автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.02
диссертация на тему: Этнополитические факторы развития Республики Бурятия как субъекта Российской Федерации: историко-политологический анализ
Полный текст автореферата диссертации по теме "Этнополитические факторы развития Республики Бурятия как субъекта Российской Федерации: историко-политологический анализ"
РГ6 од - - &ВГ «а«
не правах рукописи
АНДРЕЕВ Алексей Андреевич
ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ КАК СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ИСТОРИКО - ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Специальность: 23.00.02 - политические институты и процессы
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических иаук
Москва - 1998 г.
Диссертация выполнена на кафедре национальных и федеративных отношений Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации
Научный руководитель - доктор исторических наук,
профессор Мацнев A.A. Официальные оппоненты: доктор исторических наук,
профессор Тимофеев П.Т. кандидат политических наук, доцент Тимофеева JI.H. Ведущая организация: Московский Авиационный институт имен!
Серго Орджоникидзе, кафедра политологи
Защита состоится « 18 » июня 1998 г. в 14.00. час. На заседай] диссертационного совета К - 151.04.19 в Российской академ! государственной службы при Президенте Российской Федерации i адресу: 117606, Москва, пр. Вернадского, 84.
■ \
}
С диссертацией можно ознакомиться на кафедре национальных федеративных отношений РАГС при Президенте РФ.
Автореферат разослан «18 » мая 1998 г.
Ученый секретарь диссертационного совета, доктор политических наук профессор
Королева - Конопляная Г.И
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Процесс демократизации и социально - экономического реформирования России сопровождается ростом самосознания ее народов и их стремлением к самообновлению. В этих условиях проблема этнополитических факторов в развитии субъектов Российской Федерации, например Республики Бурятия, выходит в первый ряд основных направлений научного исследования.
Этнополитическая ситуация в Республике Бурятия в отличие от других национальных республик в составе Российской Федерации с началом демократических преобразований и связанной с ними активизацией процессов суверенизации характеризуется относительной стабильностью. Несмотря на закономерный всплеск интереса бурятского населения к своему историческому прошлому, культурному наследию, возрождению шаманистских и буддийских традиций после длительного авторитарного развития в стране в целом, в Бурятии не произошло резкого обострения национальных отношений между русскими и бурятами, сводившегося бы к «выдавливанию» русских и сведению с ними счетов.
Тенденция спокойного общественного развития Бурятии в определенной мере отвечает духу ежегодного Послания Федеральному Собранию Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина, в котором говорится: «Мы выходим из периода кризисов и борьбы. Настает время совместной конструктивной работы во имя подъема России»1.
' Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. - «Российская газета», 24 февраля 1998 г., с.З.
Такая конструктивная, ориентирующая на созидательный труд общеполитическая идея дает направления и для исследовательской деятельности.
В этой связи изучение объективных факторов этнополитического развития Республики Бурятия представляется не менее актуальным, чем в других регионах страны, где национальные проблемы зачастую переходят в конфликтную фазу развития. Поскольку многие противоречия в национальной сфере носят скрытый, латентный характер, актуальным становится выявление процессов их формирования на ранней стадии. При этом одним из главных направлений в исследовании становится изучение исторического материала российской науки, в котором глубоко и всесторонне, во многом по - новому, с позиций этнотерриториальных параметров трактуется ранняя история бурятского народа.
В данной работе первостепенное внимание уделяется истории взаимоотношений основных национальных групп Бурятии - русских и бурят, как в прошлом с его многовековым совместным проживанием одних и других на общей территории, так и в настоящем, отличающемся ростом их самосознания. Данные проблемы весьма актуальны при характеристике современной этнополитической ситуации в Бурятии.
Актуальность данной темы обусловлена также геополитическим фактором. Территория Бурятии занимает северо - восточную оконечность Центральной Азии, к которой с древнейших времен проявляется интерес цивилизаций Азии и Европы. Здесь проходят важные транспортные и коммуникационные пути, соединяющие Дальний Восток с центральными регионами страны, а также планируется строительство транзитного
газопровода и линий электропередач из Иркутской области до Монголии, Китая, Кореи и Японии. Географическая близость Бурятии к странам Центральной и Восточной Азии и Азиатско - Тихоокеанского региона, где наблюдается рост экономического и культурного развития, направленного в XXI в., усиливается и наличием культурно -исторических предпосылок и векторов тяготения другой направленности, в том числе к азиатским странам, особенно, если иметь в виду культурологический аспект проблемы.
Роль внешнего азиатского и европейского факторов воздействия на национальные отношения. в Республике Бурятия в связи с нарастанием общепланетарных тенденций национального развития, как показывают источники, очевидно, будет постепенно нарастать в будущем. Поэтому уже сейчас требуется внимательное отношение к выработке стратегии национальной политики в этом регионе.
В последнее время наблюдается ухудшение социально -экономического развития Российской Федерации, особенно ее субъекта Республики Бурятия, снижение уровня жизни населения (по уровню жизни Бурятия находится на предпоследнем месте в РФ) и его неудовлетворенность общим ходом экономических и политических реформ. Подобные настроения могут стать благодатной почвой для развития сепаратистских тенденций и распространения антироссийских настроений.
Все вышеперечисленные обстоятельства диктуют уже сейчас необходимость выработки и применения в политической практике новой идеологии национальной политики Российской Федерации с долговременной стратегией на поиск иной парадигмы развития, как это предлагается в Концепции государственной национальной политики
Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 г. № 909. Основные принципы этой идеологии призваны опираться на базисные ценности, определяющие адаптацию этносов в системе взаимоотношений людей разной национальности и веры.
Актуальность работы выдвигает ее тематику в разряд важных исследовательских задач современной этнополитологии и социальной практики регулирования национальных отношений в Российской Федерации. Всестороннее изучение данной проблематики может оказать содействие выработке эффективной и долговременной программы межнационального сотрудничества в Республике Бурятия.
Состояние научной разработанности проблемы. Проблемы этнополитического развития Республики Бурятия в российской науке до последнего времени, к сожалению, не находили адекватного освещения. Это объясняется многими причинами. Однако их все можно свести к исходной единой системе координат, давшей им импульс для развития. Такой системой явилась господствующая и доминировавшая в мире последние 300 лет парадигма идеологии европоцентризма, предложившая мультикультурному миру некую единую мерку своего узкого взгляда на его развитие, согласно которой разнородное человечество рассматривается адекватно только ее интересам.
Российская официальная историографическая наука, развиваясь в дореволюционный период в рамках такой исходной системы координат, объявила сибирские народы «неисторическими» и определила «им место главным образом в этнографии, а не в истории культуры»2. Следуя ее
2 История культуры под редакцией Фр. Гелльвальда. Т. 1. Спб., 1897, с.52.
рекомендациям, царское правительство в отношении сибирских народов ограничивалось проведением национальной политики ассимиляции и русификации. В этот период о бурят - монголах как об «этнографическом реликте», писали многие европейские путешественники XVIII - XIX вв3. Сибирские областники Н.М. .Ядринцев4, А.П. Щапов5, признавая древность происхождения сибирских народов и необходимость оказания им государственной поддержки для развития, тем не менее сводили свою исследовательскую деятельность лишь к описанию жизни и быта бурят-монголов.
Только накануне Октябрьской революции, когда активизировалось национально - освободительное движение бурят - монголов в связи с усилением эксплуатации царским правительством инородцев, появились первые работы бурятских ученых, посвященные проблемам национального развития бурят - монголов6. Проблема истории взаимоотношений между монголоязычными народами и русскими стала предметом активной полемики между философами «евразийцами» (Флоровский, Савицкий, Трубецкой, Ильин)7 с одной стороны, и сторонниками экуменического русского универсализма, с другой
3 Спафарий Н. Путешествие через Сибирь от Тобольска до Нерчинска и границ Китая. Зап. РГО по
отделению этнографии, т.Ю, вып.1. Спб., 1882. Избранд Идее и Адам Бранд. Записки о русском посольстве в Китай ( 1692- 1695).-М., 1967. Мартос А.И. Письма о Восточной Сибири-М. 1827. Отделение этнографии,т.Ю,вып.1.Спб., 1882.ГмелинИ.Г.Путешествие по Сибири в 1733и 1743гг. Гетгинген, 1751 -1752. Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российского государства. Спб., 1788. Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов и их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, вероисповеданий и прочих достопамятностей. В 4-х частях. Спб., 1776 -1799. Миллер Г.Ф. Описание Сибирского царства и всех происшедших в нем дел от начала, а особенно от покорения его Российской державой по сии времена.-Спб., 1750.
Ядринцев Н.М. Сибирь как колония в географическом и историческом отношении. Изд. 2-е, испр. и доп. Спб., 1892.
'Сочинения Щапова А.П. в 3-х томах. Спб., 1906. Ринчино Э.-Д. Документы, статьи, письма - Улан - Удэ, 1994,- С.236. Хангалов М.Н. Собр. соч. в 3-х
томах. Под. Ред. и с предисл. Г.Н.Румянцева. Улан-Удэ, 1958. См. об этом подробнее: Социальная теория и современность. Евразийский проект модернизации России: «за» и «против». Вып. 18. М., 1995.
(В.Соловьев, Флоренский, Бердяев, Булгаков). Их дискуссии по сути стали продолжением давнего спора между западниками и славянофилами об определении места России между Востоком и Западом.
В послереволюционный период советская наука пыталась противопоставить европоцентристской идеологии идеологию коммунистического интернационализма. Но идеологические «шоры»8 не позволили ей выйти за границы узких и одномерных параметров. Национальные интересы бурятского народа наряду с другими народами были подчинены идеологическим целям и задачам советского государства.
Почти все публикации и документы, освещавшие межнациональные противоречия в советский период, стали недоступными для исследователей. Большинство научных работ советского времени обосновывало интернационалистскую политику партии и имело однозначную направленность - не столько на развитие наций, сколько на их сближение и слияние в интернациональную общность «советский народ».
Только в послеперестроечное время появились статьи, брошюры и монографии, затрагивающие тематику данного исследования. Среди них исторические труды «евразийцев» Л.Н. Гумилева9, Э. Хара - Давана10, которые предложили новый взгляд на историю взаимоотношений монголов и русских в период монгольского правления на Руси. В диссертационном исследовании подробно анализируются
8 Соколова И.В. Государственная политика Соединенных Штатов Мексики в отношении коренных
народов: опыт и проблемы.// Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. М., 1996. С.5.
9 Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь.-М., 1992.; Он же. От Руси к России: очерки
этнической истории. - М., 1992.
10 Хара - Даван Э. Чингис - хан как полководец и его наследие. Элиста., 1991.
исторические труды российских и иностранных ученых11, материалы международных научных симпозиумов12, монографические работы по сопредельным проблемам, книга И.С. Урбанаевой «Человек у Байкала и мир Центральной Азии»13, в которой с евразийских позиций осуществляется философская реконструкция истории бурятского народа, рассматривается его тесная связь с монгольским миром с древних времен. Данная проблема, во всей ее многомерности и противоречивости, вызывает пристальное внимание со стороны российских исследователей. Среди зарубежных исследователей по данной тематике известны такие авторы, как Р. Рупен14, О. Латимор15 и др.
11 Сыма Цянь. Исторические записи (Ши щи) / Пер. с кит. Р.В. Пяткина и B.C. Таскина.-Т. 1,2,3.-М., 1971, 1975. Си ю цзи или описание путешествия на запад даосского монаха Чан Чуня / Пер. с кит.
П.Кафарова//ТРДМ. -T.IV. - Спб., 1866. -С. 261 -436. Е Лун-ли. История государства киданей / Цидань
Го Чжи// Пер. с кит. Введ., коммет. и прилож. B.C. Таскина. - М., 1979. - 697 с. Мэн - да Бэй-лу («Полное описание монголо - татар») / Факсимиле ксилографа, пер. с кит., введ., комм, и прил. Н.Ц. Мункуева. - М., 1975. - 286 с. Мэн - гу-ю - му-цзи. Записки о монгольских кочевьях / Пер. с кит.П.С. Попова. - Спб., 1895. и др. Абуль - гази. Родословное древо тюрков / Пер. со староузбек. И предисл. Г.С. Саблукова. - Казань, 1906. Банзаров Д. Черная вера или шаманство у монголов /Под ред. Г.Н. Потанина. - Спб., 1891. - 128 с. БартольдВ.В. Образование империи Чингисхана: Оттельный оттиск из «ЗВОРАО». - Т.Х. - Спб., 1896. БартольдВ.В. История турецко - монгольских народов// Сочинения. - T. V. - М.., 1968. - с. 195 - 232. Бичурин Н.Я. (Иакинф). Записки о Монголии. T.I. - Ч. 1-2. - Спб., 1828.- 339 с. Бичурин Н.Я. История первых четырех ханов из дома Чингисова. - М., 1829. Владимирцов Б.Я. Общественный строй монголов. Монгольский кочевой феодализм. -Л., 1934. -223 с. Мункуев Н.Ц. Основные китайские источники по истории монголов (XIII - XV вв.) // Современная историография стран зарубежного Востока. - Вып. I : Китай.-М., 1963. - с.156-195. Материалы по истории сюнну (по китайским источникам) / Предисл., пер. и примеч. B.C. Таскина. -М., 1968. - 175 с. Трубецкой Н.С. Наследие Чингис-хана. Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока.-Берлин, 1925.-60с. Алтан Тобчи. Лубсан Данзан/Пер. с монг., введ., комм, и прил. Н.П. Шастиной. M., 1973.-439 с. БираШ. Монгольская историография (XIII - XVIII вв.). - М., 1978. - 319 с. Дамдинсурэн Ц. Исторические корни Гэсэриады.-М., 1957. - 239. Рашид-ад-дин. Сборник летописей / Пер. с перс. О.И. Смирновой.-T.I. - Кн. 2. - М. - Л., 1952. - 315 с. СухбаатарГ.К вопросу об этногенезе монголов// Роль кочевых народов в цивилизации Центральной Азии. - УБ. 1974. Grousset R., 1939 Lempire des steppes: Attila, Cengis - khan, Tamerlan. - P. Erdman F. 1862. Temudschin - der Unerschuttliche. - Leipzig, и др.
Центрально-азиатский шаманизм: философские, исторические, религиозные аспекты (материалы международного научного симпозиума) Улан-Удэ. 1996. Доклады и тезисы международного симпозиума «Бурят - монголы накануне III тысячелетия: опыт кочевой цивилизации, Россия - Восток - Запад в судьбе народа» - Улан -Удэ.1997. Урбанаева И.С. Человек у Байкала и мир Центральной Азии. Улан-Удэ. 1994. Rupen R. The Mongols of the Twentieth Century, Uralic and Atlaic Series, vol. 37, part I - II, Blumington, 1964.
O. Lattimore, Nomads and Commissar. Mongolia Revisited, New York, 1962.
Цели и задачи исследования. Концептуальное осмысление этнополитических факторов развития Республики Бурятия, определение основных тенденций, противоречий в национальной сфере и выявление возможных способов их регулирования.
Для достижения поставленной цели в диссертации выдвигаются следующие задачи:
- осмыслить методологические аспекты анализа этнополитических процессов в Республике Бурятия;
- охарактеризовать фундаментальную онтологическую структуру национального самосознания бурятского народа, его нравственно-религиозную основу и отношение к природе, человеческому обществу и индивиду;
- изучить генетические, культурно-исторические факторы формирования -национального самосознания бурят;
- исследовать развитие суперэтнической общности народов Центральной Азии и России с древних времен и ее эволюцию в евразийскую суперэтническую общность;
учитывая географическое положение Бурятии и культурно -исторические предпосылки развития самосознания бурят как части монгольского мира, проанализировать характер этнополитических процессов в Бурятии на современном этапе как субъекта Российской Федерации;
- проанализировать сущностные различия и общие черты в национальном сознании основных этнических групп в Бурятии - в первую очередь бурят и русских, составляющих подавляющее болшинство населения республики;
- выявить механизмы регулирования межэтнического взаимодействия и сотрудничества в Бурятии;
- изучить тенденции этнополитического развития Республики Бурятия.
Предметом исследования являются этнические факторы развития, тенденции, противоречия этнополитических процессов в Республике Бурятия.
Методологической и теоретической основой диссертации стали общепринятые научные концепции и методы: исторический подход, сопоставительный анализ, культурологически - цивилизационный подход. Наряду с этим диссертант использует комбинацию подходов при изучении темы исследования. Особое значение автор придает изучению методологических работ классиков российской и зарубежной исторической и этнополитической науки.
Оставаясь в целом на позициях диалектической методологии при анализе национальных отношений в Республике Бурятия и этнических факторах ее развития, диссертант критически осмысливает формационные и классовый подходы, отдавая предпочтение подходу цивилизационному.
Для более полного раскрытия изучаемой проблемы и получения адекватных результатов исследования автор не ограничивает его определенными хронологическими рамками, стремясь проследить развитие процессов от их истоков и до современности. Это позволяет получить в большей мере аутентичную картину развития и избежать невзвешенных обобщений.
Источниковедческую базу исследования составили материалы и документы, в которых нашли отражение современные национальные процессы. Они включают: нормативно-правовые документы Российской
Федерации, регулирующие межнациональное и межэтническое взаимодействие, гарантирующие права человека, наций, этнических сообществ, национальных меньшинств и малочисленных коренных народов; федеративные законы, договорные, исполнительные акты по национальной проблематике (Конституция Российской Федерации, Концепция государственной национальной политики Российской Федерации, Федеративный договор с Республикой Бурятия о разделении предметов ведения и полномочий, законодательные документы Республики Бурятия); труды российских и зарубежных политологов, историков и этнологов; газетно - журнальные публикации последних лет по межэтническому взаимодействию в Республике Бурятия и Российской Федерации наряду с личными наблюдениями диссертанта. Все эти источники заложили основу исследования.
Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их новизна. Новым в работе, как представляется, является сам концептуальный подход к изучению этнических факторов развития. Конкретно элементы новизны заключаются в следующем:
впервые в отечественной этнополитологии сделана попытка стереоскопически проследить на примере бурятского народа и территории его традиционного проживания тенденцию формирования суперэтнической общности евразийских народов от ее истоков, через фазы развития до современного состояния как линию развития со своими изгибами и откатами назад в многомерном этнополитическом пространстве Евразии;
проанализированы гносеологические корни образования этнополитической общности евразийских народов через специфическую архитектонику национального самосознания бурятского народа как одной
из ее этнических составляющих, внесшей свой вклад в ее развитие, особенно, на начальной фазе становления;
- изученные этнополитические факторы развития в Республике Бурятия рассматриваются с точки зрения нового видения исторического этногенеза бурят, его непосредственной географической, исторической и культурной связи как с русским народом, так и со странами буддийской цивилизации;
- выявлены базисные культурно-мировоззренческие ценности, общие для народов буддийского Востока и России, способные образовать базу устойчивой идеологической системы формирования будущего развития человечества;
- осмыслена и отражена интегративная роль евразийской модели развития национальных отношений в Российской Федерации и Республике Бурятия, как ее интегральной составной части, способной не только «вписаться» в контекст новой парадигмы политической консолидации человечества, но и быть ее несущей конструкцией; в соответствии с этим определяется необходимость самоидентификации многонационального народа Бурятии;
- рассматривается совершенствование российского федерализма на основе евразийской идеологии в качестве одного из способов преодоления негативных тенденций воздействия внешних факторов;
- предлагаются для государственных органов возможные пути оптимизации национальных отношений в Республике Бурятия.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что выдвигаемые автором положения и подходы дают возможность глубже раскрыть сущность процессов, происходящих в сфере национальных отношений Республики Бурятия. Обосновываемая в работе концепция
может служить одной из теоретических основ для федеральной и бурятской республиканской национальной политики в создании программ регулирования и развития национальных отношений как в Республике Бурятия, так и в других регионах Российской Федерации.
Практическая значимость работы определяется тем, что ее результаты могут найти применение для реализации Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, подготовки Концепции национальной политики Республики Бурятия, а также могут быть использованы в качестве теоретической основы в учебном процессе в общеобразовательных и высших учебных заведениях, системе повышения квалификации управленческих структур органов государственной службы, занятых в сфере регулирования национальных отношений.
Апробация результатов исследования. Основные положения и идеи диссертации прошли апробацию в опубликованной научной статье. Промежуточные результаты работы автор докладывал на научных и научно - практических занятиях и семинарах, на проблемной группе кафедры федеративных и национальных отношений Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Структура дисертации. Диссертационное исследование состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и литературы.
Во введении обосновывется выбор темы исследования, раскрываются актуальность и новизна и диссертации, состояние научно
разработанности проблемы, степень ее изученности в отечественной историографии, обосновывается необходимость широких
хронологических рамок, цели и задачи работы, ее практическое и научное значение.
В первом разделе - «Методологические аспекты анализа этнополитических процессов в Республике Бурятия» - дается характеристика методологии различных подходов, сложившихся в научном изучении этнических и этнополитических проблем к настоящему времени в России и зарубежом.
В главе отмечается, что историческое прошлое народов, воспринимавшееся в советской научной практике с одних позиций, в настоящее время пересматривается с других, в результате чего происходит реконструкция исторического развития того или иного этноса. В этих условиях существует опасность впасть в мифологизацию и романтизацию исторической действительности, с одной стороны, в очернительство - с другой. Поэтому анализ этнополитической ситуации в Республике Бурятия на современном этапе будет адекватным в том случае, если его развернуть с позиций научно обоснованной методологии и теоретических обобщений, которые выработали многие отрасли знания человечества. Не претендуя на широкий охват, автор тем не менее считает важным отметить, что в исследовании необходимо привлекать обширный исторический, культурный, географический, религиозно - философский и психологический материал.
В рамках современной науки об этнополитических процессах образовалась совокупность различных подходов и их комбинаций с набором методологических принципов и требований, трансформирующихся вместе с происходящими изменениями в недрах
самих этносов как объектов изучения. Среди них в диссертации характеризуется конструктивистский, исторический, релятивистский, примордиалистский, биологический, географический, экологический, социологический, компаративистский (сопоставительный), психологический, культурологический, цивилизационный подходы.
Применение какого - либо одного из вышеназванных подходов не дает исследователю адекватной картины изучаемых процессов и явлений, так как может стать причиной субъективного одностороннего освещения национальной жизнедеятельности народов, а это чревато перегибами в освещении теории и серьезными издержками на практике. Поэтому наиболее приемлемым представляется комплексное применение всех названных подходов, их синтетическое сочетание, несущее с научной точки зрения более объективное представление о процессах в природе и мире.
В заключение главы диссертант делает вывод о том, что синтетический подход summa sumarum позволяет видеть весь спектр явлений, не впадая в оценочные крайности, избегая односторонних суждений и выводов. Он несет в себе немалый мировоззренческий заряд, открывает перед исследователем новые горизонты развития этнополитических процессов в мире с перспективой более полного достижения истины и взаимопонимания народов, в том числе Республики Бурятии.
Во втором разделе диссертации - «Исторические факторы формирования национального самосознания бурятского народа» -проанализированы основы национального самосознания бурят, гносеологические корни образования этнополитической общности евразийских народов, тенденции ее проявления с древних времен на
территории внутреннего пространства Евразии вплоть до Октябрьской революции.
При характеристике исторических факторов формирования национального самосознания бурятского народа акцентируется внимание на необходимости масштабного осознания общей человеческой природы для преодоления узких рамок своей этничности и рубежей осознания только национальных интересов и культурных различий. Именно на таком пути понимания национальные особенности станут не разделительной линией, а «связующей нитью»16 в сотворчестве народов.
Поэтому автор считал важным подняться до понимания наднациональной общности народов и их культур. Интеллектуальные достижения мировой науки (теория И. Пригожина и И. Стенгерс, теория социокультурной динамики П.А. Сорокина, теория цикличности развития народов Тойнби, цивилизационно - культурологическая О. Шпенглера, теория мирового системного анализа И. Валлерстайна, геополитического и цивилизационно - культурологического синтеза С. Хантингтона) и российской науки (интернационально - объединительные идеи А.Н. Радищева, идея о создании единой общероссийской общности народов представителей первого русского революционного движения декбристов П.И. Пестеля, Н.М. Муравьева, H.A. и М.А. Бестужевых и др., передовые взгляды на развитие угнетенных самодержавием народов России сибирских областников Н.М. Ядринцева, Г.П. Потанина, Л.П. Щапова) дают возможность полнее и глубже рассмотреть проблемы национальных отношений, отказавшись от идеологической одномерности и
16 Урбанаева И.С. К концепции байкальской культуры: идея суперэтнической традиции. // Философия и история культуры: национальный аспект. Улан-Удэ. 1992.С.7.
определенной узости научных и общественно - политических представлений.
В разделе этнические факторы развития в Республике Бурятия рассматриваются с точки зрения нового видения исторического происхождения бурят, его непосредственной географической, исторической и культурной связи со странами Центральной и Восточной Азии с древних времен. Многочисленные исторические источники, заложившие научный фундамент работы, являются тому убедительным подтверждением. Территория Бурятии с ранних исторических времен была местом миграции кочевых племен, тесное взаимодействие которых Л.Н.Гумилев охарактеризовал как суперэтническую целостность кочевых народов внутренней Евразии. Спецификой такой целостности явилось то, что в процессе ее эволюции этнокультурные и этнолингвистические различия между степными народами были не столь значимы, как факторы культурно - политической преемственности и общности в их международной жизни.
Духовная жизнедеятельность внутри суперэтнической целостности, сложившейся в Центральной Азии в прошлом, возникла на основе сакральных представлений кочевников о генетическом единстве человека и природы, глубокий философский смысл которого заключался в поддержании баланса и равновесия в их взаимоотношениях. Принцип равенства, рожденный единством природы и человека, стал нравственной основой для формирования с древнейших времен политической и культурной традиции степной этики равноправных отношений между кочевниками и в их отношениях с представителями соседних цивилизаций.
Национальное самосознание бурятского народа глубоко унаследовало этику далекого исторического времени, этнополитическая суть которого до сих пор остается актуальным и выражается в знаменитом изречении Чингис-хана: «Уважаю и почитаю всех четырех (Будду, Моисея, Иисуса и Магомета) и прошу того, кто из них в правде наибольший, чтобы он стал моим помощником»17.
Поднимая новый пласт исторического материала, диссертант, прослеживает процесс формирования национального самосознания бурятского народа, предпринимает попытку выявить в его истории такие исторические факты, которые в известной мере опровергают традиционные представления и оценки и укладываются в новую логическую систему построения в рамках модели тэнгрианского видения мира, предполагающего существование религиозного плюрализма и толерантности, управление обществом на основе партикулярного права.
Автор сознает, что высказывает спорную точку зрения, однако делает это, опираясь на многочисленные источники и обширную историческую литературу, предлагая видение исторического процесса по евразийской модели развития со своими изгибами и зигзагами и даже откатами назад.
Одним из отступлений от евразийской логики развития исторического процесса, как считает автор, явился период правления в России династии Романовых, когда на вооружение царским двором была принята европоцентристская идеология. Она стала идейно - «научным» стержнем колониального продвижения России на восток. Оказавшись под ее влиянием, представители русской буржуазно - дворянской историографии стали сторонниками «научной» теории, в соответствии с
"ФедоровС.А. Донцы в наследии Чингисхана. // Вольное казачество. Прага. 1928.
которой народы Сибири считались, якобы, «народами», которым отводится «место главным образом в этнографии, а не в истории культуры» и которых, стало быть, необходимо «цивилизовать» во имя их же блага.
В истории России против идеологии европоцентризма колониальной политики царского самодержавия и в защиту инородцев смело выступили А.Н. Радищев, а за ним и декабристы. В программных документах своего движения они призвали русский народ вместе с другими народами и племенами России к образованию единой российской нации. Уже будучи в ссылке в Бурятии, декабристы H.A. и М.А. Бестужевы, М.К. Кюхельбекер и др. взялись за осуществление программы культурно - просветительской деятельности среди бурятского населения. Столкнувшись с реальной жизнью бурят и эвенков, они всесторонне и глубоко, с истинно демократических позиций подошли к изучению края, особенностей хозяйства, быта, обычаев и нравов бурят. С искренним уважением относились декабристы к национальным особенностям бурят, подчеркивая их положительные качества, которые стали для диссертанта важной опорной точкой в его исследовании процесса формирования национального самосознания бурятского народа в тот период.
На основаниии этих исторических фактов автор делает вывод о том, что во время русского революционно - освободительного движения декабристов еще раз проявилась тенденция осознания наличия суперэтнической общности на просторах Евразии.
Однако Бурят - Монголия в планах царской России рассматривалась в первую очередь как один из форпостов для проведения колониальной политики на Востоке. Поэтому только в этих пределах официальными
властями создавались некоторые условия, объективно содействовавшие культурному развитию бурят - монголов. И буряты в меру возможностей пытались использовать эти условия для улучшения своей жизни, втягиваясь в орбиту хозяйственно - экономической жизни России. При этом, начав более широко заниматься земледелием и развивая свое древнее кузнечное ремесло, они продемонстрировали свои возможности.
Хотя царским правительством и был провозглашен принцип терпимости к религиозным воззрениям «иноверцев», тем не менее самодержавие выделяло православие как господствующую религию в России и обепечивало ей государственную поддержку. Православие активно развернуло среди бурят миссионерскую деятельность. Буряты в силу своего тенгрианского мировоззрения достаточно легко воспринимали православного бога как одного из своих новых богов в ряду многих. Поэтому православие среди бурят носило в основном обрядовый характер, а буряты продолжали оставаться «внутри себя» шаманистами.
В разделе делается вывод, что проявления тенденции суперэтнического объединения народов Евразии, берущие свое начало в том числе и в Централной Азии с древнейших времен, проблесками прослеживаются также и в более поздний период даже тогда, когда царская Россия проводила колониальную политику в Сибири. Связующей силой такого объединения явился туранский психологический тип характера обитателей внутренней Евразии, ставший основой тэнгрианского самосознания бурятского народа еще с древних времен.
В третьем разделе диссертации - «Тенденции этнополитического развития Республики Бурятия» - рассматриваются процессы проявления
традиции суперэтнической общности в советский период и в настоящее время, ее тесная связь с азиатскими духовными учениями, выражаемая через понятие «азиатское мировоззрение», анализируется интегративная роль евразийской модели развития национальных отношений в Республике Бурятия как составной части Российской Федерации, в качестве идейной стержневой объединительной силы, способной консолидировать вокруг себя полиэтничные и поликонфессиональные территории внутренней Евразии.
Тенденции развития Республики Бурятия в период установления советской власти автор характеризует как движение по линии формирования внешних контуров суперэтнической многонациональной общности в условиях тоталитарного режима, но на основе однокультурной идентичности под вывеской развития народов, что явилось впоследствии одной из основных причин распада СССР.
В первые месяцы революции под угрозой развала российской империи большевики провозгласили равноправие народов в советском государстве, пообещав предоставление им государственной автономии. Представители передовой бурятской интеллигенции, размышляя о путях развития своего народа, восприняли революцию как величайшее событие в жизни народа. Учитывая пограничное положение Бурят - Монголии между двумя цивилизациями, еще в царский период ими была выдвинута идея развития бурят и их культуры в рамках синтеза Востока и Запада, сочетания восточных духовных традиций с достижениями западной цивилизации. Под Западом понималась Россия, у которой бурят -монголы могли перенять европейские экономические и технологические достижения и развить их на основе буддистскихских и шаманистских духовных традиций, а также высоких духовных ценностей православия.
Известия о государственной автономии, которую предлагали эолыпевики, бурятские национал - демократы расценивали как вступление своего народа в новую цивилизацию, где будут учитываться интересы всех народов. Поэтому, веря в демократичность большевиков, эни всеми мерами способствовали установлению советской власти в Бурят - Монголии и содействовали продвижению революционных идей Коминтерна в Монголию и Китай.
Советский период был характерен тоталитарными методами эешения национальных проблем - террором и репрессиями, разделением территории Бурятии на три части, в результате чего бурятский народ во многом утратил глубину национального мироощущения, языка и даже культуры. Но вместе с тем нельзя отрицать важный вклад и помощь русского народа в социально-экономическом и культурном развитии зурятии.
В советский период также наблюдается стремление руководства 1ССР к развитию народов страны по пути сближения наций в единую общность - советский народ на основе идеологии марксизма-ленинизма. Эно было нередко направлено на отрыв народов от их национальных сорней и собственной культурной идентичности. В Бурят - Монголии такая политика проявилась особенно наглядно. В своем первоначальном ¡амоназвании она потеряла свою вторую часть - «Монголия», а ведь >то демонстрировало важную специфику ее геополитического засположения и стремление советского правительства дистанцировать Бурятию от Монголии.
Однако, коммунистическая идеология, хотя способствовала ¡озданию мощного и сильного СССР, но, поставленная на рельсы юциалистического управления, игнорирующего рыночные законы
развития в экономике и национальную уникальность народов СССР (их культуру, язык), отдавая приоритет государствообразующему этносу в национальной политике, она была обречена на крах. И, как считает диссертант, здесь можно увидеть один из глубинных истоков этнополитического конфликта. В соответствии с такой точкой зрения считается, что сохранение в течение длительного времени в многонациональном государстве политического и социально-экономического неравенства ведет к вызреванию этнополитических коллизий.
Одним из сдерживающих факторов конфликтности в Бурятии после наступления демократических преобразований, по мнению автора, явилось толерантное мировоззрение бурят, способствующее достижению взаимопонимания народов на основе идеи единства людей в единой системе Природы.
Автор приходит к заключению, что традиционные азиатские духовные ценности сегодня имеют немаловажное значение в развитии бурятского народа. Благодаря им многие азиатские народы успешно осваивают западный технологический опыт.
Важно отметить, что и традиционная духовная культура бурят как часть общеазиатской культуры также может содействовать обеспечению мира и достижению баланса во взаимоотношениях между людьми разной национальности и играть позитивную роль в этнополитических процессах в республике.
В этой связи в разделе автором предлагается идея евразийской самоидентификации многонациональной общности Бурятии, которая наиболее полно отражает ее национальный состав населения и создает основы добровольного, а следовательно, более тесного сближения
гвразийских народов при максимальном сохранении их национальной идентичности в едином государстве. Евразийская формула развития Бурятии будет способствовать укреплению традиции суперэтнической общности среди народов Евразии.
Автор считает, что поддерживая идеологов «евразийства», в рамках евразийской самоидентификации народов Бурятии допустимо развитие «позитивных национализмов» как русских, так и бурят, так как они □удут, в конечном итоге, замыкаться на необходимость общего мирного :овместного сожительства и сотрудничества, на осознании общей геополитической и исторической судьбы, важную роль в которой играют евразийские ценности.
Привлекательность евразийской модели развития
многонациональной общности Бурятии состоит и в том, что место России - служить надежным гарантом защиты от растущего внешнего влияния как с Востока, так и с Запада.
В работе исследуется проблема воздействия внешних факторов на состояние национальных отношений в Бурятии. Указывается, что объектом воздействия внешних сил могут одновременно стать как русские, так и буряты. Учитывая структурообразующее геополитическое значение территории Бурятии, автор иследует вероятные направления воздействия внешних сил и возможную различную конфигурацию группировок стран в их борьбе за сферу геоэкономического влияния во внутренней Азии.
Автором дается краткая характеристика некоторых наиболее острых процессов современной этнополитической ситуации в Республике Бурятия.
В разделе делается вывод о необходимости принятия идеолога* евразийства, способной консолидировать многонациональную общность народов Бурятии.
В заключении диссертации подведены итоги исследовательской работы. Делается вывод, что этнополитические факторы развития на территории Бурятии с древнейших времен способствовали созданию социальных условий для постепенного становления евразийской суперэтнической общности. В этой связи Российская Федерация призвана поддержать традицию тысячелетнего опыта совместного сожительства евразийских народов. Политическая ситуация сегодняшнего времени настоятельно требует развития российского федерализма с учетом евразийской идеологии, которая позволяет снять противоречия в национальной жизни не только Бурятии, но и других регионов России. Одновременно она дает возможность соблюсти и государственные интересы многонациональной общности российского государства, и стабилизировать как его внутреннию политическую ситуацию, так и активно проводить внешнюю политику.
По теме диссертации опубликована статья:
1. Многонациональная общность народов Республики Бурятия и ее самоидентификация. Информационный бюллетень № 2 Министерства Российской Федерации по региональной и национальной политике. - М.
*
*
1998, (1 п.л.)
Л
ЗакХ2Р6 Тир.80 знз. I
ПИБ РАГС 117606 Москва.пр.Вернадского,