автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему: Этносоциальная терминология Корана как источник по истории и этнографии Аравии на рубеже VI-VII вв.
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Резван, Ефим Анатольевич
ЕВЭДЕНИЕ.
ГЛАВА I. КОРАНИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ:
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ И ИСТОЧНИКИ.
ГЛАВА П. ЧЕЛОВЕК И ЛЮДИ В КОРАНЕ
ТЕРМИНЫ, НЕ УКАЗШАВДЙЕ НА КРОВНОЕ РОДСТВО).
§ I. 'Инсан (ан-нас), 'инс, 'инсйй (»анасйй), анам.
§ 2. 'Имру' (ал-мар'), раджул (риджал).
§ 3. Бану 'адам, башар, нафс, бариййа, халк, абд ('абвд, <ибад) /Аллах/.
ГЛАВА Ш. ТЕШИНЫ ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ
ЭТНОСОЦИАЛЬНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ.
§ I. Каум, бану, фирка,кабила (кабил), шагб, ма'шар, джибилл (джибилла), риббиййуна.
§ 2. 'Унас, сибт, рахт, еашйра, фарйла, зу (заву) курба (и производные).
§ 3. »Улу 'архам, 'ахл, 'ахл ал-байт, изуна, 'ал, нафар, хулата».
ГЛАВА 1У. ТЕРМИНЫ ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ
РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ СООБЩЕСТВ.
§ I. 'Умма, 'ахл ал-китаб, милла, хизб.
§ 2. Фарйк, та'ифа.
§ 3. Шиса, фи'а, ьусба.
Введение диссертации1984 год, автореферат по истории, Резван, Ефим Анатольевич
Работа посвящена изучению этносоциальной истории Аравии на рубеже У1-УП вв. В ней предпринята попытка анализа комплекса проблем, связанных со сдвигами в общественном сознании и переменами в этносоциальной структуре общества, которые произошли в Аравии к началу УП в, и получили свое отражение в Коране. Изучение этих процессов дает ключ к пониманию многих аспектов истории Аравии, возникновения и начальной истории ислама и раннемусульманского средневековья в целом.
Исследование основано на результатах анализа употреблений 42 терминов, служивших для обозначения человека и человеческих коллективов. Были рассмотрены также значения однокоренных слов, дополнительно привлечено более ста терминов, хотя и не входящих в анализируемые лексико-семантические группы, но относящихся к рассматриваемым проблемам.
Актуальность исследования обусловлена важностью изучения этносоциальных и идеологических процессов в Аравии на рубеже 71-УП вв., как в общетеоретическом плане (закономерности и формы перехода от родового общества к классовому; закономерности становления монотеистических религий; изменения в общественном сознании и социальной психологии в условиях перехода от политеизма к монотеизму), так и в связи с разработкой истории возникновения ислама - одной из трех так называемых мировых религий.
Изучение внутренних процессов в аравийском обществе на основе текста Корана приобретает особую актуальность в наши дни, в условиях резкого усиления активности исламской идеологии в духовной жизни и общественно-политической борьбе народов мусульманского Востока. Коран играет огромную роль в религиозной, культурной и политической жизни современных мусульманских государств, к его идеям и образам аппелируют современные исламские идеологи и пропагандисты. Изучение этого памятника с марксистских позиций в конкретно-исторических условиях его возникновения, анализ его содержания, в частности, представлений Мухаммеда о человеке и обществе открывает ноше возможности для адекватного истолкования не только рассматриваемых представлений, но и идеологии Корана в целом.
Поскольку в работе анализируются термины, которыми оперируют также современные идеологи "исламского возрождения" и арабского национализма, то полученные результаты могут быть использованы для исследования современной идеологической жизни в арабском мире, для выяснения истоков идейной полемики между различными течениями в современном исламе.
Основная цель диссертационной работы - изучение с помощью контекстового анализа терминов Корана, передававших важнейшие представления Мухаммеда о мире лщдей и на этом основании -воссоздание: а) основных социально-психологических характеристик человека; б) важнейших характеристик этносоциальных коллективов; в) принципов, определивших функционирование и мотивировки номинации религиозно-политических сообществ в Аравии изучаемого периода.
Инструментом исследования послужил контекстовый анализ трех лексико-семантических групп в языке Корана, объединенных общей тематической рубрикой "человек-лкщи-общество". Основная особенность метода состоит в том, что значения терминов определяются анализом контекстов их употребления, а не выводятся из словарных статей средневековых арабских словарей и комментариев к Корану (тафсиров). Между тем, в соответствующих исследованиях вплоть до наших дней понимание текста Корана в значительной мере обусловлено его истолкованием средневековыми мусульманскими лексикологами и теологами.
Результаты исследования с использованием избранного метода позволяют характеризовать ранний ислам как этап в развитии религиозного сознания оседлого населения Внутренней Аравии УТ-начала УП вв., позволяют рассмотреть историю начального ислама через историю возникновения и развития его основных понятий, позволяют показать эволюцию представлений самого Мухаммада о мире лщцей. Сделанные наблюдения важны для воссоздания облика основателя ислама и служат ценным материалом для изучения его духовного развития, его становления как религиозного проповедника и политического деятеля.
Предлагаемый подход учитывает как традиции отечественной арабистической школы, так и последние достижения западного исламовед ения, в частности, в изучении Корана.
Научная новизна работы обусловлена как использованием новой методики исследования терминологии так и тем, что такая методика впервые применяется для комплексного анализа корани-ческих представлений о человеке и обществе, этносоциальных процессов в аравийском обществе в эпоху возникновения ислама и эволюции идеологии Мухаммада. Работой возобновляется прерванное в нашей стране почти полвека назад систематическое изучение Корана как источника по социальной и духовной жизни Внутренней Аравии в эпоху возникновения ислама.