автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Этносоциальные отношения в Центральной Азии: теория, проблемы, пути решения

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Пулатов, Аслидин Хамидович
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Ташкент
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Этносоциальные отношения в Центральной Азии: теория, проблемы, пути решения'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора философских наук Пулатов, Аслидин Хамидович

Введение.

Глава I. Научно-методологические вопросы национальных и этносоциальных отношений.

§ 1. Научно-теоретические концепции о национальных и этносоциальных отношениях.

§ 2. Изучение и решение этносоциальных отношений в советском периоде

§ 3. Изучение национальных и этносоциальных отношений в

Центральной Азии.

Глава II. Возникновение независимых государств и формирование новых этносоциальных отношений в Центральной Азии.

§ 1. Возникновение независимых государств в Центральной Азии и изменения в этносоциальных отношениях.

§ 2. Социально-экономическое сотрудничество и формирование новых этносоциальных отношений в Центральной Азии.

§ 3. Региональная этнополитика как модель формирования этносоциальных отношений и управления ими.

Глава III. Современные этносоциальные проблемы и пути их решения в Центральной Азии.

§ 1. Проблемы социально-демографического положения, миграции и безработицы.

§ 2. Социальные конфликты и пути стабилизации этносоциальных отношений.

§ 3. Использование культурно-гуманитарных традиций и связей в стабилизации этносоциальных отношений.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по философии, Пулатов, Аслидин Хамидович

Социально-политические события конца XX века, в особенности крах "советской империи", никогда не учитывающей подлинных интересов Этносов и стремившейся лишь к формированию "единого советского народа", положили начало новому динамическому этапу изучения этносоциальных проблем. В советский период наличие этносоциальных проблем признавалось лишь в капиталистических странах. В настоящее время наличие таких проблем признается не только в полиэтнических, но и в моноэтнических государствах. Даже в самых развитых в научно-техническом и культурном отношениях странах Запада этносоциальные противоречия находят свое отражение в социальных изменениях и в политической борьбе. Таким образом, без изучения национальных и этносоциальных факторов, без учета интересов этносов во внутренней и внешней политике, без опоры на особенности социодинамического развития невозможно обеспечение прогресса общества.

Как отметил Президент Таджикистана Э.Рахмонов: "История мировой цивилизации свидетельствует о том, что самосознание и национальная гордость является цементирующей основой любой уважающей себя нации. Нация, которая не чтит свой язык, историю и литератур^, не уважает свои обычаи и культурные ценности, вряд ли сможет надолго сохранить и свою независимость".1

В настоящее время в этносоциальных отношениях можно наблюдать процессы, полные сложностей и внутренних противоречий. С одной стороны, происходит процесс межгосударственной и межэтнической глобализации, а с другой стороны, во многих государствах наблюдаются вспышки этносепаратизма. С одной стороны,

1 Эмомали Рахмонов. Таджики в зеркале истории. Книга первая. От арийцев до Саманидов. Лондон, 2002г.-с. 129- ГО. после разрушения тоталитарной системы образовался целый ряд независимых государств, с другой стороны, в них возникли и усилились явления трайбализма, местничества, напряженности. С одной стороны, подписывается много международных договоров, пактов, контрактов, направленных на углубление межгосударственной интеграции, с другой стороны, происходят антиинтеграционные и антиглобалистские процессы.

В настоящее время осуществляется процесс развития широкой интеграции, основанной на отказе от узких этнических, классовых, идеологических подходов и интересов. Эта интеграция основана на формировании принципиально новой, гуманистической системы ф взаимоотношений человека с обществом, государством. Естественно, что формирование этой системы с учетом этнокультурного опыта, идеалов, этических норм, универсальной макроэтики и т.д., сталкивается не только с прогрессивными, но и регрессивными взглядами, социальными различиями и противоречиями. Если эти объективные и субъективные факторы не изучать, не учитывать их конструктивное содержание в решении социальных проблем и обеспечении интересов # этносов, то данные различия и противоречия вполне могут привести к цивилизованному расколу», «конфликту цивилизаций» по С.Хантиштону.

Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами. Во-первых, наступил новый исторический период в жизни народов Центральной Азии - период формирования и развития независимых государств. Это накладывает особую ответственность на народы региона и ставит задачи переосмысления этнокультурных Ф традиций и взаимосвязей, поиска новых подходов в этносоциальном развитии.

Во-вторых, возникшие и возросшие у титульных этносов за годы независимости национальная гордость, национальное самосознание и уверенность в себе полностью изменили те взгляды и подходы, которые сформировались в советское время. Однако если данное прогрессивное явление неверно толковать и делать из него неправильные выводы, то это может вести к различным этническим, этнодемографическим, этнокультурным, этносоциальным проблемам.

В-третьих, независимые государства имеют целый ряд национальных интересов и признаков своего суверенитета (например, границы). Каким образом это влияет на этносоциальные связи, исторически сложившиеся в регионе взаимоотношения, жизнь братских народов, чх мировоззрения, новую систему этносоциальных контактов. В целом этносы Центральной Азии характеризуются близостью историко-культурного развития и этнодемографических особенностей, единством своего этногенеза, однако в процессе своего независимого развития государства региона избрали различные модели социального развития по объективным причинам, что сказывается и на этносоциальном развитии.

В-четвёртых, до сих пор национальные, этносоциальные отношения в Центральной Азии были в стороне от научных интересов большинства исследователей. В советский период этносоциальным отношениям и проблемам не уделялось должного внимания, поскольку считалось, что в период строительства коммунизма все национальные проблемы и противоречия исчезнут сами собой. В исследованиях по национальному вопросу этносоциальные проблемы рассматривались как пережиток, который исчезнет сам собой в процессе слияния всех этносов в единый советский народ, объединённый единой идеологией. Правда, за пределами СССР проводились исследования этносоциальных проблем, однако их результаты были недоступны большинству советских исследователей. В последние 10-15 лет вышло значительное число публикаций по этносоциальным проблемам, однако они носят преимущественно популярный, публицистический характер.

С учетом всего вышесказанного диссертант полагает, что этносоциальные отношения в Центральной Азии являются научной проблемой, имеющей как фундаментально-теоретическое, так и социально-практическое значение.

Степень изученности проблемы. Сведения о народах, этносах и их взаимоотношениях можно встретить во многих древних источниках: в «Авесте», Бехистунекой надписях, трудах Геродота, Фукидида, Арриана, Чжан Цзяня, Сюн Юна и т.д. Ценные сведения о тюркских этносах, их образе жизни, традициях, этнокультурных особенностях содержатся в эпосах и дастанах «Алпамыш», «Гороглы», «Манас», «Деде коркут» и т.д. Оставившие значительный след в истории региона учёные, мыслители, творческие и государственные деятели в своих трудах в той или иной степени осветили жизнь народов Мавераннахра - Турана - Туркестана, их культурные ценности, социальную жизнь, этнопсихологические особенности. Однако изучение национальных и этносоциальных отношений как самостоятельной научной проблемы началось только в XX веке. Эти исследования, научно-теоретические концепции можно разделить на следующие направления.

1. Нсторико-этнографические и этнологические исследования. К ним можно отнести исследования таких учёных как С.М. Абрамзон, А.Г. Агаев, В.А. Анучин, Ю.В. Бромлей, В.И. Вернадский, М.Н. Губогло, J1.H. Гумилёв, Р.Ф. Итс, В.И. Козлов, С.А. Токарев, Ю.К. Поплинский, Н.Н. Чебоксаров и т.д.2 В трудах этих учёных исследуются проблемы

2 Абрамазон С.М. Киргизы и их этнические и историко-культурные связи. - Л.: Наука, 1971; Агеев А.Г. Народность как социальная общность // Вопросы философии, 1965. № 2; Анучин В.А. Теоретические проблемы географии. - М.: Наука, 1972; Бромлей Ю.В. К характеристике понятие «этнос» //Расы и этногенеза, этнографии, этнологии. Их важная роль заключалась в том, что они концепцию этноса возвели в ранг важнейшей научной теории.

2. Исследования по социальной антропологии. К ним можно отнести исследования Ф.И. Минюшева, Э.А. Орлова, Я.Я. Рогинского, М.Г. Левина и т.д.3

В них исследуются проблемы социализации личности в процессе этносоциальных взаимоотношений и формирования национально-этнических особенностей.

3. Исследования социал-утопических концепций и теорий. Это труды таких исследователей как У. Белл, Корнхаузер, Т. Мор, П. Манчини, Морелии, Р. Оуэн, У. Ростоу, А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Ф.Г. Янг и т.д.4 В этих трудах выдвигались идеи о том, что в будущем возникнет общество без противоречий и социальной борьбы, свободная «ассоциация людей без национальностей и национальных границ» (А. Сен-Симон). Однако реальный ход социально-исторического развития показал, к сожалению, удаленность данных подходов от действительной жизни.

4. Социологические и социально-психологические исследования. К ним относятся труды таких учёных как Б.А. Грушин, JI.H. Гумилёв, Ч. Гусейнов, J1.M. Дробижева, JI. Ионин, И.С. Кон, Г. Лебон, Ю.П. породы. Современные этнические и расовые проблемы. Ежегодник. — М.: Наука, 1971; Бромлей Ю.В. опыт типологизации этнических общностей //Советская этнография, 1972, № 5; Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. - М.: Наука, 1983; Вернадский В.И. Избранные сочинения в 6т. Т.5. Биосфера. - М.-Л.: 1960; Губогло М.Н. Современные этноязыковые процессы в СССР. - М.: Наука, 1984; Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - М.: «Мишель и К.,» 1994; Итс Р.Ф. Введение в этнографию. - Л.: Наука, 1974; Козлов В.И. О понятии этнической общности //Советская этнография, 1967, № 4; Козлов В. Что такое этнос? //Природа, 1971, № 2; Токарев А.С. Проблема типов этнических общностей //Вопросы философии, '964, №2; Поплинский Ю.К. К истории возникновения термина «этнос» //Советская этнография, 1973, №1; Чебоксарев H.H., Чебоксарев И.А. Народа, расы, культуры. - М.: Наука, 1971.

3 Минюшев Ф.И. Социальная антропология. - М.: 1997; Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. - M.: Норма, 1994; Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Основы антропологии. - М.: Наука, 1995.

4 Мор Т. Утопия //Утопический роман XVI-XVII вв. - М.: Мысль, 1971; Сен-Симон. Катехизис промышленников. Избр. Соч. в 2-т. Т.2, - М.: Изд-во АН СССР, 1948; Социально-утопические идеи в Средней Азии. - Т.: Фан, 1989; Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды XVI1-XIX вв. - М.: Наука, 1967; См: История политических и правовых учений. - M.: Норма-Инфра. М., 1999; См: Усманов М.К. Социальная утопия как течение общественно-философской мысли в Средней Азии. - Т.: Фан. 1989; См: /топический социализм в России. - М.: Изд-во полит, лит-ры, 1985.

Платонов, JI. Г. Почебут, З.В. Сикевич, П.А. Сорокин, И.Р. Шафаревич и т.д.5 В этих исследованиях раскрываются этнопсихологические особенности развития этноса, нации, общества, этнические стереотипы, межэтнические противоречия и т.д. Следует отметить тот большой вклад в развитие этносоциологии и этнопсихологии, который внесли такие западные исследователи как У. Бенкс, 3. Бжезинский, П. Ванд ер Берге, В. Вуд, Р.Гальбино, К. Гирц, Р. Дарендорф, Т.Н. Эриксон, В. Коларс, У. Коннер, М. Месбах, М.Н. Маргер, Е. Наби, Э. Оллворт, X. Тейфен, Ф.А. Хайек, Б. Хайеншке и т.д.6 Особое место среди данных трудов принадлежит фундаментальному десятитомнику В. Вуда «Психология народов».

5. Исследования этатистских идей. В данных исследованиях изучаются проблемы взаимоотношений наций, этносов с государствами, влияние государства и права на этносоциальные отношения. Этатисткие концепции разрабатывали итальянский социолог и правовед П. Манчини, английский историк и политолог X.

5 Введение в этническую психологию. - СПб., 1995; ГрушИн Б.А. Массовое сознание - М.: Политиздат, 1987, 1987; Гумилев Л. Психологическое несходство этносов //Психология национальной нетерпимости. — Мн.: Хар|.сст, 1998. С. 62-71; Гусейнов Г. Социально-психологические аспекты сторительства национального государства//Психология национальной нетерпимости. - Мн.: Харвест, 1998, С. 295-306; Дробижева Л.М. Этносоциология //Энциклопедический словарь - М.: 1995; Ионин Л. Культурный шок; конфликт Этнических стереотипов //психология национальной нетерпимости. - Мн.: Харвест, 1998. С. 104-114; Кон И. Психология предрассудка //Психология национальной нетерпимости - Мн.: Харвест, 1998. С. 5-48; Лгбон Г. Психологическая иерархия рас. //Психология национальной нетерпимости. - Мн.: Харвест, 1998. С. 71-84; Платонов Ю.П., Почебут Л.Г. Этническая социальная психология - СПб, 1993; Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. - СПб, Изд-во Михайлова В.А., 1999; Сикевич З.В. Этносоциология. Национальные отношения и межнациональные конфликты — СПб., 1994; Сорокин П. Национальный вопрос как проблема социального равенства //Психология национальной нетерпимости - Мн.: Харвест, 1998. С. 253-267; Шафаревич И. Теория «малого народа». //Психология национальной нетерпимости. - Мн.: Харвест, 1998. С. 380-437.

6 Allworth Е. Soviet Nationality Problems. - N.Y. and London, 1971; Banks V.Ethnicity: Antropological Constructions. - London - New York, 1996; Bizezinski Zb. The Grand Chessboard. American and Its Qeostratgic Imperatives. - Basic Books A Division of Harper Collins Publishers, 1998; Вуд Вильгельм. Психология народов. - СПб, 1998; Dahrendorf R. Class and class conflict in Industrial Society. - London, 1969; Ericsen T.N. Ethinicity and Nationalism. - Lomdon, Boulder, 1993; Kolars V. Communism and Colonialism. - London, 1964; Kolars V.Russia and her Colonies. Hamden, Conu, Arehen, 1967, XXV.P.330-384; Marger M.N.Race and Ethnic Relations: American and Global Perspectives. - Belmont, 1991; Mesbahi M. Introduction: Russiaand the new Muslim states: change or continuty? // Central Asian survey, Abingdon, 1993, №2; Nabi E. Ethnicity and Islamin Central Asia // Central Asia servey - Abingdon, 1993. №12; Taifel H.Human Groups and Social Categories: Studiesin Social Psychology. - Cambridge, 1981; Yaenshke B. Transformation und Indentitat (Aspekte, Erfahrunden. Tendenzen), - Berlin, 1994; Hayek F.A.Denationalization of money. Institute of Economic Affairs. - London, 1978.

Сетон-Уотсон, российский правовед Л.Д. Градовский и т.д.7 Несмотря на различие их концепций, они едины в одном: формирование системы этносоциальных отношений и управление ею возможно только при помощи государства.

6. Исследования, изучающие национально-этнические проблемы с точки зрения расовых подходов. В этих исследованиях делаются попытки обосновать различия в развитии этносов, наций изначальным биологическим, расовым неравенством. Из этого делаются далеко идущие этнокультурные и этнопсихологические выводы.8 Однако большинство исследователей негативно относится к расовому подходу в объяснении этносоциальных проблем.

7. ■-Тсторико-материалистические концепции. Их основы были заложены в трудах таких мыслителей как К. Гельвеции, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Г. Бабёф, Дж. Вико и т.д. Но основную роль в их формировании сыграли К. Маркс, Ф. Энгельс, А. Бебель'и т.д.9 Такие искрико-материалистические идеи как роль социально-экономических отношений в процессе формирования наций, образование этносов в процессе исторического развития общества, роль социального неравенства в процессе формирования межличностных, межэтнических противоречий и т.д. до сих пор сохраняют свою актуальность и значимость. Однако такие марксистские идеи как «экспроприация экспрориаторов», усиление классовой борьбы, разделение индивидов и этносов по классовому признаку и т.д. привели идеи и практику коммунизма к краху.

8. Идеалистические и трансцендентальные концепции.

7 См: Артановский C.H. Зарубежные концепции этничности: методологические проблемы исследования истории культуры. - Л.: ЛГИК, 1982. С. 100-117; Нерсесянц B.C. Философия права. - М.: Норма-Инфра, 1998. С. 514-516 ва б.

8 См: Аберкромби H.H., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь. - Казан, Казан. Ун-т, 1997. С. 312-313.

9 См: Маркс! i PRO и CONTRA. - М.: Республика, 1992.

В исследованиях, опирающихся на данные концепции, обосновывалась ведущая роль «трансцендентальных сил», «сверхъестественного существа» в формировании наций, этносов. Данные концепции, во многом опирающиеся на взгляды И. Канта, разрабатывали О. Бауэр, Ф. Лоран, К. Реннер, 10. Шпрингер, Ж.Э. Ренан и многие'другие зарубежные исследователи.10

9. Исследования, опирающиеся на пассионарный подход. Данный подход разрабатывался в трудах В.И. Вернадского, J1.H. Гумилёва, В.И. Козлова и т.д.11

Согласно этому подходу, для формирования этноса недостаточно таких факторов как язык, национальное самосознание, общественные отношения, поскольку жизнь этносов тесно связано с биологическими факторами. В последние годы, в связи с тем, что экологический кризис стал глобальным явлением, данная концепция получила вновь определённое распространение в научных исследованиях.

10. Исследования, опирающиеся на культурно-цивилизационный подход. Согласно этому подходу, этнос является результатом социокулыурного развития. Каждая этническая общность обладает собственной культурной парадигмой, которую не может изменить ничто, даже социальные революции. Культурно-цивилизационный подход к проблемам нации, этносоциальных отношений характерен для трудов таких исследователей как Н.Я.Данилевский, К.Н.Леонтьев, Ф.Ратцель, П.Сорокин, А.Тойнби, Э.Тоффлер, К.Ясперс, О.Шпенглер и

10 См: Бауэр О. Национальный вопрос и социал демократия. СПб., 199; Шпрингер Р. Национальные проблемы: Борьба национальностей в Австрии. - СПб., ОБП, 1999; Римаренко Ю.И. Антикоммунистический альянс. - Киев, Наукова Думка, 1981 ва б.

11 См: Верна£с;ий В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. - М.: Наука, 1965; Гумилев Л.Н. Роль климатических колебаний в истории народов степной зоны Евразии // История СССР, 1967, №1; Козлов В.И. О биолого-географической концепции этнической истории //Вопросы истории, №12.

12 См: Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского ира к германо-романскому. - М.: 1991; Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общества. - М.: Республика, 1992; Тойиби А. Цивилизация перед судом истории. Сборник. - М.: Прогресс-культура. - СПб.: Ювента,

В советский период вопросам национально-этнической проблематики уделялось определённое внимание. Достаточно назвать труды таких известных учёных как Э.А.Баграмов, Ю.В.Бромлей, Т.Жданко, С.Т.Калтахчан, А.В.Лихолат, М.И.Куличенко, Н.И.Матюшкин, М.А.Морозов, Ю.И.Римаренко, В.Х.Харнахоев, И.П. Цамерян и т.д.13 В трудах этих учёных исследуются такие вопросы и проблемы как опыт формирования социалистических наций и этносоциальных отношений, теоретические аспекты наций и этносоциальных отношений, построение бесклассового общества, лишённого межэтнических противоречий и т.д. Современное развитие показало надуманность и бесперспективность многих теоретических построений советского периода.

Проблемы развития этносоциальных отношений, генесиза наций Центральной Азии, национального и социального прогресса, дружбы и культурного сотрудничества народов региона исследовалась в трудах таких ученых Центральной Азии как М.М.Абаева, Э.Н. Абдуллаева, А. • <

Акрамов, Н. Ашимов, М.С. Бесбаев, М. Вахабов, Б.Г. Гафуров, СИ. Гитлин, Н.Д. Джандильдин, М.С. Джунусов, И.М. Джаббаров, X. Иноятов, А. Мамадов, Р. Масов, И.М. Муминов, Дж. Расулов, К.Х. Ханазров, Т.К. Ходжайов, К.Ш. Шаниязов, С.Ш. Шермухамедов, М.

1996; Ясперс К. Смысл и назначение истории. - M.: Республика, 1994; Toffer A. The Third Wave. N. Y., 1980; Яковец Ю.В. История цивилизаций. - M.: Гуманит, изд. Центр Владос, 1997.

13 Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей. - М.: Политиздат, 1982; Бромлей Ю.В. Этнические процессы в СССР: в поисках новых подходов. - M.: Наука, 1988; Горовский Ф.Я., Римаренко Ю.И. Марксистко-ленинская теория нации и социалистическая практика. - Киев, Высш. Школа, 1985; Жданко Т. Этнографическое изучение процессоп развития и сближения социалистических наций в СССР. - M.: Наука, 1964; Калтахчян C.T. Марксистко-ленинская теория нации и современность - М.: Политиздат, 1983; Куличенко М.И. Нация и социальный прогрес - M.: Наука, 1983; Лихолат А.В. Содружество народов СССР в борьбе за построение социализма 1917-1937. - М.: Изд. полит, лит-ры, 1976; Матюшкин Н.И. СССР - страна великого содружества народов. - М.: Гос. Изд-во культ. - просвет. Лит-ры, 1953; Морозов М.А. Нация в социалистическом обществе. - М.: Политиздат, 1986; Современные этнические процессы в СССР. - М.: Наука, 1975; Федосеев П.Н. Диалектика современной эпохи. - М.: Наука, 1966; Харнахоев B.X. Диалектика национального и интернационального в советском образе жизни. - Иркутск, Изд. Иркутск. Ун-та, 1985; Цамерян И.П. Нации и национальные отношения в развитом со^'.алистическом обществе. - М.: Наука, 1979; Шитов Н.Ф. Социалистический интернационализм и патриотизм. -М.: Политиздат, 1971 ваб.

Эрматов, А.М.Юнусов, Э.Ю.Юсупов и т.д.14 В этих исследованиях i' делались попытки более широкого раскрытия фундаментально-научных особенностей и проблем этнососиальных отношений, анализа позитивных сторон данных отношений. Правда, работы данных авторов не лишены влияния узкоклассового подхода к решению проблем этносоциальных отношений.

В годы независимости в Центральной Азии вышли монографии, посвященные национально-этнической проблематике таких ученых как А.Асанканов, О.Б.Ата-Мирзаев, В.Л.Гентшке, Р.Х.Муртазаева, А.Джекжснкулов, Л.П.Максакова, Р.Масов, У.К.Саралаев, Б.С.Сыдыков, И.Фазилхужаева, У.Чиналиев, К.Х.Ханазаров и т.д.15, а также научные

14 Абаев М.М. Сотрудничество социалистических наций в развитии духовной культуры в условиях зрелого социализма. - Ашхабад, Былим, 1981; Абдуллаева Э.Н. Расцвет и сближение культур народов Средней Азии при развитом социализме и критика их буржуазных фальсификаторов. - Т.: Фан, 1981; Ашимов H. Исглм и нация. - М.: Политиздат, 1975; Бесбаев М.С. Интернационализм народов - братьев (Об интер. воспитании). - Алма-Ата, 1985;Вахобов М. Узбек социалистик миллати. - Т.: Узбекистан ССР Давлат нашр., 1960; Гафуров Б.Г. Таджики древнейшая, древняя и средневековая история. — Душанбе, Ирфон, 1989; Гитлин С.И., Расулов К.Р. Отстоять национальное единство народов (Интернациональное воспитание: опыт, проблемы) - Т.: Узбекистан, 1991; Джандильдин Н.Д. Природа национальной психологии. - Алма-ата, Былим, 1971; Джунусов М. Дветенденции социализма в национальных отношениях. - Т.: Фан, 1975; Джунусов М.С. Вопросы теории интернационального воспитания. - Т.: Узбекистан, 1980; Джунусов М.С. Нация как социально-этническая общность //Вопросы истории, 1966, №4; Мамадов А. Социалистическая консолидация национальных культур в ее основных аспектах. -Душанбе, 1981; Масов Рахим Таджики: история с грифом «совершенно секретно». - Душанбе, 1995; Образ жизн" и идеологическая борьба. - Фрунзе, 1980; Реджепова О.С. Критика буржуазной фальсификации национальной политики КПСС - Ашхабад, Былим, 1980; Сужиков M.M. Гармоническое сочетание интернациональных и национальных интересов. - Алма-Ата, 1981; Шаниязов К.Ш. О формировании тюрко-язычных народностей Средней Азии //Материалы 111-тюрко-языч. конф. ФЛИВ. -Ташкент, 1984. С. 343-347; Шаниязов К.Ш. Этнокультурные связи узбеков с другими тюрко-язычными народами Средней Азии и Казахстана //Прбл. совр. Тюркологии. - Алма-Ата, 1980. С. 358-364; Шермухамедов С.Ш. Методологическое значение понятия «советский народ» //Вопросы философии, 1980. №5. С. 82-91; Шермухамедов С.Ш. Расцвет и сближение национальных культур народов СССР. -M.: Мысль, 1974; Ханазаров K.X. Решение национально-языковой проблемы в СССР. - M.: Политиздат, 1982; Ханазаргм K.X. Расцвет и сближение национальных культур в условиях развитого социализма //Вопросы философии, 1982, №9. С. 31-45; Ходжайов Т.К. Этнические процессы в Средней Азии в эпоху Средневековья. - Т.: Фан. 1987; Эрматов M. Этногенез и формирования предков узбекского народов -Ташкент, Фан. 1968; Юнусов A.M. Интернациональное и национальное в развитии духовных ценостей советского народа. - Т.: Фан, 1987; Юсупов Э.Ю. Становление и развитие великого братства народов СССР.-Т.: Фан, 1981;

15 Асанканов А. Киргизы: Рост национального самопознания. - Бишкек, 1997; Ата-Мирзаев О., Гентшке В., Муртазаева Р. Узбекистан многонациональный: историко-демографический аспект. - Т.: 1998; Джекшенкулов А. Новые независимые государства Центральной Азии в мировом сообществе. - M.: Научная кни^а, 2000; Максакова Л.П. Миграция населения Узбекистана, - Т.: 2000; Масов Рахим. Таджики: история с грифом «Совершенно секретно» - Душанбе, Ирфон, 1995; Межтаджикский конфликт: путь к миру. - M.: 1998; Программа развития Ферганской долины (Киргизстан, Таджикистан, Узбекистан) - Т.: Узбекистан, 1997; Саралаев У.К. Международное общение: теория и практика. - Т.: Мехнат, 1999; Сыдыков Б. Киргизстан - Узбекистан: пять лет сотрудничества равных десятилетию. - Т.: Узбекистан, 1998; Сыдыков Б. Некоторые вопросы социокультурной политики государств Центральной Азии (на примере сотрудничества Киргизстана и Узбекистана) - Т.: Ёзувчи, 2000; Таджикистан в огне. статьи таких исследователей как Н.Амрекулов, А.Г. Бабаев, А. Байменов, В. Бушков, У. Касенов, С.Д. Комлов, Б. Коппитерс, К.К. Молдобаев, С. Олимова, М.Б. Олкотт, М Султанова, Ф. Толипов, В. Ханин, Г.Хидоятов, А.М.Юнусов и т.д.16 Однако следует отметить, что в данных работах проблемы этносоциальных отношений рассмотрены лишь фрагментарно. Поэтому необходим философский анализ новой ситуации в этносоциальных отношениях в Центральной Азии.

Цель исследования. Цель данного исследования заключается в социально-философском анализе национальных, этносоциальных отношений в Центральной Азии, их современного состояния, проблем и путей их решения.

В соответствии с данной целью определены следующие задачи исследования:

Душанбе, Ирфон, 1999; Чиналиев У. Становление Киргизской государственности в переходный период. -М.: 2000; Центральная Азия 2010 Перспективы человеческого развития. Региональное Бюро по странам Европы и СНГ UNDP. Published by ScanWeb, Finland, 2000; Central Asia: The th Chakkenges of Independence. Ed. By Boris Rumer and Stanislay Zhukov. Armonk, - New York - London, M.E. Sharp, 1998; Ханазаров K.X. Интернациональное воспитание в услових независимости Узбекистана. - Т.: Катартол Камолот, 1997. ъ

16 Амеркулов Нурлан Жузы в социально-политической жизни Казахстана //Центральная Азия и Кавказ, 2000, № 3(90. '- С. 128-139; Бабаев А.Г. Современная демографическая ситуация в Таджикистане //Материалы Центральноазиатской конференции по региональному сотрудничеству - Бишкек, 1995. - С. 190-197; Байменов А. Вопросы регионального сотрудничества в области демографии и безработицы //Материалы Центрально-азиатской конференции по региональному сотрудничеству. 1995. - Бишкек, 1995. - С. 184-189; Бушков В., Моногарова Л. Этнические процессы в Горпо-Бадахшанской Автономной Области Таджикистана //Центральная Азия и Кавказ, 2000, №5 (11), - С. 210-224; Касенов У. Центральная Азия: национальные и региональные аспекты безопсности //Казахстан и мировое сообщество, 1996, №1. - С. 22-28; Комилов С.Д. Интеграция стран Центральной Азии - главное условие стабилизации экономики Таджикистана //Материалы Центральноазиатской конференции по региональному сотрудничеству. - Бишкек, 1995. - С. 247-250; Коппитерс Бруно. Партнерство ради мира с Центарльной Азией //Этнические'и региональные конфликты в Евразии. Кн.З. - М.: Весь мир, 1997. -С. 227-250; Молодобаев К.К. Конфликтность в межнациональных отношенияхи этносоциальная память //Центральная Азия и культура мира, 1997, №1. - С. 42-53; Олимова С. Политический ислам и конфликт в Таджикистане //Центральная Азия и Кавказ, 1999, №4 (5). - С. 133-141; Олимова С. Таджикистан -Россия: от «развода» к интеграции //Центральная Азия и Кавказ, 2000, №3 (9). - С. 41-49; Олимова С. Таджикистан - первая остановка на пути Афганской миграции //Центральная Азия и Кавказ 1998. №1. -С. 105-114; Олкотт М.Б. На встречу будущему: двенадцать мифов о Центральной Азии //Материалы Центарльноазиатской конференции по региональному сотрудничеству. - Бишкек, 1995. - С. 96-11; Султанова М. Участие Таджикистана в интеграционных процессах в СНГ и Центральноазиатском регионе //Центральная Азия и Кавказ, 2000, №5 (11). - С. 199-206; Толипов Ф. Демократизм, национализм и регионализм в странах Центральной Азии //Центральная Азия и Кавказ, 2000, №4 (10). -С. 7-18; Ханин В. Киргизстан: этнический плюрализм и политические конфликты //центральная Азия и Кавказ, 2000, №3 (9). - С. 155-163; Хидоятов Г. Безопасность и сотрудничество в Центральной Азии: проблемы, поиски, решения //Халкаро муносибатлар. Иктисод. Сиёсат. Хукук. 2001, №3. - С. 53-65

1. Философский анализ научно-теоретических концепций национальных, этносоциальных отношений и выявление конструктивных аспектов данных концепций.

2. Исследование социально-исторического опыта решения национальных, этносоциальных проблем, изучение путей перенимания позитивного опыта.

3. Изучение влияния обретения независимости государствами Центральной Азии, и демократических преобразований на этносоциальные отношения.

4. Анализ воздействия социально-экономической интеграции государств региона на национальный и региональный этнопрогресс.

5. Исследование влияния внутренних особенностей региональной этнополитики на формирование новой модели формирования этносоциальных отношений и управления ими.

6. Выявление региональных этносоциальных проблем в Центральной Азии и путей их оптимального решения.

7. Исследование причин и разновидностей этнических конфликтов, возникновения социальных противоречий, выяснение путей использования их конструктивных сторон в прогрессе полиэтнического общества.

8. Разработка методики стабилизации этносоциальных отношений, решения региональных этнопроблем в соответствии с культурно-гуманитарными традициями современных полиэтнических обществ.

Научная новизна исследования заключается в следующем: Во-первых, в связи с образованием в Центральной Азии независимых государств, началом построения правового государства, демократического общества возникли большие возможности для развития как отдельных граждан, так и целых наций, этносов. Их передовая в общественно-политическом отношении часть встала во главе демократических преобразований. Однако в этот период возникли и деструктивные явления в этносоциальных отношениях, которые уже нельзя было решать административно-командными или репрессивными мерами. Таким образом, этносоциальные проблемы в Центральной Азии стали выступать в качестве самостоятельного объекта научного исследования. В диссертации этносоциальные отношения в регионе исследуются с точки зрения региональной полиэтнической специфики и особенностей культуры народов Центральной Азии.

Во-вторых, в специальных науках достаточно много научно-теоретических концепций национальных, этносоциальных отношений. В диссертации проведён специальный анализ данных концепций, приведена их классификация, выделено их позитивное содержание и влияние на решение национально-этнических проблем. Выявлено научно-теоретическое и социально-практическое значение данных концепций.

В-третьих, в настоящее время в Центральной Азии наблюдаются трансформация традиционной системы национально-этнических отношений. Ей на смену идут новые модели, основанные на учёте национальных интересов и взаимовыгодных связей этносов. В диссертации обосновано наличие в этносоциальных отношениях интрагрупповых и интергрупповых, территориальных, региональных и общечеловеческих (глобальных) подходов. В качестве метода данного исследования выступает региональный подход.

В-четвёртых, этносоциальные отношения являются составной частью социальной жизни, поэтому они отражают особенности той модели развития, которую избрало данное государство. Между моделями, избранными государствами Центральной Азии наблюдаются определенные различия. Естественно, это влияет на специфику этнополитики. В диссертации излагается концепция того, каким образом этнополитика в Центральной Азии должна опираться на историко-культурные традиции региона, региональную специфику, особенности этносоциальных отношений и социально-исторических процессов, этнокультурных связей в регионе.

В-пятых, поскольку этнополитика обладает внутренней структурой, функциями, объектом и субъектом, пространственно-временными характеристиками, поэтому необходима разработка её научно-теоретических основ. Региональная этнополитика выполняет функции диверсификации и кооперации" в отношении наций, территорий, государств, социальных институтов, субэтносов и т.д. В диссертации показан процесс того, каким образом региональная этнополитика выступает как фактор формирования и управления этносоциальными отношениями.

В-шестых, проанализирована взаимосвязь проблем Центральной Азии с множеством факторов: социальных, политических, культурных, демографических, психологических и т.д. Выдвинута идея о том, что полиэтнические особенности общества можно сохранить путём углубления взаимосвязей и взаимодействия между различными этносами.

В-седьмых, выдвинут инновационный кластерный метод анализа территориальных, социально-экономических и этносоциальных проблем.

В-восьмых, этнокультуры обладают полистилистическим характером, поэтому межэтническое разнообразие и различие, национально-этнические особенности сохранятся достаточно долго. Поэтому в диссертации обосновывается, каким образом при сохранении полистилистических особенностей этнокультуры можно развивать культурно-гуманитарные связи, поддерживать развитие национальных интересов и инноваций в национально-этнической жизни.

В-девятых, социальные противоречия как фактор общественного развития содержат не только регрессивные, но и прогрессивные стороны. В диссертации обозначены пути использования этих прогрессивных сторон, а также этнокультурного опыта, культурно-гуманитарных связей, всего, что накоплено в духовной жизни общества.

Научно-методологические и теоретические основы исследования заключаются в следующем. Диссертант опирался на философские законы и принципы развития, объективности, закономерности, взаимосвязи национально-этнических отношений с особенностями социальных отношений, взаимосвязи национальных, территориальных, региональных и общечеловеческих (глобальных) целей и интересов, национальных и общечеловеческих аспектов формирования универсальных макроэтических и макрокультурных норм.

Диссертант опирался также на идеи, подходы и выводы известных ученых-философов, социологов, политологов, историков, этнологов, культурологов и т.д. по проблемам наций, взаимосвязи этнического и общечеловеческого, анализа социальных преобразований в Центральной Азии, этносоциальных и этнокультурных отношений.

Кроме того, важным методологическим и концептуальным источником диссертации являются труды Президентов республик Центральной Азии, их идеи относительно возрождения историко-культурного наследия народов Туркестана, развития дружбы, добрососедства, экономической интеграции, культурно-гуманитарных связей между ними. Ценным источником исследования являются также программные документы и решения Межгосударственного Совета Центральной Азии, документы республиканских законодательных органов и правительств по проблемам укрепления региональной интеграции.

Диссертант опирался на философские принципы объективности, единства анализа и синтеза, комплексного и функционального подходов, дедукции и индукции, восхождения от абстрактного к конкретному, исследования объектов в их естественно-историческом развитии. Кроме того, использовались следующие социологические методы: опрос общественности, контент-анализ, интервью, беседы, социодинамическое наблюдение.

Коккретно-социологические исследования были проведены в таких полиэтнических субрегионах Центральной Азии как Худжанд-Фергана, Ош-Андижан и Чимкент-Сырдарья, в которых наиболее ярко наблюдаются все основные типы этносоциальных отношений региона. В ходе опроса приняло участие 2900 респондентов. По национальному признаку респонденты делятся следующим образом: таджики - 32%, узбеки - 28,4%, казахи - 14%, киргизы - 10,5%, туркмены - 5,6%, русские - 4,5 %, представители других национальности - 4%. Исследование проведено в 2000-2001 гг.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в следующем. Результаты исследования могут быть использованы следующим образом: в публикации монографий по этносоциальным проблемам; в проведении научных и прикладных исследований по данной проблематике; в чтении курсов этнографии, этнологии, этносоциологии, этнополитологии, культурологии, теории международных отношений, конфликтологии, социальной философии и т.д. в ВУЗах Центральной Азии; в практической деятельности международных организаций, посольств, транснациональных союзов, Межгосударственного Совета Центральной Азии и т.д.; в деятельности национальных и интернациональных культурных центров в государствах Центральной Азии; в проведении агитационнопропагандистской и духовно-просветительской работы среди широких масс населения Центральной Азии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Этносоциальные отношения в Центральной Азии: теория, проблемы, пути решения"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Существуют различные научно-теоретические подходы, концепции по изучению национальных и этносоциальных отношений. Социально-философский анализ их с точки зрения современных потребностей и требований необходим не только для собирания, классификации концептуальных взглядов в научных исследованиях, вместе с тем и для практического решения проблем по национальным и этносоциальным отношениям, полным сложных и внутренних противоречий, противоположностей. В книге классифицируются научно-теоретические концепции о национальных и этносоциальных отношений, раскрывается их место в решении этносоциальных проблем. В этих концепциях мы натолкнулись на взгляды и теории, начиная от узких научных взглядов до теорий, направленных на интересы общечеловеческого прогресса и выдвигающих цивилизованные подходы к решению этносоциальных проблем. Подходы некоторых авторов и научных школ противоречат современным научным требованиям и интересам развития, даже в них чувствуется склонность к вздутому показанию различий между народами, нациями и этносами. Мы признавая существование этих взглядов в качестве научных теорий, нашли приемлемым опираться на концепции, помогающие решению противоречий в национальных и этносоциальных отношениях, поддерживающие сотрудничества, дружбу и связей, установленных на основе равенства между этносами. Следовательно, основную концепцию нашего исследования составляют взгляды, вытекающие из целей стабилизации этносоциальных отношений, налаживания международных связей с точки зрения национальных, территориальных, региональных и общечеловеческих интересов, соотнесения этих интересов.

В социальной жизни и социальных отношениях всегда существуют внутренние противоречия, противоположности и разные подходы. В

225 самом деле это вытекает из характера развития человека и общества, из наличия разнообразных подходов к решению существующих проблем. Апологетические подходы окажут противовлияние не только знанию, науке и мышлению, вместе с тем и на развитие общества. Ярким примером этому служат подход с точки зрения коммунистической идеологии к решению национальных и этносоциальных отношений в советский период, стремление к оправданию утопических идей "единый советский народ", "одна социалистическая нация". Удивительные положения в научных исследованиях заключаются в том, что если зарубежные исследователи открыто раскрыли противоречия, противоположности в национальных, этносоциальных отношениях в СССР, доказали, что именно национальные, этнические проблемы являются "могильщиком" социализма, то апологеты идеи "пролетарского интернационализма" напротив стремились обосновать возникновения "единого советского народа", формирования "социалистической культуры", "социалистической цивилизации" на основе объединения национальных культур. Социально-политические изменения, происходившие в бывшей СССР в конце XX века, возникновение вместо империи 15 независимых государств показали, что идеи апологетов "единый советский народ", "социалистическая нация" являются такой же утопией как идея коммунизма и эти идеи далеки от закономерностей национально-этнического развития.

Наблюдение за внутренними особенностями, генезисом и источниками появления в социальной жизни национальных и этносоциальных отношений определило возможности исследования этих отношений на уровнях интрагрупповых отношений, интергрупповых отношений, территориальных отношений, региональных отношений и глобальных отношений. Эти уровни отношений вытекают из интересов своеобразного круга, однако в основе всех отношений лежат национальные интересы, построенные на интересы человека, личности. Пока существуют государства, этносы, социумы, сохраняются и национальные интересы, лингвистические, стилистические, теистические и национально-культурные признаки, выражающие принадлежности личности какому этносу. Они поднимаясь с нижнего уровня до высокого уровня глобализируются, соотнесутся с общечеловеческими интересами. Основная цель нашего исследования тоже заключается в изучении процессов соответствия этносоциальных отношений с общечеловеческими интересами через повышения до территориальных и региональных уровней и в определении факторов, путей углубления этих процессов.

Мы исходя из цели исследования свое основное внимание обратили на изучение территориальных (кластер) и региональных (регион) этносоциальных отношений, связанных с интересами этноса, суперэтноса. Остальные интрагрупповые, интергрупповые и глобальные этносоциальные отношения могут стать темой для других исследований.

Этносоциальные связи, как составная часть международных отношений, связаны со стратегическими задачами субъектов этих отношений в социально-экономической, политической, этнокультурной сферах. На первый взгляд, этносоциальные связи не зависят от желаний и целей субъектов, так как они появились на этапах долгого исторического развития, прежде чем появились эти субъекты. Однако, как показывает практика, субъекты международных отношений, например, государство влияет на масштабы, уровни, интенсификации этносоциальных отношений. Поэтому в основе стремления республик Центральной Азии к укреплению своего государства лежит налаживание не только отношений между государством и личностью, вместе с тем и налаживание социальных связей между группами, нациями и этносами в соответствии с общенациональными, а затем территориальными, региональными и общечеловеческими целями.

Сегодня в Центральной Азии формируются новые этносоциальные отношения. Они проявляются в:

- возникновении независимых государств, имеющих национальные интересы;

- стремлении стран к сохранению своих полиэтнических особенностей;

- создании на территориях открытых торговых зон, кластерово инфраструктуры, направленные на развитие социально-экономической и культурно-бытовой жизни населения, этносов;

- формировании региональной этнополитики, выражающей коренные интересы и потребности около 140 наций и народностей, проживающих в Центральной Азии;

- участии государств Центральной Азии в мировом сообществе в качестве субъектов международных отношений, имеющих свой исторически-культурный опыт, свои особенности налаживания этносоциальных связей;

- переходе от социально-экономических и культурно-просветительных связей постепенно к политическим, финансовым, правовым связям, даже к организации транснациональных политических объединений (Межгосударственный Совет).

Этносоциальные отношения вытекают из выбранных государствами моделей развития. В моделях развития государств Центральной Азии есть определенные отличия. Поэтому и в проводимой ими этнополитике бросаются в глаза определенные различия. Например, если Казахстан стремится создать Евразийский союз, то Кыргызстан сторонник Европоцентрического развития. Если Узбекистан стремится к соотнесению Востокоцентрических и Европоцентрических идей, то Туркменистан идет по пути укрепления

Востокоцентрических традиций, опираясь в своем развитии на национальный исторически-культурный опыт. Таджикистан стремится усвоить модели развития с одной стороны Ирана и России, с другой стороны государств Центральной Азии, прежде всего Узбекистана. Однако все государства Центральной Азии поставили перед собой цель построить демократическое общество, основанное на рыночную экономику. Эта цель призывает их к ведению региональной этнополитики, основанной на широкую интеграцию и координацию.

Исследование этносоциальных отношений показывает, что разумное управление ими и их формирование связаны с социально-демографическим положением, миграцией, безработицей в регионе, и с проблемами, касающимися обеспечения равноправия граждан, углубления этнокультурных связей.

В течении тридцати лет население Центральной Азии может достичь до 100 миллионов человек. Несомненно, это выводит много социальных, экономических, этнокультурных и этносоциальных проблем. Поэтому прямо сейчас государства Центральной Азии должны взять на себя обязательство по ведению взаимного сотрудничества в области разумного налаживания социально-демографической ситуации, по организации социального научного координационного центра и по систематическому проведению пропагандистских работ среди населения. Бедность и конфликты в регионе, противоречия в этносоциальных отношениях непосредственно упираются на социально-демографическую ситуацию. Управление социально-демографическими процессами требует общие подходы в региональной этнополитике, создание измерений, вытекающих из особенностей каждой страны и территории.

Человеческое общество никогда не было без социальных конфликтов. Пока существуют противостояния между разными интересами и потребностями, существуют факторы и причины, являющиеся толчком возникновению социальных конфликтов. Однако цель современного развитая заключается в том, чтобы не допустить возникновения национальных, этнических и этнокультурных конфликтов, противостояний цивилизаций под влиянием этих факторов.

Мы изучая социальные конфликты, непосредственно влияющие на этносоциальные отношения, классифицировали их на десять направлений. Эти социальные конфликты в Центральной Азии проявляются на разных уровнях и видах. Если в 1992-1999 годы в Таджикистане возглавили межгражданские конфликты, на отдельных территориях Казахстана и Кыргызстана происходили национальные, конфессиональные и сецессионные конфликты, а сейчас там бросается в глаза продолжение социально-экономических и междужузовских конфликтов. Одним словом, социальные конфликты проявляются в современных отношениях иногда в открытом, иногда в скрытом, иногда в индивидуальном, иногда в массовом видах. Поэтому не возможно применять показатели этносоциальных отношений одной республики в другую республику, уровень этнических связей, сформированных на одной территории, на другую территорию. Например, территории Южный Казахстан и Ташауз-Хорезм, территорию Бишкек - Иссык-Куль и территории внутри государств нельзя измерять одинаковыми показателями, уровнями этнокультурных и этносоциальных отношений. Хотя кластер служит для стабилизации этносоциальных отношений на основе социально-экономических интересов, он может только помогать определению направлений, философии развития территорий, т.е. общей модели развития. Значит социальные конфликты прежде всего вытекают из проблем, имеющихся в жизни территорий и отражают насколько эти проблемы актуальны,возможности превращения этих проблем в опасные события.

Социальные конфликты возникают не только под влиянием внутренних факторов, иногда их создают и внешние факторы. Например, наблюдается влияние на возникновение социальных конфликтов геополитических интересов крупных государств, международного экстремизма. Или глобализация некоторых проблем тоже создает внешние факторы, которые становятся причиной возникновения социальных конфликтов. Однако, примечателен тот факт, что в политике государств Центральной Азия занимает основное место стремление этих государств к продолжению широких интеграционных связей для того, чтобы эти проблемы и конфликты не приобретали национальный, этнический и региональный характер.

Сегодня звучат разные мысли, предположения о сближении народов Центральной Азии и о будущей судьбе их развития. С одной стороны, наблюдается стремление независимых государств к укреплению связей с братскими народами, с другой стороны они устанавливают двусторонние связи с передовыми государствами мира. По нашему мнению, этносоциальные отношения в Центральной Азии: требуют разработать социальную программу углубления культурно-гуманитарных связей, намеченную на 2020 годы. Эта программа должна строиться, прежде всего, на концепции углубления культурно-гуманитарных связей. Именно культурно-гуманитарные связи помогают народам, нациям и этносам лучше понимать друг друга, созданию территориальных (кластер), региональных и транснациональных коопераций в решении этносоциальных проблем. Правда, социально-экономическое сотрудничество имеет важное значение в укреплении региональных связей, однако культурно-гуманитарные связи своими этнопсихологическими особенностями укрепляют духовно-психологическую близость между народами.

На основе результатов исследования, изложенных в данной монографии, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, в жизни народов Центральной Азии происходят коренные изменения. Стремление к построению свободного демократического общества превратилось в главную цель всех республик. Однако эти изменения по объективным и субъективным причинам проявили также этнокультурные разницы, различия между нациями, народностями и этносами.

Во-вторых, возникновение и укрепление национальных государств не происходят без национальных интересов, без самопознания титул наций. Значит осознание титул нацией свое место, свою позицию в социальной жизни и свою ответственность за судьбы страны является условием формирования независимого государства. Однако независимость, демократия требуют также обеспечения равноправия в этносоциальных отношениях.

В-третьих, этносоциальные отношения являются выражением проживания всех групп, наций в социальной жизни согласно своим интересам и потребностям, участия в управлении государственными и общественными делами, деятельности, направленной на осуществление прав человека. Конституции государств Центральной Азии всем нациям, каждой личности гарантируют создания всех необходимых условий для осуществления этой деятельности. Действительно, в политически-правовых источниках, нормах, законах учтены полиэтнические особенности страны, полистилистический характер ее культуры. Поэтому в республиках не встречаются конфликты, противостояния между этническими группами и государством или его системами. Однако факторы, способствующие появлению социальных конфликтов, существуют достаточно.

В-четвертых, в каждом обществе наблюдается достаточно факторов, выводящих социальные конфликты. Однако суть здесь заключается в том. чтобы в формировании этносоциальных отношений и в управлении ими не допустить превращения этих факторов в национально-этнические противостояния или в насильное изменение конституционного строя согласно групповым интересам. В течении прошедших десяти лет государства Центральной Азии накопили большой опыт в данной сфере. Особенно специально должны исследоваться накопленные опыты по прекращению шестилетней гражданской войны, происходившей в Таджикистане, по совместной борьбе против международного экстремизма, по ликвидации территориальных конфликтов, возникших в Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане. Правда, в основе всех социальных конфликтов лежит борьба за государство, власть, карьеру и позицию, однако существуют специфические, а иногда противоположные друг другу особенности каждой страны, территории, каждого региона и каждой национально-этнической группы по поворачиванию этой борьбы в конструктивную сторону. Изучение именно этих специфических особенностей может выполнить роль "учебника жизни" в предотвращении возникновения в будущем социальных или этносоциальных конфликтов.

В-пятых, сегодня в Центральной Азии формируется этнополитика -межгосударственная и международная обобщенность, солидарность, согласованность в формировании национальных, этносоциальных отношений и в управлении ими. Сейчас эта политика является составной частью социальных, экономических, политических, культурных, гуманитарных и дипломатических связей. По нашему мнению, этнополитика - это отдельный вид деятельности, она имеет свой предмет и свои особенности, поэтому настало время создания ее научно-теоретических основ, даже введения ее в программы специальных высших учебных заведений.

В-шестых, в Центральной Азии есть этносоциальные проблемы, с одной стороны, оставшиеся от советского периода, с другой стороны, связанные с переходом общества на новую модель социально-культурного развития, которые могут решиться лишь через широкую интеграцию республик и через кооперацию творческих сил. В эти проблемы входят управление социально-демографической ситуаций, ликвидация безработицы, налаживание миграции населения, увеличение межгосударственных культурно-гуманитарных связей и другие. Правда, в данной сфере создана региональная политическая организация как Межгосударственный Совет, имеющий координационные и регуляционные функции. По нашему мнению, целесообразным будет организовать при этой организации группу экспертов, которая исследовала бы состояние и особенности развития этносоциальных отношений, пути предотвращения социальных конфликтов, одним словом, исследовала бы проблемы национально-этнического развития в Центральной Азии.

Сегодня этносоциальные проблемы превращаются в события глобального характера. С одной стороны, это связано с широким распространением идей социального неравенства во всем мире и с укоренением взгляда на него как фактора развития, с другой стороны, это вытекает из полистилистических особенностей в полиэтнической культуре современных обществ. Даже в таких развитых странах как

I '

США, Великобритания, Германия, Франция, Китай тоже полностью не решены этносоциальные проблемы, временами они приводят в сотрясение всю страну, всего государства. Следовательно, этносоциальные проблемы нельзя решить через пренебрежения ими, а наоборот, необходимо рассмотреть их как одна из сторон сложной социальной жизни и направить конструктивные силы на строительство демократического общества и правового государства.

 

Список научной литературыПулатов, Аслидин Хамидович, диссертация по теме "Социальная философия"

1. КОНСТИТУЦИИ, ОФИЦИАЛЬНЫЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ1. ДОКУМЕНТЫ.

2. Констгтуция Киргизской Республики Бишкек, Илим, 1994. - 48 с.

3. Конституция Туркменистана Ашхабад, 1996.-51 с.

4. Конститутсияи (сарконуни) Чумхурии Точикистон. Душанбе, «Паёми Сомониён», 1999. - 90 б. «Узбекистон Республикасининг Конституцияси. Т.: Узбекистон, 1992. - 42 б.

5. Узбекистон Республикасининг Конституцияси. Т.: Узбекистон, 1992.-42 б.

6. Соглашение между Правительством Киргизской Республики и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в области науки и техники //Сборник документов и материалов Вып. 7.

7. Межгосударственный Совет Республики Казахстан, Киргизской Республики и Республики Узбекистан. Бишкек, 1997. С. 314-316.

8. И. ТРУДЫ И ВЫСТУПЛЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКИХ ПРЕЗИДЕНТОВ: Э.Ш.РАХМОНОВА, И.КАРИМОВА, А.АКАЕВА, Н.НАЗАРБАЕВА И С.НИЯЗОВА

9. Акаев А. К демократии, не раздражая соседей: Беседа с Президентом Республики Кыргызстан о внешнеполитических отношениях с Республикой //Вечерний Бишкек. 1994. - 6 июля.

10. Акаев А.А. Мамлекеттин 1998 жылдагы экономикалык саясаты жонундо. — Бишкек, «Илим», 1997. — 48 с.

11. Акаев А. А. Манастан мамлекеттуулукко карай. — Бишкек, «Илим», 1995. 32 с.

12. Акаев А. Модель развития социальной сферы Киргизстана в XXI веке: Послание Президента Киргизской Республики А. Акаева Жогорку Кенешу и народу Киргизстана. — Бишкек, 1998. 43 с.

13. Акаев А. О стратегии социально-экономического развития Киргизской Республики и неотложных действиях. — Бишкек, 1993. -С. 101.

14. Акаев А.А. О стратегии социально-экономического развития Киргизской Республики и неотложных действиях. -Бишкек, «Илим», 1993. — 147 с.

15. Акаев А.А. С народом и для народа. Бишкек, «Илим», 1995.-21 с.

16. Акаев А.А. Раздумья на судьбоносном этапе. Бишкек, 1994.- 46 с.

17. Тенисный путь вхождения в новую эпоху: Послание Президента Киргизской Республики А.Акаева парламенту и народу Киргизстана. -Бишкек, 1997.-48 с.

18. Каримов И.А. Баркарор тинчлик ва узаро манфиатли хамкорлик учун //Биздан озод ва обод ватан колсин. Т.2. Т.: Узбекистон, 1996. -С. 327-331.

19. Каримов И.А. Иктисодий хамкорлик мамлакатларимиз тараккиётнинг гаровидир //Бунёдкорлик йулидан. Т.4. - Т.: Узбекистон, 1996. - С. 344-349.

20. Каримов И.А. Иктисодий хамкорлик ташкилотига аъзо мамлакатлар давлат ва хукумат бошликларининг учрашувида сузлаган нутк. //Биз келажагимизни уз кулимиз билан курамиз. Т.7. -Т.: Узбекистон, 1999. С. 58-63.

21. Каримов И.А. «МАнс» киргизнинг азалий ва абадий комусидир //Биздан озод ва обод ватан колсин. Т.2. - Т.: Узбекистон, 1996. - С. 166-17Э.

22. Каримов И.А. Минтакавий муаммолардан жахоншумул муаммоларга. //Биздан озод ва обод ватан колсин. Т.2. Т.: Узбекистон, 1996. - С. 55-59.

23. Каримов И.А. Минтакада хавфсизлик ва хамкорлик учун //Бунёдкорлик йулидан. Т.4. Т.: Узбекистон, 1996. - С. 30-38.

24. Каримов И.А. «Озодлик» радиосининг узбек шуъбаси ходимлари билан сухбат //Янгича фикрлаш ва ишлаш-давр тапаби. Т.5. Т.: Узбекистон, 1997.-С. 313-322.

25. Каримов И.А. Тарихиимз хам, келажагимиз хам муштарак //Биздан озод ва обод ватан колсин. Т.2. Т.: Узбекистон, 1996. — С. 233-242.

26. Каримов И.А. Халкларимиз дустлигининг рамзи //Янгича фикрлаш ва ишлаш-давр талаби. Т.5. -Т.: Узбекистон, 1997.-С. 245249.

27. Каримов И. А. Хамкорлик йулидан таракдиёт сари //Биздан озод ва обод ватан колсин. Т.2. — Т.: Узбекистон, 1996. -144-147 б.

28. Каримов И.А. Хамкорлик — иктисодий тараккиёт гарови //Узбекистон: миллий истиклол, иктисод, сиёсат, мафкура. Т.1. Т.: Узбекистон, 1996 - 264-268 б.

29. Каримов И.А. Узбекистонда Тожикистон Республикаси кунларининг тантанали очилиш маросимида сузланган нутк //Биз келажагимизни уз кулимиз билан курамиз. Т.7. — Т.: Узбекистон, 1999.- 103-108 6.

30. Назарбаев Н. Верю, что в будущем мы вернемся к идее Евразийского союза //Независимая газета, 1999. 26 октября.

31. Назарбаев Н. На пороге XXI века. — Алматы, 1995. — 230 с.

32. Внешняя политика нейтрального Туркменистана. Речи, выступления и интервью Президента Туркменистана Сапармурата Туркменбаши.—Ашхабат, 1999.— 175 с.

33. Ниязов С. Мне известен маршрут в «золотой век» моей страны //Независимая газета, 1999, 27 октября.

34. Рахмонов Э. Долгий путь к миру. — Душанбе, Изд-во «Шарки озод», 1998. 98 с.

35. Рахмонов Э. Вахдати миллй мароми мост. Наша цель — национальное единство. Миллий бирдамлик-маромимиздир. — Душанбе, Ирфон, 1997. — 69 с.

36. Рахмонов Э. Ман ба шумо сулх. меоварам (Я вам принесу мир). — Душанбе, Авесто, 1998. — 87 с.

37. Рах.лонов Э. Тысяча лет в один жизнь. Размышления на кануне юбилея 1100 летия государства Саманидов //Независимая газета, 1999, 31 сентября.

38. Рахмонов Э. Точикон дар оинаи таърих. Китоби якум аз ориён то сомониён. — London & Flint River Editions Great Britain, 2000. 240 с

39. Рахмонов Э. Точикон дар оинаи таърих. Китоби якум аз ориён то сомониён. (Таджики в зеркале истории Книга первая. От арийцев до саманидов). — Лондон, 240 с.

40. I. МОНОГРАФИИ, КНИГИ И РАБОТЫ.

41. Абаева М.М. Сотрудничество социалистических наций в развитии духовной культуры в условиях зрелого социализма.-Ашхабад, 1981.286 с.

42. Абдуллаева Э.Н. Расцвет и сближение культур народов Средней Азии при развитом социализме и критика их буржуазных фальсификаторов. — Т.: Фан, 1981. — 206 с.

43. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. — М.: Наука, 1989. — 247 с.

44. Ата-Мирзаев О., Гентшке В., Муртазаева Р. Узбекистан многонациональный: историко-демографический аспект. — Т.: Изд-во мед. литературы имени Абу Али Ибн Сино, 1998. — 151 с.

45. Бабаходжаев М. Республика Узбекистан: очерки межнациональных и межконфессиональных отношений, внешнеэкономических связей. — Т.: 1996.

46. Бжезинский, Збигнев. Великая шахматная доска. — М.: Международные отношения, 2000. — 254 с.

47. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. — М.: Наука, 1983. — 412 с.

48. Бромлей Ю.А. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. — М.: Наука, 1987. — 204 с.

49. Внешнеполитические соглашения Туркменистана.-Ашхабад, 1996.- 208 с.

50. Вундт Вильгельм. Проблемы психологии народов. — Санкт-Петербург, Питер, 2001. 159 с.

51. Гегель. Философия истории: Деление истории. Соч.: в 14ти т. Т.8.- М.: СОЦЭКГИЗ, 1935. 98 с.

52. Гитлин С.И. Национальная политика КПСС в условиях развитого социализма: На материалах Уз. ССР. — Ташкент, Фан, 1983. 208 с.

53. Губогло М.Н. Современные этноязыковые процессы -М.: Мысль, 1984.- 284 с.

54. Гумилев J1.H. Этногенез и биосфера Земли.- М.: «Мишель и Ко», 1994.-500 с.

55. Гурявич Б.П. Международные отношения в Центральной Азии в XVII -первой половине XIX в. 2-е изд. - М.: Наука, 1983. - 309 с.

56. Джандильдин Н. Природа национальной психологии. — Алма-Ата, Гылым, 1971. — 201 с.

57. Джекшенкулов А. Новые независимые государства Центральной Азии в мировом сообществе. — М.: Научная книга, 2000. 305 с.

58. Джунусов М. Две тенденции социализма в национальных отношениях. — Т.: Фан, 1975. — 346 с.

59. Джунусов М. Общественный прогресс и национальные отношения. — Алма-Ата, Гылым, 1976. — 278 с.

60. Закономерности интернационализации общественной жизни. — Алма-Ата, Гылым, 1981. — 284 с.

61. Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М.: 1997.-408с.

62. Каримова Г.И. Политико-экономический аспект интеграции Узбекистана В мировое сообщество. — Т.: Узбекистан, 1996.

63. Книга нашего выбора Информационно-методологические материалы Вып.2. Бишкек-Ош, 2000. — 95 с.

64. Куличенко М.И. Нация и социальный прогресс. М.: Наука, 1983. -318с.

65. Культура межнациональных отношений в независимом Узбекистане. — Ташкент, 1995. 146 с.

66. Кыргызстан национальный отчет по человеческому развития -Бишкек, 1998. 65 с.

67. Максакова Л.П. Миграция населения Республики Узбекистан. — Т.: 2000. — 115 с. //Центр по изучению прав человека и гуманитарного права.

68. Мамедов А. Социалистическая консолидация национальных культур в ее основных аспектах. — Душанбе, Ирфон, 1981. — 288 с.

69. Масов Рахим. Таджики: история с грифом «совершенно секретно».1. Душанбе, 1995. — 200 с.

70. Мустакил Узбекистонда фукароларнинг элатлараро ва конфессиялараро муносабатлари. Социологик суров натижалари. — Тошкент, 1999, 54 б.

71. Назаров Т.Н. Таджикистан: горизонты настоящего и будущего. — Нью-Йорк, 1999. — 144 с.

72. Нормурадов Б. Характерные особенности и основные тенденции интернационализации общественной жизни (На примере республик Средней Азии)—Тошкент, Фан, 1979.-301 с.

73. Обзор социально-экономического развития государств Центрально-Азиатского экономического Сообщества Вып. 13. //Межгосударственный Совет Республики Казахстан, Киргизской Республики, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан.1. Бишкек, 2000. — 59 с.

74. О некоторых понятиях теории нации. —Фрунзе, 1968. —128 с.

75. Поздняков Э.А. Нация. Национализм. Национальные интересы. — М.: 1994. — 304 с.

76. Постсоветская Центральная Азия. Потери и обретения. — М.: Научная книга, 1998. — 362 с.

77. Почебут Л.Г. Этническая социальная психология. — СПб, 1993. -301 с.

78. Расулов К., Гулахмедов М. Национальные и политические процессы независимости Таджикистана. — Душанбе, Матбуот, 2001. 108 с.

79. Саймудинов Шамсуло. Социально-политические факторы укрепления мира в суверенном Таджикистане. — Душанбе, 2001. -102 с.

80. Саралаев У.К. Международное общение: теория и практика. Т.: Мехнат, 1999.- 102 с.

81. Сахаров А. Мир, прогресс, права человека. Статьи и выступления. — Л.: Сов. писатель, 1990. — 128 с.

82. Сыдыков Батырали. Некоторые вопросы социокультурной политики государств Центральной Азии (на примере Кыргызстана и Узбекистана) — Т.: Ёзувчи, 2000. — 183 с.

83. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений — СПб., Изд-во Михайлова В.А., 1999. — 203 с.

84. Солженицын А. Как нам обустроить Россию: Посильные соображения. — Л.: Сов. писатель, 1990. — 64 с.

85. Социально-экономическое развитие Республики Таджикистан за 2000 год. Государственное статистическое агентство при Правительстве Республики Таджикистан. — Душанбе, 2000. - 106 с.

86. Социальная политика и национальные отношения. — М.: Мысль, 1982.-213 с.

87. Сужиков М.М. Гармоническое сочетание интернациональных и национальных интересов. — Алма-Ата, 1981. 204 с.

88. Таджикистан в огне. — Душанбе: Ирфон, 1993. — 286 с.

89. Танкаев С.Д. Быт и нация. —Алма-Ата, Гылым, 1977. — 274 с.

90. Тузмухамедов Р.А. Национальный суверенитет. — М.: Изд-во Инта Междунар. отношений, 1963. — 214 с. //АН Узбекской ССР Ин-т философии и права.

91. Фаттоев С.С. Рохи сулх бе бозгашт аст.—Душанбе, 1998.— 46 с.

92. Фаттоев С.С. Социально-политические конфликты в современном обществе (Опыт Таджикистана). — Душанбе, Ирфон, 1999. 139 с.

93. Фозилжужаев И. Миллатлараро муносабатларни тартибга солиш (давлат хукукий аспектлари).—Т.: Фан, 1991.— 200 с.

94. Чиналиев У.В. Внешнеэкономические связи Кыргызстана. — М.: 2000.- 197 с.

95. Чиналиев У. Особенности формирования гражданского общества в Кыргызской Республике. Монография. — М.: 2001. 83 с.

96. Шермухамедов С. Расцвет и сближение национальных культур народов СССР. — М.: Наука, 1974. — 286 с.

97. Ханазаров К.Х. Интернациональное воспитание в Узбекистане в условиях независимости. — Т.: Катартол — Камолот, 1997.-46 с.

98. Ханазаров К.Х. Решение национально-языковой проблемы в СССР. 1-ое изд. - М.: Наука, 1977; 2-е изд. - М.: Наука, 1982. - 288 с.

99. Этнические и региональные конфликты в Евразии. — М.: Интер М.; 1997. Кн. 1-2.-399 с.

100. Этнические и региональные конфликты в Евразии. Книга Ш. Международный опыт разрешения этнических конфликтов -М.: Изд-во Весь мир, 1997. — 302 с.

101. Этнические процессы в современном мире. — М.: Наука, 1987. -486 с.

102. Юнусов A.M. Интернациональное и национальное в развитии духовных ценностей советского народа. — Т.: Фан, 1987. 207 с.

103. Юсупов Э.Ю. Становление и развитие великого братства народов СССР. М.: Мысль, 1981. - 328 с.1.. СБОРНИКИ, СТАТЬИ И ТЕЗИСЫ.

104. Айтматов Ч. Национальное и глобальное в культуре. Единство и разнообразие культур //Центральная Азия и культура мира, 1997, № 2-3. — С. 19-28. Бишкек.

105. Глухарев Л.И. проблема толерантности во взаимоотношении цивилизаций в Евразийском регионе на рубеже XX-XXI веков //Центральная Азия и культура мира, 1997, №1. — С. 8-20. Бишкек.

106. Гриффин Кит. Роль государства в переходный период //Центральная Азия 2010 Перспективы человеческого развития. Региональное бюро по странам Европы и СНГ. — Published by Scan Web, Finland, 2000. С. 53-61. UNDP.

107. Голубев Г.Н. Проблемы экологии и стихийных бедствий. — Материалы Центральноазиатской конференции по региональному сотрудничеству 5-7 июня, 1995 Озеро Иссык-Куль. С. 81-95.

108. Западная Азия, Центральная Азия и Закавказье. Интеграция и конфликты. М.: 1995. — 198 с.

109. Исматов Б. Идеи толерантности в таджикской духовной культуре //Центральная Азия и культура мира, 1997, №1. — С. 30-34. Бишкек.

110. Исмуханова Г. Индустриальные конфликты: типология, содержание и методы институциализации (на примере Казахстана). Центральная Азия и культура мира, 1998, №1 (4). С. 70-77. Бишкек.

111. Касенов У., Разметова К. Экономический потенциал государств Центральной Азии к новой модели взаимодействия //Материалы первой центральноазиатской конференции по методологии прогнозирования и статистики. Алматы, 1996. С. 151-159.

112. Каххаров А.Г. Экологические и социальные проблемы межнациональных отношений в Узбекистане //Этничность. Национальные движения. Социальная практика. СПб, Петрополис, 1995. —С. 245-247.

113. Малышева Д.Б. Региональный аспект конфликта в Таджикистане //Центральная Азия и культура мира, 1997, №1. -С. 49-62.

114. Межтаджикский конфликт: путь к миру. — М.: 1998. — 144 с. //Российская АН Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Информационно-аналитический центр «Шарк».

115. Микульский Д. традиционная и новая элита в Таджикистане //Азия, Африка сегодня, 1997. №3. С. 9-11.

116. Мингалаева Ж., Ткачева С. Кластеры и формирование структуры региона //Мировая экономика и международные отношения, 2000. № 5. С. 97-102.

117. Молдобаев К. К. Конфликтность в межнациональных отношениях и этносоциальная память //Центральная Азия и культура мира, 1997, №1. С. 42-48.

118. Мусаходжаев Ш.М. Об основных этапах формирования единого экономического пространства государств Центральноазиатского региона. //Материалы первой

119. Центральноазиатской конференции по методологии прогнозирования и статистики. — Алматы, 1996. С. 13-22.

120. Нации и национальные отношения в современном мире. Словарь-справочник. Под ред. М.Н.Росенко.—М.: 1990.—126 с.

121. Омуралиев Н.А. Центральная Азия: проблемы сохранения стабильности //Центральная Азия и культура мира, 1997, №1. — С. 34-38. Бишкек.

122. Помфрет Ричард. Перспективы и стратегии развития //Центральная Азия 2010 Перспективы человеческого развития. Региональное бюро по странам Европы и СНГ. -Published by Scan Web, Finland, 2000. 73-80. UNDP.

123. Педухов Г. Центральная Азия: политический вектор интеграционных процессов //Центральная Азия и культура мира, 1998, №1 (4).-С. 10-18. Бишкек.

124. Разов С.В. В новой Центральной Азии //Международные отношения, 1997, №3. С. 34-42.

125. Чагатаева Ш.Р. Интеграционный процесс: опыт построения модели //Материалы первой Центральноазиатской конференции по методологии прогнозирования и статистики. Алматы, 1996. С. 198203.

126. Шермухамедов С.Ш. Методологическое значение понятия «советский народ» //Вопросы философии, 1980, № 5.

127. Ханазаров К.Х. Узбекистан мустакиллиги ва давлат назарияси масалалари //Халкаро муносабатлар, Иктисод. Сиёсат. Хукук, 2001, №3. С. 9-12.

128. Хамин Владимир. Киргизстан: этнический плюрализм и политические конфликты //Центральная Азия и Кавказ. Общественно-политический журнал. 2000, №3 (9). С. 155-163.

129. Хидоятов Г.А. Безопасность и сотрудничество в Центральной Азии: проблемы, поиски, решения. //Халкаро муносабатлар. Иктисод. Сиёсат. Хукук. 2001, № 3. —С. 53-65.

130. Ярков А. Культурологический аспект интеграционных процессов в Центральной Азии //Центральная Азия и культура мира, 1997, №1 (4). С. 2-35. Бишкек.

131. V. ДИССЕРТАЦИИ, АВТОРЕФЕРАТЫ, БЮЛЛЕТЕНИ И1. ВЕСТНИКИ.

132. Бушков В. Таджикистан на острие демографического супервзрыва //Россия и мусульманский мир. Бюллетень, №7. М.: 1995. - С. 45-49.

133. Кузьмина Е.М. Международные отношения в Центральной Азии в 1917-1924 годах. Автореф. дисс. канд. Политолог, наук. Т.: 2001. -26 с.

134. Микульский Дм. Кланы и политика в Таджикистане //Россия и мусульманский мир, Бюллетень, №10. — М.: 1994. С. 5158.

135. Саидазимова Г.С. Интеграция как глобальный процесс и ее значение для государств Центральной Азии (на примере Ассоциации государств Юго-Восточной Азии). Автореферат дисс. канд. политол. наук,-Т.2001. —30 с.

136. Сайфуддинов Шамсуло. Национальное примирение в Таджикистане и его современное значение. Автореферат дисс. канд. политол. наук. — Душанбе, 2002. — 23 с.

137. Саматов Ш.Б. Особенности развития национальных культур на современном этапе (социально-философский анализ) Автореферат дисс. докт. философ, наук. — Т.: 1991. — 40 с.

138. VI. ТРУДЫ ОПУБЛИКОВАННЫЕ В ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКАХ.

139. Bredow W., Jager Jh. Konflikte und globale Kooperation am Ende des Jahrhunderts. Bonn, 1994. - 206 p.

140. Georgiy Mirsky. On Ruius of Empire. Ethicity and Nationalism in the Former Soviet Union. Westport, Connecticut — Lomdon, Greenwood Press, 1997. 185 pp.

141. De Bresson Ch (ed.) Economic Interdepence Activity. An Input-Output Analysis. Cheltenham, Edvard Elgar, 1996.

142. Jukes Q. The Soviet Union in Asia. — Sydney, 1973. — 143 p.

143. Medlin W.K., Cave W.M., Carpenter F. Education and Development in Central Asia. — Jeiden, 1971. — 235.

144. Hopkinson M. Kyrgyzstan Health Sector Reform Project, Buildings and Equipment. Report to the World Bank, 1994. — 236 p.

145. Hopkinson M. Proposed Turkmenistan Health Project: Buildings and Equipment. Report to the World Bank, 1997. 241 p.

146. Sorokin P.A. Social and Cultural Dynamics N.Y., 1937-1941 -Vol. 1 -IV. - 345 p.

147. Rostow W. An American Policy in Asia Massachussets, 1955. -206 p.

148. Central Asia and the World: Kazakhstan, Uzbekistan, Tajikistan, Kyrgyzstan and Turkmenistan //Ed. by Mandelbaum //- M. N.Y. Counsil on foreign relation press, 1994. VIII. — 372 p.

149. Central Asia: the Challenges of Independence. Ed. by Boris Rumer and Stanislav Zhukov. Armonk, New York. -London, M.E. Sarp, 1998. -307 p.

150. Population migration in Uzbekistan. Миграция населения Узбекистана (1989-1996 г.) -Ташкент, 1997. 102 с.//Верховный комиссариат ООН по делам беженцев.