своеобразие этнографической прозы обусловливает и особую художественную систему рассказов и очерков Максимова.
Рассказ у Максимова по своей художественной природе близок к очерку, сочетает признаки обоих жанров. Система
характеро-образуюэдх конфликтов в произволениях раннего Максимова также своеобразна и объясняется обилием фольклорного материала. Повествование о судьбах героев ведется писателем на фоне включения в художественную ткань рассказов различных видов народного творчества. Они функционируют ка] бы в живом процессе народной жизни.
В диссертация выяснено, что проникновелие народно-образной стихии как образующего элемента художественной системы объясняет и принципы создания характера. Для Максимова важен собирательный образ народа - носителя фольклорных начал и традиций. В очерках почти отсутствуют портреты. Если они сохранени, то создаются Максимовым средствами устной народной поэзии.
Автором выявляется стилистическое своеобразие прозы Максимова, определяются ее литературные источники, устанавливается, что уже в раннем цикле очерков писателя, наряду с трансформацией народного искусства, явно начинают проявляться характерные особенности русской литературы его вреч меии и превде всего гоголевские традиции. Стилистически отдельные сцены рассказов, носящие ярко выраженные лирические начала, близка к гоголевским "Вечерам на хуторе близ Ди-канькл", В изображении народных характеров, .как следует из анализа текста, Максимов шел вслед за Гоголем; соприкасались его персонажи.также с типами некоторых крестьян Тургенева. Однако, в разработку крестьянского типа, как было замечено автором диссертации, Максимов вносил новые черты. Писатель исходил из эстетики устной народной поэзии, его герои - интерпретаторы и творцы художественной культуры, носители фольклорных начал. Они действуют, живут в образо-творческой стихии фольклора и народного языка. Герои Максимова не созерцатели, а деятели-практики.
В ходе исследования доказано, что в становлении Максимова как писателя первые рассказы и очерки, собранные позднее в книгу "Лесная глушь", оказались определяющими. В них проявилось соприкосновение писателя о исконной народной культуроЗ, поэтическим творчеством, неисчерпаемыми богатст-еамн народного языка, которые впоследствии пошли органической частью во все произведения Максимова.
Художественные искания Максимова шли по пути движения этнографической прозы к циклу этнографических путевых очерков ("Год на Севере") и к художественно-документальному эпосу ("На Востоке", "Сибирь и каторга").
В дальнейп:ем писатель стремился к поискам новых путей очерковой типизации, обобщению более широких социальных явлений. Если в очерках "Лесная глушь" в поле его эренжя находились частные судьбы, отдельные социальные типы, то в следующих циклах отдельные очерки складывались в обширные картвны, приобретали характер типических обобщений социальной жизни, отражая существенные черты русской действительности н тенденции общественного подьема в России. Она свидетельствовали о демократических позециях писателя. Эта направленность его творчества ставила Максимова в один ряд с писателями-демократами 60-х годов.
Во втором параграфе в связи с рассмотренчем художественного наследия П.И.Якушкина диссертантом предпринимается попытка выявить общие тенденции развития расскаэово-очер-ковой прозы "этнографического направления", обнаруживающиеся во взаимодействующих уровнях творчества Якушкина и Максимова. Выясняются такие и социальные предпосылки их типологической общности (эпоха общественного подъема в России 60-х годов, влияние идеологов журнала "Современник") и индивидуально-личностные, подчас биографические факторы: близость писательских судеб, заинтересованность исследованием всех сторон народной материально-духовной культуры.
Диооертант выясняет истоки народолвбия Максимова и Якушкина и видит их в народоведческих интересах писателей, их участии в кружке А.Н.Островского, литературных экспедициях, в хождении в народ. Как свидетельствует анализ журналов того времени и воспоминаний современников, Максимов в Якушкиа воспринимались критикой и читателем в одном ряду как интеллигенты-труженики, превратившие изучение народа в писательскую профессию.
Диссертант приходит к выводу, что своеобразие творчества Максимова и Якушкина обусловлено сферой их деятельности как этнографов и фольклористов. Общий широкий, этнографический, Золыиюриэованный характер их прозы - главное
её отличие от рассказов и очерков писателей-шестидесятников.
Типологическая общность прозы писателей обнаруживается в единстве эстетических принципов, общих структурных элементах художественной системы. В своем творческом методе они сближаются, обращаясь к повседневной правде действительности, достоверности фактов и наблюдений, точности их воспроизведения, к быту дореформенного и послереформенного крестьянства, его духовной культуре. Наблюдается и общность компонентов художественного творчества -.жанров, тематики, сюжетосложения, стилистических приемов, характеризующихся обилием фольклорных включений, введением в художественный текст различных жанров устной народной поэзии, документально-этнографических описаний. Они входят в текст органично и подчас составляют содержание очерка, рассказа или цикла очерков.
Основная роль в повествовании отводится рассказчику. Он связывает сюжет и комментирует его. Художественная структура произведений включает отрывки, сцены, эпизоды, эскизы. Сюжеты передают естественный ход жизни. Пейзажи имеют этнографическую окраску.
Разнообразие очеркистики Максимова и Якуикина позволяет диссертанту выявить типологию ее жанровых разновидностей: путевые очерки, путевые зарисовки, очерк-письмо, историко-эткографические очерки, нравоописательные, бытописательные очерки.
Народ осознается писателями в качестве главной темы и действующего лица их произведений. Однако, творчество Максимова и Якушкина индивидуально своеобразно.
На основе анализа рассказов и очерков Якушкина в дис-оертации выявляется специфика его художественного наследия. Писатель-беллетрист, фольклорист и этнограф сочетаются в нем неразрывно. Этим и определяются, по мнению автора диссертации, особенности его прозы: обращенность к жанру путевых заметок, путевых писем, возникших из наблюдений над народной жизнью, отраженных писателем в дневниковых записях, что объясняет художественно-образную структуру его произведений, как бы распадающуюся на отдельные сцены, дорожные
встречи, беседы, наблюдения, которые в свою очередь складываются в картину жизни народа, широкие социальные обобщения. Этнографические описания сочетаются с фольклорными, однако фольклор выступает не только как данность народной жизни, ко и как проекция в историческое прошлое Парода, русского крестьянина и осмысливается в очерках Якушкина как современное миропонимание.
Как замечено автором диссертации,в очерках и рассказах Якушкина нет индивидуальных характеров, они рисуются лишь отдельными штрихами. Писателем создается обобщенный образ народа. В полифонии голосов крестьянского мира голос автора соединяется с собирательным голосом народа. Описания крестьянской жизни в рассказах часто завершаются социально заостренными публицистическим! монологами автора, заключают в себе четкую оценку явлений, которая усиливается использованием "языка фактов", иронии и злой сатиры.
Автор диссертации приходит к выводу, что проза Максимова и Якушкина отражает всестороннее изучение жизни, быта народа, утверждает значимость для литературы к общества народной культуры. Она предваряет худодественно-беллетризо-ванную этнографию народнической литературы 70-х годов и свидетельствует о стремлении рассказово-очерковой прозы к этнографизму как о едином целенаправленном движении в литературе 60-70-х годов XIX века, начинают осознаваться и эстетические критерии рассказово-очерковой прозы как прозы "этнографического направления".
В третьей главе "Развитие этнографического направления в народнической литературе" диссертант обращается к народнической беллетристике, в которой очевидно просматривается стремление к этнографизму, Критикой 70-80-х ходов XIX века предпринимались попытке осмыслить это явление. В главе исследуются суждения А.Н.Пыпина, А.М.Скабичевского, Г.В.Плеханова.
Особенности этнографизма народнической литературы рассматриваются на примере творчества Ф.Д.Нефедова, в котором наиболее ярко отразился тип писателя - этнографа, фольклориста, собирателя, публикатора и популяризатора фольклора,
близкого Якушкику и Максимову своей увлеченностью этнографией и беззаветной преданностью интересам народа.
Как свидетельствует анализ архива Нефедова, привлеченный автором работы, писателем собран обширный этнографический и фольклорный материал. Не все Нефедов успел опубликовать. Можно предположить, что причиной тому была постоянная занятость собирателя, обилие нерасаиф>рованннх текстов, а, возможно, сознательная авторская установка "не приступать к систематическому труду, пока не собран весь материал для этнографии той. или иной губернии". Большинство записей,систематизированное и переписанное собирателем в последние годы кизни, хранится в архиве писателя. Среди этих материалов более всего песен. Нефедов сам давал им наименования, отмечая в одних случаях связь песен с бытом, особенностями исполнения, в других - время сложения. А именно: "протяжные", "беседные", "свадебные", "хороводные", "плясовые", "новейшие" и "старинные". Кроме песен, в архиве имеются записи быличек, свадебных обычаев, обрядов, а также записи башкирского фольклора.1
Нефедову присуще своеобразное осмысление судеб народного искусства, вхождение его в быт и сознание простолюдш
В диссертации доказано, что в своем художественном творчестве Нефедов использовал, как правило, собственные записи.
Размышления Нефедова о судьбах народной культуры, ка) замечено автором диссертации, ьашли отражение также в очерке "Этнографические -наблюдения на пути по Волге и ее притокам".^ Он включает образцы многих жанров фольклора, собиранием которых писатель занимался на протяжении всей своей жизни. Здесь же выявляется и его отношение к публикуемому материалу. Автором работы устанавливается, что собранные, слышанные песни и обряды Нефедовым широко вовлекались в художественную ткань беллетристических произведений о народе, являя собой элемент социальной жизни,
1. ЦГАЛИ. Ф.342. Ф.Д.Нефедов. 0п.2.ед.хр.76, 78, 472,47
2. Нефедов Ф.Д. Этнографические наоблюдения ка пути по Волге и ее притокам.//Труды этнографического отдела Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии.
» 1877. Кн. X?»
его духовно-нравственного склада.
В параграфе первом рассматриваются способы художественного воплощения этнографизма и фольклорных включений в очерках и рассказах Нефедова. Диссертант выявляет стремление писателя к созданию очерковых циклов, причем замечается, что они не всегда, появившись в результате объединения воедино ряда очерков и сцен, имеют один развивающийся сюжет и определяющую его развитие строгую художественную композицию, однако, все очерки представляют единую картину определенных условий жизни народа, объединенную тематически и идейно.
Способы воплощения этнографизма и фольклорных элементов в очерках и рассказах Нефедова различны и обусловлены художественными задачами, которые ставит перед собой писатель, включая их в разные по своему типу очерки. При этом, вносимые в произведения этнографические и фольклорные текстовые элементы функционально подчинены замыслу, сюжету, сохраняя одновременно народную содержательность и форму. Этнографические элементы в отдельных очерках и рассказах переводятся Нефедовым из реального бытописательного плана в ассоциативный, аллегорический (рассказ "Святки"); в эт-вографо-статистических исследованиях (очерки "Наши фабрики и заводы") этнография чередуется со статистикой, привлекаются факты цифр и живых зарисовок; точный этнографический рисунок современности усиливает социальные мотивы (рассказ "Русские переселенцы") и важен писателю для создания контрастных картин прошлого и настоящего. Надвигающимся капиталистическим преобразованиям Нефедов противопоставляет первозданную красоту башкирской старины, в ее исконной материально-бытовой культуре, которая органично через народный эпос, легенды, сказания входит в художественный мир писателя ("Башкирская старина").
Именно от романтических начал фольклора, как представляется, исходит лирическая струя творчества Нефедова. Лиризм связан с постоянным присутствием в его очерках фольклора как отражения отдельных сторон жизни народа.
В параграфе втором диссертантом впервые исследуются
источники и функции народных песен в произведениях Нефедова, доказывается, что ведущим жанром среди фольклорных материалов в его произведениях является народная песня. В песне Нефедов видел отражение души народа. Он писал о том, что в ней исполнитель "рассказывает самые сокровенные тайны сердца, изливает чувства радости, горя, выражает свои заветные и дорогие мечты."* Такое представление Нефедова о народной песне было близко современной ему народнической интеллигенции. Народники-семидесятники рассматривали песню как источник народознания. И яе случайно песня стала важнейшим идейно-художественным компонентом рассказов и очерков Нефедова.
В работе рассматриваются художественные функции народных песен как фабричных, так и крестьянских, устанавливается, что песни рабочих волли в цикл очерков писателя о фабричной жизни ("Девичник", "Святки") и отразили процессы, волновавшие его в 70-е годы: свои положительные идеалы писатель связывает с возвращением фабричных к патриархальному труду деревенской жизни. Нефедов убежден, что "не фабрика кормилица русского человека, а матушка-земля, в ней лежит его благосостояние и задатки его лучшего будущего как народа".2
Фабричные песни объективно усиливают обличительный пафос очерков, дорисовывают картины неблагополучного социально-экономического бнтия рабочих. И в контексте произведения приобретают более широкий смысл: в условиях безотрадного существования рабочих рождаются и специфические песни. Однако писатель-этнограф, как представляется, недооценил значения рабочей песни как искусства, созданного специфической средой и в определенных условиях; вместе с тем, при негативном отношении к фабричной песне, Нефедов в своем художественном творчестве заметил важность этого раздела народной лирики для характеристики жизни рабочих на исторически определенном этапе. В очерках 60-70-х годов Не-
1. Нефедов Ф.Д. Этнографические наблюдения на пути по Волге и ее притокам. С.47.
2. Нефедов Ф.Д. Там же.
федсв первым из народников обратился к тема рабочего класса. Фабричная песня вошла в беллетристику писателя как важнейший идейный и этнографический компонент. Однако, автор диссертации подчеркивает, что Нефедов отдает предпочтение . старинной крестьянской песне. Она, по Нефедову, прекрасна, исполнена "чарующей силы", глубоко поэтична. Это подлинно народное творение, идущее из глубины его души. Ф.Д.Нефедов утверждает, что народная песня неисчерпаема по своему содержанию, как неисчерпаем духовный мир жизни народа. Она соотнесена писателем с национальным характером. Песни народные в, преаде всего, лирические, по млению Ф.Д.Нефедова, заключают огромный гражданский потенциал. В песне отрывается мироощущение не только отдельной конкретной личности, но и всей крестьянской массы,'живо серетпваючеЯ песню.
В очерках и рассказах, созданных на материале крестьянской жизни, народная лирика представлена Нефедовым многообразно: песни хороводные, любовные, свадебные, рекрутские причеты, а также литературные песни. Это обилхе жанровых разновидностей объясняется распространенностью традиционной крестьянской песни в деревне, а также тяготением писателя к ней.
Народная лирика в рассказах и очерках Нефедова несет значительную художественную нагрузку. Как показано в диссертации, писатель использует песню для создания психологического состояния персонажей, выражения их чувств в настроений, национальных черт характера. Нередко песня как бы предваряет рапвнтие действия,.усиливает трагический финал. Народная песня является неотъемлемым элементом художественного метода писателя, привносит в реализм Нефедова лирическое начало, уточняет авторскую позицию. Проза Нефедова преображается стихией чувств.
Анализ рассказов Нефедова позволяет утверждать, что традиционная крестьянская лирика для Нефедова остается эстетическим образцом. Она отражает лучшее, исконное, что есть а характере простолюдина: трудолобие, поэтичность души, удальство. Песня неотступно следует за жизнью народа. И это выражается не только в том, что в песне зафиксирован
весь жизненны!! путь человека от рождения до смерти, но и в том, что песенный репертуар крестьянина непрерывно обновляется.
Такое понимание песни"обусловливает ту исключительно важную идейную и эстетическую роль, которую отводит ей Нефедов в своих рассказах и очерках как произведениях о жизни народа.
В.заключении подведены итоги проведенного исследования.
Автор приходит к зыэоду, ч?о этнографизм Максимова, Якушкияа, Нефедова несомненно, обусловлен вх деятельностью как этнографоз и фольклористов. Однако, тзорчество писателей выходит далеко за его предела и развивается в рамках социального демократического реализма 60-70-х годов, как я зсе "этнографическое направление" з целом, утверждающее значимость народной культуры.
Перспективы дальнеЗаего исследования связаны с выявлением специфики и типологии этнографизма в русской, советской литературе, с тенденциями современной деревенской прозы, ищущей опору в народных ценностях, в истоках крестьянской нравственности, неразрывном родстве человека с родной землей.
По материалам диссертации автором опубликованы следующие работы:
1. Народная лирика в рассказах Ф.Д.Нефедова о рабочих. //Фольклор народов РСФСР. Уфа. 1Э30.
2. Две судьбы (заметки о переиздании книг С.Максимова и П.ЯкушкинаЬ//Политический собеседник. 1930, й 22.
3. Народная лирическая песня в произведениях Ф.Д. Нефедова о деревне.//Русская поэзия XII века и ее отношение с прозой, а.:- ШШ им. Н.К.Крупской, 1990.