автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Этнокультура как многофункциональная система взаимодействия

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Шаваева, Марина Олиевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Этнокультура как многофункциональная система взаимодействия'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Этнокультура как многофункциональная система взаимодействия"

На правах рукописи

Шаваева Марина Олиевна

ЭТНОКУЛЬТУРА КАК МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

24.00.01 - теория и история культуры

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Ростов-на-Дону - 2004

Работа выполнена на кафедре культурологии и этнологии Кабардино-Балкарского государственного университета

Научный руководитель — доктор философских наук, профессор

Эфендиев Фуад Салихович

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор Чернобровкин Игорь Павлович

доктор философских наук, профессор Штомпель Людмила Александровна

Ведущая организация - Институт Гуманитарных Исследований

при Правительстве Кабардино-Балкарской Республики, Кабардино-Балкарский Научно -исследовательский Центр Российской Академии наук

Защита состоится 23 декабря 2004 года в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.208.11 по философским наукам при Ростовском государственном университете по адресу: 344038, г. Ростов-на-Дону, пр. М. Нагибина, 13, РГУ, ауд. 427.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке РГУ (г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148).

Автореферат разослан «// » ноября 2004 года.

Ученый секретарь диссертационного совета

М.В.Заковоротная

23/73 3

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Предлагаемая тема исследования имеет два аспекта - трансформационный и теоретико-методологический. Прежде всего надо учитывать, что на современном этапе, с различной интенсивностью, происходят процессы трансформации общемирового культурного пространства.

В этой связи важно отметить, что этнокультурные ценности в духовной сфере - огромное интеллектуальное богатство и неисчерпаемый резерв воспроизводства общечеловеческих ценностей, культурных и нравственных традиций народов, процесса общенационального созидания. А этническое, в свою очередь, рождается из конкретно-исторических особенностей жизни народа, его биосоциальной сущности.

Ареальное изучение многокрасочной палитры этнических культур является одной из важных научно- исследовательских задач. Актуальными становятся проблемы развития и функционирования современных этнокультур, совершивших резкий переход от традиционно-этнического к цивилизационному уровню.

Структура культурной жизни представляет собой своеобразную триаду. Во-первых — это общенациональная культура, как часть мировой культуры. Во-вторых - это смешанная культура, рождающаяся в национальных образованиях на основе взаимодействия представителей различных социальных слоев. В третьих - это «первичная» национальная культура живущей на определенной территории нации.

В этнографическом плане культурное мировое сообщество представляет собой неоднородное образование, состоящее из отдельных социокультурных образований, со своими жизненными укладами, менталитетом и самосознанием, с различными социально-экономическими и культурными уровнями развития.

Аспектуальное изучение этнокультуры как системы является важным направлением в структуре аналитического исследования темы, актуальным становится культурологический анализ этнических процессов при котором особое внимание уделяется процессам внутрикультурного взаимодействия и их анализу с помощью культурологических категорий.

В связи с этим рассмотрение этнокультуры в качестве модели, приемлемой для изучения межличностного, межэтнического, культурно-цивилизационного взаимодействия представляется теоретико-методологической проблемой глобального уровня.

Степень научной разработанности проблемы. Несмотря на существование многочисленных публикаций, посвященных избранной теме и рассматриваемых ее с точки зрения различных дисциплин (социологии,

антропологии, психологии), следует отметить отсутствие обобщающих, синтезирующих работ по данному вопросу исследования.

Большинство исследователей рассматривают либо отдельные этнокультурные составляющие с позиции своей дисциплины, либо этнокуль-тура рассматривается как автономный культурологический компонент, без реконструкции целого как системы.

Определяющий вклад в исследование теоретико-методологических аспектов этнокультурных процессов внесли известные ученые: Бромлей Ю.В., Баллер Э.А., Аверкиева Ю.П., Арутюнов С.А., Гумилев Л.Н., Иорданский В.Б., Левкович В.П., Садохин А.П., Мнакацанян М.О., Токарев С.А.

Общетеоретической культурологической базой являются труды Кре-бера А., Клакхона С, Келли В., Верещагина Е.М., Борзовой Е.П., Амелиной Е., Арнольдовой A.M., Арутюнова С.А., Сорокина П.А., Чебоксарова Н.Н., посвященные изучению и систематизации основных проблем и научных понятий в области анализа этнокультуры. Философские труды Плеханова Г.В., Сильвестрова В.В., Бердяева Н.А., Гуревича П.С., Жданова Ю.А., Давидовича В.Е., Драча Г.В. существенно расширили концептуальные и методологические возможности в анализе процессов социального и культурного взаимодействия.

Выделение социализирующего аспекта этнокультуры опирается на теоретические работы Сорокина П., Комарова М.С., Егорова А.Г., Денисовой Г.С., Бурлацкого Ф. М, Ахиезера А.С.

Объективным следствием социального взаимодействия является психологическая составляющая, которая, в свою очередь, подвержена этнокультурной трансформации. В этой связи надо назвать авторов ценных публикаций: Рубинштейн С.Л., Немова Р.С., Левкович В.П., Шибу-тани Т., Сикевич З.В., Арутюнов С.А., Абульханова К.А., Бехтерев В.М.

Проблемы этнопедагогики как мощного социорегулятивного и адаптационного механизма поднимались в трудах Шаповалова В.У., Комаровой Г.А., Кинелева В.Г., Коменского Я.А., Дистервега А., Ушинского К.Д.

Недостаток исследовательской работы по выделению этнокультуры как многофункциональной системы взаимодействия, на наш взгляд, заключается в том, что эта тема нигде не рассматривается комплексно, во взаимодействии различных наук и синтезе смежных научных теорий.

В исследовании данной темы нами была предпринята культурологическая систематизация, которая позволяет рассмотреть культурное взаимодействие сквозь призму таких наук как психология, социология, педагогика. Именно изучив и проанализировав теоретические основы этих наук, можно глубже и своевременнее рассматривать этнокультурный комплекс в процессе взаимодействия. В методологическом отношении такой подход позволяет еще раз продемонстрировать возможности культурологии как области межпредметного анализа и синтеза.

С целью отслеживания и фиксации изменений проведено ряд авторских аналитических анкетирований, результаты которых дают наглядную картину уровня функционирования этнокультуры на современном этапе.

Объект исследования - этнокультура как комплекс взаимодействующих элементов, а также характер и специфика отдельных из них.

Предметом исследования выступает специфика, механизмы, характер этнокультуры как системы, в которой определяющую роль играет трансформационный аспект взаимодействия.

Целью настоящей работы является исследование культурного взаимодействия как сложного системообразующего процесса, где участниками являются как индивиды и группы, так и этнокультуры в соотношении с культурным общемировым комплексом.

В соответствии с целью определены следующие основные задачи исследования:

- анализ основных идей и культурологических подходов к проведению межпредметного исследования на базе социологических, психологических и педагогических данных и адаптирование их к этнокультурным процессам;

- выявление роли этнокультуры в системном комплексе взаимодействия индивидов, взаимоотношений между социальными и этнокультурными процессами;

- установление места и роли традиций, этнических нормативных ценностей в период трансформации, выделение педагогической и адаптивной роли этнокультуры в процессе формирования личности молодого поколения.

Методологической основой диссертации выступают общенаучные принципы системности, детерминизма синтеза и исторической объективности, что позволяет комплексно исследовать как этнокультуру, так и механизмы ее функционирования, участвующие в процессе взаимодействия.

Процесс раскрытия темы диссертации базировался на тех научных трудах, которые оказали определяющее воздействие на философско-концептуальную основу исследования, на ее методологический и методический инструментарий. В этом контексте необходимо выделить работы крупных западных и русских ученых: Шпенглера О., Леви-Стросса К., Манхейма К., Маркаряна З.С., Немова Р.С., Плеханова Г.В., Розова М.С., Рубинштейна С.Л., Гумилева Л.Н., Сорокина ПА., Клакхона С, Келли В., Чаита Л.А., Бромлея Ю.В.

Феномен культуры, проблемы историко-культурного развития находят достойное отражение в трудах ученых-культурологов Ахизера А.С., Кагана М.С., Межуева В.М., Давыдова Ю.Н., Лотмана Ю.В., Арутюнова С.А.

Авторская позиция основывается на трудах отечественных ученых, рассматривающих культуру как фактор этнической и национальной инте-

грации и определяющих значение этнической и национальной культуры, принципы межэтнической и межнациональной коммуникации, межкультурного общения в современном мире (Арутюнов С.А., Бромлей Ю.В., Ерасов Б.С., Маркарян Э.С., Чебоксаров Н.И., Чебоксарова И.А., Савранский И.Л., Кочетков В.В.).

Следует отметить вклад таких видных ученых, чьи труды имеют культурологическое значение и специализируются на социологии и психологии: Комаров М.С., Абульханова Л.А., Бехтерев В.М., Рубинштейн С.Л., Панеш Э.Х., Левкович В.П.

При написании данной работы применялось сочетание теоретического (концепции представителей русской, советской и западной культурологи, теории этногенеза, функционирования этнокультуры) и трансформационного подхода (учитывающего явления и процессы, изменяющие качественно ход этнокультурного развития).

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- впервые социальные, психологические и этнокультурные процессы рассмотрены с позиции интегрирующей культурологической категории «взаимодействия»;

- выделена аспектуальная значимость категории взаимодействия в этнокультуре;

- установлены характер, специфика и механизмы социального взаимодействия с учетом этнокультурной направленности;

- обоснована степень влияния этнокультурного аспекта в сфере педагогической направленности;

- рассмотрены тенденции и перспективы развития межкультурных коммуникаций как канала этнокультурного взаимодействия.

Тезисы, выносимые на защиту:

1. Этнокультура предстает перед исследователем прежде всего как совокупность тех культурных элементов и структур, которые обладают этнической спецификой. Рассмотрение этнокультуры как взаимодействующего канала позволяет определить этнокультурные функции, реализующиеся в процессе взаимодействия. К таким функциям относятся инструментальная (создание и преобразование окружающей среды), ин-культурации (создание и преобразование самого человека), нормативная (создание системы средств организации коллективной жизни), сигнификативная (знаковая), познавательная, коммуникативная.

2. Важнейшими качествами, необходимыми для функционирования любой этнической общности, являются сотрудничество, сплоченность, способность образовывать взаимодействующие отношения. Культурная система ритуала контролирует способы социального взаимодействия людей, вырабатывает стереотипы их поведения. Ряд сфер традиционной культуры регулируются с помощью обычаев - менее строгих стереотипи-

зированных форм взаимодействия, связанных с деятельностью, имеющей практическое, обыденное значение.

3. Структурируя и системно объединяя все элементы этнокультуры, этнические процессы и их результаты, этнос является одновременно объектом, субъектом и носителем своей этнокультуры как системы взаимодействия. Именно в этой связи этнокультура становится многоканальной системой взаимодействия, как межличностного, так и межкультурного. Этнокультура, включая в себя ряд структурных элементов (традиции, ценности, нормы, обычаи, ритуалы, нормы), образует систему, которая выполняет в социуме взаимодействующую функцию.

4. В общекультурном контексте процессы взаимодействия характеризуются двумя моделями: взаимодействия этнических культур друг с другом и взаимодействия этнических культур с общемировой индустриально-городской культурой. Сам процесс межкультурной коммуникации проявляется в этнокультурной среде как двухсторонний адаптационный механизм, привносящий ряд изменений в развитие этнокулътур. Этот факт обусловлен тем, что этнические изменения происходят в результате многочисленных и многообразных культурных контактов между этносами, а содержание межэтнических взаимоотношений во многом зависит от способности их участников понимать друг друга и достигать согласия, которое в основном определяется этнической культурой каждой из взаимодействующих сторон, психологией этносов-участников контактов.

5. Рассмотрение взаимодействия культур на этническом уровне приводит к отчетливому выделению двух тенденций. Взаимное усвоение культуры, с одной стороны, способствует интеграционным процессам, взаимному культурному обмену и обогащению, а с другой - сопровождается усилением этнического самосознания, стремлением к обоснованию этнической специфики. Национальный уровень межкультурных коммуникаций возможен при наличии национального единства, которое возникает как на моноэтнической, так и на полиэтнической основе через общую хозяйственную деятельность и государственное политическое объединение.

6. Какими бы этнопсихологическими чертами не обладала личность, она не развивается сама по себе, для ее роста необходима опора на те культурные идеалы, которые возвышаются над ней и значимы для нее. Попытка возрождения и развития самобытной культуры воспитания является, бесспорно, рациональным образованием и позволяет взять на вооружение все полезное из народного опыта. Эффективность воздействия на личность различных приемов, методов и средств может быть достигнута только знанием национальной психологии. В то же время опора на национальную психологию, философию, культуру в воспитании, не противоречит идее общечеловеческого в развитии и формировании лич-

ности. Этническое и общечеловеческое - это стороны воспитания, в которых диалектически взаимосвязаны биологические, психологические и социальные факторы. Формирование нравственно устойчивой и способной к этноадаптации личности, может стать барьером всякого рода асоциальным явлениям.

7. Обращаясь к исследованию социализирующего аспекта этнокуль-туры, можно уточнить само понятие социализации личности, которое может быть представлено как процесс диалектического взаимодействия индивида с социальной средой, в ходе которого, с одной стороны, реализуются заложенные в человеке природные психобиологические задатки, а с другой, общество, посредством воспитания, образования, приобщения индивида к культуре, трансформирует их в социально значимые свойства человеческой личности при самом активном участии самого человека -то есть всего спектра культурных взаимодействий.

8. Цивилизационный процесс снимает противоречия между различными этническими и культурными группами населения, между развитыми и неразвитыми народами. Осмысление культурного настоящего и прогнозирование будущего невозможно без обращения к пройденным цивилизационным ступеням. Именно во взаимодействии с прошлым общество находит то самое важное измерение, без которого оно не может существовать и ставит себя под угрозу все время начинать с нулевого цикла, повторяя снова и снова пройденные круги бытия. В свою очередь, освоение этническими общностями современных культурных ценностей, которые рождаются в ходе цивилизационного процесса, представляет собой объективный и неизбежный процесс взаимодействия, результатом которого является вклад в общечеловеческую цивилизацию, синтез национально-особенного и общечеловеческого.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что ее основные результаты могут быть использованы:

- при дальнейшей разработке теории и методологии анализа социальных и этнокультурных процессов;

- для изучения специфики межкультурного взаимодействия с позиции этнологии;

- при переосмыслении педагогической практики в сторону большего применения этнокультурных ценностей;

- при подготовке методических пособий и учебных спецкружков по культурологи, этнологии, психологии, педагогике.

Структура работы: диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, степень ее научной изученности, раскрываются цели и задачи, теоретико-методологические принципы и методы, формируется научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования.

Первая глава «Структура этнокультуры: процессы и элементы процесса взаимодействия», состоит из трех разделов.

В первом разделе «Идентификация этноса и этнокультуры» выделяются теоретико-методологические значения данных двух терминов, обозначаются типологические аспекты, влияющие на формирование и функционирование этноса, этнообразующие и этнодифференцирующие признаки; доминирующие функции этнокультуры, влияющие на процесс взаимодействия.

В диссертации выделяются основные смысловые аспекты понятия «этнос» и «этнокультура», где подчеркивается, что этнос- это исторически сложившаяся на территории, устойчивая многопоколенная совокупность людей, обладающих относительно стабильными особенностями культуры и психики, а также осознания своего единства и отличия от всех других подобных образований.

Внимательный и строго научный анализ этнологических теорий (Л.Г. Гумилева, Ю.В. Бромлея, Н.Н. Чебоксарова, С.А. Арутюнова, Г.Е. Маркова, В.В. Пименова) позволяет сделать вывод, что этнос представляет собой биосоциальную общность людей, обладающую следующими этнодифференцирующими признаками: этнонимом-самоназванием, этнокультурными особенностями (язык, обычаи, религия и т.д.), антропо-психологическими признаками, единством территории.

В свою очередь, этнообразующими факторами выделено: кровное родство, устойчивая межпоколенная преемственность, единство территории, единство языка, общность исторической судьбы, общая культура и традиции, общее самоназвание.

Обобщая и систематизируя все вышеуказанные этнообразующие факторы, диссертант дает определение этнокультуры.

В ходе рассмотрения этнокультуры как взаимодействующего канала, проводится определите этнокультурных функции, реализующихся в процессе взаимодействия. К таким функциям относятся:

1. Инструментальная - создание и преобразование окружающей среды;

2. Функция инкультурации - создание и преобразование самого человека;

3. Нормативная - создание системы средств организации коллективной жизни;

4. Сигнификативная (знаковая);

5. Познавательная;

6. Коммуникативная (обеспечивающая передачу этнокультурной информации между поколениями и пространственную стабильность и культурную интегрированность).

Во втором разделе «Элементы этнокулыуры, участвующие в процессе взаимодействия» определяются и рассматриваются такие этнокультурные составляющие как ценности, культурные нормы, обычаи и ритуалы, которые занимают в структуре этнокультуры ключевые места.

В ходе исследования диссертантом отмечено, что у большинства исследователей (К. Клакхон, М. Смит, М. Рокич и др.) понятие «ценность» было производным от понятия «установка», которое в обобщенном варианте можно определить как иерархическое расположение и присущее индивиду мнение, чувства, социальные ориентировки.

В контексте определенной темы исследования особо выделено понятие ценностной ориентации, отличающей культуру данного сообщества, детерминирующей общие черты культурного мироощущения людей данного этноса, реализующейся через практические стереотипы поведения, облегчающих повседневные нужды и потребности людей.

В этом смысле очень тесно с этническими ценностями связаны этнокультурные нормы, которые выполняют в обществе следующие взаимодействующие функции:

- они являются обязанностями и указывают меру необходимости в человеческих поступках;

- служат ожиданиями в отношении будущего поступка:

- контролируют отклоняющееся поведение.

Важнейшими качествами, необходимыми для функционирования любой этнической общности, являются сотрудничество, сплоченность, способность образовывать взаимодействующие отношения. Культурная система ритуала контролирует способы социального взаимодействия людей, вырабатывает стереотипы их поведения.

Менее важные фрагменты традиционной культуры регулируются с помощью обычаев - менее строгих стереотипизированных форм поведения, связанных с деятельностью, имеющей практическое, обыденное значение.

В третьем разделе «Процессы, регулирующие развитие этнокультуры» рассматриваются явления - результаты этнического взаимодействия, которые в той или иной степени интенсивности влияют на функционирование этнокультуры.

В диссертации выделяются следующие результаты межэтнического взаимодействия:

1. Культурная перцепция - восприятие традиции и ценностей нужной культуры, отношение к представителям чужой культуры и оценка последней.

2. Ксенофобия - болезнь и неприятие всего иностранного, «чужого».

3. Интернационализация - как особый элемент взаимодействия, где духовные связи народа тесным образом переплетены и интегрированы под эгидой общей многонациональной культуры и общей исторической судьбы.

4. Особой категорией в этнокультуре, как системе взаимодействия, диссертантом выделены этнические традиции, которые определяются одновременно и как структурный элемент и как результат процесса взаимодействия. Традиции являются важным, устойчивым во времени, звеном взаимодействия, которое выполняет трансмиссионную, межпоколенную функцию. Таким образом, традиции — это социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.

Особой сферой традиции выделяется художественная культура, которая является посредником и информационным связующим звеном между народами, поколениями и социальными слоями общества. Спецификой художественной народной культуры является то, что она материально воплощает в себе традиции, как устойчивые формы жизни народа, отражающие особенности его национального характера и национальных образах мира.

Обобщая и системно объединяя все элементы этнокультуры, этнические процессы и их результаты правомерно оформляется вывод о том, что этнос является одновременно объектом, субъектом и носителем своей этнокультуры. Именно в этой связи этнокультура становится многоканальной системой взаимодействия, как межличностного, так и межкультурного (учитывая и взаимодействия этнической и мировой культуры). Этнокультура, включая в себя ряд структурных элементов (традиции, ценности, нормы, обычаи, ритуалы, нормы), образует систему, которая выполняет в социуме взаимодействующую функцию.

Вторая глава «Межкультурная коммуникация как аспект процесса взаимодействия в этнокультуре».

Первый раздел «Адаптационный механизм межкультурных коммуникаций» посвящен детальному рассмотрению явления межкультурных коммуникаций и' его терминологическому пониманию; особое внимание уделено адаптационной составляющей в структуре межкультурных коммуникаций.

Само понятие «межкультурные коммуникации» является производным от понятий «культура» и «коммуникация».

Сходство всех предлагаемых в научной литературе трактовок термина «культура» состоит в том, что она рассматривается как исторически определенный уровень развития общества, выраженный в типах и формах организации жизнедеятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Вторая составляющая термина - понятие «коммуникация» (от латинского communication - делать общим, сообщать, взаимодействовать) -понятие, обозначающее обобщение, передачу информации от человека к человеку, обмен информации в обществе. Коммуникация осуществляется между индивидами, группами, организациями, государствами, культурами, посредством знаковых систем.

Межкультурная коммуникация подразумевает межличностное общение представителей разных культур, а также этнокультурные контакты.

В процессе межличностного общения представителей различных эт-нокультур происходит обогащение национального самосознания. Из более развитых обществ в менее развитые проникают культуры, которые могут содействовать сокращению исторического пути народов в процессе культурных контактов.

В ходе исследования межкультурные коммуникации рассматриваются как особый тип взаимодействия.

В общемировом масштабе современная эпоха характеризуется двумя моделями взаимодействия: взаимодействия этнических кульгур друг с другом и взаимодействием этнических культур с общемировой индустриально-городской культурой.

Сам процесс межкультурной коммуникации функционирует в этнокультурной среде как двухсторонний адаптационный механизм, привносящий ряд изменений в развитие этнокультур. Этот факт обусловлен тем, что этнические изменения происходят в результате многочисленных и многообразных культурных контактов между этносами, а содержание межэтнических взаимоотношений во многом зависит от способности их участников понимагь друг друга и достигать согласия, которое в основном определяется этнической культурой каждой из взаимодействующих сторон, психологией этносов-участников контактов.

В целом изучение иных этнокультур и культурных общемировых достижений, анализирование их функционирования и развития, обогащает человека, трансформирует его отношение к миру и другим людям, помогает адаптативно изменить его отношение к жизненным ситуациям.

Поведение людей, принадлежащих к другой культуре, не является чем-то непредсказуемым, оно поддается изучению и прогнозированию, но требует специальных образовательных программ, направленных на подготовку к межкультурной коммуникации.

Второй раздел «Структура межкультурных коммуникаций: уровни и формы взаимодействия» посвящен систематизации элементов этнокультурного взаимодействия, входящих в структуру межкультурных коммуникаций.

В случаях, когда межкультурные коммуникации осуществляются между большими группами людей, выделяют этнический и национальный уровни коммуникации:

а) Этнический уровень межкультурного взаимодействия наблюдается между локальными этносами, этноязычными и другихми общностями. В основе этнического единства лежит представление о наличии кровнородственных связей между группами людей, образующих этнос.

Рассмотрение взаимодействия культур на этническом уровне приводит к отчетливому выделению двух тенденций. Взаимное усвоение культуры, с одной стороны, способствует интеграционным процессам, взаимному культурному обмену и обогащению, а с другой - сопровождается усилением этнического самосознания, стремлением этнической специфики.

б) Национальный уровень межкультурных коммуникаций возможен при наличии национального единства, которое возникает как на моноэтнической, так и на полиэтнической основе через общую хозяйственную деятельность и государственное политическое объединение.

В ходе исследования были определены основные формы межкультурной коммуникации, определяющие характер взаимодействия в культуре:

1. Аккультурация.

Представляет одновременно процесс и результат взаимного влияния разных культур, при котором все или часть представителей одной культуры (культуры-реципиента) перенимает нормы, ценности и традиции другой (культуры-донора).

Стратегическими направлениями в аккультурации являются:

- ассимиляция (полное принятие норм и ценностей иной культуры, отказ от своей);

- сепарация (отрицание чужой культуры при сохранении идентификации со своей культурой);

- маргинализация (потеря идентичности, как с чужой, так и своей культурой);

- интеграция (идентификация, как со старой, так и новой культурой).

2. Экспансия (однонаправленный характер процесса).

Представляет собой расширение сферы влияния доминирующей эт-

нокультуры за первоначальные пределы или государственные границы.

3. Диффузия.

Определена как проникновение культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении. В отличие от экспансии характеризуется как многонаправленный процесс.

Различают два ее направления:

- горизонтальное (между равными по стагусу группами элементов городской культуры в сельскую);

- вертикальное (между неравными по статусу: заимствование аристократией элементов простого говора)

4. Культурный конфликт.

Предполагает столкновение субъектов культуры - носителей различных культурных ценностей и норм.

Здесь следует учитывать, что преодоление конфликтов и повышение эффективности межкультурной коммуникации общения между людьми различных культур, связано как со знанием языка партнера по коммуникации, так и с пониманием и учетом социокультурного фактора.

5. Культурная трансмиссия.

Определяет процесс, благодаря которому культура передается от предшествующих поколений последующим через обучение, реализует преемственность культуры, ее непрерывность во времени.

В целом каждая из перечисленных выше форм межкультурной коммуникации играет определяющую роль в процессе этнического взаимодействия, как между носителями этнокультуры, так и между этносоциальными образованиями.

Сам процесс взаимодействия включает в себя, прежде всего, такие элементы как общение и передача информации. Особый характер носит общение между представителями разных этнокультур, так как включает специфику восприятия и взаимопроникновения. Именно в этой связи включается адаптационный механизм межкультурных коммуникаций, носящий информационный, образовательный, психологический характер.

Третья глава «Социализирующая роль этнокультуры» состоит из двух разделов.

Первый раздел «Роль этнокультуры в формировании личности»

посвящен основным аспектам влияния этнокультурного комплекса на процесс воспитания и образования, что и является первой ступенью социализации личности.

В ходе исследования процесс социализации определен как механизм усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Неотъемлемым компонентом социализации является процесс формирования личности, который, в свою очередь, базируется на таких категориях, как обучение, воспитание и образование.

Исследования педагогических теорий таких авторов, как ЯЛ. Каменского, А. Дистервега, К.Д. Ушинского, Г.Н. Волкова, А. Кардинера,

Р. Бенедикт являются подтверждением огромной позитивной роли этно-культуры в процессе формирования личности.

Опорным элементом в формировании личности является механизм воспитания, который представляет собой целенаправленную передачу этических норм и правил достойного поведения старшим поколением младшему.

Прежде, чем личность сможет начать активные действия, она должна сформироваться в обществе. Генератором этого процесса является культура (этническая и мировая).

Важнейшим фактором в осуществлении влияния этнокультуры на формирование личности является этнопедагогика, которая выполняет функцию транслятора социально-экономического и нравственного опыта народа из поколения в поколение.

В системе народного воспитания условно выделены два взаимодействующих процесса:

а) процесс «врастания» нового поколения в жизнь взрослых, т.е. самостоятельного наследования культурных ценностей подрастающим поколением;

б) процесс целенаправленной передачи культурного наследства старшим поколением младшему.

Эффективность воздействия на личность различных приемов, методов и средств может быть достигнута только знанием национальной психологии. В то же время опора на национальную психологию, философию, культуру в воспитании, не противоречит идее общечеловеческого в развитии и формировании личности.

Этническое и общечеловеческое - это стороны воспитания, в которых диалектически взаимосвязаны биологические, психологические и социальные факторы.

В диссертации отмечается, что, какими бы этнопсихологическими чертами не обладала личность, она не развивается сама по себе, для ее роста необходима опора на те идеалы, которые возвышаются над ней и значимы для нее. Попытка возрождения и развития самобытной культуры воспитания является, бесспорно, рациональным содержанием и позволяет взять на вооружение все полезное из народного опыта.

Формирование нравственно устойчивой и способной к этноадаптации личности, может стать барьером всякого рода асоциальным явлениям.

Молодежь с помощью старшего поколения должна осознать приоритет общечеловеческих интересов и потребностей. Этому способствует усиление роли общения, интенсивное взаимодействие этносов.

В этой связи диссертантом было проведено аналитическое анкетирование с целью отслеживания и фиксирования мнения и поведенческих реакций молодого поколения по различным этнокультурным вопросам.

Исследования проводились в возрастной группе от 15 до 22 лет.

На вопрос имеет ли значение вероисповедание человека, с которым вы общаетесь, отрицательно ответили 98,6% опрошенных. Это свидетельствует о достаточно низкой степени чувства религиозной обособленности и конфронтации. 92,7% опрошенных считают, что необходимо придерживаться этнических традиций в современной повседневной жизни. Здесь наблюдается тенденция роста этнической самоидентификации личности.

Для повышения своего культурного уровня, наряду с просмотром IV и чтением книг, 94,8% респондентов обратились бы к изучению своей этнической культуры.

О низкой степени этнической напряженности свидетельствует 98,7% положительных ответов на вопрос об отношении к смешанным бракам.

Знание национального языка наблюдается у 80% опрошенных, что является достаточно высоким уровнем для городской молодежи.

60% респондентов согласились с возможным заимствованием элементов культуры другого этноса.

В пользу первичности «этнического воспитания» ребенка высказались 96,8% опрошенных. Тем самым, относя нормы этнического воспитания к некоторым базовым элементам, на фоне которых должно происходить воспитание современное (западное).

Рассматривая формирование личности на базе этнокультуры, в диссертации особо выделен традиционный характер нравственной культуры, распространение среди масс которой способствует обеспечению морального единства людей.

Этнокультурная составляющая, определяя специфику и особенности каждого этноса, соотношение в его структуре собственных и заимствованных традиций и обычаев, образует почву для функционирования механизма адаптации.

В ходе исследования аспектуально выделены соотношение процессов инкультурации и социализации, которые играют ключевые роли в системе формирования личности.

Во втором разделе «Социализация носителей этнокультуры» социальная система и система культуры рассматриваются как две взаимосвязанные стороны жизни общества.

Особо выделяется социализирующий аспект этнокультуры как особое звено в процессе взаимодействия, где повторно рассматриваются системные составляющие этнокультуры и общее определение понятия культуры, но уже с социологической точки зрения.

Исследуя непосредственно социологическую интерпретацию культуры, диссертантом выделена особенность, заключающаяся в том, что культура берется в том ее аспекте, который непосредственно связан с

регуляцией поведения человека, социальных групп, функционированием и развитием общества в целом.

В этом контексте этнокультура представляет собой систему социально приобретаемых и трансмируемых от поколения к поколению значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.

Особая роль в системе этнокультуры принадлежит языку, отвечающему за успешность социализации индивида, посредством которого аккумулируется и передается из поколения в поколение ценный культурный опыт, накопленный этносом.

Для высокой степени успешности социального взаимодействия люди должны придерживаться обшеразделяемой, т.е. принимаемой всеми системы символов и значений, которые определяют смысловое содержание ситуации. Именно к такой общеразделяемой системе социального взаимодействия можно отнести этнокультуру.

Строго говоря, адекватное понимание социальной системы невозможно без выяснения этнокультурных детерминант действия.

Обращаясь к исследованию социализирующего аспекта этнокульту-ры, было тезисно определено само понятие социализации личности, которое представлено как процесс диалектического взаимодействия индивида с социальной средой, в ходе которого, с одной стороны, реализуются заложенные в человеке природные психобиологические задатки, а с другой, общество, посредством воспитания, образования, приобщения индивида к культуре, трансформирует их в социально значимые свойства человеческой личности при самом активном участии самого человека.

В структуре этнокультуры функционально выделены ряд элементов, которые играют в процессе социализации носителей этнокультуры определенную роль.

К элементам такого рода отнесены традиции, ценностные ориентации, обычаи, нормы, которые, объединяясь, образуют нормативный уровень этнокультуры, так как именно он обеспечивает регуляцию и управление человеком и социальными группами.

В долевом соотношении с мировой культурой этнокультура выполняет координирующую функцию посредством выполнения и соблюдения индивидом традиций, обычаев, норм и т.д. Отсюда становится понятной та огромная роль, которая отводится в социальной теории нормативной ориентации на ценностно-нормативные стандарты поведения, является основным условием упорядочения социального взаимодействия множества людей в нормально функционирующую социальную систему.

В целом, гармонично развитая личность, сформированная на общечеловеческих ценностях и на этнокультурных нормах, предполагает опре-

деленную систему образования и воспитания. Она, будучи основной, на которой формируется общественное самосознание, несет в себе потенциал становления отдельной личности и общества. Этничность позволяет ее носителю лучше ориентироваться в урбанизированном мире. Чувство принадлежности к той или иной группе нужна как форма, через которую реализуется необходимая ему социальная комфортность и которая используется для достижения определенных социальных целей.

Четвертая глава «Место и роль этнокультуры в цивилизацион-ном процессе» посвящена выделению интегративной и одновременно дифференцирующей функции этнокультуры в процессе ее взаимодействия с цивилизационным процессом, результатом которого является общемировая культура.

Автором последовательно систематизируются ряд научных трактовок термина «цивилизация» и некоторых теорий взаимоотношений культуры и цивилизации.

Категории всеобщности и универсальности определены основополагающими началами цивилизации.

Всеобщность цивилизации выражается через:

а) формы духовности, в идеях, учениях, в символике, обрядах, традициях, значение которых выходит за рамки любых этнических, социально-классовых, политических и хозяйственных преобразований;

б) в структурных принципах организации общества, которые охватывают всех членов макрообщности, хотя на разных условиях и отводя им различное место в структуре цивилизации;

в) деятельность институтов ее элит, способствующих поддержанию и реализации принципов универсальности, хотя и обеспечивая при этом особый статус и духовную привилегированность.

В ходе исследования автором подчеркивается, что цивилизационный процесс снимает противоречия между различными этническими и культурными группами населения, между развитыми и неразвитыми народами.

Осмысление культурного настоящего и прогнозирование будущего невозможно без обращения к пройденным цивилизационным ступеням. Именно во взаимодействии с прошлым общество находит то самое важное измерение, без которого оно не может существовать и ставит себя под угрозу все время начинать с нулевого цикла, повторяя снова и снова пройденные круги бытия.

В свою очередь, освоение этническими общностями современных культурных ценностей, которые рождаются в ходе цивилизационного процесса, представляет собой объективный и неизбежный процесс, протекающий с большей или малой степенью активности.

Рассматривая этнокультуру во всем богатстве ее содержания и многообразия, как закономерную ступень в развитии мировой культуры и

необходимый вклад в общечеловеческую цивилизацию, автор определил ее как синтез национально-особенного и общечеловеческого, мирового, переработанного и освоенного этничностью.

В этой связи диссертантом выделены два вида развития каждой этно-культуры: во-первых, как неповторимой, уникальной по форме и, во-вторых, как части мировой культуры, осознающей и проявляющей себя в ней. В этом и проявляются выделенные в ходе исследования функции взаимодействия этнокультуры и цивилизационного процесса, интегрирующая и дифференцирующая. Но и в том и в другом случае этнокульту-ра содержит и выражает общечеловеческое начало.

Общечеловеческое проявляется в общезначимости культуры и нравственности, в способности объединить человечество на основе гуманистических идеалов.

Особое внимание уделено автором современному состоянию взаимодействия общемировой и этнической культуре, где цивилизационный процесс характеризуется преобладанием развития научно-технического прогресса и возникновением «массовой культуры».

Развиваясь на основе урбанизации, роста крупной промышленности, всеобщего образования, успехов в технике коммуникаций, массовая культура становится явлением общепланетарного масштаба, помогающим изжить массовую неграмотность, ликвидирующим культурную изоляцию отдельных регионов.

В ходе работы диссертантом приведены наблюдения того, как элементы «западной» и традиционной культуры вступают между собой в отношения взаимопроникновения и синтеза, что является доказательством функционирования механизма культурного взаимодействия.

По мнению автора, к одному из крупномасштабных факторов, действующих на развитие этнокультуры, необходимо отнести цивилизацион-ный процесс, который как любой воздействующий фактор обладает рядом закономерностей восприятия этносом.

В диссертации выделены ряд закономерностей восприятия внешнего импульса этнокультурой, которые зависят от того:

а) насколько он соответствует тенденциям внутреннего развития эт-нокультуры;

б) в какой мере он соответствует этногенерирующим и этнодиффе-ренцирующим функциям этнокультуры;

в) каково отношение к внешнему импульсу, исходящему со стороны цивилизационных достижений различных классов, слоев, сословий, носителей данной культуры.

Приоритетным аспектом изучения автором выделена проблема модернизации традиционных обществ, структурный анализ модернистиче-ских теорий и концепций.

Анализируя и систематизируя факты, диссертантом дано следующее определение: этнические и общечеловеческие ценности связаны следующим образом: единичное и общее, часть и целое, явление и сущность. Общечеловеческие ценности (общее), вырабатываемые в ходе цивилиза-ционного процесса, не существуют сами по себе, в «чистом» виде, они связаны с этническими ценностями (единичными), существуют в этнических ценностях и через этнические ценности.

Этническое включает в себя прогрессивные черты, как присущие определенному этносу, так и заимствованные у других, ставшие имманентными данному этносу. Подлинно этнические, адаптированные исторически, ценности перерастают в общечеловеческие.

Другими словами, общечеловеческое (целое) выступает как единство этнических ценностей (частей) в многообразии их взаимосвязей. Такой принцип целостности позволяет сделать вывод: общечеловеческое, с одной стороны, сохраняет и защищает этнические ценности, все прогрессивное, достигнутое народами в процессе их исторического развития; с другой стороны, оно содержит в себе возможность консенсуса между этническими общностями.

В заключении диссертации подведены итоги и результаты исследования, тезисно сформулированы выводы.

По теме диссертации опубликованы работы:

1. Ренессанс балкарской культуры и Кайсын Кулиев // Кайсын Кулиев и современность. Нальчик: СКГИИ, 2002. С. 94-96.

2. Этнокультурные архетипы в карачаево-балкарском искусстве // Литературная Кабардино-Балкария. Нальчик, 2002. № 3. С. 80-84.

3. К вопросу о роли традиционного кавказского этикета в воспитании молодого поколения // Культура. Искусство. Образование: проблемы и перспективы развития. Смоленск: СГИИ, 2003. С. 235-237.

- 4. Мировоззренческие аспекты школьного образования на современном этапе // Музыкальное искусство и гуманитарное образование Юга России: история, современность, перспективы. Махачкала: ДГПУ, 2003. С. 80-82.

5. К вопросу о выделении элементов взаимодействия урбанистической культуры и этнокультуры // Кавказ сквозь призму тысячелетий. Парадигмы культуры. Нальчик: СКГИ, 2004. С. 183-187.

6. Этнокультурное пространство: структура, взаимодействующие элементы, стимулы освоения и переработки традиционного // Сборник молодых ученых КБГУ. Нальчик, 2004. С. 212-215.

Подписано в печать 19.11.2004. Формат60*84 Vie. Бумага офсетная. Печать офсетная. Объем 1 i ф п.л. Тираж 100 экз. Заказ № 428

Ротапринт: 344082. г. Ростов-на-Дону, ул. Б Садовая, 33

234 15

РНБ Русский фонд

2005-4 23123

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Шаваева, Марина Олиевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Структура этнокультуры: механизмы и элементы процесса взаимодействия.

1.1. Идентификация этноса и этнокультуры.

1.2. Элементы этнокультуры, участвующие в процессе взаимодействия.

1.3. Процессы, регулирующие развитие этнокультуры.

ГЛАВА 2. Межкультурная коммуникация как аспект процесса взаимодействия в этнокультуре.

2.1. Адаптационный механизм межкультурных коммуникаций.

2.2. Структура межкультурных коммуникаций: уровни и формы взаимодействия.

ГЛАВА 3. Социализирующая роль этнокультуры.

3.1. Роль этнокультуры в формировании личности.

3.2. Социализация носителей этнокультуры.

ГЛАВА 4 Место и роль этнокультуры в цивилизационном процессе. 118 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 150 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Введение диссертации2004 год, автореферат по культурологии, Шаваева, Марина Олиевна

Актуальность темы исследования. Предлагаемая тема исследования имеет два аспекта - трансформационный и теоретико-методологический. Прежде всего надо учитывать, что на современном этапе, с различной интенсивностью, происходят процессы трансформации общемирового культурного пространства.

В этой связи важно отметить, что этнокультурные ценности в духовной сфере - огромное интеллектуальное богатство и неисчерпаемый резерв воспроизводства общечеловеческих ценностей, культурных и нравственных традиций народов, процесса общенационального созидания. А этническое, в свою очередь, рождается из конкретно - исторических особенностей жизни народа, его биосоциальной сущности.

Ареальное изучение многокрасочной палитры этнических культур является одной из важных научно- исследовательских задач. Актуальными становятся проблемы развития и функционирования современных этнокультур, совершивших резкий переход от традиционно - этнического к цивилизационному уровню.

Структура культурной жизни представляет собой своеобразную триаду. Во-первых - это общенациональная культура, как часть мировой культуры. Во-вторых - это смешанная культура, рождающаяся в национальных образованиях на основе взаимодействия представителей различных социальных слоев. В третьих - это «первичная» национальная культура живущей на определенной территории нации.

В этнографическом плане культурное мировое сообщество представляет собой неоднородное образование, состоящее из отдельных социокультурных образований, со своими жизненными укладами, менталитетом и самосознанием, с различными социально - экономическими и культурными уровнями развития.

Аспектуальное изучение этнокультуры как системы является важным направлением в структуре аналитического исследования темы, актуальным становится культурологический анализ этнических процессов при котором особое внимание уделяется процессам внутрикультурного взаимодействия и их анализу с помощью культурологических категорий.

В связи с этим рассмотрение этнокультуры в качестве модели, приемлемой для изучения межличностного, межэтнического, культурно — цивилизационного взаимодействия представляется теоретико-методологической проблемой глобального уровня.

Степень научной разработанности проблемы. Несмотря на существование многочисленных публикаций, посвященных избранной теме и рассматриваемых ее с точки зрения различных дисциплин (социологии, антропологии, психологии), следует отметить отсутствие обобщающих, синтезирующих работ по данному вопросу исследования.

Большинство исследователей рассматривают либо отдельные этнокультурные составляющие с позиции своей дисциплины, либо этнокультура рассматривается как автономный культурологический компонент, без реконструкции целого как системы.

Определяющий вклад в исследование теоретико-методологических аспектов этнокультурных процессов внесли известные ученые: Бромлей Ю.В., Баллер Э.А., Аверкиева Ю.П., Арутюнов С.А., Гумилев Л.Н., Иорданский В.Б., Левкович В.П., Садохин А.П., Мнакацанян М.О., Токарев С.А.

Общетеоретической культурологической базой являются труды Кребера

A., Клакхона С., Келли В., Верещагина Е.М., Борзовой Е.П., Амелиной Е., Арнольдовой A.M., Арутюнова С.А., Сорокина П.А., Чебоксарова Н.Н., посвященные изучению и систематизации основных проблем и научных понятий в области анализа этнокультуры. Философские труды Плеханова Г.В., Сильвестрова В.В., Бердяева Н.А., Гуревича П.С., Жданова Ю.А., Давидовича

B.Е., Драча Г.В. существенно расширили концептуальные и методологические возможности в анализе процессов социального и культурного взаимодействия.

Выделение социализирующего аспекта этнокультуры опирается на теоретические работы Сорокина П., Комарова М.С., Егорова А.Г., Денисовой Г.С., Бурлацкого Ф. М., Ахиезера А.С.

Объективным следствием социального взаимодействия является психологическая составляющая, которая, в свою очередь, подвержена этнокультурной трансформации. В этой связи надо назвать авторов ценных публикаций: Рубинштейн C.JL, Немова Р.С., Левкович В.П., Шибутани Т., Сикевич З.В., Арутюнов С.А., Абульханова К.А., Бехтерев В.М.

Проблемы этнопедагогики как мощного социорегулятивного и адаптационного механизма поднимались в трудах Шаповалова В.У., Комаровой Г.А., Кинелева В.Г., Коменского Я.А., Дистервега А., Ушинского К.Д.

Недостаток исследовательской работы по выделению этнокультуры как многофункциональной системы взаимодействия, на наш взгляд, заключается в том, что эта тема нигде не рассматривается комплексно, во взаимодействии различных наук и синтезе смежных научных теорий.

В исследовании данной темы нами была предпринята культурологическая систематизация, которая позволяет рассмотреть культурное взаимодействие сквозь призму таких наук как психология, социология, педагогика. Именно изучив и проанализировав теоретические основы этих наук, можно глубже и своевременнее рассматривать этнокультурный комплекс в процессе взаимодействия. В методологическом отношении такой подход позволяет еще раз продемонстрировать возможности культурологии как области межпредметного анализа и синтеза.

С целью отслеживания и фиксации изменений проведено ряд авторских аналитических анкетирований, результаты которых дают наглядную картину уровня функционирования этнокультуры на современном этапе.

Объект исследования - этнокультура как комплекс взаимодействующих элементов, а также характер и специфика отдельных из них.

Предметом исследования выступает специфика, механизмы, характер этнокультуры как системы, в которой определяющую роль играет трансформационный аспект взаимодействия.

Целью настоящей работы является исследование культурного взаимодействия как сложного системообразующего процесса, где участниками являются как индивиды и группы, так и этнокультуры в соотношении с культурным общемировым комплексом.

В соответствии с целью определены следующие основные задачи исследования:

- анализ основных идей и культурологических подходов к проведению межпредметного исследования на базе социологических, психологических и педагогических данных и адаптирование их к этнокультурным процессам;

- выявление роли этнокультуры в системном комплексе взаимодействия индивидов, взаимоотношений между социальными и этнокультурными процессами;

- установление места и роли традиций, этнических нормативных ценностей в период трансформации, выделение педагогической и адаптивной роли этнокультуры в процессе формирования личности молодого поколения.

Методологической основой диссертации выступают общенаучные принципы системности, детерминизма синтеза и исторической объективности, что позволяет комплексно исследовать как этнокультуру, так и механизмы ее функционирования, участвующие в процессе взаимодействия.

Процесс раскрытия темы диссертации базировался на тех научных трудах, которые оказали определяющее воздействие на философско-концептуальную основу исследования, на ее методологический и методический инструментарий. В этом контексте необходимо выделить работы крупных западных и русских ученых: Шпенглера О., Леви-Стросса К., Манхейма К., Маркаряна З.С., Немова Р.С., Плеханова Г.В., Розова М.С., Рубинштейна C.JL, Гумилева Л.Н., Сорокина П.А., Клакхона С., Келли В., Чаита Л.А., Бромлея Ю.В.

Феномен культуры, проблемы историко-культурного развития находят достойное отражение в трудах ученых-культурологов Ахизера А.С., Кагана М.С., Межуева В.М., Давыдова Ю.Н., Лотмана Ю.В., Арутюнова С А.

Авторская позиция основывается на трудах отечественных ученых, рассматривающих культуру как фактор этнической и национальной интеграции и определяющих значение этнической и национальной культуры, принципы межэтнической и межнациональной коммуникации, межкультурного общения в современном мире (Арутюнов СА., Бромлей Ю.В., Ерасов Б.С., Маркарян Э.С., Чебоксаров Н.И., Чебоксарова ИА., Савранский ИЛ., Кочетков В.В.).

Следует отметить вклад таких видных ученых, чьи труды имеют культурологическое значение и специализируются на социологии и психологии: Комаров М.С., Абульханова ЛА., Бехтерев В.М., Рубинштейн СЛ., Панеш Э.Х., Левкович В.П.

При написании данной работы применялось сочетание теоретического (концепции представителей русской, советской и западной культурологи, теории этногенеза, функционирования этнокультуры) и трансформационного подхода (учитывающего явления и процессы, изменяющие качественно ход этнокультурного развития).

Научная новизна исследования состоит в том, что:

-впервые социальные, психологические и этнокультурные процессы рассмотрены с позиции интегрирующей культурологической категории «взаимодействия»;

-выделена аспектуальная значимость категории взаимодействия в этнокультуре;

-установлены характер, специфика и механизмы социального взаимодействия с учетом этнокультурной направленности;

-обоснована степень влияния этнокультурного аспекта в сфере педагогической направленности;

-рассмотрены тенденции и перспективы развития межкультурных коммуникаций как канала этнокультурного взаимодействия.

Тезисы, выносимые на защиту:

1. Этнокультура предстает перед исследователем прежде всего как совокупность тех культурных элементов и структур, которые обладают этнической спецификой. Рассмотрение этнокультуры как взаимодействующего канала позволяет определить этнокультурные функции, реализующиеся в процессе взаимодействия. К таким функциям относятся инструментальная (создание и преобразование окружающей среды), инкультурации (создание и преобразование самого человека), нормативная (создание системы средств организации коллективной жизни), сигнификативная (знаковая), познавательная, коммуникативная.

2. Важнейшими качествами, необходимыми для функционирования любой этнической общности, являются сотрудничество, сплоченность, способность образовывать взаимодействующие отношения. Культурная система ритуала контролирует способы социального взаимодействия людей, вырабатывает стереотипы их поведения. Ряд сфер традиционной культуры регулируются с помощью обычаев - менее строгих стереотипизированных форм взаимодействия, связанных с деятельностью, имеющей практическое, обыденное значение.

3. Структурируя и системно объединяя все элементы этнокультуры, этнические процессы и их результаты, этнос является одновременно объектом, субъектом и носителем своей этнокультуры как системы взаимодействия. Именно в этой связи этнокультура становится многоканальной системой взаимодействия, как межличностного, так и межкультурного. Этнокультура, включая в себя ряд структурных элементов (традиции, ценности, нормы, обычаи, ритуалы, нормы), образует систему, которая выполняет в социуме взаимодействующую функцию.

4. В общекультурном контексте процессы взаимодействия характеризуются двумя моделями: взаимодействия этнических культур друг с другом и взаимодействия этнических культур с общемировой индустриальногородской культурой. Сам процесс межкультурной коммуникации проявляется в этнокультурной среде как двухсторонний адаптационный механизм, привносящий ряд изменений в развитие этнокультур. Этот факт обусловлен тем, что этнические изменения происходят в результате многочисленных и многообразных культурных контактов между этносами, а содержание межэтнических взаимоотношений во многом зависит от способности их участников понимать друг друга и достигать согласия, которое в основном определяется этнической культурой каждой из взаимодействующих сторон, психологией этносов-участников контактов.

5. Рассмотрение взаимодействия культур на этническом уровне приводит к отчетливому выделению двух тенденций. Взаимное усвоение культуры, с одной стороны, способствует интеграционным процессам, взаимному культурному обмену и обогащению, а с другой - сопровождается усилением этнического самосознания, стремлением к обоснованию этнической специфики. Национальный уровень межкультурных коммуникаций возможен при наличии национального единства, которое возникает как на моноэтнической, так и на полиэтнической основе через общую хозяйственную деятельность и государственное политическое объединение.

6. Какими бы этнопсихологическими чертами не обладала личность, она не развивается сама по себе, для ее роста необходима опора на те культурные идеалы, которые возвышаются над ней и значимы для нее. Попытка возрождения и развития самобытной культуры воспитания является, бесспорно, рациональным образованием и позволяет взять на вооружение все полезное из народного опыта. Эффективность воздействия на личность различных приемов, методов и средств может быть достигнута только знанием национальной психологии. В то же время опора на национальную психологию, философию, культуру в воспитании, не противоречит идее общечеловеческого в развитии и формировании личности. Этническое и общечеловеческое - это стороны воспитания, в которых диалектически взаимосвязаны биологические, психологические и социальные факторы. Формирование нравственно устойчивой и способной к этноадаптации личности, может стать барьером всякого рода асоциальным явлениям.

7. Обращаясь к исследованию социализирующего аспекта этнокультуры, можно уточнить само понятие социализации личности, которое может быть представлено как процесс диалектического взаимодействия индивида с социальной средой, в ходе которого, с одной стороны, реализуются заложенные в человеке природные психобиологические задатки, а с другой, общество, посредством воспитания, образования, приобщения индивида к культуре, трансформирует их в социально значимые свойства человеческой личности при самом активном участии самого человека - то есть всего спектра культурных взаимодействий.

8. Цивилизационный процесс снимает противоречия между различными этническими и культурными группами населения, между развитыми и неразвитыми народами. Осмысление культурного настоящего и прогнозирование будущего невозможно без обращения к пройденным цивилизационным ступеням. Именно во взаимодействии с прошлым общество находит то самое важное измерение, без которого оно не может существовать и ставит себя под угрозу все время начинать с нулевого цикла, повторяя снова и снова пройденные круги бытия. В свою очередь, освоение этническими общностями современных культурных ценностей, которые рождаются в ходе цивилизационного процесса, представляет собой объективный и неизбежный процесс взаимодействия, результатом которого является вклад в общечеловеческую цивилизацию, синтез национально-особенного и общечеловеческого.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что ее основные результаты могут быть использованы:

-при дальнейшей разработке теории и методологии анализа социальных и этнокультурных процессов;

-для изучения специфики межкультурного взаимодействия с позиции этнологии;

-при переосмыслении педагогической практики в сторону большего применения этнокультурных ценностей;

-при подготовке методических пособий и учебных спецкружков по культурологи, этнологии, психологии, педагогике.

Структура работы: диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Этнокультура как многофункциональная система взаимодействия"

Все выводы, приведенные нами, тезисно подтверждают необходимость и реальность выделения этнокультуры как многофункциональной системы взаимодействия.

154

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе нашего исследования этнокультура определяется и рассматривается как многофункциональная система взаимодействия.

Для системного анализа и раскрытия данной темы рационально, на наш взгляд, было изучить вопросы функционирования этнокультуры в процессе взаимодействия.

Виды взаимодействия, на протяжении всего исследования, определялись как межличностные, межэтнические и этнически-цивилизационные. Детальное изучение предмета многофункциональной этнокультурной системы подтверждает тесную связь этнологии с такими дисциплинами как социология, педагогика, психология, политология и др.

Обобщив и синтезировав накопленный ранее материал, нами было привнесено свое видение в рассмотрение данной темы, вследствие нового определения сферы исследования. Результатами исследований стали следующие выводы:

1.Этнокультура представляет собой многофункциональную систему. В ходе нашего исследования были выделены ряд факторов и структурных элементов, участвующих в образовании этнокультуры как системы. К таким элементам отнесены: -язык

-территория

-национальное самосознание

-этническая идентичность

-этническая психология

-устойчивая межпоколенная преемственность

-традиции, обычаи, нормы, система ценностей

2.Взаимодействие является одним из важнейших условий успешного развития любой этнической культуры и для ее поддержания в полном объеме.

В этой связи этнос выделяется одновременно как объект, субъект и носитель своей этнокультуры. Согласно такому определению этнокультура становится многофункциональной системой взаимодействия, как межличностного, так и межкультурного (учитывая взаимодействия этнокультуры и общемировой культуры).

Этнокультура включает в себя комплекс элементов (традиции, нормы, обычаи, обряды, ценности и т.д.), образуя систему, которая выполняет в социуме взаимодействующую функцию.

Механизм взаимодействия определяет возникновение реализации следующих функций этнокультуры:

-инструментальная (создание и преобразование окружающей среды) -функция инкультурации (создание системы средств организации коллективной жизни)

-сигнификативную (знаковую)

-познавательную, которая дает возможность человеку создать картину мира

-коммуникативную, обеспечивающую передачу этнокультурной информации в дихронной среде (между поколениями) и в синхронной, обеспечивая пространственную стабильность и культурную интегрированность -адаптационная (социализирующая) этнокультура, определяя специфику и особенности каждого этноса, соотношение в его структуре собственных и заимствованных традиций и обычаев, образует почву для функционирования явления адаптации.

Этническая культура содержит в себе защитные механизмы этноса, среди которых выделены специфические и неспецифические, в свою очередь относящиеся к элементам взаимодействия.

Специфические механизмы направлены на преодоление конкретной угрозы извне.

Неспецифические механизмы - это сама этнокультура как образ мира, упорядоченная и сбалансированная схема космоса, как призма, через которую человек смотрит на мир, упорядоченный образ мироздания.

Как элементами, так и результатами процесса взаимодействия в системе этнокультуры выделены: ценности, ценностные ориентации, этнокультурные архетипы, традиции, нормы, обычаи, обряды, религия, явления ксенофобии, культурной перцепции, интернационализации, диффузионизма, инкультурации.

З.Межкультурные коммуникации, как элемент этнокультурного взаимодействия, выполняют адаптативную функцию.

Процесс взаимодействия включает в себя такие элементы, как общение и передача информации. Особый характер носит общение между представителями разных этнокультур, так как включает специфику восприятия и взаимопроникновения. Именно в этой связи включается адаптационный механизм межкультурных коммуникаций, носящий информационный, образовательный, психологический характер.

Выделенные нами в ходе исследования формы межкультурных коммуникаций (аккультурация, экспансия, диффузия, культурный конфликт, трансмиссия) играют определяющую роль в процессе этнического взаимодействия, как между носителями этнокультуры, так и между этносоциальными образованиями.

В этой связи в процессе межкультурного взаимодействия выделены две тенденции. Взаимное усвоение культуры, с одной стороны, способствует интеграционным процессам, культурному взаимному обмену и обогащению, а с другой - сопровождается усилением этнического самосознания, стремлением к закреплению этнической специфики.

4.0бязательным условием успешного социокультурного взаимодействия является общеразделяемая система знаний и символов (язык, жесты, обычаи, традиции, ритуалы).

Специфика этнокультуры с социологической точки зрения заключается в том, что она представляет систему наиболее фундаментальных этнических идей, ценностей и значений, где все эти этнокультурные стандарты не только регулируют и направляют поведение людей и коллективов, но вместе с тем помогают людям организовывать свою собственную жизнь.

Этничность позволяет ее носителю лучше ориентироваться в урбанизованном мире. Чувство принадлежности к той или иной этнической группе, нужна как форма, через которую реализуется необходимая ему социальная комфортность и которая используется для достижения определенных социальных целей.

5.0сновной целью всей системы воспитания и образования является формирование человеческой личности в русле таких морально-этических категорий, как нравственность, гуманность, основанных на этнических и общемировых ценностях, которые способствуют сознательному и целеустремленному ее развитию и формируют в ней высокий уровень адаптационно - ментальных способностей. б.Этнокультура определяется как закономерная ступень в развитии мировой культуры и необходимый вклад в общечеловеческую цивилизацию, как синтез национально - особенного и общечеловеческого, мирового и освоенного этносом.

И в заключении, обобщая вышеизложенное, необходимо отметить многопрофильность и интегративность понятия этнокультуры, что и позволяет рассматривать ее по многим приоритетным, актуальным на современном этапе, направлением в науке.

 

Список научной литературыШаваева, Марина Олиевна, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Абрамян Е.Г. У истоков культурной традиции. Ташкент, 1988.

2. Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. М., 1975.

3. Аверкиева Ю.П. История теоретической мысли в американской этнографии. -М.,1979.

4. Авксентьев А.В., Авксентьев В.А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. Ставрополь, СГУ, 1993.

5. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М.,1990.

6. Амелина Е. Понятие «Цивилизация» вчера и сегодня. // Общественные науки и современность.- 1992. - №2.

7. Арнольдова А.И. Введение в культурологию. М.; Народная Академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1993.

8. Артановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. Л., 1967.

9. Арутюнов С.А. Адаптивное значение культурного полиморфизма. // Этнографическое обозрение.- 1993.- №3.

10. Ю.Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие.- М.,1989.

11. Арутюнов С.А.,Чебоксаров Н.Н. Передача информации как механизм существования этносоциальных и биологических групп человечества. // Расы и народы.2.М.,1972.

12. Арутюнов С.А. Современная зарубежная этнопсихология.- М.,1979.

13. Аталиков В.М. Культура народов Кабардино-Балкарии. Нальчик; Полиграфсервис М Т.,2000.

14. Ахиезер А.С. Социально-культурные проблемы развития России.- М.,1992.

15. Бабаков В.Г. Кризисные этносы.- М.,1993.

16. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре.- СПб.,1993.

17. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры.- М.,1969.

18. Bargatcky Thomas. Eth nologie.- Hamburg, 1997.

19. Бгажноков Б.Х. Коммуникативное поведение и культура // Современная этнография.- М.,1978.

20. Бгажноков Б.Х.,Кожаров В.Х.,Мафедзев С.Х. Общественный быт адыгов и балкарцев.-Нальчик, 1986.

21. Бгажноков Б.Х. Традиции общения в системе культуры / этническая культура. Проблема сохранения в современном контексте.- Москва-Нальчик, 1997.

22. Беджанов М.Б. На пути национального возрождения.- Майкоп, 1992.

23. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека.- Париж, 1939.

24. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. Т. 10.- М.,1964.

25. Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии.- М.,Наука, 1994.

26. Бируни. Индия. Избранные произведения. Т.2.- Ташкент, 1963.

27. Болотоков В.Х.,Кумыков A.M. Национально-психологические проблемы в социологии русского зарубежья.- Нальчик, 1996.

28. Болотоков В.Х.Суншев З.Ш. Этнопсихологические теории в России.-Нальчик, 1997.

29. Борзова Е.П. История мировой культуры 2-е изд., стер.- СПб.: Издательство «Лань», 2002.

30. Бромлей Ю.В. Новая обрядность важнейший компонент советского образа жизни // Традиционные и новые обряды в быту народов СССР.- М.,1981.

31. Бромлей Ю.В. О некоторых актуальных задачах этнографического изучения современности// СЭ, 1983.№6.

32. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса.- М.,1983.

33. Бромлей Ю.В. Этнос и этносоциальный организм // Вестник АН ССР, 1970, №8.

34. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы в СССР: В поисках новых подходов. М.,1988.

35. Бромлей Ю.В. Этнографические аспекты изучения человека // Человек в системе наук. М.,1989.

36. Бурлацкий Ф., Галкин А. Социология. Политика. Международные отношения. М.,1974.

37. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. М.,1990.

38. Воспитание молодежи на основе возрождения национальной культуры. Материалы Межвузовской научно-практической конференции (25-26 сент.1996г). Нальчик: изд-во КБГУ, 1996.

39. Вундт В. Вопросы психологии народов. М.,1912.

40. Вяткин Б.А., Хотинец В.Ю. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности//Психологический журнал, том 17, №5,1996

41. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М.,1988.

42. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д.,Садохин А.Б. Основы межкультурной коммуникации. М.,2002.

43. Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера Земли. М.,1992.

44. Гуревич П.С. Философия культуры. М.: АО «Аспект - Пресс», 1994.

45. Дамдамиров А.Ф. Социально-психологические проблемы национальной определенности личности // Советская этнография, 1974.

46. Денисова Г.С. Социальная субъективность этноса. Ростов-на-Дону, 1997.

47. Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метофизических системах // Новые идеи философии. Вып. 1.СПб.,1912.

48. Добрынина В.И., Киселева М.С., Малькова Т.П., Минюшев Ф.И. Культурология. — М: О-во «Знание», 1993.

49. Дробижева J1.M. Этнополитические конфликты. Причины и типология // Россия сегодня: трудные поиски свободы. М.,1993.

50. Егоров А.Г. Социология и культурно-эстетическое развитие общества // Социологические исследования. 1990. - №2.51.3лобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М.,1980.

51. Иорданский В.Б. Этнос и нация. М.,1992.

52. История буржуазной социологии XIX н. XX в. - М.,1979. т. 1.

53. Кармин А.С. Культурология. СПб.: Издательство « Лань», 2001.

54. Клакхон С., Келли В. Понятие культуры // Человек и социокультурная среда, вып. 2., М., 1992.

55. Кожин П.М. Традиции в системе этноса // ЭО.,1977. №6.

56. Козлов В.И. Проблематика этничности // ЭО.,1995, №4.

57. Кон И.С. Ребенок и общество. М.,1998.

58. Комарова Г.А. О понятии «этнопедагогика» в советской этнографической и педагогической науке // Изучение преемственности этнокультурных явлений. М.,1980.

59. Комаров М.С. Введение в социологию. М.: Наука, 1994.

60. Кребер А., Клакхон С. Культура. Критический анализ концепции и дефиниции. М.,1992.

61. Кинелев В.Г., Миронов В.Б. Образование, воспитание, культура в истории цивилизации; М.: Гуманит.изд.центр. ВЛАДОС, 1988.

62. Кочетков В.В. Психология межкультурных различий. Саратов., 1998.

63. Кучуков М.М. Нация и социальная жизнь. Нальчик: Эль-Фа, 1996.

64. Леви-Строс К. Структурная антропология. М.,1985.

65. Левкович В.П. Социально-психологические аспекты этнического сознания // СЭЛ 983, №4.

66. Лотман Ю.М. Феномен культуры // Труды по знаковым системам. ВыпЛО.Тарту, 1978.

67. Манхейм К. Человек и общество в век преобразований. М.,1991.

68. Маркарян Э.С. Очерки теории культуры. Ереван., 1969.

69. Матвеева С .Я. Модернизация и конфликт ценностей // Проблемы прогнозипрования. Интерпериодика М.,1992

70. Мнацаканян М.О. Этносоциология: нации, национальная психология и межнациональные конфликты. М.,1998.

71. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.1. Общие основы психологии. Изд.З-е.М.,1998.

72. Орлова Э.А. Человек в городской культуре.- М.,1987.

73. Платонов Ю.П., Харитонов М.В. «Этническое поле личности» как проблема социального взаимодействия // Психолого-педагогические аспекты перестройки образования. Тверь. 1992.

74. Пеньков Б.М. Социальные нормы-регуляторы поведения личности. -М.,1972.

75. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения: В.5т. т.1. -М.,1956.

76. Плутарх. Антология философии. Т.1. -М.,1969

77. Панеш Э.Х. Этническая психология и межнациональные отношения. Взаимодействие и особенности эволюции. СПб., 1996.

78. Розов М.С. Структура цивилизации и тенденции мирового развития. -Новосибирск, 1992.

79. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.,1946.

80. Савранский И.Л. Коммуникативно-эстетические функции культуры. -М.,1979.

81. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. М.,2000.

82. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. -СПб.,1999.

83. Сильвестров В.В. Философское обоснование теории и истории культуры. -М.,1990.

84. Скворцов А.А. Структурные факторы самоорганизации этноса // Расы и народы. М.,1990.

85. Сорокин П.А. Социологические теории современности. М.,1990.

86. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М.1992.

87. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.,1976.

88. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М.,1978.

89. Уаит Л.А. Понятие культуры // Антология исследования культуры. Т.1. Интеграция культуры. СПб., 1997.

90. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. Тбилиси, 1984.

91. Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова М.А. Народы. Расы. Культуры. М.,1985.

92. Шадже Л.Ю. Национальные ценности и человек. Майкоп, 1996.

93. П1аповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования. М.,1997.

94. Шибутани Т. Социальная психология М.,1969.