автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему: Эволюция представлений о языке в философии и культуре
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Мазина, Рита Рашитовна
Введение
Глава I. Историко-философский и культурологический анализ представлений о языке
1) Эволюция представлений о языке в античной и средневековой философии
2) Философия языка в гуманитарном знании Нового времени и Просвещения
3) Лингвистическое направление в Западноевропейской философии XIX-XXbb
4) Философские и культурологические основания изучения языка в отечественной гуманитарной мысли XIX-XX вв.
Глава II. Язык и культура: аспекты взаимодействия
1) Язык как универсальная форма существования культуры
2) Функционирование языков культуры в лингвистической действительности
3) Антропологический контекст взаимосвязи языка и сознания
4) Социокультурная природа языка
5) Становление лингвокультурологии
Введение диссертации2001 год, автореферат по философии, Мазина, Рита Рашитовна
Актуальность темы. Проблема языка находится на пересечении многих векторов современного теоретического дискурса: философского, лингвистического, семиотического, культурологического и т.д. По словам, Г.-Г.Гадамера, язык сегодня причастен к той предметной области философского знания, где происходит встреча пауки и опыта человеческой жизни1. Многоаспектность проблемы изучения языка обусловлено тем, что сам язык предстает перед исследователем как «альфа и омега» человеческого бытия. Посредством языковой деятельности человек осваивает окружающий его мир и включается в безграничное смысловое целое культуры. В языке фиксируется все богатство межличностных и социальных отношений, закрепляются акты познания и самопознания, овеществляется опыт мифологического, художественно-образного и научно-практического освоения мира.
К настоящему времени сложились достаточно устойчивые направления в изучении языка и сознания, языка и духовной культуры, языка и деятельности. Наряду с естественными языками в мир человека все в большей степени вторгаются языки искусственные, которые в значительной степени инициируют социальные трансформации, ведущие к укреплению позиций нового информационного общества, и вызывают внушительные перемены в социокультурном, как сказал бы М.М.Бахтин, хронотопе. Отталкиваясь от понимания языка как одной из базисных форм, в которой конституируется и организуется осознание культуры как способа хранения и функционирования исторически накопленного знания, современные культурологические исследования кристаллизуют новые направления науки, в частности, лингвокультурологию, в контексте которой выявляются ранее игнорируемые грани взаимодействия языка и культуры. Речь идет о таких формах взаимодействий, которые
1 Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991 .С.25. ориентированы на культурный фактор в языке и на языковой фактор в человеке»2.
Язык есть факт культуры вследствие того, что, во-первых, он представляет собой составную часть культуры, наследуемую от предшествующих поколений; во-вторых, что язык выступает важнейшим ее инструментом, благодаря которому осуществляется опредмечивание и распредмечивание фактов и явлений культуры; и, в-третьих, что благодаря языку постигается сущность культуры в различных ее проявлениях (наука и религия, литература и миф, искусство и мораль). В связи с этим актуальность изучения проблемы взаимодействия языка и культуры в контексте современной культурологической парадигмы обусловлено следующими характерными обстоятельствами.
Прежде всего, сама по себе культурологическая парадигма представляет собой тот образец построения современного социогуманитарного знания, в центр которого перемещается культура человеческого бытия во всем своем многообразии: бытие предметов, процессов и явлений, несущих ценностно-смысловую нагрузку, бытие человека в мире вещей, в мире идей и мире людей и т.д. Ориентация на понимание культуры как системы с неизбежностью ведет в языкознании к изучению языка как одному из аспектов культурологической парадигматики.
Кроме того, проблема изучения взаимодействия языка и культуры предполагает овладение огромным массивом историко-философской и культурологической мысли, в рамках которой выявляются многообразные способы изучения характерологических свойств языка с точки зрения его происхождения и строения, деятельностной природы языка, диалектического единства языка, сознания и деятельности, способности адекватного выражения в языке всего развивающегося многообразия бытия культуры.
2 Телия В.Н. М.,1996.С.222.
Наконец, культурологическая парадигма в современной теоретической рефлексии позволяет выстроить своего рода образцы «перерешения» традиционных проблем языка, с одной стороны, и философии культуры - с другой. Это находит свое выражение, например, в анализе языкового пространства как выражения социодинамики современной культуры (это прерогатива философии культуры и культурологии) или же в формировании упомянутой выше лингвокультурологии. Степень разработанности проблемы. Следует учитывать тот факт, что на протяжении всей истории развития научной мысли великое множество ученых в той или иной степени обращались к проблеме языка. Достаточно отметить, что для историко-философской традиции, начало которой было положено Платоном в диалоге «Кратил», было характерно постоянное обращение к проблеме генезиса языка, его природы, многообразия языков мира. У истоков становления философии языка стояли Дж.Локк, Г.Лейбниц, И.Гердер и В. фон Гумбольдт. На протяжении XIX- XX вв. значительный вклад в развитие этой области знания был внесен такими яркими представителями западноевропейской мысли как Э.Кассирер, Л.Витгенштейн, М.Хайдеггер, Э.Сепир, Б.Уорф, Э.Фромм, Э.Соссюр и др. Особо следует обратить внимание и на то, что в отечественном гуманитарном знании, начиная с Петровских реформ, в т.ч. реформы русского языка, сложилась крупная языковедческая школа, которая была представлена В.К.Тредиаковским, М.В.Ломоносовым, А.А.Барсовым, А.Х.Востоковым и др. Новый этап в русском языкознании был связан с творчеством А.А.Потебни, который заложил основы психологического направления в отечественном языкознании. Приверженность А.А.Потебни идее о теснейшей связи языка и мышления сыграла значительную роль в развитии философии языка. В этом же направлении проводили теоретические изыскания Г.Г.Шпет, И.И.Мещанинов, Н.Я.Марр, Б.Ф.Поршнев и др. Следует отметить работы ряда современных исследователей в области философии языка, имеющих мировое признание.
Это работы М.М.Бахтина, Ю.М.Лотмана, М.К.Петрова, В.В.Бибихина, М.С.Козловой, В.А.Звягинцева, З.Г.Тер-Минасовой и др. Современные исследования языка в контексте философии культуры характеризуются, как справедливо отмечают В.Л.Обухов и А.А.Макареня, признанием того, что «отсутствие прогресса в живом, вечно изменяющемся потоке культуры характерно и для фундамента любой национальной культуры, каковым является язык. К языкам также неприменимы термины «более прогрессивный», «менее прогрессивный», ибо каждый язык в чем-то лучше и хуже других, оставаясь лучшим именно для данной национальной о культуры» . Вместе с тем, следует отметить, что многие проблемы требуют своего нового «перерешения», что предполагает сама культурологическая методология (В.С.Библер). В частности, это относится к осмыслению антропологического контекста взаимосвязи языка и культуры, языка как универсального способа функционирования культуры, и к методологическому обоснованию лингвокультурологии. Цель и основные задачи исследования. Основная цель работы заключается в том, чтобы выявить роль языка в развитии культуры через опосредованную связь философии языка, философской антропологии и философии культуры. Исходя из этого, основными задачами исследования являются:
- анализ представлений о языке в истории философской мысли;
- содержательное рассмотрение основных положений деятельностной концепции природы языка;
- систематизация теоретических концепций отечественных и зарубежных ученых с целью формирования предпосылок целостного учения о языке в контексте современной культурологической парадигмы;
- выявление роли языка как универсального способа функционирования культуры;
J Обухов В.Л., Макареня А.А.Прогресс цивилизации против жизни культуры // Реалистическая философия / Под ред. В.Л.Обухова, В.П.Сальникова. СПб., 1999. С.217.
- определение принципов формирования методологических оснований лингвокультурологии.
Теоретическая и методологическая основа исследования.
Методологической основой и теоретическими источниками работы являются труды классиков философской мысли, языковедов, психологов, историков, культурологов, в работах которых представлена различная интерпретация природы языка, его взаимосвязи с сознанием и деятельностью человека, с культурой. Философско-методологическим основанием работы являются принципы историзма, целостности, детерминизма, системности.
Научная новизна и результаты исследования. В целом научная новизна работы характеризуется поставленной в ней проблемой, задана целью, задачами и значимостью их решения для культурологического осмысления языкового пространства, дальнейшего развития философско-методологических оснований языкознания и совершенствования системы образования.
Основные результаты исследования, характеризуемые научной новизной, состоят в следующем:
- показано, что проблема взаимосвязи языка и сознания, имея глубокие корни в философской рефлексии, обрела статус самостоятельной области философской мысли и языкознания во второй половине XVIII в. - первой половине XIX в.
- предпринят систематический анализ основных направлений философии языка на основе сравнительно-исторического подхода к теоретическим концепциям наиболее значимых отечественных и зарубежных ученых;
- теоретически обоснован статус языка как универсального способа функционирования культуры;
- выявлен антропологический аспект взаимосвязи языка и культуры, определяющий основное направление в развитии философской антропологии;
- раскрыта и обоснована диалектическая взаимосвязь деятельности, языка и сознания, предполагающая новые точки роста культурологического знания;
- систематизированы и аргументированы методологические основания лингвокультурологии как нового раздела социогуманитарного знания, предметная область которой формируется на стыке философии культуры, философии языка и культурологии.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Значимость данного исследования обусловлена характером достижения его цели, решения поставленных задач и элементами новизны. Результаты работы могут быть использованы в дальнейших исследованиях проблем философии культуры, философии языка и культурологии, в педагогической практике при чтении учебных курсов философии, культурологии, языкознания, при организации спецкурсов по новым специальностям («социальная антропология», «математическая лингвистика», «культурология», «социальное дело» и др.).
Одним из главных факторов, консолидирующих национальное целое этноса, его национальное самосознание, является язык. Его особенности цементируют единство национальной культуры и одновременно выступают в качестве критерия этого единства. «Культура и история, - по словам И.Мандельштама, - со всех сторон омыта и опоясана. безбрежной стихией.языка». Вот почему материалы диссертационного исследования могут быть использованы в воспитательно-патриотической работе, ко торая должна акцентировать неразрывную связь сохранения чистоты и своеобразия русской культуры через чистоту и своеобразие русского языка.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Эволюция представлений о языке в философии и культуре"
Заключение
В качестве выводов диссертационного исследования необходимо, в первую очередь, отметить, что наиболее оптимальным, на наш взгляд, способом к рассмотрению языка в контексте философии культуры является целостный подход, объединяющий историко-философский и культурологический анализ проблемы. На основе рассмотренного материала следует признать то, что философия языка, имеющая непосредственное отношение к любым разделам собственно философского знания обретает в настоящее время статус его самостоятельного раздела.
Рассмотренные в диссертации ключевые вопросы историко-философского дискурса, раскрывающего все тонкости взаимосвязи языка, мышления и деятельности, позволяют утверждать, во-первых, то, что проблемы философии языка пронизывали практически все области философского и гуманитарного знания в своих основаниях.
Во-вторых, следует признать, что философия языка представляет собой относительно самостоятельную область философского знания.
В-третьих, эта относительная самостоятельность философии языка, получившая воплощение, в свое время, в период зарождения богословской литературы в герменевтике, объективно предполагала ее тесное единство и взаимообогащение с языкознанием, теорией и историей культуры, психологией и другими сферами социогуманитарного знания.
Рассмотренные в работе основные представления о языке характеризуют, с одной стороны, эволюцию философской и культурологической мысли, с другой, - особенности западноевропейской и отечественной школы изучения языка. Если, собственно, философская традиция ориентировалась на толкование языка, как основы формирования человеческой мысли, обыденных и научных понятий, то культурологическая традиция прослеживает, как в культуре тех или иных народов закрепляются общие и особенные черты трудовой деятельности, быта, отношений,
167 миропонимания и проч. В этом смысле мы говорим о языке культуры вообще, языке искусства, языке науки и т.п.
Ключевое значение в современном социогуманитарном знании обретают вопросы универсальных возможностей языка в функционировании современной культуры, в диалоге культур различных исторических эпох, цивилизаций, народов. Другим, не менее важным выводом является то, что взаимосвязь языка, сознания и деятельности, интерпретируемая в различных направлениях философской антропологии, постоянно подпитывается данными естественных и гуманитарных наук. Это, в частности, имеет непосредственное отношение к психологии, когда речь заходит, скажем, о гипотезе Сепира и Уорфа, либо к юриспруденции, -применительно к правовой культурологии.
Наконец, следует отметить принципиально важный вывод о том, что философия языка порождает в процессе своего развития и функционирования в системе философского и гуманитарного знания предпосылки для становления новых направлений научных исследований одним из которых является лингвокультурология.
Список научной литературыМазина, Рита Рашитовна, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"
1. Абаев В.И. Избранные труды в 4 т. - Т.2.- Владикавказ: Ир, 1995 -213с.
2. Абрамова Н.Т. Невербальные мыслительные акты в «зеркале рационального сознания // Вопросы философии. 1997 - №7. - С.99-114.
3. Абеляр П. Теологические трактаты. М.: Наука, 1995 - С.74.
4. Аврорин В.А. Проблемы изучения функциональной стороны языка: (К вопросу о предмете социолингвистиики) АН СССР, Ин-т языкознания. -Л.: Наука, 1975.-276с.
5. Алпатов В.М. История лингвистических учений. М.: Языки русской культуры, 1999. - 326 с.
6. Алексеев П.В. Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды.(МГУ им. М.В.Ломоносова, Федер. прогр. книгоиздания России) М.: Академ, проект.,1999. - 944с.
7. Античные теории языка и стиля. Пер. с древнегреч. и латин. Общ.ред. О.М.Фрейденберг. СПб.: Алетейя: Кренов, 1996 - 362с.
8. Апель А.Д. Трансцендентально-герменевтическое понятие языка // Вопросы философии. 1997 -№1.-С.76-83.
9. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. -М.: Изд-во МГИК, 1992. С. 147-150.
10. Ю.Арутюнова Н.Д. Практическое рассуждение и язык // Сущность, развитие и функции языка / Ответ.ред. ак.Г.В.Степанов. М.: Наука, 1987.-С.5-12.
11. П.Афанасьев А.Н. Древо жизни: изб.ст.- М.: Современник, 1983. -464с.
12. Афанасьев А.Ю. Эволюция образа: от язычества к христианству // Вопросы философии,- 1996 №10.-С.71-84.
13. Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов// Зарубежная эстетика и теория литературы XIX- XX вв.: Пер. с франц. -М.: Изд-во МГУ, 1987. С.387-423.
14. Барт Р. Риторика образа // Избранные работы: Семиотика. Поэтика: Пер. с франц. М.: Прогресс, 1994.-С.297-319.
15. Бахтин М.М.Собр.соч.Т.5. М., 1996-С.209.
16. Бахтин М.М. (под маской) Фрейдизм.Формальный метод в литературоведении.Марксизм и философия языка.Статьи.М.: Лабиринт. 2000. 640 с.
17. Бенвенист Э. Общая лингвистика: Пер. с франц. М.: Прогресс, 1974,447 с.
18. Бергман Г. Блеск и нищета Людвига Витгенштейна // Людвиг Витгенштейн: человек и мыслитель: Пер. с англ.-М.: Прогресс, Культура, 1993.-C.310-332.
19. Бибихин В.В. Язык философии. -М.: Изд. Группа «Прогресс». 1993. -416с.
20. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в XXI век. М.: Политиздат, 1991.- 412с.
21. Блэк М. Лингвистическая относительность (Теоретические воззрения Бенджамена Л.Уорфа): Пер. с англ. // Новое в лингвистике: Вып. 1 /Сост., ред. и вступ. Статьи В.А.Звегинцева. М.: Изд. Иностр. Лит., 1960. -С.173 - 174.
22. Брутян Г.А. О гипотезе Сепира-Уорфа // Вопросы философии. 1969.№1.
23. Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию.
24. B.2-х тт.М.: Изд-во АН СССР, 1963. 384с.
25. Будагов Р.А. Человек и его язык. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1976. 429с.
26. Будагов Р.А. Язык, история и современность. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1971,-299с.
27. Васильев С.А. Категории мышления в языке и тексте // Логико-гносеологические исследования категориальной структуры мышления: Сб. науч. тр./ Отв. Ред. М.В. Попович. Киев: Наукова думка, 1980.1. C.66-116.
28. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.,1996.
29. Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков (Анна Вежбицкая) Пер. с англ. А.Д.Шмелева. Под ред. Т.В.Булыгиной. Центр. Европ. Ун-т. М.: Яз. Рус. Культуры, 1999. - 111с - (Язык. Семиотика. Культура).
30. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов / Пер. с англ. А.Д.Шмелева. М.: языки славянской культуры, 2001. -288с,- (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия).
31. Виноградов В.В. Лексикология и лексикография: Избр. Труды. М.: Наука. 1977-312 с.
32. Виноградов В.В. История русских лингвистических учений.М.,1978 -С.94.
33. Витгенштейн Л. Замечания по основаниям математики // Философские работы: ЧастьП: Пер. с нем. М.: Гнозис, 1994. - С. 1-207.
34. Витгенштейн Л. Лекции: Кембридж 1930-1932 // Людвиг Витгенштейн: человек и мыслитель: Пер. с англ.- М.: Прогресс, Культура, 1993.- С.272-310.
35. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат // Философские работы: Часть I: Пер. с нем.- М.: Гнозис, 1994. С.1-77.
36. Витгенштейн Л. О достоверности// Философские работы: Часть I: Пер. с нем.- М.: Гнозис, 1994,- С.321-407.
37. Витгенштейн Л. Философские исследования // Философские работы: Часть I: Пер. с нем.- М.: Гнозис, 1994,- С.75-321.
38. Волков А.А., Хабаров И.А. Шестая мировая загадка. М.: Сов. Россия, 1984.-208 с.
39. Воробьев В.В. Культурологическая парадигма русского языка: Теория описания языка и культуры во взаимодействии(Ин-т рус.яз. им.Пушкина), М.: ИРЯП, 1994. 75с.
40. Воробьев В.В. Лингвокультурология: (Теория и методы). М.: Изд-во Рос. Ун-та дружбы народов. 1997. -331с.
41. Выготский JI.C. Мышление и речь: Психологические исследования. -М.: Лабиринт, 1996 416с.
42. Гадамер Г.-Г. Введение к «Истоку художественного творения» М. Хайдеггера // Актуальность прекрасного: Пер. с нем.- М.: Искусство, 1991.- С.100-116.
43. Гадамер Г.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики: Пер. с нем. -М.: Прогресс, 1988- 704 с.
44. Гадамер Г.-Г. История понятий как философия // Актуальность прекрасного: Пер. с нем.- М.: Искусство, 1991.- С.26-43.
45. Гадамер Г.-Г. Семантика и герменевтика // Актуальность прекрасного: Пер. с нем. -М.: Искусство, 1991. С.60-72.
46. Гадамер Г.-Г. Философия и герменевтика // Актуальность прекрасного: Пер. с нем.- М.: Искусство, 1991. С. 9-16.
47. Гадамер Г.-Г. Философские основания XX века // Актуальность прекрасного: Пер. с нем.- М.: Искусство, 1991.- С. 16-26.
48. Гадамер Г.-Г. Язык и понимание // Актуальность прекрасного: Пер. с нем.-М.: Искусство, 1991.- С.43-60.
49. Галкина Федорук Е.М. Слово и понятие. - М.: Учпедгиз, 1956 - 54 с.
50. Герменевтика: история и современность. Критические очерки.-М.Мысль. 1985 -С. 3-143.
51. Герцен А.И. Былое и думы // Герцен А.И. Поли.собр. соч. в 22 тт. Т. 13. Пб., 1923 -С.13.
52. Гоготишвили JI.A. Ранний Лосев // Вопр.философии, 1989. №7 -С.140.
53. Гоготишвили Л.А. Религиозно-философский статус языка // Лосев А.Ф. Бытие имя - космос. М.: Мысль, 1993. - С.921.
54. Григорьян Б.Т. Философская антропология // Буржуазная философская антропология XX века.М.1986
55. Грязнов А.Ф. Аналитическая философия: проблемы и дискуссии последних лет // Вопросы философии. 1997 - №9- С.82-97.
56. Грязнов А.Ф. Эволюция философских взглядов Л.Витгенштейна: Критический анализ. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1985-170 с.
57. Грязнов А.Ф. Язык и деятельность: Критический анализ витгенштейнианства. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1991 - 132 с.
58. Гулыга А.В. Философская антропология Вильгельма фон Гумбольдта // Гумбольдт В. Язык и философия культуры: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1985 -451 с.
59. Гулыга А.В. Миф как философская проблема // Античная культура и современная наука.М., 1985 С.273.
60. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию: Пер.с нем.- М.: Прогресс, 1984-397 с.
61. Гумбольдт В. Язык и философия культуры: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1985 -451 с.
62. Гуссерль Э. Исследование 1: Выражение и значение: Пер. с нем. // Логос, 1997 - №10.- С.5-65.
63. Гусев С.С., Тульчинский Г.Л. Проблема понимания в философии. -М.: Политиздат, 1985- 191 с.
64. Делез Ж. Логика смысла: Пер. с франц.- М.: Академия, 1995 298 с.
65. Донских О.А. К истокам языка. Новосибирск: Наука, Сиб. Отд., 1988 -192 с.
66. Дешериев Ю.Д. Социальная лингвистика: К основам общей теории. АН СССР. Ин-т языкознания, М.: Наука, 1977. 382с.
67. Дубровский Д.И Информационный подход к проблеме бессознательного //Бессознательное. Т.З Тбилиси, 1978.
68. Ельмслев Л. Пролегомены к теории языка: Пер. с англ. // Новое в лингвистике: Вып. 1 / Сост., ред. И вступ. Статьи В.А.Звегинцева. М.: Изд. Иностр. Лит., 1960. - С.264-390.
69. Зобов Р.А., Обухов В.Л., Сугакова Л.И. Основы человековедения: Человек как микрокосм. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. 382 с.
70. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. - 462 с.
71. Ильенков Э.В. Соображения по вопросу об отношении мышления и языка // Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. - С. 270-275.
72. Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении. М.,1997.
73. Калиниченко В. Густав Шпет: от феноменологии к герменевтике // Логос. 1992 - №3. - С.37-62.
74. Кант И. Критика чистого разума: Пер. с нем. -М.: Мысль, 1994 591 с.
75. Карнап Р. Преодоление метафизики логическим анализом языка // Аналитическая философия: Становление и развитие (антология): Пер. с анг., нем. М.: Дом интеллектуальной книги. Прогресс-Традиция, 1998. - С.69-90.
76. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке.М.,1998 С.568-573.
77. Кацнельсон С.Д. Типология языка и речевое мышление. Л.: Наука, 1978-216 с.
78. Келлер Р. Языковые изменения . Самара, 1997. С. 34-35, 62, 268.
79. Кибрик А.Е. Э.Сепир и современное языкознание // Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии.М.,1993 С.5-56.
80. Кимелев Ю.А. Современная буржуазная философско-религиозная антропология. Отв.ред. Б.Т.Григорьян. -М.: Наука, 1985 141 с.
81. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление: У истоков человеческого интеллекта: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1983 - 302 с.
82. Кодухов В.И. Мышление и языковые значения и функции // Язык и мышление / Отв. Ред. Член-корр. АН СССР Ф.П.Филин. М.: Наука, 1967 - С.102-115.
83. Козлова М.С. Витгенштейн: особый подход к философии // Вопросы философии. 1998 - №5 - С.42-49.
84. Козлова М.С. Идея «языковых игр» // Философские идеи Людвига Витгенштейна. М.: ИФРАН, 1996 - С.5-25.
85. Козлова М.С. Примечания и комментарии // Витгенштейн Л. Философские работы: Часть 1: Пер. с нем. М.: Гнозис, 1994-С.7-21.
86. Колшанский Г.В. Семантика слова в логическом аспекте // Язык и мышление / Отв. Ред. Член-корр. АН СССР Ф.П.Филин М.: Наука, 1967 - С.187-208.
87. Колшанский Г.В. Соотношение субъективных и объективных факторов в языке. М.,1975
88. Кондратов A.M. Звуки и знаки. М.: Знание, 1978 - 208 с.
89. Леви-Стросс К. Неприрученная мысль // Первобытное мышление. -М.: Республика, 1994 С.11 1-337.
90. Леонтьев А.А. Возникновение и первоначальное развитие языка. М.: Изд-во АН СССР, 1963 - 138 с.
91. Леонтьев А.А. Социальные, лингвистические и психологические факторы языковой ситуации в Папуа- Новой Гвинее // Сб. О языках, фольклоре и литературе Океании. М. 1978 С. 9-10.
92. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
93. Лейбниц Г.В. Сочинения. В.4-х т.М.,1984.
94. Локк Д. Опыт о человеческом разумении // Локк Д. Соч в Зтт. Т. 1.М.: Мысль, 1985 С.546-550.
95. Локк Д. Сочинения в 3 тт. Т. 1 / Ред.: И.С.Нарский, А.Л.Субботин: Пер. с англ. М.: Мысль, 1985 - 621 с.
96. Лосев А.Ф. Бытие-имя-космос / Сост. и ред. А.А.Тахо-Годи. М.: Мысль, 1993 -958 с.
97. Лосев А.Ф. Философия имени // Бытие-имя-космос. М.: Мысль, 1993 -С.613-802.
98. Лосев А.Ф. Статья к диалогу «Кратил» //Платон. Соч. в 4-х т. Т.1.М.Д990 С.826-835.
99. Лосев А.Ф. От автора // Лосев А.Ф. Знак, символ. Миф.М.1982,- С.5.
100. Лотман Ю.М. Лекции по структурной поэтике // Ю.М.Лотмаи и тартуско-московская семиотическая школа. М.: Гнозис, 1994 - С. 11265.
101. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: Искусство - СПб., 2000 - 703 с.
102. Лотман Ю.М. Избр. Труды в 3-хтт. Т.З, Таллинн, 1993,- С.711-724.
103. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Гнозис, изд. Группа «Прогресс». 1992. 272 с.
104. Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во МГУ, 1979 - 320 с.
105. Малахов B.C. Комментарии // Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного: Пер. с нем. -М.: Прогресс, Искусство, 1991. С.337-363.
106. Малахов B.C. Философская герменевтика Ганса Георга Гадамера // Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного: Пер. с нем. М.: Искусство, 1991. - С.324-336.
107. Мамардашвили М. Язык и культура // Вестник высшей школы,1991. №3 - С.46-52.
108. Мантатов В.В. Образ, знак, условность: Монография. Высшая школа, 1980- 160 с.
109. Марр Н.Я.Этапы развития яфетической теории // Марр Н.Я. Избр. работы в 5-ти тт.Т.1. M.-JI., 1933.
110. Маслова В.А. Введение в лингвокультурологию. М.: Наследие, 1997. 93 с.
111. Махлина С.Т. Семиотика культуры и искусства. Опыт энциклопедического словаря. В 2-х ч. СПб.,2000 С.344.
112. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. М.: Аспект Пресс, 1996.- 207 с.
113. Мещанинов И.И. Проблемы развития языка. JI., 1975.
114. Михайлов А.В. Вместо введения //Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет: Пер. с нем. М.: Гнозис, 1993. - С.7-22.
115. Михайлов А.В. Примечания // Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет: Пер. с нем. М.: Гнозис, 1993. - С. 317-333.
116. Московский Меркурий. 4.IV.M., 1803 -С. 163, 169-170.
117. Нарский И.С. Философские проблемы языка // Философские науки.- 1968 -№4.-С. 11-22.
118. Ницше Ф. Сочинения: В 2 т.: Пер. с нем / Сост., ред. и авт. примеч. К.А.Свасьян. М.: Мысль, 1990. Т. 1-2
119. Павиленис Р.И. Проблема смысла: Современный логико-философский анализ языка. М.: Мысль, 1983 - 286 с.
120. Панфилов Н.З. Взаимоотношение языка и мышления. М.: Наука, 1971 -231 с.
121. Панфилов В.З. Гносеологические аспекты философских проблем языкознания. М.1983. С. 17.
122. Петров М.К. Язык, знак, культура. М.: Наука, Глав. ред. вост. л-ры, 1991 -328 с.
123. Перельмутер И.А. Платон // История лингвистических учений. Древний мир.-JL: Мысль, 1980-С.146.
124. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка: Пер. с франц. СПб.: Союз, 1997-256 с.
125. Плесснер X. Ступени органического и человек // Проблема человека в западной философии. М.1988. С. 126-146.
126. Потебня А.А. Мысль и язык. Киев: СИНТО, 1993 - 208 с.
127. Потебня А.А. Слово и миф. -М.: Правда, 1989 622 с.
128. Потебня А.А. Из записок по теории словесности. Харьков, 1905 -С.101.
129. Потебня А.А. Из записок по русской грамматике.Т.; Вып.».М.: Нука, 1977 С.367.
130. Потебня А.А. Теоретическая поэтика.М.,1990- -С.116.
131. Потебня А.А. Эстетика и поэтика.М.,1976 С.69
132. Платон Собрание сочинений в 4 тт. Т.1 / Общ. ред.А.Ф.Лосева и др. Пер. с древнегреч. М.: Мысль, 1990 - 860 с.
133. Поздняков Э.А. Философия культуры. М.: Интурреклама, 1999. С. 381-382.
134. Портнов А.Н. Язык и сознание: Основные парадигмы исследования проблемы в философии XIX-XX вв. Иваново, 1994 - 370 с.
135. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории: Проблемы палеопсихологии. М.: Мысль, 1974 - 487с.
136. Поршнев Б.Ф. Генетическая природа сознания: (Интердиктивная функция речи) // Проблемы сознания. М.,1966. С.33.
137. Рамишвили Г.В. Вильгельм фон Гумбольдт сновоположник теоретического языкознания // Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию.М. 1984.
138. Реалистическая философия. / Под общ. ред. В.Л.Обухова, В.П.Сальникова. СПб.: СПбГАУ, СпбУ МВД России, Химиздат, 1999. -544 с.
139. Рябчиков В.В. Язык культуры // Культурология. Основы теории и истории культуры /Под ред. И.Ф.Кефели.СПб.: 1996.
140. Серебренников Б.А. О материалистическом подходе к явлениям языка. М., 1967,- С.55.
141. Современная западная философия: Словарь / Сост.: Малахов B.C., Филатов В.П. -М.: Политиздат, 1991.-414 с.
142. Солнцев В.М. Язык как системно-структурное образование.М.: Наука, 1977.
143. Соссюр Ф. Труды по языкознанию. Пер. с франц. Под. Ред. А.А.Холодовича. -М.: Прогресс, 1977-СЛ 00.
144. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М.: 1996. С. 138
145. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания.М., 1975.- С.11.
146. Сулима И.И. Педагогическая герменевтика: Монография. Нижний Новгород: Нижегородский ЮН МВД РФ, 2000. - 255 с.
147. Телия В.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. М.1996. С.241-243.
148. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово, 2000, 264 с.
149. Узнадзе Д.Н. Внутренняя форма языка // Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.1966.
150. Уорф JI.Б.Лингвистика и логика: Пер. с англ. //Новое в лингвистике: Вып. 1 / Сост., ред. и вступ. Статьи В.А.Звегинцева. М.: Изд. иностр. лит., 1960. - С.183-199.
151. Успенский Б.А. Краткий очерк истории русского литературного языка (Х1-Х1Хвв). М.: 1994 -С. 151.
152. Файвишевский В.А. О существовании неосознаваемых негативных мотиваций и их проявлении в поведении человека // Бессознательное. Т.З Тбилиси, 1978.
153. Философия Хайдеггера и современность. М.: 1991 -С.40.
154. Филин Ф.П. Очерки по теории языкознания. М.: Наука, 1982 335 с.
155. Фромм Э. Душа человека.М. 1992 С.47-58.
156. Хабибуллина Н.И. Политико-правовые проблемы семиотического анализа языка закона: Монография. СПб.: СПбУ МВД РФ, 2001. 212 с.
157. Хайдеггер М. Бытие и время: Избранные параграфы // Работы и размышления разных лет: Пер. с нем. М.: Гнозис, 1993. - С. 1-47.
158. Хайдеггер М. Наука и осмысление // Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. М.:Республика, 1993. - С.52-253.
159. Хайдеггер М. Язык. Пер. с нем. и прим. Б.В.Маркова. СПб.: Фил,-культурологическая исследов. Лаборатория «Эйдос» 1991. - 22 с.
160. Харциев В.И. Новый труд по истории языка и мысли А.А.Потебни // Потебня А.А.Из записок по русской грамматике Т.4.Вып.2.М.,1977-С.367.
161. Шелер М. Человек и история // Теория и история экономических и социальных институтов и систем. Т.1. Вып.3.м.1993 С. 132.
162. Шелер М. Положение человека в космосе // Проблема человека в западной философии: Сб. пер. М.,1988. С.52.
163. Шерток Л. Экспериментальная психоматика // Бессознательное. Т.З Тбилиси, 1978.
164. Шопенгауэр А. О воле в природе. Мир как воля и представление // Шопенгауэр А. Избранные произведения /Сост., авт. Вступ. Ст. и примеч. И.С.Нарский. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1997. - 544 с.
165. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории.М.1998, Т.2, С.380
166. Шпет Г.Г. Эстетические фрагменты // Сочинения. М.: 1989 С.340-476.
167. Шпет Г.Г. Внутренняя форма слова. М.1927.
168. Шпет Г.Г. Явление и смысл: Феноменология как основная наука и ее проблемы. Томск: Водолей, 1996. - 192 с.176
169. Якобсон P.O. К языковедческой проблематике сознания и бессознательности//Бессознательное. Т.З Тбилиси, 1978.
170. Gehlen A. Der Mensch. Seine Natur und seine Stellung in der Welt // Gehlen A. Gesamtausgabe. Bd. 3(1). Fr. am Main, 1993.
171. Landmann M. Was ist Philosophie? Bonn, 1977. S. 103-107.
172. Klages L. Fusdrucksbewegung und Gestaltungskraft. Leipzig, 1913; Idem. Vom Wesen des Bewuftseins. Leipzig, 1921.
173. Uexkull Th. von. Meaning and science in Jacob von Uexkull s concept of biology // Semiotika. 1982.Vol. 42. №1.