автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Эволюция творчества И.Д. Пиняева

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Маскаева, Светлана Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Саранск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Диссертация по филологии на тему 'Эволюция творчества И.Д. Пиняева'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Маскаева, Светлана Николаевна

Введение.

Глава 1. Жанрово-стилевое своеобразие поэтической системы И.Д. Пиняева.

1.1 Великая .Отечественная война в поэтическом сознании И. Пиняева.

1.2 Патриотизм и гражданственность поэзии И. Пиняева.

1.3 Поиски позитивных нравственных основ в лирике И. Пиняева.

1.4 Авторское мироощущение в пейзажной лирике.

1.5 Философичность лирики И. Пиняева.

1.6 Поэмы И. Пиняева как форма поэтического синтеза художественного воплощения морально-этических качеств современника.

Глава 2. Проза И. Пиняева: проблематика и поэтика.т.

2.1 Образ современника и его художественное воплощение в очерковой прозе И. Пиняева.

2.2 Тематическое поле нравственной проблематики в новеллистике И. Пиняева.

2.3 Дилогия И. Пиняева «Шла дивизия вперед» как художественно-документальный синтез.

2.4 Роман И. Пиняева «Я люблю тебя» и его эстетическая энергетика.7ТТ

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по филологии, Маскаева, Светлана Николаевна

Проблема изучения творчества конкретного автора, отразившего в своих произведениях духовное содержание и ценности современной ему эпохи, была и остается наиболее важной задачей науки о литературе.

Закономерности культурно-исторического развития народа, как известно, придают определенную направленность индивидуально-авторским формам художественного творчества, формируют доминанты идейно-тематического развития литературного дарования писателя.

Развитие национальной литературы и появление ярких творческих индивидуальностей - явления взаимообусловленные: именно литература стимулирует развитие писательского таланта, а без писательской личности невозможно движение литературы, в частности - национальной.

Известный литературовед и историк литературы П.С. Выходцев по этому поводу писал: «Вненационального художника и мыслителя пока не бывало. Крупнейшие представители национальной культуры наиболее полно воплощают в себе черты целого народа».1

Этот подход достаточно успешно осуществлялся и осуществляется мордовскими литературоведами, среди которых прежде всего следует отметить А.В. Алешкина, А.И. Брыжинского, Л.Г. Васильева, В.В. Горбунова, Г.И. Горбунова, Г.С. Девяткина, В.И. Демина, В.М. Макушкина, М.И. Маль-кину, Н.П. Самаркину, Н.И.-Черапкина, Е.И. Чернова и др.

В настоящем исследовании процесс реализации субъективно-творческих возможностей художественного слова, обусловленных природным дарованием художника слова, раскрывается через эволюцию идейно-эстетических принципов творчества писателя. Этот путь помогает проследить процесс развития стиля автора, углубления психологизма в раскрытии характеров, насыщения его творчества общественным звучанием; позволяет установить,

Выходцев П.С. С думой о Родине. - М., 1974. - С. 159-160. как наиболее значительные художественные произведения влияют на эстетическое познание действительности. Многогранное творчество И.Д. Пиняева является в этом смысле интересным объектом изучения.

Исследуя творческую личность И.Д. Пиняева, основополагающими считаем характеристики, которые составляют единство содержания и формы как главнейших категорий литературы, отражающих основное и наиболее существенное в индивидуально-авторском творчестве художника слова.

Оценки творческих ориентиров И.Д. Пиняева как национального поэта Мордовии неоднозначны. Неоспорим тот факт, что его мировосприятие, поэтический мир и авторский стиль исходят не только из художественного сознания автора и его современников, но прежде всего - из основных, фундаментальных, сущностных форм национальной мордовской культуры, охватывающей смысловое единство определенного времени.

Творчество И. Пиняева может и должно рассматриваться как значительное явление в литературном процессе Мордовии, характеризующее творчески-созидательный потенциал мордовской литературы в целом.

Зарождение и развитие творчества писателя происходило на качественно новом уровне развития мордовской литературы, когда жизнь выдвигала новые подходы к художественному осмыслению особенностей современного-бытия, когда художественное слово получило возможность более полного и свободного самовыражения, что давало определенную свободу художнику в выборе жизненных конфликтов, коллизий и непосредственно влияла на темы и проблемы, идейные подходы, жанровые формы, изобразительно-выразительные средства для художественного воссоздания действительности.

Творчество И. Пиняева в этом смысле достаточно полно и самобытно воплощает в себе особенности национального историко-литературного процесса. Его произведения получили высокую оценку в критике. В период с 1961 по 1997 годы в литературно-критических изданиях Мордовии -вышли статьи А.В. Алешкина, Л.Г. Васильева, В.В.Горбунова, В.И. Грибанова, И.М. Девина, П.К. Любаева, А.Ф. Терехина, М.И. Уездина, Л.Н.Францевой, - 5

И Шеяновой, H.JI. Эркая и др., представляющие, преимущественно, его литературно-общественную деятельность.1

Однако, количество публикаций не дает целостного представления о творчестве этого талантливого и самобытного художника слова, оставившего заметный след в истории мордовской литературы. К тому же приходится констатировать, что в критике и историко-литературных исследованиях, посвященных творчеству И.Д. Пиняева, акценты нередко расставлены на частностях; конкретных произведениях, не учитывающих особенностей творчества писателя в целом, прежде всего - его пафоса, образности, эмоциональности языка и т.д., что во многом обедняет и сужает представления об особенностях и достоинствах как отдельных его произведений, так и творчества в целом.

Значительный вклад в изучение жизни и творчества писателя внес известный мордовский литературовед и критик Л.Г. Васильев, который первым написал работу обобщающего характера «И.Д. Пиняев. Очерк жизни и творчества» (1990).

Определенное внимание уделено творчеству И. Пиняева в учебниках и учебных пособиях, вышедших в Мордовии.

Наиболее известное произведение И. Пиняева - дилогия «Шла дивизия вперед» - включено в образовательные программы по мордовской литературе национальных школ Мордовии. А его поэтические сборники неоднократно переизданы и известны широкому кругу читателей.

Актуальность работы обусловлена тем, что интенсивный процесс плю

Алешкин А. На путях ускоренного развития // Горизонты. - Саранск, 1972. - С.158-163; Васильев JI. Поэзия Ивана Пиняева //Лит. Мордовия. 1961. - №25. - С. 100-104; Грибанов В. В небытие закрыты двери: Стихи памяти И.Пиняева// Сов. Мордовия. - 1980. - 16 марта; Девин И. Стяда кулофненди: Иван Пиняевонь лятфнемс // Мокша. 1980.-№4.-С.46-47; Любаев П. Морыця ойме // Эрзянь правда,- 1993.- 11сент;Тере-хин А. Беспокойная душа поэта // Штрихи к портретам: Сб. - Саранск, 1990. - С. 165-173; Францева Л. Поэзия и время // Проблема развития современной мордовской литературы. - Саранск, 1983. - С.238-252; Шеянова И. Пиняев Иван Данилович // История Мордовии в лицах. — Саранск, 1997. - С.397; Уездин М. Алмазонь валакавтыця: (Иван Пиняевде): Стихть // Сятко. - 1990. - №6. - С.37; Эркай Н. Эрямонть марто вейсэ // Эрзянь правда. - 1973.-13 сент. и др.

2 История мордовской советской литературы: В 2-х т. Т. 2./ Под. ред. Горбунова В.В., Кирюшкина, Б.Е., Пискунова В.М. - Саранск, 1971. - С.277-299; Проблемы современной мордовской литературы: / Сост. и общ. ред. проф. Н.И. Черапкина. - Саранск, 1980. - С. 238-252; Пиняев Иван Данилович (1923-1979) // Моррализма в оценке эстетических явлений, наметившийся в последние годы, стал довольно заметным явлением в литературном процессе Мордовии. Изучение творческих персоналий позволяет раскрыть сущность основных закономерностей развития национальной литературы и дать им объективную оценку. Обращение к творчеству И. Пиняева является в этом плане достаточно репрезентативным, что во многом актуализирует диссертационное исследование. j "у

Необходимость и своевременность изучения данной проблемы подтверждается также и тем, что в ходе развития литературы создается реальная угроза потери истинно духовных ценностей, связанных с контридеологическими и меркантильными явлениями в культуре, а стало быть, возрастает потребность возвращения того богатейшего духовно-нравственного опыта, который сохранился в творчестве художников слова конца XX века, среди них и И. Пиняев.

Цель диссертационной работы - исследовать творческую эволюцию художественной системы И.ТТиняева.

Достижение данной цели предполагает решение следующих задача

- рассмотреть основные этапы творческого роста И. Пиняева как поэта и прозаика;

- проследить жанровые и тематические особенности творчества писателя; ~

- проанализировать поэзию И. Пиняева с точки зрения художественно-эстетического и тематического многообразия;

- определить специфические черты авторского стиля и новаторства в прозаических жанрах в 'целом и, в частности, в художественно-документальной дилогии «Шла дивизия вперед».

Основные положения, выносимые на защиту:

1.Поэзия И. Пиняева отразила утвердившиеся принципы нового типа худовская литература: Учебн. хрест. для 8 класса. / Сост. А. И. Брыжинский, Е.И. Чернов. - Саранск, 1989. С.150-152 и др. дожественного мышления -.гуманизм, интернационализм, идею социально-справедливой, нравственной гражданственности, выйдя за общепринятый круг духовно-эстетических проблем. Глубокое постижение действительности в лиро-эпических жанрах, внимание к острым нравственно-социальным явлениям бытия, стремление выразить внутренний мир человека - все это можно отнести к закономерностям развития поэзии И. Пиняева.

2.Для прозы писателя характерно идейно-тематическое многообразие. Жанровая специфика произведений И.Д. Пиняева самым непосредственным образом связана с постановкой многочисленных проблем, конфликтов и противоречий, являющихся одним из важных средств раскрытия внутреннего мира его героев, активный" интерес к которым проявляется у автора на протяжении всего творчества.

3.Вершиной прозы по праву следует назвать роман-дилогию «Шла дивизия вперед», в котором новаторство И.Д. Пиняева проявилось особенно ярко: сплав документализма, лиризма, публицистики и беллетристики настолько органичен, что у читателя возникает иллюзия сложного и противоречивого течения самой жизни.

Теоретико-методологической основой исследования послужили важнейшие научно-теоретические достижения отечественного литературоведения, связанные с объективными оценками художественных явлений на основе преемственности, взаимосвязи и идейно-тематического своеобразшГфено-мена авторского творчества. Это работы В.Г. Белинского, М.М. Бахтина, И.А Виноградова, Д.С. Лихачева,' Ю.А. Андреева, Н.Р. Мазепы, В.Е. Ковского, Р.Т. Бикбаева, Л.К.Швецова, а также работы мордовских литературоведов и критиков: А.В. Алешкина, А.И. Брыжинского, Л.Г. Васильева, В.В. Горбунова, Г.С. Девяткина, В.М. Макушкина, Н.И. Черапкина, Е.И. Чернова и др.

Методом исследования является системно-целостный подход. Использован лексико-семантический метод, который предполагает возможность через изучение средств художественной выразительности прийти к пониманию своеобразия творческого мышления И. Пиняева.

Научная новизна исследования заключается в том, что данная работа является первым опытом целостного анализа творчества И. Пиняева как художественно-эстетического явления в литературном процессе Мордовии (1940-80-е годы XX века). Впервые предпринята попытка анализа документальной прозы И. Пиняева, которой в мордовском литературоведении до сих пор не уделялось должного внимания.

Научно-практическая значимость работы определяется возможностью использования ее результатов, теоретических положений и конкретного материала при изучении особенностей национальной литературы, ее актуальных проблем, при чтении курса лекций, при разработке курсов по выбору для студентов, создании учебных и методических пособий и рекомендаций, при составлении программ, хрестоматий, обзорных работ по мордовской литературе для вузов и общеобразовательных школ.

Объектом исследования послужили произведения И. Пиняева 1940-80-х годов, выходившие в периодической печати Мордовии, Чувашии и других регионах России, в коллективных сборниках Мордовского и Чувашского книжных издательств, центральных издательствах, а также отдельными изданиями.

В процессе работы привлекались как статьи, рецензии, отзывы, выступления И. Пиняева, так и документы из его личного архива, любезно предоставленные женой писателя Анной Кузьминичной Пиняевой.

Апробация результатов исследования проходила на кафедре литературы Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева. По результатам исследования были сделаны доклады и сообщения на кафедре литературы, научных конференциях МГПИ им. М.Е. Евсевьева. Основные положения диссертации изложены в тезисах и статьях научных изданий, а также в периодической печати Мордовии.

Структура и объем работы. --

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка ис

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Эволюция творчества И.Д. Пиняева"

Заключение

В истории развития мордовской национальной литературы Великая Отечественная война определила новый этап и выдвинула новое поколение писателей. К представителям данного поколения, без всякого сомнения, относится И. Пиняев, который начинал литературную деятельность в страшные 1941-1945 годы. Его активная и плодотворная работа в поэзии и в прозе, выражающая высокую гражданскую позицию автора, оказала и оказывает огромное воспитательное воздействие на молодое поколение. Велика роль И. Пиняева в деле раскрытия духовных начал подвига и передачи нравственных ценностей старшего поколения обращенным через современность в будущее своим преемникам-молодым людям.

Писатели вновь и вновь обращаются к годам всенародного подвига в самых разных формах и жанрах. Любой писатель сегодня, пытающийся в своих произведениях поставить значительные вопросы современности, с большой долей обязательности так или иначе коснется военного времени черезнепо-средственное ее изображение или через предысторию героев.

Человек на войне — одна из древнейших тем мирового искусства — в наши дни стала особенно злободневной. Дело в том, что вырос молодой читатель, знающий о войне только по книгам и рассказам отцов и дедов, отсюда возросшая настороженность к малейшим проявлениям фальши при изображении Отечественной войны.

Поэтому специфика литературы о войне состоит в глубокой народности и правдивости, что предопределило эти качества в поэзии начинающего поэта. Приверженность данным критериям явилась основной доминантой творчества И. Пиняева, которой он следовал всю жизнь.

В период войны, находясь на фронте, поэт пишет стихи, в которых воспевается патриотизм и героизм, без которых не было бы Победы.

Тема войны и армейского братства, тема подвига советского человека, тема борьбы с фашизмом навсегда осталась стержневой во всем, о чем~бы ни

• . 212 писал И. Пиняев. Но нельзя ограничивать его поэтический кругозор только этим, диапазон его творчества очень широк, тематика чрезвычайно разнообразна и богата.

И. Пиняева как художника слова отличает постоянный внутренний накал, гражданственность и гуманность, неиссякаемый оптимизм. Поэт всегда был верен своему мироощущению и отразил его с большим художественным мастерством и убежденностью в своем творчестве.

Фронтовые стихотворения И. Пиняева вобрали в себя все, что означало слово «война», и были отражением сложившегося двуединства восприятия войны: глазами солдата и чувством поэта. Поэт говорил о себе, о своих переживаниях, обращаясь к столь же дорогому и сокровенному в душах своих читателей. Поэтому военная поэзия И. Пиняева заняла огромное место в духовной жизни миллионов, она укрепляла веру в победу, в силы человека, помогала переносить испытания, ориентироваться в событиях, находить свое место в потоке истории, помогала жить. —

Современная лирика И. Пиняева, созданная на зрелом этапе его творчества, при всем ее проблемном и стилистическом разнообразии — это лучшее доказательство того, что поэт, вышедший из войны, и в мирное время не оставил «линии огня», и поэтому его стихи будут всегда актуальны и востребованы читателем.

С самого начала его поэзия была гражданской и до наших дней эта черта является основной для тех писателей, поэтов которые были на войне. Поэзии И. Пиняева принадлежит «роль камертона, с которым сверяется читатель, следя за развитием лейтмотива гражданской поэзии» [19.С. 10]. —

В творчестве И. Пиняева преобладает жанр лирической поэзии. Приоритетной в творчестве поэта остается именно патриотическая тема. Патетика и пафос ранних стихов И. Пиняева уступают место лиричности, которая появляется в более позднем периоде в строках, посвященных Родине, родной мордовской природе, землякам-труженикам, щедрости мордовского народа.

И. Пиняев один из первых создает в своем творчестве проникновенный образ матери — старушки, мордовской женщины, вводя в поэзию Мордовии стихотворение - диалог, стихотворение-обращение.

В исследовании мы пришли к выводу, что весьма неординарна по своему содержанию пейзажная лирика И. Пиняева. Функции пейзажной лирики И. Пиняева многообразны. Во-первых, она воспитывает эстетические чувства читателя, во-вторых, раскрывает красоту обычных явлений, наконец, пейзаж, преобразуясь в художественном сознании автора, воспринимается как олицетворение Мордовии, как ее поэтический образ.

Анализ любовной лирики показывает, что, следуя собственным убеждениям, жизненному опыту, мировоззрению и жизненным позициям, поэт создает свою самобытную концепцию любви, воплощающуюся в колоритные и самобытные образы. В любви автора привлекает не внешняя броская красота, а богатство духовного мира человека, его порядочность, верность, доброта, стремление помочь ближнему. —

Заметного мастерства достиг И. Пиняев в использовании изобразительно-выразительных средств в лирике. Метафоры, олицетворения и сравнения, ставшие основными изобразительно-выразительными средствами пиняев-ской лирики, очень точно й вместе с тем эмоционально доносят до читателя глубину художественно выраженной мысли, конкретность и обобщенность художественных образов.

Глубока и жизненна философская лирика И. Пиняева. Мотивы его лирики в известной степени сродни философской концепции Н. Заболоцкого, и прежде всего в раскрытии новых граней единства человека с природой

И. Пиняев активно развивает жанр поэмы. Автор с пристальным вниманием относится к миру человека и к миру национальной истории, к истокам национального самосознания.

И Пиняев в своих поэмах сосредотачивает внимание на проблемах взаимосвязи человека и государства («Никул»), ответственности за судьбы родины и мира («Мужество», «Высота»).

Можно с уверенностью констатировать, что основной конфликт между главным героем и его окружением, составляющий суть поэм, постоянно драматизируется, меняется в сторону наращивания внутренней напряженности. В поэмах И. Пиняева отчетливо обозначилась тенденция усиления лиро-эпического начала, с сохранением, однако, признаков эпического, способа изображения фактов действительности.

В образной структуре, сюжетно-композиционном строе поэм И. Пиняева обнаруживается стремление^ созданию ярких, сильных характеров, утверждающих себя в противопоставлении злу, через героическое начало.

Этот путь развития лиро-эпической формы характеризуется связями с народно-поэтическим творчеством, национальными традициями и мировыми художественными сюжетами.

И. Пиняев в своем творчестве опирается на национальную культуру. Поэтика его произведений весьма четко подтверждает активное пополнение ее содержания мордовскими мотивами. В поэмах И. Пиняева, рядом с обобщенным образом народа стоят конкретные герои, выступающие живыми носителями национального характера. Это, как правило, люди с сильным характером, которые несут правду о судьбе мордовского народа. В целом анализ жанра поэм позволят сделать следующее заключение: поэтический мир с его персонажами, материально-вещной средой, духовной жизнью, как правило, этнически окрашен.

Немаловажен вклад И. Пиняева в развитие традиций мордовского очерка и рассказа 1950-60-х годов. «Валдо эрямонь кис» («За светлую жизнь», J957), «Вастнемат и явомат» («Встречи и расставания», 1958), «Тетят-церат («Отец с сыном», 1968), «Журавли» (1960), «На лугах» (1973) и др. можно считать серьезной заявкой писателя. Эти очерки и рассказы не принесли широкой известности И. Пиняеву, хотя они привлекают своей тематикой. Их ценность прежде всего в том, что здесь начали закладываться основные черты творческой индивидуальности прозаика.

Главное место в очерковой и рассказовой прозе И. Пиняева занимают военная тема и тема труда. .

Уже имея за плечами богатый жизненный и творческий опыт, воплощенный в лирике, лиро-эпических произведениях, «малых» жанрах прозы, развернутом изображении действительности, более глубоком постижении конфликтов и характеров, которое затем реализуется в жанре романа.

Первые крупные прозаические опыты писателя - романы «Шла дивизия вперед» и «Я люблю тебя» - свидетельствуют о том, что поэзия и проза могли сосуществовать в его творчестве, ни в чем не уступая друг другу.

В дилогии «Шла дивизия вперед» (1968, 1971) автор прослеживает славный боевой путь 326-й Рославльской Краснознаменной дивизии, сформированной на территории Мордовии. Автор рассказывает о ратном пути земляков, о подвигах бойцов и командиров дивизии. При этом он в большинстве случаев не повторяется, ищет новые, свежие краски при описании боев, обстановки, досуга воинов, что делает повествование интересным, не утомляет читателя. И люди у него тоже не похожи один на другого. У каждого — своя биография, свой характер, интересы, чувства, привычки, мечты. А роднит их всех преданность Родине, ненависть к врагу, отвага в бою.

Дилогия И. Пиняева открыла новую страницу в истории мордовской военной художественной прозы, явившись первым произведением нового жанра.

Роман «Я люблю тебя» ^повествование о нашей современности, о людях мордовского села и города, живущих большими заботами страны, о молодежи, стремящейся и в делах своих, и в чувствах быть достойной своего времени, лучших традиций старших поколений.

С первых и до последних страниц романа пристальное внимание автора обращено на положительных героев, он радуется и печалится вместе с ними, ищет, сомневается, отстаивает справедливость, не приемлет пошлость^ эгоизм, лень.

Роман читается с напряженным интересом. Секрет этого — в той же правде жизни, умело построенном остром сюжете, «прозрачности» языка, лиричности повествования.

Данная работа не претендует на полную завершенность и бесспорность представленных в ней положений и выводов, вместе с тем она представляет собой первую попытку создания единой, целостной концепции художественного творчества И. Пиняева и осмысления его поэзии и прозы как интересного и малоизученного на данный момент явления во всем жанрово-стилевом многообразии мордовской-литературы, попыткой установить закономерности творческого развития художника, выявить его роль в развитии литературного процесса Мордовии.

Рассмотрение творческой эволюции И. Пиняева позволяет утверждать, что движение его жанров от малых и до крупных форм идет в направлении усиления историзма в процессе художественного воссоздания действительности. Все это и многое другое определяет безусловную ценность его произведений, позволяет охарактеризовать творчество Ивана Пиняева как оригинальное и самобытное явление в мордовской литературе, как существенный вклад в дело дальнейшего обновления и развития национальных форм искусства.

 

Список научной литературыМаскаева, Светлана Николаевна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1. Акимов А. На ветрах времени: Размышления о книгах. - Л.: Детская литература, 1991. - 286с.

2. Алешкин А.В. Нравственное возвышение личности («Высота» И. Пиняева) // А.В. Алешкин. Единство традиций. Саранск, 1978. - С. 135167.

3. Алешкин А.В. Страницы большой дружбы // Корни. — Лит.- худож. сборник. Саранск, 1985. - 60с.

4. Алешкин А.В. Эпос дружбы: Типология жанра поэмы в литературе народов Поволжья. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1985. — 184с.

5. Алешкин А.В. Поэзия 1969-1971 годов // Очерки жанров мордовской литературы (1968-1971): Труды МНИИЯЛИЭ. Саранск: Мордов. кн. изд-во. 1977.-224с

6. Алешкин А. На путях ускоренного развития // Горизонты. — Саранск, 1972.-С.158-163.

7. Андреев Ю.А. Необходимость героя / Положительный герой в книгах последних лет /. Л.: Знание, 1987. — 32с.

8. Астафьев В. Зрячий посох // Литературная газета. — 1981. 17июня.

9. Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000. — 334с.

10. Белинский В.Г. Герой нашего времени // Белинский В.Г. Собрание сочинений: В 13 т. Т.4. М.: Изд. АНСССР, 1954. - С.193-270.

11. Белинский В.Г. Собрание сочинений. В 3-х т. Т.З.- М.: Изд.: АНСССР, 1948.-928с. "

12. Бикбаев Р.Т. Эволюция современной башкирской поэзии. — М.: Наука, 1991.-141с.

13. Бондарев Ю. Взгляд в биографию. — М.: Сов. Россия, 1971. С.

14. Брыжинский А.И. В едином строю. Саранск: Мордов. кн. изд-во,1984. 120с.

15. Брыжинский А.И. Процессы жанрового развития мордовской прозы (50-90-е годы). Саранск: Изд-во МГУ, 1995. - 192с.

16. Брыжинский А.И. Современная мордовская проза (движение жанра). Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995. - 231с.

17. Бабаев Э.Г. Очерки эстетики и творчества JI.H. Толстого. М.: Изд-во МГУ, 1981. 198с.

18. Букин Г. Ленинградская эпопея в кривом зеркале американского историка//Военно-исторический журнал. 1964. - №1. - С.87.

19. Васильев Л.Г. Иван Данилович Пиняев: Очерк жизни и творчества. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1990. 95с.

20. Васильев Л.Г. Поэзия Ивана Пиняева // Лит. Мордовия. 1961. -№25. - С. 100-104.

21. Васильев Л.Г. Сынст кастызе Октябрясь // Эрзянь правда. — 1980. — 18окт.

22. Васильев Л.Г. Сон славась Родинанть // Эрзянь правда. 19837— 13сент.

23. Васильев Л.Г. На переднем крае // Сов. Мордовия. — 1984. — 13 июня. ~

24. Васильев Л.Г. Аф мадонды тол // Мокша. 1984. - №5. - ^48^52.

25. Васильев Л.Г. «Здесь основа моя и опора» На родине поэта. // Сов. Мордовия. 1985. — 2февр.

26. Васильев Л.Г. Иван Пиняевень творчествсо фронтовикень образтнэ // Сятко. 1985. --№2. - С.71-73.

27. Васильев Л.Г. Шла дивизия вперед Военная тема в творчестве И. Пиняева. // Полит. Вестник. 1991. - №5. - С.30-34.

28. Васильев Л.Г. Эрямось изнясы куломанть И. Пиняевень творчествасо военной темась // Эрзянь правда. — 1991. — 23 апр.

29. Васильев Л.Г. С верой в жизнь // Сов Мордовия. 1993. - 14 сент.

30. Васильев Л.Г. Эрясь мастрть лангса поэт: тячи топодсь 70 киза

31. И.Д. Пиняевонь шачема шиста // Мокшень правда. — 1993. — 14сент.

32. Васильева Р.П. Васильева Л.Г. Русская литература Мордовии. Основные тенденции развития // Современная мордовская литература (60-80е г.г.) / Отв. ред. А.В. Алешкин: В 2-х ч. 4.1. Саранск, 1993. - С.203-250.

33. Виноградов И.А. Борьба за стиль. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1937.-380с.

34. Гоголь Н.В. Несколько слов о Пушкине // Гоголь Н.В. Собрание сочинений: В 8 т. Т.7. М.: Правда, 1984. - С. 340-341.

35. Горький A.M. Полн. собр. соч.: В 30-ти т. Т.27: Статьи, доклады, речи, приветствия, 1933-1936. М.: Гослитиздат, 1953. - 591с.

36. Горбунов В.В. Поэзия — душа народа. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1973.-295с.

37. Горбунов В.В. История мордовской советской литературы: В 2-х томах. Т.2. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1971 — С. 100-104.

38. Грибанов В. В небытие закрыты двери: Стихи памяти И.Пиняева// Сов. Мордовия. 1980. — 16 марта.

39. Грибанов В. Маластонь ялгаль: Лятфнемат И. Пиняевонь колга // Мокша. 1993. - №9/10. - 0:57.

40. Гудкова С.П. Современная русскоязычная поэзия Мордовии в контексте мордовской литературы (70-90-е годы) // Дисс. на соискание уч. степени канд. филол. наук. — Саранск, 1998. — 190с.

41. Девин И. Стяда кулофненди: Иван Пиняевонь лятфнемс // Мокша. 1980. - №4. — С.46-47.

42. Девяткин Г.С. Мордовский рассказ. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1987.-213с.

43. Девяткин С.Г. Пиняев Иван Данилович // История Мордовии в лицах. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1994. - С. 30-31.

44. Есенин С.А. Стихотворения и поэмы. Москва.: Изд. Правда, 1984.494с.

45. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления: М.: Изд-во АПН,1971.-С. 316.

46. Забавина В. Судьбы людские // Сов Мордовия. 1983. - 27 марта.

47. Зиновьев Н.В. Положительный герой в советской литературе 70-х годов //Автореф. дисс. канд. филол. наук: 10.01.03. Саранск: МГУ, 1984. -17с. —

48. Иванова JI.B. Современная советская проза о великой Отечественной войне. — М.: Наука, 1979. -200с.

49. История мордовской советской литературы: В 2-х т. Т.2./ В.В.Горбунов, Б.Е. Кирюшкин, В.М. Пискунов. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1971.-417с.

50. История Мордовии в лицах. Биографический справочник. Сост.: П.Д. Грунов, В.А. Чугунов. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1997. С.397.

51. Кинякин С. Годы версты: Стихи. — Саранск. Мордов. кн. изд-во, 1973.-53с.

52. Ковский В.Е. Литературный процесс 60-70-х годов. — М.: Наука, 1983.-335с.

53. Крамов И. В зеркале рассказа. М.: Советский писатель, 1979. —294с.

54. Кузнецов Ф.Ф. Судьбы деревни в прозе и критике. М.: Изд. Знание, 1975. - 159с.

55. Кузнецова О.В. Формирование мордовской поэмы как жанра. Истоки мордовской поэмы.// Очерки жанров мордовской литературы (19741975): Труды МНИИЯЛИЭ. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1982. - С.57-103.

56. Лазарев А.И. Это наша судьба: Заметки о литературе, посвященной Великой Отечественной войне.- М.: Наука, 1978. С.65.

57. Леонов Б.А. Духовный арсенал народа: Героико-патриотическая тема в советской литературе 60-70-х годов. М.: Воениздат, 1982. - 192с.

58. Леонов Л. Литература и время. Избранная публицистика. 2-е изд., доп. - М.: Худ. лит., 1967. - С. 214-215.

59. Лихачев Д.С. Заметки о русском. 2-е изд., доп. - М.: Сов. Россия,1984.-64с.

60. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы. — 1968; №8. - С. 74-89.

61. Ломидзе Г.И. Чувство великой общности. М.: Сов. писатель, 1978.-271с.

62. Лукницкий С. Чувство высоты // Лит. газ. 1975. - 12нояб.;

63. Любаев П. Моронь вайме: Лятфнемат И.Д. Пиняевонь колга // Мокша. 1993. - №9/10. - С. 57.

64. Любаев П. Морыця ойме // Эрзянь правда. 1993. - 11 сент.

65. Мазепа Н.Р. Развитие современной советской поэмы. — Киев: Наука думка, 1986. -280с.

66. Макаров А. Идущим вослед. — М.: Советский писатель, 1969. -С. 109.

67. Макушкин В.М. Верность воинской присяге // Сов. Мордовия. — 1975.-4 окт.

68. Макушкин В.М. Обретение зрелости. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1984.-224с.

69. Малькин A.M. Поэзия труда. М.: Наука, 1976. -190с.

70. Мартынов Л.Н. Возникновение поэм // Литературная Россия. — 1982.-31 мая.-С. 3.

71. Моро А. Кенярдома: Стихть и поэма. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1964.-119с.

72. Некрасов Н.А. Кому на Руси жить хорошо. М.: Худ. лит-ра, 1971. -383с.

73. Новиков В. Движение жизни — развитие искусства. В кн.: Социалистический реализм сегодня. — М.: Худ. лит-ра, 1977. С. 169-170.

74. Огнев А.В. Русский советский рассказ. М.: Просвещение, 1978.208с.

75. Овчаренко А.Г. Советская художественная проза семидесятых годов. Москва. - 1975. - №2. - С. 203.

76. Овчаренко Ф. В сантиметре от сердца М.: Молодая гвардия, 1974. -349с.

77. Первенцев JL Честь смолоду. М.: Наука, 1964. С. 274.

78. Пилатов Т. Разведка боем // Литературная газета. — 1972. -25 окт.

79. Пиняев И.Д. Дружба: Стихи. Чебоксары: Чувашгосиздат, 1948.87с.

80. Пиняев И.Д. -Родные просторы: Стихи. Чебоксары: Чувашгосиздат, 1950. — 71с.

81. Пиняев И.Д. Мирный разговор: Стихи. Чебоксары: Чувашгосиздат, 1953. — 83с.

82. Пиняев И.Д. В родном краю: Стихи. Чебоксары: Чувашгосиздат, 1954.-96с.

83. Пиняев И.Д. Моя подпись: Стихи и поэмы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1956. - 145с.

84. Пиняев И.Д. Бригадир Матвей: Поэма для сред. шк. возраста. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1958. — 15с.

85. Пиняев И.Д. Сирень: Стихи. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1958. —119с.

86. Пиняев И.Д. Алена: Поэма. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1959. —56с.

87. Пиняев И.Д. В родной семье: Стихи. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1960. 16с.

88. Пиняев И.Д. Возвращение: Рассказ. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1960.-16с.

89. Пиняев И.Д. Волшебница: Рассказ. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1960.-14с.

90. Пиняев И.Д. Журавли: Рассказ. Саранск: Мордов. кн. изд-во,1960.-16с.

91. Пиняев И.Д. Мужество: Поэма. Саранск: Мордов. кн. изд-во,1961.-64с.

92. Пиняев И.Д. Золотое кольцо: Стихи. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1963.-63с.

93. Пиняев И.Д. Струны солнца: Стихи. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1964.-40с.

94. Пиняев И.Д. Я иду по земле: Стихи. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1966.-102с.

95. Пиняев И.Д. Человеку надо быть красивым: Стихи. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1968. - 79с.

96. Пиняев И.Д. Шла дивизия вперед: Роман. Кн.1. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1968. -372с.

97. Пиняев И.Д. Шла дивизия вперед: Роман. Кн.2. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1971. — 278с.

98. Пиняев И.Д. Не зря живу: Стихи и поэмы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1971.-188с.

99. Пиняев И.Д. Наливается рожь: Стихи и поэма. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1973.-200с. —

100. Пиняев И.Д. Отцовская рубашка: Стихи. — М.: Современник, 1973. -120с.

101. Пиняев И.Д. Высота: Поэма. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1975. - 200с.

102. Пиняев И.Д. Свет черемухи: Стихи и поэма. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1978. -152с.

103. Пиняев И.Д. Дорога // Сов. Морд. 1977. — 15 октябрь.

104. Пиняев И.Д. В пражском пантеоне // Сов. Морд. 1970. - 8 ноябрь.

105. Пиняев И.Д. Бессмертники: Стихи. М.: Современник, 1980.189с.

106. Пиняев И.Д. Я люблю тебя: Роман. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1982.-392с.

107. Пиняев И.Д. Жизнь продолжается: Стихи и поэмы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1984. - 128с.-.224

108. Пиняев И.Д. Октябрьские зори: Поэма // Лит. Мордовия. 1958. -№16.-С. 3-35.

109. Пиняев И.Д. Счастье земное: Поэма // Лит. Мордовия. 1961. -№1(22). - С. 15-25.

110. Пиняев И.Д. Родничок: Рассказ // Сов. Мордовия. 1970. — 13 мая.

111. Пиняев И.Д. Светить маяком негасимым: Поэма // Мол. ленинец. — 1970.-4 дек.

112. Пиняев И.Д. Был полдень: Рассказ // Сов. Мордовия. 1971. - 21 нояб.; Созвездие. - Саранск,Л 973. - С.110-114.

113. Пиняев И.Д. Главное направление: Поэма // Сов. Мордовия. — 1973.-4 авг.

114. Пиняев И.Д. Держусь! Поэма // Ясные дали. — Саранск, 1973. С.71.79.

115. Пиняев И.Д. Отбоя нет: Поэма // Сов. Мордовия. — 1973. 26 авг.

116. Пиняев Иван Данилович (1923-1979) Мордовская литература: Учебн. хрестоматия для 8 класса / Сост.: С.А. Самошкин, А.И. Антонов. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1984.- С. 150-151.

117. И 6. Пиняев И.Д. Валдо эрямонь кис (За светлую жизнь): Очерк // Сурань толт. 1957. - №5. - С. 25-30.

118. Пиняев И.Д. Саушкин велявтсь мекев (Саушкин обратно вернулся): Очерк // Сурань толт. 1957. - №4. — С. 75-80.

119. Пиняев И.Д. Вастнемат ды явомат (Встречи и расставания): Очерк // Сурань толт. 1958. - №1.~- С. 17-30.

120. Пиняев И.Д. Лиихть каркт.(Летят скворцы): Очерк // Мокша. —1958. №1. — С. 63-71.

121. Пиняев И.Д. Сынь муизь эсь таркаст (Они нашли свое место): Очерк // Сурань толт. 1958^ - №5. - С. 52-58.

122. Пиняев И.Д. Васенце тундо (Первая весна): Очерк // Сурань толт. —1959.-№2.-С. 16-21.

123. Пиняев И.Д. Вечная мелодия: Очерк // Лит Мордовия. 1963.30.-С. 97-100.

124. Пиняев И.Д. На Волге у Девятаева: Очерк // Лит. Мордовия. -1963. №33. — С. 103-111.

125. Пиняев И.Д. Дивизиясь мольсь икелев (Шла дивизия вперед): Очерк // Сятко. 1967. - №3. - С. 51-59.

126. Пиняев И.Д. Маршал марто вастовома (Встреча с Маршалом): Очерк // Сятко. 1967. - №6. - С. 43-46.

127. Пиняев И.Д. Тетят церат (Отец с сыном): Очерк // Сятко. 1968. -№1. —С. 4-8.

128. Пиняев И.Д. Разведчикт (Разведчики): Очерк // Мокша. — 1968. -№1.-С. 6-11.

129. Пиняев И.Д. Хасанонь герой (Герой Хасана): Очерк О Пожарском. // Мокша. -1968. №4. - С. 54-59.

130. Пиняев И.Д. Эрямонь ки (Дорога жизни): Очерк О П.Н. Пыресевой. // Сятко. 1968. - №4. - С. 57-58.

131. Пиняев И.Д. Вельсоветэнь председатель; Луга лангсо (Председатель сельского совета; На лугу): Очерки // Сятко. — 1969. №5. — С. 53-62.

132. Пиняев И.Д. Маша: Очерк // Сятко. 1969. - №1. - С. 56-58. ~~

133. Пиняев И.Д. Рав лангсо (На Волге): Очерк // Сятко. 1969 - №6. — С. 49-58.

134. Пиняев И.Д. Пси шит (Жаркие дни): Очерк: О В.О. Кошменеве. // Мокша. 1971. № 1. - С. 14-18.

135. Пиняев И.Д. Селмиямо (Окрыливание): Очерк // Сятко. 1971. -№5.-С. 52-62.

136. Пиняев И.Д. Сисем чить оянь кедьсэ (Семь дней у своего друга): Очерк // Сятко. 1972. - №3. - С. 48-54.

137. Пиняев И.Д. Оймесэ след (След в душе): Очерк О А.Т. Куняёве. // Сятко. 1975. - №4. - С. 59-62.

138. Пиняев И.Д. Таго сэнежды менелесь (Опять синеет небо): Очерк

139. О Н. Н. Кугушеве. // Сятко. 1975. - №4. - С. 62-65.

140. Пиняев И.Д. Журавли: Очерк // Душа дела: Писатели о библиотечном труде. М., 1987. - С. 267-275.

141. Писатели Мордовии: Библиографический указатель / Брыжинский А.И., Пашутина ОБ., Чернов Е.И. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2001. -592с.

142. Писатели Мордовии. Рекламный справочник.- Саранск: Мордов. кн. изд-во. 1979.- С. 43 ~

143. Плоткин Л. Страницы героической летописи // В начале семидесятых. Л.: Наука: Лен. отд., 1973. - С. 88-89.

144. Современная мордовская литература. 60-80-е годы. 4.1: Поэзия. Драматургия. Детская литература. Русская литература Мордовии. Критика и литературоведение. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1993. — 320с.

145. Снегирев Н. Поезда: Стихи, поэма. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1977.-55с.

146. Снежко Е. Стремление к высоте // Лит. Россия. 1975. — 5 дек. (№49).

147. Старчук М. О книге Ивана Пиняева «Шла дивизия вперед» // Мол. Ленинец. 1968. - 7 мая.

148. Станкевич Н.В. Моя метафизика. Мир и эрос //Антология философских текстов о любви. М.: Советский писатель, 1991. - 243с.

149. Станкевич И.К. К проблеме двуязычия и многоязычия в литературе южных славян // Многоязычие и литературное творчество. Л.: Сов. писатель, 1981.-С. 149-240.

150. Терехин А.Ф. Беспокойная душа поэта // Штрихи к портретам: Сб. статей. Саранск, 1990. - С. 165-173;

151. Терехин А.Ф., Терехина Н.Ж. В тех именах истории шаги. -Саранск, 1991.-С.63.

152. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 1974. — 508с.

153. Твардовский А.Т. За далью-даль: Поэма. М.: Советский писатель, 1961.- 199с.

154. Уездин М. Алмазонь валакавтыця: (Иван Пиняевде): Стихть // Сятко. 1990. - №6. - С. 37.

155. Ульяшов П.С. Этот неумирающий жанр: Современный советский рассказ. М.: Знание, 1987. - 110с.

156. Францева Л. Поэзия и время // Проблема развития современной мордовской литературы. Саранск, 1983.-С. 238-252;

157. Хализев В.Е. Теория литературы. — 2-е изд. — М.: Высш. шк., 2000. 398с.

158. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. — 4-е-изд. М.: Худ лит., 1977. — 446с.

159. Чаковский А. Документ, вымысел, образ // Вопросы литературы. -1973.-№8.-С. 132.

160. Чернышевский Н.Г. Литературно-критические статьи — М.: Сов. Россия, 1983.-70с.

161. Чернов Е.И. История мордовской литературы. — Учебное пособие. Саранск, 1993.-С. 75.

162. Чигринов И.Г. Первое воспоминание // Советские писатели. Автобиографии: В 5-ти т. Т. 5. М.: Наука, 1988. - С. 483-490.

163. Числов М.М. Время зрелости пора поэмы: Состояние и проблемы жанра поэмы. Тенденция развития современной поэзии.~- М.: Наука, 1986. - 396с.

164. Шеянова И. Пиняев Иван Данилович // История Мордовии в лицах. Саранск, 1997. — С. 397.

165. Шило Е. Да будет мерой чести Ленинград.// Звезда. 1972. - №5.-С. 216.

166. Швецова JI.K. Современная советская поэма (1950-1970 г.г.)^- М.: Просвещение, 1984. 145с.

167. Эйхенбаум Б. Иллюзия сказа // Книжный угол, П.6., 1918. №2. -С. 8-55.

168. Экзюпери Антуан де Сент. Военный летчик— М.: Худож. лит., 1977.-339с. .—