автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Роман С. Н. Сергеева-Ценского "Обреченные на гибель": нравственно-философский и поэтический контекст
Введение диссертации2000 год, автореферат по филологии, Зверева, Екатерина Анатольевна
В истории русской литературы имя Сергея Николаевича Сергеева-Ценского (1875-1958) связано с крупными достижениями в области художественного творчества. Сергеева-Ценского называют в одном ряду с А.Ремизовым, Е.Замятиным, М.Пришвиным [1], стоявшими у истоков новой прозы. Исследователи неоднократно выявляли общность творчества Сергеева-Ценского с художественным наследием И.Бунина, А.Н.Толстого, И.Шмелева, Л.Андреева [2]. М.Горький писал о нем как о "большущем русском художнике, властелине словесных тайн, проницательном духовидце и живописце пейзажа" [3], считая Сергеева-Ценского одним из "блестящих продолжателей колоссальной работы" классиков русской литературы [4].
Такие восторженные отзывы и такая трагическая судьба художника. Большую часть жизни писателя преследовали преимущественно разносная критика, необъективность и редкое понимание исследователей. "Философия обывательщины", "ехидная пошлость", "поэзия кошмаров и ужасов", "маски классового врага", "контрреволюционный аллегорический бытовизм" [5] - это заголовки статей 20-30-х годов о Сергееве-Ценском. Многолетнее ожидание выхода в свет своих произведений. Лишь за два года до смерти - издание наиболее полного собрания сочинений. Защита всего лишь двух диссертаций по его творчеству (диссертация Г.С. Макаренко в 1952 году и в 1955 году дисссертация Н.С. Бурлакова) - и это на закате творчески напряженной долголетней жизни. Только после смерти писателя, издаются наиболее крупные монографические исследования Г.С. Макаренко, П.И.Плукша, И.М. Шевцова, М.Я. Вайсерберга и М.Е. Тартаковской, защищаются 18 диссертаций [6]. Сегодня творчество Сергеева-Ценского, за редким исключением, по-прежнему не изучается в школе и бегло упоминается в вузовских курсах литературы. К сожалению, перестали проходить конференции, посвященные творчеству С.Н.Сергеева-Ценского, проводившиеся в 1965-1968 годах в Симферополе.
В этой связи, особенно ценным представляется вклад в изучение творческого наследия писателя кафедры истории русской литературы Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина. Здесь пишутся и защищаются диссертации о Сергееве-Ценском. В сентябре 1995 года в Тамбове состоялась международная конференция "С.Н.Сергеев-Ценский и современность". На основе ее материалов издана коллективная монография "Я с Россией до конца.": С.Н.Сергеев-Ценский и современность". Она продолжает серию изданий кафедры под рубрикой "Культура русской провинции: проблемы изучения литературного наследия Тамбовского края". В этой серии, начиная с 1990 года, опубликован ряд исследований о Сергееве-Ценском. Сейчас кафедра развернула работу по подготовке к 125-летию писателя. Предложенная диссертация - из ряда конкретных дел.
Роман "Обреченные на гибель" (1923, 1944) занимает принципиально важное место в творческой эволюции Сергеева-Ценского. Как справедливо отмечается в диссертационном исследовании Л.Е. Хворовой, в творчестве писателя "особенно интересным и перспективным для анализа остается период 1917-1934 года. Его, как правило, исследовали либо весьма тенденциозно, поэтому поверхностно, либо вовсе обходили молчанием" [7]. В работах о Сергееве-Ценском стало устойчивым утверждение о том, что после революции писатель переживал глубокий духовный кризис, длившийся на протяжении почти десяти лет [8]. Л.Е. Хворова убедительно доказала, что это не соответствует действительности: "Уже в конце 1918 года Ценский написал повесть "Русская сущность". В этом же году, а затем, хотя и с перерывами, вплоть до 1923 года он работал над "Обреченными на гибель", второй частью романа "Валя", который, кстати, переработал тоже после революции. Вслед за этим последовали повести "Чудо", "Орел и решка", "Смерть ребенка", "Тяга земли". Наметилась совершенно определенная тематика и проблематика творчества" [с. 6]. Роман "Обреченные на гибель", относящийся именно к этому малоисследованному периоду, практически остался рамками литературоведческого анализа: о нем не написано ни одной отдельной диссертации, отсутствуют крупные монографические работы.
Сразу при его публикации в журнале "Красная новь" (1927) роман получил негативный отклик у большинства критиков 20-30-х годов [9]. В качестве основного недостатка автора указывалась ошибочность идеи, воплощенной в триптихе "Золотой век", а также нетипичность образов Ир-тышова и А.Ф. Сыромолотова, явившихся "пасквилем на революцию и социализм" [10]. В вину писателю ставилось изображение переживаний интеллигенции, отсутствие в романе "демократических слоев русского общества" и изображение революции как "натиска тупых, жадных, свирепых, которые неотвратимо уничтож^. ^.^¿уру" [!I].
В 50-70-х годах роман упоминался в работах Г.С. Макаренко, П.И. Плукша, И.М. Шевцова, В.Р. Щербины. Исследователи отмечали "широкую картину жизни <.> довоенной провинциальной интеллигенции" [12] и начало "сюжетной линии одного из главных героев эпопеи -художника Сыромолотова" [13]. В 60-е годы роман "Обреченные на гибель" рассматривался в диссертациях Н.Ф. Федюковой (1963), М.И. Шо-рыгиной (1964), П.И. Плукша (1965) в рамках традиционного взгляда на роман, как на изображение "лагеря обреченных" [14]. Интересно диссертационное исследование Ю.М. Шпрыгова (1966), впервые определившее жанр "Обреченных" как социально-психологический роман, "основная проблема которого - судьба искусства, культуры и человеческой личности в эпоху революций" [с. 419]. В диссертациях 70-х годов (A.C. Смирнов,
Г.Е. Жиляев) роман рассматривался в ряду других произведений Сергеева-Ценского, направленных "в защиту реалистического искусства" [15].
Проблеме реализма искусства в эпопее Сергеева-Ценского "Преображение России" посвящена диссертация В.Н. Гаврилова (1989). Исследователь отводит роману "Обреченные на гибель" отдельную часть во второй главе: "Проблема искусства в романе "Обреченные на гибель", в которой рассматривает фабулу романа, образы художников Сыромолото-вых и поэта Хаджи. Автор диссертации приходит к выводу: роман "служит наглядным примером того, что С.Н.Сергеев-Ценский не смог разобраться во всех <.> переменах", и это, в частности, выражено в картине Сыромо-лотова "Золотой век", воплотившей "ошибочную идею о деградации человечества в послереволюционной действительности" [16]. В заслугу Сер-гееву-Ценскому исследователь ставит "беспощадную критику модернистского трюкачества в литературе и искусстве" и успешный переход его на позиции социалистического реализма. В.Н. Гаврилов соввершенно обоснованно отмечает выдвинутую писателем на первый план проблему искусства в романе "Обреченные на гибель".
В 1995 году в сборнике "Я с Россией до конца." опубликована статья Т.А.Гавриленко "С.Н.Сергеев-Ценский о проблемах художественного творчества (публицистика, роман "Обреченные на гибель")". Автор работы глубоко и обстоятельно исследует проблемы красоты и доступности искусства, общения художника с аудиторией, связи литературы с живописью, занимающие значительное место в публицистике писателя и его романе "Обреченные на гибель". Заканчивая статью положением о том, что роман направлен "в защиту реализма в искусстве" [17], Т.А. Гавриленко выдвигает в качестве научных перспектив тему: "Творчество Сергеева-Ценского и русская классика" и остающуюся открытой проблему художественного творчества в романе "Обреченные на гибель".
По убеждению современных исследователей, в частности Л.В. Поляковой, первые десятилетия XX века - эпоха значительного обновления реализма [с. 4]. Русские писатели начала века, в том числе и Сергеев-Ценский, осознавали этот период как начало новых путей искусства, искали новые средства и возможности художественного отображения жизни. Именно в эти годы писатель переходил к реализму, или, как он сам признавался, к неореализму. Это достаточно новое направление в литературе, прочно сформировавшееся к послереволюционному времени, называли по-разному: "лирическим реализмом" (Ю.Д. Анипкин), "новым реализмом" (Р.И. Иванов-Разумник), "неореализмом" (Е.И. Замятин). Как представляется, наиболее глубокое теоретическое обоснование этого направления было представлено Е.И. Замятиным, относившим к неореализму произведения А.Ремизова, М.Пришвина и С.Сергеева-Ценского. Р.И. Иванов-Разумник, на наш взгляд, верно оценил открытия Сергеева-Ценского, считая сущностью его произведений "новый реализм": "Новый реализм", -а задачи остались все прежние, и тесно связан Сергеев-Ценский со всем прошлым развитием русской литературы" [18]. Писатель действительно всегда оставался сторонником реализма в литературе, хранителем и продолжателем традиций классиков.
Сергеев-Ценский считал, что необходимо беречь логическую стройность русской литературы, то, что принято называть традиционностью, преемственностью. "Литература строилась в прошлом не так, как она вынуждена строиться теперь: она была искусством и шла от творца к творцу преемственно" [19]. Он не стремился учиться у классиков, чтобы их заменить. Для него задачей было стать не "новым" классиком взамен "старого", а "новым", то есть еще одним - продолжить собою ряд, не давая образоваться пробелу.
В письмах и автобиографиях Сергеев-Ценский неоднократно подчеркивал, что он с детства воспитывался на русской классике. Наиболее любимыми и почитаемыми писателями были для него A.C. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь и И.С. Тургенев. "Оттолкнувшись от них, - писал Сергеев-Ценский в статье "О литературе и искусстве", - я выступил со своим приемом письма, который дореволюционные критики окрестили "неореализмом" [20]. В данной работе по-новому аргументируется общепринятая точка зрения о том, что влияние Н.В.Гоголя на творческое развитие Сергеева-Ценского было наиболее сильным и действенным.
Критика не раз обращала внимание на связь произведений Сергеева-Ценского с творчеством Н.В. Гоголя. Исследователи М.Я. Вайсерберг и М.Е. Тартаковская подчеркивали: "Нет сомнения, что кумиром Ценского всегда был Гоголь. Он об этом говорил многократно и с неизменным восхищением чудодейственным даром великого мастера" [21]. Биограф писателя Г.Г. Степанов считал, что "Гоголь был одним из любимейших писателей Ценского, образцом художестввенной гениальности" [22]. В беседах с Г.Г. Степановым писатель постоянно называл Гоголя своим учителем и собирался создать о нем большую трилогию, но закончил лишь одну повесть "Гоголь уходит в ночь". Под закат жизни Сергеев-Ценский написал великолепнейшие очерки "Талант и гений" и "Гоголь как художник слова", где еще раз отчетливо проявилась любовь писателя к своему великому учителю.
Творчество Гоголя было для Сергеева-Ценского своеобразным эталоном, которым он оценивал того или иного писателя, сопоставляя его с Гоголем. В статье "Стиль Тургенева по "Запискам охотника" Сергеев-Ценский сравнивает Тургенева с Гоголем, пишет о новом типе художника - художника "гоголевско-тургеневского склада" [23]. Подчеркивая значение фигуры М.Горького, писатель сравнивает его с гоголевским Днепром, "который все звезды писательского неба, большие и малые, "держит в лоне своем: ни одна не убежит от него, разве погаснет на небе!" [4]. Можно привести десятки примеров такой сверки себя с Гоголем. Для Сергеева
Ценского творчество классика было живым "сотворчеством", на него писатель ориентировался, его идеи продолжал и совершенствовал, его глазами пытался увидеть новую Россию.
Писатель чувствовал, что гоголевское мироощущение во многом ему сродни. "Омертвение души" - вот что страшило обоих писателей и было основным объектом изображения в их произведениях. Загубленные душевные возможности - чисто гоголевский мотив, звучащий своеобразным лейтмотивом в романе Сергеева-Ценского, большинство героев которого обречены если не на физическую, то духовную гибель. Делая предметом художественного осмысления в романе "Обреченные на гибель" перемены, происходящие в эпоху катастроф и потрясений, Сергеев-Ценский обращается к своему кумиру - Н.В .Гоголю, внутреннее содержание творчества которого отличалось предчувствиями, тревогой.
Пристальное внимание Гоголя на разных этапах его творчества привлекал вопрос о взаимоотношении искусства и действительности. Художник и общество, искусство и жизнь, творческие задачи художника - все эти проблемы глубоко волновали его в период работы над "Арабесками" и "Петербургскими повестями". Решению этих вопросов посвящена повесть "Портрет". Продолжая работу классика, Сергеев-Ценский отводит центральное место в романе "Обреченные на гибель" проблемам художественного творчества. Мысль Гоголя о том, что искусство служит не для праздной забавы, а глубоко входит в человеческую жизнь, содействуя ее преобразованию, становится ядром философской концепции романа Сер-геева-Ценского, посвященного проблеме преображения человека через искусство.
Проблема творческих контактов Сергеева-Ценского и Гоголя до сих пор не стала предметом специального развернутого исследования. Тезисное обозначение проблемы дается в статье Ю.М. Шпрыгова [24], диссертации Л.Е. Хворовой, работах Н.М. Любимова [25]. Между тем, без изучения преемственности традиций реалиста XIX века Н.В. Гоголя невозможно в полной мере оценить особенности творческого почерка художника-реалиста века XX. На страницы настоящей работы впервые выносится исследование романа "Обреченные на гибель" в контексте традиций Н.В. Гоголя, что позволяет анализировать художественные открытия Сергеева-Ценского не только как уникальное явление, но и как закономерную часть истории русской литературы.
Актуальность диссертационного исследования определяется необходимостью целостного анализа романа, в том числе и трансформированных в нем литературных влияний, без чего невозможно сложить завершенное представление о творческой индивидуальности Сергеева-Ценского, о месте произведения в творческой эволюции писателя и в структуре эпопеи "Преображение России", а общая картина литературного развития первых десятилетий XX столетия будет явно не полной.
Материалом диссертации является проза С.Н.Сергеева-Ценского. Основной акцент сделан на роман "Обреченные на гибель" с привлечением публицистики и произведений Сергеева-Ценского, в которых поставлены проблемы искусства или продолжена судьба героев романа. Этот пласт художественного наследия писателя, рассматриваемый в контексте философии и поэтики темы искусства, и стал объектом осмысления, а философский и поэтический контекст романа "Обреченные на гибель" -предметом диссертационного исследования.
Цель исследования заключается в осмыслении идейно-художественного своеобразия романа Сергеева-Ценского "Обреченные на гибель" через анализ философии и поэтики темы искусства в нем. Поставленной целью обусловлены основные задачи анализа:
- рассмотреть роман в контексте проблематики искусства начала XX века и наиболее острых дискуссий о нем;
- сформулировать конкретные формы связи "Обреченных на гибель" с традициями русской литературно-художественной классики;
- предложить иную, в сравнении с имеющимися, интерпретацию некоторых аспектов проблемы искусства в романе Сергеева-Ценского;
- выявить истоки и функции реалистической символики;
- определить жанровую специфику "Обреченных на гибель".
С целью и задачами исследования связан выбор метода, в основе которого - синтез историко-культурного, структурно-поэтического, сравнительно-типологического и семантического подходов.
Выдвигаемая в диссертации рабочая гипотеза заключается в следующем: художническая индивидуальность автора "Обреченных на гибель" обусловлена контекстом эстетики неореализма (усиление лирического элемента и символико-обобщенное воссоздание реальности) и влиянием традиций реализма Н.В. Гоголя. Жанровую разновидность романа "Обреченные на гибель" можно определить как лирический нравственно-философский роман. Выстроенная Сергеевым-Ценским концепция этого произведения становится ключом к пониманию всей эпопеи "Преображение России".
Теоретико-методологической базой исследования являются труды выдающихся русских философов и литературоведов B.C. Соловьева, H.A. Бердяева, В.В. Розанова, Г.П. Федотова, В.В. Вейдле, современных теоретиков и историков литературы о связи искусства с действительностью, о новом статусе человека начала XX века, о взаимоотношениях реализма и модернизма, о художественной системе реалистического искусства. Использованы бахтинские теории масок, карнавального мироощущения, его принцип метаморфозы и другие. При исследовании темы искусства в романе использована теоретическая система Г.В.Ф. Гегеля.
Работа опирается на труды ценсковедов Ю.Д. Анипкина, В.Н. Гаври-лова, Т.А. Гавриленко, Г.Е. Жиляева, Г.С. Макаренко, П.И. Плукша, Л.Е. Хворовой, И.М. Шевцова, Ю.М. Шпрыгова и других. Учтен опыт работы кафедры истории русской литературы Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина над изучением широкой проблематики прозы автора "Преображения России".
Научная новизна диссертации определяется прежде всего тем, что впервые предметом отдельного монографического изучения стал роман Сергеева-Ценского "Обреченные на гибель", его общая философия, поэтика, функция литературных традиций и влияний. В работе впервые осуществляется анализ особенностей проявления лиризма и функций реалистической символики; выявляется и анализируется цветовая палитра романа, символическое значение цвета в творческой практике писателя; исследуются особой сложности проблемы искусства начала века, поставленные в романе "Обреченные на гибель".
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно способствует пониманию процессов, происходящих в литературе начала XX столетия, перемен в реалистической литературе, в эволюции творчества писателя и в истории литературы в целом. Анализ именно этого произведения дает наиболее полное представление о творческих исканиях и эстетических принципах писателя, сочетавшего в своем творчестве традиции русского реализма XIX и особенности реализма XX века.
Практическое значение работы связано с возможностью использования ее результатов при разработке общей историко-литературной концепции творчества Сергеева-Ценского, в курсе лекций по истории русской литературы XX века, спецкурсах и спецсеминарах на филологических факультетах, в школьных факультативах.
Апробация исследования осуществлялась на конференциях молодых ученых (1998, 1999), на заседаниях кафедры истории русской литературы Тамбовского университета. Часть материалов послужила основой доклада на международной конференции "IV Царскосельские чтения" (Ленинградский государственный областной университет, апрель 2000). Результаты исследования использовались на занятиях по курсу "Теория литературы" и на аспирантском семинаре для студентов.
Основные положения диссертации изложены в шести публикациях.
Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, состоящего из 375 наименований. В главе "Диалоги об искусстве в структуре романа" анализируются проблемы художественного творчества, их соотнесенность с традиционной для искусства проблематикой. Выявляются взгляды Сергеева-Ценского на переломную эпоху через искусство и человека творческого труда.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Роман С. Н. Сергеева-Ценского "Обреченные на гибель": нравственно-философский и поэтический контекст"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
1. Сергеев-Ценский - Дерману: Письмо от 4 декабря 1929 года // ОР РГБ. Ф. 356. К. 9. Ед. хр. 53. - Цит. по: Хворова Л.Е. "Я с Россией до конца.": С.Н. Сергеев-Ценский и литературно-общественная жизнь после революции // "Я с Россией до конца.": С.Н. Сергеев-Ценский и совре менность / Под ред. проф. Л.В. Поляковой. Тамбов: Изд-во Тамбовского гос. ун-та им. Г.Р. Державина, 1995. С. 43.
2. Иванов-Разумник Р.И. Жизнь надо заслужить. (Сергеев-Ценский, собр. соч. тт. 1-6) // Заветы. СПб., 1913. № 9. С. 134.
Список научной литературыЗверева, Екатерина Анатольевна, диссертация по теме "Русская литература"
1. Блок A.A. Собр. соч.: В 8-ми томах. М.-Л.: Гослитиздат, 1960-1962. Г.5. 1962. 799 с.
2. Гаршин В.М. Сочинения. М.: Худ. литература, 1983. 415 с.
3. Гоголь Н.В. Собр. соч.: В 7-ми томах / Под общ. ред. С.И. Машинного и М.Б. Храпченко. М.: Художественная литература, 1976-1978.
4. Гоголь Н.В. Собр. соч.: В 8-ми томах / Под общ. ред. В.Р. Щербины. М.: Правда, 1984.
5. Горький М. Собр. соч.: В 30-ти томах. М.: ГИХЛ, 1949-1955. Т.28. 1954 600 е.; Т.29. 1955.- 671 с.
6. Достоевский Ф.М. Собр. соч.: В 30-ти томах. Л.: Наука, 1972-1988. Т.14. 1976. 511 с.
7. Пушкин A.C. Собр. соч.: В 10-ти томах. М.: Худ. литература, 19741978. Т.5. 1975.- 576 с.
8. Сергеев-Ценский С.Н. Собр. соч.: В 14-ти томах. Л.: Мысль, 1928.
9. Сергеев-Ценский С.Н. Собр. соч.: В 10-ти томах. М.: Гослитиздат, 1955-1956.
10. Сергеев-Ценский С.Н. Собр. соч.: В 12-ти томах / Под ред. Н.М. Любимова. М.: Изд-во "Правда", 1967.
11. И. Сергеев-Ценский С.Н. Автобиография // Литературная газета. 1975. 16 апреля. № 16. С. 6.
12. Сергеев-Ценский С.Н. Витязи морей: Исторические очерки, рассказы, новеллы, статьи. М.: Воениздат, 1985. 190 с.
13. Сергеев-Ценский С.Н. Гоголь уходит в ночь. М.: Московское товарищество писателей, 1934. 126 с.
14. Сергеев-Ценский С.Н. Избранное. М.: Гослитиздат, 1950. 732 с.
15. Сергеев-Ценский С.Н. Избранное. Симферополь: Крымиздат, 1950. 644 с.
16. Сергеев-Ценский С.Н. Избранное. М.: Советский писатель, 1956. -624 с.
17. Сергеев-Ценский С.Н. Избранное / Сост. И. Шевцов. М.: Советская Россия, 1975. 432 с.
18. Сергеев-Ценский С.Н. Избранные произведения: В 2-х томах. Симферополь: Таврия, 1975.
19. Как создавалась эпопея "Преображение России" // Литературная газета. 1955. 1 октября. № 117. С. 1.
20. Сергеев-Ценский С.Н. Мишель Лермонтов. М.: Московское товарищество писателей, 1933.
21. Сергеев-Ценский С.Н. Невеста Пушкина // Сергеев-Ценский С. Невеста Пушкина. Каменский В. Пушкин и Дантес. М.: Вече, 1999. С. 19238.
22. Сергеев-Ценский С.Н. Маяк в тумане. Повести и рассказы. Симферополь: Крым, 1965. 576 с.
23. Сергеев-Ценский С.Н. Неторопливое солнце: Роман, повести, рассказы. М.: Современник, 1985. 604 с.
24. Сергеев-Ценский С.Н. Обреченные на гибель // Красная новь. 1927. № 9. С. 81-129; № 10. С. 67-122; № 11. С. 84-110; № 12. С. 74-107.
25. Сергеев-Ценский С.Н. О художественном мастерстве. Симферополь: Крымиздат, 1956.
26. Сергеев-Ценский С.Н. Повести и рассказы. Симферополь: Крымиздат, 1963. 790 с.
27. Сергеев-Ценский С.Н. Повести и рассказы: В 2-х томах. М.: Художественная литература, 1975.
28. Сергеев-Ценский С.Н. Повести и рассказы. М.: Правда, 1984. 575с.
29. Сергеев-Ценский С.Н. Повести. Рассказы. Воронеж: Центр.-Чернозем, кн. изд-во, 1988. 284 с.
30. Сергеев-Ценский С.Н. Преображение России: Эпопея. Симферополь: Таврия, 1985. 752 с.
31. Сергеев-Ценский С.Н. Преображение России: Эпопея. Симферополь: Таврия, 1986. 796 с.
32. Сергеев-Ценский С.Н. Радость творчества: Статьи. Воспоминания. Письма. Симферополь: Крым, 1969. 216 с.
33. Сергеев-Ценский С.Н. Талант и гений / Сост. и примеч. В. Козлова. М. : Современник, 1981. 319 с.
34. Сергеев-Ценский С.Н. Трудитесь много и радостно. Избранная публицистика. М.: Молодая гвардия, 1975. 334 с.
35. Сергеев-Ценский С.Н. Флот и крепость: Избранное. М.: Современник, 1975. 461 с.
36. Толстой А.Н. Собр. соч.: В 10-ти томах / Редкол.: В.И. Баранов и др. М.: Художественная литература, 1982-1986. Т.2. 1982. 607 с.
37. Альфонсов В.Н. Слова и краски. Очерки из истории творческих связей поэтов и художников. M.-J1: Советский писатель, 1966. 244 с.
38. Аристотель. Сочинения: В 4-х томах / Ред. А.И. Доватур, Ф.Х. Кессиди. Т.4. М.: Мысль, 1976. 830 с.
39. Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. Сборник статей. М., 1968.
40. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Худ. литература, 1975. 504 с.
41. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи / Сост. С. Бочаров и В. Кожинов. М.: Худ. литература, 1986. 543 с.
42. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советская Россия, 1979. 320 с.
43. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.-423 с.
44. Бахтинские чтения. Наследие М.М. Бахтина в контексте мировой культуры. Материалы научно-теоретической конференции. Орел: Изд-во администрации Орловской области, 1997. 226 с.
45. Белинский В.Г. Собр. соч.: В 9-ти томах. М.: Худ. литература, 1976-1982.1. Т.З. 1978.- 614 е.;1. Т.5. 1979.- 631 е.;1. Т.8. 1982.- 783 с.
46. Бердяев H.A. Духовное состояние современного мира // Новый мир. 1990. № 1. С. 216-224.
47. Бердяев H.A. Конец Ренессанса и кризис гуманизма. Разложение человеческого образа // Новый мир. 1990. № 1. С. 209-216.
48. Бердяев H.A. Кризис интеллекта и миссия интеллигенции // Новый мир. 1990. № 1. С. 228-231.
49. Бердяев H.A. Новое средневековье. Размышления о судьбе России и Европы. М.: Феникс ХДС-пресс, 1991. - 84 с.
50. Бердяев H.A. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. 176 с.
51. Бердяев H.A. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности. М.: Издание Г.А. Лемана и С.И. Сахарова, 1918. 256 с.
52. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры, искусства: В 2-х томах. М.: Искусство, 1994.1. Т.1.- 542 е.;1. Т.2. 510 с.
53. Бирюков С.Е. Теория и практика русского поэтического авангарда. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 1998. 187 с.
54. Богословский Н. Гоголь о литературе // Н.В.Гоголь о литературе. Избранные статьи и письма. М.: Худ. литература, 1952.
55. Брюсов В.Я. Испепеленный. К характеристике Гоголя // Брюсов В .Я. Собр. соч.: В 7-ми томах. Т.6. М.: Худ. литература, 1975. С. 134-159.
56. Трудные повести (1920-е годы) / Предисл. и коммент. A.M. Ванникова. М., 1990.
57. Трудные повести. 30-е годы / Сост., предисл., коммент. A.M. Ва-нюкова. М., 1992.
58. Вейдле В.В. Статьи о русской поэзии и культуре // Вопросы литературы. 1990. № 7. С. 97-127.
59. Вейдле В.В. Умирание искусства. Размышление о судьбе литературного и художественного творчества / Сост. и послесл. И.А. Дорончен-кова. СПб.: Аксиома, Мифрил, 1996. 336 с.
60. Венгеров С.А. Очерки по истории русской литературы. СПб., 1907.-488 с.
61. Виноградов В.В. Поэтика русской литературы: Избранные труды / Послесл. и коммент. А.П. Чудакова. М.: Наука, 1976. 511 с.
62. Волков A.A. Русская литература XX века. Дооктябрьский период. М.: Просвещение, 1964. 503 с.
63. Волков H.H. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1965. 214 с.
64. Воровский В.В. Литературная критика. М.: Худ. литература, 1971. 576 с.
65. Воронский А.К. Гоголь. Серия "ЖЗЛ". Вып. XVII-XVIII. М.: Жур-газ, 1934.
66. Воронский А.К. Литературно-критические статьи / Сост. Г.А. Во-ронской и А.Г. Дементьева. М.: Советский писатель, 1963.
67. Воронский A.K. Искусство видеть мир. Портреты. Статьи / Сост. Г.А. Воронской, И.С. Исаева. М.: Советский писатель, 1987. 704 с.
68. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1986. 572с.
69. Галанов Б.Е. Души изменчивой приметы. Литературно-критические очерки. М.: Советский писатель, 1982. 248 с.
70. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4-х томах. М.: Искусство, 1968 -1971.1. Т.1. 1968. 312 е.;1. Т.2. 1969. 328 е.;1. Т.З. 1971. 624 с.
71. Гете И.В. Об искусстве / Сост., вступит, статья и примеч. A.B. Гу-лыги. М.: Искусство, 1975. 623 с.
72. Гоголь Н.В.: История и современность: К 175-летию со дня рождения / Сост. В.В. Кожинов, Е.И. Осетров, П.Г. Паламарчук. М.: Советская Россия, 1985. 496 с.
73. Гоголь и современность: Творческое наследие писателя в движении эпох. Киев: Изд-во Киевского гос. ун-та "Вища школа", 1983. 152 с.
74. Гомберг-Вержбинская Э.П. Передвижники. М.: Искусство, 1970. -236 с.
75. Гура В. Роман и революция. Пути советского романа 1917 -1929 годы. М.: Советский писатель, 1973. 400 с.
76. Дмитриева H.A. Винсент Ван Гог: Человек и художник. М.: Наука, 1984.-400 с.
77. Долгополов Л.К. На рубеже веков: О русской литературе конца XIX начала XX веков. Л.: Советский писатель, 1977. - 368 с.
78. Днепров В.Д. Идеи времени и формы времени. Л.: Советский писатель, 1980. 600 с.
79. Днепров В.Д. Черты романа XX века. М.-Л.: Советский писатель, 1965.
80. Еремина Л.И. О языке художественной прозы Н.В. Гоголя: Искусство повествования. М.: Наука, 1987. 176 с.
81. Ермилов В.В. Н.В. Гоголь. М.: Советский писатель, 1953. 445 с.
82. Ершов Л.Ф. Русский советский роман. Национальные традиции и новаторство. Л.: Наука, 1967. 340 с.
83. Жданов В.В. Н.В. Гоголь. Очерк жизни и творчества. М.: Худ. литература, 1959. 164 с.
84. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика: Избранные труды / Вступ. статья Д.С. Лихачева. Л.: Наука, 1977. 407 с.
85. Журавлев А.П. Звук и смысл. М.: Просвещение, 1981. 160 с.
86. Зарецкий В.А. Петербургские повести Н.В. Гоголя. Художественная система и приговор действительности / Под ред. проф. Б.О. Кормана. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1976. 88 с.
87. Затонский Д. Искусство романа и XX век. М.: Худ. литература, 1973. 535 с.
88. Зверев A.M. XX век как литературная эпоха // Вопросы литературы. 1992. Вып. II. С. 3-56.
89. Зверев A.M. Когда пробьет последний час природы. Антиутопия. XX век // Вопросы литературы. 1989. № 1. С. 26-69.
90. Золотусский И.П. Гоголь и Блок // Новый мир. 1989. № 4. С. 244251.
91. Ильин И.А. О грядущей России: Избранные статьи. М.: Воениз-дат, 1993. 368 с.
92. Ильин И.А. Родина и гений // Молодая гвардия. 1994. № 3. С. 182189.
93. История русской советской литературы, 1917 1965: В 4-х томах. Т.2. М.: Наука, 1967. - 643 с.
94. История русского советского романа: В 2-х книгах. Кн. 1. М.-Л.: Наука, 1965. 715 с.
95. Келдыш В.А. На рубеже художественных эпох: (О русской лите-»атуре конца XIX начала XX веков) // Вопросы литературы. 1993. Вып. 2. :. 92-105.
96. Келдыш В.А. Русский реализм начала XX века. М.: Наука, 1975. -:80 с.
97. Кожинов В.В. Происхождение романа. М.: Советский писатель, 963. 439 с.
98. Латынина Ю. Ожидание Золотого века: От сказки к антиутопии // Октябрь. 1989. № 6. С. 177-187.
99. Лессинг Г.Э. "Лаокоон", или о границах живописи и поэзии / Под >бщ. ред. М. Лифшица. М.: Огиз, 1933. 204 с.
100. Локс К.Г. Современная проза // Вопросы литературы. 1992. Вып. I. С. 236-249.
101. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Аристотель и поздняя :лассика. М.: Искусство, 1975. 775 с.
102. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 970. 384 с.
103. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М.: Худ. литература, 1978. 398 с.
104. Махлин В.Л. Михаил Бахтин: философия поступка. М.: Знание, 990. 64 с.
105. Машковцев Н.Г. Гоголь в кругу художников. Очерки. М.: Искус-тво, 1955. 170 с.
106. Минченков Я.Д. Воспоминания о передвижниках. Л.: Художник 'СФСР, 1963.- 360 с.
107. Михайлова A.A. О художественной условности. М.: Мысль, 966.
108. Михайловский Б.В. Избранные статьи о литературе и искусстве. /I.: Изд-во Московского ун-та, 1968. 675 с.
109. Мурина Е.Б. Ван-Гог. М.: Искусство, 1978.- 438 с.
110. Мущенко Е.Г. Путь к новому роману на рубеже XIX XX веков. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1986. - 185 с.
111. Оскоцкий В.Д. Роман и история (Традиции и новаторство советского исторического романа). М.: Худ. литература, 1980. 384 с.
112. Островский Г. Рассказ о русской живописи. М.: Изобразительное искусство, 1990. 360 с,
113. Перрюшо А. Поль Гоген / Пер. с французского. M.: Прогресс, 1979. 368 с.
114. Перрюшо А. Сезанн / Пер. с французского. М.: Молодая гвардия, 1966.- 368 с.
115. Пигарев К.В. Русская литература и изобразительное искусство. М.: Наука, 1972.
116. Peace R. The enigma of Gogol. An examination in writings of N.V.Gogol and their place in the Russian literature tradition. Cambridge, 1981.
117. Пискунов В. Советский роман-эпопея. Жанр и его эволюция. М.: Советский писатель, 1976. 366 с.
118. Полякова JI.B. История литературы или литературный процесс? Контур проблемы // Вестник Тамбовского ун-та. Серия: гуманитарные науки. 1997. Вып. 1. С. 70-77.
119. Полякова Л.В. История русской литературы XX века как эпоха: к методологии оценок // Вестник Тамбовского ун-та. Серия: гуманитарные науки. 1998. Вып. 4. С. 3-13.
120. Полякова Л.В. Периодизация как качественный критерий развития русской литературы // Освобождение от догм. История русской литературы: В 2-х томах. Т.2. М.: Наследие, 1997.
121. Полякова Л.В. Пути развития теории жанра в работах последних лет//Русская литература. 1985. № 1. С. 212-225.
122. Поспелов Г.Н. Искусство и эстетика. М.: Искусство, 1984. 325 с.
123. Поспелов Г.Н. Лирика среди литературных родов. М.: Изд-во Московского ун-та, 1976. 208 с.
124. Редько A.M. Литературно-художественные искания в конце XIX начале XX веков. Л.: Книгоизд-во "Сеятель" Е.В. Высоцкого, 1924. - 230 с.
125. Репин И.Е. Избранные письма: В 2-х томах. T.l. М.: Искусство, 1969.
126. Розанов В.В. Мысли о литературе. М.: Современник, 1989. 605с.
127. Русская литература XX века (Дооктябрьский период). Сборник статей. Калуга: Изд-во Калужского пед. ин-та, 1968. 292 с.
128. Русская литература и журналистика начала XX века. 1905-1917. Буржуазно-либеральные и модернистские издания / Отв. ред. Б.А. Бялик. М.: Наука, 1984. 368 с.
129. Савицкая Т.А. В поисках правды и красоты: Очерки о художниках-передвижниках. М.: Изобразительное искусство, 1976. 110 с.
130. Семенова С.Г. Этика "Общего дела" Н.Ф. Федорова: (Из цикла "История этических учений"). М.: Знание, 1989. 64 с.
131. Скафтымов А. Нравственные искания русских писателей. М.: Худ. литература, 1972. 543 с.
132. Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика. М.: Искусство, 1991. 699 с.
133. Стасов B.B. Избранные сочинения: В 3-х томах. М.: Искусство, 1952 -1954.
134. Т.1. 1952. 735 е.; Т.2. 1953.- 774 е.; Т.З. 1954. - 888с.
135. Степанов H.JI. Н.В.Гоголь. М.: Молодая гвардия, 1961. -431 с.
136. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России 1900-1910 годы. М.: Искусство, 1988. 285 с.
137. Судьбы русского реализма начала XX века / Под ред. К.Д. Муратовой. Л.: Наука, 1972. 284 с.
138. Такиулина И.Ф. "Другом был Гоголь." // Творческое наследие Евгения Замятина: Взгляд из сегодня: В 2-х частях. 4.1. Тамбов, 1994. С. 279-286.
139. Тынянов Ю.Н. Достоевский и Гоголь (к теории пародии) // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. С. 198226.
140. Федотов Г.П. Carmen saeculare // Вопросы философии. 1990. № 8. С. 137-146.
141. Федотов Г.П. Лицо России // Вопросы философии. 1990. № 8. С. 133-136.
142. Федотов Г.П. Рождение свободы // Новый мир. 1989. № 4. С. 218230.
143. Федь Н. Художник и власть // Молодая гвардия. 1994. № 3. С. 190-234.
144. Храпченко М.Б. Николай Гоголь. Литературный путь. Величие писателя. М.: Современник, 1984. 653 с.
145. Храпченко М.Б. Подвиг художника // Гоголь и мировая литература. М.: Наука, 1988. 320 с.
146. Храпченко M.Б. Познание литературы и искусства: Теория. Пути современного развития. М.: Наука, 1987. 575 с.
147. Храпченко М.Б. Собр. соч.: В 4-х томах. М.: Худ. литература, 1980-1982.
148. Т. 1. Николай Гоголь: Литературный путь, величие писателя. 1980. -711 е.;
149. Т.2. Лев Толстой как художник. 1980. 598 е.;
150. Т.З. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. 1981.- 431 е.;
151. Т.4. Художественное творчество, действительность, человек. 1982. -479 с.
152. Шеллинг Ф.Г. Философия искусства. М.: Мысль, 1966. 496 с.
153. Аполлонов С. Чеховские типы и революция // Истина. СПб., 1906. С. 44-45.
154. Басаргин А. Критические заметки. Шипы без роз // Московские ведомости. 1908. № 143. 21 июня. >
155. Войтоловский Л. Журнальное обозрение // Киевская мысль. 1907. 21 августа.
156. Голов И. Розы без шипов // Весы. 1909. № 9. С. 95-96.
157. Горнфельд А.Г. Истерический Фауст // Горнфельд А.Г. Книги и люди: Литературные беседы. СПб.: Жизнь, 1908. С. 156-165.
158. Горнфельд А.Г. Путь Сергеева-Ценского // Русское богатство. 1913. № 12. С. 121-152.
159. Дерман А. С.Н.Сергеев-Ценский // Вестник Европы. 1916. № 11. С. 302-335.
160. Дмитриев П. Журнальное обозрение // Образование. 1907. № 4. С. 74.
161. Иванов-Разумник Р.И. Литература и общественность. Русская литература в 1913 году // Заветы. 1914. № 1. С. 87-99.
162. Измайлов А. Литературные гримасники // Биржевые ведомости. 1909. 15 (28) августа.
163. Измайлов А. Литературная пестрядь // Образование. 1908. № 8. С. 12-13.
164. Измайлов В.К. "Сад" С.Н.Сергеева-Ценского // Русская мысль. 1906. Кн. 12. С. 330.
165. Кадмин Н. Литературные заметки // Образование. 1908. № 2. С. 41-45.
166. Калинин М. Возрождение реализма // Путь правды. 1914. 26 января.
167. Колтоновская Е.А. Из новейшей литературы. Сергеев-Ценский // Русская мысль. 1913. № 12. С. 95-110.
168. Колтоновская Е.А. Критические этюды. СПб.: Просвещение, 1912.- 292 с.
169. Колтоновская Е.А. С.Н.Сергеев-Ценский // Образование. 1907. №3. С. 98-101.
170. Кранихфельд В.П. Поэт красочных пятен (С.Н.Сергеев-Ценский) //Современный мир. 1910. № 7. С. 108.
171. Кранихфельд В.П. Сергеев-Ценский // Кранихфельд В.П. В мире идей и образов: В 3-х томах. Т.2. СПб., 1912. С. 94-131.
172. Михайловский Н. Литература и жизнь // Русское богатство. 1894. № 12. С. 95.
173. Морозов М.С. Литературные заметки // Реформа. 1908. 17 (30) января.
174. Морозов М.С. С.Сергеев-Ценский (Поэт безволия) // Очерки новейшей литературы. СПб., 1911. С. 71-83.
175. Останин Н. Сергеев-Ценский//Весы. 1907. № 11. С. 57-59.
176. Морозов M.С. С.Сергеев-Ценский (Поэт безволия) // Очерки новейшей литературы. СПб., 1911. С. 71-83.
177. Останин Н. Сергеев-Ценский // Весы. 1907. № 11. С. 57-59.
178. Полонский В. С.Н.Сергеев-Ценский. Наклонная Елена: Рассказы //Летопись. 1916. № 11. С. 313-314.
179. Полонский Г. Смерть и преодоление смерти // Наш день. 1908. 11 (24) февраля.
180. Редько А.Е. О г. Сергееве-Ценском // Русское богатство. 1907. № 11. С. 95-112.
181. Редько А.Е. Из литературных впечатлений // Русское богатство.1912. №4. С. 126-133.
182. Философов Д.В. Мертвецы и звери (Сергеев-Ценский) // Философов Д.В. Старое и новое. Сборник статей по вопросам искусства и литературы. М.: Тов-во И.Д. Сытина, 1912. С. 29-51.
183. Чацкина С. О пантеизме Сергеева-Ценского // Северные записки.1913. № 5. С. 233-242.
184. Чуковский К.И. О Сергееве-Ценском // Родная земля. 1907. 5(18) февраля.
185. Чуковский К.И. Поэт бесплодия // Чуковский К.И. Книга о современных писателях. СПб., 1914. С. 73-88.
186. А.Б. О романе "Валя" // Звезда. 1926. № 6. С. 278-279.
187. Анипкин Ю.Д. Лиризм поэм в прозе "Суходол" И.А. Бунина и "Печаль полей" С.Н. Сергеева-Ценского // Известия Воронежского пед. ин-та. Т. 114. 1971. С. 163-169.
188. Анипкин Ю.Д. О переходных замыслах С.Н. Сергеева-Ценского 10-х годов ("Наклонная Елена", "Вера, Надежда, Любовь") // Русская литература XX века: Дооктябрьский период. Калуга: Изд-во Калужского пед. ин-та, 1968. С. 247-253.
189. Бармин A.B. Мудрость эпоса: (Гнома в эпопее С.Н.Сергеева-Ценского "Преображение России") // Русская речь. 1976. № 3. С. 45-49.
190. Бармин A.B. Преображение России // О традициях и новаторстве в литературе. Межвузовский научный сборник. Уфа: Изд-во Башкирского гос. ун-та, 1980. С. 83-86.
191. Берестовская Д.С. "Гениальный писатель и крупнейший общественный деятель" (С.Н.Сергеев-Ценский о A.M. Горьком) // Ученые записки МГПИ им. В.И. Ленина. М., 1971. № 456. С. 67-82.
192. Благой Д. О "Невесте Пушкина" // Известия. 1934. 21 октября. С.3.
193. Блейман М. О романе "Валя" // Книгоноша. 1923. № 20. С. 10.
194. Блок A.A. О реалистах // Блок A.A. Собр. соч.: В 8-ми томах. Т.5. М.-Л.: Гослитиздат, 1962. С. 119-122.
195. Богачер М. Певец "обреченных". (О творчестве С.Сергеева-Ценского) // Русский язык в советской школе. 1931. № 4. С. 33-48.
196. Борисова В. С.Н.Сергеев-Ценский // Сергеев-Ценский С.Н. Собр. соч.: В 10-ти томах. Т. 1. М.: Худ. литература, 1955. С. 5-23.
197. Бурлаков Н.С. Некоторые особенности рассказа С.Н.Сергеева-Ценского // Русская литература XX века: Дооктябрьский период. Калуга: Изд-во Калужского пед. ин-та, 1968. С. 239-246.
198. Брызгалова Г.Ф. Стереотипы народно-разговорной речи в произведениях С.Н.Сергеева-Ценского // Актуальные вопросы русской филологии. М., 1975. С. 34-39.
199. Вайсерберг М.Я., Тартаковская М.Е. С.Н. Сергеев-Ценский художник. Ташкент: Изд-во "Фан" Узбекской ССР, 1977. - 110 с.
200. Вальбе Б. Преображение России // Звезда. 1958. № 12. С. 23.
201. Ванюков А.И. Повесть в эпической системе С.Н.Сергеева-Ценского: (Типология и поэтика жанра) // Кредо. 1996. № 6-7. С. 9-16.
202. Веровенко О. О наставнике и друге // В мире книг. М., 1986. № 2. С. 87-88.
203. Вильчинский В.П. "Севастопольская страда" как произведение исторической маринистики // Научные труды Кубанского ун-та. Краснодар, 1976. Вып. 231. С. 18-28.
204. Вильчинский В.П. Советские писатели маринисты. Л.: Наука, 1979.- 288 с.
205. Вихров В. Мастер эпических полотен // Литературная газета. 1975. 24 сентября. С. 1.
206. Волков A.A. Подвижнический труд // Волков A.A. Современники и предшественники. М.: Современник, 1984. С. 254-266.
207. Волков A.A. С.Н.Сергеев-Ценский // Сергеев-Ценский С.Н. Избранное. М.: Гослитиздат, 1950. С. 3-10.
208. Воровский В.В. Нечто о г-не Сергееве-Ценском ("Береговое" -"Шиповник", № 5) // Воровский В.В. Литературная критика. М.: Худ. литература, 1971. С. 163-166.
209. Вуль Р. Свидетель обвинения // Неделя. 1975. № 39. С. 5-6.
210. Гавриленко Т.А. Сергеев-Ценский о проблемах художественного творчества // "Я с Россией до конца.": С.Н.Сергеев-Ценский и современность / Под ред. проф. Л.В. Поляковой. Тамбов: Изд-во Тамбовского гос. ун-та им. Г.Р. Державина, 1995. С. 65-81.
211. Гаврилов В.Н. Об истоках создания образа художника-творца вв романе С.Н.Сергеева-Ценского "Искать, всегда искать!". МГПИ им. В.И. Ленина. М., 1985. 15 с.
212. Гаврилов В.Н. Писатель, художник, педагог: К 110-летию со дня рождения С.Н.Сергеева-Ценского // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. Киев, 1985. № 9. С. 72-74.
213. Гаврилов В.Н. Роман "Валя" как постановка основных эстетических категорий в эпопее С.Н.Сергеева-Ценского "Преображение России". МГПИ им. В.И. Ленина. М., 1985. 17 с.
214. Гинзбург Л. С.Сергеев-Ценский. Поэт и поэтесса // Звезда. 1930. № 3. С. 223-225.
215. Г.К. О романе "Валя" // Известия. 1926. 18 ноября. С.2.
216. Гоффеншефер В. Движение на месте // Литературный критик. 1933. № 3. С. 131-135.
217. Дегтярев П. Властелин словесных тайн. К 100-летию со дня рождения С.Н.Сергеева-Ценского // Радуга. Киев, 1975. № 10. С. 145-156.
218. Дегтярев П. Дар эпопеи // Сергеев-Ценский С.Н. Повести. Рассказы. Воронеж: Центр.-Чернозем, кн. изд-во, 1988. С. 5-14.
219. Дегтярев П. О творчестве С.Н.Сергеева-Ценского // Сергеев-Ценский С.Н. Преображение России: Эпопея. Симферополь: Таврия, 1985. С. 745-751.
220. Дробчик И.А. Мастер пейзажа // Русская речь. 1978. № 3. С. 3032.
221. Друзин В. О романе "Мишель Лермонтов" // Красная газета. 1928. 14 сентября.
222. Ефремин А. С.Сергеев-Ценский: К 30-летию литературной деятельности // Новый мир. 1932. № 3. С. 203-216.
223. Жиляев Г.Е. О некоторых особенностях мастерства С.Н. Сергее-ва-Ценского // Материалы конференции, посвященной 90-летию со дня рождения С.Н. Сергеева-Ценского. Симферополь: Крым, 1965. С. 12-17.
224. Жиц Ф. О романе "Валя" // Книгоноша. 1926. № 39. с. 26.
225. Замошкин Н.И. Два романа о вчерашнем дне // Новый мир. 1926. № 12. С. 149-156.
226. Замошкин Н.И. С.Сергеев-Ценский // Красная нива. 1927. № 3. С. 12.
227. Замошкин H.И. Сорокалетие (О С.Н.Сергееве-Ценском) // Октябрь. 1940. № U.C. 162-179; № 12. С. 142-157.
228. Замошкин Н.И. "Преображение России" // Замошкин Н.И. Спутники нашей жизни. М.: Советский писатель, 1964. С. 161-168.
229. Замошкин Н.И. С.Н.Сергеев-Ценский. М.: ГИХЛ, 1942. 204 с.
230. Захарова В.Т. Импрессионизм в ранней прозе Сергеева-Ценского // Художественный текст и культура: Тезисы докладов на Всероссийской научной конференции. Владимир: Изд-во Владимирского пед. ин-та, 1993. С. 71-73.
231. Зверева Л.И. Судьбы дворянской усадьбы в изображении С.Н.Сергеева-Ценского и А.Н. Толстого // Кредо. 1996. № 6-7. С. 17-27.
232. И.М. О Сергееве-Ценском // На литературном посту. 1929. № 45. С. 104-106.
233. Калашникова A.A. Властелин словесных тайн // В мире книг. 1975. №9. С. 71-72.
234. Калашникова A.A. Герой и время в романе С.Н.Сергеева-Ценского "Бабаев" // Русская литература XX века. М.: Советская литература, 1975. С. 35-53.
235. Калашникова A.A. Сергеев-Ценский и русские писатели // Литературная Россия. 1976. № 9. 27 февраля. С. 20.
236. Келдыш В.А. Русский реализм начала XX века. М.: Наука, 1975. С. 148-149, 156-163,200-204.
237. Кислицына Л.С. История одной дружбы: Из переписки С.Н.Сергеева-Ценского с Е.Е. Поповкиным (1950-1957 годы) / Публ. и примеч. Л.Е. Поповкиной и Л.С. Кислицыной // Москва. 1983. № 6. С. 180189.
238. Клестов-Ангарский Н.С. Литературные воспоминания // Вопросы литературы. 1992. Вып. И. С. 331-360.
239. Козлов В.К. Певец боевой славвы руского народа // Сергеев-Ценский С.Н. Витязи морей: Исторические очерки, рассказы, новеллы, статьи. М.: Воениздат, 1985. С. 5-14.
240. Козлов В.К. Публицистика мастера // Тамбовская правда. 1975. 1 августа. С. 2.
241. Козлов В.К., Путнин Ф.В. Творческий путь С.Н.Сергеева-Ценского // Сергеев-Ценский С.Н. Собр. соч.: В 12-ти томах. Т.1. М.: Изд-во "Правда", 1967. С. 3-26.
242. Котляр А. О мнимо слабых // Худ. литература. 1933. № 3. С. 1415.
243. Котляр А. Философия обывательщины // Худ. литература. 1935. №7. С. 13-15.
244. Котовсков В. С высоты Орлиной горы // Дон. 1975. № 9. С. 161167.
245. Кремнев С. Ехидная пошлость // Правда. 1935. 2 января.
246. Крутикова Л.В. Реалистическая проза 1910-х годов (рассказ и повесть) // Судьбы русского реализма начала XX века. Л.: Наука, 1972. С. 164-227.
247. Кундиренко Г.П. В годы первой русской революции // Огонек. 1975. № 39. С. 12.
248. Кундиренко Г.П. К истории дружбы С.Н.Сергеева-Ценского и И.Е. Репина // Материалы конференции, посвященной 90-летию со дня рождения С.Н.Сергеева-Ценского. Симферополь: Крым, 1965. С. 51-61.
249. Кундиренко Г.П. Музей С.Н.Сергеева-Ценского в Алуште. Симферополь: Таврия, 1975. 126 с.
250. Лежнев А. Заметки о журналах и сборниках // Печать и революция. 1926. №4. С. 93-94.
251. Лернер Н. О романе "Мишель Лермонтов" // Звезда. 1929. № 2. С. 204-206.
252. Литовцева К. О повести "Гоголь уходит в ночь" // Новый мир. 1934. №9. с. 201-202.
253. Лопашев С. Кто обречен? // Красная новь. 1927. № 12. С. 208.
254. Любимов Н.М. Властелин словесных тайн: О творчестве С.Н.Сергеева-Ценского // Сергеев-Ценский С.Н. Повести, рассказы. М.: Изд-во "Правда", 1987. С. 5-12.
255. Любимов Н.М. Несгораемые слова: Об искусстве С.Н.Сергеева-Ценского // Сергеев-Ценский С.Н. Повести и рассказы: В 2-х томах. Т.1. М.: Худ. литература, 1975. С. 5-24.
256. Любимов Н.М. С.Н.Сергеев-Ценский художник слова // Серге-ев-Ценский С.Н. Собр. соч.: В 12-ти томах. Т. 12. М.: Изд-во "Правда", 1967. С. 516-529.
257. Макаренко Г.С. Большой художник слова // Сергеев-Ценский в жизни и творчестве: Воспоминания современников. Тамбов: Книжное изд-во, 1963. С. 123-124.
258. Макаренко Г.С. Последний год (О незавершенных работах и творческих планах писателя) // Советская Украина. 1959. № 12. С. 117-129.
259. Макаренко Г.С. С.Н.Сергеев-Ценский. Критико-биографический очерк. Симферополь: Крымиздат, 1957. 218 с.
260. Материалы конференции, посвященной 90-летию со дня рождения С.Н.Сергеевва-Ценского. Симферополь: Крым, 1965. 64 с.
261. Материалы третьей научной конференции, посвященной творчеству С.Н.Сергеева-Ценского. Симферополь: Крым, 1968. 90 с.
262. Михайлов О. Богатырь с реки Цна // Сергеев-Ценский С.Н. Севастопольская страда: Эпопея. Ч. 1-3. М.: Изд-во "Правда", 1985. С. 3-14.
263. Михайлов И. К 85-летию со дня рождения С.Н.Сергеева-Ценского (Об архиве писателя) // Литература и жизнь. 1960. 30 сентября.
264. Михайлова М.В. Проблема "разрушения личности" в романе С.Н.Сергеева-Ценского "Бабаев" // Вестник Московского ун-та. Филология. 1975. № 5. С. 33-45.
265. Михеев Ю.Э. Могучий талант // Тамбовская правда. 1985. 29 сентября. С. 3.
266. Назарок М.А. Изображение народа в исторических романах С.Сергеева-Ценского периода Великой Отечественной войны // Вопросы русской литературы. Львов, 1987. Вып. 1. С. 16-22.
267. Назарок М.А. Использование материалов литературы и искусства в эпопеях С.Н.Сергеева-Ценского // Вопросы русской литературы. Львов, 1977. Вып. 2. С. 59-65.
268. Назарок М.А. Работа С.Н.Сергеева-Ценского над документальными источниками исторических романов // Вопросы русской литературы. Львов, 1986. Вып. 1. С. 45-49.
269. На пути к преображению. О Сергееве-Ценском // Красная газета. 1927. 29 марта.
270. Незнамов П. Обреченная литература // Новый ЛЕФ. 1928. № 2. С. 62-63.
271. Нельс С. Лермонтов в художественном изображении // Худ. литература. 1933. № 7. С. 24-26.
272. Оляндэр Л.К. Война и восприятие мира в эпопее С.Н.Сергеева-Ценского "Преображение России" // Кредо. 1996. № 6-7. С. 28-32.
273. Осетров Е. Властелин словесных тайн // Огонек. 1975. № 39. С. 10-11.
274. Павленко П.А. Крымская палитра // Павленко П.А. Собр. соч.: В 6-ти томах. Т.6. М.:ГИХЛ, 1955. С. 158-162.
275. Павличенко В.Д. Столетие могучего таланта // Вопросы русской литературы. Львов, 1976. Вып. 2. С. 136-139.
276. Переверзев В. Новинки беллетристики // Печать и революция. 1924. №5. С. 135-136.
277. Перцов В. Поэзия кошмаров и ужасов // Литературный критик. 1933. №2.
278. Писакина Г.Ю. Начало пути: (Раннее творчество С.Н.Сергеева-Ценского) // Актуальные проблемы общего, исторического, сопоставительного языкознания и литературоведения. М., 1988. С. 374-381.
279. Плукш П.И. С.Н.Сергеев-Ценский: (Жизнь и творчество). М.: Просвещение, 1968. 280 с.
280. Плукш П.И. С.Н.Сергеев-Ценский писатель, человек. М.: Современник, 1975. - 237 с.
281. Полякова Л.В. Родной мой край литературный. Вступит, статья // Тамбов на карте генеральной. Литературно-художественные и публицистические произведения. Воронеж, 1986. С. 24-26.
282. Полякова Л.В. "Я с Россией до конца." // Литературная Россия. 1995. 22 сентября. № 38. С.11.
283. Полянов Н. Домик в Алуште // Огонек. 1945. № 43. С. 45-47.
284. Поповкин Е.Е. Сергеев-Ценский. Литературный портрет. Симферополь: Крымиздат, 1955. 63 с.
285. Пресняков О.П. С.Н.Сергеев-Ценский // История русской советской литературы: В 4-х томах. Т.2. М.: Наука, 1967. С. 316-334.
286. Прямков A.B. Из переписки с Сергеевым-Ценским // Русская литература. 1975. № 3. С. 219-221.
287. Путнин Ф.В., Цыганник В.П., Кислицына J1.C. Дом-музей С.Н.Сергеева-Ценского. Симферополь: Таврия, 1985. 78 с.
288. Пушков В. Первые встречи: К 85-летию С.Н.Сергеева-Ценского //Октябрь. 1960. №9. С. 185-190.
289. Радугин К. У подножия Орлиной горы: (Встречи с С.Н.Сергеевым-Ценским) // Наука и жизнь. 1984. № 8. С. 114-117.
290. Савельев С.А. Алуштинский "затворник" // Савельев С.А. Записки литературного следопыта. М.: Молодая гвардия, 1976. 304 с.
291. Сваровская A.C. Особенности сюжетопостроения малой прозы 1910-х годов ( На материале творчества С. Подъячева, И. Шмелева, С. Сергеева-Ценского) // Художественное творчество и литературный процесс. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1988. Вып. 8. С. 24-40.
292. Сваровская A.C. "Печаль полей" С.Н.Сергеева-Ценского: К вопросу о жанре // Проблемы метода и жанра. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1979. Вып. 6. С. 59-68.
293. Сергеев-Ценский в жизни и творчестве: (Воспоминания современников). Тамбов: Книжное изд-во, 1963. 192 с.
294. Слобожанинова Л. Щедрый художник // Урал. Свердловск, 1975. № 9. С. 115-117.
295. Смертин В. Повесть С.Н.Сергеева-Ценского "Печаль полей": О становлении реалистического метода русского писателя // Из истории русского реализма конца XIX начала XX веков. М.: Изд-во Московского унта, 1986. С. 92-99.
296. Смирнов A.C. О реалистической символике в "Преображении России" С.Н.Сергеева-Ценского // Филологические науки. 1975. № 5 (89). С. 3-10.
297. Смирнова J1.A. Проблемы реализма в русской прозе начала XX века. М.: Просвещение, 1977. 208 с.
298. Степанов Г.Г. "Ваял, а не писал" // Литературная Россия. 1984. № 14. 30 марта. С. 19.
299. Степанов Г.Г. Дорогой длинною: Повествование. Краснодар: Книжное изд-во, 1985. 415 с.
300. Степанов Г.Г. На высокой орбите. Страницы из жизни С.Н.Сергеева-Ценского //Кубань. Краснодар, 1975. № 10. С. 2-49.
301. Степанов Г.Г. A.C. Новиков-Прибой С.Н.Сергеев-Ценский: (Письма и встречи). Краснодар: Книжное изд-во, 1963. - 224 с.
302. Степанов Г.Г. Юность поэта. Краснодар: Книжное изд-во, 1975.
303. Тартаковская И.Е. Художественная деталь в творчестве С.Н.Сергеева-Ценского // Актуальные проблемы филологических наук. Ташкент: Изд-во Ташкентского гос. пед. ин-та им. Низами, 1977. Т. 195. С. 101-103.
304. Тынянов Ю.Н. Литературное сегодня // Русский современник. 1924. № 1. с. 292.
305. Тынянов Ю.Н. Литературное сегодня // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. С. 151-153.
306. Усиевич Е. Два романа Сергеева-Ценского // Усиевич Е. Книги и жизнь. Сборник статей. М.: Советский писатель, 1949. С. 111-148.
307. Усиевич Е. О Сергееве-Ценском // Усиевич Е. Писатели и действительность. М.: Худ. литература, 1936. С. 164-212.
308. Усиевич Е. Стандарты и трафареты // Литературный критик. 1934. № 12. С. 102-115.
309. Усиевич Е. Творческий путь Сергеева-Ценского // Литературный критик. 1935. № 3. С. 80-112.
310. Ф.К. По журналам // На литературном посту. 1928. № 2. С. 62-63.
311. Федюкова Н.Ф. Проблема трагического в дооктябрьском творчестве Сергеева-Ценского // Материалы третьей научной конференции, посвященной творчеству С.Н.Сергеева-Ценского. Симферополь: Крым, 1968. С. 31-37.
312. Федюкова Н.Ф. Эпопея С.Н.Сергеева-Ценского "Преображение России". Минск: Изд-во Министерства образования БССР, 1963. 92 с.
313. Фриче В. Маски классового врага // Книга и революция. 1929. № 3. С. 3-7.
314. Хворова Л.Е. "Я с Россией до конца." // "Я с Россией до конца.": С.Н.Сергеев-Ценский и современность / Под ред. проф. Л.В. Поляковой. Тамбов: Изд-во Тамбовского гос. ун-та им. Г.Р. Державина, 1995. С. 29-55.
315. Цыганник В. Живые строки // Радуга. Киев, 1985. № 9. С. 138141.
316. Цыганник В. Публицистика С.Н.Сергеева-Ценского в годы Великой Отечественной войны // Вопросы русской литературы. Львов, 1987. Вып. 2. С. 3-8.
317. Чалмаев В.А. Певец преображенной России // Литературная Россия. 1975. 26 сентября.
318. Чалмаев В.А. "С солнцем в крови" // Сергеев-Ценский С.Н. Неторопливое солнце: Роман, повести, рассказы. М.: Современник, 1985. С. 518.
319. Чернявская Л.И. Автобиографизм в романах С.Н.Сергеева-Ценского // Ученые записки МГПИ им. В.И. Ленина. 1971. № 456. С. 8395.
320. Чернявская Л.И. Дело всей жизни // Сергеев-Ценский С.Н. Преображение России: Эпопея. Симферополь: Таврия, 1986. С. 792-796.
321. Чернявская Л.И. О некоторых особенностях образа художника-творца в романах С.Сергеева-Ценского // Ученые записки МГПИ им. В.И. Ленина. 1969. № 328. С. 141-156.
322. Чуковский К.И. Дневник (1901-1929). М.: Советский писатель, 1991.- 544 с.
323. Шамаро А. "Нет мира, кроме земного мира." // Наука и религия. 1975. №9. с. 88-91.
324. Шаныгин А. Творчество С.Н.Сергеева-Ценского накануне первой русской революции // Ученые записки Ленинградского пед. ин-та им. А.И. Герцена. 1960. Т. 208. 4.2. С.3-40.
325. Шевцов И.М. Беспокойство // Огонек. 1975. № 39. С. 15.
326. Шевцов И.М. В защиту классика // Наш современник. 1989. № 11. С. 189-191.
327. Шевцов И.М. Орел смотрит на солнце: (О Сергееве-Ценском). М.: Молодая гвардия, 1963. 336 с.
328. Шевцов И.М. О Сергееве-Ценском (Грустные заметки) // Молодая гвардия. 1996. № 1. С. 247-254.
329. Шевцов И.М. Подвиг богатыря: (О Сергееве-Ценском). Тамбов: Книжное изд-во, 1960. 448 с.
330. Шорыгина М.И. Властелин словесных тайн // Русская речь. 1975. № 5. С. 77-81.
331. Шорыгина М.И. А.М.Горький и С.Н.Сергеев-Ценский // Материалы конференции, посвященной 90-летию со дня рождения С.Н.Сергеева-Ценского. Симферополь: Крым, 1965. С. 3-7.
332. Шорыгина М.И. О художественном своеобразии прозы С.Н.Сергеева-Ценского: (Поэмы в прозе 10-х годов) // Ученые записки МОПИ им. Н.К. Крупской. М., 1964. Т. 129. Вып. 6. С. 241-258.
333. Шорыгина М.И. Проблема народа в дооктябрьском творчестве С.Н.Сергеева-Ценского // Ученые записки МОПИ им. Н.К. Крупской. М., 1963. Т. 116. Вып. 4.
334. Шпрыгов Ю.М. Гоголевские традиции в дооктябрьском творчестве С.Н.Сергеева-Ценского // Материалы третьей научной конференции, посвященной творчеству С.Н.Сергеева-Ценского. Симферополь: Крым, 1968. С. 24-30.
335. Шпрыгов Ю.М. М.Горький и С.Н.Сергеев-Ценский (Из истории переписки) // Вестник Ленинградского ун-та. 1968. Вып. 2. С. 89-97.
336. Шпрыгов Ю.М. С.Сергеев-Ценский и Л.Андреев // Русская литература. 1976. № 1. С. 197-207.
337. Шпрыгов Ю.М. Чувство Родины // Аврора. 1975. № 9. С. 65-67.
338. Щербина В.Р. С.Н.Сергеев-Ценский // Щербина В.Р. Эпоха и человек. Литературно-критические очерки. М.: Советский писатель, 1961. С. 203-300.
339. Щербина В.Р. Сергеев-Ценский // Новый мир. 1943. № 10-11. С. 122-163.
340. Анипкин Ю.Д. Мировосприятие и стиль раннего С.Н.Сергеева-Ценского (1898-1914). Дис. . канд. филол. наук. М., 1970. 318 с.
341. Берестовская Д. С. Литературно-критические взгляды С.Н.Сергеева-Ценского. Дис. . канд. филол. наук. М., 1971. 276 с.
342. Брызгалова Г.Ф. Фразеологизмы в художественной прозе С.Н.Сергеева-Ценского. Дис. канд. филол. наук. М., 1975. 163 с.
343. Бурлаков Н.С. "Севастопольская страда" С.Н.Сергеева-Ценского. (К проблеме стиля советского исторического романа). Дис. . канд. филол. наук. М., 1954. 300 с.
344. Гаврилов В.H. Проблема искусства в идейно-эстетическом формировании эпопеи С.Н.Сергеева-Ценского "Преображение России". Дис. . канд. филол. наук. М., 1989. 206 с.
345. Жиляев Г.Е. Художественная проза С.Н.Сергеева-Ценского. (Проблематика и поэтика). Дис, . д-ра филол. наук. Армавир, 1969. 725 с.
346. Иванов H.H. Взаимодействие эпического и лирического в русской прозе 1910-х годов: (На материале произведений М.Горького, С.Н.Сергеева-Ценского, А.Н.Толстого). Дис. . канд. филол. наук. М., 1990. 176 с.
347. Калашникова A.A. Проблема личности в дооктябрьском творчестве С.Н.Сергеева-Ценского. Дис. . канд. филол. наук. М., 1978. 188 с.
348. Клейменова Г.В. Творчество С.Н.Сергеева-Ценского (1898-1913). Дис. . канд. филол. наук. Иркутск, 1966. 356 с.
349. Макаренко Г.С. "Севастопольская страда" С.Н.Сергеева-Ценского. Принципы историзма. Дис. . канд. филол. наук. Симферополь, 1952. 499 с.
350. Мескин В.А. Кризис сознания и трагическое в русской прозе конца XIX начала XX века. Автореферат дис. . д-ра филол. наук. М., 1997.-48 с.
351. Писакина Г.Ю. Дооктябрьское творчество С.Н.Сергеева-Ценского: (Становление художественного самосознания писателя). Дис. . канд. филол. наук. М., 1989. 199 с.
352. Плукш П.И. С.Н.Сергеев-Ценский ( Жизнь и творчество). Дис. . канд. филол. наук. М., 1965. 373 с.
353. Путнин Ф.В. Роман С.Н.Сергеева-Ценского "Искать, всегда искать!" (Идейно-художественное своеобразие и творческая история). Дис. . канд. филол. наук. M., 1971. 311 с.203
354. Рукавицын А.П. Традиции Льва Толстого в советском историческом романе (А.Н. Толстой, В.Я. Шишков, С.Н.Сергеев-Ценский). Автореферат дис. канд. филол. наук. М., 1974. 21 с.
355. Смирнов A.C. "Преображение России" С.Н.Сергеева-Ценского (концепция, жанр, стиль). Дис. . канд. филол. наук. М., 1973. 215 с.
356. Федюкова Н.Ф. Эпопея С.Н.Сергеева-Ценского "Преображение России". Дис. канд. филол. наук. Минск, 1963. 318 с.
357. Хворова Л.Е. Проза С.Н.Сергеева-Ценского 20-х начала 30-х годов: Мир художника, реальность бытия. Дис. . канд. филол. наук. Тамбов, 1995.- 197 с.
358. Цыганник В.П. Публицистика С.Н.Сергеева-Ценского. Дис. . канд. филол. наук. Киев, 1986. 200 с.
359. Чернявская Л.И. Романы С.Н.Сергеева-Ценского о первой мировой войне. (Проблематика и поэтика). Дис. канд. филол. наук. М., 1970. -255 с.
360. Шорыгина М.И. Становление реализма С.Н.Сергеева-Ценского. Дис. канд. филол. наук. М., 1964. 373 с.
361. Шпрыгов Ю.М. Творчество С.Н.Сергеева-Ценского 1898-1934 годов. (Путь к социалистическому реализму). Дис. . канд. филол. наук. Л,, 1966.-443 с.
362. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х томах. М.: Русский язык, 1989-1991.1. Т.1. 1989.- 699 е.;1. Т.2. 1989. -779 с.;1. Т.З. 1990.- 555 е.;1. Т.4. 1991.- 683 с.204
363. Мифологический словарь / Гл. ред. Е.М. Мелетинский. М.: Советская энциклопедия, 1990. 672 с.
364. Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2-х томах / Гл. ред. СЛ. Токарев. М.: Советская энциклопедия, 1987.1. Т.1.-671 е.; Т.2.-719 с.
365. Словарь античности / Пер. с немецкого. М.: Прогресс, 1989. 704с.