автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Эволюция концепции человека в прозе С. Н. Сергеева-Ценского первой трети XX века

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Буркина, Ольга Алексеевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Тамбов
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Эволюция концепции человека в прозе С. Н. Сергеева-Ценского первой трети XX века'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Буркина, Ольга Алексеевна

Введение

Глава I. Творческие искания С.Н. Сергеева-Ценского первой трети

XX века

1.1. Социокультурная ситуация рубежа XIX - XX веков.

1.2. "Философия случая" С.Н. Сергеева-Ценского и ее эволюция в прозе 1900-х - начала 1930-х годов.

Глава II. Проза С.Н. Сергеева-Ценского 1900-х - начала 1930- годов: от человека "узкого" к человеку "преображенному"

2.1. На пути к гармонии (1900-е- начало 1910-х годов).

2.2. В поисках "нового" человека (конец 1910-х - начало 1930-х годов)

Глава III. Поэтика характера в свете эволюции концепции человека в прозе С.Н. Сергеева-Ценского 1900-х - начала 1930-х годов.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по филологии, Буркина, Ольга Алексеевна

Общественная и художественная жизнь России конца XIX - начала XX веков представляет собой особый период, время смены исторических эпох, резких колебаний общественных настроений. Противоречия времени выразились в целом в русской литературе рубежа веков и в творчестве писателей той эпохи, как правило, приобретавшем сложный, противоречивый характер. С.Н. Сергеев-Ценский не стал исключением.

Мир писателя подвижен и многолик. Нарисовать достаточно полный творческий портрет С.Н. Сергеева-Ценского нелегко. В исследованиях о художнике на протяжении многих лет его творческого пути и вот уже почти спустя полвека после смерти существуют неоднозначные, нередко прямо противоположные оценки. Расхождения касаются не только особенностей творческого метода писателя, хронологических рамок того или иного периода, но и основополагающих характеристик своеобразия авторского художественного видения и в целом творческой философии художника.

С.Н. Сергеев-Ценский прошел долгий многолетний путь творческих исканий. Его часто не понимали, тенденциозно оценивали, пытались воздействовать, обвиняли в плагиате, брались перевоспитывать.

Писатель вошел в литературу в сложнейший не только для российской, но и всей общеевропейской истории период. Его литературная деятельность началась на рубеже столетий. Он пережил русско-японскую войну, страшные события января 1905 года, первую мировую войну, годы революций, гражданской войны, исторические события Великой Отечественной. Видел смерть, кровь, жестокость. О себе он мог бы сказать словами Н.Бердяева: "Эпохи, столь наполненные событиями и изменениями, принято считать интересными и значительными, но это же эпохи несчастные и страдальческие для отдельных людей, для целых поколений. История не щадит человеческой личности и даже не замечает ее" [1].

С.Н. Сергеев-Ценский стал не только свидетелем и участником происходящих событий, но и духовным летописцем современной ему эпохи. В центре размышлений писателя — меняющийся человек, оказавшийся в центре трагических потрясений. В стремлении осмыслить, понять время и современного ему человека Сергеев-Ценский шел разными путями. Далеко не всегда эти пути были легкими и проторенными. Он пытался определить сущностные и ценностные критерии оценки человека, смысл и значение его жизни. Многообразие размышлений С.Сергеева-Ценского о человеке, неоднозначность его жизненной позиции в разные годы, принципов изображения не позволяло и современникам писателя, и изучающим его творческое наследие исследователям однозначно оценить написанное им.

Поэтому положительные отзывы писателей М.Горького, В.Г. Короленко, художника И.Е. Репина, критиков Р.И. Иванова-Разумника, В.П. Полонского, А.Б. Дермана появлялись наряду с негативными высказываниями современной писателю критики. В этой связи показательны названия статей 20-30-х годов прошлого столетия: "Философия обывательщины", "Поэзия кошмаров и ужасов", "Контреволюционный аллегорический бытовизм", "Маски классового врага" [2].

В 1932 году выходит статья А.Ефремина, посвященная 30-летию творческой деятельности С.Н. Сергеева-Ценского, пафосом которой становится безжалостное неприятие творчества художника: "Реакционные тенденции его пера достаточно проявлены, чтобы отнести его в инвентарь враждебных сил СССР, тех сил, которые противоборствуют строительству социализма, тех сил, которые потерпели поражение и не имеют никаких надежд на возрождение" [3].

Нередко произведения Сергеева-Ценского не доходили до читателя. О нем умалчивали, воспринимали его произведения "в штыки". Между писателем и читателем 20-30-х годов встала возведенная рапповцами стена. В первые послеоктябрьские годы, а затем в конце 20-х и в 30-е годы, на страницах печати проводилась откровенная "травля" Сергеева-Ценского как писателя. С.Н. Сергеев-Ценский в письмах сетовал на то, что приходилось оправдываться, сокращать произведения, менять названия, для того, чтобы их в конце концов публиковали.

В июле 1935 года писатель обращается к М.Горькому: "Я не хотел бы беспокоить Вас своими личными делами, если бы не считал их до некоторой степени общеписательскими. Весьма систематически ведется в последнее время против меня в различных органах печати травля. Очевидная цель этой травли - привести меня, как писателя, к молчанию" [4].

Однако и в самые трагические моменты жизненной и творческой биографии писатель продолжал творить, душою и сердцем всегда оставаясь со своим народом.

Серьезное изучение творчества С.Сергеева-Ценского началось в 50-60-е годы. С этого периода защищены несколько диссертаций, опубликованы крупные монографические исследования Г.С. Макаренко, Г.Е. Жиляева, П.И. Плукша, Ю.М. Шпрыгова, И.М. Шевцова, биографа писателя Г.Г. Степанова, В.Р. Щербины, М.Я. Вайсерберг и М.Е. Тартаковской [5].

В исследованиях о С.Н. Сергееве-Ценском (особенно в советском литературоведении) долгое время существовал определенный подход в оценке творческого наследия писателя. Более пристальное внимание уделялось изображению Сергеев ым-Ценским рабочего класса, крестьянства, бунту героев, теме "маленького" человека, стремлению героев к революционному обновлению общества. Иная же проблематика и тематика (размышления писателя о влиянии рока, судьбы, случая на жизнь человека, о трагической безысходности человеческой жизни) оценивались как дань кризисной эпохи, упаднические настроения, влияние модернистской эстетики. Это, по мнению некоторых исследователей, привело писателя к неспособности правильно оценить социально-исторические корни зла и сместить акценты в осмыслении им действительности. Нередко делался акцент на появлении новых надежд в творчестве писателя, связанных с будущим революционным преображением России. По справедливому замечанию Л.Е Хворовой:

Мучительно сложный, потрясающе разный даже на страницах одного произведения писатель помещался в рамки, и в этих искусственно созданных рамках "вылепливался" ровный и гладкий, удобный, до курьезов противоположный Ценский" [6].

В ответ на обвинения критики в декадентстве в воспоминаниях о современниках Сергеев-Ценский отвечал: "Слово "декадентство" означает "упадочность", а слово "упадочность" означает "вырождение", то есть, психическую неполноценность. Между тем, я был вполне здоров и психически и физически, только гораздо наблюдательнее, чем мои критики, гораздо больше знал, чем они" [7].

В современном ценсковедении долгое время существовало мнение, что в период Февральской, Октябрьской революций Сергеев-Ценский перестает писать, впадает в пессимизм, испытывает глубокий духовный кризис (А.А Калашникова, Г.Ю. Писакина, Ю.М. Шпрыгов). Его молчание и появившееся в этот же период желание эмигрировать расценивались как ошибка писателя, неспособность правильно отреагировать на происходящие события.

Таким образом, за рамками серьезного литературоведческого внимания исследователей-ценсковедов оказались произведения, написанные в период пореволюционного десятилетия в творчестве писателя (мнения исследователей разделяются, однако речь даже шла о десятилетнем писательском молчании). До некоторого времени этот пласт художественного наследия С.Н. Сергеева-Ценского оставался самым малоисследованным моментом творческой биографии художника.

В своем диссертационном исследовании Л.Е. Хворова со ссылками на архивные материалы, письма Сергеева-Ценского к различным адресатам в этот период аргументированно доказывает: писатель не молчал, не впал в пессимизм. Он продолжал работать, творить: "Утверждения некоторых литературоведов на этот счет - результат неглубокого или небрежного исследования, либо попросту повторение высказанных раннее предположений [8]. "Крымские рассказы", над которыми он работает в этот период, -яркое тому подтверждение.

Учитывая некоторую схематичность, условность выделения подобных тенденций, в целом можно отметить определенную методологию подходов в оценке творческого наследия писателя. Преимущественное внимание исследователей было обращено на звучание социальной проблематики в его творчестве. Заключительные размышления писателя в определении статуса человека некоторые исследователи связывают с переходом писателя на "устойчивые классовые позиции", к восторженному приветствию завоеваний социализма [9]. Поэтому нередко выбранный аспект исследования обеднял сложный процесс становления творческого самосознания писателя и вел к несколько односторонней и однозначной трактовке образа человека у Сергеева-Ценского.

Новый этап в изучении творчества классика XX столетия (начиная примерно с 90-х годов прошлого века) обнаружил иные оценки в осмыслении творческого наследия писателя. В коллективной монографии "Я с Россией до конца.: С.Н. Сергеев-Ценский и современность", посвященной 120-летию со дня рождения писателя, внимание исследователей сосредоточено на фактах творческой биографии Сергеева-Ценского, до некоторого времени остававшихся малоисследованными. Более глубокому рассмотрению подвергаются произведения писателя 20-30-х годов, в трактовке которых до сих пор существовал налет идеологической критики (повести "Капитан Коняев", "Жестокость"; поэмы "Движения", "Лесная топь").

Все большее внимание исследователей привлекают материалы творческой и жизненной биографии писателя, раннее не известные широкому читателю (оценка писателем событий революции и гражданской войны, предполагаемый отъезд за границу). Серьезное опровержение получают и высказывания некоторых ценсковедов о духовном кризисе писателя (кандидатская диссертация Л.Е. Хворовой "Проза С.Н. Сергеева-Ценского 20-х - начала 30-х годов: мир художника, реальность бытия"). Попадают в поле зрения исследователей произведения писателя, до сих пор не ставшие предметом отдельного монографического исследования (кандидатская диссертация Е.А. Зверевой "Роман С.Н. Сергеева-Ценского "Обреченные на гибель": нравственнок философский и поэтический контекст). Предлагаются иные, в сравнении с предыдущими, подходы в оценке творчества писателя. Например, с духовно-нравственных позиций рассмотрено центральное произведение всего творчества писателя - эпопея "Преображение России" в докторской диссертации JI.E. Хворовой "Эпопея С.Н. Сергеева-Ценскго "Преображение России" в культурно-аксиологической парадигме русской литературы" [10].

Однако несмотря на разнообразие подходов и оценок, на стремление исследователей включить творчество писателя в более широкий историко-культурный контекст, представление С.Н. Сергеева-Ценского о месте человека в мире и в связи с этим специфика воплощения характера современного человека в его творчестве еще мало изучены. Проблема человека, звучавшая с "любовной тревогой" (М.Горький) во всем творчестве писателя, до сих пор не получила целостного, комплексного анализа.

Тезисное обозначение этой проблемы находим в работах ряда исследователей: Г.В. Клейменовой: "Творчество Сергеева-Ценского (1898-1913)" -1966; Ю.Д. Анипкина: "Мировосприятие и стиль раннего С.Н. Сергеева-Ценского (1898 - 1914)" - 1970; A.A. Калашниковой: "Проблема личности в дооктябрьском творчестве С.Н. Сергеева-Ценского" - 1978; Г.Ю. Писакиной: "Дооктябрьское творчество С.Н. Сергеева-Ценского: (Становление художественного самосознания писателя)" - 1989; Е.А. Прониной: "Ранняя проза С.Н. Сергеева-Ценского: поэтика неореализма" - 2000.

Однако обращение ценсковедов к подобной проблематике чаще всего ограничивалось рамками 1913 - 1914 годов или дооктябрьским периодом в творчестве писателя.

Более объемный художественный пласт творческого наследия С.Н. Сергеева-Ценского рассмотрен в диссертациях Ю.М. Шпрыгова ("Творчество С.Н. Сергеева-Ценского 1898-1934 годов (Путь к социалистическому реализму)"; Г.Е. Жиляева ("Художественная проза С.Н. Сергеева-Ценского: (Проблематика и поэтика)". Однако в задами этих исследований не входит рассмотрение эволюции концепции человека в границах определенного хронологического периода. Внимание исследователей сосредоточено на фактах творческой биографии писателя, что позволяет говорить о нем как о представителе литературы социалистического реализма, создавшем образ нового человека - человека активного, деятельного, целеустремленного. Однако путь, которым прошел Сергеев-Ценский, пытаясь понять, каким должен быть новой человек, остался неизученным. Кроме того, нередко исследователи в осмыслении образа человека в творчестве С.Н. Сергеева-Ценского высказывают противоположные, опровергающие друг друга суждения.

Одни исследователи склонны трактовать образ того или иного героя прежде всего в контексте социальных связей и отношений, другие обращают преимущественное внимание на общечеловеческую его характеристику (например, образ Федора Титкова в поэме "Живая вода") [! 1]. Третьи в образе того или иного главного героя видят будущего революционера, строителя новой жизни, продолжателя традиций горьковеких героев и одновременно подчеркивается нечеткость его идейных позиций, устремлений, раздвоенность сознания (например, характер Фрола Бердоносова в поэме "Лесная топь") [12].

С.Н. Сергеев-Ценский размышлял о человеке, показывая его в разных ситуациях, высвечивая различные грани его натуры. Эти размышления имеют характер не разрозненных оценок человеческих типов и характеров, а достаточно стройную систему авторских представлений о современном ему человеке. В связи с этим представляется возможным вести речь о формировавшейся на протяжении многих лет концепции человека в прозе С.Сергеева-Ценского.

Актуальность диссертационного исследования определяется необходимостью целостного анализа концепции человека и ее эволюции в прозе писателя первой трети XX века, без чего невозможно сложить завершенное представление о творческой индивидуальности писателя, о статусе человека в художественном мире С.Н. Сергеева-Ценского, а общая картина литературного развития этого периода будет не полной.

Материалом диссертации является проза С.Н. Сергеева-Ценского 1900-х - начала 1930-х годов. Хронологические рамки исследования определены в соответствии с общепринятой и обоснованной в ценсковедении периодизацией. Основной акцент сделан на изучении малой эпической прозы, в которой особенности поэтической системы писателя проявились наиболее выразительно. Для более убедительной аргументации выдвинутой концепции привлекаются отдельные повести. Идейно-художественная структура произведений стала объектом осмысления, а эволюция представлений писателя о мире и человеке - предметом диссертационного исследования.

Цель исследования - восстановить целостность концепции человека в произведениях С.Н. Сергеева-Ценского первой трети XX века и проследить ее эволюцию. Поставленной целью обусловлены основные задачи анализа:

-выявить влияние социокультурной ситуации начала XX века на мироощущение писателя;

-рассмотреть на примере обозначенной в диссертации "философии случая" меняющиеся представления писателя о статусе человека в современном мире;

-определить черты эволюции концепции человека в произведениях С.Н. Сергеева-Ценского 1900-х - начала 1930-х годов;

-проследить, как менялась поэтика характера человека в прозе писателя указанного периода.

С целью и задачами исследования связан выбор метода, в основе которого - синтез историко-культурного, структурно-поэтического, сравнительно-типологического и семантического подходов.

Выдвигаемая в диссертации рабочая гипотеза: творчество С.Н. Сергеева-Ценского первой трети XX века претерпело значительные изменения, отразившиеся в эволюции концепции человека и художественных средств ее выражения. В ранних произведениях осмысление автором человека и современной действительности воплотилось в образах леденящей душу тундры, молчаливого погоста, бреда, майората, лесной топи. Покорившись стихии окружающей жизни, не умея бороться за достойное, осмысленное человеческое существование, человек стал живым воплощением "узкой", "молчаливой" жизни. В 1910-е годы начинается активный поиск героями путей к будущему преображению и человека, и окружающей действительности. Этапы обращения писателя к проблеме человека в рассказах 1900-х -начала 1930-х годов характеризуются стремлением уйти от человека "узкого" (пассивного, жалкого, лишенного счастья, погруженного в атмосферу мещанского быта) к человеку "преображенному" (активному, волевому, созидающему).

Теоретико-методологической базой исследования являются труды выдающихся русских историков и теоретиков литературы В.В. Виноградова, М.М. Бахтина, Д.С. Лихачева, Ю.Н. Тынянова, А.Н. Веселовского, П.В. Палиевского. Учитываются достижения современного литературоведения в изучении русской прозы конца XIX - начала XX веков, публикации Л. А. Колобаевой, В. А. Мескина, Л. К. Долгополова, В. А. Келдыша, Л.А. Смирновой, К.Д. Муратовой, других ученых.

Работа опирается на труды ценсковедов Ю.Д. Анипкина, Г.Е. Жиляева, П.И. Плукша, И.М. Шевцова, Л.Е. Хворовой, Ю.М. Шпрыгова и других. Учтен опыт работы кафедры истории русской литературы Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина над изучением широкой проблематики прозы С.Н. Сергеева-Ценского.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Обращение писателя к проблеме человека обусловлено общей социокультурной ситуацией в стране, литературным контекстом эпохи, особенностями творческого почерка, художественными задачами С.Н. Сергеева-Ценского. Учитывая опыт предшественников, продолжая традиции отечественной литературы и одновременно не оставаясь равнодушным к художественным тенденциям своего времени, Сергеев-Ценский воплотил свои представления о мире и человеке в оригинальной художественной форме.

2. Философские размышления С.Н. Сергеева-Ценского об ощутимом влиянии судьбы, рока, случая на жизнь человека нашли отражение в обозначенной в диссертации "философии случая" писателя. От мысли, что жизнь человека находится во власти нелепой, жестокой судьбы, неумолимого рока, о беззащитности и обреченности человека (1900-е годы), С.Н. Сергеев-Ценский уже в 1910-е годы приходит к оправданию наполненного смыслом человеческого существования, однако подобная проблематика не перестает волновать писателя, обретая в разные годы принципиально различное идейно-художественное воплощение.

3. Человек в художественной системе С.Н. Сергеева-Ценского не оставался статичным, неизменным. Эволюция представлений писателя о мире и человеке отразила его стремление прийти от человека "узкого" к человеку "преображенному". Человек изображался сначала забитым, темным, слабым, жалким, лишенным счастья, душевного и духовного совершенства, затем протестующим, ищущим гармонии и совершенства жизни, вновь жестоким, равнодушным, и, наконец, строителем новой жизни. Однако в разные периоды творчества, высвечивая различные грани человеческой натуры, в писателе не ослабевало "ярко и сильно выраженное - мудрое и действенное сострадание к людям".

4. Каждый новый аспект постижения сущностных характеристик человека требовал новых средств художественного выражения. Художественный мир писателя предстает как стройная система, включающая в себя целый ряд поэтических особенностей, проявляющихся на сюжетном, композиционном и языковом уровнях. Эволюция отдельных мотивов (узости, молчания, забвения, любви и сострадания к ближнему), образов-символов (дома, солнца), поэтики цветообозначений отразила поиски автором самобытной формы воплощения своих размышлений.

Научная новизна заключается в том, что впервые предметом отдельного монографического исследования стала концепция человека в творчестве С.Н. Сергеева-Ценского первой трети XX века, ее эволюция, общая философия, а также особенности художественного воплощения.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно дает наиболее полное представление о творческих исканиях и эстетических принципах писателя в обозначенный в диссер тации период, о размышлениях Сергеева-Ценского о месте человека в мире и в связи с этим о художественной специфике характера человека в его творчестве.

Практическое значение работы связано с возможностью использования ее результатов при разработке общей историко-литературной концепции творчества С.Н. Сергеева-Ценского, в процессе изучения курса истории русской литературы XX века, в спецкурсах и спецсеминарах на филологических факультетах, в практике школьного преподавания.

Апробация исследования осуществлялась на конференциях молодых ученых (Тамбов, 1998 - 1999), на заседаниях кафедры истории русской литературы Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, на конференции "VI Шешуковские чтения" (МПГУ, 2002). Результаты исследования использовались в лекционных курсах и на аспирантских семинарах для студентов.

Основные положения диссертации изложены в пяти публикациях.

Структура работы включает введение, три главы, заключение и список использованной литературы, состоящий из 23 1 наименования.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Эволюция концепции человека в прозе С. Н. Сергеева-Ценского первой трети XX века"

Заключение

1. Келдыш В.А. Русский реализм начала XX века. М.: Наука, 1975. С. 163.

2. Цит. по: Хворова Л.Е. "Я с Россией до конца.": С.Н. Сергеев-Ценский и литературно-общественная жизнь после революции // "Я с Россией до конца.": С.Н. Сергеев-Ценский и современность / Под ред. проф. Л.В. Поляковой. Тамбов: Изд-во Тамбовского гос. ун-та им. Г.Р. Державина, 1995. С.ЗЗ.

3. Горький М. Разрушение личности // О литературе. М.: Советская Россия, 1980. С.86.

 

Список научной литературыБуркина, Ольга Алексеевна, диссертация по теме "Русская литература"

1. РГАЛИ. Ф.1161. - On Л. - Ед. хр. 108. С.Н. Сергеев-Ценский. Павлин: Рассказ. Автограф (без начала) и гранки. - Март, 1928.

2. РГАЛИ. Ф.1161. - On. 1. - Ед. хр. 222. С.Н. Сергеев-Ценский. Воспоминания о Л.Н. Андрееве, М.П. Арцыбашеве, А.И. Куприне, И.С.Шмелеве и др. Машинопись. - 1945.

3. РГАЛИ. Ф.1161. - On. 1. - Ед. хр. 379. С.Н. Сергеев-Ценский. Письма С.Н. Сергеева-Ценского аспирантам (фамилии па "Б" - "И"), работающим над диссертациями о его творчестве. - 1 8февр. 195 1 г. - 2 февр. 1958г.

4. Сергеев-Ценский С.Н. Собр. соч. : В 14-ти томах. Л.: Мысль, 1928.

5. Сергеев-Ценский С.Н. Собр. соч.: В 10-ти томах. М.: Гослитиздат, 1955-1956.

6. Сергеев-Ценский С.Н. Собр. соч.: В 12-ти томах / Под ред. Н.М. Любимова. М.: Правда, 1967.

7. Сергеев-Ценский С.Н. Автобиография // Литературная газета. 1975. 16 апреля. № 16. С.6.

8. Сергеев-Ценский С.Н. Витязи морей: Исторические очерки, рассказы, новеллы, статьи. М.: Воениздат, 1985. 190 с.

9. Сергеев-Ценский С.Н. Избранное. М.: Гослитиздат, 1950. 732 с.

10. Сергеев-Ценский С.Н. Избранное. М,: Советский писатель, 1956. -624 с.

11. Сергеев-Ценский С.Н. Московская повесть. М.: Московский рабочий, 1961.-624 с.

12. Сергеев-Ценский С.Н. Избранные произведения: В 2-х томах. Симферополь, 1975. -432 с.

13. Сергеев-Ценский С.Н. О художественном мастерстве. Симферополь: Крымиздат, 1956. 224 с.

14. Сергеев-Ценский С.Н. Повести и рассказы. Симферополь: Крымиздат, 1963.-790 с.

15. Сергеев-Ценский С.Н. Повести и рассказы. М.: Правда, 1984. 575 с.

16. Сергеев-Ценский С.Н. Радость творчества: Статьи. Воспоминания.

17. Письма. Симферополь: Крым, 1969. — 216 с.

18. Сергеев-Ценский С.Н. Талант и гений / Сост. и примеч. В.Козлова. М.: Современник, 1981. 319 с.

19. Сергеев-Ценский С.Н. Трудитесь много и радостно. Избранная публицистика. М.: Молодая гвардия, 1975. 334 с.

20. Сергеев-Ценский С.Н. Листок письма на косогоре.: Стихи. Тамбов: Пролетарский светоч, 2001. 119 с.1.

21. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Худож. лит, 1975. 504 с.

22. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советская Россия, 1979.-320 с.

23. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. -423 с.

24. Бахтинские чтения. Наследие М.М. Бахтина в контексте мировой культуры. Материалы научно-теоретической конференции. Орел: Изд-во администрации Орловской области, 1997. 226 с.

25. Бердяев H.A. Духовное состояние современного мира // Новый мир. 1990. №1. С.209-216.

26. Бердяев H.A. Конец Ренессанса и кризис гуманизма. Разложение человеческого образа // Новый мир. 1990. № 1. С.209-216.

27. Бердяев H.A. Кризис интеллекта и миссия интеллигенции // Новый мир. 1990. № 1.С. 228-231.

28. Бердяев H.A. Кризис искусства. (Репринтное издание) М.: СП Интерпринт, 1990.-47 с.

29. Бердяев H.A. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. 173 с.

30. Бердяев H.A. Судьба России. М.: Советский писатель, 1990. 346 с.

31. Бердяев H.A. Самопознание (Опыт философской автобиографии). М: Междунар. отношения, 1990. 336 с.

32. Богомолов Н. Заметки о русском модернизме // Новое литературное обозрение. 1997. № 24. С.246-256.

33. Бялик Б. Что такое "русская литература XX века"? // Вопросы литературы. 1963. № 6. С.80-108.

34. Вейдле В.В. Статьи о русской поэзии и культуре // Вопросы литературы. 1990. № 7. С.97-127.

35. Вейдле В.В. Умирание искусства. Размышление о судьбе литературного и художественного творчества / Сост. и послесл. И.А. Доронченкова. СПб.; Аксиома, Мифрил, 1996. 336 с.

36. Виноградов В.В. Поэтика русской литературы: Избранные труды / Послесл. и коммент. А.П. Чудакова. М.: Наука, 1976. 511 с.

37. Волков A.A. Русская литература XX века. Дооктябрьский период. М.: Просвещение, 1964. 503 с.

38. Волков H.H. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1965. 214 с.

39. Вопросы историзма и реализма в русской литературе XIX начала XX века. Сб. статей / Под ред. Г.П. Макогоненко. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. -193 с.

40. Воронский А.К. Литературно-критические статьи / Сост. Г.А. Ворон-ской и А.Г. Дементьева. М.: Советский писатель, ! 963. 423 с.

41. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1986. 572 с.

42. Геллер Л. Слово мера мира. Сборник статей о русской литературе XX века. М.: Изд-во "МИК", 1994. 248 с.

43. Гордович К.Д. История отечественной литературы XX века: Пособие для гуманитарных вузов. СПб.: Специальная литература, 1997. 320 с.

44. Гречнев В. Русский рассказ конца XI X начала XX веков. Проблематика и поэтика жанра. Л.: Наука, 1979. - 208 с.

45. Гуревич П.С. Человек. М.: Дрофа, 1995. 336 с.

46. Днепров В.Д. Идеи времени и формы времени. Д.: Советский писатель, 1980.-600 с.

47. Долгополов Л.К. На рубеже веков: О русской литературе конца XIX — начала XX веков. Л.: Советский писатель, 1977. 368 с.

48. Долгополов Л.К. Русская литература конца XIX начала XX века как этап в литературном развитии // Русская литература. 1976. №.1. С.93-109.

49. Дунаев М.М. Православие и русская литература. В 6-ти частях. 4.5 -М.: Христианская литература, 1999. 736 с.

50. Есаулов Е. Тоталитарность и соборность: два лика русской культуры // Вопросы литературы. 1992. Вып.1. С. 148 170.

51. Жердева В.М. Своеобразие русского символизма // Проблема эволюции русской литературы XX века. Четвертые Шешуковские чтения: Материалы межвузовской научной конференции. Вып. 6. М.: Кафедра русской литературы XX века МПГУ, 2000. С.66-67.

52. Живая мысль. К 100-летию со дня рождения Г.Н. Поспелова. М.: Изд-во МГУ, 1999.-347 с.

53. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика: Избранные труды / Вступит, статья Д.С. Лихачева. Л.: Паука, 1977. 407 с.

54. Замятин Е.И. Избранные произведения. М.: Сов. Россия, 1990. 544 с.

55. Замятин Е.И. Я боюсь: Литературная критика. Публицистика. Воспоминания / Сост. и коммент. А.Ю. Галушкина, М.Ю. Любимовой; Вступит, ст. В.А. Келдыша. М.: Наследие, 1999. 359 с.

56. Зверев A.M. XX век как литературная эпоха // Вопросы литературы. 1992. Вып.2. С.3-56.

57. Зверев A.M. Когда пробьет последний час природы. Антиутопия. XX век // Вопросы литературы. 1989. № 1. С.26-69.

58. Иванов Вяч. Собр. соч. Т.З. / Под ред. Д.И. Иванова и О.Дещарт. Брюссель, 1979.

59. История русской советской литературы, 1917-1965: В 4-х томах. Т.2. М.: Наука, 1967.-643 с.

60. История русской литературы: В 4-х томах. / Редкол. Н.И. Пруцков и др. Т.4. Литература конца XIX начала XX века / Под ред. К.Д. Муратовой. Л.: Наука, 1983.-783 с.

61. Келдыш В.А. Русский реализм начала XX века. М.: Наука, 1975. 280с.

62. Келдыш В.А. Приобретения и задачи. О некоторых проблемах русского литературного процесса конца XIX начала XX столетия и их изучение // Вопросы литературы. 1983. № 2. С. 136-155.

63. Келдыш A.A. На рубеже художественных эпох: (О русской литературе конца XIX начала XX веков) // Вопросы литературы. 1993. Вып.2. С.92-105.

64. Колобаева Л.А. Концепция личности в русской литературе рубежа Х1Х-ХХ веков // Вестник МГУ. Сер. Филология. 1987. № 2. С.7-18.

65. Колобаева Л.А. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX XX веков. М.: Изд-во МГУ, 1990. - 336 с.

66. Колтоновская Е.А. Критические этюды. СПБ.: Просвещение, 1912. -292 с.

67. Кудрявая Н.В. Религиозно-нравственное учение Л.Н. Толстого: философские аспекты // Педагогика. 1993. № 1. С.82-87.

68. Кулешов В. Нерешенные вопросы изучения русской литературы рубежа Х1Х-ХХ веков // Вопросы литературы. 1 982. № 8. С.50-74.

69. Литературно-эстетические концепции в России конца XIX начала XX века / Под ред. Б.А. Бялика. М.: Наука, 1975. - 416 с.

70. Лихачев Д.С. Избранные работы: В 3-х томах. Т. 3. Человек в литературе Древней Руси: Монография; О "Слове о полку Игореве"; Литература -реальность литература; О Садах. - Л.: Худож. лит., 1987. - 520 с.

71. Локс К.Г. Современная проза // Вопросы литературы. 1992. Вып. 2. С.236-249.

72. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970.-384 с,

73. Майорова Т.А. К вопросу о концепции человека в творчестве Е.Замятина//Кредо. 1995. № 12. С,2-9.

74. Маркович В.М. Человек в романах И.С. Тургенева. Л.: Изд-во Ленинградского гос. ун-та, 1975. 152 с.

75. Мескин В.Д. Человек в философской системе Вл.Соловьева // Педагогика. 1993. № 6. С.64-68.

76. Мескин В.А. Грани русской прозы: Ф.Сологуб, Л.Андреев, И.Бунин. Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2000. 152 с.

77. Михайлов О. Страницы русского реализма. Заметки о русской литературе XX века. М.: Современник, 1982. 282 с.

78. Михайлова A.A. О художественной условности. М.: Мысль, 1966.

79. Муратова К.Д. Задачи изучения литературы конца Х1Х-начала XX века // Русская литература XX века (Дооктябрьский период). Калуга: Изд-во Калужского гос. пед. иц-та, 1970. С. 3-15.

80. О литературно-художественных течениях XX века. Сб. статей / Под ред, Л.Г. Андреева, А.Г. Соколова. М.: Изд-во МГУ, 1966. 244 с.

81. Полякова ЛВ. Пути развития теории жанра в работах последних лет // Русская литература. 1985. № 1. С.212-225.

82. Поспелов Г.Н. Вопросы методологии и поэтики. Сборник статей. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. 336 с.

83. Проблемы художественного миромоделирования в русской литературе XIX XX веков. Сб. трудов. Вып. 4 / Иод ред. А.В. Урманова, С.И. Красовской. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 1999. - 108 с,

84. Редько A.M. Литературно-художественные искания в конце XIX -начале XX веков. Л.: Книгоизд-во "Сеятель" Е.В. Высоцкого, 1924. -230 с.

85. Розанов В.В. Мысли о литературе. М.: Современник, 1898. 605 с,

86. Русская литература XX века (Дооктябрьский период). Сборник статей. Калуга: Изд-во Калужского пед. ин-та, 1968. 292 с.

87. Русская литература XX века (Дооктябрьский период). Сборник второй. Калуга: Изд-во Калужского пед. ин-та, 1970. 279 с.

88. Русская литература конца XIX начала XX века / Под ред. Б.А. Еяли-ка. М.: Наука, 1972.-732 с.

89. Русская идея / Cocí, и автор вступит статьи М.А. Маслин. М.: Республика, 1992. 496 с.

90. Русская советская повесть 20 30-х годов. Л.: Наука, 1976. - 254 с.

91. Семенова С.Г. Этика "Общего дела" Н.Ф. Федорова: (Из цикла "История этических учений"). М.: Знание, 1989. 64 с.

92. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М.: Ху-држ. лит., 1972. 543 с.

93. Смирнова JI.A. Проблемы реализма в русской прозе начала XX века. М.: Просвещение, 1977. 208 с.

94. Судьбы русского реализма начала XX века /' Под ред. К.Д. Муратовой. Л.: Наука, 1972. 284 с.

95. Тагер Е, Избранные работы о литературе, М.: Советский писатель,1988. 506 с,

96. Тынянов Ю.Н, Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977.- 574 с.

97. Философия XX века. Учебное пособие. М.: ЦЙИО общества "Знание" России, 1997. -288 с.

98. Философия русского религиозного искусства, Антология / Сост., общ. ред. и предисл. Н.К. Гаврюшина. М.: Прогресс, 1993. -400 с.

99. Философский энциклопедический словарь, М.: Сов. Энциклопедия,1989.- 815 с.

100. Чудаков А.П. Слово вещь - мир. От Пушкина до Толстого. М.: Современный писатель, 1992. - 320 с.

101. Храпченко М.Б. Собр. соч.: В 4-х томах. М.: Худ. литература, 19801982.

102. Т.З. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. 1981.- 43 1 с.

103. Т.4.Художественное творчество, действительность, человек. 1982. 479 с.

104. Файнберг Р.И. Личность и коллектив: поиск гармонии // Педагогика. № 1-2. 1992. С.42-49.

105. Феномен человека: Антология / Сост., в ступ. ст. ПС. Гуревича, М.: Высшая шк., 1993. 349 с.

106. Это человек: Антология / Сост., вступ. ст. П.С. Гуревича. М.: Высшая шк., 1995.-320 с.

107. Анипкин Ю.Д. Проблема счастья в дореволюционном творчестве С.Н. Сергеева-Ценского // Материалы конференции, посвященной 90-летию со дня рождения С.Н. Сергеева-Ценского. Симферополь: Крым, 1965. С.24-27.

108. Анипкин Ю.Д. О переходных замыслах С.Н. Сергеева-Ценского 10-х годов ("Наклонная Елена", "Вера, Надежда, Любовь") // Русская литература XX века: Дооктябрьский период. Калуга: Изд-во Калужского пед. ин-та, 1968. С,247-253.

109. Анипкин Ю.Д. С.Н. Сергеев-Ценский. К 110-летию со дня рождения. М.: Знание, 1974.-64 с.

110. Бармин A.B. Преображение России /У О традициях и новаторстве в литературе. Межвузовский научный сборник. Уфа: Изд-во Башкирского гос. ун-та, 1980. С.83-86.

111. Богачер М, Певец "обреченных" (О творчестве С.Сергеева-Ценского) // Русский язык в советской школе. 1931. № 4. С.33-48.

112. Борисова В. С.Н. Сергеев-Ценский /7 Сергеев-Ценский С.Н. Собр. соч.: В 10-ти томах. Т.1. М.: Худож. лит., 1955. С.5-23.

113. Бурлаков Н.С. Некоторые особенности рассказа С.Н. Сергеева-Ценского // Русская литература XX века: Дооктябрьский период. Калуга: Изд-во Калужского пед. ин-та, 1968. С. 239-246,

114. Брызгалова Г.Ф. Стереотипы народно-разговорной речи в произведениях С.Н. Сергеева-Ценекого // Актуальные вопросы русской филологии. М., 1975. С.34-39.

115. Вайсерберг М.Я., Тартаковская М.Е. С.Н. Сергеев-Ценский художник. Ташкент: Изд-во "Фан" Узбекской ССР. 1977. - 110 с.

116. Ванюков А.И. Повесть в эпической системе С.Н. Сергеева-Ценекого: (Типология и поэтика жанра) // Кредо. 1996. № 6-7. С.9-16.

117. Волков В.П. Мастер эпических полотен /У Литературная газета. 1975. 24 сентября. СЛ.

118. Волков A.A. С.Н. Сергеев-Ценский // Сергеев-Ценский С.Е!. Избранное. М.: Гослитиздат, 1950. С.3-10.

119. Воровский В.В. Нечто о г-не Cepi ееве-Ценском ("Береговое" -"Шиповник", № 5) // Воровский В.В. Литературная критика. М.: Худож. лит., 1971. С. 163-166.

120. Гаврилов В.Н. Писатель, художник, педагог: К 110-летию со дня рождения С.Н. Сергеева-Ценекого // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. Киев, 1985. № 9. С.72-74.

121. Горнфельд А.Г. Истерический Фауст /У Горнфельд А.Г. Книги и люди: Литературные беседы. СПб.: Жизнь, 1908. С. 1 56-165.

122. Горнфельд А.Г. Путь Сергеева-Ценекого /У Русское богатство. 1913. № 12. С. 121-152.

123. Дегтярев П. Властелин словесных тайн. К 110-летию со дня рождения С.Н. Сергеева-Ценекого // Радуга. Киев, 1975. № 10. С. 145-156.

124. Дегтярев П. О творчестве С.Н. Сергеева-Ценекого // Сергеев-Ценский С.Н. Преображение России: Эпопея. Симферополь: Таврия, 1985, С.745-751.

125. Дробчик И.А. Мастер пейзажа // Русская речь. 1978. № 3. С.30-32.

126. Ефремин А. С.Сергеев-Ценский: К 30-летию литературной деятельности // Новый мир. 1932. № 3. С.203-216.

127. Жиляев Г.Е. О некоторых особенностях мастерства С,Н. Сергеева-Ценского // Материалы конференции, посвященной 90-летию со дня рождения С.Н. Сергеева-Ценского. Симферополь: Крым, 1965. С. 12-17.

128. Замощкин Н.И. Сорокалетие (О С.Н. Сергееве-Ценском) // Октябрь. 1940. С.162-179; № 12. С.142-157.

129. Замощкин H.H. С.Н. Сергеев-Ценский. М.: ГИХЛ, 1942. 204 с.

130. Замошкин H.H. Спутники нашей жизни. М.: Советский писатель, 1964,- 211 с.

131. Захарова В.Т. Импрессионизм в ранней прозе Сергеева-Ценского // Художественный текст и культура: Тезисы докладов на Всероссийской научной конференции. Владимир: Изд-во Владимирского пед. ин-та, 1993. С.71-73,

132. Калашникова A.A. Властелин словесных тайн /V В мире книг. 1975. № 9. С.71-72.

133. Калашникова A.A. Герой и время в романе С.Н. Сергеева-Ценского "Бабаев" // Русская литература XX века. М: Советская литература, 1975. С.35-53.

134. Калашникова A.A. Сергеев-Ценский и русские писатели // Литературная Россия. 1976. № 9. 27 февраля. С.20.

135. Келдыш В.А. Русский реализм начала XX века. М: Наука, 1975. -280 с.

136. Козлов В>.К. Певец боевой славы русского народа // Сергеев-Ценский С.Н. Витязи морей: Исторические очерки, рассказы, новеллы, статьи. М.: Воениздат, 1985. С,5-14.

137. Козлов В.К., Путнин Ф.В. Творческий путь С.Н. Сергеева-Ценского /7 Сергеев-Ценский С.Н. Собр. соч.: В 12-ти ¡омах. T.l. М.: Правда, 1967. С.З-26.

138. Колтоновская Е.А. Из новейшей литературы. Сергеев-Ценский /7 Русская мысль. 1913. № 12. С. 95-110.

139. Котляр А. О мнимо слабых /V Худ. литература. 1933. №> 7. С.14-15.

140. Котляр А. Философия обывательщины /V Худ. литература. 1935. С.13

141. Кранихфедьд В.П. Поэт красочных пятен (С.Н. Сергеев-Ценский) // Современный мир, 1910. № 7. С. 108.

142. Кранихфедьд В.Г1. Сергеев-Ценский /У Кранихфедьд В.Г1. В мире идей и образов: В 3-х томах. Т.2. СПб., 1912. С.94 -131.

143. Крутикова Л.В. Реалистическая проза 1910-х годов (рассказ и повесть) // Судьбы русского реализма начала XX века. Л.: Наука, 1972, С.164-007

144. Кундиренко Г.П. В годы первой русской революции // Огонек. 1975. № 39. С. 12.

145. Любимов Н.М. Несгораемые слова: об искусстве С.Н. Сергеева-Ценского // Сергеев-Ценский С.Н. Собр. соч.: В i 2-ти томах. Т. 12. М.: Изд-во "Правда", 1967. С.516-529.

146. Макаренко Г.С. Последний год (О незавершенных работах, творческих планах писателя) // Советская Украина. 1959. № 12. С. 117-129.

147. Макаренко Г.С. С.Н. Сергеев-Цене к и й. Критико-биографический очерк. Симферополь: Крымиздат, 1957. 218 с.

148. Материалы конференции, посвященной 90-легию со дня рождения С.Н. Сергеева-Ценского. Симферополь: Крым, 1965. 64 с.

149. Материалы третьей научной конференции, посвященной творчеству С.Н. Сергеева-Ценркого Симферополь: Крым, 1 968. 90 с.

150. Михайлов И. К 85-летию со дня рождения С.Н. Сергеева-Ценского (Об архиве писателя) // Литература и жизнь. 1960. 30 сентября,

151. Михеев Ю.Э. Могучий талант // Тамбовская правда. 1985, 29 сентября, С.З.

152. На пути к преображению. О Сергееве~Ценском /7 Красная газета. 1927. 29 марта.

153. Оляндер Л.К. Война и восприятие мира в эпопее С.Н. Сергеева-Ценского "Преображение России" // Кредо. Î 996. № 6-7. С.28-32.

154. Оляндер JI.K. "Сад" С.Сергеева-Ценского и специфика художественного дарования писателя // Вестник Тамбовского ун-та. Серия: Гуманитарные науки. 2001. №2. С.93-96,

155. Павленко П.А. Крымская палитра // Павленко Г1.А. Собр. соч.: В 6-ти томах. Т.6. М.: ГИХЛ, 1955. С. 158-162.

156. Павличенко В.Д. Столетие могучего таланта // Вопросы русской литературы. Львов, 1976. Вып.2. С. 136-139.

157. Писакина Г.Ю. Начало пути: (раннее творчество С.Н. Сергеева-Ценского) // Актуальные проблемы общего, исторического, сопоставительного языкознания и литературоведения. М,1988. С.374-381.

158. Плукш П.И. С.Н. Сергеев-Ценский: (Жизнь и творчество). ML: Просвещение, 1968. 280 с.

159. Плукш П.И. С.Н, Сергеев-Ценский писатель, человек. ML: Современник, 1975. 237 с.

160. Полякова Л.В. "Я с Россией до конца." /У Литературная Россия. 1995, 22 сентября. JSCs 38. С.! 1.

161. Поповкин Е.Е. Сергеев-Ценский. Литературный портрет. Симферополь: Крымиздат, 1955. 63 с.

162. Пресняков О.П. С.Н. Сергеев-Ценский // История русской советской литературы: В 4-х томах. Т.2. М.; Наука, 1967. С.316-334,

163. Прямков A.B. Из переписки с Сергеевым-Ценским // Русская литература. 1975. №З.С.219-221.

164. Пушков В. Первые встречи: К 85-летию С.Н. Сергеева-Ценского. Симферополь: Таврия, 1985. 78 с.

165. Радугии К. У подножия орлиной горы: (Встречи с С.Н. Сергеевым-Ценским) // Наука и жизнь. 1984. № 8. С. 114-1 1 7.

166. Сваровская С.А. Особенности сюже гостроения малой прозы 1910-х годов (На материале творчества С.Подъячева, И.Шмелева, С.Сергеева-Ценского) // Художественное творчество и литературный процесс. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1998, Вып.8. С.22-40.

167. Сергеев-Ценский в жизни и творчест ве (Воспоминания современников). Тамбов: Книжное изд-во, 1963. 192 с.

168. Слобожанинова JI. Щедрый художник // Урал. Свердловск, 1975. С.115-117.

169. Смирнов A.C. О реалистической символике в "Преображении России" С.Н. Сергеева-Ценского // Филологические науки. 1975. № 5 (89). С.З-10.

170. Смирнова JI.A. Проблемы реализма в русской прозе начала XX века. М; Просвещение, 1977. 208 с.

171. Степанов Г.Г. "Ваял, а не писал" // Литературная Россия. 1984. № 14. 30 марта. С. 19.

172. Степанов Г.Г. Дорогой длинною: Повествование. Краснодар: Книжное изд-во, 1985. 415 с.

173. Степанов Г.Г. A.C. Новиков-Прибой С.Н. Сергеев-Ценский: (Письма и встречи). Краснодар: Книжное изд-во, 1963. - 224 с.

174. Степанов Г.Г. Юность поэта. Краснодар: Книжное изд-во, 1975. -192с.

175. Тартаковская И.Е. Художественная деталь в творчестве С.Н. Сергеева-Ценского // Актуальные проблемы филологических наук. Ташкент: Изд-во Ташкентского гос. пед. ин-та. им. Низами, 1977. Т. 195. С. 101-103.

176. Усиевич Е. О Сергееве-Ценском // Усиевич Е. Писатели и действительность. М.: Худож. лит., 1936. С. 164-212.

177. Фриче В. Маски классового врага // Книга и революция. 1929. № 3. С.3-7.

178. Чацкина С. О пантеизме Сергеева-Ценского // Северные записки. 1913. № 5. С. 233-242.

179. Чуковский К.И. Поэт бесплодия // Чуковский К.И. Книга о современных писателях. СПб., 1914. €.73-88

180. Хворова Л.Е. Сказ как тип повествования в теоретическом обосновании неореализма Евг. Замятина: взгляд из сегодня: В 6-ти книгах. Кн. 4 / Под ред. проф. Л.В. Поляковой. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 1997. С 163-170.

181. Хворова Л.Е. "Я с Россией до конца." // "Я с Россией до конца.": С.Н. Сергеев-Ценский и современность / Под ред. проф. Л.В. Поляковой. Тамбов: Изд-во Тамбовского гос. ун-та им. Г. Р. Державина, 1995. С.29-55.

182. Хворова JI.E. Эпопея С.Н. Сергеева-Ценского "Преображение России" в контексте русской литературы. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2000. 155 с.

183. Цыганник В.П. Живые строки // Радуга. Киев, 1985. № 9. С. 138-141.

184. Цыганник В.П. Публицистика С.Н. Сергеева-Ценского в годы Великой Отечественной войны // Вопросы русской литературы. Львов, 1987. Вып.2. С.3-8.

185. Чалмаев В.А. Певец преображенной России // Литературная Россия. 1975. 26 сентября.

186. Чалмаев В.А. "С солнцем в крови" // Сергеев-Ценский С.Н. Неторопливое солнце: Роман, повести, рассказы. М.: Современник, 1985. С.5-18.

187. S. Чернявская Л.И. Автобиографизм в романах С.Н. Сергеева-Ценского // Ученые записки МГПИ им. В.И. Ленина. 1969. № 328.

188. Шамаро А. "Нет мира, кроме земного мира." // Наука и религия. 1975. № 9. С.88-91.

189. Шаныгин А. Творчество С.Н. Сергеева-Ценского накануне первой русской революции // Ученые записки Ленинградского пед. ии-та им. А.И. Герцена. 1960. Т.108. 4.2. С.3-40.

190. Шевцов И.М. Подвиг богатыря: (О Сергееве-Ценском). Тамбов: Книжное изд-во, 1960. 446 с.

191. Шевцов И.М. Орел смотрит на солнце: (О Сергееве-Ценском). М.: Молодая гвардия, 1963. 336 с.

192. Шевцов И.М. Беспокойство // Огонек. 1975. № 39. С. 15.

193. Шевцов И.М. О Сергееве-Ценском (Грустные заметки) // Молодая гвардия. 1996. № 1. С.247-254.

194. Шорыгина М.И. Властелин словесных тайн // Русская речь. 1975. № 5. С.77-81.

195. Шорыгина М.И. А.М. Горький и С.Н. Сергеев-Ценский // Материалы конференции, посвященной 90-летию со дня рождения С.Н. Сергеева-Ценского. Симферополь: Крым, 1965. С. 3-7.

196. Шпрыгов Ю.М. С. Сергеев-Ценский и Л.Андреев // Русская литература. 1976. № 1. С. 197-207.

197. Шпрыгов Ю.М. Чувство родины // Аврора. 1975. № 9. С.65-67.

198. Щербина В.Р. Сергеев-Ценский // Новый мир. 1943. № 10-11. С.122-163.

199. Анипкин Ю.Д. Мировосприятие и стиль раннего С.Н. Сергеева-Ценского (1898-1914). Дис. .канд. филол. наук. М, 1970.-276 с.

200. Берестовская Д.С. Литературно-критические взгляды С.Н. Сергеева-Ценского. Дис. . канд. филол. наук. М, 1971. 318 с.

201. Жиляев Г.Е. Художественная проза С.Н. Сергеева-Ценского (Проблематика и поэтика). Дис. . д-ра филол. наук. Армавир, 1969. 725 с.

202. Зверева Е.А. Роман С.Н. Сергеева-Ценского "Обреченные на гибель": нравственно-философский и поэтический контекст. Дис. . канд. филол. паук. Тамбов, 2000. 204 с.

203. Иванов H.H. Взаимодействие эпического и лирического в русской прозе 1910-х годов: (На материале произведений М.Горького, С.Н. Сергеева-Ценского, А.Н. Толстого). Дис. . канд. филол. наук. М., 1990 176 с.

204. Калашникова A.A. Проблема личности в дооктябрьском творчестве С.Н. Сергеева-Ценского. Дис. . канд. филол. наук. М, 1978. 188 с.

205. Калашникова A.A. Проблема личности в дооктябрьском творчестве С.Н. Сергеева-Ценского, Автореферат дис. . канд. филол. наук. М, 1978. -16 с.

206. Клейменова Г.В. Творчество С.Н. Сергеева-Ценского (1898-1913). Дис. . канд. филол. наук. Иркутск, 1966. 356 с.

207. Писакина Г.Ю. Дооктябрьское творчество С.Н. Сергеева-Ценского (Становление художественного самосознания писателя). Дис. . филол. наук. М., 1989.- 199 с.

208. Плукш П.И. С.Н. Сергеев-Ценский (Жизнь и творчество). Дис. . канд. филол. наук. М., 1965. 373 с.

209. Пронина Е.А. Ранняя проза С.Н. Сергеева-Ценского: поэтика неореализма. Дис. . канд. филол. наук. Тамбов, 2000. 186 с.

210. Смирнов A.C. "Преображение России" С.Н. Сергеева-Ценского (концепция, жанр, стиль). Дис. . канд. филол. наук. М, 1973. -215 с.

211. Хворова Л.Е. Проза С.Н. Сергеева-Ценского 20-х начала 30-х годов: Мир художника, реальность бытия. Дис. . канд. филол. наук. Тамбов, 1995.- 197 с.

212. Хворова Л.Е. Эпопея С.Н. Сергеева-Ценского "Преображение России" в культурно-аксиологической парадигме русской литературы. Дис. . д-ра филол. наук. Тамбов, 2000. 341 с.

213. Цыганник В.П. Публицистика С.Н. Сергеева-Ценского. Дис. . канд. филол. наук. Киев, 1986. 200 с.

214. Шорыгина М.И. Становление реализма С.Н. Сергеева-Ценского. Дис. . канд. филол. наук- М., 1964. 373 с.

215. ЩпрыговЮ.М. Творчество С.Н. Сергеева-Ценского 1898-1934 годов. (Путь к социалистическому реализму). Дис. . канд. филол. наук. Л, 1967. -443 с.V

216. Майорова Т.А. Концепция человека в творчестве Е.И. Замятина. Автореферат дис. . канд. филол. наук. М., 1997. 16 с.211

217. Мескин В.А. Кризис сознания и трагическое в русской прозе конца XIX начала XX века. Автореферат дис. . канд. филол. наук. М.,1997. - 48 с.

218. Мескин В.А. Кризис сознания и трагическое в русской прозе конца XIX начала XX века. Дис. . д-ра филол. наук. М, 1997.-433 .