автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему: Романы Марка Твена о европейской истории
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Бобок, Ольга Александровна
Введение
Глава 1. Повесть "Принц и нищий"
1.1. История создания повести
1.2. Образ "истории" в повествовательной структуре произведения
1.3. О некоторых аспектах социально-политического и философско-исторического видения Марка Твена
Глава 2. Роман "Янки из Коннектикута при дворе короля Артура".
2.1. Творческая история романа
2.2. Связь идейно-философского и художественного начал в романе.
2.3. Взаимоотношения общества и личности в романе.
Глава 3. Роман "Личные воспоминания о Жанне д'Арк сьера Луи де Конта, ее пажа и секретаря"
3.1. Из истории создания романа
3.2. Образ Жанны д'Арк
3.3. Философская позиция автора
Введение диссертации2000 год, автореферат по филологии, Бобок, Ольга Александровна
Марк Твен в литературе США сыграл выдающуюся роль как первооткрыватель новых путей и новых возможностей, своим творчеством сделав качественный скачок в развитии американской литературы, - пишет Я.Н.Засурский в статье "Марк Твен и его традиции в литературе США". - Он явил собой новый для Америки тип писателя как по складу творческой индивидуальности, так и по характеру связей с современными ему общественными процессами;. он стал уникальным в истории США народным национальным писателем, завершившим процесс становления американского национального стиля в рамках англоязычных литератур"1.
Этим объясняется постоянное внимание исследователей к творчеству Марка Твена. В США библиография литературоведческих работ о нем огромна. Регулярно в прошедшие десятилетия к анализу творчества американского писателя обращались и наши ученые. В 30-е, 40-е, 50-е, 60-е и 70-е годы появились исследования М.О.Мендельсона, А.И.Старцева, М.Н.Бобровой, А.С.Ромм, А.К.Савуренок, Т.В.Ланиной, З.В.Новицкой. Серьезный вклад в изучение творчества Твена внесли также А.А.Елистратова, Р.М.Самарин, З.Я.Либман. Существуют различные толкования его произведений, нередко диаметрально противоположные. В нашем литературоведении творчество Твена, его идейно-философские взгляды в основном рассматривались
Засурский Я.Н. Марк Твен и его традиции в литературе США// Марк Твен и его роль в развитии американской реалистической литературы.- М., 1987.- С.З. 4 с жестко определенных идейных позиций. Представляется необходимым в новых условиях пересмотреть некоторые устоявшиеся суждения о писателе и его произведениях под иным углом зрения. Этим определяется актуальность данной диссертационной работы.
В последние два десятилетия фигура Марка Твена продолжала привлекать внимание отечественных ученых. Можно вспомнить монографию А.М.Зверева "Мир Марка Твена: очерк жизни и творчества" (1985), сборник статей под редакцией Я.Н.Засурского "Марк Твен и его роль в развитии американской реалистической литературы" (1987), в который вошли работы П .В. Балдицына, Е.^А.Стеценко, А.М.Шемякина, А.М.Зверева, Т.Л.Морозовой, С.А.Чаковского и Н.А.Шогенцуковой, книгу В.Г.Прозорова "Мечта и трагедия: по страницам американской классики" (1993), а также сборник "Марк Твен в воспоминаниях современников" (1994) со вступительной статьей В.Олейника.
В настоящее время, однако, практически нет работ, посвященных специальному анализу достаточно сложной мировоззренческой системы писателя. Твеновская концепция истории, его взгляды на прогрессивное развитие общества и на роль человека в этом процессе исследованы недостаточно. Мало изучены и твеновские принципы работы с историческим материалом. Между тем, представление о творчестве Марка Твена остается неполным без всестороннего и глубокого анализа этих вопросов. Попытка восполнить эти пробелы составляет основу научной новизны данной диссертации.
Целью данной работы является исследование основных принципов отображения исторической действительности американским писателем, выявление его идейно-философских воззрений в период создания трех известнейших произведений: повести "Принц и нищий" (1882) и романов "Янки из Коннектикута при дворе короля Артура" (1889) и "Личные воспоминания о Жанне д'Арк сьера Луи де Конта, 5 ее пажа и секретаря" (1896). В диссертационной работе предпринята попытка рассмотреть каждое из этих произведений как важный и закономерный этап идейной и творческой эволюции писателя, -этап, тесно связанный с формированием и развитием системы фило-софско-исторических и философско-этических взглядов Твена.
Можно предположить, что именно сложная мировоззренческая система американского писателя обусловила его обращение к материалу европейской истории в 70-е - 90-е годы XIX века. Безусловно, принимаясь за работу над такого рода произведениями, Твен не мог не сознавать, что в литературе XIX века уже существовала традиция исторических повествований. Прежде, чем приступать к разговору о твеновских произведениях, представляется целесообразным эту традицию коротко вспомнить.
Бесспорным зачинателем жанра признан шотландский романист Вальтер Скотт, разработавший основные принципы "классического" исторического повествования. В начале XIX века общей тенденцией историографии и жанра исторического романа, созданного Вальтером Скоттом, стало оправдание всех форм исторического бытия во имя заключенного в них будущего. Как бы ни было странно или чудовищно прошлое, оно оправдано своей исторической необходимостью и своей исторической обреченностью, целесообразностью своего временного существования и неизбежной гибели, то есть, история имеет нравственный смысл. Такой подход к историческому процессу желание уловить прогрессивный смысл каждого данного исторического периода - порождал необходимость понять своеобразие любой описываемой эпохи, проникнуть в тайну мышления принадлежащих ей людей, познать ее материальные и культурные интересы, вчувствоваться в нее и "оживить" для потомков. Взгляд в прошлое должен был быть взглядом с симпатией, с искренним желанием понять суть эпохи, через нравы, мысли и переживания уловить ее своеобразный 6 и неповторимый дух. Все это вело к строгому изучению всего содержания эпохи, от крупных политических событий до мелких особенностей нравов; выбиралось, правда, все самое существенное, отражающее процесс, движение, и отбрасывалось все случайное. При этом для создания в своих произведениях исторического и местного колорита автор использовал исторические хроники, мемуары, дневники и другие подлинные документы представленной эпохи.
Исторический роман, безусловно, расширил кругозор людей, "вывел" за пределы их собственной эпохи и их собственной страны. Он изменил и их представления о человеке и обществе. У просветителей XVIII века "естественный человек" был противопоставлен обществу и действовал по велению естественного чувства - добродетели, заменяющей нравственность. В романтическом историческом романе любая идея, страсть, движущие поступками человека, были результатом исторического развития, отвечали общественным потребностям или идеалам, ибо человек слит с обществом, уходит в него корнями. При этом личность не растворяется у романтиков в коллективе, она в свою очередь воздействует на общество и участвует в историческом процессе. Проблема исторической ответственности становилась нравственной проблемой.
Жанр исторического романа был невероятно популярен. Большинство авторов в Англии, Франции и в Соединенных Штатах Америки испытывали на себе влияние творчества Вальтера Скотта. В этом нет ничего удивительного. И в Америке романы "шотландского чародея" пользовались огромной популярностью. Его книги издавались огромными тиражами. Именами вальтер - скоттовских героев было названо несколько десятков новых городов и поселков, не говоря уже об именах, данных новорожденным американцам при крещении. Если в небольшой городок привозили новую копию одного из "уэвер-леевых романов", об этом узнавали в округе и люди верхом или на повозках съезжались послушать публичное чтение. Особенно идеализировали Скотта на Юге. И это не случайно. Теккерей, посетивший Ричмонд в 185 6 году,отметил, что жители Вирджинии похожи на англичан больше, чем американцы в других штатах1. Даже Гражданская война не смогла истребить тот особый дух романтики - веры в благородство, утонченность и возвышенность, - которым была пропитана вся жизнь южан. Здесь, как нигде в стране, сохранялись и почитались (во всяком случае, внешне) традиции, "заимствованные" у Вальтера Скотта.
Но как справедливо отмечает Ю.В.Ковалев в предисловии к роману Джеймса Фенимора Купера "Шпион", "дело не только в популярности романов Скотта у американских читателей, но прежде всего в том, что самый тип романа, разработанный Скоттом, с присущей ему своеобразной комбинацией истории и вымысла, с особыми функциями исторических и вымышленных персонажей, специфическим построением сюжета открывал возможность художественного освоения таких пластов национальной жизни и истории народа"2, которые более всего интересовали американцев. Вопрос о том, имеет ли художник слова право на вымысел, нашел в произведениях Скотта утвердительный ответ: вымысел помогал вжиться в эпоху, переносил читателей на место действия, позволял жить среди изображаемых писателем людей, делал читателя "соучастником" событий, заставлял, наконец, эмоционально переживать прошлое. Одним словом, шотландский романист исходил из бесспорного для него принципа - постижение высшей правды невозможно без воображения.
1 См.: Brooks V.W. The Times of Melville and Whitman . -E . P . Dut ton , 1947.- P.57.
2 Ковалев Ю.В. Предисловие//Соорег J.Fenimore. The Spy.-M. , 1975.- C.10. 8
В произведениях Вальтера Скотта внимательные читатели видели "жизненно органическое слияние общего (идеи) с особенным (век, страна, индивидуальные характеры)"1; его романы отличались необыкновенной широтой изображения (не частная жизнь, а целая историческая эпоха во всем ее многообразии) и верностью действительности. Недаром Белинский называл Скотта громадным и скромным гением, "который был литературным Колумбом и открыл для жаждущего вкуса новый, неисчерпаемый источник изящных наслаждений, который дал искусству новые средства, облек его в новое могущество, разгадал потребность века и соединил действительность с вымыслом, примирил жизнь с мечтою, сочетал историю с поэзиею"2.
В послесловии к "Осаде Бостона" Ю.В.Ковалев указывает еще на одну особенность исторической концепции Скотта, важную для американцев: для писателя история была прежде всего историей народа. Он отказался объяснять исторический процесс волеизъявлением королей, полководцев и политических деятелей. Задача историка, а тем более автора исторических романов, - считал он, - исследование народной жизни и народного сознания. Потребности и страсти народных масс, их интересы, психология, национальные традиции сделались предметом изучения и художественного воспроизведения в историческом романе3.
Политика и нравственность для шотландского романиста нераздельны. Из этого постулата вытекают некоторые особенности композиционной структуры его произведений. "Стремясь соединить поли
1 Белинский В.Г. Собр.соч.:в 9 т.- М.,1976-1982.- Т.IV.-С.364 .
2 Белинский В.Г. Указ соч. - Т.1.- С.431.
3 Ковалев Ю.В. Послесловие//Купер Д.Ф. Избр.соч.:в 9 т.-Т.4.- С.800-801. 9 тическую историю с историей нравов, Вальтер Скотт создал особую форму романа, - пишет Ю.В.Ковалев, - в котором политическое действие осуществляется историческими лицами, а духовная жизнь народа показана через судьбы вымышленных персонажей"1. Центральный герой произведения у Скотта - почти всегда лицо вымышленное, и он вынужден разрываться между долгом и внутренними побуждениями. При этом главный персонаж, свидетель всех событий, связанный по замыслу автора, с обоими враждующими лагерями, как правило бесцветен. Он уступает куда более ярким, оригинальным и характерным второстепенным лицам. Но так и должно быть, по мнению В.Г.Белинского, в произведении эпического характера, "где главное лицо служит только внешним центром развивающегося события . ."2 .
У Вальтера Скотта, как мы уже отмечали, было много последователей. Правда, поэтические особенности вальтер - скоттовских романов порождали и массу пародий, особенно в пору антиромантической реакции, когда развенчание иллюзий и грез стало одной из ведущих тем литературы. Увлечение внешней декоративностью, описанием подробностей (цвет, фактура, фасон одежды, организация пространства), задержки и торможения в повествовании, тяжеловесность, медлительность и многословность диалогов, пространные описания, передающие колорит - все это служило материалом для насмешек, иронии, прямого пародирования. Общеизвестно, что таковым было отношение к творчеству Скотта и Марка Твена.
Одним из ярких примеров здесь может служить рассказ Твена "Средневековый роман" - смесь романтического исторического романа в духе В.Скотта и английского "готического" романа. Свод ро
1 Ковалев Ю.В. Указ соч.- Т.4. - С.801.
2 Цит.по: Ковалев Ю.В. Указ соч. - Т.4.- С.801. мантических законов дискредитируется изощренной виртуозностью Твена в плетении фабульных связей, чудовищным преувеличением сюжетных штампов. Здесь и средневековый декорум, и "жуткая" семейная тайна, дьявольски - хитрый и коварный соблазнитель, и герои с печатью таинственности на челе1. Но накопление пародийных ситуаций переводит "ужасное" и "исключительное" в сферу условности .
В "Простаках за границей", "Принце и нищем", "Жизни на Миссисипи" и позднее в "Приключениях Гекльберри Финна", "Янки при дворе короля Артура" автор так или иначе, в пародийно - бурлескной форме высмеивает "пороки" мастера исторического романа. Видимо, неприятие романтической прозы в целом не позволило Твену понять и принять художественный метод шотландского романиста, хотя он и не мог отказать В.Скотту в эрудиции и доскональном знании истории.
Твен неоднократно "уличал" Скотта в художественных "изъянах" - стандартности сюжетных схем, "окостенении сюжетных стереотипов", повторяемости основных структурно - композиционных единиц, напыщенности стиля, условности интриги с ее неизбежной "роковой" случайностью. <<Я прочитал первый том "Роб Роя"., и я не могу поднять головы или принимать пищу. Господи, это так по -мальчишески, так искусственно, так претенциозно; такие восковые фигуры и скелеты и призраки.>>2 , - так описал Твен свое первое
1 См.: Марк Твен. Собр.соч.: в 12 т. - М., 1961. - Т.10. -С.185 .
2 Цит.по: Bellamy G.C. Mark Twain as a Literary Artist.-Norman, 1950.- P.55-56.
11 знакомство с романом В.Скотта.*
Вышеприведенное высказывание убедительно показывает, что Твен не принимал технику Вальтера Скотта. Но была и более глубинная причина его неприятия: Скотт для Твена, в первую очередь, - апологет средневековья, приверженец монархии, неотделимой от рыцарской и романтической героики, негативно воздействовавший на собственно - политическую и литературную жизнь Юга страны. Описывая в книге "Жизнь на Миссисипи" годы Гражданской войны, принесшие крушение старого уклада жизни, Твен с горечью говорит о тормозивших развитие этого края и ставших причиной разразившейся катастрофы жестокости, национализме, расизме южан и особенно об искаженности их мировосприятия, косности и ретроградстве, об их увлеченности <<нелепыми "рыцарскими" подвигами и романтическим мальчишеством>>1 .
Вину за свойственную южанам романтизацию действительности Твен, продолжая свою полемику с романтиками, отчасти, полушутя -полусерьезно, возлагает и на романы Вальтера Скотта, чрезвычайно популярные на Юге, где "подлинная здоровая цивилизация девятнадцатого века странно переплетена с мнимой цивилизацией вальтер скоттовского средневековья, и наряду со здравым смыслом, прог
Гораздо менее известен факт, что в более поздний период жизни американский писатель нашел один роман знаменитого шотландца, который ему понравился: <<.Похоже, будто я покинул мертвых /Гай Мэннеринг/, чтобы смешаться с толпой живых; это как если бы я вместо начальной школы журналистского колледжа начал посещать лекции по английской литературе в Колумбийском университете. Интересно, кто написал "Квентина Дорварда"?>>
12 рессивными идеями и прогрессивным строительством вы встречаете дуэли, напыщенную речь и худосочный романтизм бессмысленного прошлого."1 .
Можно сказать, что писатель по - своему трактует историческую ситуацию на Юге, придавая чрезмерное значение влиянию идеологических факторов, якобы способных остановить волну прогресса и повернуть его вспять. И это чрезвычайно важно, ибо указывает на абсолютную приверженность Марка Твена самобытным американским взглядам на роль литературной традиции и на его расхождения с представителями романтизма.
И все же, несмотря на все вышесказанное, безусловным можно считать тот факт, что Твен многому учился у шотландского романиста. Это происходило и опосредованно - через пародирование, бурлеск, - и напрямую: мы уже упоминали, что он заимствовал у Скотта описания костюмов и обрядов; выписывал архаичные слова и обороты. Не исключено даже, что само обращение к истории пришло к Твену от Вальтера Скотта через южную региональную традицию, которая была своего рода вариантом общеамериканского исторического романа.
Признанным мастером жанра исторического романа в США в первой половине XIX века был Джеймс Фенимор Купер. Именно Купер был автором первого романа в истории национальной американской литературы, и этот роман, видимо, не случайно оказался историческим. Мы имеем в виду "Шпиона", написанного в 1821 году.
Исторический роман в любой стране был обусловлен общественным и идеологическим процессом той эпохи, когда он создавался. Соединенные Штаты Америки также не были исключением. Как отмечает Ю.В.Ковалев, современникам Купера "нужна была нравственная
13 опора в истории, свои национальные традиции, чувство родства с прошлым, благородным, героическим, демократическим"1. "Всеобщий интерес к национальной истории, - пишет автор предисловия к роману "Шпион", - и к национальной литературе содействовал образованию исключительно благоприятных условий для развития исторического романа. Нужен был талант, который сумел бы по достоинству оценить эти условия и утолить жажду американских читателей, желавших получить книги о героическом прошлом своей родины. Таким талантом явился Купер. Он был первым американским писателем, который понял, какие огромные возможности заложены в жанре исторического романа, и попытался эти возможности реализовать"2.
Несмотря на то, что Купер придерживался принципиальной схемы романов Скотта, он вовсе не был слепым подражателем. Расхождения между этими двумя писателями были обусловлены глубокими различиями в социально - политических и философских воззрениях. "Скотт был шотландцем, монархистом и консерватором; Купер был американцем, демократом и республиканцем. Скотт видел в современности финал исторического процесса; Купер считал себя свидетелем начала новой эры, открывающей новые возможности перед человечеством"3 , - так пишет об этом Ю.В.Ковалев. И с этим, безусловно, нельзя не согласиться. И хотя в последние годы жизни Куперу казалось, что идеалы революции начали предавать забвению, он несомненно был преемником идей американского Просвещения: писатель был уверен, что национальная литература порождается прежде всего американскими принципами, к которым он в первую очередь относил республиканские, демократические идеи и нравственные
1 Ковалев Ю.В. Предисловие//Указ. соч. - С.7.
2 Там же. - С.5.
14 идеалы, созданные революцией, и должна служить их поддержанию.
Многие современники Купера сомневались в возможности использования событий американской истории в качестве предмета художественного изображения в романе. <<С их точки зрения все было гораздо сложней, - отмечает Ю.В.Ковалев, - а опыт Вальтера Скотта в их глазах ничего не доказывал. Многовековая история Англии и Шотландии была богата благодатным для романиста материалом, яркими событиями, колоритными легендами. В то же время, благодаря своей длительности она содержала множество пробелов; далекие эпохи известны были лишь в контурных очертаниях, без подробностей и деталей. Тем самым история давала простор воображению романиста, который мог заполнять контуры как ему заблагорассудится, или, точнее, в соответствии со своим художественным замыслом. Иное дело история Соединенных Штатов Америки, которая ко времени написания "Шпиона" не насчитывала еще и пятидесяти лет. События Войны за независимость были не только известны историкам, но общеизвестны. . Таким образом, писатель, бравшийся за описание исторических деятелей и изображение событий Войны за независимость, должен был соблюдать полную точность и не давать воли воображению. Но тогда он переставал быть романистом и превращался в чистого историографа. Если писатель все же осмеливался пустить в ход воображение, он рисковал исказить подлинный смысл событий и оболгать деятелей революции>>х . И именно Джеймсу Фени-мору Куперу удалось разрешить все сомнения и найти свой метод соединения вымысла и истории, "не закрывая пути воображению и не жертвуя исторической достоверностью"2.
Джеймс Фенимор Купер, подобно Вальтеру Скотту, полагал, что
1 Ковалев Ю.В. Предисловие//Указ. соч. - С.6-7.
15 поэтический вымысел не должен искажать историческую действительность. Но главным для него, как и для шотландского романиста, было достижение художественной правды, которая могла искажать детали истории, но обязана была с абсолютной точностью воспроизводить существо эпохи. Так, американский писатель всячески подчеркивал историческую точность событий и достоверность деталей, обрисованных в романах, но его произведения - это все же художественное изображение, а не описание исторической эпохи. Ю.В.Ковалев замечает, <<что в "Шпионе" исторические деятели только названы, но не изображены>>,. <<что в романе почти нет описания конкретных исторических фактов, особенно фактов широко известных>>1. Из этого следует вывод: <<Достоверным историческим звеном в структуре куперовского "Шпиона" следует считать не факт и не личность, а явление. Под явлением мы понимаем, - пишет далее автор предисловия, - комплекс фактов и событий, образующих целостное единство. Эти явления могут быть разнообразны и разнохарактерны, но все они имеют четкую историческую соотнесенность с эпохой. . Следуя предначертаниям Скотта, Купер развил его идею и одновременно ограничил ее. Американский романист, с его точки зрения, должен преимущественно обращаться к малоизвестным событиям. Это дает ему возможность широко пользоваться воображением, смело прибегать к художественному вымыслу. Вместе с тем, он должен строго следить за тем, чтобы вымышленные события и факты строго укладывались в рамки "явлений" и соответствовали духу времени. Соблюдая эти условия, романист творит, по выражению Купера, "правдивую легенду">>2.
Поиски нравственного идеала были в центре внимания многих
1 Ковалев Ю.В. Предисловие//Указ.соч. - С.11.
16 писателей США в XIX веке. Этот вопрос интересовал их куда больше, чем социальные и политические конфликты. Впрочем, точнее было бы сказать, что и в тех, и в других конфликтах они искали нравственную подоплеку. Главной задачей для Купера, как и для Скотта, было исследование народной жизни и народного сознания. Он "стремился воссоздать не только события эпохи, но и ту общественную атмосферу, в которой они разворачивались. Его занимал строй мыслей и чувств американцев, их убеждения и психология, их интересы и потребности - все то, что побудило их начать освободительную войну"1. Поэтому Война за независимость как историческое явление влияет в произведениях Купера не только на государственную жизнь, но и на личные судьбы действующих лиц, в зависимости от их позиции в историческом конфликте. Как следствие, все нравственные проблемы в романах писателя определяются общеполитической жизнью страны данной эпохи и окрашены историческим колоритом2 .
В книгах Д.Ф.Купера можно почувствовать и подсознательную тягу к анархическому видению социального устройства, которое он воплощал в воссоздании общественной жизни индейцев, основанной на традициях, ритуалах, законах чести и долга, но начисто лишенной централизованного управления, и в образе своего главного персонажа - Натти Бампо. Фигура последнего очень точно выражает суть американского идеала существования, когда консервативные и анархические устремления пребывают в абсолютной гармонии. Не имеющий собственности по убеждению, неприхотливый в силу аскетического воспитания, полагающийся только на себя герой Купера живет в полном и дружеском единении с природой, вдали от лицеме
1 Ковалев Ю.В. Послесловие//Указ соч.- С.802.
2 См.: Ковалев Ю.В. Предисловие//Указ соч.- С. 13.
17 рия, порождаемого обществом. Но в нем личное "я" и общественное "мы" не находятся в конфронтации, более того, общество оказывет-ся как бы внутри личности в состоянии перемирия, даже покоя, так как жизнь Натти прекрасно согласуется и с его внутренними потребностями, и с внешним миром, а следовательно, необходимость в каких - то правилах и ограничениях извне отпадает сама собой. Натти Бампо лишен одновременно и исторической искушенности, и разлагающего примитивизма.
Надо заметить, что американская литература XIX века и позднее продолжала развивать эту своеобразную традицию мятежа, заключающуюся в поисках пределов, которых может достичь человеческий добровольный, напористый, часто разрушительный индивидуализм. Эта традиция рассматривает человека не как члена общества (неважно, подчиняющегося его законам и нормам или восстающего против них), а как одиночку, цель которого - осознать свое назначение, свою суть в просторах нового мира. В произведениях Г.Мелвилла, У.Уитмена, Марка Твена, а позднее и Г.Джеймса, личность противопоставляется обществу, рассматриваются возможности независимого, свободного человека, осознающего, что и в новых условиях общественное устройство ведет к появлению грехов и преступлений Старого Света. Почти до 80-х годов XIX века типичным героем американской литературы оставался одиночка - носитель естественных, данных ему от рождения добродетелей, который своей судьбой доказывал невозможность сохранить эти добродетели а обществе .
В конце жизни Купера не покидало ощущение того, что мир вокруг него разрушается и вырождается. Его влекла идея жизненного круга, цикличности всего происходящего с человечеством. За пол - столетия до Твена и за сто лет до У.Фолкнера он обратился к прошлому в поисках ответа на мучившие его вопросы. Он хотел понять, а было ли когда - нибудь присуще человеку нравственное совершенство; и где истоки современной ему деградации личности; и какая взаимосвязь существует между понятиями демократии и прогресса. В своем романе - утопии "Кратер" (1847) Купер нарисовал идиллическую картину общества, созданного на острове в Тихом океане потерпевшими кораблекрушение американцами. Но бесконечные склоки из - за земли, судебные тяжбы, споры о религии и свободе разрушили это сообщество. Ответ писателя на поставленный вопрос о прогрессе заключался в том, что остров, возникший в результате землетрясения, от землетрясения же и гибнет, унося в морскую пучину всех своих конфликтующих обитателей, слишком порочных, чтобы сохранить гармонию на своей земле.
Итак, Джеймс Фенимор Купер не только признавал, но и доказал на практике тот факт, что американская действительность предоставляла богатый материал для исследования в литературных произведениях. Но он, однако, не смог достигнуть органического соответствия языка своих произведений той новой самобытной действительности, которую изображал.
В своих статьях и замечаниях Марк Твен не уделяет Куперу столь же большого внимания как Вальтеру Скотту. Лишь в 1895 году (уже после создания произведений, являющихся предметом исследования в нашей работе) он опубликовал памфлет "Литературные грехи Фенимора Купера", где "обвинил" знаменитого романиста в недостаточной глубине и убедительности характеров главных персонажей, в надуманности ситуаций и сюжетных ходов. в излишней и неуместной многословности героев. Главное же, в чем Твен "уличал" автора исторических романов, так это в потере читателем ощущения непосредственности восприятия, в отсутствии правды изображения. Персонажи Купера, по его мнению, описывая события, иногда говорят то, о чем знать не могут; между героем произведения и читателем
19 неожиданно оказывается автор1.
Рискнем высказать предположение, что Марк Твен не уделил внимания принципам исторического повествования у Купера, потому что считал их в целом мало отличающимися от скоттовских.
Каков же путь, который выбрал для себя Твен, создавая произведения о европейской истории? Ответу на этот вопрос и посвящена данная работа.
1 См.: Марк Твен. Указ соч. - Т.Н. - С.430.
Список научной литературыБобок, Ольга Александровна, диссертация по теме "Литература народов Европы, Америки и Австралии"
1.Twain M. The Adventures of Huckleberry Finn. (Tom Sawyer's Comrade)//The Writings of Mark Twain. Author's National Edition. - New York; London:Harper and Br.,1899. - Vol.13. - 375p.
2. Twain M. The American Claimant, and Other Stories and Sketches//The Writings of Mark Twain. Author's National Edition. New York; London:Harper and Br.,1899.Vol.21. 539p.
3. Twain M. Aquarium: The Samuel Clemens "Angelfish" Correspondence. 1905-1910. - Athens; London:Univ.of Georgia Press,1991. - 297p.
4. Twain M. The Art, Humor and Humanity of Mark Twain/With an Introduction by E.Wagenknecht. Norman:Univ.of Oklahoma Press,1959. - 423p.
5. Twain M. The Autobiography of Mark Twain. Including Chapters Now Published for the First Time, as Arranged and Edited, with an Introduction and Notes by Charles Neider.- New York,1959.- 388p.
6. Twain M. Clemens of the "Call": Mark Twain in San Francisco. Berkeley; Los Angeles:Univ.of California Press,1969. - 335p.
7. Twain M. The Complete Essays of Mark Twain. Now Collected for the First Time. Garden City; NY,1963. - 705p.
8. Twain M. The Complete Short Stories of Mark Twain. Now Collected for the First Time. New York:Bantam Books,1964. - 680p.
9. Twain M. A Connecticut Yankee in King Arthur's Court: A Facsimile of the First Edition/With an Introduction by H.Hill. San Francisco,1963 . - 575p.
10. Twain M. A Connecticut Yankee in King Arthur's Court/With an Introduction by H.N.Smith//The Works of Mark Twain. Berke1ev:Univ.of California Press.1979. Vol.9. - 827p.293
11. Twain M. The Devil's Race Track: Mark Twain's Great Dark Writings. The Best from "Which Was the Dream?" and "Fables of Man". - Berke1ey:Univ. of California Press,1980. - 385p.
12. Twain M. The Innocents Abroad, or The New Pilgrims' Progress, Being Some Account of the Steamship "Quaker City's" Pleasure Excursion to Europe and the Holy Land. New York: Bantam Books,1964. - 430p.
13. Twain M. Letters from the Earth/Ed.by B.De Voto. New York,1962. - 305p.
14. Twain M. Life As I Find It: Essays, Sketches, Tales, and Other Material, the Majority of Which Is Now Published in Book Form for the First Time/Ed.by C.Neider. Garden City; NY¡Hanover House,1961. - 411p.
15. Twain M. Life on the Mississippi//The Writings of Mark Twain. Author's National Edition. New York; Lon-don:Harper and Br.,1903. - Vol.9. - 481p.
16. Twain M. Mark Twain's Correspondence with Henry Huttles-ton Rogers, 1893-1909. Berkeley; Los Ange1es:Univ.of California Press,1969. - 768p.
17. Twain M. Mark Twain in Eruption: Hitherto Unpublished Pages about Men and Events/Ed.by B.De Voto. New York:Grosset and Dunlap,1940. - 402p.
18. Twain M. Mark Twain and the Government. (Excerpts from his Novels, Speeches, Lectures and Private Papers). Caldwell (Idaho):The Caxton Print.,1960. 146p.
19. Twain M. Mark Twain's Letters. Berkeley:Univ.of California Press,1988. - Vol.1. - 616p.
20. Twain M. Mark Twain's Letters from Hawaii. New York:Appleton-Century,1966. - 298p.
21. Twain M. Mark Twain's Letters to His Publishers, 1867-1894. Berkeley; Los Ange1es:Univ.of California Press, 1967. - 388p.
22. Twain M. Mark Twain's Notebook/Prep.for publ.with comments by A.B.Paine. New York: London:Harper and Br.,1935. - 413p.
23. Twain M. Mark Twain's Notebooks and Journals. Berke-1ey:Un iv.of California Press,1975-1979. - Vol.1. - 668p.- Vol.2. 701р. - Vol.3. - 870р.
24. Twain M. Mark Twain's Own Autobiography: The Chapters from the "North American Review". Kiskis; Madison (Wis.):Univ.of Wisconsin Press,1990. - 301p.
25. Twain M. Mark Twain's "Which Was the Dream?" and Other Symbolic Writings of the Later Years. Berkeley; Los Angeles:Univ.of California Press,1968. - 588p.
26. Twain M. The Mysterious Stranger. Berkeley; Los Ange-les:Univ.of California Press,1970. - 483p.
27. Twain M. Personal Recollections of Joan of Arc. By Sieur Louis de Conte//The Writings of Mark Twain. Author's National Edition. New York; London:Harper and Br.,1899.- Vol. 17 . 435p.
28. Twain M. The Prince and the Pauper. A Tale for Young People of All Ages/With an Afterword by K.S.Lynn. New York:New American Libr.,1964. - 224p.
29. Twain M. The Prince and the Pauper/Ed.by V.Fischer a.L.Salamo//The Works of Mark Twain. Berke1ey:Univ.of California Press,1979. - Vol.6. - 534p.
30. Twain M. Pudd'nhead Wilson. New York:Bantam Books,1959. - 144p.
31. Twain M. Selected Mark Twain Howells Letters, 1872-1910. - Cambridge (Mass.):Be 1 knap Press of Harvard Univ.Press,1967. - 453p.
32. Twain M. Social Critic for the Eighties. (Mark Twain Himself!). Dubuque (Iowa):Kendal 1-Hunt,1983. - 323p.
33. Twain M. What Is Man? and Other Essays. London:Chat to and Wirdus,1919. - 376p.
34. Twain M. What Is Man? and Other Philosophical Wri-tings//The Works of Mark Twain. Berke1ey:Univ. of California Press,1973. - Vol.19. - 716p.
35. Твен M. Американский претендент. Простофиля Виль-сон//Собр.соч.: В 12т. М.,1960. - Т.7. - 510с.
36. Твен М. Жизнь на Миссисипи. Приключения Тома Сойе-ра//Собр.соч.: В 12т. М.,1960. - Т.4. - 680с.
37. Твен М. Из "Автобиографии". Из "Записных книжек". Изб295ранные письма//Собр.соч.: В 12т. -М.,1961. -Т.12. -759с.
38. Твен М. Личные воспоминания о Жанне д'Арк сьера Луи де Конта, ее пажа и секретаря//Собр.соч.: В 12т. М.,1960. - Т.8. - 487с.
39. Твен М. Налегке//Собр.соч. : В 12т. М.,1959. - Т.2. -502с .
40. Твен М. Пешком по Европе. Принц и нищий//Собр.соч.: В 12т. М.,1960. - Т.5. - 670с.
41. Твен М. Позолоченный век. (Повесть наших дней)//Собр.соч.: В 12т. М.,1959. - Т.З. - 583с.
42. Твен М. По экватору. Таинственный незнакомец//Собр.соч.: В 12т. М.,1961. - Т.9. - 704с.
43. Твен М. "Приключения Гекльберри Финна. Янки из Коннектикута при дворе короля Артура//Собр.соч.: В 12т.М., 1960. Т.6. - 654с.
44. Твен М. Простаки за границей//Собр.соч.: В 12т. М.,1959. Т.1. - 639с.
45. Твен М. Рассказы. Очерки. Публицистика, 18 63-1893//Собр. соч.: В 12т. М.,1961. - Т.10. - 734с.
46. Твен М. Рассказы. Очерки. Публицистика, 1894-1909//Собр. соч.: В 12т. М.,1961. - Т.Н. - 614с.
47. Твен М. Американский претендент. Рассказы и очерки. Публицистика/Предисловие Кривицкина А. М.:Худож.лит., 1984. - 367с.
48. Твен М. "Дары цивилизации": Художественная публицистика/Предисловие Зверева A.M. М.:Прогресс,1985. - 286с.
49. Твен М. Избранные произведения. М.:Водолей, 1992. 366с .
50. Твен М. Правдивая история.: Избранное/Вступит.ст.Злобина Г. М.:Дет.лит. , 1984. - 320с.
51. Твен М. Приключения Тома Сойера. Приключения Гекльберри Финна. Принц и нищий/Вступит.слово Зверева A.M.М.:Терра,1996. 669с.
52. Твен М. Сделка с Сатаной/Вступит.ст.Балдицына П.В. Л.:Лениздат,1986. 496с.
53. Твен М. #44, Таинственный незнакомец: Сборник/Вступит.ст. Зверева A.M. М.:Политиздат,1990. - 415с.296
54. Адаме Г. Воспитание Генри Адамса. М.:Прогресс,1988. -751с.
55. Адаме Г.,Видал Г. Демократия. М.:Прогресс,1989. 718с.
56. Алиев A.B. Особенности творческой эволюции Марка Твена. (На основе творческого наследия Марка Твена): Авто-реф.дис. . канд.филол.наук. Л. . 197 6. - 20с.
57. Базулева Т.Л. Организационная концепция Г.Спенсера: Ав-тореф.дис. . канд.филос.наук. С.- Петербург,1995 . 16с.
58. Бардыкова Н.В. Юмористические рассказы Марка Твена 1860-1885 годов. (К проблеме становления реалистического метода): Автореф.дис. .канд.филол.наук. Л., 1977. -19с.
59. Белинский В.Г. Собр.соч.: В 9т. М.:Худож.лит.,1976. -Т.1. - 736с.
60. Белинский В.Г. Собр.соч.: В 9т. М.:Худож.лит.1979. -654с.
61. Боборыкина Т.А. Художественный мир повестей Чарльза Диккенса. СПб.:Гиппократ,1996. - 138с.
62. Боброва М.Н. Марк Твен. Очерк творчества. М.,1962. -504с.
63. Борев Ю.Б. О комическом. М.:Искусство,1957. - 232с.
64. Борев Ю.Б. Комическое или о том, как смех казнит несовершенство мира, очищает и обновляет человека и утверждает радость бытия. М.:Искусство,1970. - 269с.
65. Введенская Т.Ю. Европейская трилогия Д.Ф.Купера и ее роль в творческой эволюции писателя: Автореф.дис. .канд.филол.наук. Киев,1986. - 16с.
66. Гюго В. Человек, который смеется//Собр.соч.: В 15т. -М. , 1955 . Т.Ю. - 680с.
67. Дежуров A.C. Гротеск в немецкой литературе XVIII века: Автореф.дис. .канд.филол.наук. М.,1996. - 16с.
68. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта/ Под ред. и с послесловием Гуревича П.С. М.:Наука, 1 993 . - 43 1с.
69. Дианова Е.Е. Образ детства в английской и русской прозе297середины XIX века: Автореф.дис. . . . канд.филол.наук. М. ,1996 . 16с.
70. Диккенс Ч. Повесть о двух городах//Собр.соч.: В 30т. -М.,1960. Т.22. - 466с.
71. Дайчес Д. Сэр Вальтер Скотт и его мир. М.:Радуга,1987.- 171с.
72. Долинин A.A. История, одетая в роман: Вальтер Скотт и его читатели. М.:Книга, 1988. - 315с.
73. Зверев A.M. Мир Марка Твена: Очерк жизни и творчества. -М.:Дет.литер.,1985. 175с.
74. Касьян А.К. Марк Твен в России (1872-1966): Автореф.дис. .канд.филол.наук. Л.,1967. - 23с.
75. Катарский И.М. Диккенс. (Критико-биографический очерк).- М.:Гослитиздат,1960. 272с.
76. Ковалев Ю.В. Герман Мелвилл и американский романтизм. -Л.:Худож.лит.,1972. 280с.
77. Ковалев Ю.В. Четыре книги "Марди"//Американская литература: проблемы романтизма и реализма. Краснодар,1973.- Вып.2. С.16-30.
78. Ковалев Ю.В. Легенды и реальность: О творчестве Натание-ля Готорна//Готорн Н. Дом о семи фронтонах.Л.:Худож.лит.,1975. С.5-29.
79. Ковалев Ю.В. ".Многие годы верно и бескорыстно служил своей родине"//Купер Д.Ф. Шпион. М.:Прогресс,1975. -С.3-16.
80. Ковалев Ю.В. У истоков национальной прозы//Американская романтическая повесть. М.:Прогресс,1978. - С.5-35.
81. Ковалев Ю.В. Историзм как художественный принцип в ранней американской романтической прозе//История и современность в зарубежных литературах. Л.:Изд-во ЛГУ,1979.- С.102-109.
82. Ковалев Ю.В. Романтические традиции американской литературы XIX века и современность. М.:Наука,1982.С.27-54.
83. Ковалев Ю.В. Эдгар По и космогония XX века//Вестн.Ле-нингр.ун-та,1985. #2. - С.21-30.
84. Ковалев Ю.В. Бенито Серено, Бартлби и другие//Мелвилл Г. Билли Бад. Л.:Лениздат,198 6. - С.341-350.
85. Ковалев Ю.В. Послесловие//Мелвилл Г.Собр.соч.: В Зт. -Л.:Худож.лит.,1987. Т.2. - С.427-433. - К роману Г.Мелвилла "Израиль Поттер".
86. Ковалев Ю.В.Теодор Драйзер открывает Америку//Драйзер Т. Финансист. Л.:Лениздат,1987. - С.542-557.
87. Ковалев Ю.В. "Золотая Калифорния" Френсиса Врет Гар-та//Гарт Ф.Б. Трое бродяг из Тринидада.М.:Дет.лит.,1988. С.5-18.
88. Ковалев Ю.В. Литература США//История всемирной литературы. М.:Наука,1989. - Т.4. - с.551-582.
89. Ковалев Ю.В. Послесловие//Купер Д.Ф. Избр.соч.: В 9т. -М.:Терра,1992. Т.4. - С.795-803. - К роману "Осада Бостона, или Лайонел Линкольн".
90. Ланина Т.В. Роман Марка Твена "Янки при дворе короля Артура" и его место в эволюции Твена-романиста: Авто-реф.дис. .канд.филол.наук. М.,1954. - 16с.
91. Ланина Т.В. По законам мальчишечьей вольницы//Приключе-ния Тома Сойера. Приключения Гекльберри Финна. М.:Дет. лит.,1987. - С.447-460.
92. Литературная история Соединенных Штатов Америки: В Зт. -М.:Прогресс,1977-1979. Т.1.-604с. - Т.2.-526с. - Т.З. - 646с.
93. Марк Твен и его роль в развитии американской реалистической литературы: Сб.статей/Отв.ред.Засурский Я.Н.М.:Наука,1987. 238с.
94. Марк Твен в воспоминаниях современников/Сост.Николюкин А.; Вступит.ст.Олейника В. М.:Терра,1994. - 412с.
95. Мельвиль Ю.К. Прагматизм//Современная западная филосо-фия:Словарь. М.,1991. - С.246-249.
96. Мендельсон М.О. Марк Твен. М.:Мол.гвардия, 1958. 383с .
97. Мендельсон М.О. Марк Твен писатель: реалист,мастер юмора и сатиры//Приключения Тома Сойера. Приключения Гекльберри Финна. - М.:Правда,1980. - С.3-14.
98. Модина Г.И. Пространство и время в исторических романах Диккенса "Барнеби Радж" и "Повесть о двух городах": Ав-тореф.дис. .канд.филол.наук. Санкт-Петербург,1996.299
99. Морозкина Е.А. Исторические романы У.Г.Симмса: Автореф.дис. .канд.филол.наук. Л.,1982. - 17с.
100. Национальная специфика произведений зарубежной литературы XIX-XX веков: Проблема художественного образа: Межвуз.сб.науч.тр. Иваново:ИвГУ,1993. - 91с.
101. Новицкая З.В. Традиции американского юмора XIX столетия и речевые средства комического у Марка Твена: Автореф.дис. .канд.филол.наук. М.,1962. - 20с.Ю2.0сипова Е.В. Социология Герберта Спенсера. М.,1995. -28с.
102. Паррингтон В.Л. Основные течения американской мысли: В Зт. М. , 1963. - Т.3. - 603с.
103. Петрова E.H. Марк Твен в оценке литературной критики США: Автореф.дис. .канд.филол.наук. Л.,1968. - 20с.
104. Пинаев С.М. Поэтика трагического в американской новеллистике конца XIX начала XX в. - М.:Изд-во УДН.1989.- 82с.
105. Пирсон X. Вальтер Скотт. М.:Книга,1983. - 240с.
106. Прозоров В.Г. Мечта и трагедия: По страницам американской классики XIX-XXb.b. Петрозаводск,1993. - 228с.
107. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. СПб.:Алетейя, 1997. - 282с.
108. Ратушинская Н.В. Пуританское духовное наследие в творчестве Н.Готорна и Г.Мелвилла: Автореф.дис. .канд.филол.наук. М.,1997. - 19с.
109. Реизов Б.Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма. Л.:Гослитиздат,1958. - 567с.
110. Реизов Б.Г. Творчество Вальтера Скотта. М.;Л.:Ху-дож.лит. , 1965. - 498с.
111. Реизов Б.Г. История и теория литературы: Сб.ст. Л.:Наука, 1986. 318с.
112. Реизов Б.Г. Историко-литературные исследования: Сб.ст.- Л.: Изд-во ЛГУ,1991. 247с.
113. Ромм A.C. Марк Твен и его книги о детях. Л.,1958. -136с .
114. Ромм A.C. Марк Твен: Жизнь и творчество. М.:Нау-ка,19 7 7. - 192с.
115. Савуренок А.К. Марк Твен. Л.,1960. - 50с.300
116. Сенсуализм//Философский энциклопедический словарь. М.:Сов.энциклопедия,1983. С.605.
117. Скотт В. Айвенго//Собр. соч . : В 20т. М. ; JI. : Худож. лит . , 1962. - Т.8. - 570с.
118. Скотт В. Гай Мэннеринг, или Астролог//Собр.соч.: В 20т. М.;Л.:Худож.лит.,i960. - Т.2. - 542с.
119. Скотт В. Кенилворт//Собр.соч.: В 20т. М.;Л.:Ху-дож.лит.,1963. - Т.Н. - 604с.
120. Скотт В. Приключения Найджела//Собр.соч.: В 20т. М.;Л.:Худож.лит.,1964. Т.13. - 624с.
121. Скотт В. Пуритане//Собр.соч.: В 20т. М.;Л.:Ху-дож.лит.,1961. - Т.4. - С.181-736.
122. Скотт В. Уэверли, или Шестьдесят лет назад//Собр.соч . : В 20т. М.;Л.:Худож.лит.,1960. - Т.1. - 640с.
123. Соколова Е.В. Своеобразие историзма в позднем творчестве Людвига Тика: Автореф.дис. .канд.филол.наук.М. , 1997. 20с .
124. Спектор А.Л. Исторический роман. История и теория. Душанбе:ДГПИ,1988. 123с.
125. Старцев А.И. Марк Твен и Америка. М.:Сов.писатель, 1985. - 303с.
126. Тодорова Н.Ю. Антропонимия Марка Твена: Автореф.дис. .канд.филол.наук. Одесса,1987. - 16с.
127. Урнов М.В. Неподражаемый Чарльз Диккенс издатель и редактор. - М.:Книга,1990. - 284с.
128. Уэктер Д. Марк Твен//Литературная история Соединенных Штатов Америки. М.:Прогресс,1978. - Т.2. - С.487-517.
129. Хоуэллс У.Д. Возвышение Сайласа Лэфема. Гость из Аль-трурии. Эссе. М.:Худож.лит.,1990. - 670с.
130. Шейнкер В.Н. Исторический роман Джеймса Фенимора Купера и проблемы развития американской литературы первой половины XIX века: Автореф.дис. .д.филол.наук.Л. , 1971. 39с.
131. Шейнкер В.Н. Исторический роман Джеймса Фенимора Купера, его истоки и своеобразие: О романе "Шпион". Иваново : Ив . ГУ , 1 980 . - 62с.
132. Шогенцукова H.A. Концепция реальности в американской прозе XIX-XX веков: Эволюция художественного сознания и301типы поэтики: Автореф.дис. .д.филол.наук. М.,1995 - 59с.
133. Шотландская школа//Философский энциклопедический ело варь. М.:Сов.энциклопедия,1983. - С.783.
134. Acton J.E.E.D. Essays in the Liberal Interpretation of History. Selected Papers. Chicago - London :Univ.of Chicago Press,1967. - 427p.
135. Acton J.E.E.D. Lectures on Modern History. New York : Mer i d i an Books,1961. - 319p.
136. Abel D. Masterworks of American Realism: Twain, Howe 1 Is , James//American Literature.(Detai1ed Critical Analyses and Descriptions of the Authors' Works). Great Neck; NY,1963. Vol.3. - 370p.
137. Alkon P.K. Science Fiction Before 1900: Imagination Discovers Technology. New York :Twayne; etc.,1994.177p .
138. American Literary Criticism: An Anthology. M.¡Progress, 1981. - 398p.
139. Andrews K.R. Nook Farm: Mark Twain's Hartford Circle. -Seatt1e; London : Univ.of Washington Press,1969. 288p.
140. Asse1ineau R. The Literary Reputation of Mark Twain from 1910 to 1950: A Critical Essay and a Bibliography. Paris:M.Didier,1954. - 243p.
141. Bellamy G.C. Mark Twain as a Literary Artist. Nor-man:Univ.of Oklahoma Press,1950. - 398p.
142. Ben-Tov Sh. The Artificial Paradise: Science Fiction and American Reality. Ann Arbor :Univ.of Michigan Press , 1995. - 201p.
143. Blair W. Essays on American Humor: Blair through the Ages. Madison (Wis. ): Univ.of Wisconsin Press,1993. 298p.
144. Blair W. Mark Twain and Huck Finn. Berkeley - Los Ange 1 es : Un i v . of California Press,1960. - 436p.
145. Blair W. Introduction//Mark Twain's Hannibal, Huck and Tom. Berkeley - Los Ange 1 es : Univ.of CaliforniaPress,1969. 12p.
146. Blues T. Mark Twain and the Community. Lexington (Ky.):Univ.of Kentucky Press,1970. - 84p.
147. Borus D.H. Writing Realism: Howells, James, and Norris in the Mass Market. Chapel Hill; London:Un iv.of North Carolina Press,1989. - 259p.
148. Brashers H.C. An Introduction to American Literature for European Students. Stockholm:Svenska Bokfo-re, 1965. - 239p.
149. Brooks V.W. The Ordeal of Mark Twain. New York:Meri-dian Books,1955. - 256p.
150. Brooks V.W. The Times of Melville and Whitman. New York,1947. - 489p.
151. Brooks V.W. The World of Washington Irving. New York,1944. - 387p.
152. Brooks V.W. The Writer in America. New York,1964. -192p.
153. Butterfield H. History and Man's Attitude to the Past: Their Role in the Story of Civilization. London,1961. - 16p.
154. Camfield G. Sentimental Twain: Samuel Clemens in the Maze of Moral Philosophy. Phi lade 1 phi a:Un iv.of Pennsylvania Press,1994. - 279p.
155. Camp J.E.,Kennedy X.J. Mark Twain's Frontier.( A Textbook of Primary Source Materials for Student Research and Writing). New York,1963. - 269p.
156. Col 1ingwood R.G. The Idea of History. Oxford:The Clarendon Press,1946. - 340p.
157. Cox J.M. Mark Twain: The Fate of Humor. Princeton (N.J.):Princeton Univ.Press.1968. - 321p.
158. Cunliffe M. American Literature since 1900. Lon-don:Sphere Reference Books,1975. - 387p.
159. Cunliffe M. American Literature to 1900. London: Sphere Reference Books,1986. - 400p.
160. Cunliffe M. American Humour and the Rise of the West. Mark Twain//The Literature of the United States. Har-mondsworth (Mx.):Penguin Books,1976. - P.159-177.
161. Duckett M. Mark Twain and Bret Harte. Norman (Okla. ):Un iv.of Oklahoma Press,1964. 367p.
162. An Early American Reader/Ed.by Leo Lemay J.A. Washington ,D.C.:U.S.Information Agency,1993. - 741p.
163. Eb1e K.E. Old Clemens and W.D.H.: The Story of a Remarkable Friendship. Baton Rouge; London:Louisiana State Univ.Press,1985. - 242p.
164. Fishkin S.F. Was Huck Black? Mark Twain and African American Voices. New York;Oxford,1993. - 270p.
165. Foner Ph.Sh. Mark Twain, Social Critic. New York:In-ternational Pub 1ishers,1958. - 335p.
166. French B.M. Mark Twain and "The Gilded Age", the Book that Named an Era. Dal las:Southern Methodist Univ.Press,1965. - 379p.
167. Gale R.L. Plots and Characters in the Works of Mark Twain. Hamden (Conn. ), 1973. - 669p.
168. Geismar M. Mark Twain: An American Prophet. Boston: Houghton Miff1 in,1970. - 564p.
169. Gooch G.P. History and Historians in the Nineteenth Century. London:Longmans, Green and Co.Ltd. ,1928 . 604p.
170. The Harper American Literature. New York:Harper and Row,1987. - 2550p.
171. Harrison B. Inconvenient Fictions: Literature and the Limits of Theory. New Haven; London:Yale Univ. Press , 1991. - 293p.
172. High P.B. An Outline of American Literature. London; New York:Longman,1995. - 256p.
173. The Historical Novel. London,1959. - 19p.
174. Hough R.L. The Quiet Rebel. William Dean Howe 11s as Social Commentator. Linco1n:Univ.of Nebraska Press, 1959. - 137p.
175. Howe D.W. The Political Culture of the American Whigs. Chicago; London:Univ.of Chicago Press,1979. - 404p.
176. Howe D.W. The Unitarian Conscience. Harvard Moral Philosophy, 1805-1861. Cambridge (Mass.):Harvard Univ.Press,1970. - 398p.
177. Howe I. The Literature of America: Nineteenth Century. (An Anthology). New York:McGraw-Hi 1 1, 1970 . - 1 138p.304
178. Huck Finn and His Critics/Ed.by Lettis R. New York:Macmi1lan,1962. - 451p.
179. Huyler J. Locke in America: The Moral Philosophy of the Founding Era. Lawrence (Kan.):Univ. Press of Kansas , 1995. - 394p.
180. Kahn Sh.J. Mark Twain's "Mysterious Stranger": A Story of the ms. Texts. Columbia; London:Univ.of Missouri Press,1978. - 252p.
181. Kaplan J. Mr.Clemens and Mark Twain: A Biography. New York,1966. - 425p.
182. Krause S.J. Mark Twain as Critic. Ba1timore:Johns Hopkins Press,1967. - 308p.
183. The Legends of King Arthur and His Knights/Authorised by Sir James Knowles. London:Random House,1997.-308p.
184. Lynn K.Sch. Mark Twain and Southwestern Humor. Boston; Toronto,1959. - 300p.
185. Mark Twain: A Collection of Critical Essays/Ed.by Smith H.N. Englewood Cliffs (N.J.):Prentice-Ha11,1963.1 7 9p.
186. Martin T. The Instructed Vision. Scottish Common Sense Philosophy and the Origins of American Fiction. Bloo-mington(Ind.):Indiana Univ. Press,1961. - 197p.
187. Marx L. The Machine in the Garden: Technology and the Pastoral Ideal in America. London:Oxford Univ.Press,1973. - 392p.
188. May H.F. The End of the American Innocence: A Study of the First Years of Our Own Time, 1912-1917. New York:A.A.Knopf,1959. - 414p.
189. McLinn W. Mark Twain Himself! Humor, War and Fundamentalism. Kendall; Dubuque (Iowa),1983. - 323p.
190. Morgan H.W. American Writers in Rebellion: From Mark Twain to Dreiser.- New York:Hill and Wang,1965. 206p.
191. The Mythologizing of Mark Twain/Ed.by Beider Ph.D. and Davis S. Alabama:Univ.of Alabama Press,1984. - 186p.
192. Nye R.B. The Cultural Life of the New Nation, 1776-1830. New York:Harper and Br.,1960. - 324p.
193. Pritchett V.S. A Man of Letters: Selected Essays. New York:Random House,1985. - 305p.30 5
194. Regan R. Unpromising Heroes. Mark Twain and His Characters. Berkeley-Los Ange1es:Univ.of California Press,1966. - 246p.
195. Robinson F.G. In Bad Faith: The Dynamics of Deception in Mark Twain's America. Cambridge (Mass.); Lon-don:Harvard Univ.Press,1986. - 255p.
196. Rogers F.R. Mark Twain's Burlesque Patterns: As Seen in the Novels and Narratives, 1855-1885. Da 11 as:Southern Methodist Univ.Press,1960. - 189p.
197. Salomon R.B. Twain and the Image of History. New Ha-ven:Ya1e Univ.Press,1961. - 216p.
198. Sandbach-Dah1strom C. Be Good Sweet Maid: Charlotte Yonge's Domestic Fiction. A Study in Dogmatic Purpose and Fictional Form//Acta University Stockholmiensis: Stockholm Studies in English. Stockholm:Almqvist and Wiksell Intern.,1984. - 185p.
199. Serrano-Pi aja A. "Magic" Realism in Cervantes. "Don Quixote" as Seen through "Tom Sawyer" and "The Idiot" /Trans 1. by Rudder R.S. Berke1ey:Univ.of California Press,1970. - 216p.
200. Smith H.N. Mark Twain. The Development of a Writer. -Cambridge (Mass.):The Belknap Press of Harvard Univ.Press,1962. 212p.
201. Smith H.N. Mark Twain's Fable of Progress: Political and Economic Ideas in a "Connecticut Yankee". New Brunswick (N.J.):Rutgers Univ.Press,1964. - 116p.
202. Stone A.E. The Innocent Eye. Childhood in Mark Twain's Imagination.- Hamden (Conn.):Archon Books,1970. 289p.
203. Suchoff D. Critical Theory and the Novel: Mass Society and Cultural Criticism in Dickens, Melville, and Kafka. Madison (Wis.):The Univ.of Wisconsin Press, 1994. - 224p.
204. Tallack D. The Nineteenth-Century American Short Story. Language, Form and Ideology. London; New York; Rout-ledge , 1993. - 267p.
205. Taylor G.O. The Passages of Thought. Psychological Representation in the American Novel, 1870-1900. New York:Ox ford Univ.Press, 1969. - 172p.