автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему: Эволюция концепции личности в татарской поэзии XIX века
Полный текст автореферата диссертации по теме "Эволюция концепции личности в татарской поэзии XIX века"
АКАДЕМИЯ НАУК СССР КАЗАНСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР
ИНСТИТУТ ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОРИИ имени Г. ИБРАГИМОВА
СИБГАТУЛЛИНА Альфина Тагировна
ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ В ТАТАРСКОЙ ПОЭЗИИ XIX ВЕКА
10. 01. 03 - Литература народов СССР (татарская литератур"^
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
На правах рукописи
Казань - 1990
Работа выполнена на кафедре татарской литературы Казанского ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственно го университета имени В.И.Ульянова-Ленина.
Научный руководитель - доктор исторических наук
профессор Усманов М.А.
Официальные оппоненты - доктор филологических наук
заслуженный деятель науки РОФСЗ? и ТССР Халитов Г.М..
кандидат филологических наук доцент Шарипов А.М.
Ведущая организация - Казанский государственный педагогичес кий институт.
Зрдата диссертации состоится ...... 1990 г.
в /£..-. часов на заседании специализированного совета К 003.39.1 по присуждению ученой степени кандидата филологических наук в Институте языка, литературы и истории им. Г.Ибрагимова Казанскоп научного центра АН СССР по адресу: 420Ш, г. Казань, улица Лобачевского, 2/31.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Казанского научного центра АН СССР.
Автореферат разослан "." ..^¡/РР&^Й.. 1990 г.
Ученый секретарь специализированного совета кандидат филологических наук р -,(, старший научный сотрудник . « /¿Я
Раыеев 3.3.
ХАЕАКТЕРИСТЙКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Изучение сложных вопросов лите-атуры через ее главного объекта - человека - является одним из $фективных и ведущих путей развития современного литературоведе-«я. Ибо при всей многогранности проблем художественного твор-эсгва они тяготеют к единому центру - воссозданию облика, дея-лй и идеалов человека, воплощающего особенности понимания гума-дзма своего времени. Исследование в этом направлении литературы рошлого века - одного из слабо разработанных звеньев татарского ятературоведения способствует более широкому осмыслению идейной груктуры не только художественного творчества, но и всей общест-энной мысли того периода.
XIX век - особый этап в истории татарского народа. Он озна-энован активным пробуждением общественной мысли, национального амосознания и усилением освободительной борьбы народных масс, азвитие капитализма в России, вызвавшее коренной перелом в coli ально-полити ческой и экономической жизни русского народа, не огло не сказаться и на судьбах "инородцев". Татары были одним из аких народов, втянутых в орбиту капиталистического прогресса, то вызвало постепенную ломку феодально-патриархальных устоев в кономике, изменило быт татарского общества, привело к возникно-ению торговой, промышленной и сельской буржуазии. В таких усло-иях обнаружилось вопиющее противоречие между интересами личности продолжающими сохраняться старыми порядками, между традиционной атриархальной моралью и зарождающейся буржуазной идеологией, что бостряло внимание к человеческой личности, выдвигало на первый лан вопрос о месте человека в мироздании. Весь этот процесс воеобразно и ярко зафиксирован в литературе этого периода, пред-тавленной преимущественно поэзией. Хотя общественная мысль татар К в в известной степени изучена*, конкретное проявление этого роцесса в литературе, в творчестве ведущих писателей и поэтов ой эпохи еще не разработано в достаточной степени.
^ Абдуллин Я.Г. Татарская общественная мысль. - Казань,1976. Михайлова ü.M. Формирование и развитие просветительства среди та-■ар Поволжья (1800-1861) - Казань: Изд-во Казанек. _ун~та, 1972; [афигов Р.И. Формирование и развитие передовой татарской обдествен-ю-политической мысли. - Казань: йзд-во Казанск.ун-та,1964 и др.
Совокупность сложных, подчас запутанных, непоследовательны] противоречивых воззрений авторов литературных произведений на мир и на человека является непосредственным выражением атмосфер: жизни татарского общества в эпоху перехода от средневековья к н< вому времени.
Выбор темы нашего исследования обусловлен еще и тем, что дс настоящего времени в литературоведении существует предвзятое мш ние о том, что татарская поэзия XIX в. в целом остается на позициях средневековья или, в лучшем случае, состоит из "островков з море религиозно-дидактической литературы"*. Комплексное изучеши литературного процесса показывает, что письменная поэзия XIX в., представленная творчеством Габдрахима Утыз Иыяни (1754-1834), Габделджаббара Кандалый (1797-1860), Мифтахетдина Акмуллы (18311895) и ын. др., стала главной ареной, где готовилась почва и формировалась татарская просветительская литература. В ней задолго до появления первого'просветительского романа "Хисаметдин менла" (1866) Мусы Акъегетзаде- создавалась концепция просвещение го человека, утверждалась идея нравственного "исправления" общества.
Работы ряда татарских литературоведов (М.Гайнуллина, М.Усме нова, М.Гайнугдинова, А.Шарипова, Ш.Садретдинова, Р.Ахметова, Х.Миннегулова, М.Ахыетзянова и др.), освещающие, в основном, тво чество отдельных поэтов этого эдемени, не рассматривают специал! но проблемы человека. Исследование поэзии XIX в. чаще всего свс дится к анализу конкретных произведений или творчества отдельно взятых авторов, трудов теоретического' характера очень мало. Значительным достижением в области системного изучения поэзии рассматриваемого периода можно считать второй том многотомного академического издания "История татарской литературы" (1985), где наряду с другими затрагиваются вопросы, связанные с процессом формирования и эволюции концепции личности в поэзии прошлого сто летия.
Целью диссертационной работы является: дать представление о концепции личности в татарской поэзии XIX в. и показать ее эволю ционное развитие. Для достижения этого необходимо решить следующие задачи:
* Нш^™1* И.З. Путь к зрелости. - Казань, 1971. - С. 167.
- Ч ~
1) раскрыть социально-философские и этические поиски поэтов в период перехода от средневекового застоя мысли к критическому восприятию мира и общества;
2) выявить то новое, что внесли поэты XIX в. .в понимание человека как "общественного индивида";
3) проанализировать те проявления новаторства в поэзии, которые связаны с отражением внутреннего мира человека, что составляет неотъемлемую часть концепции личности.
Научная новизна и практическое значение работы. Диссертационная работа является первым опытом в татарском литературоведении монографического исследования концепции личности, а также комплексного изучения письменной поэзии XIX в. Решение этих зайач, в частности, способствует определению идейно-мировоззренческого содержания поэзии, показывает ее приверженность передовым идеям своей эпохи, ее неразрывную связь с гуманистическими традициями как предшествующих, так и последующих эпох истории-развития татарской литературы; а также раскрывает две тенденции в формировании концепции личности в поэзии: следование этическим воззрениям классической поэзии, исламской религии, средневековой восточной философии и начало процесса демократизации поэзии, усиления в ней гражданских начал, подготовившего почву для дальнейшего развития просветительской и революционно-демократической литературы. Результаты исследования показывают, с одной стороны,-рост возможностей татарской поэзии в сфере отражения морального состояния, общественной активности личности и обогащение поэзии за счет усиления лиризма и внимания к интимной жизни человека, с другой.
Исследование поэзии XIX в. ведется на основе анализа бодыао-го количества материалов, в научный оборот вводится немало новых имен и художественных произведений.
Материалы и выводы, данные в работе, углубляют и расширяют, представления о культурном наследии татарского народа. Практическая значимость работы заключается также в возможности использования материалов исследования при создании обобщающих работ по истории татарской литературы, в вузовских лекционных курсах и практических занятиях по истории татарской литературы.
Методология и источники исследования. Методологической основой работы является марксистско-ленинское учение о личности. В методологическом плане диссертант опирается на теоретические выводы и основы, содержащиеся в трудах видных советских литературоведов и представителей-общественных наук (в частности, М.Б.Храп-ченко, З.Г.Османовой, И.Т.Фролова, В.Р.Шербины, С.Ваймана и мн. др.), в которых всесторонне и глубоко освещаются актуальные вопросы изучения концепции личности.
Диссертант придерживался принципа историзма, при оценке фактов и явлений литературы учитывались специфические условия, при которых они возникали: исторические, социально-политические, национальные, географические. При оценке художественных произведений диссертант использовал метод анализа и синтеза, общее выявлялось из частного, при конкретном анализе частностей делались обос щэния.
Основным объектом исследования явились поэтические произвел« ния XIX в., опубликованные на арабской и современной рафике, а также рукописные источники, хранящиеся в отделах рукописей КГУ и ИМИ им. Г.Ибрагимова КНЦ АН СССР.
Апробация По материалам исследования диссертант выступил н£ итоговых научных конференциях Казанского университета (1988), Елг бужского пединститута (1988, 1989, 1990), на конференции молодых ученых в ШЛИ им. Г.Ибрагимова (1990), на Всесоюзной конференции "Закономерности развития и взаимодействия национальных языков и литератур" (Казань, 25-28 сент. 1989). По теме диссертации опубликованы 4 статьи.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обоснована актуальность темы, освещена степень ее разработанности, сформулированы основные положения диссертации и методологические принципы исследования, а также определены понятия "личность" и "концепция личности" относительно дореволюцио! ной поэзии.
В первой главе концепция личности рассматривается в общественно-гражданском аспекте. При этом обнаружилась необходимость
- 6 -
)
дать общую характеристику положения татарского народа в составе Российского государства, общественных условий его развития в XIX в., социального статуса литературы и художника.
Мощное стремление трудящихся масс к избавление от социального и национального гнета отражалось на развитии общественной мысли. Крестьянские войны, восстания, Отечественная- война 1812 г., движение декабристов разбудили татарскую интеллигенцию, составляющую часть духовенства, которое после создания Духовного управления делами мусульман (1789) превратилось в привилегированную прослойку татарского общества. Поэтому поэты, чье творчество рассматривалось в работе, были прежде всего представителями мусульманского духовенства, соответственно; на их мировоззрение сильное влияние оказало этическое учение ислама. Игнорирование этого фактора, формирующего у поэтов концепцию личности, исторически неоп-равдано, поскольку моральные проблемы всегда занимали в исламе, так же, как и в других религиях, центральное положение. Влияние ислама на творчество рассматривается в его противоречии: с одной стороны, в поэзии присутствует идея божественного предопределения, упование на бога, мисти'ко-аскетические мотивы и пр., с другой стороны, поэты, опираясь на моральные заповеди ислама, действенно боролись за нравственную чистоту общества, за торжество справедливости. В эпоху политики насильственной христианизации инородцев России, когда с религиозными чувствами народа слились чувства патриотизма и самосохранения, ориентация татарской поэзии на гуманистические аспекты исламской морали не может оцениваться лишь однозначно, т.е. отрицательно. Эволюция концепции личности первоначально.шла в рамках религиозной этики, чистота морали основывалась на нравственном совершенствовании, она приближала человека к богу, давала ему возможность познать свое единство с ним. Эти же взгляды определяли социальные представления мыслителей, которые связывали социальное зло со злом этическим и видели в нравственном очищении залог социального оздоровления и торжества социальной справедливости. Эти положения рассматриваются на примере религиозно-дидактических поэм Габдрахима Утыз Имяни, Канда-лый, Кулмухамеда, Хибатуллы Салихова и др. Составляя своеобразную программу нравственно зрелого человека, поэты понимали роль и значение окружающей среды - семьи, друзей и наставников в воспитании личности. Интересно с этой точки зрения, поэмы Утыз Имяни,
7
где он размышляет о священной, но вполне возможной между людьми дружбе, направленной на постижение наук, на взаимное духовное обогащение. Исходя из этих представлений, мыслитель рассматривает и отношения между ос'тазом - духовным наставником - и его воспитанником. Он предъявляет большие требования к наставнику: быть образованным, просвещенным в делах мирских и небесных, уметь использовать свои знания для воспитания совершенной личности. Вопросы этики ученого и наставника в поэзии XIX в. разрабатываются широко и тщательно: нет ни одного поэта, который не обращался бы к этой ванной для общества теме. Поэты убеждены, что нравственную опору общества создают ученые люди - улемы, т.е. представители духовенства, каковы они - таково и общество:
"Улемы - мира цвет,
Они не развратятся, -
Не развратится свет", - пишет, например, Мауликай Юма-
чиков.
Созданная поэтами концепция просвещенного человека включала в себя как черты настоящего, истинно религиозного наставника, так и первые ростки нового мироощущения, присущего человеку переходной эпохи. Идеалом, который выдвигали мыслители, стало не божество, а мудрецы и ученые. Божество оставалось символом того, что человек может достичь, превзойдя самого себя, мудрец же символизировал высокую степень реализации человеческого потенциала. Все это было развитием гуманистических идей, которым было привержено большинство .поэтов XIX в. Кроме того, многае из них как бы находили в современной им жизни реальное воплощение данного идеала: многочисленные панегирики муллам, ахунам, шейхам - живым (жанр мадхии) и мертвым (жанр марсии) убедительно доказывают это. Образ мудреца, духовного наставника, бесспорно, восходит к идее о религиозном руководителе (пире, муршиде, ишане, шейхе) в религиозно-мистическом учении..- суфизме, в котором возводится в ранг святого. Однако в отличие от суфийского идеала наставника, в котором в первую очередь воспевается чрезмерная религиозность, "влюбленность" в бога» полная отрешенность от мира сего, отшельничество и уединение, авторы ыарсий и мадхий восхваляли в своих остазах просвещенность, высокую образованность и благородные дела для пользы людей. Такие черты отмечались как главные в характере наставника:
"Драгоценную жизнь он провел в обучении людей и в благодеянии друзьям и близким,
Знания его стали известны и на Западе и на Востоке", - говорится, например, о покойном дамелле Исмагиле аль-Кышкари*, или: " В Петербурге, Кронштадте, Москве и Оренбурге
Знай, многих доводил до совершенства хазрет из Нурлата и т.д.
Татарские марсии и мадхии представляют определенный научный интерес, ибо они содержат немало интересных сведений о лицах,'живших в прошлом веке. Особенно выделяются панегирики-, посвященные выдающемуся ученому, религиозному реформатору и основоположнику просветительского движения среди татар Шигабутдину Марджани (18161889).
Марджани - большая личность, оставившая глубокий след в истории татарской культуры и общественного развития. Он покорял своих современников незаурядным умом и знаниями и был такой крупной фигурой, что в поэзии возникла целая "Марджаниана",■успешно продолженная впоследствии Г.Тукаем, Г.Сунгати, Н.Думави и др. поэтами начала XX в.
Именно в образе Ш.Марджани поэты видели конкретное воплощение своих просветительских идеалов об учителе и ученом, о совершенной личности вообще. "Марджаниана" создавалась по поводу двух событий из жизни Марджани - споров вокруг его книги "Назурат эл-хак" ("Обозрение истины". 1870) и смерти великого ученого. Оба эти события вызвали большой резонанс в прогрессивных слоях общества того времени.
Когда весь мусульманский мир утверждал, что эпоха активного мышления и рассуждения прошла, что мыслители и подвижники типа аль-Фараби, Йбн Сяны больше не появятся, Марджани в своей книге смело заявил, что такая эпоха никогда не пройдет, человек всегда должен быть свободен в мыслях и делах. После выхода в свет "Назурат эль-хак", консервативные представители духовенства обвиняли автора в ереси, начали его травлю. Почитатели таланта Марджани и его ученики не могли оставаться в стороне, многие считали своим долгом публично бороться с клеветниками и мракобесами. Споры про-
^ Лэлаи ль колуб рисалэсе (Трактат "Величие сердец") - Казг.н: Вячеслав табыгх., 1887. -9 6. ■ .
2 Там же. - С. 13.
никли и в литературу. Проанализированные наш поэтические произведения^ о Марджани объединяет желание отдать должное просветительской деятельности ученого и ненависть к его противникам. Марджани сравнивается с небесным светилом, взошедшим на мрачном небосклоне и испугавшим своим ярким светом всю мразь, которая существовала в темноте. Авторы (Мустафа Чутаи, Фахретдин бине Арс-лан Букали.Габделькаюм бине Мурад аль-Бадахши, Гали Чукрый, Миф-тахетдин Акыулла, Кашафетдин Минзаляви ас-Сулюки и др.) всячески восхваляют, труд Марджани, сравнивают его с биноклем, телескопом, подзорной трубой,позволяющей "обозреть истину", а книгу, выражающую взгляды реакционеров, называют отвратительной "ложью невежд".
Споры вокруг книги Марджани - это одно из проявлений закономерного процесса размежевания татарского духовенства на клерикалов-консерваторов и прогрессистов-реформаторов, который начался еще во времена восстания Батырши (1755-1756) и Крестьянской войны под предводительством Е.Й.Пугачева (1773-1775).
К прогрессивному лагерю принадлежали такие мыслители, как Габденнасыйр Курсави (1776-1812'), Шигабутдин Марджани (1818-1889) Ризаэтдин Фахретдин (1859-1936), к нему можно отнести и поэтов-мулл Габдрахима Утыз Имяни (1754-1834), Хибатуллу Салихова (17941867), Габделджаббара Кандалый (1797-1860), Гали Чукрый (18261889), Мифтахетдина Акыуллу (1831-1895), в творчестве которых явственно звучит призыв к нравственному очищению общества, к пересмотру существующих религиозных догм, препятствующих активному развитию мысли. Сюда же относятся и поэты-сторонники и ученики Марджани,. выдвигавшие в качестве основной задачи заботу о человеке, духовном и материальном благополучии общества. Теологическое содержание ислама они фактически подчинили мирским, светским идеям, сближаясь с простым народом, его освободительной борьбой.
Отпор клерикализму, невежеству в лице противников Марджани ярко отразился в творчестве мифтахетдина Акмуллы. Его поэтическое послание Нургали мулле, одному из авторов книги, написанной в опровержение идей Марджани, является убийственной сатирой на всех тех, кто боится нового. А "Некролог-элегия Шигабутдину Марджани" ■ одно из программных произведений Акмуллы - стал вершиной "Марджа-нианы". Акмулла, воспевая в образе ученого-просветителя идеи света и прогресса, проклиная его противников за невежество и косность, выступил как поэт-трибун, поэт-гражданин.
.Акнулла не просто восхвалял мыслителя, он полностью разделял
- 10 -
его взгляды и философское учение, глубже своих современников осознал значение реформаторской деятельности, новаторства и гражданской смелости выдающегося деятеля, который вел упорную борьбу со всем старым и антигуманным в татарской действительности дореформенного и пореформенного периодов.
Развенчивая пороки, рассматриваемые поэтами как отступление от истинных свойств человеческой натуры, и воспевая добродетели, которые способствуют раскрытию подлинных природных качеств человека, многие поэты этого периода проявляли тяготение к реалистическому изображению действительности, что приводило- к критике социальных обстоятельств устройства общества, его правящих верхов. Социальная критика стала важным достижением татарской поэзии. °на развивалась преимущественно по двум направлениям. Первое характеризовалось тем, что поэты ясно осознавали пороки своей среды, т.е. духовенства - стяжательства, карьеризм, лживость и занимались восстановлением истинного понимания значения духовности и назначения духовного лица. Такая критика прибавила поэзии, в которой актуальной темой был антагонизм между образованностью и невежеством, талантом и бездарностью, жизненной силы, придала ей конкретную направленность борьбы. Ибо просвещением общества занимались лица,далекие от науки, молодое поколение воспитывали невежды и лжецы. Именно таких конкретных и обобщенных лиц критиковали в своих стихах Абельманих Каргалы, Хибатулла Салихов, Гали Чукрый, Мифтахет-дин Акмулла, Бахаветдин Вайсов. Причем критика становилась все острее, озабоченность за судьбу человека - сильнее. Если в творчестве поэтов I половины XIX в. критика притуплялась просветительскими иллюзиями или наивным упованием на божественную мощ>, то в творчестве Акмуллы и Б.Ваисова она ближе к бескомпромиссной и жесткой критике начала XX в.
Второе направление шире первого: оно включает критику тех общественных условий, в которых живет современный поэтам человек. Постепенно поэты начинают понимать, что за беззаконие мулл и иша-нов ответственны государственные законодатели. В поэзии намечаются более конкретные истоки общественного зла и насилия - царь и его приближенные (X.Салихов, Акмулла, Б.Ваисов).
Развивающаяся на фоне образования наций, мощного развития национально-освободительного движения татарская поэзия обогатилась через идеи совершенствования личности и очищений морали пониманием роли и значения нации. Для таких поэтов-как Акмулла со- II -
вершенствование личности - не самоцель, цель - в совершенствовании нации, эти авторы обладали трезвым умом и смелостью, они признавали отставание "мусульманской нации" от других в развитии. "Иттифакы яфмил" - единение мусульман за выход из застоя мысли, из отсталости - заветная мечта Акмуллы и его единомышленников. От призывали представителей духовенства оставить кичливость и спесь, сотрудничать с такими прогрессивными мыслителями, как Марджани ради борьбы против невежества - беды Востока.
Таким образом, цри всей его незавершенности в рамках столеи» (конец ХУШ - конец XIX вв.) очевиден процесс эволюции представлений человека о человеке - члене общества. Эту эволюцию определяли жизненные задачи эпохи, шло непрерывное обогащение теоретической базы, развивалось само гражданское мировоззрение.
' Вторая глава "Внутренний мир человека как неотъемлемая часть концепции личности" преимущественно посвящена исследованию лирики Габделджаббара Кандалый (1797-1860). Лирика Кандалый - знаменательное явление в истории татарской литературы XIX в., в ней переплелись надменность и тяжеловесность, назидательность и традиционность классической письменной поэзии с шалостью, легкостью, беспе* ностью шакирдского фольклора. Поэт сумел найти оптимальное среднес между суфиями-лириками и просветителями-дидактикаш. Суфии обращали внимание на внутренний мир человека и так глубоко "уходили" в него, что зачастую мир внешний исчезал вообще. А первые татарские просветители-поэты так были заняты внешними- связями общественного человека, что за социальным упускали другую сторону личности - индивидуальность. Под пером Кандалый ослабевает, снижается четко разграниченная расположенность в поэзии души и тела человека. Всю его лирику пронизывает преклонение перед физической красотой и чистотой'души, привязанность к земле, жажда радости и наслажденья жизнью.
В жизни и в поэзии Кандалый был бунтарем: осознав собственнук неповторимость и оригинальность, он ведет себя вразрез с нормами морали общества, демонстративно открыто говорит о том, о чем "стыдятся" говорить "отцы общества",- у всех на глазах делает недопустимые для духовного наставника поступки. Открытое воспевание чувственной любви, которое считалось в те времена кощунственным, становится главной темой его творчества. Занимающий пост имама в приходе, Кандалый не раз признается, что готов пожертвовать и верой ради любви: - 12 -
"Если закончу молитву, произнося "Аллах велик", В душе моей появляется твой лик".
Убийственно высмеивает поэт представителей своего сословия, зстрит в адрес местного начальства, смело обостряет отношения с 'высшим обществом". Тем самым Кандалый бросает вызов схоластичес-сому взгляду на мир и на человека, провозглашает раскрепощение, >вободу мысли и чувства. Его бунт перекликается с той отчаянной, ю не всегда успешной борьбой личности за свое освобождение, которая велась в течение многих веков, драматические стадии этой' 5орьбы запечатлела история татарской поэзии от Мауля Кулый до Ту-сая.
Смело объявляя войну ханжам и лицемерам, невеждам и лгунам, Сандалый в своем творчестве развивает,тему интимного мира челове-«а. Любовная лирика поэта - не обычный уход спасовавшего "борца" эт реальных проблем в мир грез и иллюзий, а выбор трудного участка фронта. Уже сама позиция художника, возводящего в "перл создания" реальную, живую, страстную, суетную женщину -■"сосуд греха и соблазна" была чужда мусульманской ортодоксии. Само желание Кандалый нарисовать образ женщины, в которой не было ничего идеального, было необычным. В какой-то мере его позиция совпала с позицией первых художников Запада, решившихся изображать обнаженное гело и подвергшихся атакам мракобесов, однако гораздо больше связей творчества поэта с произведениями великих лириков Востока » Эмара Хаяма, Хафиза, Физули, Вагифа, прекрасно передавших человеческие страсти, влечения и чувства.
В центре лирики Кандалый - конкретный человек, т.е. он сам. Автор является чуть ли не абсолютным источником творчества, ибо он живет напряженной жизнью, чувствует себя личностью, имеет индивидуальную судьбу и биографию. Как личность он проявляет себя в том, что постоянно обнаруживает свои желания, страсти и идеала. Келания и страсти его не возникают сами по себе, спонтанно, а под воздействием осознания собственного права на счастье. Кандалый пишет лишь о том, что на самом деле видит, чувствует и перекивает. И реальный комментарий к стихам и поэмам Кандалый неизбежно превращается в его маленькую биографию, биографию "движения души".
Сюжетной основой единства собственно-лирических стихов является история любви героя. По отдельным стихотворениям и поэмам восстанавливается канва любовного романа. Рассмотрение лирики
- 13 -
>
Кандалый в виде единосюжетного, композиционно-цельного "романа" дает возможность проследить развитие художественного психологизма и взглянуть на "роман" как на документ об одной из эпизодов душевной жизни поэта. При этом воссоздается картина некоего психс логического процесса, исходный момент которого - очарование красе той молодой деревенской девушки и активно переживаемое чувство любви героя к ней. В описании внешности, красоты девушки поэт не затрудняется при выборе художественных средств: в его арсенале несметное богатство слова восточной любовной лирики и татарского фольклора.
Лирический герой, охваченный сильным, всепоглощающим чувствс уверен в ответном чувстве, он призывает свою возлюбленную наслаждаться радостями жизни, дорожить каждым мигом блаженства, однако получает отказ. Тогда сюжет "роман"а принимает неожиданное развитие. Герой предпринимает попытку проложить путь к сердцу красавицы с другого конца: с практических, семейно-бытовых реалий челове ческой жизни. Вид и тон поэзии при этом заметно меняются: от пышного нанизывания прекрасных метафор и эпитетов поэт переходит к облегченным формам изложения мысли, к языку, близкому к народной речи. Меняется облСик героя: вместо влюбленного, вечно молодого Меджнуна - человек, накопивший немалый жизненный опыт. Этот человек, с устоявшимися мнениями, с определенными позициями жизни, нг ччнает учить уму-разуму совсем еще юную девушку, излагая неординарные, в основном, прогрессивные мысли о судьбе женщины. Можно уверенно сказать, что Кандалый своим творчеством закладывал в татарской действительности основы феминизма, отстаивая в жизни право девушек на свободу выбора, выбора по любви и велению сердца, что явно противоречило общим религиозным представлениям и бытоваз шим патриархальным установкам. Кандалый видит женщину созданной природой для наслаждения и любви, он ужасается, видя ее невыносимое положение в обществе. Виновным в этом поэт объявляет... "мужика" - неуча и невежду, не умеющего ценить женщину и любить ее. По мнению поэта, только "ученый муж" может уважать, любить и осчастливить женщину. Именно моральный.облик мужа, по его мнению, составляет основу семьи.
Кандалый представляет себя девушке как раз тем "ученым мужем", он обещает ей благодатную супружескую жизнь.-Об отношениях ыужа и жены в семье поэт не питает никаких иллюзий, о своем семе£ ном счастье мечтает в тех пределах, которые позволяют его жизнен- 14 -
аые условия и воспитание. Своей невесте он обещает не "золотые горы" и "райские кущи". Его идеализированный муж идеален лишь в заботливом и внимательном отношении и любви к жене. Сравнивая се-5я с возможным соперником-" крестьянским "мужиком,", поэт-мулла 'гарантирует" именно то, чего лишены многие крестьянские жены: "Бея жизнь твоя за годом год - в богатой горнице пройдет, В игре и в ласках, без забот, вдали от всех житейских бед. В нарядах вечером и днем - вчера в одном, теперь в ином... Жену, украсившую дом, лелеять будет муж-хазрет. .-.. Тебя не будут обижать, ты в поле хлеб не будешь жать, Иль, от жары сомлев, лежать, не смывши пота едкий след.
и т.д. (Перевод Р.Морана) Кандалый мечтает видеть женщину"неугнетенной нуждой и трудом, веселой и нарядной. В жене, подруге, он видит человека, отношения с которым требуют взаимопонимания, уважения и верности.
Интонация лирики Кавдальй очень переменчива. Целый клубок разнообразных, подчас противоречивых чувств проходит перед глазами читателя. Быстрота смены настроений в поэзии выражает неспокойный, эмоциональный, непоседливый характер ее автора. Безусловно, лирический герой, выражающий образ самого поэта, выступает как образ реалистический. Черты характера, нравы, вкусы, интересы, стремления его вполне соответствуют реальному облику современника.
Поэма, названная по имени возлюбленной Сахибджамал, - осо'бый успех Кандалый. Изображение любви и сладких грез, мольба и уговоры приобретают особенно искреннее и сердечное звучание, бессилие перед безответностью, тоска и печаль, уязвленная мужская гордость, грубость, возникшая от этого - все-все нарисовано с большой убеждающей силой и сердечностью. Поэт от непосредственного описания своей пылкой любви со всеми ее перипетиями, от изображения мук и страданий обуреваемого страстью влюбленного переходит к глубокому осмыслению самого любовного чувства, к его философии: "Ох, знать бы суть: что же такое влюбленность? Это страсть ли и благодарение, иль проклятие и мука, Которые вложил в нас бог? Поэт-романтик всей душой верит, что любовь - это благодать, но жизнь ему доказывает обратное - так и не сумел он овладеть этим счастьем...
Так, описывая подробно, порою весьма детально, переживания,
- 15 -
сложный духовный мир страстно влюбленного лирического героя, Кан-далый .последовательно проводит идею права каждого человека, каждого индивидуума на личное счастье - на свой интимный мир, на любовь . И в поэзии XIX в..фиксируется, наконец, исторический акт превращения средневекового "недифференцированного" человека в живую, единственную в своем роде Личность.
Заключение содержит краткие выводы исследования.
Татарская поэзия XIX в. является неотъемлемой частью того большого процесса пробуждения сознания народа, который происходит в эпоху разложения феодализма и закладывания основ новой формации. Поэты жили и творили в ту противоречивую эпоху, неопределенность времени наложила отпечаток на их творчество, на концепцию личности. Поэтому концепция личности в поэзии XIX в. имеет сложную, противоречивую характеристику. В силу исторических причин она окрашена религиозно-этическим настроением. Усиление в поэзии, наряду с общечеловеческой моралью, морали исламской, акцентрирование на ее гуманистических аспектов является одной из специфических сторон эволюции концепции личности.
Главные тенденции того движения, что происходило в обществе, определяющие также и формирование литературы нового типа, реализовались в поэзии различным образом:
а) расширился ее социальный диапазон,благодаря охвату новых сторон социально-политической жизни и сфер духовного мира людей;
б) происходило отмежевание нового отношения к человеку от господствовавшего реакционного учения о беспомощности и приниженности человека перед богом и окружающей действительностью;
в) гуманистическая концепция этого периода отличается от средневековой практической устремленностью, означающей непосредственный отклик на важные жизненные запросы, активным интересом к преобразованию, "исправлению" общества.
Стремление к совершенствованию человека, улучшению его духовного и нравственного облика, к обращению его на путь добра, составлявшее черту, общую для татарских поэтов и писателей всех поколений, претерпело' в- поэзии XIX в. любопытную эволюцию от декларирования "истинной сущности добра и зла" в формах назидательных и обобщенных, к утверждению добра путем острой, бескомпромиссной критики-зла в проявлениях конкретных, многообразных, социально обусловленных. Очевидно, что это был курс просветительского подхода к
- 16 -
реалистическому осмыслению действительности. В этом перерастании состояла суть одной из ведущих тенденций литературного процесса в татарском обществе за весь период конца ХУШ и начала XX в.в.
В поэзии отразилось столкновение двух общественно-эстетических идеалов поэтов - старого и нового, противопоставление двух жизненных позиций - индивидуалистической и активной просветитель-•ско-преобразовательной. Выдвижение идеи о ценности человеческой личности, о необходимости ее творческой активности расшатывало мистико-аскетический идеал, базировавшийся на традиционной мусульманской концепции предопределения (такдир).
В татарской поэзии XIX в. четко выделяются две основные линии - гражданственная и интимная. Обе они выражали существеннейшее для эпохи содержание - растущее самосознание личности.
Происходит разрушение средневековой художественной системы. Перестройка развертывается постепенно, эволюционным путем, чем и объясняется двойственная природа ряда сочинений, сложное переплетение в них старых традиций и новых художественных элементов, старой формы и нового содержания.
Проблемы эти ждут дальнейшего исследования. И, надо сказать, что многое из того, что составляет духовное наследие народа дооктябрьского периода, требует нового осмысления, пересмотра всей истории литературы.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. Некоторые особенности изучения концепции личности в литературе просветительского реализма. // Закономерности развития и взаимодействия национальных языков и литератур. (Текст. Коммуникация. Перевод): Тез. докл. - Казань, 1989. 4.2 - С.186-188.
2. Социально-исторические особенности эволюции концепции личности в татарской поэзии XIX в. - М.1989. - 17 с, - Деп. в ИНИОН АН СССР 12.12.89. # ЮЧ20. ■
3. Кандалый ижатында хатын-кыз бэхете мэсьэлэлэре. (Проблема женского счастья в творчестве Кандалый) - Совет мэктэбе - 1990,
/ь 7 - С.23-24.
4. 8дебият белеме сузлеге. (Словарь литературоведческих терминов) - Казан: Тат. кит. нашр. 1990. - 238 б.