автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Евангелическо-лютеранская церковь и советское государство (1917—1938)

  • Год: 1997
  • Автор научной работы: Ленцинбергер, Ольга Андреевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Саратов
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Автореферат по истории на тему 'Евангелическо-лютеранская церковь и советское государство (1917—1938)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Евангелическо-лютеранская церковь и советское государство (1917—1938)"

од

На правах рукописи

ЛИЦЕНБЕРГЕР Ольга Андреевна

ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ И СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО (1917 — 1938)

Специальность 07.00.02 — Отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

САРАТОВ — 1997

Работа выполнена на кафедре Отечественной истории новейшего времени Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского

Научный руководитель — доктор исторических наук, профессор

А. И. Аврус

Официальные оппоненты — доктор исторических наук А. А. Герман

кандидат исторических наук А. В. Ко-дылев

Ведущая организация — Поволжская Академия Государственной

службы •

Защита состоится «„./А...® .... 1997 года в ....... часов на

заседании диссертационного совета Д.063.74.03 в Саратовском государственном университете имени Н. Г. Чернышевского (410600 Саратов, ул. Радищева, 41 исторический факультет, ауд. № 18) -

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале № 3. научной библиотеки Саратовского государственного университета

АЕтореферат разослан ......... 1997 года

Учспьш секретарь диссертационного совета доктор исторх-іческих наук, доцент

ОГ.ЩАЛ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы нсслмованпя. Двадцатый век, принесший в Россию бурные потрясения н разнообразные перемены, стал наиболее сложным периодом церковной истории в нашей стране. Революция 1417 года принесла на смену вере христианскоП веру коммунистическую. Отрицание насилия сменилось эпохой революционного террора, охвзтнвшего страну в период между двумя мировыми войнами. В это драматическое время большевиками были разграблены и закрыты тысячи храмов. Массовые гонения, преследования и пр(гтесмсния обрушились на верующих и церковнук) иерархию. Церковь была поставлена вне государства и вне общества.

Многие печальные страницы истории тех лет до иедзвнего времени были недоступны для изучения и являлись запретноП темой. К ним относилась и церковная история. Крах тоталитарного режима, изменения в пол1гтнческой жизни страны н в государственно-иерковноЛ политике, а также поиски обществом духовных идеалов актуализировали изучение церковной истории и позволили приоткрыть некоторые таГшы. Но если о православной церкви а годы Советской власти сегодня уже написаны десятки статей и монографий, то история других конфессий, существовавших в стране, остается малоизученной. , • •

Одной из таких конфессий являлась евангелнческо-лютеранская, появившаяся в России еще в XVI веке. Не изучение отчасти было осложнено и тем, что она преимущественно была религией немцев. Они составляли 73% в российском лютеранстве.1 Но в советской историографии на их историю долгое врем* было наложено табу. Сейчас по этой теме издается значительное количество работ. Историю любого этноса нельзя изучать обособленно от его религии, на нее можно взглянуть по-новому, если учесть, что судьба народа ярко проявляется в религии. Поэтому попытка рассмотреть историю российских немцев сквозь призму их религиозной жизни представляется не только актуальной, но и плодотворной. . ' '

ИстопногпяАйя ппобломм. Историческая наука в годы Советской власти не могла осветить вопросы религиозной 5К!Они без учета господствовавшей атеистической точки зрения. Отечественная историография 20-х - 30-х годов не претендовала на глубокое нзучяое исследование, а носила откровенно пропагандистский характер. Работы, специально посвященные лютеранству и вышедшие в 20-е - 30-е годы: Брандт Л. "Лютеранство и его политическая роль", Реннмарус А., Фрнзен Г. , "Под гнетом религии:«емяы колонисты СССР и их религиозные организации", В.Вогау "Антирелигиозная пропаганда в немецких деревнях и союз атеистов", имели своей целью

распространение атеистических идеи среди немецкого населения Именно г этих работах небывалых размеров достигло про водившееся в угоду режиму полное отрицание религии. Гонениям и травле подвергалось все, что не вписывалось в рамки официальной атеистической идеологии. . .

—Труды, нисохщеиыыс нротестатгизму.выщедшие в 60-е - 80-е годы, такие как научные работы ВИ.Гараджи, Л Н.Чанышева, В.И Добренькова, настойчиво ii рои од или идею о "неспособности представителей протестантизма решить острые социальные проблемы общества и выйти ю идейного тупика”.2 Однако, подобные исследования ис следует рассматривать только отрицательно и односторонне. Отбросив непременные в них упрощеннее оценки классовой сущности религии, следует подчеркнуть особый вклад некоторых авторов к изучение отношений церкви к государства Среди них богатые фактическим материалом монографии П. В. Гиду ля нова, Л П Дьяконова, М И Шахиовичз, П.А.Крывелева, А.Валентшюва и мн.ар5 Эти работы основательно проанализировали различные аспекты а1ггирелнгиозного законодательства и складывание государственноцерковных отношений. ’

В 50-е годы эта тема фундаментально разрабатывалась в монографиях М М Персниа. в 60-е - Ю.А.Александрова, А.Т.Вещнкоеа н-Ф М Прндувалова.4 Религиоведческая наука в 60-е - 80-е годы в отличие от исследований 20-х - 30-х годов подходила к церковной истории более объективно и уже не обладала ярко выраженными чертами антирелигиозного фанатизма. Несомненно, многие тезисы, высказанные авторами вышеуказанных книг и статей, о диссертации не раз подвергаются критике. Например, сфабрикованное большевиками мнение об изъятии церковных ценностей только в целях помощи голодающим, негативная оценка политики Временного правительства в разрешении церковного вопроса, а также . пропагандировавшийся историками политический тезис об отсутствии религиозных гонений в России. Необъективный характер и явная тенденциозность работ советских историков объясняются насаждавшимся в те годы в СССР отрицательным отношением к религии.

С середины 80-х годов оживился интерес, отечественных авторов к проблеме государсгиснио-церков.чых отношений в нашей стране. По-новому оценивает роль декрета

об отделении церкви этП'осуДарстьа-ц—Ц<.р1чй5п)".0-мс,-,;гг::г|,-г.ра::лел1са:я_в_с8ш1х_ исследованиях В.А.Алексеев,5 На богатом архивном материале основана содержательная работа М.И.Одинцова "Государство и церковь 1917-1938*. Истинные цели большевиков в изъятии церковных ценностей н другие аспекты этой проблемы раскрывают в своих трудах

В.Степанов, В.Костиков, О.Ю Васильева.4

Дт! того чтобы лучше оне.'нгть гсі истории л'отсргл'стлз, следует о:»;1 о-чп'-с" со XHUII1MH рг'ч>7амя по проблематике российских не.мпея, пеланг.ч.чн'нсз е послелине годы. Монографии, посв«!цсч!И.:г нгчнгч я различных pcnioiw мзшгЛ страны, э той млн иной степени ЗЗТрЗ! ИГ.310І II рСЛШ'Н03Н}!О' тему Грели НИХ СЛС.'^СТ ОІНСТНТ*- прСДСТавЛЯЮЩНС несомненною научную ценность рііСли Л Л Германа об ЛССР Немцев Пополлч-я, В И Вруля о иемнзх и ІгпзяноГі Сибири, Л В Малпиогсчого о немцах на Алтае и в России, Л !1 Велконец о судыёах репресс,';':" лчіиіх нечцео Сибири.7 Ксінгстно религиозней лро|Злс,‘ап"'е постмено очен'. "'‘.то р-'Гют С С.Шульиеч била опубликована книга "Храмы Санет-Петсрбурп", олнз гла<ч которой пэсггщенз истории и современному ггололеин.'о протест.знтскич храме.!

В 90-е годи в связя с гозроадгГшем еезпгсличсско-лютфаисгой церкви России публикации по се истории начали призрачные к ;':нзип печатные органы церкв.ч: асурналы "Der Пс!е" и "Наша нсркось”, отличающийся особым научно-историческим подходом к проблематике В их номерах за последние голы можно найти ряд содержательных статен по церковной истории - многочисленные работы гласного редактора "Нзічен церкви” А Бобылем, исследования О Курило, В Козлова, И.Томан и др. В качестгг приложения к "Der Bote” в 1997 голу увидел с:ет I том серии "Из истории Евангелическо-Люи-ранскон Церксн а России, на Украине, в Казахстана и Средней Азии.

В отлична от отечественной исторической науки глубокое и полнее изучение проблемы было проверено и проводится а (настоящее гремя а Гермаі.чш. Особо гыделнть многочисленные работы доетора теологии, профессора В.Кале, s Трудно переоценить значение его трудов : понстнне энциклопедические знания, поразительное богатство фактического материала, основанное на скрупулезном изучении врхигных источников -ссе ато определяет несомненную значимость его работ. "

Существенный склад в разработку истории протестантизма снесли весьма обстоятельные монографии и статьи доктора философии из Швейцарии Г.Штрикера. 9 Штрнхср, являясь автором целого ряда фундаментальных работ по истории различных конфессий а Советском Союзе, особое Енимгинэ уделил истории евангелическо-лютеранской церкви в СССР. '

Нельзя иг отметить важного вклада в разработку церковной истории коллектива авторов сборника статей "Церковь и религиозная жизнь российских немцев", под редакцией И Шнурра. Особо следует отметить находящуюся в данном сборнике работу К.Штумппа "Список евангелических пасторов в отдельных немецких и смешанных церковных приходах в России”, которая явилась первой попыткой публикации списка всех лютеранских пасторов в СССР, а также приходов и числа прихожан в них. .

г.

Проблемам истории лютеранской ыеркан » России с момента сс возникновения до «редины 40-х годов посвящена книга О Амбургера 'История „ротеста.тпма в России Научную ценность представляет опубликованная рапсе всех вышеназванных рлиот статье Х.Маурсра "Ивангслпчесхо-лютсранская церковь в Советском Com: . ькр.ли-'с.ьгтн.л..-. основные положения церковной истории о этот период

- положительной чертой, изданных за рубежом „следования являете* досга.очио объективное, не отягощенное коммунист,пес,ой идеологией. освещение житии лютеран „ советское время. Одна», зачалю в погоне та сенсацией некоторые работы, сеооснт, выш-uuue в 20 - 30 годи содержи необоснованные дошить,, иска,кепи, ^актос и преувеличения. Все публикации, появившиеся d эти годь,^ огрл*али. в оснол.но,. реакцию политических кругов на «болмисаилскис эксперименты*. .

ценными для исследователей являются „лучные работы Р«а .исгороа и а^шнх. эмигрировавших из России н являвшихся современниками тех сооьгтнн Ср.ди mu совместная книга 3-х пасторов Шлепнннга, Роймнхха и Бахмаш.а. и их индивидуальные. рк>о1Ы глубоко научные статьи X Ройми.хха и работы Шле.шинга, которые но...т определенной степени мемуарный характер и содержат много эмоционально.т.. и

субъективизма в ущерб научному анализу ' Активные исследования по проблематике религии „ российских немцев в целом

привели в последнее время к выходу в свет ряда на)..... сборников Среди.,.,* - Росси, -

политика и религия в истории и современности” (Под ред-Б Мечена), . елипп, =

СССР. Неизвестное многообразие* (Под ред. - О.Бассс и Г.Штрикера). 'Хорошее «пале.

Церкви и религиозные общества в Советском Союзе" (Под рад- Г.-Х. Д|ир.ка ,.

Г.Штрикера). "Российские немцы вчера V, сегодня” (Под Ред - Б Маиснера, I .Неноачсрх

Л Аисфельда), ''Российские немцы" (Под ред А Аисфельда). Между р<.ц.орми! ..

революцией" (Под ред. Д Дадьманна и Р.Тухгенхагена)н ми д? '

Подводя итог историографическому анализу. в целом можно к^нстатироаап.. ч.о

западная историографа занимх.ась разработкой данной темы гораздо глубже и полнее.

, г. . ^ ...Л гл-»1_ь: гсу.-плеиию некоторые заруосжиыс

чем cobCiCKa;0>CTOpriuTpu'sjM»/i ■ - 2

авторы были плохо знакомы с официальным., государственными документами, что приводило к искажениям и одностороннему освещению фактов. Спецификой большинства „з них является отсутствие анализа богатого материала архивов высшего СССР, дост^

которому авторы этих работ ранее были лишены • .

По достоинству оценивая все появившиеся в последние годы публикации, следует еще раз отметить, что данная проблематика изучена достаточно полно лишь^в западной историографии, а в российской, к сожалению, до сих пор не существует оооошаюшич

>>Гу.м’>'v rn гм‘-г1 тс”е и глстг'пдг* лмс-гертллин г?г'"Ггсл перчен полиги;:!

г.олсСп^го ;:;слс;',,0!,’н1н . - -

Us ih ft yirti'tit уселпонлнич. Octtcmtzi ff^eiomefi /Hfcccfrnv/mr - и/у*;епис

:4':i'pi*n' с:^мголнч:'с'о-л!31 ср^нскм цср^г.и, n Соисю'ом гос\д?рст»-с и нч

П !Л!^‘’'ЛТ!'''':1‘ТН;’Ч (1917-РЗ^ ГГ) ft С^ОТГЛТСТ’*44 С MO.Tl’O НССЛеЮПГЧПП п ЕИСССрГГ.ННИ

::ocu!*.v:nu елпулмлпл-гл "пг '

• !’'-"<'ИТи И ГПО^МГТН'ПрОЛГГП, ^!!’'?ПТИ погорим лютеранской цлркн! п

‘Со* Со1'»:? « yt'-j-ря*»» "i ллрлл?, -

- 1П',ч:пь его--lit.:,1 и г:р гтиг.сре нн’?,..1 ::ро;р'сгплл П'.'р'-лгч'см оргглп1?:нм'ч и се

?!"с;^от. го ''.'тс^-елмк'.'чпя, :« рассмотреть фзчлорм, григелшие к* о {чштльночу

t:p' ‘•р‘’млглтл*: *; ^сти г'-рчгч ил территории СССР;

► »НН ЛТлТ!, Р'ЛЛЬ Я Генте?! »ОСТ?> /НОТСр-ИГСКОП ИрГ' 11 L! уСЛСйИЧХ гелолл начзлл 20-х голом, г.:г‘."л :'.'л с:?’ : г'З ст. л^с: jnv^vN п Глр' (Ч* с голодом;

- г'^рять гтр; гг и. п г г*:-;?;:: из л::7‘ср""л г,1 р'"7'! гр.'^гл^ч и го.ннггнс'л’нил л‘:н»:с1"сп

- -j.wyiop ег!*:*1 ^''Л w гг;:" с ргеснотреч» р'.'скпл г* пср':с::лсм руге^олелге;

• !*,?у»*:гг!> лл:ignite мэ ллпнь перкги тотлдип-рчого ке^мупнстилссгсго рс-лич*. ?:гггрслигио1Мого з^кспол п-льсттл, последл елн неподготовленного 01Л'\':сн;п церкви от

Г "'ey;’ ■'РГТГЛ, ЛПГИГСЛНГНО^ЧОП ГрС>Л?ГЛЧДН И Д СЛТСЛ1НОСТИ Союм 130М»СТРуЮ!-’.МГ(

ГС’Л'ЛАЛЧ^О:!, ir'.C'LV стгсиг.ого уСГГЛИСНИЛ ЦГрКГИ ff3 rcex c:cp П-'":’:-'?{ГГ0^ й с~,,-:1;ст:'СНчЛ-1 :■:»?!!;«;

• проследить НП^НСНИЛ ГрСНСХСЛМГ'НИе П СТру5СР> рлч церковного унрл’-’лсьил м С'еллгечное поло;ленн2 д-отерлнеклх приходов, гпгпигь дн-тлин;)» сочинения

'Г'СЛеЛНЛЛН ЛЛ07',р2!!С'СГ О '"'СЛЛ'-Л^'Л CTpHU, ГОЛИ”еСТгг:* СИПНИ И ПГЧЛСрОЧ "П 20 лет Сслстскоп пл гсти, расгргггь рсл;лпп.:е .тле^тебм ге’.’еилн нл i[?prc”ь, гр^сделос.^и?!,? ГСру>0!ЛПХ и репрессий Против СГЛН:еПНОСДулПГГеДсГг.

И^МП'Ч______Н^ПНД ^СТОЛЛ-Н ДНСССртГЛ'НИ ЗГН'ЛЛОЧЛе! СЯ ул?3 П СЛМОП ПОСТП'-ПГ.Т.е

ПрООДеМЫ. ССГОДНЯ, когда В Iinuieff стране ЛО?рОЛСДСГГСП ДухО*Ч10СТЬ, религии it утраченные ! ул’.г,р’м !з трл.л:,!:’"!, стгло ?-02**0'г'’м тм по-нагему следить vncn:e ccG; гтия и гроисссм и ллггятьел ах псс;:глсгам.':см. Особое ечтгелп-? ш*сст птг:-чмл л07тсл?-иост?г .ск коп^ссснП, котертлн рапео ms ул^лллось почти никакого сипигния. В - настоящей диссертации вперпые гг,едены Г\ ГПу'ШМП оборот МНОП'С мзтерпхш из пемеиких г.рхи-оз и отсчсстссмпих грхиссз» рпнее не лоступпне псслглоратсл.*!!-!; прослежены ссе основные' сторопи пн)тр?!шеи -липни и деятельности е^лигслилеспо-лютсрлнсгои иеркги ?.э гсс п;:с’'Г! сз о J'HHH^bnoro с}-'чспгсглнт в СССР, уточнелч ?м;оп«е '[-".‘ггы из се истории, сгр?иион жизян и леят’сльности се руксполигеле.ч п crtorpnirm отдельных тсторов;

впервые изучены такие аспекты истории л;о:сраискои церкви, как реакция церкви па мероприятия Советской власти, церковный раскол и миннкноиенне дсижсшш “живоцерковников", по-новому освещаются отдельные стороны сс истории, в частности роль церкви и окалапнн помощи поедающим и се позиция в изъятии церковных ценностей В итоге, настоящей диссертацией предпринята первая в отечественной исторической науке погиггка всестороннего поучения истории свангслнческо-лютсрлнской церкви в России в голы Советской власти Существенным моментом научной новизны исследования стал содержащийся и диссертации достаточно исчерпывающий обзор источников и анализ историографии по данной проблеме, не имеющие аналогов е литераторе. ’

Практический ипчимосгь рпЕптм Пиводы, сделанные в диссертации лают возможность современникам открыть для себя неии-есгные страницы Отечественной истории и попытаться извлечь на ннч необходимые \роки. чтобы избежать повторение трагических ошибок. Материалы диссертации ^гутбить нсполыоадны ь педагогической и научно-просве'пггельской деятельности для создания спецкурсов и факультативов по религиоведению и Оючестиенной истории, для написании научно-исследовательских и других обобщающих трудов по истории государстсеыю-цсрчомных отношении и стране, при подготовке экспозиций с краеведческих музеях Кроме того, полученные результаты исследования могут быть применены сь решении современных задач ьо взаимоотношениях государства и церкви.

М сто дологической основой диссертации являются методы научного познания В основе работы находятся принципы историзма и объективности а также сравнительноисторический метод и методы ретроспективного п структурного анализа Изучаемые процессы рассматриваются в их взаимосвязи, противоречивости и совокупности всех факторов, когда обращение к прошлому является необходимой предпосылкой для понимания настоящего п построения прогнозов па будущее. Автор стремился провести сравнительный анализ положения церкви в различные периоды -ее Советской истории, £ также, се статуса в эти годы и положены до революции Кроме того были

LpcлI;r:::::^pC2:.;:LW^4l^?p^^ц^p-aд-^^цш■O--c^^tЦИ''Ць^^aдпy^б.^иУ0г^aннI'eJГCoгgтичecf.иe.

установки партии и правительства с секретными указаниями и действительно проводившейся б жизнь политикой большевиков Одним из определяющих методологических принципов исследования являлся также принцип ооьективного освещения различных событий и фактов, * и их беспристрастного анализа с позиций нравственных общечеловеческих ценностей Для изложения исторического материала в диссертации избран проблемно-хронологический подход

р—лти (ГЛ 7-1'?Зг> гг.) /"'осг;о \:ги с^-.'уо'гим' ИМ 7 юл р-илсл о нсторпч мсркьи, \ и :з игк'р,М! «-ссю росспчс» оп> с.лч'олч-з, Г!опороп!?.:м »чг!С1Ггом Псслс сктнОрьских событии 1017 голл п стрг>*с Гмли '”:,о::'снм осно>ч1 скд^ыгггпч дшлглгурм и тоталитарного р;;х!:мг И>'счно п :к:т период лклсрлисксп поркогь п-.'ре/гилз м’чн'ггс^ тр'чтсскг'* момент сгсей история. В леПстмпсльиоа н, ^Арк'ОГЬ И? Г-'Л* СТГ^ЛГ:?П ПТ ГГ-СуДТрСТ'^, 1 >!?УО^МЛ'‘Г,> ПОЛ ОГО :'*С(.-ГКИМ ,\ мсусыпмчм

5 :"-<грл:;с,г ч рег т^т; '-;;тс"Лго г:.-я л 'ЧГ‘Г'“?н :?{7:ч;г;-\ • ч:о:‘* ?т:п и гесул';рег:ч л и

г??1. р^-рг'Г'Гм Гм-ч гр?1','"|т!'Т1) его;; п-'н'-тг’о^гн'Л !-и; едчи^т

ерггм’п:.:';'!! с ззгр) гт;п;м яосл.тлгего грг\ег'< ч *:с?л:е 19?'' геля. .'

Нгг ,г,?:,1Т«лмп>|__мгслслс!’^^;: 1. Д~ч рсие.чнп ностзпдеины': а рлГотс* гэдач 6мл

гри?."2чси тирочиЛ груг ?.(ек)ч;:1::"у_ч '-огсрмс уедоенэ молчю разделить ла 6 с^,*г>стоптсль?,1.г< групп: ' -

1 Лр\;-ч,;лл* '] :'чд| <, ;:гл,'!'>1!!н*с 1 сслогмог! гсточннчогоп Газой иаспги.'кто псслсло'/'н"ч. Апторсм дисссртачнн исполь'снаим документы 23 '1'оидоп 7 российских :г 31 р) С';.\чч ’х ::р>'Н1:с5 '

П) Л’Ч (ШСНКИ ДетГСЛМ'СГШ !’С:ГГр'\ЛЫ1МХ И Г"*С1НМЧ СрГЛПСЗ ГО ОТД^ЛСНИЮ 1к‘рмм| (Ч

госуд^рстт ']-снли Госуд-рстпсячсго Дрхнга Российской Федерации, мперчтлы Цстр! Догум?нт?.ии11 По.:сП::;сй Истории Сг.рлтопсксй сПдзстп, Госуаарст пенного Дрхчгч! Сзрторсгоч соластн и его Оигсд’-ссчого филиала.

б)поло;>'снче нсрксгнь:х ерггноо п этот период и их реакцию из пронсходнпшне собьпич гомсплот си-.чшть фонды Гсссигсчого Гссудгрстгслнсго Псторчч‘.‘стого Архип в Санкт-ПстерОурге и Цситрзльнога Истерического Архнгга Москп г 2)с С'ТГР'Ы'З С'?С^'\*-',Ч1И| «ГГ’,,ТГЫ р~отннксч немецких посольств и гонсульстп п России, срсчпие т-?л?грг‘: ;м с5 гр.'ст'х п осуд-деппчх пасторои, мятср^^л!I по сглзям церкви с ззгрзчпчшчмч срг:,,1иг;!:':;:*!м и так дзле? - содержатся в Политическом грхнге Мипнстсрстпз Иностранных Дел Германии л Бонне. ‘ ..

2 О•чшнадглнле прзглггсльстесячые документы - декреты м законы, циркуляра п рзспсрт^сннл, псстг.^оплсмлл и резолюанн спсзлоз, а тпк-;::с спубпнкогг:}чгые в послстнсе срел!Я секретные и ши'^роггтше распоряжения и телегрзмми В.И.Лешша ИЛИ Политбюро.

З.Промзгедешп гндпых государственных и обшестпвнных деятелен: работы

П И.Л?!нш% стгс1лн-2 осио^сполггающтгмн з проседешш антгрелптознои политики грзвитсльстсз, многомчелепннг моногра^им и стзтьч кедущнх ле^гелгй и проводников атенстнмсскоП пропаганди Е.И.Лрослагсгого, И.И.Скворцов-Степглюпа, П.А.Крзсккссл, А.В Луначарского, В.Д.Бснч-Пруеппча и др. 4.0 {читальные документы конфессии и

органов церковного управления - указы и отчеты консисторий, г.р-.имги г:;:у;:;;;!/,:, списки пасторов, меморандумы и обрашгнля х правііт«і).стьу, Консгнгуцпя евангелическо-лютеранской церкви 1924 гола и "Срс^енш,;;. посгипаа.-.емни о

■самоуправлении—евзнгелнческо-лклсранскнх—сбрл:;—с.—России*—1210_с______________А тска.с.

г.ссиотможные сборники н журналы, іилашіис церковным руководством: книга "Наследие Лютера в России", “Календарь для есангелнческо-лытсрансипх общим г. России на КО? гол пислс рождества Христова" и II номеров а;урнал.і' "Шшз церкоаь’, ьылолн.:вего с 1027 года .

і Периодическая печать: ааруоелна.т - журнал "Псаигслпчссла;, диаспора в с:об;і:;;ссти немцев за границей", ежедневная немецкал пресса., повествовавшая о гоиени : ; і;а релін і;,о и преследованиях священнослужителей, советские периодические пз.тыпг,,

р осматривавшие ату тему иначе. Вместе с общесоюзными иілапплми рад аіс,іст!:'і,;кі:-: газет н :к)риг_тоа издавался на немецком кчикс. ’Осі ОоіО»; и. <!с,-

Оі сііЬлпк", дегскіш журнал “ГОс Тготрс:с".

О Мемуары и воспоминания соьремешшкоо и оч'еаидиса тех соСьгпііі - кОлсішсі>.а, і;.ісіцч>в к простых верующих. Некоторые пастори, которых по праоу ио.кі.о ісіідті. іирі.оі'.ньїмп историками, надали свои работы еще и 20-е годи, спнсиадл соі.р::-.ені:сс им поло кспне церкви. Среди пік статьи П.Лльтгаузсн:! со истории конституции,

Л Фришфедъда и Ф.Вакера о ссмішарни. Особое место занимают рсСоїи сплскопса Т.Мсйсра "По Сибири на сл}я.0с сіангеличі-ско-лютсрапскоГі исухвіГ н А Млл-мгренз ”Моч жпшь и деятельность". Достоинством ЗТІІХ работ является ТО, ЧТО ОНИ Н.’.ПИССИІ! Іі0 свежим следам исторических событий.

Широкий крут источников, привлеченный для наппсаннч работы, позволил протести подробное исследование по данной теме, сделать обьсктивкые сывозд і: решить поставленные научные задачи '

АііроГічціін гт..Утп-і Основные г.оло;;:с!і:;д дпсссртаа:!» били ішо>::еі:и г.і конференциях в следующих докладхч и сосбмстга:

1."Лютеранская церковь с Саратовском Поволжье в толы Ссвєіскоп власти". (І’осснйско-Гермаїіскал научная конференции "Российские немцы на Дону, ЇСавТЇЗеГ Волге", Анапа, 22-26 сентября 1994 г.)

2."Лютеранский' приход Св.Марин в Саратове 1770-1935". ( Научная конференция Геттингенского исследовательского центра "Немцы в геродзл России", Гегтиигсп, Германил,27-30 октября Ї994 г.)

V] т;:: • ■, Г • •г.г,-л ; л *.....т* ггл-: г ?" (”/!

П РОССИИ руС,?>'Э-ЧС>"'Л1Л,С ИЭучЛ'.!С М Ь'УМЛ урИЬЛ! СГ.'П'Г, Очм-Ппербугг. 10-13 гпгс.т: 19^5 г.)

4"Сс';г!; "т: :,,|)105м,,ч С-г■?:! 'а* и "псп’•срслГ п псмеч'Л!'’ : о.'омгг'ч По:'<?т'‘\': "

-..р, : ,,, уту-г, “Р^ссггг'.'Л-.Л П рсС)”?’<!Л НГГ^рИП,

' ;-с......* ‘л л V .ли»:", Амглп. /0-25 сентгСрч 1Г95 г.)

; • • ; • , г : у г', .у, ч., гм^-О 7 Г Г,1 ■!! !\ ЛИ? тс?

Г • • с с';: г.............! ’ л г-;:-•е;*"г лга _?;ч:лгтп !'.? кг^глре Отс-чс'-гпстгои :;С!(Млм

1 ''гм С'^'Л'-слгго глсу^ .'рет:/Сч'гого у!лл,ер?и7лт.г

; *• • ’.......5 Г 7'л > -,::гг/лг из игслсмп^ трех глаг. з',л';,,р'<сн(!'!1 спнсь’?. ■

* N ^лслл л лл'гсртг/рм, а тглг,::е 7 прлло‘;'ечиГ<, котг-рь^ гкл’очгчот п . .,р ''Т'.*Р'!‘?Т"0П 1'Срг"'! 192-1 -

‘ •' : ................ ' ■-'П ..‘..-р..,! ^рчгк.че '"ОГр": ] ММ ’’5П

сод^гг^джш рдшты

*'ч г С'ГГ"' " (-: ? Л:ТГЬ, И С."Л г '3 И Г^уЧП ЗНГ^НЧОСТЬ ТС'МЧ. В нем

л;.си'! Vрчпп'Т'лм гп?л;п :-''р) "с-чне л ч отечественной пстср(;агр-.!лгн, от*’?ч;ллс‘1 с;,I .,рГ в лстср г:сс::с”? туке. Слре^ел^етсч пель, г^лччн и

4р;л"',г?гл"I г:— 'гг’^л'П, з л^р^сгерлзу^тсп источники.

/! .....•_ ....* ......’! • ---г-р • 5 а пер^МС 10ПП СОКСТО: > Г» ПГ'зС7И

рл у-л* гг?;,с?:,:?н:!'5 с'ллтс^л^еско-л^этертнсгси церкчп России ;ю 1923 гл~\ г'Т'ин? гСТ--г'-г.-'•*!, истерли Л!Отсрлистс?. в России до с’пт.брт 1917 го"л

- г*ч гегг.г'"? р-с:.м‘сп грлтгггг'лл:*'?. чте Гм ср:лл,,ггь стг.т}'с геркпи з игреком России с 'Г-2 г:?пг"4>,::гч р— ?7л рз'5гл'? XX стсгтпп ястсрзнстго нспог?гл,^.ало 5,2

%гсгг-.'-| I' ■■•(: эЗ,7 ":г-~:::)п

1917 гол с'>1 гг^ртпл:*! з г'л:лн иерлпел гссх концессии, п 1гх отиошеиич^ с гссул^рстпо?I. Приспчигл и рглмерешгл ллпнь исркси изменилась улес после Оегр?л некой С)-р:''}'г:?:о-лс?:с;'р--Ти.чсскс;1 рсгслтоинн. Паление цлрекого реилптз ргссмзтритлссь еппнгелнчес!*сп иеркезьто ?:гл< ВОЗМОЖНОСТЬ ОТ?!е1{Ы ессх ограничении и '•рс,-р1.::<:"чт тг»е,ч,м нт г'^'Тср?чс’■*г< г^стгроз, сутлсстропгппих в стране уже в течение нсскспкхих лет. !Зре:*с:н:о2 прггнтелгетго тгерга отсталголо точку зренпгг, по которой

люСыс яероисповсдшлг и национальные пр.і’-еснеііяч и России бил» нгалт^сткыы, однако ОНО 1!С успело ПОЙТИ 5У1ІЦ.Є прОЬОЗГ/.ДЛСШи реЛНГПОІКО.”.їиободи

•Октябрьская революция ликвидировала іеего лиші за 20 последующих яст евангелическо-лютеранскую церковь России, сушссіьоімашую здесь у/:с 4 столсіїсг Положение церкви п результате ссуисстьлеші;, первых антирелигиозных постановлений

Советской сласти несладустсл *о стер-ом параграфе Посрсістгзм кафлмцн»

банкоишнх вложений нерког.ь лишилась своих маїернодин/х егсдетБ, анализ источников поыолил сделать пиьод, ч;о м результате передачи

Нлрк'імпрооу вг« учебных зазедешііі исркссо іютсрма болсе І ООО ц"рко:іьо-

ПрНХОЛСКІІХ ІіІКОЛ, ШІрСЛЬ ОНЗ Не ПМСЛ.'і граба ВДМІТЬ МСІрНЧССКНМП К.ШГС.'.ВІ, Н ЬССТИ

церковные описи 11.1 немецком І'.ЗЬІКІ.

Счммм ііеіірпемлнммм ;„ія церкви. несмотря на к,нагие его плло.кнгедиьы; сіереми, сип Декрет ' Оо отделении церкви от гссудлрстлд н ил.одм от цсрк.иі* оі 3.0» 191Ь На глороч параграфе первой глави сістел оівст на вопрос. Чем хі і» «Гісгипеліністи был данный декреті, какие цели он преследовал и к чему нрніел7 Про.-едгшіс ь «шііь дсцч-гг происходило а тяжелой обстановке гра;кдаискоіі войны к хозяйственной рззрумі Ситуация усугублялась тем, что не сущсгп.осало п :пешіальііьіх государственных о.р.'аное. по проведению декрета

Анализ документов покантвает, чго :кгань церковного руководства и .обідки гоналд иод жесткую регламентацию со сторона адыпцдегратплны:. гл:е:еГ; Псе лютеранские циркач п имуїцссіио прнчодоЕ с этого Ерсмсші вриііїлдслал!» государству Огр:.5л"д;і:-і ммерпзлыю, понесшая физические и мсрінимг потгр.і, с.'лигед^’ісгяо-ліоігр.іііскгд дерковь рьпымсь отстоять сг-.он псьоннне праса, ео.<рз:.иіч. гсксаи: традчипі Мо с первые мссяци после резолюции рукогодстсл люкрапохоП иср:.:д! іи сигтупіт.о открыто против политики государства. Осредгліпног елн;.;:пе на погедгішг и:ркгіі силіьгвмо состояние воины с Германией, долгий процес; поді'хсанік П; ссккого іаі.ра н иностранна;; интервенция на территории России. Огромную [ода в относительно спокойном п'ведении лютеранской церкви сыграло :і іх>, что подтпкь іоеудлретЕЗ по етчоїдепніс к

например, к православию. '

Третий параграф глгга аналісарует с.лпз:а:е реео.-;сцл;і, гргіїдаїїгкоГ: есііну п антирелигиозного законодательства на полокгйж лютерлг.скггч пасторов, чгсло которых к 1924 году сократилось йолеа чем п 2 разе, із-за эмиграции, тресте.» п ссу-/чд:нпй 12 Одновременно в рамках политики "военною коммунизма". разрухи, голоді, г.ойня і;

f. Г'- j ’Д p п) •'-Г Д/ сг“’;:чи';.' г*~':тм г\--.у,:гчгс.~г;и, д;і:і

• : і • rrj' / л !.'• ? і “ 'гд ■:; т<. * *«uч д ,'іі>лr tп-.кг.го з"* ;::і і

Ч.:.г-:рті:Л ;:;р'-:гр ■ г:.сгр»:гггг pu.is її “л'гч'г; ор:тгг/:і р\п ддл^-д.кс'ст*. церкви г.о

Г J Г. •! П 'ОЛ-'П HV<^' Г\»-Ч ГОГ.С'Я ц Гіу'ЧТ Г-СП'ДТП ИПЛГДЇ Ц?ріГОМП!Х UC'UlOCTbii.

Гу^р^лсчд-чгг М^сг-о?::кл.*і уснсистор;ш Т МсГіср 'Лі:л с !дїідг.лм!и прісдої Советским ;.т' ;ч г. *":•*гттг*'* согрудпикд АРА н першого 'сснсдот ру» .н.одиго м ІЬдг.^дідд; ::'-го Л'-'л :рію о Ссіт'лп, ’':д логн Г0дрд'.>;:*д?:и’см АРА, Д Морохлз Г.с::м р:::ід'й і.слу'.Г.ипі л отдд‘іи<:: гг,- чртго; імял мдгл;і і/.'пге н нелегально ; : ■ ч ;::.сг.р.; дгрд^і;-с і 4:ср-; д?д:; pj;;.r ?.*? ^'л:д-г, гд телг-р*. Ні'тлімлм^т

Л^'Г.р; Om.JT ‘-Г СИ уз^кОМлМ.и? n ' ИТСЛЬСТГС >.t Poccifji СНСТ^ЧаГНЧ'ІСКК?

■*. u.-i :t гг '.сдд.і О .г '-;:л, л ’-*го г;:?’'.', -:л Срсголг.пс.; у-лнг пср1д:и «»

г*: -чг**,:гг< дд'-'С’':-! гсг.оі^п'ии, сил лз.гчгі.^иі і.ігильсі гнллдню рс»:ч сг:

:г«v:■. *4 ;-~ч дрсд/ гг~.ч Г-лг:'»? г. гд'мглч ТУсгтп'кїї п.-р-г??рго>; глтг.н дчт сгтгет

у.ї г с Что ; • j г і :-д:с:» д :~?i ■ч'мілі ‘--и грччим '•<:) мз », • гнч нер.дд ;д.:х і.'сдпостсіі0 Л' ••'у,":,:г:! с іс'-тсд! гг' у. v. тт * ,f';r?p:-:. •»^»u .'і: рс-илыгли im/ui'i ценностей Гі-і”и ?'іі!!ілЬ‘• ?і. О': і'л'лстрдлн* і: ммиї'-.і'.і.^’З С •;;Су гмугрн ::ср».;.н, г: кгс\Ч"і стл'і >

д:/. :С 'сі/:- 'ддддч;; .і\‘ьс!і '^ддг ''-г;?.- v, г;одрп:г гг» "'гД’рінсгл, »■ с ■ cr ;•*f'<-* гчуідроштг.'нч itcv.v-pcr."'/.* іл?лд< еу'дддлг-*. >с;(дс)fj't: г.іпир':;'чі .іишоГі

г:рл;:'гг:'."!! ч 5 rr>t м г дуг.1; .дгм;:. г; .:"мі ?л:ро;:р1:тгмЛ

'"■1 ____ry-’M'i Th;:!!!'.'! і:*р^сі'гс га to'fj'cicf!;'1! z 20-е гсділ" по;і-;т:д?.‘:.ї

. ''сег,?дч!;гдг.::- і ;/■•;,',-;j л ; р гд»• м д д і: ч: f ticp'-'O^nuf о ру> п^г.дсгі я з ?тот перпод. Пс-рг:ь:-1 .д:.р?г;»:о г-іп*:::: "л г. і: *• ід.дu 20-х (ог:я ♦ р^?рзд*:t;ссть отдедіиьіх

’■р;:ч::л:7, р-счті • '’дт’^р:*'** д:;*» стр-і.т) f», і •- г- р: гг С' -д и ? л: іт- с*'* р’дмсія'е Л т.іх'нч

}СЛС^Пг;Д ГТГ^ЛГТЛ^ІПеЛ’ІПІ ГГ-.,ДіГ-?ЛіІ‘>->СьИ\ і. СіаДЛ !. і С С .< Г СЬ'Л ДрНЧ7' ПрОС'ГГ

•.■д.тстггг^^'^ч гтд?*: h'»?r’,rr,''v4 гогг.',."Д^,,^иис? о с.?‘-'оугр^д';си:і;г е.,і,ігеди*/:Г-1-'Д'

:д^тед::;с?.с;1 * і гг <:! f ^ Рлссл л". Прсс:гт г:*.'слподгг?.л сС: ?лли;;и!-' еГчцин дед

рч«ГС^ОЛСТГ.С*! СЛЛСК'С'ДЗД» Sидгл сопетл П^гед ейД’;ГЄЛ.1»?£-СК'0-”ЮТСрДІ'СГО;*- liepКСпдо сдр:ч.д остр-'' ст'д^м г'-ті'Схдд’іуссгі со ср^^и?;:.немного оі'г.рмлекия ?дік ел#и*с?і м

КСДДСТПСЙ С1р\К'Т)ТїІ. ' _

Мчоге.дт:~я ргЗота по по.тготс?ч-е Генерального Сянола, пр05г«сі;рг ^cvcporj могло би ддкгд:д!«ропть i:cps*oіії?'дГІ раскол и срідзиіппцмонко O'j.vpMirrb ег.гягсдпчесьо-л:оіер?нсху!о и?р?;С2ь п Сегст^гоч гсс>'Д2рстгс, .уссичад'-сь у:лехсч б 1^24 юду. Синол про>од:'ді с 21 по Сс я.^дя 1921 года и одсулдгд сдед'.л*шде сспрсси' вь-б-лры єпископі; іч pOHciK^if ляніїї гсга^гг^и'г^оо-лютсргнскоП іімрои России; принятие исвой КОгіСТПГДІММ, СС^-ЄДії!іЄ!г!1-? обііПН И С0>‘ЧСИНС Н0І2ЬЇ?І С&ГІЦ£1:НЗСЛу:КИТЄЛЄЙ. По принято»»

Кинспгтуинн к сйаигслн'(11ко*;м>лср^псисП и:р.^н (‘осип? относилось 190 ррихолоу, оргатпоегшных и 17 синодальных охруе^

Принятие Генеральном Синодом Кспстшуглп, ьгк и ес.чГс’.чкт с<лыва Синода, первого не только за годи Советской пл^ггн, но и з.> псо грег.:*; -iC0-.nenj-.ro с>и:?сг« сг.;иш;| сьа}ч слич-хко-дчперснскоП церкви России, япились упл-;!. лгед'.пимк соо.^1 яч^тя г. псюрни иеркпп Синоду удалясь гпогп» пртдеть ;с млапн рлдруп:.:л;уо ьс^л; р:;ол:оцп'» едическо-дютсрднскую церковь Россия _

Генеральным Синод 1924 годл делаем бил с К'рса-п ьонадгир-.'адп., «гго солее 100 прпчодос. стропы с^талпсь Ссз пропс^еднниос П сдо.лпоП с'сино.-^ч, >грч)^з^и«сГ» кр^чом |.'ССГ1 перкогпон >,;изнп, нссГлодпч'о Сило сроч;к> .!г,пп: пугн у :.%; и»;;};* чледа пд'стрро;.* с стране Полому и 1922 году Сияя ссясааии теологические *лр:и проп^г.еднико':- н Пгтро граде, которца явились ссноасП д.лд опр:.ггня с 19Г5 году сопн.лр.тд пропомедпнксв, когерон пссьлидсн трстин Плрлгр,;.;; г л-, и С*- ‘.^.сри., г;рсс;. &;:.:ст1;о:'-а:и 9 лег, пройдл иссь нелегкий пуп» постепенного угисмт-л ц:рло:л!';П организации, н Сида МЬрЫП п 193-1 году. ’

Гомеш!!! на церковь И се СЛутИТСЛСЙ присолили к !:ССС;.аТПМи‘,! Г.СелеДСГЫ:;:'.!

I (.'.-..'.латок пропозсаникоз стал причиной огпддеш:.! част ^чтсрскскшс обиии страны не только ог единой церковной ерггшпшии. но и от д!ои?лисп.з Прэтиссегочинг Московской и Ленинградской консисторий, СорьСа а сласть их глаз - сш,скопе;; Т Ысп;ра н Л М&яьмгрсиа, раскол латышского высигго церкоеко.-о совете, отпгл:п|;г Поеиджскпх приходов, сепаратистские тенденции на Украине, трескание пере-емитрд лютеранского учения сибирскими общинами - сот только г,сх01ср;.;е печальнее пееледеппа политических и сбасетиенних изменений с стрл::е и глппип [ег.л.'рстсспиого закоисдтгсльстга и административных мероирплапи па с 20-е гг.

Четвертый параграф ьылвляст панСслеа сер!сзн>;о прл-Зламу тех лет - г,с«глеи::г раскола, подобного г.ропзошедисму в праеаслаацай иеркап и раскрисаат его причины Лютеранские "сбиоолснцы" н.гзисалнсь "кнгоП церкоаглэ", 'с^ларатнатеп:; оСшп.чы сушеетиовали ь Поволжье, на Украине, в Сибири. Солы-тал часть из ни:-; колебалась

,у л,г,Т!.,,т„.-грг; „ г...-г..,,-т,^,, .............. ,. р.,,

конгрегационализм.

Па ссномнин изучения многочисленны); документов, диссертант привел к сисоду, что рассматривая историю лютеранства и СССР и 20-е - 30-е годи, приходиться считаться с наличием и лютеранской церкви трех ссиоьных групп и течений. К перьоП группе относились приходы, входнз'шиз р состаз всеобщей лютеранской церкеп СССР, сторую группу составляли общины, ко-.-ч‘.;гшксса‘ мг:кду официально!! цгркиЕЫО и

; глл-лл : .■ ; л* ' • . я» 14 и.г-м| !ч :

грллз 1Г'/::чу •; 4 г-,-! ; ■•:!;,..»* - .■ г: ист: 1.л Л1-'Л> ; 1 •• 1

ктлглмг 1М ::^с-7 о г Л' лср.>:л.<:'< ’лг> л*

‘^•'СЛЛ! ;:л:м;>д п.л’л'рсл ’ ллл; V'' ллрпило млл;.ыи ьо

:нучрслр лллн . * и * 1 {1. \ г»? ~ ' и;» > сспчрг ? ил С л г: лл; л'лл м гтр'^тм *'.-рс*»: *1, »? о ; 11 г. •; • 1 г ч, :л: ’г’л:/.\ -л л', л л-л •'•'•; к м.. ’’1 ~ ■ р->г;- л П ;,*-;сс--рЛ“: лтсч пы:1 л;, чп*

г " .• г •“ ■ * г. г- ль р-лл: *■'г:'*го г л л <нл *. - л л 'члл‘';:с}лр1 о:и , к\ г у:-лг^л* ;лр л. лгл :лллл, •> ггг т - ■;;«: 1 1 "л О'! л: ;:С срлпл.

* ... ллиЛ.1: ллл уп.' гллл' * 1:’ *з сгичх н ел ’"лл1 лл "о ):у. ллл 1, у п\ >лл г л

л.; : : л.лл/ р л л л: лл лр л) л у-’* л к гг,-'; р л'лг <;л лн : ; т:л ллл', .! СССР я лл.лт.п уллл . л- ’ •

Г.2Р "П'ллл'лл г ’4 * * 'ул-,-лг лл-лл Л1'.;:;-л:*г<^лл>лл./л р. млэл 1и'ри;л ^

V.:,; ■: 7 Г'р!7' язр!“-т л-л-\-лл - * \ 'р.’-.;'? л ' • лл ■ ;л л; гг.члл и ; лллллгл С-'1 лл П л'-лт: .• ! :\ ’’г - 7'- . .г,;’ : л : • л г . ■ л ; р~: • л ■: Г’> *;

Л лллл.; гллл уллллллл л;л;рллгл>:л! лл пслллл-л!, пил.лллл е >•

< лчп. лл п и*р- л 1.,л:: срл ’.л; ;л - лил л- 13 •: л •••■• л ел, I’^сг'•с;.>.сллл.ипстлчеллл г -■;• пл*г . ,,-сл -.-го } 'Л ■.; ■» “ *' г»«■;с: лго г ’ г г р л-. 'Л лрлл ’ лм • :*:;■> >о 4

с ■* р '*!!: 1 л I •-•г;, л'.р л. :.п; л 'п : -с г:: >* .■ л„ гл'И 1 7л г ? л.::м и п пик гли:;:-:п

п?. ;л\"мл::л ;:1. -п ■. с:< р 1;ч Л’^Л-Т :лрлл Г-'р.грлЬ 3

Н-ч.-л^ г%'гг:.‘.'' »> : р.*""Iмп яе слул">:о ссим.г;о по грл-лни с ::р\п:ми

!^мм)мис:и‘”;;: ,:'м к ’илч:г-'ч:{ - рямрол^м сппозмимП,- ^орг^рог 1«и';.П

1м:ллрн;л!!. :: *■.•,5. м.л:!.:: лг;!'и: 1 >.с;;лV;Л1 и^: 1»:л 1 1сГ* и :::.ссо::ь:м ::и.::*м Г!

ю:г- лп:-р>лч ггсул"рп.'с не ‘'оглл быть иестз ьн Д-^ч ?.5л4Ч г.г2.'1*гпсимь:< ^орм ‘п:!г)::5С[ о сс-злл:г:, :ы ;л 1 ллобой лр> гоп глрл, ) рллс. коммун1:СТичс^ко»1.

Трслл сс^сг’кы’-'.п ?т':ГЛ'гн с г 1 л л н л;' л з 2. л 1 •: о г о измс:*,*:!»"! ;осул':рлл:снноП погмтг^'м л й:п;«.;ср;.С‘.ь-;х логрселч и 1л*ллг,ч с Мчиалг^^го пр-си^сса ссрьОи с релишсГ» агли

ГГ Л Г 'Л ;1! ^ ЛрсЛ .-Л.-^НЛ? П ;М1;{!Ь - I !р! М {ТГЛ 3 ^Рр^Л! 1^20 ГС-ГЛ 1»С5С'Г5ЧГ:< Л ;'Н!1 ч "О

р^{{пю^н'лх О'Згедни.ннлх"»_ п'Л,'.£!<-:;!л* иг XI ч'’ 13с<.'рлсс1;Г;сксм сгезл;* •» статьи Коислпуиин РС^СР; и прессинг II сгезлз Союза Поинстг^юиих Безбол мн!'оа, сиЧ)з<{Зчпсьчгго :лппрглмп!озч>тэ елрьоу "одним из ^.г-.кнеПших уч:-.сгг.о» спцидлнгп'.чесгсго стрс!ггсльстса -

П р л > 1; ’ п л с г л лг Сор,- ”и с релнгнен ро ъгг области ос::;сст: с^мо.ч отргз.'«!:/С1» на

положении цср.кси. € лстз 1929 гола ?!:сс02ыч хзрлстер приоСрелэ зз>.р‘,.гп-;с п.рк:,1'П. Церкси с1с-ирал15сь у серуюшич и использовались для "оГщсстгч*нклх и ^’льтурно-

просиеппельныч нуля". По сведениям Комиссии по вопрссаи. культов при Претили) v.e ВЦ11К только в РСФСР с 19JS но 1931 год бцпо зацчгго £'>2 лютеранских молни'еннш здания, на регистрации на этот период сіле состояло 945 религиозных обществ ”

__Нгсішіствгшіог_закріітів-игр».оігі-виіеіго-іі-і;.;ічсто;.их-мігтлх-ьи>їгг,7иіініі.ч-ііс;>укчинч,-

_ самими яркими бшн выступления а городах Маркешгадтс и ГиліХштадте.

ГІс. городам и деревням прокатилась салка грелоз сшкслпослуаляелеЙ, их сиси.ox п зтапнровгішй и места заключения, гд; томились уже доест»:;i люттраж-кнч пасторав D 1931 году по требованию Министерства I (попранных Дел Гсркашш нлркоч иностранных дел СССР М.М Литвинов передал немецкой стороне сг.чсок 32 еаангелнческо-лютеранских пгстороп немецкого происхождения, ярегтоаанних и нздодииитхез и заключении в СССР с указанном места их ссылок.1'

В 1932 году к крупному уголоэиому процессу Сили привлечены гдаеа Писрбургспий консистории епископ Мальмгрен п пастор Ленинградского прихода Си.Петра Бсрепдтс U 1934 году было арестовано н осуждено 15 пасторов. И эти годы деятельность советских органов была направлена на окончательное ислорег.ег.пс религии и леркой на >: нзин общества. В 1934- г. окончательно прекратила ег.ою деятельность семинария проповедников. Летом 1936 юла когда тяа.сло СлямюП сниекол А.Мальмгрен покинул СССР, а стране осталось всею 11 пасторов |!

Анализ полученных п ходе работы над диссертацией биографии пасторов позволил сделать вывод, что всего за 20 лет Советской сласти из 350 лютеранских священнослужителей были арестованы, репрессированы, осуждены около 130 человек, из них примерно 100 отбыли длительные сроки заключения и лагерях, 22 умерли в заключении, 15 были расстреляны органами ГПУ, 4 пропали без вести. Полсе 100 эмигрировали из страны. ■ .

1 ретин параграф рассматривает факторы, приведшие к официальному прекращению деятельности церкви на территории СССР и описывает последние гсды сс существования С арестом осенью 1937 года последних дзух пастороа в стране П.- и D.Райхертов церкогжал жизнь практически остановилась о Ленинградской области, хотя до революции здесь существовало 53 кирхи. В Поволжье 9 последних лютеранских церквей были закрыты в 1938 гоя)'. Прихожане последней московской церкви Сп.Петра и Пазла обнаружили ее закрытой, когда пришли на богослужение 8 августа 1938 года.

Все лютеранские приходы в стране был ликвидированы в 193S году. Все пасторы арестованы в 1937 г. Евантслнческо-лютсранскоя церковь в СССР как организационная структура перестала существовать. То же самое случилось н со многими другими

j; с пім! сп с и c.'hi 11 и л м н II голу 'si кситлс^мосг: го пмлч упраїлиеиа Комиссии по

и ль^оп им Чч'прусам

П ІЧКМЖЧОИНІ! ^! С С С р і Л11! Ї И ИрП'ОЛчТСК liHSUCU И ІГГОП1 НССЛСДОГ.ЗИИН, И1. ^' v І і. С

ОПНСЫНОСТСЯ современное* положение* си шге;шчсс».о*люгср.шс>оГ* ИСрЯРИ й СНГ

Согасюс государств, исгупиз нч путь эволюции споГхзлы в отношении к: ре им ни, грозой лаенло отделение церкви от гос\;ізрстпа К со.кплсни;о, претворение о 4..инь нлезлоа січ.боди ггропспопеллиіп и сгрзие согроголлплось насилием и различиями сиртниченир^н по огношению к перкаи Антиклерикализм и се^улурм ипіи (v**[::ccTJ:v!iMM\ о і потении граничили с полном отрицанием религии Стгноиленге с.-к'-'олы согести в России имело‘спою сиснифт) и опрсдг'плоси историческими ^слог.ичми ?.:;»дчпі:ш гос>дарстпеннего строг,. оОтеси’сниыми отношениями и другими флхтерлмн 1 % -

Дскр-.Т ОТД.’ЛСІПН! Ц'/рКГМ or ГГ-7),ЛірГТ!,3 И CJ КОТ 1-І ОТ IlipKRlf" ЛС^^ІрИрЛї'ПЛ

прогрессивный принцип отделения пермей от госудчрлгз, который уже су:исстаоР2л з то гремч ц ряде стран Епропы и США, провозгласил о-^Сочу ырсисмсиедаг'ик, урагнчл н расширил прати геруютих і'сех кой'}-*ссиП Снооода счп^сти, злги'саииая о Осноьн^м Законе РСССР 10 июня 1915 года. егсрі;* :е '• истерии России (л:лз vw гдеил п рлмі

КОНСТИТУЦИОННОГО ПрШШНПЗ

ОдиЗКО, сстсстяеииыи 11 ■p.KCHOMCpm.ifi nyjs нрОНрСССЗ 0 f ОС’» Л.’pCT t. С H; 10 - !.'•'■ p ?'C ? ‘ отнесениях озна^еноиалсл исегозко^ш-шн ле^срігашггмм ц отступлениями. При.чумл свободи cot ссти не гар?шнро»ал реально ми np:rJ2 мі егоеоднее отправление г/л‘лоп, ни гражданских пран гер^юпіич По существу, Советское юсуларст ;:о гмело -мл.' ..їм исркмі СОІДЗЛО сисгсму «СЄОЧЬЗШГіЗЮПіЄГО контроля гг Деятельное! t К) рг-;ні ЇМ ни К организации

Из есноэаинн изучения лосумеіггоз диссертзігг пришел к выводу, что осдаб/.-:мна еЕЗнгслнчсч:ко*лютсрзискоГі церкви s первые голы Советской власти стало следствием t-u только революции, и антирелигиозного законодательства, но и результатом ииутренннх разногласии, отсутствием единого руководства и борьбы ээ лидерство консисториями К середине 20*х годоз еагнгслическо-лютерзнскал цергом», палучнла правовую основу существования з Советском государстве, приняв впервые за сьое почти •400-летнее существование в России церкоаную Конституцию, разрешенную советскими органами власти

3 это же ррсмя церковь оформилась организационно, несмотря на ві.іход из лютеранства оппозиционного движения "Жиеои церкви", ловлекшего за собой церковный раскол Дсн:кени£ '’живоцерковников", высказавшееся в поддержку Советской власти и

одобрионісе се постановлений и декреты, пишші;; о:..масі. сюрге есего самими цлаетпимп структурами. слосоСстьоішнлтін разлипло кейфліі>. га к пер/чн.нон среде Од.ч.зчо, сигр.із спою разрушительную роль, ло сепаратист ско,- паї-,рл;і.іс:і;іс не іибгжало исчллі.ііоіі >части многих религиозных конфессии Піде одной отличительной чертой сушестгпяання сьаінелнчсско-ліотераиской цгркт.и и голы Советской пласти были се обширные свыи с МПрУііІЛМ ЛЮ7СрЛ1СТиоЧ І! СГС ЛІЛ'ІІГТС.'ІЬП.ІЧ ІСЛГСрНІ1І.І(Л9 П:5.ХЛ ОЛ .1 !ОЛ; р 'і' КОТСрОЙ

церкви удавалось вижить в то іісл:гшо вреч;;

Последствия 20-лстнсй антішсркошюіі политики юелдарезьа. приаели тому, что ек.тгсличсл<кж>тсраі!еи:« иеркооь в СССР рз)5с.:>[.'а судьбу сесаго карог.л - сс на мшюлала горькая чаша репрессий В коацо ЗО-х голо; еьамс.ич.кмквэпггнсм і церковь СССР прекратила снос суііісегьсззішг >:гл структурное с.и единение Всего л.іиь за 20 лет прсбиваїша коммунистов у пласти » стране Сило зг.ириго 147 дюгеглиемк перкпсн іі 856 молнтгенчых Л0'’0г, Польщі;! часть лютеранских ;.нрх, замечаїсланих іідмліникои грмпвілурьі была разрушена, уиглсвиміе преерааены г. склади и клубі! Жертвами жестокой политики государства и произвола его карательных органов стглн около 200 пасторои.

Вес свнщсниослужшслн, коюрме не эмигрировали їй страну и остались с хшпш, были незаконно репрессированы, -десятки їй шге псгиЗли в лагсріх. ’ По всей сірліе прекратили свое существование 202 церковных привода,- официально псрссталп называться верующими около 1,5 мнллнопоз российских лютеран. Церковная ергзинзаши была окончательно разгромлена.

Но с самых тя;;;сдых условиях, несмотря на религиозные г.реследоааши, вера жила в людских сердцах и душах В послевоенные голы, возрслсдсине церкви началось с законного прнзнлиил евангелической общины в Акмолинске. В 1957 юлу она была официально зарегистрирована иод руководством, сссоОолсдспногс из мест заключения и реабилитированного в 1552 году пастора О Бахтина.

В 1980 году с помощью Всемирной Лютеранской федерация удалось официально свести с доліісность суперинтендента с правами епископа - Х.Калшшя. В ііаьга^тс 90-х тодоо после

-і.р.нпл—Закона—ЭД—Єїї5зіг—і-'рг;'т-—■ мй" • Руп.-..Гі_г^ст г~гнг"пстч

протестантских конфессий. Только на 1 января 1595 года Минюстом Российской Федерации с стране была зарегестрирована 121 лютеранская община. В 1993-94 гг. в ряде бывших республик СССР были проведены Учредиюльиые Синоды.

После рокового периода, полного потерь н испытании, церковь благополучно пережила второе рождение. Сейчас перед ней стоит целый ряд проблем - обьедчнепие всех лютеранских общин страны, ■ г.:; і унциальная регистрация, рестаграшш и возвращение

г г ^ г'1 г?'"о

с.\ Но г."". г •.i■ —г! --о е о;;стл г;:рог лг.-.-, ‘по а' иге.'.:; w-

.•чотсрлиск"-! с. :. м.: з!!:г:о СССР (ч cirrn;1 но.'.ь ссилу и, oi ч?т>-;: m.wimmy сг.'сто с^vn.ir: ii IVcuui, ^.уьмг.н.цнр;.'-'1 >."к и ранге

ПРИМЕ'.ЧЛНИП

! \\--':cr ТЬ (1!г?ч ) Lu:h;rs in Pus':,r.i iTin OeJer.i.b-Jch i!e!:■ ч*ben wu !;T Чп M-.-ycr N'-iu!.::), i':!^ i> 9 >

2 В И I'lpnirci'jiutyi ,M , Iv7l; Г:'рл;;;л В I! Кризис сигреиеннмя

п;'.-лсст.“.к:;п''1 и r.v.'C: 1 .Ггсгr'i тол..:i^:Л .\!,!973, Чглшщез Л H Протсгт:!ПН5м M, Г-'.д>н;:р ‘

3 I) n:iuiiii3'j Л. 1 ’ел;п 1 л :i перкзр!. п СССР. М , !v<-0. Дь-аоноп Я П О/го к ; л;::.: о

iupk-'И .! , 1026. Кри"-.\"-3 И Л Лог,:! о р:лип!:1 М , I960, lLhxnonii'1 М И Комчушпм к р'.- ;;ч и i .'I . 1^66 и лр ■

■1 A;;». !0 A Дп.рет о ег.о'-лле cct.icih M, Г->3. Ппиш пи Л T Со-псьпо midiiii

о рели; in) DiM\ fл,:ч M , J t;'0. Персии \1 M (!.тр» nj or ) о.~) ■: ■;>„]г t п г)> '> и

or iK'p> t’H ^ СССР 41 . 195Ч,1!;ч1.п: !л:л О M Ont.r^-a nc c:\_-ui.:1л r:) :i rt: i: i t. религии M . 1961 :(;.p

5 Алексеи П А. Нлл./0;ни ti дсч-ш M, г^Ч/оеглез Л А. "Шгурм небес* отмечается'1 Крлшч’см:? 0'-i‘p!:i по нгтерпи i';’piс р;л1'П’е:'| :> СССР. N1, 1992 ii лр

6 !Ъ.спл1 ска О !0 Ии.'ггие игрюкмих пснноетеЛ а 11~22 голу искоторие ссгекли нреблечи // Религия, сОщсгпз и г с-сулаг ст но г XX гекг М, 1901; Костиков П. Приллмолн ;1Л1 Hcvciroirvpu// Со■ ei;ijo секретна, 1991. N 2. С'Н-Ю, Степанов (Р)С2к> П. Сеи-игтсльсп;!) оомтг.чня М , 1993, Т. 1,2,3 н ;:р.

7 ПеЛ1 зеец Л Г1. "Больше. Л террор * к сульСы семеш-оЯ хрешг я С попри .4, 1995,

Прчль ll II Немцы з ЗапзлчоЛ Ciici'pn Ч 1-2 Тог.омпхг, 1595, Герман А А. Немецкая гвтсмемг.п !;з Пзлге. Ч I, II Сг.рзтоз; 1992, 1991, МдлнпогскнП Л 11 Пом;; i я России п нд Л.ттзе Парнгул, 1995 » лр .

S КзЫг \V. Dokumente unj Berich'.e zum Leben dor lullverischc-n Kirthen and Cdncinden in tier Sowjetunion - seit 1939,'-10. Gulersloh Guters-loher Verl-H;us. Mohn, 19S3; КгЫе W. Gejchlchtc der evsr.geiisch-l.ilherischcn G;.Tciiricn in der Sowjetunion 1917 - 1933 Leiden, 1974 и 2 ■

9 Stricter G. Die deutsche evanu-elisch-luiherisc’ie Kirch; in dcr Soujs!ur;ioii // Luiherische Kirche in der Welt. Erlangen. 37, 1990, S.129-150; Stricter О Evanec.’isch^s Kirchenwesen der

Deuischen іш russischcn Reich in tier Smvjctunion und in dercn Nachfolgsiaatcn H Ucmard Mcnscn (llrsg.) Russland-Poliii* iinu Religion in Geschuhte und Gegenwart Neitclal, 1995,

S 155-183 u a. ' _______________________________________________________________________

10 Schlcuninsj J Rocmmich 11, Dachmann E Und siehc. wir leben' П Erlangen, 1977, Schlcuning J Die Stummcn redcn Erlangen und Wurzburg, 1957, Schlctining } Mein Lcbcn hat cin Ziel ■ Wilten, 1964, Rocmmich II. Die cvangclisch-lullierische Kirchc in Russlsnd in Vergangenhcit und Gcgcmvart.// Die Kirchcn und das religiose Lcben der Russlanddeutschcn. Stuttgart, 1978,

S 1-62 u a.

11.Meyer Th. Luthers Erbe in Russland. Moskau, 1918. S 98.

12.Kahlc W. Geschichte der evangclisch-luthcrischcn Gcmeinden in der Sov>jctunion 1917-1938

S.326-327. ,

13 Одинцов M М. Государство и церковь M , 1991. C.52.

14 I’olitisches Archiv des Auswartu'.en Amtcs (Bonn). Kult Pol VIA, R.62247.

15 I bid

Ос нищи ir ii" in -гішч лпсссртаиші изложены в следующих публикациях автора.

І Лішенбсріср О Д. Ь'лагоггорнтельная деятельность норкой Сб Марші. // ZWD. 1992. N' 5 (0,3 п.л.)

2.Лицепбергер О.А. Евангелическо-лютеранская церковь Сб Марин в г. Саратове (17701935). Саратов. Издательство Саратовского университета, 1995 (5,3 пл)

3.Лиценбсргер О.А. Лютеранская церковь D Поволжье ( с момента основания колонии до середины XIX века). // История и культура российских немцев. Вып.3. Саратов 1996 Ч I.

С.55-66(0.5 п л.).

4.Лнценбергер О.А. Лютеранская церковь в Саратовском Поволжье в годы Совет скоп власти.// Российские немцы на Дону, Кавказе н Волге. Материалы Российско-Германской научной конференции. Анапа. 22-26 сентября 1994. М, 1995 С.257-281 (0.4 п л.).

5.Лицеибгргср О.А. Секты "танцующих братьев" и "попферов" в немецких колониях

-Пг.г.п ' _П«~^-~>»ч._),-~т^пчи _п-іцьч и гпппвмщп;пт птгу.*-^мпя______

М., "Готика", 1996. (0.4 п.л.).