автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему: Евангельская тема в творчестве В. Д. Поленова
Полный текст автореферата диссертации по теме "Евангельская тема в творчестве В. Д. Поленова"
^ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ
л^ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ
На правах рукописи
' 'У /
Атрощенко Ольга Дмитриевна
ЕВАНГЕЛЬСКАЯ ТЕМА В ТВОРЧЕСТВЕ В.Д.ПОЛЕНОВА.
17.00.04 - изобразительное, декоративно-прикладное искусство и архитектура
АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
МОСКВА 2000
Работа выполнена в научно-исследовательском институте теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств.
Научный руководитель - М.Ф.Киселев, доктор искусствоведения,
профессор
Официальные оппоненты - Н.С.Степанян,
доктор искусствоведения
Л.В.Ширшова,
кандидат искусствоведения
Ведущая организация - Государственная Третьяковская галерея.
Защита состоится "Q^ " 0 h_2000 года в | часов на
заседании диссертационного совета К 019 03 01 по присуждению ученой степени кандидата искусствоведения при НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств (119034, Москва, ул Пречистенка, 21)
С диссертацией можно ознакомиться в филиале Научной библиотеки Российской Академии художеств (Москва, ул. Пречистенка, 21)
Автореферат разослан " пК^ " О/L/_ 2000
года.
Ученый секретарь диссертационного совета кандидат искусствоведения
Н.А.Виноградова_
Ц143 iz?=?) SZ- г По^о* в. О
Общие положения. Диссертация посвящена исследованию важного этапа в творчестве В.Д.Поленова - работе над евангельской темой. Деятельность художника протекала в разных сферах искусства: визуальной, вербальной и музыкальной. Поленовым было создано около ста живописных произведений, начиная с дипломной программы "Воскрешение дочери Иаира" (1871) и, заканчивая картинами серии "Из жизни Христа", огромное количество этюдов и эскизов, написаны литературно-научные труды -пояснение к картине "Среди учителей" и рукопись "Иисус из Галилеи" - свод четырех канонических Евангелий, а также духовные музыкальные сочинения -Всенощная и Литургия. В общей сложности этому труду он посвятил более сорока лет (1868-1909), считая его смыслом своей жизни.
Оформлению диссертации предшествовал длительный период собирания материала. Изучены произведения В.Д.Поленова евангельской тематики, а также подготовительные работы к ним, находящиеся в разных музеях страны: музее-заповеднике В.Д.Поленова, Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Тульском областном художественном музее, Ульяновской картинной галерее, Муромском художественном музее и других. Многие малоисследованные произведения евангельского цикла оказались разбросанными по многочисленным провинциальным музеям и частным собраниям.
Проработан обширный текстовой и фото архивный материал, хранящийся в отделе рукописей музея-заповедника В.Д.Поленова, Третьяковской галерее и в частных архивах. Многие документы, использованные в работе, практически незнакомы специалистам. В частности, некоторые письма художника, воспоминания его друзей, рукопись книги "Иисус из Галилеи" и пояснения к ней.
В диссертации рассматриваются темы общего характера: религиозно-философские взгляды и концепции, которые сложились в России во второй половине XIX - начале XX века, особенности духовного самосознания русской интеллигенции этого времени. Обозначена проблема философской интерпретации евангельской истории. С этой целью проанализирована и систематизирована обширная литература религиозно-философского характера, . труды касающиеся истории Православной церкви, произведения русской литературы, прежде всего, таких классиков как Л.Н.Толстой и Ф.М.Достоевский, публицистики, книг из личной библиотеки В.Д.Поленова, без которых невозможно провести исследование на данную тему.
Цель и задачи исследования. Главная цель: изучить характер творчества В.Д.Поленова во время работы над историческими произведениями евангельской темы и тем самым дополнить сложившиеся
представления об искусстве художника. Учитывая объем материала и его специфику, диссертант лишь в некоторых случаях, там, где это необходимо, акцентирует внимание на пейзажных произведениях Поленова, считая, что эта сторона дарования живописца была достаточно глубоко исследована рядом известных искусствоведов.
В задачу данной работы, наряду с изучением особенностей художественного метода живописца, входило рассмотрение его этических и религиозно-философских взглядов, общей мировоззренческой концепции, которые в некоторой степени определяли стилистику его евангельских картин. В объект исследования были включены литературные работы художника. Это обусловлено потребностью определить, какое влияние оказывала вербальная сфера деятельности художника на визуальную. Без этого, на наш взгляд, представление о характере творчества В.Д.Поленова было бы неполным.
Значительная часть евангельских картин В.Д.Поленова (главным образом серии "Из жизни Христа") не было объектом специального интереса искусствоведов. Поэтому была поставлена цель: проследить историю и процесс создания этих произведений, провести стилистический анализ некоторых из них.
Кроме этого, целью данной работы стало составление каталога произведений Поленова серии «Из жизни Христа». В связи с чем, возникла необходимость систематизировать научный материал по этой теме, опубликованный в многочисленных монографиях и статьях, а также информацию (каталоги, путеводители), представленную в изданиях художественных музеев страны.
Наконец, мы стремились определить, какое место и положение занимают произведения В.Д.Поленова на евангельскую тему в общем контексте развития реалистической живописи.
Актуальность исследования. "Евангельская тема в творчестве В.Д.Поленова" - впервые заявлена, как тема специального исследования. В ней была предпринята попытка выразить концепцию генезиса творчества В.ДЛоленова за сорокалетний период его деятельности.
В диссертации затрагивается вечно актуальная для русской' интеллигенции тема - смысла жизни. Поиск его в XIX веке был не менее мучительным и напряженным, чем в наши дни. Но нельзя не заметить, что для значительной части творческой интеллигенции того времени, в том числе и для В.Д.Поленова, решение вопроса смысла жизни было немыслимо без ориентации на христианское учение и личный пример Христа. "Не говорить о Христе, говоря о жизни, человечестве и о тех путях, по которым оно должно идти, и о требованиях нравственности для отдельного человека, все равно, что
4
не говорить о Копернике или Ньютоне, говоря о небесной механике", - писал Л.Н.ТОЛСТОЙ. [1; 116]
Возможно опыт В.Д.Поленова, как и других русских художников, может пригодиться современному поколению, в том числе, художественному. Ведь искусство Поленова открывает перспективу свободного, творческого и искреннего отношения к этой теме, попытки изобразить евангельские события в контексте своего времени.
Актуальным является и личный пример В.Д.Поленова - человека самых широких творческих интересов, демократических взглядов и высокого интеллектуального потенциала.
Научная новизна диссертации заключается в том, что в искусствоведческий оборот введены многочисленные, порой неизвестные материалы: живописные произведения, рисунки, графические эскизы к будущим композициям, фотографии, архивные документы, забытые отзывы периодической печати. Новой является глубина постижения творческого процесса художника: обязательное введение читателя в его рабочую лабораторию. Нова попытка включения исследуемых этических и религиозно-философских воззрений Поленова в общее русло развития русской мысли XIX - начала XX века.
Методика исследования. Во многом определяется материалом, целью и задачами диссертации. Главный акцент делается на изучении творческого процесса, рассматриваемого сквозь призму внутреннего духовного мира художника. Поэтому приоритетным становится исследование психологии творчества в контексте с современной художнику исторической и социально-политической обстановкой.
Другим из используемых нами методов, может назван - сравнительный анализ. Такая методика помогает глубже понять специфику творчества Поленова, его индивидуальный подход к Новозаветной истории. Сравнивая произведения евангельской тематики русских художников второй половины XIX века, мы стремимся определить типологические черты в художественно-пластическом воплощении евангельских образов. Отмечаем различную иконографию Христа в картинах художников этого времени и разную мотивировку в выборе сюжета.
К тому же все рассматриваемые живописные произведения являются частью общерусского художественного процесса второй половины XIX века, и мы пытаемся найти им место в истории искусства путем стилистического сопоставления.
На наш взгляд , было правомочно проводить исследование, полагаясь на принципы герменевтики. По определению М.Хайдеггера, герменевтика - это «теория и методы всякого рода интерпретации, в том числе интерпретации произведений изобразительного искусства». [2;279]
В качестве аргумента, позволяющего использовать эту методику послужило то, что произведения русских художников второй половины XIX века, написанные на религиозные сюжеты, даже принимая во внимание их реалистическую трактовку, не лишены символического характера. Еще Л.Н.Толстой обратил внимание, что эти картины можно по-разному прочитывать. В письме к В.В.Стасову, относительно полотен Ге, он замечает: "...для вас та христианская живопись...представляется одним из многих интересных исторических сюжетов, для меня же...христианское содержание его картин было изображение главных важнейших моментов, которое переживало человечество, потому что движется вперед человечество только в той мере, в которой она исполняет ту программу, которая поставлена ему Христом и которая включает в себя всю, какую хотите интеллектуальную жизнь человечества". [1;11б]
К тому же, мы приняли во внимание некоторые моменты, разработанные К.Г.Юнгом. В частности, его положение о том, что автор произведения и само произведение, после его рождения, существуют независимо друг от друга, а это допускает достаточно свободную интерпретацию, иногда противоречащую высказываниям автора.
Апробация работы. Основные проблемы исследования были изложены в выступлениях, сделанных на протяжении 1994 - 1996 годов: на научных конференциях: «В.ДЛоленов и русская художественная культура 2-ой половины XIX - начала XX века» по выставке к 150-летию со дня рождения художника в Государственной Третьяковской галерее, "Религиозные идеи и образы в русском искусстве ХУЛ - XX века" в Российской Академии художеств, на Заокских богословских чтениях. Список опубликованных работ прилагается.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, примечаний к тексту, приложений, состоящих из двух частей и списка
использованной литературы.
\
Содержание работы.
Введение. Большую часть введения составляет история вопроса и подробный историографический обзор литературных источников по теме диссертации. Во второй части формулируются цели и задачи исследования.
Историографический обзор литературы, посвященный творчеству В.Д.Поленова, начинается с дореволюционной литературы и заканчивается современными монографиями и статьями. Особое внимание уделяется тем публикациям, где прямо или косвенно затрагивается тема настоящей диссертации. Подчеркивается, что акцент на евангельские произведения художника был сделан в дореволюционных публикациях и в трудах таких исследователей, как Я.А.Тугендхольд, А.Н.Ремизов, отчасти, А.Н.Бенуа. В советском искусствознании сложился тип исследования художественно-биографического характера. В них работа В.Д.Поленова над евангельской темой рассматривалась в общем контексте творчества. Основное внимание, что вполне справедливо, уделялось пейзажным и жанровым произведениям живописца. Из картин евангельской темы предпочтение отдавалось истории создания и анализу таких произведений, как "Христос и грешница", "На Генисаретском озере", "Среди учителей". (О.А.Лясковская, Т.В.Юрова, Э.В.Пастон). В целом, к исторической живописи Поленова в советское время, по вполне понятным причинам, сложилось нейтрально-негативное отношение. Т.В.Юрова в одной из своих статей пишет: "Картины Поленова на евангельские сюжеты, над которыми он работал на протяжении многих лет, не принадлежат к числу лучших его творений..,"[3;37]
Еще при жизни художника, такие исследователи, как А.А.Соболев и А.Н.Ремизов, исследуя евангельские картины Поленова, уделяли внимание их богословскому прочтению. Эта традиция была возобновлена в современном искусствознании. Здесь мы прежде всего имеем в виду последние труды Г.К.Вагнера. Ученый замечает, что картины русских художников, написанные на евангельские сюжеты, будь это Иванов, Поленов, Крамской, Ге, нельзя изучать в отрыве от их мировоззренческих взглядов. Относительно творческих устремлений художников второй половины XIX века он справедливо отмечает, что они были направлены не только в сторону отображения действительности, но и на постижение трансцендентного, на поиск Истины, которая запечатлевалась в художественной форме, свойственной времени.[4]
В последнее время к этой теме возник серьезный интерес. Появилось много статей, затрагивающих данную проблематику. Особенно следует отметить работы А.Г.Верещагиной, которая выявляет типологические особенности в творчестве художников второй половины XIX века, работающих на евангельскую тему и намечает перспективу изучения этого вопроса. [5]
В целом, проведенный в историографическом разделе анализ литературы говорит о том, что отдельные аспекты темы - "Евангельская тема
в творчестве В.Д.Поленова" в той или иной степени затрагивались исследователями, но отдельное, самостоятельное ее изучение не проводилось.
1 глава ("Философская трактовка евангельской истории во второй половине XIX - начале XX века"). В начале этой главы мы отмечаем, какое важное место в творчестве художников: В.Д.Поленова, Н.Н.Ге, И.Н.Крамского, В.Г.Перова, В.В.Верещагина занимала евангельская тема, приводя их высказывания. При этом мы подчеркиваем разницу в интерпретации евангельской истории этими художниками и художниками первой половины XIX века. Сравнительный анализ творчества живописцев разных эпох позволяет сделать вывод, что рациональный подход к Евангелию, его новое прочтение привели к тому, что художники второй половины XIX века преимущественно выбирали те сюжеты, исторический характер которых не вызывал сомнения. Перед ними, как бы наметилась новая задача - показать события не в символическо-обобщенном (византийская живопись) или условном (академическая живопись) виде, а охарактеризовать их наиболее полно и достоверно с исторической и психологической точек зрения. В этом случае самой подходящей формой художественно-пластического выражения стача станковая картина, а художественным методом - реализм.
Говоря о религиозном чувстве художников этого времени, мы подчеркиваем, что в отличие от живописцев первой половины XIX века, оно приобрело другую направленность: к сопереживанию, к сочувствию историческому Христу, Христу-человеку.
Другая проблема, затронутая в исследовании - это проблема взаимоотношения русской интеллигенции и Церкви, поскольку она, отчасти, позволяет понять, почему многие художники этого времени в своих произведениях ушли от традиционного изображения Спасителя и, почему они крайне редко обращались к работе над оформлением храмов.
Автор приходит к выводу, что причинами разрыва отношений между Церковью и интеллигенцией, когда, по словам В.В.Розанова, "интеллигенция осталась около церковных стен", стал ряд объективных причин. Причем ответственность в этом историческом факте в равной степени ложится и на интеллигенцию, и на Церковь.
Так, большую часть интеллигенции того времени возмущал союз (она никак не могла его оправдать) Церкви с государством. Негативное отношение к государству, а точнее к его полицейско-бюрократическому аппарату, естественным образом подрывало авторитет Церкви. Однако при этом мы должны отметить, что мало кто из числа интеллигенции понимал или задумывался над принципиальной разницей между видимой и невидимой Церковью. Многие воспринимали ее далеко не как "столп и утверждение
8
Истины", а исключительно в земной перспективе - как социальный институт. Это уже гораздо позже в трудах философов русского религиозного Ренессанса, опирающихся главным образом на опыт Отцов Церкви, будет заострен богословский вопрос о сущности Церкви. "Церковь Христова - не установление, это новая жизнь со Христом и во Христе, направляемая Духом Святым", - напишет С.Булгаков.
Художники не смогли заметить и то положительное, что существовало в Православии, о чем так достаточно ясно говорил Ф.М.Достоевский. Речь идет о народном благочестии, об аскетической традиции, об опыте старцев, в том числе Оптинских.
Другой серьезной причиной разрыва отношений можно считать то, что Церковь, в значительной степени причастная к появлению секулярной культуры, оставалась к ней практически равнодушной и безучастной. Такие ценности секулярного мира как искусство, наука, мирской труд стали, лишены не только божественной наполненности и религиозного смысла, но и простой поддержки со стороны духовенства. К тому же современная Церковь несколько односторонне относилась к пониманию роли и предназначенности человека. Духовенством преимущественно подчеркивалась его греховная природа и ничтожество перед Богом. Все это не могло не волновать художников.
Но в своем энтузиазме они порой доходили до других крайностей: до абсолютизации возможностей человека. Это можно заметить и в изречениях В.Д.Поленова: "Я много читал и думал и пришел к заключению, что религия, как и искусство, как и наука, есть одно из проявлений творческой способности человека. Поэтому так человек ее любит, так крепко за нее держится, что она есть собственное его творение" .[б]
Сложившаяся ситуация обоюдного непонимания, а также увлечение идеями буржуазного гуманизма, знакомство с которыми происходило главным образом через западноевропейскую литературу, живопись, музыку, как нам кажется, подтолкнули художников к тому, что так постепенно назревало в мировом искусстве, начиная с эпохи Возрождения. То есть, когда центральным предметом искусства становится человек. Это в какой-то степени также может стать объяснением, почему человеческая природа Христа не только заслонила, но окончательно вытеснила божественную. В западной и русской иконографии в это время через образ Спасителя начинает разрабатываться концепция идеальной личности.
Тем не менее, важно отметить, что художники в своих произведениях не искажали представления Церкви о сущности Христа. В догматическом вероисповедании (IV Вселенский Собор в 451 г. в Халкидоне) указывается,
9
что Христос односущен Отцу по Божеству и единосущен нам по человечеству, а также, что две природы во Христе соединены "неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно". Об этом же говорится и в Символе Веры Православной церкви. Поэтому, на наш взгляд, совершенно справедливо замечание Г.К.Вагнера о том, что художники второй половины XIX века, в том числе В.Д.Поленов, акцентируя внимание на историзме Христа, не противоречили христианским традициям, а приоткрывали другую часть божественной Истины. Напряженное, порой враждебное отношение церковной цензуры к евангельским картинам художников (прежде всего это относится к работам Н.Н.Ге) можно объяснить лишь тем, что исторически в Православии сложился иконографический тип Спасителя, в котором акцент делался на его божественной природе. Произведения художников второй половины XIX века по трактовке Спасителя значительно ближе к западной традиции.
В этой главе также заостряется внимание на тех факторах, которые определяли духовное самосознание русской интеллигенции. Здесь мы подчеркиваем, какое большое влияние на интеллигенцию оказали западные гуманистические течения в философии, в том числе позитивизм. Одновременно страстное и поверхностное увлечение в России этими доктринами привело к появлению новых "религий". Обожествлению стали подвергать человечество, разум, идею прогресса.
В результате в середине XIX века общество резко поляризовалось. Как заметил Г.Флоровский, для одних открылся путь в Церковь - "путь религиозного восстановления", для других — "путь в безверие и богоборчество". В сознании той части творческой интеллигенции, которая вступила на "путь богоборчества" (некоторые писатели-демократы) обозначились значительные изменения. Сохранив христианскую религиозную психологию, но принципиально отказавшись от традиционной веры, они сознательно переориентируют религиозное чувство. Такой психический модуль, но уже в качестве методологической основы, был перенесен в эстетику и в дальнейшем воплотился в искусстве. В основе их творческого метода можно заметить довольно простую логическую схему, суть которой заключается в формальном использовании, усвоенных с детства знаковых форм христианской веры, но наполненных противоположным смыслом. Евангельские образы ими используются как стилистический прием, позволяющий одновременно приподнять действительность, а также как один из приемов в борьбе за переустройство мира. Примером тому может служить роман "Что делать?" Н.Г.Чернышевского, который по силе воздействия, как утверждали многие современники, превратился в "Новое Евангелие".
Однако в отличие писателей-демократов (влияние их было огромным), художникам этого времени был несвойственен "боевой антиклерикализм" и ярко выраженная атеистическая направленность. А это в первую очередь и устанавливает огромную дистанцию между искусством художников-реалистов и писателей демократического лагеря,
Самосознанию той часта интеллигенции, к которой принадлежали многие художники, в том числе В.Д.Поленов, более соответствовало то состояние сознания, которое Г.Флоровский назвал "отрицанием и возвратом" к Богу.
Эта формулировка помогает понять сложный и противоречивый характер их творчества во время создания картин на религиозные темы. Мы видим, как постоянная балансировка мировоззренческой позиции художников невольно отражается в произведениях. Чаще всего она завуалирует (размывает) главную идею, которую художник хотел донести до зрителя. Наиболее красноречивым примером, в данном случае, служит произведение И.Н.Крамского "Христос в пустыне", которое как показывает практика искусствознания интерпретируется диаметрально противоположно. Одни стараются доказать, что главным в творчестве художника было направление "отрицания" (ГЛТрохоров); другие - настаивают, что основная линия художника - это "возврат" к Богу. (Г.К.Вагнер). Однако более объективную картину творческого процесса русских художников второй половины XIX века можно получить, если принять во внимание эти два столь разных в мироощущении момента.
В заключительной части главы мы останавливаемся на проблеме философской интерпретации евангельской истории в России и в Европе. Надо сказать, что универсальной, единой концепции (Средневековье) в это время не было. Но из всего многообразия точек зрения на этот вопрос существовали, на наш взгляд, три основные (помимо традиционной) линии.
К первой можно отнести философские концепции позитивиста О.Конта и материалиста Л.Фейербаха. При большом расхождении точек зрения на этот предмет их, тем не менее, объединяет то, что они, оставаясь либо равнодушными к христианской истории (О.Конт), либо, склоняясь к атеизму (Л.Фейербах), предлагают новые метафизические конструкции - "Верховное существо" абстрактного человечества или человекобожество. В России эта модель привлекала радикально мыслящую интеллигенцию.
Вторую линию, на наш взгляд, сформировали представители натуралистической школы, которые в своих концепциях пытались объяснить евангельскую историю рациональным путем, полагаясь на науку и научные методы, в частности, на эволюционную теорию. У истоков этого направления
стоит английский позитивист Г.Спенсер и немецкий философ Б.Бауэр. В недрах этого течения акцент постепенно переносится с мистического опыта на нравственный, что в дальнейшем привело к появлению идеи об условной значимости догматов. Таким образом происходит процесс десакрализации религии. К самой же религии возникает чисто научный интерес. Со временем она превращается в объект науки - библеистики. Такой же интерес появляется и к личности Иисуса Христа. По выражению А.Швейцера ученые этого времени на основании археологических исследований, гуманитарных знаний "вышли на поиски исторического Иисуса в надежде привести его - таким, как он есть на самом деле - в наше время в качестве учителя и спасителя". [7;119]
К таким исследователям можно отнести Д.Штрауса и Э.Ренана, труды которых имели огромную популярность в России. При некоторой разнице в трактовке жизни Христа (Штраус - основоположник мифологической концепции, Ренан - исторической), они отрицали чудеса и считали Спасителя конкретной исторической личностью.
Многим русским художникам-реалистам, работающим на евангельскую тему, импонировали взгляды и концепции представителей натуралистической школы.
К третьей линии, как нам кажется, можно отнести модель обновленного христианства, предложенную в России философом В.С.Соловьевым. Он рассматривает всю историю как Богочеловеческий процесс. В разработанной теории всеединства Соловьев вносит в богословско-философскую систему и опыт безрелигиозного гуманизма. Философ считал, что можно предотвратить трагический разрыв между Церковью и секулярным обществом. То есть общество может вновь придти к христианскому миропониманию. Этот путь, по его мнению, лежит через оправдание веры разумом. Идеи Соловьева были разработаны его последователями - философами С.Булгаковым, Н.Бердяевым, НЛосским, П.Флоренским, но к их голосу стали прислушиваться лишь в XX веке.
2 глава («Евангельская тема в творчестве А.А.Иванова и русских художников второй половины XIX века»). Главной проблемой этой главы стал вопрос преемственности художественно-эстетических и мировоззренческих воззрений А.Иванова художниками второй половины XIX века. То есть в конечном итоге решается вопрос преемственности романтизма в искусстве реализма.
В начале этой главы дается оценка творчества А.Иванова художниками и критиками следующего за ним поколения, подчеркивается их восторженное отношение к его личности. Тем не менее, как показывают наши наблюдения, никто из критиков того времени, даже при глубоком уважении к
12
художественному наследию Иванова, не попытался понять его мировоззрение и выяснить, какие религиозно-философские идеи вдохновляли его творчество. И это вполне объяснимо. Гений Иванова, его творческие интуиции (прозрения) на несколько десятилетий опередили свое время.
В исследовании была поставлена цель выяснить, в чем же выражалось своеобразие религиозно-философской концепции Иванова, и в каком направлении протекала эволюция его религиозных взглядов. За методологическую основу был положен принцип, предложенный ГК.Вагнером, который первый заметил много общего в мировоззрении художника и философов русского религиозного Ренессанса (П.Флоренского), а также М.Г.Нектодовой в ее докторской диссертации. [8]
Выделены следующие моменты, позволяющие объединить мироощущение личностей, принадлежащих разным поколениям.
Во-первых, формирование духовного и нравственного характера как А.Иванова, так философов рубежа веков, происходило под влиянием одного и того же фактора - немецкой классической философии.
Во-вторых, их, конечно же, объединяли близкие взгляды на христианство и евангельскую историю, но более всего - живое и свободное отношение к традициям христианской культуры, способность их творчески воспринять и переосмыслить.
Нельзя не отметить и то, что у этих столь разных личностей сложились похожие мысли относительно природы евангельского мифа. Русские философы рубежа веков воспринимали миф как факт наивысшей реальности. Не это ли показывает Иванов в "библейских эскизах", где "реальное и фантастическое...существует в нерасторжимом единстве". [9; 14] • Причем мы допускаем, что такие представления могли возникнуть у Иванова на уровне подсознания.
Кроме того, изображая в "библейских эскизах" рядом с евангельскими сюжетами, родственные им по теме из Ветхого Завета, а также языческой мифологии, Иванов тем самым, как бы зрительно выявляет архетипические ряды. Впервые понятие первообраза (архетипа) было предложено П.Флоренским. В дальнейшем над этой проблемой работал К.Г.Юнг, рассматривая архетип как проявление коллективного бессознательного.
Наконец, мы можем предположить, что довольно смелая и неожиданная для того времени идея строительства особого храма, имеющего всемирное значение и занимающего промежуточное положение между храмом и музеем, стены которого предполагалось украсить не только изображениями Ветхого и Нового Завета, но также запечатлеть на них различные моменты из всемирной
истории христианства, включая и историю зарождения протестантизма, явилась предчувствием экуменических настроений, возникших в России на рубеже веков.
Безусловно, религиозно-философские взгляды художника, его романтическое мировосприятие отразились в творчестве. Необходимо отметить и то, что взгляды Иванова отличались удивительным постоянством на протяжении всей жизни, о чем собственно и говорит его искусство. Обращаясь к картине "Явление Мессии" или к "библейским эскизам", мы осознаем, .что художника, по всей вероятности, волнует нечто большее, чем только масштаб человеческих отношений. Можно сказать его вдохновляла глобальная проблема - взаимосвязи реального и сверхреального, человека и Бога. Нетрудно заметить, что и в философию истории художник вкладывает религиозный смысл. Достижение "золотого века" им мыслилось не только благодаря нравственным усилиям человека, но при живом участии Бога в земном историческом процессе и более того - в гармоничном слиянии субъекта с Абсолютом.
В отличие от Александра Иванова новое поколение художников делает усиленный акцент на нравственной стороне христианства и человеческих достоинствах Христа. Мессия уходит из их произведений, Христос превращается только в историческую личность, а человек остается наедине с собой, больше не уповая на божественную благодать.
Рассматривая "библейские эскизы", которые он писал для себя «по внутренней необходимости», мы отмечаем, что художник разбивает стереотипы академизма и создает очень сильные и смелые в композиционном и колористическом плане произведения. Несмотря на то, что выполнялись они на небольших по размеру листах, поражает символический характер этих произведений, их масштабность и монументальность. А это устанавливает огромную дистанцию с произведениями художников следующего поколения. Разница заключается и в том, как Иванов трактует мистические сюжеты и изображает трансцендентные образы, в частности, ангелов. Он находит живописные средства, чтобы вполне убедительно подчеркнуть их спиритуалистическую природу. Это в равной степени делает их далекими, как аллегорическим фигурам ангелов, написанных академистами, так и выполненным в реалистической манере художниками второй половины XIX века. К примеру, можно назвать поленовского архангела Гавриила на Царских вратах Абрамцевской церкви.
Но особенно это становится заметным, когда мы обращаемся к работам, исполненным по эскизам Иванова, такими художниками как В.Д.Поленов, А.Я.Головин, Е.М.Татевосянц в 1893 году для Кологривенской церкви. Они
свидетельствуют, что при всем желании осуществить мечту Иванова и оформить храм его произведениями, художники не сумели постичь особенностей творческого метода мастера. В одной и той же манере (тщательно прописывая) они моделируют как сверхъестественные существа, так и обычных людей. Не могут они погасить свой интерес к бытовым деталям, пейзажу, реалистически их изображая. В результате снижается монументальный характер эскизов и уходит высокий, мистический настрой.
Своеобразие творческого метода Иванова проявляется не только в его работах на библейскую тему, где художник наиболее полно выражает романтическую философию истории и находит своеобразную живописно-пластическую форму для воплощения трансцендентных образов, но и в многочисленных пейзажных этюдах. Для этого мы сравниваем произведения трех авторов: "Вид Кастель-Гандольфо близ Рима" М.И.Лебедева 1836 года, "Дерево в тени над водой в окрестностях Кастель-Гондольфо" А.А.Иванова конец 1840-х - начало 1850-х годов и "Олива в Гефсиманском саду" В.Д.Поленова 1882 года. Мы отмечаем, что трактовка Ивановым пейзажного мотива одинаково удаляет его как от художников романтического направления (Лебедев), так и художников-реалистов (Поленов). Его пейзаж характеризуют не только тонко переданные натурные наблюдения, но - особое внутреннее состояние природы, воплощенное таинственным образом, которое и придает незначительному мотиву поистине величественное звучание.
На наш взгляд, способность Иванова так объемно увидеть и запечатлеть природу, помогло ему справиться со сложной задачей в картине "Явления Мессии": показать мистический момент Богоявления. В отличие от разнообразных и противоречивых чувств и страстей, которые испытывают герои картины, пейзаж наполнен совершенно иным смысловым звучанием. В нем как раз подчеркивается необычайное единство и согласие. Атмосфера таинственной тишины разлита в воздухе, в кроне живых и реальных деревьев и даже в застывшей глади воды, тем самым как бы подчеркивающих важность события. Особая роль ложится на спокойно опускающуюся с вершин гор голубоватую дымку. Причем своеобразие творческой манеры художника, позволяет по-разному прочитать мотив: с одной стороны, это натурное изображение реального физического явления (писались туманы понтийских болот), а с другой - он приобретает смысл религиозно-символический, являясь своего рода материализаций сходящего с небес Святого Духа.
Таким образом, творчество А.Иванова в полной мере выражает концепцию романтического мировосприятия, где мир человеческий и мир космический воспринимаются в едином гармоническом целом (сам сюжет картины "Явление Мессии" говорит об этом). Не противопоставляя идеальный
мир реальному, а, воспринимая их в единстве, художник, как никто другой из романтиков, тем самым выражает дух романтического сознания.
Поэтому говорить о мировоззренческой преемственности романтизма, обращаясь к искусству второй половины XIX века, у нас нет оснований, хотя довольно часто художники этого времени использовали язык романтической живописи. Но если в пейзажах того времени и слышны романтические интонации, то звучат они скорее бессознательно, как ностальгия и безотчетная тоска по цельному мировоззрению.
В своих произведениях художники нового времени запечатлевали реальную красоту мира. Романтизм выражался в том, что пейзажному мотиву придавался лирический и возвышенный характер.
3 глава ("Первые работы В.Д.Поленова на евангельскую тему"). Эта глава полностью посвящена истории создания и анализу первой картины В.Д.Поленова на евангельскую тему - дипломной программы "Воскрешение дочери Иаира". В ней указываем на то влияние, которое оказал на Поленова в будущем известный педагог П.П.Чистяков, методика преподавания которого резко отличались от педагогических принципов Академии Художеств.
Автор диссертации соглашается с мнением других искусствоведов, считающих, что рассматривать эту работу, как вполне самостоятельную нельзя. Прежде всего, она позволяет судить, чего достиг художник в плане профессионализма, пройдя академический курс. Тем не менее, для нас она представляет существенный интерес, поскольку с этой картины у художника зарождается интерес к евангельской эпохе, который приведет к созданию серии картин "Из жизни Христа". К тому же это одно из немногих произведений Поленова, где изображается мистический момент - чудо, совершенное Спасителем.
Художественный анализ программы говорит об ориентации художника на академическую живопись (композиция, колорит, передача чувств и эмоций). Но в ней уже присутствуют признаки реалистической живописи. Они обозначились в подходе к самой теме, которая воспринимается как конкретное историческое событие. Имеет смысл обратить внимание на изображение В.Д.Поленовым личности Христа. В его облике запечатлены многие душевные качества человека (мягкость, внимание, забота), которые не были характерны герою академической картины. Нагляднее всего это проявляется в подготовительных эскизах, которые подробно рассматриваются в диссертации.
Анализ этих эскизов говорит о том, что в процессе работы над картиной Поленову пришлось несколько раз изменить внешний тип Христа: от более простого и ничем не выделяющегося человека, которого мы видим на первом
16
эскизе, до классически величественного на законченном произведении. В результате такой трансформации образа Спасителя меняется общий характер произведения: от жанровой сцены до стиля "большого искусства".
В этой главе проводится сравнение картины В.Д.Поленова "Воскрешение дочери Иаира" с графическим эскизом на эту же тему профессора Академии Художеств Ф.Бруни и известной картиной И.Е.Репина.
В первом случае отмечается принципиальная разница в трактовке Христа и прочитывании этого сюжета. В произведении Бруни отразился характерный для поколения художников первой половины XIX века религиозный тип мышления. Главной чертой которого, в отличие от мировоззрения художников следующей эпохи, было отсутствие целого комплекса сомнений и противоречий в понимании христианских догматов и церковной жизни. В работе Бруни акцент сделан на свершении чуда и общей (соборной) вере всех изображенных персонажей. Сдержанный и одновременно торжественный пафос этого произведения, нежелание автора вносить от себя непосредственную эмоциональную окраску, в равной мере делают этот эскиз близким традициям классицизма и тем традициям, которые существовали в Православии. Христос изображен канонически с намеченным нимбом над головой. Он классически спокоен, уверен и строг.
В.Д.Поленов, по-видимому, не ставил задачу изобразить Христа в божественной ипостаси, подчеркнуть существующую между ним и изображенными персонажами иерархическую дистанцию, так тщательно обозначенную академистом, не ставил он задачу обратить внимание зрителей на необычности и значительности происходящего момента. В евангельском сюжете художника больше всего заинтересовала область человеческих переживаний и именно через эту призму он пытается раскрыть смысл происходящего.
Сравнивая работу Поленова с аналогичной по теме И.Е.Репина, мы отмечаем, что масштаб репинского Христа, в отличие от поленовского значительно выше и больше соответствует тому типу героической личности, которую было принято изображать в это время. Хотя для них обоих модулем служил ивановский тип Спасителя. Но с точки зрения реалистической живописи В.Д.Поленов в решении этого образа пошел значительно дальше Репина. В облике поленовского Христа воплотились черты, ставшие типологическими для живописи второй половины XIX века. Художник осмысленно использует новый прием: заостряет внимание на истории, культуре и обычаях восточного народа, на этнографических особенностях и своеобразии быта. Стоит заметить, что даже в решении интерьера у Поленова
значительно больше оригинальных находок, чем у Репина. Это говорит о том, что в это время в нем пробуждается будущий художник-ориенталист.
По-разному эти художники интерпретируют мистический сюжет. Симптоматично, что они выбирают разные временные границы события. Репин останавливается на более драматичном моменте - девочка умерла, Христос только подошел к ее ложу. Поленов изображает следующее за этим событие - свершение чуда.
Однако при всей разнице выбранных моментов, не трудно заметить, что художники практически не заостряют внимания на сверхъестественном характере сюжета - на факте чуда. Весь их интерес сосредотачивается на области человеческих переживаний.
В работе подчеркивается, какую роль в психологическом раскрытии темы выполняет свет. Репин, воспользовавшись опытом художников-романтиков, придает свету смысловую нагрузку. Контраст света и тени позволил ему одновременно выразить необычность, возвышенность этой минуты и взволнованное состояние, испытываемое родственниками умершей.
В работе Поленова свет также играет существенную роль, но природа его совершенно другая. Это - естественное освещение, поток реального, правда, сумеречного света, проникающего через приоткрытое окно и дверь. Такое обыгрывание света является очень характерным для творчества В.Д.Поленова, в будущем известного мастера пленэрной живописи.
4 глава ("Картина "Христос и грешница". Проблема творческого метода"). В этой главе рассматривается история создания и проводится художественный анализ картины "Христос и грешница" (1868-1887).
Мы пытаемся понять, почему Поленов обращается именно к этому евангельскому сюжету. Отмечаем, что его могла привлечь актуальная в то время идея христианской любви к ближнему. Возможно и то, что этот сюжет позволял опосредованным путем заострить внимание на важном для Поленова принципе жизни - нравственном самосовершенствовании.
Обращает внимание и другое - постоянный интерес художника к «женской теме». Почти во всех исторических произведениях Поленова: "Право господина" (1874), "Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д'Этремон" (1875), "Стрекоза. (Лето красное все пела...)" (1875-1876), "Семейное горе" (1876), "Больная" (1886), "Христос и 1решница" главными героями являются женщины. Причем, нетрудно заметить, во всех женских образах, созданных художником, включая, естественно, "грешницу", просматривается архетип "страдающего женского существа". Мы пытаемся объяснить онтологию этой темы не только гуманизмом воззрений живописца,
но главным образом тем, что он сумел интуитивно предугадать те тенденции, которые получили распространение в русской религиозно-философской мысли рубежа веков. Речь идет о мистико-философской доктрине В.С.Соловьева о Софии, Вечной женственности.
Кроме этих соображений, мы приводим некоторые замечания Л.В.Кандаурова - друга художника, взятые из его воспоминаний. Он подчеркивает, что "большой симпатией Евангелие пользовалось у Василия Дмитриевича тем, что в нем выдвигается женщина". [10] Оказывается, Поленов считал, что к созданию высоко поэтических евангельских "рассказов" и мифов причастны исключительно женщины.
Следующая часть главы посвящена стилистическому анализу подготовительных эскизов к картине. Эти эскизы, по принципу тождественности в композиции, можно разделить на две группы: эскизы 70-х и 80-х годов. В каждой группе отмечаются особенности композиции, колорита, психологической трактовки героев произведения. Подчеркивается антиэмпирический характер первых и натурный характер вторых. Отмечается, как постепенно менялись пейзажный фон и изображение Иерусалимского храма.
Затем мы переходим к исследованию законченных произведений: графического картона, выполненного в размер будущего полотна 1885 года (музей-заповедник В.Д.Поленова) и живописного произведения 1887 года (ГРМ). Заостряется внимание на индивидуальных особенностях каждого, а затем ставится вопрос о специфики творческого метода художника.
Подчеркивается, что разная техника исполнение полотен: монохромное и колористическое, придают произведению разное смысловое звучание. Ибо через рисунок художник проводит психологическую линию сюжета, через цвет - заостряет внимание на ее философском подтексте, выражая, как нам кажется, идею радости бытия. То есть, работая над картиной, Поленов как бы в нерешительности останавливается перед дилеммой, что ему предпочесть за главное в сюжете: трагедию случившегося (так работал стереотип передвижнического сознания) или забыть об этом частном моменте и, забегая вперед, предупредить о более глубоком и общем - о неминуемом чуде. Как мы понимаем, для художника этим чудом становится возможность жизни. Отсюда, по-видимому, в картине В.Д.Поленова красивая природа, "слишком пышная" архитектура, яркие костюмы, приводившие в недоумение многих исследователей. Ведь как иначе, чем через завораживающие обаяние цвета, которым так щедро одарен мир, можно выразить свое восторженное к нему отношение.
Мы отмечаем, что в живописном варианте, по сравнению с графическим, ощущается большая привязанность к классическим шаблонам. Роль каждого персонажа здесь заранее определена соответствующими и несколько застывшими позами, ракурсами и жестами. Видимо, стараясь в какой-то мере оправдать академический способ компоновки фигур, художник изображает в картине много исторических лиц. Однако, такой рационалистический прием, не дал ничего нового для психологического раскрытия темы. Напротив, он отвлек художника от решения живописных задач и направил всю деятельность в совершенно другую - научную плоскость,
В следующей части главы проводится сравнение картины "Христос и грешница" с произведением В.И.Сурикова "Боярыня Морозова", также показанной на XV передвижной выставке. Отмечается, что Сурикову, в отличие от Поленова, удалось изобразить событие более жизненно.
Причиной, на наш взгляд, явилось то, что художники по-разному подошли к проблеме историзма в живописи. Поленову, по всей вероятности, важно было провести разграничение между мифом и историей и уже затем искать живописно-пластические формы, раскрывающие исторический характер события. Причем художник, понимая свою ответственность, так как разговор шел об эпохе важной для всего человечества, старается избежать субъективизма. Он останавливается на обобщенном, несколько суховатом и лаконичном живописно-пластическом языке, раскрывающим лишь основную суть события. При таком подходе акцент закономерно ложится на предметы материальной культуры, соответствующие эпохе и пейзаж.
Таким образом, пристальный интерес художника к научному материалу, археологии, этнографии, истории архитектуры рождается из желания быть ближе к объективности, к истине.
В.Суриков, по-видимому, преследовал другие цели - конкретное событие, не имеющее такого универсального характера, к тому же реальность, которого не подвергалась сомнениям, раскрыть достоверно с психологической стороны - показать трагедию случившегося, сложные человеческие характеры и взаимоотношения.
Обращает на себя внимание и двойственная природа творческого метода Поленова, которая в какой-то степени определила его не совсем ровный творческий диапазон. Художник аккумулирует в своем искусстве, накопленный положительный опыт академизма, принципы реалистической живописи, использует элементы, свойственные стилистики модерна.
Двойственная природа его художественного метода была обусловлена тем, что в нем одновременно уживались тонкий лирик и сдержанный
20
рационалист. Как правило, в многочисленных пейзажах и в театральных декорациях перевешивала лирическая составляющая его художественного темперамента. В этих произведениях сказывалось желание приподнять, опоэтизировать действительность. В исторических картинах говорил Поленов - ученый, аналитик.
То есть в зависимости от тематики: пейзаж, театральная декорация, историческая картина художник использует разный живописный язык. Очень часто такой же процесс можно наблюдать по ходу работы над одним произведением, к примеру, над картиной "Христос и грешница". Подготовительные эскизы, написанные более чем за десять лет, убедительно показывают, как личное эмоциональное отношение художника к теме методически и последовательно изгоняются от одной работы к другой. В результате на законченном произведении трудно найти персонаж, которому художник активно симпатизировал. Свидетельством тому становятся колористические особенности и композиционное построение произведения. На картине нет фигуры, которая являлась бы центром и привлекала особое внимание, к тому же Христос, фарисей, грешница решаются в близких диапазонах цвета, на чередовании ритмов коричневых и белых тонов. То есть творческая энергия и страсть как бы сознательно сдерживались Поленовым и не допускались в картины. Подобное происходит и с некоторыми этюдами, при попытке придать им более завершенную, картинную форму.
5 глава ("Работа над серией картин "Из жизни Христа"). В начале главы ставится вопрос о границе серии картин "Из жизни Христа". На основании стилистического анализа картин, а также таких факторов, как размеры произведений и их повторение, по мнению, Т.В.Юровой очень важных в решении этого вопроса, мы приходим к выводу, что замысел создания цикла "Из жизни Христа" возник у Поленова в ходе работы над картиной "Христос и грешница". Поэтому три работы, написанные после нее -"На Генисаретском озере", "Среди учителей" и "Мечты" следует отнести к указанной серии. Разная манера их написания и сравнительно большие размеры, которые вынуждали Юрову говорить о них как об отдельных произведениях, на наш взгляд, не совсем убедительны. Подобные факты скорее следует отнести к специфике творческого метода художника. Ведь и серию в целом характеризует разнообразие в композиционном и колористическом плане.
На основании имеющихся архивных документов была предпринята попытка, определить количество картин в цикле (72 произведения) и проследить историю бытования некоторых из них.
Затем мы обращаем внимание на особенностях творческой манеры художника, проводим стилистический анализ отдельных произведений цикла, отмечаем своеобразие сюжетной линии.
Характеристика цикла картин дается в двух направлениях - общий художественный анализ серии, так как она воспринимается как единое целое (каждое произведение живет в единстве с другими) и стилистический анализ отдельных станковых произведений. Подчеркиваем, что в образном и живописном строе серии сказалось желание художника использовать формообразующие элементы, характерные для искусства модерна. Отмечаем и то, что Поленов, по-видимому, внимательно присматривался к опыту художников, работающих в книжной графике. Как известно, в этой области плодотворно трудилась сестра художника - Е.Д.Поленова. В частности, • некоторые приемы, типичные в иллюстрации - простота и четкость форм, последовательность и единая тональность работ, использование ограниченной в цвете палитры, можно заметить в произведениях евангельского цикла В.Д.Поленова, несмотря на их станковую форму.
Кроме этого, на наш взгляд, создавая в некоторых работах атмосферу камерности, недосказанности, художник делает некоторые усилия в сторону символизма. Это сказалось в появлении картины "Мечты", в названии родственной произведениям художников "Голубой розы".
Хотелось бы отметить и то, что Поленов находит совершенно новую форму построения серии - очень близкую языку киноповествования, с его дальними, средними и ближними планами. Он то заставляет взглянуть на событие со стороны, издали, то позволяет вглядеться в уже различимые позы и жесты своих героев, то сталкивает их лицом к лицу с глубокими внутренними переживаниями. Часто раскрывает одну и ту же тему в нескольких произведениях, как бы делая раскадровку события ("Магдала" и "Мария Магдалина").
Обращает на себя внимание и то, что Поленов в этой серии отказывается от героического пафоса, свойственного академической живописи, и от психологической напряженности, отличающей живопись передвижников. Из композиции уходит сочиненность, пскпроенность, зато появляется камерность, непосредственность и раскрепощенность. К тому же, произведения Поленова этого периода показывают, что он осознанно включился в процесс стирания грани между этюдом и картиной. Это говорит о новом периоде в его творчестве, о том, что академизм и передвижничество художник пережил.
Мы подчеркивает, что в струюурном построении многих работ серии (они же являются лучшими) главное место отводится пейзажу, который, на
22
наш взгляд, помог художнику справиться с трудной задачей: вывести события из жанровой плоскости и перевести их в исторический контекст. То есть приподнять события над повседневностью, показать их значительность, а также сказать о "величие этого человека", под которым Поленов подразумевал Христа.
По живописной манере произведения цикла условно можно разделить на две группы. К первой группе, на наш взгляд, относятся работы, созданные на основе пленэрной живописи. Другую группу составляют картины с декоративным звучанием. Здесь акцентом становится красочное пятно и, хотя оно по-прежнему будет моделировать форму - подчеркивать массы объемов и материальность вещей, все-таки колорит несколько подчинит рисунок. Их отличает свободная, немного грубоватая манера письма, рельефный мазок, пастозная живопись, а цветовая гамма уже характерная для живописи в стиле модерн. Но очень часто эти линии удачно совмещались в одном произведении.
В этой же главе мы заостряем внимание на том, как решался Поленовым визуальный облик Христа. Приводится много архивного материала: неопубликованные письма художника к С.С.Абамелек-Лазареву, СЛ.Толстому, которые помогают понять не только отношение Поленова к Спасителю, но и почему именно такой тип Спасителя им был избран.
Заключительная часть главы посвящена текстологическому анализу рукописи Поленова "Иисус из Галилеи". Здесь указывается, какое важное место в творчестве Поленова занимала литературная деятельность. Сам художник ее рассматривал как дополнение к художественной работе.
Мы отмечаем, что те тенденции, которые нашли место в художественной работе, воплотились и в литературной. Несмотря на то, что Поленов пользуется исключительно Новозаветными текстами, Деяний Апостолов, в редких случаях Ветхого Завета, тем не менее, мистический пафос Евангелий сознательно снижен. Ведь для художника важным было показать исторический характер этих событий.
В заключении подводятся итоги исследования, которые сводятся к следующим выводам.
1. Творческий процесс создания произведений евангельской тематики русскими художниками второй половины XIX века, такими как И.Н.Крамской, В.Г.Перов, Н.Н.Ге, В.В.Верещагин, Г.И.Семирадский, И.Е.Репин был неоднородным и противоречивым. Он вполне соответствовал религиозному сознанию того времени, которое Г.Флоровский называет "отрицание и возврат к Богу".
2. Произведения этих художников имеют характер типологического сходства. Евангельские сюжсты интерпретируются, как исторические события, а личность Христа, как реального человека. Художники избегают изображения сверхъестественных моментов. Их религиозное чувство было направлено к сопереживанию и сочувствию Христу, земная жизнь которого становилась образцом для подражания.
3. Индивидуальные особенности каждого проявлялись, прежде всего, в выборе сюжетов, в поставленной проблематике, в раскрытии разных качеств человеческой природы Христа.
4. В визуальном облике Христа художники придерживались того типа Спасителя, который создал А.Иванов в картине "Явления Мессии".
5. Творчество А.Иванова во всем объеме не было ими осмысленно. Они не заметили главного в его методе - стремление воссоздать полную картину мира, где человеческое и космическое существует в единстве.
6. От Иванова они унаследовали тенденцию реальной трактовки евангельского сюжета, внимательный подход к натуре, потребность научного изучения эпохи раннего христианства.
7. Произведениям В.Д.Поленова, начиная с дипломной программы "Воскрешение дочери Иаира", присущи общие черты. Это трактовка евангельского сюжета в жанровой плоскости, передача характерных особенностей жизни и быта народов Востока, изображение национальных типов. Образ Христа решается Поленовым как тип философа-созерцателя.
8. В исторических произведениях Поленова в полной мере проявились особенности его творческой манеры - сочетания различных стилей и манер письма, что позволило ему выразить разные аспекты темы в картине "Христос и грешница" и избежать монотонности исполнения в евангельской серии "Из жизни Христа".
9. Творчество художника можно вполне отнести к христианскому искусств)-, в котором главным направлением становится тема приятия и радости жизни.
¡0. Картины В.Д.Поленова на евангельские сюжеты, недооцененные в свое время, в некоторой степени открывают перспективы для духовного роста современном , поколению, стоящего на пороге XXI века.
Приложение. Оно состоит из двух частей. В первую часть вошел каталог произведений евангельского цикла В.Д.Поленова "Из жизни Христа" (картины, эскизы, этюды, графические наброски и эскизы). В составлении каталога большую помощь оказал архив Д.В.Поленова - его переписка с
сотрудниками разных музеев и коллекционерами. В этих письмах (музей-заповедниик В.Д.Поленова) содержится много интересной информации относительно особенностей, времени написания и дальнейшей судьбы произведений художника.
В составлении каталога, мы также учли замечания Е.В.Сахаровой, оставленные в переписке с разными лицами, был также использован составленный ею, еще при жизни художника, общий список произведений Поленова, куда вошли и картины евангельской тематики.
На протяжении долгих лет работа по каталогизации работ В.Д.Поленова осуществлялась сотрудниками музея-заповедника. Серьезную помощь для уточнения имеющегося материала оказала работа студентки Свердловского университета, кафедры истории изобразительного искусства -Е.Н.Барышевой. Главной частью ее дипломной работы "Серия картин "Из жизни Христа" В.Д.Поленова" стало составление каталога евангельских картин.
Данные по частным собраниям любезно предоставили сотрудники отдела научной экспертизы Государственной Третьяковской галереи.
Вторая часть приложения состоит из рукописи В.Д.Поленова "Иисус из Галилеи". Во время ее расшифровки у диссертанта возникло предположение, что это рабочий, черновой вариант. На это указывают ряд нюансов: большое количество исправлений, небрежность при письме, конспективное изложение некоторых глав. Обращает на себя внимание и оформление работы. Так сноски указываются в разной форме, как цифровыми, так и буквенными индексами. Эта форма, а также особенности авторской пунктуации и орфографии сохранена в данном тексте.
Помещая в приложении рукопись Поленова "Иисус из Галилеи" в данном варианте, автор диссертации руководствовался тем, что эта неопубликованная работа давно желанна для специалистов, поскольку помогает глубже понять творчество художника.
ПРИМЕЧАНИЯ.
1. Л.Н.Толстой и художники. /Составитель и автор вступительной статьи И.Д.Бродский/. М., 1978.
2. Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления. М., 1993.
3. Юрова Т.В. Искусство, дающее радость. Художник. 1969. № 9.
4. Вагнер Г.К. В поисках Истины. Религиозно-философские искания русских художников. Середина XIX - начало XX века. М., 1993.
5. Верещагина А.Г. Евангельские сюжеты и темы в русской живописи второй половины XIX века. Вопросы искусствознания Х(1-97).
6. ОР ГТГ. Ф. 54. Ед. хр. 254
7. Ыапоннческис Евангелия. Перевод В.Н.Кузнецовой. /Под редакцией С.В.Лезова и С.В.Тищенко/. М., Наука. 1993.
8. Неклюдова М.Г. А.А.Иванов. Зрелый период творчества (Исследование творческого процесса, эстетической и религиозно-философской концепций уникальной творческой личности. Диссертация. М.,
9. Неклюдова М.Г. Это был новый человек, новый художник.
Художник. 1081. Х»7. с. 14.
10. ОР АМП. Ф. 1. № 803
ПО ТКМЕ ДИССЕРТАЦИИ ОПУБЛИКОВАНЫ СЛЕДУЮЩИЕ
РАБОТЫ:
- Неизданная рукопись В.Д.Поленова "Иисус из Галилеи" и ее влияние на художественную работу. Тезисы докладов конференции к 150- летию со дня рождения В.Д.Поленова. М., ГТГ. 1994. - 0,3 п.л.
- Чвапгсльекая тема в творчестве В.Д.Поленова //Пластические искусспИсследования молодых. Сборник научных работ аспирантов НИИ PAX. М.. :99". - 1 п.л.
Ней'чаннач рукопись В.Д.Поленова "Иисус из Галилеи" и ее влияние на художее;;еш1>ю работу //Сборник докладов научной конференции, посвященной ¡50-летию со дня рождения В.Д.Поленова. М., ГТГ. (в печати) -
1997.
1п.л.
О.ДАтрощенко.
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Атрощенко, Ольга Дмитриевна
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Философская трактовка евангельской истории во второй половине XIX -начале XX века.;
Глава 2. Евангельская тема в творчестве ААМванова и русских художников второй половины XIX века.
Глава 3. Первые работы В.Д.Поленова на евангельскую тему.
Глава 4. Картина "Христос и грешница". Проблема творческого метода.
Глава 5. Работа над серией картин "Из жизни Христа ".
Введение диссертации2000 год, автореферат по искусствоведению, Атрощенко, Ольга Дмитриевна
I глава.150
П Глава.159
Ш глава.164
IV глава.;165
Заключение научной работыдиссертация на тему "Евангельская тема в творчестве В. Д. Поленова"
Заключение
1. 1.Сахарова Е.В. Указ.соч. С 693-694.
2. 0РГМП.Ф.1.0п. 1. № 11
3. ОР ГТГ. Ф.54. Ед.хр. 2785.
Список научной литературыАтрощенко, Ольга Дмитриевна, диссертация по теме "Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура"
1. Алленов М.М. Александр Андреевич Иванов. М., 1980.
2. Алленов М.М. О своеобразии исторической живописи Иванова. 1974, №3.
3. Алпатов М.В. Александр Андреевич Иванов. Жизнь и творчество. 2т. М., 1956.
4. Арбитман Э. Жизнь и творчество Н.Н.Ге. Саратов, 1972.
5. Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. М., 1984
6. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., 1975.
7. Библия в культуре и искусстве. «Випперовские чтения -1995». Вып. XXVIII. М., ГМИИ им. А.СЛушкина. 1996.
8. Бердяев H.A. О назначении человека. М., 1998.
9. Бердяев. H.A. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности. М., 1990.
10. Ю.Бердяев H.A. Самопознание. М., 1991.
11. П.Бенуа А. История русской живописи в XIX веке. СПб., 1902.
12. Берковский Н.Я. О мировом значении русской литературы. JL, 1975.
13. Боголюбов Н. Эрнест Ренан и его «Жизнь Иисуса». 1908.
14. Боткин В.П. Литературная критика; Публицистика; Письма. М., 1984.
15. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М., 1994.
16. Булгаков С.Н. О религии Л.Толстого. Paris, 1978. П.Булгаков С.Н. Тихие думы. Paris, 1976.
17. Буткевич Г. Э.Ренан и его сочинение «Жизнь Иисуса». М., 1904.
18. В мире Толстого. Сборник статей. М., 1978.
19. Вагнер Г.К. В поисках Истины. Религиозно-философские искания русских художников. Середина XIX начала XX века. М., 1993.
20. ВансловВ.В. Эстетика романтизма. М., 1966.
21. Ванштейн О.Б. Язык романтической мысли: о философском стиле Новалиса и Ф. Шлегеля. М., 1994.
22. Василий Дмитриевич Поленов 1844 1927. /Ав. текста и сост. Т.В.Юрова/. М., 1972.
23. Виктор Михайлович Васнецов. Письма. Дневники/Воспоминания. Суждения современников. М., 1987.
24. Верещагина А.Г. Историческая картина в русском искусстве. Шестидесятые годы XIX века. М., 1990.
25. Верещагина А.Г. Николай Николаевич Ге. Л., 1988.
26. Верещагина А.Г. Федор Антонович Бруни. Л., 1985.
27. Верещагина А.Г. Художник. Время. История. Очерки русской исторической живописи XVIII начала XX века. М., 1973.29. Вехи. М., 1990.
28. Взаимосвязь искусств в художественном развитии России второй половины XIX века. Идейные принципы. Структурные особенности. /Отв. ред. Г.Ю.Стернин. М., 1982.
29. Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г.: Очерки истории русской философии. Свердловск, 1991.
30. Волков H.H. Цвет в живописи. М., 1984.
31. Ворошилова Е.В. Пейзажи В.Д.Поленова 70-80 годов. Автореферат. СПб., 1993.
32. Встань, человек! М., 1986.
33. ГабитоваР.М. Философия немецкого романтизма. М., 1978
34. Гайм Р. Романтическая школа. М., 1891
35. Гершензон М.О. Кризис современной кулыуры. Минувшие. Исторический альманах. М., СПб., 1992. №11
36. Гинзбург Л.Я. О старом и новом. Статьи и очерки. Л., 1982.
37. ГолосовкерЯ.Э. Логика мифа. М., 1987.
38. Гордон Е.С. Русская академическая живопись. Диссертация. М., 1985.
39. Государственная Третьяковская Галерея. Материалы и исследования. /Под ред. Г.А.Недошивина. М., 1956.
40. Гусарова А.П. Василий Дмитриевич Поленов. Л., 1965
41. Джемс В. Многообразие религиозного опыта. М., 1910
42. Дмитриева H.A. Передвижники и импрессионисты. Русское искусство второй половины XIX начала XX века. М., 1978.
43. Дмитриева H.A. Библейские эскизы А.Иванова. //Юный художник. 1993. №2.
44. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. Л., 1980.
45. Дунаев М.М. Православие и русская литература. 5 ч. М., 1998.
46. Жизнь замечательньных людей. Данте. Дефо. Г.-Х.Андерсен. Ренан. Ибсен. Челябинск, 1996.
47. Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. СПб., Аксиома. 1996.
48. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977.
49. Жирмунский. Байрон и Пушкин. Л., 197852.3агянская Г.А. Пейзажи Александра Иванова. Проблема живописного метода художника. М., 1976.53.3еньковский В. Русские мыслители и Европа. Критиика европейской культуры и русской мысли. Paris, 1955.
50. Зеньковский В. Апологетика. Paris, 1957.
51. Зеньковский В. История русской философии. Л., 1991.
52. Зограф Н.Ю. Николай Ге. М., 1974.
53. А.А.Иванов его жизнь и переписка 1806 -1858. СПб., 1880.
54. Иванов-Разумник. История русской общественной мысли. 3 т. М., 1997.
55. Икона Древней Руси XI XVI веков. /Ст. Л.А.Успенского. Предисл. С.С.Аверинцева. СПб., 1993.
56. Ильин И.А. Одинокий художник. Статьи. Речи. Лекции. М., 1993.
57. История русского искусства в двух томах. /Под ред. М.Г.Неклюдовой М., 1980.
58. Каждан Т.П. Художественный мир русской усадьбы. М., 1997.
59. Канонические евангелия. Перевод с греч. В.Н.Кузнецовой. /Под ред. С.В.Лезова и С.В.Тищенко. М., 1993.
60. Карпова Т.Л. Портрет в мире русской духовной культуры 1860 1870-х годов. Диссертация. М., 1992.
61. Карташов A.B. Очерки по истории русской церкви. М., 1991
62. Кеменов B.C. В.И.Суриков. Историческая живопись 1970-1890. М., 1987.
63. Коваленская Т.М. Русский реализм и проблема идеала. М., 1983.
64. Константин Коровин вспоминает. М., 1990.
65. Курочкина Т.И. Иван Николаевич Крамской. М., 1980.
66. Лавров П.Л. О религии. М., 1989.
67. Левицкий. С.А. Очерки по истории русской философии. М., 1996.
68. Лебедев А.К., Солодовников A.B. В.В.Верещагин. М., 1988.
69. Лебедев А.К., Солодовников A.B. Василий Васильевич Верещагин. Л., 1987.
70. Лебедева Д.Н. Генрих Семирадский. М., 1997.
71. Леняшин В.А. Василий Григорьевич Перов. Л., 1987.
72. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980
73. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1995.
74. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики. Характер русского народа. М., 1991.
75. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994.
76. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1994.
77. Лосский Н.О. Типы мировоззрений. Ведение в метафизику. Paris, 1931.
78. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1994.
79. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начала XIX века). СПб., 1994
80. Лясковская O.A. В.Д.Поленов 1844 1927. М., 1946.
81. Лясковская O.A. Репин. 2 т. /Под ред. И.Э.Грабаря и И.С.Зильберштейна. М.,Л., 1948.
82. Лясковская O.A. Пленэр в русской живописи XIX века. М., 1966.
83. Мальцева Ф.С. Мастера русского реалистического пейзажа. М., 1959.
84. Машковцев Н.Г. Из истории русской художественной культуры. Исследования. Очерки. Статьи. М., 1982.
85. Машковцев Н.Г. И.Н.Крамской. М., 1956.
86. Машковцев Н.Г. Гоголь в кругу художников. М., 1955.
87. Мень А. Сын человеческий. М., 1991.
88. Молева Н. и Белютин Э. Русская художественная школа второй половины XIX века. М., 1967.
89. Неклюдова М.Г. А.А.Иванов. Зрелый период творчества (исследование творческого процесса, эстетической и религиозно-философской концепции уникальной творческой личности) /Диссертация на соискание ученой степени доктора искусствоведения. М., 1997.
90. Неклюдова М.Г. Творчество А.Иванова школа для художников. /Труды АХ СССР. 1985. Вып. 3.
91. Нестерова E.B. Русско-французские художественные связи второй половины XIX века. Диссертация. Л., 1981.
92. Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1983.
93. России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. Н.А.Бердяев, Б.П.Вышеславцев, В.В.Зеньковский, П.А.Сорокин, Г.П.Федотов, Г.В.Флоровский. М., 1990.
94. Опост Конт и позитивизм. М., 1897.
95. Панорама искусств 10. /см. Н.В.Поленова. Отрывки из воспоминаний. М, 1987.
96. Паперно И. Семиотика поведения: Николай Чернышевский человек эпохи реализма. М., 1996.
97. Пастернак Л.О. Записи разных лет. М., 1975.
98. Пастон Э.В. Василий Дмитриевич Поленов. СПб., 1991.
99. Переписка В.В.Верещагина и В.В.Стасова. Т. 1. 1874-1878. М., 1950.
100. Путров В. Василий Перов. Творческий путь художника. М., 1997.
101. Пилипенко В.Н. Пейзажная живопись. СПб., 1994.
102. Попова О. Аскеза и Преображение. Образы византийского и русского искусства XIV в. Milano, 1996.
103. Поспелов Г.Г. Русское искусство XIX века. Вопросы понимания времени. М., 1997.
104. Прахов H.A. Страницы прошлого. Очерки воспоминания о художниках. Киев, 1958.
105. Проблемы пейзажа в европейском искусстве XIX века. Материалы научной конференции. М., 1978.
106. Пространство картины: Сборник статей /Сост. Н.О.Тамручи. М., 1989.
107. Пунин H.H. А.Иванов. /Русское и советское искусство. М., 1976.
108. Раздобреева И.В. Василий Дмитриевич Поленов. М., 1958.
109. Ракова М.М. Иванов A.A. М., 1960.
110. Ракова М.М. Русская историческая живопись середины девятнадцатого века. М., 1979.
111. Ревиль Альбер. Иисус Назарянин. 2т. СПб., 1909.
112. Рикер Поль. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера. М., 1996.
113. Ренан Эрнест. Жизнь Иисуса. М., 1990.
114. Ренан Эрнест. Христианская церковь. М., 1991.
115. Репин И.Е. Письма к художникам и художественным деятелям. М., 1952.
116. Репин И.Е. Далекое и близкое. М., Л., 1949.
117. Розанов В.В. Около церковных стен. М., 1995.
118. Розанов В.В. Среди художников. М., 1994.
119. Розанов В.В. О писательстве и писателях. М., 1995.124. Русская идея. М., 1992. .
120. Русское искусство нового времени. Исследования и материалы. М., 1993.
121. Русское искусство нового времени. /Под ред. И.В.Рязанцева. М., 1996.
122. Русское искусство между западом и востоком. Материалы конференции. Москва. Сентябрь, 1994. /Отв. ред. Д.В.Сарабьянов. М., 1997.
123. Русское искусство XYIII первой половины XIX века. Материалы и исследования. /Под. ред. Т.В. Алексеевой. М., 1971.
124. Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников второй половины XIX века. /Под ред. А.ИЛеонова. М., 1963.
125. Русское и советское искусство. М., 1976.
126. Русская художественная культура второй половины XIX века. Картина мира. /Отв. ред. Г.Ю. Стернин. М., 1991.
127. Русское Православие: Вехи истории. М., 1989.
128. Русская прогрессивная художественная критика второй половины XIX -начала XX века. Хрестоматия. /Под ред. член-корр. АХ СССР В.В.Ванслова. М., 1977.
129. Русская живопись XIX века. Сборник статей Э.Н.Ацаркиной, Н.Н.Коваленско, А.И.Михайлова, А.А.Федорова-Давыдова, Н.И.Соколовой. /Под ред. В.М.Фриче. М., РАНИОН. 1929.
130. Русский позитивизм. Лесевич, Юшкевич, Богданов. СПб., 1995.
131. Самосознание европейской культуры XX века. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М., 1991.
132. Сарабьянов Д.В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. /Опыт сравнительного исследования. М., 1980.
133. Сарабьянов Д.В. Образы века. М., 1967.
134. Сарабьянов Д.В. Пейзаж в русской живописи. М., 1972.
135. Св. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолствующих. М., 1997.
136. Серова Г.Г. В.Е.Савинский художник и педагог. М., 1983
137. Смысл жизни: Антология. М., 1994.
138. Соловьев B.C. 2т. /Сост., общ. ред. и вс. ст. А.Ф.Лосева и А.В.Гулыги. М., 1988.
139. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России 1900 1910-х годов. М., 1988.
140. Тарасов В.Ф. Николай Николаевич Ге. 1831 1894. Л., 1987.
141. Тарасов В.Ф. Творческий метод Н.Н.Ге. Диссертация. М., 1989.
142. Типология русского реализма второй половины XIX века. М., 1979.
143. Л.Н.Толстой и художники. Толстой об искусстве. Письма, дневники. Воспоминания. М., 1978.
144. Толстой Л.Н. Путь жизни. М., 1993.
145. Трубецкой E.H. Смысл жизни. M., 1994.
146. Трубецкой E.H. Три очерка о русской иконе: Умозрение в красках. Два мира в древнерусской иконописи. Россия в ее иконе. М., 1991.
147. Турчин B.C. Эпоха романтизма в России. М., 1981.
148. Фаррар Ф. Жизнь Иисуса Христа. M., 1991.
149. Философия русского религиозного искусства XVI XX вв. М., 1993.
150. Федоров-Давыдов A.A. Русский пейзаж XVIII начала XX века. Исследования. Очерки. М., 1986.
151. Федоров-Давыдов A.A. Илья Ефимович Репин. М., 1989.
152. Флоренский П. Сочинения в четырех томах. М., 1994.
153. Флоровский Г. Пути русского православия. Paris, 1983.
154. Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления. М., 1993.
155. Художественные проблемы русской культуры второй половины XIX века. М., 1994.
156. Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания 1832 -1919. /Материалы подготовл. к печати и примеч. к ним сосгавл. Э.Белютиным и Н.Молевой. М., 1953.
157. Челпанов Г. Введение в философию. М., 1910.
158. Шеллинг Ф.В.И. 2 т. М., 1987.
159. Шлейермахер Фридрих. Речи о религ ии. Монологи. М., 1994.
160. Шкуринов П.С. Позитивизм в России. М., 1980.
161. Шмеман А., прот. Исторический путь православия. М., 1992
162. Щульц Г. Новалис сам свидетельствующий о себе и о своей жизни. Челябинск, 1998.
163. Элиот Томас Стернз. Назначение поэзии. Киев, 1996.
164. Юденкова Т.В. Духовный автопортрет общества в русской живописи 1870-х 1880-х г.г. (И.Н.Крамской Христос в пустыне", И.Е.Репин "Не ждали"). Диссертация. М., 1989.
165. Юденкова Т.В. Еще раз о картине И.Н.Крамского "Христос в пустыне" //Вопросы искусствознания. XI (2) 97.
166. Юнг К.Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного. М., 1994.
167. Юнг К.Г. Бог и бессознательное. М., 1998.
168. Юрова Т.В. В.Д.Поленов. М., 1961.
169. Юрова Т.В. В.Д.Поленов. М., 1972.
170. КНИГИ ИЗ ЛИЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ В.Д.ПОЛЕНОВА
171. Абамелик- Лазарев С. Пальмира. Археологическое исследование. СПб., Тип. Имп. А.Н. 1884.
172. Андреевский В. Египет. Описание путешествия в 1880-81 г. СПб., тип. Стасюлевич. 1884.
173. Бродский Н.Л. Ранние славянофилы А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, К.С. и И.САксаковы. М., тип. Сытина. 1910.
174. Вейсман. А.Д. Греческо-русский словарь. СПБ., Тип. Безобразова. 1899.
175. Виппер. Р. Возникновение христианства. М. изд. Фарос. 1918.
176. Гарнак А. Сущность христианства. М. 1906.
177. Гедин С. В сердце Азии. В 2 т. СПб., изд. А.Ф. Девриена. 1899.
178. Гейки К. Святая земля и Билия. Описание Палестины и нравов ее обитателей. /Пер. Ф.С.Комарского. СПб., тип. М.М.Стасюлевича. 1894.
179. Гильтебрандт. Справочный и объяснительный словарь к Новому Завету. 6 т. Петроград, Печ. Котомина. Б\г.
180. Господа нашего Иисуса Христа Новый завет на славянском и русском языке. СПб., тил. Российского Библейского общества. 1823.
181. Горностаев И. История искусства и костюма у народов Древнего Мира. СПб., 1860.
182. Гречанинов А. Литургия св. Иоанна Златоуста. М., Лейпциг, тип. Юргенсона. 1896.
183. Гусев H.H. Что читать Толстого и о Толстом. М., 1919.
184. Дааб. Ф. Иисус из Назарета, как мы его видим сегодня. Дусельдорф, 1907.
185. Древне-христианское искусство. Отд. 1. кн.З, СПб. Б/г.
186. Дорошевич. В земле обетованной, Палестина. М., Тип. Сытина. 1900.
187. Елеонский Н. Краткие записки по основному Богословию. М., тип. А.И.Снегирев. 1895.
188. Жебелев. Евангелие каноническое и апокрифическое. Петроград. Огни. 1919.
189. Иероним. Библейская археология. Домашняя древность. СПб., Тип. Ф.Елеонского и К. 1883.
190. Известия императорского археологического общества. 8 т. Спб., Тип. Имп. А.Н. 1865, 1877.
191. Иллюстрации к Библии. 2 т. Лондон; Париж. Изд. Фишнер, сын и К. Б/г.
192. Кондаков Н. Византийская церковь и памятники Константинополя. Одесса, тип. Шульце. 1886.
193. Кондаков Н. Путешествие на Синай в 1881 г. Древности синайского монастыря. Одесса, Тип. Зеленого. 1882.
194. Львов А. Утреня Греческого напева по высочайшему повелению Государя императора Николая Павловича. СПб., Лит. Ершова. 1850.
195. Львов А. Ирмосы по высочайшему повелению Государя императора Николая Павловича. СПб., Лит. Шмидта. 1902.
196. Никольский H.H. Иисус и первые христианские общества. М., Изд-е Деница. 1918.
197. Новицкий А. Альбом этюдов, картин и рисунков к опыту полной биографии А.А.Иванова. М., скороп. Левинсон. 1895.
198. Норов А. Путешествие по Святой земле в 1835 году. 2 ч. СПб., тип Смирдина. 1838.
199. Обиходное простое церковное пение. СПб, 1857.
200. Остромирово Евангелие. 1056-57 года, хранящееся в Императорской Публичной библиотеке. СПб., 1863.
201. Православный собеседник, издаваемый при Казанской духовной Академии. Казань, тип. Губернского правления. 1856.
202. Прохоров В. Христианские древности 1864-65. СПб., тип. Имп. Акад. Наук. 1864-1865.
203. Прохоров В. Христианские древности и археология. СПб., тип. Ипм. Акад.Наук. 1872.
204. Ренан Э. История израильского народа. 3 т. СПб., изд. Глаголева. Б/г.
205. Ровинский Д. История русских школ иконописания до конца 17 века. СПб., тип. II го отд. собственной Е. и В. канцелярии, 1856.
206. Ровинский Д. Полное собрание гравюр учеников Рембрандта и мастеров, работавших в его манере. СПб., тип. Имп. Акад. Наук. 1894.
207. Священные книги Ветхого Завета, переведенные с еврейского текста. 2 т. Вена. 1895.
208. Священное Евангелие. М., 1715.
209. Срезневский И. Древние изображения святых князей Бориса и Глеба. СПб. 1863.
210. Соден. Палестина и ее история. М., тип. т-ва Кушнерев и К. 1909.
211. Труды Московского Археологического общества. 4 т. М., Синодальная тип. 1874.
212. Толстой Л.Н. О вере. М., тип. Кушнерев и К. 1911.
213. Успенский А.И. Царские иконописцы и живописцы XVII века. М. Б\г.
214. Фанагрив Ж. Элементы психологии. Тип. св. Тр.-Сергсевой лавры. 1903.
215. Фарар Ф.В. Жизнь Иисуса Христа. СПб., изд. Тузова. 1887.
216. Фарар Ф.В. Жизнь и труды св. апостола Павла. /Пер. Н.П.Лопухина. СПб., изд. И.П.Тузова. 1887.
217. Фаулер Г. Прогрессивная нравственность. СПб., тип. П.Сойкина. 1896.
218. Хомяков A.C. Сочинения. Богословие. 2 т. Прага, тип. Скрейшовского. 1867.
219. Черный Э. Русско-греческий словарь. М., Тип. Э.Лисснера. 1896.
220. Чайковский. Литургия. М., скороп. Юргенсона. Б\г.
221. Чайковский. Литургия св. Иоанна Златоуста. М., тип. Юргенсона. Б/г.
222. Черных Э. Русско-греческий словарь. М., тип. Мессендера. 1896.