автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Эволюция образа простака в творчестве Марка Твена в контексте просветительской традиции

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Груздева, Елена Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Казань
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Эволюция образа простака в творчестве Марка Твена в контексте просветительской традиции'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Эволюция образа простака в творчестве Марка Твена в контексте просветительской традиции"

На правах рукописи

Груздева Елена Александровна

ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА ПРОСТАКА В ТВОРЧЕСТВЕ МАРКА ТВЕНА В КОНТЕКСТЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ТРАДИЦИИ

Специальность 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (литература США)

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

5 ДЕК 2013

Казань-2013

005541596

Работа выполнена на кафедре зарубежной литературы Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Министерства образования и науки Российской федерации (ФГАОУ ВПО К(П)ФУ МО и Н РФ)

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор,

заведующая кафедрой зарубежной литературы Несмелова Ольга Олеговна

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

кафедры зарубежной журналистики и литературы

ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» Балдицын Павел Вячеславович

доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва» Осовский Олег Ефимович

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный

лингвистический университет имени H.A. Добролюбова»

Защита состоится «25» декабря 2013 года в 11.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.081.14 в Казанском (Приволжском) федеральном университете по адресу: 420008, г. Казань, ул. Татарстан, д. 2, ауд. 207.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке имени Н.И. Лобачевского Казанского (Приволжского) федерального университета (Казань, ул. Кремлевская, д. 35). Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте Казанского (Приволжского) федерального университета: http://www.kpfu.ru

Автореферат разослан «20» ноября 2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат филологических наук, доцент р.Л. Зайни

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

В мировой литературе существуют писатели, значение творчества которых со временем раскрывается со все большей полнотой - таков Марк Твен (Mark Twain - Samuel Langhorne Clemens - 1835-1910). «Именно XX век открыл в полной мере масштаб Твена... Марк Твен был широко известен в Европе не только как писатель, но и как своеобразный полпред Америки. Он был ее национальным достоянием, ввел американскую словесность в круг великих литератур мира... Твен был живым классиком, фигурой легендарной, почти мифологической1».

На протяжении полутора столетий творчество М. Твена вызывает неугасающий интерес рядовых читателей, критиков и исследователей -появляются современные переиздания его текстов на различных языках2 и классических монографий по творчеству писателя3; выходят в свет новые труды зарубежных и отечественных исследователей (статьи, монографии, диссертации), широко представлены отклики на творчество писателя на интернет-сайтах. В России его имя приобрело особую популярность -афоризмы М. Твена активно используются в современном рекламном бизнесе.

Актуальность диссертационного исследования обусловлена неугасающим интересом к творчеству Марка Твена, который отразил проблемы национальной самобытности, осмысления особенностей национального характера, ментальности, идентичности. Творчество писателя напрямую связано с важнейшими тенденциями в литературе США рубежа XIX - XX веков. М. Твен является родоначальником американской реалистической литературной традиции, в его произведениях отражены опыт

1 Гиленсон Б. А. Марк Твен: судьба «короля смеха». - М.: МГПУ, 2007. - С. 13.

2 Twain M. Collected Tales, Skeches, Speeches, & Essays, 1853-1890. Ed. Louis J. Budd. - N. Y.: Library of America, 1992; Collected Tales, Skeches, Speeches, & Essays, 1891-1910. Ed. Louis J. Budd. - N. Y.: Library of America, 1992; The Bible According to Mark Twain. Ed. Howard G. Baetzhold and Josef B. McCullough. -Athens: Univ. of Georgia Press, 1995; Твен M. № 44, Таинственный незнакомец / Сост. и пер. Л.М. Биндеман. Предисл. А.М. Зверева. - М.: Политиздат, 1990; Твен М. Собрание сочинений в 18 т. - М., 2002.

3 Старцев А.И. Марк Твен и Америка. - М.: Сов. писатель, 1985; Мендельсон М.О. Марк Твен. - М.: Издательство ИКАР, 2005. - 228 е.; Мендельсон М.О. Реализм Марка Твена. - М.: ИМЛИ РАН, 2005. -348 с.

3

литературы фронтира, идеи американского трансцендентализма, прагматизма. Произведения писателя продемонстрировали его глубокий интерес к собственной стране и к «чужому» миру, в них раскрыта проблема взаимоотношений Старого и Нового Света.

Во второй половине XX - начале XXI вв. Марк Твен продолжает привлекать внимание ученых, появляются исследования, касающиеся самых разнообразных аспектов твеновского творчества. Их можно классифицировать следующим образом. Во-первых, это работы биографического характера таких авторов, как А.И. Старцев, A.M. Зверев, М.Н. Боброва, Г. Ионкис, М.О. Мендельсон, Б.А. Гиленсон, М. Чертанов, Дж. Ловинг, Р. Моррис, М. Шелден, JI. Тромбли4. Во-вторых, необходимо отдельно выделить исследования, касающиеся религиозных и мировоззренческих пристрастий М. Твена, авторами которых являются С.Т. Harnsberger, L.J. Budd, A. Ensor, P.S. Foner, J.Q. Hayes5. В-третьих, это труды, посвященные анализу различных аспектов поэтики произведений Твена, таких исследователей, как В.В. Брукс, Б. Де Boto, З.В. Новицкая, O.A. Бобок, A.C. Ромм, Л.П. Башмакова, Я.Н. Засурский, A.M. Зверев, Н.В. Бардыкова, П.В. Балдицын6. В-четвертых, это исследования, относящиеся к проблеме

4 Старцев А.И. Марк Твен и Америка. - М.: Сов. писатель, 1985; Зверев А.М. Мир Марка Твена: Очерк жизни и творчества. - М.: Дет. литература, 1985. - 175 е.; Боброва М.Н. Марк Твен: Очерк творчества. - М., 1962; Ионкис Г. Марк Твен: заклятие смехом. - Кишинев, 2000. - 155 е.; Мендельсон М.О. Марк Твен. - М.: ИКАР, 2005. - 228 е.; Гиленсон Б.А. Марк Твен: судьба «короля смеха». - М.: МГПУ, 2007. - 248 е.; Чертанов М. Марк Твен. - М.: Мол. гвардия, 2012.-470 е.; Jerome Loving "Mark Twain. The adventures of Samuel L. Clemens". - University of California Press: Berkeley, Los Angeles, London, 2010. - 491 p.; Roy Morris Jr. "Lighting out for the territory. How Samuel Clemens headed west and became Mark Twain". -Simon@Schuster: New York, London, Toronto, Sydney, 2010. - 282 p.; Michael Shelden "Mark Twain: man in white. The grand adventure of his final years". - New York: Random House, 2010. - 482 p.; Laura Skandera Trombley "Mark Twain's other woman. The hidden story of his final years. - New York: Alfred A. Rnopf, 2010. -332 p.

5 Harnsberger C.T. Mark Twain's Views of Religion. - Evanston, 1П.: Ward Chori, 1961; Budd L.J. Mark Twain: Social Philosopher. - Bloomington: Indiana Univ. Press, 1962; Ensor A. Mark Twain & the Bible. - Lexington: Univ. of Kentucky Press, 1969; Foner P.S. Mark Twain: Social Critic. - N.Y.: International Publishers, 1958 (Пер. на рус.: Фонер Ф. Марк Твен - социальный критик. - М.: Издательство иностранной литературы, 1961.-416 е.); Hayes J.Q. Mark Twain and Religion: A Mirror of American Eclecticism. - N.Y.: Peter Lang, 1989.

6 Brooks V.W. The Ordeal of Marie Twain. - N. Y.: Dutton, 1920; DeVoto B. Maik Twain's America. - Boston: Little, Brown, 1932; Новицкая З.В. Традиции американского юмора XIX века и речевые средства комического у М. Твена. Автореф. диссертации, 1962; Бобок О.А. Романы М. Твена о европейской истории. Автореф. диссертации; Ромм А С. Марк Твен и его книги о детях. - М., 1958; Ромм А.С. Марк Твен. - М.: Наука, 1977. - 192 е.; Башмакова Л.П. О твеновском этапе в американском реализме // Американская литература: проблемы развития методов и жанров. Сборник научных трудов. - Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 1990. - С. 49-65; Засурский Я.Н. Марк Твен и его традиции в литературе США // Марк Твен и его роль в развитии американской реалистической литературы. - М.: Наука, 1987. - С. 3-10; Зверев A.M. Последняя

национального в творчестве М. Твена H.G. Baetzhold, A.J. Berret, S.F. Fishkin, S. Gillman, F.G. Robinson, C. Neider, E.A. Стеценко, П.В. Балдицын'.

В настоящее время не утихает интерес научного сообщества к творчеству Марка Твена. Об этом свидетельствуют диссертации, появившиеся в последние десятилетия (П.В. Балдицын, 2004 г.; O.A. Бобок, 2000 г.; Д.В. Пьянов, 2004 г.; В.А. Шачкова, 2009 г.8).

Обращаясь к творчеству такого крупного писателя, как Марк Твен, трудно найти свою нишу в исследованиях, но в работе предпринята попытка это сделать. К анализу образа простака обращались А.И. Старцев, М.О. Мендельсон, М.Н. Боброва, С. Краузе, A.C. Ромм9, в их работах этот тип героя был упомянут, но он не стал предметом специального исследования. У Н.В. Бардыковой есть статьи, посвященные образу простака у М. Твена10, но данный тип героя рассматривается ею применительно к малому жанру -

повесть Марка Твена // Марк Твен и его роль в развитии американской реалистической литературы. - М.: Наука, 1987. - С. 109-132; Бардыкова Н.В. Образ простака в рассказах Марка Твена (К вопросу о природе юмористического характера) // Традиции и новаторство в современной зарубежной литературе / Под ред. Э.П. Зинкера. - Иркутск, 1976; Бардыкова Н.В. Юмористические рассказы Марка Твена: К проблеме становления реалистического метода. - Белгород, 1997. - 116 е.; Бардыкова Н.В. Трансформация типа простака в юмористических рассказах Марка Твена // Проблемы типологии русской и зарубежной литературы. - Белгород, 2003. - С. 209-247; Балдицын П.В. Новеллистика Марка Твена // Марк Твен и его роль в развитии американской реалистической литературы. - М.: Наука, 1987. - С. 11-34; Балдицын П.В. Политический памфлет Марка Твена // Марк Твен и его роль в развитии американской реалистической литературы. - М.: Наука, 1987. - С. 87-108; Балдицын П.В. Эпистолярный дискурс в творчестве Твена - от бытового письма и газетной корреспонденции к художественной литературе // В творческой лаборатории журналиста. -М.: Университетская книга, 2010.-С. 169-183.

7 Neider С. Mark Twain and the Russians: An Exchange of Views. - N. Y.: Hill & Wang, 1960; Baetzhold H.G. Mark Twain and John Bull: The British Connection. - Bloomington: Indiana Univ. Press, 1970; Berret AJ. Mark Twain and Shakespeare: A Cultural Legacy. -\ Lanham, Md.: Univ. Press of America, 1993; Gillman S., Robinson F.G. Mark Twain's "Pudd'nhead Wilson": Race, Conflict, and Culture. - Durham, N.C.: Duke Univ. Press, 1990; Fishkin S.F. Was Huck Black? Mark Twain and African-American Voices. - N. Y.: Oxford Univ. Press, 1993; Стеценко E.A. О художественных традициях Марка Твена в американском реалистическом романе XX века // Марк Твен и его роль в развитии американской реалистической литературы. - М.: Наука, 1987. - С. 179222; Балдицын П.В. Творчество Марка Твена и национальный характер американской литературы. - М.: Издательство «BK», 2004.

Балдицын П.В. Система жанров в творчестве Марка Твена и американская литературная традиция. Дис. ... доктора филол. наук. - М., 2004; Бобок O.A. Романы Марка Твена о европейской истории. Дис. ... канд. филол. наук. - СПб, 2000; Пьянов Д.В. Своеобразие исторической проблематики в творчестве Марка Твена: философия и поэтика. Дис. ... канд. филол. наук. - М., 2003; Шачкова В.А. Жанр путешествия в творчестве Марка Твена конца 60-70-х годов XIX века. Автореф. диссертации. - Нижний Новгород, 2008.

Старцев А.И. Марк Твен и Америка. - М.: Сов. писатель. -1985; Мендельсон М.О. Реализм Марка Твена. -М.: ИМЛИ РАН, 2005. - 348 е.; Боброва М.Н. Марк Твен. Очерк творчества. - М., 1962; Krause S. Mark Twain as Critic.-Baltimore, 1967. -P. 21; Ромм A.C. Марк Твен. - Москва: Наука, 1977.

Бардыкова Н.В. Образ простака в рассказах Марка Твена (К вопросу о природе юмористического характера) // Традиции и новаторство в современной зарубежной литературе / Под ред. Э.П. Зинкера. -Иркутск, 1976; Бардыкова Н.В. Юмористические рассказы Марка Твена: К проблеме становления реалистического метода. - Белгород, 1997. - 116 е.; Бардыкова Н.В. Трансформация типа простака в юмористических рассказах Марка Твена // Проблемы типологии русской и зарубежной литературы -Белгород, 2003. - С. 209-247.

рассказам M. Твена. В монографии П.В. Балдицына11 предложен несколько иной взгляд на природу интересующего нас литературного типа. Он справедливо полагает, что лицо, скрывающееся за маской «Марк Твен», ни в коей мере не может быть названо простаком, скорее это шут, который ведет искусную, тонкую игру, разыгрывая из себя простоватого, недалекого американца. Действительно, анализируя творчество писателя в целом, нельзя не заметить, что простак - это и своеобразный комический автопортрет самого Твена, и шутовское воплощение разнообразных социальных, культурных, психологических типов США XIX века. Исследователями не была рассмотрена эволюция образа простака, что и предпринято в данном исследовании. Новизна исследования. В диссертации эволюция образа простака проанализирована в контексте просветительской традиции на материале произведений большой эпической формы (романов, повестей) и сборников очерков путешествий (травелогов).

Объектом исследования является творчество Марка Твена.

Предмет исследования составляет специфика воплощения и эволюция образа простака в произведениях М. Твена.

Материал исследования:

- книги очерков «Простаки за границей, или Путь паломников» (The Innocents Abroad, or The Pilgrims' Progress, 1869), «Налегке» (Roughing it, 1872), «Пешком по Европе» (A Tramp Abroad, 1880), «Жизнь на Миссисипи» (Life on the Mississippi, 1883), «По экватору» (Following the Equator, 1897);

- романы и повести: «Позолоченный век» (The Gilded Age, 1873), «Приключения Тома Сойера» (The Adventures of Тот Sawyer, 1876), «Принц и нищий» (The Prince and the Pauper, 1882), «Приключения Гекльберри Финна» (Adventures of Huckleberry Finn, 1884), «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» (A Connecticut Yankee in King Arthur's Court, 1889),

11 Балдицын П.В. Творчество Марка Твена и национальный характер американской литературы. - М.: Издательство «ВК», 2004. - 300 с.

«Американский претендент» (The American Claimant, 1892), «Простофиля Вильсон» (The Tragedy ofPudd'nhead Wilson, 1893); - «Автобиография» (1924).

Цель работы - исследование эволюции образа простака в произведениях Марка Твена в свете просветительской традиции -определила постановку и решение следующих задач:

• выявить особенности восприятия Марком Твеном идей европейского Просвещения;

• создать типологию образа простака М. Твена и проследить эволюцию данного типа на разных этапах его творчества;

• исследовать традицию литературы фронтира и ее трансформацию в произведениях писателя;

• проанализировать детские образы М. Твена в контексте концепции «естественного человека»;

• выявить специфику функционирования авторской маски как одного из воплощений образа простака.

В основе методологии нашего исследования лежит системный подход.

В ходе работы был использован историко-литературный метод в сочетании с

биографическим и сравнительно-типологическим.

Методологической базой для настоящего исследования стали работы

по теории литературы (М.М. Бахтина, Ю.Б. Борева, А.Н. Веселовского, Л.Я.

Гинзбург, В.И. Карасика, Ю.М. Лотмана, Е.М. Мелетинского, Л.Е. Пинского,

В.И. Тюпы, В.Е. Хализева), историков, философов, культурологов и

социологов (Д. Бурстина, Г. Кайзерлинга, М. Лернера, В.Л. Паррингтона, Дж.

Сантаяны, Фр.Дж. Тернера и др.), труды ведущих отечественных и

зарубежных американистов по общим проблемам развития литературы

США (H.A. Анастасьева, О.Ю. Анцыферовой, Б.Э. Быховского, Т.Д.

Бенедиктовой, Б.А. Гиленсона, Т.Г. Голенпольского, Я.Н. Засурского, A.M.

Зверева, И.В. Киреевой, H.A. Кубанева, М.О. Мендельсона, Т.Л. Морозовой,

A.C. Мулярчика, О.О. Несмеловой, А.Н. Николюкина, Э.Ф. Осиповой, В.Г.

7

Прозорова, Н.И. Самохвалова, В.И. Солодовник, Е.А. Стеценко, В.П. Шестакова, В.В. Брукса, Б. ДеВото, К. Рурк, Э. Сайда и т. д.), а также крупнейших специалистов по творчеству Твена (П.В. Балдицына, Н.В. Бардыковой, М.Н. Бобровой, A.C. Ромм, А.И. Старцева, М. Кискиса, Ч. Нейдера, А. Пейна, Ф. Фонера и др.).

Теоретическая значимость данной работы объясняется тем, что анализ образа простака в творчестве М. Твена позволит восполнить пробел в исследовании эволюции данного типа героя, а результаты работы могут стать теоретической базой для дальнейших исследований. Кроме того, предлагаемый способ классификации типа простака предоставляет возможность систематизации типов героев М. Твена в целом.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что представленные в ней общие выводы и конкретный анализ художественных произведений могут быть использованы в вузовском преподавании курса истории зарубежной литературы рубежа XIX - XX вв., истории литературы США для филологических и других гуманитарных специальностей, спецкурсов, посвященных углубленному изучению творчества М. Твена и проблемам становления реализма в литературе США второй половины XIX столетия.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Идеи европейского Просвещения (теория естественного права Дж. Локка, концепция естественного человека Ж.-Ж. Руссо и др.) воспринимались Марком Твеном через национальную традицию (идеи трансцендентализма, прагматизма).

2. Образ простака у М. Твена является национальным типом; в нем воплощены черты американского национального характера.

3. Тип героя-простака представлен в образах путешествующих за пределами США и внутри страны американцев,

8

изображенных сквозь призму проблемы взаимоотношений Старого и Нового Света.

4. Тип простака М. Твена находит свое специфическое воплощение в детских образах, которые стали наилучшим выражением концепции естественного человека. К образам детей близок и образ негра Джима, являющийся своеобразным вариантом естественного человека.

5. Тип героя-простака воплотился в авторской маске; М. Твен использует в качестве художественного приема «игру в простака».

Апробация работы. Материалы диссертации по теме исследования были представлены в докладах на конференциях различного уровня: международных конференциях «Межкультурные коммуникации: научные школы и современные направления лингвистических исследований» (Украина, г. Симферополь, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010 г.); ежегодной конференции «Международная филологическая конференция» (г. Санкт-Петербург, СпбГУ, 2009 г.); «Синтез документального и художественного в литературе и искусстве» (г. Казань, КФУ, 2006, 2008, 2010, 2012 г.); «Проблемы современной филологии в вузовском образовании» (г. Ижевск, 2006 г.); «Евразийство JI.H. Гумилева и мир народов Евразии: история, современность, перспектива» (г. Казань, Каз. гос. ун-т культуры и искусств, 2011, 2012 г.); всероссийской конференции «Мировая словесность для детей и о детях» (г. Москва, МПГУ, 2010 г.); республиканских конференциях «Литературоведение и эстетика в XXI веке (Татьянин день)» (г. Казань, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013 г.) и др. Результаты исследования нашли отражение в 22 опубликованных работах.

Структура диссертации определяется поставленными целями и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников на русском и английском языках, включающего

в себя 350 наименований. Общий объем диссертации составляет 212 страниц печатного текста.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется уровень ее научной разработанности, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость результатов работы, обозначается материал и предмет изучения, дается обзор литературно-критических работ по теме исследования, формулируется цель и основные задачи работы, описываются методологическая основа и методы изучения, выдвигаются выносимые на защиту положения.

В первой главе «Образ простака в травелогах Марка Твена в свете просветительской традиции» рассматривается образ простака в ранний период творчества писателя, когда начинало формироваться его мировоззрение, и в травелогах более поздних периодов.

В разделе 1.1 «Европейские просветительские и национальные американские традиции как истоки формирования типа простака у М. Твена» представлено воплощение традиций американского -фронтира, журналистики, трансцендентализма, прагматизма и европейских идей Просвещения в книгах исследуемого автора Твеновский простак имеет свою специфику: он представляет собой слияние черт «естественного человека» и реально существующего американского типа - героя фронтира, что породило разновидности типа простака. Простаки Твена замещают стандартные понятия «американской .мечты» (достижение успеха, материального благополучия и т. п.) новыми жизненными целями - отрыв от власти государственных и религиозных законов и давления обывательских нравов, уединение на лоне природы (персонаж «Марк Твен» и Джонни на Западе, Гек Финн, Джим, Простофиля Вильсон).

Раздел 1.2 «Воплощение типа простака в жанре путевого очерка («Простаки за границей», «Налегке»)». В США именно Твен довел искусство писем - путевых очерков до уровня большой литературы. В своих

10

книгах путевых очерков американский писатель сумел отразить жизнь во всей ее сложности, в единстве высокого и обыденного, трагического и комического. Давно известный жанр путевого очерка Твен дополнил юмористической характеристикой персонажей, сложной ролью автора-повествователя, неординарным взглядом на Европу, Восток и американцев в Европе, пародированием возвышенного стиля географических указателей и предыдущей литературы путешествий. Особо значимы в этом плане три его сборника путевых заметок - «Простаки за границей» (1869), «Пешком по Европе» (1880) и «По экватору» (1898).

Образ простака воплотился не только в персонажах книг Твена, но и в авторской позиции. В ранних книгах американского писателя оригинально представлен образ повествователя, он выступает здесь в двух ипостасях: во-первых, это сам Марк Твен как реальное лицо и как автор (наиболее ярко он проявляет себя в публицистических отступлениях, через созданную им структуру книг, через характеристику персонажей); во-вторых, это литературный двойник писателя - герой-рассказчик, автор как образ (маска «Марк Твен»), Эти отношения строятся на правилах игры и смены масок. Новаторство Твена заключается в том, что его повествование содержит игру точек зрения, когда одна позиция автора по отношению к увиденному неожиданно сменяет другую, превращаясь в особенность его творческой манеры. Автор как реальное лицо - это образованный человек, знаток истории мировой культуры, однако комическая маска простака позволяет ему занять отстраненную позицию и продемонстрировать, таким образом, точку зрения на мир своих соотечественников - рядовых американцев.

В разделе 1.3. Образ автора в сборниках очерков «Пешком по Европе» и «По экватору» представлен образ Германии и Швейцарии сквозь призму впечатлений человека иного национального и культурного опыта -американца. М. Твен выражает видение проблемы восприятия «чужой» культуры с точки зрения рядового «среднего» американца - это белый мужчина, протестантского воспитания, который судит о Старом Свете с

11

точки зрения человека, обладающего независимостью в суждениях, свободой от мнений авторитетов, опираясь на критерии естественных законов существования человека. Не совсем понятные европейские реалии М. Твен сравнивает с американскими, понятными американскому читателю XIX века, хотя и делает это иронически. Автор следует традициям западной журналистики - в очерках много клоунады, пародий, юмористических мистификаций.

Сопоставляя две книги очерков Твена («Простаки за границей» и «Пешком по Европе»), важно отметить, что во второй книге он все чаще снимает с себя маску простака, не скрывает от читателя свою образованность - знание немецкого языка, просвещенность во многих вопросах истории, культуры и искусства. Автор очерков уже не так сильно растерян от потока искусствоведческой информации и не столь наивен, как в первый раз, он судит о древних памятниках культуры Европы серьезно.

Во второй главе «Разнообразие типов простака в зрелом творчестве Марка Твена (1870-1880-е годы)» анализируются новые разновидности

типа простака, созданные в книгах Твена.

В разделе 2.1 «Мнимый» простак как представитель

«позолоченного века» писатель обращается к 1870-м годам, он отображает в своих произведениях новый этап, пришедший в жизнь американского общества после окончания Гражданской войны, и связанные с этим изменения в экономической и политической жизни. В романе «Позолоченный век» Твен продолжает отображать американский национальный характер, выраженный в образе простака Простак этого периода отличается от раннего простака Твена - здесь он становится под стать новой эпохе, которая утрачивает естественные, разумные, гармонические законы существования. Специфика образа простака в романе связана, главным образом, с тенденцией отхода от традиций культуры фронтира - в нем черты героев американского фольклора уже уходят на второй план, а определяющими становятся качества, приобретенные под

12

влиянием новых условий формирующейся империи. Первоначальное содержание образа простака трансформируется в свою противоположность -герой «позолоченного века» подчинился новым нормам и стереотипам, утрачивается его целостность, которая основывалась на неискушенном сознании, в результате простаки «Позолоченного века» уже не столь обаятельны, как прежде.

Начиная с 1870-х годов «естественный» простак Твена уступает место «ложному», «мнимому» простаку, в нем появляются ложная наивность и мнимая неискушенность - своеобразные издержки цивилизации. Это - маска, которой сознательно прикрывались пройдохи и проходимцы с целью беспрепятственного продвижения к материальным благам и высокому социальному положению. Если «истинные» простаки - герои фронтира -вызывали у автора неподдельное восхищение и гордость, то новые, «мнимые» герои 1870-х годов, которые уже перестали быть простаками, но хотели таковыми казаться, и их «подвиги» рождают особое авторское восприятие — критическое. Оно выражается в пародировании таких героев.

После окончания Гражданской войны под влиянием перемен в общественно-политической, экономической ситуации в США у М. Твена меняется мировоззрение. В его творчестве появляются новые проблемы: утрата нравственных ценностей в обществе («Позолоченный век»), проблемы воспитания («Приключения Тома Сойера»), отношение к рабству («Приключения Гекльберри Финна»), развитие промышленного прогресса («Янки из Коннектикута»). Раскрытие этих проблем связано у Твена с идеями Просвещения.

Раздел 2.2 «Специфика воплощения детских образов и просветительских идей в автобиографической трилогии Твена («Приключения Тома Сойера», «Жизнь на Миссисипи», «Приключения Гекльберри Финна»)» посвящен анализу концепции детских образов Твена, в создании которых он опирался на идеи европейских просветителей о «человеческой природе», которые верили в природную предрасположенность

13

людей к добру, во «внутреннее моральное чувство», считали добродетели врожденными (французский философ Энтони Шефтсбери). В соответствии с этикой просветителей человек по природе своей непорочен, нравственное чувство в человеке изначально, инстинктивно, естественно. Твену близко такое представление о природе человека, поскольку оно объективно противоречит католической картине мира и созвучно протестантской доктрине.

В образах детей по-особому, по-американски соединились принципы европейской просветительской мысли с американскими тенденциями конца XIX века - позитивизмом и прагматизмом. Так, уже с самого своего рождения юный американский герой соединил в себе черты естественного, природного человека и деловитого, практичного. Образ ребенка позволяет Твену дать ответ на мучающий его вопрос о том, что лежит в основе человеческой природы: добро или зло. Концепция детства у Твена заключается в том, что ребенок - носитель идеи добра - характеризуется чистотой и непосредственностью восприятия, которые он постепенно утрачивает, становясь взрослым. Детские герои Твена - Том Сойер, Гек Финн, Том Кенти - призваны автором напомнить взрослым о принципах добра, справедливости, свободы.

В разделе 2.3 «Истинный» простак в исторических книгах Твена («Принц и нищий», «Янки из Коннектикута»)» анализируется воплощение в реалистическом произведении сказочных, фантастических элементов, которые придают событиям произведений вневременной характер, вносят философский смысл. В этих произведениях прослеживается влияние идей Просвещения на Твена: писатель размышляет о волновавших его государственно-правовых и нравственно-этических проблемах (прогрессивно ли развивается история человечества, справедливы ли юридические законы с моральной точки зрения, каким создала природа человека и как человек меняется под воздействием жизненных обстоятельств). При этом автор обращается к оппозиции естественного и искусственного, подлинного и

14

иллюзорного, природного и цивилизаторского, истинного и ложного, неофициального и официального, непосредственного, наивного и практического, рационального. Герои-простаки в этих книгах созданы в духе традиций Просвещения: их непосредственное и чистое сознание становится средством познания и оценки жизни, они могут судить об окружающей действительности свободно, поступать наивно, они бескорыстны и искренни.

Третья глава «Тип американского героя в позднем творчестве Марка Твена» посвящена анализу образа простака, который воплощает национальный тип.

Раздел 3.1 «Американская демократия и английский аристократизм в повести «Американский претендент».

На позднем этапе творчества Твена образ простака обусловлен взаимодействием его личных свойств и особенностей той среды, в которую попадает. В повести «Американский претендент» автор произвел своего рода «эксперимент»: что получится, если малограмотный, самодовольный невежда попадет на верх социальной лестницы. При этом цель автора состояла в том, чтобы с помощью своего персонажа разоблачить «безумие» Америки конца XIX века. Таким образом, герой-простак приобретает новую функцию - шаржируя свой прототип, он превращается в средство саморазоблачения и обличения себе подобных. Возникает равновесие образа и реальной основы — простак самопародирует себя. Этот пародийный механизм поставил под «смеховой» удар и самого простака, идущего на компромисс, легко адаптирующегося к житейским обстоятельствам.

В «Американском претенденте» Твен затрагивает вопросы политического и социального устройства общества. Здесь он выступает последователем идей американских просветителей - Б. Франклина, Т. Джефферсона, последний из которых мечтал создать демократическое государство наподобие римской империи. Эти идеи были популярны среди американских просветителей, они высоко ценили древних греков и римлян, однако не столько из-за знаний, сколько потому, что видели в них

15

благородные образцы поведения. Устами своего героя (полковника Селлерса) Твен высказывает мысль о том, что и в странах монархической Европы нужно поменять правителей: «Я посажу на троны Европы лучшие умы, правителей самих высоких моральных качеств, каких только можно найти в королевских усыпальницах всех веков»'2. Таким образом, здесь Твен иронически обыгрывает теорию просветителей о мудром, просвещенном монархе, который будет справедливо управлять своим народом. Писатель считает, что это прекрасный идеал, при этом он отдает себе полный отчет в том, что в условиях современной действительности это утопия, которая никогда не будет реализована в жизни.

В разделе 3.2 «Мудрый» простак как новый тип героя в повести «Простофиля Вильсон» проанализирована эстетика иносказания в повести «Простофиля Вильсон», где автор сочетает формы реалистического повествования и символической притчи, популярной в литературе Просвещения, которая становится основным жанром позднего творчества писателя. Твен сокращает реалистическую составляющую повести и разворачивает притчевое начало. В отличие от более ранних произведений американского писателя-реалиста, в ней прослеживается более тонкий и глубокий диалог с американским романтизмом (не только на уровне пародии стиля и художественного приема, но и на идейном и философском уровнях). Наделяя своего героя романтическими чертами — обособленность от общества, одиночество, индивидуализм, благородство, - М. Твен переосмысливает трагически-возвышенное представление романтиков о мире человеческой души, у него человек - это все же результат воздействия на него окружающей среды.

В Заключении подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы, указываются перспективы дальнейшего изучения темы.

В результате исследования разработана классификация типов простаков в произведениях Марка Твена: 1) «естественный», истинный

12 Твен М. Американский претендент // Твен М. Собрание сочинений: В 12 т. Т. 7. - М.: ГИХЛ, 1960. - С. 34.

16

простак или тип Нового Адама (Гек Финн, Янки); 2) «мнимый» простак -герой, надевающий маску простака, притворяющийся простаком, так называемый «простачок» (Селлерс, Том Дрисколл); 3) тип дикаря, туземца, аборигена (Джим); 4) «мудрый» простак - его простота заключается не в отсутствии культуры и образованности, а в способности сохранить чистоту души, здравомыслие (Простофиля Вильсон).

Выявлен ряд отличий твеновского простака от других типов героев и простаков литературы Просвещения:

- простаки М. Твена представляют собой слияние черт «естественного человека» и реально существующего американского типа - героя фронтира;

- в типе простака М. Твен воссоздал национальный американский характер - его простаки имеют яркую национальную окраску, им свойственны прагматизм, стремление к самоопределению, активность, уверенность в своих силах, осознание своей избранности, расчетливость;

- тип простака М. Твена отразил закономерности развития американского общества, мировоззренческие и эстетические позиции самого писателя, его видение действительности, т. е. тип сознания, сформированный демократической практикой фронтира, просветительскими идеалами и прагматическим мышлением американца;

- при создании простака М. Твен использует сплав различных идеологических концепций (просветительская теория естественного права Дж. Локка, концепция естественного человека Ж.-Ж. Руссо, идея противопоставления природы и цивилизации, пуританство, деизм, идея особого предназначения Америки и др.).

Проанализированы художественные приемы, используемые М. Твеном, при создании образа простака, заимствованные из:

- американского фольклора (гиперболизация, крайняя утрированность образов, хвастовство, устный рассказ, гипербола, гротеск, смесь трагического с комическим, «кровавые» сюжеты, бунтарское неуважение «святынь»);

- журналистики США (комический эффект, юмор, ирония, продуманная стилистика, лаконичность).

Сформулированы черты сходства и отличия американского Просвещения от европейского:

- идеи европейского Просвещения, попав на американскую почву, органично вписались в контекст культурно-исторического развития США; американские просветители обогатили идейную концепцию Просвещения; главным отличием американского Просвещения от европейского является его приближенность к практике жизни;

- американские просветительские идеи развивались на основе пуританства (признание равенства всех людей, «идеал угодного Богу труда и благословенного свыше достатка»);

- появляется новая составляющая просветительской идеологии -прагматизм;

- идеология и эстетика американского Просвещения способствовали демократизации американской культуры.

Таким образом, тип героя-простака в творчестве М. Твена, сохраняя присущую ему просветительскую традицию, подвергается трансформации под влиянием национальной идеологии и авторской эстетической позиции. Данный тип героя практически исчезает из поздних книг Твена (вторая половина 1890-х - 1900-е годы). Это связано с эволюцией мировосприятия автора, которое приобретает трагический оттенок, а герой-простак являлся для автора положительным героем, сопротивляющимся влиянию среды, воплощением жизнеутверждающего веселья, светлых и радостных проявлений жизни. Перспективой дальнейшей научной работы может стать исследование системы образов Марка Твена в контексте синтеза пуританской традиции и идей трансцендентализма и прагматизма.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ ОТРАЖЕНЫ В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ:

Публикации в журналах, рецензируемых ВАК:

1. Груздева Е. А. Образ простака в раннем творчестве Марка Твена / Е.А. Груздева // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. - Казань, 2012. - Т. 154. - Кн. 2. - С. 168-174.

2. Груздева Е.А. Специфика регионализма в литературе США: реалии Юга в автобиографической трилогии М. Твена / Е.А. Груздева // Филология и культура. Philology and Culture. - Казань, 2012. - № 4. - С. 93-96.

3. Груздева Е.А. Просветительская идеология в творчестве Марка Твена (на материале романа «Приключения Гекльберри Финна») / Е.А. Груздева // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - Казань, 2012. - № 2. - С. 125-128.

Научные статьи и материалы, опубликованные в других изданиях:

4. Груздева Е.А. Диалог Старого и Нового Света в «Простаках за границей» Марка Твена / Е.А. Груздева // Русская и сопоставительная филология: состояние и перспективы: Международная научная конференция, посвященная 200-летию Казанского университета (Казань, 4-6 октября 2004 года): Труды и материалы / Казан, гос. ун-т; под общ. ред. K.P. Гапиуллина. -Казань: Казан, гос. ун-т им. В.И. Ульянова-Ленина, 2004. - С. 338-339.

5. Груздева Е.А. Новый взгляд на творчество Марка Твена / Е.А. Груздева // Филологические исследования. 2003-2004: межвуз. сб. науч. тр. / МГУ им. Н.П. Огарева, филолог, ф-т [редкол.: O.E. Осовский]. — Саранск, 2005. - С. 239-240.

6. Груздева Е.А. Специфика организации текста в путевых очерках Марка Твена / Е.А. Груздева // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «Филология». - Т. 19. -Симферополь,2006. -№3,-С. 305-309.

7. Груздева Е.А. Традиции американского фольклора в творчестве Марка Твена / Е.А. Груздева // Малые жанры: Теория и история: Сб. науч. ст.

- Иваново: Иван. гос. ун-т, 2006. - С. 231-239.

8. Груздева Е.А. Проблемы изучения и преподавания творчества Марка Твена в вузе / Е.А. Груздева // Проблемы современной филологии в вузовском образовании: Материалы междунар. научн.-практ. конф. / Отв. ред. И.Б. Ворожцова: Удмуртский ун-т. - Ижевск, 2006. - С. 205-211.

9. Груздева Е.А. Традиции европейского просвещения в повести Марка Твена «Принц и нищий» / Е.А. Груздева // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «Филология». - Т. 20. - Симферополь, 2007. - № 4. - С. 425-430.

10. Груздева Е.А. Биографические и автобиографические элементы в романах М. Твена о Томе Сойере и Гекльберри Финне / Е.А. Груздева // Синтез документального и художественного в литературе и искусстве: Сборник статей и материалов международной научной конференции (3-6 мая 2006 г.). - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2007. - С. 15-20.

11. Груздева Е.А. Отражение национальной картины мира в авторской речи и речи персонажей (на материале сборника очерков Марка Твена «Налегке» / Е.А. Груздева // Культура народов Причерноморья. - Т.1. -Симферополь, 2008. - № 137. - С. 109-112.

12. Груздева Е.А. Отражение этнокультурных ценностей в языке сборника очерков сборника очерков Марка Твена «Пешком по Европе» / Е.А. Груздева // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «Филология. Социальные коммуникации». - Т. 22.

- Симферополь, 2009. - № 1. - С. 352-355.

13. Груздева Е.А. Образ Франции в сборнике очерков Марка Твена «Простаки за границей» / Е.А. Груздева // Синтез документального и художественного в литературе и искусстве: Сборник статей и материалов второй международной научной конференции (5-9 мая 2008 г.): Вып. 2. -Казань: РИЦ «Школа», 2009. - С. 206-211.

20

14. Груздева Е.А. Образ Швейцарии в сборнике очерков Марка Твена «Пешком по Европе» / Е.А. Груздева // Национальный миф в литературе и культуре: материалы всероссийской научной конференции, 4-7 мая 2009 года. - Казань: ТГГПУ, 2009. - С. 100-106.

15. Груздева Е.А. Специфика создания образа стран Австралазии (по сборнику очерков путешествий Марка Твена «По экватору») / Е.А. Груздева // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «Филология. Социальные коммуникации». - Т. 23. -Симферополь, 2010. - № 2. - Ч. 1. - С. 322-326.

16. Груздева Е.А. Взрослая жизнь глазами ребенка (по роману Марка Твена «Приключения Тома Сойера») / Е.А. Груздева // Мировая словесность для детей и о детях. Вып. 15. - Москва, 2010. - С. 39-45.

17. Груздева Е.А. Повесть Марка Твена «Простофиля Вильсон»: диалог с романтической традицией / Е.А. Груздева // Татьянин день: Сборник статей и материалов восьмой республиканской научно-практической конференции «Литературоведение и эстетика в XXI веке» («Татьянин день»), посвященной памяти Т.А. Геллер (25-27 января 2011 года, Казань). - Казань: РИЦ, 2011. - Вып. 8. - С. 53-59.

18. Груздева Е.А. Мир глазами американца (по книгам путевых очерков Марка Твена) / Е.А. Груздева // Синтез документального и художественного в литературе и искусстве: Сборник статей и материалов III международной научной конференции (Казань, 3-8 мая 2010 г.): Вып. 3. -Казань: Изд-во «Юниверсум», 2011. - С. 79-83.

19. Груздева Е.А. Своеобразие интерпретации артефактов истории в раннем творчестве Марка Твена / Е.А. Груздева // Новые смыслы, новые формы в рекламной индустрии и рекламном образовании: материалы Всероссийской конф. 21-24 марта 2012 г. В 2-х ч. / сост. P.M. Валеев. -Казань: Казан, гос. ун-т культуры и искусств, 2012. - Часть 2. - С. 169-173.

20. Груздева Е.А. Путевые очерки Марка Твена и постколониальная теория / Е.А. Груздева // Евразийство и проблемы современной науки:

21

коллективная монография / сост. Т.В. Сорокина. - Казан, гос. ун-т культуры и искусств. - Казань: ИИЦ «Культура», 2012. - С. 115-120.

21. Груздева Е.А. Истоки образа простака в раннем творчестве Марка Твена / Е.А. Груздева // Татьянин день: Сборник статей и материалов девятой республиканской научно-практической конференции «Литературоведение и эстетика в XXI веке» («Татьянин день»), посвященной памяти Т.А. Геллер (25-27 января 2012 года, Казань). - Казань - Нижний Новгород: ИП Кузнецов, 2013. - Вып. 9. - С. 25-32.

22. Груздева Е.А. Конфликт современной цивилизации с пережитками средневековья в романе Марка Твена «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» / Е.А. Груздева // Татьянин день: Сборник статей и материалов Десятой всероссийской научно-практической конференции «Литературоведение и эстетика в XXI веке» («Татьянин день»), посвященной памяти Т.А. Геллер (25-27 января 2013 года, Казань). - Казань - Нижний Новгород: Фабрика печати, 2013. - Вып. 10. - С. 45-51.

Подписано в печать 12.11.2013. Бумага офсетная. Гарнитура «Times New Roman». Формат 60х841/16. Усл. печ. л. 1,0. Печать ризографическая. Тираж 100 экз. Заказ 10/294.

Отпечатано с готового оригинал-макета на полиграфическом участке издательства «ИГМА-пресс» ИП Маликовой И.Г. ОГРН 308169031500136 Казань, ул. Московская, д.31, офис 215. Тел. 526-03-69.

 

Текст диссертации на тему "Эволюция образа простака в творчестве Марка Твена в контексте просветительской традиции"

Федеральное государственное автономное учреждение

высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

04201453986 ^ t> 'f

ГРУЗДЕВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА

На правах рукописи

ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА ПРОСТАКА В ТВОРЧЕСТВЕ МАРКА ТВЕНА В КОНТЕКСТЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ТРАДИЦИИ

Специальность 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья

(литература США)

ДИССЕРТАЦИЯ

На соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор

Несмелова О.О.

Казань 2013

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Образ простака в травелогах Марка Твена в свете просветительской традиции.

1.1. Европейские просветительские и национальные американские традиции как истоки формирования типа простака у М. Твена. 22

1.2. Воплощение типа простака в жанре путевого очерка («Простаки за границей», «Налегке»). 41

1.3. Образ автора в путевых очерках («Пешком по Европе», «По экватору»)

72

Глава 2. Разнообразие типов простака в зрелом творчестве Марка Твена (1870-1880-е годы).

2.1. «Мнимый» простак как представитель «позолоченного века». 90

2.2. Специфика воплощения детских образов и просветительских идей в автобиографической трилогии Твена («Приключения Тома Сойера», «Жизнь на Миссисипи», «Приключения Гекльберри Финна»). 103

2.3. «Истинный» простак в исторических книгах М. Твена («Принц и нищий», «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура»). 132

Глава 3. Тип американского героя в позднем творчестве Марка Твена.

3.1. Американская демократия и английский аристократизм в повести «Американский претендент». 154

3.2. «Мудрый» простак как новый тип героя в повести «Простофиля Вильсон». 168

Заключение Библиография

178 184

ВВЕДЕНИЕ

В мировой литературе существуют писатели, значение творчества которых со временем раскрывается со все большей полнотой - таков Марк Твен (Mark Twain - Samuel Langhorne Clemens - 1835-1910). «Именно XX век открыл в полной мере масштаб Твена... Марк Твен был широко известен в Европе не только как писатель, но и как своеобразный полпред Америки. Он был ее национальным достоянием, ввел американскую словесность в круг великих литератур мира... Твен был живым классиком, фигурой легендарной, почти мифологической1».

На протяжении полутора столетий творчество М. Твена вызывает неугасающий интерес рядовых читателей, критиков и исследователей -появляются современные переиздания его текстов на различных языках2 и классических монографий по творчеству писателя3; выходят в свет новые труды зарубежных и отечественных исследователей (статьи, монографии, диссертации), широко представлены отклики на творчество писателя на интернет-сайтах. В России его имя приобрело особую популярность -афоризмы М. Твена активно используются в современном рекламном бизнесе.

Актуальность диссертациоиного исследования обусловлена неугасающим интересом к творчеству Марка Твена, который отразил проблемы национальной самобытности, осмысления особенностей национального характера, ментальности, идентичности. Творчество писателя напрямую связано с важнейшими тенденциями в литературе США рубежа XIX - XX веков. М. Твен является родоначальником американской реалистической

1 Гиленсон Б.А. Марк Твен: судьба «короля смеха». - М.: МГПУ, 2007. - С. 13.

2 Twain M. Collected Tales, Skeches, Speeches, & Essays, 1853-1890. Ed. Louis J. Budd. - N. Y.: Library of America, 1992; Collected Tales, Skeches, Speeches, & Essays, 1891-1910. Ed. Louis J. Budd. -N. Y.: Library of America, 1992; The Bible According to Mark Twain. Ed. Howard G. Baetzhold and Josef B. McCullough. - Athens: Univ. of Georgia Press, 1995; Твен M. № 44, Таинственный незнакомец / Сост. и пер. Л.М. Биндеман. Предисл. A.M. Зверева. -М.: Политиздат, 1990; Твен М. Собрание сочинений в 18 т. - M., 2002.

3 Старцев А.И. Марк Твен и Америка. - М.: Сов. писатель, 1985; Мендельсон М.О. Марк Твен. - М.: Издательство ИКАР, 2005.-228 е.; Мендельсон М.О. Реализм Марка Твена. - М.: ИМЛИ РАН, 2005. -348 с.

литературной традиции, в его произведениях отражены опыт литературы фронтира, идеи американского трансцендентализма, прагматизма. Произведения писателя продемонстрировали его глубокий интерес к собственной стране и к «чужому» миру, в них раскрыта проблема взаимоотношений Старого и Нового Света.

В США издано большое количество литературоведческих работ о жизни и творческой деятельности американского писателя. В этом ряду особо стоит отметить различные издания автобиографии Марка Твена, под редакцией таких авторов, как Альберт Пейн (секретарь и помощник Твена, владелец его личного архива, редактор его посмертных изданий), Б. Де Вото, Чарльз Нейдер, Майкл Кискис4. Достаточно подробный обзор библиографии о Твене представлен в диссертации В. А. Шачковой5, мы остановимся на самых последних исследованиях.

2010 год (дата столетия со дня смерти Твена) был ознаменован повышенным интересом к личности и творчеству писателя - увидели свет новые (вряд ли последние) варианты автобиографии писателя. Под редакцией Гарриет Элинор Смит вышел первый из трех томов новой, пятой автобиографии Твена6. В это издание помещены материалы личного архива писателя, которые он завещал опубликовать спустя 100 лет после его ухода из жизни, однако новых неожиданных откровений в этом издании нет.

В отечественном литературоведении также существует огромное количество работ по творчеству писателя. Большинство из них включены в

4 Paine A.B. Mark Twain: A Biography. The Personal and Literary Life of Samuel Langhorne Clemens. In 3 vols. -N.Y.: Harper & Bros., 1912; Mark TwainUs Autobiography. Ed. Albert Paine. - N. Y.: Harper, 1924; Mark Twain in Eruption: Hitherto Unpublished Pages about Men and Events. Ed. By B. DeVoto. - N. Y., 1940; DeVoto B. Mark Twain at Work. - Cambridge, Mass.: Harvard Univ. Press, 1942; The Autobiography of Mark Twain, Including Chapters Now Published for the First Time. Ed. Charles Neider. - N. Y.: Harper, 1959; Mark TwainHs Own Autobiography: The Chapters from the North American Review. Ed. Michael J. Kiskis. - Madison: Univ. of Wisconsin Press, 1990.

5 Шачкова В.А. Жанр путешествия в творчестве Марка Твена конца 60-70-х годов XIX века. Дне. ... канд. филол. наук. - Нижний Новгород, 2008. - С. 4-14.

6 Autobiography of Mark Twain edited by Harriet Elinor Smith and other editors of the Mark Twain project. The complete and authoritative edition. Vol. 1. - University of California Press: Berkeley, Los Angeles, London, 2010. -736 p.

библиографические указатели по творчеству Твена7 и в указатели по

о

американской литературе . Указатели представляют полный перечень работ по исследуемому автору, однако самый современный из них останавливается на критических трудах 2005 года. Мы в своей работе обращаемся и к изданиям, вышедшим в 2005-2012 гг.

Во второй половине XX - начале XXI в. Марк Твен продолжает привлекать внимание ученых, появляются исследования, касающиеся самых разнообразных аспектов твеновского творчества. Их можно классифицировать следующим образом. Во-первых, это работы биографического характера, таких отечественных авторов, как: А.И. Старцев, A.M. Зверев, М.Н. Боброва, Г. Ионкис, М.О. Мендельсон, Б.А. Гиленсон, М. Чертанов9.

В ряду американских публикаций 2010 года следует отметить четыре книги. Среди них монография профессора техасского А&М университета Джерома Ловинга «Марк Твен. Приключения Семюэля Клеменса»10. В этой новой биографии Ловинг фокусирует свое внимание на изображении Твена как юмориста и мастера сарказма, проливает новый свет на мировоззрение, жизненный путь и трагедию автора «Приключений Гекльберри Финна».

Безусловный интерес вызывает и книга Роя Морриса «Как Семюэль Клеменс добился признания на Западе и стал Марком Твеном»11. Моррис высоко оценивает талант Твеиа-юмориста Запада, он проливает новый свет на этот решающий, но остававшийся совершенно неисследованным, период жизни американского писателя.

7 Левидова И.М. Марк Твен: Библиографический указатель русских переводов и критической литературы на русском языке. 1867-1972. - М.: Книга, 1974.

Либман В.А. Американская литература в русских переводах и критике / Библиография 1776-1975. - М.: «Наука», 1977. - 451 е.; Несмелова О.О., Хабибуллина Л.Ф. Американская литература в русской критике / Библиографический указатель. - Казань: РИЦ «Школа», 2006. - 140 с.

9 Старцев А.И. Марк Твен и Америка. - М.: Сов. писатель, 1985; Зверев A.M. Мир Марка Твена: Очерк жизни и творчества. - М.: Дет. литература, 1985. - 175 е.; Боброва М.Н. Марк Твен: Очерк творчества. - М., 1962; Ионкис Г. Марк Твен: заклятие смехом. - Кишинев, 2000. - 155 е.; Мендельсон М.О. Марк Твен. - М.: ИКАР, 2005. - 228 е.; Гиленсон Б.А. Марк Твен: судьба «короля смеха». - М.: МГПУ, 2007. - 248 е.; Чертанов М. Марк Твен. - М.: Мол. гвардия, 2012.-470 с.

10 Jerome Loving "Mark Twain. The adventures of Samuel L. Clemens". - University of California Press: Berkeley, Los Angeles, London, 2010.-491 p.

11 Roy Morris, Jr. "Lighting out for the territory. How Samuel Clemens headed west and became Mark Twain". -Simon@Schuster: New York, London, Toronto, Sydney, 2010. - 282 p.

Особый взгляд на жизнь и творчество Твена представляет книга профессора Indiana State University Михаэла Шелдена12, который, рассматривая личность писателя, сосредоточил свое внимание на его блестящем актерском даре, на его умении произвести эффект на аудиторию. Шелден укрепил имидж американского писателя как выдающегося лектора, в воображении американской общественности предстающего как «неукротимая икона Америки - человек в белом».

Также заслуживает внимания исследователей монография Лауры

___ 1 ->

Тромбли «Другая женщина Марка Твена» . Тромбли разыскала женщину по имени Изабель Ван Клик Лайон (Isabel Van Kleek Lyon), которая предположительно сыграла значительную роль в последний год жизни Твена, и которая возможно владеет ответами на вопросы о жизни и творчестве Твена. На основании полученной информации Тромбли выстраивает свое исследование о Марке Твене.

Во-вторых, необходимо отдельно выделить исследования, касающиеся религиозных и мировоззренческих пристрастий М. Твена, авторами которых являются: С.Т. Harnsberger, L.J. Budd, A. Ensor, P.S. Foner, J.Q. Hayes14.

В-третьих, это труды, посвященные анализу различных аспектов поэтики произведений Твена, таких исследователей, как: В.В. Брукс, Б. Де Вото, З.В. Новицкая, O.A. Бобок, A.C. Ромм, Л.П. Башмакова, Я.Н. Засурский, A.M. Зверев, Н.В. Бардыкова, П.В. Балдицын15.

12 Michael Shelden "Mark Twain: man in white. The grand adventure of his final years". - New York: Random House, 2010.-482 p.

13 Laura Skandera Trombley "Mark TwainDs other woman. The hidden story of his final years. - New York: Alfred A. Knopf, 2010.-332 p.

14 Harnsberger C.T. Mark TwainDs Views of Religion. - Evanston, III.: Ward Chori, 1961; Budd L.J. Mark Twain: Social Philosopher. - Bloomington: Indiana Univ. Press, 1962; Ensor A. Mark Twain & the Bible. - Lexington: Univ. of Kentucky Press, 1969; Foner P.S. Mark Twain: Social Critic. - N.Y.: International Publishers, 1958 (Пер. на рус.: Фонер Ф. Марк Твен - социальный критик. - М.: Издательство иностранной литературы, 1961.-416 е.); Hayes J.Q. Mark Twain and Religion: A Mirror of American Eclecticism. - N.Y.: Peter Lang, 1989.

15 Brooks V.W. The Ordeal of Mark Twain. - N. Y.: Dutton, 1920; DeVoto B. Mark TwainDs America. - Boston: Little, Brown, 1932; Новицкая З.В. Традиции американского юмора XIX века и речевые средства комического у М. Твена. Автореф. диссертации, 1962; Бобок О.А. Романы М. Твена о европейской истории. Автореф. диссертации; Ромм А.С. Марк Твен и его книги о детях. - М., 1958; Ромм А.С. Марк Твен. - М.: Наука, 1977. -192 е.; Башмакова Л.П. О твеновском этапе в американском реализме // Американская литература: проблемы развития методов и жанров. Сборник научных трудов. - Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 1990. - С. 49-65;

В-четвертых, это исследования, касающиеся проблемы национального в

творчестве Твена: H.G. Baetzhold, A.J. Berret, S.F. Fishkin, S. Gillman, F.G.

Robinson, C. Neider, E.A. Стеценко, П.В. Балдицын16.

В настоящее время не утихает интерес научного сообщества к творчеству

Марка Твена. Об этом свидетельствуют диссертации, появившиеся в последние

десятилетия (П.В. Балдицын, 2004 г.; O.A. Бобок, 2000 г.; Д.В. Пьянов, 2004 г.;

В.А. Шачкова, 2009 г.17).

Творчество Твена и отклики на него грандиозно представлено в 18

Интернете . На зарубежных и отечественных сайтах можно найти большое

Засурский Я.Н. Марк Твен и его традиции в литературе США // Марк Твен и его роль в развитии американской реалистической литературы. - М.: Наука, 1987. - С. 3-10; Зверев A.M. Последняя повесть Марка Твена // Марк Твен и его роль в развитии американской реалистической литературы. - М.: Наука, 1987. - С. 109-132; Бардыкова H.B. Образ простака в рассказах Марка Твена (К вопросу о природе юмористического характера) // Традиции и новаторство в современной зарубежной литературе / Под ред. Э.П. Зинкера. - Иркутск, 1976; Бардыкова H.B. Юмористические рассказы Марка Твена: К проблеме становления реалистического метода. -Белгород, 1997. - 116 е.; Бардыкова H.B. Трансформация типа простака в юмористических рассказах Марка Твена // Проблемы типологии русской и зарубежной литературы. - Белгород, 2003. - С. 209-247; Балдицын П.В. Новеллистика Марка Твена // Марк Твен и его роль в развитии американской реалистической литературы. - М.: Наука, 1987. - С. 11-34; Балдицын П.В. Политический памфлет Марка Твена // Марк Твен и его роль в развитии американской реалистической литературы. - М.: Наука, 1987. - С. 87-108; Балдицын П.В. Эпистолярный дискурс в творчестве Твена - от бытового письма и газетной корреспонденции к художественной литературе // В творческой лаборатории журналиста. - М.: Университетская книга, 2010. - С. 169-183.

16 Neider С. Mark Twain and the Russians: An Exchange of Views. - N. Y.: Hill & Wang, 1960; Baetzhold H.G. Mark Twain and John Bull: The British Connection. - Bloomington: Indiana Univ. Press, 1970; Berret A.J. Mark Twain and Shakespeare: A Cultural Legacy. - Lanham, Md.: Univ. Press of America, 1993; Gillman S., Robinson F.G. Mark TwainDs "PuddClnhead Wilson": Race, Conflict, and Culture. - Durham, N.C.: Duke Univ. Press, 1990; Fishkin S.F. Was Huck Black? Mark Twain and African-American Voices. - N. Y.: Oxford Univ. Press, 1993; Стеценко E.A. О художественных традициях Марка Твена в американском реалистическом романе XX века // Марк Твен и его роль в развитии американской реалистической литературы. - М.: Наука, 1987. - С. 179-222; Балдицын П.В. Творчество Марка Твена и национальный характер американской литературы. - М.: Издательство «ВК», 2004.

17 Балдицын П.В. Система жанров в творчестве Марка Твена и американская литературная традиция. Дис. ... доктора филол. наук. - М., 2004; Бобок О.А. Романы Марка Твена о европейской истории. Дис. ... канд. филол. наук. - СПб, 2000; Пьянов Д.В. Своеобразие исторической проблематики в творчестве Марка Твена: философия и поэтика. Дис. ... канд. филол. наук. - М., 2003; Шачкова В.А. Жанр путешествия в творчестве Марка Твена конца 60-70-х годов XIX века. Автореф. диссертации. - Нижний Новгород, 2008.

18 Зленко Г. Забытое интервью Марка Твена http://www.ebiblioteka.rU/browse/doc/l 1851241; Мендельсон М.О. «Новая династия» Марка Твена http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/12192472; Российско-американские сюжеты http://alliruk.liveiournal.com/: Старцев А.И Марк Твен и американские текстологи http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/l 1998002; Старцев А.И. Марк Твен и русские http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/l 1980114; Твен М. О Горьком http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/9651730; Шмитц Нейл Марк Твен в XXI веке http://elibrary.ru/item.asp?id=9024549; Mark Twain's Image of the Moor: How innocent were the innocents www.illonline.co.uk/iournal/illit/3.../zughoul.pd.: Satire in Mark Twain's The Innocence Abroad voices.yahoo.com/satire-mark-twains-innocenc...; The Innocent Eye: Childhood in Mark Twain's Imagination www. jstor.org/stable/2932416; An Analysis of Mark Twain's Humor in His The Innocents Abroad daigakuin.soka.ac.jp/assets/.../22 eibun2.pdf : The Boys' Life of Mark Twain- XXVII. An Innocent Abroad, and ■■.www.authorama.com/bovs-life-of-mark-twain-; Mark Twain in His Times Homepage twain.lib.virginia.edu/index2.htm; Amazon.com: Mark Twain: Books, Biography, Blog, Audiobooks www.amazon.com >... > Classics.

количество разнообразной информации по этой теме. Это публикации текстов американского писателя, материалы по биографии, журналистской деятельности, о специфике юмора писателя, критические материалы по определенным произведениям писателя, по проблемам переводов его текстов, существует библиография научно-исследовательских трудов и сайтов о Твене. В интернете широко представлена деятельность центра изучения Марка Твена в колледже г. Элмайра (США), где писатель провел последние годы жизни. В интернете разработана виртуальная экскурсия по местам жизни писателя и его героев, этот проект включает в себя документальные кадры с самим Твеном.

Представленный обзор критической и исследовательской литературы, касающейся творчества Марка Твена, наглядно продемонстрировал, насколько глубоко и всесторонне оно изучено. Однако в рамках предпринятого исследования нас в большей мере интересует типология образа простака и влияние на Твена идей Просвещения, данные аспекты оказались изучены исследователями в меньшей степени. Проблема героя волновала литературу во все времена, ведь герой - это тот фокус, к которому стягиваются все нити художественного мира произведения. Как отметил В.П. Скобелев, именно «в логике событий, в том, как складываются человеческие судьбы, к каким итогам приходят персонажи, как формируются их отношения и к каким результатам эти взаимоотношения приводят»19, заключается позиция автора в эпической литературе. А авторская позиция, общепризнанно, является основным смысловым и оценочным вектором, обеспечивающим единство и неповторимость художественного мира, запечатленного в произведении. Поэтому любое сколько-нибудь заметное в литературе явление начинается, прежде всего, с открытия своего типа героя. Ведь новый герой - это всегда новая точка зрения на мир, новая система ценностей. Не является исключением и литературное творчество Марка Твена. Из многочисленной типологии образов, созданных Твеном, нас интересует тип простака.

19 Скобелев В.П. Поэтика рассказа. - Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1982. - С. 20-21.

Литературные истоки типа простака у Твена своими корнями уходят в европейскую художественную культуру - это идеи Просвещения (концепция «естественного человека» и др.). Твену изначально была близка философия европейского Просвещения, поскольку в целом формирование реалистической эстетики в американской литературе происходило в условиях обновления просветител