автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.06
диссертация на тему:
Эволюция художественно-графического языка иллюстраций журналов мод

  • Год: 2011
  • Автор научной работы: Архипова, Наталья Андреевна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.06
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Эволюция художественно-графического языка иллюстраций журналов мод'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Эволюция художественно-графического языка иллюстраций журналов мод"

Архипова Наталья Андреевна

ЭВОЛЮЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОГО ЯЗЫКА ИЛЛЮСТРАЦИЙ ЖУРНАЛОВ МОД.

Специальность 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

- 8 ДЕК 2011

005006580

На правах рукописи

Архипова Наталья Андреевна

ЭВОЛЮЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОГО ЯЗЫКА ИЛЛЮСТРАЦИЙ ЖУРНАЛОВ МОД.

Специальность 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Работа выполнена на кафедре графического дизайна и рекламы федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный текстильный университет имени А.Н. Косыгина».

Научный руководитель: доктор искусствоведения, профессор

И.Н.СТОР

Официальные оппоненты: доктор искусствоведения, профессор

Г.И.ПЕТУШКОВА

кандидат технических наук, профессор А.Г.ПУШКАРЕВ

Ведущая организация: Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ)

Защита состоится "23" декабря 2011 г. в /*?- час. на заседании диссертационного совета Д 212.139.04 при Московском государственном текстильном университете имени А.Н.Косыгина по адресу: 119071, г. Москва, ул. Малая Калужская, д.1.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный текстильный университет имени А.Н. Косыгина».

Автореферат разослан " 13" ноября 2011 г.

Ученый секретарь диссертационного совета УлО ^ доктор искусствоведения, проф. И.Н. СТОР

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования

Иллюстрирование моделей костюмов - одно из ведущих направлений современного графического дизайна в области рекламы изделий текстильной и лёгкой промышленности. В связи с динамичным развитием текстильной промышленности в конце XIX века и созданием Домов Мод в XX веке в Западной Европе, Америке, Японии, Китае и России, иллюстрации в журналах мод стали активным средством их рекламы.

В настоящее время журналы мод имеют свои филиалы во многих странах мира. Знание особенностей интерпретации рекламных образов, понятных каждому человеку, вне зависимости от национальности и менталитета, повышает спрос на продукцию изделий текстильной и легкой промышленности.

Значимость и востребованность современных журналов мод заставляет нас обратиться к анализу истории их становления и выявлению эволюции художественно-графического языка иллюстраций в журналах мод, начиная с первых гравюр, изображающих костюмы народов мира до современных иллюстраций, содержащих текстовую рекламную информацию, присущую ранее только плакату.

В чем же особенности проектирования иллюстраций мод в современных журналах мод? Каковы нереализованные рекламные возможности иллюстраций в современных журналах мод? Как влияют на дизайн иллюстраций мод современные компьютерные технологии? Как сочетается фотографическая и текстовая (типографическая) составляющие в современных иллюстрациях в журналах мод?

Ответы на эти вопросы невозможно получить без анализа многовековой истории эволюции художественно-графического языка иллюстраций в западноевропейских журналах мод. Для этих целей нами изучались как первые гравюры, изображающие костюмы разных народов мира, так и журналы: «Le Mercure galant», «Le Nonveau Mercure galant», «Ladies' Mercury», «Athenian Mercury», «Female Tatler», «La Galeries des modes», «Cabinet des modes», «Magasin des nouvetles franfaises etanglatses», «Journal des dames et des modes en France», «The Lady's Magazine», «Gallery of Fashion», «Frauenzimmerlexikon», «Journal des Dames et des Modes», «La Mesangere», «La Belle Assemblee», «The Arts, Literature, Commerce, Manufacturing, Fashion and Politics», «Modes d'homme», «Costumes Parisians», «Le Pallet», «Le Journal des demoiselles» , «La Mode illustree», «Godey's Lady's Boob), «Graham's Magazin»,«L'Art et la Mode», «Harper's Bazar»,«ТЪе Queen Magazine», «Die Modenwelt», «The Season», «Der Bazar», «VOGUE», «Weldon's Ladies' Journal», «Cosmopolitan», «Worth», «Les modes», «Femine», «Le petit echo de la mode», «Les Robes de Paul Poiret», «Les Choses de Paul Poiret», «Le Trait parisien», «Art Gout Beaute», «Le Jardin des Modes», «Modes et Travaux», «Modes et manieres d'aujourdui», «Le Journal des dames et des

modes», «La Guirlande des mois», «Falbalas et fanfreluches», «Art, gout, beaute», «Styl»,«L'Officiel de la coulure des industries de la mode», «L'Officiel», «Women's Jornal», «Weldon's», «Vu», «ELLE», «Women's Wear Daily», «Burda Moden», «L'Art et la Mode», «Marie Claire», «Marie France», «Vanity Fair», «Dress and Vanity Fair», «Muteen», «Jalouse»,«Optimum», «The Revue des Montres», «L'Officiel Hommes».

Научный анализ эволюции художественно-графического языка иллюстраций мод в западноевропейских журналах мод невозможен без изучения трудов по истории и теории дизайна, созданных К.М.Кантором,

B.Ф.Сидоренко, В.Р.Ароновым, А.Н.Лаврентьевым, Н.В.Вороновым,

3.М.Глинтерник, И.Н.Стор, С.М.Михайловым, Е.Черневич, С.И.Серовым. Пониманию взаимосвязей графического дизайна и дизайна текстиля

и костюма способствовало изучение трудов Н.П.Бесчастнова, Т.В .Козловой, НЛ.Соболева, Н.Г.Рудина, Ф.М.Пармона, Г.С.Гориной, ВЛ.Бересневой, Л.М.Буткевич, В.М. Шугаева, В.Н.Козлова, Г.ИЛетушковой.

Пониманию истории и этапов развития иллюстраций мод в период с XVI по XXI век, способствовало изучение работ К.Блекмен, С.Блум, К.Шмидт, Е.Х. Ревлинга, Дж.Робинсона, В. Пейера, К. МакКена, Н.Анджилетти, А. Олива, М. Гинсбурга, С. Люсьера, Дж. Баруэта, К.В. Парселла, В. Овена, Дж.К. Ланда, Л.Уотсон, М.Фогг, Л.Армстронг.

Стилевые направления периода возникновения моды и журналов мод были исследованы в работах: Власова В.Г., Маньковской Н.Б., Т. Терни, Г. Арнасона, К.Батлера, Э.Хёртни, Э.Леви, Дж. Перри, Ф.Фресчина,

4.Харрисона, А. Гантефаер-Триера, Д.Джослита, Дж.Бейкера, Д.Хопкинса,

C.Витфилда, Р.Мартина, Ф.Бадо, Дж. Олаеном, С.Люсьером.

Стили и художественные направления в проектировании журналов научно обоснованы О.И. Рожновой.

В процессе исследования истории создания ведущих французских Домов мод, были изучены работы следующих авторов: А.Джонсона, Н-Колено, Россалин, И.Роуз, П.-Ж. Пасолс, П.Леонфорт, Э. Пьюлет-Пла, Патрик-Луи Вьютона, Дж. Гаспарина, Г. О'Браен, Т.Игараши, Я.Лане, В.Стил, Ж.Халу, Л.Бинейма, Муского С.А., Д.Ботт, Т.Ж. Тилара, Э.Чарльз-Рукс, Ж.Пикарди, Д.Маркерон, А.Эльбаза, Г.Кода, С.Верли, А. ЛатурГ А. Пальмер, Ф.Ченюн, А.Медсен, А.Роушторн, Д.Вриланд, Дж. Шатцберг, X. Боулз, М.Дюрас, Ф.Мюллер, Э.Форта.

Типы визуализации модных образов в рекламном графическом дизайне французских Домов мод XX-XXI веков, разработанные в диссертации основаны на изучении трудов Рожновой О.И., И.Н. Стор, И.В. Швецова, Ю.С. Вегенера, ВЛ.Проппа, И.Сэндидж, В.Фрайбургера, К. Ротцола, К.Г. Юнга, И.Г. Пендиковой, Л.С. Ракитиной, В.В. Ученовой, A.B.Ульяновского, А.И.Никифорова, Е.В.Сальниковой, М.Марка,К. Пирсона.

Реклама французских Домов мод, является наиболее, элитарной, стильной и высокохудожественной, с точки зрения рекламы, как искусства. Художественная ценность иллюстраций продукции фирм «Hermes», «Lous

Viutton», «Lanvin», «CHANEL», «Dior», «Yves Saint Laurent», «Jean Paul Gaultier» и других обусловлена их высоким качеством, чувством стиля и Высокой моды. Сюжеты и образы иллюстраций французских Домов мод, обладают способностью доставлять эстетическое удовольствие, с помощью художественных приёмов, проектирования рекламных образов, систематизации которых посвящена данная работа. Цели в задачи диссертации.

Целью настоящей работы является выявление основных этапов эволюции художественно-графического языка иллюстраций в западноевропейских и американских журналах мод с XVI по XXI век.

Для реализации данной цели в диссертации решаются следующие исследовательские задачи:

- определяются условия возникновения и хронологические рамки эволюции иллюстраций мод в западноевропейских и американских журналах мод с XVI по XXI век;

разрабатывается типология иллюстраций мод по технике

исполнения;

- проводится классификация иллюстративных изображений и сюжетных мотивов;

- выявляется связь развития печатных технологий и художественно-выразительных средств иллюстраций в журналах мод;

- выявляется роль выдающихся деятелей изобразительного искусства в создании иллюстраций мод;

- анализируется влияние стилевых процессов в изобразительном искусстве на художественно-графический язык иллюстраций мод. Объест, предмет, материал, границы исследования.

Объектом исследования является художественная практика создания иллюстраций в журналах мод в западноевропейской и американской культурах с XVI по XXI вв.

Предметом исследования являются принципы проектирования иллюстраций в журналах мод Западной Европы и Америки с XVI по XXI вв.

Выбор и организация иллюстративного материала подчинены основным задачам исследования.

Материалы по истории рекламного графического дизайна иллюстраций в журналах мод почти не освещены в печати, поэтому важную роль в исследовании играет выявление фактографии и систематизация материала из опыта прошлого и настоящего времени. Метод исследования.

Большой исторический период, рассматриваемый в работе требует применения системно-исторического метода исследования, основанного на фактографии.

В обработке обширного визуального материала применены методы сравнительного анализа, классификации, типологизации.

Научная новизна исследования.

Диссертация является первым комплексным научным исследованием эволюции художественно-графического языка иллюстраций в журналах мод с XVI по XXI век в западноевропейской и американской культурах.

Впервые проведен системный анализ художественной организации и творческих методов изображения иллюстраций в журналах мод в историческом развитии от появления первых гравюр XVI века до иллюстраций с применением компьютерных технологий конца XX - начала XXI века.

Научная н практическая значимость исследования.

Проведенное исследование научно обосновывает эволюцию художественно-графического языка иллюстраций в журналах мод западноевропейской и американской культурах Х\Т-ХХ1 веков.

Иллюстрации в журналах мод - малоизученная область художественной практики и диссертация восполняет дефицит исследований в области графики и рекламного графического дизайна, обслуживающих модную индустрию.

Практическая значимость исследования заключается в том, что оно позволяет понять проектирование иллюстраций в журналах мод в развитии и использовать полученный опыт в современном рекламном графическом дизайне и в сфере высшего художественного образования. Апробация и внедрение результатов исследования.

Научные положения, содержащиеся в диссертации, докладывались автором на конференциях международного, всероссийского и отраслевого уровня излагались на практических занятиях, по дисциплинам «Композиция рекламы», «Реализация проекта», а также в лекционном курсе «Дизайн XX века» на кафедре графического дизайна и рекламы ФГБОУ ВПО «МГТУ им. А.Н. Косыгина».

По теме диссертации имеется 10 печатных работ в журналах, сборниках научных трудов и тезисах научных конференций.

Диссертация обсуждалась и была одобрена на заседании кафедры графического дизайна и рекламы федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный текстильный университет имени А.Н.Косыгина».

Структура и объем диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, общих выводов, списка использованной литературы и приложения. Общий объем работы 410 стр., она содержит 152 стр. машинописного текста. Список литературы включает 157 наименований. Объем приложения составляет 258 иллюстраций.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Во введении раскрывается состояние вопроса, актуальность, цели и задачи исследования, объект, предмет и границы исследования, методика, структура работы, научная новизна и практическая значимость работы.

Первая глава - "Возникновение и этапы развития иллюстраций мод с XVI по XX век" посвящена изучению исторического материала по исследуемой теме от появления первых иллюстраций мод - гравюр, с изображением одежды до фотоизображений, обработанных средствами компьютерной графики.

Иллюстрации мод в Западной Европе впервые появились в эпоху Возрождения, в виде первых гравюр в 1520-х гг. Первые иллюстрации выполнялись двумя видами гравирования: углубленным, когда краска заполняет углубления рисунка на металле (офорт, резцовая гравюра); и выпуклым, когда краска покрывает поверхность выпуклого рисунка на дереве (ксилография).

Первое издание гравюр костюмов появилось в 1562 году в Париже. Наиболее известные собрание гравюр Сезара Весиллио - «Be gli habiti antichi et moderni di diverse parti del mondo» 1590 года, включало 420 гравюр, изображающих костюмы народов Европы, Турции и Востока.

Второе издание гравюр, вышедшее в 1598 году, включало костюмы народов Африки и Азии, а также 20 иллюстраций на отдельных листах костюмов жителей Нового Света.

Самым популярным печатным изданием XVI века было издание, иллюстрирующее разнообразные модели шляп. Это были не журналы мод, а скорее книги, которые издавались в разных странах Европы.

Гравюры Вацлава Голлара в середине XVII века продолжили жанр публикации моделей костюмов и их аксессуаров в виде приложений к английскому журналу. Иллюстрации Вацлава Голлара передавали точное изображение костюма; женские фигуры могли быть запечатлены в самых разных ракурсах на фоне пейзажа или на белом фоне.

Стремление общества быть в курсе последних новинок в моде приводит к появлению во Франции в 1672 году первого журнала мод - «Le Mercure galant» («Галантный Меркурий»), который в 1678 году с некоторыми дополнениями начал выходить под названием: «Le Nonveau Mercure galant».

Иллюстрации мод стиля барокко (конец XVI-середина XVIII вв.), наполнены торжественностью. Изображениям в иллюстрациях журналов мод периода барокко свойственны динамичность образов, и стремление модного костюма к величию и пышности.

В Лондоне в 1693 году, под руководством Джона Дунтона, начал выходить журнал для женщин «Ladies' Mercury», в котором были

опубликованы изображения, моделей костюмов, а "также листки мод", где указывались названия тканей и их цвета, из которых могли быть сшиты костюмы. Именно с момента выхода «Ladies' Mercury» периодические издания в Англии были ориентированы на женщин.

XVIII век, был столетием аристократии. Наряду с торжественными туалетами в иллюстрациях журналов мод впервые начали публиковаться платья для дома, домашних приемов, костюмы для путешествий и загородных прогулок, сезонная одежда, костюмы для развлечений за городом, для танцев и охоты.

Вторая половина XVIII века в искусстве иллюстрации мод обозначена стилем рококо. Стиль рококо характерен для высшего общества, в котором люди проводили время в роскоши и постоянных празднествах.

Журналы мод «Cabinet des modes» (1785) и «Monument du costume» (1775-83) начали издаваться во Франции и в других странах Западной Европы. В это время различные журналы мод начали выходить также в Страсбурге, Амстердаме, Лондоне.

Французская Революция, длившаяся в период с 1789 и до 1794 года, остановила развитие французской культуры, и центром публикаций о моде на какое-то время стала Германия.

В 1786 году в Милане начал выходить журнал мод «Journal des dames et des modes en France». До этого журналы мод были ориентированы на представителей высшего общества, а в журнале «Journal des dames et des modes en France» впервые модели костюмов были предложены всем социальным слоям общества.

В период с 1804-1815 годов в журналах мод публикуются иллюстрации мод стилевого периода - ампира. В период ампира в Париже появились первые привозные меховые пальто, прически в стиле ампир, подражая античности, взбивались из коротких кудрей к затылку

В начале XIX века журналы мод начали популяризировать спорт и увлечение женщин верховой ездой.

Период с 1840 по 1870-е годы, называют вторым рококо. В период второй империи кринолин -является, только заменителем дорогостоящей одежды рококо; чтобы быть к лицу, кринолин также шился из самой дорогой ткани.

Журнал мод «La Mode illustree» был главным источником модных новостей Парижа. Иллюстрации этого журнала оказывали влияние на многие другие журналы Европы и Америки. Черно-белые гравюры на тонированном цветном фоне в период с 1860 по 1890-ые годы выглядели очень элегантными.

Викторианский стиль в иллюстрациях мод, ярче всего отражен в журнале мод «Harper's Bazaar», женщины на этих гравюрах изображены в модных костюмах за повседневными занятиями, а также во время спортивных мероприятий. Редакцией журнала «Harper's Bazar» была достигнута договоренность с ведущими Европейскими журналами, особенно

с немецким «Der Bazar» и французским «La Mode Illustree», о получении модных проектов заранее и издании их одновременно с Парижем, Берлином и другими европейскими столицами.

В 1892 году вышел в свет новый американский общественный еженедельник «VOGUE». На страницах «VOGUE», впервые появились иллюстрации, выполненные методом постановочных съемок - фотосессий, а не просто изображения манекенщиц, демонстрирующих новинки моды.

Материалы, изложенные в первой главе, позволили сделать следующие заключения:

- Первые иллюстрации мод возникли в Западной Европе в XVI столетии в результате исследования материальной культуры и быта новых земель;

- Первые иллюстрации мод выполнялись в технике - гравирования на меди или ксилографии и были черно-белого цвета;

- На становление модной иллюстрации существенное влияние оказал портретный жанр в изобразительном искусстве;

- В гравюрах XVI века особое внимание было обращено на изображения костюмов всех социальных слоев населения;

- Развитие журналов мод было вызвано ускоренным развитием текстильного поизводства в странах Западной Европы в XVII столетии. Иллюстрации первых журналов мод XVII века в Западной Европе были ориентированны исключительно на представителей Высшего общества и венценосных особ;

- Первый французский журнал мод «Le Mercure gallant» XVII века является "прообразом" современных журналов мод. Рекламой в журнале мод «Le Mercure gallant» в XVII веке являлись графические иллюстрации костюмов с подписями под иллюстрациями, и адресами поставщиков тканей;

- По иллюстрациям в журналах мод, дамы Высшего общества заказывали платья у портных;

- Иллюстрации мод XVII-XVIII веков выполнялись в технике гравюры и акварельных этюдов. Чистые цвета акварели придавали изображениям нежный легкий колорит и особенную пластическую выразительность. Изящные рисунки костюмов были очень точны, что было важно, для изготовления костюмов портными;

- Иллюстрации в журналах мод XVIII века носили сюжетный характер, темой которых служили сценки из повседневной жизни представителей высшего общества;

- Первый журнал мод для всех социальных слоев населения в XVIII веке появился в Милане в 1786 году, под названием «Journal des dames et des modes en France»;

- Иллюстрации мод XIX века демонстрировали два противоположных направления жизни высшего общества: жизнь модных салонов и разнообразные спортивные игры;

- Рисунки в иллюстративных блоках журналов мод выполнялись в техниках: живописи (акварельной, темперной, гуашевой); наброска (тушь, пастель); гравюры; коллажа;

- До середины XIX века композиции обложек журналов мод строились в основном, как шрифтовые композиции с иллюстративными эмблемами или символическими изображениями;

- Иллюстрации на обложке, являлись как изобразительным введением в тематику конкретной рубрики, так и сюжетной «завязкой» всего журнала;

- Первые фотоиллюстрации мод появились на обложках журналов «Harper's Bazar» и «VOGUE» в конце XIX века.

Вторая глава - "Иллюстрации в журналах мод в XX-XXI веках"

выявляет формирование рекламного графического дизайна французских Домов мод в иллюстрациях журналов мод в первых десятилетиях XX века, влияние авангардных течений - дадаизма, футуризма, сюрреализма, поп-арта на стиль иллюстраций в журналах мод, влияние постмодернизма на иллюстрации в журналах мод второй половины XX - начала XXI веков.

Профессия «художник-модельер» появилась в конце XIX века, но стала особенно популярной в XX веке. Наиболее известными в начале XX века были французские модельеры: Поль Пуаре, Коко Шанель, Луи Вьюттон, Мадлен Вионне, Пьер Бальмен, Жан Пату, Жанна Ланвин.

Большая конкуренция в.мире мода привела к необходимости частого обновления визуального ряда рекламных сообщений в журналах мод. Постоянная смена модных стандартов, зависимая во времени от сезонов года, - основной фактор к требованию нового рекламного сообщения в журналах мод в XX-XXI веках.

Первый в истории моды модельер Чарльз Фредерик Ворт, стал выпускать свой журнал мод «Worth» с моделями костюмов своего великого Дома Моды. Иллюстрации в данном журнале выполнялись в технике рисунка карандашом.

Рисунок карандашом прекрасно передавал пластику костюмов, детали отделки, особенности кроя костюмов. Платья и костюмы стиля модерн отделывались кружевом в виде кружевных вставок и жабо, вышивкой, аппликацией шнуром, а также бахромой.

С 1904 года стал выходить журнал мод «Les modes» с фотографиями персонажей светской хроники. Именно с этого времени впервые журналы мод впервые стали публиковать имена дизайнеров одежды наряду со знаменитыми именами моделей, демонстрирующих костюмы.

В 1908 году французский модельер Поль Пуаре пригласил Поля Ириба - молодого художника-авангардиста иллюстрировать первое собрание мод Пуаре - роскошный альбом с рисунками моделей костюмов, названный - «Les Robes de Paul Poiret». Поль йриб изображал костюмы в технике наброска, применяя фон, как фактуру, не закрашивая некоторые элементы на рисунке.

Второй альбом с моделями костюмов Поля Пуаре, «Les Choses de Paul Poiret», проиллюстрированный Жоржем Липейпом, был издан в 1911 году. Работы Жоржа Лепейпа демонстрировали влияние живописи А.Матисса, А.Модильяни, а также работ Л.Бакста.

Развитие фотографии мод было связано с совершенствованием фотографической техники и методов съемки для журналов мод. В 1911 году, Поль Пуаре пригласил Эдварда Стеичена, ведущего фотографа того времени, чтобы запечатлеть свое самое последнее собрание мод.

Стиль Ар-деко, сформировавшийся к середине 1920-х годов во Франции, наиболее ярко отразился в иллюстрациях мод того времени. Характерными чертами стиля Ар-деко были этнический геометрический орнамент на тканях, эклектично оформленные интерьеры, костюмы, декорированные множеством бисера и перьев.

Рекламные сообщения в журналах мод в начале XX века выполнялись в технике:

- гравюры

- рисунка карандашом

- рисунка углем или тушью

- живописных этюдов в технике гуаши, акварели

- фотографии

Замечательные, веселые, образные и изящно выполненные иллюстрации мод для обложек и для внутренних страниц «Harper's Bazar» , русский художник Р.Тыртов, под псевдонимом - Эрте рисовал в течение двадцати трех лет (с 1915 по 1938). В своих иллюстрациях мод, Эрте, открыл суть стиля Ар-деко. С помощью средств художественной графики, он передавал не только характер костюма и образа, но фактуру и "нрав" тканей и отделок. Тонкая изящная графика, с множеством разнообразных элементов, разработанных самим Эрте, поражает своей тщательностью и деликатностью исполнения.

К началу тридцатых годов XX века, баланс между рисованной графикой и фотографией начал склоняться в пользу фотографического репортажа. К 1936 году собственный анализ Конде Наста продаж «VOGUE» в газетных киосках показал, что обложки с фотографиями, продаются лучше.

В журналах мод начала XX века преимущественно применялся один из ведущих жанров фотографии - портрет. Существуют также другие жанры

фотографии, применяемые в журналах мод: пейзаж, архитектура, интерьер, отдельные предметы, промышленного производства, спорт, путешествия, театр, репродукции, хроника.

В первой половине XX века ведущими течениями в искусстве были -авангардизм и модернизм. Сложившийся в начале XX века и продлившийся до 40-х гг. XX века, авангардизм в иллюстрациях журналов мод включает в себя, такие стилевые направления, как дадаизм, футуризм, конструктивизм, фовизм, кубизм, сюрреализм и др..

Журналы мод также поддерживали сложившиеся веками семейные традиции: свадьбы, юбилеи и т.д.: свадебные платья, костюмы, а также фоторепортажи с этих мероприятий регулярно публиковались в журналах начала XX века.

В 1933 году Алексей Бродович стал художественным директором журнала мод «Harper's Bazaar», модернизировал взгляд на графику, и привнес в «Harper's Bazaar» искусство фотографии, но, одновременно, продолжил работать с такими живописцами как Жан Кокто, Марк Шагал, Сальвадор Дали, и иллюстраторами Кассандрой, который пришел на место Эрте. А.Бродович оставлял много белого пространства — «воздуха» на страницах, на которых компоновал фотографии, что - является визитной карточкой его стиля. Под его влиянием, много двойных страниц - разворотов, открывших пространство для статей, содержали единственное изображение, поскольку фоном для фотографий, был блок текста.

Во второй половине XX века, на мировую арену моды выходят новые художники-модельеры Франции: Юбер Живанши, Кристиан Диор, Пьер Карден, Соня Рикель, Ив Сен Лоран, Ральф Лоран, Жан Поль Готье.

Ко второй половине XX века уже полностью сформировалось предназначение журналов мод в области рекламы изделий текстильной и легкой промышленности, которое мы знаем сегодня.

Художественное течение "Поп-арт", расцвет которого приходится на 60-е гг. XX века, явилось антагонистом - абстрактному искусству. «Главный творец» поп-арта - Энди Уорхол, внес вклад и в индустрию моды, создав упаковку духов «№5» французского Дома моды «CHANEL». Множественность образов Э.Уорхола, встречается в рекламных сообщениях данных духов на протяжении XX века.

В 1950 году в Германии выходит в свет первый номер иллюстрированного журнала ежемесячника, с выкройками - «Burda Moden». Журнал был предназначен для женщин, умеющих шить, для тех, кто не может позволить приобретать себе дорогие вещи от всемирно известных дизайнеров одежды, но желающих выглядеть модно.

Постмодерн в fashion-фотографии стал проявляться в рекламе Западной Европы и Америки с конца 60-х гг. XX века, однако широкое распространение он получил в 80-е гг. XX века, когда сформировалось чёткое представление о «провокации» в изображении и постмодерн приобрел массовое распространение.

С 60-х годов XX века с обложек журналов мод полностью исчезла рисованная иллюстрация, а ее место прочно заняла фотография. Рисованные иллюстрации еще оставались внутри журналов мод, "соревнуясь" с фотографией вплоть до 80-х годов XX века.

В 1983-м году Энни Лейбовиц перешла на работу в журнал - «Vanity Fair». В 1991 году благодаря революционному таланту Э. Лейбовиц на обложке «Vanity Fair» впервые появилась беременная обнаженная голливудская актриса Деми Мур. С тех пор, началась новая эра в истории иллюстрации мод.

В 80-е годы XX века продолжались тенденции 70-х годов в рекламной журнальной фотографии, но изменился характер модного образа - с лиц манекенщиц исчезла улыбка. Серьезное, иногда даже безразличное и загадочное выражение лица стало неотъемлемым элементом портретного жанра.

В 90-е годы XX века в фотографиях журналов мод раскованный сексуальный образ модели становится не актуальным и замещается на образ молодой, успешной, эмансипированной женщины. В это же время появляется понятие "унисекс".

В конце 90-х годов XX века с появлением цифровой фотографии и компьютерных технологий, появляется новая техника компьютерной ретуши фотографий, с помощью графических программ. Именно в 90-х годах XX века во всех областях дизайна появляются неоновые цвета.

Чтобы общество потребления могло следить за развитием моды, в Западной Европе в 90-е годы XX века были выпущены новые журналы, соответствующие ожиданиям различных поколений: «Muteen» - для молодых людей в возрасте от 15 до 20 лет с дерзким и модным тоном, «Jalouse» - для тех, кому от 20 и до 34 лет; «Optimum» освещающий моду для мужчин, «The Revue des Montres» показывающий многократные аспекты создания часов для их поклонников. Журнал «L'Officiel Hommes» был задуман впервые дизайнерами в 2005 году.

Материалы, изложенные во второй главе, позволили сделать следующие заключения:

- Техники иллюстраций в журналах мод, наработанные в XVI - XIX столетиях (кроме гравюры) - получили в начале XX века дальнейшее развитие;

- Важнейшим событием в сфере иллюстраций мод конца XIX - начала XX веков стало появление на страницах журналов мод фотографических изображений;

- Развитие технологий аналоговой фотографии и их использование крупнейшими мастерами графического искусства Западной Европы и Америки в первой половине XX века заложили основы развития фотографических иллюстраций мод;

- Главное преимущество фотографии в иллюстрациях мод по сравнению с традиционной графикой, на первых этапах заключалось в том, что она позволяла получать документально-достоверную информацию о развитии модных тенденций в моделировании костюма, проводить сравнительный анализ творчества ведущих европейских Кутюрье и Домов Мод, видеть в подлиннике шедевры портновского искусства, анализировать фактуры тканей и материалы аксессуаров костюма вкупе с модным макияжем и причёсками, а также оперативно транслировать модные тенденции по всему миру;

- В 1932 году журнал мод «L'Officiel de la couture des industries de la mode» стал публиковать первые цветные фотографии, применив данный приём первоначально на обложке;

- Авангардные течения в искусстве XX века - дадаизм, футуризм, сюрреализм, поп-арт и некоторые другие, оказали влияние на композицию изображения моделей костюмов в рекламных сообщениях журналов мод;

- 50-е годы XX столетия, считаются «золотым» временем для глянцевых журналов мод. Расцвет индустрии производства всевозможных женских журналов был связан в первую очередь со стремительным процессом развития буржуазной культуры, модернизацией печатных технологий;

С 50-х годов XX века фотографии в журналах мод стали стремительно «вытеснять» рисованные иллюстрации. В 60-70-х годах XX века фотографии заняли ведущее место в иллюстративных блоках.

- Искусство фотографии 60-70-х годах XX века приобретает раскованный характер элитарного произведения искусства. Фотография в рекламных сообщениях в журналах мод в 60-70-х года XX века прошла эволюцию от статичного портрета до динамичного изображения модели с выражением её собственной индивидуальности. Фотография в журналах мод в период 1960-70-х годов заняла прочное место в мире рекламного графического дизайна, выделившись в отдельный его вид - журнальную фотографию;

С последней четверти XX века в иллюстрациях журналов мод стиля постмодерн предлагается расшифровывать рекламный образ моделей костюмов на фоне неординарных объектов в пространстве, вовлекая зрителя в визуальную игру. Во многом добиться нужного эффекта в fashion-фотографии периода постмодерн, помимо замысла художника-фотографа, помогает ретушь и компьютерные технологии;

- В конце 90-х годов XX века с изобретением цифровой фотографии и компьютерных технологий, в журналах мод появляется новый вид графики -фотографика;

- С последней четверти XX века и в начале XXI века молодёжные субкультуры оказывали влияние на решение рекламного графического дизайна журналов мод;

- На обложках журналов мод XXI века типографика начинает играть одну из ведущих образно-смысловых ролей, вступая с изобразительной составляющей (фотографикой) в сложные многоуровневые смысловые связи.

Третья глава "Визуально-образные н стилеобразующие средства художественно-графического языка иллюстрации в журналах мод xs-xxi веков" изучает фирменный стиль крупнейших французских Домов Мод в рекламных сообщениях журналов мод первой половины в XX века, а также основные приемы визуализации модного образа в рекламном графическом дизайне французских Домов мод во второй половине XX в начале XXI века.

Парижская индустрия высокой моды — лидер мировой моды. Парижские журналы мод - лидеры в рекламе современной модной индустрии.

Большая конкуренция в мире моды, необходимость «продвижения» имен различных дизайнеров, Домов мод, а также косметической и сувенирной продукции, производимой различными Домами мод, способствовала необходимости создания каждым Домом моды своего собственного, неповторимого фирменного стиля.

В работе исследованы фирменные стили французских Домов мод: «Hermes», «Louis Vuitton», «CHANEL», «LANVIN», «Dior», «Yves Sant Laurent», «Jean Paul Gaultier».

Визуальный язык иллюстраций в журналах мод является лучшим примером для изучения искусства рекламы изделий текстильной и легкой промышленности.

Основными средствами рекламы французских Домов мод являются специализированные показы, выставки и презентации, реклама в СМИ и журналах мод, открытие сети модных бутиков во всем мире. Полосы журналов мод как правило, заполнены информацией о творчестве ведущих модельеров Франции, что ведет к необходимости постоянных инноваций со стороны художественных редакторов в презентации новинок. Ответственность за удачное художественное оформление рекламного сообщения лежит на дизайнерах и фотографах рекламных агентств, сотрудничающих с журналами мод.

Содержанием рекламной информации изделий текстильной и легкой промышленности в журналах мод являются предметы высокого качества, символизирующие комфорт и богатство, формируя у покупателя стремление

15

обладать этими предметами. Французским Домам моды для существования необходимо было изготовлять также продукцию для массового потребления - парфюмерию: духи, лечебную и декоративную косметику. Размещая свою фирменную символику на упаковке производимых товаров, Дома мод публиковали дополнительную рекламу о себе в журналах мод.

Одной из важных коммуникаций в рекламе изделий текстильной и лёгкой промышленности иллюстраций журналов является изображение -упаковки. Особенно часто рекламу упаковки используют в парфюмерной продукции.

Рекламный графический дизайн изделий текстильной и легкой промышленности в журналах мод в ХХ-ХХ1 веках, претерпевал значительные изменения в технике исполнения рекламных сообщений.

Появление огромной конкуренции в мире моды привело к необходимости создания своего неповторимого фирменного стиля.

Фирменный стиль французских Домов мод проектировался как средство идентификации и продвижения производимых товаров, а также как инструмент укрепления престижа Домов мод.

В результате проведенного исследования выявлено, что фирменный стиль французских Домов мод, в рекламных сообщениях журналов мод, выражается набором визуальных «констант»: товарным знаком, типом шрифта, их сочетанием.

Товарный знак и шрифт французских Домов мод, изображались как правило, двумя фирменными цветами.

Для соблюдения пропорций при написании логотипа французских Домов мод и воспроизведении изобразительного знака дизайнеры руководствовались модульной сеткой.

Рекламные сообщения в журналах мод состоят из фирменного блока, включающего: товарный знак (логотип), адрес французских Домов мод. В зависимости от вида рекламного сообщения фирменный блок мог содержать различную информацию, например знак или адресный блок, адрес бутика мог находиться в конце журнала мод в справочной информации.

Все названия французских Домов мод и текстильных мануфактур в рекламных блоках журналов мод выполняются фирменными шрифтами.

Изображениями в фирменном знаке французских Домов мод являются знаки-метафоры или символы, ассоциирующие знак с именем первого владельца Дома моды.

Фирменный стиль французских Домов мод, на протяжении XX - XXI столетий изменялся.

В работе, рассмотрены фирменный стиль Дома мод, с позиции истории создания и развития фирмы, товарного знака, а также символики.

В результате исследования выявлено, что ведущими приёмами визуализации в рекламе французских Домов мод являются - мифологема, игра, архетип, символ.

Материалы, изложенные в третьей главе, позволили сделать следующие

заключения:

- Фирменный товарный знак французских Домов мод основан на использовании - метафоры, или символа, ассоциирующихся с именем первого владельца Дома моды;

- Фирменный стиль французских Домов мод проектировался как средство идентификации и продвижения производимых товаров, а также как инструмент укрепления престижа Дома моды;

- Фирменный стиль французских Домов мод, в рекламных сообщениях журналов мод, выражается набором визуальных «констант»: товарным знаком, типом шрифта и их сочетанием;

- Товарный знак и шрифт французских Домов Мод выражается, как правило, двумя фирменными цветами;

- Рекламные сообщения французских Домов мод в журналах мод состоят из фирменного блока, включающего: товарный знак, адрес Дома моды или адрес фирменного бутика. В зависимости от вида рекламного сообщения фирменный блок содержит различную информацию.

- В работе выявлено, что рекламные сообщения французских Домов мод в журналах мод формата А4, по размеру могут быть следующих типов: распашная иллюстрация - размещенная в развороте журнального издания, полоса - страница, половины полосы, 'Л, 1Л полосы;

- В результате исследования выявлено, что ведущими приёмами визуализации в рекламе французских Домов мод являются - мифологема, игра, архетип, символ.

- Визуальный язык иллюстраций в журналах мод, прошёл эволюцию от графических изображений - первых гравюр Вацлава Голлара, до включения в систему массовой культуры - распространения изображений в журналах мод.

- В работе выявлены методы и принципы проектирования иллюстративной коммуникативной рекламной информации, на примере эволюции визуального языка иллюстраций в журналах мод.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

Проведенное исследование позволяет сформулировать ряд положений, имеющих существенное значение для понимания эволюции художественно-графического языка иллюстраций в журналах мод и совершенствования их проектирования.

1.Проектирование иллюстраций в журналах мод - одно из ведущих направлений графического дизайна в области рекламы изделий текстильной и лёгкой промышленности, имеющее длительную историю и практику.

Предтечей иллюстраций мод в журналах можно считать первые гравюры XVI века в Западной Европе, изображающие костюмы разных народов мира.

2.Развитие журналов мод было вызвано развитием текстильной промышленности в странах Западной Европы в XVII столетии. Иллюстрации первых журналов мод XVII века в Западной Европе были ориентированы исключительно на представителей Высшего общества и венценосных особ.

В XVIII веке активное развитие искусства иллюстрации приводит к появлению в журналах мод цветных сюжетных акварельных композиций, иллюстрирующих литературную прозу. В конце XIX - начале XX века рисунки в иллюстративных блоках журналов мод выполнялись в технике: живописи (акварельной, темперной, гуашевой); графики - наброска (тушь, пастель); коллажа (совмещения различных изобразительных материалов).

3. В конце XIX века на обложках журналов мод начали появляться первые черно-белые фотографии, со второй четверти XX века цветные фотоизображения иллюстраций мод. В первой половине XX века все фотосъёмки для модных журналов делились на студийные и репортажные с преобладанием студийной съемки со статичных моделей.

4. Основной формой художественно-графического изобразительного визуального языка в журналах мод первой половины XX века оставалась рисованная иллюстрация.

С 50-х годов XX века фотография начинает вытеснять в журналах мод, рисованную иллюстрацию. В 60-70-х годах XX века фотография занимает ведущее место в иллюстративных блоках.

Искусство фотографии 60-70-х годов XX века приобретает раскованный характер, и облекается в строгую форму элитного произведения искусства. Фотография в рекламных сообщениях в журналах мод в 60-70-х года XX века прошла эволюцию от статичной портретной композиции до динамичного изображения моделей с выражением их собственной индивидуальности.

5. Рождение цифровой фотографики в конце 90-х гг. XX века и развитие специализированных компьютерных систем с объёмным программным обеспечением, по графической обработке фотоматериала резко расширило возможности использования фотоизображений в журналах мод, сократило время от начала фотосъёмки до полиграфической печати.

6. В результате исследования выявлено, что ведущими приёмами визуализации в рекламе французских Домов мод ХХ-ХХ1 века являются -мифологема, игра, архетип, символ.

ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

1. Архипова Н.А., Стор И.Н. Реклама Дома Моды «CHANEL» во французском журнале мод «L'Officiel» // Известия Вузов. Технология текстильной промышленности, № 2С 2009 г. С.79-81.

2. Архипова Н.А. Фотография постмодерна в журналах мод // Известия Вузов. Технология текстильной промышленности, №4 2011г.

С.168-170.

3. Архипова Н.А. Возникновение и этапы развития иллюстраций мод в Западной Европе в XVI - XVIII веках // Сборник трудов аспирантов вып.15. - М.: ФГБОУ ВПО «МГТУ им. А.Н. Косыгина», Москва, 2009 г. С. 120-123.

4. Архипова Н.А. Развитие иллюстраций в журналах мод в начале XX века // Тезисы докладов на Международной научно-технической конференции. «Современные технологии и оборудование текстильной промышленности» (Текстиль-2009), Сборник тезисов - М: ФГБОУ ВПО «МГТУ им. А.Н. Косыгина», Москва, 2009 г. С. 362-363.

5. Архипова Н.А. История возникновения крупнейших журналов мод XIX-XX веков: «Harper's Bazar», «Vogue», «L'Officiel» // Доклад международной научной конференции «Новое в технике и технологии текстильной и легкой промышленности», УО «ВГТУ», 2009 г. С.120-123.

6. Архипова Н.А. Структурно - композиционные и визуально-образные средства дизайна обложки журнала мод «L'Officiel» в XX - XXI веках // Тезисы докладов международной научно-технической конференции аспирантов и студентов .«Современные наукоемкие технологии и перспективные материалы текстильной и легкой промышленности» (Прогресс-2009) ИГТА, г. Иваново, 2009 г. С.222-223.

7. Архипова Н.А., Стор И.Н. Визуально-образные средства дизайна иллюстративных блоков журнала мод «L'Officiel» в XX - XXI веках // Тезисы докладов международной научно-технической конференции аспирантов и студентов «Современные наукоемкие технологии и перспективные материалы текстильной и легкой промышленности» (Прогресс-2009) ИГТА, г. Иваново, 2009 г. С.223-224.

8. Архипова НА. Стор И.Н. Иллюстрации первой трети XX века в журналах мод // Сборник научных трудов аспирантов. ВыпЛб.-М; ГОУВПО «МГТУ им. А.Н. Косыгина», 2010г. С.107-113.

9. Архипова H.A. Иллюстрации стиля барокко в журналах мод конца XVII -середины XVIII вв. // Тезисы. Вестник молодых ученых. СПбУТД. 2011г., часть 4. С.45. '

10.Архипова H.A. Стор И.Н. Иллюстрации в журналах мод XVIII в. стиля Рококо // Сборник трудов аспирантов вып. 17. - М.: ФГБОУ ВПО «МГТУ им. А.Н. Косыгина», Москва, 2011 г. С.116-120.

Подписано в печать 21.11.11 Формат бумаги 60x84/16 Бумага множ. Усл.печ.л. 1,25 Заказ 375 Тираж 80 ФГБОУ ВПО «МГТУ им. А.Н. Косыгина», 119071, Москва, ул. Малая Калужская, 1

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Архипова, Наталья Андреевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИЛЛЮСТРАЦИИ МОД С XVI ПО КОНЕЦ ХЕК ВЕКА.

1.1. Истоки возникновения иллюстраций мод в XVI - XVII веках.

1.2. Иллюстрации в первых журналах мод с XVII по XIX век.

1.3. Этапы развития иллюстраций в журналах мод XIX века.

Выводы по материалу главы.

ГЛАВА П. ИЛЛЮСТРАЦИИ В ЖУРНАЛАХ МОД ХХ-ХХГ ВЕКОВ.

2.1. Формирование рекламного графического дизайна французских Домов мод в первых десятилетиях XX века.

2.2. Влияние авангардных течений - дадаизма, футуризма, сюрреализма, поп-арта на стиль иллюстраций в журналах мод.

2.3. Влияние постмодернизма на иллюстрации в журналах мод второй половины XX - начала XXI веков.1.

Выводы по материалу главы.

ГЛАВА П1. ВИЗУАЛЬНО-ОБРАЗНЫЕ и СТИЛЕОБРАЗУЮЩИЕ СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОГО ЯЗЫКА

ИЛЛЮСТРАЦИЙ В ЖУРНАЛАХ МОД ХХ-ХХ1 ВЕКОВ.

3.1. Фирменный стиль крупнейших французских Домов Мод в рекламных сообщениях журналов мод первой половины в XX века.

3.2. Основные приемы визуализации модного образа в рекламном графическом дизайне французских Домов мод во второй половине XX в начале XXI века.

Выводы по материалу главы.

 

Введение диссертации2011 год, автореферат по искусствоведению, Архипова, Наталья Андреевна

Актуальность темы исследования

Иллюстрирование моделей костюмов - одно из ведущих направлений современного графического дизайна в области рекламы изделий текстильной и лёгкой промышленности. В связи с динамичным развитием текстильной промышленности в конце XIX века и созданием Домов Мод в XX веке в Западной Европе, Америке, Японии, Китае и России, иллюстрации в журналах мод стали активным средством их рекламы.

В настоящее время журналы мод имеют свои филиалы во многих странах мира. Знание особенностей интерпретации рекламных образов, понятных каждому человеку, вне зависимости от национальности и менталитета, повышает спрос на продукцию изделий текстильной и легкой промышленности.

Значимость и востребованность, современных журналов мод заставляет нас обратиться к анализу истории их становления, и выявлению эволюции художественно-графического языка иллюстраций в журналах мод, начиная, с первых гравюр, изображающих костюмы, народов мира до современных иллюстраций, содержащих текстовую рекламную информацию, присущую ранее только плакату.

В чем же особенности проектирования/ иллюстраций мод в современных журналах мод? Каковы нереализованные рекламные возможности иллюстраций в- современных журналах мод? Как влияют на дизайн иллюстраций мод современные компьютерные технологии? Как сочетается' фотографическая' и текстовая- (типографическая) составляющие в современных иллюстрациях в журналах мод?

Ответы на эти вопросы невозможно1 получить^ без анализа" многовековой истории эволюции художественно-графического языка иллюстраций в западноевропейских журналах мод. Для этих целей нами изучались как первые гравюры, изображающие костюмы разных народов мира, так и журналы: «Le Mercure galant», «Le Nonveau Mercure galant»,

Ladies' Mercury», «Athenian Mercury», «Female Tatler», «La Galeries des modes», «Cabinet des modes», «Magasin des nouvetles franfaises etanglatses», «Journal des dames et des modes en France», «The Lady's Magazine», «Gallery of Fashion», «Frauenzimmerlexikon», «Journal des Dames et des Modes», «La Mesangere», «La Belle Assemblee», «The Arts, Literature, Commerce, Manufacturing, Fashion and Politics», «Modes d'homme», «Costumes Parisians», «Le Pallet», «Le Journal des demoiselles» , «La Mode illustree», «Godey's Lady's Book», «Graham's Magazin»,«L'Art et la Mode», «Harper's Bazar»,«The Queen Magazine», «Die Modenwelt», «The Season», «Der Bazar», «VOGUE», «Weldon's Ladies' Journal», «Cosmopolitan», «Worth», «Les modes», «Femine»,. «Le petit echo-de la mode», «Les Robes de Paul Poiret», «Les Choses de Paul Poiret», «Le-Trait parisien», «Art Gout Beaute», «Le Jardin des Modes», «Modes et Travaux», «Modes et maniérés d'aujourdui», «Le Journal des dames et des modes», «La Guirlande des mois», «Falbalas et-fanfreluches», «Art, gout, beaute», «Styl»,«L'Officiel de la coulure des industries de la mode», «L'Officiel», «Women's Jornal», «Weldon's», «Vu», «ELLE», «Women's Wear Daily», «Burda

Moden», «L'Art et la Mode», «Marie* Claire», «Marie France», «Vanity Fair»,

Dress and Vanity Fair», «Muteen», «Jalouse»,«Optimum», «The Revue des Montres», «L'Officiel Hommes».

Научный анализ эволюции художественно-графического языка иллюстраций, мод в. западноевропейских журналах мод невозможен без изучения трудов по истории и теории дизайна, созданных К.М.Кантором, В.Ф.Сидоренко, В.Р.Ароновым, А.Н.Лаврентьевым, Н.В:Вороновым, Э.М.Глинтерник, И.Н.Стор, С.М.Михайловым, Е.Черневич, С.И.Серовым.

Пониманию взаимосвязей; графического дизайна и дизайна текстиля-и костюма способствовало изучение трудов Н.НБесчастпова, Т.В.Козловой, Н.И.Соболева, Н.Г.Рудина, ФгМ.Пармона, Е.С.Гориной, В.Я.Бересневой, Л.М.Буткевич, В.М. Шугаева, В.Н.Козлова, Г.И.Петушковой.

Пониманию истории и этапов развития иллюстраций мод в период с XVI по XXI век, способствовало изучение работ К.Блекмен, С.Блум,

К.Шмидт, Е.Х. Ревлинга, Дж.Робинсона, В. Пейера, К. МакКена, Н.Анджилетти, А. Олива, М. Гинсбурга, С. Люсьера, Дж. Баруэта, К.В. Парселла, В. Овена, Дж.К. Ланда, Л.Уотсон, М.Фогг, Л.Армстронг.

Стилевые направления периода возникновения моды и журналов Л мод были исследованы в работах: Власова В.Г., Маньковской Н.Б., Т. Терни, Г. Арнасона, К.Батлера, Э.Хёртни, Э.Леви, Дж. Перри, Ф.Фресчина, Ч.Харрисона, А. Гантефаер-Триера, Д.Джослита, Дж.Бейкера, Д.Хопкинса, С.Витфилда, Р.Мартина, Ф.Бадо, Дж. Олаеном, С.Люсьером.

Стили и художественные направления в проектировании журналов научно обоснованы О.И. Рожновой.

В' процессе исследования истории создания ведущих французских Домов мод, были изучены, работы следующих авторов: А.Джонсона, Н.Колено, Россалин, И.Роуз, П.-Ж. Пасолс, П.Леонфорт, Э. Пьюлет-Пла, Патрик-Луи Вьютона, Дж. Гаспарина, F. О'Браен, Т.Игараши, ЯШане, В.Стил, Ж.Халу, Л.Бинейма, Муского G.A., Д.Ботт, Т.Ж. Тилара, Э.Чарльз-Рукс, Ж.Пикарди, Д.Маркерон, А.Эльбаза, Г.Кода, С.Верли, А. Латур, А. Пальмер, Ф.Ченюн, А.Медсен, А.Роушторн, Д.Вриланд, Дж. Шатцберг, X. Боулз, М'.Дюрас, Ф:Мюллер, Э.Форта.

Типы визуализации модных образов в рекламном графическом дизайне французских Домов мод XX-XXI веков, разработанные в диссертации основаны на изучении трудов Рожновой Ю.И., И.Н. Стор, И.В. Швецова, Ю.С. Вегенера, В.Я:Проппа, И:Сэндидж, В.Фрайбургера, К. Ротцола, К.Г. Юнга, И.Г. Пендиковой, Л:С. Ракитиной, В.В. Ученовой, A.B.Ульяновского, А.И:Никифорова, Е.В:Сальниковой, М.Марка,К. Пирсона.

Реклама французских Домов мод, является» наиболее, элитарной, стильной и высокохудожественной, с точки. зрения> рекламы, как искусства. Художественная ценность иллюстраций продукции фирм «Hernies», «Lous Viutton», «Lanvin», «CHANEL», «Dior», «Yves Saint Laurent», «Jean Paul Gaultier» и других обусловлена их высоким качеством, чувством стиля и Высокой моды. Сюжеты и образы иллюстраций французских Домов мод, обладают способностью доставлять эстетическое удовольствие, с помощью художественных приёмов, проектирования рекламных образов, систематизации которых посвящена данная работа. Цели и задачи диссертации.

Целью настоящей работы является выявление основных этапов эволюции художественно-графического языка. иллюстраций в западноевропейских и американских журналах мод с XVI по XXI век.

Для реализации данной цели» в диссертации решаются следующие исследовательские задачи:

- определяются1 условия возникновения и хронологические рамки эволюции иллюстраций мод в западноевропейских и американских журналах мод с XVI по XXI век; разрабатывается типология иллюстраций мод по технике исполнения;

- проводится классификация иллюстративных изображений и-сюжетных мотивов;

- выявляется связь развитияшечатных технологий и художественно-выразительных средств иллюстраций в журналах мод;

- выявляется- роль выдающихся деятелей- изобразительного искусства в создании иллюстраций мод;

- анализируется- влияние- стилевых процессов в изобразительном, искусстве на художественно-графический язык иллюстраций мод.

Объект, предмет, материал, границы исследования.

Объектом исследования является художественная практика создания» иллюстраций в журналах мод в западноевропейской и американской» культурах с XVI по XXI вв.

Предметом исследования являются принципы проектирования иллюстраций в журналах мод Западной Европы и Америки с XVI: по XXI вв.

Выбор и. организация иллюстративного материала подчинены основным задачам исследования.

Материалы по истории рекламного графического дизайна иллюстраций в журналах мод почти не освещены в печати, поэтому важную роль в исследовании играет выявление фактографии и систематизация материала из опыта прошлого и настоящего времени.

Метод исследования.

Большой исторический период, рассматриваемый в работе требует применения системно-исторического метода исследования, основанного' на фактографии.

В обработке обширного визуального материала применены методы сравнительного анализа, классификации, типологизации. Научная новизна исследования.

Диссертация является первым комплексным научным исследованием эволюции художественно-графического языка иллюстраций в журналах мод с XVI по XXI век в западноевропейской, и американской культурах.

Впервые проведен системный анализ художественной организации и творческих методов изображения иллюстраций в. журналах мод в историческом развитии от появления первых гравюр' XVI века до иллюстраций с применением компьютерных технологий конца' XX — начала XXI века.

Научная и практическая значимость исследования.

Проведенное исследование научно обосновывает эволюцию художественно-графического языка иллюстраций* в журналах мод западноевропейской и американской культурах XVI-XXI веков.

Иллюстрации в журналах мод — малоизученная» область художественной практики и диссертация восполняет дефицит исследований ^ области графики и рекламного графического дизайна, обслуживающих модную индустрию.

Практическая значимость исследования заключается в том, что оно позволяет понять проектирование иллюстраций в журналах мод в развитии и использовать полученный опыт в современном рекламном графическом дизайне и в сфере высшего художественного образования. Апробация и внедрение результатов исследования.

Научные положения, содержащиеся в диссертации, докладывались автором на конференциях международного, всероссийского и отраслевого уровня излагались на практических занятиях, по дисциплинам «Композиция рекламы», «Реализация проекта», а также в лекционном курсе «Дизайн XX века» на кафедре графического дизайна и рекламы ФГБОУ ВПО «МГТУ им. А.Н. Косыгина».

По теме диссертации имеется 10 печатных работ в журналах, сборниках научных трудов и тезисах научных конференций.

Диссертация обсуждалась и была одобрена на заседании кафедры графического дизайна и рекламы федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный текстильный университет имени А.НЖосыгина».

Структура и объем диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, общих выводов, списка использованной литературы и приложения. Общий объем работы 410 стр., она содержит 152 стр. машинописного текста. Список литературы включает 157 наименований. Объем приложения составляет 258 иллюстраций.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Эволюция художественно-графического языка иллюстраций журналов мод"

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

Проведенное исследование позволяет сформулировать ряд положений, имеющих существенное значение для понимания эволюции художественно-графического языка иллюстраций в журналах мод и совершенствования? их проектирования.

1.Проектирование иллюстраций в журналах мод — одно из ведущих направлений графического дизайна в области рекламы изделий текстильной и лёгкой промышленности, имеющее длительную историю и практику.

Предтечей иллюстраций мод в журналах можно считать первые гравюры XVI века в Западной Европе, изображающие-костюмы разных народов мира.

2.Развитие журналов, мод было вызвано развитием текстильной промышленности в странах Западной Европы в XVII столетии. Иллюстрации* первых журналов мод XVII века в Западной Европе были ориентированы исключительно на представителей Высшего общества и-венценосных особ.

В XVIII веке активное развитие искусства иллюстрации приводит к появлению, в журналах, мод цветных сюжетных акварельных композиций, иллюстрирующих литературную прозу. В* конце XIX - начале XX века рисунки в иллюстративных блоках журналов мод выполнялись в технике: живописи (акварельной, темперной, гуашевой); графики - наброска (тушь, пастель); коллажа (совмещения различных изобразительных материалов).

3. В конце XIX века на обложках журналов, мод начали появляться

4 1 первые черно-белые фотографии, со второй» четверти XX века цветные фотоизображения, иллюстраций, мод. В первой) половине XX века все фотосъёмки для модных журналов делились на студийные и репортажные с преобладанием студийной съемки со статичных моделей.

4. Основной формой художественно-графического изобразительного визуального языка в журналах мод первой половины XX века оставалась рисованная иллюстрация.

С 50-х годов XX века фотография начинает вытеснять в журналах мод, рисованную иллюстрацию. В 60-70-х годах XX века фотография занимает ведущее место в иллюстративных блоках.

Искусство фотографии 60-70-х годов XX века приобретает раскованный характер, и облекается в строгую форму элитного произведения искусства. Фотография в рекламных сообщениях в журналах мод в 60-70-х года XX века прошла эволюцию от статичной портретной композиции до динамичного изображения моделей с выражением их собственной индивидуальности.

5. Рождение цифровой фотографики в конце 90-х гг. XX века и развитие специализированных компьютерных систем с объёмным программным обеспечением, по графической обработке фотоматериала резко расширило возможности использования фотоизображений в журналах мод, сократило время от начала фотосъёмки до полиграфической печати.

6. В результате исследования выявлено, что ведущими приёмами визуализации в рекламе французских Домов мод ХХ-ХХ1 века являются — мифологема, игра, архетип, символ.

 

Список научной литературыАрхипова, Наталья Андреевна, диссертация по теме "Техническая эстетика и дизайн"

1. Лютер М. Время молчания прошло: Избранные произведения 1520-1526 гг. Харьков, 1992 г. С. 165.

2. Schmidt С. Costumes. Kostüme. Костюмы. 2008г. С. 126.3: Blackman С. 100 years of fashion illustration. Laurence King Publishing, 2007 г. C.384:

3. Иохан Хейзинга. Homoludens. В тени завтрашнего дня. — М.: Издательская группа «Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992 г. С.464.

4. White. С, Women's Magazines 1693-1968, Joseph, London; 1970 г.- С. 216.

5. Захаржевская P.B. История костюма. От античности до современности. — 3-е изд., дот -М.: РИПОЛ^классик, 2007. С. 288.: ил.

6. Кибалова Л.", Гербенова О., Ламарова.М. Иллюстрированная энциклопедия моды. Перевод на русский язык И.М.Ильинской и А.А.Лосевой в 1986г.-Прага,: Артия, 1966т. С.608.

7. Jo Anne Olian. Authentic-French Fashions of the Twenties. New York: Dover, 1990 г. C. 144.

8. White, C, Women's Magazines 1693-1968, Joseph, London, 1970 г. C. 216.

9. Bland D., A history of book illustration, Cleveland — N. Y., 1958 г. C. 272.

10. Королевские династии. Филипп Уингейт. Москва «Росмэн» 1995 г. — С.135.

11. Bürgerliches Leben im 18. Jahrhundert. Daniel Chodowiecki 1726 — 1801. Stadeisches Kunstinstitut und" Stadtische Galerie frankfurm am main. 8 juni 1978 bis 20 august 1978. С. 268.

12. Braithwaite, В., Women's Magazines: The First 300 Years, Peter Owen, London, 1995 г. C. 102.

13. Iris Brooke. English Children's Costume 1775-1920. New York:Dover, 1990 r. C. 96.

14. Stella Blum. Fashions and Costumes from Godey's Lady's Book. New York: Dover, 1976 г. C.85:

15. Rawling E.H.Godey's Lady's Book plates in colour. New YorkrDover, 1979 r. -C.85.

16. Stella Blum. Victorian Fashions and Costumes'from "Harper's Bazar," 18671898. New York: Dover, 1974 г. C.294.

17. Скляренко B.M., Вологожина Н.И., ИсаенкоО.Я:, Колозинская И.А. 100 знаменитых мира моды. — Харьков: Фолио, 2006 г. — (100 знаменитых) — С.509.

18. Нерсесов Я.Н. Они определяли моду Москва: ACT: Астрель, 2005 г. — С.462.

19. Салариа Д. Барретт Н. Спорт: игры, игроки и зрители. Москва: Росмэн, 1994 г.-С.ЗЗ.

20. Robinson, J., The Fine Art of Fashion: An Illustrated History, Bay Books, New South Wales, 1989 г. C. 256.

21. Presbrey F. History and development of Advertising. N.Y., 1968 г. C.642.

22. Крючкова В.А. Символизм в изобразительном искусстве. М., 1994г. — С. 272.

23. Packer, W., Coward McCann. Fashion Drawing in Vogue, New York, 1983 r.-C. 240.

24. Angeletti N, Oliva A. In Vogue: The Illustrated History of the World's Most Famous Fashion Magazine; Rizzoli Publishing — 2006 г.- С. 440:

25. Ginsburg, M., An Introduction to Fashion^ Illustration, V&A Publications, London, 1980 Г.-С.48.

26. Гофман А.Б. Мода и люди. М. — «Издательство ГНОМ и Д», 2000 г.

27. Стефанов С.И., Фидель В.Р. Полиграфия как сумма технологий. М.- И.Ф. «Унисерв», 2006 г.- С.312.

28. Lussier S. Art Deco Fashion. L. V@A. 2003-г. - C.90.

29. Бенуа A.H. Русское искусство XVIII XX веков. - M.: Яуза, ЭКСМО, 2004г.-С.504.

30. Blum S. Fashion drawings and illustrations from "Harper's Bazar," by Erte. New York: Dover, 1976 г. C.129.

31. Васильев А.А. Этюды о моде и стиле. — М.: Альпина нон-фикшн; глагол, 2008.-С.560.

32. Bauret G. Alexey Brodovitch. NY Assouline, 2005 г. - С. 128.

33. Angeletti N, Oliva A. In Vogue: The Illustrated History of the World's Most Famous Fashion Magazine; Rizzoli Publishing — 2008 г. С. 440.

34. В.П.Микулин. «25 уроков фотографии» практическое руководство. Одиннадцатое издание, переработанное. Государственное издательство «Искусство», Москва 1956г.

35. Техническая эстетика. №2, февраль, 1968г. Статья «Фотографика» Е.Черневич, С.26.

36. Benton Ch., Benton Т., Wood Ch. Art Deco 1910-1939.L. V@A 2001 r. -C.464.

37. Purcell K.W. Alexey Brodovitch. L. -Phaidon Press, 2002 г. C. 272.

38. Owen W. Magazine design: L. 1991 г.- С.

39. Lund J.K. Newspaper Advertising. N.Y., 1947 г. C. 459.

40. Ученова B.B. Реклама и массовая культура: служанка или госпожа? Учеб. пособие. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008 г. С. 248.: цв.ил.42'. Пропп В.Я. Исторические корни.волшебной сказки: СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996 г.- С. 415.

41. Миронов В.В. Коммуникационное пространство как фактор трансформации современной культуры и философии// Вопросы философии. 2006 г. №2.

42. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб., 2000 г.- С. 347.

43. Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984 г. С.230.

44. Claire Wilcox. The Golden Age of Couture: Paris and London 1947 1957. V & A Publishing; 3rd Printing edition, 2009 г. - C. 224.

45. Хиллер Б. Стиль XX века. М., 2004 г. С. 240.

46. Сэндидж И., Фрайбургер В., Ротцол К. Реклама: теория и практика. — М.: Прогресс, 1989 г. С. 630.

47. Ульяновский А.В. Мифодизайн рекламы.- СПб.: Ин-т личности, 1995г. — С. 300.

48. Кривцова Е. Законы планеты люкс от Жака Сегела// Модный magazin, 2005 г. №12.

49. Барт Р. Система моды. Статьи по семиотики культуры. М:: Изд-во им. Сабашниковых, 2003 г. — С. 512.

50. Швецов И.В., Вегенер Ю:С. Игра в рекламе. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009г. -С. 159.

51. И.Г. Пендикова, Л.С.Ракитина. Архетип и символ в рекламе. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008 г. - С.ЗОЗ'.

52. Никифоров А.И. Сказка, ее бытование и носители. В кн. «Расскажу вам сказку. Сказки« и легенды народов Западной Европы. М.: Правда, 1991. — С.542:

53. Сальникова Е.В: Эстетика рекламы. Культурные корни и лейтмотивы. ГИИМК РФ, М.: Издательство: «Алетейя», 2002 г. С. 464.

54. К.Г.Юнг Архетип и символ. М., 1991 г. С.304.

55. Стор И.Н. Смыслообразование в графическом дизайне.

56. МГТУ им.А.Н.Косыгина, Группа «Совьяж Бево» Москва, 2003 г. — С., 296.

57. Змановской Е.В.Основьиприкладного психоанализа. СПб.: Речь, 2005 г.-С. 335.

58. Anna Johnson. Handbags:- The Power of the Purse. Workman Publishing Company; illustrated edition edition, 2002 г. — C. 486.

59. Nadine Coleno. The Hermes Scarf: History & Mystique. Thames & Hudson, 2010 r.-C. 304. ,

60. Rosalynn. Hermes Addiction Birkin Photo-Book II (English, Spanish, French, Italian and Japanese Edition). Early Rise Publications, 2010 г. C.200.

61. Imogen Rose. Hermes Look Book One. lulu.com., 2010 г. C. 42.

62. Paul-Gerard Pasols. Louis Vuitton: The Birth of Modern Luxury. "Harry N. Abrams, Inc.", 2005 г. C.616.

63. Pierre Leonforte, Eric Pujalet-Plaa, Patrick-Louis-Vuitton. Louis Vuitton: 100 Legendary Trunks. Abrams Books, 2010 г. C. 496.

64. Jill Gasparina, Glenn O'Brien, Taro Igarashi, Ian »Luna, Valerie Steele. Louis Vuitton: Art, Fashion and Architecture. N.Y.:.Rizzoli, 2009 г. C. 404.

65. Jacques Helleu, Laurence Benaim: Jacques Helleu and Chanel. "Harry N. Abrams, Inc.", 2006 г. C.280.

66. Муский C.A. Сто Великих. M. «Вече», 2004 г. - С. 408.

67. Daniele Bott. Chanel: Collections and'Creations. Thames & Hudson, 2007 r.-C. 400.

68. Tilar J: Mazzeo. The Secret of Chanel No. 5: The Intimate History of the World's Most Famous Perfume. Harper, 2010 г. C.304.

69. Edmonde Charles-Roux. Chanel and Her World. Vendome Press, 2005 r. -C.384.

70. Justine Picardie. Coco Chanel: The Legend- and: the Life. It Books, 2010 r. — C.352.

71. Dean Merceron, Alber Elbaz, Harold Koda. Lanvin. 2007 г. — C.370.

72. Simone Werle. 50 Fashion^ Designers You» Should Know (50 You Should Know) PresteLUSA, 2010-г. C.160.

73. Bonnie English. A Cultural History of Fashion in the Twentieth Century: From the Catwalk to the Sidewalk. Berg Publishers, 2007 г. C.l92.

74. Анни Латур. Волшебники парижской моды. Этерна, 2009 г. — G.424.

75. Alexandra Palmer. Dior. V & A Publishing, 2009*г. С. 128.

76. Farid Chenoune. Dior. Assouline, 2007 г. C.384.

77. Richard & Harold Koda. Christian Dior. Metropolitan Museum of Art; 2nd printing edition, 1997 r. — C.l92.

78. Иконы стиля. История моды ХХ века. Амфора, 2009 г. — С. 192.

79. Axel Madsen. Living for Design: The YSL Story. Delacorte, 1979 г. C.246.

80. Alice Rawsthorn. Yves Saint Laurent Biography. Doubleday, 1996 г. — C.405.

81. Diana Vreeland. Yves Saint Laurent the Metropolitan Museum of Art. Potter, 1983 г. — C.258.

82. Jerry Schatzberg. Paris 1962: YSL & Dior, The Early Collections. Rizzoli, 2009 Г.-С.176.

83. Hamish Bowles.Yves Saint Laurent Style. Abrams, 2008<г. — C.258.

84. Marguerite Duras.Yves Saint Laurent: Icons of Fashion Design. Schirmer/Mosel, 2010 г. C.232.

85. Farid Chenoune, Florence Muller. Yves Saint Laurent. Pierre BergA, 2010 r. — C.388.

86. Farid Chenoune. Jean Paul Gaultier. Assouline Publishing, 2005 г. — C.80.

87. Books LLC. Haute Couture: Chanel, Christian Dior S.a., Haute Couture, Armani, Ma Ke, Jean-Paul Gaultier, Christian Lacroix, Dominique Sirop, Valentino Spa. Books LLC, 2010 г. C.446.

88. Emeline Fort. The "Enfant Terrible" of Fashion: French Designer Jean-Paul Gaultier and Late British Designer Alexander McQueen. 6 Degrees Books, 2010 r. — C.168.

89. О. И. Рожнова. История журнального дизайна. М.: Университетская книга. 2008 г. С. 272.

90. Linda Watson. Vogue Fashion: Over 100 years of Style by Decade and Designer, in association with Vogue. Firefly Books, 2008 г. C.408.

91. Bronwyn Cosgrave. The Complete History of Costume & Fashion: From Ancient Egypt to the Present Day. Checkmark Books, 2001 г. — C.256.

92. Bonnie English. A Cultural History of Fashion in the Twentieths Century: From the Catwalk to the Sidewalk. Berg Publishers, 2007 г. C.224.

93. Kyoto Costume Institute. Fashion: A History from- the 18th to, the 20th Century. Taschen; Hardcover edition, 2002 г. — C.736.

94. Valerie Steele. Fifty Years of Fashion: New Look to Now. Yale University Press, 2000 Г.-С.176.

95. Georgina O'Hara Callan, Cat Glover. The Thames & Hudson Dictionary of Fashion and Fashion Designers (Updated) (World1 of Art). Thames & Hudson; Updated edition , 2008 г. C.296.i i

96. Valerie Steele. Paris Fashion: A Cultural History. Berg Publishers; 1st edition, 1998 r. — C.320.

97. Marnie Fogg. Fashion Illustration 1930 to 1970. Batsford, 2011 r. C.208.

98. Elizabeth Ewing. History of 20th Century Fashion. Costume & Fashion Press; Revised edition, 2002 r. C.368.

99. Anne Rooney. The 1950s and 1960s (Costume and Fashion Source Books) Chelsea House Publications, 2009 r. C.64.

100. Tina Skinner. Fashionable Clothing from the* Sears Catalogs: Mid 1950s (Schiffer Book for Collectors). Schiffer Publishing, 2002 r. C.160.

101. Tammy Ward. Fashionable Clothing from the Sears Catalogs: Mid 1930s. Schiffer Publishing; illustrated edition edition, 2007 r. C.159.

102. Michael Batterberry, Ariane Batterberry. Fashion: The Mirror Of History. Crescent, 1987 r. C.353.

103. Lisa Armstrong. Harper's-Bazaar Fashion: Your Guide to Personal Style. Hearst, 2010 r. C.208.

104. Deirdre Clancy Steer. The 1980s and; 1990s (Costume and Fashion Source Books). Chelsea House Publications, 2009T. C.64.

105. Kristina Harris.Vintage Fashions for Women 1920S-1940s: With Values. Schiffer Publishing, 1996 r. C.192.

106. Pierre Leonforte, Eric Pujalet-Plaa, Patrick-Louis Vuitton. Louis Vuitton: 100 Legendary Trunks. Abrams Books, 2010 r. — C.496:

107. Isabelle Anscombe. Arts and Crafts Style. Phaidon Press, 1996 r. C.232.

108. H. H. Arnason. History of Modern Art: Painting, Sculpture, Architecture, Photography (5th Edition). Prentice Hall, 2003 r. C.848.

109. H. H. Arnason. History of Modern Art (Hard; cover)- (6th Edition). Prentice Hall, 2009T.- C.848.

110. Edmund de Waal. The Hare with-Amber Eyes: A Family's Century of Art and Loss. Farrar, Straus and Giroux, 2010 r. C.368.

111. Christopher Butler. Modernism: A Very Short Introduction (Very Short Introductions). Oxford University Press, USA, 2010 r. C. 144.

112. Eleanor Heartney. Postmodernism (Movements in Modern Art). Cambridge University Press, 2001 г. C.96.

113. Christopher Butler. Postmodernism: A Very Short Introduction (Very Short Introductions). Oxford University Press, USA, 2003 г. C.152.

114. Власов В.Г. Стили в искусстве, словарь, имен», изд. Кольна, Санкт-Петербург, 1996 г. 2 Т. Т.І, 1995.— С.672. —Т.П, 1996.— С.544.—Т.Ш, 1997.—С.656.

115. Alison Levie. French Art Deco Fashions:'In Pochoir Prints from the 1920s (Schiffer Design Book). Schiffer Publishing, 1998 r. -C.160.

116. Tom Tierney. Art Deco Fashions Paper Dolls. Dover Publications, 2005 r. — C.32.

117. Francis M. Kelly, Randolph Schwabe. European Costume and Fashion 14901790 (Dover Pictorial Archive Series). Dover Publications; 2 edition, 2002 r. — C.320J

118. Diana De Marly. Costume on the Stage 1600-1940. Barnes & Noble Imports, 1982 r.-C. 167.

119. Gill Perry (Author), Francis Frascina- (Author), Dr. Charles Harrison. Primitivism, Cubism, Abstraction: The Early Twentieth- Century (Modern* Art : Practices and Debates): Yale University Press, 1993 г. — C.280.

120. Anne Gantefuhrer-Trier. Cubism. TASCHEN America Llc; Anv edition, 2009 Г.-С.96.

121. David Joselit, George Baker и др. Dada Seminars; The5 (Casva Seminar Papers) (v. I). D.A.P./The National Gallery of Art, Washington, 2005 г. C.320;

122. Linda O'Brien, Opie O'Brien. Who's. Your- DADA?: Redefining the Doll through Mixed Media. Quarry Books, 2009 г. C.160.

123. David Hopkins. Dada and Surrealism: A Very Short Introduction (Very Short Introductions). Oxford University Press, USA, 2004 г. C.208.

124. Sarah Whitfield. Fauvism (World of Art). Thames & Hudson; First Edition, first american edition, 1996 г. — C.216.

125. Тот Tierney. French Baroque and Rococo Fashions (Dover Pictorial Archives). Dover Publications, 2002 г. C.48.

126. Harold Koda, Andrew Bolton, Mimi Hellman. Dangerous Liaisons: Fashion and Furniture in the Eighteenth Century (Metropolitan Museum of Art). Metropolitan Museum of Art, 2006 г. C.128.

127. Marie-France Boyer, Francois Halard. The Private Realm of Marie Antoinette. Thames & Hudson, 2006 г. C.112.

128. Richard Martin. Fashion & Surrealism. Rizzoli, 1990 г. C.240.

129. Francois Baudot. Fashion & Surrealism. Assouline Publishing, 2002 r. -C.80.

130. Phil Patton, Virginia Postrel, Valerie Steele, Joseph Rosa. Glamour: Fashion, Industrial Design; Architecture. Yale University Press, 2004 г. C.192.

131. Susan van Wyk. The Paris End: Photography, Fashion & Glamour. National, Gallery Of Victoria, 2009 г. C.128.

132. Stephen Gundle. Glamour: A History. Oxford University Press, USA; Reprint edition, 2009 г. G.496.

133. Бауер В., Дюмотц И., Головин С. Энциклопедия сиволов. М.: КРОН-ПРЕСС, 1995 г.-С. 173.

134. Винсент Л: Легендарные бренды: раскрученные рекламные мифы, в которые поверил весь мир. М:: ФАИР-ПРЕСС, 2004 г. С.336.

135. Огилви Д. Огилви о рекламе: пер. С англ.М.: Эксмо. пер. с англ. Н.Г. Яцюк. М. : Эксмо, 2007. - С. 160.

136. Марк М. Пирсон К. Герой, и бунтарь. Создание брендов с помощью архетипов. СПб., 2005 г. С.336.

137. Нерсесов Я.Н. Мода. Альбом. М.:Олма-пресс. 2002 г. — С.132.:ил.

138. Воронов Н.В. Очерки истории отечественного дизайна. Часть II. Русский дизайн. Производственное искусство. Гл.З и 4. — М.: Изд-во М.Г.Х.П. Университета имени С.Г.Строганова, 1998. 146 с.

139. Воронов Н.В. Российский дизайн. Очерки- истории отечественного дизайна. Том I. М.: Союз дизайнеров России, 2001. — 424 с.

140. Воронов H.B. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. Том 2. М.: Союз дизайнеров России; 2001. - 392 с.

141. Кантор K.M. Социальный функционализм, и культура.// В кн.: Дж.Нельсона Проблемы дизайна. — М., 1971. С.6-32.

142. Глинтерник Э.М. В плену эфемерных созданий, . (100* лет русскому рекламному плакату).// Мир дизайна, 1995; №1. — С30-36.

143. Михайлов С.М., Кулеева JI.M. Основы дизайна: Учебник для вузов./ Под ред.С.М.Михайлова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Союз дизайнеров, 2002. -240 с.

144. Черневич Е.В. Пространство культуры графического дизайна.// Техническая эстетика, 1987, №1. — с.16-17.

145. Серов С.И. Стиль в графическом дизайне 60-80-х гг. — М.: 1991.

146. Емельянович И.И., Бесчастнов Н.П: Печатный рисунок на ткани (Проблемы графической организации). — М.: Легпромбытиздат, 1990. — 224 с.

147. Козлова.Т.В., Степучев P.A., Петушкова Г.И., Рытвинская Л.Б., Рыбкина Е.Р., Яковлева Н:Б. Основы теории проектирования костюма. — Ml: Легпромбытиздат, 1988. 352 с.

148. Рудин Н.Г. Художественное оформление тканей. — М.: Экономика, 1964. -172 с.1501 Пармон Ф.М. Композиция костюма. Учебник для вузов. — М.: Легпромбытиздат, 1997. 316 с.

149. Пармон Ф.М1 Европейский костюм: стили и.мода. Учебное пособие по-рисунку и спецкомпозиции. — М. 1982. — 115 с.

150. Горина Г.С. Народные традиции в> моделировании одежды. — М.: Легкая индустрия, 1974. 184 с.153: Буткевич Л.М. Орнамент как процесс. М'.: МГТУ, 2000. - 359 с.

151. Шугаев В.М. Орнамент на ткани (теория и методика построения). — М:: Легкая индустрия, 1969. 88 с.

152. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий: Учебник для-вузов. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981.-264 с.

153. Аронов В.Р. Художник и предметное творчество .Изд-во: М.: Советский художник, 1987 г. 251 с.

154. Береснева, В.Я., Романова, Н.В. Вопросы орнаментации ткани. Изд-во: Легкая индустрия, 1977 г. — 192 с.