автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Этнокультурная панорама жизни обских угров: культурологический аспект
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурол. наук Солонина, Татьяна Ивановна
ВВЕДЕНИЕ
1 раздел. ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННЫЕ ДОМИНАНТЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ПАНОРАМЫ
1.1. Модель «этнокультурная панорама обских угров» и основные подходы к её исследованию.
1.2. Культурогенез в этнокультурной панораме жизни обских угров.
2 раздел. ТРАДИЦИИ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ОПРЕДЕЛЕНИИ СОДЕРЖАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ ОБСКИХ УГРОВ.
2.1. Мифологическая картина мира обских угров.
2.2. Верования и ритуалы обских угров и их место в современном обществе.
2.3. Декоративно-прикладное искусство как составной элемент модели этнокультурной панорамы жизни обских угров.
Введение диссертации2002 год, автореферат по культурологии, Солонина, Татьяна Ивановна
Актуальность проблемы исследования.
Ханты-Мансийский автономный округ расположен в центральной части Западно-Сибирской равнины и занимает территорию в 534,8 тысяч квадратных километров. На Западе он граничит с Уралом, на востоке - с Красноярским краем, на юге - с Ямало-Ненецким автономным округом.
Этнокультурная панорама жизни коренных народов этого региона России, по сведению ученых, во многом определяется меридиональными миграционными импульсами. Причем, если южное воздействие не раз существенно меняло этнокультурный облик исследуемого региона, придавая ему южноуральско-прикаспийский /мезолит/, кельтеминарский /неолит/, андроноидный /бронзовый век, скифоидный /эпоха железа/ колорит, то северное воздействие приводило к определенной «варваризации» южнотаежных и лесостепных западносибирских культур, выражающейся в архаизации производственного инвентаря, в проникновении на юг ряда элементов орнаментального комплекса и в существенном повышении на юге тайги и на севере лесостепной зоны удельного веса в хозяйстве охотничьих или рыболоведческих занятий. Этот тезис, прозвучавший на втором Сибирском симпозиуме «Культурное наследие народов Западной Сибири» /1999 г./ актуализировал исследование, обозначенное в названии диссертационной работы.
Ханты-Мансийский автономный округ как социокультурное пространство представляет интерес для многих областей научного знания. Особенно многоаспектен культурологический срез названной проблемы, который предполагает исследование этнокультурной панорамы жизни обских угров как одного из проявлений сложного процесса социокультурного развития региона.
Подобное исследование вписывается в общий процесс развития современного общества. Географическая локализация проблемы исследования нисколько не уменьшает и не сужает значимость темы. Это дает основание считать возможным актуализировать избранную проблему и исследовать её с позиций современного культурологического знания.
Актуальность избранной проблемы обусловлена возросшим интересом общества к этнокультурной ситуации в целом по России и в регионах, в частности.
Философско-культурологическое значение исследования заключается в том, что здесь сливается эмпирический и теоретический материал, прорабатываются ситуации, значимые для будущего цивилизации.
Автор склонен утверждать, что тема данной диссертационной работы отвечает запросам культурной жизни выбранных для изучения этносов, что служит подтверждением необходимости исследования её в рамках культурологии.
Степень изученности проблемы исследования.
Изучение энокультурной панорамы жизни любого народа складывается из множества компонентов. В науке сложились различные подходы к исследованию этой проблемы. Автор опирался на достижения российской школы теории этноса и этногенеза, основанной на трудах В.Г.Богораза, Д.К.Зеленина, В.И.Иохельсона, С.П.Толстова, Ю.В.Бромлея, С.А.Токарева, С.А.Арутюнова, Л.Н.Гумилева, В.В.Пименова и других.
В диссертации использованы общетеоретические сочинения западноевропейских ученых, в ракурсе научных интересов которых были вопросы формирования этноса и этничности /Э. Тайлор, Ф.Фрезер, Л. Морган, К. Леви-Строс, Ф. Ратцель, Л. Фробениус, Ф. Боас, Р. Бенекдикт, М. Мид и другие/.
Акценты в исследовании выбранной проблемы сделаны и на изучении работ российских культурологов М.М.Бахтина, В.С.Библера, Г.С.Кнабе, В.Ф.Лурье, Э.С.Маркаряна, Л.В.Скворцова, А.Я.Флиера и других.
Осмыслить историческую память как социокультурный феномен, играющий важную роль в формировании этнокультурной панорамы жизни исследуемых народов помогли труды Ю.Афанасьева, Н.И. Трубникова, Н.С.Автономовой.
История народов Северного края России, в том числе Ханты-Мансийского автономного округа, систематизирована в работах Г.Ф. Миллера, А.Х.Лерберга, А.А.Дунина-Горкавича, С.И.Руденко, P.P. Полле, А.А.Рождественского, Ф.Ф.Ларионова, И,Н. Шухова и других. Все они отмечают разнообразие этнокультурной панорамы жизни этих народов и считают, что она представляет широкое исследовательское поле для различных областей знания, в том числе и культурологического. Интересны работы С.В.Иванова и других авторов, в которых анализируются особенности орнамента народов Сибири, в том числе и те, которые исследованы в данной диссертации.
Культурологический анализ источников об этнокультурной жизни обских угров осуществлен на основе публикаций А.В.Головлева, а также авторов трехтомного издания «Очерки культурогенеза народов Западной Сибири»: Поселения и жилища /1 том/, Мир реальный и потусторонний» /2 том/, Орнамент /3 том/, материалов симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» /2000 г./ и Всероссийской научно-практической конференции «Культурологические проблемы развития региона» /1999 г./, малотиражной серии «Исследования по прикладной и неотложной этнологии» под название «Народы Сибири и крайнего Севера в период преобразования общественно-экономических отношений» института этнологии и антропологии РАН.
Анализ источников и литературы показал, что ни одно названное исследование не претендовало на полноту информации в данном направлении, что ещё раз подтвердило актуальность выбранной проблемы.
Объект исследования - обские угры в контексте культурологического знания.
Предмет исследования - ценностно-ориентационные доминанты процесса формирования этнокультурная панорама жизни обских угров.
Цель исследования - выявить особенности и закономерности формирования модели «этнокультурная панорама жизни обских угров», созданной для изучения культурогенеза, парадигмальных особенностей мифотворчества, обычаев, верований, ритуалов, декоративно-прикладного искусства этих народов. Задачи исследования:
1. Доказать правомерность существования модели «этнокультурная панорама жизни обских угров» как категории культурологического знания.
2. Выделить основные структурные элементы этой модели в контексте культурогеза региона.
3. Раскрыть значение мифотворчества в формировании этносознания обских угров.
4. Определить роль верований и ритуалов в жизни обских угров и их место в современном обществе.
5. Выявить основные закономерности в развития декоративно-прикладного искусства исследуемых народов.
Теоретико-методологические основы исследования опираются на единство философского метода познания действительности и культурологического подхода к изучению данной проблемы.
Осуществляя интеграционный подход к выявлению и характеристике отдельных структурных элементов модели «этнокультурной панорамы жизни обских угров», автор опирался на общетеоретические исследования в философии, культурологии, семиотике, истории, этнографии и других наук.
Специфика исследования текста основана на различных культурологических методах, в том числе моделирования, системном, сравнительно-историческом, структурно-семантическом, этнокультурном, комплексном, структурно-функциональном, а также интеграции и аккультурации.
Определенная роль в изучении предложенной модели отведена методу наблюдения, который включает опрос информаторов и полевые исследования автора диссертации.
Положения, выносимые на защиту:
1. Модель «этнокультурная панорама жизни обских угров» как категория культурологического знания; её теоретическая самоценность и комплексный характер сложились на основе мониторингового подхода. Её исследование актуально в рамках региональной Программы изучения, сохранения и использования культурного наследия коренных народов Западной Сибири; она может помочь отслеживанию изменений, происходящих в обществе, определять условия для сохранения и использования культурного наследия обских угров, позволит объединить все региональные национально-культурные автономии, составляющие основу самосознания, самоидентификации, истории и культуры коренных и современных народов региона.
2. Основные структурные элементы этой модели сложились в процессе культурогенеза исследуемого региона: архетипы культуры, менталитет, этнос, этносознание, этнокультура, образ жизни, язык, взгляды, формы и способы поведения, стиль мышления, мифотворчество, тотемические представления, верования, традиции, обычаи, фольклор, народное декоративно-прикладное искусство и другие.
3.Мифотворчество как явление в этнокультурной истории обских угров имеет две стороны: духовную и историческую. Духовная сторона мифотворчества выражает мироощущение, миропонимание и мировосприятие его создателей, играет важную роль в формировании этносознания обских угров, а значит, и их этнокультуры. Историческая -отражает этапы формирования и развития.
4. Важное место в этнокультурной панораме жизни обских угров занимают верования и ритуалы. Они сохраняются, адаптируясь к изменяющимся условиям жизни, и обогащаются, взаимодействуя и разумно сочетаясь с другими этнокультурами. Эти элементы поддерживают её уникальность, что заставляет искать новые формы краеведческого образования и воспитания в различных аспектах усвоения и использования культурно-исторического наследия исследуемых народов.
5. Декоративно-прикладное искусство обских угров как важнейший элемент сформированной модели представляет собой форму реализации сущностных сил личности посредством художественного непрофессионального творчества, осуществляемого индивидуально, в дружеском, семейном кругу или в рамках любительского объединения при отсутствии жесткой регламентации, как творческой, так и организационной. Основные виды современного народного творчества охватывают все социальные группы общества. Дальнейшему изучению творчества этих народов поможет исследование коллекций и публикаций музеев Ханты-Мансийского автономного округа и полевые исследования.
Научная и теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что поставленные автором цель и задачи ранее в таком ракурсе не ставились. Это позволило: ввести в научный оборот новые документы и факты об этнокультурной жизни обских угров; показать особенности формирования культурного пространства региона, которое с одной стороны, характеризуется синхронным развитием каждого из этносов, проживающих здесь, а с другой, - процессом ассимиляции и аккультурации, ведущих к созданию их общих интересов; предложить модель «этнокультурная панорама жизни обских угров» и выделить её теоретическую самоценность и комплексный характер в контексте культурологического знания; доказать, что ценностно-ориентационные доминанты этой модели неизменны, хотя в процессе культурогенеза трансформируются мировоззренческие ориентации народа; определить место мифотворчества обских угров как парадигмы восприятия мира в структуре названной модели; выявить особенности верований и ритуалов обских угров и определить их место в современном обществе; актуализировать интерес к особенностям развития декоративно-прикладного искусства обских угров.
Практическая значимость исследования заключается в восполнении пробела в изучении этнокультурной панорамы жизни обских угров с точки зрения культурологического знания.
Материалы диссертации могут быть использованы при разработке учебных пособий, программ, лекционных курсов по гуманитарным дисциплинам.
Апробация работы. Основные результаты исследования излагались автором в лекционных и практических курсах «Этнокультура обских угров», «Краеведение», а также в публикациях и научных конференциях в 1999-2001 гг.
I раздел. ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННЫЕ ДОМИНАНТЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ПАНОРАМЫ ОБЩЕСТВА
Заключение научной работыдиссертация на тему "Этнокультурная панорама жизни обских угров: культурологический аспект"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование избранной проблемы показало, что Ханты-Мансийский автономный округ с его полиэтничным, многоликим и разноязычным населением представляет собой образец национального мира, братского сотрудничества народов. Предложенный опыт формирования модели «этнокультурной панорамы жизни обских угров», населяющих этот регион, доказал, что современный этнический состав его населения отличается динамичностью. Она формировалась на протяжении длительного времени и представляет собой множество народов: русских, украинцев, белорусов, хантов, манси, ненцев и других.
Специфика этнических процессов, происходящих в рассматриваемом регионе, заключается в том, что этнокультурная общность, глубокие исторические контакты и связи народов создали благоприятные условия для их сближения и ассимиляции.
Мы учли и тот факт, что здесь сложилась определенная языковая ситуация, при которой представители обских угров, наряду со своими родными языками, свободно владеют русским языком, важную роль приобретают процессы внутриэтнической консолидации каждого из народов, дальнейший рост их самосознания.
Интерес к культуре обских угров привел соискателя к необходимости изучения её ценностно-ориентационной доминанты с разных точек зрения: методологических позиций, культурогенеза, формирования их самосознания, верований и ритуалов, традиций, мифотворчества как парадигмы восприятия мира, декоративно-прикладного искусства.
Это позволило выявить и теоретически обосновать основополагающие факторы правомерности существования модели «этнокультурная панорама жизни обских угров» как категории культурологического знания, выделить основные структурные элементы этой модели в контексте культурогенеза региона, проследить эволюцию формирования исследуемого феномена.
Выявленные и изученные материалы позволили сделать следующие теоретические выводы и обобщения по поводу формирования модели «этнокультурная панорама жизни обских угров».
1. В исследуемом регионе проживают народы, которые в результате взаимодействия друг с другом сформировали культурное пространство, где, с одной стороны, продолжается синхронное развитие каждого из этносов, сохранение его идеологемы, обычно связанной с религиозными взглядами, а, с другой, происходит процесс ассимиляции и аккультурации, ведущий к созданию новой типологии культуры.
2. Исследование показало, что за годы формирования «модели этнокультурной панорамы жизни обских угров» осуществлен переход от повседневно-бытовой фольклорной традиции к усвоению различных форм профессионального искусства, произошло преобразование, осовременивание и сохранение многих традиций и обрядов, активно воспринимаются достижения многих культур, особенно русской.
3. Существенный вклад в формирование предложенной модели внесли: печать, средства массовой информации, фольклорные ансамбли, оркестры, конкурсы, декады искусства, а также собирательская, научно-исследовательская деятельность различных народов региона. Сейчас в автономном округе успешно формируется профессиональное искусство, организована писательская организация, центр народного творчества и другие очаги формирования самосознания народа. Здесь развивается народно-поэтическое и декоративно-прикладное искусство, продолжает расти отряд художественно-творческой интеллигенции, создаются различные формы профессионального искусства. И все они сохраняют самое ценное в культуре каждого народа, одновременно формируя общие черты, объединяющие всех для строительства демократического государства.
4. Полиэтническое общество - результат исторического взаимодействия различных этнических культур. Этническая история обских угров в этом смысле показательна.
5. Методологической основой изучения модели «этнокультурная панорама жизни обских угров», несомненно, стал подход, консолидирующий эти народы в решении проблем сохранения хозяйственных традиций, самобытной культуры и быта, направленный на активное участие их в общественном развитии России с одновременным сохранением родного языка, поддержанием национального самосознания, развитием народного творчества.
В последние годы вопросам возрождения и развития культуры, формирования самосознания народов, населяющих Ханты-Мансийский автономный округ, уделяется больше внимания. Но для создания условий полноправного формирования панорамы жизни обских угров, их культуры и языка требуется решение целого комплекса политических, экономических, социальных, культурных, кадровых и других проблем. Без заботы о развитии каждого этноса и нации не может быть обеспечен процесс общественного развития, а, следовательно, и этнокультурной панорамы в целом.
В этой связи фиксируется ряд существенных позитивных моментов. Во-первых, речь идет о возрождении традиционной для народов веры, что необходимо для возрождения культурных традиций народов, упрочения их этнического самосознания.
Во-вторых, сложилась психологическая атмосфера взаимного уважения, необходимого для нормального воспроизводства всей полноты мировоззренческого содержания этнического самосознания и для устойчивого поддержания внутриэтнического единства и согласия.
В-третьих, наблюдается взаимное признание представителями разных этносов традиционных мировоззрений друг друга.
Огромное большинство населения считает возрождение традиционной культуры делом необходимым, благородным и достойным. Большую роль в этом призвана сыграть деятельность Ассоциации "Спасение Югры". Конкретно же деятельность Ассоциации считают очень нужной и полезной для возрождения культуры народов Севера 36,7% опрошенных представителей коренного национального населения и 19,8% русских.
Заканчивая исследование, соискатель полагает, что совокупность предложенных выводов и предложений даст довольно полную картину формирования модели «этнокультурной панорамы жизни обских угров», её специфических особенностей, а также общего в культуре и быте соседних народностей.
Материалы и ряд обобщений и выводов будут полезными для изучения структурных составных элементов этой модели.
День сегодняшний есть следствие для вчерашнего и причина грядущего в нем узнается сегодня. Жизнь ставит перед нами множество вопросов, некоторые из них менее важны, другие более существенны, от решения некоторых зависит все.
Этнокультурная история обских угров уходит в глубокую древность. Наибольшие родоплеменные группы, оказались в стороне от цивилизаций, тысячелетиями находились в стадии первобытнообщинного строя. Они сумели приспособиться к экстремальным условиям Севера, создали самобытную и материальную культуру потому, что она сильна их образом жизни. Опыт их выживания в суровой природной среде - бесценное состояние человечества.
Список научной литературыСолонина, Татьяна Ивановна, диссертация по теме "Теория и история культуры"
1. Аганбегян А.Г. Западная Сибирь на рубеже веков. Свердловск, 1979.
2. Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984.
3. Алтухов В.Л. О перестройке мышления: (Диалог с читателями). М.: Знание, 1988.
4. Антропология манси. ИЭ АН СССР, 1989.
5. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М., 1993. - 349 с.
6. Артановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. М., 1967.
7. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989.
8. Арутюнов С.А., Чебоксаров Н.П. Передача информации как механизм существования этносоциальных и биологических групп человечества // Расы и народы. М., 1972. - Вып. 2. - С. 36-42.
9. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.: изд-во МГУ, 1984. 104 с.
10. Ю.Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. -М.: Мысль, 1984. 318 с.
11. П.Балакин Ю.В. К вопросу изучения семантики бронзолитейных изображений Западной Сибири эпохи железа // Этногенез и этническая история тюркоязычных народов и сопредельных территорий. Омск, 1979.
12. Барулин B.C. Соотношение материального и идеального в обществе (Методол. аспекты проблемы) / B.C. Барулин. М., 1977. - 143 с.
13. Басилов В.Н. Избранники духов. М., 1984.
14. Н.Белик А. Концепция А. Маслоу — шаг на пути к созданию синтетической теории человека // Вестник МГУ. Серия 7. Философия, 1991.
15. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. / Учебное пособие. -М., 1998.
16. Велик А.А. Психологическая антропология. М., 1993.
17. Велик А.А. Психологическое направление в этнологии США. От исследований "Культура-и-личность" к психологической антропологии // Этнология в США и Канаде. М., 1989.
18. Бердяев Н.А. Национальность и человечество // Судьба России. М., 1918. -С. 93-101.
19. Беспалова JI. Сибирский просветитель. Свердловск, 1973.
20. Беспалова JI. Тюменский музей и писатели XIX в. Свердловск, 1970.
21. Близок крайний Север // Сб. зимних праздников. Тюмень, 1982.
22. Богораз В.Г. Восемь племен / Вступит статья В. Муравьева. Магадан, Кн. изд-во, 1979.-270 с.
23. Бромлей Ю. Этнос и этнография. М., 1973.
24. Бромлей Ю.В. По дольный Р.Г. Человечество это народы. - М.: Мысль, 1990.-391 с.
25. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии: (Очерки теории и истории).-М.: Наука, 1981.-390 с.
26. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность / АН СССР, ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. М.: Наука, 1987.-333 с.
27. Брук С.И., Чебоксаров Н.Н., Чеснов Я.В. Проблемы этнического развития зарубежной Азии // Вопросы истории. 1969.- №1. - С. 98-99.
28. Будерманн Г. Энциклопедия символов / Пер. с нем. М., 1996. - 335 с.
29. Василенко В.М. О развитии народного искусства // Творческие проблемы современных народных промыслов. JI., 1981. - С. 45.
30. Вдовин И.С. Заключение // Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири. JL, 1981.31 .Вебер М. Избранное. Образ общества: / Пер. с нем. М., 1994. - 702 с.
31. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996.
32. Востряков J1.E. Региональные программы развития сферы культуры: модель реализации в современных условиях (на примере Архангельской области) // Ориентиры культурной политики. М., 1998. - №2. - С.39-56.
33. Гадамер Г.Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики: Пер. с нем. Х.Г. Гадамер; Общ. ред. и вступ. ст. (С.5-36) Б.Н. Бессонова. М.: Прогресс, 1988.-699 с.
34. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М., 1988.
35. Гачев Г.Д. Национальный космо психо - логос // Вопросы философии. -1994-№12-С. 59-78.
36. Гемуев И.Н., Сагалаев A.M. Религия народа манси. Новосибирск, 1986.
37. Глушкова Т. Н. Технологическая характеристика традиций хантыйских и мансийских вышивок // Методика комплексных исследований культур и народов Западной Сибири. Томск, 1995.
38. Головнев А.В. Говорящие культуры: Традиции самодийцев и угров. -Екатеринбург: УрО РАН, 1995. 606 с.
39. Головнев А.В., Перевалова Е.В. Очерк этнографии хантов Сургутского Приобья. Тобольск, 1993. - 225 с.
40. Голышев А.И. Местное самоуправление и культура // Ориентиры культурной политики М., 1998. - С. 57-62.
41. Гондатти H.JI. Культ медведя у иногородцев Северо-Западной Сибири / В сб. труды этнографического Отдела Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Кн.8, 1888.
42. Горский А.А. Пушкарев JI.H. Предисловие // Пушкарев J1.H. /отв. ред./. Мировосприятие и самосознание русского общества (XI-XX вв.) М., 1994.
43. Гружинов И. Очерки истории Тюменской области. Тюмень. ИПО, 1994.-357с.
44. Гумилев J1.H. Биография научной теории, или Автонекролог // Знамя -1988. №4.-С. 212.
45. Гумилев JT.H. Историко-философские труды князя И.С. Трубецкого // Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М., 1995. - С. 31-54.
46. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990. - 526 с.
47. Гуревич П.С. Расы и народы: Ежегодник. М., 1993.
48. Гуссерль Э. Философия как строгая наука: Пер. с нем. / сост. и примеч. О.А. Сердюкова. Новочеркасск, 1994. - 354 с.
49. Гущин Н.Я., Исупов Н.В. Народы Северо-Западной Сибири в XX в. -Новосибирск, СОР АН, 1997.
50. Жуковская И.Л. К вопросу о семантике некоторых предметов шаманского культа// Сб. МАЭ. Т.41. Л., 1987.52.3аворихин С.П. Ворота в Сибирь. Тюмень, 1981.
51. Иванов С. Материалы орнамента: К проблеме культурно-исторических связей хантов и манси // Советская этнография. 1952. - №3. - С. 87.
52. Иванов С.В. Народный орнамент как исторический источник / К методике изучения/ // Кунсткамера: Избр. ст. Спб, 1995. - С.201-233.
53. Иванов С.В. Орнамент // Историко-этнографический атлас Сибири. М., 1961.-С. 369-434.
54. Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник. М.: Наука, 1963.
55. Иванов С.В., Топоров В.Н. Структурно-типологический подход к семантической интерпретации произведений изобразительного искусства в диахроническом аспекте // Труды по знаковым системам. Т. VIII.61 .Иконникова С.Н. Диалог о культуре. Л., 1987.
56. Ильин И.А. Путь духовного обновления // Путь к очевидности. — М., 1993, —С. 134-289.
57. Исаева Т.А Мифопоэтические парадигмы мировосприятия восточных хантов / Западная Сибирь, история и современность. Краеведческие записки. Вып. 1. Нижневартовск. - 1998.
58. История ментальностей, историческая антропология: Зарубеж. исслед. в обзорах и реф. / РАН, Ин-т всеобщ, истории, Рос. гос. гуманитар, ун-т. -М., 1996.-254 с.
59. Источники по этнографии Западной Сибири. Томск, 1987.
60. Каган М.С. Философская теория ценности. Спб., 1997.
61. Казакова К.Э. Из прошлого Сибири // Новосибирский университет. Межвузовский науч. труд, 1996.
62. Канцедикас А. Соблазн простых решений // ДИ СССР. 1987.-№1. - С. 19.
63. Каплан Н.И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока. М., 1980.
64. Карнишин Н. Исторический метод антропологической школы Ф.Боаса /: Культурология. Дайджест. 1999. - №3.- С.44-45.
65. Карсавин Л.П. Религиозно-философские сочинения. М., 1992. - T.I.
66. Кенин-Лопсан. Мифологические корни тувинских шаманов // ЭО. 2000. -С. 80.
67. Колпаков Е.М. Этнос и этничность // Этнографическое обозрение. 1995. -№5. с. 15,17.
68. Комакин И.А. Языки соседей. Тюмень СОР АН, 1996.-124 с.
69. Комарофф Дж. Национальность, этничность, современность: политика самосознания в конце XX века // Этничность и власть в полиэтнических государствах М., 1994.
70. Кон И.С. К проблеме национального характера // История и психология. — М., 1971.-С. 17-28.
71. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М., 1975.
72. Копытов А.И. Культура русского населения Сибири в XVII-XVIII вв. -Новосибирск, 1962.
73. Коробова Д. Народов малых не бывает. М., ЭЭС «Молодая гвардия», 1991.-420 с.
74. Косарев М.Ф. Бронзовый век Западной Сибири. М., 1981.
75. Космогония и миф // Культурология: Дайджест. М., 1999. - №3/11/. - С. 146-156.
76. Коул М. Культурно-историческая психология. М., 1997.
77. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М., 1977.
78. Краткий этнологический словарь. М.,1998 - С. 81, 86.
79. Кремень В.Г. Индивидуальное и коллективное: антиподы или стороны одной медали? М.: Знание, 1990. - 61 с.
80. Кулемзин В. М. Человек и природа в верованиях хантов. Томск, 1984.;
81. Кулемзин В.М. Медвежий праздник у ваховских хантов // Материалы по этнографии Сибири. Томск, 1972.
82. Кулемзин В.М. Человек и природа в верованиях хантов. Томск, 1984.
83. Кулемзин В.М. Человек и природа в верованиях хантов. Томск: Изд- во Том. ун-та., 1984,- 188 с.
84. Культура традиции - образование. Ежегодник. Вып. №3-4: Постижение культуры. Концепции Диалоги. Дискуссии. Российский институт культурологии. - 1995. - 292 с.
85. Культурно-бытовые процессы у русских Сибири XVIII нач. XX вв. -Новосибирск, 1985. - 237 с.
86. Культурология. XX век: Антология: Перевод / Сост. С. Я. Левит. М.: Юрист, 1995. - 703 с.
87. Культурология. Энциклопедия. М., 1999.
88. Кун Т. Структура научных революций. М., 1977.
89. Кучуков М.М. Национальное самосознание. Ростов-на-Дону, 1993.
90. Кушаков Ю.В. Историко-философская концепция Л. Фейербаха: Теория, методология, конкретн. результаты. Киев: Вища школа. Изд-во при Киев, ун-те, 1981. - 166 с.
91. Ласло Э. Жить при многообразии культур: Философия культуры // Экология и жизнь. 1999. - №4. - С. 9-10.
92. Лебедева М.Н. Этническая и кросс-культурная? К вопросу о методологии отечественной психологии // Этническая психология и общество. — М., 1997. —С. 26-29.
93. Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. М., 1993. -237 с.
94. Лебон Г. Психология народов и масс. М., 1896.
95. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-пресс, 1994. - 608 с.
96. Леви-Стросс К. Структурная антропология М., 1985.
97. Лесков Л. Виртуальность мифа и виртуальность синергетики как антиподы / Вест. Моск. ун-та. Сер.7.Философия. 2000. №1. - С. 46.
98. Лихачев Д.С. О национальном характере русских // Вопросы философии. М., 1990, -№ 4.-С. 3-6.
99. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979.
100. Лихачев Д.С. Проблемы изучения культурного наследия. М., 1985.
101. Лобок A.M. Антропология мифа. Екатеринбург, 1997.
102. Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М., 1990. - 483 с.
103. Лосский Н.О. История русской философии: пер. с англ. М.: Советский писатель, 1991. - 480 с.
104. Луарье С.В. Историческая этнология. М., 1997.
105. Лукина Н. В. Формирование материальной культуры хантов. Томск, 1985.
106. Лукина Н.В. Общее и особенное в культе медведя у обских угров // Обряды народов Западной Сибири. Томск, 1990.
107. Ляпунова Р.Г. Традиционные украинские амулеты // Древняя культуры Сибири и Тихоокеанского бассейна. Новосибирск, 1979.
108. Ляпцуй Н. На оленьих тропах. Свердловское книжное издательство, 1982.
109. Маркарян Э.С. Человеческая деятельность. Ереван,1972.
110. Марцинковская Т. Д. Русская ментальность и ее отражение в науках о человеке. М.: Агентство "Блиц", 1994. - 155 с.
111. Маски народов Сибири. Л., 1975.
112. Маслова Г.С. Ареально-типологические особенности орнамента населения северо-западной РСФСР //Проблемы типологии в этнографии. -М., 1979.
113. Маслова Е.С. К методике полевого изучения орнамента //Полевые исследования института этнографии. М., 1977.
114. Маслоу А. Новые рубежи в развитии человека // Хрестоматия по гуманистической психотерапии. М., 1995.
115. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. Спб., 1997.
116. Матвеева Н.П. Энеолитическая стоянка в Сургутском Приобье // Вопросы археологии Приобья. Тюмень, 1979.
117. Махлаев А.В. К вопросу об изучении национального характера // Социально политический журнал - 1995 - №1. - С. 207-210.
118. Менталитет: широкий и узкий план рассмотрения: Сб. науч. тр. / Удм. гос. ун-т, Ин-т человека, каф. философии; Редкол.: А. А. Разин (отв. ред.) и др.. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1994. - 125 с.
119. Ментальность россиян. Под ред. Дубова И.Г. М., 1997. - 476 с.
120. Миллер Г.Ф. История Сибири. М.-Л., 1937. 1941.-Т.1-2.
121. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Т. 2: Вера. Творчество. Образование: Церковь. Религия. Литература. М., 1994. - 415 с.
122. Мирзоев В.Г. Историография Сибири (домарксистский период). М., 1970.
123. Мирзоев В.Г. Присоединение Сибири в исторической литературе XVII в. -М., 1960.
124. Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. М., 1992.
125. Мифы, предания, сказки хантов и манси. М.: Наука, 1990. - 568 с.
126. Михайловский В.М. Шаманство. М., 1982.
127. Народы России. Энциклопедия. М., 1994. 480 с.
128. Народы Сибири. М.-Л., 1956.
129. Николаев А.А. Промысловая операция Сибири. Тюмень, 1988.
130. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое // Ницше Ф. Соч.: В 2 т. —М, 1990,—Т, 1, —С. 233.
131. Няруй С. Праздники тундры. Тюмень, 1989.
132. Окладников А.П., Васильевский Р.С. Изображение медведя в неолитическом искусстве Северной Азии //Звери в камне. Новосибирск, 1980.
133. Омельчук А.К. На краешке земли. Свердловское книжное издательство, 1990.-378с.
134. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.
135. Орлова Э.А. Теоретические основания построения критериев оценки социальной эффективности программ (проектов) социокультурного развития // Ориентиры культурной политики. М., 1998. - №2. - С. 9-38.
136. Островский А.Б. Образ медведя в лечебной магии народов Нижнего Амура и Сахалина // Религиоведческие исследования в этнографических музеях.-Л., 1990.
137. Очерки истории Тюменской области. Тюмень, 1994.
138. Памятники культуры народов Сибири и Севера. Л., 1977.
139. Патрякиев Н.В. Вехи жизни // Краеведческий очерк, 1995.
140. Политология: Энциклопедический словарь / Общ. Ред. И сост.: Ю.И. Аверьянов. М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та. 1993. - 421 с. (стр. 174176).
141. Полосьмак Н.В., Шумакова Е.В. Очерки семантики кулайского искусства. М., 1991.
142. Потапов Л.П. Алтайский шаманизм. -М., 1991.
143. Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера.-Л., 1976.
144. Прокофьева Е.Д. Шаманские бубны. В кн.: Историко-этнографический атлас Сибири. М.-Л., 1961.
145. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. Л., 1963.
146. Проткова Н. Одежда хантов. СМАЭ, Т. XV, 1953. С. 201.
147. Разина Т. Искусство художественных промыслов как одна из форм современного народного творчества // Народные художественные промыслы и современная культура. М., 1980. - С. 51-52.
148. Рерих Н.К. Человек и природа. М., 1994.
149. Решетов A.M. Этнос и его подразделения / К проблеме гетерогенности этноса // Этнические и этнографические группы в СССР и их роль в современных этнических процессах. Уфа, 1989. - С.72-77.
150. Роджерс К. К науке о личности // История зарубежной психики. М., 1986.
151. Родионов A.M. Красная книга ремесел. Барнаул, 1990.
152. Ромбандеева Е. И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура. Сургут, 1993.
153. Рыбаков Б. Макрокосмос в микрокосмосе народного искусства / Декор, искусство СССР. 1975. - №1. - С.30-33,53; №3. - С.38-43.
154. Сагалаев М. Космогонический миф и картина мира обских угров / Обские угры. Материалы 2-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири. Тобольск-Омск, 1999. - С.194-196.
155. Светлов Р.В. Древняя языческая религиозность. Спб, 1993.
156. Светлов Р.В. Древняя языческая религиозность. Спб.: Изд-во ВГК, 1993.- 136 с.
157. Свод этнографических понятий и терминов: Этнография и смежные дисциплины. Этнографические субдисциплины. Школы и направления. Методы. -М., 1988.
158. Семенов Ю.И. Общество, страны, народы // ЭО. 1996. - №2.
159. Семенов Ю.И. Социально-исторические организмы, этносы, нации // ЭО. 1996. -№1.-С.З.
160. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993.
161. Сибирский тракт // Литературно-историко-краеведческий журнал. -1995. -№1-2.
162. Сикевич З.В. Национальное самосознание русских. М., 1996. — 204 с.
163. Сильвестров В. Проблема самосознания культуры. Культурология. Дайджест. 1999. - №3. - С. 204-205.
164. Скворцов Jl.В. Россия: Истина жизни. Информационная культура и политика мультикультурализма // Культурология XX век. Дайджест Социология культуры и искусства. М., 1998. - С. 237-240.
165. Снегирева Т.И. Культурный регионализм возрождение культурной жизни // Россия и современный мир: Проблемы. Мнения. Дискуссии. События. - М., 1998. - Вып. 3/20/. - С. 53-67.
166. Соколова З.П. Общее и особенное в религии народов Сибири (конец 19-начало 20 века). Л., 1975.
167. Солдадзе Л. Семантика древнего орнамента // Декор, искусство СССР. 1980. - №9.
168. Соловьев B.C. О народности и народных делах // Соч. В двух тт. М., 1989. -Т. 1.-С. 279-292.
169. Соловьев B.C. Общий смысл искусства. Соч.: В 2 т. — М., 1988. — Т. 2.
170. Степанов Ю.С. Константы: Словарь рус. культуры. М., 1997. - 824 с.
171. Стефаненко Т.Г. Этническая идентичность в ситуации социальной нестабильности // Этническая психология и общество. М., 1997. - С. 97104.
172. Стоколос B.C. Культуры эпохи раннего металла Северного Приуралья -М., 1988.
173. Сусой Е.Т. Из глубины веков. Тюмень, 1996. - 280 с.
174. Таболкин Л. У бога за пазухой. Т: СООРТ-Дизайн, 1995.-240 с.
175. Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1987.
176. Тишков В. Народы России: Энциклопедия. М., 1994.
177. Тишков В.А. Межнациональные отношения в Российской Федерации: Доклад на заседании Президиума РАН 23 февраля 1993. М., 1993.
178. Тойнби А. Постижение истории: Сборник / Перевод с англ. Е. Д. Жаркова; Предисл. В. И. Уколовой; Послесл. Е. Б. Рашковского. М.: Прогресс. Культура, 1996. - 606 с.
179. Тойнби А. Цивилизация перед судом истории: Сборник / Пер. с англ. И. Е. Киселевой, М. Ф. Носовой; Предисл. В. И. Уколовой; Авт. коммент. Д. Э. Харитонович. М.; СПб.: Прогресс. Культура: Ювента, 1996. - 477 с.
180. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. 3-е изд-е, испр. и допол. -М., 1976.
181. Токарев СА. Ранние формы религии. М., 1989. - С. 267-271.
182. Топорков A.J1. Теория мифа в русской филологической науке XIX века.- М.: Индрик, 1997.-456 с.
183. Тресиддер Дж. Словарь символов / Пер. с англ. М., 2001. 489 с.
184. Трофимова Р.П. Мифология и религия в культурологических теориях России: Вторая половина 19 века // Культурология XX век: Дайджест: Социология культуры и искусства /РАН. М., 1998. - Вып.3.7. - С. 40-45.
185. Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М., 1995. - 798 с.
186. Тульцева JI.A. Современные праздники и обряды народов СССР. М., 1985.
187. Туружина П.Г. Традиционные виды искусства народов Севера. -Тюмень, 1994.
188. Турутина П.Г. Традиционные виды искусства народов Севера. -Тюмень, 1994.
189. Усенко О.Г. К определению понятия «менталитет» // Русская история: Проблемы менталитета. М., 1994.
190. Федоров Ю.М. Сумма антропологии. Ч. 1: Расширяющаяся вселенная Абсолюта. Ч. 2: Космо-антропо-социо-природогенез Человека. — 2-е изд.
191. Новосибирск: "Наука". Сибирская издательская фирма РАН, 1996. — 833 с.
192. Федорова Е. Г. Историко-этнографические очерки материальной культуры манси. Спб., 1994.
193. Федорова Н. В Филин с «человеческим ликом» или забытый сюжет в культуре обских угров // Обские угры. Материалы конференции. Томск -1999. - С.202-204.
194. Федотов Г.П. Судьба и грехи России: Избранные статьи по философии русской истории и культуры. Т. 1-2, Спб., 1992.
195. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1999. -576 с.
196. Флиер А .Я. Этнические функции культуры // Культурология: Научно-образовательный вестник, 1996. № 5.
197. Фрезер Дж. Золотая ветвь. М., 1983.
198. Фрейд 3. Будущность одной иллюзии // Сумерки богов. М., 1989.
199. Фрейд 3. Тотем и табу. М., 1915.
200. Хабибуллин К.Н. Национальное самосознание и интернациональное поведение. JI., 1989.
201. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Полис, 1994.
202. Чаадаев П.Я. Полн. собр. соч. М., 1991. - Т1. - С. 325.
203. Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы. Расы. Культуры. М., 1985.
204. Черемисов Н.Н. Языки коренных народов Севера //Межвузовский сб., Новосибирск, 1995.
205. Чернецов В. Исчезнувшее искусство /Узоры, выдавленные зубами на бересте у манси/: Материалы и исследования по этнографии и антропологии СССР, №3 /май-июнь/. - М., Наука, 1964. - С. 53-63.
206. Чернецов Нижнее Приобье в 1 тысячелетии нашей эры // МИА, М., №58.-С. 139, 162.
207. Чернова О.В. Психологические аспекты роста национального самосознания русских // Этническая психология и общество. М., 1997. -С. 127-131.
208. Чешко С.В. Человек и этничность // ЭО. 1994. - №6.
209. Чешко С.В. Человек и этничность // Этнографическое обозрение. -1994. -№ 6. С. 40.
210. Чуркина И. Программа культурно-национальной автономии: создание и варианты //Вопросы истории. 1999. №4-5. - С. 70-81.
211. Шеллинг Ф. Философия искусства. М., 496 с.
212. Шерстова Л.И. Этноконфессиональная общность: к проблеме эволюции субэтносов. В кн. Расы и народы. М., 1991. - С. 31-46.
213. Шихирев П.Н. Перспективы теоретического развития этнической психологии // Этническая психология и общество. М., 1997. — С11-17.
214. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию // Шпет Г.Г. Сочинения. -М., 1989.-602 с.
215. Шпет Г.Г. Философские этюды. М., 1994.
216. Шрейдер Ю.А. Ценности, которые мы выбираем: Смысл и предпосылки ценност. выбора / Ю. А. Шрейдер; Рос. акад. наук. М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 206 с.
217. Шулунова Л.И. Этнография и фольклор. Санкт-Петербург-Чимкент, 1992.
218. Шупков В.И. Очерки по истории земледелия Сибири XVII в. М., 1956.
219. Щеглова Л.В. Национальный культурный проект в идейном мире П.Я. Чаадаева // Вест. Моск. ун-та. Сер.7.
220. Эйбл-Эйбесфельдт И. Общественное пространство и его социальная роль // Культуры. 1983. - №1.
221. Элиаде М. Священное и мирское. М.: МГУ, 1994. - 144 с.
222. Энциклопедический словарь по философии. М., 1999.
223. Этнические процессы в современном мире. М., 1987.
224. Этническое развитие народностей Севера в советский период. М., 1987.
225. Юнг К. Архетип и символ. М., 1991.
226. Юнг К. Проблема души нашего времени. М., 1994.
227. Янде Нина. Я родом из тундры. Тюмень, Софт-Дизайн, 1995. - 256 с.
228. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.1. Авторефераты диссертаций:
229. Арутюнян С.М. Нация и ее психический склад: Автореф. дисс. докт. философ, наук. М., 1969.
230. Гармаева М.Н. Национальное самосознание как феномен культуры: Автореф. дисс. канд. философ. наук-М., 1994.
231. Зуйков B.C. Формирование культурно-мифических архетипов русского национального самосознания (методологические аспекты): Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1995.
232. Китова С.А. Этнокультурная семантика народного орнамента /на материале украинского рушника конца XIX середины XX вв. / Автореф. докт. дис. М., 2000.
233. Цукерман B.C. Народная культура как социальное явление. Автореферат дисс на соиск. учен степени докт. философ, наук. Свердловск, 1984.
234. Шпак Н.С. Нац. Самосознание: сущность, функции, особенности проявления в современных условиях: Автореф. дис. канд. философ, наук. -М., 1993.
235. Литература на иностранных языках
236. Devereux G. Ethnopsychoanalysis. Berkley.- Lo Angeles, 1978 and anerder.
237. Eliade M. Le chamanisme et les technigues archaijues de lestase. Paris? 1951. P. 18.
238. Glajer N/ Moynihan D. Beyond the melting pot. Cambridge, 1956,
239. Inglis Ch. Multiculturalism: New policy responses to Diversity /UNESCO Management of social tragsformations.- P., 1996.- P.4.163
240. Kallen H.M. Cultural pluralism and the American idea. Philadelphia, 1956.
241. Kracke W. H. Reflections on the Savage Self Introspection, Empathy and Anthropogy // Suerez-Orozco M.M. /ed./ The Making of Psychological Anthropology 11.- Harcourt Brace College Publisher, 1994.
242. Kroeber, Kluc- khohn, 1963. P. 357.
243. Mauss, 1967. P. 1, 77; Boas, 1938. P. 5.
244. Nowak M. The rise of unmeltable ethnics. N.Y/, 1972.