автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Евгения Алексеевна Полякова и "зелёное строительство" в Петрограде-Ленинграде в 1918-1941 гг.
Полный текст автореферата диссертации по теме "Евгения Алексеевна Полякова и "зелёное строительство" в Петрограде-Ленинграде в 1918-1941 гг."
На правах рукописи
БАЛАБКО ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА
ЕВГЕНИЯ АЛЕКСЕЕВНА ПОЛЯКОВА И «ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО» В ПЕТРОГРАДЕ-ЛЕНИНГРАДЕ
В 1918-1941 гг.
¡рт
Специальность 07.00.02. - Отечественная история Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук
Санкт-Петербург 2015
005562736
Работа выполнена на кафедре исторического регионоведения Института истории ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет»
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
Ведущая организация:
Кривошеее Юрий Владимирович
доктор исторических наук, профессор Институт истории ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет»
Чистиков Александр Николаевич
доктор исторических наук, профессор ФГБУН «Санкт-Петербургский институт истории РАН»
Платонова Надежда Игоревна
доктор исторических наук ФГБУН «Институт истории материальной культуры РАН»
АОУ ВПО «Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина»
Защита диссертации состоится «25» ноября 2015 года в 16.30 часов на заседании совета Д 212.232.57 по защите докторских и кандидатских диссертаций на базе Санкт-Петербургского государственного университета по адресу: 199034, Санкт-Петербург, Менделеевская линия, д. 5, Институт истории, ауд. 70.
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке имени М. Горького Санкт-Петербургского государственного университета (199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7/9) и на сайте университета: http://www.spbu.ru.
Автореферат разослан «-<6 »аеу^е^ра- 2015 г.
Учёный секретарь Диссертационного Совета, доктор исторических наук, профессор
А В-Петров
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ
Актуальность исследования. Евгения Алексеевна Полякова (Лисовская) (1875—1942 гг.), музеевед-искусствовед, историк и специалист по теории садового искусства, была человеком страстно увлечённой своим делом, поразительной работоспособности и энергии. Е. А. Полякова без малого двадцать четыре года своей жизни отдала Музею Города и внесла неоценимый вклад не только в развитие музейного дела, но и в теорию и практику «зелёного строительства»1. К сожалению, имя её мало известно в кругах даже профессионалов, если не сказать — забыто сегодняшними учёными и специалистами-практиками в области садово-паркового, музейного дела.
Труды Е. А. Поляковой, посвящённые проблеме благоустройства российских городов, рассматривавшие вопросы отечественного садово-паркового искусства и в историческом аспекте, и в современном ей состоянии, и в сравнении с наиболее значимыми и интересными зарубежными образцами сегодня ни в коей мере не теряют своей актуальности. Напротив, они становятся всё более важными, так как специалисты начала XXI века могут найти в них немало «точек отсчёта» для своей практической деятельности. Кроме того, Е. А. Полякова оставила потомкам замечательные примеры бережного, внимательного обращения к наследию мастеров садово-паркового дела прошлых эпох, что в наши дни, когда вопросы изучения и учёта памятников «зелёного строительства» находятся в центре внимания многих международных организаций (Комитет по историческим садам при Организации Объединенных Наций, Международная федерация ландшафтных архитекторов), приобретая всё большее значение. В перечень исторических памятников садово-паркового дела, составленный Комитетом по историческим садам при ООН, входят более 2000 объектов из различных стран мира2.
Актуальность диссертационного исследования возрастает также и потому, что практически вся творческая, научная жизнь Е. А. Поляковой была связана с Музеем Города, представляющим собой явление, уникальное не только для Петрограда-Ленинграда, но и для всей страны в целом. Как говорил
1 «Зеленое строительство» - составная масть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, слркат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурных ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года. В многообразном комплексе «нелепого строительства» особо выделяются: ландшафтная архитектура, садово-парковое искусство, озеленение населённых мест.
2 Сокольская О. Б. Садово-парковое искусство. Формирование и развитие. М., 2013. С. 7.
3
Н. П. Анциферов, именно ему «было суждено стать у нас первым музеем, посвященным не какому-либо отдельному городу, а музеем, долженствующим дать представление о "городе вообще". Его можно оценить как один из наиболее значимых очагов нашего урбанизма... Музей Города создан в интересах изучения любого города» . Несмотря на достаточную изученность некоторых вопросов истории Музея Города, есть целый ряд проблем, которые ещё ждут своего часа. Так, жизнь вдохновителей и создателей Музея - Л. А. Ильина и В. Я. Курбатова -уже стала объектом пристального внимания учёных. Но деятельность многих его сотрудников, которые также стояли у основ Музея Города, закладывали фундаментальные направления его работы, - а среди них, несомненно, была и Е. А. Полякова, - остаётся пока на периферии научных исследований.
Имя Е. А. Поляковой неразрывно связано с Музеем Города. Её труды всесторонне освещали развитие «зелёного строительства» в его историческом аспекте и в современном их автору состоянии 1920-1930-х годов не только в пределах Ленинграда, Советской России, но и в городах Европы и Америки. В сферу научной и культурно-просветительской деятельности Е. А. Поляковой входила вся проблематика задач и разработок по вопросам озеленения городской среды. Её работы достойны внимания исследователей XXI века, поскольку интерес к садово-парковому делу привлекает не только специалистов этой области, но и горожан в целом.
Степень изученности темы. Рассмотрение и анализ общей и специальной литературы по теме исследования показал, что вопрос изучения как биографических материалов о Е. А. Поляковой, так и её научно-исследовательской, просветительской деятельности не получил самостоятельного отражения. При этом существует ряд отдельных работ, посвящённых истории развития Музея Города, биографиям его сотрудников, истории музейного дела в России исследуемого периода и развитию садово-паркового дела 20-30-х гг. XX в.
В литературе того времени подчёркивалась особая роль садово-паркового дела, и именно эти работы могут послужить ценным источником для реконструкции полной картины тогдашних тенденций в области «зелёного строительства». К этой группе можно отнести труды В. Я. Курбатова «Сады и парки», М. С. Гольдберга «Зелёные насаждения и оздоровление городов», Ю. Круберга «За зелёный город» и «Зелёное строительство», Л. Б. Лунц «Парки культуры и отдыха», М. П. Коржева и М. И. Прохоровой «Архитектура парков СССР».
Необходимо отметить, что садово-парковое дело 1920-1930-х годов в основном нашло отражение в научных трудах теоретиков и практиков «зелёного
3 Цит. по: Попова Г. А. Л. А. Ильин - первый директор Музея Города // Труды Государственного музея истории Санкт-Петербурга: Исследования и материалы. Вып. II. СПб., 1997. С. 49.
4
строительства». Это исследования И. О. Боговой, Л. М. Фурсовой, Б. И. Кохно, С. С. Ожегова, В. И. Шафран, Л. Ф. Весниной, Г. К. Григорьевой, М. Г. Меерович, С. В. Семенцова, А. Г. Вайтенс, Ю. Л. Косенковой, О.Б. Сокольской4. В последнее десятилетие существенно возрос интерес к «зелёному строительству», что подтверждается научными трудами в этой области. Так, диссертационное исследование А. В. Китаева описывает историю зелёных пространств Санкт-Петербурга-Петрограда-Ленинграда в 1900-1950-х годах, основные этапы их развития5.
Первые работы, посвящённые истории создания Музея Города и его отделам, относятся к 1919 г. - «Летопись Музея Города»6. Затем, в 1927 г. вышел отдельной брошюрой очерк Л. А. Ильина, он был подготовлен к десятилетию Октябрьской революции, и через год включен в путеводитель по музею7. Особый интерес представляют путеводители по отделам Музея Города. В них описаны задачи, структура, экспозиции и материалы отделов музея на 1927-1928 гг.8, что позволяет подробно изучить научно-исследовательскую и просветительскую деятельность музея.
Ценные и подробные сведения о Музее Города собраны в трудах сотрудников Государственного музея истории Санкт-Петербурга. История создания и дальнейшего развития Музея отражена в работах Р. И. Шпиллер и Г. А. Поповой10, в статьях Н. Р. Славнитского, посвящённых реорганизациям,
4 Боговая II. О., Фурсова Л. А/. Ландшафтное искусство. М„ 1988; Кохно Б. II. Советское ландшафтное искусство 1917-1985 гг. Л., 1987; Садово-парковое искусство. Л., 1980; Ожегов С. С. История ландшафтной архитектуры. М., 2004; Шафран К И. Садово-парковое хозяйство Ленинграда II Садово-парковое хозяйство. Л., 1947; Из истории развития садово-паркового хозяйства Ленинграда с 1917 по 1944 г. // Зелёное строительство. Л., 1972; Веснина Л. Ф.. Григорьева Г. К. Генеральный план города (исходные данные, проект и реализация). СПб., 2005; Меерович М Г. Рабочие поселки-сады в послереволюционной России // Архитектурное наследство. Вып. 49. М., 2008; Се.иенг/ов С. И. Градостроительное развитие Петрограда-Ленинграда в 1917-1941 годы // Архитектурное наследство. Вып. 49. М., 2008; Вайтенс А. Г.. Косенкова Ю. Л. Развитие правовых основ градостроительства в России XVIII — начала XXI в. Опыт исторического исследования. М., 2006; Сокольская О. Б. История садово-паркового искусства. М., 2004; Она же. Садово-парковое искусство. Формирование и развитие. М„ 2013.
5 Китаев А. В. История Санкт-Петербурга-Петрограда-Ленинграда. Открытые пространства: сады и парки (1900-1950 гг.): Дис...канд. ист. наук. СПб., 2010.
6 Летопись Музея города. СПб., 1919.
7 Ильин Л. А. Музей города: к Октябрю 1927; очерк. Л., 1927; Он же. Музей города: к Октябрю 1927: очерк // Музей города: к Октябрю 1927: очерк музея и путеводитель. Л., 1928.
8 Музей города: Технический отдел. Л., 1928; Музей города: Отдел библиотечно-информационный. Л., 1927: Музей города: Секция внутреннего убранства жилья. Л., 1928; Музей города: Отдел архитектуры города Секция сааово-паркового дела. Л., 1928; Курбатов В. Я. Музей города: Музей Старого Петербурга. Л., 1928; Музей города: Отдел коммунальной и социальной гигиены 1919-1927. Л., 1927; Музей города: Отдел архитектуры города Секция планировки и застройки. Л., 1928.
9 Шпиллер Р.II. Государственный музей истории Ленинграда (1918-1985 гг.) // Музей и власть. Из жизни музеев. М., 1991.
10 Попова Г. А. Музей Города в Аничковом дворце. События, судьбы, коллекции. СПб., 1998; Она же. Музей Города // Музей и город СПб., 1993. № 2: Она же. Аничков дворец - Музей Города (судьба людей, судьба
5
изменениям структуры и деятельности Музея Города на рубеже 1920-1930-х гг.". В диссертационной работе Л. И. Петровой «Городской музей и власть: 1880-е-1930-е годы (петербургский городской музей, Музей Старого Петербурга, Музей Города)» в отдельной главе отражены вопросы истории создания Музея Города и его основные направления и результаты деятельности12.
Особый интерес представляет альбом фотографий из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга, ряда других музеев, архивов и частных собраний, материалы которого знакомят с теми, кто создавал первый городской музей сто лет назад, продолжал дело сохранения культурно-исторического наследия Санкт-Петербурга в самые трудные годы, дают представление о работе, коллекциях и экспозициях одного из крупнейших музеев России13.
Объектом исследования диссертационной работы является изучение биографии, научно-исследовательской и культурно-просветительской деятельности Е. А. Поляковой.
Предметом исследования является научная и культурно-просветительская деятельность отделов Музея Города в 1918-1942 гг., а именно: бюро городов, библиотечно-информационного, садово-паркового сквозь призму личности и профессиональной деятельности Е. А. Поляковой.
Хронологические рамки исследования охватывают 1875-1942 гг. Этим периодом ограничиваются свидетельства о жизни и деятельности Е, А. Поляковой.
Целью диссертационного исследования стало изучение личности и профессиональной деятельности Е. А. Поляковой как одного из первых специалистов, связавших свою научную и просветительскую работу с «зелёным строительством».
В соответствии с целью были определены основные задачи исследования: — изучить основные этапы биографии Е. А. Поляковой;
коллекций) // Аничков дворец - памятник Российской истории. СПб., 1997; Она же. Государственный музей истории Санкт-Петербурга в 1938-1953 гг. Страницы истории // Труды Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Исследования и материалы. Вып. 13. СПб., 2006; Она же. Музей Города //Дворец нашего детства. СПб., 2007.
" Славнчтскни Н. Р. Реорганизация Музея Города и его деятельности на рубеже 1920-х-1930-х гг. // Сбор лиц: Сборник статей. СПб., 2006; Он же. Музей Старого Петербурга в составе Музея Города // Труды Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Вып. 1В. СПб., 2008; Он же. Структура Музея Города в 1920-е г. // Труды Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Вып. 21. СПб., 2011.
Петрова Л. И. Городской музей и власть: 1880-е-1930-е годы (петербургский городской музей, Музей Старого Петербурга, Музей Города): Дис. ... канд ист.наук. СПб., 2014.
" Государственный музей истории Санкт-Петербурга в фотографиях: альбом. СПб., 2008.
6
— выявить и охарактеризовать культурную среду, влиявшую на развитие личности и профессиональную деятельность Е. А. Поляковой;
— дать характеристику научной работе Е. А. Поляковой в Музее Города, а именно в отделах: бюро городов, библиотечно-информационном, садово-парковом;
— проанализировать научную, культурно-просветительскую и преподавательскую деятельность Е. А. Поляковой в области садово-паркового дела;
— изучить деятельность садово-парковой секции в области «зелёного строительства» как одной из составляющих культурной жизни города;
— выявить причины возросшего интереса архитекторов, музейных работников и простых обывателей к садово-парковому делу;
— определить вклад Е. А. Поляковой как музейного работника в популяризацию знаний о садово-парковом деле путем организации выставок, лекций, экскурсий.
Источниковую базу работы составили традиционные для персонально-биографической темы источники: биографические и делопроизводственные документы, периодическая печать, законодательные и мемуарные материалы.
Значительная часть архивных документов выявлена непосредственно автором и вводится в научный оборот впервые.
В Отделе рукописей Российской национальной библиотеки в личном фонде Евгении Алексеевны Поляковой14 хранятся сведения биографического характера. К ним относятся личные документы и деловые бумаги , расчётные книжки и листки16, страховые удостоверения, договоры, пригласительные билеты и некоторые другие17. Здесь содержатся сведения о её деде декабристе Н. Ф. Лисовском, который состоял в Обществе соединённых славян, а после восстания декабристов был осуждён и отправлен в ссылку в Сибирь . Гораздо меньше информации о родителях и родных.
Архив поступил в ОР РНБ в период войны (1943-1944 гг.) и тогда же был разобран. Но лишь в 1960-х годах были начаты его оформление и каталогизация. Окончательно фонд был доработан в 1971 г.
В фонде содержатся материалы её научной деятельности в Музее Города, начиная с 1928 г. и заканчивая 1942 г. (тот период, когда она работала в садово-парковой секции Музея Города). Важно отметить, что здесь подробно
14 ОР РНБ. Ф. 606. Е. А. Полякова.
15 Там же. Д. 1-2.
16 Там же. Д. 3.
17 Там же. Д. 4-7.
" Там же. Д. 370.
представлен обширный массив документов, связанных с исследовательской и культурно-просветительной работой Е. А. Поляковой по пропаганде «зелёного строительства»: деловые бумаги, заявления, протоколы общего собрания служащих, сметы, планы научных работ в Музее Города, докладные записки, отчёты". Поскольку «при вынужденном переезде музея в Петропавловскую крепость, [секция] была расформирована, а её материалы "распылены" по разным фондам»20, то необходимо подчеркнуть, что информация, содержащаяся в этом фонде, помогает проследить деятельность секции, начиная с 1928 г. и заканчивая 1941 г.
В архивном собрании Е. А. Поляковой находятся уникальные статистические данные, которые относятся к 1920-1930-м годам и содержат в себе сравнительный анализ зелёных насаждений за различные периоды, классификацию зелёных площадей в плане города21. В совершенстве владея немецким, французским и английским языками, Е. А. Полякова составила библиографию по садам и паркам городов Западной Европы и Америки22.
Е. А. Полякову интересовали вопросы сохранения в Ленинграде и его пригородах архитектурных ансамблей ХУШ-Х1Х веков. Так, в 1940 г. она составляет докладную записку о реставрационных работах Павловского и Петергофского парков, где пишет о необходимости в ближайшее время провести восстановительные работы уникальных исторических памятников23.
В архиве находится обширная библиографическая подборка литературного материала различной тематики и документы, содержащие её личные записи, конспекты, вырезки из газет, заметки, связанные с архитектурой, планировкой, «зелёным строительством», исторические очерки2"1.
Здесь же представлена переписка Е. А. Поляковой с Академией архитектуры, Академией Коммунального хозяйства, отделом планировки Ленсовета, деловые бумаги, адресованные главному архитектору Ленинграда Н. В. Баранову, а также приглашения на заседания, полученные Е. А. Поляковой, от Всероссийского общества охраны природы25.
В архиве хранятся письма, имеющие отношение к её научной деятельности. Материал фонда содержит лекционные записи Н. Б. Бакланова,
19 Там же. Д. 8-76, 106-108.
1'ешшн А. .'/. Реставрация исторических памятников Петербурга // Петербургский строительный рынок. 2003. № 9. С. 3.
21 ОР РНБ. Ф.606. Д. 101-114; 150-160; 273-296.
22 Там же. Д. 113, 306 - 309.
Там же. Д. 72.
24 Там же. Д. 311-327, 337-341.
25 Там же. Д. 358.
П. П. Вейнера, Н. А. Галишкина, И. М. Гревса. Л. А. Ильина, В. Я. Курбатова, 3. Г. Френкеля, Я. Д. Щупака, П. Н. Ковальской-Ильиной и др. .
В Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб) в фонде № 2 описи 1 (Воспитательное общество благородных девиц и Александровский институт (Смольный институт) дело 12735 (Личное дело Е. А. Лисовской) содержатся ценные сведения об учёбе Евгении Алексеевны в Институте благородных девиц27. Сохранилась обложка личного дела, на которой приведены сведения о поступлении и окончании института, а также «Подписка при поступлении девицы», написанная её матерью, извещение о поступлении, свидетельство о бесплатном обучении, письмо об окончании курса французского языка при Санкт-Петербургском Николаевском сиротском институте с просьбой о передаче метрического свидетельства о рождении и крещении Е. А. Поляковой (Лисовской), «Подписка при выбытии воспитанницы из заведения», написанная ею собственноручно.
Источники Центрального государственного архива литературы и искусств Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб), фонд № 72 описи 1-228 (Фонд Музея Города), дополняют сведения о научной деятельности Е. А. Поляковой в Музее Города, начиная с самого его основания, а именно с 1918 г., и заканчивая 1929 г. Здесь были изучены протоколы заседаний рабочей комиссии, художественного совета и отделов Музея, а также общих собраний рабочих и служащих, планы, отчёты, докладные записки, справки и переписка о работе, документы об инвентаризации, списки новых экспонатов, документы об организации выставок, сметы и штатное расписание музея, финансовые отчёты, ведомости на выдачу зарплаты сотрудникам музея, списки, анкеты и заявления сотрудников. Благодаря этому материалу удалось полно изучить научно-исследовательскую и культурно-просветительскую деятельность Е. А. Поляковой в Музее Города.
Были проанализированы архивные материалы фонда № 276 опись 1 (Фонд Управления культурно-просветительных предприятий), а также использованы два архивных дела, в которых описаны материалы, связанные с периодом консервации Музея24.
Помимо этого, привлекались материалы фондов Центрального государственного архива Санкт-Петербурга (ЦГА СПб): № 2555 (Фонд Ленинградского отделения главного управления научных учреждений Академического центра Наркомата просвещения РСФСР (1921-1926 гг.)30, № 7384
26 Там же. Д. 371-457.
21 ЦГИА СПб. Ф. 2. Оп.1.Д. 12735.
2" ЦГАЛИ СПб. Ф. 72. Оп. 1. Д. 1-224; Оп. 2. Д. 1-102.
этТам же. Ф. 276. Оп. 1. Д. 5; Д. 22.
,0 ЦГА СПб. Ф. 2555. Оп. 1. Д. 77, 1220.
(Санкт-Петербургский городской совет народных депутатов (1917-1993 гг.)31, №3199 (Отдел коммунального хозяйства Ленинградского областного исполнительного комитета совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (1925 - 1932 гг.))32.
В рукописном фонде архива Государственного музея истории Санкт-Петербурга33 хранится «Дневник Черновского А. А.», частично опубликованный34. Он представляет собой блокадный дневник старшего научного сотрудника Музея Города, на страницах которого дана и оценка научной деятельности Е. А. Поляковой и приведены сведения о ней в годы Великой Отечественной войны.
Ценным источником являются документы, найденные в Санкт-Петербургском филиале Архива Академии наук в личном фонде В. Я. Курбатова, учёного-химика мирового уровня и выдающегося специалиста в области истории садово-паркового искусства. Это две научные работы - первая носит название «Коммунальное садово-парковое дело»35, а вторая - лекция «Сады и парки и их значение для Московского-Нарвского района»36. В описи архива информация о них невелика - неизвестный автор, без даты. Удалось проанализировать и установить, что эти два исследования принадлежат Е. А. Поляковой.
Там же в фонде 155 (Комитет учёта научных работников и изучения научных сил СССР (КУИНС). Документы научных работников СССР 19161934 гг.), опись 2 дело 545 (Поляков-Ольхин М. И.-Пономарёв В. И.) были найдены анкеты 1923 г. и 1931г., заполненные Е.А.Поляковой для издания справочников «Наука в России: Справочник. Данные к началу 1922 г.: Научные работники Петрограда». (М.; Пг., 1923. [Вып.З]), и «Наука и научные работники СССР. Ч. V: Научные работники Ленинграда». (Л., 1934). В них отражены сведения биографического характера, дан перечень её научных работ.
Из печатных изданий необходимо указать на труд Н. П. Черепнина «Императорское Воспитательное общество благородных девиц. Исторический очерк. 1764—1914 гг.»37, где представлены списки закончивших обучение в Императорском Воспитательном обществе благородных девиц с упоминанием о выпуске Е. А. Поляковой (Лисовской).
31 Там же. Ф. 7384. Оп. 16. Д. 57; Оп. 18.Д. 671; 1377.
32 Там же. Ф. 3199. Оп. 2. Д. 55, 200, 201.
33 ГМИ СПб РДФ. КП-56202.
34 Дневник Черновского частично опубликован Л. П. Баклан. Блокадный «Дневник города» // Труды Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Вып. И. СПб., 1997.
35 СПФ АР АН. Ф. 858. Оп. 4.Д. 144.
36 Там же. Д. 145.
Черепиин Н. П. Императорское Воспитательное общество благородных девиц. Исторический очерк. 1764— 1914. Т. 3. Пг., 1915.
Важным источником стала газета «Публикации по Семиреченской области и Кульджинскому району»38, в котором была найдена информация об отце Е. А. Поляковой — А. Н. Лисовском. Касательно сведений о Н. Ф. Лисовском, её
39
деде, — это, прежде всего, мемуарные источники и исследования, посвященные декабристам40.
Особо надо выделить журнал «Зелёное строительство», в котором были опубликованы две научные статьи Е. А. Поляковой по истории садово-паркового дела Х\Ш1-Х1Х вв. 41, являющиеся продолжением идей, заложенных В. Я. Курбатовым.
Нельзя не отметить статьи, опубликованные в журнале «Вопросы коммунального хозяйства»42, в которых отражены статистические сведения о «зелёном строительстве», новые тенденции в области садово-паркового дела 1920-1930-х годов43. Здесь печатали статьи участники кружков благоустройства Института коммунального хозяйства при отделе коммунальной и социальной гигиены и садово-паркового строительства под руководством В- Я. Курбатова44. Необходимо отметить статьи архитектора Л. А. Ильина и художницы П. В. Ковальской-Ильиной45. Все эти материалы подтверждают важность садово-паркового дела в этот период.
38 Публикации по Семиреченской области. 9 января. 1871; Публикации по Семиреченской области и Кульджинскому району. № 48. 29 декабря. 1873; Там же. № 13. 31 марта. 1879; Там же. № 11. 14 марта. 1881.
39 Розен А. Е. Записки декабриста барона А. Розена. М., 1900; Он же. Записки декабриста. СПб., 1907; Басаргин Н. В. Записки Н. В. Басаргина. П., 1917; Он же. Воспоминания и рассказы, статьи. Иркутск. 1988; Горбачевский И. И. Записки, письма. М., 1963; Волконский С. Г. Записки. Иркутск. 1991 ;Он же. Записки С. Г. Волконского. СПб., 1901.
40 Декабристы: справочное пособие. Новокузнецк. 2006; Декабристы: Биографический справочник. М„ 1988; Русский биографический словарь: Лабзина-Лященко. Репринтное воспроизведение. М., 1996; Вершевская М. В. Места заключения декабристов в бастионах и картинах Петропавловской крепости // Краеведческие записки: Исследования и материалы. 1996. Вып. 4. СПб: Декабристы-литераторы. Т. 60. Кн. 2. М.,1956.
41 Полякова Е. А. Прошлое садово-паркового искусства в Ленинграде // Зелёное строительство. 1936. Сентябрь-октябрь; Она же. Прошлое садово-паркового строительства в XVIII и XIX вв. в Петербурге // Зелёное строительство. 1936. Ноябрь-декабрь.
42 Петров М. Н. Новый вариант будущего города // Вопросы коммунального хозяйства. 1929. № 8. Август; Кияткин Н. А. Практическая Коммунальная академия и ее выпуск 1929 г. // Вопросы коммунального хозяйства. 1929. № 7. Июль.
43 Отчётность и контроль. Коммунальное хозяйство города Ленинграда в 1927/1928 гг. в цифрах // Вопросы коммунального хозяйства. 1929. № 1. Январь. С. 73; Шафран В. И. Зелёные насаждения как жизненно необходимая часть благоустройства города и как отрасль коммунального хозяйства // Там же. 1929. № 9. Сентябрь. С. 86-90; Каврайскии В. Д. Парк культуры и отдыха в Ленинграде и его организация // Там же. 1930. № 2. Февраль. С. 41-45
44 Бипшток П. Зелёные насаждения Ленинграда // Там же. 1929. № 8. Август. С. 78-81; Заиин Е. Н. Дадим рабочему чистый воздух. Ближайшие задачи садово-паркового строительства // Там же. 1930. № 3. Март. С. 17-21.
45 Ильин Л. А. Зелёные насаждения в Германии // Там же. 1923. № 11. С. 93-102; Он же. Зелёные насаждения в Германии // Там же. 1926. № 1. С. 66-84; Он же. Парк культуры и отдыха в Ленинграде // Там же. 1929. № 9. Сентябрь. С. 67-73; Ильин Л. А., Ковальская-Ильин а П. В. Зелёный фонд города // Там же. 1928. № 5. С. 49-56; Они же. К проблеме зелёных пространств в городах // Строительная промышленность. 1929. № 4. С. 357-362; Они же. Архитектура зелёных пространств // Планировка и строительство городов. 1933. №4-5. С. 3-17.
И
Удалось выявить отзывы о выставке, разработанной Е. А. Поляковой, опубликованные в «Архитектурной газете» (статья под названием «Выставка фонтанов») и в «Ленинградской правде» (статья «Выставка фонтанного искусства»47. Автор диссертации использовала также материалы газет «Жизнь искусства» 48, «Красная газета» 49, «Ленинградская правда» 50 и журнала «Музей»51.
Отдельную группу справочно-информационных источников составили адресные книги Санкт-Петербурга и различные справочники52. Так, в сборниках «Наука и научные работники СССР» 1920-1930-х годов содержатся краткие сведения о Е. А. Поляковой. В справочнике за 1923 г. указано, что она является хранителем Музея Города, «научная область» - вопросы местного самоуправления, архивное дело53. Сборник за 1926 г. кратко отмечает: Е. А. Полякова хранитель библиотечно-информационного отдела Музея Города54. Справочник 1934 г. содержит следующие сведения: заведующая библиотекой Музея Города, сфера научных интересов — садово-парковое искусство, вопросы коммунального хозяйства55.
Методологической основой диссертационного исследования являются принципы историзма, научной объективности и достоверности, а также такие методы исторического исследования, как проблемно-хронологический, периодизационный, статистический, системный, сравнительный, ретроспективный, иллюстративный и персонально-биографический.
Hay 'чная новизна исследования. В работе впервые предпринят комплексный анализ источников биографического содержания и научно-исследовательской и просветительской деятельности Е. А. Поляковой в области садово-паркового дела. В научный оборот введены ранее неопубликованные и неиспользовавшиеся источники.
Положения, выносимые на защиту: 1. В историографии особое место уделено крупнейшим специалистам -архитекторам, искусствоведам, представителям высших слоев
46 Коржёв М Выставка фонтанов // Архитектурная газета. 1936. № 44. 8 августа. С. 4.
47 Власов А. Выставка фонтанного искусства // Ленинградская правда. 1936. № 176. 5 августа. С. 4.
48 Жизнь Искусства. 1919. № 106. 28 марта.
49 Красная газета. 1928. № 143. 22 июня.
50 Ленинградская правда. 1928. № 143. 22 июня.
51 Музей. 1923. № 1.
52 Весь Петербург на 1904 год. СПб., 1904; Там же. СПб., 1909; Там же. СПб., 1910; Там же. СПб., 1911; Там же. СПб., 1915; Там же. Пг„ 1917;Там же. Пг., 1923; Книга памяти «Ленинград. Блокада. 1941-1944». Т. 24. СПб., 2005; Ленинград. Путеводитель. Л., 1940.
53 Наука в России: Справочник. Данные к началу 1922 г.: Научные работники Петрограда. N1.; Пг., 1923. [Вып.З]. С.97.
54 Наука и научные работники СССР. 4. 11: Научные учреждения Ленинграда. Л., 1926. С. 107.
5s Там же. Ч. V: Научные работники Ленинграда. Л., 1934. С. 290.
12
дореволюционной России, «активным бойцам "культурного фронта"», в 19201930-х гг. внесшим неоценимый вклад в дело спасения и сохранения памятников культуры, развитие музейного дела в Петрограде-Ленинграде. К их числу относится и Е. А. Полякова, которая была одним из первых специалистов в области садово-паркового дела. Однако, к сожалению, её деятельность, вклад в развитие музейного дела и градостроительство на сегодняшний день остаются неизученными. Будучи представителем дореволюционной культуры, Е. А. Полякова успешно работала в новых для нее социальных условиях.
2. Значительный отрезок жизни Е. А. Поляковой и. что важнее, период её личного и профессионального становления были связаны с Музеем Города, научная, просветительская деятельность которого были заметны в культурной жизни Петрограда-Ленинграда.
3. Эрудированность Е. А. Поляковой в вопросах музейного, выставочного, экскурсионного дела в дореволюционной России, её познания в области прикладного, практического использования музейных богатств в деле просвещения народа доказывают тот факт, что она была востребованным и известным специалистом не только в Петрограде—Ленинграде, но и в целом в Советской России.
4. Важнейшей стороной профессиональной деятельности Е. А. Поляковой стала её научная и просветительская работа в области «зелёного строительства». Её участие в совместной с Институтом стандартизации и норм, планировочным отделом Ленинградского коммунального хозяйства, Академией Коммунального хозяйства научно-исследовательской работе по вопросам «зелёного строительства» свидетельствует об известности и признанное™ Е. А. Поляковой как эксперта по вопросам садово-паркового дела. 5. Являясь сотрудником садово-парковой секции Музея Города, Е. А. Полякова уделяла большое место в своей культурно-просветительской работе пропаганде актуальных вопросов «зелёного строительства». Яркой стороной её деятельности в этом направлении стала разработка концепций выставок, как отражавших историческое развитие садово-паркового дела в России и Европе, так и знакомивших зрителей с новыми тенденциями «зелёного строительства», новыми проектами, созданными специалистами Западной Европы и Америки в рассматриваемый в диссертации период времени. В связи с разработкой Генерального плана развития Петрограда-Ленинграда выставки, посвященные вопросам архитектуры, садово-паркового дела, становятся особенно востребованными и популярными среди архитекторов, музейных специалистов, студентов, специалистов по коммунальному хозяйству и жителей города. В этом контексте необходимо отметить, что Е. А. Полякова исследовала садово-парковое дело и выявляла
13
общее и особенное, а также то, что можно было использовать в СССР, что было чрезвычайно важно в тот период времени.
Научная и практическая значимость исследования заключается в освещении неизученной деятельности Е. А. Поляковой, посвятившей свою жизнь изучению и пропаганде «зелёного строительства», культурно-просветительской деятельности в этой сфере в Петрограде-Ленинграде 1918-1941 гг., сотрудницы Музея Города, стоявшей у истоков образования нового музея. В силу особой актуальности вопросов «зелёного строительства» и музейной деятельности в это непростое время данная работа может быть полезна и необходима не только историкам, но и музееведам, искусствоведам, ландшафтным архитекторам.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации излагались автором в докладах на научных конференциях: Всероссийская студенческая историко-регионоведческая конференция (СПб., 2007); научно-практическая конференция «Региональная история. Краеведение. Москвоведение» (М., 2009); научно-практическая конференция «История Санкт-Петербурга в генеалогии современных петербуржцев» (СПб., 2012); Всероссийская историко-культурная конференция «Блокада Ленинграда: история города в памяти поколений». (СПб., 2014).
Структура работы. Исследование состоит из введения, трёх глав, разделённых на параграфы, заключения, перечня источников и использованной литературы, приложений.
II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, определены предмет и объект исследования; дана характеристика источниковой базы диссертации и анализ литературы; сформулированы цели и задачи исследования, обозначены его хронологические и географические рамки; показана научная новизна и практическая значимость результатов работы.
Первая глава «Вехи жизненного пути и профессиональной деятельности Е.А.Поляковой (1875-1942 гг.)» разделена на два параграфа. Первый «Происхождение, воспитание и образование Е.А.Поляковой (1875-1917 гг.)» содержит сведения о происхождении, воспитании, образовании Е. А. Поляковой, о формировании её как специалиста.
Согласно архивным документам семья Е. А. Поляковой (Лисовской) принадлежала к дворянскому сословию. Дед её, Николай Фёдорович Лисовский (май 1802 г. - 6 января 1844 г.), происходил из дворян Полтавской губернии. Он был декабристом, членом Общества соединённых славян. После восстания был
14
осуждён и выслан на поселение в г. Туруханск. В марте 1833 г. женился на дочери туруханского протоиерея Платониде Алексеевне Петровой. В браке у них родилось трое детей: сыновья Владимир, Алексей и дочь Надежда.56. Надежда в 1847 г. зачислена в сиропитательное заведение в Иркутске, Владимир и Алексей в том же году были помещены в пансион Иркутской губернской гимназии.
Сын Николая Фёдоровича — Алексей Николаевич, отец Е. А. Поляковой, родился 5 февраля 1838 г. Военная карьера его складывалась достаточно успешно. Известно, что Алексей Николаевич был начальником Нарынского участка Токмакского уезда в звании подполковника57, затем с 24 ноября 1871г. по 23 февраля 1879 г. начальником Токмакского уезда. 12 ноября 1873 г. А. Н. Лисовский за отличие по службе был произведён в полковники58. В 1876 г. награждён орденом Святой Анны второй степени с мечами. 23 февраля 1879 г. переведён начальником Сергиопольского уезда59. В 1881 г. «государь император, в награду отлично-усердной и ревностной службы, в 21-й день января сего года, всемилостивейше соизволил пожаловать ордена: Св. Владимира <...> 4-й степени начальнику Сергиопольского уезда, полковнику Лисовскому» .
Благодаря сохранившемуся свидетельству о браке Е. А. Поляковой известно, что 3 апреля 1896 г. она вышла замуж за адъютанта командующего войсками Омского военного округа штаб-ротмистра Алексея Платоновича Полякова. В своих воспоминаниях о муже Е. А. Поляковой писала: «Он был офицером Забайкальского войска, участвовал в войне с японцами, где простудился и умер от скоротечной чахотки в молодых годах» .
Е. А. Полякова свободно владела несколькими европейскими языками, о чём свидетельствуют архивные документы. Она обучалась в Императорском Воспитательном обществе благородных девиц (со 2 сентября 1886 г. по 28 мая 1893 г.). Затем поступила на курсы французского языка при Санкт-Петербургском Николаевском сиротском институте, который окончила в 1895 г.62, получив специальность «преподаватель французской литературы и французского языка в высших учебных заведениях»63.
С 1915 г. Е. А. Полякова работала стенографом-корреспондентом на трех языках (французском, немецком и английском) в английской конторе «Джон М. Сумпер и Ко»64. Поступив в бюро труда профессионального союза стенографов,
56 Болконский С. Г. Записки С. Г. Волконского. СПб., 1901. С. 482.
57 Публикации по Семиреченской области. 1871. 9 января. С. 4.
5К Публикации по Семиреченской области и Кульджинскому району. 1873. № 48. 29 декабря. С. 163.
59 Там же. 1879. № 13. 31 марта. С. 33.
60 Там же. 1881. № 11. 14 марта. С. 28-29.
61 ЦГАЛИ СПб. Ф. 72. Оп. 2. Д. 89. Л. 187.
ы Там же. Л. 7.
63 Там же. Д. 2. Л. 28.
м Там же. Л. 28.
она исполняла различные стенографические работы: запись заседаний, съездов, лекций и т.п.65 Она состояла в Профессиональном Союзе стенографов66.
С 17 апреля 1918 г. в «Комиссионной конторе» занимала должности бухгалтера, секретаря, кассира и переписчицы. Затем Е. А. Полякова работала в Центральной библиотеке городского хозяйства67.
Второй параграф — «Этапы профессионального становления Е. А. Поляковой в Музее Города (1918-1941 гг.)». В ноябре 1918 г. она становится сотрудницей Музея Города.
Необходимо подчеркнуть, что основу фондообразования музея составили экспонаты бывшего Музея городской управы, материалы Дрезденской и Всероссийской гигиенических выставок, чуть позже на правах самостоятельного отдела вошел Музей Старого Петербурга68.
В 1917 г. Е. А. Полякова поступает в Институт земского и городского дела при Русском техническом обществе на курсы Петроградских муниципальных знаний, которые окончила в 1920 г., став специалистом «по садово-парковому искусству в общем коммунальном хозяйстве»69. После, закончив курсы и проработав девять месяцев по изучению музееведения и археографии на факультете музееведения и архивных курсов при Петроградском археологическом институте, Е. А. Полякова получает специальность «архивист и музеевед»70.
В 1928 г. в Музее Города были проведены массовые увольнения сотрудников. Попавшая в список подлежащих увольнению Е. А. Полякова всё же была оставлена на службе. В таком исходе дела свою роль сыграло то, что её дед был декабристом, а также то, что она владела информацией по отделам Музея. В конечном итоге Е. А. Полякова была переведена в садово-парковую секцию. Она становится продолжателем традиций, заложенных создателями этой секции71.
Во второй главе «Научно-исследовательская деятельность Е.А.Поляковой в Музее Города (1918-1941 гг.)» рассматривается её научно-исследовательская работа в Музее. Ей довелось работать в различных отделах музея: в 1918-1922 гг. она выполняла обязанности хранителя Отдела бюро городов, в 1922-1928-м трудилась в библиотечно-информационном отделе, наконец, в течение тринадцати последующих лет (1928-1941 гг.) являлась сотрудником садово-парковой секции.
65 Там же. Л. 12.
66 Там же. Л. 13.
67 Там же. Л. 15.
68 Попова Г. А. Музей Города // Музей и город. СПб., 1993.№2. С. 16.
69 ОР РНБ. Ф. 606. Д. 2. Л. 28.
70 Там же.
71 ОР РНБ. Ф. 606. Д. 2. Л. 52.
Первый параграф «Отдел бюро городов (1918-1922 гг.)» отражает годы работы в Музее в невероятно тяжёлых условиях. Но, несмотря на непростой исторический период, Е. А. Поляковой была проделана обширная научная работа. Бюро городов было связано почти со всеми городами страны и многими городами зарубежных стран. В нём сосредоточивались сведения о развитии городского и коммунального хозяйства, статистические данные о росте населения, сюда поступали многочисленные вопросы по различным отраслям городского хозяйства.
Второй параграф - «Библиотечно-информационный отдел (19221928 гг.)». При реорганизации Музея Города образовался библиотечно-информационный отдел, куда были включены отделы административно-организационный и бюро городов, социально-экономический и библиотечный, функционировавшие в начале деятельности Музея как самостоятельные. Новый отдел состоял из трёх секций: организационно-финансовой, научно-справочного бюро и библиотеки72. Наряду с организацией лекционной работы по тематике местного управления и коммунального хозяйства, в 1922 г. постановлением совета Музея Города на научно-справочное бюро была возложена организация курсов по коммунальному хозяйству, которые переросли в Техникум коммунального хозяйства, потом в Институт коммунального хозяйства, затем в Академию коммунального хозяйства. Вся научная работа по трём секциям, выполнялась силами отдела, состоящего из двух человек: заведующего библиотечно-информационным отделом Я. Д. Щупака и хранителя отдела Е. А. Поляковой.
В обстановке острой политической борьбы в 1926-1927 гг. специальная комиссия проводит проверки работы музейного отдела Наркомата просвещения и 14 музеев четырёх городов СССР73. Установить количество, а также порядок работы, взаимосвязь или преемственность комиссий, проверявших или контролировавших деятельность, в частности, Музея Города по имеющимся в архиве документам не представляется возможным. В архивных документах отражены лишь данные, касающиеся принятых ими решений.
Эти события не могли не отразиться на и без того сложной жизни музеев, в том числе и Музея Города74. На заседании Коллегии РКИ по результатам обследования Музея в адрес его директора Л. А. Ильина были выдвинуты обвинения в неправильной, не соответствующей «текущему моменту» кадровой политике, отсутствии материалов, отражающих достижения социалистического Ленинграда.
72 ЦГАСПб. Ф. 2555. Оп. 1. Д. 1220. Л. 50.
71 Грицкевич И. П. История музейного дела в новейший период (1918-2000). СПб., 2009. С. 16.
74 Акселъроб В. //., БулаиковаЛ. П. Аничков дворец - Легенды и были. СПб., 1996. С. 120.
17
В числе подлежащих увольнению сотрудников были Л. Н. Мерчанская, П. В. Ковальская-Ильина, Е. А. Полякова, Н. С. Вейсберг и другие, принадлежащие по происхождению к дворянскому сословию. В защиту музея выступили многие учреждения, средства массовой информации опубликовали несогласные заявления архитекторов, историков, искусствоведов. Что касается Е. А. Поляковой, то было принято рещение оставить её в Музее Города и перевести с 3 сентября 1928 г. из библиотечно-информационного отдела в садово-парковую секцию на должность хранителя, но «с временным исполнением обязанностей и хранителя библиотечно-информационного отдела»75.
Третий параграф «Садово-парковая секция (1928-1941 гг.)» отражает роль Е. А. Поляковой в деятельности секции. Необходимо подчеркнуть, что «самым крупным, определяющим основной профиль Музея, был отдел архитектуры и городского строительства с секциями планировки и застройки городов и садово-паркового искусства»76, созданный с момента основания Музея Города. Отдел возглавил Л. А. Ильин, он же руководил секцией планировки и застройки. Во главе садово-парковой секции стоял В. Я. Курбатов, известный историк архитектуры и краевед. Под его началом служили хранители: П. В. Ковальская-Ильина и Н. С. Вейсберг77. После ухода В. Я. Курбатова из Музея Е. А. Полякова становится руководителем всей исследовательской деятельности секции, продолжая традиции, заложенные её создателями.
В 20-х годах вопросы «зелёного строительства» были поставлены правительством как задача «государственной важности»78 и как составная часть культуры, направленная на оздоровление условий труда и быта населения. Правительственные документы этого периода утверждали значение ландщафтного строительства, считая его важным звеном культурных преобразований городов и воспитания широких масс трудящихся79.
С этого времени ведётся обширная пропаганда «зелёного строительства», суть её заключалась в следующем: «При осуществлении "зелёного строительства", под руководством местных партийных организаций и при активном участии профсоюзов, в целях пропаганды идей озеленения городов среди широкой массы, воспитания бережного отношения к зелени, развертывается работа по мобилизации общественности путём организации лекций, докладов, выступлений в печати, радиопередач, организации ячеек "Общества друзей зелёных насаждений" и т.д.»80. В этих условиях в Ленинграде
75 ЦГАЛИ СПб., Ф. 72. Оп. 2. Д. 93. Л. 30.
76 Бусарева Е. П. Лев Ильин. СПб., 2008. С. 92.
77 Музей города. Отдел архитектуры города. Секция садово-паркового дела. Л., 1928. С. 15.
78 Голъдберг М. С. Зелёные насаждения и оздоровление городов. М., 1933. С. 4.
79 Кохно Б. И. Советское ландшафтное искусство 1917-1985 гг. Л., 1987. С. 12.
80 Зелёное строительство. М., 1935. С. 27.
особая роль отводилась садово-парковой секции Музея Города. Основным направлением деятельности секции стало изучение закономерностей развития зелёной архитектуры и историко-культурного наследия зелёного фонда города, а целью — создание наглядного представления «о садово-парковом деле в его приложении к жизни городов»81. Предполагалось, что это послужит импульсом к восстановлению, развитию и охране зелёных насаждений.
В третьей главе «Культурно-просветительская деятельность Е.А.Поляковой в Музее Города (1918-1941 гг.)» отмечается, что в 1920-1930-х годах в СССР наблюдается подъём благоустройства и озеленения городов и населённых мест (зелёные пояса, парки культуры и отдыха, стадионы и т.д.). С этого времени преобразование городов получило широкий размах. Оно включало реконструкцию, строительство новых городов, посёлков городского типа. В связи с этим потребовалось научно-исследовательские работы дополнить и сопроводить культурно-просветительными мероприятия.
Первый параграф «Садово-парковая секция Музея Города и её роль в постановке и пропаганде проблем "зелёного строительства" (1918-1941 гг.)». Первая половина XX в. характеризуется особенно интенсивными поисками новых подходов к архитектуре, градостроительству и ландшафтной архитектуре. Впрочем, в это время, вплоть до Второй мировой войны, ландшафтная архитектура была ещё областью деятельности энтузиастов, не заслужившей пока полного общественного признания82. К этим энтузиастам и принадлежала Е. А. Полякова, чьи труды в большинстве своём остались неопубликованными. В садово-парковой секции формировалось представление о садово-парковом деле в его приложении к жизни городов, о правильном распределении насаждений и рациональном устройстве садов и парков.
Второй параграф - «Разработка Е. А. Поляковой вопросов "зелёного строительства"(1918-1941 гг.)» исследует научные разработки в области садово-паркового дела, в связи, с чем весьма интересны договоры, заключённые Е. А. Поляковой с Государственной Академией коммунального хозяйства при СНК РСФСР по сбору материалов в области озеленения Ленинграда. Особого внимания заслуживает неизвестная ранее её рукопись - «Коммунальное садово-парковое дело». Благодаря сохранившемуся рукописному наследию Е. А. Поляковой, находящемуся в Отделе рукописей РНБ, удалось сличить найденный текст и установить, что это исследование принадлежит именно ей. Стиль письма, исправления в тексте, сделанные рукой Е. А. Поляковой, описание исторических эпох, научно-методический анализ, сокращения в тексте, раскрытие
81 Музей города к октябрю 1927. Очерк Музея и путеводитель. Л., 1928. С. 90.
82 Ожегов С. С. История ландшафтной архитектуры. М., 2004. С. 173.
19
новых тенденций в области коммунального садово-паркового дела - всё это подтверждает её авторство.
Третий параграф - «Практика пропаганды и преподавания проблем "зелёного строительства" в деятельности Е. А. Поляковой (1928-1941 гг.)» посвящён особой странице в творчестве Е. А. Поляковой. Она читала лекции, доклады, руководила научными кружками, участвовала в конференциях, составляла программы по садово-парковому делу общего характера для начальных, средних и высших учебных заведений.
Важным направлением деятельности музея как научного и культурно-просветительного учреждения являлась организация выставок и экскурсий. Это своеобразный итог многолетней и сложной деятельности научного коллектива по собиранию, систематизации, анализу разнообразных музейных материалов. Е. А. Полякова готовила и вела экскурсии, которые подразделялись на внешкольные, школьные, повышенного и инструкторского типа; разрабатывала и организовывала выставки по вопросам «зелёного строительства»; осуществляла руководство студентами по составлению проектов по вопросам садово-паркового дела, проводила семинары по отдельным заданиям заведующих и профессоров83.
В своих работах Е. А. Полякова отмечала, что особое место среди памятников истории и культуры занимают произведения садово-паркового искусства, которые отражают уровень художественного восприятия, национальные особенности, научные и технические достижения на различных этапах социально-экономического развития общества.
Интересны два идентичных текста под названием «Лекция по садово-парковому делу». Один из них хранится в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки в фонде Е. А. Поляковой и состоит из четырёх лекций. Второй находится в Санкт-Петербургском филиале Архива Академии наук в личном фонде В. Я. Курбатова. В нём три лекции. В описях обоих архивов значится - неустановленный автор, без даты. Однако, согласно рукописному наследию Е. А. Поляковой известно, что она разрабатывала выставки -«Кировский район», «Выставка по Кировскому району», «Экспозиционный план выставки Нарвская застава-Кировский район», «Выставка Московско-Нарвского
«84
района» , и многие другие, связанные с вопросами, затрагиваемыми в лекции. Эти два текста напечатаны на одной бумаге, с внесением в текст исправлений рукой Е. А. Поляковой, одинаковым цветом чернил. Первая лекция - «Сады и парки и их значение для Московско-Нарвского района». Вторая лекция - «Новые заграничные сады и парки и использование их как примеров для садово-паркового дела в СССР». Лекция третья - «Соображение о развитии садово-
83 ОР РНБ. Ф. 606. Д. 19. Л. 2.
84 Там же. Д. 173-176.
парковой сети Большого Ленинграда». В архиве СПФ АРАН третья лекция -последняя, а в архиве, как было сказано выше, ОР РНБ имеется ещё одна, четвёртая лекция — «Садово-парковое дело в социалистическом государстве».
Интерес представляют и методические разработки экскурсионных программ, составленные Евгенией Алексеевной. В 1937 г. она создала методические планы экскурсий «Петергофские фонтаны»85, «Парки Колонистский и Бабигонский в XIX веке»86, «Экскурсия по Ленинграду» , «Петергоф Николаевского периода и времени последних лет царизма»88, «Парк Культуры и отдыха в Ленинграда»89.
С самого основания Музея Города Е. А. Полякова принимала активное участие в создании экспозиций. Ей «пришлось сначала соучаствовать в устройстве, а потом самостоятельно проводить ряд выставок, в том числе и основной по садово-парковому делу»90.
В личном фонде Е. А. Поляковой сохранилась, к сожалению, лишь часть материалов о выставках. Так, ею были составлены: «Выставка по садово-парковой планировке и технике» (октябрь 1923 г.) «План выставки садово-парковой секции Музея Города» (1928 г.)92. Затем, в связи с тем, что в 1932 г. произошло переименование Музея Города, он стал называться «Музей строительства и городского хозяйства» и были разработаны следующие экспозиции: «План выставки (минимум) зелёного строительства в Ленинграде» (1933 г.), «Программа выставки по садово-парковому делу в г. Ленинграде» (1933 г.) , «Выставка по садово-парковой планировке и технике» (30 мая 1933 г.) 94, «Программа (максимум) выставки по садово-парковому делу в Ленинграде» (1934 г.) , «Цели и задачи выставки и важнейшие этапы развития садово-паркового дела» (5 февраля 1935 г.), «Садово-парковое искусство ХУ1-ХУШ вв.» (1936 г.)96, «Состояние зелёных насаждений после Октябрьской революции» (1930-е г.)97, «План выставки по садово-парковому делу г. Ленинграде» (1937 г.)98. «Тематический план выставок садово-паркового строительства в г. Санкт-
Там же. Д. 243 - 249.
86 Там же. Д. 246.
81 Там же. Д. 233, 235, 237, 241.
88 Там же. Д. 250.
89 Там же. Д. 241. Л. 1.
90 Там же. Д. 2. Л. 40.
91 Там же. Д. 200.
92 Там же. Д. 181, 186.
91 Там же. Д. 178, 179, 182.
91 Там же. Д. 198, 199.
95 Там же. Д. 201.
96 Там же. Д. 197,221.
97 Там же. Д. 219.
98 Там же. Д. 187.
Петербурге - Ленинграде (1710-1938 гг.)» (1939 г.)", «Кировский район» (12 апреля 1938 г.), «Выставка по Кировскому району» (16 апреля 1938 г.), «Экспозиционный план выставки Нарвская застава - Кировский район» (1938 г.), «Выставка Московско-Нарвского района» 1С0, «План выставки по садово-парковому строительству г. Ленинграда»101 (1938 г.), «Тематический план выставки Музея Города "Зелёное строительство" Ленинграда в годы Советской власти"»102 (1942 г.). Последняя, несмотря на тяжёлые блокадные дни, не прекращала вести научные разработки для будущих экспозиций Музея. Необходимо отметить, что выставка по садово-парковому делу постоянно дополнялась новыми сведениями по разработкам в области «зелёного строительства», как городов России, так и городов Европы и Америки.
Наиболее показательными и значимыми выставками являются две. Первая - «Цели и задачи выставки и важнейшие этапы развития садово-паркового дела», датируемая 5 февраля 1935 г. За идею создания и организации этой экспозиции Е. А. Поляковой была объявлена «благодарность за успешное проведение выставки по зелёному строительству»103. Примечательна также выставка «Фонтанное искусство» в Петергофе 1936 г.104 Она завоевала признание у современников, что нашло отражение в отзывах о ней в газетах («Архитектурная газета», статья под названием «Выставка фонтанов»105 и «Ленинградская правда» статья «Выставка фонтанного искусства»106). Сохранились и отзывы посетителей, оставленные при посещении экспозиции, где даются высокие оценки.
В 1930 г. в ходе реорганизации Музея был образован сектор массовой работы. При нём сформировалась секция организации кинопостановок и выставок в рабочих районах и области107. И уже в 1935 г. Е. А. Полякова, закончив фотокино курсы108, написала сценарий фильма «Зелёный город», идея которого заключалась в пропаганде как экологической, так и эстетической значимости зелёных насаждений.
Многогранность и значимость исследований в области садово-паркового дела Е. А. Поляковой можно проследить в отзывах коллег о её работах и научной
99 Там же. Д. 180.
100 Там же. Д. 173-176.
101 Там же. Д. 184.
102 Там же. Д. 183.
"" Там же. Д. 2. Л. 55-56.
т Там же. Д. 206; 207; 208; 209.
105 Коржёв М. Выставка фонтанов // Архитектурная газета. 1936. № 44. 8 августа. С. 4.
106 Власов А. Выставка фонтанного искусства //Ленинградская правда. 1936. № 176. 5 августа. С. 4. Конрад-Яворский А. Музей Города приближается к производству // Вопросы коммунального хозяйства
1930. № 5. С. 65; Славнитскии Н. Р. Структура Музея Города в 1920-е гг. // Труды Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Вып. 21. СПб., 2011. С. 99.
108 OP РНБ. Ф. 606. Д. 354, 365.
деятельности. В. Я. Курбатов, заведующий садово-парковой секцией при Музее Города, написал два отзыва о её научно-исследовательской работе, в которых высоко оценил её научные разработки. Он предлагает: «Принимая во внимания обширную работу Е. А. Поляковой и крайнюю редкость работников по садово-парковому делу, следует Е. А. Поляковой присудить степень кандидата без защиты диссертации и звание старшего научного сотрудника по истории и теории садового искусства»109.
Дирекция «Музея строительства и городского хозяйства» также
подготовила отзыв о научной деятельности Е. А. Поляковой, где говорится, что
«учитывая огромную работу старшего научного сотрудника т. Поляковой Е. А,
проведённую ею в области зелёного строительства и устройства ряда выставок, а
также составления классификации, на основании изученной ею обширной
иностранной литературы, материалов дореволюционного Ленинграда,
социалистического строительства и фондов Музея по садово-парковому
искусству, считает, что т. Полякова Е. А., старший научный сотрудник, благодаря
её обширным познаниям в садово-парковом искусстве, достойна быть
утверждённой старшим научным сотрудником Музея, с присвоением ей учёной
степени кандидата наук по истории и теории садово-паркового искусства, без 110
защиты диссертации» .
Научно-исследовательский и просветительский труд Е. А. Поляковой был высоко оценен её современниками, это подтверждают и другие отзывы о её работе, в которых ходатайствуется о присуждении ей степени кандидата наук по истории и теории садового искусства без защиты диссертации, а также слова А. А. Черновского, её коллеги по Музею Города, отмечавшего, что она была «единственный специалист по своей тематике»111. На основании научно-исследовательской и просветительской деятельности, проделанной Е. А. Поляковой, ей была присуждена степень кандидата наук по истории и теории садового искусства112.
В заключении подводятся итоги научно-исследовательской и культурно-просветительской деятельности Е. А. Поляковой. Работая в различных отделах Музея Города со дня его основания и до консервации в 1941 г., Е. А. Полякова была свидетелем и участником всей жизни Музея — истории зарождения, бурного развития, расцвета и затухания его деятельности, всех непростых событий, затронувших судьбы его сотрудников, в том числе и её собственную
109 Там же. Л. 39.
110 Там же. Л. 35,42.
111 Баклан Л. Л. «Блокадный "Дневник города" // Труды Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Вып. II., СПб., 1997. С. 59.
112 ОР РНБ. Ф. 606. Опись фонда. Историческая справка. С. 1.
23
судьбу, и нашедших столь яркое отражение в написанных ею документах, сохранившихся в архивных собраниях.
Сквозь призму личности и профессиональной деятельности Евгении Алексеевны Поляковой как представителя русской культуры, когорты музейно-педагогических работников, много сделавших для просветительского дела в городе, можно проследить сложный и многоплановый процесс научной деятельности Музея Города, а именно его отделов: бюро городов, библиотечно-информационного, садово-паркового.
В своих работах Е. А. Полякова отмечала, что особое место среди памятников истории и культуры занимают произведения садово-паркового искусства, которые отражают уровень художественной культуры, национальные особенности, научные и технические достижения на различных этапах социально-экономического развития общества. Особо следует подчеркнуть, что для неё научная работа отнюдь не замыкалась рамками кабинетных изысканий, а находила логическое продолжение в культурно-просветительской деятельности. Чтение лекций, научно-популярные статьи, разработка, организация и проведение экскурсий и выставок, обширные консультации, участие в комиссиях по музейной работе - всё это давало возможность воплотить в жизнь результаты научных трудов или, по крайней мере, заложить на будущее основы такого воплощения.
Е. А. Поляковой, как и многим другим, в тот период истории пришлось изменить уклад своей жизни, «привыкнуть» к новой власти. Она была патриотом своей Родины, стремившейся спасти культурные памятники прошлой эпохи, показать их важность, значимость и масштаб в истории культуры путем проведения лекций, выставок, экскурсий. Эволюция её профессиональной деятельности очень показательна и в контексте политических и идеологических процессов, идущих в современной России. Поэтому ныне так актуально обращение к истории музейного просвещения, к изучению творческого наследия людей, много сделавших для развития отечественной музейной культуры.
По теме диссертации автором опубликованы следующие статьи:
I. Статьи, опубликованные в перечне ведущих и рецензируемых изданий и журналов, рекомендованных ВАК РФ:
1. Балабко Т. В. Е.А.Полякова - исследователь истории садово-паркового дела (по архивным данным) // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Вып.12. Калининград, 2012. С. 26-29. (вклад автора-0,13 пл.).
2. Балабко Т. В. К вопросу о роли садово-парковой секции Музея Города в становлении и развитии «зелёного строительства» в Петрограде-Ленинграде в 1920-1930-х гг. // КЛИО. Журнал для учёных. № 9. СПб., 2013. С. 101-104. (вклад автора — 0,47 п.л.).
3. Балабко Т. В. Научно-исследовательская деятельность Е. А. Поляковой в Музее города (1918-1941 гг.) // КЛИО. Журнал для учёных. № 3. СПб., 2014. С. 102-106. (вклад автора - 0,33 п.л.).
II. Другие публикации:
4. Балабко Т. В. Е. А. Полякова - историк «зелёного строительства» Ленинграда // Всероссийская студенческая историко-регионоведческая конференция. СПб., 2007. С. 317-325. (вклад автора - 0,94 п.л.).
5. Балабко Т. В. «Зелёное строительство» в Ленинграде в 1920-1940-х гг. (по материалам архива Е.А.Поляковой) // Университетский историк. Вып. 10. СПб., 2012. С. 135-141. (вклад автора-0,70 п.л.).
6. Балабко Т. В. Вехи жизненного пути воспитанницы Императорского института благородных девиц Е. А. Поляковой (Лисовской) // Петербургские исследования. Вып. 5. СПб., 2014. С. 211-220. (вклад автора-0,62 п.л.).
7. Балабко Т. В. Е. А. Полякова - преданность музейному делу в период блокады // Великая Отечественна война в памяти поколений: Сборник научных трудов / Под.ред В. П. Соломина, В. А. Рабоша, А. В. Воронцова; Сост. А. Б. Николаев. СПб., 2015. С. 229-233.(вклад автора-0,25 пл.).
Подписано в печать 26.06.2015 г. Формат 60x84 1/8. Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 1,4. Тираж 100 экз. Заказ № 3853.
Отпечатано в ООО «Издательство "JIEMA"» 199004, Россия, Санкт-Петербург, 1-я линия B.O., д.28 тел.: 323-30-50, тел./факс: 323-67-74 e-mail: izd_lema@mail.ru http://www.lemaprint.ru