автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.09
диссертация на тему:
Эволюция хорового творчества композиторов Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Бутенко, Андрей Николаевич
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Саратов
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.09
Диссертация по искусствоведению на тему 'Эволюция хорового творчества композиторов Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Эволюция хорового творчества композиторов Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии"

005060528

На правах рукописи

БУТЕНКО Андрей Николаевич

ЭВОЛЮЦИЯ ХОРОВОГО ТВОРЧЕСТВА КОМПОЗИТОРОВ КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ И КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ

Специальность 17.00.09 - Теория и история искусства

Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата искусствоведения

3 0 МАП 2013

Саратов 2013

005060528

Работа выполнена на кафедре народного пения и этномузыкологии Саратовской государственной консерватории (академии) имени Л.В. Собинова

Научный руководитель: доктор искусствоведения, профессор

Ярешко Александр Сергеевич

Официальные оппоненты: доктор искусствоведения, профессор

Вишневская Лилия Алексеевна

доктор искусствоведения, доцент Шишкина Елена Михайловна

Ведущая организация: Северо-Кавказский государственный

институт искусств

Защита состоится 19 июня 2013 года в 13.00 на заседании диссертационного совета ДМ 210.032.01 при Саратовской государственной консерватории (академии) имени Л.В. Собинова по адресу: 410012, г. Саратов, пр. Кирова С.М., д. 1.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Саратовской государственной консерватории (академии) имени Л.В. Собинова

Автореферат разослан 16 мая 2013 года

Учёный секретарь диссертационного совета, кандидат искусствоведения, доцент

А.Л. Хохлова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Одной из центральных проблем современного музыкознания, требующей всестороннего научного изучения, является исследование музыкальной культуры российских полиэтнических регионов и национальных автономий. Музыкальное академическое и народное искусство Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии находится в сфере внимания современного музыковедения. Исследованию традиционного музыкального фольклора кабардинцев и черкесов, балкарцев и карачаевцев, а также музыкальной культуры данного региона в XX веке посвящен ряд работ в области эт-номузыкологии и истории национального музыкального искусства. В последние два десятилетия были проведены объёмные научные исследования, раскрывающие эстетическую и художественную ценность, а также многогранность национальной музыкальной традиции указанных регионов.

Наименее исследованной областью музыкальной культуры Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии остаётся профессиональное хоровое искусство и композиторское творчество в академических жанрах хоровой музыки. Несмотря на значительные художественные достижения национальных композиторов, их хоровое творчество ещё не нашло должного освещения в исследовательской литературе и необходимого аналитического обобщения. В многонациональных регионах Российской Федерации настоящее время отмечено заметным ростом общественного интереса к изучению аутентичного, а также профессионального художественного искусства так называемых «малых» народов, сохранению самобытного культурного достояния. Государственная культурная политика направлена на улучшение динамики данного процесса. Исходя из этого, исследование хорового творчества композиторов Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии представляется обоснованным, закономерным и перспективным.

В отдельных статьях и монографиях рядом авторов (Г. Поляновский, Д. Кабалевский, Б. Ашхотов, А. Дауров, В. Молов, X. Хавпачев, В. Кодзоков, Л. Темирканова, Л. Вишневская, Л. Кумехова, А. Мишаева, Г. Гринченко, М. Ми-дова) рассматривались проблемы становления и развития в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии профессионального композиторского творчества. При этом их научные интересы не были направлены на системный подход в исследовании деятельности композиторов в академических хоровых жанрах. Это вызывает необходимость целенаправленного и всестороннего рассмотрения данной области музыкального искусства в историческом, социокультурном, аналитическом аспектах, выявления условий эволюции профессионального! хорового творчества, особенностей стилистики хоровых сочинений национальных композиторов, их художественных приоритетов.

Хоровое творчество композиторов Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии является одним из основополагающих видов профессионального искусства в республиках и рассматривается в данном исследовании в аспектах:

— культурного феномена;

— вида художественного творчества, сформировавшегося и функционирующего под значительным воздействием традиций национального фольклора, а также в соответствии со стилистическими основами и правилами академической музыкальной культуры;

— объекта претворения элементов традиционного музыкального фольклора, взаимопроникновения и симбиоза различных этнических музыкально-исполнительских традиций;

— процесса взаимодействия музыкального образования, композиторской и концертно-исполнительской деятельности.

Объектом исследования является хоровое творчество композиторов Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии.

В качестве предмета исследования выступает эволюция хорового творчества композиторов Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии.

Материал исследования составили хоровые сочинения А.-А. Байраму-кова, А. Байчекуева, М. Балова, В. Барагунова, Т. Блаевой, А. Даурова, А. Каза-нова, X. Карданова, В. Молова, Б. Темирканова, М. Туаршева, Д. Хаупа и других композиторов, написанные в 1950-2010-е годы.

Целью исследования является выявление стилистических особенностей хорового творчества национальных композиторов, рассмотрение в нём форм традиционного музыкального искусства и современного профессионального авторского письма.

В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи:

- определить социокультурные факторы, способствовавшие возникновению и развитию профессиональной хоровой культуры Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии;

- отметить основные тенденции становления и развития композиторского хорового творчества 1950-2010-х годов;

- выделить характерные черты традиционного песенного искусства адыгов, балкарцев и карачаевцев, оказавшие значительное влияние на формирование композиторского мышления в хоровых академических жанрах;

- рассмотреть особенности претворения национального фольклора в профессиональной хоровой музыке композиторов Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии;

- проанализировать стилевые особенности хоровых произведений малых и крупных форм;

- выявить стилевую специфику современного творчества национальных композиторов.

Методологическая основа исследования. Использование при изучении хорового творчества композиторов Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии комплексного системного подхода, позволяет рассматривать объект исследования с точки зрения истории, музыкальной фольклористики, искусствоведения,

общего музыкознания, культурологии и филологии. Это обусловливает междисциплинарный характер исследования хоровых сочинений композиторов Ка-бардино-Бапкарии и Карачаево-Черкесии, который выявляет основные принципы претворения национального фольклора и формирования академических жанров в хоровой музыке. Важным методом представляется этнокультурный подход, который даёт возможность рассматривать академическое хоровое творчество как совокупность и взаимодействие музыкально-эстетических культур различных этносов. Использование культурологического метода позволяет исследовать хоровое творчество композиторов Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии как важную составляющую музыкального искусства на региональном и общероссийском уровне.

Основополагающими для диссертационного исследования являются ключевые аспекты проблем: «композитор и фольклор», «претворение традиционного фольклора в академическом музыкальном искусстве», «становление и развитие национальных композиторских школ», рассматриваемые в трудах Н. Гари-повой, Е. Гогиной, Г. Головинского, И. Даниловой, М. Дрожжиной, И. Земцов-ского, Л. Ивановой, А. Кабисовой, А. Маклыгина, Е. Скурко, Н. Чепниян, Н. Шахназаровой и других. При работе над диссертацией автор обращался к исследованиям Б. Ашхотова, 3. Батруковой, Т. Блаевой, Л. Вишневской, И. Жор-дания, Б. Кардановой, Л. Канчавели, 3. Налоева, Р. Ортабаевой, А. Рахаева, А. Соколовой, Ф. Хараевой, Г. Чича, посвящённым изучению адыгского, балкарского и карачаевского традиционного музыкального фольклора, а также песен-но-хоровой культуры всего кавказского региона.

Анализ хоровых и симфонических партитур был проведён на основе методологических концепций, изложенных в работах Н. Аносова, Н. Зряковского, Л. Мазеля, Е. Ручьевской, В. Холоповой, В. Цуккермана, М. Чулаки. При решении вопросов, связанных с классификацией традиционных песенно-хоровых фольклорных жанров, а также академической хоровой музыки, использовались

теоретические положения трудов Б. Ашхотова, Л. Вишневской, О. Коловского, Е. Назайкинского, Ю. Паисова, А. Рахаева, А. Сохора.

Научная новизна исследования. В данной работе впервые:

- целостно исследуется профессиональное хоровое творчество композиторов Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии в период 1950-2010-х годов как культурное явление отечественного музыкального искусства;

- определяется система жанров академической хоровой музыки, в рамках которой работают национальные авторы;

- на примере комплексного анализа хоровых произведений малых и крупных форм выявляются стилевые закономерности письма композиторов Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии.

Положения, выносимые на защиту:

- хоровая музыка является приоритетным направлением творчества композиторов Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, так как именно в ней отчётливо проявились основные факторы, связанные со становлением и развитием в регионе профессионального музыкального искусства;

- в профессиональном хоровом творчестве национальных авторов доминирующее значение приобрели традиционные ансамблевые формы исполнительства, основанные на принципах народного многоголосия;

- особенности стилистики хоровых сочинений проявляются в претворении и переинтонировании элементов традиционного музыкального фольклора, а также в воплощении форм современного профессионального авторского письма.

Теоретическая значимость. Результаты данного исследования восполняют определённые пробелы в музыкознании, касающиеся анализа процессов формирования профессиональной хоровой культуры в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, становления и развития композиторского творчества, а также авторского претворения традиционного фольклора и его оригинальной интерпретации в академической музыке. Содержащийся в работе аналитиче-

ский материал и выводы по каждому разделу могут послужить исходным материалом для дальнейшего изучения профессиональной музыки Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, а также обобщающих исследований о музыкальной культуре северокавказского региона.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в возможном использовании его материалов в курсах гуманитарных дисциплин в образовательных учреждениях Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии в качестве специально-профильного и регионального компонентов. Итоги данного исследования послужат дополнительным источником при исполнительской деятельности хоровых коллективов, хормейстерской работе, в практике профессиональных и самодеятельных композиторов.

Апробация работы была проведена на кафедре народного пения и этно-музыкологии Саратовской государственной консерватории (академии) имени JI.B. Собинова (2010-2013), где обсуждались её теоретические и практические аспекты. Результаты исследования были изложены в форме докладов и выступлений на научно-практических конференциях: III Всероссийские научные чтения, памяти Л Л. Христиансена (Саратов, 2010), IX Всероссийская научно-практическая конференция аспирантов «Актуальные вопросы искусствознания: музыка - личность - культура» (Саратов, 2010), XI Всероссийская научно-практическая конференция студентов и аспирантов «Актуальные вопросы искусствознания: музыка - личность - культура»в рамках всероссийского фестиваля науки (Саратов, 2012), Всероссийские научные чтения «Проблемы художественного творчества», посвященные Б.Л. Яворскому (Саратов, 2012), IV Всероссийские научные чтения, памяти Л.Л. Христиансена «История, теория и практика фольклора» (Саратов, 2012), Всероссийская научно-практическая конференция аспирантов «Слово молодых учёных» (Саратов, 2013).

Структура диссертации. Диссертация состоит из Введения, трёх глав, Заключения, библиографического списка и приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается выбор темы диссертации и её актуальность, определяется научная новизна, обозначаются объект и предмет, цель и задачи, теоретические и методологические основы исследования, степень разработанности данной проблемы, даётся краткий обзор литературы по теме, формулируются положения, выносимые на защиту, а также отмечается практическая значимость работы и её апробация.

В Главе I «Исторические и этнокультурные условия формирования профессионального хорового искусства Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии» выявляются предпосылки возникновения профессиональной музыкальной культуры Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, особенности пе-сенно-исполнительской традиции черкесов, кабардинцев, балкарцев и карачаевцев, оказавшие существенное влияние на стилистику авторских хоровых сочинений, подробно рассматривается период (первая половина XX века), непосредственно предшествующий становлению в указанном регионе профессионального хорового искусства и композиторского творчества.

В разделе 1.1 «Начальный этап изучения традиционной национальной культуры Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии в XIX — первой половине XX вв.» рассматривается научно-исследовательская и просветительская деятельность, посвященная проблемам изучения культурно-исторического наследия и традиционного музыкального искусства.

Начало систематического исследования национальной культуры и фольклора в рассматриваемом регионе относится к XIX веку и связано с деятельностью адыгских просветителей Хан-Гирея, Шоры Ногмова, Талиба Кашежева, балкарского князя Исмаила Урусбиева. Во второй половине XIX века адыгский, балкарский и карачаевский музыкальный фольклор исследовали российские учёные, композиторы и деятели искусства (А. Алябьев, М. Балакирев, М. Глинка, С. Танеев, Н. Тульчинский, В. Миллер, М. Ковалевский, И. Иванюков и другие). Результатами работы явились научные публикации, а также первые опыты

применения элементов традиционного музыкального фольклора в авторском творчестве.

Существенный вклад в изучение традиционной музыкальной культуры народов Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, а также в становление в регионе профессионального музыкального исполнительства оказали представители отечественной музыки и культуры первой половины XX века. С 1927 года Северо-Кавказским научно-исследовательским институтом на данной территории осуществляются первые этнографические экспедиции, возглавляемые композитором Д. Рогаль-Левицким. В 1930-1940-е годы национальную культуру и традиционный фольклор изучали А. Авраамов, А. Александров, В. Волков, А. Гольденвейзер, А. Давиденко, К. Игумнов, Д. Кабалевский, Л. Книппер, Г. Ло-бачёв, Н. Мясковский, В. Нечаев, Г. Поздняков, С. Прокофьев, Ю. Шапорин, Т. Шейблер, Б. Шехтер и другие композиторы.

Исследование адыгского, балкарского и карачаевского культурного наследия в XIX - первой половине XX века национальными деятелями культуры, российскими композиторами, музыковедами-фольклористами, учёными-этнографами в значительной степени повлияло на процессы формирования профессиональной музыкальной культуры и хорового академического искусства Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Отечественные композиторы явились первопроходцами в методике изучения и художественного претворения в профессиональном творчестве фольклорных источников, национальных исполнительских традиций и, используя богатый этномузыкальный материал, реализовали его в различных жанрах академической музыки.

В разделе 1.2 «Песенный фольклор и традиции вокального многоголосия адыгов, балкарцев и карачаевцев как источник профессионального творчества» рассматриваются особенности традиционного песенного исполнительства, оказавшие значительное влияние на творческое мышление национальных композиторов и стилистику авторских произведений в жанрах хоровой музыки.

Адыгский, балкарский и карачаевский песенный фольклор, а также традиции вокального исполнительства при всей самобытности и этническом своеобразии заключают в себе ряд семантических элементов (интонирование, мелодика, метроритм, голосоведение, ладогармонические средства, типы фактуры, принципы изложения тематического материала), весьма характерных для аутентичного музыкального искусства всего кавказского региона. Такое типологическое сходство объясняется столетними социокультурными и экономическими связями соседствующих народов, которые исторически развивались в постоянном взаимодействии. Взаимопроникновение различных художественных культур существенно обогатило музыкальное искусство данного региона и привело к образованию специфичных принципов и форм музыкального исполнительства, которые особенно ярко проявились в архаичном песенном творчестве. Данные особенности развития кавказских этнических музыкальных культур отмечали в своих работах Б. Ашхотов, Л. Вишневская, А. Рахаев, А. Соколова и другие исследователи. Формирование в рамках аутентичной песенной традиции принципов многоголосного исполнительства исторически складывалось под воздействием диалогичных форм музыкального мышления. Это проявилось в характерной форме сольно-группового ансамблевого пения, основанной на своеобразном диалоге между солистом и ансамблем, в рамках которой осуществляется реализация фольклорного интонационно-тематического материала.

Этномузыкальные особенности песенного фольклора адыгов, балкарцев и карачаевцев послужили базисными стилевыми компонентами, основываясь на которых, во второй половине XX века в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии сформировалось академическое хоровое искусство и получило своё становление и развитие профессиональное хоровое творчество национальных композиторов. Широко распространённые в народной традиции ансамблевые формы исполнительства послужили важным фактором в формировании композиторского мышления. Вследствие этого, хоровая музыка стала одним из при-

оритетных направлений авторского творчества, что напрямую связано с народной певческой традицией.

В разделе 1.3 «Хоровая культура Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии 1920-1950-х годов» анализируется музыкальное искусство и хоровое исполнительство в довоенное и послевоенное время.

Развитие хорового искусства в 1920-1950-е годы было связано с общегосударственными социокультурными и экономическими преобразованиями, направленными на формирование в стране массовой музыкальной культуры. Получают обширное распространение разнообразные художественные коллективы хоровой самодеятельности, происходит становление академического хорового исполнительства (образование в 1940 году Кабардино-Балкарского государственного хора).

Важным определяющим фактором в процессе формирования профессиональной хоровой культуры явилась продуктивная творческая, научно-исследовательская и общественная деятельность отечественных композиторов А. Шахгалдяна, А. Авраамова, Т. Шейблера и хормейстеров А. Покровского, А. Орлова-Шузьма, Н. Болонского, продолжительное время работавших в рассматриваемом регионе. В этот период появляется значительное количество авторских хоровых произведений, основанных на претворении национального фольклора - кантаты, хоровые обработки народных песен, массовые песенные хоры на современную тематику и другие сочинения. Из наиболее ярких примеров хорового творчества следует отметить кантату «Счастье народа» (1936), «Колхозный марш» для хора и оркестра (1940) А. Авраамова, кантаты «Поэма об Андемиркане» (1941), «XXX» (1947), «Моя республика» (1951), сюиту для солиста, хора и танцевальной группы «Праздник урожая» (1952) Т. Шейблера, обработку для хора кабардинской народной песни «Сармахуэ» А. Шахгалдяна. В 1950-е годы появляются первые масштабные хоровые сочинения кабардинского композитора X. Карданова - кантаты «Светлая дружба» (1956) и «Счастливый край» (1957).

Активное участие профессиональных музыкантов в репетиционной и концертной практике хоровых коллективов различного уровня и статуса существенно повысило уровень исполнительства, сделало хоровое искусство доступным широким массам слушателей. Прямым следствием деятельности профессиональных и самодеятельных хоровых коллективов, а также композиторов, работающих с ними в тесном контакте, явилось существенное обновление и обогащение различных компонентов музыкального языка, его универсализация и демократизация. Художественное взаимодействие хорового исполнительства и авторской деятельности, народного и профессионального, привело к появлению в хоровой музыке новых средств и форм выразительности и возникновению в середине XX века благоприятных условий для становления в регионе профессионального хорового творчества национальных композиторов.

Глава II «Хоровое творчество композиторов Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии в 1950-1980-е годы» посвящена анализу стилистики хоровых сочинений малых и крупных форм.

В разделе 2.1 «Стилистические особенности хоровых жанров малых форм и хоровых циклов а cappella» хоровые сочинения рассматриваются на предмет претворения семантики национального фольклора, определяется художественная специфика авторского письма.

В музыкальной культуре Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии 1950-1980-е годы были ознаменованы активным становлением композиторского творчества в академических жанрах хоровой музыки. Осваивая жанры малых форм - хоровые обработки народных песен, песенные хоры, хоровые миниатюры, а также хоровые циклы а cappella, композиторы стремились сохранить связь с фольклорными истоками и, вместе с тем, работали над обновлением музыкального языка, претворением элементов традиционного фольклора в современный авторский стиль.

Так, характерной особенностью хоровой фактуры является её двуплано-вость - дифференциация на солирующий голос (партию) и партию хорового

сопровождения, что следует этномузыкальной традиции ансамблевого сольно-группового исполнительства. В хоровой обработке Ю. Бицуева адыгской песни-плача «Истамбыл гъуэгу» («Дорога в Стамбул») отчётливо проявляется устойчивая двуслойность фактуры: партия соло и хоровое сопровождение, заключающее в себе элементы интонационно развитого бурдонного многоголосия. Партия сопровождения выполняет драматургическую функцию эмоционально-насыщенного хорового фона, оттеняющего скорбные интонации солиста, вступает с ним в своеобразный диалог и повторяет заключительную фразу в каждом куплете: Уо, Истамбыл дашэ мыгъуэри, уо! («В Стамбул нас везут!»). Партия хорового сопровождения в сочинениях национальных композиторов может самостоятельно развиваться в ладовом отношении, иметь индивидуализированную ритмику, образуя самостоятельный мелодический контрапункт, и, помимо функции сопровождения ведущего голоса, обладать иными разнообразными музыкально-драматургическими функциями.

Многоплановостью отличается и ладофункциональное развитие. Нередко происходит обращение к двум и более устойчивым опорам, что создаёт условия для возникновения полиладовости. В хоровой миниатюре Д. Хаупа «Ножка Бабины» наряду с вариативностью основного напева важным композиционным средством является переменность ладового наклонения звукоряда. Данный модальный принцип организации музыкальной ткани заключается в разнообразии устоев и тяготений, что приводит к частой смене ладоинтонации. В целом, в хоре отмечаются признаки полиопорности, гармоническая вертикаль в различных хоровых партиях нередко сочетает два устоя - «до» и «соль», что следует традиции народного песнетворчества.

В профессиональной хоровой музыке, также как и в традиционном музыкальном искусстве, ритм выступает важным средством музыкально-драматургического развития и обладает особым художественным значением. В хоровом многоголосии нередко наблюдается наличие различных ритмизованных пластов, соответствующих отдельным партиям. Самостоятельность ритми-

ческих фигур, их индивидуализация и постоянное развитие в вертикально звучащем комплексе, - всё это создает полиритмию, особый вид движения, который влияет на динамику развития, даёт разрядку напряжению или, напротив, активизирует «дыхание» музыкального эпизода. Одновременно полиритмия влияет на смысловую сторону музыки, вызывая внутреннюю экспрессию. В «Песне девушек» А. Даурова в различных партиях четырёхголосного женского хора эпизодически используется сочетание сложного, насыщенного ритмического рисунка с характерными для национальной музыкальной традиции наложениями по вертикали дуолей и триолей. Разнообразие длительностей в полиритмическом изложении хоровых партий придаёт звучанию хора особый «кавказский» колорит и ощущение стремительного движения.

В припеве хоровой песни М. Балова «Адыгэ щауэм ещ1 Ислъэмей» («Адыгский парень танцует Исламей») ритмическая пульсация состоит из чередования двух типов ритмоформул с равномерным дроблением мелотематиче-ского материала, что создаёт цельность мелодического оформления и устойчивость формы. Обращает на себя внимание ритмическая фигура в первом такте: в размере 4\4 фигурирует трёхдольная стопа благодаря объединению двух первых долей посредством триольного ритма. Ввиду этого происходит активизация метроритмической структуры, а последние доли размера вносят относительную разрядку ровными четвертными длительностями. Во втором такте ритм варьируется, образуя, по существу, двудольность: оживлённое движение восьмыми с применением пунктирной организации укладывается в первые две доли, соответствуя одному мотиву. На последних долях такта происходит остановка, образующая цезуру, отделяя одну фразу от другой. В данном произведении можно проследить применение композитором характерного для национальной фольклорной традиции ритмического рисунка-орнамента. Его ритмо-формула пронизывает всё сочинение в целом, несмотря на разнообразие ладо-интонационных структур, видоизменения мелотематизма, и служит выражению темпераментного танцевального характера.

Ритмика в авторских сочинениях тесно связана с особенностями изложения литературного текста, а также речевого произношения. Вследствие этого, в развёртывании мелодических фраз может возникать асимметричность, появляться нерегулярный метр, частая смена размера. Так, в «Песне мельницы» Д. Хаупа метр и размер меняются в масштабном соотношении неравномерно: 4\4 5\4 4\4 5\4 4\4 5\4 4\4 5\4 4\4 6т. 1т. Зт. 2т. 1т. 2т. 12т. 1т. 6т.

Особую сферу творчества национальных композиторов составляют хоровые циклы а cappella. Несмотря на сравнительно небольшое количество сочинений этого жанра, именно здесь в наивысшей степени проявилось профессиональное авторское мастерство, охвачен широкий образно-тематический и художественный спектр. Из наиболее ярких сочинений в 1950-1980-е годы следует отметить хоровые циклы «Пять горских песен» (1968) А. Даурова, «Маленький триптих» (1976) А. Казанова, «Восемь хоров из кабардинской народной лирики» (1975) и «Родина» (1982) Д. Хаупа. Музыкально-драматургический материал хоровых циклов представляет значительный интерес для изучения. В них со всей полнотой отображается национальное фольклорное мышление, обращение к исторически сложившимся фольклорным художественным традициям, а также поиск новых современных выразительных средств музыкального языка.

В хоровом цикле а cappella «Пять горских песен» А. Дауров обратился к самобытному песенно-поэтическому искусству народов Кавказа. Каждый номер данного цикла представляет собой обработку подлинной народной песни: 1) «Айжаяк» — карачаево-балкарская; 2) «Накулен» - кабардино-черкесская; 3) «Песня девушек» - чечено-ингушская; 4) «Чонгури» - грузинская; 5) «Плясовая» — осетинская. А. Дауров убедительно раскрывает особенности народного многоголосия, основанного на принципах сольно-группового ансамблевого исполнительства, мелодики, интонационного и ладогармонического развития, проявляющегося в параллельном движении хоровых партий, использовании ладов народной музыки, полиладовости и полиопорности. Композитор ориги-

нально работает с хоровой фактурой, противопоставляя мужские и женские голоса, обширно применяет подголосочность, хоровое остинато, имитации, использует типичные для национальной музыки метроритмические особенности: синкопы, пунктир, сочетание (чередование) триольности и дуольности, полиритмию в разных хоровых партиях, переменный размер. Важную роль в музыкальной драматургии выполняет контрастное сопоставление художественных образов, а также применение традиционной асемантической лексики и ритмики, что подчёркивает национальную первооснову. Хоровой цикл «Пять горских песен» А. Даурова представляет собой яркий пример претворения и интерпретации в профессиональном творчестве семантики традиционного национального фольклора, выраженного через призму авторского стиля.

В разделе 2.2 «Стилистические особенности хоровой музыки крупных форм (кантаты, оратории, сюиты)» анализируются масштабные хоровые сочинения 1950-1980-х годов. В течение рассматриваемого периода к развёрнутым хоровым полотнам обращались X. Карданов, М. Балов, А. Дауров, В. Молов, Б. Темирканов, А. Байчекуев и другие авторы. Драматургическая многогранность и выразительность сценического воплощения хоровых сочинений крупных форм в наилучшей степени способствует выражению историко-патриотических и актуальных тем, позволяет ярко отобразить социально значимую проблематику.

В кантатно-ораториальных жанрах композиторы следуют чёткому структурированию формы. Композиционный план основывается на принципах музыкально-тематических связей между разделами, что позволяет в наилучшей степени раскрыть художественное содержание и драматургию. Важными средствами в отражении драматургического плана сочинений выступают принципы симфонизации, которые проявляют себя на уровне формообразования, тематических и ладотональных связей, приёмов музыкально-драматургического развития.

Памяти павших в Великой Отечественной войне посвящена оратория В. Молова «Утро Победы» (1975). Автор осмысливает это историческое событие сквозь призму восприятия суровых военных лет народами огромной многонациональной страны. Образно-смысловая сфера произведения выражает картины освобождения горного края от злого насилия фашистской тирании, оплакивание матерями погибших сынов-героев и общую веру в мир и счастье братских народов. Оратория написана для сопрано, тенора, смешанного хора и симфонического оркестра и состоит из четырёх частей, которые объединены по принципу контрастного сопоставления. С точки зрения образной драматургии, структура оратории образует циклическую форму, где первые две части представляют экспозицию главных образов, в третьей части происходит разработка, а в финале, как в репризе, резюмируется основная идея произведения: «Мир стоит под знаменем твоим» (из первой части), «Мы войне вернуться не дадим» (финал).

В хоровой партитуре В. Молов обширно использует разнообразные полифонические приёмы тематического развития: канон, канонические секвенции, фугированное изложение пар голосов по принципу «тема - ответ», изложение темы в увеличении. Важную роль играют стрелы: как парные, так и многослойные, в образовании которых принимают участие цепочки канонических имитаций хоровых партий. В применении подобного принципа изложения композитор демонстрирует близость национальным традициям песнетворчест-ва, где стретты являются важным компонентом в пространственном взаимодействии ансамблевых голосов.

Активно применяется интонационное варьирование, сквозное развитие мелотематизма. В зависимости от драматургического плана, композитор использует различные сочетания хоровых и вокальных партий, приёмы исполнения. Так, сопоставление мужской и женской групп хора, соло тенора и сопрано создаёт необходимый тембровый и регистровый контраст всей вокально-хоровой композиции. Яркими выразительными средствами в хоровом исполне-

нии являются использование мелодекламации, шёпота, речитации без определённой высоты звучания, пение закрытым ртом, что способствует воплощению различных эмоциональных состояний, яркому художественному развитию образов.

Симфонизация оратории отражена в тональном плане, интонационных и тематических связях между частями формы, создании динамических волн и кульминационных зон при контрасте разнохарактерных разделов, образно-драматургической разработке лирической и героико-трагической сферы. Композитор органично сочетает современные принципы симфонического мышления со стилистикой традиционного национального фольклора и применяет созвучия кварто-квинтового строения, ладовую переменность, острую пульсирующую ритмику, переменные размеры и полиритмию, элементы бурдонного многоголосия в хоре, исполнение на кабардинском языке.

Образная драматургия кантаты Б. Темирканова «Триптих эпохи» (1982) заключает художественное выражение трёх знаменательных этапов отечественной истории первой половины XX столетия: гражданская война и революционные события, мирное строительство, Великая Отечественная война. Кантата состоит из трёх частей, связанных между собой общей линией драматургии. Каждая часть состоит из ряда семантически контрастных эпизодов, которые логично связаны между собой благодаря использованию композитором принципа сквозного драматургического развития. В эволюции художественных образов и тематизма прослеживается ясная логика композиционного плана, особый интерес вызывает цитирование в кантате известных авторских песен, ассоциирующихся с различными историческими событиями, которые вводятся как реминисценции.

В сочинениях крупных форм наряду с исторической и героико-патриотической тематикой, масштабностью образной драматургии, получили живописное претворение национальная лирика и пасторальные образы. Весьма ярко это проявилось в творчестве А. Даурова. В его кантате «Песни гор» (1986),

написанной для тенора, мужского октета и оркестра, органично сочетаются чеченские, ингушские, кабардинские, черкесские и осетинские песенные темы. Оригинально интерпретируя данные источники в авторском ключе, композитор показывает общность поэтического мировосприятия веками соседствующих народов, их особую ментальность. В кантате используются типичные для этно-музыкальной традиции приёмы ладогармонического и интонационного развития: полиопорность в сочетании совместно звучащих голосов, диссонансная вертикаль резко звучащих интервалов (секунды и септимы), обширное использование диатонических ладов (миксолидийского, лидийского и фригийского), наличие в голосоведении параллельных квинт и кварт. Важным выразительным средством является применение характерной ритмики: острый пунктир в сочетании с триолями, синкопы, полиритмия между хоровыми и оркестровыми партиями. Особенностью строения формы является асимметричность, которая проявляется в нарушении квадратной периодичности введением дополнительных тематических эпизодов.

Глава III «Этнокультурные коммуникации в хоровой музыке композиторов Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии (1990-2010-е годы)» посвящена современному композиторскому творчеству.

В разделе 3.1 «Основные тенденции развития профессионального хорового творчества» рассматриваются наиболее значимые исторические и социокультурные факторы, оказавшие значительное влияние на эволюцию современной хоровой музыки. Развитие творчества национальных композиторов в академических хоровых жанрах во второй половине XX века отвечало общим социокультурным тенденциям и происходило стремительными темпами, что было характерно для большинства профессиональных музыкальных культур национальных автономий. К рубежу третьего тысячелетия композиторами Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии освоены практически все актуальные жанры хоровой музыки, проведена большая творческая работа по поиску новых средств и форм музыкальной выразительности, которые связаны с этнокуль-

турной традицией, в хоровых сочинениях оригинально воплощены принципы народного многоголосия и ансамблевого исполнительства.

Рассматривая панораму хоровых сочинений национальных композиторов, сегодня можно говорить о профессиональном хоровом творчестве Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии как о сформировавшемся культурном феномене, который заключает в себе народные песенно-исполнительские традиции и выражает эстетику современной национальной культуры. В хоровой музыке 1990-2010-х гг. весьма ощутимы тенденции к усложнению композиторского мышления, что проявляется в использовании современных техник письма, сочетании разнообразных приёмов музыкально-тематического развития, насыщении фактуры и её полиритмизации. Весьма показательно глубокое проникновение в архаичные пласты традиционного фольклора, творческое переосмысление, переинтонирование этнической музыки на уровне отдельных её составляющих элементов. В рамках художественного взаимодействия академического письма и народной традиции это выражается в появлении новых стилистических приёмов, жанровых моделей, образно-драматургических трансформаций. В сочинениях получают дальнейшее развитие полифонические способы изложения, усложняется голосоведение и ритм, аккордовая структура.

В разделе 3.2 «Современное хоровое творчество национальных композиторов (на примере хоровых сочинений М. Туаршева и В. Молова)» выявляются характерные черты авторского художественного мышления.

Самобытные особенности национальной песенно-исполнительской традиции в профессиональной хоровой музыке современных композиторов обретают новое развитие и оригинальное воплощение. В настоящее время глубоко индивидуальное восприятие явления народного песенного творчества и используемые, вследствие этого, весьма характерные приёмы и способы претворения традиционного фольклора позволяют говорить о весьма сложной, многовариантной и многоуровневой системе творческого подхода национальных авторов. Синтетический характер мышления, проявляющийся в симбиозе академическо-

го и фольклорного, а также в непрерывном художественном поиске новых средств и форм музыкальной выразительности, имеет, с одной стороны, выраженную тенденцию к постоянному обновлению музыкального языка, а с другой стороны - позволяет сохранять и транслировать сложившиеся веками каноны национальной художественной культуры, этномузыкальные традиции.

Современная профессиональная хоровая музыка Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии является полем творческих поисков, нового прочтения и интерпретации традиционного национального фольклора, что привело к возникновению ярко выраженных индивидуальных авторских стилей. Обращаясь к древним пластам песенного фольклора, веками закладывавшимся традициям вокального народного многоголосия, композиторы расширяют образно-тематическую сферу своих сочинений, оригинально синтезируют аутентичную и современную музыкальную лексику, воссоздают семантику этнической музыки в современных академических формах. Авторское хоровое творчество отличает стремление выразить посредством музыкального языка самое гуманное и сокровенное, что заключает в себе национальная художественная культура, донести это до массовой аудитории, быть понятым и услышанным далеко за пределами республик Северного Кавказа.

В аспекте композиторского фольклоризма несомненный интерес представляет хоровой цикл а cappella «Песни живших до нас» (1994) М. Туаршева. Данное сочинение состоит из четырёх номеров-миниатюр, в которых в философском ключе отражены этапы жизненного пути человека, его непредсказуемая, порой трагическая судьба: 1) «Топ-топ» - счастливое детство и первые шаги малыша; 2) «Серый камень» - осознание тяжести человеческого бытия, связанного с вынужденным пребыванием на чужбине; 3) «Тает вечный снег» -одиночество и глубокая тоска по Родине и близким; 4) «Старинная здравица» -благополучное возвращение в отчий дом и праздничное торжество.

Композитор обращается к аутентичным песенно-исполнительским традициям, богатым выразительным возможностям народного многоголосного пения

и использует при работе с фольклорными источниками принцип стилизации. В музыке хорового цикла отчётливо проявились народный мелос, ритмика, интонационные и ладогармонические особенности, выраженные в русле современных средств композиторского письма. М. Туаршев обширно применяет контрапункт, имитационно-подголосочные приёмы голосоведения, сонорную технику, интонационно-ритмическую импровизационность, полиладовую (полимодальную) гармонию, контрастное изложение темпов. В музыкальной драматургии всех номеров прослеживаются диалогичные сопоставления хоровых партий, групп голосов, эпизоды соло на фоне хорового сопровождения, что весьма характерно для национальной культуры исполнительства. В области ладогармо-нических средств близость народной музыке проявляется в использовании мик-солидийского, фригийского, дорийского ладовых наклонений, созвучий кварто-квинтового строения, характерных для этномузыкальной традиции гармонических оборотов (I-VII-I, I-II-I), аккордовых задержаний. Особенностями метро-ритма является обширное применение автором переменных размеров, полиритмии, а также значительное ритмическое разнообразие мелотематизма.

При работе с хоровой фактурой М. Туаршев использует полифонический и гомофонно-гармонический склад изложения, посредством темброфонических эффектов выразительно иллюстрирует образно-драматургическое содержание литературного текста. Оригинальными изобразительными приёмами хорового исполнения является передача первых неуверенных шагов ребёнка в № 1 (повторяющиеся на staccato секундовые интонации с неожиданными остановками), изображение падающего в пропасть камня и эха в горах в № 3 «Серый камень». Стилистика заключительного номера - «Старинная здравица» по торжественному характеру, особенности мелодики и литературному содержанию весьма близка старинным адыгским песням благопожелания, исполняемым на праздниках. В результате, в хоровом цикле «Песни живших до нас» М. Туаршев убедительно реализует семантику национального фольклора, воссоздаёт жанровую поэтику народной песенности.

Показательным примером современного кантатно-ораториапьного творчества является ода «Навеки с Россией» (2007) В. Молова, которая посвящена 450-летию добровольного вхождения Кабардино-Балкарии в состав России. Ода состоит из пяти частей, вступления и финального завершения-эпилога и представляет собой цельное по композиции произведение непрерывного симфонического развития. Используя циклическое строение, композитор драматургически объединяет все части, создавая три большие динамические волны. Выразив литературное содержание оды колоритными и ёмкими средствами музыкальной выразительности, В. Молов применяет разнообразный мелоинтона-ционный материал, характерный как для традиции национального фольклора, так и для русского этноса.

Для воплощения образно-художественного содержания композитор использует различные функциональные сочетания хоровых партий. Нередко основная музыкальная мысль поочерёдно излагается в женской и мужской группах хора, используются стреттные проведения, имитации. Варьирование тематического материала происходит также и за счёт создания различных тембровых и регистровых зон. В оде обширно применяются принципы традиционного исполнительства, заключающиеся в оригинальном изложении хоровой фактуры, ритмике, мелоинтонационности, ладовой организации. Интересным художественным решением является применение в хоровом исполнении традиционных асемантических возгласов, придающих звучанию торжественную эмоциональность. Это яркое по драматургическому воплощению и музыкальному языку сочинение В. Молова достойно демонстрирует художественные поиски и обретения современного хорового творчества национальных композиторов.

В Заключении подводятся итоги и результаты диссертационного исследования, делаются завершающие выводы. Отмечается, что проведённое в данной работе рассмотрение хорового творчества композиторов Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии позволяет говорить о его подлинной самобытности и репрезентативности в контексте профессиональной музыкальной куль-

туры регионального и общероссийского масштаба. Авторское хоровое творчество способно к воплощению и передаче образности и тематики в специфических музыкально-драматургических проявлениях и формах. Важным признаком профессиональной хоровой музыки рассматриваемого региона является её способность к выражению традиционного музыкального содержания, воспринимаемого подчас на подсознательном уровне, а также в постоянном обновлении образно-тематической сферы, приёмов композиции и методов художественного воплощения. Вследствие обилия выработанных на практике форм подхода к проблеме претворения национального фольклора, а также глубоко индивидуального восприятия традиционной этнической музыки, творчество большинства композиторов имеет ярко выраженный авторский почерк и представляет значительный интерес для всестороннего изучения и анализа.

В диссертационном исследовании обоснован феномен творчества композиторов Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии в академических жанрах хоровой музыки, как явление отечественного музыкального искусства. Выявлены и рассмотрены в историко-культурном аспекте предпосылки становления в регионе профессиональной хоровой культуры, проанализированы стилистические особенности хоровых сочинений национальных авторов, определены основные направления и тенденции развития современной хоровой музыки.

Публикации по теме диссертации

Бутенко, А.Н. Стилистические особенности хоровых жанров малых форм в творчестве композиторов Кабардино-Балкарии (2012) [Текст] / А.Н. Бутенко // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 12 (26). Ч. 1. - С. 35-38.

2. Бутенко, А.Н. Основные социокультурные факторы становления и развития профессионального хорового творчества композиторов Кабарди-

но-Балкарии и Карачаево-Черкесии [Электронный ресурс] / А.Н. Бутенко // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 2; URL: http://www.science-education.ru/108-9001 (дата обращения: 29.04.2013).

3. Бутенко, А.Н. Социально-исторические предпосылки формирования профессиональной хоровой культуры Кабардино-Балкарии [Текст] / А.Н. Бутенко // Исследования молодых ученых: Сборник по материалам Всероссийской науч.-практ. конф. аспирантов 20 марта 2010 года. - Саратов: Изд-во СГК им. JI.B. Собинова, 2010. - С. 7-14.

4. Бутенко, А.Н. Хоровое самодеятельное исполнительство Кабардино-Балкарии в первой половине XX века [Текст] / А.Н. Бутенко // Слово молодых ученых: Сборник по материалам Всероссийской науч.-практ. конф. аспирантов 2011 г. - Саратов: Изд-во СГК им. JI.B. Собинова, 2012. - С. 65-69.

5. Бутенко, А.Н. Поэтика хоровых жанров малых форм в творчестве композиторов Кабардино-Балкарии (к проблеме композитор и фольклор) [Текст] / А.Н. Бутенко // Поэтика и семантика фольклора. Научные статьи педагогов кафедры народного пения и этномузыкологии: Сборник статей. - Саратов: Изд-во СГК им. Л.В. Собинова, 2012. - С. 214-228.

6. Бутенко, А.Н. Претворение фольклорных традиций в профессиональной хоровой музыке Кабардино-Балкарии (1960-1980 гг.) [Текст] / А.Н. Бутенко // Актуальные вопросы искусствознания: музыка - личность — культура: Сборник статей по материалам XI Всероссийской науч.-практ. конф. студентов и аспирантов в рамках всероссийского фестиваля науки. — Саратов: Изд-во СГК им. Л.В.Собинова, 2013.-С. 118-121.

7. Бутенко, А.Н. Претворение традиционного фольклора в кантатно-ораториальном творчестве Владимира Молова (ода «Навеки с Россией») [Текст] / А.Н. Бутенко // Сборник научных статей по материалам IV Всероссийских научных чтений памяти Л.Л. Христиансена: История, теория и практика фольклора / Науч. ред. A.C. Ярешко, ред.-сост. A.A. Михайлова. - Саратов: Изд-во СГК им. Л.В. Собинова, 2013. - С. 355-364.

Подписано к печати 6.05.13 г. Гарнитура «Тайме». Печать «RISO». Усл. печ.л. 1,6. Уч.-изд. л. 0,9.

_Тираж 100. Заказ 96_

ФГОУ ВПО «Саратовская консерватория имени Л.В. Собинова» 410012, Саратов, проспект Кирова, 1

 

Текст диссертации на тему "Эволюция хорового творчества композиторов Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии"

Министерство культуры Российской Федерации Саратовская государственная консерватория (академия) имени Л.В. Собинова

ЭВОЛЮЦИЯ ХОРОВОГО ТВОРЧЕСТВА КОМПОЗИТОРОВ КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ И КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ

Специальность 17.00.09 - Теория и история искусства

Диссертация

на соискание учёной степени кандидата искусствоведения

На правах рукописи

Бутенко Андрей Николаевич

Научный руководитель:

доктор искусствоведения, профессор А.С. Ярешко

Саратов 2013

/

ОГЛАВЛЕНИЕ

ие......................................................................................

[. Исторические и этнокультурные условия формирования про-нального хорового искусства Кабардино-Балкарии и Карачаево-ии.....................................................................................1

альный этап изучения традиционной национальной культуры Кабар-

алкарии и Карачаево-Черкесии в Х1Х-первой половине XX вв.........1

енный фольклор и традиции вокального многоголосия адыгов,

^ев и карачаевцев как источник профессионального творчества.......2

ювая культура Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии 1920-195С

Библиографический список Приложение.....................

148 152 172

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Одной из центральных проблем современного музыкознания, требующей всестороннего научного изучения, является исследование музыкальной культуры российских полиэтнических регионов и национальных автономий. Только с 1990-х годов к данной проблематике обращалось значительное количество авторов, среди которых можно отметить работы Н. Гариповой, Е. Гогиной, И. Даниловой, А. Кабисо-вой, А. Маклыгина, О. Поляковой, Е. Скурко, Н. Чепниян, Р. Шариповой, Д. Шарифуллина и другие.

Музыкальное академическое и народное искусство Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии находится в сфере внимания современного музыковедения. Исследованию традиционного музыкального фольклора кабардинцев и черкесов, балкарцев и карачаевцев, а также музыкальной культуры данного региона в XX веке посвящен ряд работ в области этномузыко-логии и истории национального музыкального искусства. В последние два десятилетия были проведены объёмные научные исследования, раскрывающие эстетическую и художественную ценность, а также многогранность национальной музыкальной традиции указанных регионов.

Так, в работах Б. Ашхотова исследуются истоки формирования и эволюция народной адыгской многоголосной певческой традиции, её система жанров. А. Рахаев систематизирует традиционный песенный фольклор балкарцев и карачаевцев, рассматривает принципы организации фактуры в традиционном исполнительстве, особенности интонирования, ритмику и ладовую организацию. Л. Вишневская изучает особенности формирования в песенных культурах народов Северного Кавказа традиций бурдонного многоголосия, выявляет характерные черты северокавказской вокальной полифонии. В работах Ф. Хараевой раскрываются особенности адыгской инструментальной музыки, композиционные принципы инструментальных наигрышей. Л. Кумехова анализирует социокультурные предпосылки возникновения в

Кабардино-Балкарии национальной композиторской школы, вклад российских деятелей культуры и искусства в развитие музыкальной культуры республики.

Наименее исследованной областью музыкальной культуры Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии остаётся профессиональное хоровое искусство и композиторское творчество в академических жанрах хоровой музыки. Несмотря на значительные художественные достижения национальных композиторов, их хоровое творчество ещё не нашло должного освещения в исследовательской литературе и необходимого аналитического обобщения.

Предпосылки возникновения профессиональной хоровой культуры в республиках имеют три важных аспекта: богатые художественные традиции песенного искусства кабардинцев, черкесов, балкарцев и карачаевцев; исторически сложившиеся социокультурные процессы, происходившие в рамках многонационального государства; а также появление в 1950-1960-е годы в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии системы профессионального музыкального образования. В многонациональных регионах Российской Федерации настоящее время отмечено заметным ростом общественного интереса к изучению аутентичного, а также профессионального художественного искусства так называемых «малых» народов, сохранению самобытного культурного достояния. Государственная культурная политика направлена на улучшение динамики данного процесса. Исходя из этого, исследование хорового творчества композиторов Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии представляется обоснованным, закономерным и перспективным.

Творчество композиторов Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии известно далеко за пределами северокавказского региона, их сочинения исполняются как в столице, так и во многих других городах Российской Федерации. Активному распространению национального музыкального искусства, а также повышению его профессионального уровня способствует плодотворная деятельность Союзов композиторов Кабардино-Балкарии (создан в 1959 г.) и Карачаево-Черкесии (создан в 1992 г.). Авторские хоровые произведе-

ния востребованы при проведении региональных фестивалей и конкурсов, они составляют значительную часть репертуара профессиональных, учебных (студенческих) и самодеятельных коллективов.

Начиная с середины прошлого столетия, в музыкальном искусстве Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии был пройден путь по освоению композиторами практически всех современных жанров академической хоровой музыки. Весьма показательно обширное взаимодействие в авторских сочинениях элементов традиционного фольклора и академических стилевых приёмов. Более чем шестидесятилетний период развития профессионального авторского творчества в жанрах хоровой музыки позволяет проследить в нём динамику претворения традиционного фольклора от цитирования и хоровой обработки народной песни до ярких образцов композиторского фольклориз-ма, что, в свою очередь, показательно отображает эволюцию авторского мышления, процессы формирования национального стиля в академическом искусстве.

Обращение к хоровым жанрам, их приоритетность, связаны с богатой песенной природой национального фольклора, широкой доступностью и демократичностью хоровой музыки, её способностью, благодаря использованию текста, наиболее яркому воплощению самой разнообразной тематики и образности. Немалую роль сыграло то обстоятельство, что многие композиторы получали хоровое (вокальное) образование в высших и средних учебных заведениях, либо с детства начинали свой творческий путь в учебных или самодеятельных хоровых коллективах. Своевременность и необходимость исследования хорового искусства и его многоаспектных связей с традиционным музыкальным фольклором народов Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии обуславливается увеличением национального компонента в образовательных программах учебных заведений, а также региональной и муниципальной культурной политикой, направленной на развитие и поддержку этнических культур и формирование на территории Российской Федерации единого поликультурного пространства.

В отдельных статьях и монографиях рядом авторов (Г. Поляновский, Д. Кабалевский, Б. Ашхотов, А. Дауров, В. Молов, X. Хавпачев, В. Кодзоков, Я. Темирканова, JI. Вишневская, Л. Кумехова, А. Мишаева, Г. Гринченко, М. Мидова) рассматривались проблемы становления и развития в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии профессионального композиторского творчества. Из наиболее значимых работ, в которых затрагивается данная тематика, необходимо отметить книги «Профессиональная музыка Кабардино-Балкарии» X. Хавпачева [180], «Святая к музыке любовь» В. Молова [116], «Аслан Дауров. Оборванные струны сердца» Д. Даурова и Ю. Шидова [54]; очерки Б. Ашхотова «Слово об учителе, друге и коллеге» [18] и «Портрет художника в интерьере камерно-инструментального жанра» [17] (о композиторе Д. Хаупа), JI. Кумеховой «К вопросу о синтезе «профессионального» в современной кабардинской музыке» [97], Л. Темиркановой «Творчество Хаупа» [166]; публикации JI. Киваловой (Вишневской) «Композитор М. Туар-шев. Творческий портрет» [86], X. Хавпачева «Адиюх кабардинской музыкальной культуры» (о творчестве композитора Т. Блаевой) [178], А. Мишае-вой «О некоторых аспектах формирования вокально-камерных жанров в творчестве композиторов Кабардино-Балкарии» [115] и другие. При этом научные интересы данных авторов не были направлены на системный подход в исследовании деятельности композиторов в академических хоровых жанрах. Это вызывает необходимость целенаправленного и всестороннего рассмотрения данной области музыкального искусства в историческом, социокультурном, аналитическом аспектах, выявления условий эволюции профессионального хорового творчества, особенностей стилистики хоровых сочинений национальных композиторов, их художественных приоритетов.

Хоровое творчество композиторов Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии является одним из основополагающих видов профессионального искусства в республиках и рассматривается в данном исследовании в аспектах:

• культурного феномена;

• вида художественного творчества, сформировавшегося и функционирующего под значительным воздействием традиций национального фольклора, а также в соответствии со стилистическими основами и правилами академической музыкальной культуры;

• объекта претворения элементов традиционного музыкального фольклора, взаимопроникновения и симбиоза различных этнических музыкально-исполнительских традиций;

• процесса взаимодействия музыкального образования, композиторской и концертно-исполнительской деятельности.

Понятие «профессиональное хоровое творчество» рассматривается нами как культурное явление, основанное на академических нормах европейского музыкального мышления и специфике реализации хорового искусства в системе сложившихся традиций в западноевропейской и русской музыкальных культурах. Оно характеризуется устоявшейся системой нотации, типами фактур, приёмами структурирования музыкальной формы и многоголосного изложения тематизма. Понятие «профессионализм» в академическом хоровом искусстве подразумевает реализацию системы жанров, композиционных приёмов, принципов склада изложения и формообразования, а также форм концертно-сценического исполнения, методику образовательного процесса, направленного на подготовку создателей и исполнителей хоровой музыки. Весьма важно обратить внимание на расширенное значение понятия «профессионализм», которое подразумевает мастерство, высокую степень овладения каким-либо навыком, а также применение специальных знаний. Поэтому данное понятие используется не только в академической музыке, но и в иных сферах музыкального искусства.

Профессиональная хоровая культура как комплекс названных взаимодействующих явлений возникла в Кабардино-Балкарии в 1950-х годах. Этому способствовало функционирование в республике филармонии, профессио-

нальное музыкальное обучение (музыкальное училище), образование Союза композиторов КБССР, появление национальных композиторов, получивших академическое образование в музыкальных ВУЗах России, а также активная концертно-исполнительская деятельность хоровых коллективов различных статусов и художественной направленности. Становление профессиональной хоровой культуры Карачаево-Черкесии относится к 1960-м годам. Этот период характеризуется открытием в Черкесске музыкального училища с отделением хорового дирижирования, творческим становлением профессиональных композиторов, широким распространением хорового исполнительства.

Анализируя предпосылки возникновения в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии профессионального хорового искусства и композиторского творчества, период с середины XIX - по первую половину XX века следует отметить как подготовительный, когда в регионе были созданы необходимые условия для их становления. За этот столетний временной отрезок традиционный фольклор и музыкальное искусство кабардинцев и черкесов, балкарцев и карачаевцев исследовали видные отечественные деятели искусства и культуры. Так, в XIX веке изучением национальной музыки и культурных традиций занимались А. Алябьев, М. Глинка, М. Балакирев, С. Танеев, В. Миллер, М. Ковалевский, И. Иванюков, Л. Лопатинский, Л. Дьячков-Тарасов. В первой половине XX столетия с исследовательскими целями в данный регион приезжали С. Прокофьев, Н. Мясковский, Ю. Шапорин, А. Александров, Д. Рогаль-Левицкий, А. Гольденвейзер, К. Игумнов, В. Нечаев. Большим вкладом в становление профессионального музыкального искусства и развитие академического хорового исполнительства явилась общественная, научная и творческая деятельность композиторов-фольклористов А. Ав-раамова и Т. Шейблера, работавших в Кабардино-Балкарии на протяжении нескольких десятилетий1.

1 Подробнее об этом - смотреть в первом и третьем разделах из первой главы.

Становление и развитие профессионального хорового искусства и композиторского творчества Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, начиная с 1950-х годов и по настоящее время (профессиональный период) характеризуется возникновением на богатой основе национального художественного искусства и песенных традиций кабардинцев, черкесов, балкарцев и карачаевцев профессионального хорового исполнительства, формированием национальных композиторских школ, плодотворной творческой деятельностью профессиональных авторов в различных жанрах академической хоровой музыки. Этот период характеризуется также плодотворным и обширным изучением композиторами аутентичного фольклора и разносторонними формами его претворения в профессиональном хоровом творчестве.

Приоритетным направлением профессиональной деятельности национальных композиторов в 1950-1980-е годы являлось освоение академических хоровых жанров различных форм - от хоровой миниатюры, до кантаты и оратории. Динамика претворения традиционного фольклора была направлена от цитирования, применения в авторских сочинениях отдельных элементов и принципов тематического развития, характерных для этнической музыки, к его авторскому переинтонированию, «присвоению (вовлечению)» (Г. Головинский) [44, с. 51], что проявилось в композиторской практике в возникновении новых стилистических приёмов и жанровых модификаций. Хоровое творчество композиторов в 1990-2010-е годы отмечено наличием ярко выраженных индивидуальных авторских стилей, появлением интересных примеров авторского фольклоризма. Особое внимание заслуживает оригинальное воплощение традиции вокального сольно-группового ансамблевого исполнительства, основанного на бурдонном многоголосии.

Исходя из вышеизложенного, анализ эволюции творчества композиторов Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии в академических жанрах хоровой музыки определяет актуальность данного исследования.

Объектом исследования является хоровое творчество композиторов Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии.

В качестве предмета исследования выступает эволюция хорового творчества композиторов Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии.

Материал исследования составили хоровые сочинения А.-А. Байра-мукова, А. Байчекуева, М. Балова, В. Барагунова, Т. Блаевой, А. Даурова, А. Казанова, X. Карданова, В. Молова, Б. Темирканова, М. Туаршева, Д. Хаупа и других композиторов, написанные в 1950-2010-е годы.

Целью исследования является выявление стилистических особенностей хорового творчества национальных композиторов, рассмотрение в нём форм традиционного музыкального искусства и современного профессионального авторского письма.

В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи:

• определить социокультурные факторы, способствовавшие возникновению и развитию профессиональной хоровой культуры Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии;

• отметить основные тенденции становления и развития композиторского хорового творчества 1950-2010-х годов;

• выделить характерные черты традиционного песенного искусства адыгов, балкарцев и карачаевцев, оказавшие значительное влияние на формирование композиторского мышления в хоровых академических жанрах;

• рассмотреть особенности претворения национального фольклора в профессиональной хоровой музыке композиторов Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии;

• проанализировать стилевые особенности хоровых произведений малых и крупных форм;

• выявить стилевую специфику современного творчества национальных композиторов.

Методологическая основа исследования. Использование при изучении хорового творчества композиторов Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии комплексного системного подхода, позволяет рассматрив�