автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Эволюция церковных песнопений как бифункционального текста в диалоге культур

  • Год: 2009
  • Автор научной работы: Калигойда, Елена Валерьевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Абакан
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Эволюция церковных песнопений как бифункционального текста в диалоге культур'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Эволюция церковных песнопений как бифункционального текста в диалоге культур"

На правах рукописи

Калигойда Елена Валерьевна

ЭВОЛЮЦИЯ ЦЕРКОВНЫХ ПЕСНОПЕНИЙ КАК БИФУНКЦИОНАЛЬНОГО ТЕКСТА В ДИАЛОГЕ КУЛЬТУР

Специальность 24 00 01 - теория и история культуры

АВТОРЕФЕРАТ

Диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Томск- 2009

003469189

Работа выполнена на кафедре культурологии Центра социально-политического и гуманитарного образования ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им Н Ф Катанова»

Научный руководитель: доктор философских наук, доцент

Анжиганова Лариса Викторовна

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

.Панкин Вадим Геннадьевич

кандидат философских наук, доцент Акулинин Владимир Николаевич

Ведущая организация ГОУ ВПО «Уральский государственный

университет им М Горького»

Защита состоится 3 июня 2009 г в 14 30 часов на заседании диссертационного совета Д 212 267.17 при ГОУ ВПО «Томский государственный университет» по адресу 634050, г Томск, пр Ленина, 36, Главный корпус ТГУ, ауд 318

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке ГОУ ВПО «Томский государственный университет» по адресу г Томск, пр Ленина, 34 а

Автореферат разослан 30 апреля 2009 г

Ученый секретарь диссертационного совета, канд филос наук, доцент

В Е Буденкова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В условиях глобализации все более интенсивными становятся межкультурный диалог и взаимодействие Вследствие этого возникают новые явления и процессы в культуре человечества в целом С другой стороны, у народов и государств глубже проявляется потребность в поиске основ культурной идентификации, поэтому они обращаются к собственным духовным ценностям, в том числе религиозным Возрождение православия в России способствует появлению потребности освоения и его музыкального наследия

Противоречия и сложности социальной трансформации в России усложняют течения социокультурных процессов, как на уровне страны в целом, так и на уровне регионов В этой связи актуальной исследовательской задачей становится анализ становления и развития явлений культуры, испытавших влияние различных социокультурных парадигм Особенности развития России в XX в определяются так же и тем, что была прервана культурная традиция Поэтому кажется крайне важным «раскодирование» явлений историко-культурного наследия как текстов

Науки гуманитарного профиля в последние годы все большее внимание уделяют исследованию генезиса социокультурных явлений сложного порядка Для их характеристики в научной литературе используется понятие «бифункциональности», применяемого в том числе, по отношению к авторским церковным песнопениям Анализ возникновения и развития композиторских церковных песнопений позволил определить их как «бифункциональные тексты» Уже само понятие «бифункциональный текст» подразумевает наличие нескольких структурных составляющих, разнонаправленных по способам и уровням функционирования и неизбежного установления взаимодействия - диалога между ними Бифункциональный текст как двусоставная структура находится на пересечении двух типов культур (например, церковной и светской), каждая из которых имеет свои особенности развития, содержательные доминанты и свой методологический инструментарий Естественно, что в парадигме канонической культуры, с ее высокой степенью семиотичности, бифункциональные тексты композиторских (авторских) церковных песнопений воспринимались как явления

маргинальные Но в методологии светской музыкальной культуры - как явление художественной культуры, не всегда принимая во внимание каноническую составляющую Таки образом, становится очевидной недостаточная разработанность церковных песнопений как бифункциональных текстов

Исходя из многоаспектное™ исследовательской проблемы, наибольшую остроту приобретает вопрос динамики бифункционального текста церковных песнопений в живом культурно-историческом процессе Установление диалогических связей на уровне структурных составляющих бифункциональоного текста композиторских церковных песнопений приводит к диалогу между контекстами бытования этих составляющих В этой связи особую важность приобретает рассмотрение явления композиторских церковных песнопений в системе оппозиций, а смену культурных эпох в качестве взаимовлияния и взаимопроникновения культурных парадигм, в которых эти явления осуществляются В процессе функционирования уровни и характер этого диалога трансформируются, что позволяет проследить эволюцию бифункционального текста церковных песнопений Именно поэтому становится особенно актуальным определение уровней функционирования, на которых протекает динамика бифункционального текста, позволяющие выявить пути, тенденции и способы эволюции изучаемого явления

Степень разработанности проблемы. Исследования, имеющие отношение к теме диссертационной работы можно систематизировать по трем направлениям

К первой группе работ можно отнести исследования, раскрывающие теоретические аспекты анализа текста как философской категории Чрезвычайно важное место в разработке понятийных характеристик занимают исследования отечественной семиотической школы Б А Успенского, Ю М Лотмана и др Работы В Мартынова, протоиерея В Металлова, Н А Герасимовой-Персидской С В Смоленского, И Гарднера, Т Ф Владышевской, И В Ефимовой, Н Серегиной раскрывают проблему понимания анонимности и авторства, функционирования текстов в разных культурных парадигмах

Несомненный вклад в осмысление методологической базы настоящей работы внесли диссертационные исследования А М Лесовиченко «Система музыкально-

культовых канонов в европейской культуре», где автором приводится глубокий анализ понятия «канон», '(музыкальный канон», широкий культурологический и музыковедческий анализ канонических текстов В Ю Лебедева «Культурно-семиотические аспекты литургического дискурса», где автором дан анализ ритуальных литугических форм, и как одной из них - церковного пения Понимание текста как функции, культуры в ее типологическом освещении позволило определить теоретические предпосылки бифункциональности церковных песнопений как явления

Так как данная работа содержит большой музыкально-исторический компонент, необходимо отметить тех исследователей, труды которых помогают понять причины возникновения новых музыкально-творческих процессов, логику их смены Так, вторая группа работ освещает содержание музыкальных направлений и деятельность композиторов в области церковной музыкальной культуры Особого внимания с нашей точки зрения заслуживают работы Б В Асафьева, Н М Никольского, Ю В Келдыша,

Н Финдейзена, Н С Гуляницкой Названные работы представляют историко-культурные исследования, выявляющие отдельные направления жанровые, стилистические, идейно-художественные в композиторском творчестве, в том числе и в церковно-певческой традиции

Поскольку эволюция композиторских церковных песнопений выявляется на примере культуры отдельного сибирского региона, это дало основание изучить работы, посвященные развитию региональной культуры, в том числе и особенностей формирования культурного контекста региона Заявленный аспект проблематики освещает третья группа работ В монументальном труде «История музыкальной культуры Сибири», подготовленном коллективом ученых Новосибирской государственной консерватории представлена музыкальная культура от старообрядчества и фольклора до музыкального театра Особую роль в осмыслении проблемы исследования сыграли работы, касающиеся непосредственно изучения региональной церковно-певческой культуры Это работы С В Дергуновой «Религиозная музыкальная культура провинции России второй половины XIX века формирование и трансляция в Костромской губернии», где автором исследуется

религиозная музыкальная культура провинции как социокультурный феномен и составная часть духовной жизни общества Однако, на наш взгляд, автором названной работы не всегда принимается во внимание канонический, богослужебный аспект исследуемого явления Исследование Е Г Давыдовой «Тамбовская церковно-певческая традиция конца XIX - начала XX веков» представляет широкий музыковедческий анализ жанрово-стилевых форм бытования церковно-певческой практики исследуемого региона, с выявлением их функциональных характеристик К этой же группе работ следует отнести исследования сибирского старообрядчества Эго труды Б А Шиндина, Т Г Федоренко, диссертационные исследования О А Светловой «Службы святым в традиции РПСЦ (на материале сибирского региона)», Е Л Плавской «Музыкально-теоретические представления старообрядцев (на материале сибирского региона)» Названные работы имеют большую ценность для настоящего исследования, представляя особую линию развития литургических песнопений, поскольку церковно-певческая культура старообрядцев является одним из элементов, составляющих культурный контекст исследуемого региона

В целом, можно констатировать, что объем разноаспектной философской, богословской, культурологической, музыковедческой литературы, в которой затрагиваются проблемы анализа текста в той или иной степени, весьма значителен Однако, к настоящему времени не разработаны аспекты эволюции бифункционального текста композиторских церковных песнопений в диалоге культур, как целостного явления

Основная проблема исследования заключается в разрешении противоречия между статическими и динамическими характеристиками бифункционального текста композиторских церковных песнопений в контексте диалога культур как целостного, динамичного явления социокультурной жизни на основе анализа композиторских церковных песнопений сибирского региона

Объект исследования: Онтологические основы бифункциональное! и церковных песнопений как целостного явления

Предмет исследования: Эволюция бифункционального текста церковных песнопений в диалоге культур

Цели и задачи исследования. Целью настоящего исследования является обоснование взаимообусловленности эволюции церковных песнопений как бифункционального текста и диалогичности культуры

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- выявить структурно-содержательные характеристики богослужебного пения как составляющей бифункционального текста церковных песнопений,

- выявить содержательно-мировоззренческие доминант двух культурных парадигм, как фактора системы оппозиций бифункциональное™ текстов церковных песнопений,

- обосновать уровни функционирования и выявить динамические характеристики в церковных песнопениях как бифункциональном тексте,

- выявить содержательную составляющую диалога культур в эволюции бифункциональных текстов церковных песнопений,

- установить специфические черты эволюции бифункционального текста церковных песнопений в контексте культуры сибирского региона

Теоретико-методологической основой исследования является сочетание ряда методологических установок Данный подход сочетает в себе семиотический и функционально-семиотический анализ культурных феноменов, представленных в качестве текстов, с точки зрения семантической (отношения между знаками) и прагматической (отношения между знаками и воспринимающим их субъектом) интерпретации, с установкой на понимание культуры как системы оппозиций, между элементами которой устанавливаются диалогические связи В исследовании так же применяются культурно-исторический метод в синхронном и диахронном аспектах, метод компаративного анализа, формально-логический и метафорический методы

В данном аспекте композиторские церковные песнопения выступают в качестве бифункционального текста культуры, что позволяет во-первых - выявить динамические характеристики бифункционального текста, во-вторых - обнаружить уровни функционирования бифункционального текста в процессе эволюции, проследить пути трансформации содержательного наполнения текстов песнопений

Научная новизна представленного диссертационного исследования

состоит в следующем

- в подходе к феномену бифункционального текста церковных песнопений как системе оппозиционных пар,

- в выявлении уровней функционирования, на которых осуществляется динамика бифункционального текста церковных песнопений,

- в обосновании диалога культур как основополагающего фактора эволюции бифункциональных текстов,

- в описании специфики сложившихся текстов, особенностей их содержательных характеристик, функционирования в контексте историко-культурных процессов,

- во включении в научный оборот нового материала, представленного текстами церковных песнопений и их анализом

Теоретическая значимость исследования заключается в осмыслении феномена бифункциональности композиторских церковных песнопений через призму взаимовлияния оппозиционных пар в контексте смены культурных парадигм и их мировоззренческих доминант Тем самым наполняются конкретным содержанием представления о культурных процессах, выявляются специфические отношения между церковной традицией и художественными течениями светской музыкальной культуры Исследована динамическая и семантическая составляющая бифункционального текста композиторских церковных песнопений

Практическая значимость работы заключается в использовании результатов диссертационного исследования для изучения подобных культурно-исторических процессов в формировании и эволюции текстов На основе исследования разработан и апробирован спецкурс «Духовная музыка и храмовый синтез» объемом 54 ч (2006/2007, 2007/2008 учебные годы), дополнен региональный аспект в курсе «Хороведение» для студентов музыкального колледжа и института искусств ХГУ им Н Ф Катанова

На защиту выносятся следующие положения, отражающие основные результаты диссертационного исследования

1 Онтологической основой бифункциональности текстов церковных песнопений выступают оппозиционные пары Установление бинарной структуры

между ними обнаруживает противоречие, которое разрешается в уровнях функционирования текстов

2 В диссертационном исследовании, на базе основных положений выявлены динамические характеристики бифункционального текста церковных песнопений, обусловленные триединстовом уровней функционирования статическим, символическим и динамическим Наиболее проявленной характеристикой в данном аспекте обосновывается третий уровень (уровень языка выражения)

3 Основополагающим фактором в эволюции бифункциональных текстов песнопений выступает диалогичность культуры, проявляющаяся во взаимодействии элементов различных культурных парадигм

4 В процессе диалога культур культурные «антонимы» становятся «синонимами» в контексте бифункционального текста церковных песнопений

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования докладывались на следующих научно-практических конференциях международной научно-практической конференции « Актуальные проблемы истории Саяно-Алтая и сопредельных территорий » (Абакан 2004), четвертой международной конференции «Макарьевские чтения» (Горно-Алтайск 2005), межрегиональной научно-практической конференции «Культура и социум» (Абакан 2004), международной научно-практической конференции-съезда «Современное музыкальное и художественное образование опыт, проблемы, перспективы» (Москва 2006), региональной научно-практической конференции «Власть и общество» (Абакан 2005), межрегиональной научной конференции «Батуевские чтения» (Улан-Удэ 2005), региональной научной конференции «Хакасия в XX веке язык, история, культура» (Абакан 2006), международной научно-практической конференции «Устойчивое развитие и культура регионов» (Кемерово 2007) Диссертация обсуждалась на кафедре культурологии ЦСПГО ХГУ им Н Ф Катанова и была рекомендована к защите

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии, составляющей 104 наименования Общий объем исследования составляет 140 страниц стандартного компьютерного набора

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются цель и задачи работы, характеризуется научная новизна, теоретическая и практическая значимость полученных результатов

Первая глава «Онтологическое обоснование формирования церковных песнопений как бифункционального текста» состоит из двух параграфов

В параграфе «Структурно-содержательные аспекты богослужебного пения как составляющей бифункционального текста композиторских церковных песнопений», на основе анализа богословских и философских работ выявляется онтологическая оппозиционность понятий «богослужебное пение» и «музыка» как в понятийном, так и в содержательном плане Определяются пути становления и развития богослужебного пения и музыкальных систем Поскольку в основе богослужебного пения лежит молитва, охарактеризованы молитвенные уровни, которые выполняют функцию структуры богослужебного пения, органично встраиваясь в поле иконосферы Выявленная оппозиционность определяет пути формирования бифункциональности как явления Богослужебное пение в культуре Руси имело структурообразующее и содержательное значение, определяемое высокой степенью каноничности как мировоззренческой доминантой

Во втором параграфе «Бифункциональный текст церковных песнопений на пересечении культурных парадигм» характеризуется логика смены культурно-исторических типов в качестве контекста бытования текстов песнопений В процессе разработки типологии - как способа выявления механизмов изменений используется понятие культурной парадигмы Переход от средневековья к Новому времени рассматривается в следующих аспектах

- механизмов культурно-исторических процессов двух культурных парадигм и взаимоотношений их мировоззренческих доминант,

- языка выражения с позиции пересечения семантических смыслов,

- выявления концепции личности и проблемы авторства в двух культурных парадигмах,

- в аспекте функционирования текстов

Так как до XVII века целостным структурно-семантическим ядром внутри символического типа культуры является церковно-певческая традиция, то с изменением типологического кода культуры, появлением феномена авторства, формированием светской профессиональной музыкальной культуры постепенно происходит вытеснение семантики символа как кодирующего элемента культуры на периферию Замена символа знаком приобретает доминирующее значение в развитии культуры исследуемого периода.

Таким образом, наблюдается пересечение двух символических языков, на уровне семантических смыслов хорового концерта с его вертикалью многоголосной фактуры, категорией отдельной ноты и континуальности распева с символичностью знамен, как способа кодирования Одновременное присутствие текстов различной семантической направленности и определяет конфликт на уровне семиотического пространства, и далее - текста На основе анализа функционирования распева и концерта, которые являются репрезентантами различных культурных парадигм, начинает проявлять себя бинарность, полюса которой находятся в соотношениях «взаимоупора» Именно в точке их пересечения выявляется культурная роль бифункционального текста песнопений

В третьем параграфе «Уровни функционирования и динамические характеристики бифункциональных текстов авторских церковных песнопений в русской кугьтуре Х1Х-ХХ веков рассмотрено функционирование бифункциональных текстов песнопений и выявлены динамические характеристики в период Х1Х-ХХ веков Анализируются две стороны одного явления -противостояние двух антагонистов (церковной и светской культур) и установление диалогических связей между ними

В этой связи выступает необходимость определения механизмов развития бифункциональных текстов, где проявляет себя проблема как и за счет чего происходит процесс динамизации бифункционального текста, если он находится в точке «взаимоупора» оппозиционных пар, следовательно, ему должны быть присущи статичные характеристики На наш взгляд, этот процесс проявлял себя на нескольких уровнях функционирования, и на каждом из уровней

функционирования, степень изменения текста проявляется по-разному, что позволяет выявить его динамику

Одним из них определяется уровень структуры самого текста, который проявляет себя в точке пересечения двух типов культуры - церковной и светской Структура бифункционального текста, благодаря наличию двух оппозиционных элементов уже является саморазвивающейся динамической системой, их отношения вносят в текст момент динамики Реализация какой-либо составляющей проявляет себя в качестве нормы, подчиняя себе другую и наоборот, тем самым, осуществляя жизнеспособность

Вторым уровнем функционирования, на котором проявляется динамика бифункционального текста, определяется как содержательно-семантическая составляющая Каждая из составляющих текста тяготеет к символизации в культуре, тем самым, реализуясь, привносит момент динамики в бифункциональный текст

Третьим уровнем определяется язык выражения - музыкальный язык -проявляющий себя наиболее подвижным в развитии исследуемых текстов С возникновением авторских церковных песнопений при богослужении и целостных драматургических циклов возникает полемика по вопросу церковности авторских песнопений, звучащих в храме Эта проблема поднималась в работах И Гарднера, С В Смоленского, протоиереря А Правдолюбова, Г Ф Львовского В случае, когда происходит процесс переживания, со-переживания молитвенного чувства, а не его интерпретация, композиторское песнопение органично «вплетается» в молитвенный континуум сознательной молитвы, определяя и направляя творческие поиски автора В этом аспекте выявляются особенности семантического уровня функционирования бифункциональных текстов

Все три уровня проявляют себя во взаимосвязи диалогичности культуры Вторая глава «Обоснование диалога культур как содержательного конструкта эволюции бифункционального текста церковных песнопений» включает два параграфа

В первом параграфе «Диалог культур как определяющий фактор эволюции бифункционального текста церковных песнопений» рассматриваются процессы диалога культур в нескольких аспектах

- в аспекте реализации текста в логике «культурного» взрыва,

- адаптации и трансформации текстов песнопений в процессе диалога,

- механизма диалога и его реализации в культурно-историческом процессе, Вместе с тем, рассматриваются два важных момента в развитии культуры -

имманентного развития и внешнего воздействия При наложении структуры диалога, предложенной Ю М Лотманом, было выявлено, что энергия незаконченного русско-византийского диалога, сложно трансформируясь, вошла в стр>ктуру «культурного взрыва» Именно в момент столкновения двух моделей культуры, происходит дифференцирование текстов по функциональной принадлежности Отсюда, напоанение новым содержанием каждой из структурных позиций обособляет явления богослужебного пения и формирующейся светской профессиональной музыкальной культуры по разным уровням семиосферы В обобщенной художественной форме «антонимы» культур (традиционные стабильные церковно-певческие жанры и авторские песнопения) приобретают «синонимичность» на уровне структурного единства бифункционального текста композиторских церковных песнопений

В аспекте процесса диалога и трансформации текстов, заложенная в XI веке модель заметно усложняется и разветвляется В семантико-синтаксическом типе культуры бинарные оппозиции устанавливают диалог между ядром и периферией Выстроенные модели взаимоотношений позволяют говорить о постоянной оппозиции и взаимопроникновении церковной традиции и расширяющейся сферы светской музыкальной культуры В данном аспекте рассмотрения проблемы, структура диалога несколько трансформируется Участниками этого диалога становятся богослужебное пение, светское музыкальное искусство и западноевропейская музыкальная культура Взаимодействие этих трех линий, как на внешнем, так и на внутреннем уровне, представляет собой основное направление в эволюции бифункционального текста конца XVIII начала XX века Преодоление западноевропейского влияния в творчестве русских композиторов является показательной типологической чертой диалога культур Обращение к национальным корням церковному распеву, канту, народной песне, как самоидентификации культуры, привело к важному повороту формированию русского национального

хорового концерта, не имеющего аналога в западноевропейской музыкальной культуре Именно музыкальный язык, его содержательность и символичность, становятся теми доминантными основаниями, позволяющими при всем разнообразии нового, не потерять устойчивости культурного своеобразия

На уровне механизмов диалога и его реализации в культурно-историческом процессе, диалог культур трансформируется под воздействием исторических процессов Внедрение нового текста в уже существующую систему ведет к изменению символического языка и механизма кодирования С другой стороны, внедрение иного текста не является разрушением существующей культуры, а проявляет себя в качестве динамической составляющей обновления Поскольку текст определяется в качестве функции, постольку функция авторских песнопений представляется мостом, между служебными, ритуальными песнопениями и непосредственно светскими, концертными Именно на этом уровне семиосферы происходит «противоположное стремление - ограничение дифференциации», когда культурные антонимы превращаются в синонимы, и роль формирующегося бифункционального текста, репрезентантом которого на данном этапе выступал хоровой концерт, состояла в пересечении церковного и светского уровня семиосферы как структурного принципа Текст хорового концерта принадлежал одинаково церковной сфере и светской, отсюда, наблюдается проявление на их фоне пересечения непересекающихся семантических единиц Формирование в области музыкальной культуры семиотических структур с различными содержательными характеристиками, доказывает необходимость назревавших изменений как основы динамики культурно-исторического процесса Таким образом, диалог, начатый Россией и Византией еще в XI веке и заложенная в нем структура «взрыва», становится моделью последующих влияний на русскую музыку и взаимоотношений внутри нее

Выявлено, что диалогичность культуры выступила важнейшим основанием динамики самой культуры, вовлекая в этот процесс и подчиняя своей логике изучаемые явления И так, процессы диалога на разных его уровнях — как внешнем так и внутреннем, становились основанием эволюции новых формирующихся текстов

Во втором параграфе «Специфика эволюции бифункционального текста на примере церковных песнопений сибирских композиторов Х1Х-ХХ веков» рассмотрены этапы диалога между православной и региональной культурами, где в свою очередь, определены элементы, составляющие региональную культуру Тем самым, русско-византийский диалог становится основополагающей структурой и на уровне «центр - периферия» На основе анализа архивных источников выявлено что композиторское творчество в регионе заявляет о себе во второй почовине XIX века Эволюция текстов церковных песнопений сибирских композиторов рассматривается в аспектах

- исторической преемственности становления и развития,

- в динамике жанрово-типологического компонента текстов,

- во взаимодействии канонического и личностного авторского начала, Данный подход обнаруживает основные черты эволюции в динамике

охарактеризованных уровней функционирования в процессе исследования

Таким образом, при анализе известных нам текстов композиторов трех поколений было выявлено, что наиболее устойчивым уровнем в динамике текстов песнопений наблюдается уровень структуры самого текста, что обнаруживает стабильность канонической составляющей Уровень символики проявляет себя по-разному, поскольку в песнопениях авторов среднего и старшего поколений, символический аспект органично реализуется в контексте ритуального действа В песнопениях же современных композиторов, обращение к каноническим текстам несет на себе печать не столько контекста, но его символизации, поскольку тексты песнопений осуществляются чаще всего, за рамками ритуального круга Третий уровень функционирования, на котором протекает динамика бифункционального текста определяется наиболее подвижным Особенно ярко он проявляет себя в текстах современных композиторов Диалог культур, внутри которого функционируют исследуемые тексты, обуславливает соподчинение уровней функционирования и обеспечивает эволюцию в культурно-историческом процессе

Именно тексты современных авторов, на наш взгляд, демонстрируют «ответ» светской музыкальной культуры церковной После долгих лет противостояния и оппозиции между музыкой и богослужебным пением, «антонимы», разведенные по

разным полюсам структурой взрыва, становятся «синонимами» как на уровне текста и музыкального языка, так и на уровне личности автора песнопений В процессе исследования было доказано, что диалог культур, как содержательный конструкт эволюции бифункционального текста приводит в определенное соответствие противоречия между статическими и динамическими характеристиками бифункционального текста Таким образом, диалог культур в эволюции бифункционального текста становится не только одним из механизмов развития культуры, а тем процессом, который направлен на поиск и определение почвенных, традиционных путей развития национальной культуры

В заключении подводятся итоги диссертационной работы, формулируются основные выводы, намечаются перспективные направления дальнейшего развития исследуемой темы

Основное содержание диссертационного исследования изложено в следующих публикациях:

Статьи, опубликованные в журналах, включенных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки в перечень рецензируемых научных журналов и изданий, выпускаемых РФ, для публикации основных научных результатов диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук

1 Калигойда, Е В Диалог культур как методологический конструкт изучения церковных песнопений сибирских композиторов [Текст] /ЕВ Калигойда // Вестник Томского государственного университета - 2007 - № 305 - С 55-59 (0,4 п л )

Статьи и тезисы, опубликованные в других научных изданиях 2 Калигойда, Е В Особенности музыкальной культуры России в период перехода от Средневековья к Новому времени [Текст] /ЕВ Калигойда // Культура и социум материалы межрегиональной научно-практической конференции «Котожековские чтения - 3» / отв ред JI В Анжиганова - Абакан . Изд-во Хакас гос ун-та им H Ф Катанова, 2004 -С. 174-176 (0,11 п л)

3 Калигойда, Е В Церковные песнопения сибирских композиторов конца XIX -начала XX века [Текст] /ЕВ Калигойда //Актуальные проблемы истории Саяно-Алтая и сопредельных территорий материалы международной научно-практической конференции 30 сентября 2004 г - Абакан Изд-во Хакас roc ун-та им H Ф Катанова, 2005 -С 178-180 (0,17пл)

4 Калигойда, Е В Обрядовая символика старообрядцев как отражение процесса противостояния гонениям церковных и светских властей [Текст] /ЕВ Калигойда // Власть и общество региональная научно-практическая конференция 7 октября 2005 г г Абакан / отв Ред JI В Анжиганова - Абакан Изд-во Хакас гос ун-та им H Ф Катанова, 2005 - С 20-21 (0,11 пл)

5 Калигойда, Е В О некоторых подходах к изучению церковно-певческой культуры региона [Текст] /ЕВ Калигойда // Макарьевские чтения материалы четвертой международной конференции (21-22 ноября 2005 года) - Горно-Алтайск Изд-во РИО ГАГУ, 2005 -С 276-278 (0,13 пл)

6 Калигойда, Е В Включение образцов богослужебного пения в структуру музыкального образования [Текст] /ЕВ Калигойда // Современное музыкальное и художественное образование (опыт, проблемы, перспективы) материалы международной научно-практической конференции-съезда, состоявшейся в декабре

2005 года/Мое гос педагог ун-т -М,2006 - С 80-82 (0,12 п л)

7 Калигойда, Е В К вопросу взаимодействия школ в русле сибирской церковно-певческой традиции [Текст] /ЕВ Калигойда // История и культура народов Сибири, стран Центральной и Восточной Азии Батуевские чтения материалы II международной научно-практической конференции - Улан-Удэ ИПК ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2006 -С 181-183 (0,13 пл)

8 Калигойда, Е В Наследие С Д Савватеева и церковное пение в современной Хакасии [Текст] /ЕВ Калигойда // Хакасия в XX веке язык, история, культура * материалы региональной научной конференции 6 октября 2006 года, г Абакан / под ред Л. В Анжигановой - Абакан Изд-во Хакас гос ун-та им H Ф Катанова,

2006 - С 78-80 (0,11 пл)

9 Калигойда, Е В Механизмы диалога культур на примере русской церковно-певческой традиции в типологическом освещении [Текст] /ЕВ Калигойда //

Культура и социум материалы межрегиональной научно-практической конференции «Котожековские чтения - 4» 16 февраля 2006 г , г Абакан / отв ред JI В Анжиганова. - Абакан Изд-во Хакас roc ун-та им H Ф Катанова, 2006 - С 34-37 (0,18 пл)

10 Калигойда, Е В Проблема включения духовной музыки в школьные уроки [Текст] / ЕВ. Калигойда // Музыкальное образование в современных социокультурных условиях . материалы I межрегиональной научно-практической конференции 27 апреля 2006 г, г Абакан / под ред H П Шишлянниковой -Абакан Изд-во Хакас гос ун-та им H Ф Катанова, 2007 - С 16-18 (0,14 пл)

11 Калигойда, Е В, Прищепа Е В Взаимоотношение моделей культуры и текстов культуры на примере авторских церковных песнопений XVII-XX веков [Текст] /ЕВ Калигойда // Социально-экономические проблемы развития Саяно-Алтая приложение к «Вестнику КрасГАУ» • сб научных трудов / Краснояр гос аграр ун-т, Хакасский филиал. - Красноярск, 2007 - Вып 3 - С 46-48

12 Калигойда, Е В Механизмы диалога культур на примере церковных песнопений сибирских композиторов [Текст] / ЕВ. Калигойда // Устойчивое развитие и культура регионов материалы международной научно-практической конференции Кемерово, 17-20 апреля 2007 / отв ред П И Балабанов, Кемеров гос ун-т культуры и искусств - Кемерово, 2007 -С 54-58. (0,29 п л )

Тираж 100 э кз Отпечатано в КЦ «Позитив» 634050 г. Томск, пр Ленина 34а

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Калигойда, Елена Валерьевна

Введение.

1. Онтологическое обоснование формирования церковных песнопений как бифункционального текста.

1.1. Структурно-содержательные аспекты богослужебного пения как составляющей бифункционального текста церковных песнопений.

1.2. Бифункциональный текст церковных песнопений на пересечении культурных парадигм.

1.3. Уровни функционирования и динамические характеристики бифункциональных текстов церковных песнопений в русской культуре Х1Х-ХХ веков.

2. Обоснование диалога культур как содержательного конструкта эволюции бифункциональных текстов церковных песнопений.

2.1. Диалог культур как определяющий фактор эволюции бифункционального текста церковных песнопений.

2.2. Специфика эволюции бифункционального текста на примере церковных песнопений сибирских композиторов.

 

Введение диссертации2009 год, автореферат по культурологии, Калигойда, Елена Валерьевна

Актуальность проблемы исследования. Науки гуманитарного профиля на современном этапе уделяют большое внимание пониманию генезиса социокультурных явлений сложного порядка, систематизации культурно-исторических процессов с точки зрения отражения мировоззренческих доминант культурных парадигм в развитии этих явлений. Эта проблематика заставляет искать причины возникновения рассматриваемых явлений, природы их функционирования и эволюции в живом культурно-историческом процессе.

В этой связи актуальной задачей становится разработка объективно-научного подхода, позволяющего выявить разноуровневые аспекты феномена и выработать адекватную, научно обоснованную базу для анализа исследуемого явления. В числе явлений подобного рода в научной литературе часто используется понятие «бифункционального текста». Именно это сложное понятие часто выступает как во многом не устоявшаяся категория, применяемая к абсолютно разносоставным и разноуровневым явлениям действительности. Наиболее продуктивным для объективно-научного анализа в этом контексте выступают такие явления, где бифункциональность проявляется максимально отчетливо. В качестве такого примера бифункционального текста в данном исследовании выступают композиторские церковные песнопения.

При всей кажущейся очевидности понятия бифункционального текста, применительно к композиторским церковным песнопениям, содержание его сложно и многозначно, поскольку употребляется по отношению к разноплановым, хотя и взаимосвязанным явлениям духовной жизни, в том числе и ритуальной. Поэтому для его адекватного понимания необходим подход к нему как к целостному историко-культурному явлению. Особая группа проблем при анализе бифункциональоного текста церковных песнопений возникает при выявлении его структурно-содержательных и динамических характеристик. Уже сам термин «бифункциональный» подразумевает наличие нескольких структурных составляющих, разнонаправленных по способам и уровням функционирования и неизбежного установления взаимодействия между ними. Другой исследовательской проблемой становится выявление содержательных характеристик бифункционального текста композиторских церковных песнопений. Бифункциональный текст как двусоставная структура находится на пересечении двух типов культур, каждая из которых имеет свои особенности развития, вырабатывает свои представления и свой методологический инструментарий. В области канонической культуры тексты композиторских церковных песнопений рассматриваются как маргинальные, в культуре художественной - как область художественного творчества, зачастую не учитывая контекст формирования исследуемых явлений. Исходя из многоаспектности исследовательской проблемы, наибольшую остроту приобретает вопрос динамики бифункционального текста церковных песнопений в живом культурно-историческом процессе. Установление диалогических связей на уровне структурных составляющих бифункциональоного текста композиторских церковных песнопений приводит к диалогу между контекстами бытования этих составляющих. В этой связи особую важность приобретает рассмотрение явления композиторских церковных песнопений в системе оппозиций, а смену культурных эпох в качестве взаимовлияния и взаимопроникновения культурных парадигм, в которых эти явления осуществляются. В процессе функционирования уровни и характер этого диалога трансформируется, что позволяет выявить эволюцию бифункционального текста церковных песнопений. Именно поэтому становится особенно актуальным применение философско-культурологического, семантического, функциональносемиотического подхода к анализу композиторских церковных песнопений как бифункционального текста.

Основная проблема исследования заключается в разрешении противоречия между статическими и динамическими характеристиками бифункционального текста композиторских церковных песнопений в контексте диалога культур и выработке адекватного научного подхода как к целостному, динамичному явлению социокультурной жизни на примере сибирского региона.

Степень разработанности проблемы. Исследования, имеющие отношение к теме диссертационной работы можно систематизировать по трем направлениям.

К первой группе работ можно отнести исследования, раскрывающие теоретические аспекты анализа текста как философской категории.

Выявляются онтологические основы понятия «бифункционального текста церковных песнопений», обозначены структурные и функциональные модели этого явления в рамках культурно-исторического процесса. Раскрывается проблема понимания личности и авторства в разных культурных парадигмах. Чрезвычайно важное место в разработке понятийных характеристик занимают исследования Д.С. Успенского, Ю.М. Лотмана, H.A. Герасимовой-Персидской, исследования В. Мартынова, протоиерея В. Металлова, C.B. Смоленского, И. Гарднера, Т.Ф. Владышевской, Н. Серёгиной. Несомненный вклад в осмысление методологической базы исследования внесли диссертационные исследования A.M. Лесовиченко «Система музыкально-культовых канонов в европейской культуре», В.Ю. Лебедева «Культурно-семиотические аспекты литургического дискурса».

Поскольку данная работа содержит большой музыкально-исторический компонент, необходимо отметить тех исследователей, труды которых помогают понять причины возникновения новых музыкально-творческих процессов, логику их смены. Так, вторая группа работ освещает содержание музыкальных направлений и деятельность композиторов в области церковной музыкальной культуры. Особого внимания с нашей точки зрения заслуживают идеи Б.В. Асафьева, Н.М. Никольского, Ю.В. Келдыша, Н. Финдейзена, Н.С. Гуляницкой. Названные работы представляют историко-культурные исследования, выявляющие жанровые, стилистические, идейно-художественные характеристики композиторских направлений, в том числе и в церковно-певческой традиции.

Поскольку эволюция композиторских церковных песнопений выявляется на примере культуры сибирского региона, это дало основание изучить работы, посвященные развитию региональной культуры, в том числе и особенностей формирования культурного контекста региона. Заявленный аспект проблематики освещает третья группа работ. Это, прежде всего монументальное исследование «История музыкальной культуры Сибири», предпринятое коллективом учёных Новосибирской государственной консерватории. Этот трёхтомный труд представляет собой исследование разных направлений музыкальной культуры Сибири - от старообрядчества и фольклора до музыкального театра. В этом ряду необходимо указать диссертационные работы последних лет, посвящённые исследованию региональной музыкальной культуры. Особую роль в осмыслении проблемы исследования сыграли работы, касающиеся непосредственно изучения региональной церковно-певческой культуры. Это работы C.B. Дергуновой «Религиозная музыкальная культура провинции России второй половины XIX века: формирование и трансляция в Костромской губернии», где автором исследуется религиозная музыкальная культура провинции как социокультурный феномен и составная часть духовной жизни общества. Однако, на наш взгляд, автором названной работы не всегда принимается во внимание канонический, богослужебный аспект исследуемого явления. Исследование Е.Г. Давыдовой «Тамбовская церковно-певческая традиция конца XIX - начала XX веков» представляет широкий музыковедческий анализ жанрово-стилевых форм бытования церковно-певческой практики исследуемого региона, с выявлением их функциональных характеристик. К этой же группе работ следует отнести исследования сибирского старообрядчества. Это труды Б. А. Шиндина, Т.Г. Федоренко, диссертационные исследования O.A. Светловой «Службы святым в традиции РПСЦ (на материале сибирского региона)», E.JI. Плавской «Музыкально-теоретические представления старообрядцев (на материале сибирского региона)». Названные работы имеют большую ценность для настоящего исследования, представляя особую линию развития литургических песнопений, так как церковно-певческая культура старообрядцев является одним из элементов, составляющих культурный контекст исследуемого региона.

В целом можно констатировать, что объем философской, богословской, культурологической, музыковедческой литературы, в которой затрагиваются проблемы анализа текста в той или иной степени, весьма значителен. Однако, к настоящему времени многие существенные общефилософские и методологические аспекты анализа бифункционального текста композиторских церковных песнопений недостаточно исследованы.

Проблемная ситуация касается методов исследования динамики изучаемого феномена, выявлению уровней функционирования в процессе эволюции. Поскольку важнейшим аспектом выдвигается бифункциональность явления, постольку образцы песнопений оставались вне поля зрения исследователей церковной музыки как явления маргинальные. Другой подход, отражён в работах, исследующих, преимущественно, музыковедческий аспект явления. При этом не всегда происходит выход в сферу философского осмысления проблемы.

Объект исследования - онтологические основы бифункциональности церковных песнопений как целостного явления.

Предмет исследования - эволюция бифункционального текста церковных песнопений в диалоге культур.

Цели и задачи исследования. Целью настоящего исследования является обоснование взаимообусловленности эволюции церковных песнопений как бифункционального текста и диалогичности культуры.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- выявить структурно-содержательные характеристики богослужебного пения как составляющей бифункционального текста церковных песнопений;

- выявить содержательно-мировоззренческие доминанты двух культурных парадигм, как фактора системы оппозиций бифункциональности текстов церковных песнопений;

- обосновать уровни функционирования и выявить динамические характеристики в церковных песнопениях как бифункциональном тексте;

- выявить содержательную составляющую диалога культур в эволюции бифункциональных текстов церковных песнопений;

- установить специфические черты эволюции бифункционального текста церковных песнопений в контексте культуры сибирского региона.

Теоретико-методологической основой исследования является сочетание ряда методологических установок. Данный подход сочетает в себе семиотический и функционально-семиотический анализ культурных феноменов, представленных в качестве текстов, с точки зрения семантической (отношения между знаками) и прагматической (отношения между знаками и воспринимающим их субъектом) интерпретации, с установкой на понимание культуры как системы оппозиций, между элементами которой устанавливаются диалогические связи.

В данном аспекте композиторские церковные песнопения выступают в качестве бифункционального текста культуры, что позволяет: во-первых -выявить динамические характеристики бифункционального текста; вовторых - обнаружить уровни функционирования бифункционального текста в процессе эволюции, проследить пути трансформации содержательного наполнения текстов песнопений.

Научная новизна представленного диссертационного исследования состоит в следующем:

- в подходе к феномену бифункционального текста церковных песнопений как системе оппозиционных пар;

- в выявлении уровней функционирования, на которых осуществляется динамика бифункционального текста церковных песнопений;

- в обосновании диалога культур как основополагающего фактора эволюции бифункциональных текстов;

- в описании специфики сложившихся текстов, особенностей их содержательных характеристик, функционирования в контексте историко-культурных процессов;

- во включении в научный оборот нового материала, представленного текстами церковных песнопений и их анализом.

Теоретическая значимость исследования заключается в осмыслении феномена бифункциональности через призму взаимовлияния оппозиционных пар в контексте смены культурных парадигм и их мировоззренческих доминант. Тем самым наполняются конкретным содержанием представления о культурных процессах, выявляются специфические отношения между церковной традицией и эстетическими течениями светской музыкальной культуры. Исследована динамическая, семантическая составляющая бифункционального текста композиторских церковных песнопений.

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы как основание для изучения схожих культурно-исторических процессов, в качестве теоретической основы для составления учебных программ. На основе исследования разработан и апробирован спецкурс «Духовная музыка и храмовый синтез» объемом 54 ч (2006/2007, 2007/2008 учебные годы), дополнен региональный аспект в курсе «Хороведение» для студентов музыкального колледжа и института искусств ХГУ им. Н.Ф. Катанова.

На защиту выносятся следующие положения, отражающие основные результаты диссертационного исследования:

1. Онтологической основой бифункциональности текстов церковных песнопений выступают изначально оппозиционные пары. Установление бинарной структуры между ними обнаруживает противоречие, которое разрешается в уровнях функционирования текстов.

2. В диссертационном исследовании, на базе основных положений выявлены динамические характеристики бифункционального текста церковных песнопений, обусловленные триединстовом уровней функционирования: статическим, символическим и динамическим. Наиболее проявленной характеристикой в данном аспекте обосновывается третий уровень (уровень языка выражения).

3. Основополагающим фактором в эволюции бифункциональных текстов песнопений выступает диалогичность культуры.

4. В процессе диалога культур культурные «антонимы» становятся «синонимами» в контексте бифункционального текста церковных песнопений.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования докладывались на следующих научно-практических конференциях: международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы истории Саяно-Алтая и сопредельных территорий» (Абакан, 2004), четвёртой международной конференции «Макарьевские чтения» (Горно-Алтайск, 2005), межрегиональной научно-практической конференции «Культура и социум» (Абакан, 2004), международной научно-практической конференции-съезда «Современное музыкальное и художественное образование: опыт, проблемы, перспективы.» (Москва,

2006), региональной научно-практической конференции «Власть и общество» (Абакан, 2005), межрегиональной научной конференции «Батуевские чтения» (Улан-Удэ, 2005), региональной научной конференции «Хакасия в XX веке: язык, история, культура» (Абакан, 2006), международной научно-практической конференции «Устойчивое развитие и культура регионов» (Кемерово, 2007). Диссертация обсуждалась на кафедре культурологи ЦСПГО ХГУ им. Н.Ф. Катанова и была рекомендована к защите.

Многомерность темы, степень разработанности её составляющих обусловили структуру исследования. Работа состоит из двух глав, пяти параграфов, введения, заключения, списка использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Эволюция церковных песнопений как бифункционального текста в диалоге культур"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Многовековой опыт христианской культуры сформировал и во многом определил пути развития церковно-певческого искусства и композиторского творчества в этой сфере, во всей совокупности канонических и светских тенденций. Исторический опыт показывает неоднозначность и сложность этого пути. В процессе исследования были выявлены содержательные характеристики оппозиционных пар, определяющих структуру бифункционального текста церковных песнопений с позиций отражения в них мировоззренческих доминант культурных парадигм, их формировавших. Выявленная оппозиционность между богослужебным пением и музыкой закладывается как в понятийном, так и в содержательном плане уже в самом начале, что определило онтологические основы бифункциональности .

Вместе с тем, именно эта оппозиция обусловила разные векторы развития богослужебного пения и музыкальных систем. В процессе исторического развития между ними осуществляется диалог и взаимопроникновение. Поскольку содержательной и структурной основой богослужебного пения является молитва, выявлены молитвенные уровни, определяющие строение богослужебного пения, которые, в свою очередь, обусловливаются трисоставностью человека с позиций православия. Отсюда, богослужебное пение в культуре Руси Х1-ХУ11 веков имело содержательное значение, определяемое и подчиняемое коду культуры семантического типа.

В процессе анализа выявлена проблемная ситуация, касающаяся функционирования текстов в различных культурных парадигмах. В этой связи определена роль личности и рассмотрена проблема авторства. Перелом культуры XVII века ознаменовал формирование нового по типу светского искусства, складывающегося в области высоких канонических значений. В этом конфликте прослеживаются три уровня: социально-культурное противопоставление двух культурных парадигм; пересечение символических смыслов в структуре самого текста, что выразилось в конфликте конкретных жанров и языка выражения; возрастающая роль авторского начала как изменение роли человека в культуре. Все три уровня имеют конкретное содержательное наполнение в культурно-историческом развитии эпохи. Определение песнопений в категорию текста обусловило выстраиванию моделей взаимоотношений текста и контекста в семиотическом аспекте, с одной стороны, и проследить линию отношений между знаками на уровне тексов (семантический аспект), с другой.

Выявленная структура диалога как основа прошлых и будущих взаимодействий культур становится системообразующей, как в контексте изучаемых культурно-исторических процессов, так и самого исследования.

На основе теории типологии культур, предложенной Ю.М. Лотманом, продемонстрирован механизм трансляции текстов в различных культурно-исторических условиях. Вследствие проведённого исследования выявлена структурная характеристика бифункционального текста, которая осуществляет себя на стыке двух типов культуры (семантического и синтактического типов). С другой стороны, рассматривая культуру как систему оппозиций, предложенная структура представляет собой бинарную и возникает положение о её статичности, вследствие «взаимоупора» составляющих её элементов. Это позволило выявить уровни функционирования, на которых осуществляется динамика исследуемых текстов. На уровне структурных элементов текста выделены динамическая и статическая составляющие. Таким образом, на первом уровне, динамика бифункционального текста определяется степенью структурной организации. Бифункциональный текст, благодаря наличию двух оппозиционных элементов уже является саморазвивающейся динамической системой, их отношения вносят в текст момент динамики. Реализация какой-либо составляющей проявляет себя в качестве нормы, подчиняя себе другую и наоборот, тем самым, осуществляя жизнеспособность.

Вторым уровнем функционирования, на котором проявляется динамика бифункционального текста, определяется как содержательно-семантическая составляющая. Структурные элементы текста тяготеют к символизации и становятся символами культуры. На этой основе можно наблюдать коренные различия в типологии развёртывания и коммуникации текстов. В светской музыкальной культуре тип развёртывания и коммуникации представляет собой линеарность, в религиозной обрядовой - вертикаль. Бифункциональный текст функционирует на пересечении линий развертывания и тем самым обогащается содержательно.

Третьим уровнем функционирования, на котором наиболее проявлено обнаруживаются динамические характеристики бифункционального текста, определяется уровень языка выражения, музыкального языка. Следовательно, наполнение содержанием в бифункциональном тексте осуществляется в диалоге всех уровней существования текста. Таким образом, выявлена динамическая и содержательная характеристика бифункционального текста, которая представляет собой «наполнение», живое участие личности автора.

На следующем этапе исследования были изучены этапы диалога культур. При сопоставлении изученных этапов с культурно-историческими процессами, осуществлявшими себя в изучаемый период, была выявлена взаимообусловленность развития бифункционального текста в диалоге культур. Заявленный аспект дал основания подтвердить выявленные в процессе исследования положения на примере конкретного региона.

Для решения поставленной задачи было проведено исследование взаимодействия между элементами, составляющими культурный контекст региона. Наряду с этим было выявлено, что структурные и содержательные характеристики диалога обнаруживают себя и в аспекте «центр - периферия», оказывая непосредственное влияние на становление и динамику региональной церковной композиторской традиции. Этот фактор нашёл своё отражение прежде всего в перенесении и адаптации композиторских традиций на региональную культурную почву, поскольку отдалённость от крупных музыкальных школ и центров долгое время препятствовала появлению своих церковных композиторов. Анализ архивного, краеведческого и нотного материала позволил выявить три основных направления, оказавших влияние на становление композиторской церковной музыки в регионе. Это заключение послужило основанием для выстраивания типологии анализа уже регионального музыкального материала и выявлению специфики церковных песнопений сибирских композиторов региона. На основе выделенных нами положений было впервые описано и обосновано творческое наследие трёх поколений композиторов церковных песнопений исследуемого региона.

Анализ текстов песнопений сибирских композиторов выявил, во-первых, на уровне структуры самого текста изменения незначительны, что демонстрирует устойчивость, стабильность канонической составляющей в эволюции бифункционального текста. В выборе текстовой канвы песнопений авторы старшего поколения тяготели к ярким, концертным композициям, функционирующих в кульминационных разделах службы, как то «Евхаристичесий канон», «Полиелей», что показывает высокую степень символичности в музыкальном мышлении этих авторов, их органичную включенность в ритуально-храмовое действо. Данный аспект нашел отражение в концертности и яркости музыкального языка песнопений. Однако в процессе композиторской деятельности музыкальный язык песнопений адаптировался к региональным условиям, исполнительским возможностям церковных хоров. Также нами были выявлены содержательные характеристики композиторского творчества рассматриваемых трёх поколений авторов, что позволило проследить «частное на фоне общего» и определить особенные черты церковных песнопений сибирских композиторов. Так, представители старшего поколения сибирских композиторов видели своей задачей вывести огромное богатство церковной музыки, древних распевов из стен церкви, тем самым, обогатив её пространство музыкальной культуры, что находит проявление в концертных жанрах, публичных духовных концертах. Композиторская деятельность этих авторов была своего рода трансмиссией церковно-певческой культуры в светскую музыкальную культуру.

Сверхзадача» среднего поколения композиторов состояла в сохранении во всей соборной целостности прежде всего основ христианской культуры-веры. Это нашло отражение и в выборе песнопений «промежуточных», обиходных и осознанном служении в храмах, подчиняя свой композиторский дар нуждам обихода. Практически все композиторы среднего поколения были воспитаны в вере с детства, и регентское служение было для них даже не выбором, а органичной самореализацией.

Говоря же о современных авторах, необходимо заметить, что все они получили светское, композиторское образование, и церковное творчество было в их жизни осознанным выбором, поиском корней, национального самосознания, в какой-то степени культурной самоидентификацией. Многие из них пришли в церковь уже достаточно зрелыми, состоявшимися людьми и сложившимися музыкантами. Осознавая свою «сиротливость», утрату традиции, молодые авторы, создавая церковные произведения, обогащались сами, но и приносили с собой светские музыкальные тенденции. Именно благодаря третьему поколению композиторов, на наш взгляд, состоялся «ответ» светской музыкальной культуры церковной. После долгих лет противостояния и оппозиции между музыкой и богослужебным пением, антонимы, разведённые по разным полюсам структурой взрыва, становятся синонимами как на уровне текста и музыкального языка, так и на уровне личности автора песнопений. В процессе исследования было доказано, что диалог культур, как содержательный конструкт эволюции бифункционального текста приводит в определенное соответствие противоречия между структурными и динамическими характеристиками бифункционального текста.

Перспективы дальнейшей разработки настоящей исследовательской проблемы представляется продуктивными по нескольким параметрам: во-первых, аспекте сравнительного анализа уровней взаимодействия и динамики протекавших и проявляющих себя сегодня музыкальных тенденций в современной композиторской церковно-певческой практике в целом; во-вторых, на уровне процессов взаимовлияния русской и зарубежной православной церквей в плане церковно-певческой традиции. Таким образом, заявленная исследовательская проблема, в различных её аспектах представляет собой богатый исследовательский интерес и перспективность.

 

Список научной литературыКалигойда, Елена Валерьевна, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Аверинцев С.С. Крещение Руси и пути развития русской культуры //

2. Контекст 1990. Литературно-теоретические исследования. - М., 1990.-С. 64—71.

3. Алексеев М.П. Из музыкальной жизни русской провинции первойполовины XIX века (История русской музыки в исследованиях и материалах) / Под ред. профессора К.А. Кузнецова. М., 1924. - Т. 1. -564 с.

4. Апрелева В.А. Музыка как выражение и предвосхищение культуры.

5. Исследование. СПб., 2004. - 362 с.

6. Асафьев Б.В. Русская музыка XIX и начала XX века. 2-е изд. - Л., 1979.344 с.

7. Асочакова В.Н. Русская православная церковь в истории Хакасско

8. Минусинского края в XVIII первой четверти XIX века (структура, личный состав, политико-идеологические функции): Автореф. дис. . канд. ист. наук. — Красноярск, 1999. — 26 с.

9. Бахтина О.Н. Старообрядческая литература и традиции христианскогопонимания слова. Томск, 1999. - 260 с.

10. Бейлис В.А. Теория ритуала в трудах Виктора Тэрнера // Теория ритуала.1. М., 1983.-С. 3-25.

11. Бердяев H.A. Философия духа. Смысл творчества. М., 1989. - 607 с.

12. Березовчук Л. Интерпретатор и аналитик // Музыкальная академия. —1993.-№2.-С. 139-143.

13. Богомолов П. Верю в воскресение России // Алемдар Караманов. Музыка,

14. Жизнь, Судьба. Воспоминания, статьи, исследования, радиопередачи. -М., 2005-364 с.

15. Бычков B.B. Византийская эстетика. Теоретические проблемы. М.,1977-285 с.

16. Велимирович М. Место Руси в трансмиссии христианских песнопений //

17. Церковное пение в историко-литургическом контексте: Восток Русь -Запад. - Сер. Гимнология. - М., 2003. - Вып. 3. - С. 5-11.

18. Владышевская Т.Ф. Стилевые особенности знаменного пения // Историярусской музыки: Учебник: В 3 т. М., 1999 - Т. 1. - 600 с.

19. Гарднер И.А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви:

20. В 2 т. Нью-Йорк, 1978. Т. I. - 477 е.; Т. II. - 477 с.

21. Гарднер И. Инструментальная музыка и православная молитва.

22. Православный путь: Церковно-философский ежегодник: прилож. к журн. «Православная Русь» Электронный ресурс. Режим доступа: kliroskonin.ru

23. Гарднер И.А. Об инструментальной музыке и о хоровом полифоническомпении в православном богослужении. Православный путь: Церковно-богословско-филофовский ежегодник Электронный ресурс. Режим доступа: kliroskonin.ru

24. Герасимова-Персидская H.A. Монодия как символ сакрального //

25. Музыкальная академия. 1999. № 4. С. 158-161.

26. Герасимова-Персидская H.A. Русская музыка XVII века встреча двухэпох. -М.: Музыка, 1994. 126 с.

27. Гладышевский А.Н. К истории христианства в Хакасии. Абакан, 2004.137 с.

28. Глинка М.И. Записки. JL, 1953. - 245 с.

29. Гуляницкая Н. Заметки о стилистике современных духовно-музыкальныхсочинений // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность: Сб. статей, исследований, интервью М., 1999. — Вып. 1.-232 с.

30. Гуляницкая Н. Поэтика музыкальной композиции: Теоретическиеаспекты русской духовной музыки XX века. М.: Языки славянской культуры, 2002. - 432 с.

31. Давыдова Е.Г. Тамбовская церковно-певческая традиция конца XIX —начала XX веков: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. М., 2004.-24 с.

32. Денисов А. К проблеме семиотики музыки // Музыкальная академия.1993. № 2. - С. 211-217.

33. Дергунова С.Н. Религиозная музыкальная культура провинции Россиивторой половины XIX века: Формирование и трансляция в Костромской губернии: Автореф. дис. . канд. культурологии. -Кострома, 2003. 24 с.

34. Диакон Кураев А. Наследие Христа. М., 1997. - 220 с.

35. Дмитриев Л.А. Глагол «каяти» и река Каяла в «Слове о полку Игореве» //

36. ТОДРЛ. М.; Л., 1953. - Т. 9. - С. 30-39.

37. Енисейские Епархиальные Ведомости. 1 июня. - 1885.

38. Енисейские Епархиальные Ведомости. 1 июля. - 1885.

39. Енисейские Епархиальные Ведомости. 1 ноября. - 1905.

40. Енисейские Епархиальные Ведомости. 1 января. - 1884.

41. Енисейские Епархиальные Ведомости. 16 марта. - 1905.

42. Енисейские Епархиальные Ведомости. 16 февраля. - 1906.

43. Енисейские Епархиальные Ведомости. 16 января. - 1885.

44. Ефимова И.В. Источниковедение древнерусского церковно-певческогоискусства. Красноярск, 1999. - 130 с.

45. Канаев Д.Н. Русское старообрядчество: Социально-философский анализ:

46. Атореф. дис. . канд. философ, наук. -М., 1999. 17 с.

47. Кастальский А. О моей музыкальной карьере и мои мысли о церковноймузыке // Музыкальный современник. 1915. - № 2. - С. 35-46.

48. Келдыш Ю.В. Д.С. Бортнянский // История русской музыки: В 10 т. Т. 3:

49. XVIII в. М., 1985. - Ч. 2. - 365 с.

50. Кондаков И.В. Культурология: История культуры России: Курс лекций.1. М., 2003.-615 с.

51. Крадин Н.П. Харбин-русская Атлантида. Хабаровск: Издатель1. Хворов А.Ю., 2001. 352 с.

52. Кустовский Е., Потёмкина Н. Предисловие // Кустовский Е., Потемкина Н. Пособие по изучению осмогласия современной Московской традиции. М., 1999. - 59 с.

53. Лебедев В.Ю. Литургические формы: взгляд культурсемиотика // Вестник

54. Московского государственного университета культуры и искусств. -2005.-№2.-164 с.

55. Лебедев В.Ю. Культурно-семиотические аспекты литургического дискурса: Автореф. дис. . канд. филосф. наук. М., 2002 - 22 с.

56. Левашев Е.М. Традиционные жанры православного певческого искусствав творчестве русских композиторов от Глинки до Рахманинова 18251917 гг. -М., 1994.- 100 с.

57. Лесовиченко A.M. Система музыкально-культовых канонов в европейской культуре: Автореф. дис. . д-ра культурологи. -Кемерово, 2004.-31 с.

58. Лихачёв Д.С. Избранные статьи. Л., 1987. - Т. 1. - 390 с.

59. Лихачёв Д.С. Человек в литературе Древней Руси // Избранные статьи. —1. Л., 1987. Т. 3.-С. 3-164.

60. Лотман М.Ю Статьи и исследования // Семиосфера. СПб., 2004. - 704 с.

61. Лотман Ю.М. Внутренние структуры и внешние влияния // Семиосфера.1. СПб., 2004. 704 с.

62. Лотман Ю.М. О метаязыке типологических описаний культуры //

63. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПБ, 2004. - 704 с.

64. Лотман Ю.М. Статьи по типологии культуры // Семиосфера. СПб.:

65. Искусство-СПБ, 2004. 704 с.

66. Лотман Ю.М. Текст как семиотическая проблема // История и типологиярусской культуры. СПб.: Искусство-СПБ, 2002. — 768 с.

67. Лотман Ю.М. Каноническое искусство как информационный парадокс //

68. Статьи по семиотике искусства. СПб., 2002. - 544 с.

69. Лотман Ю.М. Культура и взрыв // Семиосфера. СПб., 2004. - 704 с.

70. Лотман Ю.М. Между эмблемой и символом // История литературы икультуры. СПб., 2002. - 768 с.

71. Лотман Ю.М. Проблема византийского влияния на русскую культуру втипологическом освещении // Семиотика и типология культуры. -СПб., 2002. 690 с.

72. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПб, 2004. - 704 с.

73. Лотман Ю.М. Семиотика и типология культуры. СПб., 2002. - 690 с.

74. Лотман Ю.М. Текст как семиотическая проблема // История и типологиярусской культуры. СПб.: Искусство-СПб, 2002. - 768 с.

75. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб., 2002.544 с.

76. Мартынов В.И. История богослужебного пения. М., 1994. - 240 с.

77. Мартынов В.И. Культура, иконосфера и богослужебное пение Московской Руси. М., 2000. - 224 с.

78. Мартынов В.И. Сердечная молитва // Мелодия. -1993. № 3. - С. 54-60.

79. Музыкальная культура Сибири: В 3 т. Новосибирск, 1997. - Т. 2, кн. 1.430 с.

80. Музыкальная культура Сибири: В 3 т. Новосибирск, 1997. - Т. 2, кн. 1.430 с.

81. Мурашова Н.С. Духовные стихи // Музыкальная культура Сибири:

82. В 3 т. Новосибирск, 1997. - Т. 1, кн. 2.-157 с.

83. Нефёдов Г., протоиерей. Принципы богослужебного пения и ихвоспитательное значение // Наука. История. Образование. Практика музыкального оформления богослужения: Сб. статей, воспоминаний, архивных документов. М., 2000. - С. 25-32.

84. Николаев Б., протоиерей. Богословские основы знаменного пенияфрагмент) // Музыкальная академия. 1995. - № 3. - С. 137-145.

85. Никольский А. Краткий очерк истории церковного пения в период I

86. X веков // О церковном пении. М., 1997. - С. 27-61.

87. Никольский A.B. О «церковности» духовно-музыкальных сочинений.

88. Заметка // Хоровое и регентское дело. 1909. - № 3. - С. 74-75.

89. Овсянникова И.П. Психологические контексты русской духовной музыкиконца XIX начала XX веков: Дис. . канд. искусствоведения. -Новосибирск, 1996. - 165 с.

90. Одоевский В.Ф. Пение в приходских церквах // День. 1864. - С. 3.

91. Орлова Э.А. Динамика культуры и целеполагающая активность человека

92. Морфология культуры: Структура и динамика. М., 1994. - С. 78-85.

93. Оссовский А. Основные вопросы русской музыкальной культуры XVII

94. XVIII веков // Сов. музыка. 1950. - № 3. - С. 53.

95. Павина 3. Мы сохранили православную культуру России // Хакасия.1990.-№ 7.-С. 3-4.

96. Парфентьев Н. К проблеме типологизации явлений русской духовноймузыки XX в. // Церковное пение в историко-литургическом контексте: Восток Русь - Запад. - Сер. Гимнология. - М., 2000. - Вып. 3. -С. 359-365.

97. Парфентьева Н. Творческие принципы древнерусских мастеров и ихвоплощение в музыке XX в. // Церковное пение в историко-литургическом контексте: Восток Русь - Запад. - Сер. Гимнология. — М., 2003. - Вып. 3. - С. 366-379.

98. Петриков С. Текстуальное музыкальное мышление // Музыкальнаяакадемия. 1993. - № 2. - С. 113-117.

99. Плавская Е.Л. Музыкально-теоретические представления старообрядцевна материале сибирского региона): Автореф. дис. . канд. искусствовед. Новосибирск, 2005. - 25 с.

100. Покровский И. Русские Епархии в ХУ1-Х1Х веков. Их открытие, состав ипределы. Опыт церковно-исторического, статистического и географического исследования: В 2 т. Казань, 1897. - Т. 1. - 534 с.

101. Пономарёв В. От редактора-составителя // Церковные песнопениясибирских композиторов. Красноярск, 1999. - Вып. 1. - С. 3-9.

102. Пыльнева Л.Л. Жанры церковной музыки в творчестве Аскольда Мурова

103. Музыка и ритуал: структура, семантика, специфика: Материалы междунар. науч. конф. / Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки; Римский университет «Тора Вергата». — Новосибирск, 2004. 644 с.

104. Разумовский Дм., прот. Церковное пение в России. М., 1867-69. - 340 с.

105. Рапацкая Л.А. История русской музыки от древней Руси до Серебряноговека. -М.: Владос, 2001. 385 с.

106. Рахманова М.П. Старообрядчество и Новое направление в русскойдуховной музыке // Культурное наследие средневековой Руси втрадициях Урало-Сибирского старообрядчества: Материалы Всерос. науч. конф. Новосибирск, 1999. - 490 с.

107. Рыцарева М.Г. Русская музыка XVIII века. М., 1987. - 127 с.

108. Серёгина Н. Мелизматический стиль в жанре покаянных стихов //

109. Церковное пение в историко-литургическом контексте: Восток Русь -Запад. - Сер. Гимнология. - М., 2000. - Вып. 3. - С. 127-137.

110. Троицкая С.С. Харбинская епархия, её храмы и духовенство. К 80-летиюсо дня учреждения Харбинско-Маньчжурской епархии 11/24 марта 1922 г. 11/24 марта 2002 г. - 2-е изд., испр. и доп. - Брисбен, Австралия: Жемчужина, 2005. — 112 с.

111. Трубачёв О.Н. В поисках единства // Прометей. 1990. - Т. 16. - 430 с.

112. Туев К. Современное церковное пение в Сибири: опыт историкокультурологического анализа // Религиозность в России: социально-гуманитарные аспекты исследования: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. Кемерово, 2004. - 423 с.

113. Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983. - 277 с.

114. Федоренко Т.Г., Шиндин Б.А. Певческая культура старообрядцев Сибири

115. Музыкальная культура Сибири: В 3 т. Новосибирск, 1997. — Т. 1, кн. 2.-157 с.

116. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. - 420 с.

117. Финдейзен Н. Очерки по истории музыки в России. М., 1928. - Т. 1. —264 с.

118. Флоренский П.А. Из богословского наследия. Культ, религия, культура //

119. Богословские труды. М., 1997. - Вып. 17. - С. 85-248.

120. Флоренский П.А. Иконостасы-Избранные труды по искусству. СПб.,1993.-365 с.

121. Флоровский Г. Пути русского богословия. Киев: Путь к истине, 1991.600 с.

122. Харлап М.Г. Ритм и метр в музыке устной традиции. М., 1986. - 165 с.

123. Щеглов И.В. Хронологический перечень важнейших данных из истории

124. Сибири: 1032-1882 гг. Иркутск, 1883. - 778 с.

125. Юнг К. Архетип и символ. М., 1991. - 320 с.